Пиаже генетическая эпистемология. Эпистемология генетическая. Вопросы для самопроверки

направление в исследованиях мышления, разработанное Ж. Пиаже и его школой (-> школа Женевская). В центре внимания стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания (эпистемология - теория познания). Поставлена цель создать общую теорию развития познания, синтезирующую данные онтогенеза (экспериментально-психологического изучения интеллекта ребенка) и филогенеза (истории науки, общих теорий современной логики и математики). Параллели между этими двумя рядами усматривались в изменении характера отношений между субъектом и объектом операций умственных как у индивида, так и в ходе общей эволюции научных идей. На обоих уровнях прогресс выражается в преодолении эгоцентризма и феноменализма, в углублении рефлексии и построении логико-математических структур. Теория познания Пиаже представляет собой новый вариант концепции биогенетической. Как исторический, так и" онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, характерного невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие происходит и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной активности познавательной. Такая стратегия исследования была применена Пиаже, например, при генетическом анализе формирования физических понятий скорости и длительности, что позволило вывести их из отношений пространственного порядка. Эпистемология генетическая способствовала разработке проблемы отношений между логикой и психологией мышления, оказав большое влияние и на развитие концепции Пиаже. Однако ее исходный замысел не получил продуктивного развития из-за игнорирования роли социальных факторов в развитии познания.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

(англ. genetic epistemology) - гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики - с др. Эпистемология (теория познания) предполагает "уже решенными проблемы логики", поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний - как исторически, так и генетически - имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании "общими координациями" (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.

Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей "ключевую позицию в системе наук" в том смысле, что др. науки хотя и "не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах", но овладение этими структурами "возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии" (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как "скорость" и "длительность времени", в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Генетическая эпистемология

термин Ж. Пиаже. - раздел гносеологии, включающий в себя изучение возникновения и развития научного знания. Поскольку генезис научного знания у истоков человеческого общества невозможно выявить, анализ возникновения и развития научных представлений осуществляется в экспериментах с детьми.

Генетическая эпистемология

Словообразование. Происходит от греч. genesis - происхождение и epistemоlоgia - теория познания.

Специфика. В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Здесь сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики.

Исследования. Как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж.Пиаже при генетическом анализе формирования физических понятий "скорости" и "длительности", что позволило вывести их из отношений пространственного порядка.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

Подход в психологии, который сосредоточивается на изучении развития знания. Само название обычно ассоциируется с ориентацией на развитие Швейцарского психолога Жана Пиаже. Согласно этой точке зрения: (а) знание развивается в смысле становления все более и более организованным и адаптированным к окружению; (б) этот процесс развития основывается не на внутренне заданных идеях и не на каком-либо простом автоматическом созревании, но скорее на активном конструировании со стороны индивида, и (в) это конструирование знания инициируется и осуществляется благодаря потребности преодолеть противоречия, вызванные функционированием в сложной, изменяющейся среде. См. Пиаже.

Генетическая эпистемология (англ. genetic epistemology) - гносеологическое учение Ж. Пиаже , охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже , эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики - с др.

Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные.

Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Психологический словарь. И. Кондаков

Генетическая эпистемология

  • Словообразование - происходит от греч. genesis - происхождение и epistemоlоgia - теория познания.
  • Автор - Ж. Пиаже .
  • Категория - вариант биогенетической концепции.
  • Специфика - в центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Здесь сделана попытка объединить данные, полученные в экспериментальных исследованиях онтогенетического развития, и общие теории современной логики и математики.
  • Исследования - как исторический, так и онтогенетический процесс развития знаний начинается с состояния эгоцентризма и феноменализма, которое характеризуется невозможностью осмыслить собственную позицию познающего субъекта. В дальнейшем это развитие осуществляется и за счет все большего проникновения в сущность объекта, и за счет рефлексии собственной познавательной активности. Данная стратегия исследования была применена Ж. Пиаже при генетическом анализе формирования физических понятий "скорости" и "длительности", что позволило вывести их из отношений пространственного порядка.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Генетическая эпистемология (греч. genetikos + epistemologia - теория познания) - психология развития знания. Чаще всего при этом имеется в виду Когнитивная психология , представленная в трудах Ж. Пиаже и его школы. Основные положения теории Ж.Пиаже таковы:

  1. знание развивается поэтапно и, по мере его накопления, оно используется в целях адаптации к конкретным ситуациям в ходе контактов ребенка с реальными обстоятельствами;
  2. этот процесс основан скорее на активном конструировании со стороны индивида, чем на внутренне заданных идеях;
  3. это конструирование осуществляется благодаря врожденной потребности ребенка преодолевать противоречия, существующие между его знанием и реальностью.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Генетическая эпистемология - подход в психологии, который сосредоточивается на изучении развития знания. Само название обычно ассоциируется с ориентацией на развитие Швейцарского психолога Жана Пиаже . Согласно этой точке зрения:

  • знание развивается в смысле становления все более и более организованным и адаптированным к окружению
  • этот процесс развития основывается не на внутренне заданных идеях и не на каком-либо простом автоматическом созревании, но скорее на активном конструировании со стороны индивида
  • это конструирование знания инициируется и осуществляется благодаря потребности преодолеть противоречия, вызванные функционированием в сложной, изменяющейся среде.

предметная область термина

(англ. genetic epistemology) - гносеологическое учение Ж. Пиаже, охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики - с др. Эпистемология (теория познания) предполагает "уже решенными проблемы логики", поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний - как исторически, так и генетически - имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма, при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании "общими координациями" (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии, занимающей "ключевую позицию в системе наук" в том смысле, что др. науки хотя и "не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах", но овладение этими структурами "возможно только через воздействиеорганизма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии" (см. Психологизм). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как "скорость" и "длительность времени", в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

Определения, значения слова в других словарях:

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. genesis - происхождение и epistemоlоgia - теория познания. Автор. Ж.Пиаже. Категория. Вариант биогенетической концепции. Специфика. В центре стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и...

Психологическая энциклопедия

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. genetic epistemology ) - гносеологическое учение Ж . Пиаже , охватывающее большой круг проблем, связанных с исследованием психологических механизмов, обусловливающих структуру знания и ее развитие. Согласно Пиаже, эти проблемы группируются по 2 основным пересекающимся направлениям: онтогенетическое развитие, закономерности которого выявляются с помощью психологического эксперимента, с одной стороны, и общие теории современной логики и математики - с др. Эпистемология (теория познания) предполагает «уже решенными проблемы логики», поэтому она включает в себя логические схемы так же, как и психологические данные. Г. э. представляет собой продолжение и дальнейшее развитие биогенетической концепции (см. Биогенетический закон ), т. к. между онтогенезом и филогенезом складываются, по Пиаже, те же отношения, что и между эмбриологией и сравнительной анатомией. Развитие знаний - как исторически, так и генетически - имеет исходным пунктом состояние относительного феноменализма и эгоцентризма , при котором ведущим является познание очевидного и невозможность осмыслить собственную позицию как познающего субъекта. Развитие знания идет как путем конструирования, обусловленного все большим проникновением в сущность субъекта, так и путем размышления, направленного на собственную познавательную активность. Каждая область знания включает в себя элементы общей координации (т. е. определенную логико-математическую структуру), и в то же время любая логико-математическая структура есть потенциальный носитель частного содержания; при этом относительный вес каждого из этих компонентов есть показатель того, в какой мере данная наука определяется в своем содержании «общими координациями» (логика, математика) или специфическими особенностями объектов (физика, биология). Постулируя взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания и выводя отсюда прогресс знания, Пиаже имплицитно связывает это с постулированием критерия истинности, как если бы общая координация действий субъекта автоматически предполагала точное определение структуры реальности.

Г. э. включает в себя анализ знания как внутри отдельных наук, так и взаимоотношений между ними, общую структуру научного знания в историческом развитии и систему наук на современном этапе. Особая роль при этом отводится психологии , занимающей «ключевую позицию в системе наук» в том смысле, что др. науки хотя и «не зависят от психологии в своих методах и теоретических структурах», но овладение этими структурами «возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии» (см. Психологизм ). Примером может служить проведенный Пиаже генетический анализ формирования таких физических понятий, как «скорость» и «длительность времени», в результате которого он показал, что генетически эти понятия возникают из отношений пространственного порядка.

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ - дисциплина, имеющая целью исследование закономерностей роста и развития человеческих знаний. Создана Ж. Пиаже. В основанном им в 1955 в Женеве Центре Э. г. сотрудничали психологи, логики, математики, стремясь свести воедино данные психологии развития интеллекта и исследований развития научных понятий. В Э. г. проводится параллель между развитием представлений о мире у ребенка и видоизменением понятий в рамках различных научных дисциплин. Прогресс научных понятий, с точки зрения Э. г., происходит в д в у х основных направлениях: 1) от феноменализма к конструктивизму, т.е. по пути замены понятий, связанных с непосредственно наблюдаемыми феноменами, понятиями - теоретическими конструктами, и 2) от эгоцентризма к рефлексивности, т.е. в направлении осознания познавательной позиции исследователя. Так, древнегреч. математика была феноменалистической, поскольку трактовала числа как свойства предметов реального мира и понимала геометрию как науку об измерении земного пространства. Постепенно, однако, в математику были введены объекты, все более удаляющиеся от реального мира и представляющие собой такие теоретические конструкты, как дробные, отрицательные, иррациональные и мнимые числа. Аналогичным образом в геометрии были введены представления о различных неэвклидовых пространствах, которые не соответствуют пространству физического мира. Прогресс в направлении рефлексивности проявляется в исследованиях оснований математики и математической логики. Сходные феномены наблюдаются в развитии астрономических воззрений (от геоцентрической системы через гелиоцентрическую к релятивистской), физики (напр., в отношении понятия силы) и т.д. Общая картина познания, как ее рисует Э. г., состоит в том, что субъект активно конструирует картину мира, координируя между собой отдельные познавательные акты и постоянно расширяя поле применения этих актов. Как направление в методологии науки Э. г. противостоит таким подходам, как логический позитивизм, критический рационализм К. Поппера или теория научных революций Т. Куна. Д.В. Ушаков

Отличное определение

Неполное определение

генетическая эпистемология

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. genetikos - относящийся к рождению, происхождению; episteme - знание и logos - слово, учение) - концепция швейцарского психолога Ж. Пиаже, разработанная им в начале 50-х гг. 20 в. в результате осмысления и обобщения его исследований в области психологии и логики мышления, проведенных в 20-е - 40-е гг. Впервые в полном виде эта концепция была изложена в трехтомном труде «Введение в генетическую эпистемологию» (Piaget J. Introduction a Fepistemologie genetique. Paris, 1950. Vol. I-III). С точки зрения Пиаже, имевшие место попытки построить научную эпистемологию не привели к положительному результату потому, что они исходили из статической точки зрения на познание. Только генетический и историко-критический поход к пониманию знания может привести к научной эпистемологии. Г. э., по замыслу Пиаже, должна исходить из результатов экспериментальных психологических исследований и вместе с тем обобщать факты истории мысли. При этом в построении теории должны применяться методы современной логики и математики. Для разработки Г. э. в 1955 был создан «Международный Центр по генетической эпистемологии», в работе которого принимали активное участие европейские и американские психологи, логики, специалисты по математической лингвистике, кибернетике и др. Новый интерес к концепции Пиаже появился в 70-е - 90-е гг. 20 в. в связи с идеей У Куайна о «натурализованной эпистемологии» и развитием исследований познавательной деятельности в рамках когнитивной науки. Интеллект понимается в концепции Пиаже как определенная форма когнитивного аспекта поведения, функциональное назначение которого - структурирование отношений между средой и организмом. Интеллект обладает адаптивной природой. Адаптация при этом понимается как равновесие между ассимиляцией (или усвоением данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацией (или приспособлением этих схем к определенной ситуации). Интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта; ее элементы - операции - представляют собой интериоризованные действия, которые только в том случае оказываются операциями, когда они координируются между собой, образуя обратимые, устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры. Пиаже выделяет четыре основные стадии развития мышления: сенсомоторную, дооперационального интеллекта, конкретных операций и формальных операций. На первых двух стадиях у ребенка отсутствуют обратимые операции и понятия сохранения, характерные для двух последующих стадий. Интеллект, по П., можно определить как прогрессирующую обратимость мобильных психических структур. Высшая стадия развития интеллекта - стадия формальных операций - завершает генезис интеллекта. Она достигается ребенком в возрасте 12-15 лет и характеризуется способностью мыслить гипотетико-дедуктивно, теоретически. На этой стадии субъект может оперировать как объектами, так и высказываниями. Развитие познания, считает Пиаже, ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным по отношению к изменяющимся условиям опыта и к позиции субъекта в отношении объекта. На этом пути он приходит к мысли о возможности применения теории инвариантов (в частности, математической теории групп) к изучению процессов познания. Познавательные структуры, складывающиеся на различных стадиях развития интеллекта, Пиаже математически представляет в виде структур, в том числе и структур логики (в этой связи он разрабатывает собственную операторную логику). Инвариант структуры преобразований является знанием об объекте, выступающем в разных перспективах. Пиаже считает, что возникновение инварианта связано с уравновешиванием операций между собой и, как следствие этого, с равновесием субъекта и объекта. При этом равновесие понимается Пиаже не как баланс сил в состоянии покоя, а как максимальное значение деятельности субъекта, компенсирующей определенные внешние изменения. В.А. Лекторский В Г. э. проводится параллель между развитием представлений о мире у ребенка и в рамках различных научных дисциплин. Прогресс научных понятий, с точки зрения Г. э., происходит в двух основных направлениях: от феноменализма к конструктивизму, т.е. по пути замены понятий, связанных с непосредственно наблюдаемыми феноменами, понятиями - теоретическими конструктами; и от эгоцентризма к рефлексивности, т.е. в направлении осознания познавательной позиции исследователя. Так, древнегреческая математика была феноменалистической, поскольку трактовала числа как свойства предметов реального мира и понимала геометрию как науку об измерении земного пространства. Постепенно, однако, в математику были введены объекты, все более удаляющиеся от реального мира и представляющие собой теоретические конструкты, такие как дробные, отрицательные, иррациональные и мнимые числа. Аналогичным образом в геометрии были введены представления о различных неевклидовых пространствах, которые не соответствуют пространству физического мира. Прогресс в направлении рефлексивности проявляется в исследованиях оснований математики и математической логики. Сходные феномены наблюдаются в развитии астрономических воззрений (от геоцентрической системы через гелиоцентрическую к релятивистской), физики (напр., в отношении понятия силы) и т. д. Общая картина познания, как ее рисует Г. э., состоит в том, что субъект активно конструирует картину мира, координируя между собой отдельные познавательные акты и постоянно расширяя поле применения этих актов. Д.В. Ушаков