Зависимость от золотой орды годы. Зависимость Руси от Золотой Орды XIII – XV века. Виды зависимости Руси от Золотой Орды

Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

14. ФОРМЫ ЗАВИСИМОСТИ РУСИ ОТ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

Экономическая зависимость от Орды Северо-Восточной и Северо-Западной Руси выражалась в уводе ремесленников в ордынские центры и города, уплате весьма обременительной регулярной дани («ордынского выхода»), разорительных дополнительных поборах, а также в существовании особой служебной организации непосредственных производителей, которые должны были обеспечить все нужды приезжавших от хана на Русь послов, гонцов, специальных представителей. Политическая зависимость проявлялась прежде всего в том, что решающим условием легитимности власти любого владетельного князя (великого или удельного) было ханское пожалование (ярлык). Наследственность княжеских столов в границах местных династий Рюриковичей была тогда важным, но все же менее существенным фактором легитимности власти монархов. Русские князья были обязаны также участвовать со своими войсками в походах властителей Золотой Орды.

Исторически изменчивыми были формы ордынского контроля. Первой, существовавшей сравнительно недолгое время, был институт непосредственных представителей хана («баскаки»). Затем на вооружение был взят способ опосредованного контроля. Наиболее выразительный пример – бывшая Владимиро-Суздальская земля. Великокняжеский стол во Владимире не был наследственно закреплен ханами за какой-либо одной линией потомков великого князя Всеволода Большое Гнездо. Князь, получивший на него ярлык, отвечал лично перед ханом за исправную выплату выхода всеми князьями, своевременное их участие в ордынских военных кампаниях, их лояльность саранскому властителю и т. п. В награду он получал право на управление и суд над населением территорий Владимирского стола, право на доставку выхода со всех княжений и земель в Орду, княжеский стол в Великом Новгороде (туда обычно отправляли близкого родственника и своих наместников), статус «старейшего» князя. На протяжении большей части XIV в. Владимирское великое княжение стало объектом ожесточенного соперничества московских, тверских, а затем и нижегородско-суздальских княжеских династий, что облегчало ханам их функцию арбитра.

Победа московских Рюриковичей (они соединили в своих руках территории Московского и Владимирского великих княжеств) стала причиной последнего изменения: с конца XIV в. все великие и самостоятельные княжения Северо-Восточной Руси стали непосредственно сноситься с Ордой и по поводу уплаты дани, и для получения ханских ярлыков, и по другим вопросам.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Призрак «Золотой орды» Каждое настоящее располагает собственным прошлым. Р. Дж. Коллингвуд. «Идея истории» О том, что известно всем Классическая, то есть признанная современной наукой версия «монголо-татарского нашествия на Русь», «монголо-татарского ига» и

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Из книги Монголы и Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава ІV Распад Золотой Орды и возрождение Руси

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Крах Золотой Орды Легендарная Золотая Орда, государство монголов, была основана сыном Джучи и внуком Чингисхана ханом Батыем (1237 – 1255) в 1243 году. Полный суверенитет Золотая Орда получила при Менгу-Тимуре в 1266-м, а в 1312 году стала исламским государством.Власть ханов Золотой

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В свою очередь, распалась и Золотая Орда. После похода Тимура в конце XIV в. в Орде началась новая смута. Властители отдельных частей Орды повели борьбу за власть. Победителем оказался Едигей - бывший военачальник Тимура, повелитель племен, кочевавших

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Конец Золотой Орды Мощь монголов не исчезла в одно мгновение. До того времени, когда, например, наступил окончательный реванш Чингизханидов над Тимуридами, эта мощь постепенно, периодами, возобновлялась, переживала резкие сотрясения, которые впечатляли современников и

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

2. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде Москва - Новый ИерусалимСобытия, о которых пойдет речь, составляют, по-видимому, основной слой ветхозаветного рассказа о восстановлении Иерусалима после Вавилонского

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Загадка Золотой орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Новая хронология земных цивилизаций. Современная версия истории автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Вернемся к традиционной истории.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, просуществовала 57 лет и распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда (иначе называемая Улусом Джучи), располагавшаяся от Иртыша до

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Загадка Золотой Орды Рассмотрим традиционную версию.Общемонгольская империя, охватившая почти всю Азию, через 57 лет распалась на самостоятельные государства. Одним из них стала Золотая Орда, располагавшаяся от Иртыша до Днестра. Была она жестко централизована и

Из книги Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды автора Почекаев Роман Юлианович

Очерк пятый Узбек, или "золотой век" золотой орды (Хан,

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ЕДИНСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ После подавления мятежа в Москве Тохтамыш полностью восстановил свою власть над Северо-Восточной Русью. В 1382 году Тохтамыш до Литвы не дошел, но он наглядно продемонстрировал литовским князьям, что в любой момент может это сделать. Поэтому, хотя

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

3. Превращение Москвы в столицу Руси-Орды в XVI веке как «восстановление» Иерусалима в Руси-Орде 3.1. Москву возводили в XVI веке как Новый Иерусалим В книге «Империя» мы обосновали идею, что евангельский Иерусалим - это Новый Рим = Царь-Град (Ерос). Там в XII веке распяли Христа.

Из книги Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского автора ШАБУЛЬДО Феликс

1. Борьба Юго-Западной Руси против господства Золотой Орды на рубеже XIII–XIV вв. Начало территориальных приобретений Великого княжества Литовского в Галицко-Волынском и Киевском княжествах К территориальным захватам на Руси Литовское раннефеодальное государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Отношения Руси и Золотой Орды 5.1. Форма зависимости. После нашествия Русь стала частью улуса монгольской империи, а с 60-х гг. XIII в. – независимого государства, получившего позже название Золотая Орда и простиравшегося от Карпат до Западной Сибири и Хорезма. Его столицей

Зависимость Руси от Орды и её последствия.
Зависимость Руси от Орды и её последствия .
Цель урока: показать монголо-татарское иго, как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями, на основе работы с историческими источниками выявить последствия монгольского завоевания Руси; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Учебное оборудование: учебник Данилова «История Отечества» 6 класс, мультимедийная установка, исторические источники, интерактивные карты.

Ход урока: 1. Оргмомент 0,5 мин

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Невская битва» 6 мин

3. Изучение новой темы 30 мин

4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин

5. Домашнее задание 2 мин

6. Организационное окончание урока - 0,5 мин

Краткий конспект урока

1. Создание в классе рабочей обстановки

2. Проверка д/з, переход к изучению новой темы

Новая тема отражена на интерактивной доске.


После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная (карта). Ставка Великого хана находилась в Каракоруме в Монголии. Чингисхан еще при жизни поручил своим сыновьям и внукам управление завоеванными землями. На западе должен был править его старший сын Джучи, но он был убит в ходе заговора еще при жизни Чингисхана(изображение), власть перешла к сыну Джучи, Батыю(изображение), внуку Чингисхана. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай (карта) и сделал его своей столицей. Возникло новое государство, названными русскими Золотой Ордой. Зависимость Сарая от Каракорума со временем все более ослабевала, Орда управляла своими делами самостоятельно.

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явки к Батыю, с изъявлением покорности. В 1243 году в Сарай был вынужден поехать Владимиро-Суздальский князь Ярослав Всеволодович, брат князя Юрия убитого на реке Сити. Батый, встретивший Ярослава с «великой честью», назначил его старшим из князей. Следом за Ярославом потянулись и другие князья. На Руси продолжали действовать древнерусские традиции наследования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Орду, чтобы получать ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык – особая ханская грамота на его владения.

Само получение ярлыка обставлялось унизительными условиями, подчас идущими вразрез с христианскими обычаями (найти в летописи). Рассказ о Михаиле Черниговском.(Приложение № 1) Самым привлекательным был ярлык на великое Владимирское княжение, так теперь не Киевский, а Владимирский князь имел право на старшинство. Политический центр страны переместился из разоренного Киева во Владимир. Получением князем ханского ярлыка на собственное княжество сопровождалось приездом ордынского посла, при котором происходило торжественное возведение обладателя ярлыка на княжеский престол. Это символизировало политическое главенство ханской власти. Со временем выдача в Орде ярлыка на то или иное княжество стало сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков.

В русские города были посланы ханские наместники – баскаки, которые опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, платило дань. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Самой тяжелой повинностью для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси «выходом» или «Ордынской данью». Кроме регулярной дани взимались и внеочередные платежи, русским людям приходилось принимать, кормить и содержать многочисленных послов со свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими миссиями следивших за сбором и отправлением дани в Орду. Еще одной тяжелой повинностью наложенной победителями на население русских княжеств была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах. Во второй половине XIII века русские полки действовали в монгольских военных операциях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии. В 1257- 1259 годах монгольские чиновники – «численники» провели на Руси перепись населения. (Как вы думаете для чего?) После чего взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер. Существовало 14 видов даней, ежегодная дань Великому хану составляла 13000 кг серебра в год.

Затем на интерактивной доске высвечивается таблица, которую предстоит заполнить в ходе урока:

Последствия монгольского нашествия на Русь


Экономические

Политические

Социальные

Культурно-бытовые

1.Разорение городов сел

2. Упадок ремесла

3. Нарушение торговых связей

4. Упадок сельского хозяйства



1. Изменение роли и значения князя в государстве.

2. Размежевание и ослабление отдельных русских земель.



1. Резкое сокращение численности населения

2. Обезлюдение.

3. Продолжение формирование зависимого крестьянства


1. Упадок ремесла (утеряны секреты ремесленного производства, стеклянная посуда, многоцветная керамика)

2. Уничтожение храмов, книг, летописей

3. Утрата политических традиций древнерусской цивилизации


Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы выявить экономические последствия, обратимся к летописям.

Лаврентьевская летопись: « В лето 1239 года. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества ушли.… Того же лета взяли татары Чернигов … и город сожгли, и людей перебили и монастыри пограбили.… Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…»

Работа с летописью, выводы.

Археологи свидетельствуют: « было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла».

Вопрос: Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?

Выводы о экономических последствиях заносятся одним из учащихся в таблицу у доски, остальные в тетради.

Переходим ко 2 вопросу «Политические последствия»

Вопрос: Что вы подразумеваете под политическими последствиями?

Текст «Михаил Черниговский», дети делают выводы на основе этого документа самостоятельно, запись на доске и в тетрадях.

3 вопрос «Социальные последствия»

Вопрос: Что вы под этим понимаете?

Работа с Лаврентьевской летописью.

Археологи свидетельствуют: « На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар в последние дни 1237 года. Люди лежали тесными рядами, а местами 2-3 яруса. Завоеватели не пощадили никого вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел».

Выводы в таблицу.

И последний вопрос «культурно-бытовые последствия».

На основе прочитанных документов сделать вывод о культурно-бытовых последствиях монгольского нашествия.

Кроссворд – обобщение по теме.

Закрепление и выводы по уроку: Для того чтобы закончить нашу работу, давайте подведем итоги наших исследований, для этого ответим на несколько вопросов:

1. На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.

2. Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси, или остановило его совсем?

На основе исследовательской работе на уроке, работая с историческими документами, доказали что общие могилы, разрушенные жилища – все это свидетельствует о страшной катастрофе обрушившейся на Русь. И все-таки, несмотря на все это Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей.

Словарь урока

1. Баскак – ханский наместник, следивший, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам.

2. Ордынская дань, выход – ежегодная дань

3. Численники – монгольские чиновники, переписчики

4. Сарай – столица Золотой Орды

5. Улус – владение

Приложение №1

Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде.
В лето 1246 был убит царь Михаил Всеволодович Черниговский окаянным царем Батыем в Орде, а с ним и боярина его Федора. Сей блаженный князь Михаил Всеволодович княжил в Киеве в то время когда безбожный царь Батый пришел на землю русскую и на все православие. Окаянный царь Батый, попленив все земли, которые были под властию русских князей, пошёл на град Киев и послал перед собою послов к князю Михаилу со лживыми словами, князь же Михаил повелел перебить их, а сам бежал в Угры с домашними своими и был там некоторое время. Потом же услышав, что царь Батый, попленив всю русскую землю, идет в Угры, возвратился из Угр и, обойдя рать Батыеву иным путем пришёл в Киев, и все люди его с ним. Те же, кто разбежался по чужим землям, услышав о возвращении князя, пришли в свою землю.

Тогда татары начали из звать и неволить идти к Батыю, говоря: «Не подобает вам жить на земле Батыевой и не поклониться ему». И многие ехали кланяться ему. Был же у Батыя такой обычай: если кто приедет поклониться ему, он не велит того к себе, но сначала приказывает шаманам вести его сквозь огонь и велит поклониться кусту и огню, идолам их. А от даров, которые принесут царю, шаманы берут часть и мечут в огонь и тогда только пускают царю самих с дарами. Многие же князья с боярами своими шли сквозь огонь и кланялись кусту и огню, идолам их, славы ради света сего, и просили каждый себе волости. Татары же безвозбранно давали им, что они хотели.

В то время великий князь Михаил был в Чернигове. Видя многих, прельщающихся славою света сего, он разгорелся духом и пошел к отцу своему духовнику (священнику) и начал говорить ему:

Хочу, отче, идти к царю Батыю.

И ответил священник:

Многие ездили и творили волю проклятого, шли сквозь огонь и поклонялись кусту и солнцу, и погубили душу свою и тело. Ты же если хочешь идти, не делай так как другие, не иди сквозь огонь не поклоняйся идолам их, не ешь, не пей с ними, и не приемли в уста свои ничего от их скверны, но исповедуй веру христианскую.

… И вот князь Михаил и боярин его дошли до царя Батыя. И сказали о них Батыю. Царь же позвал к себе шаманов и сказал им:

Сделайте все по обычаю вашему и приведите ко мне князя Михаила.

Они же пришли и сказали:

Царь зовет тебя.

Михаил взял боярина своего Федора и пошел с ним. И дошел до места, где был наложен огонь по обе стороны. Шаманы же хотели вести великого князя Михаила и Федора, боярина его, сквозь огонь. Князь Михаил сказал им:

Не достойно христианам ходить сквозь огонь и поклоняться идолам.

Шаманы оставили их и пошли сказать царю:

Князь Михаил повеления твоего не слушает, сквозь огонь не идёт и богам твоим не поклоняется.

Царь взъярился весьма и послал одного из вельмож своих, стольника Елдыгу по имени, и сказал ему:

Иди и скажи Михаилу: почто повеление мое приобидел, богам моим не поклонился? Избери себе жизнь или смерть. Если повеление моё сотворишь, жив будешь, и великое княжение своё примешь все. Если же не сотворишь, то злою смертию умрешь.

Тогда внук великого князя Михаила князь Борис Василькович ростовский сказал ему:

Господине отче, сотвори волю царёву, тем ты много блага сделаешь земле совей и всем нам.

И остальные бояре стали просить его об этом. Михаил же отвечал им:

Не хочу только по имени называться христианином, а дела творить поганых.

Елдыга же, видя, что и свои не могут уговорить его, пошел к царю сказать ему все речи князя Михаила.

Сказали стоявшее тут:

Княже Михаиле, идут отцаря убить вас, поклонитесь и живы будете.

Великий же князь Михаил и боярин его Фёдор словно едиными устами отвечали:

Не кланяемся и не слушаем вас, а славы света сего не хотим.

И стояли, словно два столпа непоколебимы и неподвижны.

Тогда же подоспели убийцы те окаянные и, соскочив с коней, схватили великого князя Михаила и растянули его за руки и за ноги и начали бить по сердцу а потом повергли его ниц на землю и били его ногами. Но это недолго было. Некто, бывший прежде христианином, а потом отрекшийся от веры Христовой сжалился над князем и отсек ему голову.

После этого татары начали говорить боярину его Федору:

Если сотворишь ты волю царёву, поклонишься богам его, то примешь честь великую от него и будешь наследник княжению господина твоего.

Федор же отвечал:

Не хочу княжения господина своего, великого князя Михаила, и не поклонюсь богам вашим, но хочу пострадать за Христа, как и князь мой.

Тогда Федор начали мучить, как прежде великого князя Михаила, а после отсекли голову его честную.

Приложение № 2

Закончив кровавые завоевательные походы, татаро-монгольские отряды, отягощенные огромными обозами с награбленным добром и толпами пленных, расположились в конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью. Новые хозяева кипчакских степей занялись не только отлаживанием собственного государства, но и установлением отношений с окружающими соседями. Верховным партнером стал по праву наследования хан Вату, внук Чингисхана. Он пробыл на престоле Золотой Орды 14 лет (1242-1256). Первоочередным делом при организации внутренней структуры государства для Вату стала раздача земельных наделов (улусов) степной аристократии в соответствии с военными должностями. Одновременно с этим шло формирование государственного аппарата, нацеленного исключительно на сбор налогов и дани. Необходимо было также установить систему политического властвования над народами, территориально не входящими в Золотую Орду. В первую очередь это относилось к Руси. Все это Вату удалось осуществить в кратчайшие сроки.

Однако при всей мощи армии и великолепии ханского двора Золотая Орда в политическом отношении не была самостоятельным государством, а составляла часть единой империи, управлявшейся из Каракорума.

Повиновение состояло в обязательном отчислении в Каракорум части всех собранных налогов и дани. Для точного установления этой суммы присылались специальные чиновники, так называемые "численники", которые переписывали население. На Руси "численники" появились в 1257 г. Ханы Золотой Орды не имели права утверждать русских великих князей на Владимирском престоле, а могли назначать лишь обладателей более низких рангов. Именно поэтому русские князья Ярослав и его сын Александр Невский вынуждены были совершать длительное путешествие из Руси в Монголию. Столицей Золотой Орды был Сарай (близ современной Астрахани).

Против русских князей применялся настоящий террор, который должен был запугать их и лишить даже мысли о противодействии саранскому владыке. Многие русские князья были убиты, в частности в 1387 г. был убит Михаил Ярославич Тверской. На Руси то и дело появлялись карательные золотоордынские отряды. В ряде случаев запуганные русские князья сами привозили дань в ханскую ставку.

Когда беспощадное военное давление было заменено не менее тяжелым, но более изощренным - экономическим, татаро-монгольское иго на Руси вступило в новую стадию.

Весной 1361 г. в Золотой Орде сложилось напряженное положение. Обстановка усугублялась междоусобицей, борьбой за господство между отдельными ханами. Одной из центральных фигур в Золотой Орде в этот период становится Мамай. Проводя энергичную политику, он смог добиться того, что обособление территории феодалов было ликвидировано. Нужна была решающая победа, которая не только гарантировала бы объединение государства, но и давала большую возможность управлять вассальными территориями. Для такого решительного поворота не хватало средств и сил. И то и другое Мамай потребовал у великого князя московского Дмитрия Ивановича, но получил отказ. Русь стала готовиться к борьбе с Мамаем.

Несмотря на все страшные невзгоды, потери и утраты, русский земледелец своим упорным трудом создавал материальную основу консолидации сил для освобождения от татаро-монгольского гнета. И наконец пришло время, когда объединенные полки северо-восточной Руси под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича вышли на Куликово поле. Они бросили вызов татаро-монгольскому владычеству и вступили в открытый бой с Ордой.

Растущая мощь северо-восточной Руси была продемонстрирована уже в 1378 г., когда на реке Воже (притоке Оки) великий князь московский разбил крупный монголо-татарский отряд, захватив в плен видных военачальников Мамая. Весной 1380 г., перейдя "великую" Волгу, Мамай со своими ордами вторгся в восточноевропейские степи. Он дошел до Дона и стал кочевать в районе его левого притока - реки Воронеж, намереваясь ближе к осени идти на Русь. Его планы имели особо зловещий характер: он хотел осуществить не просто набег с целью грабежа и увеличения размеров дани, а полностью захватить и поработить русские княжества.

Узнав о надвигавшейся угрозе, великий князь Дмитрий Иванович спешно предпринял меры по укреплению Москвы, Коломны, Серпухова и других городов. Москва становится организующим центром подготовки отпора новому нашествию. Вскоре сюда прибывают многочисленные князья и воеводы ближайших княжеств.

Дмитрий Иванович энергично занялся формированием русского войска. Был разослан приказ о сборе в Коломне 15 августа.

  • 18 августа Дмитрий Иванович побывал в Троице-Сергиевом монастыре и получил благословение игумена Сергия Радонежского на битву с Ордой. Этот старец, основатель монастыря, снискавший своей подвижнической жизнью огромный авторитет среди различных слоев населения, играл видную роль в общественной и духовной жизни Руси.
  • 27 августа войско вышло из Москвы в Коломну, где состоялся общевойсковой смотр, на котором каждому полку был назначен воевода. Великий князь делает свой первый решительный шаг навстречу врагу - переправляется через Оку - главный южный оборонительный рубеж Руси против кочевников.

Ведя постоянную разведку, русские были хорошо осведомлены о расположении и намерениях противника. Мамай, уверовав в свое полное превосходство, допустил в этом отношении серьезный просчет. Он был застигнут врасплох, так как благодаря быстрым действиям русских его планы были нарушены.

Сколько же воинов собралось под русскими стягами перед Куликовской битвой? По мнению проф. Н. А. Хотинского, изложенному в книге "История и география Куликовской битвы" (М., 1988. С. 29), "древние письменные источники донесли до нас на этот счет противоположные сведения: от явно преувеличенной цифры 400 тыс. до 150 тыс. бойцов. Вероятно, более реальное количество войска указал А. Н. Татищев, исчислив его примерно в 60 тыс. человек. К. такому же мнению склоняются большинство современных военных историков, определяющих общее количество русского войска в 50-60 тыс. ратников. Ордынские полки, видимо, насчитывали 80-90 тыс. воинов. На Куликово поле вышли полки почти всех княжеств Северо-Восточной Руси".

Многотысячная армия Мамая была разгромлена в 1380 г. на Куликовом поле. Русь торжествовала победу. Однако через два года золотоордынский хан Тохтамыш во главе огромной армии неожиданно напал на Русь, которая еще не в полной мере оправилась от последствий Куликовской битвы. Ордынцы смогли захватить Москву. 26 августа 1382 г. Москва была полностью разорена и опустошена.

После взятия Москвы орды Тохтамыша рассеялись по округе, грабя и убивая, сжигая все на своем пути. Но бесчинствовали на этот раз ордынцы недолго. В районе Волоколамска на них неожиданно напал князь Владимир Андреевич с семитысячным войском. Татары побежали. Получив сообщение о силе русской армии и помня урок Куликовской битвы, Тохтамыш стал поспешно уходить на юг. С того времени Орда стала опасаться открытого столкновения с русским войском и начала действовать с большой хитростью и осторожностью, всячески стараясь разжечь междоусобную борьбу русских князей. Тяжелое бремя дани, хотя и в меньшем объеме, чем требовал Мамай, снова легло на Русь. Означает ли это, что плоды победы в Куликовской битве были полностью утрачены? Конечно, нет! Благодаря ей замысел Мамая о полном порабощении Руси не был осуществлен ни им, ни последующими властителями Орды. Напротив, с этого времени центростремительные силы в объединении русских княжеств вокруг Москвы все более крепли. Русь после Куликовской битвы укрепилась верой в свои национальные силы, что сыграло важную роль в ее окончательной победе над Ордой. С этого времени русские перестали смотреть на Орду как на непреодолимую силу, как на неизбежное и вечное наказание Бога. Дмитрий Иванович, прозванный за победу в Куликовской битве Донским, возглавил поколение людей, преодолевших вековой страх, внушенный нашествием Батыя. Да и сами ордынцы после Куликовской битвы перестали смотреть на русских как на безответных рабов и данников.

После Куликовской битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более ослабевала. Уже Дмитрий Донской подчеркивал свою независимость от ханской воли и, нарушая установленный Ордой порядок, в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию Дмитриевичу. С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в северо-восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи. На Куликовом поле был сокрушен сильный и многоопытный противник. Хотя ордынцы продолжали и позже завоевательные походы, однако в полной мере оправиться от поражения в Куликовской битве так и не смогли. Ее последствия во многом предопределили дальнейшую судьбу Орды. 1395 г. - практически последний год существования Золотой Орды. Агония распада этого некогда могущественного государства длилась до середины XV в. На месте Золотой Орды появились новые политические образования. Через 200 лет после создания ханом Батыем Золотой Орды она распалась на следующие составные: Большая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда. Все они существовали обособленно, враждуя и мирясь друг с другом и с соседями. Дольше других длилась история Крымского ханства, которое перестало существовать в 1783 г. Это был последний осколок Золотой Орды, пришедший из средневековья в новое время.

С 13 века раздробленное Древнерусское государство подпадает под власть монголов. Вассальная зависимость от Золотой Орды (так называлась восточная часть огромной наблюдалась вплоть до 15 века. Именно тогда, в 1480 году, происходит событие, которое в истории носит название Стояния на реке Угре. Вассальная зависимость породило много мифов и легенд о взаимоотношениях Руси и монголов. Постараемся разобраться.

Что такое монгольское иго?

Иго - взаимоотношения между завоевателями и побежденными. Оно проявлялось в следующих моментах:

  • Политическая зависимость русских князей. Без монгольского одобрения, ярлыка, невозможно было княжить.
  • Экономическая зависимость. Русь должна была платить дань.
  • Военная зависимость. Русь должна была посылать воинов для монгольских войск.

С первых строк кажется, что в зависимости одни минусы. Но так ли это?

Отношение к Руси: мифы и реальность

Сегодня сложилось много мифов о том, что вассальная зависимость от Орды - настоящая трагедия для русской истории. Монголы остановили наше развитие, не давали нам пойти по цивилизационному пути, страна была в разрухе, люди голодали и т. д.

Однако исторические источники дают нам понять следующее:

  1. Монголы сохраняли местные династии, не вмешивались в их жизнь.
  2. Они следили за численностью населения. Постоянно проводили переписи, так как от этого зависел «выход», т. е. налог. Это говорит о прогрессивном, подушном, справедливом налогообложении уже в 13 веке. Только Петр Великий путем сложных реформ сумел повторить это в 18 веке. Естественно, при этом они не допускали убыли населения. Монголы сами никого не трогали и не разрешали это делать местным династиям.
  3. Взаимоотношения отличались прозрачностью, стабильностью. Так называемое «иго», т. е. вассальная зависимость Руси, не сопровождалось массовыми террорами, убийствами, грабежами.
  4. Монголы не изменяли верования покоренных народов. Несмотря на то что сами приняли ислам в качестве государственной религии, нет ни одного упоминания о навязывании этой религии со стороны «хозяев». Наоборот, монголы освободили церковь от всех налогов, включая десятину. Монастыри богатели в этот период. После монголов «истинные православные» князья несколько раз грабили их, проводя политику секуляризации.

Отсюда вывод: монгольское иго было отрицательным явлением для княжеской верхушки. Простых людей оно вполне устраивало, ибо защищало от нападений, разорений, междоусобиц.

Был ли произвол?

Действительно, «выход» в Орду насчитывал 14 наименований дани. Однако был построен таким образом, что простой человек все понимал. Не было никакой разницы, кому платить - монголам либо князьям. Но некоторые из последних мириться с этим никак не могли. Жадность местных правителей порой не имела границ, они произвольно увеличивали дань, прикрываясь «произволом монголов».

Но так было не везде. Ярким примером тому служит Московское княжество. Именно здесь местные князья из династии Невского делали все для своей земли, чтобы возвыситься над остальными. «Выход» они имели такой же, как и остальные регионы, однако не грабили свой народ дополнительными поборами. Это позволило переманить почти всех бояр Рязани. Таким образом, вассальная зависимость позволило перераспределить политическое влияние внутри Древнерусского государства.

Первые попытки освобождения

К концу Москва окрепла. Это позволило ей выступить во внутриордынской борьбе за власть.

Против истинного восстал один из темников - мурза Мамай. Каждый считал, что именно ему должны платить дань покоренные народы. В 1380 году Москва оказала поддержку истинному хану. Собрав все силы, включая ратников из Литвы и Генуи, князь Дмитрий выступил в поход против Мамая. Куликовская битва закончилась в пользу русских. После этого Москва считала, что теперь Тохтамыш ей обязан. Можно не платить дань. Однако последний напомнил Дмитрию, зависимость Руси от Орды. Он запросил налог за все невыплаченные годы. После отказа в 1382 году хан прошелся по Руси огнем и мечом. Об этих событиях после Куликова поля не принято много говорить.

Распад Золотой Орды: вассальная зависимость уходит в историю

К концу 15 века происходят следующие события:


Никакого ига не было?

В исторической науке существует альтернативная точка зрения на сей вопрос двух известных академиков в области математики - З. Фоменко и В. Носовского. Они утверждают в своей теории, что Русь не являлась вассалом монголов, приводят множество аргументов. Между ней и Ордой были союзнические отношения. Русь платила дань, а взамен получала охрану. По аналогии с предприятиями, которые платят за спокойствие частным охранным ведомствам. Таким образом, не нужно ошибочно подменять понятия «нашествие» и «иго».

В первом случае, действительно, Батый разорил многие города. Во втором - взаимоотношения были вполне мирными. Даже антиордынские выступления подавлялись русскими князьями, а не ханами. Одно из них - подавление Твери Александром Невским.

7. Монгольское нашествие на русь. Формирование системы зависимости русских земель от Орды.

В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство. В 1190г. в кровопролитной борьбе победил Темучин, а В 1206 году он был избран и провозглашен Чингисхан. Монголы начали великие завоевательные походы в Азии и Европе. При завоевании Крыма, монголы разгромили половецких ханов, те обратились за помощью. Первая встреча объединенных сил южно-русских князей и половцев с передовым монгольским войском произошла 31 мая 1223 г. на р. Калке. Русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение. Монголы после победы отошли в Азию.

В 1235 г. на курултае (съезде) монгольских князей было принято решение о походе на Запад. Поход возглавил внук Чингисхана Батый. Разгромив в 1236 г. камских болгар, монголы зимой 1237 г. вторглись на территорию Северо-Восточной Руси. За короткий срок были взяты и разорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома и другие города. Северо-Восточная Русь оказалась под властью монголов. Не дойдя до Новгорода всего 100 км, монголы отошли в половецкие степи для восполнения потерь и подготовки нового похода. В 1239 г. Батый двинул свои войска на завоевание Южной Руси. Овладев в 1240 г. Киевом, монголы прошли через Галицко-Волынское княжество и вторглись в Европу. Здесь они потерпели поражение от объединенных сил Чехии и Венгрии при Оломоуце (1242) и вернулись в половецкие степи.

В результате завоевательных походов под предводительством Чингисхана и его потомков была создана громадная империя монголов, занимавшая огромную территорию Азии и Европы. После го смерти вся империя поделена на улусы во главе с чингизидами. Империя делилась на улусы (владения), среди которых одним из самых больших был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана). Улус Джучи включал в себя Западную Сибирь, Северный Хорезм в Средней Азии, Приуралье, Русскую равнину, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, донские и Улус разделился на два юрта (на две части). Территория западнее Иртыша стала юртом внука Чингисхана - Батыя. В русских летописях она получила название Золотой Орды.

История Золотой Орды началась в 1243 году. Ее основатель хан Батый, не рассматривая ее в роли абсолютно независимого государства. Все монгольские улусы юридически составляли единую империю с центральным правительством в Каракоруме и должны были отчислять в его пользу определенную долю доходов. Сила центральной власти - учитывая ее отдаленность от западных улусов - держалась только на авторитете, но этот авторитет Батыем неукоснительно признавался. Однако в 60-е годы XIII века ситуация изменилась. Правивший в Золотой Орде Менгу­ Тимур, воспользовавшись внутридинастическими спорами в центре империи, отказался подчиняться ее верховному правителю. Золотая Орда обрела самостоятельность.

Внутригосударственная структура Орды копировала систему, введенную в Монголии еще Чингисханом. Управляемая территория делилась сначала на две большие административные единицы, а с конца XIII века - на четыре Их возглавляли наместники хана - улусбеки. Владельцы улусов обязывались выставлять в случае военных действий определенное количество конных воинов, выполнять налоговые и хозяйственные повинности. Улусная система копировала устройство монгольской армии: все государство делилось (как и все войско) в соответствии с рангами - темник, тысячник, сотник, десятник - на определенные по величине владения, с которых вы­став­лялось в войско по десять, сто, тысяче или по десять тысяч вооруженных воинов.

Аппарат управления государством формировался при ханах Батые и Берке (40-50-е годы XIII века). Была основана столица как администра­тивный центр, распределены налоги и повинности. Верховная власть была абсолютной. Главный исполнительный орган назывался диван, состоявший из нескольких палат, ведающих финансовой, налоговой, торговой, внутриполитической и другими сферами государственной жизни

Своеобразно развивались политические и дипломатические отношения между Русью и Ордой. Русские князья получали право на княжение в ханской ставке. Имели место карательные походы на Русь и грабительские набеги бесконтрольных кочевых отрядов. Но в то же время и Русь обладала каналами политического и духовно-идеологического влияния на Орду. Особую роль играла русская православная церковь через открывшуюся в 1261 году в Сарае епархию.

Необходимо обратить внимание на то, что монголы хотя и занимали наиболее важные посты в армии и админист­рации, но среди основной массы населения оставались неболь­шой группой. В южной части Золотой Орды, на Средней и Нижней Волге, большинство составляли турки, а на севере и западе - славяне. Большинство этих турок было известно на Руси как татары (казанские татары или крымские татары). Даже самих монголов в русских летописях называли татара­ми. Мы будем употреблять термин «монголы» для раннего пе­риода монгольского правления вплоть до распада монголь­ской империи, а «татары» - для позднейшего периода.

Со всеми своими богатствами и властью хан Золотой Орды не был независимым правителем, а являлся вассалом велико­го хана. Первые четыре великих хана имели свою резиденцию в Монголии. Пятый - Хубилай (1260-1294), чью мудрость и могущество венецианский купец-путешественник Марко Поло описал с таким большим увлечением, перенес свою сто­лицу в Пекин (Китай) и принял буддизм. Весь Китай признал его своим императором, его династия стала известна как Юань. Несмотря на отдаленность Китая от России, великий хан во многих случаях вмешивался в русские дела.

В первый период монгольского правления сбор налогов и мобилизация русских в монгольские войска проводились по приказам великого хана, скрепленных подписью хана Золо­той Орды. Все собранное (и деньги, и рекруты) отправлялось к великому хану. При Гуюке кое-кто из русских князей был вы­зван в Монголию получить ярлыки на свои владения. Позже признавалась достаточной поездка в Сарай. Но хан Золотой Орды, который теперь давал ярлыки русским князьям, сам утверждался на своем престоле великим ханом в начале цар­ствования последнего. Временами между великим ханом и его региональными ханами возникало несогласие. Последний император династии. Юань. был свергнут в результате национальной револю­ции в Китае. Там в 1368 году утвердилась китайская по проис­хождению династия Мин. Это покончило с Монгольской империей.

Первые двадцать пять лет монгольской власти на Руси бы­ли для русских самыми тяжелыми. Всем рус­ским князьям было предъявлено требование признать себя вассалами хана; никому не было разрешено занимать свое ме­сто без ханского ярлыка, который не давался, пока князь лич­но не явится к хану. Поездка «в Орду» - в лагерь хана - была одновременно и опасной, и унизительной. Первыми пое­хали получать ярлыки князья восточной Руси (а затем и за­падной). Еще до этого некоторые из них делали тайные приго­товления для восстания, Другие, потерявшие надежду на не­медленное освобождение от власти монголов, особенно в усло­виях продолжавшегося давления тевтонских рыцарей с запа­да, выступали за лояльное отношение к хану, видя в этом единственно разумный образ действий. Представителем кня­зей первой группы был князь Даниил Галицкий, представите­лем второй - Александр Невский.

Даниил устроить пытался заговор и просил помощи у запада, но не нашёл поддержку у русских по причине принял требования Папы - чтобы рус­ская церковь приняла его власть. В итоге Даниил оказался в одиночест­ве в рискованном противоборстве с монголами. Некоторое время спустя новый монгольский хан Берке направил свои войска в Галич, и Даниил не смог сопротивляться. Он бежал в Польшу, затем в Венгрию, а Галич и Волынь были опустоше­ны монголами (1260). У Даниила не было выбора - он стал ханским вассалом и умер в 1264 году.

Александр Невский получил ярлык на великое княжение в Киеве от великого хана Гуюка. Однако он не поехал в опусто­шенный город, а остался в Новгороде. Несколько лет спустя сын Вату даровал ему великое княжение во Владимире. Буду­чи убежден, что Русь не может противостоять одновременно натиску немцев и монголов, Александр принял твердый поли­тический курс на ханское покровительство; он никогда не от­ходил от этого, и его наследники следовали такой же политике в течение почти столетия.

Политика Александра прошла тяжелые испытания в 1257 году, когда хан приказал провести общую перепись населе­ния. В Россию было отправлено множество монгольских чи­новников, чтобы установить налоги и производить набор в монгольские войска. Если население Суздальского княжества (хотя и с неохотой) допустило чиновников к переписи, то жи­тели Новгорода решительно возражали, и началось восста­ние, которое Александр подавил силой. Показательно, одна­ко, что он сумел добиться от монголов обещания убрать их чи­новников из Новгорода после завершения переписи. В буду­щем сбор налогов был возложен на официальных лиц из само­го Новгорода.

В 1262 году в некоторых городах Суздальского княжества поднялись восстания против монголов как протест против не­померных для населения поборов мусульманскими купцами. Сборщикам налогов было разрешено хватать неплательщи­ков и отдавать их в работы до полного погашения неуплачен­ной суммы и даже продавать их в рабство. Не сумев предупре­дить или подавить это восстание, Александр спешно поехал в лагерь Берке «упрашивать хана,- как записал летописец,- пощадить народ». Александр провел в Орде несколько меся­цев и выполнил свою миссию: Берке согласился не посылать в Суздальское княжество карательную экспедицию. Возмутив­шиеся города, однако, должны были выплатить причинен­ный ущерб.

Все русские князья были подвластны высшему суду Золотой Орды, и не­которые из них были осуждены и казнены за действительные или мнимые преступления. Все судебные дела между русски­ми я монголами разбирались монгольскими судами. Все рус­ские, зачисленные в монгольские войска, были обязаны под­чиняться монгольским военным порядкам. Однако хан отнес судебные тяжбы между самими русскими в ведение их собст­венных князей. В первый период монгольского правления это фактически было чуть ли не единственным общественным де­лом, в котором русские князья могли проявить свои прерога­тивы.

В целях сбора пополнений в свою армию и налогов мон­голы провели три переписи населения Руси (в 1245, 1257 и 1274 годах). Монгольская административная система была тесно связана с военным делом и, подобно ему, основыва­лась на десятичном принципе. Квота воинов, которую вы­ставляла каждая местность, зависела от ее размеров. Каж­дый район, способный выставить десять человек, считался объединением десятки вплоть до тьмы.

Точно так же обстояло дело и со сбором налогов - каж­дый район был единицей измерения. Основная дань – выход. Общая дань, собираемая в сельской местности, приравнивалась к тьме. Так, в великом княжестве Владимирском она соответствовала 15 тьмам.

Большинство русских занималось земледелием, и дань в этом случае имела форму земельного налога, выплачиваемого с каждой сельскохозяйственной единицы («плужная»). Куп­цы в городах в первое время платили сбор с капитала, позже он был заменен налогом с оборота и собирался как обычная пошлина. Платили раз в год. Иногда задерживали на 2-3года. Еще одни вид дани царев запрос. Мимоезжая дань – если посол мимо проезжает то платили ему дань. Первоначально дань собирали бессермены. Они сначала приезжали в Орду платили хану сколько нужно собрать дань. Затем они ехали на Русь и собирали дань, но больше. Всего существовало 14 видов сборов в пользу Орды.1262 году в Северо-восточной Руси происходит восстание, в результате которого бесермены перебиты. Появляются баскаки которые собирают ту дань, которая действительно полагается. В первой четверти 14 века сбор дани осуществляет уже сам князь. Чтобы лучше обеспечить действие их системы, в стратегических пунктах были расположены монгольские гарнизоны. В случае какого-либо серьезного возмущения хан, чтобы сломить сопротивление, направлял карательные экспе­диции. Таким образом, русских налогоплательщиков на­столько выучили безусловному повиновению закону, что, когда монгольские чиновники и войска были выведены и хан поручил собирать налоги русским князьям, они не встретили трудностей. В то же время они нашли эту систему очень целе­сообразной и прибыльной: в ряде областей собиралось денег больше, чем отдавалось хану, и князья имели возможность положить этот остаток в свой карман.

Последствия:

Представители всемирно-исторической теории (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. Н. Покровский и др) укоренили в сознании народа тезис, что “монголо-татарское иго отбросило Русь в ее развитии на двести лет назад”.

Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.

Либеральные историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) обращают внимание на то, что в XIII веке на Руси возникла альтернатива исторического развития. И. Ионов считает: “… перед Русью в крайне острой форме встал вопрос, на кого опереться в борьбе за выживание - на католическую Европу в войне против татар или на татар в борьбе против крестового похода Европы?… Выбор был сделан не в пользу католической Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой… Но эта помощь дорого стоила Руси”.

Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Евразийские историки (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев, В. А. Кучкин и др.) во влиянии Орды на Русь видят сильный заряд свое­образия, внесенный в ход российской истории. Золотая Орда находилась на территории, занимаемой сегодня Россией, Г.В. Вернад­­ский (1887-1973), Л.Н. Гумилев (1912-1992) на­звали Россию геополитической 4 наследницей Золотой Орды. Л.Н. Гумилев отвергал понятие “монголо-татарское иго”, утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Алек­сандра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой.

Представители евразийской исторической школы считают, что своеобра­зие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исто­ри­ческого времени, когда удельная Русь подверглась двойной агрессии - с востока и с запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального уда­ра отошли назад в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осу­щест­вленный Александром Невским, был связан с защитой “исторического смысла своеобразия русской культуры - Православия”. “...Союз с Ордой - не иго Орды, а Военный союз с нею - предопределил особый путь Руси”.

Ряд представителей локальной теории считают, что Русь была составной частью государства Золо­тая Орда и, раздавая князьям ярлыки на княжение, ханы превращали их в своих “служебников”.

Монголы, осуществив огромные завоевания в Евразии, создали на этой территории государство Золотая Орда. Русские княжества являлись составной частью этого государства.