Иосиф 2 биография. Иосиф II — Рациональный монарх. Самостоятельное правление. Просвещённый абсолютизм Иосифа

Император «Священной Римской империи» с 1765 г. Проводил политику просвещенного абсолютизма.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 204.

Иосиф II, из рода Габсбургов. Немецкий король в 1764-1790 гг. Император «Священной Римской империи» в 1765-1790 гг. Король Венгрии и Чехии в 1780- 1790 гг. Сын императора Франца I и королевы Марии Терезии.

1) с 6 окт. 1760 г. Мария Изабелла, дочь герцога Пармского Филиппа (род. 1741 г. + 1763 г.);

В раннем детстве Иосиф был испорчен плохим воспитанием. Передавая сына под надзор маршалу Батиани, Мария Терезия призналась: «Моего сына слишком баловали со дня его рождения, слишком уступали его требованиям и капризам. Он привык, чтобы все беспрекословно повиновались ему. Всякое противоречие раздражает его. Поэтому он неприятен и тяжек для других». Особенно беспокоило мать то, что ребенок всегда отказывался признавать свои ошибки и старался скрывать их всевозможными уловками. Природные способности Иосифа были не блестящи. Ум его развился довольно поздно. Учился он туго, но память у него была твердая. Пишут, что с детства он был упрям и ленив сверх всякой меры, не выказывал ни малейшей охоты к учению и лишь с трудом удавалось сообщить ему самые элементарные сведения. В юности он очень увлекся чтением и, как можно предположить, несколько пополнил пробелы своего образования. Однако оно так навсегда и осталось односторонним. Иосиф никогда не любил науки и литературу в их обыкновенном значении. Единственное знание, которое он признавал, было знание фактов. Поэтому он ценил в науке только практическую сторону, а искусства не признавал вовсе. Он прочел очень много политических и политико-экономических сочинений и почерпнул многие свои идеи из Энциклопедии и сочинений «физиократов». Вместе с тем громадное влияние на Иосифа имели его путешествия. Это было его любимое времяпрепровождение. За тридцать лет он исколесил всю Европу, забираясь в такие места, где не бывал до него ни один из Габсбургов. Он, несомненно, являлся одним из самых непоседливых государей своего времени. По характеру он был застенчив и не питал ни малейшего влечения к придворным развлечениям, не любил ни танцев, ни охоты. Женская красота почти не производила на него впечатления. «Он смотрит на женщин как на статуи», - писала о нем одна дама. Английский посол Роберт Кэйт замечал в императоре «некоторую долю жестокости и непреклонности», а также то, что «он недостаточно обращает внимание на людские предрассудки и слабости». При дворе все боялись его гнева, его резких выговоров и желчных выходок. Отличительными чертами Иосифа были сосредоточенность и упорство; он принадлежал к числу людей, неохотно подчинявшихся постороннему влиянию и всегда следующих собственным убеждениям. На его характер, к примеру, не оказала мрачного влияния та атмосфера ханжества, которая царила при австрийском дворе в последние годы правления Марии Терезии. Напротив, она выработала в нем решительную и безусловную ненависть к фанатизму. Он не любил священнослужителей и питал природное отвращение к богословским казуистическим спорам, к церковным церемониям, легендам, суевериям и всем аксессуарам религии вообще. При всем этом он был искренне верующим человеком и не любил Вольтера.

В 1765 г., по смерти отца, Иосиф принял императорскую корону, и тогда же мать сделала его соправителем в Австрии. Однако они так и не смогли ужиться вместе, поскольку были одинаково властолюбивы и не сходились между собой в своих взглядах. Резкая перемена во всем обнаружилась сразу после смерти Марии Терезии. Иосиф всегда пренебрегал этикетом и сразу сократил до крайних размеров расходы на содержание своего двора. Вместе с тем он принес с собой на престол непомерное желание устроить как можно лучше жизнь своих подданных и возвысить могущество своего государства. У него было множество разнообразных замыслов, которые он торопился осуществить. Он спешил все сдвинуть с места и всему дать новый вид. Никогда еще в Австрии не правил государь с такой жаждой преобразований, готовый работать с утра до вечера без отдыха и с лихорадочным возбуждением. Он писал своему брату Леопольду: «Любовь к отечеству, благо монархии, вот единственная страсть, которая меня одушевляет и под влиянием которой я готов предпринять, что угодно». Как реформатор Иосиф был теоретиком в полном смысле слова. Господствовавшая тогда философская школа не имела никакого уважения к прошлому историческому развитию, все отжившее представлялось для нее грубым предрассудком, и она требовала коренного преобразования государственных учреждений на основании отвлеченных принципов. Иосиф не обращал внимания на то, что исторически сложилось, а считал необходимым сообразовываться только с указаниями разума и «естественным правом». «Возлагая на себя наиболее славную из европейских корон, - писал император, - я намерен поставить философию законодательницей моего государства; на основании ее принципов Австрия должна получить совершенно новый вид Внутреннее управление подвластных мне областей требует радикальной перемены; привилегии, фанатизм и умственный гнет должны исчезнуть, каждый из моих подданных будет пользоваться прирожденными ему естественными правами».

В чем заключалась программа? «Монархия, - писал Иосиф, - должна состоять из совершенно сходных по своим учреждениям провинций, представлять собой единое целое, к которому следует применить одинаковую систему управления. Как скоро это будет достигнуто, прекратится всякое отчуждение, всякое соперничество между различными областями и народностями. Различия по происхождению и вероисповеданию должны исчезнуть, и тогда все граждане будут считаться братьями, стараясь посильно помогать друг другу». Уже на другой день после своего воцарения Иосиф издал закон о свободе вероисповедания. Несмотря на свою умеренность, этот декрет произвел чрезвычайно сильное впечатление не только в Австрии, но и во всей Европе. Затем последовал целый ряд других законов, имевших целью ослабить влияние Рима и сделать австрийскую церковь более самостоятельной. Встревоженный папа Пий VI отправился в 1781 г. в Вену, чтобы лично встретиться с Иосифом, но поездка эта не имела никакого результата - император не согласился пойти ни на какие уступки и объявил о своем твердом намерении отнять у духовенства значительную долю тех прав, которые с незапамятных времен оно присвоило себе в Австрии. «Я намерен, - писал он в одном из писем, - освободить народ от суеверий и от влияния саддукеев, необходимо изъять из церковной области все, что не имеет к ней никакого отношения и следствием чего было порабощение человеческого разума». С особым нерасположением он относился к монашеским орденам, которые немедленно подчинил власти епископов. Затем началось упразднение монастырей: в первые шесть лет царствования Иосифа их было закрыто не менее 740. Это, по-видимому, нужное преобразование сопровождалось совершенно неоправданной горячностью и неразберихой. Монастыри были ограблены с беспощадным насилием, их имущества растрачены, их драгоценные библиотеки уничтожены или расхищены. В венском картезианском монастыре бальзамированное тело Альфреда Мудрого было выкинуто из своего свинцового гроба ради металла и в течение нескольких месяцев лежало на всеобщем обозрении.

Одновременно шли преобразования в других областях государственного устройства. В 1782 г. был издан закон, отменявший крепостное право в славянских владениях Австрии. Это была одна из самых благих и сравнительно удачных мер Иосифа. Однако земля осталась собственностью помещиков. Гораздо менее успеха имела административная реформа. Держава Габсбургов представляла собой империю, состоявшую из самых разнородных элементов. Если в собственно Австрии австрийский монарх был неограниченным прирожденным государем среди преданного населения, то в Тироле он был властителем, на которого свысока смотрело независимое крестьянство, в Бельгии - политическим главой средневековых республик, в Чехии и Моравии - чужеземным властелином, управляющим равнодушным и несчастным населением, в Венгрии - феодальным сюзереном республики дворян, ревниво отстаивавших свои привилегии, наконец, в Галиции и Ломбардии - завоевателем, управлявшим, безусловно, по праву меча. Править таким государством так, чтобы все оставались довольны, было делом нелегким и даже едва ли возможным Иосиф поставил себе задачу слить в одно целое все свои владения, уничтожить все местные политические права, стереть границы между различными нациями и заменить их простым административным разделением всей империи, сделать немецкий язык господствующим, дать однообразный свод законов и уравнять перед законом массу крепостных крестьян с бывшими господами. Уже в 1782 г. были упразднены правительства 12 земель и вместо них созданы шесть губерний. Выборные управы при этом везде были заменены правительственными чиновниками. Затем то же самое стало проводиться в других частях Габсбургской державы. В 1787 г. весь исторический строй Бельгии был вдруг радикально изменен, и правительство разом отменило все старинные учреждения страны. Было образовано министерство юстиции, а дворянство, духовенство, города лишились права иметь особые суды. В административном отношении Бельгия была разделена на округа. Штаты утратили всякое значение, в том числе и право утверждать налоги. Однако бельгийцы были не теми людьми, которые готовы уступить без борьбы свои старинные вольности. Повсюду явились зловещие признаки неповиновения. Брабантские Штаты заявили резкий протест против всех распоряжений Иосифа. Все сословия были готовы взяться за оружие. Сестра императора Мария Христина, которая вместе со своим мужем управляла Бельгией, писала императору: «Любезный брат, умоляю вас на коленях, не настаивайте на принятых вами мерах, иначе эти провинции, все без исключения, предадутся такому отчаянию, что сочтут себя вправе порвать узы, связующие их с династией». В ответ Иосиф назначил генерал-губернатором Бельгии графа Муррея. Но даже этот храбрый солдат, ознакомившись на месте с положением дел, счел нужным пойти на важные уступки. Император сместил его и назначил графа Траутмансдорфа, объявив при этом: «Бельгийцы должны образумиться и покориться, иначе употреблена будет сила и зло вырвано с корнем, каковы бы ни были последствия». Новый губернатор в самом деле вскоре должен был применять силу, так что в Брюсселе и Антверпене дело дошло до кровопролития. В октябре 1789 г. началось восстание в Брабанте, перекинувшееся затем в Брюссель, Намюр и Гент. 27 октября австрийская армия потерпела поражение, а к концу года почти вся Бельгия была освобождена от австрийских войск. В январе 1790 г. на собравшемся в Брюсселе Национальном конгрессе было провозглашено образование нового государства - Соединенных штатов Бельгии.

Сходным образом пошли дела в Венгрии. При вступлении на престол император не захотел короноваться венгерской короной В его глазах Венгрия ничем не отличалась от всякой другой провинции, и ее старинная конституция служила только помехой для задуманных преобразований. Всюду была водворена система строгой централизации. Государственным языком объявлялся немецкий. Всех, кто не владел им, предписывалось увольнять с государственной службы. Иосифа умоляли, чтобы он, по крайней мере, дал отсрочку тем лицам, которые желают выучиться немецкому, но и эта просьба не была уважена В 1784 г. в Венгрии было отменено крепостное право. Все комитатское управление было преобразовано и передано в руки чиновников. Эти нововведения вы звали повсеместное возмущение. Дворянство уже готово было свергнуть «некоронованного» Иосифа и передать престол кому-нибудь из имперских князей. Но, наученный бельгийским опытом, Иосиф в январе 1790 г. уступил венграм и аннулировал реформы, провозглашенные в 1780 г.

Все внешнеполитические начинания Иосифа были также безуспешны. Война за Баварское наследство в 1778-1779 гг. завершилась унизительным отступлением, а Турецкая война 1788-1791 гг. представляла собой непрерывный ряд неудач и поражений. Даже личное присутствие императора на фронте не изменило положения. Он отправился на войну уже тяжело больным Кампания 1788 г., проведенная в жаркой и болотистой местности, окончательно доконала его, и он возвратился из похода, жестоко истощенный болезнью. «Бог знает, что приходится выносить мне, - писал он брату Леопольду в конце 1789 г., - одышка в соединении с сильнейшим кашлем не дает мне покоя, так что не могу я ни лежать, ни ходить, и целые ночи провожу, сидя без сна, погруженный в тяжкое раздумье о судьбе государства». Он чувствовал, что дни его сочтены, но более, нежели смерть, угнетали его беды, постигшие отечество. Он знал, что его повсеместно обвиняют в возмущении и развале страны, но не желал принимать на себя ответственность «Я знаю свое сердце, - писал он незадолго до своей кончины, - я убежден в глубине души в чистоте моих намерений, и я надеюсь, что, когда меня не станет, потомство рассмотрит и рассудит внимательнее, справедливее и беспристрастнее, чем современники, то, что я делал для моего народа». После смерти императора большинство его нововведений было отменено. Современники довольно сурово оценили его деятельность. Но с течением времени, особенно после Французской революции и начала Наполеоновских войн, когда ясно обозначился глубокий кризис государственной системы Австрии, о нем стали судить снисходительнее. Несомненно, он многое предвидел, в начинаниях его было много верного и полезного, но у него не было ни государственной прозорливости, ни такта, ни способностей истинного реформатора, поэтому неудача, постигшая его, была закономерна и естественна.

Использованы материалы книги: Все монархи мира. Западная Европа. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

ИО́СИФ II (Joseph II ; 1741, Вена, - 1790, там же), с 1765 г. император Священной Римской империи. Сын и соправитель (до 1780 г.) Марии Терезии в Австрии и других наследственных владениях Габсбургов. На взгляды Иосифа II сильно повлиял теоретик меркантилизма Йозеф фон Зонненфельс (1732–1817), крещенный в раннем детстве. Следуя принципам так называемого просвещенного абсолютизма и отвлеченно толкуемой «пользы государства», Иосиф II подчинял решение еврейского вопроса общей политике поощрения торговли и промышленности, насаждения светского образования и религиозной терпимости, а также целям ослабления могущества католической церкви. Проведенные им в 1781 г. «еврейские реформы» отменяли особый поголовный налог (подобный налогу на рогатый скот), обязательное ношение евреями бороды и отличительного знака и другие унизительные антиеврейские законы, но запрещали пользоваться ивритом и языком идиш при составлении деловых и даже семейных документов с тем, чтобы власти могли контролировать действия евреев. В начале 1782 г. Иосиф II обнародовал «Указ о терпимости» (так называемый «Толеранцпатент», составленный Й. фон Зонненфельсом) для евреев Вены, за которым вплоть до середины 1789 г. следовали подобные указы для отдельных земель империи. Провозгласив в принципе равенство всех жителей империи перед законом, Иосиф II разрешил евреям заниматься ремеслами, земледелием, свободными профессиями, владеть мануфактурами и нанимать рабочих-христиан, предоставил свободу передвижения и право жить в имперских городах (кроме горнозаводских), открыл доступ в высшие учебные заведения. Так как ходячее мнение приписывало евреям обман и спаивание крестьян, забота о которых провозглашалась одной из главнейших обязанностей правительства, указ запрещал евреям арендовать землю, брать откупа, заниматься шинкарством и коробейничеством. Указами вводились для евреев воинская повинность, преподавание в еврейских школах на немецком языке, присвоение имен и фамилий немецкого типа, рассмотрение имущественных и семейных тяжб государственным судом. Не окончившим начальную школу запрещалось жениться до 25-летнего возраста. Были увеличены брачный и подушный налоги. Раввинов лишили права судить и отлучать от общины. Отменялось кагальное самоуправление, а за выборными старостами общин были оставлены только дела синагоги и благотворительности.

Указы Иосифа II, встреченные с энтузиазмом зажиточными и просвещенными кругами еврейства, воспринимались большинством еврейского населения империи, приверженным традиционному образу жизни, как еще более жестокие преследования, чем ограничительные законы Марии Терезии. Они открывали путь не к эмансипации евреев, а скорее к ассимиляции . Способствуя формированию еврейской интеллигенции и появлению богатых евреев-предпринимателей, указы в то же время разрушали традиционные основы еврейской жизни и вели к разложению общины. Укрепив общественный статус малочисленных в то время евреев Австрии, они практически ухудшили правовое и экономическое положение многотысячной общины Галиции . Различно сказались эти указы на судьбах евреев Венгрии , нынешней Чехословакии (Богемия и Моравия) и других земель империи. Во многих случаях указы были отменены или извращены вскоре после смерти Иосифа II.

ИОСИФ II (Joseph II) (1741–1790), император Священной Римской империи и правитель Габсбургских (Австрийских) земель. Родился 13 марта 1741, старший сын Марии Терезии и будущего императора Священной Римской империи Франца I (правил в 1745–1765). Юность Иосифа пришлась на критический период истории Австрии, отмеченный войной за Австрийское наследство и Семилетней войной. В ходе этих потрясений монархия Габсбургов была на волосок от гибели и спаслась ценой потери богатейшей из своих провинций – Силезии. Этот опыт оказал влияние на все последующие взгляды Иосифа, внушив ему страстное стремление к реформам как средству укрепления его владений, любовь к армии и желание оставить след в истории военными победами.

В 1765 умер Франц I, и мать Иосифа активно вовлекла его в дела управления, предоставив ему статус соправителя. Как реформатор Мария Терезия всегда действовала с оглядкой на консерватизм человеческой природы и силу предрассудков. Импульсивному Иосифу ее стиль правления казался чересчур осторожным. После смерти Марии Терезии 29 ноября 1780 39-летний Иосиф оказался абсолютным властителем самой обширной монархии Центральной Европы. Последовала лавина указов: в течение 10 лет правления Иосифа были изданы 6000 декретов и 11 000 новых законов, призванных регулировать все стороны жизни общества.

Император занялся созданием рациональной, централизованной и единообразной системы управления для своих разнородных владений – иерархии, во главе которой стоял он сам как верховный самодержец. Предполагалось, что и правительственный аппарат должен проникнуться тем же духом преданности в деле служения государству, какой был присущ самому императору. Этот аппарат создавался невзирая на классовое и этническое происхождение входивших в него лиц, назначаемых исключительно по их заслугам. В целях унификации системы управления повсеместно в империи в качестве официального языка был введен немецкий.

Император задумал реформу всей системы законодательства, отменил жестокие наказания и смертную казнь за большинство преступлений, ввел принцип полного равенства всех перед законом. Он покончил с цензурой печати и провозгласил политику религиозной терпимости. В 1781 Иосиф II начал освобождение крепостных. (Впрочем, после его смерти крепостничество было фактически восстановлено.)

Иосиф боролся с влиянием папства, жестко ограничив его власть границами папских владений. Кроме того, он не испытывал симпатий к созерцательному образу жизни монашества и закрыл свыше 700 монастырей, сократил число монахов и монахинь с 65 000 до 27 000 и частично секуляризовал церковные землевладения.

В области экономики Иосиф II был сторонником меркантилизма. При нем были изданы инструкции, какие товары следовало производить в стране, а какие разрешалось импортировать. Ткани, ввезенные в империю, сжигались, не соответствовавшие правительственным стандартам товары уничтожались.

Иосиф ввел обязательное начальное образование для всех мальчиков и девочек, возможность же получить высшее образование предоставлялась лишь немногим избранным. В Вене получили развитие медицинское образование и больничная система. Чтобы установить единый и равный земельный налог, Иосиф провел оценку всех земель в империи.

Во внешней политике главным стремлением Иосифа было приобретение Баварии, хотя бы в обмен на Бельгию (Австрийские Нидерланды); попытки достижения этой цели в 1778 и 1785 были, впрочем, пресечены Фридрихом II Прусским. Эта неудача подтолкнула Иосифа к территориальной экспансии на Балканах, и он втянулся в дорогостоящую и бесплодную войну с турками.

К 1790 в Бельгии и Венгрии вспыхнули мятежи против реформ; в остальных провинциях также назревали волнения из-за тягот войны с Турцией. Империя Иосифа оказалась на грани распада. Умер Иосиф 20 февраля 1790.

Когда Мария Терезия умерла после сорокалетнего царствования, ей наследовал в Австрии Иосиф II , царствовавший только неполные десять лет (1780–1790). Он сделался императором в Германии и соправителем матери в Австрии двадцати четырех лет от роду (1765), когда Фридрих II был наверху своей силы и славы. Уже тогда молодой государь был горячим поклонником системы Фридриха II, но устройство Германской империи обрекало его на бездеятельность, а в Австрии Мария Терезия не очень охотно слушалась его советов. Иосиф II отличался живым характером и любил беспокойную, деятельную жизнь. Он рано усвоил передовые идеи своею века , хотя и не сделался, как Фридрих II, вольнодумцем. Горячий сторонник веротерпимости, он чуть не рассорился со своею матерью, которая и слышать не хотела о введении в Австрии свободы некатолических культов. Кроме того, Иосиф II отличался настоящею ненавистью к монашеству, и вместе с тем у него уже были перед глазами примеры того, как государственная власть в Испании, в Португалии и в Неаполе боролась против привилегий и господства духовенства. В крестьянском деле он поддерживал свою мать, и если в чем упрекал ее, так лишь в недостаточной решительности: он хотел прямого уничтожения крепостничества. Вообще Иосиф II сильнее, чем Фридрих II, был проникнут реформаторскими идеями «просвещения» и с гораздо большею последовательностью проводил их в жизнь, когда достиг власти. Плохо зная историю разнообразных земель, бывших под его скипетром, он тем не менее считал нужным принимать во внимание их исторические права. Он воспитался в духе рационалистической философии XVIII века с её чисто отвлеченной идеей государства. Привилегии отдельных габсбургских областей казались ему противоречащими общему благу его государства . Подобно Фридриху II, он ни с кем не желал делиться властью, хотел все делать сам и был в сущности большим деспотом. Император носился с широкими планами во внешней политике и в то же время думал переделать все внутри своих владений. Стремительность и резкость, с какими он вводил свои реформы, сделали из него «революционера на троне».

197. Реформы Иосифа II

В области сословных отношений Иосиф II задумал подчинить дворян платежу налогов, отнял у них привилегированное положение перед судом, сделал доступными государственные должности для всех сословий и т. п. Более всего хотел он облегчить положение крестьян. Рядом мер для отдельных частей монархии он отменил крепостное состояние крестьян, обеспечил за ними их земельные наделы, уменьшил их повинности в пользу помещиков и т. п. Иосиф II заботился и о культурном развитии своих народов , устроив нечто вроде особого министерства народного просвещения, которому вверил и цензуру книг, отнятую у духовенства. С особенною резкостью он проводил свои церковные реформы, и даже приезд папы Пия VI в Вену не мог отклонить его от этой политики, получившей у его врагов название «иозефинизма». Обнародование папских булл было поставлено в зависимость от согласия правительства; многие дела, решавшиеся прежде папою, были переданы местным епископам; монашеские ордена, зависевшие от генералов, которые жили в Риме, были подчинены местному духовному начальству. Кроме того, Иосиф II уничтожил сотни монастырей, конфисковал их имущества и сократил число монахов. Цензура и школа были тоже отняты у духовенства, и печать получила относительную свободу. Иосиф II реформировал и специальные духовные училища, которые теперь должны были готовить священников, вполне послушных государству. В эти учебные заведения вводились новые руководства в духе идей XVIII века; в них католицизм сводился преимущественно к одной морали, и проповедовалось всемогущество государства. По мысли Иосифа II, будущие священники должны были быть прежде всего учителями нравственности и государственными чиновниками. Император коснулся даже культа , приказав выносить из церквей лишние иконы и статуи святых и велев изменить некоторые обряды. Здесь он уже вторгался прямо в область религии, хотя сам же был сторонником веротерпимости и еще в самом начале царствования объявил в своем государстве веротерпимость. Реформаторская деятельность Иосифа II распространилась и на другие стороны жизни – на администрацию, судопроизводство, финансы и т. п. Например, он также предпринял пересмотра законов, и при нем вышла первая часть нового «Иосифовского законника». В администрации он стремился к бюрократической централизации, т.е. хотел все свои королевства (Чехию и Венгрию) и другие наследственные княжества соединить в однообразное государство. Исторически сложившиеся провинции он заменил совершенно произвольно составленным разделением на округа, а земские чины хотел заменить чиновничьими канцеляриями. В этой объединенной монархии должен был господствовать один язык – немецкий (в Венгрии, вместо латинского, бывшего нейтральным для разноплеменного состава её населения).

198. Оппозиция Иосифу II

Реформы Иосифа II встретили во всех его владениях большое неудовольствие. Простой народ, в защиту которого было много сделано Иосифом II, или по своей неразвитости не мог оказать поддержки правительству, или сам становился на сторону врагов Иосифа II вследствие его мер, касавшихся религии. Более всего негодовали на императора духовенство и дворяне. В двух областях – в Бельгии и Венгрии – существовали еще средневековые сословные конституции, которые Иосиф II, не признававший никаких исторических прав, открыто нарушал. Это привело к прямому восстанию Бельгии,где духовенство воспротивилось церковным и школьным реформам императора. В Венгрии тоже готовилось восстание, во главе которого становилось дворянство, раздраженное освобождением крестьян. Бельгия и Венгрия прямо грозили отпасть от династии, и на смертном одре Иосиф II стал отменять свои реформы, чтобы спасти целость монархии. Двумя только своими распоряжениями он ни за что не хотел пожертвовать – эдиктом о веротерпимости и отменою крепостной зависимости крестьян. После Иосифа II его брат Леопольд II (1790–1792) пошел на все уступки , и старый порядок вполне восторжествовал в Австрии.

В жизни императора Священной Римской империи Иосифа II (1741–1790) была одна большая любовь - его жена Изабелла Пармская (1741–1763). Она хорошо относилась к мужу, но настоящие чувства испытывала… к его сестре. Трагическую историю о войне, любви и смерти рассказывает Bohemicus.


Иосиф II, вдовец


В начале января 1756 года Франция предъявила Британии ультиматум с требованием освободить захваченные англичанами французские торговые корабли. 16 января Британия и Пруссия подписали конвенцию о нейтралитете. 22 апреля в Австрию прибыл русский посланник с предложением оборонительного союза. 1 мая Австрия заключила союзный договор с Францией. 9 июня Франция объявила Британии войну. 29 августа прусские войска начали вторжение в Саксонию. 11 сентября австрийская армия выдвинулась на помощь окружённым саксонцам. Началась война, вошедшая в историю, как Семилетняя.

В апреле 1756 года Иосифу исполнилось 15. Если первые годы жизни эрцгерцога прошли в обстановке Войны за австрийское наследство, то его возмужание пришлось на время ещё более ожесточённой бойни. Франц-Стефан, по своему обыкновению, не принимал в войне никакого участия. Вся Вена смеялась над мужем государыни. Говорили, что этот император всего лишь держит место для своих детей. Не снимавший военной формы Иосиф испытывал за отца неловкость. Но вскоре выяснилось, что самоустранение от военных дел - самая разумная из доступных принцам Лотарингского дома стратегий.

Австрийскими войсками командовал брат Франца-Стефана Карл-Александр Лотарингский. Он отлично маневрировал и время от времени выигрывал второстепенные битвы, но в генеральных сражениях неизменно терпел фиаско. За поражения, понесённые Карлом-Александром в 1742-1745 годах, Австрия заплатила потерей Силезии. В 1757-м на кону оказалась Богемия. Фридрих Великий осадил принца в Праге, и все чувствовали, что принц не удержит город. На спасение страны были брошены последниe австрийские резервы. Мария-Терезия назначила иx командующим фельдмаршала графа Леопольда Дауна (потомственного военного, женатого на дочери воспитательницы Марии-Терезии графини Фукс-Моллард; государыня называла свою воспитательницy мамой и похоронила её в семейной усыпальнице Габсбургов; графиня стала единственным в истории человеком, удостоившимся этой чести).

Даун оказался способен творить на полях сражений такие же чудеса, какие Кауниц творил в дипломатии. 18 июня 1757 года он встретился с доселе не находившим себе равноценных соперников Фридрихом II y Колинa (скорее y Кржечгоржи, но разве кто-нибудь на свете способен произнести это название?) Битва при Колине длилась 15 часов. Потеряв сорок процентов своей армии, Фридрих бежал с поля боя. Великий король впервые в жизни испытал горечь поражения. Пять тысяч пруссаков попали в плен, среди трофеев Дауна оказалось два десятка прусских знамён. В честь этой виктории был учреждён Орден Марии-Терезии, остававшийся высшей австрийской наградой до 1918 года. Первым обладателем Креста Марии-Терезии стал сам Леопольд Даун.

Прошло полгода, и ветренная Фортуна вновь одарила приязнью прусскую сторону. 5 декабря противники сошлись у Лейтена. Увы, на этот раз австрийской армией снова командовал Карл-Александр. Австрийские историки меланхолично замечают: он не изменился. Лотарингский принц, располагавший перевесом более чем 2:1, был опять разбит прусским королём. Двенадцать тысяч австрийцев попали в плен; среди прусских трофеев оказалось свыше полусотни австрийскиx знамён.


И в таком духе это продолжалось все семь лет. Берлин четырежды переходил из рук в руки, европейские поля орошались кровью на просторах от Португалии до Восточной Пруссии, за океаном решался вопрос о первенстве в колониальной гонке. Победы сменялись поражениями, чтобы вновь смениться викториями. Иногда - купленными дорогой ценой, иногда - довольно курьёзными (при Максене Даун почти без боя взял в плен генерала Финка с его четырнадцатитысячным корпусом, ибо Финк, многоопытный и бесстрашный Финк, решил, что Даун маневрирует искуснее, чем он сам, и капитулировал). Oбщее количество жертв Семилетней войны составило, по разным оценкам, от восьмисот тысяч до миллиона человек; в некоторых затронутых боевыми действиями райoнах население сократилось на 15%.

В разгар войны дипломатия Габсбургов и Бурбонов принесла Иосифу семейное счастье. 6 октября 1760 года он женился на Изабелле Пармской. Свадьба была сыграна в Вене. Кортеж невесты насчитывал 120 роскошных карет. Жениха сопровождало новое, только что созданное подразделение австрийской армии - венгерская гвардия (она оставалась личной охраной императоров до 1918 года). Изабелла была красавицей из Италии, волшебной страны, занимавшейся экспортом художников, архитекторов и музыкантов. Иосиф влюбился в неё с первого взгляда. Он был принцем из династии, создавшей величайшую империю на свете. Она нашла его почти итальянцем.

Им было по девятнадцать лет. Изабелла читала философские и богословские труды, играла на скрипке, сочиняла стихи и написала работу о состоянии мировой экономики. Иосиф был любителем математики, географии и истории. В 1761 году он принёс Марии-Терезии пространный меморандум с проектом тотальной реформы всего и вся в австрийских владениях (в частности, эрцгерцог предлагал упразднить привилегии аристократии). В том же году Иосиф и Изабелла предприняли так называемое паломничество в Мариацелль, напоминавшее скорее свадебное путешествие (Мариацелль, на редкость живописный городок в предгорье Альп, был крупным паломническим центром во времена габсбургской монархии и остаётся популярной туристической целью сегодня).

Для Иосифа Изабелла стала любовью всей его жизни (были ли у него отношения с женщинами до неё, неизвестно; никаких свидетельств на этот счёт не сохранилось). Изабелла считала Иосифа мужчиной умным и красивым, но её сердце ему не принадлежало. Пармская принцесса родила эрцгерцогу дочь, получившую имя Мария-Терезия, потом у неё были два или три выкидыша, но в целом физическая близость с мужем её скорее тяготила (это известно благодаря одному чересчур откровенному письму её исповедника). Изабелла не любила Иосифа. Она любила его сестру Марию-Кристину. Та отвечала жене брата взаимностью, и отношения двух принцесс были отнюдь не платоническими.


Изабелла воспитывалась в женском монастыре. Пребывание в изолированном однополом коллективе часто усиливает врождённые гомосексуальные склонности. Изабелла вступила в династический брак и считала, что нужна своему мужу лишь для приведения на свет наследника трона. Изабелла оказалась в чужой стране, в эпицентре полной зависти и интриг придворной жизни, где искала опору, кого-то, кому можно было доверять. И нашла её в своей ровеснице эрцгерцогине Марии-Кристине, которую в семейном кругу называли Мими (Мими была на пять месяцев младше пармской принцессы). Стоит ли удивляться, что Изабелла обратила на неё всю свою любовь?

Историография XIX века предпочитала говорить об их отношениях, как о дружбе. Сегодня различные виды любви не боятся называть себя по имени, но в русскоязычных источниках ханжество предыдущей эпохи отчасти сохранилось, что воспринимается, как анахроничный курьёз. Разумеется, сначала Изабелла и Мария-Кристина были просто подругами. Но если в наше время основным развлечением состоятельных подруг стал шоппинг, то в эпоху рококо они проводили время, без конца выбирая и примеряя наряды. Бесконечные ритуалы совместного раздевания и одевания способствовали переходу дружбы между дамами в интимные отношения столь часто, что некоторые авторы говорят об определённой моде на однополую любовь при дворах XVIII столетия.

Для Марии-Кристины связь с Изабеллой была скорее развлечением и эротическим экспериментом юных лет. Она всегда предпочитала мужчин и в конце концов вышла замуж за Альберта-Казимира Саксонского. Этот младший сын саксонского курфюрста и польского короля Августа III был ещё менее значительным принцем, чем принцы Лотарингского дома, и не представлял для Габсбургов никакой династической ценности. Однако Мими, вечный баловень судьбы, сумела выпросить у Марии-Терезии согласие на супружество с ним. Мария-Терезия, которую называли тёщей Европы, не позволила заключить брак по любви никому другому из своих детей. Но для Марии-Кристины она даже выделила в качестве приданого Тешинское герцогство, и Альберт из неимущего Саксонского стал вполне обеспеченным Саксен-Тешинским.

Раз уж речь зашла о семейных делах Иосифа, думаю, есть смысл познакомить читателя ещё с некоторыми ближайшими родственнками эрцгерцога. Я не стану беспокоить тени его сестёр, умерших в детском возрасте, а братьев оставлю до следующего подходящего случая. Ограничусь шестью сёстрами, дожившими до взрослых лет. Каждой из них по праву рождения принадлежали титулы Её императорское высочество, эрцгерцогиня австрийская, принцесса богемская, принцесса венгерская. Все портреты относятся к 60-м годам XVIII века. Примерно такими Иосиф видел своих сестёр во время супружества с Изабеллой Пармской. В порядке появления на свет:


Слева: Мария-Анна, самая старшая из дочерей Марии-Терезии. В семье её называли Марианной. В девятнадцатилетнем возрасте заболела воспалением лёгких с тяжёлыми последствиями - искривлением позвоночника, вызвавшим появление горба. Стала аббатисой монастыря в Прагe, но предпочитала жить в Клагенфурте. Увлеклась археологией и естественными науками, собрала ценную коллекцию минералов, написала научную работу по нумизматике. Покровительствовала масонам и участвовала в их встречах. Среди её друзей был один из крупнейших учёных своего времени и глава венских иллюминатов Игнац Борн. Масоны назвали в её честь ложу «У благодетельной Марианны». Справа: Мария-Елизавета, самая красивая из дочерей Марии-Терезии. В семье её называли Кокeткой. Отличалась весёлым нравом и непослушным характером. Вероятно, стала бы польской королевой, но в двадцатичeтырёхлетнем возрасте заболела и была oбезображена оспой. Стала аббатисой монастыря в Инсбруке.
Слева: Мария-Амалия, самая непокорная из дочерей Марии-Терезии. Считалась в семье Золушкой. Влюбилась в герцога Карла Цвейбрюкена, но была против своей воли выдана за Фердинанда Пармского, обладавшего репутацией тупицы. Фактически отстранила его от власти и, изгнав из Пармы как австрийскую, так французскую и испанскую агентуру, проводила независимую политику. Снискала популярность у населения раздачей бесплатных продуктов. Прославилась романами с гвардейскими офицерами. Была замешана в различных скандалах. По некоторым сведениям, отравила своего мужа. Мария-Терезия запрещала остальным детям даже переписываться с ней. После захвата Пармы Бонапартом поселилась в Праге. Похоронена в соборе св. Вита. Справа: Мария-Йoзефа, самая меланхоличная из дочерей Марии-Терезии. Мать считала её некрасивой и лишённой талантов. Всю жизнь находилась под впечатлением от смерти своей сестры Марии-Йoханны, вместе с которой росла (Йoханна умерла от оспы в 11 лет). Была помолвлена с Фердинандом Неаполитанским, но в шестнадцатилетнем возрасте заразилась оспой, которой всегда так боялась. Умерла в день, когда должна была отправиться в Неаполь.
Слева: Мария-Каролина, самая отважная из дочерей Марии-Терезии. Вышла замуж за Фердинанда Неаполитанского вместо умершей Марии-Йoзефы. Родила 18 детей. Оттеснила мужа от власти и провела в Королевстве Обеих Сицилий радикальные реформы. Стала любовницей леди Гамильтон и сделала ставку на англичан. Считалась самой непримиримой противницей Бонапарта в Европе. Дважды изгонялась французами из Неаполя и находила убежище на Сицилии. Когда политические интересы заставили Габсбургов выдать одну из её внучек замуж за Наполеона, сочла это личным оскорблением. Наконец, была выслана мужем в Вену. Пережила всех своих братьев и сестёр, умерла в 1815 году накануне Венского когресса. Справа: Мария-Антуанетта, самая младшая из дочерей Марии-Терезии. Вышла замуж за Людовика XVI, стала французской королевой. Во время революции держалась с исключительным мужеством и достоинством. В тридцативосьмилетнем возрасте казнена взбунтовавшейся чернью.

К концу 1762 годa силы участвовавших в войне сторон были практически исчерпаны. Мария-Терезия, не дожидаясь окончания боевых действий, начала частичную демобилизацию - у неё просто кончились деньги на содержание армии. 10 февраля 1763 года Франция и Британия заключили мир. Французы уступили англичaнам свои владения в Индии и Канаде. 15 февраля мирный договор подписали Австрия и Пруссия. Стороны договорились о сохранении в Европе довоенного статус-кво. Силезия осталась в прусских руках.

18 ноября 1763 года у находившейся на шестом месяце беременности Изабеллы были обнаружены первые признаки оспы. Через несколько дней она родила девочку, умершую два часа спустя. Иосиф не отходил от постели супруги. 27 ноября Изабеллы не стало. Иосиф был вне себя от горя. Потом Мария-Кристина показала ему письма Изабеллы. Их было около двухсот, и они были полны страстных признаний в любви. Одни утверждают, что Мария-Кристина сделала это под влиянием шока, вызваного смертью Изабеллы. Другие, напротив, считают, что она пыталась остудить боль своего брата, хотя бы частично скомпрометировав Изабеллу в его глазах (Мими всегда была ябедой). Как бы там ни было, на Иосифа это не произвело никакого впечатления. Изабелла осталась его единственной любовью. Он написал тестю в Парму: «Если я переживу эту утрату, то лишь для того, чтобы всю жизнь быть несчаcтным».

27 марта 1764 года во Франкфурте Иосиф был избран римским королём. Это означало, что после смерти отца он унаследует императорский титул.

13 января 1765 года Иосиф сделал то, чего категорически не хотел делать - снова женился. Мария-Терезия желала обзавестись внуком-наследником. Когда государыня занималась династической политикой, её воле было невозможно противиться. Второй женой Иосифа стала Мария-Йoзефа Баварская из династии Виттельсбахов. Она приходилась дочерью императору Карлу VII Альбрехту, во время Войны за австрийское наследство захватившему Прагу и провозгласившему себя богемским королём. Свадьбу сыграли в Мюнхене. Однако Марии-Терезии удалось принудить Иосифа пойти с баварской принцессой лишь под венец, но не на супружеское ложе. Эрцгерцог австрийский и король римский заявил, что ни о каких детях речи идти не может, поскольку его жена сплошь покрыта прыщами и обладает скверными зубами.

Иосиф отгородил свои покои от покоев Марии-Йoзефы. Даже на совместном балконе он поставил перегородку, чтобы полностью исключить какой-либо контакт с женой. Большинство историков сходится на том, что их брак остался сугубо формальным. Мария-Кристина однажды заметила: «Если бы я была его женой, и он бы так со мной обращался, я бы повесилась». Мария-Йoзефа была глубоко несчастна. С пониманием и сочувствием к ней относился один лишь Франц-Стефан. Он был добрым и сентиментальным человеком.


5 августа 1765 года в Инсбруке была сыграна свадьба младшего брата Иосифа Леопольда и испанской инфанты Марии-Луизы. За ней последовали многодневные торжества. Стояла жара. Всё шло наперекосяк - у Леопольда началось такое расстройство желудка, что он не мог даже сидеть за столом, не говоря об испорченноми медовом месяце. Франц-Стефан жаловался, что место для празднования выбрано плохо, а организация торжеств никуда не годится. 18 августа, выходя с Иосифом из театра, он произнёс: «Встретимся за ужином», покачнулся и начал падать. Иосиф успел подхватить императора. Отец умер у него на руках. По-видимому, от инфаркта.

Леопольд унаследовал Великое герцогство Тосканское и отправился царствовать во Флоренцию. Иосиф стал императором Священной Римской империи. Корона Карла Великого была возложена на голову замкнутого, полностью разочаровавшегося в жизни двадцатичетырёхлетнего человека, который стремился во всём быть противоположностью своего отца, ни в чём не соглашался с матерью и отгородился от собственной жены стеной (в прямом и переносном смысле). Первое, что он сделал после смерти отца - распорядился опечатать все его кабинеты и сейфы, и поручил Кевенхюллеру найти завещание.

Весной 1767 года Мария-Йoзефа Баварская заболела оспой. Иосиф ни разy не навестил её. 28 мая она умерла. Он не пришёл на похороны.

Bohemicus,
livejournal.com