Психоанализ изучает личности. Психоанализ и социальная психология. Что из себя представляет классический психоанализ

В самом общем понятии– это стремление объяснить тайные причины тех или иных действий и мнений. Большая часть людей даже не задумывалась о том, что сознание – это лишь малая толика от всей психики. За его пределами расположилась мощная психическая машина, которая сформировывалась на протяжении долгих тысячелетий и работа которой недоступна самосознанию, точно также, как недоступно наблюдение за работой своей печени или других жизненно необходимых органов. Но как раз в этой глубоко спрятанной, бессознательной области психики таится начальный исток многих наших мыслей и ощущений.

Что представляет собой психоанализ?

Тут сочетается духовное и физическое. Психические несоответствия нормам перерастают в болезнь организма. Также здесь же составляются симпатии либо антипатии к конкретным особям, истоки ссор, которые порой так сложно разобрать. В бессознательном созревают все наши самые главные решения, намечаются побуждения как к геройским,так и к преступным деяниям, которых совсем не ждет ни тот, кто воплотит их в жизнь, ни его ближние. Все общественные, личные отношения, психология масс – все это строится на бессознательных мотивах.

Задачи психоанализа.

Первая и, пожалуй,самая основная цель психоанализа – это толкование того противоречивого, которое появляется в голове человека и в его отношениях с окружающими. Понятно, что психоанализ совершают все особи как с нормальной, так и с отклонившейся психикой, стоит им столкнуться только с чем-то, задевающим их натуру. Определение психоанализа в специальную и целенаправленную категорию, которая может представлять собой терапевтическое общение доктора со своим пациентом появилось уже в 20 веке – наверное из-за того, что сильные и неожиданные перемены в общественных отношениях людей привели многих из них к психическим дискомфортам различного рода.

В процессе урбанизации, повышающейся мобильности, стремительного культурного развития и прочих процессах, изменились устоявшиеся психологические связи в обществе. Появились не имевшие похожего в прошлом времени ощущения потери жизненного смысла, непреодолеваемого барьера поколений, одиночества и ненужности, невозможности к реализации своего я. Из-за всего перечисленного повысилось количество , болезней психического рода, преступлений в состоянии аффекта, самоубийств, все конфликты стали острее. Психоанализ в качестве медицинского направления и раздела психологии появился тогда, на заре ХХ века. Он не был только изобретением науки, принадлежащим гениальному уму. Он помимо этого стал ответом на социологические изменения, которые потребовали специальной личностной адаптации в ситуации возникшего отдаления людей и опасной конфликтности.

Вся неповторимость психоанализа сотоит в том, что он появился на грани, связывающей медицину, науку и общение. Этим также можно объяснить и его научную революционность, сверхсильный интерес к нему массовой общественности а также ряд обвинений, упреков, решений о безнравственности и обмане, которые отовсюду повалились на бедных психоаналитиков. Психоанализ распахнул двери в новую эру человеческого самопознания.

История психоанализа.

Тернистая дорога развития психоанализа необычна и своеобразна. Встреченный упреками и недоверием в академических кругах, он, по прошествии определенного времени, заполучил популярность, которую по масштабам можно сравнивать только с известностью марксизма,например, и разных мировых религий. Будучи придуман своим изобретателем как метод излечения от неврозов и теория духовного развития, психоанализ скоро стал философией каждого человека и целой культуры, оказался в самом эпицентре общественной и политической жизни. Можно прибавить, что в нацистской Германии рукописи великого Фрейда были уничтожены огнем, а в СССР – спрятаны в специальные хранилища. Уже в 20 веке психоанализ стал известен на весь мир.

Некоторые рукописи Фрейда и его последователей были изданы в 20-30 годы в русской версии в основанной профессором. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке». На протяжении нескольких десятков лет психоанализ был официально запрещен. И только к середине 80-х годов повсеместно начали издаваться книги Фрейда, Юнга, Адлера и других бессмертных психоаналитиков. Знакомство со структурой личности и наукой психоанализа ни для кого не пройдет бесследно, любой человек, поняв его суть, превращается в более искушенного, более самокритичного, менее склонного к слепому доверию рекламе, броским плакатам, идеологическим лозунгам. Психоанализ взращивает в людях контроль над собой,терпимость, ответственность, уважение своей и чужой свободы. А это именно те необходимые качества, в которых мы наиболее всего нуждаемся и по сей день.

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного .

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения исопротивления .

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов – потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа –индивидуальную психологию , в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие«психосоциальная идентичность» : устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

К. Юнг , один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа –аналитическую психологию . Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человекаколлективного бессознательного . По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в видеархитипов , которые унаследованы от предков.

А согласно К. Хорни , неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство«коренной тревоги» . Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Какие тайны скрывает наша психика? Почему говорят, что «все мы родом из детства»? Почему мы упорно наступаем на одни и те же грабли и никак не можем выбраться из заколдованного круга не устраивающих нас отношений? Откуда берутся сновидения и о чем они пытаются нам рассказать?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся психической жизни человека, дает свои ответы созданный в начале XX века и подорвавший до основания психологию сознания психоанализ.

Революционные взгляды Зигмунда Фрейда, блистательного ученого начала XX века, не только перевернули науку психологию, но и оказали огромное влияние на всю западную культуру. Между тем, нельзя сказать, что выбор области деятельности, которой Фрейд позже будет предаваться со всей, свойственной лишь великим талантам страстью, был сделан им осознанно.

Зигмунд Фрейд (1856 г.рож.) происходил из бедной еврейской семьи, и поэтому, даже блестяще окончив гимназию в Вене, он не имел возможности заниматься чем-либо, кроме медицины и права – таковы были негласные антисемитские правила тех времен. Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета. С самого начала он больше хотел заниматься научными изысканиями, но денежные затруднения вынудили его к началу практики. Фрейд успел поработать и как хирург, и как терапевт, и как домашний врач, но свой выбор остановил на психиатрии и невропатологии.

Фрейд был необычайно работоспособен: его наследие составляет 24 тома научных сочинений. Он постоянно развивал и пересматривал свои взгляды, с горячностью утверждая и подтверждая практическими исследованиями истинность своих догадок и озарений. Вокруг Фрейда собрался круг молодых врачей, многие из которых в последствии развили собственные представления и создали собственные школы психологической мысли. С ним было нелегко ладить – он тиранично требовал от соратников преданности и лояльности и деспотично изгонял тех, кто осмеливался критиковать его теорию, или предлагать новые, по мнению Фрейда ошибочные, взгляды на психику. Возможно, еврейское происхождение, которое автоматически делало его человеком низшего класса, и необходимость отстаивать свое мнение, с юности воспитали в Фрейде «бойцовские» качества и умение противостоять большинству.

В последние годы своей жизни Фрейд боролся с постоянной болью, вызванной тяжелейшей болезнью – раком лица. За 15 лет он перенес тридцать три операции, но не переставал работать: проводить исследования, читать лекции, издавать труды. Чем большую известность получали его воззрения, тем больше критики слышалось в его адрес, и с тем большей силой Фрейд парировал доводы своих оппонентов. В 1933 году нацисты сожгли груду его книг, на что Фрейд с юмором отреагировал, заметив, что это – прогресс, что в средние века сожгли бы его самого. В 1938 году, после захвата фашистами Австрии, Фрейду было разрешено уехать в Англию, где он и скончался годом позже.

История возникновения психоанализа

В начале своей карьеры Зигмунду Фрейду посчастливилось работать с такими выдающимся учеными, как известный европейский физиолог Эрнст Брюкке, успешно практикующий гипноз врач Иосиф Брейер и знаменитый невролог Жан-Мартен Шарко. (Да-да, тот самый Шарко, душ имени которого применяют и сегодня для лечения нервно-психических расстройств). Некоторые идеи и мысли, зародившиеся в этот начальный период деятельности, в последующем нашли развитие в научных трудах Фрейда.

В частности, внимание молодого ученого и практикующего врача Зигмунда Фрейда привлек тот факт, что некоторые симптомы, проявлявшиеся у больных истерией, никак нельзя было объяснить с точки зрения физиологии. Например, человек «терял чувствительность» в какой-то одной области своего тела, хотя нервная проводимость в соседних областях оставалась здоровой. Другим примером, что не все происходящие в психике процессы можно объяснить реакцией нервной системы или актом сознания человека, стало наблюдение за поведением людей подвергшихся гипнозу. Сейчас каждому понятно, что человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить приказание выполнить какие-то определенные действия, и после пробуждения человек неосознанно будет стремиться исполнить приказанное. Если спросить у человека, почему он хочет выполнить это действие, то он приведет вполне логичные обоснования. То есть психика сама «придумывает» объяснения поступкам, даже если объективной нужды в этих поступках нет. Во времена Фрейда понимание, что сознательными действиями человека могут управлять скрытые от сознания причины, было настоящим открытием. До Фрейда понятий «бессознательное» или «подсознательное» вообще не существовало! Эти наблюдения и послужили толчком к развитию психоанализа – то есть анализу психики человека с точки зрения её движущих сил, причин и последствий, влияния предыдущего опыта на последующую жизнь и на нервно-психическое здоровье.

Основные положения психоанализа

Вся теория психоанализа базируется на утверждении Фрейда о том, что в природе психической (душевной) жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, желание, чувство или поступок имеют свою причину — сознательное или бессознательное намерение. Предшествующие события и переживания оказывают влияние на последующие. Даже если какие-то душевные переживания, по мнению человека, ничем не обоснованы, существуют скрытые связи, устанавливающие одно сознательное событие с другим.

Поэтому психику человека можно разделить на три области: сознание, предсознание, бессознательное.

  • Области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были в сознании и никогда не будут ему доступны. Также сюда из сознания вытесняются переживания, чувства и мысли не прошедшие «цензуру», то есть воспринимаемые человеком как запрещенные, грязные, не имеющие права на жизнь. Бессознательное не подчинено времени. Ранние детские воспоминания, если они вдруг снова попадают в сознание остаются такими же яркими, как и в момент их зарождения.
  • Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать доступной сознанию.
  • Сознание включает то, что мы осознаем в каждый момент времени нашей жизни.

Главными действующими силами психики, по мнению Фрейда, являются инстинкты – напряжения, направляющие организм к определенной цели. Среди инстинктов существует два основных:

  • Либидо (от лат. «желание») – энергия жизни;
  • Агрессивная энергия или инстинкт смерти.

В психаналитической теории рассматривается большей частью «либидо», в своей основе имеющее сексуальное природу. Либидо – живая энергия, возникновение, количество, перемещение и распределение которой может объяснить наблюдаемые расстройства психики или особенности в поведении, мыслях и переживаниях человека.

В личности человека, согласно психоанализу, представлено три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это все, заложенное в человеке изначально – наследственность и инстинкты. Ид не подчиняется законам логики, в нем все хаотично и неорганизованно. Однако Ид, вне сомнения, оказывает влияние на Эго и Супер-Эго. Ид — это слепой король, власть которого безгранична, но который вынужден полагаться на подчиненных в исполнении своей воли.

Я (Эго) – это та часть личности, которая непосредственно контактирует с окружающими. Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя личностью. Эго питается соками Ид, защищая его, как кора защищает дерево. Взаимодействие Эго и Ид можно представить на примере сексуальной потребности: Ид осуществило бы разрядку этой потребности прямой сексуальной деятельностью, Эго призвано решить, когда и в каких условиях такая деятельность будет уместна. Эго сдерживает или перенаправляет инстинктивное Ид, обеспечивая физическое и душевное здоровье, а также безопасность личности.

Сверх-Я (Супер-Эго) – в свою очередь развивается из Эго. Супер-Эго – это хранилище моральных норм и законов, это ограничения и запреты, накладываемые на личность. По мнению Фрейда у Супер-Эго есть три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Ид, Эго и Супер-Эго призваны совместно добиваться одной цели: поддерживать равновесие между стремлением к увеличению удовольствия и опасностью неудовольствия.

Энергия, рожденная в Ид, находит свое выражение в Эго, а Супер-Эго определяет границы Эго. Поскольку требования Ид, Супер-Эго и внешней реальности, к которой личность должна приспособиться, часто противоречивы, в личности неизбежно возникают конфликты.

Решение внутриличностных конфликтов может проходить несколькими способами:

  • Сновидения;
  • Сублимация;
  • Компенсация;
  • Блокирование с помощью «механизмов защиты»

В сновидениях могут находить выражения желания, которые не были исполнены в реальной жизни. Повторяющиеся сновидения могут указывать на какую-либо нереализованную потребность, которая является препятствием к свободному самовыражению человека и его дальнейшему психологическому росту.

Сублимация – это перенаправление энергии либидо на социально одобряемые цели. Часто в качестве таких целей выступают творчество, интеллектуальная или социальная деятельность. Сублимацию можно назвать успешной защитой. Сублимированная энергия создает то, что принято называть цивилизацией.

Возникающую вследствие неудовлетворенного желания тревожность можно разрешить непосредственным обращением к проблеме. В таком случае энергия, не находящая выхода, направляется на преодоление трудностей, на уменьшение их последствий, на компенсацию нехватки чего-либо. Ярким примером органической компенсации может служить развитие идеального слуха у слабовидящих или слепых людей. Психика человека может поступить также: например, при недостатке способностей и сильном желании непременно добиться успеха в выбранной деятельности у человека могут развиться беспримерная работоспособность или чрезмерная напористость.

Например, такая ситуация как потеря любви и признания, при невозможности вновь получить одобрение, может вызывать сильную тревогу и беспокойство – создавать непереносимое напряжение. Это напряжение может найти выход в снах, или быть направлено на творчество: создание стихов, рисование картин и так далее. Или в такой ситуации человек прямо может стараться завоевать расположение и направлять свои усилия на получения одобрения от кого-либо – всем известны случаи, когда неуспехи в личной жизни некоторыми людьми компенсируются чрезвычайно успешной карьерой.

Но в других случаях возникающее напряжение искажается или отвергается с помощью таких механизмов защиты как репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия, гиперкомпенсация.

В приведенном нами примере с потерей любви, механизмы защиты можно проиллюстрировать так:

  • Репрессия (подавление): – Была любовь? Не помню…
  • Отрицание: – Да не было никакой любви!
  • Рационализация: – Я любила (любил) не того человека, это было ошибкой.
  • Реактивное образование (искажение потребности): – Лучший мой мужчина – это мой кот!
  • Изоляция: – Любовь – это не для меня.
  • Проекция (приписывание другим своих мыслей и чувств): – Никто никого не любит, никто не умеет любить по-настоящему… (Читаем: меня никто не любит…)
  • Регрессия (переход на более ранние стадии развития): – У меня теперь есть только одна любовь – вкусная еда.
  • Гиперкомпенсация (чрезмерная компенсация) – Я за свободные сексуальные отношения без ограничений!

Психоанализ – это гениальная попытка Зигмунда Фрейда понять и описать те составляющие психической жизни, которые в дофрейдовский период казались непостижимыми.

Словом «психоанализ» со времен его создания и до настоящего времени называют:

  • процедуры исследования психических процессов;
  • метод лечения невротических нарушений;
  • научную дисциплину.

Психоаналитическая практика

Пожалуй, при слове «психоанализ» у многих в голове всплывет картинка, часто анекдотично используемая в кинематографе:

Безучастный с абсолютно нейтральным выражением лица, порою бородатый (чтобы уж совсем не было видно никаких эмоций), аналитик сидит за своим столом, а пациент располагается в полулежащем кресле или на кушетке чуть ли не спиной к аналитику и что-то там рассказывает о своей жизни. Аналитик иногда отпускает реплики, но в целом не препятствует и не форсирует поток речи пациента. По характеру происходящего видно, что пока пациент изливает душу, психоаналитик погружен в свои собственные мысли и не слишком следит за процессом.

Смысл всего этого действа не очень-то понятен, и часто люди искренне удивляются за что психоаналитикам «платят такие деньги!».

На самом деле процедура психоанализа внешне выглядит почти также, за исключением того, что в момент рассказа пациента аналитик предельно сосредоточен — ведь именно в этот момент он в «режиме реального времени» проводит анализ всего, что доверяет ему пациент. Клиент во время психоанализа действительно располагается не напротив аналитика, а чуть в стороне, но так, чтобы при желании он мог повернуть голову и увидеть выражение его лица. Эмоции на лице аналитика обязательно есть, и эти эмоции должны показывать человеку: «я принимаю все, что Вы говорите, я не осуждаю, не морализирую, не выношу приговор».

Главной задачей аналитика является высвобождение подсознательных мыслей и чувств так, чтобы с ними можно было работать сознательно. Для этого и создается атмосфера расслабленности и доверия с одной стороны и полного нейтралитета с другой. Правило нейтралитета заключается еще и в том, что в психоанализе запрещены любые личные контакты пациента и аналитика: никаких рукопожатий, не говоря уж о большем. Пациент не должен знать подробности личной жизни психоаналитика, достаточно того, что он знает его профессиональные данные.

Цель психоанализа – высвободить заблокированную энергию и позволить ей свободно реализовываться, делая человека свободнее и счастливее. Считается, что путем осознания причин подавленных влечений и осознания наличия комплексов, можно, хоть и не без труда, найти приемлемые формы выражения Ид, а также сделать Эго человека сильным, самостоятельным и более независимым от Супер-Эго.

Труды Фрейда и психоанализ и сегодня нередко подвергаются критике, но введенные им понятия Оно (Ид), Я (Эго) Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, сублимация, защитные механизмы сегодня понятны не только ученым, практикующим психологам, психотерапевтам и психиатрам, но и просто культурно образованным людям. Психоанализ находит свое отражение в литературе и искусстве, включая кинематограф, в антропологии, этнографии, педагогике и социологии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Профессор В.В.Петухов о психоанализе

    Психоанализ за 5 минут

    Ольга Гамаюнова - Как лечит психоанализ: от Фрейда к современности

    ЧТО ТАКОЕ ПСИХАНАЛИЗ ФРЕЙДА И КАК ОН РАБОТАЕТ

    Один день из жизни психоаналитика. Бренд-фильм "Инсайт"

    Субтитры

История

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений ». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене , утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд - как глава церкви - изгнал Адлера ; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории» .

Топографическая модель психического аппарата

  • Сознание - часть психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным . Сознание и бессознательное антагонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия , который модифицируется в принцип реальности; при нарушении баланса возможностей и желаний (когда желание не принимается обществом или самим индивидом), происходит проскальзывание информации в сознание посредством снов, оговорок и т. п. (то есть через бессознательную сферу).
  • Бессознательное - часть психики, процессы в которой неосознанны и находятся в конфликтных отношениях с сознательными представлениями человека. Фрейд различает бессознательное в описательном смысле слова (которое не является предметом психоанализа), в динамическом смысле - что означает наличие конфликта, в результате которого часть переживаний активно вытесняется из сознания, и в структурном смысле. Последнее означает, что в бессознательном действуют особые законы, управляющие психической активностью - такие как отсутствие времени, неразличение фантазии и реальности, отсутствие принципа противоречия и т. д.
  • Предсознательное - часть психики, бессознательная в описательном смысле слова, но потенциально осознаваемая при направлении на неё внимания. К предсознательному, в частности, относятся свободные ассоциации, используемые в практике психоанализа.

Позднее (в 1923 г.) Фрейд предложил новую, структурную модель психики:

  • Ид («Оно») - область влечений, к которым ко времени сознания этой модели Фрейд относил влечение к жизни и влечение к смерти. Ид переняло на себя многие характеристики, ранее относимые к бессознательному (принцип удовольствия, отсутствие времени и пр.), хотя инстанции Эго и Суперэго также в значительной своей части бессознательны.
  • Эго («Я») - инстанция, управляющая поведением и сознательным мышлением, а также отвечающая за действие защитных механизмов.
  • Суперэго («Сверх-Я») - часть Эго, выполняющая функцию самонаблюдения и моральной оценки. Суперэго образуется в результате интроекции образов родителей и их системы ценностей.

В целом структурная модель была шагом вперед в развитии психоаналитической теории, позволив описать более широкий спектр психических расстройств и создать новые инструменты психотерапии. Её значительным достижением стала в частности теория защитных механизмов. Однако, некоторые аспекты ранней теории были потеряны в новой - например, понятие бессознательного было в ней не столь четко определено. Сам Фрейд не завершил работу по пересмотру своей теории и продолжал использовать обе модели достаточно произвольно. В дальнейшем аналитики нового поколения предпринимали различные попытки завершения этой работы. В частности, американские аналитики Дж. Арлоу и Ч. Бреннер предложили систематический пересмотр всех понятий психоанализа в русле структурной модели . С другой стороны, в Британии Р. Фейрберн и М. Кляйн вписали структурную модель в теорию объектных отношений, описывая происхождение фрейдовских инстанций в ранних отношениях ребенка и в результате действия процессов проекции и интроекции .

Защитные механизмы

Фрейд выделил и описал следующие защитные механизмы психики:

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической личности, «отбрасывание» (Verwerfung) - психотической и «отказ» (Verleugnung) - перверсивной.

  • невроз - отрицание (Verneinung)
  • психоз - отбрасывание (Verwerfung)
  • перверсия - отказ (Verleugnung)

Комплексы

Расщепление сознания

Основная статья: Расщепление сознания (психоанализ)

«Понятие расщепления разрабатывалось Фрейдом преимущественно в статьях „Фетишизм“ (Fetischismus, 1927), „Расщепление Я в процессе защиты“ (Die Ichspaltung im Abwehrvorgang, 1938) и в „Очерке психоанализа“ (Abriss der Psychoanalyse, 1938) в связи с размышлениями о психозе и фетишизме» .

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. Оральная фаза (0 - 1,5 года), в личности проявляется только Ид - желание;
  2. Анальная фаза (1,5 - 3,5 года), формируется сверх-Я - социально обусловленные запреты;
  3. Фаллическая фаза (3,5 - 6 лет), интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры ;
  4. Латентная фаза (6 - 12 лет), сексуальное затишье;
  5. с 12 лет - Генитальная фаза или взрослая стадия.

Основные школы психоанализа

За более чем сто лет истории психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

  • Классическая теория влечений З. Фрейда
  • Школа М. Кляйн
  • Структурный психоанализ Ж. Лакана
  • Селф-психология Х. Кохута
  • Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан , Клара Томпсон)
  • Интерсубъективный подход (Р. Столороу)

Психопатология

Взрослые пациенты

Различные психозы включают в себя нарушение автономных эго-функций (интеграция мышления, способность к абстрактному мышлению, отношение к реальности и тестирование реальности). При депрессиях с психотическими элементами также может быть нарушена функция самосохранения (иногда из-за подавляющего депрессивного аффекта). При расстройствах интеграции Я (часто приводящих к тому, что психиатры называют «несвязанные ассоциации», «перерыв в течении ассоциаций», «скачка идей», «повторение бессмысленных слов или фраз» и «ускользание мыслей») также нарушается развитие самостно-объектных репрезентаций. По этой причине клинически психотики также демонстрируют ограничения в эмоциональном тепле, сочувствии, доверии, идентичности, близости и / или стабильности в отношениях (из-за тревоги самостно-объектного слияния).

Пациенты с ненарушенными автономными эго-функциями, но имеющие проблемы с объектными отношениями часто диагностируются как «пограничные» (borderline). Для пограничных пациентов также характерны нарушения, связанные с контролем над импульсами, аффектами или фантазиями, но их способность тестировать реальность остается более или менее неповрежденной. Взрослые, не испытывающие чувство вины и стыда и демонстрирующие преступное поведение, как правило, диагностируются как психопаты, или, согласно DSM-IV-TR, как люди с антисоциальным расстройством личности.

Паника, фобии, конверсии, навязчивые идеи, компульсивные побуждения и депрессии (аналитики называют их «невротическими симптомами») не всегда вызваны нарушениями эго-функций. Наоборот, они вызываются интрапсихическими конфликтами. Как правило, эти конфликты связаны с сексуальными и враждебно-агрессивными желаниями, чувством вины и стыда, фактами реальной действительности. Конфликты могут быть и осознанными, и бессознательными, но в любом случае они формируют тревожность, депрессивный аффект и гнев. В конечном итоге различные элементы конфликта находятся под управлением защитных механизмов - по своей сути, защитные механизмы - это «выключающие» механизмы, благодаря которым человек не осознает данный элемент конфликта. «Вытеснение» - термин для обозначения механизма, который вытесняет определенные мысли из сознания. «Изоляция аффекта» - термин для обозначения механизма, который не позволяет чувству быть осознанным.

Невротические симптомы могут проявляться как отдельно, так и в сопровождении нарушений эго-функций, нарушений объектных отношений, нарушения силы Я. То есть обсессивно-компульсивные шизофреники или страдающие от панических атак пациенты с пограничным расстройством личности - далеко не редкость.

Исследования

Более сотни лет клинические описания единичных случаев в журналах Modern Psychoanalysis, Psychoanalytic Quarterly, International Journal of Psychoanalysis и Journal of the American Psychoanalytic Association оценивали эффективность психоанализа при неврозах и расстройствах характера и личности. Психоанализ, модифицированный техниками объектных отношений, был эффективен при многих сложных случаях нарушений в сфере интимности и межличностных отношений (см. многочисленные публикации Отто Кернберга). Как терапевтический метод, психоаналитические техники могут быть полезны и при одноразовых консультациях . Психоаналитическое лечение в других случаях может длиться от года до многих лет, в зависимости от серьёзности и сложности патологии.

Психоаналитическая теория была объектом критики и споров, начиная с момента своего зарождения. Фрейд отмечал это ещё в самом начале своей карьеры, когда медицинские круги Вены подвергли его остракизму за находку того, что истерические конверсионные симптомы характерны не только для женщин. Критика психоаналитической теории началась с Отто Ранка и Альфреда Адлера (в начале 20 века), продолжилась в рамках бихевиоризма (например, Вольпе) в 1940-х и 1950-х, и существует по настоящее время. Критика исходит от тех, кто не согласен с положением о существовании бессознательных механизмов, мыслей или чувств. Критиковалось также утверждение о «детской сексуальности» (описание того, что дети в возрасте от двух до шести лет фантазируют о зарождении). Критика приводила к модификациям психоаналитической теории, таким как работы Рональда Фейрбэрна, Михаэля Балинта и Джона Боулби. В последние десятилетия, критика сосредоточилась на вопросе эмпирической вирификации - несмотря на множественные эмпирические проспективные исследования (см., например, работы Барбары Милорд и её коллег из Медицинской школы Корнеллского университета). В современной научной литературе можно найти исследования, поддерживающие многие идеи Фрейда, например, бессознательное, регрессию и т. д.

Психоанализ был использован как инструмент исследования детского развития (см. журнал The Psychoanalytic Study of the Child), и развился в гибкий, эффективный метод лечения ментальных нарушений . В 1960-е, ранние (1905) представления Фрейда о детском развитии и женской сексуальности подверглись пересмотру. Это привело к активным исследованиям в 1970-х и 1980-х и последующим новым концепциям женского сексуального развития, которые скорректировали некоторые положения Фрейда . См. также многочисленные работы Элеаноры Галенсон, Нэнси Ходоров, Карен Хорни, Франсуазы Дольто, Мелани Кляйн, Сельмы Фрайберг и других. В последнее время, исследователи включившие в свою работу теорию привязанности (например, Алиса Либерман, Сюзан Коатс и Даниэль Шехтер) исследовали роль родительской травматизации в развитии у маленьких детей способностей к ментальной репрезентации себя и других .

Несколько мета-исследований показали, что эффективность психоанализа и психодинамической психотерапии сравнима по результативности или превосходит другие виды психотерапии или лечение антидепрессивными препаратами . Эмпирические исследования говорят о том, что «классический» долговременный психоанализ - когда пациент лежит на кушетке как минимум три раза в неделю - также эффективен . Обзорная работа 2005 года по рандомизированным и контролированным исследованиям заключает, что «психоаналитическая психотерапия (1) эффективнее, чем отсутствие лечения или стандартное лечение и (2) эффективнее коротких форм психодинамической психотерапии» . Эмпирическое исследование эффективности психоанализа и психоаналитической психотерапии стало популярным в среде психоаналитически ориентированных исследователей.

Исследования эффективности психодинамического лечения в некоторых популяциях показали противоречивые результаты. Исследования Бертрама Кэрона и его коллег из Мичиганского государственного университета говорят о том, что грамотное применение психодинамической терапии может быть успешно в случае больных шизофренией. Более поздние исследования сомневаются правильности этого утверждения. Так, отчет Центра изучения результативности лечения больных шизофренией (Schizophrenia Patient Outcomes Research Team, PORT ) не рекомендует использование психодинамических форм психотерапии при шизофрении, указывая что дополнительные исследования необходимы для подтверждения их эффективности. Однако, рекомендация PORT основана на экспертных мнениях клиницистов, а не на эмпирических данных. Существуют эмпирические данные, противоречащие этой рекомендации .

Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, практикующие психоаналитическое мышление. Например, помимо классического психоанализа, психоаналитическая психотерапия. Другие примеры распространенных терапевтических методов, которые используют находки психоанализа: психотерапия на основе ментализации (Mentalization-Based Treatment) и психотерапия, фокусированная на переносе (Transference-Focused Psychotherapy).

Критика

Уже при самом своём появлении психоанализ подвергся критике, в частности такими авторами, как К. Ясперс , А. Кронфельд , К. Шнайдер , Г.-Й. Вайтбрехт и многие другие . Первоначально неприятие концепции Фрейда европейскими психиатрами было решительным и повсеместным - за немногими исключениями, как, например, Э. Блейлер и В. П. Сербский . Например, Э. Крепелин утверждал :

На основании разностороннего опыта я утверждаю, что продол­жительные и настойчивые расспросы больных об их интимных переживаниях, а также обычное сильное подчеркивание поло­вых отношений и связанные с этим советы могут повлечь за со­бой самые неблагоприятные последствия.

- Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику

К. Ясперс относился с безусловным уважением к Фрейду как личности и учёному и признавал значительный вклад его теорий в науку, однако считал психоаналитическое направление исследований непродуктивной вульгаризацией идей Шопенгауэра и Ницше , «порождением мифотворческих фантазий», а само движение психоанализа - сектантским. Он называл психоанализ «популярной психологией», позволяющей обывателю легко объяснить что угодно. Фрейдизм для К. Ясперса, так же как и марксизм , - суррогат веры. По мнению Ясперса, «психоанализ несет значительную долю ответственности за общее снижение духовного уровня современной психопатологии » .

Подвергается критике психоанализ и в конце ХХ - начале ХХI века. В спорах вокруг учений З. Фрейда обсуждаются такие основные пункты: научность используемых им понятий, реальный лечебный эффект психоаналитической терапии, а также долгосрочные влияния фрейдизма на общество .

Джон Килстром в своей статье «Фрейд всё ещё жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет и что и большее влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остаётся спорной.

Многие десятилетия психоанализ Фрейда упрекали в научной несостоятельности. Сейчас эти упрёки можно признать справедливыми лишь в части архаической версии психоанализа. Современная психодинамическая теория построена на положениях, получивших многочисленные эмпирические подтверждения. В частности, подтверждены (а) существование бессознательных когнитивных, аффективных и мотивационных процессов, (б) амбивалентность аффективной и мотивационной динамики и их функционирование в параллельном режиме, (в) происхождение многих личностных и социальных диспозиций в детстве, (г) ментальные репрезентации «Я» и «Других» и их взаимоотношений, (д) динамика развития (Westen, 1998). Для эмпирической психологии подтверждение указанных выше положений является сенсацией. Скажем, в когнитивной психологии феномен бессознательного стал получать признание лишь около 15 лет назад (см., например, Kihlstrom, 1987, 2000).

- Дорфман, Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки

В 1994 году Клаус Граве с группой учёных опубликовал мета-анализ 897 самых значимых эмпирических исследований, опубликованных до 1993 года, посвящённых изучению эффективности психоанализа и сходных психотерапевтических методик . Граве пришёл к следующим выводам:

  • отсутствуют положительные показания для долговременного применения (1017 сессий за 6 лет и более) психоанализа
  • при длительном применении психоанализа существенно повышается риск ятрогенных эффектов
  • кратковременное применение (57 сессий за год) психоанализа малоэффективно для пациентов со страхами, фобиями и с психосоматическими расстройствами
  • кратковременное применение уменьшает симптоматику у пациентов со слабовыраженными невротическими и личностными расстройствами

В этой же работе Граве провёл мета-анализ 41 работы, в которых сравнивалась эффективность различных методов терапии. Граве заключил:

  • группы пациентов, которые проходили психоаналитическую терапию, показали лучше результаты, чем контрольные группы, где терапия отсутствовала, а терапевт лишь ставил диагноз
  • поведенческая терапия оказалась в два раза эффективней психоаналитической.

По мнению психоаналитика Петера Куттера, Айзенк и другие критики психоанализа в своих исследованиях пользуются методиками, прямо противоположными психоанализу, не применимыми к бессознательным процессам .

Согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков, хотя во многих гуманитарных науках психоанализ широко распространен, факультеты психологии нередко относятся к нему лишь как к историческому артефакту .

В своей статье «Вреден ли психоанализ?» американский психолог Альберт Эллис дал свою оценку потенциального вреда от применения психоанализа . В частности, Эллис утверждал следующее:

  • психоанализ в целом построен на ошибочных предпосылках;
  • психоанализ уводит пациентов от нужды работать над собой, дает им оправдание бездействия;
  • психоанализ поощряет зависимость пациента от терапевта, часто пациентам предлагается принять на веру интерпретации терапевта, даже если они далеки от фактов;
  • экспрессивный, катарсивно -абреактический метод психоанализа, заключающийся в принятии и высвобождении враждебности, не решает проблему враждебности, а лишь усугубляет её;
  • психоанализ развивает в пациентах конформизм ;
  • иррационализм психоанализа запутывает пациентов, уже страдающих от иррациональных убеждений;
  • из-за неэффективности психоанализа (потраченных впустую средств и времени) у многих пациентов в США подорвано доверие к психотерапии в целом.

Психоаналитическая терапия во многих отношениях основана на поиске того, что, вероятно, не существует (подавленные детские воспоминания), предположении, которое, вероятно, ошибочно (что детский опыт является причиной проблем пациентов), и терапевтической теории, которая почти не имеет шансов быть верной (что перевод подавленных воспоминаний в сознание есть существенная часть курса лечения).

Согласно утверждению американского философа науки , известного критика психоанализа А. Грюнбаума , прочный терапевтический успех, на котором основывается утверждение Фрейда об этиологической доказательности метода свободных ассоциаций, никогда не имел места в действительности, а временные терапевтические результаты вполне объяснимы не подлинной эффективностью этого метода (то есть его эффективностью в обнаружении и снятии вытеснений), но лечебными факторами иного свойства - эффектом плацебо , то есть временной мобилизацией надежд пациента врачами. «Не слишком ли это просто, чтобы быть истиной - то, что некто может уложить психически озабоченного субъекта на кушетку и выявить этиологию ее или его заболевания с помощью свободной ассоциации? Сравнительно с выяснением причин основных соматических заболеваний это выглядит почти чудом, если только истинно », - пишет А. Грюнбаум. Он упоминает, что, согласно данным тщательных исследований, так называемые «свободные ассоциации» в действительности не свободны, но зависят от едва заметных подсказок психоаналитика пациенту и потому не могут надёжно ручаться за содержание предполагаемых вытеснений, которые ими якобы снимаются.

Многие специалисты из области нейробиологии , когнитивной психологии , философии науки и теории познания считают , что методы и теории психоанализа не имеют под собой научных оснований, а сам психоанализ зачастую рассматривают как псевдонаучную теорию .

Реакция на критику

Со своей стороны психоаналитики обвиняют многих критиков в предвзятости и скрытой поддержке иных видов помощи (медикаментозного психиатрического лечения, поведенческой терапии и т. д.) . Они противопоставляют этой критике новые исследовательские проекты, опирающиеся как на традиционное психоаналитическое изучение отдельных случаев, так и на объективные количественные методы .

Психоанализ литературы

Психоанализ в XX веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Ему близки методы патографического анализа литературы и психиатрического литературоведения .

Ассоциации и школы

  • Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP)

См. также

Примечания

  1. Psychoanalysis // Encyclopædia Britannica .
  2. Erich Fromm (1992:13-14) The Revision of Psychoanalysis
  3. Лейбин В. М. Психоанализ (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) / Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов , В. Л. Абушенко , Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий).
  4. Dufresne T. .- Stanford University Press, 2007.- 180p.- ISBN 0-8047-5548-5 , ISBN 978-0-8047-5548-1 .
  5. Hansson, Sven Ove , Science and Pseudo-Science // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2008 Edition), Edward N. Zalta (ed.),
  6. Freudian psychoanalysis // Robert T. Carroll
  7. Cioffi F. Freud and the question of pseudoscience .- Open Court Publishing, 1998.- 313p.- ISBN 0-8126-9385-X , ISBN 978-0-8126-9385-0
  8. Webster R. Why Freud was wrong: sin, science and psychoanalysis.- London: Harper Collins, 1995
  9. Grünbaum A. The foundations of psychoanalysis: a philosophical critique.- Berkeley: University of California Press, 1984
  10. Tallis RC (1996), «Burying Freud», Lancet 347 (9002): 669-671
  11. Crews F. C. // Times Higher Education , 3.03.1995
  12. Лейбин В.М. Психоанализ // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  13. NYTimes: Freud is Widely Taught at Universities, Except in the Psychology Department
  14. Stengel E (1953), Sigmund Freud on Aphasia (1891), New York: International Universities Press

Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1940). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии-в одно из важных направлений философии XX века. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.).

Почему же возникает эта своеобразная цензура, запрещающая осознаваться определенным желаниям и переживаниям? Прежде всего в силу того, что они не соответствуют тем правилам, запретам, идеалам, которые вырабатываются у человека под влиянием взаимодействия с окружением - в первую очередь взаимоотношений с родителями в детстве. Эти желания, переживания как бы аморальны, но, по 3. Фрейду, они естественны для человека. Подавленные желания, конфликт влечения и запрета (внутренний конфликт) - причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане, вплоть до невротических заболеваний. Стремясь к реализации,\бессознательное как бы находит способы обойти цензуру. Сновидения, фантазии, оговорки и пр. - все это своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшифрован. Задача психоаналитика-помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (т. е. были вытеснены), перевести их в сознание и как бы прожить заново-это, по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, т. е. очищения и освобождения.

Что же это за переживания, какова их природа? 3. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений - стремления к любви и стремления к смерти и разрушению. Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой "либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью. В развитии ребенка эта энергия первоначально распределена в нем самом, он получает удовольствие от переживаний, связанных с ротовой полостью, например, от еды, от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей-по Фрейду, все это эротические переживания, а ротовая полость, позже-органы выделения выступают первоначально как основные эрогенные зоны. Но в жизни ребенка наступает важный этап - около 4 лет - когда его эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей, в основном-на родителя противоположного пола. Ребенок становится к нему очень привязан, стремится к общению, старается как бы «владеть» родителем, не деля его ни с кем. В этой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, «отбирающий» любимого; как следствие, ребенок бессознательно желает его «ухода», т. е. смерти (именно этот момент-по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка - явился наиболее шокирующим в классическом психоанализе). Но влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителя своего пола запретны; переживания, с этим связанные, вытесняются, они бессознательны. Ситуация мальчика описывается как Эдипов комплекс (по имени героя античной мифологии Эдипа, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на собственной матери, с которыми был разлучен в раннем детстве); переживания девочки определяются как комплекс Электры ^(Электра-дочь героя Троянской войны Агамемнона, по возвращении убитого своей женой и ее любовником; Электра мстит убийцам за смерть отца). Ребенок оказывается в ситуации внутреннего конфликта: он зависит от родителя своего пола и одновременно агрессивен по отношению к нему, боясь при этом наказания за запретные желания и поступки.

Сложившуюся картину Фрейд описывает следующим образом.

В начале жизни ребенком руководит особая психическая инстанция, называемая «Оно»-его желания и влечения; руководствуясь «Оно», ребенок действовал бы в соответствии с «принципом удовольствия», делая, что хочет. «Оно» целиком бессознательно. Однако желания должны найти себе реалистические формы удовлетворения; для этого из «Оно» (и это происходит достаточно быстро в детском развитии) выделяется структура, называемая «Я», задача которого-найти такие пути, т. е, по словам Фрейда, «Я» выступает как служанка «Оно». «Я» ориентировано на принцип реальности. Но в обсуждаемый период, начиная с 4 лет, ребенок вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям «Оно»; формируется еще одна" инстанция, называемая «Сверх-Я» и действующая в направлении, противоположном «Оно» и «Я», выступая, в частности, как голос совести; подавляя влечения. («Я» и «Сверх-Я» частично бессознательны). С этого момента основной внутренний конфликт ребенка - а в дальнейшем и взрослого-это конфликт между желаниями и внутренними запретами, т. е. между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» становится своеобразным полем битвы между ними, его задача - помочь реализоваться желаниям, не обижая при этом запреты. В травматической ситуации внутреннего конфликта «Я» вырабатывает психологические защиты, особые формы бессознательной психической активности, которые позволили бы хотя бы временно облегчить конфликт, снять напряжение, а в конкретных жизненных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб представлениям о самом себе как соответствующем некоторому идеалу. Одна из форм психологической защиты позволяет ребенку «справиться» с эдиповой ситуацией (это происходит к 5-6 годам): ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола (форма защиты-идентификация): не в силах изменить ситуацию и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него (тем самым в структуру «Сверх-Я», наряду с запрета-м1!, включается идеал-образ). По Фрейду, отголоски Проживании этого периода жизни ребенка (впрочем, и иных периодов тоже, но этот важен особенно) можно йидеть на протяжении всей жизни человека, и за огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно увидеть нереализованные сексуальные Устремления. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, религия)-центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников, многие из которых ушли от него, не разделяя «пансексуализма», т. е. стремления объяснять все через сексуальную проблематику.

Помимо идентификации, существует еще множество форм психологической защиты разного типа и уровня:

Проекция - т. е. приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний; регрессия-временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого); рационализация - приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин-и др. Большинство психологических защит, впрочем, не снимают проблемы; адекватным способом защиты выступает, в сущности, лишь сублимация, т. е. перенесение нереализованной энергии в другие области-труд, творчество.

Мы уже говорили, что психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии - заболевания, при котором, как было показано, именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (параличи, слепота, боли и др.) *. Как вы поняли, все люди, согласно Фрейду, неизбежно внутренне конфликтны (он даже использовал термин «нормальный невротик»). За многими проявлениями фантазии, творчества и др. лежит прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это - как бы символическое воплощение нереализованных желаний. (Вопреки распространенному среди непсихологов мчению, Фрейд не предлагал ожидать за каждым образом непременно сексуальную подоплеку-ее может и не быть-но в общем случае ^она несомненна.) Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым - а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю-задача психоанализа как терапевтического метода.

* Долгое время - в особенности до Фрейда - медики считали подобные проявления симуляцией, т. к. не могли обнаружить их органической причины.

Учение Фрейда, которое мы изложили крайне неполно и схематично-а оно к тому же трансформировалось в процессе своего развития - всегда вызывало самые противоположные мнения, от восторгов до абсолютного неприятия. Вместе с тем, относительно ряда открытий Фрейда ему воздает должное подавляющее большинство современных психологов.

Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само по себе существование бессознательного признавалось рядом авторов и до Фрейда; однако динамика влияния бессознательного на сознание, взаимодвижекие содержаний, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным пространством, но стало частью живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни.

Сексуальная сфера человеческой жизни, значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуальности-например, сводить ли к ней любовь или нет, соотносить ли с пей высшие этические проблемы человека и т. д.

Далее, Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего семейного опыта в развитии личности; значительное число психотерапевтов, в том числе и непсихоаналитиков, включает его проработку в процесс помощи тем, с кем работают.

Наконец, идея психологической защиты - одна из Центральных в современной психотерапии. Не всеми разделяются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но, как правило, признается, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем, в том числе далеко от него ушедших; лидеры большинства крупных психотерапевтических направлений прошли шкоту фрейдовского психоанализа.

Фрейдовский психоанализ действительно представил абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая Революция». Он оказал грандиозное влияние на искусством оно проявляется-иногда вполне непосредственно, через перенос символов - в фильмах Ф. Феллини и И. Бергмана, прозе А. Мердок, живописи С. Дали и др.

Но, разумеется, психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики Фрейда, в большинстве не разделяя пансексуализма своего учителя, развивали собственные учения о содержании и роли бессознательного в психической жизни, разрабатывали собственные подходы к психотерапии.

Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны А. Адлер и К.-Г. Юнг.

Направление, основанное австрийским (с приходом к власти фашизма эмигрировавшим в США) психологом Альфредом Адлером (1870-1937) называется «Индивидуальная психология». Его центральной идеей является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется, по Адлеру, исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.

Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубляться не демократическими отношениями ребенка с родителями (основная задача которых, полагал Адлер-обеспечение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, т. е. братьями и сестрами (Адлер полагал при этом очень важным порядок рождения и предлагал различные модели развития для единственного ребенка, старшего ребенка, одного из «средних» детей, младшего ребенка). Опыт отношений, получаемый ребенком до 5-летнего возраста, является решающим для развития детского характера и более того-именно этот период определяет характер человека вообще.

Итак, исходным является чувство неполноценности. Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, удовлетворения «воли к власти»; впоследствии, однако, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути-конструктивный и деструктивный (формирование характера, собственно, и связывается с формируемой стратегией самоутверждения). Конструктивный путь означает самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации с ними;

Деструктивный-за счет унижения других и эксплуатации. Выбор пути самоутверждения зависит от развития и «сохранносги» социального интереса-под ним Адлер понимал чувство сопричастности человечеству, готовности к сотрудничеству; оно, по-видимому, врожде-но (хотя Адлер специально это не обсуждает), но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается-в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, либо, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве. В первом случае человек будет как бы мстить человечеству, во втором-требовать привычного отношения, и в обоих случаях оказывается в позиции не дающего, а берущего. Именно это-ключевой момент терапии: человек с «ошибочным жизненным стилем» как бы существует в условном мире, мире, в котором он не обнаруживает собственной неполноценности, замаскированной позицией «берущего», псевдосильного; это, однако, не снижает тревоги, ибо переживание неполноценности сохраняется-хотя и не осознается. Задача терапевта-восстановить реалистические отношения пациента с миром, раскрыть его навстречу другим.

Согласитесь, это-совсем другой психоанализ, где место сексуальной проблематики - отнюдь не на первом плане. Идея Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка - одна из главных идей ряда психотерапевтических направлений, базирующихся на психоанализе и гуманистической психологии.

Совершенно особую систему мировоззрения предложил швейцарский психолог и философ Карл-Густав Юнг (1875-1961)-автор, влияние которого на мировую культуру сопоставимо по масштабам с влиянием его учителя. Сам Фрейд считал его наиболее талантливым из своих учеников и полагал своим преемником; однако их теоретические расхождения были очень велики, прежде всего потому, что для крайнего атеиста Фрейда были непреемлемы взгляды Юнга, непосредственно связанные с религией и мистическими учениями.

Основа теории Юнга - учение о коллективном безсознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (и во взаимодействии с ними). Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека и редставляет содержания, им вытесняемые, то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества; каждый из нас-его носитель в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного является тем глубинным, сокровенным, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования. Если содержание личного бессознательного составляют комплексы (именно Юнг ввел это понятие в значении систем черт, образов и переживаний, выстраивающихся вокруг определенного «центрального» переживания и существующих в нас бессознательно и автономно, наподобие самостоятельной личности, независимой от нашего сознания и других комплексов), то содержание коллективного бессознательного составляют архетипы-первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов. Усмотреть непосредственно их невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего в мифологии: Юнг обратил внимание на то, что в мифах разных народов, в том числе не общавшихся между собой, присутствуют одинаковые образы-Матери-Земли, Дитя, Воина, Бога, рождения и смерти и т. д. Они, полагал Юнг, и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим «образцам», взаимодействующим с содержаниями индивидуального бессознательного и сознания.

Центральное место в «Аналитической психологии» занимает индивидуация-процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душевная жизнь выступает как бесконечное странствие внутри себя, открытие потаенных, бессознательных структур, требующих-особенно в кризисные моменты жизни-осознания и включения в душевную целостность. Душа, по Юнгу, представляет некую нефизическую реальность, исполненную энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Душа исполнена противоположностей (сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное и др.); проблема заключается в том, что в силу ряда причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой; в процессе индивидуации человек должен «открыть себя» и принять. Наши скрытые стороны требуют принятия, являясь нам в сновидениях, символически «взывая» к нам; нужно уметь увидеть смысл призыва, игнорирование же-типичное для неподготовленного человека - приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям, заболеваниям. Важнейшие из открываемых инстанций, воплощающих в различной степени взаимодействующие структуры коллективного и личного бессознательного - «Тень» (своего рода антипод «Я», т. е. знания о себе), «Анимус» и «Анима» (мужское начало и женское начало; по Юнгу, в каждом человеке есть и типичные мужские черты - сила, логицизм, агрессивность и т. п.,-и типично женские-нежность, эстетизм, заботливость; помимо того, что есть генетические различия, «культурный стереотип» ориентирует на развитие лишь одной стороны); центральным же является архетип «самости», своего рода образ Бога в себе; эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно-ибо, по Юнгу, душа бессмертна.

Как видите, развитие психоанализа в значительной мере уходит от классических фрейдовских представлений по целому ряду вопросов, прежде всего это касается положений о сексуальной детерминации человеческого поведения. Из крупных последователей 3. Фрейда центральное место" ей отводил, пожалуй, только В. Райх (1897-1957), в центре концепции которого оказывается «оргонная энергия» (своего рода вселенская энергия любви), требующая в индивиде свободного выражения;

Если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами и сдерживанием, то, по В. Райху, это приводит к ее извращенным проявлениям, в частности, в форме агрессии, скрываемой под приличествующими социальными масками. Сдерживание энергии на различных уровнях проявляется и телесно-в виде «мышечных панцирей», скованности, зажатости; т. к. Райх утверждал единство души и тела, то, воздействуя на тело (мышечные упражнения, в том числе мимические, работа с дыханием, массаж) возможно высвобождение энергии и облегчение душевных страданий. Основной причиной, делающей невозможным естественное проявление оргонной энергии, Райх считал жесткую систему норм и запретов, существующую в патриархальном обществе, что в особенности проявляется в традициях семейного воспитания. Знаменитый термин «сексуальная Революция» был введен именно В. Райхом, подразумевавшим под ним, однако, не сексуальную вседозволен-ность (как это часто трактуется сейчас), но создание таких условий, при которых возможна естественная реализация оргонной энергии - если это будет так, то, по Райху, не будет половых извращений, проституции и т. п., которые суть проявления именно подавленной, деформированной оргонной энергии.

Другие крупные представители неофрейдизма, не отрицая значение сексуальности, не придавали ей первостепенного значения, в большей степени обсуждая проблемы личностного роста и возникновения невротических тенденций с точки зрения взаимоотношений человека и социального окружения, формирования восприятия мира и самовосприятия, ценностных аспектов становления личности.

Так, Карен Хорни (1885-1952), создатель теории, называемой «Культурно-философская психопатология», полагала исходным моментом в развитии личности так называемую «основную тревогу», бессознательное переживание враждебности мира -по отношению к человеку. С точки зрения влияния культуры она определяется предлагаемыми ею противоречивыми ценностями, что особенно характерно для интенсивно развивающихся культур; это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что-то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего-либо определенного. В результате человек «убегает» от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни. В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, определенные типы которых Хорни обозначает как «основное зло» (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.). В результате ребенок оказывается во внутренне противоречивой ситуации: он любит родителей, привязан к ним, но, с другой стороны, переживает их враждебность и собственную бессознательную ответную агрессивность;

Не в состоянии осознать истинный источник конфликта ребенок переживает его как неопределенную опасность, исходящую от мира, что и означает тревогу. Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения, при которых вероятность угрозы субъективно уменьшается. Невротические тенденции соотносятся с тем фактом, что личность начинает вести себя однопланово, реализуя лишь ту тенденцию, которая бессознательно избрана как уменьшающая потенциальную опасность, в то время как другие остаются нереализованными. Хорни обсуждает три основные тенденции личности: стремление к людям, стремление (направленность) против людей и стремление (направленность) от людей. Эти тенденции характерны и для здоровой личности-все люди в различные моменты жизни могут стремиться к взаимодействию, бывают агрессивны или стремятся к одиночеству; но если у здоровой личности эти тенденции уравновешивают друг друга, то невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит в реальности не к уменьшению тревоги, но, напротив, к нарастанию - в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются; в результате невротик попадает в ситуацию «невротического круга», т. к., стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению. (Моделью может служить фрагмент из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери: на вопрос, почему он пьет, Пьяница отвечает: «Потому что мне совестно»; на вопрос, отчего ему совестно, следует ответ:

«Совестно, что я пью».)

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего «реального Я», в пользу иррационального «идеального Я», позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу. Если бы невротик мог сформулировать, почему он ведет себя так, как ведет, он ответил бы: «Если я буду всем помогать, никто меня не обидит» (тенденция «к людям»), или «Если я буду сильнее всех, никво не посмеет меня обидеть» (тенденция «против людей»), или «Если я от всех спрячусь, никто не сможет меня обидеть» (стремление «от людей»). Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности. Фокус терапии, предлагаемой Хорни,-восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути (ибо невротические тенденции могут возникать на разных этапах жизни), причем Хорни, в отличие от Фрейда, не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению переживаний. Она была и более оптимистична в том отношении, что не полагала детство фатально определяющим психическую жизнь человека.

Крупнейший специалист в области возрастного развития Эрик Эриксон (р. 1902) главную роль в формировании личности отвел человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное-психическое здоровье личности, ее «идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство самотождествепиости, собственной истинности, полноценности, сопричастное! и миру и другим людям). Развитие личьосги Эриксо, рассматривал с точки зрения усиления «Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называется «Эго-психология» или, что то же самое, «пслхологня Я») На пути «интеграции Я» личность проходит, по его представлениям, 8 стадий развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти; каждая стадия представлена как кризис, ставящий человека перед условным выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления, наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст. Сами стадии, по Эриксону, заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия с социумом.

Проблемы отношений человека с социумом и их влияния на развитие личности-в центре внимания и других психоаналитиков. Так, Г. Салливен (1892-1949),. создатель теории «межличностной психиатрии», полагал, что межличностные отношения всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широкую сферу, чем просто отношения с матерью-уже в том, как мать берет ребенка на руки, проявляются те отношения, в которые вступала мать на протяжении своей жизни.

Для Эриха Фромма (1900-1980) главная проблема-проблема обретения личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» (главная книга Фромма называется «Бегство от свободы»)-ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности,-и становится конформистом или авторитарнстом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания чем-либо (другая известная работа Фромма носит название «Иметь или быть?»). Концепция Фромма называется «Гуманистический психоанализ».

Таким образом, психоанализ весьма разнообразен, и часто при сравнении той или иной психоаналитической концепции с теорией 3. Фрейда обнаруживается больше различий, чем сходства. Вместе с тем те классические положения, о которых речь шла выше-роль бессознательных компонентов в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит-присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как целостном направлении. В отношении же 3. Фрейда приведем слова В. Франкла (о котором речь ниже), сравнившего его роль с ролью фундамента здания: фундамента не видно, он скрыт под землей, но здание без него не стояло бы; точно так же идеи 3. Фрейда лежат в основе подавляющего большинства направлений современной психотерапии, в том числе далеко от Фрейда ушедших - но сумевших развиться благодаря тому, что было от чего отталкиваться (впрочем, достаточно многочисленны психологи, работающие в рамках ортодоксального фрейдизма).

Мы уделили психоанализу достаточно много внимания в силу того, что это направление имело на психологию в целом (особенно западную) и психологическую фактику в частности влияние, несоизмеримое с влиянием других направлений. К нашей стране это относится в меньшей степени. В 20-е гг. он был очень популярен, но затем объявлен реакционным лжеучением (как полагают некоторые авторы, в силу того, что, утверждая в человеке нечто неподконтрольное, неподвластное организованным формирующим воздействиям, был политически неудобен); в последние годы, однако, отношение к нему стало более объективным и уважительным, работы крупнейших психоаналитиков-3. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма-широко издаются, организованы психоаналитические сообщества и т. д. Итак: в психоанализе разрабатываются проблемы бессознательной детерминации человеческого поведения; области его приложения - прежде всего психотерапия (в том числе неврачебная) и воспитание, прежде всего-семейное.