Замок нойшванштайн кому принадлежит. Замок Нойшванштайн. Полная история строительства. История замка Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн — романтический замок баварского короля Людвига II около городка Фюссен и замка Хоэншвангау в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы.

История замка
Замок Нойшванштайн расположен в Германии, близ городка Фюссен. Он был построен в 1869—1891 гг. королем Людвигом II, Баварским. Замок представляет собой место паломничества туристов со всего мира. Это даже не столько замок в привычном понимании этого слова людей X-XIII веков — это дворец, «дворец мечты» его создателя, который ему так и не удалось увидеть в полном своем великолепии.
Людвиг II, Баварский , основатель замка, провел свое детство в замке Хоэшвангау, построенном в 1832 г. его отцом, Максимиллианом II, Баварским. Стены Хоэшвангау были украшены сценами из средневековых легенд, включая и сказание о лебедином рыцаре Лоэнгрине. Максимиллиан II сделал лебедя лейтмотивом всего замка Хоэншвангау. Что касается Людвига, то в детстве он часто представлял себя на месте сказочных персонажей, особенно сильно будоражил его воображение Лоэнгрин. Людвиг II БаварскийЛюдвиг II БаварскийВ 1864 г. в возрасте 18 лет после неожиданной смерти отца Людвиг становится королем, не имея при этом никакого опыта как в жизни, так и в политике. В 1873 году он пишет: «Я стал королем слишком рано. Я еще многого не знал. Я только начал учить законы. Вдруг меня выдернули из-за моих книг и посадили на трон. Что ж я все еще продолжаю учиться… » Людвиг был одержим идеей святого царства Божей Милости. А в реальном мире он был конституционным монархом, правителем Баварии с правами и обязанностями и слишком малой свободой выбора.
В 1866 г. Бавария в союзе с Австрией терпит поражение в войне с Пруссией и вынуждена принять «оборонительный и оскорбительный союз», который отменяет право короля созывать армию в случае войны. С 1866 года Людвиг II перестает быть суверенным правителем. Людвиг начинает строить вокруг себя свой выдуманный мир, в котором он сможет чувствовать себя настоящим королем. В том числе начинается строительство замка Нойшванштайн. Чтобы укрыться от реальности он постепенно меняет свой режим и предпочитает спать днем, а бодрствовать ночью. «Прекраснейшее место, что можно найти , — писал Людвиг Рихарду Вагнеру, своему любимому композитору, — Здесь я построю замок в стиле старых немецких рыцарских крепостей… Моя крепость будет прекраснее и уютнее, чем Хоэншвангау ».
Раньше на выбранном месте строительства стоял замок Vorder-und-Hinterhohenschwangau, но к началу XIX в. от него остались одни руины.
Первый камень в основание «Нового Хоэшвангау» (имя «Нойшванштайн» замок получит после смерти Людвига) заложен 5 сентября 1869 года. Строительство замка шло не так быстро, как того хотелось королю. Разместить в горах столь сложный образец архитектуры было достаточно сложно. Огромное количество художников, архитекторов и мастеровых трудилось над воплощением идей и грез Людвига. Нереальные сроки, которые он порой ставил, требовали работы и днем и ночью. В ходе строительства король все более отдалялся от людей, поэтому план замка постоянно пересматривался. Например, была исключена комната для гостей и добавлен небольшой грот. Скромный зал для аудиенций превратился в Тронный зал. Уход от руководства Баварией не мог пройти незамеченным. Необдуманные поступки и плохое руководство землями привело к тому, что правительство объявило его сумасшедшим и сместило с должности в 1886 г. — хотя Баварская конституция того времени и не предполагала такой возможности. Людвиг был отправлен в Berg Palace. На следующий день после прибытия на место он погиб при загадочных обстоятельствах, утонув в озере Старнберг вместе со своим психиатром, который и объявил его сумасшедшим. В 1886 г. постройка замка еще не была завершена. Работа остановилась на главной башне, донжоне. Семь недель спустя смерти короля Людвига II, Баварского замок был открыт для посещения публики. Строительство замка Нойшванштайн было окончено лишь в 1891 г.
О Людвиге II и истории создания замка Нойшванштайн
В баварских Альпах, недалеко от австрийской границы, стоит Нойшванштайн - замок неземной красоты, его стройный силуэт с заостренными башенками на фоне неба и горных вершин - словно сбывшаяся наяву фантазия. Это самый знаменитый и по-настоящему “сказочный” замок баварского короля Людвига II. Недаром, именно Нойшванштайн впоследствии стал символом чудесного мира Уолта Диснея, киностудии и диснейлендов. Возводя этот замок, Баварский король Людвиг II был одержим идеей воплотить в жизнь свои представления о романтике, свои сказочные фантазии.
"Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других "
Эти слова будущий король Баварии Людвиг II сказал однажды своей гувернантке. Желание наследного принца сбылось. Его не понимали при жизни, смерть его была загадочна, а после смерти и подавно количество версий и объяснений его причудам только увеличилось. С детских лет Людвиг был погружен в себя, в свои мечты и фантазии. Детство Людвига прошло в родовом замке Хохеншвангау, который восстановил в готическом стиле его отец Максимилиан II Баварский на месте разрушенного замка Шванстайн. В Хоэншвангау Людвиг II познакомился с легендарным миром рыцаря Лебедя Лоэнгрина. Именно с этим героем впоследствии и отождествлял себя Людвиг II, страстный почитатель германской мифологии, человек впечатлительный и романтичный. Побывав на премьере одноименной оперы Вагнера в 1858 году, он был вне себя от восторга. Людвиг с детства боготворил Вагнера, мистические оперы великого композитора заменяли будущему королю сказки. И когда в восемнадцатилетнем возрасте Людвиг унаследовал королевский трон, он сразу же пригласил Вагнера в Мюнхен. Композитор к этому времени находился в очень сложной финансовой ситуации. Молодой король заплатил за Вагнера все долги, приблизил его к себе, отдал на попечение композитора крупнейший оперный театр. Рыцарские романы и германская мифология - вот темы вагнеровских опер. В своих произведениях Вагнер с большим размахом переносил на сцену мир мифов и легенд. Людвиг распорядился начать строительство по-настоящему “старинного” рыцарского замка, стены которого он замыслил расписать сценами из опер любимого Рихарда Вагнера, а также картинами на темы германской мифологии.
Не случайно замок Нойшванштайн, несмотря на свои внушительные размеры, кажется театральной декорацией, ведь строился он под руководством знаменитых театральных художников Георга Дольмана и Кристиана Янка. Возведение замка началось в 1869 г. под строгим контролем самого короля. Мать короля была недовольна строительством нового замка, парламент страны пытался всячески сократить расходы на него, но Людвиг, несмотря ни на что, упорно шел к цели - воплотить в жизнь свои фантазии. Как только стало возможно, Людвиг перебрался жить в Нойшванштайн, фактически став там затворником. Камень основания "Нового Замка" был заложен 5 сентября 1869 года. Но пригодный для жилья дворец не возможно было построить так быстро, как ожидал король. Проект был слишком обширным, да и строительный участок на горе представлял трудности. Вначале построили Здание Ворот, и Людвиг II жил здесь в течение множества лет. Поскольку король все более и более избегал каких-либо контактов с внешним миром и сосредоточился на идее своего королевского достоинства, то и программа строительства изменялась. Комнаты для гостей были заменены в планах "мавританским Залом" с фонтаном, который фактически никогда не был построен. "Комната Письма" была преобразована с 1880 года в маленький грот. Скромный "Зал для приёмов" стал огромным Тронным залом. Замок больше не был предназначен для приемов и гостей, а превращался в памятник королевскому величию и копию легендарного замка Чаши Грааля. Начиная с 1875 года, Людвиг II ведет активную жизнь по ночам, часто прогуливаясь горами в карете или санках, сконструированных по последним технологиям того времени. Нередко король на такие прогулки надевал исторические костюмы. Одним словом, перевоплощался. Его фантазии также поддерживались частными представлениями в родовом замке: оперы и театральные постановки давались только для одного Людвига II.

Нойшванштайн
не только должен стать образцом идеального средневекового замка, но за средневековым обликом скрывалась современная технология комфорта. Действительно, на то время замок был оборудован «по последнему технологическому слову». Комнаты королевского места жительства оснащены горячим воздушным центральным отоплением. Проточная вода была доступна на каждом этаже, и кухня снабжалась и горячей, и холодной водой. Туалеты имели автоматическую систему слива. Для вызова слуг и адъютантов король пользовался электрической системой звонка. На третьих и четвертых этажах были даже телефоны. Чтобы аккуратно и вовремя подавать еду наверх, использовали подъемник. Технические новинки применялись и непосредственно в строительном процессе, например, подъемные краны работали на паровых двигателях. Одна из отличительных особенностей Нойшванштайн - большие оконные стекла. Окна такого размера был все еще редкостью в дни Людвига II.
В конце же жизни у Людвига стали проявляться явные признаки психического расстройства. 9 июня 1886 г. специальная государственная комиссия официально объявила короля душевнобольным. Буквально через три дня Людвиг отправился со своим личным врачом на прогулку, и вскоре их тела были найдены в озере Штарнбергзее. Тайна его смерти так и не раскрыта. У кромки воды, где нашли несчастного короля, установлен крест. Неподалеку от замка, над 90-метровой пропастью натянут подвесной мост, который Людвиг II назвал в честь своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Первоначально этот мост был деревянным, но в 1866 г. его конструкция была заменена на современную, металлическую.
Особенности архитектуры
Замок Нойшванштайн представляет собой симбиоз трех различных, в плане использования, частей: это центральное строение замка - Палас и отходящие от него крылья. Левое носит название Kemenate Building (вход в замок), правое - Дом рыцарей. Внутреннее убранство грандиозного здания выполнено в невероятном смешении и многообразии стилей, принадлежащих к различным временным эпохам. В помещениях соседствуют мавританские, готические и, одновременно, барочные элементы, но ощущения безвкусной эклектической мешанины, как ни странно, не возникает. Всего замок насчитывает около 360 комнат и залов, но поскольку строительство в полном объеме так и не было закончено, окончательная отделка проводилась только в некоторых из них. Внутреннее убранство уже упоминавшегося Зала Певцов, стены которого отделаны фресками на мотивы оперы любимого композитора Людвига II - Вагнера, «Тангейзер». Центральная, самая большая фреска увековечила рыцаря Парсифаля в тот момент, когда он впервые увидел Священный Грааль. Роскошный узорчатый потолок зала отделан деревянными панелями с изображениями знаков Зодиака на них. И потолок, и стены, и Певческая аркада сооружения украшены также богатой орнаментальной росписью. В настоящее время в Зале певцов проводятся концерты классической музыки. Этот зал занимает весь четвертый этаж пятиэтажного Паласа.
Прямо на третьем этаже, расположилось искусственное вкрапление рукотворной дикой природы, которое должно было вызывать удивление у посетителей - находившаяся внутри замка пещера со сталактитами и сталагмитами. Изначально, для оживления интерьера и придания большего сходства с природой, здесь бил настоящий каскад воды. В наше время система подачи воды то ли сломалась, то ли отключена, никаких фонтанов либо водопадов в гроте больше нет. Еще одними, оставляющими богатые впечатления у туристов, помещениями третьего этажа являются спальня и личная молельня короля. Обе они выполнены в готическом стиле, а в спальне разместилась, пожалуй, самая главная достопримечательность замка - резная кровать владельца апартаментов. Для того чтобы представить себе ее роскошь и великолепие узорной росписи, достаточно сказать, что над изготовлением этого сооружения без отдыха трудились 14 резчиков по дереву в течение 4,5 лет. Стены спальни увешаны картинами на тему жизни Тристана и Изольды - легендарных влюбленных из средневековых европейских легенд. Персональная молельня короля примыкает к его спальне. Она посвящена ангелу-хранителю хозяина - причисленному к лику святых французскому королю Людовику Святому, в честь которого баварский монарх и был назван.
Тронный зал Нойшванштайна выполнен архитекторами Эдуардом Илле и Юлиусом Гофманом в стиле византийской пресыщенной роскоши. Длинные ряды колонн идут через весь двухъярусный зал с украшениями из имитации порфира и лазурита. Заканчивается помещение полукруглой позолоченной апсидой - местом расположения королевского трона. Девять мраморных ступеней ведут к подножию помоста, на котором трон, украшенный золотом и слоновой костью, и должен был располагаться. История распорядилась иначе - монарх умер прежде, чем символ власти был изготовлен и установлен в предназначенном ему месте. Купол апсиды украшен росписями на теологические темы. Здесь изображен Иисус Христос в окружении богоматери Марии и апостола Иоанна, а ниже расположились фигуры королей, причисленных к лику святых, среди которых уже упоминавшийся небесный покровитель Людвига - Людовик Французский. Дополняет интерьер величественная люстра, выполненная в виде византийской короны. Люстра сделана из позолоченной меди, рассчитана на 96 свечей и весит почти 2 тонны - 18 центнеров.
Еще одним полностью достроенным сооружением замка стала расположенная на первом этаже королевская кухня. Несмотря на стилизацию под средневековье, замок был инженирован по последнему слову технологий XIX века. Здесь были смонтированы великолепные системы водоснабжения и водоотведения, а система воздушного обогрева была для своего времени передовой. Вода для замковых нужд доставлялась из расположенного двумястами метрами выше источника, и поступала в помещения, как в знаменитых фонтанах Петродворца, самотеком, используя принцип сообщающихся сосудов. Возвращаясь к кухне, следует отметить, что сюда вода не просто подавалась, а подразделялась на холодную и горячую. Кухня снабжена не только плитами, печами и жаровнями для приготовления пищи, но и специально сконструированным механизмом, функцией которого была подача приготовленных блюд в королевскую столовую, дабы не отвлекать Его величество мельтешением слуг от возвышенных дум. Сама столовая декорирована дубовыми
панелями, по стенам развешаны картины художников Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера, изображающими сцены легендарного песенного состязания миннезингеров в Вартбурге 1207 года.
Архитекторам Нойшванштайна великолепно удалось выполнить один из краеугольных задач архитектуры - привязать сооружение к окружающей местности, вписать отдельно стоящий замок в природу верхней Баварии. Возвышающийся на одинокой скале с крутыми склонами, Neuschwanstein выглядит тем, чем и должен казаться - неприступным средневековым оборонительным сооружением. Из окон замка открывается невероятно живописный вид на долину Хоэншвангау, который Людвиг планировал улучшить, выстроив выше в горах еще один псевдостаринный замок, предназначением которого было сделать вид из Нойшванштайна еще более живописным. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.
Замок в наши дни
Замок Нойшванштайн стал местом публичного посещения и достопримечательностью Баварии еще в 19 веке. С тех пор поток туристов в строение, предназначавшееся по замыслу заказчика для уединенных мечтаний и бегства от реалий мира, год от года становится все больше и больше. Ежегодно замок посещают более 1,3 миллиона туристов. По этому показателю «Лебединый камень» уступает только парижской Эйфелевой башне. Особенно велик приток посетителей в летнее время, когда через спальню мечтателя-одиночки проходит около 6000 посетителей в день. Труднодоступность и уединенное месторасположение сделали Нойшванштайн привлекательным для утилитарного его использования гитлеровской Германией. Здесь в конце второй мировой войны располагались золотые запасы Рейхсбанка, позже исчезнувшие в неизвестном направлении. Здесь же хранилась личная коллекция драгоценностей, произведений искусства и мебели, отобранных Адольфом Гитлером из общей массы ценностей, вывезенных захватчиками из Европы.

Мифы и факты

Вдали от шумных городов, почти у самой границы с Австрией, в 1869 году началось строительство под руководством мюнхенского театрального художника Кристиана Янка. Но из-за экстравагантных вкусов и причуд Людвига, этот процесс продвигался очень медленно. Так например, только над резьбой по дереву в одной лишь спальне короля 14 плотников работали 4,5 года.
Строительство замка было остановлено, когда Людвига удалили от власти из-за интриг в его собственном кабинете. Король редко касался государственных вопросов лично, и своими выходками заслужил славу безумца. К тому же страдал от галлюцинаций - к примеру, обедал с духом Людовика XIV. По баварским законам, король может быть отстранен от власти, если признан непригодным к управлению. И после доклада его кабинета в 1886 году, был свергнут. Людвига перевезли в замок Берг, где вскоре тот утонул в Штарнбергском озере. Однако, относительно этой таинственной смерти, признанной в то время самоубийством, предполагают, что кабинет не был доволен простым отстранением Людвига от власти.
В отличие от многих средневековых замков, где стены увешаны картинами, отображающими сцены охоты, родовые поместья, а также облики предыдущих властелинов замка, в Нойшванштайне в залах висят панно с мифическими героями, персонажами из древних легенд и скандинавского эпоса. Каждое панно при этом будто дополняет друг друга, создавая единое впечатление сумрака и ужаса. Такой интерьер замка породил немало легенд и мифов, которые приписывают сумасшествию Людвигу II, воздвигшему это несравненное по красоте и великолепию строение.
Добавляет ореол загадочности, нереальности замку и самоубийство короля, а также его лечащего врача после того как правитель был свергнут с трона. Утопленник будто решил навсегда остаться в творении своей буйной фантазии.

В Германии много достопримечательностей. Но замок Нойшванштайн особенно привлекает туристов: каждый мечтает приехать сюда и увидеть неподражаемой красоты чудо средневековой архитектуры.

Neuschwanstein дословно с немецкого языка на русский переводится как «Новая лебединая скала». Сказочная красота местности, где находится прекрасное здание, под стать его волшебному виду. Замок величаво стоит на холме высотой немногим более 1 км, достойным фоном стали Баварские Альпы с высочайшей горой Германии Цугшпитце (2964 м). Нойшванштайн украшает местность Баварских Альп (Бавария – крупнейшая Федеральная земля на юге ФРГ). И, стоя на кургане, можно бесконечно долго любоваться прекраснейшими пейзажами. Из окон пале видны город Фюссен и долина Хоэншвангау. Озера Альпзее и Шванзее (Альпийское и Лебединое) являются подобающим окружением невообразимо прекрасного строения, красивого в любое время года. И туристы, которых приезжает сюда ежегодно до 1,3 млн., могут в этом удостовериться. Тем более что климат на юге Баварии – умеренный континентальный. Погода обусловлена расположением этой части суши на высоте 800 — 1200 м над морской линией. Летняя температура здесь достигает +26 °С, зимой столбик термометра упорно не хочет показывать ниже -2 °С.

По-настоящему сказочный замок Нойшванштайн появился здесь по инициативе баварского монарха Людвига II. Он мечтал возвести масштабное строение в соответствии со своими романтическими понятиями и фантастическими воззрениями. И, сам того не подозревая, оставил потомкам божественного очарования памятник себе: замок Нойшванштайн вошел в список 10-ти великолепнейших подобных сооружений. Причем, его экстерьер и интерьер одинаково впечатляют роскошью и изяществом.

Залы крепости – дизайнерское воплощение оперных произведений немецкого сочинителя Рихарда Вагнера и героических поступков храбрецов германской мифологии. Архитектурно-художественные стили удивительным образом переплелись с мавританскими, готическими и барочными деталями. Посетителей встречают колонны в образе сталактитов, Тронный неф с византийскими чертами, Певческий зал с изящно оформленным освещением (в этом помещении ставились спектакли по операм композитора). Вместе с тем в здание был проложен водопровод с горячей и холодной водой, а отапливалось строение так же, как нынешние дома. Получается, что венценосец Баварский стал правителем-новатором, опередившим свою эпоху.

Жизненные принципы Людвига II

Однажды произнесенные слова: «Я хочу всегда оставаться тайной, как для себя, так и для других» стали символичны для будущего божьего помазанника Баварии (годы правления 1864-1886 гг.). Сказанная как-то раз гувернантке фраза обернулась для наследного принца сбывшимся желанием. Не понятый при жизни, он и умер при загадочных обстоятельствах. Не утихали страсти вокруг его причуд и после кончины. Туристы, побывавшие в королевском замке Нойшванштайн, в нынешнее время готовы принять ту версию, которая ближе по восприятию. Кому-то видится трагедия одинокого романтика, кто-то предпочитает остановиться на галлюцинациях безумца, а кому-то поведение монарха представляется тривиальным чудачеством плутократа.

Еще в детстве будущий государь Баварии выглядел ребенком, погруженным в себя, в свои мечты и фантазии. Детские годы его прошли в фамильном замке Хоэншвангау, восстановленном в стиле готика отцом Максимилианом II Баварским там, где ранее стоял разрушенный к тому времени другой дворец – Шванштайн. Названия всех строений содержат слово «schwan», что означает «лебедь». Грациозная птица была геральдическим пернатым стародавнего графского рода Швангау: властелин Максимилиан II причислял себя к его правопреемникам и поместил на новую крепость фрески с сюжетами из средневековых преданий и миннезингеровских романов. Так Максимилиан II свел воедино поэтизированную древность с настоящим местным обычаем. Именно в Хоэншвангау Людвиг II приобщился к миру поверий, главным в котором является рыцарь Лебедя Лоэнгрина. Позже самодержец Баварский уподоблял себя этому герою: преданно чтил немецкую мифологию, будучи впечатлительным и романтичным.

С восторгом принял Людвиг премьерный оперный дебют Р. Вагнера в 1858 г. Еще будучи мальчиком, принц благоговел перед композитором, творчество которого воспринимал, словно сказки. Став в 18 лет государем, он позвал Р. Вагнера в Мюнхен. Музыкант как раз пребывал в состоянии сложнейшего финансового положения. Молодой монарх сделал выплаты по всем долговым обязательствам сочинителя, позволил ему быть вхожим в свое окружение, а также доверил композитору самый большой театр оперы. Царь был покорен тематикой вагнеровских произведений, при написании которых музыкант полагался на рыцарские романы и мифы Германии. Вагнер с упоением воплощал на сценических подмостках все происходящее в мире мифов и преданий.

Русский композитор Чайковский, по мнению некоторых историков, был потрясен эффектным и таинственным видом Нойшванштайна. Это подвигло его к созданию сюжета и великолепной музыки к балету «Лебединое озеро».

И вот настало время, когда государь-романтик отдал приказ приступить к возведению истинного стародавнего рыцарского замка. Все стены в нем венценосец задумал украсить сюжетами из опер боготворимого им Вагнера и картинами с изображениями, взятыми из мифов Германии.

В своем послании Рихарду монарх говорил о намерении возродить былую королевскую величественность в строении, которая бы выглядела как старая крепость немецких рыцарей. Баварскому правителю хотелось, чтобы местоположение предполагаемого здания было красивейшим, и надеялся на то, что спустя 3 года замок Нойшванштайн можно будет обживать. Монарх предупреждал музыканта о том, что намерен вселить его во дворец как досточтимого жильца. Самодержец подчеркнул: бург будет святилищем для благочестивого приятеля. Она станет еще прекрасней и уютней расположенного внизу Хоэншвангау.

Местом строительства палаццо помазанник божий выбрал гору Югенд. В этом живописном уголке на месте руин 2-х небольших маленьких фортов и предстояло появиться сказочному строению под названием «Новый замок Хоэншвангау» (имя «Нойшванштайн» ему дали после смерти короля).

Благодаря известным в то время театральным художникам Георгу Дольману и Кристиану Янку габаритный Нойшванштайн предстал перед всеми в образе декорации к сказочному спектаклю. Строительство его велось с 1869 г. под неусыпным контролем монарха. Королевская мать роптала по поводу затеи сына, ландтаг постоянно стремился к сокращению финансирования этого масштабного объекта. Но напрасно: государь с упорством, достойным похвалы, делал все для того, чтобы его фантазии воплотились наяву. Более того, стал единственным жильцом еще недостроенной обители, превратив себя в отшельника.

Строительство замка Нойшванштайна

Первый камень в фундамент лег в первый осенний месяц 1869 г. Однако сразу стало ясно, что намеченный 3-летний срок, отведенный на строительство, придется переносить: грандиозное здание невозможно было возвести так быстро. Обширность проекта и участок на горе создали невероятные трудности. Людвигу, въехавшему на проживание сразу после строительства ворот и первых надвратных помещений, пришлось жить много лет в еще возводившемся красавце-форте. Сложность появлялась также из-за того, что уединившийся от внешнего мира монарх постоянно вносил изменения в проект. Гостевые помещения король распорядился превратить в «Мавританский зал» с фонтаном (эта идея так и осталась не воплощенной). «Комната Письма» в 1880 г. в результате обрела размеры небольшого грота. Незамысловатого вида «Зал для приёмов» в окончательном варианте предстал перед монархом Тронным залом. Дворец все больше терял свое предназначение – быть местом для приемов и гостей и все больше становился похожим на памятник королевской величественности и подобием прославленного замка Монсальват с Чашей Грааля.

С 1875 г. венценосец практически ведет ночную жизнь: отправляется в темное время суток на прогулки в горы, сидя в карете или санях, которые созданы с применением новых технологий. Часто монарх переодевался для такого моциона в историческую одежду. Перевоплощение поддерживалось и приватными спектаклями в фамильном замке. Единственным зрителем оперных и театральных представлений был венценосец.

Король-новатор

По задумке отшельника-монарха замок Нойшванштайн должен был стать примером средневекового замкового здания, но комфортным для проживания с помощью применения новых технологий. Дворцовые помещения нагревались за счет использования горячего воздушного центрального отопления. Доступ к проточной воде обеспечивался на каждом этаже, в кашеварню поступала и горячая, и холодная вода, а туалеты были оборудованы сливной автоматикой. Слуг и адъютантов король вызывал электрическим звонком. А на третьих и четвертых этажах стояли телефонные аппараты. Пища подавалась из кухни в трапезную на подъемнике. В строительстве использовалась новая техника, например подъемные краны на паровых двигателях. Зодчие, проектировавшие Нойшванштайн, тоже постарались: такие большие окна в годы правления государя Баварии встречались очень редко.

Гибель Людвига II Баварского

Король все делал для того, чтобы семья и свет считали его странным: перестал заниматься государственными делами, не хотел жениться, чтобы оставить после себя потомков, слыл бирюком. Поначалу все списывалось на молодость и неопытность монарха. Однако с годами симптомы психического заболевания были видны невооруженным глазом. В результате в июне 1886 г. психиатры официально признали короля безумцем. А спустя 3 дня после этого Людвиг и его личный доктор ушли на прогулку и не вернулись. В скором времени их бездыханными обнаружили в озере Штарнбергзее. Что произошло, до сих пор не установлено. На том месте, где нашли горемыку-короля, был водружен крест. Однако нет сомнения в том, что настоящим монументом в память о Людвиге II Баварском стали построенные им замки, и особенно Нойшванштайн.

Возведение замка Нойшванштайн потребовало огромнейших по тому времени денег в 6 млн. золотых марок. Поэтому, чтобы отчасти покрыть расходы, сюда стали пускать желающих, едва только узнав о гибели самодержца.

Интерьеры замка Нойшванштайн: дизайн и декор

Тронный зал – задумка Эдуарда Илле и Юлиуса Гофмана. Светящийся голубизной потолочный купол комнаты стал местом, где сидит Христос в окружении Марии и Иоганнеса, а также канонизированных в святые королей: Казимира и Штефана, Генриха и Фердинанда, Эдуарда и св. Людовика. В авангарде – драгоценный подсвечник для 96 свечей, выполненный из меди с позолотой в виде византийской короны. Вес канделябра достигает 18 центнеров. Пол из мозаики, творение венского мастера Дермонта, выглядит как стилизация флоры и фауны. Тронный зал венчает полукольцо абсиды из позолоты. Ступеньки (их 9) из белого мрамора Carrara обрамлены образами 12 апостолов и ведут к подиуму. Здесь должен был находиться золотой трон с включением элементов из слоновой кости. Но, к сожалению, это так и осталось лишь в проекте.

Певческий зал — центральное помещение в замке Нойшванштайн. Самое значительное по размерам, с высоким потолком и роскошным убранством, зал впечатляет бесчисленностью элементов в росписях. Сюжеты фресок с участием Парсифаля повествуют о юноше, который прошел путь от наивного представления о рыцарях до их идеализации. Парсифалю пришлось также узнать о любви, ведущей к причащению из святого Грааля. Апогеем предания становится миг прихода юноши к святому Граалю. Сцена встречи Парсифаля со священной Чашей и стала главной на самом большом полотне Зала певцов.

Спальня властелина в неоготическом исполнении завораживает резным декором и горильефом. 4,5 года 14 мастеров резьбы вытачивали украшения. Картины отображают, в основном, эпизоды из жизни Тристана и Изольды: герои германского эпоса затронули глубинные струны души 20-летнего помазанника божьего. Через оконный проем балкона спальни виден поразительный каньон Пеллата, в который с 45-метровой высоты устремляет свой поток водопад.

Спальня сообщается с небольшой молельной комнатой самодержца. Она появилась в память о св. Людовике, короле Людовике Французском: Людвиг чтил этого государя. В расписном стрельчатом своде находится врезанный створчатый алтарь, украшенный изысканной резьбой.

Устроители Парижского Диснейленда, увидев замок, решили воспользоваться его сказочным экстерьером. И воплотили это в развлекательном парке, построив дворец Спящей красавицы.

Гостиная, декорированная по-царски, встречает посетителей эркером, размещенном впереди под так называемым «лебединым» углом. Главной темой для дизайна послужил образ лебедя-рыцаря Лоэнгрина (Людвиг II был необычайно ему предан). В создании больших панно прослеживается почерк живописцев Гаушильда и фон Геккеля. На картинах воспроизведены сюжеты легенды о Лоэнгрине. Это — «Чудо Грааля» и «Прибытие Лоэнгрина в Антверпен». Лебединая тема просматривается и в узорочном декоре деревянных панелей, и в золотой вышивке гардин и шелковой драпировки.

Кухмистерская (столовая) замка облицована дубовой обшивкой, на которой разместились полотна Фердинанда Рилоти и Иосифа Айгнера.

В рабочем кабинете взор притягивает столешница в плотном шелке зеленого оттенка с шитьем золотом. Из подобной же материи сшиты гардины. Их мастерили женщины деревень Баварии на протяжении не одного года. Эскизы вышивок были сделаны известными художниками и самой коронованной особой. Кабинет и домашнюю молельню разделяла перегородка в виде ширм, декорированных шитьем. Венценосец Баварский, как рьяный католик, посвящал молитвам многие часы, строго придерживался постов, нередко медитировал.

Письменные аксессуары — под стать всему находящемуся в кабинете: их изысканность достигается применением золота, слоновой кости и натуральных камней. И повсюду присутствуют лебединые изображения.

Слухи вокруг замка.

Молва утверждает, что во времена нацистской Германии в палатах был расквартирован один из «идеологических» гарнизонов 3-го Рейха. Военнослужащим предписывалось изучение оккультизма, нибелунгов, рун и основ германского духа. Однако даже нацисты, безжалостно относящиеся к людям нетрадиционной сексуальной направленности, соглашались с утверждением, что романтическое мироощущение короля превалирует над всеми его пороками.

Еще один слух касается Второй мировой войны. Считается, что в этот период в замке Нойшванштайне сохранялась часть золота Рейхсбанка, которое в заключительные военные дни увезли не известно куда. Возможно, его утопили в близлежащем озере Алат. Во дворце также сохранялись уворованные драгоценности, полотна картин и коллекции мебели – их должны были передать в личное пользование Гитлеру.

Как добраться до замка Нойшванштайн.

Добираются сюда на поезде из Мюнхена. Купив в автомате билет до Фюссена, садятся в вагон и едут до станции Бухлое, где делают пересадку в поезд, который везет до конечной остановки. Дорога займет примерно 2 часа. Затем пересаживаются на автобус (такси) и через 8 мин. прибывают в деревню Хоэншвангау с одноименным замком. В его офисе продают билеты в оба замка. Подняться к замку Нойшванштайну можно пешком за 40 мин., автобусом или экипажем.

Можно осматривать Нойшванштайн ежедневно, исключение – дни Рождества. Время работы: 9.00 — 18.00 летом и 10.00 — 16.00 зимой. Билет обойдется в 9 €.

Знакомиться с дворцом можно лишь в составе экскурсионной группы. Каждая экскурсия начинается через 5 минут после предыдущей. Гид ведет повествование на немецком и английском языках поочередно. Рассказ начинается с автоматического включения аудиогида (загораются кнопки). Поднявшихся на 4-й этаж туристов встречает экскурсовод, который в залах дворца будет включать аудиогид самостоятельно, поэтому
кнопки не будут загораться.

Нельзя входить на территорию и внутрь замка Нойшванштайна с габаритными предметами (дорожными сумками, колясками). Запрещается и фотографировать. Задержавшиеся на более чем 25 минут после экскурсии могут послушать музыку Вагнера на концертах, которые здесь устраиваются постоянно.

Начиная с 1970 г. каждый сентябрь замок Нойшванштайн принимает Вагнеровский фестиваль. На нем звучит обожаемая Людвигом II классическая музыка обожаемого композитора.

Что посмотреть рядом с замком Нойшванштайн

Рядом с замком протянулся над 90-метровой бездной подвесной мост. Его помазанник божий назвал именем своей матери, королевы Марии, принцессы Прусской. Вместо деревянного в 1866 г. перекинули металлический виадук. Поднявшиеся на него туристы имеют возможность восхититься великолепной панорамой сказочной крепости.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

На высокой скале, где на фоне небес

Дикой чашей разросся чернеющий лес,

Где среди тишины водопад лишь шумит,

Белый замок, как лебедь, над лесом парит.

Добрый день, друзья!

Сегодня хочу рассказать вам об одном из самых красивых замков мира – замке Нойшванштайн. История его возникновения и история жизни его автора и создателя Баварского короля Людвига II – уже повод обязательно посетить это место.

Замок Нойшванштайн («Новый лебединый камень») или «Лебединый замок» – это застывшие в камне мечты, фантазии, любовь к средневековой мифологии и фантастическим операм Рихарда Вагнера, утонченного и мечтательного, влюбленного в красоту короля Людвига II.

Одной из страстей «сказочного короля» (в конце жизни признанного безумным) было строительство новых дворцов. Среди построенных им роскошных и изящных замков (Линдерхоф, Херренкимзее, каждый из которых можно отнести к мировым архитектурным шедеврам) замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) выделяется нереальной красотой архитектуры и внутреннего убранства. Впечатление, что попадаешь в удивительный средневековый мир благородных рыцарей и прекрасных дам, усиливается местом расположения замка.

В Баварских Альпах на высоком холме (1000 м) над глубоким мрачным ущельем возвышается необыкновенно легкое эфемерное сооружение, как бы парящее в воздухе, скорее напоминающее мираж, нежели реальный замок.

Рядом находятся два горных озера Альпийское (Alpensee) и Лебединое (Schwansee). По преданию, именно в этих местах совершал свои подвиги «лебединый рыцарь» Лоэнгрин, спасающий прекрасную принцессу Одетту, превращенную в лебедя злым колдуном. Эта средневековая легенда обладала, видимо, какой-то мифической и мощной энергетической силой и вдохновляла поэтов и композиторов того времени на создание выдающихся произведений. Пример тому, опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» и знаменитый балет «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского.

Колдовские чары этих мест и сегодня завораживают всех, кто хоть однажды побывал в этих местах. Знакомые черты и силуэт знаменитого замка мы узнаем в замке Спящей красавицы в и в эмблеме студии Уолта Диснея.

Немного из истории замка Нойшванштайн

В этих удивительно красивых местах на северо-востоке Германии (Бавария) в замке Хоэншвангау (который был восстановлен в первой половине 19 века королем Максимилианом, отцом Людвига II) проходило детство и юность будущего короля Баварии.

Став королем в 18 лет, Людвиг II, стремящийся к уединению и очарованный музыкой своего друга композитора Рихарда Вагнера, начинает строительство королевского замка Нойшванштайн. Место для него он выбрал на одинокой скале поблизости от замка Хоэншвангау, бывшего летней резиденцией королевской семьи.

Замок строился с 1868 по 1886 годы, до смерти короля Людвига II. После его трагической гибели строительство было прекращено. Рыцарское помещение и третий этаж не были достроены, осталось в проекте строительство собора в готическом стиле, не была полностью произведена отделка внутренних помещений.

Но даже в незавершенном виде замок, открытый для посещения вскоре после смерти короля, превратился в чрезвычайно популярное место для туристов со всего мира.

Замок Нойшванштайн – драгоценная жемчужина Германии

Официальный сайт: www.neuschwanstein.de

Панорама замка Нойшванштайн:

Пятиэтажное сооружение, устремленное ввысь, в стиле романтической рыцарской крепости с роскошным внутренним убранством – замок являет собой воплощение мечты Людвига II, отождествляющего себя с «Лебединым рыцарем» – персонажем оперы Вагнера, возвести несравненный по красоте Лебединый замок. И это так.

Восторженные отзывы посетителей не оставляют сомнений в том, что замысел Людвига II удался, и, помимо его воли и желания, замок продолжает восхищать и заставляется восторгаться его красотой множество людей.

Представляющий по сути средневековую крепость по форме, белокаменный замок, изящный и стройный, украшенный многочисленными балконами с арками, бойницами, круглыми и островерхими башенками, узорчатыми окнами, сочетающий различные архитектурные стили и приемы декорирования – в целом создает образ воздушного и парящего в воздухе кружевного сказочного замка.

Над внутренней отделкой замка работали лучшие мастера и живописцы, резчики по дереву и скульпторы.

Уникальны по красоте и исполнению – резная деревянная кровать в спальне, створчатый алтарь в молельне, украшенные деревянной резьбой, живопись и настенные росписи залов, посвященные персонажам из опер Вагнера, любимого композитора и друга короля.

В оформлении замка повсеместно присутствует лебединый мотив: лебеди на мебели, гобеленах, настенных росписях, потолках, лестницах и переходах.

Мраморный Тронный зал, помещение столовой, королевская спальня, гостиная, рабочий кабинет короля, зал певцов – каждое из этих помещений уникально и отличается оригинальной отделкой, над которой долго и тщательно работали известные мастера.

Из окон замка открывается красивая панорама на живописные окрестности. Неподалеку от замка есть еще одна достопримечательность – подвесной мостик Мариенбрюке над ущельем. С него открывается замечательный вид на замок, окрестности и 45-метровый водопад.

Когда поехать в замок Нойшванштайн?

Нойшванштайн интересен как взрослым, так и детям. К тому же многим детям «Лебединый замок» уже хорошо знаком, ведь именно в таком замке живет Спящая красавица из мультиков Уолта Диснея. Здесь же можно увидеть оригинал и ненадолго попасть в чудесную сказку.

Замок красив в любое время года. А при посещении его зимой есть свои плюсы: меньше туристов и больше времени отводится на экскурсии.

Как добраться до замка Нойшванштайн?

Замок Нойшванштайн находится неподалеку от городка Фюссен (Fussen) и в 130 км от Мюнхена.

Из Мюнхена до Нойшванштайна легко добраться на автомобиле по «романтической дороге Германии» или на поезде до города Fussen c пересадкой на станции Kaufbturen. От Fussen на автобусе доехать до деревни Хоэншвангау (по времени 7-10 минут) или на такси.

Здесь в ущелье между двумя замками (Нойшванштайн и Хоэншвангау) находится парковка, ресторанчик и билетный центр. В замках билеты не продают, приобрести их можно только здесь.

К замку туристов доставляют на конной повозке, мини-автобусе или же можно подняться пешком (это займет минут 20).

Время работы замка Нойшванштайн

Замок Нойшванштайн работает ежедневно (исключение – рождественские праздники (24 и 25 декабря) и Новый год (31 декабря и 1 января)).

Часы работы:

  • 8.00 – 17.00 – летом (до 15.10);
  • 9.00 – 15.00 – зимой (16.10 – 27.03).

Сколько стоит экскурсия по замку?

Осматривать залы можно только с экскурсией, которые проводятся на немецком и английском языках и начинаются каждые 5 минут.

Стоимость экскурсии по замку (продолжительность – 35 минут):

  • Взрослые – 12 евро;
  • Дети и студенты (до 18 лет) – бесплатно;
  • Для лиц старше 65 лет, студентов и инвалидов – 11 евро;
  • Для групп (от 15 чел.) – 11 евро.

Стоимость экскурсии от Мюнхена – от 70 евро.

Можно забронировать билет на сайте www.hohenschwangau.de за дополнительную плату:

  • по 1,8 евро на 1 человека в 1 замок;
  • для групп (от 15 чел.): 0,90 евро на 1 чел. И 1 замок.

При посещении в один день обоих замков (Хоэншвангау и Нойшванштайн) обычно покупают «King’s Ticket» («Королевский билет»):

  • Взрослые – 23 евро;
  • Дети и студенты (до 18 лет) в сопровождении родителей – бесплатно;
  • Школьные группы – 11 евро;
  • Для лиц старше 65 лет, студентов и инвалидов – 21 евро.
  • Чтобы не тратить время в очереди за билетом или, что еще хуже, по приезду не купить билеты по причине их отсутствия на текущий день, воспользуйтесь услугой бронирования билетов на официальном сайте замков. Особенно это актуально в разгар туристического сезона;
  • Если хотите посетить оба замка, рассчитываете, что между их посещением необходимо оставить запас времени 1,5-2 часа. Это даст возможность спокойно и без спешки добраться из одного замка в другой;
  • В замок не пропускают туристов с большими сумками и колясками. И если вы едете с багажом, лучше приехать на станцию Фюссен пораньше. Количество камер для хранения багажа на станции ограничено, и все ячейки могут быть заняты уже после 9 часов утра;
  • Не пытайтесь фотографировать в замке. Это запрещено;
  • Приобретая билет, можно попросить выдать вам схему (выдается бесплатно по запросу), по которой можно определить и правильно рассчитать примерное время, которое потребуется, чтобы вовремя добраться до замка;
  • Также, покупая билет, можно попросить аудиогид на русском языке;
  • Заранее изучите информацию о Баварском билете, если планируете посещение Баварии. Приобретая такой билет, вы можете передвигаться на поезде по всей Баварии просто и дешево. Как купить такой билет и всю необходимую информацию можно найти в интернете на сайте Deutsche Bahn (Немецкая железная дорога): www.bahn.com.

В красивейшем уголке Баварских Альп на высоком холме, поросшем тёмно-зелёными елями, величаво возвышается . Его стройный силуэт с заострёнными, «игрушечными» башнями напоминает картинку из сказки.

Замок Нойшванштайн (Германия): факты

Его создатель Людвиг II воплотил в замка свои фантазии и мечты. Ещё с детства будущий король увлекался средневековыми легендами о рыцарях и древнегерманскими сагами, а с 16 лет он стал страстным поклонником творчества Рихарда Вагнера.

Вступив на престол, Людвиг II сделал Вагнера своим фаворитом, предоставил в распоряжение композитора роскошную загородную виллу и под впечатлением от его опер решил построить .

Замок Нойшванштайн: легенда о лебеде

Замок Нойшванштайн (Германия) был воздвигнут в 1869-1886 годах в стиле рыцарской крепости. Неслучайно король назначил архитектором и руководителем работ театрального художника Христиана Янка. Прежде всего, Людвиг II добивался архитектурной живописности. Название замка Нойшванштайн - «Новый лебединый камень» - связано с оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, написанной по мотивам легенды о Рыцаре — Лебеде.

Предание гласит, что однажды в герцогстве Брабант правитель умер без наследника. Дочь герцога Эльза боится, что королевство будет потеряно, но вдруг появляется рыцарь на лодке, запряжённой лебедем. Он женится на герцогине Эльзе, обещает защищать и любить её, а в ответ просит только одного - возлюбленная никогда не должна спрашивать о его происхождении. Много лет Рыцарь-Лебедь правит Брабантом, но однажды герцогиня задаёт запрещённый вопрос. Тут к рыцарю немедленно является лебедь и увозит его в неизвестные края, из которых он когда-то явился. Весь свой замок монарх украсил лебедями. Они повсюду - в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке. Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II.

Тронный зал

Замок Нойшванштайн состоит из более чем 360 залов, и каждый из них посвящён героям Вагнера. Самое внушительное помещение - это, конечно, Тронный зал, оформленный в византийском стиле. В нём король хотел воплотить «Зал Святого Грааля» из драмы Вагнера «Парсифаль». Огромное помещение с высокими потолками поддерживают два ряда колонн.

Нижний ряд пурпурных колонн отделан под порфир, а верхний ряд изготовлен из искусственного лазурита. Ступени мраморной лестницы, обрамлённые изображениями 12 апостолов, ведут к нише, где должен был стоять королевский трон, украшенный крестом и гербом Баварии. Но трон так и не успели изготовить. Росписи на стенах иллюстрируют раннехристианские сюжеты. На уровне галереи со вторым ярусом колонн подвешена огромная позолоченная люстра в форме византийской короны. Пол, выложенный мозаикой, изображает стилизованный растительный и животный мир.

Певческий зал

Певческий зал предназначался для постановок опер Вагнера. При жизни Людвига II в Певческом зале не было дано ни одного концерта, но зато в наши дни здесь ежегодно проводится фестиваль классической музыки. Это самый большой и пышно убранный зал с многочисленными полотнами и гобеленами, посвящёнными рыцарю Парцифалю. Парцифаль - герой средневековой легенды и одной из опер Вагнера, прошедший путь от наивного, не знающего жизни юноши до короля Грааля. На самой большой, центральной картине Певческого зала запечатлён кульминационный момент легенды, когда Парцифаль впервые попадает в замок Грааль.

Замок Нойшванштайн: королевские покои

Резные дубовые панели, массивная деревянная мебель и расшитые шёлком портьеры (шторы) присутствуют во всех комнатах, составляющих королевские покои - в спальне, часовне, столовой, гостиной, рабочем кабинете. Весьма примечательна королевская опочивальня, выполненная в неоготическом стиле. Она изобилует резными украшениями и орнаментами, над изготовлением которых трудились 14 мастеров в течение 4,5 лет. На стенах висят картины, повествующие о трагической любви Тристана и Изольды. Оформление гостиной пронизывает лебединый мотив, её интерьер подчинён единому замыслу - легенде о Рыцаре-Лебеде.

Сказочные образы, созданные Уолтом Диснеем, не только радуют и воспитывают наших детей, но и переносят взрослых в чудесное время фантазий и невероятных возможностей. Изображение остроконечных башенок замка начинает отсчет времени перед началом путешествия в мир, где зло всегда будет побеждено добром, где живут принцессы и бесстрашные рыцари, где любовь и дружба побеждает все земные пороки.

Замок, сооруженный в парижском Диснейленде для Спящей Красавицы, стал прообразом для начального логотипа компании Диснея. И сейчас уже не секрет, что волшебный «дом» для Красавицы в парке развлечений был огромным макетом Нойшванштайна — Баварского замка, спрятанного в Альпах. Еще один интересный замок в Германии, заслуживающий внимания, замок Бург Эльц .

Вступившего на трон в 1864 году баварского монарха Людвига II сами баварцы ласково именуют «сказочным королем», и до сих пор он признается самой таинственной исторической личностью этих земель. Вся его жизнь и даже таинственная смерть сопровождалась легендами и домыслами. И главной причиной этому было глубокое одиночество короля, которым год от года он наслаждался с большей силой.

Прежде чем начать разговор о любом из замков, построенных Людвигом II, каждый экскурсовод непременно обращается к истории жизни баварского короля: к его детству и отрочеству, времени правления, и, конечно, низвержению и загадочной смерти.

Родовое поместье рода Виттельсбахов, феодальной династии средневековых рыцарей, находилось на берегу красивейшего озера Шванзее («лебединое озеро») рядом с городком Фюссен. Это юго-восточная баварская земля, граничащая с Австрией, по которой проходила историческая дорога римских завоевателей «романтише штрассе» (романтическая дорога). Великое переселение времен Клавдия Августа оставило вдоль этой трассы множество городков и замков, напоминающих о подвигах и заслугах средневековых рыцарей.

Замок Гогеншвангау, просуществовавший до XII века, был поднят из руин отцом Людвига Максимилианом II. Здесь, в летней резиденции Виттельсбахов, прошло детство и отрочество юного отпрыска феодального рода. Весь интерьер замка, включая настенные гобелены, был пропитан романтическими сюжетами средневековых легенд о Лоэнгрине — лебедином рыцаре, Тангейзере, Парсифале и о Ричарде Львином Сердце. Мальчик, представляющий себя участником сказочных сюжетов, и больше всего вдохновленный образом Лоэнгрина, вырос мечтательным, впечатлительным, пытающимся уединиться от реалий действительности.

Ценитель природы, музыки и поэзии, он обладал и великим архитектурным талантом. Эта страсть к строительству впечатляюще реализовалась во время его правления страной. И целью всей его жизни стало воплощение своих фантазий в реальные архитектурные замыслы. А замыслов было много. Людвиг II хотел построить несколько замков, которые должны были стать воплощением изысканности эпохи рыцарства и романтизма. Но воплотить в жизнь он успел только три – Линдерхоф, Херренкимзее и Нойшванштайн. Строительство последнего было закончено уже после смерти монарха. Но это не помешало Нойшванштайну стать самым популярным для посещения замком во всей Баварии.

Как добраться

Знакомство с замком начинается издалека, еще при подъезде к деревушке Гогеншвангау, где паркуются все автомобили и туристические автобусы. Уже отсюда открывается «открыточный» вид на сказочное сооружение, укрепившееся на вершине горы. В противовес европейским замкам, строившимся как оборонительные сооружения для демонстрации силы и могущества, Нойшванштайн выглядит кукольным дворцом для сказочного персонажа, демонстрирующим явную удаленность от реальной жизни.

Но реальность – это многотысячные потоки туристов, стремящихся попасть внутрь замка, и терминал у подножия горы, позволяющий приобрести «пропуск» в эту сказку. Билет – это регистрация посетителя и бронирование места в экскурсионной группе, с указанием времени начала. Подняться к замку можно пешком (около часа), на специальном автобусе, либо на стилизованной старинной конной повозке с баварским колоритным кучером. Многие выбирают именно последний вариант, получая тем самым возможность полюбоваться незабываемыми пейзажами и заранее проникнуться атмосферой сказочности.

Обзорная площадка около подножия замка позволяет рассмотреть все детали окружающего ландшафта. А он впечатляет! С одной стороны альпийские вершины отражаются в хрустальных водах Alpsee. Правее расстилается сочно-зеленая долина с белой церквушкой деревеньки Швангау, а с левой стороны, за шахматным профилем замка Гогеншвангау, виднеется маленькое озеро Schwansee.

Несмотря на свои невпечатляющие размеры, именно оно явилось вдохновенным пейзажем к созданию Чайковским своего изящного «Лебединого озера». Конечно, творческий полет композитора был рожден не только завораживающими баварскими пейзажами. Рождение образов и волшебной музыки напрямую касалось оперы Вагнера и легенды о лебедином рыцаре Лоэнгрине.

При рассказе о Нойшванштайне нельзя не упомянуть особое отношение короля Людвига II к немецкому композитору. Шестнадцатилетним юношей король был очарован музыкой Вагнера на премьере оперы «Лоэнгрин». Все его вдохновенные фантазии были воплощены на той сцене, а спустя несколько лет состоялось знакомство короля с великим композитором. Всю свою жизнь «сказочный король» был меценатом и покровителем музыканта. Он мечтал о том, что будущие свои творения Вагнер напишет именно в «Лебедином замке» Нойшванштайн.

Строительство

Строительство Нойшванштайна («Новый лебединый утес») было определено на месте, где ранее располагались две уже разрушенные временем крепости Швангау. Искусственный подрыв скалы позволил создать площадку для будущего строительства. На вершину горы были проложены дорога и трубопровод, после чего сразу, в 1869 году, началась стройка, темпы которой удивляли всю округу.

Надо сказать, что будучи ярым приверженцем всех новшеств технического прогресса того времени, Людвиг II стремился применить их в реализации своих проектов. Для облегчения транспортировки грузов и строительных материалов на стройке использовались паровой кран и локомобили. Новинкам технического прогресса было найдено применение и внутри архитектурного шедевра: водопровод, центральное отопление и система телефонизации.

Создатели проекта, архитектор Эдуард Ридель и художник по декорациям Христиан Янк, представили королю более 60 эскизов. А так как сама задумка всецело была посвящена Вагнеру, вдохновение создателей основывалось на впечатлениях от замка Вартбург, находящегося в Тюрингенском лесу, где в XI веке проводились легендарные «Состязания певцов». По проекту, которому, к сожалению, не дано было воплотиться полностью, в ансамбле замка планировались дворец, женские покои, донжон, рыцарский дом и подъездные ворота.

Архитектура

Подъездные ворота, увенчанные баварским гербом, встречают посетителей замка яркими цветами красного кирпича и желтого песчаника. С территории внутреннего двора, обрамленного двумя террасами, начинается путешествие по интерьерам замка. Гиды с большой любовью, даже с некоторым подобострастием, рассказывают о каждом уголке строений, куда только возможно провести посетителей.

Удивляет практически все: замыслы проекта, расположение, назначение определенных комнат и предметов интерьера. Продуманные до мелочей композиции фасадов, внутреннее убранство комнат и «сюрпризы» интерьеров создают впечатление, что в любой момент здесь может развернуться театральное действие. В Нойшваншайне, очевидно, соблюдено основное правило интриги сюжета: с каждым шагом интерес возрастает.

Здесь много архитектурных и интерьерных «сюрпризов», поражающих воображение посетителей. К 1886 году из 80 задуманных королем помещений замка завершено было только 15. Большинство из них очень камерные. Рассчитаны покои только на одного человека – самого Людвига. Ковровая живопись, покрывающая стены каждой из комнат, раскрывают различные сюжеты средневековых легенд и, конечно, опер Вагнера.

Зал Певчих

Возвращаясь к любимцу Людвига II Вангеру, надо сказать, что главным залом, которому предназначалась грандиозная музыкальная перспектива с театральными постановками и состязаниями певцов, стал Зал Певчих. Массивный трапециевидный дубовый потолок, накрывающий помещение зала производит не только сильное впечатление своей формой и декором, но и служит отличным резонатором для звука, создавая замечательную акустику. Условная небольшая сцена как бы всегда готова развернуть действие и наполнить зал ценителями музыки. Но, как ни печально, Вагнер, которому было посвящено создание этого Зала, здесь так ни разу не был.

Путешествие по замку проходит последовательно по всем жилым помещениям дворца, в котором баварский монарх успел прожить чуть более пяти месяцев. И здесь, изумленных убранством посетителей ждут сюрпризы.

Библиотека

Передвигаясь через салон – библиотеку, оформление которой целиком посвящено Парсифалю и Лоэнгрину, гид останавливает свое внимание на небольшой, украшенной резьбой двери. Сюрприз, открывающийся за дубовыми створами, приводит всех в восторг и изумление. Здесь находиться грот. Искусно созданная пещера с бассейном и подсветкой – место единения короля с природой. По проекту грот – сквозное помещение. Из него монарх мог попасть в свой кабинет, где антураж опять соответствовал общему стилю замка.