Вопросы по истории для детей. Награждение победителя игры и участников. совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе

Тема 1. Древняя Русь (IХ - ХIII века)

1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

2) Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.


4) Когда Русь приняла христианство?

При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви - Владимир Креститель.


6) Что является религиозным символом христианства?


7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.




8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

Александр Невский - князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.


Тема 2. Московское государство (ХIV - ХVII вв.)

1) Когда произошла ?


2) Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.


3) Какой город стал центром объединения русских земель?

Центром объединения русских земель стала - Москва.

4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

В 1480 году.

6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.


7) Покоритель Сибири?

Ермак Т. - «Родом неизвестный, душой знаменитый».


8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.


9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова


10) В каком веке в России был период Смуты?

Рубеж XVI-XVII веков.

11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

Раздел II. Российская империя (ХVIII-начало ХХ веков)

Тема 3. Россия в ХVIII веке

1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

Посмертный романтизированный портрет Петра I.
Художник Поль Деларош (1838).


2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт-Петербург.

3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

В Москве.

4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

Екатерина II Алексеевна - Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.


6) Кем был А.В. Суворов?

Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.


7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?


8) В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

Санкт-Петербург.


Тема 4. Россия в ХIХ веке

1) Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

3) Кто победил в Отечественной войне?

Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова


5) Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

6) Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

Александр II Николаевич - Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».


8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

9) Кем был А.С. Пушкин?

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.


10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.


11) Кем был Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.


12) Кем был П.И. Чайковский?

Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


13) Кем был Ф.М. Достоевский?

Фёдор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

Большую часть населения составляют православные.

3) Когда произошла Первая российская революция?

В 1905 году.

4) Что было главным результатом Первой российской революции?

Сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

5) Кто был лидером партии большевиков?

Владимир Ильич Ленин - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.


6) Когда была Первая мировая война?

7) Кем был А.П. Чехов?

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.


8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

Александр Степанович Попов.

9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?


Раздел III. История СССР

Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

Великая октябрьская социалистическая революция.

2) Как звали последнего российского императора?

Николай II - Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.


3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа - от церкви?

При Владимире Ильиче Ленине.

6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

Индустриализация.

7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

Коллективизация.

8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

Ликвидация безграмотности.

Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы)

1) Когда была Великая Отечественная война?

2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва.

4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

Георгий Константинович Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.


Константин Константинович Рокоссовский - советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.


5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

В Берлине, Германия.

7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

27 миллионов человек.

День Победы.

Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 - 1991 годы)

1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

Королев Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.


3) Как звали первого в мире космонавта?

Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.


4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта?

Валентина Владимировна Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.


6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

Олимпиада.

7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

Перестройка.

8) Кто был президентом СССР?

Горбачёв Михаил Сергеевич - советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

15 республик.

10) Когда произошел распад СССР?

11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

СНГ (Содружество Независимых Государств).

12) Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Раздел IV. Современная Россия

Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

2) Кто был первым президентом России?


3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

4) Когда была принята Конституция РФ?

5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

Многонациональной.

6) Какой язык является государственным языком в России?

Русский язык.

7) Какой город является столицей России?

8) Как называется главная площадь столицы России?



Тема 10. Россия в ХХI веке

1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

В.В. Путин - со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
7 мая 2012 по настоящее время;


Д.А. Медведев - с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.


2) Кто в настоящее время является президентом России?

3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

Сочи, Россия.

Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

1) Когда в России отмечают Новый год?

Рождество Христово.

День защитника Отечества.

Международный женский день.

День России.

День народного единства.

День Конституции РФ.

«Интеллектуальный лабиринт». Викторина по истории.

(для учащихся 8 классов)

«Не зная прошлого, истории, трудно

знать настоящее время,

предположить будущее».

Абу Насыр аль-Фараби

Цель:

Выявление интеллектуального потенциала по предмету;

Способствовать развитию логического мышления и умственных способностей учащихся;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и уважение к обычаям и традициям предков.

Форма: Интеллектуально-познавательная игра.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут проявить свой интеллектуальный потенциал и знания по истории Казахстана.

Мероприятие даст возможность учащимся осознать значимость знаний в жизни, и что знания – это главное богатство.

Результаты мероприятия дадут возможность выявить учение выражать свою точку зрения, мысли, по необходимости отстаивать ее.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!

Слово «история» имеет древние корни. Первыми его стали употреблять греки и арабы. Оно означает «повествование», «рассказ о прошлых событиях». Историческая наука - очень важный и интересный предмет. Потому что она – краткая летопись того пути, который прошли все народы мира. Ее должен знать каждый человек. Поэтому эпиграфом нашего мероприятия «Путешествие в историю» стало высказывание величайшего ученого средневековья Абу Насыр аль-Фараби: «Не зная прошлого,истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее». В нашей игре принимают участие учащиеся 8 класса. Цель нашего мероприятия выявить интеллектуальный потенциал у учащихся в области исторической науки.

Наши участники заняли свои игровые места. Поэтому ознакомлю с этапами игры;

    «Визитная карточка»

    «Портреты заговорили»

    «Что находится в шкатулке»

    «Практический»

    «Блиц-турнир»

После каждого тура жюри оценивает ваши ответы и озвучивает итоги каждого этапа.

История – это память народа. Она сочетает в себе триумфальные и трагические, жестокие и героические страницы. И какими бы они не были, их надо знать, уважать личности, которые жили в разные исторические эпохи.

Итак, первый тур «Визитная карточка»

Каждая команда представляет свою команду. Жюри оценивает соответствие названия, девиза и эмблемы команды с тематикой мероприятия. Максимальный балл оценивания – 5 баллов.

Второй тур: «Портреты заговорили»

Конкурс капитанов.

Перед вами четыре портрета: Абылай хана, Тимура, аль-Фараби, Толе-би. Свою закладку вы должны прикрепить к портрету исторической личности, к которому относится мой рассказ.

    Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали, прихватив самое необходимое. Поэтому еще удивительнее было увидеть юрту, одиноко стоящую, и хозяина, не собирающегося в дорогу. Джунгары спросиди: «Почему ты не собираешься в путь?» На что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов, не разрушать же гнездо». (Толе би)

    «Нет, не раб он, - утверждала жена бая, - рабы так не едят. Рабы так не ведут себя: на голую землю не садится, на пищу не набрасывается, руки не помыв, к еде не притрагивается». (Абылай хан)

    Его называли сыном своего времени, фигура глубоко противоречивая. Он в молодости был вхож во дворец, рос и возмужал в атмосфере отчаянной борьбы за власть и трон, стал свидетелем многочисленных фактов предательства и коварства, измены и продажности. В молодости сказал «Если на то воля божья, я тоже постараюсь стать ханом, буду властелином аулов, городов и дворцов». (Тимур)

    Даже Абу Али ибн Сина при написании своих произведений использовал его труды. (аль-Фараби)

    В русских летописях его называли царевичем сибирским. (Абылай)

    Слава пришла к нему в 25 лет. Он говорил: «Соберешь вокруг себя болтунов, - опозорят. Обманешь друга единожды – потеряешь его доверие навсегда». Особенно возрос его авторитет при хане Тауке. (Толе би)

    Он был высокого роста, обладал большой головой и густыми бровями, имел длинные ноги, длинные руки, носил большую бороду. На правую ногу он был хромой. Глаза его были подобно свечам. Отличался большой храбростью, смерти не боялся, до конца жизни сохранил ясную память, не любил шуток и лжи» - писал сирийский историк Ибн Арабшах. (Тимур)

    «Я понял Аристотеля, когда прочитал его труды». (аль-Фараби)

Ведущий:

Третий тур: «Что находится в шкатулке»

    Биологи бы назвали это средой обитания живых организмов. Экономисты называют это фактором производства. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Что в шкатулке? (Земля)

Подсказка: За нее боролись наши предки.

    В старину, на Руси это считалось символом мудрости. Газета «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале XVIII века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что этот такое?

    Однажды греческий посол прибыл в Персию ко двору Артаксеркса. Послу шепнули: «Поклонись правителю всех персов до земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация кланяться не хочется и не кланяться нельзя, иначе переговоры не состоятся. Приближаясь к трону, он выронил это и наклонился. Что находиться в шкатулке? (Перстень)

Подсказка: Он не только украшение, но и символизирует богатство, достаток, власть.

    Этот закон был принят в США в 1787 году, во Франции – в 1791 году, а в Великобритании не принят до сих пор. Что это? (Конституция)

    Французского пирата Сюркуфа схватили. Он предстал перед королевским судом. На вопрос с месте хранения награбленных сокровищ пират упорно отвечал, что возил их с собой. Ему не поверили, думая, что сокровища на далеком острове. В наше время доказано, что Сюркуф был прав. В шкатулке рисунок того предмета, который возил с собой Сюркуф. (Якорь из сплава золота и серебра)

Подсказка: Этот предмет необходим особенно для кораблей.

    Его завез в Россию Петр Великий.

Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (Картофель)

Ведущий:

Четвертый тур: «Практический»

Перед вами предметы: сосуд с водой, нож, книга, соль, платок и другие предметы, не имеющего отношения к версии ответа. Используя их, нужно разрешить конкретную ситуацию. В случае неправильного ответа у одного участника есть возможность дать свой вариант ответа.

Каждой команде вопросы задаются поочередно:

    В обычаях казахского народа при рождении ребенка до сорока дней старались его никому не показывать. По истечении срока малыша купают и готовят ему колыбель. Обряд укладывания в колыбаль называют «бесикке салу».Вопрос: что добавляли в воду, чтобы уберечь ребенка от болезней? (Соль)

    Когда переговоры заходили в тупик, то вместо речи смысл решения доносили предметы. С помощью двух предметов, один из которых книга, объявите войну. (Нож в книге)

    Особое место занимает в жизни казахов свадебный обряд. По традиции он длится долго и проходит в несколько этапов. В средневековье, вплоть до конца XVIII века, девушка бывало, и не видела своего жениха, так как родители уже принимали решения за нее. В знак своего согласия девушка должна была подарить своему жениху подарок. Как вы думаете, что это за вещь или предмет ее дарения? (Платок)

Пятый тур. «Блиц-турнир»

Каждая группа должна быстро ответить на 20 вопросов.

Если не знаете ответа на вопрос, переходим к следующему. Принцип этого тура: «Говори редко, но метко». Принимается только первый ответ. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

1 группа.

2.С какого возраста ты становишься гражданином РК?(с рождения)

3.Богиня правосудия (Фемида)

4.Из какого сословия избирались ханы в XVI – XVIII века? (Султанов)

5. Кем был убит Кенесары Касымулы? (Киргизскими манапами)

6. Годы жизни Абылай хана? (1711 – 1781 гг)

7. Кого называли «вторым Аристотелем»? (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Кем был Ходжа Ахмед Ясауи? (Праповедником ислама)

9. Где расположен мавзолейный комплекс Ходжа Ахмед Ясауи (г.Туркестан)

10. Что такое курултай (всенародное собрание или съезд)

11. Годы жизни выдающегося казахского ученого, путешественника Шокана Уалиханова? (1835-1865 гг.)

13. Что означает «шаруа»? (крестьяне)

14.Кому из биев принадлежит знаменитое высказывание: «В единстве – сила» (Толе би)

15. Когда был принят «Устав о сибирских киргизах» (1822 г)

16.Что означает слово «трактат» (научная работа, труд)

17. При каком хане был систематизирован и составлен свод законов, известный под названием «Жеті Жарғы»

18. Назовите казахские национальные головные уборы мужчин? (тымак, борик, такия)

19. Цветок, символ Наурыза. (тюльпан)

20. Столица Казахстана. (Астана).

2 группа.

2. Основной закон РК (Конституция)

3. Кто возглавил восстание 1837-1847 гг.(Кенесары Касымов)

4. Что означает «барымта» (Угон скота).

5. Какого древнегреческого ученого называли «Отцом истории»? (Геродота)

6. Назовите имя первого хана Внутренненй орды? (Хан Бокей)

7.Кому принадлежит высказывание: «Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее» (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Основные части юрты. (шанырак, кереге, уык, сыкырлаук)

9.Какого средневекового ученого называли «Отцом алгоритма». (аль-Хорезми)

10. Какое наказание полагалось по ханскому суду за предательство? (смерть)

11. Назовите город, который считается религиозным центром? (г. Туркестан)

12. По приказу кого было начато строительство мавзолейного комплекса Ходжа Ахмада Яссауи? (Тимур)

13.На берегу какой реки находится Астана? (Ишим)

14. Назовите казахские национальные головные уборы женщин? (кимешек, саукеле, орамал)

15. Животное из вида кошачьих, эмблема Казахстана, занесено в Красную книгу? (Барс)

16. Какого хана в детстве и в юношестве называли «Сабалак» (Абылай хан)

17.Что означает приставка аль-? (Из)

18. Назовите имена предводителей народного восстания 1836-1838 гг. в Букеевской орде? (Исатай Таймаеулы и Махамбет Утемисов)

19. Основное жилище казахов в прошлом? (Юрта)

Жюри подводит итоги игры.

Награждение победителя игры и участников.

Заключительная часть.

И это мероприятие мне хотелось бы закончить стихотворением:

Есть страна, где предки и потомки

В разных измерениях зовут

Ход времен часы не становят,

Ту страну «Историей» зовут

Труд и дерзость, мир, война и тайна

Каждый вечер, каждый день и час,

Череда неслыханных событий

Пусть постоянно окружает нас.

4-й класс

1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

3. Исправить исторические ошибки.

    В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

    Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

    В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

4. Шифрограмма.

Найти спрятавшиеся слова.

КнанговодяНой ляПерун шесзлЕший насокдоМовой жю

5. Соединить определение с его значением.

6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.

7. Ребусы:

Невская битва

8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.

– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород )
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев )
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва )

9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос )

10. Кроссворд:

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород )
2. Народное собрание. (Вече )
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век )
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска )
5. Обряд принятия христианства. (Крещение )
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало )
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый )

Работа с датами

1. "Лото"

Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети – картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.

2. "Уха"

Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.

3. Соединить событие с датой.

4. Заполнить таблицу.

5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

6. "Наведи порядок"

Даны два набора карточек – дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому – наоборот, так как у обоих одна задача – привести в соответствие даты и исторические события.

(до татаро-монгольского завоевания)

Рис. 1. В. Васнецов «Гусляры»

1. Текст любой летописи состоит из погодных (составленных по годам) записи. аждая запись начинается: «В лето… И далее следует сообщение о том, что случилось в данное «лето». Что означает слово «лето»?
2. «Матерь русских городов» в древности.
3. ого в древности называли «страдалец»?
4. ого в Древней Руси называли «погаными»?
5. О ком говорится в летописи «В лето 1137 7 марта бежал Константин посадил ко Всеволоду и несколько других добрых мужей»…
6. то такой «сыновец»?
7. ак называли вражеского воина?
8. Предметы роскоши и украшения у женщин.
9. очевые племена, которые были на службе у русских князей.
10. Воин, дружинник князя.
11. Погреб для мёда, хмельного напитка.
12. Братья Святополка Окаянного, убитые по его приказу в 1015 году. Они причислены к лику святых и считались покровителями русских князей и русского воинства.
13. Прибалтийские племена. Их язык был непонятный славянам. ак их называли?
14. ак назывался певец, аккомпанирующий себе на смычковом инструменте гудке?
15. Что обозначали слова « взять под щит»?
16. Внешнее укрепление из кольев, служившее дополнительной защитой города и окружавшее большую территорию.
17. Как называлось общее, братское кладбище в древности?
18. Балка, заросшая лесом.
19. Славянство может гордиться тем, что один из уголков славянского мира Среднее Поднепровье, было описано отцом истории, и описано по всей вероятности, по личным впечатлениям. то он?
20. Как называлось земледелие, которое поддерживало у русских родоплеменной строй?
21. Оружие, которым пользовались в древности?
22. Рядовой член общины монастыря.
23. Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов.
24. Название раба в древнерусском государстве.
25. Наказание ударами палок по ногам, которому подвергался крестьянин за недоимки.
26. Древнеславянское название хлеба.
27. Слиток серебра весом около 200 грамм.
28. Шелковая ткань в древности.
29. Жрец, отправитель культа.
30. Верховный бог, бог войны и дружины. Громовержец, о почитании которого особо заботились князья.

Ответы:

1. Год. 2. иев. 3. Труженик, от слова «страда». 4. Всех язычников. 5. Бояре. 6. Племянник со стороны брата. 7. Ратник. 8. Узорочье. 9. Берендеи. 10. Мечник. 11. Медуша. 12. Борис и Глеб. 13. Чудь. 14. Гудец. 15. Завоевать. 16. Острог. 17. Скудельница. 18. Дебрь. 19. Геродот. 20. Подсечное. 21. Меч. 22. Монах. 23. Город. 24. Холоп. 25. Правеж. 26. Жито. 27. Гривна. 28. Паволока. 29. Волхв. 30. Перун.

Литература:

1. Ишимова А. И. История России в рассказах для детей. Иркутск, 1993.
2. Рассказы русских летописей XIII-XIV веков. Москва, 1968.
3. Кулагина Г. А. Сто игр по истории. Москва, 1997.
4. Рыбаков Б. А. Мир истории (начальные века русской истории), Москва 1987

Рис. 2. Н. Рерих «Заморские гости»

Викторина «Древняя Русь и Великая степь»

(татаро-монгольское завоевание Руси)

Рис. 3. Михаил Авилов «Поединок Пересвета и Челубея»

1. Подвижной песчаный холм, образуемый в пустыне действием ветра.
2. Общее название многих кочевых племён тюркского происхождения, покорённых Чингисханом.
3. У Чингисхана был белый жеребец по имени «Сэтэр». У него были огненные глаза и серебристая белая шерсть по чёрной коже. Он никогда не знал седла, и ни один человек не садился на него. Почему?
4. Как назывался круг юрт с юртой начальника кочевья в центре?
5. На главных путях своих владений Чингисхан устроил почтовые посты, где всегда были наготове кони и гонцы для перевозки его приказов. Что надевали на почтового коня, чтобы встречные давали дорогу?
6. Это слово заимствовано от монгольского слова «харау», что означает охрана, защита, застава.
7. Одно из имён Чингисхана которое дали ему русские.
8. Кто и когда говорил такие слова: «Доспевайте православные! Идут на Русь ратные вои, мунгалы-табунщики, воеводство держату безбожному хану Батыге! Рать вражья идёт от Дикого поля, стан их соглядали на реке Воронеже……».
9. Кто и когда сказал эти слова: «Злой город! Надо стереть его с лица земли. Если я оставлю без наказания этих древних разбойников, здесь будет тлеть постоянный костёр неповиновения и тайных заговоров».
10. Город Рязань. В тихом морозном воздухе неслись густые тягучие звуки и сеяли кругом тревогу. Далеко слышали их окрестные сёла. Люди выходили на крыльцо, прислушивались, и торопливо накидывая на себя армяки и полушубки, спешили на площадь. Что созывало народ?
11. Укреплённая часть внутри города, кремль, где жили «дети и отроки», боевая дружина, охранявшая князя.
12. В летописи написано о поездке русских послов к Батыю. «Наконец все обедавшие покончили с мясом и стали вытирать вымазанные в сале руки о цветные ширинки. Что такое ширинки?
13. Кто такие «сбеги»?
14. Что обязан был принести каждый воин явившись в дружину по зову воеводы?
15. Защитой города Рязани ведал Вадим Кофа. Его избрали на вече за прямоту, усердие и воинские
заслуги. Из какого он был рода?
16. Как назывался у монголов кожаный футляр для лука?
17. Какого цвета были стрелы у монголов?
18. Как назывались стенобитные машины у монголов?
19. Чем были затянуты окна в избах Рязанцев?
20. Кого монголы называли «урусутский шаман»?
21. Кто такая «ясырка»?
22. Один из монголов говорил: «Я не видел на урусутах кожаных сапог, они ходят в лаптях из коры». акого дерева?
23. Как назывались монгольские сапоги без каблуков, выложенные внутри войлоком?
24. Как назывался отряд у монголов в десять тысяч воинов?
25. Как назывался медный щит для сигнала спешного сбора или отступления у монголов?
26. Что вы знаете о монгольском знамени.
27. В каком городе был сожжён труп последнего сына Чингисхана Кюлькана, сорок самых красивых девушек этого города, два любимых коня в нарядной золотой сбруе?
28. Что обозначало слово «судьбина»?
29. В период Куликовской битвы он поддерживал патриотические настроения русского народа, это один из авторитетных церковных деятелей, основатель Троице- Сергиева монастыря.
30. Настоящее имя Чингисхана.

Рис. 4. А. П. Бубнов «Утро на Куликовом поле»

Ответы:

1. Бархан. 2. Татары. 3. По объяснению шаманов на этом белоснежном коне ехал невидимый могучий бог войны Сульдэ, покровитель войска монголов. 4. урень. 5. Ремни с бубенчиками. 6. араул. 7. Чагониз. 8. Священники в церквях. 9. Батый о городе Рязани. 10. Вечевой колокол. 11. Детинец. 12. Полотенце. 13. Беженцы. 14. Меч, секиру, тугой лук, копьё. 15. Боярин. 16. Саадак. 17. расный. 18. Пороки. 19. Рыбьим пузырём. 20. Попа. 21. Русская пленница. 22. Липа. 23. Гутулы. 24. Тумен или Тьма. 25. Гонг. 26. Белое пятиугольное с девятью развивающимися лентами, на нём был вышит кречет, державший в когтях ворона. 27. оломна. 28. Смерть. 29 Сергей Радонежский. 30. Тимучин.

Литература:

1. Ян В. «Чингисхан. Батый». Том №2. Москва,1989.
2. Ян В. Батый. «Последнему морю». Рассказы. Москва, 1989.

Викторина «Иван IV Грозный»

1. Кто предсказал большой пожар в Москве 20 июля 1547 года? Именем его назван один из красивейших соборов в Москве.
2. После великого пожара Иван IV стал оказывать особенную милость своему спальнику Адашеву. то такой спальник?
3. Царь велел собрать все законы в государстве и написать их в порядке в одной книге. ак она назвалась?
4. При Иване IV существовала такая должность как целовальник. Чем он занимался?
5. Как называлось завещание, которое написал отец Ивана Грозного Василий?
6. Что погубило отца Ивана Грозного?
7. Что называли третьим Римом?

Рис. 5. В. М. Васнецов «Иван Грозный »

8. Что в эпоху Ивана IV называли «Поминками»?
9. акие книги любил читать Иван IV?
10. Какое прозвище имел десятилетний Иван царевич во дворце среди служителей?
11. Во сколько лет по завещанию родительскому должна была снята с Ивана Грозного боярская опека?
12. Какие бояре при малолетнем царевиче боролись за власть?
13. Символ власти над землёй?
14. Этим он равнял себя с первыми государями современной Европы и дома для себя создавал особенно влиятельное и величественное положение.
15. Сколько недель, теряя людей и силы, осаждал Иван IV крепкий город Казань?
16. Вместе с добычей военной, нарядами и сосудами дорогими, награбленными у татар, занесли эту ужасную гостью из Казани новгородские и псковские ратники.
17. ак называлась в эту пору баня?
18. У Ивана Грозного был любимец, подарок константинопольского патриарха, который чётко произносил молитву Господню на славянском языке.
19. Что называли «Земной пояс»?
20. Он писал тайные грамоты под диктовку царя и тут же печать царскую прикладывал.
21. Что такое «кузнь» и «рухлядь» ?
22. Люди вошедшие в опричнину получили в народе ходячее название «опричников», а как их называл сам Грозный?
23. За что царь получил прозвище «Грозный»?
24. Как звали одного их самых жестоких опричников?
25. А как называли посылаемые вдоль границы разъезды?
26. В царствование Ивана Грозного произошло покорение казаками Сибирского царства. Поход на Сибирь был делом частной предприимчивости богатой землевладельческой семьи.
27. Был у Ивана Грозного личный лекарь. Приехал из Англии. Его звали Елисей-Бомалей. Полюбил его царь, приблизил к себе. Незаменимым стал человеком он при царском дворе. ак прозвал его народ?
28. Как назывались казацкие лодки у атамана Ермака Тимофеевича?
29. Что подарил Иван IV Ермаку в знак благодарности за покорение Сибири?
30. Любил Иван Грозный эту игру. Хотя и по-прежнему запрещёнными были в те годы в России всякие игры, считались сатанинским делом.


Рис. 6. И. Е. Репин «Иван Грозный и его сын Иван»

Ответы:

1. Юродивый Василий Блаженный. 2. Придворная должность. Он дежурил в комнатах государя, сопровождал его в поездках. 3. Судебник. 4. Докладчик на суде. 5. Духовная. 6. Любовь к охоте. 7. Москва. 8. Царские подарки. 9. Киги про царей. 10. Волчонок. 11. 15 лет. 12. Шуйские и Бельские. 13. Тюрьма. 14. Титул царя. 15. Шесть. 16. Чума. 17. Мыльня. 18. Попугай. 19. Уральские горы. 20. Печатник. 21. «Кузнь»-золото и серебро, «рухлядь» – меха и ткани. 22. Дворовые. 23. За свои казни и зверства. 24. Малюта Скуратов. 25. Станицы. 26. Строгановы. 27. Бармалей. 28. Струги. 29. Свою шубу. 30. Шахматы.

Литература:

1. Мусский И. А. 100 великих диктаторов. Вече. М,2000.
2. Костомаров Н. И. Царь Иван Васильевич Грозный. М, 1996.
3. Флоря Б. Иван Грозный. М,1999.
4. Платонов С. Ф. Время Ивана Грозного. М,1994.

Задачи:

  • актуализировать приобретенные знания, умения и навыки по курсу “Введение в историю”;
  • прививать интерес к науке – истории, к прошлому своего народа, Родины;
  • формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.

Подготовкой к викторине является решение организационных вопросов: дети сами определяют, кто в какой команде будет выступать, выбирают капитана команды.

“Домашней заготовкой” является задание творческого характера, связанное с программой курса “Введение в историю”: придумать название своей команде как самостоятельному государству со своей государственной символикой (герб, девиз команды-государства); начертить карту своего “государства”, отразив на ней особенности природных условий, дав названия географическим и историческим объектам, используя условные знаки.

На урок приглашаются родители учащихся, из числа которых выбирается жюри.

Оформлением класса становятся плакаты-карты трех команд, украшенные гербами и девизами. На доску выносится название викторины “Знаешь ли ты историю?”.Команды размещаются за специально приготовленными столами, на которых лежат чистые листы бумаги и ручки. Все задания ребята получают по ходу викторины. За отдельным столом располагается жюри. Сбоку от жюри ставится стол, за которым будут выполнять задание капитаны (блицтурнир).

Результаты конкурсов оцениваются по 5-балльной системе. Время на выполнение заданий не превышает трех минут, кроме выполнения домашнего задания – представления команд-государств, отгадывания кроссвордов и блицтурнира капитанов.

Ход урока-викторины

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы проводим игру-викторину “Знаешь ли ты историю?”. Мы с вами не только изучали, какие бывают исторические науки и как они помогают узнать прошлое человечества, но и много читали исторических рассказов, в том числе книгу Н. Головина “Моя первая русская история”, ходили на экскурсии, связанные с историей нашей страны, города, науки и техники. Ваши знания помогут вам успешно выполнить задания викторины. У нас в классе сегодня присутствуют гости – ваши родители, которые по достоинству оценят не только ваши познания в истории, но и ваше умение работать в единой сплоченной команде, умение быть внимательными и чуткими друг к другу.

Желаю всем командам удачи!

2. Представление жюри и ознакомление с условиями викторины.

3. Интеллектуальная разминка (беседа). Звучит музыкальный отрывок из оперы М. Глинки “Иван Сусанин” “Славься”.

– Кто из вас знает, из какого музыкального произведения этот отрывок, кто его написал? Как называется эта торжественная песня?
– К кому обращены слова: “Славься!”? (К России, ее народу, героически защищавшему родину от польских захватчиков.)
– Как вы думаете, почему именно эту музыку хотели сделать гимном России?
– Приведите примеры мужества и героизма народов России в защите Отечества.
– Для чего надо знать историю?
– Читая исторические рассказы, узнавая прошлое нашей страны, какие чувства вы испытывали?
– Александр Сергеевич Пушкин написал: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!” И сегодня мы с вами еще раз вспомним героическое прошлое нашего народа.

4. Представление команд (“домашнее задание”).

Один из членов команды рассказывает о своем вымышленном государстве, расшифровывая легенду карты, объясняя символику герба и девиз своей команды-государства, раскрывает особенности занятий населения и законы, по которым живут и работают свободные граждане этого государства. Жюри учитывает полноту ответа и богатство фантазии ребят.

5. Конкурс капитанов. Блицтурнир.

Учитывается скорость и правильность выполнения заданий. Каждый капитан получает тест на отдельном листе, выполняет его за отдельным от команды столом.

Вопросы блицтурнира.

1. Как переводится с греческого слово “история”:
а) раскапывать, б) расследовать, в) рассказывать

2. Кто сказал о героизме русских воинов слова: “Здесь я увидел, что русские непобедимы”:
а) хан Мамай, б) Наполеон, в) Карл XII

3. Какой город назван “городом русской славы”:
а) Киев, б) Рязань, в) Севастополь

4. Как называется наука, изучающая историю родов:
а) геральдика, б) генеалогия, в) геометрия

5. Как называется многочисленный коллектив родственников:
а) племя, б) дружина, в) род

6. В каком году началась Великая Отечественная война:
а) 1941, б) 1812, в) 1939

7. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва”:
а) М.И. Кутузову, б) В.Г. Клочкову, в) Наполеону

8. Герб Москвы – это изображение:
а) медведя, б) льва, в) всадника, поражающего копьем змея

9. Как называется принудительная обязанность побежденного народа платить дань государству-захватчику:
а) оккупация, б) рабство, в) иго

10. Как звали славянских просветителей, создателей славянской письменности:
а) Кирилл и Мефодий, б) Борис и Глеб, в) Петр и Павел

6. Командный конкурс. Отгадывание исторического кроссворда.

Конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов. На его проведение дается время в ходе выполнения задания одной из команд, но не больше 10 минут. Учитываются время, полнота и правильность решения кроссворда.

По горизонтали:

1. Материал, на котором писали в старину (пергамент) .
2. Наука, изучающая историю общества по остаткам древних предметов, открываемых на раскопках (археология) .
3. Наука, изучающая историю родов (генеалогия) .
4. “Второй день рожденья” (именины) .
5. Первый российский император (Пётр) .
6. Ящик для хранения вещей, ценностей, заменявший в старину шкаф (сундук).
7. Самый большой период летоисчисления (эра) .

По вертикали:

8. Наука, изучающая гербы.
9. Запись исторических событий по годам, принятая на Руси.
10. Историческая наука, изучающая старинные монеты.

7. Конкурс “Кто правил на Руси?”.

Вступительное слово учителя:

– Кто такой правитель? Замените это слово другим, сходным по значению. (Князь, государь, царь…)
– Вспомните, за что восхваляли летописцы русских князей. (За то, что те оберегали Русь от вражеских набегов, сохраняли мир.)
– Каждый правитель имел свое прозвище, данное ему народом за его дела.

Команды должны в течение одной минуты на карточке линиями соединить имена русских князей с их прозвищами. (Все прозвища даны в начальной форме).

“Кто правил на Руси?”

7. Конкурс эрудитов – общекомандный.

Проводится в форме беседы, за каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

– Кто сказал эти слова, по какому поводу?

8. Общекомандный конкурс “Продолжи цепочку”. Установить взаимосвязь и продолжить цепочку.

Время выполнения 1 минута.

9. Конкурс эрудитов “След в истории”.

Можно провести (как общекомандный) в форме беседы, а можно для разнообразия в форме индивидуального опроса, выбрав по одному представителю от каждой команды.

– Не все имена остаются в народной памяти, сохраняются историей. Как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы его имя, дела остались в истории страны, человечества?

“След в истории”

а) Первым открыл путь человечеству в космос, свой полет сопроводил шутливым: “Поехали!”. (Ю.А. Гагарин.)

б) Ученик А.В. Суворова, талантливый полководец, в одном из боев был ранен в голову и ослеп на один глаз, в преклонном возрасте принял командование русской армией ради спасения России, одержал победу над Наполеоном. (М.И. Кутузов.)

в) Возглавили народное ополчение, отразившее польскую интервенцию и освободившее Москву от поляков; первый скульптурный памятник в Москве, установленный на Красной площади в честь защитников Отечества, изображает этих героев. (К. Минин, Д. Пожарский.)

г) Пешком пришел в Москву из Архангельска, движимый желанием учиться, талантливый ученый, сделал много открытий в разных областях науки и искусстве, создал первый российский университет – Московский государственный, носящий его имя. (М.В. Ломоносов.)

10. Подведение итогов викторины по истории.

Выступление жюри.

11. Заключительное слово учителя:

– Вы показали хорошие знания по истории нашей страны, но вам предстоит еще так много узнать об истории как о науке и о прошлом не только нашей страны, но и всего человечества. Древние говорили, что история – учительница жизни. Как вы понимаете эти слова?
– Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятным настоящее, вы сможете предвидеть будущее развитие человеческого общества.