Почему быстрый подъем на поверхность очень опасен для водолаза? Движение поддержки флота. Цитаты, всказывания деятелей эпохи, фольклор

Кессонная болезнь

Особую, своеобразную опасность для ныряльщика представляет не само по себе повышение давления, увеличивающееся вокруг него. Выше уже говорилось о том, что при погружении в воду на каждые следующие 10 м давление увеличивается на одну атмосферу. Это означает, таким образом, что каждый квадратный сантиметр поверхности испытывает нагрузку, возрастающую на один килограмм. Площадь поверхности человеческого тела составляет в среднем около 2 м 2 , т. е. 20 000 см. Значит, с возрастанием глубины погружения на 10 м давление воды на ныряльщика возрастает на 20 т.

Человеческое тело состоит в основном из костей и мышечных тканей, последние в значительной мере пронизаны жидкостью. Увеличивающееся давление действует на человеческое тело не только как на нечто целое; преимущественно его влияние сказывается на газах, находящихся в замкнутых клетках тканей тела. Основная опасность увеличения давления для человека заключена прежде всего в том воздухе, которым он дышит, независимо от того, пользуется ли он поверхностным воздухом, поступающим через шланг, или дышит через дыхательный аппарат. Дело в том, что условия дыхания совершенно особым образом изменяются с возрастанием давления. Вдыхаемый человеком атмосферный воздух (по объему) состоит приблизительно из следующих частей: кислород ‑ 21%, азот ‑ 78, инертные газы ‑ 0,97, углекислота ‑ 0,03%.

Поскольку речь идет о воздухе как о смеси газов, мы должны помнить, что в соответствии с законом Дальтона каждая отдельная составляющая смеси испытывает давление, прямо пропорциональное ее объемному процентному содержанию в смеси.

Пребывание человека ниже уровня поверхности воды возможно только благодаря дополнительной подаче воздуха. Наши собственные дыхательные мышцы могут преодолеть лишь незначительное превышение давления (около 0,15 атм) и то в течение лишь очень краткого времени.

Раньше ошибочно считалось, что человек может вполне удобно дышать воздухом через довольно длинный шланг. Это, как уже говорилось выше, действительно возможно, но, во‑первых, на глубине не более 0,5 м, во‑вторых, очень недолго. Входящий в легкие воздух должен преодолевать при этом внутреннее давление дыхательных органов ныряльщика, испытывающего действие слоя воды. Постоянное потребление кислорода и выдыхание углекислого газа обусловливают необходимость продолжительного снабжения подводника свежим воздухом. Азот (78% атмосферного воздуха), несмотря на свою химическую инертность, вследствие своих физических свойств становится очень опасным для тканевой жидкости тела находящегося под давлением пловца. Он в некотором количестве постоянно растворен в тканевой жидкости, причем это количество увеличивается с ростом давления, испытываемого ныряльщиком.

Подобным образом из обычной минеральной воды готовят газированную воду, под большим давлением насыщая ее углекислым газом. Пока сохраняется высокое давление, газ растворен в воде. Однако стоит открыть бутылку и вернуть таким образом ее содержимое к нормальному атмосферному давлению, вода освобождается от избытка давления. Теперь уже избыточный газ не в состоянии удерживаться в воде. Образуя массу пузырьков, бурно пеня жидкость, он вырывается из бутылки.

В теле ныряльщика происходят те же процессы.

При увеличении давления в крови и тканевой жидкости растворяется все большее количество азота. Через легкие он проникает в кровь и разносится по всему телу. Через некоторое время все тело ныряльщика, все его внутренние органы и мышечные ткани оказываются насыщенными азотом.

Когда водолаз быстро возвращается на поверхность после длительного пребывания на большой глубине, особенно если он там не просто находился, а работал, в человеческом теле происходит процесс, подобный тому, что происходит в бутылке с газированной водой. В виде больших или малых пузырьков газ стремится выйти из крови и тканевой жидкости. А один лишь газовый пузырек величиной с горошину, проникший в сердце, вызывает немедленную смерть человека (эмболию сердца). Двигаясь по артериальной системе, пузырьки газа могут закупорить сосуды головного и спинного мозга. В результате прекращается нормальное снабжение кислородом, и даже если дело не кончается смертью, наступает паралич. Пузырьки освободившегося азота нарушают нормальную деятельность нервной системы и циркуляцию крови. Вследствие этого происходит нарушение функционирования, парализация органов речи, головокружение, тошнота и т.д.

Бывает иногда, что эта разрушительная деятельность газовых пузырьков в течение нескольких часов происходит почти незаметно. Впервые с этим явлением столкнулись водолазы, работавшие под давлением в кессонах, отсюда и название, бытующее до сих пор, ‑ "кессонная болезнь".

Прежде всего, при излишне быстром подъеме одновременно с нервной системой и мышцами болезнь поражает суставы. Многие водолазы, работавшие под водой в прежнее время, становились пожизненными инвалидами.

К счастью, существует очень простое средство совсем избежать или по крайней мере сравнительно быстро избавиться от заболеваний ныряльщиков, вызываемых освобождением азота. Это средство ‑ медленное всплывание, при котором пузырьки газа не образуются. Уже в "Инструкции для водолазов" немецких военно‑морских сил (1872 г.) в главе "Советы водолазу" сказано: "Медленный подъем вообще, и в особенности с большой глубины, более чем настоятельно рекомендуется, так как быстрая смена давления опасна. Часто при подъеме следует делать даже неоднократные остановки. Пренебрежение этим правилом может кончиться для водолаза плачевно и даже стоить ему жизни".

Кровь не только медленно насыщается азотом, но так же медленно и освобождается от него. Ныряльщик должен так рассчитать свое погружение, чтобы оставить себе на всплытие время, достаточное для того, чтобы азот успел проделать обратно по организму весь тот путь, по которому он в него проник. Организм водолаза, работавшего под водой, независимо от глубины и времени сильнее насыщается азотом, чем того, кто просто спокойно погружался.

Для правильного проведения полного "обезгаживания" тела выпускаются различные руководства и таблицы. Первые такие указатели составил Холден. Он установил, что глубина в 13 м, характеризуемая прибавкой давления в 56% от атмосферного, является предельной глубиной, подъем с которой безопасен. Образование пузырьков после погружения на эту глубину еще не происходит. В таком состоянии азот выходит из организма (так же как и на меньших глубинах) через легкие и кожу.



Аналогично можно безостановочно подниматься с 50 до 20 м и со 100 до 55 м.

При подъеме с 50 м Холден предписывает медленно подойти к уровню 15 м и сделать здесь остановку на пять минут, во время которой должна выйти большая часть азота, подняться до 10 м и сделать более длинную паузу, в 10 мин, затем подняться до 6 м и задержаться на 15 мин. Самая длительная остановка должна быть сделана в трех метрах от поверхности, где происходит полное освобождение крови от проникшего в нее азота, "декомпрессия".

Если по какой‑нибудь причине невозможно соблюсти такой порядок выхода на поверхность с декомпрессионными паузами, вернувшийся с глубины должен быть помещен в камеру с искусственным давлением. Искусственное давление должно быть таким же высоким, как на тех глубинах, где находился ныряльщик. Давление в камере должно медленно меняться, имитируя обычный возврат с глубины при соблюдении всех правил безопасности. Если такой камеры нет, нужно попытаться, сменив акваланг, вновь погрузиться и пройти правильную декомпрессию при повторном подъеме.

Для отсчета времени при подъеме выпускаются специальные подводные часы, на которых отмечается время декомпрессионных остановок.

В процессе модернизации подводной техники велись поиски средств и путей, позволивших бы ускорить подъем с глубины. Исследования показали, что хороший результат дает замена азота дыхательной смеси на гелий или водород.

Склонные к полноте ныряльщики должны помнить, что их ткани медленнее насыщаются избыточным азотом, и при подъеме, в свою очередь, медленнее от него освобождаются. Жировые ткани поглощают в 2 раза больше азота, чем кровь.

В Англии произошла забавная история, непосредственно связанная с описанными выше процессами. Под одним из каналов при искусственно созданном давлении пробивали тоннель. По окончании строительства представители местной администрации и другие высокие гости спустились вниз, чтобы на месте отпраздновать соединение встречных стволов.

При этом знаменательном событии была откупорена "добрая бутыль" шампанского. Однако при повышенном давлении в штольне в вине не было ни игры, ни шипучести. Зато когда после празднования гости оказались опять на поверхности, при нормальном давлении, вино, не оказавшее никакого действия внизу, зашумело в их желудках и брызнуло наружу буквально "через рот и уши". Не оставалось ничего другого, как отправить посетителей обратно в штольню, откуда затем выводить через шлюзы, подвергая декомпрессии.

Каждый год ряды дайверов пополняют новые любители подводного погружения

Кессон — это водонепроницае­мая камера, используемая для подводных работ на большой глубине. Сегодня дайвинг ста­новится всё более популярным развлечением, поэтому неуди­вительно, что чаще встречают­ся случаи кессонной болезни. Симптомы кессонной болезни различны — от болей в , в первые 24 ч после подъе­ма, до сразу же после подъема. Какие недо­могания проявятся, зависит от глубины погружения и от ско­рости подъема. Кессонная болезнь — это болезнь, возникаю­щая при быстром переходе из среды с повышенным давлени­ем в среду с более низким дав­лением.

Симптомы:

  • Давление в ушах,
  • Высыпания на коже, зуд.
  • Усталость, одышка.
  • Слабость и (или) от­сутствие чувствитель­ности в конечностях.
  • Кровотечения из ушей и носа.
  • Паралич.

Причины кессонной болезни:

Основная причина кессонной болезни - слишком быстрый подъем водолазов с большой глубины.

Для понимания механизма возникновения кессонной бо­лезни необходимо выяснить, что же происходит. Например, при погружении человека на 10-метровую глубину на него действует давление воды (в од­ну атмосферу) вдвое большее, чем давление на поверхности воды. На 20-метровой глубине давление увеличивается до 2-х атмосфер (такое давление при­близительно соответствует давлению воздуха в покрыш­ках легкового автомобиля). Например, объем мяча на по­верхности земли без избыточ­ного давления равен 2 л, а на 20-метровой глубине объем такого мяча будет в четыре раза меньше. Таким образом, 2 л «сжимаются» до 1/2 л. Это происходит и с воздухом, ко­торым дышит водолаз при по­гружении на глубину. На 20-метровой глубине через его легкие в с каждым вдо­хом попадает в четыре раза больше воздуха, чем на по­верхности воды. Газы, содер­жащиеся в воздухе, которым дышит водолаз, такие как, кис­лород и азот, растворяются в крови. При быстром подъеме водолаза с 20-метровой глуби­ны на поверхность избыточ­но растворенные в крови га­зы не успевают выводиться че­рез легкие, следствием чего яв­ляется переход газов крови и тканей из растворенного со­стояния в газообразное с подобно только что открытой бутылке шампанского. Находящиеся в крови пузырьки газа, в основном азота, опасны для организма человека. Неболь­шое их количество нарушает в органах, ес­ли пузырьков слишком много, кровообращение прекращает­ся. Если человек своевременно не будет помещен в барокаме­ру, возможен летальный исход. Кессонная болезнь может про­явиться у летчиков в результа­те разгерметизации кабины.

Единственное средство лече­ния — своевременное помеще­ние пациента в барокамеру. После восстановления давле­ния, которое испытывал водо­лаз на большой глубине, опас­ность исчезает. Затем давление постепенно снижается.

Пациенты помещаются в барокамеру, в которой создается определенное давление, которое постепенно снижается до уровня давления на поверхности водоема.

Как помочь себе?

Ныряльщики-любители ни в коем случае не должны погружаться на большую глубину без опытных инструкторов.

В каких случаях следует обращаться к врачу?

Симптомы кессонной болез­ни могут проявиться спустя длительное время после под­ъема. Поэтому достаточно час­ты случаи первоначально оши­бочного диагноза. Решив по­нырять с маской и кислород­ным баллоном, прежде всего, необходимо узнать, где нахо­дится ближайшая барокамера, если потребуется неотложная помощь.

Действия врача:

Врач постарается как можно быстрее доставить пациента в ближайшую больницу, в кото­рой имеется барокамера.

Течение болезни:

Слишком быстрый подъем на поверхность с задержкой воз­духа является причиной эмфи­земы легких. Кроме того, по­является чувство сильного дав­ления в ушах, начинается кро­вотечение из носа и ушей, . В крайне-тяжёлом слу­чае появляются параличи, происходит раз­рыв тканей легких.

НА ЗАМЕТКУ:

При нырянии с кислородным баллоном эмфи­зема легких может воз­никнуть и на небольшой глубине. Нужен инструк­таж по применению сна­ряжения для подводного плавания.

Продолжение:

Мысли известных исторических личностей О МОРАЛЬНОМ ДУХЕ, ДИСЦИПЛИНЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

О МОРАЛЬНОМ ДУХЕ, ДИСЦИПЛИНЕ

И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

Вверять умным и храбрым войска, энергичным и распорядительным - обозы, вялым и неповоротливым - гурты скота.

Петр I, (о кадровой политике).

Впредь матрозов из рекрут никогда не комплектовать, а набирать их из салдат,

Которые были в службе года по два, а в полки ис которых в матрозы возмутца салдат

Комплектовать из рекрут

Взирая на худые проступки начальника своего, редкий подчиненный (разве кто добросовестный) воздержится, а плуты и хищники охотно все по его фарватеру следовать станут и такие же мины или тому подобные для своих интересов вымышлять и подводить начнут, как бы что казенное украсть или через казенную утрату прибыток новый себе получить понеже обыкновенно то чинится, по древнему присловию, за что игумен, за то и братия.

Адмирал Ф.И. Соимонов.

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Адмирал Ф. Ф. Ушаков.

Новый добротный корабль с плохой командой в море куда хуже, чем старый разболтанный ящик с доброй наученной командой.

(приписывается французскому адмиралу Роберу Сюркуфу, известному корсару и.моряку).

(\"Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому, дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем хрестолюбии\".

Иван Ильин, русский философ

Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровья. Ему надобно дух, дух и дух. Пока будут делать все для глаза (т.е. для смотров), пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ни чего хорошего и полезного.

Адмирал Д. Н.Сенявин

Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.

Адмирал И. Ф.Крузенштерн.

Безусловное повиновение - необходимое условие существования порядка.

Адмирал С. О..Макаров.

Беда тому флоту, в котором заведется и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения,

Ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от \"спасования\" перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!

Адмирал И. Ф.Лихачев.

Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей.

Адмирал Н.Г.Кузнецов.

Командиру приходится действовать круто, говорить резко, но... не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям.

Адмирал Н.Г. Кузнецов

Риск и храбрость. Бояться несчастья - не видать и счастья.

Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставит службу.

В военное время позволяется рисковать не только каким-нибудь фальшкилем, но и целыми флотами, ибо без риску не может быть войны.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В военное время риск есть необходимость; прибавляю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

О кораблях и морской службе.

Без методы и терпения нельзя ожидать успеха ни в каком учении.

Вице-адмирал В.А.Корнилов.

Без сомнения, можно ли не любить то, что любит вас, что сочувствует всякому вашему желанию? Нужно быть бесчувственным, чтобы не отвечать на любовь, - а что судно любит своего капитана, в этом не может быть никакого сомнения! Я в этом уверен, потому, что чем же, как не любовью, можно объяснить себе эту всегдашнюю послушность и эту всегдашнюю покорность (корабля. - Сост.)? Я, по крайней мере, горячо люблю свой \"Константин\", и мне дорого все, что на нем есть... Я не в силах передать... что такое для меня мой пароход! Нужно быть командиром, нужно столько же раз быть в опасности, чтобы понять всю глубину этих чувств.

Адмирал С.О.Макаров.

Боевая подготовка судов в особенности много страдает от желания достичь идеальной чистоты.

Адмирал С.О.Макаров.

Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое.

Адмирал И.Е.Шестаков.

Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь.

Адмирал П.С.Нахимов.

Будущим морякам предстоит плавать не с теми кораблями и не с теми средствами, но можно пожелать, чтобы в них была та же любовь к изучению природы, чтобы они были создателями рукотворного мира освоенных человеком океанских просторов, которые сделали людей еще богаче, еще счастливее.

Адмирал С.О.Макаров.

Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами... Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом.

Адмирал Н.С.Мордвинов.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск.

Адмирал Н.Г.Кузиецов.

В военном деле нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь, и, разрабатывая стратегический план военных действий, необходимо обращать внимание на все, что может иметь хоть какое-нибудь влияние на их исход.

А дмирал И. Ф. Лихачев

Кузнецов Николай Герасимович, 1904–1974. Адмирал Флота Советского Союза (1988). Участник Гражданской войны в Испании, Великой Отечественной воны. Советский военно морской деятель, В 1939–1947 и 1951–1955 возглавлял советский Военно Морской Флот (как Народный комиссар Военно морского флота (1939–1946), Военно морской Министр (1951–1953) и Главнокомандующий). Герой Советского Союза.

«Ведь главное то – матрос», как говаривал Нахимов.

Беспорядок или, наоборот, высокая дисциплина личного состава на одном крейсере снижает или повышает боеспособность всего соединения.

…Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление.

Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда и никому не прощают.

Быстрый подъем опасен не только для водолазов… Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск.

«В море – дома, на берегу – в гостях», – внушают молодым морякам командиры. Не всякому эта формула нравится, но учёба действительно проходит на более высоком уровне, когда корабль вдали от берега своей базы. Все на месте, береговые дела отошли на задний план: люди полностью отдаются службе. В море крепнет спайка личного состава, члены экипажа лучше узнают друг друга. И уж, конечно, только в море личный состав может по настоящему узнать свой корабль.

Готовность флота к войне – это прежде всего готовность его людей.

Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут.

Должность старшего помощника на корабле – самая тяжелая и неблагодарная. Он должен раньше всех вставать, позже всех ложиться и подобно громоотводу принимать на себя все молнии и раскаты грома – как сверху, так и снизу. Словом, должен чувствовать жизнь корабля… Но все же, каждому офицеру, чтобы стать впоследствии хорошим командиром, такой этап службы пройти необходимо.

Забота о сохранении кораблей никогда не должна превращаться в самоцель… Плохо, когда гибнет крупный корабль, но еще хуже, если его не используют в самый критический момент только ради того, чтобы этот корабль остался невредимым.

Зазнавшийся, ставший беспечным командир опаснее неумелого.

И действительно, эти два великих человека – полководец и флотоводец – вместе прославляли Отчизну: Суворов на суше, Ушаков на море. Именно при Ушакове Россия построила свой флот на Чёрном море, надёжные военно морские крепости в Крыму, в Днепропетровском, Бугском и Днестровском лиманах.

…Из за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах.

Забота а сохранении кораблей никогда не должна прекращаться в самоцель… Плохо, когда гибнет крупный корабль, но ещё хуже, если его не используют в самый критический момент только ради того, чтобы этот корабль остался невредимым.

Кают компания… В этом слове для моряка заключено многое. В кают компании, выражаясь по уставному, принимают пищу, проводят занятия с командой корабля и офицерами, но если в ней лишь исполняют служебные обязанности, молча обедают или ужинают и расходятся без улыбки, доброй шутки – это плохой признак, значит, офицерский состав недружный. Но коль в кают компании по вечерам собираются все свободные офицеры, чтобы отдохнуть, коль в ней не умолкают шутки и смех, а душа такого коллектива командир или старпом, следовательно, коллектив здоровый. Командование должно уметь принимать решения, не боясь вызвать неудовольствия ни современников, ни историков.

Морская пехота! Её слава началась давно. В блестящую победу над шведами в знаменитом Гангутском сражении 27 июля 1714 года весомый вклад внесла русская морская пехота. Русская морская пехота прославилась при взятии крепости Корфу в 1799 году, когда эскадра Ф.Ф.Ушакова изгоняла захватчиков с греческих островов, возвращая свободу местному населению…

…на флоте мелочей нет. На первый взгляд кажущаяся некому человеку мелочь могла привести к трагическим последствие

Не следует противопоставлять один класс кораблей другому иди отдавать особое предпочтение какому либо из них. Правильное соотношение всех классов кораблей исходя из задач, стоящих перед тем или. иным флотом, является наиболее разумным решением флотской проблемы.

Морской бой и морская техника требуют железной дисциплины, каждый винт сложного механизма – флота – должен действовать безукоризненно. Корабль не допускает импровизации, все должны действовать по уже отработанным наставлениям и уставам. Там, где нарушается устав, наставление – там действия командиров, бойцов неуверенны, там царит расхлябанность, результатом чего может быть не только гибель отдельного корабля, а проигрыш всего сражения.

Подготовка хороших командиров – сложный и длительный процесс. Чем стремительнее развивается техника, тем короче сроки постройки корабля. Зато подготовка офицеров становится более продолжительной: ведь им приходится осваивать более сложную технику.

Посты у нас могут быть разные, но все мы – адмиралы, офицеры, матросы – люди одного, советского общества, интересы у нас одни и те же. Этим сознанием должен быть пронизан каждый поступок командира, каждая мысль.

Правильно ли, что моряки использовались на берегу? Да, это целиком соответствовало нашей военной доктрине, которая требует направлять все усилия для достижения единой цели. Полмиллиона моряков сражались на берегу. Вдумайтесь в эту цифру. Ведь флот по сравнению с другими видами Вооружённых Сил имеет относительно мало личного состава. И конечно, мы такое количество не набрали бы на кораблях. Встали под ружьё все поколения советских моряков – от подростков юнг до людей пожилого возраста.

…Прежде чем сделать старпома командиром крупной подводной лодки, вначале его назначали командиром «малютки».(…) но все, кто прослужил на «малютках» года два, сами становились приверженцами такой системы. (…) не пройди на них школу прежние командиры, не сумели бы мы управлять и современными лодками.

С верхней палубы тяжелый труд и суровая служба моряков ь всегда видны. Самая напряженная работа идет внутри корабля, погруженного на две трети в воду, там., где находятся сложнейшие механизмы и приборы.

Слишком просто и легко объяснять всё лишь культом личности Сталина. Многие из нас повинны хотя бы в том, что молчали там, где положение требовало высказать своё мнение. За такую пассивность многие расплачивались сами, когда доходила до них очередь. После войны и я оказался на скамье подсудимых.

Точность в военное время имеет решающее значение.

Тяжелое впечатление оставляет корабль, на котором не слышно смеха и шуток даже в свободное от службы время. На первый взгляд на таком корабле все идет чин чином, по уставному. Но если присмотреться внимательно, то можно заметить: на нем не все благополучно. Там нет тех человеческих нитей, которые протягиваются от сердца к сердцу и связывают всю команду корабля, от командира до матроса. А без этого не может быть высокого, здорового политико морального состояния в бою.

Флоту повезло в том отношении, что в его ряды всегда отбирались лучшие по грамотности и поведению молодые призывники. Это было фундаментом для будущего их воспитания и обучения. Корабль и море ещё больше закаляли и сплачивали людей. Сказывалось и то, что на флоте служили пять лет – дольше, чем в остальных войсках. Немудрено, что люди здесь оказывались более подготовленными. Заслуга в том и флотских офицеров – превосходных моряков и умелых воспитателей, поборников строгого уставного порядка.

Хорошие отношения с подчинёнными – это ещё не доказательство правильного поведения руководителя.

Хочешь стать отличным командиром корабля – побудь сначала в роли старшего помощника! Другого рецепта дать нельзя.

Чтобы в совершенстве овладеть искусством вождения корабля, надо службу начинать на нём с самой невысокой должности.

Когда на страницах журнала «Октябрь» начали одна за другой появляться главы воспоминаний Николая Герасимовича Кузнецова, человека, прошедшего большой, пожалуй, только в нашей стране возможный путь от краснофлотца до Народного Комиссара Военно-Морского Флота, эти главы сразу привлекли внимание читателей и значительностью фактов и явно выраженным стремлением автора к исторически объективному изложению событий прошлых лет. Они воспринимались как правдивый человеческий документ, а правда у читателей в цене.

Наверное, так же как и другие читатели, я с нетерпением ждал выхода этой книги целиком и был рад увидеть её выпущенной Военным издательством Министерства Обороны СССР в полюбившейся читателю, серии «Военные мемуары», которая уже порадовала нас за последние годы целым рядом интересных и правдивых книг, принадлежавших перу участников гражданской и Великой Отечественной войн.

Особенность книги Н.Г. Кузнецова в том, что она охватывает период нашей жизни и военного строительства как раз между этими двумя войнами. Последовательное изложение событий кончается в ней 22 июня 1941 года.

Название книги «Накануне» отвечает её содержанию. В самом деле, если вспомнить всю нашу жизнь в 20–30-е годы, всю цепь событий, тянущуюся от ультиматума Керзона к налету китайских милитаристов на КВЖД, от событий на КВЖД к событиям на Хасане и на Халкин-Голе, то можно сказать, что мы все эти годы действительно жили «накануне» того часа, когда нас вынудят вооруженной рукой защищать завоевания Октябрьской революции.

Именно этой атмосферой определялось наше отношение к Красной Армии и Флоту, наша неизменная готовность служить в их рядах и столь же неизменная решимость идти на лишения и жертвы во имя того, что было у Красной Армии было все, что необходимо для отпора врагу.

Книга Кузнецова дает, на мой взгляд, очень убедительное представление о том, какое место занимали армия и флот в жизни всей страны, в умах и сердцах людей. Книга не просто летопись военной службы автора. Скорее, это гражданская исповедь коммуниста, который пожизненно избрал для себя профессию моряка, а шире говоря – солдата революции.

Несколько глав книги Кузнецова посвящены событиям гражданской

войны в Испании, тому, как советские люди понимали свой интернациональный долг по отношению к испанскому народу и как они выполняли этот долг не на словах, а на деле. На деле. Хочу особо подчеркнуть это сейчас, когда в Китае нашлись люди, имеющие бесстыдство обвинять нас, советских людей, в недостатке интернационализма.



Эти главы книги полны горечей и действенной любви к народу Испании, любви, которая не остыла и не притупилась за тридцать минувших с тех пор лет, переполненных событиями огромной важности.

В некоторых из этих событий повествует последняя часть книги Кузнецова, начинающаяся с рассказа о том, как автор книги на протяжении двух месяцев был назначен сначала заместителем Наркома, а затем Наркомом Военно-Морского Флота. Меньше чем за три года до этого, перед поездкой в Испанию, он ещё командовал крейсером. Теперь на его плечи ложилась огромная ответственность. И он, рассказывает об этом в своей книге с большой прямотой и откровенностью.

«...Со смешанным чувством радости и тревоги читал я этот документ. Быстрый подъем опасен не только для водолазов. Столь быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей. Я это хорошо понимал ещё в молодые годы, поэтому и просил после академии назначить меня на корабль старпомом, чтобы двигаться по службе последовательно. Мечтал, конечно, командовать кораблем. О большем не думал. Но за последние годы продвижение стало уж очень стремительным. Его можно было объяснить в то время лишь бурной волной вынужденных перемещений...

Однако время не ждало, следовало приступить к выполнению своих обязанностей и не рассчитывать на скидки. А что новые мои обязанности были нелегки, я понимал это хорошо».

Н.Г. Кузнецов был одним из военачальников, которых «бурная волна вынужденных перемещений» перед войной в очень короткие сроки подняла на очень высокие посты. Он принадлежал к тем из них, а их было немало, которые не смотря на трагическое для нас начало войны, в конечном итоге оправдали возложенные на них надежды и с честью вынесли ту безмерную тяжесть ответственности, которая легла на их плечи.



О том, что означала эта тяжесть ответственности не только в дни войны, но ин накануне её, повествуют самые сильные страницы книги Кузнецова.

Приведенная мною цитата дает представление о характере всей книги. Прямота, мужественное признание наших предвоенных ошибок, в том числе своих собственных, решимость, не подмалевывая прошлое и не причесывая его то в ту, то в другую сторону, не уклоняясь, сказать свое слово о самых сложных проблемах – таков пафос этих воспоминаний.

«Говоря о просчетах и ошибках Сталина в предвоенный период и в начале войны, не следует забывать и ту положительную роль, которую сыграл его личный авторитет в критические для нашей страны дни», – пишет Кузнецов. И впоследствии развивает это высказывание следующими соображениями, которые мне хочется здесь привести: «Кто не знает, какое внимание партия и правительство уделяли нашим Вооруженным силам, как занимался ими лично Сталин в течение многих лет?! Все это было. Многое, очень многое делалось. И все же нечто весьма важное было упущено: не хватило постоянной, повседневной готовности к войне... Огромный авторитет Сталина, как мне думается, сыграл двоякую роль. С одной стороны, у всех была твердая уверенность, Сталину, мол, известно больше, и, когда потребуется, он примет необходимые решения. В то же время эта уверенность мешала его ближайшему окружению иметь собственное мнение, прямо и решительно высказать его. А на флотах люди были твердо убеждены: коль нет надлежащих указаний, значит, война маловероятна».

Автор книги, резко отвергая злобное – по его выражению – утверждение будто бы Сталин оценивал обстановку и принимал решения по глобусу, в то же время на богатом фактическом материале анализирует меру ответственности Сталина за неудачное для нас начало войны.

Стремление восстановить истину во всей её сложности подкрепляется в книге готовностью автора сочетать критику с самокритикой.

Завершая свои воспоминания, Кузнецов говорит о том, что все описанное им всего лишь этап в невиданном вооруженном столкновении которое было выиграно советским народом под руководством Коммунистической партии.

«Однако, – пишет он, – мне хочется, чтобы не забывали и другое: более серьезно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны...Эти ошибки лежат в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их следует не замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них, ибо повторение прошлого будет называться уже преступлением».

Собственно говоря, этими словами самого Кузнецова, которые являются как бы душою всей кийки его книги, можно было бы закончить мой отзыв на неё.

Мне хочется добавить лишь одно: книга Н.Г. Кузнецова «Накануне» – одна из тех книг, которые особенно нужны сейчас...

Такие книги, как эта, заставляют нас лишний раз подумать о мере нашей общей ответственности каждого, за повышение боеспособности нашей страны, за нашу не только материальную, но и моральную готовность с честью и во всеоружии встретить любые испытания.