Конспект звук и буква щ подготовительная группа. Конспект занятия по обучению грамоте “Звук, буквы “Щ щ”. Конструирование буквы щ из счетных палочек

Занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Знакомство со звуком, буквой Щ»

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 94

компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Общеобразовательные

1.Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить , дать характеристику звука.

2.Упражнять в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, подбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3.Закреплять умение определять место звука в слове.

4.Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5.Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6.Познакомить с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов, читать слова и предложения.

Коррекционные:

1.Развивать тический слух.

2.Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2.Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Ход занятия

1.Предложить детям послушать стихотворение А. Барто «Щенок» и определить, какой звук чаще других в нем слышится.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От ЗЛЮЩЕЙ СТУЖИ ЗАЩИЩАЛ,

Щенок от радости пищал,

Еще бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пес.-

Настоящий.

2.Упражнение «Звук [Щ] ».

Произнести звук перед зеркалом, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звука.

3.Упражнение « Где звук?»

(У детей картинки:щавель, площадь, щука, щека, щит, плащ, овощи, и др.

Предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Щ».

4.Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в ней повторяется звук «Щ»?

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5).

Кто щиплет щетку? (Щенки).

Сколько их? (2).

Как они щиплют щетку? (Щека к щеке).

Где они ее щиплют? (В уголке).

Повторите скороговорку целиком.

5.Физминутка.

Мы работали, устали,

А сейчас, ребята, встали.

Руки вверх скорей подняли,

В стороны,

Вперед, назад.

Повернулись влево, вправо,

Поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче,

А сейчас вперед прогнитесь

И носка рукой коснитесь.

Сели мы за парты смело,

Надо нам продолжить дело.

6.Я слышу, как ветер доносит звуки. Соберите из них слово. Будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

(О, В,Щ, И)-…овощи

(Х, И,Щ, И,К0…-хищник

(Щ, И,Ц, Ы)…щипцы

7. Упражнение «Новая буква».

Предложить рассмотреть букву.

На что похожа эта буква?

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

8.-Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ,о, р – роща

а, щ,п, а-пища

щ, а,г, у-гуща

Обратить внимание, что после Щ пишется А. Вывод: в слоге ЩА пишется буква А.

а, у,к, щ-щука

у, щ,т, а-тащу

Обратить внимание, что после Щ пишется У. Вывод: в слоге ЩУ пишется буква У.

9. Упражнение: Назови картинки. (Щука, площадь, щупальца, щавель, роща)

Напиши название картинок в заданном схемами порядке.

10.Упражнение: «Придумай предложение»

Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.

11.Итог занятия.

Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы изучали звук….

Этот звук….

Я могу назвать слова, содержащий этот звук…

Звук Щ на письме обозначается буквой…

Слог ЩА мы пишем с гласной…

Слог ЩУ мы пишем с гласной….

Сегодня у меня хорошо получилось….

Этап: Автоматизация звука Щ в слоге, слове, простой фразе.

Образовательная цель : закрепить умение правильно произносить звук Щ в слоге, слове, простой фразе; умение определять позицию звука Щ в слове; активизировать словарь по теме «Обувь»; формировать навыки звукового синтеза простого слога. Продолжать учить составлять предложение с указанным словом, проводить анализ простого предложения без предлога, составлять схему предложения, выделять слова со звуком Щ в предложении.

Коррекционно-развивающие цель : развивать слуховую память, фонематическое восприятие, координацию движений глаз, мелкую моторику.

Воспитательные задачи : формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.

Материал : предметные картинки на звук Щ, предметные картинки с изображением обуви, схема слова и зелёные фишки (по количеству детей), экран, проектор, диск с электронной физкультминуткой «Танцы» и офтальмотренажёром Л.Г. Маско, костюм звука Щ, схема предложения (по числу детей), фонограмма инструментальной музыки.

Ход занятия :

1.Организационный момент. У каждого ребёнка на столе лежит предметная картинка (щука, щит, щётка, лещ). Дети называют картинки.

Какой звук есть во всех этих слова? (Звук Щ)

Правильно, сегодня к нам в гости пришёл звук Щ. (Входит звук Щ).

2. Изолированное произнесение звука Щ. Уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука Щ. Д.У. «Чистим обувь».

Звук Щ просит помочь почистить обувь.

Каждый ребёнок выбирает предметную картинку с изображением обуви, называет предмет обуви. Имитируя движения щётки «Чистит» выбранную обувь.

Описание артикуляции звука Щ: Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха.

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.

3. Звуковой синтез. Игра с мячом.

Звук Щ предлагает поиграть в мяч.

Логопед бросает мяч ребёнку и называет 2 звука, из которых нужно собрать слог:

Ы, Щ – ЫЩ; У, Щ – УЩ; И, Щ – ИЩ; Щ, А – ЩА; Щ, О – ЩО.

4. Автоматизация звука Щ в словах. Развитие слухового внимания и памяти.

Воспроизведение ряда из 3-4 слов со звуком Щ.

  • Щавель, щека, щель
  • Щепка, щенок, щит,
  • Щипать, щиток, щука, щупать
  • Пища, ямщик, плащ, овощ.

5. Определение позиции звука Щ в слове. Работа со схемой слова.

Д.И. «Собери грибы в корзинку».

Логопед предлагает детям собрать грибы в корзинку, с обратной стороны каждого гриба спрятано задание – предметная картинка, в названии которой есть звук Щ. Необходимо проанализировать, где находится звук Щ в предложенном слове и отметить положение звук Щ на схеме зелёной фишкой.

6. Гимнастика для глаз. Электронный офтальмотренажёр Л.Г. Маско.

Звук Щ покажет нам гимнастику для глаз.

7. Автоматизация звука Щ в предложениях. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Предложения:

  • Щегол звонко пел.
  • Катя любит овощи.
  • Утки щиплют зелень.
  • Хищная щука.
  • Маленький щенок.

8. Электронная физкультминутка «Танцы».

9. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание буквы Щ из крупы (пшено, гречка, манка) на выбор ребёнка под музыку.

10. Подведение итога. Рефлексия.

Звуком [щ] и буквой Щ,щ

Задачи урока:
1. Познакомить детей с новой буквой Щ,щ.
2. Выявить звук, который обозначает буква Щ.
3. Определить место буквы Щ в ряду согласных букв.
4. Развивать познавательный интерес.
5. Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Повернитесь к друг другу, подарите свои улыбки.

Спасибо! Ваши улыбки располагают к приятному общению.

Впереди вас ждет много нового и интересного. Будьте внимательны, активны, аккуратны.

Ребята, сегодня мы отправимся на поезде в далекое путешествие. Закройте глазки и в путь. (слайд 2)

Поезд прибыл, откройте глазки. Чтобы попасть в свой вагон, надо показать свои знания! Готовы!

Давайте вспомним все, что мы с вами изучили.

Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

Чем они различаются? (Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

Какие гласные обозначают твёрдость согласных звуков? (Обозначают твёрдость согласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

Молодцы, ребята! Теперь можем отправляться в сказочное путешествие!

III. Сообщение темы урока.

Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в Королевство звуков и букв. (слайд 3)

А вот с какой буквой мы будем знакомиться, вы узнаете, отгадав загадку:

Он играет, громко лает,

Скуки он совсем не знает.

На пути сбивает с ног,

Шустрый, маленький … (щенок)

IV . Постановка цели урока:

Жил-был в Королевстве маленький щенок. Он все время грустил, потому что его имя заколдовала Королева звуков. Как ни старался щенок узнать и разгадать эту тайну, ничего не получалось. Ведь он был еще совсем маленький и задания Королевы ему не под силу. Вот он перед нами.

Ребята щенок просит нас о помощи. Вы согласны?

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ.

Первое задание Королевы.

Перед вами картинки. Нужно определить, какой первый звук чаще встречается. (Звук [Щ].)

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Этот звук является первым в имени щенка.

Щенок хочет познакомить нас с буквой, обозначающей этот звук.

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну, что же?
Е.Тарлапан

Давайте возьмем ручку и напишем букву Щ в тетради.

4. Развитие фонематических процессов. Игра «Кто внимательный».

Я произношу слова, если вы слышите звук [щ’] , хлопайте в ладоши.

шептать щекотать щелкунчик

честный цапля шоколад зима

щипать щепка ящик щука

5. Чтение слогов – слияний.

ща щу щё ще щи

6. Развитие дикции.

Следующее задание королевы: повторите чистоговорки.

Ща-ща-ща - мы несем леща..
Щу-щу-щу - я грибы ищу.
Ещи-ещи-ещи - складываю вещи.
Ащ-ащ-ащ - купили новый плащ.
Орщ-орщ-орщ – мама варит борщ.
Щи-щи-щи – собирали овощи.

Ребята, вы справились, и щенок говорит нам следующий звук в имени: это звук [Э].

7. Физминутка.

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем.

Закройте глаза, представьте, что вы вышли на улицу и видите высоко в небе солнце. Поднимите руки, мысленно поздоровайтесь с солнцем. Вы чувствуете тепло его лучей, оно пронизывает все ваше тело. Вам так хорошо! Тепло! Радостно! Вы наполняетесь силой знаний, светом солнца! Обменяйтесь энергией с солнцем… Потянитесь… Улыбнитесь… Откройте глаза. Мы в комнате. Но солнечное тепло, свет и знания остались с каждым из вас. Улыбнитесь!

8. Смысловое чтение

Ой, посмотрите, что здесь (назвать хором изображения: щётка, ящик, клещи, щенок)

Закройте глаза!(убираю щенка)

Кто исчез?(щенок)

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ «Катин щенок»

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щётку и стал с ней играть.

А сейчас ответьте на вопросы:

    Кого подарили Кате?

    Куда посадила Катя щенка?

    Где уснул щенок?

    Что сделал щенок, когда проснулся?

    А какие слова на «щ» вы можете назвать ещё?

    1. Работа в паре: Игра « Наборщик» - придумать слова из букв слова «ТОВАРИЩИ»(на черновиках напечатайте, кто больше)

      Работа в группе: Игра « Собери слово».

На листах на шариках написаны буквы.

Собери буквы так, чтобы получилось слово. Составить звуковую схему.

Укща, яикщ, апщл (щука, ящик, плащ)

    Дополнительно: Развитие связной речи.

А вот и новое задание Королевы: “Доскажи словечко”. Королева очень любит ясную погоду, наши солнышки сегодня должны засиять. Перед вами желтые круги и прищепки. Назвав правильное слово, вы цепляете прищепку на круг.

    Письмо опускают в почтовый … (ящик).

    На огороде выросли сочные … (овощи).

    У собаки сынок - … (щенок).

    Емелины желания исполняла … (щука).

    Зубы чистят зубной … (щеткой).

    В Древние времена люди жили в … (пещере).

Нужное слово – картинка появится на экране

Итог занятия.

Мы приехали обратно. Какой звук и буква были первыми в имени щенка. (Звук и буква Щ). Вам понравилось наше путешествие? Почему? (Ответы детей).

На столе у вас карточки с изображением весёлого и грустного смайлик. Кому было интересно на уроке, если вы запомнили букву и звук, кому всё понравилось на уроке, кто не испытывал затруднений поднимите карточку с веселым смайликом. А кто испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно, поднимите грустный смайлик

……. Дети оценивают свою работу.

Елена Мясникова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ»

Конспект подгруппового логопедического занятия , проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой Е . Н.

Тема занятия : Путешествие в страну АБВГдейка . Звук [щ] , буква Щ .

Тип занятия : по овладению новыми знаниями.

Цель : сформировать знание о звуке [щ] , букве Щ .

Задачи :

коррекционно-образовательные :

познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [щ] с опорой на различные виды контроля;

закреплять умение выделять звук [щ] в слогах , словах;

познакомить с графическим обозначением звука [щ] ;

закрепление понятий : “согласный звук” , “слог”, “слово”;

коррекционно-развивающие :

автоматизировать произношение звука [щ] изолированно , в слогах, словах и предложениях;

развивать фонематический слух и восприятие;

профилактика дисграфии и дислексии;

совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа ;

улучшение мелкой и общей моторики и координации движений;

развитие основных психических процессов : внимание, память, мышление.

коррекционно-воспитательные :

воспитывать интерес к занятиям , любознательность;

продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность) ;

стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование :

Фланелеграф, полоски бархатной бумаги (сост. букву Щ ) ; мяч; счетные палочки для выкладывания буквы (по 4 шт., косточки хурмы.

Карточки формата А5 с буквами Щ , Ш, Ц.

Зеленый квадрат (без колокольчика) .

Индивидуальные зеркала по количеству детей.

Карточка формата А4 с цветным изображением Гнома Знайки (см. приложение 1) .

Сюжетная картина формата А4 иллюстрация правила о звуках и буквах (см. приложение 2) .

Предметные цветные картинки формата А5 с изображение предметов, внешне похожих на букву Щ : стилизованные щетка, щенок, щавель (см. приложение 3) .

Карточка формата А4 с отображением порядка написания буквы Щ (см. приложение 4) .

«Перфокарта» формата А3 с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ] , и других предметов (см. приложение 5) .

Карточка формата А4 с различными вариантами написания буквы Щ (правильное, перевернутое написание) и похожих на нее букв (см. приложение 6) .

Сюжетная цветная картинка формата А4 с изображением различных предметов, в названии которых есть звук [щ] (см. приложение 7) .

Лингвистический материал :

Слоги : ещ, щё, щи, ащ, ще.

Слова : щука, щенок, щи, щетка, щит, щепки, щупальца, щегол, клещи, ящерица, ящик, овощи, плащ, лещ, роща, щавель, удилище, щепка, щель, щека, щелка.

Место проведения : логопедический кабинет .

Организационная форма проведения : традиционная.

Логика образовательной деятельности.

1. Приветствие (тренинг общения) .

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии .

Давайте вспомним красивые слова приветствия и поприветствуем друг друга.

"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.

"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересных приключений. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

А теперь посмотрите на меня.

2. Дидактическая игра «Зеленая дверь в волшебную страну » .

Звучит отрывок из песни В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка »

Сегодня к нам в гости опять пришел Гном Знайка, а мы знаем, что гном к нам один не приходит, а приходит со своими друзьями – звуками и буквами .

(выставляется картина с изображением Гнома Знайки – см. приложение 1) .

Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебная зеленая дверь в страну АБВГДейку . Сегодня Знайка опять приглашает нас в гости в эту удивительную страну , там мы встретимся с новой буквой , познакомимся с ней поближе, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. Но чтобы попасть в эту страну надо правильно ответить на мой вопрос и перешагнуть через вот эту зеленую черту

Это кто стоит, грустит? У кого там кислый вид?

Эй, ребята, не зевай, на вопрос мой отвечай :

Какая хищная рыба водится в реке? (щука)

Как называется детеныш собаки? (щенок)

Как называется суп с капустой? (щи)

Чем чистят одежду и обувь? (щеткой)

Чем защищались воины в старину? (щитом)

Что отлетает, когда рубят дрова? (щепки)

Чем захватывает добычу осьминог? (щупальцами)

Как называется певчая птичка с пестрыми перьями? (щегол)

3. Дидактическая игра «Здравствуй, звук .

– Молодцы. Кто скажет, какой первый звук во всех названных вами словах?

– Правильно. Сегодня мы с вами будем учить новый звук [щ] . Посмотрите все на меня. Возьмите зеркала, произнесите звук [щ] . (дети берут индивидуальные зеркала) .

В каком положении находятся губы во время произнесения звука [щ] ?

– Губы «окошком» .

– Какую форму принимает язык?

– Язык в форме чашечки.

– А при произнесении каких еще звуков язык принимает форму чашечки?

– Все эти звуки – шипящие , звук [щ] тоже шипящий .

4. Дидактическая игра «Что за звук ? Расскажи» .

Звук [щ] согласный или гласный?

– Согласный.

– Как определить?

– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.

Звук [щ] звонкий иди глухой?

– Глухой.

– Как проверить?

Звук [щ] твердый или мягкий?

– Мягкий.

– Ребята, запомните, что звук [щ] всегда мягкий , у него нет твердого братца. Как мы будем обозначать звук [щ] ?

– Зеленым квадратом без колокольчика.

– Кто даст характеристику звука [щ] ?

Звук [щ] согласный , глухой, мягкий.

5. Дидактическая игра «Веселая щетка» .

– А сейчас я буду произносить двустишие, а вы повторяйте за мной последний слог.

Щ – метем мы мусор щеткой,

Произносим звуки четко :

Вычистим любую вещь,

Пропоют нам щетки – ЕЩ.

Ещ-ещ-ещ-ещ.

Что почистить вам еще?

Спросят щетки маму – ЩЁ.

Щё- щё-щё-щё.

Вещь для чистки поищи.

Повторяют щетки – ЩИ.

Щи- щи-щи-щи.

Станет чистым мамин плащ.

Щетки звонко чистят – АЩ.

Ащ- ащ-ащ-ащ.

Ни соринки на плаще.

Щетки так довольны – ЩЕ.

Ще- ще-ще-ще.

6. Дидактическая игра «Давайте познакомимся» .

Звук мы слышим и произносим, а чтобы «увидеть» звук , что нужно сделать?

– Записать его, написать букву .

– Правильно. Давайте повторим, как связаны между собой звуки и буквы . (выставляется сюжетная картина – см. приложение 2) . Звуки мы слышим и произносим. буквы мы видим , читаем и пишем, а также можем нарисовать их.

Звук [щ] обозначается буквой Щ . Эта буква обозначает только один мягкий звук .

– Это буква Щ . На что она похожа?

– Дети предлагают варианты.

Логопед демонстрирует картинки и читает текст.

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) .

Щ – играющий щенок.

Кверху лапками он лег. (Г. Виеру) .

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам. (В. Степанов) .

Щ, по просьбе овощей,

Рвет щавель для кислых щей. (Н. Толоконников) .

(с опорой на соответствующую картинку, см. приложение 3) .

– На какие буквы похожа буква Щ ?

(Логопед уточняет , чем отличается буква Щ от названных букв ).

– Верно. А из каких частей состоит буква Щ ?

– Три длинных вертикальных палочки, одна длинная горизонтальная, одна короткая вертикальная.

– Порядок написания буквы Щ такой : (демонстрация по картинке ) . (см. приложение 4) .

– Сейчас указательным пальцем пишем букву в воздухе вместе ; теперь в воздухе сами; теперь на столе; на спине у соседа.

– Теперь давайте выложим букву на фланелеграфе . Кто пойдет выкладывать букву ? А все остальные выкладывают букву Щ у себя на столах из палочек и косточки.

Давайте поселим эту букву в наш дом букв .

7. Динамическая пауза.

– А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду бросать вам мяч и произносить слово, а вы замените в этом слове первый звук на звук [щ] и произнесите получившееся слово.

Кепка… (щепка,

кит… (щит,

мель … (щель,

тетка … (щетка,

река … (щека,

венок … (щенок,

полка … (щелка) .

– Молодцы. Продолжаем занятие .

8. Дидактическая игра «Где спрятался звук .

– Внимательно посмотрите доску (вешается перфокарта см. приложение 5) . В названии каких предметов есть звук [щ] ? Я отмечу эти предметы. Скажите, где находится звук [щ] в названии картинок верхнего ряда?

– В конце слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок среднего ряда?

– В середине слова.

– Где находится звук [щ] в названии картинок нижнего ряда?

–В начале слова.

– Переворачиваем лист. Соединяем точки, повторяя порядок написания буквы Щ . Молодцы, вы нашли все предметы со звуком [щ] и получилась буква Щ .

9. Дидактическая игра «Найди букву Щ » .

– Возьмите со стола листок. Переверните его. Ваша задача – обвести ТОЛЬКО правильно написанные буквы Щ . (Посмотрите еще раз, как правильно пишется буква Щ ) . (см. приложение 6) .

10. Дидактическая игра «Найди и назови» .

– Посмотрите внимательно на картину. Кто назовет предметы, изображенные на этой картине, в названии которых есть звук [щ] ? (см. приложение 7) .

– Овощи, ящик, лещ, щука, плащ, роща, щенок, щавель, ящерица, щегол, щенок, щепки, удилище.

– А теперь придумайте предложение с этими словами.

(Дети придумывают предложения) . Таня держит ящик с овощами. И т. д.

11. Итог. Рефлексия.

На этом наше путешествие с Гномом Знайкой подходит к концу. Оно было интересным и познавательным. До свиданья, АБВГДейка ! До следующего свидания! Но чтобы выйти через волшебную дверь каждому из вас придется вспомнить и назвать слово со звуком [щ] , чтобы дверь открылась. (Дети, подходя к двери, называют слово и проходят обратно в волшебную дверь. Звучит музыка В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка » )

– Вот мы и вернулись в нан детский сад. О каком звуке мы с вами сегодня говорили?

– О звуке [щ] .

– Какой буквой он обозначается ?

Буквой Щ .

– Какой игры Гнома Знайки вам понравились больше всего?

– …. (ответы детей)

Занятие окончено .

Самоанализ.

Было проведено фонетическое занятие с элементами грамоты .

Поставленная цель соответствует заявленной теме. Ход проведения занятия соответствует намеченному плану. Все структурные части занятия были проведены .

Занятие построено по основному принципу коррекционного обучение : от простого – к сложному. Содержание занятия соответствует уровню знаний, умений и навыков, а также опыту детей данной группы. Материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.

По ходу занятия проводилась своевременная смена видов деятельности.

Контакт с группой был установлен. Речь логопеда была доступной , интонированной, выразительной, но следует отметить некоторую замедленность речи, несколько заниженный темп. Присутствовал контроль за речью детей, но следует обратить внимание на равномерность распределения внимания на всех детей группы.

Дети были включены в процесс, заинтересованы, активно работали на занятии .

Поставленные цели были достигнуты. Логопед удовлетворен проведенным занятием .

Литература :

1. Куликовская Т. А. логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации зв2уков у детей : пособие для логопедов и родителей . – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2008 г. – 128 с.

2. Светлова И. Е. Домашний логопед . – М., ООО «Издательство «Эксмо» , 2004 г. – 250 с.

3. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника . Трудные звуки . Грамматика в картинках . Звуки Ш-Ж . для детей 4-6 лет. – Спб.: «Издательский Дом «Нева» , 2003 г. – 64 с.

  • познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами

Ход урока

    1. Организационный момент

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Готов к работе мой отряд.
Выполним задание “Волшебного сундучка”.
Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове и ударный слог
Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш, маяк, машина, стул.

  • Повторение.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой

    Учитель: Ой, кто это?

    Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.

    Игра “Слово рассыпалось ” м Е л е я (Емеля)

    Учитель: С какой буквы запишем имя?

    Проверим (3)

    Учитель: Емеля куда ты едешь?

    Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.

    Рыба сама мне в ведерко прыгнет.

    Вымолви словечко
    Покатилась печка
    Прямо из деревне
    К царю да к царевне
    И за что не знаю
    Повезло лентяю

    Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?

    А какие пословицы о труде вы знаете.

    Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.

    Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?

    Терпение и труд все перетрут (2 раза).

    Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.

  • Формулирование учащимися темы и цели урока.
  • “Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:

      Учитель: Найдите общее в следующих словах:

      Щепка, шапка, шашка, щетка.

      Дети: Все слова состоят из двух слогов.

      Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.

      Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.

      Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.

      Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.

      Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.

      На доске написано:

      Познакомимся со…

    1. Знакомство с новым звуком.
    2. На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.

      Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.

      Что вы знаете о зимней рыбалке?

      (объяснение данных слов лунка, бур).

      Как зовут мальчиков Коля, Толя

      У Коли клюет – поможем ему.

      Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.

      Сигналы: Ночь (медленно и тихо).

      День (быстро и громко).

      Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])

      Дайте характеристику этого звука.

      Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.

      При его произношении слышится только шум.

      Значит он глухой.

      Звучит мягко.

      Учитель: Дайте краткую характеристику.

      Учитель: Вытащили щуку,

      Составьте схему.

      Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.

      Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат

      Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ]).

      Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.

      Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?

      Дети: Это лещ.

      Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.

      Охарактеризуйте новый звук в этом слове.

      Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

      Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?

      Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.

    3. Физкультминутка.
    4. Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.

      В глухой яме спит сом
      Лещи лежат рядками без малейшего движения.
      Окуни заснули возле камней.
      Зубастой щуке не спится.
      Хищница хватает сонную рыбу.
      Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
      Дети: Лещи зимой спят.

    5. Знакомство с новой буквой.
    6. Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.

      Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?

      Дети: Это буква “ща”.

      Учитель: На какую букву она похожа?

      Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.

      (лепим из пластилина) На что еще она похожа?

      На расческу Щ похожа.

      Три зубца всего?

      Ну что же!

      Буква Щ поможет нам.

      Чистить зубы по утрам.

      VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

      А где будет жить буква Щ? (в синим домике).

      Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,

      К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.

      А как же мы тогда напишем слог ща, щу?

      Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание

      Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.

      Какое задание предложил?

      Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).

      Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы

      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А
      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А

      УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.

      Чтение слов цепочкой

      Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.

    7. Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
    8. На зимней рыбалке.

      Чаще всего клевали окуньки.

      Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.

    9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

    Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.

    Какая она? (огромная, хищная)

    Значит у нее не зубы, а зубищи

    Значит у нее не хвост, а хвостище

    Значит у нее не глаза, а глазища

    Значит у нее не рот, а ротище

    Значит у нее не голова, а головища

    X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ

    з к з
    к с к з
    з г с г

    XI. Подведение итога

    Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.

    Кому было все понятно, и он старался, трудился.

    Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.

    3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.