Вучетич скульптор биография. Архитекторы и скульпторы. Скульптор сталинской эпохи



В учетич Евгений Викторович - выдающийся советский российский скульптор-монументалист; действительный член и вице-президент Академии художеств Союза Советских Социалистических Республик, подполковник запаса.

Родился 15 (28) декабря 1908 в городе Екатеринославе, ныне Днепропетровске (Украина), в семье эмигранта-черногорца. В 1930 году окончил художественное училище в городе Ростове-на-Дону. В 1931-33 годах учился в Ленинградской академии художеств, начав самостоятельную творческую деятельность, как художник и скульптор.

Участник Великой Отечественной войны. С 1943 года, более двух десятков лет, Е.В. Вучетич - военный художник Студии имени М.Б. Грекова, где окончательно сформировался как скульптор, посвятивший своё творчество военно-патриотической теме. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

Под руководством Евгения Вучетича в 1946-49 годах совместно с архитектором Я.Б. Белопольским создан величественный памятник-ансамбль «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке, олицетворяющий высокое благородство освободительной миссии советского народа.

Евгений Вучетич – автор монумента «Соединение двух фронтов», воздвигнутого в 1955 году у шлюза № 13 Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Он – автор созданной в 1957 году всемирно известной аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке (США) и в Третьяковской галерее (Москва).

По проекту Е.В. Вучетича и под его непосредственным руководством в 1963-1967 годах совместно с архитектором Я.Б. Белопольским и другими был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в городе-герое .

Среди этих работ – скульптурные портреты Маршалов Советского Союза Г.К. Жукова , А.М. Василевского , В.И. Чуйкова , Р.Я. Малиновского , А.А. Гречко , генерала армии И.Д. Черняховского , генерал-полковника авиации Т.Т. Хрюкина и другие; широко известный памятник Ф.Э. Дзержинскому в Москве, снесённый разъярённой толпой во второй половине августа 1991 года, в период действия так называемого ГКЧП (19-21 августа 1991 года)...

В 1953 году Е.В. Вучетич избран действительным членом Академии художеств СССР, а в 1959 году ему присвоено почётное звание «Народный художник СССР». С 1960 года подполковник Вучетич Е.В. – в запасе.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 15 октября 1967 года «за выдающиеся заслуги в создании произведений монументальной скульптуры, получивших всенародное признание, и создание величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы, за плодотворную общественную деятельность» Вучетичу Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Вучетич Е.В. являлся художником широкого диапазона, создателем галереи скульптурных портретов современников, героев труда, выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Творчество Евгения Вучетича - яркий образец реалистического искусства и подлинных гражданственности и патриотизма.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 апреля 1974 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина (19.09.1952; 15.10.1967), орденом Отечественной войны 2-й степени (06.08.1946), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» (22.12.1942), «За оборону Москвы» (01.05.1944). Лауреат Ленинской премии (1970), пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949 и 1950), премии имени Джавахарлала Неру (1968).

В память о скульпторе 19 сентября 1975 года улица Старое шоссе (север Москвы, Тимирязевский район), где располагалась художественная мастерская Вучетича, была переименована и стала носить его имя, на одном из домов была установлена мемориальная доска. В Москве на доме №9 по переулку Сивцев Вражек, где в 1972-1974 годах жил Вучетич, установлена мемориальная доска. В 1981 году в Москве недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС (ныне – Префектура Северного административного округа) был открыл памятник-бюст Вучетичу (скульптор З.И.Азгур). В городе Днепропетровск (Украина) именем Вучетича названо Государственное художественное училище.

Сочинение:
Художник и жизнь. М., 1963.

Скульптор Евгений Вучетич… Это имя создателя великих монументов, сохранившихся, несмотря на десятилетия. Это имя одаренного ваятеля, чьи скульптуры имеют огромное символическое значение. Это имя человека с ярким талантом и необычной судьбой.

Интересно, что скульптор Вучетич, биография которого интересует многих современных любителей пластического искусства, при жизни не пользовался всеобщей популярностью и славой. Почему-то он находился в тени - в тени своих шикарных монументов и грандиозных изваяний, которые пользовались неимоверным народным признанием и любовью.

Примечательно также, что при жизни скульптор Вучетич несколько раз подвергался незаслуженной критике со стороны видных мастеров того времени. Они обвиняли Евгения Викторовича в приверженности монументальности и всеобъемлемости, за которыми, как казалось некоторым, он прятал свою бездарность. Однако эти обвинения были беспочвенными.

Скульптор Вучетич, работы которого действительно колоссальны, создавал свои творения для крупных постаментов и возвышений, чтобы они были видны издалека, чтобы надолго запечатлевались в памяти и сердце. Вполне объяснимое явление. Поэтому многие памятники скульптора Вучетича обладают непревзойденной мощью, основательностью и величием.

Давайте же познакомимся с ними поближе. Но вначале узнаем немного о жизни и творчестве их создателя.

Детство

Будущий скульптор Евгений Вучетич родился зимой 1908 года в семье образованных интеллигентов. Мать - учительница, француженка по происхождению, отец - инженер, в Гражданскую войну примеривший на себя чин белогвардейского офицера.

Хотя Женя родился в Екатеринославе (ныне - Днепр, Украина), раннее детство он провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.

С самого детства в мальчике проявлялся неукротимый талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что было под рукой - из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.

Молодость

Евгений Вучетич - скульптор образованный и просвещенный. В согласии со своим призванием, в возрасте восемнадцати лет он поступил в местную художественную школу, где обучался у талантливых и добросовестных педагогов, таких как Чиненов и Мухин. Они первые рассмотрели в одаренном студенте задатки будущего монументалиста, они первые привили ему любовь к сложной кропотливой работе ваятеля, познакомили с реалистическим искусством, научили упорно и настойчиво идти к поставленной цели.

Благодаря этим наставникам Вучетич начал творить легко и с увлечением. Он не довольствовался лишь работой по школьной программе. Часто талантливый молодой человек посещал учителей на дому, оттачивая свое мастерство, улучшая технику и сноровку.

Тематика

Уже в тот ранний период своего творчества Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения Вучетич наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях.

Дипломная работа талантливого студента являла собой статую матроса, целящегося в неприятеля. И хотя фигура была выполнена незрело и наивно, все же она поражала своей искренностью и напряженностью. В дальнейшем скульптура была приобретена музеем Северного Кавказа.

Начало карьеры

После обучения в школе молодой Евгений поступил в Ленинградский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических и архитектуры.

В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся.

В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.

Архитекторы-наставники

В этот период Евгений знакомится со знаменитыми советскими архитекторами, такими как Гельфрейх и Щуко, которые оказали неоценимое влияние на его творчество. В этом неоднократно признавался сам ваятель. Например, мемуары скульптора Вучетича сообщают, что многие знания, пригодившиеся в дальнейшей деятельности, он почерпнул именно от архитекторов, которые помогли ему увидеть весь масштаб и всю виртуозность художественной работы.

Переезд

В возрасте двадцати семи лет молодой скульптор Вучетич Евгений Викторович переехал в столицу Советской России, где перед ним открылись новые просторы для творчества.

Ваятель начинает участвовать в международных конкурсах и выставках, трудиться во всевозможных художественных организациях, создавать проекты различных памятников и работать по оформлению строительства таких знаменитых объектов, как гостиница “Москва” и Государственная

К данному периоду творческой деятельности Вучетича относятся его знаменитые скульптуры “Климент Ворошилов верхом” и “Партизанка”. Сколько огня, отваги и внутренней силы исходит от этих рельефных изваяний! Неудивительно, что работы были представлены на Парижской выставке, где получили должное одобрение и похвалу.

К началу 1940-х мастер начинает трудиться как портретист. Его скульптурные бюсты Бабенчикова, Гельфрейха и Сперанского поражают индивидуальным стилем и схожестью с оригиналами. Правда, многие работы недостаточно психологически насыщенны. В довоенный период Вучетич-скульптор делал упор в своем мастерстве не на передаче эмоционального или внутреннего состояния объекта, а на внешнем соответствии и тождественности.

Великая Отечественная война

В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком.

Уже через год он получил звание капитана, однако позднее был сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного.

То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.

Военные портреты

Теперь, как никогда, Евгений Викторович начинает воспевать в своих произведениях мужественных и сильных людей, презирающих собственную боль и смерть, отважно идущих на подвиг ради других.

В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев. Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других.

К исполнению работ мастер относится ответственно и трепетно. Прежде чем встретиться с доблестным натурщиком, Евгений Викторович старался узнать о нем как можно больше, чтобы личное свидание помогло закрепить созданный образ.

Когда же речь шла о портретах погибших полководцев, то старательный скульптор изучал не только весь доступный документальный материал, но и общался с родными и сослуживцами героя, старясь воссоздать его образ как можно ярче и точнее.

Военные монументы

Наряду с созданием небольших творений, знаменитый скульптор начинает работать над грандиозными монументами в честь бесстрашных защитников Родины.

Здесь необходимо упомянуть о самой яркой работе Вучетича-скульптора - “Воине-освободителе”. Памятник, который создавался на протяжении трех лет, находится в Берлине с 1949 года и считается настоящим символом доблести, мира и победы над фашизмом.

Памятник выполнен из бронзы и гранита и представляет собой двенадцатиметровый монумент весом семьдесят тонн. Центром композиции является фигура советского рядового, попирающего ногами фашистскую свастику, что символизирует окончательное поражение нацистских идей. Обе руки солдата заняты - в правой он держит опущенный меч, а левой прижимает к груди спасенную им девочку - ребенка, рожденного на земле врага.

Композиция впечатляет своей мощью и грандиозностью, а также серьезностью заложенных в ней истин.

Еще одним интересным творением Вучетича является памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы”, композиционным центром которого является скульптура “Родина-мать зовет!”

Родина-мать

Данная статуя является девятой по высоте статуей во всем мире. Ее высота - восемьдесят семь метров, а масса - восемь тысяч тонн.

Скульптура полая внутри, состоит из предварительно напряженного железобетона.

Работа над монументом длилась на протяжении семи лет. На момент установки это была самая высокая в мире статуя.

Памятник изображает собой женщину в развевающихся одеждах, с поднятым вверх мечом в правой руке. Это - аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей на борьбу с народными угнетателями.

По официальным данным, жена скульптора Вучетича позировала ему при создании скульптуры. Сам ваятель называл свое произведение не иначе как именем жены.

Однако это не слишком правдоподобная информация. Внешне памятник не похож на супругу Евгения Викторовича, а силуэт (или фигура) железобетонной красавицы очень напоминает телосложение одной советской спортсменки - дискоболки Нины Думбадзе.

Сейчас существует несколько версий того, кто мог позировать Вучетичу в качестве натурщицы. Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера.

Как бы там ни было, скульптура “Родина-мать зовет!” поражает своей внутренней силой и энергией. Она не пассивна и отчужденна, нет. Она движется, горит, она призывает и ждет.

Статуя мира

Еще одной известной скульптурой Вучетича является статуя “Перекуем мечи на орала”, несущая в себе идею всемирного мира и согласия. Памятник возведен в Нью-Йорке, в 1957 году, напротив центрального входа в здание Организации Объединенных Наций.

Монумент основан на библейских цитатах и представляет собой крепкого мускулистого мужчину, который с неимоверным физическим усилием разбивает меч, чтобы переделать его на орудие труда. Мощь и страстность фигуры переданы в каждом напряженном мускуле атлета. Все говорит о том, что он не хочет войны, а добивается мира.

Личная жизнь

Скульптор Вучетич, семья и личная жизнь которого долгое время были скрыты от посторонних глаз, был женат трижды и имел пятерых детей, трое из которых были внебрачными.

Первая супруга Евгения Викторовича умерла рано, оставив скорбящему вдовцу двоих сыновей. Далее последовал непродолжительный брак с красавицей-искусствоведом, несколько романтических увлечений и страстных свиданий, преимущественно с натурщицами. Дети, которые родились у скульптора без заключения брака, являлись плодами искренней и глубокой любви. На протяжении многих лет он заботился о них и помогал им.

Третья жена Вучетича - Покровская Вера Владимировна - стала его настоящей подругой и союзницей. Она поддерживала ваятеля в его творческих исканиях, хвалила и ободряла. Именно она была с Евгением Викторовичем до конца его дней.

Умер великий скульптор в возрасте шестидесяти пяти лет.

Награды

За свой немалый вклад в российское искусство, за создание прекрасных, поистине грандиозных монументов, за всемирное признание и известность Вучетич Евгений Викторович был пять раз награжден Сталинской премией и два раза - орденами Ленина, был удостоен звания Героя Социалистического Труда и Народного художника СССР, а также одарен Ленинской премией и Орденом Отечественной войны.

Признание

В память о заслугах Вучетича благодарные потомки назвали его именем одну из московских улиц и одну из днепровских площадей, а также установили в его честь мемориальную доску и памятник-бюст.

С оветский скульптор Евгений Вучетич почти полвека посвятил монументальному искусству. Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премии создал более сорока скульптурных портретов от фельдмаршалов Российской империи до командиров Советской армии. Наиболее известные работы Вучетича - ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине и скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке. Военную тему скульптор выбрал неслучайно. В июне 1941 года пошел на фронт добровольцем; вернувшись, продолжил работу в Cтудии военных художников имени Грекова, сохраняя память о боях и сражениях в своих работах.

Сын обрусевших серба и француженки Виктора Вучетича и Анны Стюарт родился в Екатеринославе в 1908 году, окончил художественную школу - уже в Ростове. Дипломной работой выпускника стала скульптурная группа, изображающая матроса на вздыбленном коне в полную величину - воплощение детских впечатлений. Евгений заслушивался рассказами демобилизованных красноармейцев о Гражданской войне, и первая же самостоятельная работа начинающего скульптора оказалась в Северо-Кавказском музее революции . Настолько ярким и эмоциональным получился образ. Первым международным признанием Вучетича стала золотая медаль Всемирной выставки 1936 года в Париже за работу «Климент Ворошилов верхом».

Продолжил обучение скульптор в Ленинградской академии художеств . Культурная столица добавила не только академических знаний: Вучетич изучал творения своих предшественников - ваятелей и зодчих в музеях, да и просто на ленинградских улицах. «Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека» , - вспоминал мастер.

В 1930-е годы, в разгар грандиозного строительства, Евгений Вучетич оказался в Москве - в самом эпицентре реализации сталинского плана реконструкции города. Скульптор работал на «стройках века» - при возведении гостиницы «Москва» и Ленинской библиотеки , руководил экспериментальными мастерскими так и не построенного Дворца Советов. Многие проекты того времени остались на бумаге, такие как памятник герою Гражданской войны Григорию Котовскому, закончить который помешала война.

Даже после тяжелой контузии и демобилизации скульптор уже в составе Студии военных художников имени Митрофана Грекова выезжал на фронт. Художники делали документальные зарисовки, скульптурные портреты, этюды, создавая своеобразную летопись военного времени. От образов героев 1812 года - Суворова , Кутузова , Багратиона - Вучетич перешел к героям-современникам: скульптор за свою творческую жизнь создал более сорока портретов советских военачальников и героев Великой Отечественной войны .

Памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, Вязьма

Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

В основу скульптурной композиции легли реальные события - подвиг генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Командующий 33-й армией погиб весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы. Оказавшись отрезанными от советских войск, бойцы около трех месяцев сражались с превосходящими силами противника. Будучи тяжело ранен, Ефремов продолжал отдавать команды, и небольшая группа солдат держалась до последнего патрона. Даже постамент памятника напоминает неприступный бастион, солдаты сплотились спина к спине вокруг своего командира. Установлен памятник был в 1946 году - на самом высоком месте разрушенной фашистами Вязьмы.

Воин-освободитель в Трептов-парке Берлина

С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина- освободителя, на руках солдат держит ребенка. За известным памятником - жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс. Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.

«Перекуем мечи на орала», Нью-Йорк, Москва, Усть-Каменогорск

Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»

Скульптура работы Вучетича в 1957 году стала подарком Советского Союза правительству США в знак дружбы, и по сей день один из символов мира находится у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Мускулистый пахарь тяжелым молотом перековывает оружие в мирный плуг - при работе над эти образом скульптор очень долго искал натурщика, и считается, что лепил Вучетич с олимпийского чемпиона по борьбе Бориса Гуревича. За скульптуру «Перекуем мечи на орала» автор был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

«Родина-мать зовет», Мамаев курган, Волгоград

Мемориальный ансамбль , посвященный памяти героев Сталинградской битвы. При работе над этим памятником Евгения Вучетича консультировал маршал Василий Чуйков, которого прозвали на фронте «командир-штурм». Василий Иванович командовал 62-й армией, удержавшей Мамаев курган. На создание самого образа Родины-матери у скульптора ушло два года, на строительство мемориала потребовалось восемь лет. После окончания строительства, в 1967 году, скульптура была признана самой высокой в мире без постамента, и в этом статусе творение Вучетича пребывало почти четверть века.

Родина-мать в Киеве

Изначально предполагалось, что скульптура будет высотой в 80 метров, но после смерти автора проекта было установлено архитектурное равновесие с колокольней Киево-Печерской лавры. Фигуру из нержавеющей стали изначально намеревались покрыть сусальным золотом, но это оказалось слишком дорого, и от идеи отказались. Проект для своего времени был уникальным: собирали статую специальным краном стометровой высоты, и по техническим расчетам она может выдержать даже землетрясение в 9 баллов. Киевская Родина-мать стала последним монументальным творением Евгения Вучетича, над которым скульптор работал последние два года жизни.

«Я только трижды обращался к мечу - один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

28 декабря исполняется 105 лет со дня рождения скульптора-монументалиста Евгения Вучетича. С нашим регионом мастера связывает многое. Прежде всего, это, конечно, монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане. Но есть и другие работы. «АиФ-Волгоград» предлагает ознакомиться с наиболее прославленными произведениями народного художника СССР.

«Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке открылся мемориал, в котором захоронено 7 тыс. советских солдат. На вершине кургана стоит 12-метровая 70-тонная бронзовая статуя солдата. В левой руке он держит спасенную немецкую девочку, в правой – опущенный меч. Сначала Вучетич вложил солдату в руку автомат, но товарищ Сталин настоял на холодном оружии. Видимо, совет «отца народов» скульптор запомнил хорошо, так как в дальнейшем меч будут держать еще некоторые его изваяния.

Прототипом «Воина-освободителя» послужил солдат Николай Масалов (участник боев за Сталинград), спасший в апреле 1945 года берлинскую девочку.

Бронзовый боец попирает ногами разрушенную свастику. В пьедестале находится памятный зал, купол которого украшает рубиново-хрустальная люстра, выполненная в виде ордена Победы.

В 1953 году в главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ, также известный как ВДНХ) открылся гипсовый горельеф: площадь 90 квадратных метров, глубина объемной картины – 62 см. На горельефе высечена группа людей, стоящих под огромным флагом мира.

«Соединение фронтов»

В 70 км от Волгограда в поселке Пятиморск Калачевского района Волгоградской области стоит 16-метровая композиция. Как это принято у Вучетича, солдаты стоят на холме, к вершине которого ведут ступени. На переднем плане двое солдат под знаменами пожимают друг другу руки. Здесь 23 ноября 1942 года встретились войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Так завершилась операция «Кольцо».

«Перекуём мечи на орала»

В 1957 году работа Евгения Вучетича появилась в цитадели капитализма: в Нью-Йорке. У здания ООН разместилась статуя мускулистого мужчины с мечом. Но человек не хочет войны, поэтому тяжелым молотом он перековывает оружие в мирный плуг. Натурщиком при ваянии был олимпийский чемпион 1968 года по борьбе Борис Гуревич. Кстати, Гуревич потом эмигрировал и до сих пор живет в Чикаго.

А копии знаменитой статуи есть в Москве, рядом с Третьяковской галереей, и в Усть-Каменогорске (Казахстан).

Памятник Дзержинскому

В 1958 году на Лубянке (тогда – площади Дзержинского) появился памятник «железному Феликсу», отлитый из бронзы. Вес самой статуи – 11 тонн.

Это, без отношения к художественным достоинствам скульптуры, самое скандальное произведение мэтра. Ветераны КГБ и их единомышленники добиваются возвращения Дзержинского на Лубянку, откуда его в 90-х сослали в Парк искусств МУЗЕОН. В противоположном лагере такие предложения, понятно, восторга не вызывают. Скульптуре, между тем, требуется основательная и дорогостоящая реставрация.

«Родина-мать зовет»

Родина-мать зовет Фото: www.russianlook.com Это, пожалуй, самое известное творение выдающегося скульптора. Для волгоградцев – так уж точно. Грандиозный монумент на вершине Мамаева кургана стал символом целого города. Масштабы здесь значительно превосходят все предыдущие работы автора. Один только меч длиной 33 м получается почти в три раза больше «Воина-освободителя».

15 октября 1967 скульптуру, бывшую на тот момент самой высокой в мире, торжественно открыли. Есть версия, что волгоградская «Родина-мать» является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл - фронту» (скульптор Лев Головницкий) в Магнитогорске и «Воин-освободитель». Якобы на Урале меч выковали, потом Родина-мать вознесла его над головой в Сталинграде, а опустили его только после Победы в Германии. Триптих сформировался только к 1979 году.

Памятник Сталину-Ленину

В 1952 году в Сталинграде у шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала появился памятник Иосифу Сталину. Пассажиры кораблей, шедших по Волге, видели 26-метрового колосса на набережной Красноармейского района. Сталин задумчиво глядел вдаль, сжимая свернутую трубочкой газету.

Однако в 1961 году за одну ночь статую вождя демонтировали. Как вспоминали жители, территорию набережной Фадеева оцепили. Никого не пропускали. Скульптуру распилили на части. Когда крановщик оттаскивал голову Сталина, трос врезался ему под усы и застрял. «Закусил!» - засмеялись рабочие. Где теперь фрагменты статуи, неизвестно. Возможно, где-нибудь на волжском дне.

С 1961 по 1973 год пассажиры теплоходов могли видеть на берегу только пьедестал, который местные острословы называли «пустомент». Однако при Брежневе решили одного вождя заменить на другого. Так появился памятник Ленину из облегченного железобетона. Высота скульптуры – 27 метров, а постамента – 30 метров.

«Родина-мать»

Монумент в Киеве – это последнее поражающее размерами произведение Вучетича. Он умер, не увидев работу законченной. Более того, заканчивавший проект Василий Бородай внес изменения в облик статуи.

Фигура сделана из нержавеющей стали. Сначала даже хотели покрыть ее сусальным золотом, но потом всё же решили посчитать, во сколько это обойдется, и отказались от идеи.

Самая статуя существенно ниже, чем волгоградская, однако она стоит на постаменте, высота которого 40 метров. Внутри пьедестала разместился музей.

Памятник в Киеве Фото: www.russianlook.com

Вучетич Евгений Викторович (15.12.1908, Екатеринослав - 1974, Москва), скульптор, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1948, 1949, 1950).


Родился в Екатеринославе (Днепропетровск). В 1926-1931 гг. учился в Ростовском художественном училище, в 1931-1933 гг. - в Ленинградской Академии художеств. Член ВКП(б) с 1943 г. Портретист и монументалист.

В героико-символических, подчас гипертрофированно монументальных образах стремился отразить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Им создана целая галерея скульптурных портретов Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев войны и труда.

Автор многих крупномасштабных скульптурных композиций, в том числе: мемориала воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1949); мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде (1967). Среди других произведений - портрет генерала армии И.Д. Черняховского (1945); памятник В.И. Ленину во Львове; памятник Ф.Э. Дзержинскому на Лубянке (1958 г., сброшен народом с пьедестала в сентябре 1991); скульптура «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке (1957 г., подарена ООН).

Вучетич - создатель самого грандиозного памятника Сталину в СССР на Волго-Донском канале (1951 г.; снесен в период десталинизации). В докладе на закрытом заседании XX съезда партии (1956) Н.С. Хрущев возмущался, что постановление Совета Министров о сооружении этого монумента, на который пошло 33 тонны меди, не считая других материалов, подписал лично Сталин.

За заслуги перед родиной Вучетич был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1967), пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970). В честь Вучетича названа одна из улиц Москвы.

Публицистическая статья Вучетича «Внесем ясность» по поводу оценки сталинской эпохи подверглась резкой критике со стороны К. Симонова (Уроки истории и долг писателя //Наука и жизнь. 1987. № 6).