Деструктивные эмоции как с ними справиться. Когда эмоции становятся деструктивными. Что вызывает негативные эмоции

Способы проживания эмоций. Глубинные причины их возникновения.

Эмоции — неотъемлемая часть человеческой природы, позволяющая чувствовать ритм жизни.

Природой определено, что женщины склонны к их проявлению больше и чаще мужчин.

Мы увидели что-то интересное или кого-то знакомого, новый фильм или мультик, услышали о чем-то, просто во время общения или наедине с собой — эмоции повсюду.

Как мы привыкли выражать негативные эмоции?

  • подавляем в себе
  • открыто демонстрируем, чтобы прожить
  • осознанно контролируем и проживаем

С рождения естественно свободное выражение эмоций во вне. Мама правильно их понимает и удовлетворяет потребности крохи.

Взрослея, мы сохраняем на уровне подсознания желание быть

  • понятыми и принятыми со всеми своими эмоциями
  • любимыми и значимыми в жизни близких людей

Окрашивание эмоций в позитивные и негативные условно и связано скорее всего с последствиями их внешнего проявления. Маловероятно, что от радости человек станет говорить гадости или бить посуду, верно?


как ведут себя влюбленные девушки? как понять влюблена ли в тебя девушка?

Вот только проживать негативные, а именно злость, гнев, печаль, нас не учили в школе, институте, дома.

Наоборот, мы чаще видим таких же женщин и мужчин, захлебывающихся от своих негативных эмоций и сеющих зерна ссор, споров, оскорблений. Как быть?

Как переживать эмоции экологично?

  • Сначала отметим, что эмоции рождаются в теле, значит через него и должны выходить.
  • Только лишь их проживание без анализа причин возникновения малоэффективно. Они снова и снова будут появляться, вы их демонстрировать. А окружающие страдать?
  • Задавливание и отказ от проживания сродни походу в туалет и насильному удерживанию в себе продуктов жизнедеятельности организма. Это чревато болезнями и саморазрушением.
  • Трезво оцените наличие эмоции — она сиюминутная или является частью вашего характера? В первом случае проживать ее можно и нужно, во втором — лучше пойти к психологу.

Деструктивные и конструктивные эмоции

Разделим способы проживания эмоций-на две группы и рассмотрим каждую:

  • деструктивные
  • конструктивные

О первых мы знаем не по наслышке и все же перечислим.


Деструктивные способы выражения эмоций


Конструктивные способы выражения эмоций

14. Пишем письма обиды



Гнев и злость оставляют в душе человека след в виде обиды. Она же, накапливаясь в теле, разъедает нас в прямом и переносном смысле. Отпускайте ее правильно. Например, выписав все свои чувства и ощущения в адрес конкретного человека или ситуации. Но в конце обязательно поблагодарите их за урок, возможность прочувствовать эмоцию и отпустите. Перечитайте и сожгите письмо. Умойтесь, вымойте руки или примите ванну с ароматной пеной. Душ тоже подойдет, особенно контрастный. И закрепите результат, побаловав себя травяным чаем.

15. Заполняем анкету «Радикального прощения»

Взять ее можно из одноименной книги или скачать из Интернета. В анкете много вопросов и автор рекомендует ее заполнять каждый раз, как вас накрыли эмоции. Да, вам потребуется время для написания ответов. Но цепочка вопросов позволит вам постепенно раскручивать клубок эмоций, признавать, проживать их и отпускать.

16. Занимаемся любым видом рукоделия

Терапевтический эффект неоценим и известен с давних времен. Женщины владели искусством трансформации негативных эмоций в созидательные во время работы за прялкой, вышивкой, вязанием и любыми другими видами ручного творчества.
Если вы сели за работу, кипя от злости и/или гнева, после затихания страстей полученный результат сожгите. Он же впитал ваши эмоции и радости никакой не несет. Наоборот, будет напоминать вам о той ситуации или человеческом поступке/слове, которые вызвали ваш взрыв.

17. Бьем подушку

Выберите любую в своем хозяйстве для роли «жертвы». Только не спите на ней и не предлагайте гостям для сна, могут кошмары мучить.
Вместе с ударами в подушку кричите, если хочется кричать что-то, или плачьте. Эмоция способна выходить по-разному.

18. Выбиваем эмоции полотенцем из дивана

У каждой хозяюшки в доме есть такой предмет мебели. На нем обычно никто не спит, он служит местом для разговоров и встреч с домашними или гостями.
Возьмите большое банное полотенце, сверните его трубкой, возьмите за один конец, а вторым колотите по дивану. Особо не выбирайте место для ударов, главное — выбить эмоцию, почувствовать опустошение и физическую усталость.

19. Стучим кулаком по стене, боксерской груше



Травматичный способ, потому что можно пораниться, заработать синяки и ссадины. Но и гнев бывает такой силы, что сжигает изнутри и снаружи все, с чем соприкасается.
Если у мужа есть боксерская груша и перчатки, то можно ими воспользоваться. И эмоцию выбьете из себя, и руки подкачаете.

20. Бьем по воде

Вода — женская стихия. Она отражает нашу сущность и помогает нам понять самих себя. Например, регулярные прогулки возле природного водоема положительно влияют на наш гормональный фон и психологическое состояние.
Для проживания эмоций вам подойдут озеро, речка, пруд, океан, море и даже вода в ванной. Только без вреда для соседей!
Колотите по воде руками или палкой. Отпускайте негатив, который вас переполняет.

21. Топаем ногами

Вы обращали внимание на движения в народных танцах, особенно восточных. В них много топаний ногами, а в Индии до сих пор принято танцевать босыми ногами. Это не случайно.
Контактируя с землей, мы отдаем ей накопленные эмоции, зажимы, негативное настроение, статическое электричество. Взамен она щедро одаривает нас легкостью и здоровьем.
Конечно, лучше топать не на 10 этаже по бетонному полу. Постарайтесь соприкасаться с землей в парке, лесу, своем дворе по возможности без обуви. Если это трудно, потопайте в пол или отправляйтесь на прогулку.

22. Танцуем



Развивая предыдущий способ, перейдите к танцу. Если вы занимаетесь каким-либо видом, то включите знакомую мелодию и не сдерживаете себя.
Если не посещаете никаких уроков, вы все равно умеете танцевать. Хоть с музыкальным сопровождением, хоть экспромтом.

23. Бьем тарелки

Безобидный вариант, если они ваши и вы бьете их дома без присутствия домашних. Чтобы их не напугать звуком летящих осколков и своим криком. И, конечно, у вас много посуды, и летящая тарелка не последняя в хозяйстве.

24. Моем посуду, пол или стираем руками

Если сильно накатила эмоциональная волна, сбрасываем ее через действия руками. Созидательные варианты — это наведение порядка и чистоты в доме в контакте с водой. Последняя хорошо забирает эмоции, особенно женские. Так у вас есть время подумать, прожить, даже поговорить можно с собой и отпустить их. Дома — чистота, в голове и теле — порядок и умиротворение.

25. Выбросить хлам

Хорошо очищает голову и пространство квартиры, дает возможность вздохнуть полной свободной от негатива грудью. Во время сбора хлама вы через руки избавляетесь от эмоций и передаете их вещам, подлежащим выбросу или сжиганию. Второй вариант будет просто идеален.

26. Плетем мандалу



Один из видов рукоделия, который легко освоит любая женщина. К тому же мандала плетется быстро. Можно даже из подручных материалов ее сделать, только найдите две палочки для каркаса. Готово изделие обязательно сжечь. Можно проговорить над костром слова благодарности и отпустить эмоцию.

27. Говорим с мягкой игрушкой, деревом

Хороший способ слить негатив без ущерба для дальнейшего общения.
Выберите любую мягкую игрушку и регулярно ей высказывайте все, что накопилось на душе. Только с ней не спите и не давайте играть детям.
Вы на улице и игрушки нет под рукой, а выговориться нужно срочно? Найдите дерево, которое понравится для этой роли. Но это крайний случай. Деревья живые и хорошо нас слышат, чувствуют.
Например, одно из современных островных племен регулярно расчищает территории для своего поселка от деревьев, ругая их в течение нескольких дней подряд. Деревья увядают и погибают.

28. Трансформируем в смех

Классный способ не избавиться от негативной энергии, а превратить ее позитив. Только он работает не со всеми эмоциями и не всегда. Больше подойдет для мелких бытовых раздражений.
Улыбка и смех задействуют более 100 мышц тела человека для проявления. Найдите в памяти смешную ситуацию или момент и разразитесь безудержным смехом. Эффект потрясающий!

29. Позволить чувствам быть

Это бывает трудно вначале. Особенно, когда нет опыта и знаний, ведь большинства из нас некому было научить идентифицировать эмоции.
Наши родители росли с установкой на запрет их проявлений.
Составьте для себя список эмоций, какие они бывают. Попробуйте вспомнить их из своего опыта, почувствовать их на вкус.
В моменты, когда накатит, назовите эмоцию по имени. Признайтесь ее и дайте время на проявление.
Поблагодарите ее и отпустите. Проработайте предпосылки и причины ее возникновения, чем она была для вас полезна в конкретной ситуации. Вы скоро убедитесь, что все эмоции — ваши друзья.

30. Спорт



Отличный способ прожить и отпустить негативные эмоции. Вы почувствуете, что они выходят вместе с потом, напряжением ваших мышц во время занятия.
И тренер отметит ваши новые результаты и достижения.

31. Выговориться

Абсолютно женский способ. Мы с подругами в основном и говорим о своих переживаниях, тревогах, эмоциях и их провокаторах.
Хорошо, если вы не имеете привычки все время жаловаться и выливать негатив. Никому не приятно чувствовать себя «унитазом» и мокрой «жилеткой».

32. Кричать

Подойдет тем, кто живет в доме или недалеко от безлюдных лесов. Вам же психологически будет комфортнее.
Кричать нужно очень громко какое-то слово. Чаше это «да» или «нет», но можно и другие, которые будут «рваться» наружу.
Кричите до чувства опустошения внутри. Вы поймете, когда следует остановиться. Потом дайте себе время для восстановления связок и голоса, помолчите полчаса-час.

33. Массаж

Вы давно мечтаете о сильных руках массажиста, а ваше тело требует серьезной разминки, значит самое время записаться на сеансы лечебного массажа.
Опытный массажист без труда определит ваши «проблемные» зоны и хорошо их проработает. Только обязательно найдите для себя стимул прийти на второй сеанс и дойти до конца курса. Потому что будет больно, очень.

34. Продышать или выполнить дыхательную гимнастику

Усилием воли замедлиться и дышать глубоко, размеренно. Пранаяма или любые другие дыхательные гимнастики также окажут нужный эффект и принесут облегчение.

35. Пойти в парк аттракционов



Аттракционы были придуманы для расслабления людей. Здесь они кричат, визжат, крепко держатся руками и ногами. То есть активно задействуют тело. А мы помним, что эмоции следует через него выпускать.

36. Петь

Пение расслабляет мышцы лица, шеи, плеч, спины. У тому же положительно влияет на работу сердца и кровеносных сосудов.
Не верьте, что вам слон на ухо наступил. Петь могут все. Для уверенности включите любимую мелодию и подпевайте исполнителю.

37. Плакать дома, в храме

Вы отслеживали свое состояние после вспышек гнева? А если вы успели на кого-то выплеснуть его часть до момента осознания эмоции, то разочарование, раскаяние, обида запросто способны заменить гнев в ваших душе и теле.
Когда вы позволяете себе проявлять чувства, слезы хлынут рекой в моменты раскаяния.
Когда же вам привычнее образ железной леди, сходите в храм. Посмотрите на иконы, постойте на службе. Что-то шевельнется в вас, память вернет вас в моменты, когда хотелось плакать. Или вы почувствуете желание это сделать. Поплачьте в храме, там такое не в диковинку. Выйдете оттуда совсем с другим ощущениями.

38. Исповедь

Помогает заглянуть очень глубоко в свою душу и достать такое, о чем давно забыла. Добрые глаза священника без осуждения все примут. А вам захочется искренне избавиться от багажа негатива, скопленного за все годы жизни.
Способ для тех, кто готов довериться Богу или наглотался горя по горло.

39. Медитации



Экологичный способ ненадолго задержать в себе эмоцию, а потом отдать ее земле во время медитации. Идеальный вариант ее проведения на природе, контактируя с землей, а не полом.
Мысленно почувствуйте, где застряла эмоция, соберите ее и направьте вниз, в землю. А из космоса наполните себя золотой энергией здоровья и жизненных сил.
Вариантов с медитациями много, практикуйте и-находите свой.

40. Молитва

Серьезный метод, потому что вы умеете владеть собой в состоянии гнева. Обращение к Высшим Силам всегда будет услышано, когда мы просим и желаем добра не для себя, а для ближнего.

Что вызывает негативные эмоции?

Задумайтесь, в чем выгода от конкретной эмоции для вас? Может вы хотите:

  • признания и любви
  • почувствовать себя хрупкой и беспомощной
  • чтобы вас «взяли на ручки», обняли, усадили в кресло, принесли чашку чая и любимые розовые тапочки
  • выговориться и пожаловаться, чтобы просто кто-то выслушал
  • убежать от чувства одиночества в душе

Или вам выгодно манипулировать своими эмоциями, заставлять окружающих чувствовать вину. Но этим вы добьетесь отторжения и холодности в отношениях с ними.


Научитесь проживать эмоции без вреда для себя и людей вокруг. Помните, что чувствовать жизнь — это также естественно, как видеть весь спектр красок мира и ощущать любые эмоции.

Видео: Как управлять негативными эмоции? Алгоритм поведения

В основе этого рассказа о сотрудничестве между Далай-Ламой и группой ученых, направленном на изучение деструктивных эмоций и борьбу с ними, зак.гючена решимость принять вызов, брошенный всему человечеству. Эта встреча состоялась задолго до катастрофических событий 11 сентября 2001 года. Но в силу непосредственного отношения к темным страстям, породившим невиданный разгул терроризма, такое сотрудничество приобрело неожиданную актуальность.
Из аннотации Дэниела Гоулмана
ДЭНИЕЛ ГОУЛМАН - доктор психологии, автор всемирно известных бестселлеров. Дважды номинирован на Пулитцеровскую премию за журналистскую деятельность по освещению наук о мозге и поведении в газете New York Times. В настоящее время занимает пост сопредседателя консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при аспирантуре прикладной и профессиональной психологии Университета Рутгерса и является членом Американской ассоциации содействия прогрессу науки.

Участники
(с указанием званий и постов на момент проведения конференции)
Тензин Гьяцо, Его Святейшество 14-й Далай-Лама
Доктор Ричард Дж. Дэвидсон, профессор психологии и психиатрии кафедры Уильяма Джеймса и кафедры Вилас; директор лаборатории аффективной нейронг.уки при университете штата Висконсин в Мадисоне
Доктор Пол Экман, профессор психологии и директор лаборатории человеческого взаимодействия при медицинской школе Калифорнийского университета в Сан- Франциско
Доктор Оуэн Фланаган, профессор философии и заведующий кафедрой Джеймса Б Дьюка. член научного общества когнитивной нейронауки и внештатный профессор экспериментальной психологии университета Дьюка
Доктор Дэниель Гоулман, автор этой книги; сопредседатель консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при аспирантуре прикладной и профессиональной психологии университета Рутгерса
Доктор Марк Гринберг, заведующий кафедрой профилактических исследований Беннета; профессор кафедры человеческого развития и семейных исследований; директор Центра профилактических исследований в области содействия человеческому развитию при университете Пенсильвании
Доктор геше Тхуптен Джинпа, президент и главный редактор проекта «Библиотека классических тибетских текстов» Института тибетского классического наследия в Монреале (Канада)
Досточтимый Аджан Маха Сомчай Кусаласитто, буддийский монах и помощник настоятеля буддийского монастыря Чандарам; лектор и проректор по внешним связям университета Махачулалонгкорнраджавидьялая (MCU), Бангкок
Доктор Маттье Рикар, соавтор этой книги; буддийский монах монастыря Шэчен в Катманду и французский переводчик Его Святейшества Далай-Ламы
Доктор Джин JI. Цай, доцент кафедры психологии в университетах Миннесоты, Миннеаполиса и св. Павла
Доктор Франеиско X. Варела, председатель Французского фонда, профессор кафедры когнитивных наук и эпистемологии Высшей политехнической школы; руководитель научно-исследовательских работ Национального центра научных исследований в Париже; заведующий отделением нейродинамики в больнице Сальпетри- ер, Париж
Доктор Алан Б. Уоллес, внештатный преподаватель факультета теологических исследований Калифорнийского университета в Санта-Барбаре
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ Франсиско Варела 07.09.1946-28.05.2001

Доброе утро, мой дорогой друг - и мой духовный брат. Невозможно выразить словами, как нам здесь тебя не хватает. Поэтому хочу выразить тебе мою глубокую, братскую благодарность за твой вклад в науку, особенно в неврологию и науку о разуме, а также в нашу работу во время этого диалога научной и буддийской мысли. Мы никогда не забудем твоих неоценимых заслуг. Я буду вспоминать о тебе до самой моей смерти.
ДАЛАЙ-ЛАМА, 22 МАЯ 2001 ГОДА,
СООБЩЕНИЕ ПО ЧАСТНОМУ ТВ-КАНАЛУ из МЭДИСОНА, ШТАТ ВИСКОНСИН, для ФРАНСИСКО ВАРЕЛА,
НАБЛЮДАВШЕЮ ЗА НАМИ со СВОЕЙ КРОВАТИ в ПАРИЖЕ,
ГДЕ ОН СКОНЧАЛСЯ ШЕСТНАДЦА ТЬЮ ДНЯМИ ПОЗЖЕ

Предисловие Далай-Ламы
Многие человеческие страдания берут свое начало в деструктивных эмоциях. Так, ненависть порождает насилие, а вожделение питает пагубные привычки. И если мы неравнодушны к судьбе ближнего, то одна из наших первоочередных задач - уменьшить цену, которую человечеству приходится платить за такие неуправляемые эмоции. Я твердо убежден в том, что и буддизм, и наука могут внести значительный вклад в достижение этой цели.
Буддизм и наука - это не противоборствующие мировоззрения, а скорее, различные подходы к решению одной задачи - поиску истины. Практика буддизма требует глубокого исследования реальности, а наука предлагает собственные способы проведения таких исследований. И хотя цели науки и цели буддизма могут отличаться, оба пути поиска истины расширяют объем нашего знания и понимания.
Диалог между наукой и буддизмом - это двусторонний разговор. Мы, буддисты, можем использовать открытия науки для уточнения нашего понимания мира, в котором мы живем. Но ученые тоже могут использовать некоторые теории буддизма. Есть много сфер познания,
где буддизм способен внести значительный вклад в развитие научного понимания, и некоторые из них стали главными темами диалогов Разума и Жизни.
Например, когда речь идет о механизмах мышления, то буддизм может предложить многовековой опыт внутренней науки, который может представлять практический интерес для исследователей, работающих в области когнитивных наук и нейронаук, а также в области изучения эмоций, поскольку это учение может в значительной мере способствовать пониманию этих механизмов. После наших дискуссий у некоторых ученых появились идеи относительно новых направлений в исследованиях.
С другой стороны, буддизм тоже может многое почерпнуть у науки. Я часто говорю, что каждый раз, когда получают научные факты, противоречащие буддийскому пониманию мира, буддизм должен поступиться некоторыми своими постулатами в соответствии с этими фактами. Мы всегда должны принимать точку зрения, которая опирается на факты. Если в результате собственных исследований мы убедимся, что научные выводы достаточно рациональны и обоснованны, то нам следует согласиться с ними. Однако необходимо провести четкое разграничение между тем, чего наука не знает, и тем, существование чего наука доказательно опровергает. Все, что признано наукой несуществующим, мы тоже должны признать несуществующим, но явления, которые просто пока не изучены, - это совсем другое дело. Взять хотя бы сознание. Несмотря на то что все чувствующие существа, в том числе и человек, пользуются сознанием с доисторических времен, мы до сих пор не знаем, что есть сознание на самом деле: какова его природа и как оно функционирует.
В современном обществе наука стала главной движущей силой человеческого и планетарного развития. С одной стороны, научные и технические новшества обес
печили стремительные темпы материального прогресса. Однако наука не может ответить на все вопросы, так же как в прошлом на них не могла ответить религия. Чем больше мы будем увлекаться погоней за материальным благосостоянием, игнорируя удовольствие, которое можно получить от внутреннего роста, тем быстрее станут исчезать из нашей жизни нравственные ценности. В конечном счете все мы испытаем горькое разочарование, потому что, когда в сердцах людей не остается места для справедливости и честности, раньше других страдают слабые. И от обид, вытекающих из подобной несправедливости, не сможет уберечься ни один человек.
Влияние науки на нашу жизнь с каждым днем возрастает, и в этих условиях религия и духовенство просто обязаны приложить все силы к тому, чтобы напомнить людям об их человечности. Мы должны уравновесить влияние научного и материального прогресса с осознанием ответственности, являющимся продуктом внутреннего развития. Вот почему я придаю такое большое значение диалогу религии с наукой, результатом которого могут стать новые открытия, способные принести неоценимую пользу человечеству.
Когда речь заходит о человеческих проблемах, вызван-» ных деструктивными эмоциями, буддизм многое может поведать науке. Главная цель буддийского вероучения заключается в том, чтобы ослабить влияние деструктивных эмоций на нашу жизнь. Для решения этой задачи буддизм предлагает широкий спектр теоретических концепций и практических методов. Если в ходе научных исследований будет доказана полезность хотя бы некоторых из них, у нас появятся все основания искать способы обучения этим методам всех людей на свете - независимо от того, интересуются они буддизмом или нет.
Одним из результатов нашего диалога стала попытка таких научных оценок. Я с большим удовольствием со
общаю вам, что дискуссия Разума и Жизни, отчет о которой изложен в этой книге, смогла перерасти в нечто большее, чем простой обмен мнениями между буддизмом и наукой. Ученые сделали шаг навстречу и приступили к реализации нескольких программ оценки отдельных буддийских методов, которые могут оказаться полезными для всех, кому приходится сталкиваться с деструктивными эмоциями.
Я приглашаю читателей принять участие в нашем исследовании причин деструктивных эмоций и способов борьбы с ними и серьезно задуматься над многими из поднятых вопросов, играющих важное значение для каждого человека. Надеюсь, этот опыт общения науки и буддизма окажется для вас таким же вдохновляющим, как и для меня.
28 АВГУСТА 2002ГОДА
Пролог
Вызов человечеству
Между мартом 2000 года, когда происходили описываемые здесь события, и осенью 2001 года, временем завершения этой книги, существует многозначительная связь. В то время когда происходил обмен мнениями, описанный здесь, мир с некоторым облегчением оставил позади ужасы двадцатого столетия, и многие из нас с надеждой вглядывались вперед, надеясь на лучшее будущее человечества. Затем произошли трагические события сентября 2001 года, и мы снова столкнулись с неопровержимыми доказательствами того, что расчетливая, крупномасштабная бесчеловечность все еще живет внутри нас.
Но эти варварские акты стали всего лишь очередным эпизодом в бесконечном потоке бездушной жестокости, где ненависть толкает людей на убийство. Из всех деструктивных эмоций именно такая безжалостная враждебность является самой опасной чертой человеческой психики. Большую часть времени эта форма варварства скрывается за кулисами, маячит на задворках нашего коллективного сознания, храня зловещее молчание в ожидании момента, когда она снова сможет появиться на сцене в свете прожекторов. Но жестокая ненависть неизбежно будет и
дальше раз за разом выходить на авансцену - до тех пор, пока мы не поймем, где ее корни, и не найдем способ держать жестокость (а вместе с ней и все остальные деструктивные эмоции) под надежным замком.
Этот извечный вызов человечеству стал главной темой данной книги, в которой описан опыт сотрудничества между Далай-Ламой и группой ученых, целью которого было изучение механизма деструктивных эмоций и поиск способов успешной борьбы с ними. Мы не ставили перед собой задачу выяснить, как деструктивные импульсы отдельного человека трансформируются в массовые акции или как несправедливость (или ее восприятие) порождает идеологию, провоцирующую нен

Деструктивные эмоции похожи на наркотик: мы испытываем своего рода опьянение от них, это порождает психическое привыкание. И с каждым разом когда мы позволяем себе испытать такую эмоцию, привыкание лишь укрепляется. Поэтому методы, предлагающие вымещать на чём-нибудь, скажем, гнев, на самом деле будут лишь приучать нас его испытывать. Речь, однако, не идёт и о том, что гнев или какую-либо другую деструктивную эмоцию необходимо подавлять: подавление это купирование внешних проявлений при сохранении внутренних причин. Речь идёт о нейтрализации внутренних причин.

Если попытаться рассмотреть эти внутренние причины, то можно сказать следующее: каждой эмоции предшествует и поддерживает её мысль. Это могут быть просто обрывки образов, но, тем не менее, деструктивная эмоция развивается всегда на почве определённой картины себя и трактовки событий, поддерживаемых определёнными мыслями.

Если нам кто-то наступил на ногу, то раздражение будет порождено картиной мира, в которой это событие достаточно важно и достойно того чтобы ради него приходить в раздражение. При этом возникают недобрые конфронтационные мысли в отношении наступившего. И так далее. Всё это приводит к вспышке эмоции.

Второй элемент деструктивной эмоции – вовлечённость. Мы, вовлекаясь в приходящие к нам в голову мысли и в привычные мироописания, связанные с эмоциями, отождествляясь с ними, способствуем их усилению и разрастанию вплоть до такой степени, что они полностью захватывают наше существо, не позволяя взглянуть на ситуацию с иной точки зрения.

Вот почему первый шаг к освобождению от помрачённых эмоций – это осознавание, наблюдение, саморефлексия. Это потому, что если мы наблюдаем за каким-то процессом спокойно, мы не вовлекаемся в него. Это требует лишь навыка. Если пытаться постоянно, раз за разом сохранять саморефлексию, бдительность относительно возникающих в нашем уме мыслей, желаний, эмоций, то постепенно это станет нашей второй натурой, нашим постоянным состоянием.

В момент возникновения первичных мыслей, до того как развилась собственно эмоция, у нас есть возможность предотвратить этот процесс в зародыше. Если продолжать наблюдать за этими мыслями, отмечая их подобно врачу, наблюдающему за симптомами больного, мы будем оставаться невовлечёнными и соответственно процесс не будет развиваться.

Здесь получается своего рода парадокс. Если мы пытаемся подавить эмоцию, прервать её, то мы будем терпеть неудачу, которая породит фрустрацию и лишь усугубит наше состояние. Но если мы просто внимательно наблюдаем за тем, что происходит в нашей психике, она сама через какое-то время успокаивается. Это состояние называется естественным покоем ума.

Со временем, мы можем научиться постоянно поддерживать осознавание чистого пространства ума, в котором возникают мысли. Т.е. переключить внимание с того, ЧТО возникает в психике на то, В ЧЁМ оно возникает. Это порождает радикальное изменение позиции, с которой мы взираем на мир. Это порождает радикальное изменение в понимании «себя».

Для этого, конечно, необходимо упражняться в такой позиции мировосприятия не только в момент, чреватый возникновением эмоции, но и постоянно. Но подобное изменение сознания (а в разных духовных традициях подход в этой области несколько разнится) – это всё же довольно глубокое изменение, которое, в целом, совсем не обязательно, если человек не идёт по пути фундаментальной трансформации сознания.

Если мы сохраняем саморефлексию во время назревающей эмоции, у нас элементарно появляется пространство для манёвра. Если мы задаёмся целью не потакать деструктивной эмоции, мы можем, например, просто изменить своё поведение таким образом, чтобы купировать развитие эмоционального процесса. Например, вместо того, чтобы сказать грубое слово, мы можем сделать глубокий вдох и улыбнуться. Вместо того, чтобы пускаться в холивар на форуме, мы можем промолчать или просто помедлить с ответом, занявшись другим делом. Вместо того, чтобы ссориться, можно остановиться и сказать: «Сейчас я не буду ничего говорить, потому что слишком зол и не хочу сказать чего-нибудь лишнего. Давай лучше я напишу тебе об этом всём письмо, которое пришлю завтра. Так, по крайней мере, я выскажусь не сгоряча и обдуманно». Вместо того, чтобы питать злые мысли, мы можем сознательно продуцировать мысли противоположного характера. И так далее.

В книге "Деструктивные эмоции" Д.Гоулмана, Далай-Лама повествует что, многие страдания человека заложены в эмоциях, так как мозг сплетает эмоции с интеллектом. Негативные, деструктивные эмоции выражаются в ненависти и борьбе за власть. Здоровье никогда не считалось роскошью. Точно так же в нашем обществе не считается роскошью образование - это тоже норма. Многие педагоги не испытывают к ученикам большого сострадания, это для них непозволительная роскошь. Система образования не даёт детям практически ничего.кроме информации. Детей учат читать и постоянно нагружают информацией, которая поможет им со временем получить работу. Дети должны не просто изучать математику и другие предметы, учиться противостоять деструктивным эмоциям и культивировать благоприятные и позитивные эмоции. Необходимо чтобы социальное и эмоциональное обучение стало во всём мире обязательным.
В ходе одной из игр каждый ребенок должен составить на листе бумаги список качеств, от которых хотел бы избавиться.Затем он бросает этот листок в специальный кувшин, чтобы символически оставить эти качества и не возвращаться с ними домой.
Необходимы тренировки эмоциональных навыков.
Во-первых, педагогам нужно научить людей быть более чувствительными к мельчайшим проявлениям эмоций в других людях, в их лицах, голосах и позах.
Во-вторых, необходимо обучать людей внутренней чувствительности к эмоциям, умению распознавать эмоции в самом начале. Разные эмоции вызывают разные физические ощущения тела. Ключом к успеху является способность к самоанализу.
Вот поучительная история для формирования навыка осознавания своих чувств прежде чем начинать совершать деструктивные поступки, о том как научиться отвечать за себя и контролировать свои поступки.
История для детей: сказка об одной маленькой черепашке.
Маленькая черепашка любила играть сама с собой. но ещё больше ей нравилось играть с друзьями.Ей понравилось смотреть телевизор и играть на улице, но не очень нравилось ходить в школу.
Маленькой черепашке не понравилось ходить в школу. Ей не нравилось сидеть в классе и долго слушать учителя. Это было для неё очень тяжело. Часто маленькая черепашка сердилась на своих друзей. Её друзья могли отобрать у неё карандаш. толкнуть в спину, и когда такое случалось, маленькая черепашка очень сильно злилась. Она часто давала сдачи и ругалась на других детей плохими словами. Через какое-то время дети сказали, что не хотят с ней играть. И маленькая черепашка очень сильно расстроилась. Она злилась, не понимала, в чём дело,и ей было очень грустно, потому что она не знала, как решить проблему. Но в один прекрасный день она встретила очень мудрую старую черепаху. Черепашка спросила у старой мудрой черепахи:"Что мне делать? Учиться в школе мне трудно. Я не умею себя вести. Я стараюсь, но у меня ничего не получается" Старая мудрая черепаха ответила маленькой черепашке:"У тебя есть самое лучшее решение всех твоих проблем - это твой панцирь.Когда ты спрячешься внутрь панциря, ты успокоишься. Когда я прячусь в панцирь, - сказала старая мудрая черепаха, я делаю три вещи. Я заставляю себя остановиться; я делаю глубокий вдох, а если нужно - несколько вдохов; а затем я рассказываю себе, в чём заключается моя проблема. Старая черепаха и маленькая черепашка потренировалась делать это вместе. Потом маленькая черепашка сказала, что хочет попробовать сделать это сама, когда вернётся в свой класс.
На следующий день, когда она решала задачу, которую ей задала учительница. кто-то из ребят начал к ней приставать. Черепашка почувствовала, как у неё внутри нарастает злоба; её ладони стали горячими, а сердце забилось сильно-сильно. Она вспомнила, что сказала ей старая мудрая черепаха, и втянула руки, ноги и голову в панцирь, где было тихо и никто не мог её побеспокоить. Она начала думать как ей поступить. Она сделала глубокий вдох, а когда высунула голову из панциря, то увидела, что учительница улыбнулась ей. Теперь черепашка поступает так всё время. Иногда этот способ помогает, иногда нет, но постепенно она научилась контролировать себя с помощью своего панциря. Она снова подружилась с ребятами, и теперь ей нравится ходить в школу, потому что теперь она знает, как держать себя в руках.
После этого рассказа психолог, педагог, родитель предлагает детям поиграть в такую игру. В один день ребенок может быть старой мудрой черепахой, на другой день маленькой черепашкой, а на третий - учительницей. Дети обыгрывают эту ситуацию с разных точек зрения.
Деструктивные эмоции. Д. Гоулман: Минск: "Попури", 2009.

Деструктивность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/destruktivnost
Деструктивность - (от лат. destructio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) - отрицательное отношение человека направленное вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя и соответствующее этому отношению поведение. Согласно З. Фрейду деструктивность свойственна всем человеческим существам, различие касается главным образом ее предметов: другие это люди или сам носитель деструктивности. Э. Фромм полагает, что нет глубокой деструктивности по отношению к другим у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим себе.
Деструктивность - следствие блокировки плодотворной энергии, препятствий на пути к развитию, к самоосуществлению, когда человеку не удается реализовать свой потенциал. Деструктивность представляет собой в известной мере патологическоеявление. Деструктивность - личность несчастна, даже если ей удается достичь целей ее деструктивности. Уважение к жизни - жизни других людей и своей собственной - условие психического здоровья.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

Острая фаза деструктивного конфликта
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/ostraya_faza_destruktivnogo_konflikta
Острая фаза неуправляемого, дикого, деструктивного конфликта (эскалация конфликта по А.П. Егидесу) - самый пик конфликта, чаще всего это и называется: собственно конфликт.
Основное содержание этой стадии - обмен (коммуникативными или реальными) ударами, когда на каждый конфликтоген в ответ летит еще больший конфликтоген.
Причины
Осознанное желание уничтожить врага.
Состояние не в ресурсе, точнее в агрессивном состоянии, "на взводе", .
Низкая культура общения, привычка использовать в речи конфликтогены. Характерно для массовой личности.
Страх потерять лицо и статус.
Заякоренные резко отрицательные эмоции друг на друга, либо на ситуацию в целом, либо на конкретные прозвучавшие фразы (происшедшие действия).
Как правило, это результат выученного ошибочного поведения. В детстве так классно, закатив глаза, орать, отключая контроль своих эмоций, и в результате получать желаемое, под предлогом "Ну видишь маленький как плачет..." (об этом подробнее см. "Социальный психоанализ эмоций" Н.И. Козлов)
Как избежать возникновения неуправляемого конфликта
1. Включить голову! Взять паузу 10 секунд, замолчать.
2. Если конфликт уже назрел, а отложить решение ситуации нельзя - возьмите паузу, отвернитесь друг от друга и напишите на бумаге тот вопрос, который хотите задать. Постарайтесь перевести беседу в письменное общение (как вариант используйте ICQ, e-mail и др. способы).
3. Если совсем вам вопрос не актуален - смените тему или завершите общение.
4. Если вы и ввязываетесь в эскалацию конфликт - постарайтесь сделать ее как минимум управляемой, не теряйте контроля за ситуацией, чтобы вовремя можно было прекратить конфликтовать.

Эмоции могут быть довольно опасным оружием против нас самих. Негативные эмоции испытывают все, они являются неотъемлемой частью нашей жизни и нас самих. Если вы никогда не злились, не огорчались, не смущались, не завидовали кому-либо, то, скорее всего, вы или робот, или камень. Многим людям непросто совладать со своими чувствами, и они очень страдают от их последствий.

Контролировать токсичные эмоции действительно трудно, а подчас и вовсе нереально. Люди мучаются, портят жизнь себе и другим, разрушают самооценку, перечёркивают отношения, рвут социальные связи, стагнируют свою личность. И часто сами не знают причины своего несчастья.

Полноценная личность – это личность, живущая в гармонии с собой, адекватно оценивающая себя и собственные поступки, знающая, чего хочет, не игнорирующая свои потребности. Когда вас переполняет обида, страх, гнев, чувство вины, ревность или зависть, то, согласитесь, очень сложно назвать себя гармоничной полноценной личностью. Именно поэтому так важно наладить контроль над чувствами, которые вы испытываете. Это не так просто, как кажется, но, поверьте, от этого зависит очень многое в жизни каждого человека.

Представляем вам самые распространённые деструктивные эмоции, которые разрушают человеческую жизнь.

Страх . Все мы чего-то боимся: мышей, собак, пауков, грозы, старости, смерти, потери работы, предательства близкого человека, расстроить родителей, разочаровать преподавателя и т.д. Но задумывались ли вы, что гораздо страшнее то, как ваш страх вас ограничивает? Постоянное чувство страха перед чем-либо может испортить жизнь кому угодно. Из-за боязни кого-то или чего-то человек не может в полной мере реализовать себя, страх попросту не позволяет ему это сделать. Если попробовать копнуть поглубже и выявить причину страха, понять, откуда он проистекает, то это поможет вам справиться с ним и приносимым им дискомфортом. У страха, как гласит знаменитая пословица, глаза велики. Подумайте, что может произойти с вами в самом скверном случае, и как вы намерены разбираться с проблемами. Тогда вы трансформируйте ваш страх в чётко выстроенный план действий и, в итоге, оставите позади.

Обида . Не существует тех, кого бы когда-либо не обижали. Обида – реакция вполне естественная, но не самая полезная. Вы словно выпиваете яда и ждёте, когда умрёт другой. Пользы в обидах нет никакой, они лишь гложут вашу душу, заставляя вновь и вновь прокручивать в голове неприятные воспоминания. Запомните, что никто не способен обидеть вас, пока вы сами этого не разрешите. Прощать следует далеко не всё, это правда. Однако отпускать нужно многое, ведь жизнь продолжается. Поговорите с обидчиком, если им оказался ваш близкий человек – член семьи или друг – выскажите всё то, что вас тяготит, дайте ему понять, что его слова, поступки или отношение сильно вас задевают. Разберитесь в ситуации, ведь молчание не решит вашей проблемы. Если это по каким-то причинам невозможно, то сделайте вывод об обидевшем вас человеке и впредь постарайтесь больше с ним не взаимодействовать. Обида не должна, подобно червю, точить вас изнутри.

Чувство вины . Речь идёт, конечно, не о реальной вине, как, например, вследствие нарушения закона, а об эмоциональной, которая становится результатом каких-либо межличностных коллизий. Посредством критической оценки взгляните на свои действия, породившие эту вину. Вы поступили несправедливо к кому-то? А, может, вам это внушили, чтобы воззвать к вашей жалости и снять с себя ответственность? Как можно более детально разберите ситуацию, из которой произрастает ваше чувство вины. Вполне возможно, что вы ни в чём не виноваты, и данное токсичное чувство просто-напросто было вам навязано. Причём навязано так мастерски тонко, что вы сами не заметили, как приняли его и начали мучиться. Если вы реально ощущаете вину за содеянное, извинитесь. Если же нет – отпустите гадкое чувство и продолжайте жить дальше. Вина – это страшная вещь. С помощью неё не только манипулируют людьми, но и разрушают им впоследствии жизнь. Вот почему так важно оставить позади эту ужасающую эмоцию.

Стыд . Будучи социальным регулятором нашего поведения, стыд, по сути, заложен в нас как ограничитель положительный, предохраняющий от аморального поведения. «Ай-яй-яй, нельзя маленьких обижать, как не стыдно!», «Ты как со старшими разговариваешь? Тебе должно быть стыдно!», «Мне было стыдно за твоё поведение! Сегодня ты наказан(а)!» – мы слышим это слова с детства в большом количестве. Тем не менее мало кто из нас задумывается, что стыд, к которому так апеллирует общество, может стать таким же эффективным орудием манипуляции, как и чувство вины. Боязнь и нежелание выглядеть нелепо, предстать перед окружающими в невыгодном или даже смешном свете, вызвать недовольство большинства или заслужить негативную оценку, с одной стороны, понятно, но с другой, может стать серьёзным ограничителем жизни индивида. Подумайте, разве жить под копирку хорошо? Разве соответствовать навязанным предписаниям и установкам хорошо? Разве вы станете счастливее, проживая чужую жизнь? Научитесь следовать своим желанием и с долей юмора относиться к своим ошибкам. Никто из нас не идеален, и небольшой промах не сделает вас хуже других.