Игры с палочками кюизенера. Занятие по математике в подготовительной группе «Цветик-многоцветик» с использованием палочек Кюизенера

Татьяна Лукьяненко
Развивающие игры с палочками Кюизенера

Одной из универсальных технологий является технология Х. Кюизенера , бельгийского математика, палочки Кюизенера . Это пособие также называют цветными числами.

Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в предматематической подготовке, но находят своё применения и в другом – эксперементировании (в качестве объекта эксперементирования или средства измерения, в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек, в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя)

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. В наборе содержится 241 палочка 10 различных цветов и длин от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число , выраженное цветом и величиной, т. е. длиной в см. Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случаен, а связан с величиной.

В “семейство красных” входят числа, кратные двум;

“семейство синих” – числа, кратные трём;

“семейство жёлтых” – числа, кратные пяти;

кубик белого цвета – семейство белых (единица) ;

палочка чёрного цвета – семейство чёрных (семь) .

С математической точки зрения палочки Кюизенера это множество , на котором легко обнаруживаются отношения и порядка. Цвет и величина,моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий.

Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа.

Первый этап. Реализуется в младшем и среднем возрасте (3 – 5 лет)

Палочки вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками или палочками , создавая различные конфигурации, решают головоломки, выкладывают узоры по образцу и представлению. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками , дети открывают некоторые отношения : одинаковость длины палочек одного цвета , одинаковость сечения всех палочек .

Игры с палочками на первом этапе .

Младший возраст :

1 Выложи палочки на столе , перемешай их. Покажи красную, синюю и т. д.

2 Возьми в правую руку столько палочек , сколько можешь удержать, назови цвет каждой палочки .

3Выбери палочки одного цвета и построй заборчик для утёнка.

4 Возьми синюю и красную палочку , сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд для петушка из других палочек .

Средний возраст :

1 Возьми одну палочку в правую руку , а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) . Подровняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка ? Короткая?

2 Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины . Открой глаза. Какого они цвета?

3 Выбери 2 палочки одного цвета . Какие они по длине?

4 Построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так , чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу . Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши? Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно , из 2 жёлтых палочек – дверь . Какой формы окно, дверь?

Второй этап. Реализуется в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет)

Каждая палочка обозначается числом . Количественные отношения не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается показом, а даёт ребёнку возможность выбирать действие самому. Ребёнок быстро учится кодировать игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира.

С помощью “чисел в цвете” детей также легко подвести к осознанию соотношений “больше - меньше”, “больше – меньше на…”, научить детей делить целое на части, познакомить с составом числа из двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения и вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как “левее”, “правее”, “между”, “длиннее”, “короче”,”между”, “каждый”, и др.

Игры с палочками на втором этапе .

Старший возраст

Ознакомление с “цветными числами”

Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек . Каждая палочка обозначает число .

Найдите в наборе самую короткую палочку . Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка ? Почему?

У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2) Как получить число 2 (к 1 прибавить 1)

Как получить палочку 2 ? палочке 1 положите палочку 1 )

Найдите в наборе такую палочку , которая по длине будет как 2 палочки 1 . Какого цвета эта палочка ? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка ? Почему?

Состав числа из двух меньших.

Состав числа 7.

Найдите в наборе палочку 7 . Какого она цвета?

Найдите в наборе 2 таких палочки , чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7 . Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты)

Составление числового домика.

Подведение итога – из каких чисел состоит число 7?

(7 состоит из 3и 4, если вычесть 4, то останется ….

7 состоит из 5 и 2, если вычесть 5, то останется ….)

Решение примеров на основе состава числа.

1 Д/и “Угадай палочку”

Ведущий задумывает любую палочку из набора , играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке , кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её числовое значение.

2 Д/и “Поезд”

Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки . Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку?

3 Найди палочку жёлтого цвета . Какое это число? (5) Найди в наборе две такие палочки , которые вместе по длине будут такие же, как 5. Из каких чисел состоит число 5? Убери 4, что осталось? Сколько будет, если из5 вычесть 4? Составь пример.

4 Измерь длину карандаша розовой палочкой , этот же карандаш измерь жёлтой палочкой . Почему ответы получились разные?

Для всех возрастных норм можно использовать конструирование из палочек по образцу и представлению.

Публикации по теме:

Очень интересны и занимательны для детей дидактические игры со счетными цветными палочками. Т Дети упражняются в составлении геометрических.

Цель: развивает познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения. Развитие мыслительных умений; сравнивать, анализировать,.

Конспект занятия по математике с цветными счетными палочками Кюизенера в подготовительной группе Задачи НОД: 1. Учить соотносить цвет и число, и число и цвет. 2. Развитие речи, памяти, внимания. 3. Учить умению сравнивать, различать.

Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.

Дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. В игре дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Набор состоит из 241 палочки.

Состав комплекта палочек Кюизенера

Цвет палочки

Длинна, см

Количество (шт.)

коричневый

вишневый

светло-зеленый

темно-зеленый

оранжевый

Палочки сделаны из дерева и является прямоугольным параллелепипедом с поперечным сечением в 1 кв. см. Палочки имеют длину от 1 до 10 см.

В домашних условиях и в детском саду также используют плоский вариант этого пособия, вырезая палочки из плотного картона. Каждая палочка — это число, отображаемое цветом и величиной, т.е. длиной в сантиметрах. Близкие по цвету, палочки объединяются в «семейство».

К «семейству красных» входят числа, делящиеся на 2, к «семейству зеленых» — кратные 3, к «семейству желтых» — кратные 5.

Существует много различных модификаций набора палочек. Они могут отличаться по цветовой гамме. Но всегда палочки одной длины окрашены в один цвет.

В работе с дошкольниками используют упрощенный вариант набора цветных палочек, состоящий из 144 палочек. В нем 36 белых палочек и по 12 палочек каждого цвета.

Также используется венгерский вариант палочек, состоящий из 119 палочек двенадцати цветов.

Состав венгерского комплекта «Палочки Кюизенера»

Цвет палочки

Длинна, см

Количество в комплекте

Условное обозначение на рисунках

фиолетовая

бордовая

оранжевая

коричневая

Палочки Кюизенера имеют как объемный, так и плоский варианты.

Плоский легко изготовить из разноцветного двустороннего или одностороннего картона разной длины: 2х2 см, 2х4 см, 2х6 см, 2х8 см, 2х10 см, 2х12 см, 2х14 см, 2х16 см, 2х18 см, 2х20 см. Эти цветные палочки очень удобны в работе, поскольку имеют большой размер. Заметим, что на комплекте для выполнения задач отсутствуют обозначения палочек цифрами. Для работы дети соотносят палочки, отбирая необходимые по размеру.

С математического взгляда, палочки — это множество, в которой присутствуют отношения соответствия (одинаковые числа обозначают одинаковые по цвету и длине палочки) и порядка чисел: 1, 2, 3, 4, …

Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания — сенсорные эталоны, эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте.

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую ​​же длину, как длина оранжевой палочки подобное.

Исследовательница Л. Комарова отмечает, что постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. Ниже представлено несколько задач из книги Л.Комаровой «Как работать с » с указанием основной цели.

Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.

Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?

Задание на закрепление эталона цвета.

Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.

Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).

Заполнение фигур-силуэтов.


Задача на развитие количественных представлений.

«Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.

Игровое задание «Как говорят числа». Определит, какая палочка показывает большее, а какая меньшее число?

Склады числа из единиц.

Склады числа из двух меньших чисел.

Узнай номера домиков.

Найди пропущенную ступеньку.

Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.

Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.

Логические задачи с палочками.

Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.

Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?Автор составитель: Сазонова А.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Поиграйте с палочками Кюизенера»

Щипицина Марина Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Савинский детский сад", д.Савино, Пермского края, Карагайского района.
Описание материала: данная публикация предназначена для родителей, психологов и воспитателей, работающих с детьми средней, старшей групп. Материал поможет разнообразить формы и методы развития математических способностей детей.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьенеша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам и родителям разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

С помощью палочек Кюизенера вы решите множество задач:
- Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- разовьете элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.
- поможете освоить ключевые средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
- поможете освоить пространственно-количественные характеристики.
- научите детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- сформируете навык самоконтроля и самооценки.
Упражнение «Подбираем ленточки к фартучкам» .
Дайте ребенку фартучки всей цветовой гаммы палочек Кюизенера и предложите выбрать соответствующие палочки – «ленточки» к фартучкам и назвать их цвет: «это ленточка красная, и эта такая же»; «эта желтая и эта желтая» и т.д.



«Мы по лесенке шагаем»
Предложите выложить числовую лесенку, найти палочку «1» - какого цвета, предлагается выложить перед собой, «2» - какого цвета, положить ее под белую палочку (или рядом сбелой), так чтобы получилась ступенька и т.д.


«Заборы низкие и высокие»
Построение заборов для разных домиков из палочек, укладывая их вертикально рядом друг с другом. Сравнение заборов по высоте.
«Лесенка высокая и лесенка низкая»
Вместе с ребенком постройте лесенки к домикам разной высоты.



«Лесенка широкая и лесенка узкая»
Постройте лесенки для двух разных людей – один толстый, а другой худой.



«Мосты через реку», «Плоты на реке»
Каждый ребёнок намечает, в каком именно месте реки он будет строить мост, и подбирает для него палочки соответствующей длины, чтобы их длина перекрывала ширину реки.
Предложите построить плоты, на которых можно проплыть под мостом.



Помогите прийти к выводу, о том, что проемы у моста разные («узкий», «пошире», «широкий»).
«Цвет и число», «Число и цвет»
Предложите ребенку построить необычный поезд из цветных палочек, посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом в вагончике, дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.



Постройте сами вагончик из 4 белых палочек и предложите отгадать, палочкой какого цвета можно заменить этот вагончик. Затем дети определяют, какое число соответствует той или иной палочке. После этого дети строят вагончики из белых палочек (одноместный, двухместный, трехместный).
«Путешествие на поезде»
Предложите составить из палочек - вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предложите ответить, каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого цвета вагон левее желтого?



Или просто, дайте ребенку возможность пофантазировать, и самому придумать что-нибудь для постройки.


Успехов вам и творческих сил!



  • В семейство «красных» входят числа 2, 4, 8, т.е. кратные двум.
  • В семейство «синих» входят числа 3, 6, 9,т.е. кратные трем;
  • В семейство «желтых» входят числа 5,10, т.е. кратные пяти;
  • Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком.
  • Кубик белого цвета - целое число, укладывается по длине любой палочки.


  • Знакомство с: понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  • понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  • последовательностью чисел натурального ряда.
  • со свойствами геометрических фигур.
  • Освоение прямого и обратного счета.
  • Усвоение отношений между числами (больше - меньше, больше -меньше на...), пользоваться знаками сравнения.
  • Обучение делению целого на части и измерению объектов.


Задачи, решаемые с помощью цветных чисел

Развивать:

  • творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию
  • пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.).
  • логическое мышление, внимание, память.
  • Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.




2 этап работы с палочками Кюизенера: математический

Дети учатся «чувствовать» числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, которые для малышей пока очень расплывчаты, а через практику.

Палочки Кюизенера помогут освоить дробные числа.

Наприме р, возьмите палочку коричневого цвета, обозначающую число 4. Сколько красных палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет красная палочка от коричневой? Это 2/4 .



Прямой и обратный счет.

Задание 1: При помощи палочек закрепите прямой и обратный счет.



Вопрос: В каких областях можно использовать палочки Кюизенера?



В области «Музыка»

1. Для изучения длительности нот и в ритмическом рисунке.

Задание:



Область «Коммуникация»

1. Для подсчёта звуков, цветового обозначения гласных и согласных звуков.

Задание: Предложите другие задания работы с палочками в данной области



В области «Познание»

1. Проектная деятельность, классификация предметов, работа со схемами.

Задание: Предложите другие задания работы с палочками в данной области



Примеры использования

лесенка

тарелка



заяц

жираф



медведь

страус



самовар

грузовик



домик с крылечком

верблюд



цветок

Елена Прекрасная

Палочки Кюизенера – чрезвычайно многофункциональный дидактический материал. Многовариативности их применения и фантазии наших педагогов подивился бы и сам Джордж Кюизенер. Чудесные палочки можно использовать не только для формирования элементарных математических представлений. Они могут свободно стать необычной мозаикой или увлекательным конструктором.

Великое множество вариантов успешного применения палочек Кюизенера описано коллегами в материалах данного тематического раздела. Развивайте математические представления, логическое мышление и творческую фантазию детей с помощью старого, проверенного дидактического пособия.

Расширяйте возможности «волшебных палочек» Кюизенера вместе с МААМ!

Содержится в разделах:
  • Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Показаны публикации 1-10 из 248 .
Все разделы | Палочки Кюизенера. Игры и занятия

Палочки Кюизенера в помощь воспитателю и родителям Палочки Кюизенера : учимся играя Со знаменитым высказыванием Василия Сухомлинского о том, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, в наше время не спорит никто. Способность детей включать в исследование окружающего мира все органы чувств активно использовались при...

Конспект занятия по ФЭМП «Задания от тетушки Совы» для воспитанников старшей группы Цель : развитие элементарных математических представлений посредством счетных палочек Кюизенера . Задачи : Образовательные : Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10 ; упражнять в прямом и обратном счёте; закрепить знания цифр, числового ряда;...

Палочки Кюизенера. Игры и занятия - Семинар-практикум для педагогов «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей дошкольников»

Публикация «Семинар-практикум для педагогов «Использование палочек Кюизенера в...» Цель семинара-практикума: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Задачи семинара-практикума: повышать интерес педагогов ДОУ к использованию палочек Кюизенера в процессе развития...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Спасем принцессу» с использованием палочек Кюизенера Тема образовательной деятельности «Спасем принцессу» Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП) Цель: формировать умение работать с палочками Кюизенера в ходе знакомства с числовым рядом. Задачи: Продолжать знакомство детей с числовым значении палочек Кюизенера;...



рограммное содержание: Упражнять детей в закреплении состава числа 9 на основе измерения и цвета, упражнять в уменьшении и увеличении чисел в пределах 10 на единицу; учить детей отбирать палочки нужного цвета и цифрового значения, соответствующие размеру картины, распределять...



Конспект открытого занятия по кружку "Маленькие логики" с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Средняя группа. "Путешествие по волшебному лесу" Цель: развитие логического мышления дошкольников на основе использования специально созданных игровых...

Палочки Кюизенера. Игры и занятия - Математическая сказка о блоках Дьенеша и палочках Кюизенера



атематическая сказка В некотором царстве, в некотором государстве Математики правила царица Мудрость. В её царстве всегда было тихо, никто никогда не ссорился. Однажды днём царица Мудрость услышала сильные крики. Царица приказала стражникам узнать, кто нарушил тишину. Через...

Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера «Путешествие в сказочный лес» Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказочный лес» в подготовительной группе Обучающие задачи:  Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать...