События жизненного пути. Жизненный путь личности. Как определить свой жизненный путь

Нами движут неосознанные эмоциональные привычки. Типичная причина срыва проекта, провала переговоров или потери важного партнера — наше собственное неконструктивное состояние.

Эксперты уверены: успех в бизнесе и карьере на 80% зависит от уровня эмоционального интеллекта. Потому что ваши эмоции становятся ресурсом только тогда, когда вы ими управляете.

Программа коучинга:

1. Структура эмоционального интеллекта

  • Эмоциональный интеллект как общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных задач.
  • Управление эмоциями — первично.
  • Четыре компонента эмоционального интеллекта.
  • Как работает интуиция.
  • Понимание эмоций и управление ими. Управление первично.

2. Рациональный стиль управления эмоциями

  • Методы прояснения эмоционально травмирующих ситуаций.
  • Методы аргументации и контраргументации.
  • Методы информирования и мини-планирования для преодоления кризисных состояний.
  • Тренировка в использовании методов Сократа, двусторонней аргументации, расщепления аргументов партнера и поиска слабого звена в аргументации партнера.

3. Эмоционально-поддерживающий стиль управления эмоциями

  • Методы эмоционального присоединения к партнеру, согласия и подчеркивания значимости партнера.
  • Эффект Гейши — преобразование негативных состояний в позитивные.
  • Практикум в использовании техники «поворот на будущее».
  • Тренировка в методах психологического заражения позитивными эмоциональными состояниями.

4. Эмоционально-подстегивающий стиль управления эмоциями

  • Методы подбадривающего воздействия в режиме «острого драйва» (Funky).
  • Тренировка в использовании методов усиления азарта и вовлеченности.
  • Развитие способности к юмористическому реагированию.

5. Управление собственными эмоциями

  • Принципы управления эмоциями.
  • Нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты эмоций.
  • Зависимость между силой эмоции и результативностью деятельности человека.
  • Как использовать энергию каждой эмоции с максимальной эффективностью.

6. Управление гневом и унынием

  • Техники осознания источников гнева.
  • Механизмы формирования гнева: проекция, перенос, зависть.
  • Техники преобразования гнева в энергию конструктивного действия.
  • Техники развития толерантности по отношению к другим людям и неблагоприятным событиям жизни.
  • Осознание источников сниженного настроения и апатии.
  • Возможности управления унынием через нейрофизиологический, телесно-двигательный и субъективный компоненты уныния.

7. Управление страхом

  • Осознание источников страха, тревоги и беспокойства.
  • Три принципиально различных возможности управления страхом: уклонение, постепенное привыкание (систематическая десентитизация Д.Вольпе) и открытая встреча со страхом (метод парадоксального намерения В.Франкля).
  • Тренировка в применении методов борьбы со страхами.
  • Тренировка в технологиях использования энергии страха для достижения более высоких результатов деятельности.

8. Управление радостью и интересом

  • Выявление источников радости и интереса.
  • Тренировка в создании условий, повышающих интерес к выполняемому заданию. Тренировка в установлении своих прямых и опосредованных интересов для оптимальной регуляции собственной деятельности.
  • Тренировка метода позитивного реагирования на события жизни.
  • Тренировка в планировании радости.

Ваши результаты:

  • проанализируете собственные эмоциональные привычки и определите внутренние ресурсы
  • научитесь понимать свои эмоции и их причины
  • начнете управлять эмоциями окружающих и укрепите свои лидерские позиции
  • научитесь вдохновлять подчиненных и коллег на «трудовые подвиги», генерировать ресурсные состояния и вызывать драйв
  • найдете резервные источники энергии для выполнения самых сложных задач
  • научитесь управлять негативными эмоциями и использовать их энергию для бизнеса
  • выработаете новые привычки, которые станут надежной опорой в бизнесе и карьерном росте.

Что такое жизненный путь человека - это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения - на свои способности и личные качества.

Что такое жизненный путь

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь - это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь - это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную - рождение, и конечную - смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Разные взгляды на путь, пройденный человеком

Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни - результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим. Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека. Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это - вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?

У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни. Но психологи дают этому свое объяснение и название - «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события. Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.

Философский взгляд

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие "жизненного пути" немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

События в жизни человека, их значение и последовательность

Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность. События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу. Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели.

Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб. С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить. Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.

Эмоции, связанные с событиями

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания. Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее. Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний. С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Цель жизни как движущая сила

Каждый путь должен вести человека к определенной цели. Без нее жизнь лишена смысла. Цель, даже самая небольшая, является стимулом, который помогает двигаться вперед, а движение - это жизнь. Достигнув цели, человек получает массу положительных эмоций, веру в свои силы, удовлетворение от достигнутого. Без нее человек не живет, а существует. Это трагедия, когда мы не видим в своей жизни никакого смысла. Достигнув малого, можно двигаться дальше, постараться достичь больших вершин.

Призвание или постоянная трудовая деятельность

Пройти свой путь невозможно без труда. Профессия или призвание - одна из основных фаз жизни человека. Именно она играет в его становлении как личности огромную роль. Жизненный и творческий путь неразделимы. Труд, творчество являются важной частью в судьбе каждого человека. От выбора профессии зависит качество и комфортность жизни. Престижная работа, которая сможет обеспечить определенные блага, требует знаний, навыков и многих других качеств.

Любимая работа приносит не только материальное благополучие, но и массу положительных эмоций, чувство удовлетворения. Труд не по душе угнетает. Если невозможно сменить нелюбимую работу, то появляется чувство обреченности, свойственное подневольному человеку.

Дороги, которые мы выбираем

Как выбрать свою дорогу, по которой можно с честью дойти до конца? Проблема жизненного пути состоит в выборе цели, к которой ведет. Каждый человек неповторим, а путь его по жизни сугубо индивидуален. Несмотря на богатый человеческий опыт: сотни книг гениальных авторов, описавших в своих произведениях судьбы героев; опубликованные биографии тысяч выдающихся людей; полный анализ проб и ошибок, дорог, ведущих в никуда - каждый идет своим путем, совершает свои ошибки и падения.

Путь, который выбирает человек, пройти придется ему же. Не нужно бояться ошибок, падений и разочарований - это опыт, который пригодится в жизни. Он делает нас сильнее, увереннее в собственных силах. Есть еще одно условие, которое поможет разобраться во всех тонкостях и перипетиях собственной судьбы, научит анализу и извлечению зерна истины. Это знания. Учиться всю жизнь - это непременное условие успеха.

Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное - иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому - судьбы героев "Войны и мира". Жизненный путь Пьера - это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

Каждый человек рождается в соответствии со своей кармой — в определенном месте, в определенной семье. И по моменту рождения уже видно, какое тело он получит и какую конституцию. Например, есть люди, которые рождаются изначально сильными, и им легче достичь успеха в спорте. А другие будут прилагать больше усилий, но результаты окажутся намного хуже. Это касается физической конституции. Аналогию можно провести и в эмоциональной сфере. Рождается человек, и у него уже есть характер. Вы можете наблюдать это у детей. Они часто говорят и ведут себя так, что родители удивляются: у нас в семье такого не было! Сейчас все чаще рождаются дети, которые задают такие вопросы в два-три года, что непонятно, откуда они это взяли, как они вообще могут понимать подобные вещи. Но дело в том, что психологическая природа определяется нашим подсознанием, которое, в свою очередь, зависит от того, как мы думали и вели себя в прошлых жизнях.

Очень важно, чтобы каждый человек выбирал занятие в соответствии со своей природой.

Согласно Аюрведе, если человек не следует своему пути, у него начинает ухудшаться карма, что в первую очередь сказывается на здоровье и отношениях с другими людьми, начинают появляться различные проблемы. Но самое главное — он не может быть удовлетворен. И едва ли можно найти человека, который спокоен и счастлив, если он не занимается тем, что ему нравится и соответствует его природе.

Обратите, пожалуйста, внимание, болезни и проблемы начинают зарождаться не тогда, когда мы неправильно питаемся, обижаемся на кого-то, что тоже конечно важно, а когда отходим от своего Пути. То есть мы не можем быть счастливыми, здоровыми и успешными, если мы не заняты своим делом, тем, чем нам предназначено природой.

По большому счету, Аюрведа говорит, что здоровье — это состояние счастья . И если у человека нет постоянно увеличивающегося состояния счастья, значит, он не идет своим путем. Литературный перевод слова счастье подразумевает быть частью одного Единого Целого, частью Бога. И занимать место во Вселенной, которое нам предназначено.

У каждого человека своя психологическая основа: у одного сильно развита интуиция, у другого — логика, третий прекрасно общается с людьми, четвертому, наоборот, тяжело с окружающими, зато он, как рыба в воде, чувствует себя в области техники. В этих качествах частично проявляется психофизическая природа. Более того, у каждого человека есть талант. И мы счастливы, когда оказываемся способны развить этот талант и приносить благо миру. Хотел бы подчеркнуть: у каждого есть своя миссия, свое предназначение в этой жизни. И огромная проблема состоит в том, что большинство людей не живет в соответствии с этой миссией. В основном потому, что ими движут страх, жадность и невежество. Это главные враги человека на пути к жизненному успеху. Считается, что человек не может успешно развиваться духовно, материально и физически, если он не реализовался социально, согласно своей природе. Для того чтобы достичь цели жизни, человек должен быть трудолюбивым. Трудолюбивый — не тот, кто работает с утра до ночи, а тот, кто любит то, что он делает. И чтобы подняться на этот уровень, человек, в частности, должен научиться не зависеть от денег. Но, к сожалению, основной настрой современного общества — заработать как можно больше денег любым путем. И чем больше человек зарабатывает в этой жизни, тем более благополучным и успешным он считается. И, конечно же, пока существует такое умонастроение, не может быть речи о счастье, так как зависимость от денег порождает страх и жадность, которые затрудняют поиски именно своего предназначения, своей миссии и не позволяют добиться успеха. И наоборот, мы можем быть счастливы и получать полное удовлетворение от жизни, если видим, что наша деятельность приносит благо.

Характеризуя онтогенез психики человека, было бы упущением не рассмотреть вопрос о сто взаимосвязи с жизненным путем человека. Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например пред- дошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

Исходный момент онтогенеза – зигота и весь процесс эмбриогенеза с его двумя фазами – эмбриона и плода. Переход филогении в онтогению и есть начало индивида. При этом начало индивида – не одномоментный акт его творения родительской парой; оно имеет более глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Кроме того, формирующийся индивид претерпевает ряд метаморфоз в утробный период жизни. Следовательно, индивид "начинается" задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития.

Известный зоопсихолог Н. А. Тих в ходе сопоставления детства животных и человека отмечает, что детство характеризуется накоплением массы тела или ростом, развитием отдельных органов и функций, осуществляющих приспособительную деятельность, половым созреванием, причем последнее определяет переход к зрелости. Детство человека содержит в себе все эти характеристики, но тем не менее переход к зрелости не определяется лишь половым созреванием. Говоря об индивидуальном развитии человека, следует отметить, что "основным содержанием детского возраста является наряду с сохранением его биологического назначения подготовка не к репродуктивной деятельности, а к участию в общетрудовой жизни. Поэтому вместе с усложнением последней период детскости удлиняется и часто выходит далеко за пределы полового созревания" . Зрелость – центральный момент в индивидуальном развитии, однако зрелость животного – это всегда лишь по- ловозрелость: воспроизведение себе подобных исчерпывает биологическое назначение. Между тем "в условиях жизни общества индивид приобретает ту или иную значимость не в зависимости от его репродуктивной деятельности (которая, конечно, необходима и важна), а в соответствии с той долей своего труда и творчества, которую он вносит в историческое развитие человечества" .

Наиболее показателен контраст старения и старости у животных и человека. Известно, что в животном мире с прекращением функции размножения индивид становится бесполезным для вида, и в этих условиях старость животного представляет "процесс постепенного умирания или жизни по инерции в силу сохранившихся инстинктов питания и самосохранения". Между тем после окончания репродуктивного периода "ценность человека в старости часто не снижается, а возрастает в той мере, в какой сохраняется и, может быть, возрастает его участие в жизни общества"