Тютчев лирика поэта. Лирика Тютчева – сочинение (эссе). Философские мотивы в лирике Тютчева

Джордж Гордон Байрон уже давно стал знаковым персонажем английской и мировой литературы. Но начало его жизненного пути не предвещало подобных успехов.

К моменту рождения будущего поэта, его отец потратил практически всё свое состояние, а мать вернулась из странствий по Европе лишь с небольшими остатками от своего. Это привело к тому, что Байрона всего на год отправили в частную школу, а после он учился в классической гимназии. «Хромой мальчуган», как его называла мать из-за больной ноги, учился плохо, устраивал разные выходки.

Титул лорда Байрон получил в наследство от деда, но особой пользы Джорджу это не принесло.

Гимназическое образование ему мало что дало. Тем не менее Джордж имел героическую репутацию заступника за товарищей, а свободное время любил читать английских классиков. Благодаря последнему из школы он вышел всё-таки образованным человеком. После школы его ждал Кембриджский университет.

Именно там, в Хэрроу, будущий гений литературы сделал первый шаг по лестнице творчества. Его собрание стихотворений «Часы досуга», написанное от бедности и скуки, вышло в печать в 1807 году и имело успех. Только через год выйдет разгромная критика в «Эдинбургском обозрении», но к тому моменту Байроном написаны уже поэма, часть романов, множество стихотворений. Ответив на критику новыми публикациями, Джордж Гордон закрепил свой статус, подтвердив, что он не писатель-однодневка, а большой творец.

С 1809 года берут свое начало многочисленные путешествия поэта. Он объехал Малую Азию, Турцию, Грецию, Албанию и множество других мест. И хотя его образ жизни там контрастировал с разгульными характерами персонажей того периода творчества, путешествия несомненно повлияли на Байрона. По возвращении в Англию он выступил с речью в палате лордов, а еще через пару дней свет увидели первые песни Чайд-Гарольда. Успех поэмы был колоссален: 14 тысяч экземпляров распродали за день. Это поставило Байрона на одну ступень с лучшими писателями того времени. Как замечал позже сам счастливец, после такого успеха его стихотворных поэм людям будет неинтересно читать его же прозу. Ему самому, Байрону, стало неинтересно ее читать.

Личная жизнь поэта порождала больше вопросов, чем ответов. Странная женитьба на Анне Изабелле Милбенк, хотя поначалу она отказала, быстрое рождение ребенка и столь же быстрый развод: жена просто уехала к родителям и сообщила почтой, что больше не вернется к Джорджу. За разводом последовали поездки в Италию, Швейцарию и, наконец Грецию.

Именно в Греции 18 апреля 1824 года Байрон и найдет свою смерть. Потратив всё свое состоянию на греческую революцию, сам Байрон заболел лихорадкой. И не желая лечиться, он продолжал активно участвовать в событиях страны. Забальзамированное тело Джорджа погребено в церкви Ханкелл-Торкард.

Сложно недооценить влияние творчества Байрона на литературу. Несмотря на уважительное отношение к английскому классицизму, основным мотивом творчества поэта было бесконечное несовпадение реальной жизни и того романтизированного идеала, которого он видел в книгах в школе. Поэтому лирическим героем произведений Джорджа Байрона всегда был противопоставленный миру, обиженный им и на него человек. Он был не просто противопоставлен - он был выше. Таким сверхчеловеком, например, поэт считал Наполеона.

Уже после смерти поэта этот образ станет затасканным, стиль будет копироваться, а ведущие мировые критики и литературоведы станут говорить, что Джордж не стоит памяти. Но прошли годы, а Байрон остается классиком литературы, труды которого изучают в школах всего мира.

Величайшим поэтом Англии был лорд Джордж Гордон (1788-1824), который подобно блестящему метеору пролетел над горизонтом, затемняя все другие светила. Поклонники «трона и алтаря» с Саути и стражами англиканского Сиона во главе, с ужасом взирали на такие титанические натуры, как Байрон, Шелли, Китс, которые так смело раздвигали рамки традиционного мировоззрения старой Англии; этих поэтов называли членами «сатанинской школы», но они превосходили всех современных поэтов и высоким полётом фантазии, и величием замыслов, и плодовитостью творческой силы. В особенности Байрон возбуждал удивление как многосторонностью и творческою силою своего гения, так и полною разнообразных приключений жизнью, походившей на роман с героически-романтической развязкой. Кроме больших поэм – «Паломничество Чайльд Гарольда » и «Дон-Жуан», в которых он вставил в рамки новейшего эпоса свои собственный приключения и впечатления, чувства и идеи, Байрон написал романтические рассказы и баллады с увлекательным изложением и совершенством внешней формы, как: «Гяур », «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Мазепа », драмы «Манфред » (которая касается глубочайших тайн человеческого бытия и напоминает «Фауста »), «Марино Фальеро», «Двое Фоскари», «Сарданапал» и религиозно-философскую мистерию «Каин». Байрон восхищал как современников так и потомков очаровательной лирикой, которая захватывает за душу в особенности в его «Еврейских мелодиях».

Джордж Гордон Байрон

Джордж Ноэль Гордон, лорд Байрон родился в Лондоне 22 января 1788. Его отец, – капитан, разорившийся вследствие мотовства, – умер через три года после рождения сына; тогда его мать переехала в Банфф, в Шотландию. Там воздух горной Шотландии так укрепил слабое тело мальчика, что он, несмотря на свою хромоту, стал отличаться ловкостью во всех телесных упражнениях – в плаванья, верховой езде, фехтовании, стрельбе. Байрон надеялся этим способом избавиться от своего телесного недостатка, который заставлял его в течение всей его жизни горько жаловаться на судьбу, «толкнувшую его в этот мир таким полуготовым». Когда ему было десять лет, смерть его двоюродного деда доставила ему богатое наследство вместе со званиями лорда и пэра; тогда его мать возвратилась в Англию, чтоб дать сыну ученое образование. После пятилетнего пребывания в школе в Гарроу, где Джордж Байрон уже начал писать стихи и описал свою первую несчастную юношескую любовь к Мэри Чеворт в меланхолическом стихотворении «Сон», он поступил в кембриджский университет и отдался там шумной студенческой жизни. Первый сборник стихотворений Байрона, изданный в 1807 году под заглавием «Часы досуга» (Hours of idleness), вызвал очень неодобрительную оценку в «Эдинбургском обозрении»; за это оскорбление гениальный поэт отплатил беспощадно едкой сатирой English bards and Scotch reviewers («Английские барды и шотландские обозреватели», 1809), наполненной оскорбительными нападками даже на таких сотрудников журнала, как Мур, Скотт , лорд Голланд, с которыми впоследствии находился в дружеских отношениях.

С 1809 до 1811 года Джордж Гордон Байрон путешествовал, вместе с своим другом Гобгоузом, по Греции, Албании и Турции; во время этого путешествия он переплыл через Геллеспонт (Дарданеллы) между Сестом и Абидосом и посетил все лежавшие на пути места, прославленные историей и легендами. Из написанных им в то время стихотворений ясно видно, какое сильное впечатление производил на него этот новый для него мир. В 1812 году, вскоре после того, как Байрон произнес в верхней палате свою первую речь, появились в печати две первые песни его «Чайльд Гарольда», имевшие громадный успех; в следующем году он издал рассказ из турецкой жизни «Гяур», который был результатом его поездки на восток. «Паломничество Чайльд Гарольда » – это поэтический дневник путешественника, передающий превосходными стихами впечатления и воспоминания, вынесенные из Пиренейского полуострова и из Леванта, и доводящий описательную поэзию до высшего лиризма. Под маской странника нетрудно узнать характеристические черты самого Байрона, который сделался с тех пор героем дня.

Не меньшими достоинствами отличаются и изданные вслед за тем поэтические рассказы Джорджа Гордона Байрона «Абидосская невеста» (1813), «Корсар » (1814), мрачный и таинственный «Лара» (1814), служивший продолжением и окончанием «Корсара». В 1814 году вышли в свет «Еврейские мелодии», приноровленный к древним песням израильтян и излагающие в элегических описаниях некоторые события из еврейской истории или выражающие в необыкновенно задушевных звуках печаль несчастного народа о своем прошедшем и настоящем. В 1815 году, в начале которого, Байрон вступил в брак с Анной Изабеллой Милбенк, вышли в свет: «Осада Коринфа» и «Паризина». После того, как его жена, родившая ему дочь, покинула его и потом окончательно развелась с ним, Байрон продал свое наследственное поместье и покинул Англию, чтоб никогда более не возвращаться.

Остальную часть своей жизни Джордж Гордон Байрон провел за границей изгнанником и отверженником. Во время плавания по Рейну он начал третью песнь «Чайльд Гарольда», а на прелестных берегах Женевского озера, где он провел целое лето (1816) вместе с Шелли , он написал поэтический рассказ «Шильонский узник» и начал писать метафизическую драму «Манфред », в которой изобразил высокоодаренную натуру, которая угнетена сознанием страшной вины и предалась адским силам; здесь много превосходных описаний Альпийских гор и встречаются места, напоминающие «Фауста» Гёте и «Макбета» Шекспира. Осенью Байрон отправился в Венецию, которую выбрал своим постоянным местопребыванием; там он вполне предался наслаждениям, сладострастию и светским удовольствиям, но от этого нисколько не ослабела его поэтическая творческая сила. Там он довел до конца четвертую песнь «Чайльд Гарольда», это самое изящное и самое увлекательное из всех поэтических произведений, на какие когда-либо вдохновляла поэтов прелесть итальянской природы. Там же Джордж Гордон Байрон написал юмористический рассказ «Беппо», эпическую картину «Мазепа», пылающую страстною любовью к свободе, «Оду к Венеции» и начал самое гениальное из своих произведений – эпическое стихотворение «Дон-Жуан», написанное восьмистрочными стансами в шестнадцати песнях.

В этой чудно прекрасной поэме, которая никогда не была доведена до конца, даровитость поэта не знает никаких границ; он с иронией Ариосто описывает все страсти, чувства и настроения умов как самые благородные и возвышенные, так и самые низкие и нечестивые, переходя скачками от одних к другим. Байрон обнаруживает достойное удивления богатство фантазии, неистощимый запас остроумия и насмешливости, мастерское уменье владеть языком и стихотворным размером. В этой поэме господствует нечто всеобъемлющее, способное осваиваться со всеми тонами душевных настроений и чувствовать себя как дома во всякой пропасти и на всякой высоте. Здесь Байрон изобразил и высшее парение ума и высшую степень его истощения; он доказал, что познал всё, что есть великого и возвышенного в мире, и с этим познанием кинулся в пропасть гибели. Ирония мировой скорби, отчаяния, пресыщения жизнью, проглядывающая даже из самых увлекательных описаний, из самых возвышенных идей, возбуждает чувство страха, несмотря на наслаждение, доставляемое красотами поэмы.

В 1820 году Байрон поселился в Равенне, где провел самый счастливый год своей жизни вместе с прелестной, разведенной с мужем, графиней Терезой Гвиччиоли в обществе её родственников и её брата графа Гамба. Там он любил и был любим, а его влияние было во всех отношениях благотворным. Там Байрон написал, между прочим, трагедию «Марино Фальеро» (1820); изданная им в следующем (1821) году трагедия «Сарданапал» с превосходно обрисованной личностью ионянки Мирры была посвящена «знаменитому Гёте ». Вслед за этой трагедией Байроном были изданы: написанная на сюжет из венецианской истории, трагедия «Двое Фоскари» (1821) и глубокомысленная поэма «Каин» (1821), которую он назвал мистерией по примеру средневековых церковных драм. Каина, напоминающего Прометея , и сатанинскую личность Люцифера можно сравнить с героями поэм Гёте и Мильтона , хотя против этого и протестовали приверженцы английской высокой церкви. В ответ придворному поэту Саути, горячо напавшему на него и на его друзей в «Видении суда», Байрон отвечал (1821) едкой сатирой, носящей такое же заглавие.

Стремления к свободе, которые в то время придавали политической деятельности поэтический блеск на всем пространстве от Анд до Афона, производили самое сильное впечатление на Джорджа Гордона Байрона и внушили ему желание защищать интересы угнетенных народов не только пером, но и мечом. Только в одном поэтическом рассказе, написанном в то время, – в рассказе «Остров» заметно более спокойное, художническое настроение ума.

Так как Байрон был посвящен в замыслы карбонариев , то, после подавления итальянской революции , не счёл безопасным свое пребывание в Равенне; он переехал вместе со своей возлюбленной сначала в Пизу (1821), где лишился своего друга Шелли, а потом в Геную. Горячие выходки, которые он позволял себе в «Бронзовом веке» (1823) и в других полемических стихотворениях, свидетельствовали о его глубоком негодовании на отзывавшуюся ханжеством, политику конгрессов .

Летом 1823 года Джордж Гордон Байрон отправился в Грецию, чтоб своим состоянием и своею кровью помочь во время греческого восстания приобретению той свободы, которую воспевал в стихах. Он принял на себя начальство над организованной им бригадой 500 сулиотов, но, еще не успев предпринять задуманное нападение на Лепанто, занемог от лихорадочного возбуждения и от влияния климата и умер 19 апреля 1824 на тридцать шестом году от рождения. Так как английское духовенство не позволило похоронить Байрона в Вестминстерском аббатстве, он был похоронен в деревенской церкви неподалеку от Ньюстедтского аббатства, которое когда-то было его любимым местом жительства.

Байрон. Последний прижизненный портрет (1824). Художник Т. Филипс

Джордж Гордон Байрон обладал такой поэтической силой, которая все преодолевала, и таким всеобъемлющим умом, который умел проникать во все душевные движения, во все извилины человеческого сердца, во все страсти и тайные стремления, и умел выражать их словами. Так как он бесцельно странствовал по свету, то жизнь надоела ему, а это душевное настроение составляет мрачную подкладку большей части его поэтических произведений. Люди не умели ценить Байрона по достоинству и клеветали на него. Он также стал ненавидеть и презирать высшее общество, стал осыпать его презрительными насмешками; пресытившись чувственными наслаждениями, он с грустью вспоминал о прошлом счастье и выражал в меланхолических жалобах душевную тоску, сделавшуюся с тех пор основным тоном новейшей поэзии мировой скорби. Не сочувствуя ни интересам своего времени, ни интересам того общества, в среде которого родился, Байрон искал для своей больной души исцеления в среде тех народов, которые еще не были знакомы с культурой и у которых натура и страсти еще не подчинялись никакому внешнему гнету.

Но несмотря на душевную скорбь, отражавшуюся во всех произведениях Джорджа Гордона Байрона, его фантазия была достаточно богатой и творческой для того, чтоб воспринимать и облекать в поэтическую форму все возвышенное, благородное и идеальное. Отсутствие религиозных верований не мешало ему описывать самые нежные чувства благочестивого сердца и душевное спокойствие тех, кто живет верой и благочестием. Живя в несчастном браке и в избытке наслаждаясь временною, чувственною любовью, Байрон умел обрисовывать благородные женские характеры с увлекательным очарованием, умел изображать счастье чистой любви и неизменной верности во всем его величии и красоте. Фортуна в избытке осыпала его своими дарами – дала ему красоту, звание английского пэра, первоклассные поэтические дарования. Но как будто какая-то злая фея прибавила к этим дарам свое проклятие; неукротимые страсти, как червь, подтачивали блестящие дарования, не соединявшиеся с самообладанием. Байрон страдал и от хромоты, и от расстройства своего состояния, и от расстройства своих семейных отношений; он жил в разладе и с нравами и с законами и с верованиями. Мечтая об освобождении угнетенных народов, Джордж Гордон Байрон воспользовался греческим восстанием, чтоб выразить в прелестных песнях и рассказах свою ненависть к тирании и свою любовь к свободе, а что его слова вытекали прямо из его сердца, доказывает его личное участие в кровопролитной борьбе.

Именно в том и заключается сила байроновской поэзии, что мы постоянно находимся под впечатлением его собственного душевного состояния, что все его поэтические произведения выражают его собственные идеи, чувства и стремления, что в его произведениях сказывается все, что составляет сущность его характера. Джордж Гордон Байрон был до такой степени субъективным поэтом, что даже его художественное мастерство кажется врожденным поэтическим талантом. Оттого и его поэзия производила такое непреодолимо сильное впечатление и на его современников и на следующие поколения. Даже самые напыщенные из поэтических произведений Байрона, – говорит знаменитый немецкий литературовед XIX века Гервинус, – отличаются то мягкой гибкостью, то резкой смелостью выражений и оттого достигают такого технического совершенства формы, какого мы не находим в такой же мере ни у одного из английских поэтов. Личные чувства Байрона до такой степени преобладали во всем, что он писал, что он нередко нарушал основные законы эстетики и искусства; поэтому его поэтическое величие обнаруживается главным образом в лирике. Даже эпические и драматические произведения Байрона отзываются лиризмом.

Джордж Ноэл Гордон Байрон - известный английский поэт-романтик, лорд, впоследствии барон.

Биография

Детство

Отец, капитан Джон Байрон, был кутила и мот. Мать, Екатерина Гордон, была дочерью богатого эсквайра, происходила из знатного рода, в жилах которого текла королевская кровь. Мальчик родился и рос в бедности. На его детскую психику оказали неизгладимое впечатление нервные припадки и истерические вспышки матери, которая не раз бросалась в сына чем попало. Её часто выводили из себя его детские шалости и выходки. Маленький Джордж родился хромоногим.

Образование

Байрон начинал учиться в частной школе Абердина, продолжил обучение в классической гимназии, где его успехи оставляли желать лучшего. С 1799 года он не столько обучался, сколько лечил свою больную ногу в школе доктора Глени. В 1801 году Байрон уехал учиться в школу Хэрроу, которая и дала ему блестящие знания для дальнейшего поступления в Кембриджский университет.

Творческий путь

Байрон прекрасно плавал, любил ездить верхом, занимался боксом, пил, играл в карты - был аристократом в полном смысле этого слова. Свои первые стихотворения он пишет ещё в Хэрроу, а в 1807 году выходит и его первый сборник «Часы Досуга», который имел успех. Опоздавшая критика на сборник вышла только через год, когда Байрон стал уже известным и востребованным поэтом. Критика расстроила Байрона и вкупе со смертью матери ввергла его в почти депрессивное состояние. Чтобы выйти из него, он уезжает в путешествие за границу: он побывал в Испании, Греции, Албании, Турции и Малой Азии.

В 1812 году выходят первые песни его «Чайльд-Гарольда». Поэма становится знаменитой по всей Европе. Имя Байрона становится знаменитым за очень короткий период времени. Теперь он завсегдатай модных аристократических салонов вплоть до королевского двора. Он ведёт разгульную светскую жизнь, но свой физический недостаток, который отравлял всю его жизнь (хромота) вынужден скрывать под маской высокомерия.

Из-под пера Байрона выходили литературные шедевры один за другим: сначала выходит анонимно его сатира «Вальс», затем - рассказ о турецкой жизни «Гяур». В короткие сроки разошлись его поэмы «Корсар» и «Абидосская невеста». Необыкновенный успех ожидал «Еврейские мелодии», которые были переведены почти на все европейские языки. Поэма «Лара» также не оставила читателей равнодушными.

Неудачный брак, скорый развод, безденежье заставили Байрона продать своё имение и уехать жить за границу в 1816 году. Он поселился на женевской Ривьере в вилле Диадати, много путешествовал, а свои впечатления описывал в новых песнях поэмы «Чайльд-Гарольд». Особенно продуктивным оказалось путешествие по Венеции, результатом которого явились такие литературные шедевры, как «Беппо», «Ода к Венеции», «Дон-Жуан», «Мазепа».

С 1819 года жизнь Байрона освещает звезда по имени графиня Гвиччиоли, которая разводится с мужем ради поэта. Огромной трагедией, омрачившей его жизнь в эти годы, стала смерть его друга, Шелли, который утонул. В 1822 году он переезжает жить в Геную, где из-под его пера выходят многие литературные шедевры («Первая песня Морганте Маджиора», «Пророчество Данте»).

В 1823 году он отплывает в Грецию, чтобы принять участие в восстании. Болезнь, свалившая его в апреле 1824 года, стала причиной его скоропостижной кончины.

Личная жизнь

Очень впечатлительный по своей природе, Байрон вечно находился в состоянии влюблённости, причём чаще всего чувства были трагичны. Уже в 10 лет он беззаветно и очень сильно влюбляется в собственную кузину, Мэри Дафф, помолвка которой довела мальчика до истерического припадка.

Через три года Байрона настигает ещё одна трагическая любовь - опять к кузине, Маргарите Паркер.

В 1803 году он влюбляется в мисс Чаворт, свою родственницу, отца которой убил его родной дядя.

В 1815 году он совершает очень выгодный брак: женится на Анне Изабелле Милбенк, которая была дочерью и наследницей богатого барона Ральфа Милбенка. В браке рождается дочь Ада, но уже через месяц после её рождения Анна уезжает от Байрона в имение своего отца. Об истинных причинах развода, состоявшегося в феврале 1816 года, до сих пор ничего не известно. Биографы говорят о влиянии на Анну её матери, которая всегда была против этого брака, и о нетрадиционной ориентации и разгульной жизни самого лорда Байрона.

В 1819 году знакомство с замужней графиней Гвиччиоли приводит к страсти, которая осчастливила Байрона до конца его дней. Графиня развелась с мужем и открыто жила с поэтом.

Смерть

Умер Байрон 19 апреля 1824 года в городе Миссолунги Османской Греции. Погребён в родовом склепе в Ноттингемшире.

Основные достижения Байрона

  • Открыл в романтике совершенно новое направление «мрачного эгоизма».
  • Является представителем младшего поколения английских романтиков.
  • Открыл для мировой литературы совершенно нового героя-романтика - Чайльд-Гарольда, который стал прототипом для многих литературных героев XIX и даже XX века.

Важные даты биографии Байрона

  • 1788 год - рождение
  • 1798 год - присвоение титула барона, влюблённость в Мэри Дафф
  • 1799–1801 года - школа доктора Глени
  • 1801 год - обучение в Хэрроу, влюблённость в Маргариту Паркер
  • 1803 год - влюблённость в мисс Чаворт
  • 1807 год - сборник «Часы Досуга»
  • 1809 год - первое путешествие за границу
  • 1812 год - «Чайльд-Гарольд»
  • 1813 год - сатира «Вальс» , рассказ «Гяур» , поэмы «Корсар» и «Абидосская невеста»
  • 1814 год - «Еврейские мелодии» , поэма «Лара»
  • 1815 год - свадьба с Анной Изабеллой Милбенк, рождение дочери Ады
  • 1816 год - развод, отъезд за границу
  • 1817 год - «Беппо»
  • 1818 год - «Ода к Венеции» , «Дон-Жуан» , «Мазепа»
  • 1819 год - любовь к графине Гвиччиоли
  • 1820 год - «Первая песня Морганте Маджиора»
  • 1821 год - «Сарданапал»
  • 1823 год - «Бронзовый век» , «Остров»
  • 1824 год - смерть
  • Байрон был дальним родственником Лермонтова: его предок Гордон, живший в XVI веке, женился на Маргарет Лермонт, которая происходила из знатного шотландского рода, который впоследствии стал истоком происхождения Михаила Юрьевича Лермонтова.
  • Уже в детстве Гордон проявлял себя как очень впечатлительная натура: в десять лет у него вовремя отобрали нож, которым он хотел заколоться после очередного нервного приступа матери.
  • В своё первое путешествие за границу Байрон переплыл пролив Дарданеллы, чем гордился всю свою жизнь.
  • Байрон является национальным героем Греции, так как принял активное участие в Греческой революции.
  • Все считают Байрона неисправимым романтиком, и мало кто знает, что в конце своей жизни он писал произведения в жанре сатирического реализма, опираясь на наследие А. Поупа.

Гордон - второе личное имя Байрона, данное ему при крещении и совпадающее с девичьей фамилией матери. Отец Байрона, однако, претендуя на шотландские владения своего тестя, использовал «Гордон» как вторую часть фамилии (Байрон-Гордон), а сам Джордж был записан в школу под такой же двойной фамилией. В 10-летнем возрасте после смерти двоюродного деда Джордж стал пэром Англии и получил титул «барон Байрон» , после чего, как это принято у пэров данного ранга, его обычным обиходным именем стало «лорд Байрон » или просто «Байрон ». Впоследствии тёща Байрона завещала поэту имущество с условием носить её фамилию - Ноэл (Noel), и королевским патентом лорду Байрону было разрешено в порядке исключения носить фамилию Ноэл перед титулом, что он и делал, подписываясь иногда «Ноэл-Байрон». Поэтому в некоторых источниках его полное имя может выглядеть как Джордж Гордон Ноэл Байрон , хотя одновременно всеми этими именами и фамилиями он никогда не подписывался.

Биография

Происхождение

Отец поэта, капитан Джон Байрон (1755-1791), первый раз женился на разведённой женщине, с которой бежал во Францию , а второй раз женился только из-за денег, чтобы уплатить свои долги, и, растратив состояние жены, бросил её. Его двоюродный дед, то есть дядя его отца, после которого Байрон наследовал титул лорда, убил в пьяном виде своего соседа и родственника Чаворта, судился за это, хотя был оправдан, но, преследуемый общественным мнением и угрызениями совести, заперся в своем замке Ньюстед, который уже стал приходить в ветхость, и вёл в уединении такую непозволительную жизнь, что был прозван «дурным лордом Байроном». Дед Байрона, адмирал, был прозван «Джеком бурь» (Foulweather Jack) и вёл на море такую же беспокойную жизнь, какую внук его, поэт, вёл на суше. Более отдалённые предки Байрона отличались храбростью в различных войнах Англии.

Детство

Бедность, в которой родился Байрон, и от которой не избавил его титул лорда, дала направление его будущей карьере. Когда он родился (на Холл-Стрит в Лондоне, 22 января 1788 года), отец его уже спустил все свои земли, а мать возвратилась из Европы с небольшими остатками своего состояния. Леди Байрон поселилась в Абердине , и её «хромой мальчуган», как она называла сына, был отдан на год в частную школу, затем переведен в классическую гимназию. О детских выходках Байрона рассказывают много историй. Сестры Грей, нянчившие маленького Байрона, находили, что лаской можно делать с ним, что угодно, но его мать всегда выходила из себя от его непослушания и бросала в мальчика чем попало. На вспышки матери он нередко отвечал насмешками, но, однажды, как он сам рассказывает, у него отняли нож, которым он хотел заколоть себя. В гимназии он учился плохо, и Мэри Грей, читавшая ему псалмы и Библию , принесла ему более пользы, чем гимназические учителя. В мае г., сделавшись пэром, десятилетний Байрон так сильно влюбился в свою кузину Мэри Дафф, что, услыхав о её помолвке, впал в истерический припадок. В г. он поступил в школу доктора Глени, где пробыл два года и всё время лечил свою больную ногу, после чего настолько поправился, что мог надеть сапоги. В эти два года он учился очень мало, зато прочёл всю богатую библиотеку доктора. Перед отъездом в школу в Хэрроу Байрон снова влюбился - в другую кузину, Маргариту Паркер, и в ожидании свидания с ней не мог ни есть, ни спать. В 1801 г. он уехал в Хэрроу; мёртвые языки и древность вовсе не привлекали его, но зато он с огромным интересом прочёл всех английских классиков и вышел из школы с большими познаниями. В школе он славился рыцарскими отношениями c товарищам и тем, что всегда заступался за младших. Во время каникул г. он опять влюбился, но на этот раз гораздо серьёзнее, чем прежде - в мисс Чаворт - девушку, отца которой убил «дурной лорд Байрон». В грустные минуты своей жизни он нередко жалел, что она отвергла его.

Юность и начало творчества

Светская жизнь

Брак, развод и скандал

Леди Байрон

Байрон жил с графиней до своего отъезда в Грецию и в это время очень много писал. Следующие произведения появились в этот счастливый период его жизни: «Первая песня Морганте Маджиора» ( г.); «Пророчество Данта» ( г.) и перев. «Франчески да Римини» ( г.), «Марино Фальеро» ( г.), пятая песнь «Дон-Жуана» ( г.), «Сарданапал» ( г.), «Письма к Баульсу» ( г.), «Двое Фоскари» ( г.), «Каин» ( г.), «Видение страшного суда» ( г.), «Небо и земля» ( г.), «Вернер» ( г.), шестая, седьмая и восьмая песни «Дон-Жуана» (в феврале г.); девятая, десятая и одинадцатая песни «Дон-Жуана» (в августе г.); «Бронзовый век» ( г.), «Остров» ( г.), двенадцатая и тринадцатая песни «Дон-Жуана» ( г.).

Поездка в Грецию и смерть

Байрон на смертном одре

Спокойная, семейная жизнь не избавила его, однако, от тоски и тревоги. Он слишком жадно пользовался всеми наслаждениями и скоро пресыщался. Упившись славой, он вдруг стал воображать, что в Англии его забыли, и в конце г. завел переговоры об издании вместе с Шелли английского журнала «Либерал», который, однако, прекратился после трёх номеров. Отчасти, впрочем, Байрон действительно начал терять свою популярность, но, к счастью для него, в это время вспыхнуло греческое восстание. Байрон, после предварительных сношений с комитетом филэллинов , образовавшимся в Англии с целью вспомоществования Греции, решился отправиться в Грецию и со страстным нетерпением стал готовиться к отъезду. Он собрал деньги, купил английский бриг , и, забрав припасы, оружие и людей, 14 июля г. отплыл в Грецию. Там ничего не было готово, и кроме того предводители движения сильно не ладили друг с другом. Между тем издержки росли, и Байрон распорядился о продаже всего своего имущества в Англии, и деньги отдал на дело Греции. Каждый успех греков радовал его.

Старший внук лорда Байрона, Ноэл, родился 12 мая г., недолго служил в английском флоте, и после буйной и беспорядочной жизни умер 1 окт. г. работником в одном из лондонских доков. Второй внук, Ральф Гордон Ноэл Милбенк, родился 2 июля г., вступил после смерти брата, наследовавшего незадолго до кончины баронство Уинтворт от бабушки, в права лорда Уэнтворта (Wentworth).

  • В честь Байрона назван кратер на Меркурии .

Произведения Байрона в других видах искусства

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

Музыкальный театр

  • - «Корсар» (балет), композитор Г. Гдрич
  • - «Двое Фоскари» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Корсар» (опера), композитор Дж. Верди
  • - «Геда » (опера), композитор З. Фибих

Литература о Байроне на русском языке

Биографии и жизнеописания

  • А. Моруа «Байрон» (Сочинения в 5-ти т., т. I. Байрон, редак. О. Федорова, техн. редак. Е. Полякова, изд. «LEXICA» Москва)
  • «Маколей о лорде Б.» («Русский Вест.», , т. V, кн. II);
  • Т. Мур, «Жизнь лорда Байрона» (редак. Н. Тиблена и Думшина, изд. Вольфа, СПб., г.);
  • «Лорд Б.» («Очерки Англии» изд. Вольфа, СПб., г.);
  • А. С. Пушкин , «О Байроне» (5 том его «Сочинений», изд. Общ. для пособия нужд. литерат. и ученым, СПб., );
  • «Новые сведения о брачных отношениях Б.» («Отеч. Зап.», , № 1);
  • П. Вейнберг, «Байрон» («Европейские классики» в русском перев., с примеч. и биографиями, вып. VIII , СПб., );
  • О. Миллер, «Судьба лорда Б.» («Вестн. Евр.», , кн. 2 и 4); И. Шерр, «Лорд Байрон» (биогр. очерк у Гербеля, т. I, г.);
  • В. Спасович, «Столетний юбилей лорда Б.» («Пантеон литературы», 18 8 8, № 2, с польского);
  • Георг Брандес, «Б. и его произведения» (перев. И. Городецкого, «Пант. литер.», , № 3, 4 и 5);
  • В. Спасович, «Байронизм у Пушкина и Лермонтова. Из эпохи романтизма» («Вестник Европы», , № 3 и 4).
  • М. Кургинян, «Джордж Байрон. Критико-биографический очерк» - Москва , 216 c.

Переводы Байрона на русский язык

Советская марка к 200-летию Байрона

Трудно указать на какой-либо журнал в русской литературе, который не уделил бы места тем или другим произведениям Б. Почти все русские поэты, начиная с 20-х годов, переводили Б.; но эти переводы, разбросанные в журналах и отдельных изданиях наших поэтов, оставались малодоступными для русской читающей публики. Н. В. Гербель пополнил этот пробел. Опытной рукой он собрал всё лучшее и издал в - гг. в С.-Петербурге 5 томов под заглавием: «Б. в переводе русских поэтов»; 2-е издание последовало в - гг., 4 т., СПб., а в - гг. вышло 3-е изд., 3 т. с библиографическими перечнями в конце каждой книги и биографией Б., написанной И. Шерром. Здесь собраны поэтические произведения Б. в переводе лучших русских поэтов: Жуковского, Пушкина, Батюшкова, Лермонтова, Майкова, Мейя, Фета, Плещеева, Щербины, Гербеля, П. Вейнберга, Д. Минаева, Огарева и мн. др. Переводы, не помещённые у Гербеля:

  • «Шильонский узник» - В. Жуковского;
  • «Гяур» - М. Каченовского («Вестник Европы», , № 15, 16 и 17, прозаический перевод);
  • Н. Р. (Москва , , в стихах);
  • А. Воейкова («Новости Литер.», , сент. и октяб., прозаич. перев.);
  • Е. Мишеля (СПб., , проза);
  • В. Петрова (размером подлинника, СПб., );
  • «Морской разбойник» (Корсар) - А. Воейкова («Нов. лит.», , окт. и нояб.; , январь, проза);
  • В. Олина (СПб., , проза);
  • «Мазепа» - М. Каченовского (проза, «Выбор из соч. лорда Б.», );
  • А. Воейкова («Новости литературы», , ноябрь, проза);
  • Я. Грота («Современник», , т. IX);
  • И. Гогниева («Репертуар и Пантеон», , № 10; перепеч. в «Драматическом сборнике», г., кн. IV);
  • Д. Михайловского («Современник», г., № 5);
  • «Беппо» - В. Любича-Романовича («Сын Отечества», , № 4, вольный перевод);
  • Д. Минаева («Современник», г., № 8);
  • «Абидосская невеста» - М. Каченовского («Вестник Евр.», , № 18, 19 и 20, проза);
  • И. Козлова (СПб., , стихами, перепеч. в его «Стихотворения»);
  • М. Политковский (Москва, , переделка);
  • «Чайльд-Гарольд» - единственный полный перевод сделан Д. Минаевым («Русское Слово», , № 1,3,5 и 10, исправленный и дополненный помещ. у Гербеля);
  • П. А. Козлова («Русская Мысль»,