Смысл рассказа душечка. Антон чехов - душечка. Художественное своеобразие рассказа

Блока. Все мы изучали его в рамках школьной программы, наслаждались красотой и романтичностью строк. Наша статья посвящена анализу стихотворения "Незнакомка" Блока. Попробуем понять, как произведение о грязных улицах и пьяницах превратилось в манифест чистой любви.

"Незнакомка" Блока. Анализ по плану

В школе нас учат разбирать стихотворения по схеме, анализируя три важных составляющих: историко-биографическую, литературоведческую (композиция, тематика, образы, стиль) и художественную (средства выразительности, рифма, звукопись). Их можно менять местами в зависимости от стоящих задач. Проведем анализ стихотворения "Незнакомка" Блока по плану, указанному ниже:

  1. История создания.
  2. Композиция.
  3. Художественные средства.
  4. "Я" лирического героя
  5. Основная мысль.
  6. Отзывы критиков.

История создания

Чтобы в процессе анализа "Незнакомки" Блока выявить основную мысль текста, обратимся к времени написания стихотворения. Оно родилось в 1906 году и вошло в сборник стихов "Нечаянная радость". Поэт переживал тяжелый период своей жизни.

Революция 1905 года "что-то раздробила" в его душе, по его собственному признанию. Тематика стихотворений, которые раньше воспевали мечту и Прекрасную Даму, менялась. Зазвучали темы социального неравенства, пошлости мира, усилилось ожидание приближающихся потрясений. Страшным ударом стала измена жены: Л. Д. Менделеева ушла к близкому другу и соратнику Блока Андрею Белому.

Поэт перестал общаться с приятелями-символистами, все время он проводил в дачном поселке Озерки. Здесь, в ресторанчике на железнодорожном вокзале, Блок глушил алкоголем тоску на сердце. В окне мелькали поезда, сновали люди. Именно сюда к нему пришел образ таинственной незнакомки, символизирующий чистоту, духовность. По утверждению поэта, он видел ее и вживую - на полотнах Врубеля.

Композиция. Первая часть произведения

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет разделить его на две части. В первой из них царит хаос и бездуховность. Действие разворачивается на фоне упадочного вечернего пейзажа. Воздух здесь несвеж и горяч, улицы пыльные, весна приносит с собой не обновление, а "тлетворный дух". Вокруг слышна какофония звуков: кричат пьяные, плачет ребенок, визжат женщины.

Моральные устои полностью утрачены. Дамы перестали быть возвышенными, они гуляют между канав с "испытанными остряками". Последние "заламывают котелки", которые носили только люди высшего сословия. Верхушка общества тоже погрязла в пошлости, убожестве. Луна, так часто воспеваемая в поэзии, у Блока "бессмысленно кривится" и сравнивается с неживым диском.

Анализ "Незнакомки" Блока позволяет выделить в этом разлагающемся мире только один просвет - крендель на булочной. Он золотится вдали, словно надежда на что-то лучшее, но его не замечает никто. Сам лирический герой оглушен вином, он одинок и смотрит на свое отражение в бокале. Люди вокруг него потеряли свой человеческий облик, у них "глаза кроликов", все безнадежно пьяны. Однако вино, "терпкое и таинственное", постепенно погружает героя в мир романтики.

Вторая часть стихотворения

Анализ "Незнакомки" Блока доказывает, что произведение построено на антитезе, противопоставлении. Если в первой части преобладала низкая лексика, то вторая звучит возвышенно. Появляется незнакомка, которая окончательно опьяняет лирического героя. Трудно понять, живая женщина это или призрак, прекрасное видение.

Образ возникает в туманном окне из ночной темноты, медленно идет между пьяниц, не привлекая их внимания. В отличие от тлетворного воздуха, разлитого вокруг, незнакомка дышит "духами и туманами". Она садится у окна в одиночестве. Ее образ лишен конкретики, зыбок, непрочен. Лицо скрыто за темной вуалью, шелка "веют", словно под порывом легкого ветерка, и вспоминаются "древние предания", сказки. Она кажется вышедшей из другого, возвышенного мира. Траурные перья на шляпе символизируют трагичность ее существования.

Поэт вслед за ней уходит в "очарованную даль", выпитое вино помогает ему в этом. Он забывает низкую действительность, погружаясь в мир "глухих тайн", "дальних берегов", солнца, "синих бездонных" очей и душевных сокровищ. Незнакомка становится символом любви, надежды, высоких устремлений, красоты, которые теплятся в раненной душе.

В последних строках лирический герой стряхивает туман грез, он снова осознает свою принадлежность миру "чудовищ". "Истина в вине" - это признание того, что опьянение стало причиной его переноса в другое измерение. Однако именно там, по горькой иронии, герой чувствует себя живым.

Художественные средства

Продолжим анализ "Незнакомки" Блока. Кратко рассмотрим средства выразительности, с помощью которых поэту удалось сделать стихотворение таким мелодичным и красивым. Написано оно пятистопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женские и мужские рифмы чередуются друг с другом.

В первой части они рваные. Используется сниженная лексика, слышится много резких согласных звуков. Во второй части рифма становится плавной, среди согласных преобладают сонорные, привнося в стихотворение гармонию. Лексика высокая, что подчеркивает недосягаемость призрачной Незнакомки.

Блок не поскупился на тропы. Мы можем найти в стихотворении эпитеты ("бездонные очи", "берег очарованный"), метафоры (очи... цветут, вино... пронзило), анафору ("и каждый вечер"), оксюморон ("весенний и тлетворный"), олицетворение ("кривится диск"). Однако основной прием - антитеза. Пошлая реальность противопоставлена высокому идеалу, что подчеркивается лексикой, образами, звукописью.

"Я" лирического героя

Анализ стиха "Незнакомка" Блока позволяет лучше понять его главного персонажа. Лирический герой появляется лишь к концу первой части, но окружающий мир мы видим его глазами. Он страшен и затягивает героя в безвыходный круг. Это ощущение создают повторяющиеся союз "и", строфа "и каждый вечер". Лексика четверостишья, в которой впервые появляется "Я" героя, высокая. Этим подчеркивается его чуждость пошлому окружению. Единственный друг - собственное отражение. Пребывая в смиренном отчаянии, персонаж ищет спасение в алкоголе.

Одинокая незнакомка - его двойник. Только они вдвоем посвящены в "глухие тайны". Для героя она - вестница из недостижимого мира гармонии. Ее образ расплывчат, окутан тайнами, туманами, духами и волшебством. Они близки духовно, но их союз невозможен. Мир слишком зыбок, однако только в нем герой может спастись от грубой действительности. Последняя строфа полна надежды и отчаяния. Прекрасный идеал воспринимается как "сокровище". Однако герой полон сомнений: возможно, таинственная Незнакомка всего лишь пьяное видение, игра разума.

Основная мысль

Анализ "Незнакомки" Блока помогает понять, что хотел сказать автор своим стихотворением. Перед нами предстает конфликт низменного быта и высоких устремлений, примирить которые невозможно. Герою душно в мире пошлости, он стремится к идеалу, красоте, счастью, которых не видит вокруг, но вдруг обретает в загадочной, ускользающей Незнакомке.

Анализ "Незнакомки" Александра Блока приводит нас к трагичному выводу: войти в мир поэзии и тайны невозможно. В душе героя ярко вспыхнула надежда, он озарен ею, но вынужден в итоге расписаться в собственном бессилии. Он - часть мира "пьяных чудовищ", куда не вхожа Незнакомка. Мечта может на мгновение войти в нашу обыденность, ярчайшей вспышкой озарить ее, перевернув душу, но затем снова исчезнуть, вернув человека в скучную реальность.

Антон Павлович Чехов - общепризнанный классик мировой культуры. За свою жизнь он написал множество замечательных произведений, которые были переведены более чем на 100 языков. Всем нам известны его бессмертные пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры». Но многим его читателям он более запомнился как автор коротких юмористических и сатирических рассказов. Один из них называется «Душечка». Краткое содержание произведения приведем в статье.

Знакомство с главной героиней

Ольга Семеновна Племянникова - дочь отставного коллежского асессора. Она живет на окраине города в Цыганской слободе, недалеко от сада «Тиволи», где скучающую публику развлекают музыкальными номерами и театральными постановками. Оленька - барышня приятной наружности с мягким кротким взглядом. Окружающие ее любят.

Она производит хорошее впечатление. Ее наивность и абсолютная доброта нравятся как мужчинам, так и женщинам, которые ее так и называют - душечка. В сердце цветущей розовощекой барышни неизменно присутствует какая-нибудь привязанность. Она испытывает постоянное желание любить кого-то. Сначала Оленька обожала своего отца, который теперь сделался старым и больным, потом - свою тетю, навещавшую ее два раза в год. А до этого девушка питала нежные чувства к учителю французского. Сейчас сердце Оленьки свободно и жаждет новой привязанности. Почувствовать, насколько мила, наивна и доверчива главная героиня этого произведения, можно, даже прочтя лишь его краткое содержание. Чехова "Душечка" - рассказ о простодушной, бесхитростной девушке, вместе с тем очень приятной для окружающих.

Оленька, Иван Петрович Кукин и его театр

Рядом с Ольгой во флигеле живет антрепренёр и владелец увеселительного сада «Тиволи» Иван Петрович Кукин. Он часто жалуется на то, что публика нынче невежественна и равнодушна к искусству, что на улице который день льет дождь, что делает невозможным проведение представлений. В результате всего этого он, большой любитель и знаток музыки и театра, терпит колоссальные убытки. Душа Оленьки преисполняется жалостью к этому человеку. Несмотря на то что Кукин мал ростом, тощ и говорит «жиденьким тенорком», сердце милой барышни наполняется любовью. Молодые женятся. Теперь Оленька по вечерам поит мужа малиновым отваром, натирает его одеколоном и кутает в свои мягкие шали.

А он продолжает жаловаться на жизнь, худеет и желтеет. Молодая жена устраивается к нему в театр, так же, как и он, ругает публику за невежество, сетует на плохую погоду и разбирается с газетчиками, которые плохо отзываются о саде «Тиволи». И в этом вся душечка. Краткое содержание рассказа, приведенное далее, читается быстро на одном дыхании.

Новый брак героини

Но история любви Оленьки и Кукина закончилась трагически - муж любвеобильной барышни скоропостижно скончался в Москве, куда поехал, чтобы набрать новую труппу. Наша героиня очень тяжело переживала смерть супруга, правда, недолго. Уже через три месяца в ее сердце вселилась новая привязанность. Василий Андреевич Пустовалов, очень степенный и хозяйственный человек, работал управляющим лесным складом у купца Бабакаева. Оленька полюбила его всем сердцем. Вскоре молодые поженились. Теперь розовощекая барышня со знанием дела говорила о подорожании леса, тарифах на древесину и так далее. Ей казалось, что она уже давно занимается этим. Дома у Пустоваловых всегда вкусно пахло сдобным хлебом, жареным мясом, борщом и пирогами. Оленька полнела, довольная своей замужней жизнью.

Василий Андреевич не любил никаких развлечений, в том числе и театр. Даже в праздники он сидел дома. Оленька разделяла все мысли и помыслы своего супруга. Теперь она говорила знакомым, что театр - это пустяковое развлечение не для людей труда, таких, как она и ее муж. Когда Пустовалов уезжал в Могилевскую губернию за лесом, Оленька очень скучала. Иногда в такие дни ее навещал ветеринар Смирнин, который разошелся с женой, оставив маленького сына. Наша героиня, вздыхая, настоятельно советовала ему помириться с супругой ради ребенка. Молодую женщину, описанную автором в рассказе, прекрасно характеризует даже его краткое содержание. Чехова "Душечка" - это произведение о барышне, которая всем сердцем отдается своей привязанности, правда, лишь до тех пор, пока ее не сменит другая симпатия. И в этом мы скоро убедимся.

Очередная привязанность Оленьки

В полной любви, понимании и согласии прожили Пустоваловы шесть счастливых лет. А потом Василий Андреевич повторил судьбу своего предшественника Ивана Петровича. Муж Оленьки скоропостижно скончался, простудившись в морозную зиму в лесу. Молодая вдова погрузилась в траур, который на этот раз длился шесть месяцев. А спустя это время соседи уже видели барышню во дворе дома в компании ветеринара Смирнина.

С этих пор душечка стала говорить только о болезнях коров, чуме рогатого ската, о городских бойных, о зараженном молоке и так далее. Всем окружающим стало понятно, что в душе Оленьки появилась новая привязанность. Она всем сердцем отдалась ей, разделяя целиком все мысли и поступки Смирнина. Счастье ее на этот раз длилось недолго: вскоре военного ветеринара распределили в дальний полк, и он уехал. Понять, что творилось в душе Оленьки после этого, нам поможет оценка ее моральных качеств, вернее, их анализ. Чехова "Душечка" повествует о женщине, весь смысл жизни которой заключается в том, чтобы любить кого-то и делать существование этого человека комфортным и счастливым. Она не может и не желает жить для себя. После отъезда Смирнина окружающие не узнавали прежнюю Оленьку: она похудела, резко постарела, подурнела. Люди уже не улыбались ей, как раньше, избегали ее. Было понятно, что началась у душечки совсем другая, одинокая, пустая жизнь. Казалось, что перемен в ней уже не будет.

Возвращение Смирнина

День за днем, год за годом протекало серое, унылое существование главной героини. О том, как было тяжело Оленьке, можно понять, даже прочитав краткое содержание рассказа Чехова. Душечка теперь ни с кем не говорила по той причине, что ей просто нечего было сказать. Раньше, когда она была замужем, все в ее жизни имело смысл: и музыка в саду «Тиволи», и лесные склады, и внутренний двор, и осенний дождь… А теперь она решительно не знала, зачем нужны этот дождь, театр, двор. В душе ее было пусто. Все изменилось в один момент, когда на пороге ее большого и такого пустого дома показался Смирнин. Он рассказал Оленьке о том, что ушел в отставку, помирился с женой и приехал в этот город, чтобы найти жилье для своего сына, который уже подрос и должен был пойти в гимназию. Женщина расплакалась и предложила Смирнину с его семьей остановиться у нее. Если бы бывший военный ветеринар отказал ей, это стало бы страшным ударом для нее. Но Смирнин согласился, и уже на другой день в доме красили стены и белили крышу. Оленька вдруг ожила, помолодела, на ее губах вновь появилась улыбка. Она ходила по двору счастливая, распоряжалась. Жизнь ее наполнилась смыслом.

Материнские чувства в душе Оленьки

На следующий день во дворе дома появилась некрасивая дама с капризным выражением лица и маленький полненький мальчик. Это и сын Смирнина. Оленька селится во флигеле, освобождая свой дом для семьи отставного ветеринара. Жена Смирнина вскоре отправляется в Харьков к сестре и долго не возвращается. Сам глава семейства часто уезжает куда-то. Саша остается один, брошенный своими родителями. Оленька забирает мальчика к себе во флигель. Она заботится о нем, учит с ним уроки, провожает в школу, балует сладостями. И в этом теперь весь смысл ее жизни. «Это самая моя большая привязанность из всех, что были прежде», - рассуждает душечка. Краткое содержание произведения вполне может передать всю полноту материнских чувств, накрывших с головой нашу героиню.

Новый смысл жизни Оленьки

Теперь женщина живет жизнью гимназиста Саши. Она рассказывает окружающим о трудностях обучения нынче в гимназиях, о уроках, учителях и учебниках. Материнское чувство к мальчику разгорается в ней день ото дня. Она обожает в нем все: его ямочки на щеках, волосы, большой не по росту картуз.

Окружающие теперь встречают помолодевшую и похорошевшую Оленьку с улыбкой. Она вновь производит приятное впечатление. Единственное, чего боится героиня, это того, что у нее отнимут Сашеньку. Каждый раз при стуке в калитку она с испугом вскакивает и выглядывает: не принес ли почтальон телеграмму из Харькова от матери мальчика?

Вот о какой неординарной женщине повествует нам данное произведение. "Душечка" - это пример самоотверженной любви, самопожертвования ради счастья другого человека. Героиня ввиду повторяющихся ситуаций с обретением смысла жизни и его потерей изображена автором комически. Каждый раз ее судьба складывается по одному и тому же сценарию. Однако нам хочется видеть в Оленьке только хорошее и радоваться, что она в очередной раз нашла свое счастье.

Остается открытым финал произведения Чехова «Душечка», краткое содержание которого приведено выше. У читателя возникает вопрос: "Повторится ли история потерь для Оленьки или она наконец-то обретет счастье?" Каждый из нас на него ответит по-своему.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Душечка», краткое содержание которого мы предлагаем вашему вниманию, был создан в декабре 1898 года. По свидетельству самого автора, на написание этого миниатюрного произведения у него ушло не более десяти дней, хотя замысел вынашивался на протяжении нескольких лет. Уже в январе 1899 года читающая публика смогла познакомиться с рассказом, опубликованном в журнале «Семья».

Характеристика главной героини

Восприятие краткого содержания рассказа «Душечка» будет искаженным без ясного представления образа главной героини. Молодая женщина Ольга Семеновна Племянникова живет в большом доме на окраине города, в районе так называемой Цыганской слободки. Белолицая, розовощекая, пышная, не обделенная здоровьем и красотой - примерно так описывает Ольгу автор.

Ее чистый взгляд и наивная улыбка вызывали умиление как у мужчин, так и у женщин. У любого человека, которому доводилось пообщаться с девушкой, невольно вырывался восторженный возглас: «Душечка!» А. П. Чехов краткое содержание внутреннего настроя героини, ее отношение к жизни передает такими словами: «Она всегда кого-нибудь любила: отца, тетку, учителя французского языка».

Счастливый брак

В скромном флигеле во дворе дома, где жила Ольга Семеновна со своим престарелым больным отцом, квартировал управляющий и антрепренер летнего театра «Тиволи» Иван Кукин. Тщедушный мужчина с зализанными волосами и желтым лицом часто во всеуслышание, проклиная свою горькую судьбу, жаловался на неблагодарных зрителей, дождливую погоду и прочие обстоятельства, мешающие процветанию его бизнеса.

В начале рассказа Чехова «Душечка», с кратким содержанием которого нам предстоит познакомиться, неслучайно описываются добродетели Ольги Семеновны. Чувствительная девушка прониклась состраданием к своему постояльцу и всей душой полюбила его. Вскоре Кукин ответил на ее чувства, посватался к милой барышней и они зажили приятной для обоих семейной жизнью.

Оленька ласково называла мужа Ваничкой, сидела в кассе его театра, присутствовала на репетициях, водила дружбу с актерами, ругалась с критиками. При встречах со старыми знакомыми она не могла говорить ни о чем другом, кроме театральных проблем. В лексиконе молодой женщины появились те же слова и выражения, что и у обожаемого ею супруга.

Неожиданная трагедия

Недолго продолжалось счастье Оленьки. Минула дождливая осень и морозная зима. Дела в театре шли с переменным успехом. Ранней весной Кукин уехал в Москву, чтобы набрать актеров для новой труппы, обещал вернуться к Пасхе. Он часто писал ей, давал распоряжения по обустройству театра.

В отсутствие мужа Ольга не могла не есть, не спать. Сама женщина, которую актеры с мягкой иронией за глаза называли «душечкой», краткое содержание своих мыслей по поводу разлуки с мужем передает так: «Когда в курятнике нет петуха, куры тоже всю ночь не спят, беспокоятся». Она словно предчувствовала недоброе. Глухой стук в ворота ее дома поздним воскресным вечером за неделю до Пасхи напугал и расстроил Оленьку. Посыльный принес телеграмму, в которой сообщалось о скоропостижной смерти Кукина.

Растворение в новой любви

Через три месяца после похорон мужа, возвращаясь из церкви, Ольга Семеновна знакомится со своим соседом Василием Андреевичем Пустоваловым. Мужчина служит управляющим склада лесоматериалов у одного из местных купцов. Солидный вид нового знакомого, его степенные разумные речи покоряют сердце Оленьки. Вскоре она понимает, что полюбила Пустовалова.

В этой части краткого содержания чеховской «Душечки» можно заметить своеобразный повтор предыдущих событий. Василий Андреевич сватается к Оленьке, они создают крепкую и дружную семью. Женщина снова без устали хлопочет не только по хозяйству, но и сидит в складской конторе, выписывает счета, отпускает товар. Ольга называет мужа Васичкой, и все ее разговоры посвящены торговле лесом. Друзья и знакомые слышат из ее уст слова и выражения, связанные с деятельностью управляющего лесным складом: доски, горбыль, тес, балка, кругляк.

Она полностью растворилась в делах и заботах своего мужа. Теперь его мысли были ее мыслями. То, что не нравилось Василию Андреевичу, было не по вкусу и Ольге Семеновне. Когда кто-то из знакомых заговаривал о театре, Оленька возмущалась: «Фи! Ну что в нем хорошего!»

Тяжелая утрата и новая привязанность

Всё хорошо было в семье Пустоваловых. Лишь одно обстоятельство огорчало супругов - детей за шесть лет брака бог им так и не дал. В судьбе Оленьки происходит неприятный поворот. Ее Васичка, простудившись, сильно заболел и, несмотря на усилия лучших докторов, скончался. Полгода овдовевшая Ольга Семеновна не снимала траура и почти не выходила из дома, сил хватало только на посещение церкви и могилы мужа.

Еще при жизни Василия Андреевича Оленька сдавала свой флигель полковому ветеринару Владимиру Платоновичу Смирнину. Он был в разводе с женой, обеспечивая материально малолетнего сына. Когда Оленька, наконец, оправилась от своего горя и начала выходить в люди, знакомые заметили перемены в ее поведении. Теперь ее разговоры касались исключительно болезней лошадей и крупного рогатого скота, а также прочих премудростей ветеринарии.

Материнская любовь

На протяжении многих лет Ольга Семеновна живет одна в своем доме, оставшемся по наследству от отца. Она постарела, подурнела, лучшие ее годы остались позади - так, следуя замыслу Чехова, можно описать состояние героини в заключительной части краткого содержания «Душечки». Но рассказ еще не окончен. В судьбе Оленьки происходят неожиданные перемены, которые она сама назовет истинным счастьем.

В один из дней на пороге дома появляется ветеринар Смирнин и сообщает, что вышел в отставку и воссоединился с семьей. Он хочет поселиться в этом городе и подыскивает съемную квартиру. Расчувствовавшись, Ольга Семеновна предлагает бывшему возлюбленному поселиться с женой и сыном в ее доме, а сама уходит жить во флигель.

Мать мальчика Саши, который только начал посещать гимназию, вскоре уезжает в Харьков и не спешит возвращаться. Ветеринар много работает и ведет разгульную жизнь, оставляя сына одного по нескольку дней. Оленька полностью берет на себя заботу о мальчике и даже устраивает ему комнату у себя во флигеле.

Теперь все мысли женщины заняты нелегкой участью гимназистов, непомерно тяжелыми школьными заданиями. После долгих лет молчания она с упоением рассказывает знакомым об уроках, учебниках, учителях. Душечка счастлива как никогда в жизни. Материнская любовь к маленькому Саше переполняет ее сердце. Лишь одна смутная тревога не дает ей покоя. А вдруг жена ветеринара вернется и потребует сына к себе?