Как воспитать в себе лучшие человеческие качества. Как воспитать в себе Мужчину? На чем базируется характер человека

Воспитание характера ребенка

Как часто приходится слышать «у нее золотой характер», «какой ужасный характер», «характерами не сошлись»… А что такое характер? В переводе это слово буквально означает «отпечаток, чеканка» (греч.). Это набор индивидуальных личностных особенностей, признаков, качеств, отличающих одного человека от другого. Он показывает, как человек относится к окружающей действительности, людям, событиям, как он реагирует на внешние раздражители, насколько располагает к себе.

Процесс длительный и не простой, так как личностные особенности могут закладываться как в юном возрасте, так и корректироваться под влиянием самовоспитания или воздействия обстоятельств. Как же повлиять на процесс формирования характерологических особенностей ребенка, чтобы он вырос доброжелательным, целеустремленным, справедливым человеком?

Черты характера

Хоть мы и воспринимаем характер как нечто целое и неделимое, все же есть определенные черты, которые свойственны правильно (или неправильно) воспитанным людям:

  • Трудолюбие. Это качество показывает, как человек воспринимает общественные обязанности: с энтузиазмом или с неохотой, демонстрируя пренебрежительное отношение. С этой чертой характера связаны такие черты как лень, неряшливость, расточительность (при отсутствии любви к труду) или работоспособность, аккуратность, бережливость (при ее наличии)
  • . Человеку важно правильно оценивать себя и других. Тогда он будет разборчивым в связях, осознает собственную ценность. Личности, правильно оценивающей себя, свойственны скромность, доброжелательность, терпимость к недостаткам других. Если самооценка завышена или занижена, то проявляются такие черты как неуживчивость, агрессивность, конфликтность или, напротив, робость, застенчивость, отсутствие активной позиции
  • Принципиальность. Под этим качеством понимается готовность следовать своим убеждениям, вне зависимости от внешних обстоятельств и настроения. Это одно из самых уважаемых качеств, которым, к сожалению, может похвастаться не каждый человек. Противоположным качеством является беспринципность – отсутствие ориентиров в принятии решений, готовность действовать с наибольшей выгодой для себя
  • Сила воли. Это качество характера порождает смелость, умение действовать вопреки обстоятельствам, готовность идти до конца в достижении цели. Противоположное ему качество – слабоволие, при котором человек сдает позиции одну за другой, пасует перед препятствиями, часто ища причину неудач не в себе, а во внешних обстоятельствах

Как воспитать ребенка с сильным характером?

Воспитание характера начинается в раннем детстве, когда родители вырабатывают особую линию поведения в отношении своего малыша. Если с пеленок его учат некоторое время заниматься с игрушками самостоятельно, добиваясь какого-то эффекта (звуки погремушки, карусельки, умение дотягиваться до предметов, переворачиваться и т.д.), то это исподволь запечатлевает в сознании крохи потребность в физической активности для достижения результата.

Подросшему ребенку можно поручать несложную работу по дому, хотя бы в пределах детской комнаты. Одобрение со стороны взрослых вознаградит его за труд.

Кстати, ваша похвала должна быть действительно заслужена ребенком: говорите ему не только лестные для самолюбия слова, но и аккуратно указывайте на недочеты, помогайте их исправить. Главное – делайте это только в доброжелательном ключе, независимо от того, старался ли ребенок в полную силу или позволил себе слегка схалтурить.

Чтобы воспитать принципиальность, поощряйте ребенка высказывать свою точку зрения, не подвергая ее критике. Договоритесь с ним о некоторых правилах вашего взаимодействия и помогайте соблюдать их, а также соблюдайте сами, подавая ему положительный пример.

Есть прекрасный тренинг Р. Гандапаса о воспитании силы воли и вообще волевых качеств личности «SelfMadeMan». Это слово в переводе с английского означает «человек, который сам себя сделал».

Автор говорит, что главным препятствием на пути к высокой цели является сам человек. И если в детстве, имея свободный выбор, ребенок предпочтет компьютерную игрушку прочтению книги или станет смотреть кино, забыв про уроки, это может означать, что в будущем он рискует довольствоваться судьбой обывателя, презрительно поглядывающего с дивана на ровесников- миллионеров из светской хроники, якобы наживших деньги «неправедным путем».

Чтобы этого не произошло, чтобы ребенок не был удовлетворен примитивным существованием, нужно закалять его характер самостоятельным выучиванием уроков без ссылок на сложность программы: прежде чем помочь, попросите его продемонстрировать результаты своих усилий по решению трудной задачки. Хорошо закаляет характер спорт: отдав ребенка в секцию, вы укрепите не только его тело, но и дух, волю к победе.

Даже если вам что-то не нравится в характере ребенка, не стремитесь искоренить эти черты быстро и безвозвратно: это бесполезно. Только каждодневными осознанными усилиями со стороны ребенка и вас можно воспитать сильный характер.

Нет похожих статей.

Формы поведения, общения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях обусловлены его характером, который представляет собой совокупность свойств и особенностей личности. Черты характера проявляются и формируют линию поведения человека в процессе трудовой и бытовой деятельности, коммуникаций в семье и обществе, по отношению к другим людям, к самому себе, вещам и событиям.

Характер человека неразрывно связан с его темперантом — типом нервной системы, заложенным на генетическом уровне и характеризующим природные врождённые особенности человека. В отличие от темперамента, характер человека формируется с течением времени и под влиянием различных факторов, определяющую роль среди которых занимает воспитание. По мере взросления, стремление к достижению целей и более полной реализации побуждает человека к самовоспитанию (т.е. привитию самому себе желаемых черт характера).

Воспитание сильного характера способствует личностному росту человека, достижению максимальной эффективности в выбранной сфере деятельности. Каждому человеку под силу привить себе черты, характеризующие силу воли и твёрдость духа. В качестве примера рассмотрим несколько способов воспитать в себе сильный характер.

Быстрая навигация по статье

Занятие спортом

Спорт воспитывает в человеке дисциплинированность, учит преодолевать трудности и способствует укреплению веры в собственные силы. Регулярные физические тренировки совершенствуют координацию движений, способность ориентироваться в сложных ситуациях, а также вырабатывают стремление к совершенству. Занятия в коллективе улучшают коммуникативные навыки человека.

При подготовке к соревнованиям, спортсмен оттачивает не только физическое мастерство, выносливость, но и скорость мышления, а также способность к анализу действий и самостоятельному их улучшению. Постановка высоких целей развивает в человеке лидерские качества, способствует процессу самосовершенствования.

Интеллектуальное развитие

Получение новых знаний формирует в человеке новые привычки и совершенствует имеющиеся, расширяет круг общения и повышает самооценку. Стремление к личностному росту побуждает человека к освоению новых навыков, постижению неизвестного и, соответственно, воспитывает в человеке активность, способность к преодолению сложностей.

Развитие в любой сфере (изучение иностранных языков, получение навыков управления автомобилем, игры на музыкальных инструментах и т.д.) даст положительный эффект в становлении личности и воспитании морально-волевых качеств человека.

Страхи и комплексы

Неуверенность и боязнь — это те черты характера, которые стоят на пути к успеху и достижению целей. Часто оказывается, что страхи основаны не на опыте, а на ожидании негативного результата. Чтобы убрать преграды самому себе, необходимо осуществлять решительные действия в тех сферах, где ощущаются слабые стороны. Например:

  • При боязни высоты стоит не отказываться от похода в горы, а сосредоточиться на красоте природы;
  • Неуверенному в себе человеку, испытывающему страх при общении с людьми, — выступить с докладом или записаться самостоятельно в какую-либо секцию.

Преодоление фобий и комплексов придаст решимости и уверенности в дальнейших действиях.

Наибольшей несгибаемостью и прямотой
характера отличаются железнодорожные рельсы

Вот ведь какая интересная штука получается – что первично характер или тренировка? Характер, как возможность постоянно тренироваться, или тренировка, которая при регулярном проведении оказывает формирующее влияние на характер?

По мне, так характер первичен. Другие в тренировках просто не задерживаются. Помните это вечное – нет времени, нет сил, нет возможности… Характер определит, будет ли человек вкладываться постоянно или нет.

Но что будет, если вместо характера взять хорошую, вкусную, очень желанную цель? Что если появиться что-то такое, что затмит собой всё остальное? А потом, через какой-то очень длительный срок, оно потихоньку уйдёт в сторону, а привычка делать останется?

Что будет этой привычкой? Нечто, что станет «диктовать» определённый уклад действий? Новый характер??

Разберёмся?

Вот только сразу, я – не спец по психологии. Я так, по-простому поделюсь парой мыслями.

Когда говорят о характере, чаще всего подразумевают такую совокупность свойств, качеств и черт личности, которые накладывают определённый отпечаток на все поступки и действия человека. А поступки и действия, в свою очередь, формируют среду, образ жизни и стиль поведения индивида.

Но тут есть и обратная зависимость. Текущее окружение, среда, формат каждодневных действий заставляют человека подстраиваться, потихоньку меняться, приобретать новые, несвойственные для себя черты поведения.

Ну, например, пришли мы на новую работу, а там принято, что раз в месяц все скидываются в общую кассу на чай, кофе и сахар. Отлично, мы это приняли, это стало нормой. Общие чай и кофе подразумевают наличие некоторого количества постоянных сушек в общей вазочке. Все об этом знают. Все также знают, что могут брать сушки в любом количестве, но почему-то берут этих сушек без запасов на "а вдруг". Ну, просто потому, что эти сушки не вызывают особого интереса. Они есть всегда и всегда будут. Их наличие покрывается общей кассой.

Теперь мы меняем место работы и приходим в другой коллектив, где каждый живёт со своей заваркой. Мы, естественно, приносим в первый день свои сушки (такие уже привычные и родные) и сыпем их на открытую тарелку. Вопрос: сколько там пролежат эти сушки? Ответ: ровно столько, сколько потребуется, для появления человека, способного сидеть около этой миски до тех пор, пока эти сушки не закончатся. Причём данному индивиду даже не придёт в голову предложить что-то своё взамен - вы же свои сушки на общее пользование сами выставили.

Ещё один вопрос: как долго мы будем угощать всех своими сушками, и как долго мы будем предлагать свой личный кофе со сливками? Ответ: всё будет зависеть о того, как лично мы воспринимаем себя в данном коллективе. Если на равных, то сушек не будет. Если на последних ролях, то сушки будем таскать ещё долго.

Что же поменялось в этих ситуациях?
Поменялась среда, поменялись привычки… Поменялась одна из демонстрируемых черт характера? Маленькая такая чёрточка… Как говориться, только чай и сахар.

А если в одной компании мат принят, а в другой считается недопустимым? А если в одной компании необходимо всегда быть в костюме, а в другой допускаются заляпанные штаны – это окажет влияние на личность человека? Небрежность в одном месте не потянет ли за собой небрежность в другом?

Вот, оказывается, что тянет. Причём очень сильно. И мы даже не отдаём себе в этом отчёта. А работает это на уровне мозга.

Ещё один пример. Он не совсем корректный, так как имеет отношение скорее к сиюмитным действия, но, тем не менее, – если такая штука уже оказывает зависимость, то, что уж говорить о глобальном окружении.

В Нью-Йоркском университете психолог Джон Барг и его коллеги провели интересный эксперимент. Студентам университета в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет предложили составить фразы длиной в четыре слова из наборов по пять слов (например, «находит», «он», «желтый», «сразу», «дом»). Наборы для одной из групп содержали слова, которые ассоциируются с пожилыми людьми: «забывчивый», «лысый», «седой», «морщины». Закончив задание, молодые люди должны были перейти в другой кабинет для выполнения следующего теста.

Суть эксперимента заключалась в этом коротком переходе. Исследователи незаметно засекали время, которое требовалось для прохождения коридора. Что в результате получилось: молодые люди, составлявшие предложения из слов, связанных с пожилыми людьми, шли по коридору значительно медленнее.

А теперь внимание, ближе к нашей теме, к теме характер и тренировки.
Эта связь работает не только в направлении от увиденного мозгом до воспроизведённого телом, но и в обратную сторону – от воспроизведённого телом к мозговым импульсам.

В немецком университете провели исследование, которое было зеркальным отражением эксперимента группы Барга в Нью-Йорке. Студентов попросили пять минут ходить по комнате со скоростью 30 шагов в минуту, что составляло примерно треть их нормальной скорости. После этого краткого упражнения участники гораздо быстрее опознавали слова, относящиеся к старости, например «забывчивый», «пожилой» и «одинокий».

Подведём небольшие предварительные итоги...
В первом эксперименте набор слов подготавливает мысли о старости, хотя слово «старый» ни разу не встречается. Но даже это уже даёт установку на поведение, связанное с пожилым возрастом. Во втором эксперименте предлагалось двигаться медленнее, чем обычно, то есть установка идёт на тело, но затрагивается, в конечном счёте, непосредственно мозг.

Что интересно, в обоих случаях ни один из студентов на последующем опросе не сказал, что заметил общую тему слов или что тематика движения определила его мозговую деятельность. Все испытуемые настаивали, что прочитанные слова никак не повлияли на их поступки после первого эксперимента, а замедленное движение никак не воздействовало на работу мозга во время второго испытания.

В обоих случаях идею старости люди не осознали, но их действия изменились. Всё произошло неосознанно, само по себе.

Вернёмся к тренировкам, точнее, для начала просто вернёмся к характеру. Характер понимается как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчётливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Получается довольно изящно…
Характер формируется, определяется и создаётся в течение всей жизни человека. То, что на каком-то этапе займёт определяющую позицию, то и окажет решающее влияние.

Это может быть образ мыслей, чувства, побуждения, цели, работа в одиночку или в команде, общественные установки, конкретные жизненные обстоятельства, а также желание быть своим для определённой компании. Это может быть одна единственная прочитанная во время (или не во время) книга, подслушанный разговор, увиденный фильм.

Помните Скруджа и призраков рождества? Изменились внутренние установки, изменился и человек.

А помните Рея Брэдбери и его «451 градус по Фаренгейту»? Его изменили даже не призраки, а всего пара прочитанных книг.

Так как это работает в тренировках?

  • Вы спотыкаетесь о сложное упражнение или сложное количество повторений и штурмуете их вновь и вновь, пока, наконец, не получается это пройти. Что это, если не прокаченные воля и решимость.
  • Вы постоянно находитесь вне зоны комфорта, потому что одно освоенное упражнение автоматически вытаскивает на свет следующее. Вы привыкаете к постоянному вызову, и вы принимаете его и завоевываете его. И вы уже считаете, что вызов – это нормально.
  • Мало поставить цель, надо уметь достичь её. И тренировки заставляют вас постоянно держать в голове не только саму цель, но и то, что для её достижения необходимо обязательно что-то делать. Вы учитесь не просто знать цели, но и достигать их. Вы учитесь делать простые шаги к большой заманухе.
  • Вы вдохновляетесь тем, что у вас получается то, что вы не могли, не умели делать ещё день назад. Вы боялись этого, но сейчас страх сменился любопытством и восторгом. Вы постоянно прокручиваете в мозгу: если я смог это, то, что я могу ещё? И это заставляет вас двигаться ещё дальше. А значит, ваши возможности растут.
  • На начальном этапе вы контролируете каждый миллиметр своего тела – это колоссальная концентрация. Это динамическая медитация. Что в голове, когда на тренировке тяжело? Пусто! Есть только здесь и сейчас. Вы привыкаете работать именно так, и эта пустота приходит в другие аспекты вашей деятельности.
  • На начальном этапе у вас мало что получается. Но это не останавливает вас. Вы учитесь. Вы научаете вашу нервную систему, мозг, рецепторы двигаться и действовать так, как до этого они работали. Вы проделываете эту работу тщательно, так как важность её очевидна. Что это, если не наработка усидчивости, постоянства и самоконтроля.
  • Результаты тренировок иногда приходится ждать месяцами. И вы ждёте. Вы терпеливо проделываете одну и ту же работу – спокойно, прагматично, без надрыва. И мозг научается превращать время в результат. Он учится ждать. Учится понимать, что всё приходит в свой срок.
  • На тренировках далеко не всё идёт идеально. От неудач не застрахован никто. Но вы знаете, что упасть – это ещё не проиграть. Поэтому вы пробуете ещё, ещё и ещё. Вы преодолеваете страх неудачи, учитесь продолжать, когда всё плохо и нет сил.
  • Тренировка занимает определённое время. И его надо найти. Поэтому вы точнее рассчитываете свои возможности и более жёстко расставляете приоритеты. Время ресурс ограниченный, поэтому вы привыкаете его расходовать экономно и продуктивно.
  • Тренировка не терпит суеты и перегруженного мозга. Поэтому все проблемы, кроме упражнения, уходят на задний план, становятся несущественными. Вы учитесь переключаться с режима «бешеной гонки», на режим спокойствия.

Воля, терпение, усидчивость, умение сконцентрироваться, умение отработать на максимум, решимость – что это, если не черты характера. И научившись всему этому в зале, вы уже по другому воспринимаете ситуации вне его стен.

Вы как-то однажды легко сохраняете внутреннее равновесие в «драке». Вам удаётся сделать больше за меньший срок. Вы спокойнее смотрите на авралы, быстрее ориентируетесь в сложных ситуациях. Вы можете взвесить решение, подождать развития вопроса, отследить результат в перспективе.

Произошло создание характера? Новый человек?
Интересно, не так ли?

А теперь я покажу обратку. До этого мы говорили о положительных чертах. Но каждый архетип идеи имеет две стороны медали. И характер на тренировках в том числе.

Представьте, что результат – это всё. Это просто. Это первое место на чемпионате мира. Что может сделать человек ради этого чемпионата? Много тренироваться, выделять главное и… концентрироваться исключительно на себе.

Помните фразу: «Мне некогда тренировать вас, мне надо тренировать себя». Дословно это звучит не так, но тем не менее. Знаете персонажа? Очень известный человек. Звезда Голливуда.

Ну, так вот, обратка…

  • Мне надо всё, остальные подождут. (В зале это обычно проявляется, когда человек занимает сразу несколько тренажёров, и не дай бог, ты попытаешься его как-то оттуда потеснить. У него же подход. Только он один имеет право работать на трёх снарядах одновременно.)
  • Все меня обязаны слушать, ведь только я знаю, как всё правильно делать. Я в этом спорте уже 5 (7,10,20 – выберите нужное) лет.
  • Только я занимаюсь делом, а все остальные ерундой. Поэтому я на тренировке устаю и не могу вернуть гантели на место. Пусть это сделает кто-нибудь другой.

Парень, алё, у тебя уже мания величия?
Крылья не жмут?
Корона не мешает?

Это тройка основных пунктов. Есть ещё парочка, но те совсем гнилые.

У меня у знакомых ребёнок ходит в секцию и там детей приучают в буквальном смысле драться за внимание тренера. И вполне нормальным считается пройтись по головам товарищей, чтобы попасть на очередные соревнования. Это делает сам тренер. Это его позиция: убери со своей дороги соседа, чтобы он не загораживал тебе меня.

Каким будет этот мальчик лет через 5-7, если для него уже сейчас стоящий рядом товарищ – конкурент и враг? Вполне логично, что и дальше он будет претворять в жизнь установки, полученные на тренировке.

Скажете, что это не связано с тренировками? Хмм… Но этот опыт почему-то оказывается связанным с телом. А мозг своё всегда правильно спроецирует. Он не разделит – тренируйся либо ходи по головам. Он сделает – тренируйся, ходя по головам.

Это как в секте – давайте поднимем руки вверх и скажем всем «Привет». Действие + слово = очень сильная штука.


В общем, тренировки работают очень интересно. Они разовьют то, что скрыто и дадут новые ориентиры, если это потребуется.

В завершении дам ещё одну схемку. Это четыре группы характеров, которые особо сильно проявляются именно в зале:

  • отношение человека к другим людям, (уважение, общительность, отзывчивость или грубость, индивидуализм, желание выделиться);
  • отношение человека своему делу (трудолюбие, ответственность, настойчивость или пассивность, склонность искать виноватых, склонность всё сделать лишь бы как);
  • отношение человека к самому себе (чувство собственного достоинства, самокритичность или наглость, тщеславие, эгоцентризм)
  • человека к вещам (аккуратность или неряшливость).

Прокачает это тренировки? Однозначно, да!
Так что, чем бы вы не занимались, это обязательно на вас отразиться. А поэтому добро пожаловать на тренировки, друзья.

Тут, конечно, ещё хорошо бы затронуть тему, как тренироваться, чтобы в тренировках остаться, но это уже совсем другая история. И эта история слишком длинна для одного материала.

Существует множество определений сильного человека. Чаще всего это понятие ассоциируется с такими качествами, как честность, ответственность и самоконтроль. Эти советы помогут вам прокачать сильные стороны своей личности и подтянуть слабые.

1. Развивайте свои положительные качества

Будьте честны

Не позволяйте своим словам расходиться с поступками. Не пытайтесь имитировать эмоции, которых вы не испытываете: зачастую люди замечают фальшь. Например, если вы раздражены тем, что ваша половина много работает, найдите в себе силы сказать: «Прости, что я так злюсь и не поддерживаю тебя. Думаю, это потому, что я просто скучаю по тебе».

Повышайте свою осознанность

Осознанность позволяет изучить себя на более глубоком уровне, понять, как формируются ваши идеи и реакции, а это важный этап в работе над своим характером. Выделите время для ежедневной рефлексии, когда вы сможете задать себе такие вопросы, как «Почему я так отреагировал на эти слова?» и «Что я могу сделать, чтобы избежать подобного конфликта в будущем?».

Медитация также помогает повысить осознанность. Сейчас существует множество книг, и мастер-классов для тех, кто хочет сделать медитацию своей ежедневной практикой, но испытывает дефицит свободного времени. Используйте их!

Развивайте самоконтроль

Начните с повседневных мелочей. Например, поставьте себе цель контролировать спонтанное потребление пищи. Когда вы в следующий раз решите устроить ночной перекус, остановитесь и спросите себя, действительно ли вы голодны. Затем выпейте стакан воды. Осознанно управляйте своими импульсами и вводите в свою жизнь мелкие бытовые привычки, например, начните заправлять постель по утрам. Это поможет вам развить дисциплину, которая пригодится и в других сферах вашей жизни.

Будьте верны своим принципам

Если ваши действия не соответствуют вашим убеждениям, вы всегда будете чувствовать себя некомфортно. Знайте и уважайте свои ценности и нравственные принципы. Принимайте решения на их основе и не поддавайтесь давлению со стороны.

Всегда анализируйте свои решения с точки зрения их соответствия вашим внутренним установкам.

Несите ответственность за свои ошибки и исправляйте их

Ошибаются все, и то, как вы поступаете с последствиями своих неверных решений, отражает ваш характер. Признание своих ошибок - это показатель силы, а не слабости. Не бойтесь извиняться, если того требует ситуация, или компенсировать причинённый ущерб. Сказав «Прости, что присвоил твою идею. Я признаюсь всем, что она твоя», вы проявите силу своего характера и построите отношения с окружающими, основанные на доверии и взаимном уважении.

Будьте терпеливы

Абсолютно нормально испытывать раздражение в некоторых ситуациях. Но терпение и выдержку можно и нужно тренировать. Например, если ваш коллега не так быстро схватывает информацию, как вам хотелось бы, задумайтесь, может, это связано с тем, что вы недостаточно доходчиво объясняете? А может, у него просто нет вашего технического бэкграунда и вам стоит сократить использование специальных терминов? Учитесь и не делайте поспешных выводов.

Попросите о честной оценке

Иногда бывает трудно быть объективным по отношению к себе. Если вы серьёзно намерены работать над своим характером, попросите того, кому вы доверяете, дать вам честную конструктивную оценку. Спросите о своих сильных и слабых сторонах, поблагодарите за отзыв и начните работать над собой.

2. Научитесь эмпатии и благодарности

Поставьте себя на место другого человека

Способность к состраданию лежит в основе силы характера. Постарайтесь представить, что чувствуют другие люди. Может, ваш друг недавно потерял близкого человека, поэтому стал угрюмым и раздражительным? Поставьте себя на его место, и сможете понять мотивы его поступков. И тогда вам станет ясно, что сейчас он нуждается не в критике, а в дружеской поддержке.

Боритесь с предрассудками

У большинства людей есть сложившаяся система предубеждений - сознательных или неосознанных, многие из которых не имеют ничего общего с реальностью. Например, представление о том, что люди без высшего образования не так умны, как выпускники вузов. Посмотрите вокруг, и найдёте реальные примеры, опровергающие это убеждение.

Осознание своей предвзятости - это первый шаг на пути её преодоления.

Научитесь испытывать и выражать благодарность

Благодарность - важный шаг к осознанию себя и окружающего вас мира. Сделайте её частью своей повседневной жизни и увидите, как меняется ваш характер. Каждый день перед сном думайте о трёх вещах, за которые вы благодарны. Можете даже вести , записывая в него свои размышления.

Также не забывайте выражать благодарность людям, которые её заслуживают. Простое «спасибо» или развёрнутый комментарий о том, как вы цените действия другого человека, помогает рассмотреть в вас сильную личность.

3. Проявляйте лидерские качества

Высказывайтесь сами и позволяйте высказываться другим

Борьба с застенчивостью может стоить немалых усилий, но ваш голос должен быть услышан. Старайтесь активно участвовать в рабочих собраниях, говорите чётко и ясно, обосновывайте свою точку зрения, и, рано или поздно, окружающие начнут к вам прислушиваться.

Если же у вас нет проблем с застенчивостью, вы можете не замечать, как часто перебиваете окружающих и не даёте им высказаться. Проявление сдержанности также свидетельствует о силе характера. Позвольте другим быть услышанными и почаще организуйте дискуссии.

Будьте открыты для нового

Каждый раз, когда вы узнаёте что-то новое, вы формируете свой характер. Не упускайте возможность применять этот принцип и в личной жизни, и в работе. Вы можете сказать начальнику: «Мне бы хотелось узнать больше о бухгалтерской части нашего проекта. Могу я поприсутствовать сегодня на совещании по этому вопросу?»

Не стесняйтесь просить о помощи

Некоторые люди считают, что просьба о - признак слабости. На самом деле это показатель силы вашего характера, вашей способности осознавать и формулировать свои потребности. Ваши запросы должны быть конкретными и понятными. Вместо того чтобы говорить: «Ты совсем ничего не делаешь по дому!», попробуйте сказать: «Было бы здорово, если бы ты занялся сегодня стиркой и выгулял собаку».

Замечайте сильные стороны других

Хорошие руководители знают, что поддерживать успехи окружающих эффективнее, чем занижать их. Помогайте людям рассмотреть в себе сильные стороны и делайте на них ставку в командной игре. Вы можете сказать: «У тебя действительно отлично получается делать презентации. Хочешь выступить от имени отдела?»

Сосредоточьтесь на успехе команды, а не только на своём. Подходите к совместной работе с позиции «мы», а не «я».

Научитесь противостоять трудностям

Вместо того чтобы игнорировать проблему, найдите способ решить её. Оценивайте ситуацию объективно и избегайте импульсивных реакций. Например, вы руководите отделом и один из ваших ценных сотрудников увольняется без предупреждения. Не злитесь. Лучше подумайте, как выйти из ситуации. Вероятно, вам придётся перераспределить задачи между сотрудниками. Соберите команду, объясните ситуацию и предложите вместе обдумать варианты.

Воспитание характера

В психологии обычно под характером понимается совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Воспитание же это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (определение из закона «Об образовании».

Поэтому для темы воспитания характера (который является стержневым элементом личности) можно выделить несколько ключевых понятий:

– развитие личности,

– условия (база) для самоопределения,

– социализация,

– морально-нравственная сфера.

Формирование и воспитание характера не может идти вопреки интересам личности, тормозить ее развитие. Поэтому здесь важно идти последовательно, постепенно приучая себя (если речь идет о самовоспитании) или воспитанника (если речь идет о другом) к тому, что новые черты характера это новые возможности, новые горизонты.

До определенной степени здесь допустима аналогия: характер это своего рода личностный стандарт человека (или стандарт личности). Покупая в магазине йогурт, мы в баночке обнаруживаем именно йогурт, а не, скажем, майонез. Покупая напольные весы, мы можем быть уверены, что они будут достаточно точно измерять наш вес. Это все – приятное достижение цивилизации. Так же и с личностью – нам приятно осознавать, что мы можем быть уверены в окружающих, потому что у них есть характер, причины их поступков всегда одни и те же. Бесхарактерный человек это, в первую очередь, непостоянный человек. На него не могут положиться окружающие, он сам на себя не может положиться (сегодня в нем «йогурт», а завтра «майонез»).

Поэтому для воспитания так важно идти последовательно – чтобы развивать характер и вместе с тем достаточно быстро получать обратную связь от этого новшества. На эмоциональном уровне это будет проявляться в чувстве уважения со стороны окружающих и самоуважения. Воспитатель должен проявлять уважение к этим новшествам, проявлять уверенность в том, что они будут повторяться вновь и вновь, встраивать эти новшества в повседневную жизнь.

Воспитание не должно состоять лишь из навязывания некоторых морально-нравственных ценностей: «Надо быть добрым, надо помогать другим, нельзя врать...» Важно, безусловно, передать подрастающему поколению культурно-духовную базу, но не в этом самоцель воспитания. Не будет гармонично развитой личностью тот человек, который слепо выполняет все те «предписания», которые ему наговорили многочисленные воспитатели. Про такого можно сказать, что он безвольная и запуганная личность.

У воспитанника всегда должно быть ощущение внутренней свободы (воля). Его характер тогда будет устойчивым и продуктивным, когда он понимает, что мог бы действовать иначе (например, врать), но не хочет, потому что сам так решил. То есть при воспитании характера надо достаточно рано подключать разум воспитанника. Без ощущения внутренней свободы невозможно самоопределение.

Воспитание характера невозможно без более-менее успешной, продуктивной социализации. Именно включение в богатые социальные связи позволяет почувствовать воспитаннику то, как важно иметь характер – сохранять в своем поведении лучшие свои качества.

При воспитании многие воспитатели слишком напирают на принцип «Поступай с другими так, как хочешь чтобы они поступали с тобой». Проявления этого принципа, например, такие: «Будь со мною честен, и я тогда буду с тобой честен», «Будь добр с людьми, и они тогда будут добры с тобой». Идея вроде бы понятная и справедливая, но для воспитания характера ее недостаточно. Когда ребенка начнут обижать другие дети в детском саду или школе (повинуясь во многом, кстати говоря, инстинктивным порывам), этот ребенок очень быстро сделает очевидные выводы: «Я как с ними? А они как со мной?» или «Они надо мной насмехаются, значит будут не против, если и я над ними тоже посмеюсь».

Ощущение наличия характера должно несколько, немного поднимать уровень самооценки. Так, ученик в классе, который осознал ценность наличия у себя характера, может и будет ощущать себя немного выше других своих одноклассников. Это, разумеется, здоровое чувство – если до определенных пределов. Учителю следует поддерживать таки детей с характером – кто надежен, на кого можно положиться. Именно их лучше назначать старостами или просто ответственными за то или иное направление.