Какая информация лучше воспринимается. Типы и способы восприятия информации. Способы восприятия информации человеком

КАК ВОСПРИНИМАЕТСЯ РЕЧЬ

Без сомнения, перевод мыслей в слова, сам процесс конструирования из этих слов предложений и дальнейшее их воспроизведение с помощью звуков – процесс интересный и загадочный.

Однако не менее любопытны и механизмы восприятия речи. Ученые приложили немало сил для их расшифровки, однако стройной теории, которая бы объясняла все стороны феномена, до сих пор не существует.

Тем не менее для объяснения накопленных фактов определенные гипотезы выдвинуты. Например, в настоящее время превалирующим в науке о речи является предположение, что сообщение осмысливается лишь тогда, когда речевой сигнал преобразован в последовательность дискретных элементов. Затем, как считается, эта последовательность должна быть представлена цепочкой символов-фонем, число которых в каждом языке очень невелико: например, в русском языке их 39.

То есть речь – это, по сути, кодирование речевого сигнала в последовательность неких физиологических или биохимических реакций, которое осуществляется в блоке фонетической интерпретации. Впрочем, в этом ничего особенного нет. Вопрос в другом – в тех конкретных психофизиологических механизмах, этот процесс обеспечивающих. Но о них известно пока не очень много. Хотя в этой области исследований определенные наработки все-таки есть.

Так, например, доказано, что в системе восприятия звуков, то есть в слуховых отделах мозга, существует достаточно строгая организация нейронов , которые, в зависимости от чувствительности к тем или иным звуковым частотам, и в первичной слуховой коре, и в подкорковых слуховых центрах расположены в определенном порядке.

Существует также версия, что в слуховой системе присутствуют и более сложные типы детекторов: в частности, избирательно реагирующие на особенности согласных. Но опять же неизвестно, какие механизмы участвуют в формировании фонетического образа слова и в его опознании. Чтобы хоть как-то разобраться в этом вопросе, американские психологи Д. Мейер и Р. Шваневельдт разработали оригинальную модель опознания букв и слов при чтении. По их мнению, процесс опознания начинается в тот момент, когда ряды букв восприняты так называемым «анализатором деталей». Здесь буквы шифруются в специальные коды, содержащие информацию о форме букв, которые затем передаются на детекторы слов.

Когда эти детекторы обнаружат такое количество признаков, которых вполне достаточно, чтобы распознать слово, об этом в соответствующие участки подается сигнал. При этом обнаружение определенного слова также активизирует расположенные рядом слова. Например, слово «компьютер» активизирует также такие слова, как «программное обеспечение», «винчестер» т. д. Такая активация семантически связанных слов облегчает их последующее обнаружение.

Эта модель подтверждается тем, что испытуемые опознают связанные слова быстрее, чем несвязанные.

Нейрофизиологи считают также, что кроме систем, опознающих и кодирующих буквы, у взрослого человека существуют механизмы, обеспечивающие фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции осуществляются в определенных нейронных блоках, которые находятся в определенных зонах мозга.

В общем виде это может выглядеть так. Акустическая информация, которая содержится в слове, обрабатывается как в слуховой системе, так и в тех образованиях мозга, которые в классическом понимании за слух не отвечают, например в подкорковых областях. Затем она поступает в первичную слуховую кору (зону Вернике), которая обеспечивает понимание смысла слова; здесь эта информация преобразуется таким образом, чтобы сформировать программу речевого ответа.

Но для произношения данного слова его «образ», или семантический код, должен попасть в зону Брока, которая связана с зоной Вернике дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Брока создается детальная программа артикуляции, которая затем реализуется благодаря активации лицевой зоны, управляющей лицевой мускулатурой.

Однако в том случае, если слово поступает через зрительный канал, вначале включается уже первичная зрительная кора. После обработки полученная информация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим сигналом в зоне Вернике. А дальше все происходит по тем же программам, как и при чисто акустическом восприятии.

Дальнейшие исследования механизмов восприятия речи показали, что во время звукового восприятии слов задействованы две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная. При этом левая височно-теменная зона, скорее всего, связана с фонологическим кодированием, т. е. воссозданием звукового образа слова.

С этой зоной связан один любопытный момент. Дело в том, что при чтении эта зона обычно не активируется. В то же время если предъявляемые в письменном виде задания усложняются, то следом происходит и возбуждение височно-теменной зоны.

Установлено, что участки, где происходит возбуждение при восприятии написанных слов, находятся в затылочной области как левого, так и правого полушарий. А это значит, что, скорее всего, в этих зонах происходит и формирование зрительного «образа» данного слова.

А вот семантический анализ слова осуществляется главным образом в передних отделах левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на основе которых программируется ответное поведение…

В настоящее время уже полностью доказано, что по своим функциональным обязанностям в механизмах речи правое и левое полушария существенно различаются. Более того, имеются и морфологические отличия в строении симметричных зон коры, участвующих в речевых процессах.

Например, сильвиева борозда в правом и левом полушариях имеет разную длину и ориентацию. Кроме того, ее задняя часть, образующая зону Вернеке, у взрослого праворукого человека в левом полушарии в семь раз больше, чем в правом.

Продолжая разговор о речевой локализации праворуких и леворуких людей, следует отметить, что речевые центры у 95 % правшей локализованы преимущественно в левом полушарии и лишь у 5 % – в правом. Но и большей части леворуких – около 70 % – речевые зоны также локализованы в левом полушарии. Примерно у 15 % речь контролируется правым полушарием, а у остальных 15 % – полушария не имеют четкой функциональной специализации по речи.

Выходит, что левое полушарие играет ведущую роль в речевом феномене. Например, хорошо известно, что оно хорошо «понимает» обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, и обеспечивает грамматически правильные ответы. Кроме того, левое полушарие способно оперировать не только словами, но и другими формализованными символами (знаками).

Оно превалирует в формальных лингвистических операциях, свободно владеет символами и грамматическими конструкциями в логических построениях и в пределах ранее усвоенных правил. Помимо этого, левое полушарие осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление, регулирует сложные мышечные движения в момент произнесения слов.

И еще левое полушарие осуществляет управление тонким артикуляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами, которые позволяют различать последовательность фонетических элементов во времени.

Скорее всего, происходит это благодаря существованию особых комплексов, локализованных в левом полушарии и обеспечивающих переработку быстрой последовательности дискретных единиц информации, из которых складывается речь.

Однако в отличие от правого полушария, левое не различает интонации речи и модуляции голоса.

<<< Назад
Вперед >>>
Международная Ассоциация Культурных и Политических Инициатив опубликовала прекрасный научный текст о том, как воспринимается 3D-формат в современных художественных фильмах.

18 апреля 2014 года, известный болгарский художник Красимир Тодоров выступил на международной конференции НИИ ВГИК с размышлениями о трехмерных технологиях и важности эстетического наполнения произведений.


Пространство в котором мы сегодня живем и общаемся становится объектом интенсивного воздействия со стороны технологий. Появляются возможности делать копии объектов реальности, создавать трехмерный образ по заданным координатам. 20-30 лет назад мы говорили о профессиональной фотографии как искусстве, как законах света, которые рисуют пространство и форму. Парадокс в том, что они лучше передавали ощущение внешней красоты человека, чем сегодня это делает 3D формат. Главный вопрос - каково это новое пространство, создающееся нашим сознанием в 21 веке? 3Dпринтеры позволяют быстро реализовывать предметы, но куда важнее не забывать о том - что такое эстетика. Важно смотреть и думать не только о форме, но и о сущности. О эстетике самой формы.

Говоря про базовые 3Dинсталляции - нет никакой сложности отсканировать ряд предметов и сцен, а затем смонтировать их посредством технологии в единое пространство, которое будет восприниматься человеком как 3D. Но почему мы так выделяем значимость формы? Потому что человечество подходит к рубежу трансформации познания. Нынешние профессора, обладающие информационной базой прошлого особенно важны в контексте передачи цикла знания следующему, более цифровому, виртуализированному поколению, для построения образа нового мира. Само деление на трехмерное, четырехмерное пространство в этом плане ошибочно, потому что изображение не на экране ТВ или монитора. Изображение в нашем сознании - это зеркальное свойство персонажа отражать сущность воспринятого. Главная задача - как это сделать таким способом, чтобы сохранить понимание эстетики следующими поколениями, взрастить в них через искусство ощущение прекрасного. Инновационные возможности сегодня - это новое пространство в которое мы входим и ответственность ложится не только на совершенствование технической оснастки, но также на разработку инструментов для восприятия новой формы. Происходит трансформация классического искусства фотографии, кино, живописи. Мы создаем технические инструменты, но не используем весь арсенал для освоения, отчего модные 3D, 4Dпревращаются в обертку без содержания. Легко нажать на кнопку и сделать какой-либо объект. Но это не объект, а продукт. Все становится более игрушечным и менее осознанным. Это - новый мир. Если мы не разработаем его как положено, не синкретизируем знания прошлого и настоящего в адаптированные версии дня следующего, то, что станется с искусством и нашим миром в целом? Артист, художник, режиссер не могут на 100% объяснить то, что думают и чувствуют, между тем у них появляются новые инструменты воздействия на сознание зрителя. Это нужно развивать, адаптировать и применять. Важна ответственность за эстетическое содержание, иначе мы остановимся на фазе продукта, за которой нет никакого развития.

Являются ли современные кинопродукты трехмерными? Нет. Это кадр, кадр, кадр и технология. В нашем сознании создается ощущение, что они трехмерные. Существует объект, существует процесс. Однако то - как технология трансформирует в нашем сознании объект из плоского в объемный может способствовать развитию не только технологии, но и самого мышления. Мы сейчас все упрощаем, просто нажимая на кнопки и получая на выходе результат. Благодаря чему он произошел, какие процессы позволили получить эту конечную форму? Этого мы знать не хотим, это нам кажется неинтересным. Компьютеры и 3D поменяли наше сознание, запустив новые процессы восприятия мира, новые образовательные программы. Не игнорируя прогресс (остановить его все равно невозможно), важен акцент внимания на таких вещах как воспитание добрых, умных, развитых детей - будущего нашего общества. Важно рассматривать новомодные технологии с точки зрения философии, эстетики, основ воспитания молодежи. Важно сохранить основу классического искусства, чтобы оно превратилось в один из базисов развития этого пространственного перехода.

Вадим Велински для МАКиПИ, на основе изложения Красимира Тодорова

Предыдущий мануал " " предельно чётко высветил проблему, появления которой, конечно, стоило ожидать. Огромное количество людей не могут, просто не в состоянии адекватно реагировать даже на самую конструктивную и дружелюбную критику. Почему? Да потому что им каждый раз очень больно. То есть мануал-то, конечно, немного облегчил им жизнь, потому что стало ясно – кое-какую критику имеет смысл спустить в унитаз вместо того, чтобы тратить на неё свои нервы. Но что делать с критикой правильной? Особенно если она вам важна. Что делать, если вам требуется обратная связь, но даже от аккуратных и мягких замечаний вас скрючивает похлеще радикулита, и вы начисто теряете мотивацию и вообще волю к жизни?

Решила написать второй мануал. О том, как воспринимать критику, если у вас с этим большие проблемы. Он должен пригодиться уж никак не меньшему числу людей, чем первый.

В мануале планирую рассмотреть, почему критика может сильно вас задевать, и какие есть пути решения. Расскажу, как справляться со своей реакцией. Дам "инструменты", которые позволят услышать полезные для вас замечания без глубоких душевных ран, а также создать базу на будущее. Эти инструменты существуют, и я постараюсь помочь вам их освоить.

Также постараюсь помочь, как бы странно это ни звучало, и критикующим (имею в виду не "критиканов" из первого мануала, а тех, кому действительно приходится что-то корректировать у других людей). Критикующие могут увидеть основные проблемные точки, в которых их высказывание воспринимается болезненно – и, возможно, найдут способы сказать лучше. Такие способы всегда есть, и если иметь "карту возможных проблем", строить фразы становится проще.

Скорее же приступим.

Внимание, лонгрид! Постоянные читатели знают, что я всегда пишу длинно, потому что пытаюсь вместить в один текст буквально всё. В этот раз произошло так же.

Как обычно, есть пара вводных.

1. Нужно понимать, что болезненное восприятие критики – это только верхушка айсберга, надводная часть куда большей проблемы. Те свойства и особенности личности, которые вызывают такую сверхчувствительность, обычно портят вам жизнь в гораздо большем спектре ситуаций. Практически ежедневно, на самом деле. Вы это знаете лучше меня. Поэтому понимать эту подводную часть (неважно, у себя, партнёра, подчинённого, или друга) и уметь с ней обращаться очень важно. Это может помочь сразу во многом.


2. Критика ранит только тогда, когда попадает в уже существующую рану. Запомните это. Если критика попадает в здоровое место (даже много раз!) – ничего плохого никогда не происходит. Поэтому даже самые высокочувствительные и ранимые люди могут прекрасно выдерживать критику в каких-то конкретных темах и областях.

Мой любимый вопрос для иллюстрации – будете ли вы задеты, если инопланетянин с синими волосами и коленками назад будет критиковать ваш цвет волос и устройство ваших суставов? – И любимый ответ: э-э, вряд ли.

Так что, чрезмерная реакция есть только на ту критику, которая затрагивает что-то уже намозоленное. Например, раненое когда-то другими значимыми людьми, или посттравматическое, или "расковырянное" самостоятельно… А значит, устойчивость каждого отдельного человека к критике определяется, в том числе, количеством уже имеющихся болезненных мест и открытых "ран" (см. список ниже). Чем их больше – тем вам сложнее. Это, повторюсь, важно помнить.

Теория

Причин болезненного отношения к критике очень много. Ниже я перечислю те, которые мне кажутся основными. Они могут встречаться как по отдельности, так и парами, тройками и целыми кластерами. Также они могут быть симптомами друг друга или складываться в ядро личности. То есть, все эти пункты – не взаимоисключающие штуки, а, скорее, элементы объёмного, сложного, текучего паззла. Если вы нашли у себя один или два – есть неплохие шансы, что справитесь самостоятельно. Если сразу четыре-пять, и они по-настоящему мешают вам жить, то, возможно, потребуется психотерапия.

Какие же это причины?

Внутренний Критик

Он же – жёсткое Супер-Эго. Очень крепкая и большая часть личности, которая, будучи развита избыточно, занимается не аккуратным саморегулированием, а самоедением. Не буду сама себя повторять – лучше дам ссылку на статью "Внутренний Критик. Кулинарная книга самоедения", там про этого зверя написано ещё на такой же мануал по объёму, и даже тест есть.

Как это работает?

Критика, пришедшая извне, резонирует (конечно же) с самыми мрачными ожиданиями и мыслями Внутреннего Критика, и не просто резонирует, а интерпретируется максимально негативно, усиливается в разы и доводится до абсурда – с помощью далеко идущих выводов, самоуничижения и обесценивания.

Очень простое. "Так и знал, что я идиот/ка и никогда ничего не могу нормально". Конечно, с таким итогом жить очень трудно. Поэтому любая, даже самая дружелюбная критика отзывается крайне болезненно – потому что Внутреннему Критику совершенно не важна степень дружелюбия и полезности, он этот параметр (как и любой другой реальный параметр) не учитывает. Ему нужно подтвердить свою плохую точку зрения о себе же, снова и снова, снова и снова.

Психологическая травма

В самом общем виде, травма – это пережитое человеком Нечто такой силы, что он не был в состоянии справиться и получил существенные повреждения (часто необратимые). Те, кто проходил или проходит психотерапию, как правило, знают о своих травмах. Но даже если у вас и нет этого терапевтического диагноза, посттравма (состояние после травмы), тем не менее, может иметься. Она, увы, может влиять на ваше восприятие критики и не только на него. Современные исследования доказывают, что у людей, переживших травму, довольно сильно изменяются нейрохимические процессы в мозге в целом.

Как это работает?

Травма оставляет человеку очень мало ресурса, потому что основная его часть ушла (и, возможно, до сих пор уходит) на выживание в условиях новой реальности, той, которая с повреждениями. Та часть психики, которая "Я", становится очень хрупкой, либо перестаёт толком развиваться (какое уж развитие, когда дышать – и то непросто). Хрупкого и нересурсного "Я" не хватает на обработку входящих негативных сигналов, и они снова наносят повреждения. Иногда сопоставимые по размерам с оригинальной травмой.

Опасность, опасность, опасность, ты снова жертва, тебя уничтожают. Бей, замри или беги, а то снова будет как тогда, а ты уже слишком хорошо знаешь, чем это всё может кончиться. Поэтому нужно или предотвратить ущерб любой ценой, или покорно лечь и переждать его до момента, когда можно будет начать восстанавливаться. В общем, "страусов не пугать – пол бетонный".

Нарциссизм

Нет, не тот растиражированный в искусстве образ влюбленности в себя и крайнего эгоцентризма. Чуть сложнее. Сейчас считается, что нарциссическая часть есть у каждого человека, и её функция – поддержание самоуважения определёнными способами. Эти способы, в основном, опираются на внешнее подтверждение внутреннего "Я". Люди с сильно выраженным нарциссическим радикалом вообще не чувствуют в себе никакого внятного "Я", уж тем более хорошего, поэтому целиком составляют его из отражений в глазах других.

Как это работает?

Логично – любая угроза внешнему подтверждению – это автоматически угроза внутреннему хорошему "Я". Т.е. критика не просто является чьим-то негативным мнением, нет, нет. В данном случае она на самом деле разъедает вас, потому что вы ощущаете себя дефектным, недостаточным, вы чувствуете, что на всеобщее обозрение выставлено нечто непоправимое. Знаете, вообще очень трудно жить, когда мысли и чувства – не просто мысли и чувства, а настоящая реальность (это – один из возможных провалов в способности к ментализации, кстати).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Вы слышите/видите не набор пунктов, а большое и толстое указание на вашу неполноценность (совершенно реальную – по мнению вашей нарциссической части). Любая критика означает, что вы потерпели неудачу, а значит, вы ничтожество, недостойный/ая, и прочая и прочая. Обычно на этой стадии подключается стыд (стержневое чувство при нарциссизме – нарциссизм питается иллюзией об отсутствии неудач, и тем избегает этого жуткого стыда).

Неустойчивая/Низкая самооценка

Самооценка – это то, как мы оцениваем и воспринимаем сами себя (ваш Кэп). Считается, что нормальная самооценка (средняя или чуть выше) – это присутствие устойчивого концепта "я – хороший/ая", ну или более упрощённо "хорошо, что я есть". Из этого следует несколько выводов, в контексте критики важен вот такой: "большинство из того, что я делаю, более-менее хорошо". Такая установка в норме должна быть достаточно прочной, тогда даже жёсткая критика её не поломает и не погнёт.

Как это работает?

При низкой/неустойчивой самооценке критика опускает вас еще ниже. А вы, из-за того, что и так устали быть всё время внизу, просто не можете вынести ситуаций, когда самоуважение снижается ещё больше, они для вас катастрофичны, потому что обратно вам не выпрямиться.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ну, всё". Критика в данном случае – предвестник и симптом резкого снижения самоуважения, знак несоответствия вас вашим же идеалам и ценностям. С этим ещё, кстати, связано то, что люди с низкой самооценкой склонны избегать признания собственной роли и ответственности в каких-либо проблемах и жизненных неурядицах – как своих, так и не своих. Тот же самый способ интерпретации: признал/а = потерял/а самоуважение и надежду на то, что когда-нибудь стану человеком своей мечты.

Незащищенность (Ранимость)

О, про ранимость легко можно написать отдельную статью. Попробую кратко: ощущается это так, будто с вас содрали кожу, и вам нечем больше прикрывать своё чувствительное нутро. От большинства взаимодействий с людьми вам так больно, что вы непроизвольно кричите и отпрыгиваете. Понятно, что на уровне психики это означает, что Вас крайне легко обидеть, огорчить, расстроить и задеть, даже не имея ни малейшего на то умысла. Просто у вас везде "мины", о некоторых вы и сами не знаете, пока они не рванут.

Как это работает?

Любая фраза (она может быть и вообще не критикой) воспринимается как тычок пальцем в открытую рану, как умышленное или неумышленное (но от этого не менее болезненное) нападение, с результатом в виде чего-то обидного и задевающего. По-любому обидного и по-любому задевающего, независимо от начального посыла. Изредка бывает можно понять, что люди не со зла, но чаще – нет. Ведь они же не могут не видеть, что у вас нет кожи?

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Ааааа больно! Зачем ты сделал мне так больно? В большинстве случаев после этого следует яростная реакция, направленная на "обидчика", который ощущается почти как абьюзер. Учитывая бэкграунд в виде содранной кожи, думаю, эта реакция вполне закономерна. Жаль только, что понимания и способности продышаться и идти дальше – от этого не прибавляется.

Синдром самозванца

Довольно известное явление, суть которого в следующем. Достижения, результаты и вообще вся обстановка ощущаются вами как незаслуженные, доставшиеся не благодаря вашим личным усилиям и труду – а свалившиеся на вас только из-за сумасшедшего везения или случайных совпадений. То есть вы вообще для этого ничего не сделали. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх – а вдруг разоблачат? Ведь неминуемо разоблачат, да?

Как это работает?

Критика – очень явное указание на то, что "мальчик каску просто нашёл" (с точки зрения вашего внутреннего самозванца). Конечно же, другие немедленно это увидят и разоблачат голого короля! Поэтому критика заставляет вас сжиматься в ужасе, и ненавидеть любые замечания, даже корректные.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Сейчас они всё поймут… Вот сейчас… Вот сейчас… Ну не сейчас, так в следующий раз. Очень страшно так жить – в постоянной тревоге и в неумении присваивать то, чего достигли. Неудивительно, что критика интерпретируется только в одну сторону – в ту, которая является по-настоящему важной.

Перфекционизм

Тоже материал для отдельной статьи под названием "Пункт выдачи желаемого за действительное". Когда-нибудь напишу. А пока давайте кратко: у перфекционистов полностью отсутствует ощущение, что они достаточно хороши. И они, фактически, проводят свою жизнь в погоне за этим ощущением, не зная, что именно они ищут и зачем это им. Способы, которые перфекционисты применяют для поиска этого ощущения, в основном, сводятся к достижению идеала. Есть иллюзия, что если его достичь, будет достаточно хорошо (на самом деле – нет).

Как это работает?

Критика прямо указывает перфекционисту на его неидеальность, и иллюзия о возможности достижения точки "достаточно хорошо" рассыпается, как карточный домик. Это очень больно, потому что жить без хотя бы такой плохонькой иллюзии, по факту, невозможно. Поэтому критика для перфекциониста невыносима (хотя при этом он сам себя ею постоянно изводит, такой парадокс).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

О боже, ошибка! я несовершенен (атеисты могут первую часть заменить на что-то равнозначное по эмоциональности). Ошибок, по мнению перфекциониста, быть не должно вообще, впрочем, как и несовершенства – а если они всё же есть, то это ничто иное, как знак плохой работы над собой. Замечаете разницу с нарциссизмом и синдромом самозванца? Там фокус был вовне, "все увидят", а тут он на себе. Неважно, кто и что увидит, важно, что я сам/а уже знаю о своём несовершенстве, и это мучительно.

Невозможность выносить чужой дискомфорт

Есть такие люди, от которых всем удобно. Удобные люди. Моя коллега Полина Гавердовская называет их невидимыми. Этих людей родители воспитывали так, чтобы от них не было, по возможности, никакого дискомфорта. Чаще всего это означает, что им пришлось рано отказаться от себя. Почти полностью – от своих потребностей, чувств, желаний и планов – чтобы никому случайно не перейти дорогу. А то будет ататат.

Как это работает?

Любая критика означает, о ужас, что вами кто-то недоволен, а значит, у кого-то от вас дискомфорт или даже проблемы! А этого никак нельзя допустить, это очень страшно. От осознания, что вы, вольно или невольно, причинили кому-то неудобство, вам может стать буквально физически плохо.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ой-ой-ой, караул, кому-то неприятно и это из-за меня! Не угодил/а, всё испортил/а, теперь человек мучается". То есть, привычный фокус тут – на Другом, на его стабильности и благополучии, на заботе о его комфорте, а вовсе не на себе. Ощущать себя причиной и источником чужого дискомфорта таким людям невероятно сложно, поэтому они очень тяжело воспринимают критику.

Параноя

Я не имею тут в виду психиатрический диагноз, скорее, личностную черту или склонность, привычку. Замечали ли вы, что есть люди, которые легко принимают на веру различные теории заговора и чужую злонамеренность? Неважно, есть что-то в основе или нет – но это вполне укладывается в их восприятие мира. Так вот, это и есть параноидность. Её главым девизом можно было бы сделать фразу "Всё неспроста".

Как это работает?

Параноидный человек воспринимает любую критику как умысел и желание его уязвить, и ранит/злит его именно этот умысел, а не только и не столько содержание критического замечания. Согласитесь, что непросто жить в окружении врагов, и неудивительно реагировать на их очередные нападки весьма болезненно.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Вот ты и спалился, а я знал/а, что ничего хорошего от тебя ждать не стоит". Фокус тут тоже внешний, как и в нескольких предыдущих пунктах, и тоже отсутствует опора на реальность. Зато есть заведомая уверенность в том, что все хотят вам только плохого, а кто не хочет, так скрывает, ну или же это лишь временно.

Депрессия/Субдепрессия

Это может быть официальный диагноз, а может и просто некий период в жизни или личностная склонность (да, так бывает). В любом случае, суть одна: всё плохо, было плохо и будет плохо. В отличие от нарциссизма и синдрома самозванца, здесь ощущение своего "Я" вполне реально, просто это "Я" непоправимо плохое, и нет никакой надежды или мотивации его изменить.

Как это работает?

Критическое замечание усиливает депрессивный фон, подтверждает, что да, ничего хорошего в очередной раз не произошло. Как правило, депрессия работает так, что у вас ещё и нет энергии на исправление, поэтому любая критика повисает тяжёлым камнем на шее без возможности её использовать на благо (даже если она подана как надо и по факту такая возможность есть). Помните ослика Иа? "Доброе утро, Пятачок… в чём я лично сомневаюсь".

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Всё тлен". Фокус в этом случае – на общем болезненном фоне и неспособности получать удовольствие от жизни (так называемая "anaesthesia dolorosa, болезненное бесчувствие"), и критика лишь является дополнительной иголкой. Она, в общем-то, может быть даже и не услышана в плане содержания.

Личная история

Пункт частично пересекается с травмой. Дело тут вот в чём: если вам в жизни от критикующих уже пришлось пострадать (как правило, немалый вклад вносят родители, учителя, бывшие партнеры по отношениям и другие значимые люди), то любая критика, чем-то напоминающая ту – по содержанию, форме или по любому другому признаку – будет восприниматься вами невероятно болезненно. Примеров можно привести много, общее у них то, что достаточно задеть какую-то определённую тему или построить фразу определённым образом, чтобы вы ощетинились.

Как это работает?

Здесь фокус – на факте критики вокруг конкретной темы или конкретным образом. Это ранит само по себе, потому что у вас на этом месте уже есть большая мозоль. И конечно же, вы совершенно не можете увидеть в такой критике позитивные стороны, даже если они есть – мозоль их загораживает.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ыыы, опять я (что-то моё) кого-то не устраивает, ну сколько можно". В целом, ответное чувство бывает очень близко к отчаянию и бессилию, и именно поэтому так больно. Вы, как правило, уже вынесли из прошлого, что с этим вам не справиться, и текущая ситуация работает для вас якорем, мгновенным порталом в эти воспоминания.

С теорией всё! Переходим к практике.

Практика

Вы нашли у себя больше половины пунктов и закономерно спрашиваете меня, как же вам теперь со всей этой фигнёй взлететь? Что делать-то? И нужно ли что-то делать, или, может, не стоит прогибаться под изменчивый мир?

На это у меня есть готовый ответ, который не я сама придумала, конечно. Он просто очевидный. Постоянно испытывать сильные негативные эмоции по незначительным поводам, например, из-за критики, может себе позволить только человек с крепким психическим здоровьем и выносливой нервной системой. У вас крепкое психическое здоровье? Выносливая нервная система? Рискну предположить, что дела с этим обстоят не так хорошо, как хотелось бы, иначе зачем бы вам этот мануал. То есть, ответ-то на самом деле однозначный – пора работать с вариантами решений, потому что так распылять свой психический ресурс вам попросту не по средствам.

Решения я изложу тоже по пунктам, люблю списки. Сначала тактика (то, что применимо здесь и сейчас), потом стратегия (то, что пригодится долгосрочно).

Тактическое.

1. Убедитесь, что критика что-то полезное содержит на самом деле, а не решает психологические проблемы того, кто её исторг.

Самый важный пункт. От 50 до 90% той критики, которую вы будете получать, не выдержит этой проверки, я гарантирую это. Минус этого пункта в том, что для его выполнения вам придётся, к сожалению, пропускать входящие замечания через себя, что может быть довольно неприятно (мы все знаем, как они подаются). Зато! Хороший фильтр "на входе" позволит в разы сократить последующие переживания и объем действий. Вы же помните, что вы не какой-то психоолигарх с гиперустойчивой нервной системой? Так вот, этим пунктом сэкономите себе много километров нервов.

Как же это понять, как оценить – есть в критике полезное или нет? Я бы советовала составить себе чеклист (такой список с галочками) из мануала "Как правильно критиковать" – выбрать важные для вас пункты, добавить свои дополнительные, и каждый раз прогонять полученное критическое замечание по нему. Если набирается больше 3 галочек – замечание отправляется в топку, можно даже до конца не дочитывать/не дослушивать. Со временем натренируетесь и будете и без чеклиста почти мгновенно понимать, стоит критика внимания или нет.

2. Научитесь безжалостно избавляться от той критики, которая не прошла проверку п. 1.

Это очень важная тема, она одновременно и про заботу о себе, и про границы, и про много что ещё. Вы не должны служить ведром для чужих эмоциональных сливов, запомните это крепко-накрепко. Никогда и никто не должен быть таким ведром. И если кто-то считает, что вы – ведро, это вообще не ваши проблемы.

Избавляться в данном случае будет значить, во-первых, конечно же, не использовать такую критику как руководство к действию. Во-вторых – не позволять ей заползать на вашу территорию и вас разъедать. Как вы конкретно это будете делать: удалять комментарии, прерывать людей, забывать, отвлекаться, использовать метафоры и ритуалы – не так уж важно. Главное, чтобы это было эффективно. Возьмите прямо за правило и натренируйте себя: если не выполнено условие из п. 1 – с лёгким сердцем оставляем критику её автору и идём дальше. Сначала сердце будет не очень-то лёгким, но постоянная практика поможет.

3. Для той критики, которая прошла проверку и всё ещё ранит вас, применяйте правило тайм-аута.

Сначала послушать/прочитать, только потом интерпретировать. Отложить свою реакцию и анализ как минимум на несколько часов (идеально – на сутки, если есть возможность). И в эти несколько часов не жевать кругами негативные мысли, а всерьёз на что-то переключиться. Это поможет снизить риск импульсивных и привычных негативных толкований, плюс, с течением времени любая критика начинает восприниматься менее остро. Так дайте себе это время.

4. Если вас понесло в травму/ранение/негативную интерпретацию, остановитесь и сделайте шаг назад.

Выдохните и возвращайтесь от большего к меньшему: не "я неудачница", а "я сделала что-то не то и по привычке сразу подумала, что я неудачница". Не "всё плохо", а "когда мой результат не 100%, я автоматически думаю, что ВСЁ плохо". Мне очень нравится метафора перемотки кассеты (рискованная для тех, кто младше 1990 г.р., но всё же). Ой, зажевало! Достаём, расправляем плёнку и перематываем на целое, непомятое место. Оттуда можно ещё раз, но более аккуратно.

5. Пробуйте переформулировать для себя так, чтобы было не обидно.

Если такой вариант существует, конечно. Переделайте фразу или замечание так, чтобы оно было сказано по всем правилам правильной критики – дружелюбно, корректно, из позиции "плечом к плечу". Похвалите себя за что-то, если вас ещё не похвалили. Включите то полезное, что вы нашли во входящей критике, но более аккуратно и бережно, чем было там. И используйте как отправную точку именно свою версию, а не изначальную. Если переформулировать не получается, то есть, в принципе невозможно услышать полезное замечание так, чтобы не пораниться – то это тревожный знак. Возможно, в одиночку вам не справиться и нужна помощь специалиста.

Стратегическое.

1. Работа с общепсихической "иммунной системой".

Вы же знаете, что у нашего организма есть целая иммунная система, отвечающая за защиту организма от чужеродного и потенциально опасного материала, на физическом уровне? Ровно такую же штуку нужно в себе отрастить на уровне психики. Постепенно создать систему правил, позволяющих блокировать то, что вредит или не соответствует вашим целям. Но при этом чтобы система могла пропускать внутрь то, что позволит вам расцвести и стать лучше. Чем лучше будет работать этот "психоиммунитет", тем меньше усилий вам придётся тратить на работу с критикой "в моменте". Потому что вы будете знать, что ненужное отпадёт само, а нужное останется, и вы сможете постепенно переварить и интегрировать это нужное на своих условиях и в своём темпе, не опасаясь вреда.

Что нужно делать для того, чтобы эта иммунная система начала развиваться и укрепляться? Постоянно выполнять все пункты из предыдущего списка, который про тактику. Как в спортзале – чтобы накачать мышцы, потребуется сделать много подходов. Когда повторите каждый пункт по 30-50 раз – заметите ощутимую разницу и в скорости реакции, и в её качестве. И когда-нибудь всё это начнёт происходить уже само, без ваших сознательных усилий.

2. Знание своих чувствительных мест, триггеров и факторов, которые на всё это влияют.

Здесь, в общем-то, и не нужно ничего пояснять. Если вам известны эти вещи, то вы можете обучить (вменяемых) окружающих давать вам критику в том виде, в котором вы можете её перенести. Также вы также можете задать некий стандарт критики для себя, который будет учитывать ваши типичные триггеры. Ну, чтобы не пропустить важный фидбек из-за того, что он плохо оформлен и задел ваше привычное. Да и вообще здорово успокаивает, когда понимаешь – тут у меня явно избыточная реакция, потому что А, Б и С, сейчас я подышу и она утихнет.

3. Отделение себя от своих поступков.

В условиях нашей культуры это правило пригодится, наверное, почти всем. Как-то так у нас сложилось, что критиковать без перехода на личности почти никто и не умеет, соответственно, и воспринимать критику без бесплатного бонуса "ты плохой" тоже крайне сложно. Учитесь разделять эти два "трека", даже если автор критики этого не сделал. Вы как человек – отдельно, объект критики (ваше творение, продукт, результат) – отдельно. Если вы в этот раз сделали что-то недостаточно хорошо, то это ничего про вас как человека не значит. Повторяйте себе это, как заклинание.

4. Выращивание внутреннего Доброго Родителя.

Пункт важен не только для тех, у кого мощный Внутренний Критик. Как правило, все корни болезненного отношения к критике растут из каких-то важных жизненных периодов, во время которых вам не хватило более сильной фигуры, которая поддержала бы вас в ваших ошибках, несовершенстве и лаже. По принципу – "бывает, ты всё равно хороший/ая, давай подумаем, что делать дальше и как это обратить тебе на пользу". Создавайте такую фигуру внутри себя, будьте сами к себе добрее, чем другие люди к вам. Если в вашей жизни был такой человек, вызывайте его/её мысленный образ каждый раз, когда вам требуется поддержка, и пытайтесь представить, что бы он вам сказал, если бы был рядом.

5. Психотерапия.

Да-да, любимый совет. Вот здесь развернуто написано, что можно делать в психотерапии людям с разными проблемами из теоретического списка. А уж вы сами сможете решить, надо ли оно вам.

Восприятие человеком информации осуществляется посредством его органов чувств. В этом отношении все они играют существенную роль, но зрение и слух выступают в этом отношении особенно важными, потому что посредством их человек получает основную часть информации.

Острота зрения в большой степени определяется особенностями зрительного анализатора, однако она связана также и с увеличением яркости фона. При уменьшении же контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы, как правило, не выполняют своего назначения в качестве наглядного средства обучения. Дело в том, что данные в них обычно представлены слишком мелким шрифтом, что затрудняет их восприятие. Величина букв на доске также играет немаловажную роль. Результаты специальных экспериментов показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии 3 метра, для нормального восприятия величина букв на доске должна быть не менее 2 сантиметров. При увеличении же этого расстояния расстоянии до 6-7 метров буквы должны быть уже высотой не менее 5 сантиметров.

Для того, чтобы установить желаемый размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, преподавателю можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине - на 4, а мужчине на 3, т.е. буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

Наилучшие результаты дает комбинированное воздействие визуальной и аудиальной информации , так как органы зрения и слуха увеличивают коэффициенты раздражителей, воздействуют на долговременную память. Исследования показали, что человек запоминает 15 % информации, получаемой им в речевой форме и 25 % – в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65 % содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения (кино, учебное телевидение, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Согласно утверждениям Б.Г. Ананьева, через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему – на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается человеком лучше, чем на слух.

Установлено, что до 20 % информации, поступающей через органы слуха, может утрачиваться, так как мысли человека текут в 8-10 раз быстрее, чем речь. Кроме того, всегда присутствуют отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители), к тому же через каждые 5 – 10 секунд мозг “отключается” на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации различными способами и лексическими средствами. Вообще же у каждого человека существует своя репрезентативная система, посредством которой он и воспринимает в большей степени получаемую информацию.

Восприятие человеком аудиальной информации в существенной мере зависит от свойств речи как процесса практического применения языка в целях общения с другими людьми, в том числе и педагогического общения и форм ее выражения. Эту зависимость можно представить с помощью рис. 57.

Восприятие визуальной информации зависит от удобочитаемости текста , от его расположения его на странице. Например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Вертикальная линия текста считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они могут быть равными по величине.

Линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на треть быстрее, чем письменный. Не случайно на телеэкране срезаны углы. Это необходимо для того, чтобы не дать глазу выскочить за рамку, как бы “продлить” воображение.

Зрение требует группировки информации. Вертикально следует приводить нечетное число перечислений: 3, 5, 7. Наибольшее число вертикальных перечислений, которое запоминает человек, равно семи плюс-минус два (имен, наименований, характеристик). Установлено, что четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33 % нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28 %), правый нижний (23 %) и левый нижний углы (16 %), как показано на рис. 58.

Рис. 58. Распределения внимания по зонам классной доски

Особое значение в восприятии текста играет цвет печати и цветовой фон . Как показали исследования, наиболее удобочитаемым является черный шрифт на белом фоне, затем следует черный набор на всех цветных фонах. Неудобочитаемы желтый шрифт на белом фоне и наоборот.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как влияет цвет на психику, а значит, и на восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим относятся три пары цветов: красный с зеленым, желтый с фиолетовым и синий с оран­жевым.

При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости изображения. Цветовой контраст усиливается, если очертить буквы черным контуром, но ослабеет, если их очертить белым контуром.

Цвет оказывает влияние на психическое самочувствие учащихся, причем характер этого влияния зависит от их темперамента. Так, установлено, что зеленый и голубой цвета успокаивает сангвиника и холерика, клонят ко сну флегматика, располагают к замкнутости меланхолика. Замечено также, что красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят. Кроме того, экспериментально доказано, что студенты лучше понимают текст при дедуктивном способе изложения мыслей, характерном, прежде всего, для научно-технических текстов.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48 % людей мыслят логическим путем и 52 % – образным. При этом 24 % логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26 % образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому – теорему, третьему – хронологию исторических событий. Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления.

Восприятием принято считать целостное отражение мира, предмета, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Оно представляет собой активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Различные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится и к слуховому восприятию, и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали и сказали. Он может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано. На восприятие существенно влияет то, чего ждет человек. Чем выше для студента вероятность того, что появится именно этот стимул и именно в этот момент, тем эффективнее его опознание, тем меньше времени требуется для его восприятия и опознания. Это обстоятельство нужно особенно учитывать в условиях, в которых есть те или иные помехи для рассматривания, изучения – ограничение вре­мени, недостаточно четкое, малоконтрастное, слишком мелкое изображение и т.д. Незнакомые для студентов термины преподаватель должен повторить несколько раз, записать, объяснить их значение.

Эффективность опознания наглядного материала существенно зависит как от вероятности, с которой студент ждет по­явления именно этого изображения, так и от значимости последнего в данных условиях. Сигнал опознается тем точнее, чем выше вероятностный прогноз его возникновения и чем больше его значимость.

Если перед показом учебного рисунка или графика внимание не привлечено к тому, что на этом изображении наиболее существенно, значимо, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего преподаватель показал данный рисунок или график. Студенты по-разному воспринимают демонстрируемые изображения в зависимости от того, какова была информация, которую они получили от демонстрируемого на лекции материала.

Недопустимо сокращение времени, при котором обучаемый не успевает рассмотреть предлагаемый материал и про­делать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.

Преподавателю необходимо помнить также о конкретном количестве наглядного материала на одно занятие, этот вопрос целесообразно решать в соответствии с психолого-педа­гогическими задачами, стоящими перед данным занятием. Иногда это может быть одна, тщательно подобранная иллюстрация, в других случаях – несколько.

Результаты специально проводимых экспериментов показали, что время, необходимое для операций сравнения наглядного материала, зависит от формы кодирования информации. Например, при графическом кодировании это время оказывается меньшим, чем при цифровом ее кодировании.

Кроме восприятия информации важнейшим показателем эффективности обучения выступает ее понимание . Сущностью понимания является способность человека постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этой способности результат. Понимание представляет собой достаточно сложный феномен, являющийся предметом изучения не только психологии и педагогики, но также и философии, истории, социологии и других дисциплин. Существует даже особая наука о понимании – герменевтика. Общие ее закономерности, примимые к процессам образования, составляют предмет сравнительно новой отрасли знания – психолого-педагогической гер­меневтики.

Исследованиями в этой сфере установлено, в частности, что понимание информации протекает успешнее, если она предъявляется преподавателем в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрируются конкрет­ными примерами, учебный материал излагается на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления обучаемых.

Восприятие и понимание студентом учебной информации определяется как психическими особенностями его личности и профессионализмом преподавателя, так и следующими свойствами самого изучаемого материала (рис. 59):


Рис. 59. Условия восприятия и понимания учебного материала

- формой учебного материала, которая может быть предметной, образной, речевой и символической;

- уровнем трудности учебного материала. Она зависит наряду с другими условиями от его связи с имеющимся у студентов опытом, знаниями и умениями;

- значением, важностью учебного материала. Оно может быть гностическим (познавательным), практическим (деловым), этическим (нравственным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим). Этот материал должен быть значимым для самого обучаемого, т.е. отвечать его интересам, целям и потребностям;

- осмыслением. Установлено, что осмысленный матери­ал быстрее и легче усваивается, длительнее и полнее сохраня­ется в памяти.

При организации и осуществлении учебно-воспитатель­ного процесса преподавателю необходимо учитывать также не­которые медико-биологические факторы, влияющие на процесс обучения.

На восприятие информации, обучение студентов существенное влияние оказывает состояние их здоровья, связанное с низкой реактивностью организма, его работой часто на предельных нагрузках, недосыпанием (нехватка только получаса сна в сутки снижает работоспособность студента на 10-20 %). Неудовлетворительному состоянию здоровья и чрезмерному утомлению обучаемых “способствует” также недостаток положительных эмоций, отсутствие удовлетворения результатами учебы, нарушение режима дня, гиподинамия – малоподвижность – самая тревожная болезнь века. Студенты подвержены также нервно-психическим заболеваниям. Причинами неврозов могут быть:

Социально-культурные факторы;

Психологические факторы, связанные с взаимоотношениями студентов в различных микрогруппах;

Психолого-педагогические факторы, отражающие непосредственно воздействие образовательного процесса (адаптационные трудности; несоответствие уровня требований в вузе начальной подготовке студентов; авторитарность преподавателя, конфликтные ситуации с ним; психическое, эмоциональное напряжение; повышение нервозности в период зачетов и экзаменов; чрезмерно большой объем информации; дефицит времени; снижение уровня мотивации к учебе из-за неудовлетворенности методами преподавания и другие).

Учитывая все это, преподаватель должен помочь студен­там научиться пережить все эти трудности, активизируя адап­тационные возможности организма студента, правильно орга­низуя процесс восприятия, освоения и воспроизведения инфор­мации, способствуя развитию их интереса к изучаемой дисци­плине.

Таким образом, успешность обучения и воспитания во многом зависят от преподавателя, от его умения сочетать профессиональные знания со знаниями педагогики и психологии, учета психофизиологических закономерностей восприятия информации студентами. Владея ими, преподаватель сможет организовать познавательную деятельность студентов по оптимальному варианту.

Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь Бен-Шахар Тал

70 Воспринимать трудности как угрозу или Воспринимать трудности как вызов

Воспринимать трудности как угрозу

Воспринимать трудности как вызов

Пессимист видит проблемы в каждой возможности; оптимист видит возможности в каждой проблеме.

Уинстон Черчилль

Слова не просто описывают реальность, они ее создают. Оценивая ситуацию как угрозу, вы наверняка будете испытывать стресс. Если вы смотрите на ту же ситуацию как на вызов, вы будете испытывать при этом, скорее всего, просто волнение, возбуждение. Одно и то же событие может восприниматься совершенно по-разному, в зависимости от слов, которыми вы пытаетесь его описать. Публичное выступление - это грозная опасность или желанный вызов? Что я говорю себе о сложностях в отношениях с партнером? Мое восприятие является продуктом как субъективной (в смысле моего ума), так и объективной (в смысле внешнего мира) реальности. Я творец своего опыта, своей жизни.

Научные работы Джо Томака, Джеймса Бласковича и их коллег показывают, как в определенной ситуации мы можем влиять на свои психологические и физиологические реакции, изменив отношение к происходящему. В одном исследовании две группы студентов получили одинаковый математический тест. Первой группе сказали, что задача называется «трудные вычисления в уме», и им было поручено решить ее быстро и эффективно. Неудивительно, что они восприняли эту ситуацию как тревожную. Второй группе сказали, что «вычисления в уме» - это просто интересная и сложная проблема и что студенты должны как следует постараться, чтобы ее решить. В отличие от первой группы, вторая восприняла испытание как увлекательный вызов. Эти студенты отнеслись к заданию спокойнее, более творчески и в итоге показали лучшие результаты, чем члены первой группы, которые оценивали ту же ситуацию как угрозу.

В других исследованиях психологи задокументировали, какой эффект оказывало восприятие реальности на физиологические реакции. Всего одно слово может иметь огромное влияние на организм - менять количество сердечных сокращений, кровяное давление и другие маркеры, связанные со стрессом. Будем ли мы рассматривать ситуацию как интересную задачу или угрозу, как возможность или опасность, как привилегию или злой умысел - наша точка зрения может радикально изменить тот опыт, который мы получим в результате.

Из книги Язык разговора автора Гарнер Алан

Глава 9 Как конструктивно воспринимать критику Не важно, насколько хорошие отношения у вас с окружающими, все равно вы постоянно подвергаетесь критике.«Ты постоянно опаздываешь!»«Мог бы и получше относиться к моим друзьям!»«Если не наденешь пальто, обязательно

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Вступление Почему нам так трудно адекватно воспринимать животных Люблю размышлять об отношении людей к животным - удается узнать о людях много нового. Марк Бекофф Зачастую наше отношение к другим видам живых существ абсолютно нелогично. Взять хотя бы Джудит Блэк. В

Из книги Камасутра общения. Магия слов и жестов автора Ром Наталья

Или Как воспринимать критику Всем нам приходится сталкиваться с критикой и негативными высказываниями в наш адрес. Вопрос в том, как каждый из нас реагирует на подобные замечания!В большинстве случаев мы все-таки болезненно воспринимаем критику. Как правило, в ответ мы

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Думать или непосредственно воспринимать Существует огромная разница между тем, чтобы подумать об этой игре, и непосредственным участием в ней – прямо сейчас. Если вы сразу же попробуете сыграть, вам это поможет – эта игра помогала всем, с кем я в нее играл. Но если вы

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Глава XVII Или друг, или враг, а как? (об умении прощать врагов и воспринимать друзей такими, какие они есть…) Нашу жизнь можно сравнить с путешествием в гору, и пути у всех разные. Как и в религии – все идут к вершине по своим тропинкам. И очень важно дойти до конечной цели, но

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Воспринимать несказанное: расскажите ребенку о невербальных коммуникациях и сонастроенности с другими людьми Это замечательно, что мы учим наших детей внимательно слушать то, что им говорят: «Слушай, что он говорит. Он сказал, что не хочет, чтобы его поливали из шланга!»

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

2. Учитесь воспринимать отрицательные ответы Это относится к людям, которые, прочитав предыдущие строки, готовы сказать: «Да, это действительно было ужасно! Я ненавижу человека, который мне отказал!» Если у вас был подобный печальный опыт, вы можете переоценивать

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Глава 11. Воспринимать любую встречу как священный дар Одно из самых значительных изменений в образе моего мышления произошло, когда я приняла решение воспринимать любую встречу как священную. Да, будь то члены моей семьи или соседи, служащие банка, продавцы, кассиры и так

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Умение воспринимать сложные и пугающие эмоции Пора разобраться с переживаниями Дэйва. Сейчас он выполняет роль слушателя, и его задача – прислушиваться к партнеру и самому себе. Умение сдерживать в это время эмоции открывает много возможностей для развития и роста. Не

Из книги Правила достижения цели [Как получать то, что хочешь] автора Темплар Ричард

Учитесь спокойно воспринимать критику Я заметил, что адекватно воспринимают критику уверенные в себе люди. Если им указывают на какой-нибудь их промах, они не ставят под сомнение все свои достоинства и способности. Они знают себе цену. Попробуйте сказать неуверенному

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Модель «Обратная связь» Как научиться правильно воспринимать комплименты и критику Обратная связь – один из самых щекотливых моментов в группах. С одной стороны, можно легко ранить людей, а с другой – от фальшивых комплиментов мало пользы. Зачастую комплименты

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

2 Упускать из виду все сокровища жизни или Воспринимать жизнь как чудо Те, кто живет в мире, полном красоты и тайн, никогда не бывают одиноки и не разочаровываются в жизни. Рэйчел Карсон То, что мы видим вокруг себя, во многом зависит от выбора, который мы делаем. Часто ли

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

34 Воспринимать трудности как постоянные или Воспринимать трудности как временные Что бы ни случилось, и это пройдет. Элла Уилер Уилкокс Наша жизнь не свободна от горя и страданий. Даже самый счастливый человек в мире испытывает печаль, разочарование, гнев и горе.

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

88 Воспринимать ошибки как катастрофу или Воспринимать ошибки как ценную обратную связь Свобода не может называться свободой, если она не дает права на ошибку. Махатма Ганди Ошибки и заблуждения - неизбежная часть жизни любого человека и чрезвычайно важная часть

Из книги автора

Научите ребенка воспринимать критику Еще одно важное качество, которое обязательно должны воспитать родители, – это умение воспринимать критикубез ощущения стыда, мучений, терзаний. Правда, и критика должна быть конструктивной, направленной на исправление

Из книги автора

Значение умения хорошо воспринимать обратную связь Умение воспринимать обратную связь отнюдь не означает, что вы должны со всем соглашаться. Оно означает способность правильно вести разговор и принимать разумные решения в отношении того, как вам применять ту