Дороги в древнем риме интересные факты. Римские дороги. Виа Портуензе: из Рима в важнейший порт на Тирренском побережье

Которая постоянно находилась под угрозой нападения извне, приняла решение построить сеть вымощенных дорог, отвечающих её нуждам. Дороги позволили увеличить скорость передвижения как войск, так и торговых караванов.

Первая мощёная дорога была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей : она получила название по имени своего создателяVia Appia (Аппиева дорога). В конце существования Римской республики территория Апеннинского полуострова покрылась сетью подобных дорог. Каждая из них носила имя цензора , которым была построена. Также дорога могла получать название по направлению или по области, через которую проходила. Иногда дороги переименовывались после того, как другой римский деятель ремонтировал её. Дороги мостились только на территории городов или на подступах к ним (за исключением полностью вымощенной Via Appia ), а в основном покрывались песком , щебнем и гравием из открытых карьеров поблизости.

Расцвет римских дорог

Падение Империи

Другие источники

Существовали и другие итинерарии помимо книги Антонина. Например, итинерарии, описывающие паломничество в Иерусалим Евсевия Кесарийского , Евсевия Никомедийского или Феогнида Никейского. В итинерарии из Бурдигалы (Бордо) (Itinerarium Burdigalense), написанном в 333 году также описывает, какой дорогой следовать, чтобы добраться до Святой Земли . А итинерарий Александра (Itinerarium Alexandri) представляет собой список завоеваний Александра Великого .

Дорожные сооружения

Строительство римских дорог не заканчивалось прокладкой собственно дороги. Для удобства путешественников на пути устанавливались дорожные указатели, строились мосты через водные преграды и т. п.

Мильные камни

Основная статья : Мильный камень

Для того чтобы ориентироваться на местности, римские инженеры через определенные промежутки воздвигали на обочинах viae publicae и vicinales мильные камни (miliarium ). Они представляли собой цилиндрические колонны высотой от 1,5 до 4 м и диаметром от 50 до 80 см. Колонны стояли на кубических основах, углубленных в землю примерно на 60-80 см. Весили мильные камни более 2 тонн. Эти столбы, в отличие от современных дорожных указателей, не ставились через каждую милю . На них указывалось расстояние до ближайшего населенного пункта.

На верхней части каждого мильного камня (так как путешественники чаще всего ехали верхом на лошадях или сидели повозках, то им все было хорошо видно) находились надписи: имя императора , по указу которого строилась или ремонтировалась дорога, его титулы, несколько слов о возникновении камня (был ли он поставлен здесь после строительства или ремонта дороги) и расстояние от данной точки до ближайшего населенного пункта, большого дорожного перекрестка или границы. Расстояния римляне исчисляли в милях. Римская миля (лат. milia passuum ) равнялась 1000 двойных шагов и составляла примерно 1,48 км. На некоторых дорогах такие указатели ставились позже, чем строилась сама дорога (например, на Домициевой дороге), поэтому и расстояния указывались уже в других единицах.

  • Мосты смешанного типа

Или же для большей прочности опоры моста строились из камня, а несущая конструкция помоста - из дерева. Одним из примеров такого типа конструкции является римский мост в Трире , где опоры были сложены из камня, а настил - из дерева. Сегодня там сохранились только римские каменные опоры, верхняя же часть была построена из тесаного камня уже позже.

  • Понтонные мосты

Почтовые станции, постоялые дворы и склады

До наших дней дошло много источников, описывающих постоялые дворы. Эти tabernae (лат. харчевня ) часто имели очень плохую репутацию, поэтому путешественники предпочитали разбивать лагерь недалеко от них, либо жить в deversorium (лат. постоялый двор, гостиница ), предназначенных для состоятельных людей, или же, пользуясь законами гостеприимства (hospitium ), селиться у местных жителей, к которым они имели рекомендательные письма.

Кроме постоялых дворов на дорогах стояли horrea (лат. амбар, житница, склад ), которые находились в ведении службы cura annonae (попечение о снабжении продовольствием столицы Империи; лат. annonae curam agree - заботиться о продовольствии).

Курьерская служба и охрана

Cursus publicus - почтовая служба Римской империи активно пользовалась римскими дорогами. Курьеры быстро доставляли сообщения и новости во все уголки Империи. Почтовая служба была так хорошо налажена, что при благоприятных условиях курьеры на повозках могли в день проехать около 75 км (для сравнения почтовые службы в середине XVI века обычно могли в день преодолеть не более 45 км).

Курьеры в основном ездили на cisium с установленными на них коробами. Если послание было срочным, то верхом на лошадях. Курьеры носили характерные кожаные головные уборы, которые назывались petanus . Почтовая служба была довольно опасным занятием, так как курьеры часто являлись целью для разбойников и врагов империи. Частную переписку состоятельных людей перевозили рабы tabellarii (лат. посланец, гонец ).

Так как быстро стало ясно, что передвижение по дорогам не так безопасно, как хотелось бы, то вдоль путей начали строить оборонительные сооружения и ставить военные лагеря. Они следили за порядком на дорогах. Некоторые оборонительные сооружения превратились со временем в настоящие крепости . Кроме того, гарнизон часто был задействован в ремонтных работах на дорогах.

Гражданские, военные и священные памятники

Вдоль дорог находились и различные культовые и священные места, например, храмы , которые строились для духовной поддержки путников и в честь богов , защищающих путешественников. Путники молились Меркурию , богу торговли и покровителю путешественников, Диане , защитнице дорог и разным местным богам. Богам давались разнообразные подношения - деньги, вещи, пища и т. п.

Мавзолеи и трофеи возводились вдоль дорог императорами или другими состоятельными людьми. Они прославляли императоров, военачальников, рассказывали о победах римских войск.

Крупнейшие римские дороги

Основные римские дороги в Италии

  • Via Agrippa (Агриппиева дорога) - построена в 40 году , соединяла между собой Рим и Булонь-сюр-Мер .
  • Via Æmilia (Эмилиева дорога) - построена в 187 году до н. э. , соединяла Римини и Пьяченцу .
  • Via Appia (Аппиева дорога) - построена в 312 году до н. э. , соединяла Рим и Бриндизи .
  • Via Aurelia (Аврелиева дорога) - построена в 241 году до н. э. , соединяла Рим и Лигурию .
  • Via Cassia (Кассиева дорога) соединяла Рим и Этрурию .
  • Via Clodia соединяла Рим с побережьем Тирренского моря .
  • Via Domitia (Домициева дорога) - построена около 118 года до н. э. , соединяла северную Италию с Испанией через Нарбонскую Галлию .
  • Via Egnatia - построена во II веке до н. э. , соединяла Дуррес с Византией .
  • Via Julia Augusta - построена в I веке до н. э. , соединяла Пьяченцу с долиной Роны .
  • Via Flaminia (Фламиниева дорога) - построена в 220 году до н. э. , соединяла Рим с Умбрией .
  • Via Latina соединяла Рим с южной частью Италии.
  • Via Postumia соединяла Геную с Аквилеей .
  • Via Salaria («соляной путь») соединяла Рим с территориями сабинян , следуя через долину Тибра .
  • Via Valeria соединяла Рим с центральной Италией.

Локализация римских дорог

Многие римские дороги сохранились до наших дней: некоторые из них находятся в первозданном виде, на месте других проходят современные трассы. К сожалению, исторические источники, которые дошли до наших дней, не всегда помогают точно определить местонахождение той или иной дороги.

Малая Фламиниева дорога (Via Flaminia Minor )

Территория древней Римской империи охватывала не только большую часть Европы, она простиралась до Африки, захватывала Азию, а также покрывала собой многочисленные острова. Конечно, чтобы сохранять повиновение провинций Риму требовалась огромная армия. Но не только. Нужна была мобильность – возможность быстро пройти из одного места в другое. Поэтому римляне везде, куда только ступала нога легионера. А когда произошло падение Империи, дороги остались, как маленький сувенир на память. Сувенир, который кое-где сохранился до наших дней…
Мне очень доставляют такие артефакты, взглянув на них, можно мысленно пронестись сквозь века и увидеть, отряд легионеров, идущий на усиление северной границы и воинов, присевших в тени сосен на обед или простых жителей, укладывающих камень за камнем эту дорогу. Фантазируйте сами, Топ 10 Римских дорог

1

Аппиевой дороге, которая считается самой важной римской дорожной артерией своего времени, в следующем году исполнится 2330 лет – юбилей, теряющийся в тысячелетиях. Движение в две полосы осуществлялось от Рима до Бриндизи и сейчас на этом маршруте существует современная автострада с небольшими участками древнего булыжного покрытия.

2


В 120 году до н. э. ба построена дорога, соединявшая Рим с Испанией через Галлию. Строительство римских дорог уже тогда отличалось основательностью. Под дорожное полотно вырывались широкие канавы, на дно которых бросали куски твердых скальных пород, далее насыпали гравий, а затем укладывали большие плоские булыжники, скрепляя их цементом на основе пуццолана. Естественно, дорога сохранилась до нашего времени.

3


Из Рима на север, во Францию, вела Агриппиева дорога. Сейчас ее остатки можно высмотреть близ Лиона, а раньше он вела в Па-де-Кале, то есть простиралась до Верхней Франции. Любопытно, что отдельные участки дороги используются и сейчас и это несмотря на очень почтенный возраст – 1977 лет.

4


Примерно в одно время с Агриппиевой дорогой проходило строительство Календской дороги (тропы) в Крыму. Она извилиста и частично проходит по карнизам над обрывами, что в принципе для Римских дорог нетипично. Бывало, римляне даже срубали скалы, чтобы положить путь попрямее. Римская дорога в Крыму еще и уже (в среднем два метра), но уж сделана на совесть и продолжает служить до наших дней.

5


На земле современной Германии римляне в свое время хозяйничали, как у себя дома. В частности строили не только военные лагеря, но и дороги. Нельзя сказать, было ли радо этому местное население, так как его часто привлекали к финансированию строительства, скорее всего, в добровольно-принудительном порядке.

6


Эта римская дорога – одна из самых протяженных. Все 800 километров она проходит по Албании, Турции, Македонии и, естественно, ведет в Рим. Строительство заняло 99 лет, так как помимо протяженности по ходу строительства были встречены участки с очень сложным рельефом. Однако после постройки регион получил торговый путь, а города, через которые проходила Эгнатиева дорога, стали процветающими торговыми центрами.

7


Еще более длинной была Августова дорога на территории современной Испании – 1500 км. Она шла от Кадиса до Жироны, заходя в Барселону. Любопытно, что почти все римские дороги назывались по имени их строителя, но Августова дорога названа по имени императора, который ее отремонтировал – Октавиана Августа. Остатки дороги можно увидеть в Сагунто.

8


В Салониках древняя римская дорога находится прямо посередине города и представляет собой работающий перекресток и часть улицы. Построена она в 4 веке нашей эры, и это было уже более совершенное сооружение 7,5 метров шириной (например, ширина Аппиевой дороги – 4 метра). Дорогу обнаружили в ходе строительства метро, и как не удивительно, ее ответвления совпадают с расположением современных улиц.

9 Икнилдская дорога (Рыкнилдкая)


Много дорог римляне построили в Англии – это было просто необходимо в условиях климата провинции. Для Икнилдской дороги и маршрут был выбран настолько удачно, что большая его часть была застроена современными автострадами, а небольшой участок римского полотна сохранился в Бирмингеме.

10


Около Манчестера находится отменно сохранившийся участок римской дороги с канавой для отвода воды посередине пути – Blackstone Edge. Построен он на Ришвортских болотах – вот яркий исторический пример, как надо строить дороги!

Введение

Римляне - величайшие строители дорог древности - сохранили свой приоритет в этой области на долгое время. Только в эпоху Наполеона Европа смогла построить дороги качественно лучше тех, которые создало мастерство римских инженеров.

Это они придумали использовать булыжники как основание, чередуя затем спои земли и камней, что сделало дороги способными сопротивляться износу, суровым погодным условиям и оживленному движению. Они всегда искали самые короткие и безопасные маршруты, по возможности придерживаясь поверхности земли, но прокладывая туннели, чтобы преодолеть горные вершины, и пересекая реки и дороги по каменным мостам и сваям всюду, где это было необходимо. Римские строители дорог прокладывали мостовые с врытой колеёй на крутых склонах, чтобы по ним могли двигаться их повозки.

Эта древняя рационально спланированная наземная система связи способствовало активному перемещению людей и вещей, идей и культур, религий и истории. Так было на всех территориях, находящихся под римским господством, по которым пролегло около 100 000 км дорог, связывающих ареалы 32 современных народов.

Развитие и земли, и моря шло вслед за политическим и экономическим развитием Рима. В течение тех столетий, в которые Рим завоевал Италию, связь между строительством дорог и контролем за подвластной территорией как колониальной системой была особенно сильна.

Цель работы - изучить особенности конструкции дороги Древнего Рима.

Основная часть

Дороги -- это торговые пути, пути сообщения, которые способствовали развитию Древнего Рима, его культуры и цивилизации. По ним перевозили награбленную в завоеванных странах добычу, перегоняли тысячи рабов. В начале II в. во времена Траяна существовало уже около 100 тыс. километров государственных дорог, преимущественно с твердым покрытием. Они были хорошо обустроены и содержались в отличном эксплуатационном состоянии. На основных дорогах Рима через каждую римскую милю (примерно 1,5 км) устанавливались дорожные знаки. Предусматривались станционные дома-гостиницы и ремонтные службы. Все это способствовало их большой пропускной способности.

Вероятно, большинство дорог Древнего Рима строилось в соответствии с требованиями первых «технических условий», так называемых «12 таблиц», разработанных еще в 450 г. до н. э. Согласно этому документу дороги по ширине делились на следующие части (полосы): семита (semita) или пешеходная полоса шириной 30 см, итер (iter)--полоса для всадников и пешеходов шириной не более 92 см; актус (aktus)--полоса для одноупряжных повозок и экипажей шириной 122 см и двухполосная виа -- (via)-- основная проезжая часть шириной около 244 см. Таким образом, если считать, что семита, итер и актус проходили с обеих сторон дороги, то общая их ширина с учетом двойной виа составляла, приблизительно от 7 до 10 м.

В более поздние времена империи этим размерам перестали строго следовать. Первой стратегической дорогой римлян считалась Аппиева, проложенная в 312 г. до н. э. цензором Аппием Клавдием Крассом. Это была наиболее широкая мощеная дорога, соединившая Рим с Капуей. Именно вдоль нее были распяты на крестах 6 тыс. рабов, восставших под предводительством Спартака. Длина Аппиевой дороги составляла 540 км, а ширина 7...8 м. Как и большинство крупных дорог Древнего Рима, она, невзирая на рельеф местности была на большей части прямая, как луч. Аналогичной была «виа Фламиниа»-- Великая Северная дорога, построенная приблизительно в 220 г. до н. э. Это была, пожалуй, самая длинная по протяженности дорога, которая шла от Рима к северу Италии через Альпы и далее -- по берегу Адриатического моря в Византию.

Считается, что до конца I в. до н. э. почти весь Италийский полуостров был пересечен дорогами, ведущими в Рим. В то время в римских городах была распространена прямоугольная координатная сетка расположения домов с длинными и прямыми улицами. Это не значит, что все улицы были такие. Внутри кварталов улицы, наоборот, были узкими и кривыми, но главные улицы отличались от них. Они нередко имели ширину 12 м, а в отдельных городах, как, например, в Кельне, расстояние между фронтонами зданий достигало 32 м. Основная дорога там с учетом тротуаров имела ширину 22 м, а без учета тротуаров 11 -- 14 м. В пределах города на дорогах обязательно устраивался тротуар шириной от 0,5 до 2,4 м, который отделялся от проезжей части бордюрным камнем высотой около 45 см.

Основание таких дорог обычно дренировалось при помощи специальных водостоков и кюветов, а их поверхность всегда была приподнята над уровнем земли и имела небольшой уклон к периферии. Общая толщина римских дорог составляла от 80 до 130 см, хотя отдельные из них достигали 240 см. Как правило, дороги были многослойными, из четырех-пяти слоев, со средними слоями из бетона, хотя абсолютной уверенности в этом нет. Нижний слой многих дорог представлял собой основание из каменных плит толщиной 20--30 см, которые укладывались на хорошо уплотненное земляное полотно через растворную стяжку, с последующим выравниванием их песком. Второй слой толщиной 23 см состоял из бетона. Третий слой толщиной тоже 23 см был из мелкогравийного бетона. Оба бетонных слоя тщательно утрамбовывались.

Это была самая сложная и изнуряющая часть работы, которую выполняли в основном рабы и иногда воинские подразделения. Последний, верхний слой дороги покрывался большими каменными блоками площадью 0,6--0,9 м2 толщиной около 13 см. Считается, что большая часть Аппиевой дороги сооружена именно так. Таким образом, по данным ряда исследователей, занимавшихся изучением римских дорог, можно констатировать, что обязательным элементом римских дорог являлся слой бетона толщиной около 30 см. который укладывался между каменными плитами основания и каменной брусчаткой верхнего покрытия. Французский инженер М. Флере еще в начале XIX в. описал устройство римской дороги с гравийным покрытием. Грунт, по его сведениям, вырывался на глубину до четырех футов (120 см), после чего дно траншеи тщательно уплотнялось окованными деревянными трамбовками. На дно заливалась известково-песчаная постель толщиной в один дюйм (2,5 см), на которую укладывался слой плоских широких камней. Поверх этих камней снова заливали слой раствора и хорошо уплотняли.

Следующий слой толщиной 9--10 дюймов (23--25 см) состоял из бетона, где крупным заполнителем были камни булыжника и гравия. Помимо них использовали также черепицу и каменные обломки разрушенных зданий. Выше этого слоя укладывался новый слой бетона на более мелких камнях, толщина которого составляла около одного фута (30 см). Последний верхний слой толщиной три-три с половиной фута (90--105 см) состоял из крупного гравия или щебня, который особенно тщательно утрамбовывался в течение нескольких дней. Более дешевые дороги состояли из каменной засыпки толщиной 13 см, перемешанного слоя грунта, известняка и песка толщиной 46 см, слоя уплотненного грунта толщиной около 46 см и верхнего слоя из булыжника и битого камня. Были и другие разновидности дорог.

Так, в Лондоне сохранилась древнеримская дорога с толщиной дорожной одежды 230 см, сделанная полностью из бетона с покрытием из белых черепичных плит. Вся бетонная масса дороги заключена между каменными подпорными стенками. В римских дорогах была тщательно продуманная система дренажа, поэтому толстая масса бетона при отрицательных температурах не растрескивалась. Дорожное покрытие не имело температурных швов и было пригодным в основном для мягкого итальянского климата. В северных провинциях Римской империи уже можно было наблюдать трещинообразование, поэтому в более поздний период империи римляне почти прекратили строить дороги с применением бетона.

Трасса римских дорог размечалась с помощью двух параллельно натянутых веревок, которые определяли ее ширину. Прямолинейность обеспечивалась с помощью прибора «грома», хотя чаще для этой цели пользовались более простым, но эффективным способом -- с помощью дыма от далеко расположенного костра и какой-либо промежуточной точки. На строительство дорог сгонялось большое количество рабов. Привлекались также воинские части и свободное население. Громадный объем каменных материалов добывался и перерабатывался вручную. При этом большие камни раскаляли на кострах, а затем обливали холодной водой. Большинство римских дорог эксплуатировалось еще в XIX в., а отдельные сохранились до наших дней. Интересно, что римлянам был известен природный асфальт и даже в сочетании с песком и битым камнем, но они не использовали его для одежды верхнего покрытия дорог.

Таким образом, можно отметить достаточно мощную и прочную одежду дорог Древнего Рима, составлявшую от 0,8 до 1,3 м, а в отдельных случаях до 2,4 м. По современным понятиям дороги такого типа выполнены с чрезмерным запасом прочности. К примеру, дорожная одежда современных дорог такого типа для аналогичных климатических условий не превышает 60--70 см, включая морозозащитный слой и слой износа. Конструкция дорог, подобных Аппиевой, может быть применена для самых тяжелых эксплуатационных нагрузок нашего времени, порядка 15 т на ось автомобиля. Недаром эта одна из самых старейших дорог мира, построенная 2300 лет назад, эксплуатируется и поныне.

Римские дороги обладали рядом других достоинств: наличием в отдельных из них специального слоя износа из естественных камней; возможностью приготовления бетона непосредственно на месте работ; широким применением извести, которая ввиду большой растяжимости по сравнению с современным портландцементом дает бетоны повышенной трещиностойкости. И, конечно, одним из основных достоинств римских дорог является их большая долговечность, доказательством чего служит хорошее состояние отдельных из них в наше время.

Список использованной литературы

1. Искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. М., 1961г.

2. Н.А. Дмитриева, Л.И. Акинова. Античное искусство: очерки. М.,1988 г.

3. Римское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). -- СПб., 1890--1907.

4. http://www.steklo.biz/biblioteka_stroitelja/rimskij_beton_12.html

Дороги охватывали не только сам Рим, но и его огромную империю. Сперва они появились в Италии, а затем их строительство велось в разных частях Европы, Азии и Африки. Созданная сеть связывала любую точку империи. Изначально она предназначалась исключительно для военных, но в мирное время по ней передвигались курьеры и торговые караваны, что было крайне важно для всего общества. Древними дорогами пользовались на протяжении многих столетий даже после падения великой империи.

Памятник античности

Уникальное для своего времени качество римских дорог стало следствием государственного надзора за их строительством. Уже законы двенадцати таблиц (относящиеся к V веку до н. э.) определяли единую ширину путей и обязывали людей, живших рядом с ними, огораживать свои участки.

Каждая римская дорога мостилась камнем, благодаря чему была удобной для путников и лошадей. Впервые к такой технике строительства прибегнул цензор Аппий Клавдий Цик. По его указанию в конце IV века до н. э. была возведена дорога между Капуей и Римом. К тому моменту, когда республика стала империей, весь был покрыт этой важной транспортной сетью.

Аппиева дорога наладила связь между собственно Римом и заморскими странами, позже ставшими провинциями империи: Грецией, Египтом. Сегодня вдоль того, что осталось от античной магистрали, расположены разнообразные памятники прошлого. Это аристократические виллы, использовавшиеся иудеями и христианами катакомбы. Рядом с ними уживаются средневековые укрепления и башни, а также постройки эпохи итальянского Ренессанса.

Расцвет и упадок

Всякая новая римская дорога получала свое название по имени цензора, при котором ее построили, или по названию провинции. Мостились только те пути, которые располагались на городской территории или на подступах к ним. Остальная сеть покрывалась щебнем, песком и гравием - материалами, добывавшимися в специальных карьерах.

На вершине могущества античной империи римские дороги в сумме имели длину около 100 тысяч километров. Именно благодаря им государство получало значительные доходы от внутренней сухопутной торговли. С помощью купцов осуществлялась экономическая экспансия. Средиземноморские товары теперь попадали в те регионы, в которых о них даже не мечтали. Древние римские дороги одинаково помогали перевозить как иберийское вино, так и нумидийские злаки.

В III веке империя оказалась под ударом многочисленных варварских племен. Сперва армии язычников грабили лишь приграничные регионы. Однако, когда власть императоров ослабла, орды стали проникать даже в Италию. Любая римская дорога, оказавшаяся на их пути, облегчала варварам рейд, как в свое время самим латинским легионам. Когда империя рухнула, строительство новых путей прекратилось. В «варварских королевствах» раннего Средневековья многие инженерные сооружения римлян были заброшены и забыты.

Древние хитрости

В Римском государстве существовала специальная должность землемера. Эти люди занимались разметкой маршрута будущей дороги. Для облегчения подобной работы использовались специальные инструменты. В их числе были длинные линейки, подобия угломеров, треугольные диоптры, необходимые для определения высоты и выравнивания.

Дороги, проходившие через пересеченную местность, строились с уменьшенным уклоном ради удобства и безопасности путешественников. На поворотах колея становилась шире. Делалось это для того, чтобы оказавшиеся напротив друг друга повозки имели возможность без происшествий разминуться.

Ход строительства

Каждая римская дорога начиналась с того, что на ее месте вырубалась вся поросль и любой кустарник. После проведения геодезических расчетов и замеров делалась разметка. Далее следовало проектирование, которое осуществляли инженеры. В строительстве участвовали рабы, пленные или солдаты. В их числе были каменотесы, которые вырубали специальные плиты, укладываемые в фундамент дорог.

Строительство велось одновременно на разных участках, расположенных на отдалении друг от друга. Дорога состояла из нескольких слоев и поэтому немного возвышалась над ровной местностью. Если маршрут пролегал через холмы, то рабочие могли сооружать специальные насыпи и канавы. Искусственные возвышения и понижения помогали сделать транспортную артерию ровной и удобной. При угрозе осадки грунта старые римские дороги оборудовались подпорками.

Фундамент состоял из необтесанных каменных блоков. Щели между ними представляли собой простейшую дренажную систему (для дренажа вдоль путей также вырывались канавы). Следующий слой песка или гравия был необходим для выравнивания поверхности. Сверху лежала земля или известь, необходимая для придания полотну мягкости. В некоторых случаях дорога могла делиться на два пути. Один предназначался для лошадей, другой - для пешеходов. Подобная особенность была крайне кстати, если дорогой пользовались войска.

Почта и охрана порядка

В Древнем Риме существовала самая совершенная для того времени почтовая служба. Курьеры, пользовавшиеся сетью дорог, быстро распространяли новости и сообщения в самые разные части огромной империи. За день они могли преодолеть путь в 75 километров, что было невероятным достижением для античной эпохи. Как правило, курьеры ехали на повозках, доверху загруженных коробками. Если послание являлось срочным, почтовый служащий мог вести его отдельно верхом на лошади.

Для подчеркивания своего статуса курьеры носили специальные головные уборы из кожи. Их служба была опасной, так как на путников могли напасть разбойники. Вдоль дорог строились посты охраны. Военные следили за порядком на дорогах. Некоторые лагеря постепенно вырастали в крепости и даже городки.

Трактиры и таверны

Длительные путешествия не могли обойтись без отдыха. С этой целью государственные строители возводили станции ночлега. Они располагались приблизительно в 15 километрах друг от друга. Там же менялись лошади. Еще более удобными, но редкими были и трактиры. В них путники могли приобрести полезные в дороге вещи, которые продавались кузнецом или кабатчиком.

Некоторые таверны (особенно в отдаленных провинциях) пользовались плохой репутацией. Тогда путники могли заночевать у местных жителей. Известно, что в римском обществе был принят повсеместный обычай гостеприимства. Кроме постоялых дворов, на дорогах могли попасться амбары и склады. Ими управляла специальная служба, отвечавшая за снабжение городов продовольствием.

Мосты

Как и самая известная римская дорога (Аппиева, ведущая из столицы в Капую), почти все остальные дороги возводились в прямом направлении. Строители избегали болот. Если маршрут следовал через реку, то проектировщики старались найти брод. Впрочем, римские мосты также отличались качеством, а некоторые из них (как Траянов мост через Дунай) даже сохранились до наших дней.

Во время войны власти могли специально уничтожить переправу через реку, чтобы помешать противнику проникнуть вглубь территории империи. Но даже в этом случае оставались прежние опоры, и впоследствии мосты быстро восстанавливались. Характерной особенностью их строения являлись арки. Деревянные мосты были хрупче, но дешевле.

Некоторые переправы отличались смешанной конструкцией. Опоры могли быть каменными, а настил - деревянным. Таким был мост в Трире, на границе империи с Германией. Характерно, что сегодня в немецком городе сохранились лишь античные каменные опоры. Для преодоления слишком широких рек использовались Также существовала практика устраивать паромное сообщение.

Карты с античной дорожной сетью

В период правления императора Каракаллы в начале III века был составлен Итинерарий Антонина - книга-указатель, в которой были перечислены не только все дороги империи, но и их расстояния, а также другие любопытные данные. Так как строительство римских дорог продолжалось и в последующие годы, сборник несколько раз переписывали и дополняли.

Многие античные карты впоследствии на протяжении столетий хранились в монастырских библиотеках по всей Западной Европе. В XIII веке неизвестный автор сделал пергаментную копию такого древнего документа. Артефакт получил название Пейтингеровой таблицы. 11-страничный рулон изображает всю римскую империю и сеть ее дорог на вершине ее величия.

Нет сомнения, что торговые маршруты служили для античных людей источником знаний о полном загадок мире. На знаменитой таблице именно вокруг дорог фиксировались названия различных племен, населявших огромные просторы от Африки до Англии и от Индии до Атлантического океана.

Общественные дороги

Сохранилось немало источников о том, как строились римские дороги. Таковыми, например, являются произведения Сикула Флака - прославленного античного землемера. В империи дороги делились на три типа. Первые назывались общественными, или преторианскими. Такие пути соединяли самые крупные и значимые города.

Общественные дороги, имевшие ширину до 12 метров, возводились государством на средства казны. Для финансирования их строительства иногда вводили временные налоги. В таком случае податями облагались города, к которым вели эти дороги Римской империи. Случалось и так, что маршрут пролегал через земли, принадлежавшие крупным и богатым собственникам (например, аристократам). Тогда эти граждане также платили налог. У общественных путей были смотрители - чиновники, следившие за состоянием полотна и отвечавшие за его ремонт.

Проселочные и частные дороги

От широких общественных дорог ответвлялись проселочные (второй тип, согласно античной классификации). Эти пути соединяли с цивилизацией окрестные деревни. На их долю приходилась основная часть имперской транспортной сети. Их ширина равнялась 3-4 метрам.

К третьему типу дорог относились частные. Они финансировались и принадлежали индивидуальным лицам. Как правило, такие дороги строились от богатого поместья и примыкали к общей сети. Они помогали состоятельным аристократам быстрее добираться до столицы из собственных вилл.

Дороги в нашем мире стали появляться вместе с культурным развитием человечества. Только у первобытных людей не было дорог, потому что они жили небольшими поселениями и не нуждались в передвижении.

Первые дороги

Первые сведения о дорогах история датирует 4 тысячелетием до нашей эры. Одна из них - дорога возле города Ур, который является одним из первых городов шумерской эпохи. С появлением рабовладельческого строя появилась возможность использования большой рабочей силы с целью построения дорог, которые помогали феодалам контролировать свои владения. С развитием транспортных средств возникала необходимость создания новых, усовершенствованных дорожных полотен, а со временем стали появляться целые дорожные сети.

На острове Великобритании были обнаружены следы одной из самых первых дорог, которую назвали . Она состоит из дубового настила, покрывающего деревянные перекладины. Дерево применялось разное - дуб, липа, ясень. появились где-то в 3 тысячелетии до нашей эры, в истории указываются известняковые дороги, найденные на острове Крит, а также мощеные кирпичом, впервые появившиеся в Древней Индии.


Свит-Трек

Развитие дорог было изначально обусловлено военными целями. Для захвата новых территорий и удержания уже завоеванных владений древние государства обустраивались целыми сетями дорожных путей. Немаловажную роль дороги играли и в экономическом, а со временем и культурном развитии человечества.

Развитие дорожных путей

Большой скачок в дорожном строительстве произошел с появлением колесного транспорта. Первые дорожные сети появились в Ассирии, затем в Персии, а на рубеже эпох самая большая сеть дорожных путей возникла в . Дороги, покрытые камнем, появлялись в империи Ахеменидов, Хеттском царстве, Ассирии. В это же время начинают строиться мосты, изобретается технология выравнивания дорог, при этом качество должно было выдерживать тяжелые военные колесницы.

Первая самая длинная дорога была построена Дарием I, она называлась царской и была протяженностью 2,6 тыс.км. Вдоль нее устанавливались каменные столбы, на которых указывалось расстояние до ближайшей деревни, города или станции, где можно было отдохнуть, покормить или сменить лошадей, пополнить продовольственные запасы.