Статистика для школьников учебное пособие. Студентам и школьникам - книги, математическая статистика. Что такое статистика

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями - есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке - это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:

Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.

Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:

Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.

Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:

А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости

В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться - копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео - очень полезное для начала.

Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.

При написании поста использовались материалы из

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Неправильно
  1. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку . Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
  2. Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального — горизонтально.
  3. Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
  4. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

  1. Штриховка по тем же линиям.
    Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:


Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

В соответствии с федеральными государственными требованиями ко всем дошкольным учреждениям, имеющим группы детей старшего дошкольного возраста, приоритетной деятельностью является деятельность по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. Иными словами, основной из задач дошкольного образовательного учреждения является такая подготовка ребенка к школе, в ходе которой у него максимально формируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности в школе. Переход ребенка в школу- качественно новый этап в его развитии. И, готовя ребенка к школе, я всегда стараюсь облегчить ему этот переход к новому образу жизни. В подготовительной к школе группе происходят личностные преобразования, заканчивается специальная и общая подготовка и результатом подготовки является готовность ребенка учиться в школе. Но даже при сформированности и социальной и нравственно-волевой сфер, учителя отмечают на первых этапах обучения у многих детей психологическую перегрузку,которая выражается в нервных срывах, слезах, подчас в истериках и отказах идти в школу и продолжать учебу. И связано это в основном с обучением письму. Конечно, обучать детей письму традиционным методом удается, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. Л.С. Выготский писал, что педагогика должна ориентироваться не на сегодняшний, а на завтрашний день развития, и я считаю, что моя задача, как воспитателя – подготовить ребенка так, чтобы первый год обучения в школе прошел бы для него не принося ему психологических и физических страданий. Почти все дети не любят писать, у них устают руки, быстро растет нелюбовь к письму, то есть пропадает положительная мотивация обучения. Вот поэтому, когда мне попалась в руки книга Е.Н.Потаповой «Радость познания», в которой она делится своим видением путей эффективного метода обучения письму, меня заинтересовала она, но с точки зрения дошкольного воспитания, то есть как в детском саду развить мускульную память ребенка настолько, чтобы письмо в школе приносило ему удовольствие. Е.Н.Потапова в своей работе во главу поставила идею подготовить к письму без письма системой подготовительных упражнений, но упражнения эти должны быть такими, чтобы детям было интересно. Таким образом, опираясь на опыт работы Е.Н. Потаповой, но применимо к детям нашего возраста, я стала строить свою работу по совершенствованию мускульного аппарата ребенка.

Прежде всего, разработав проект работы по использованию штриховки в подготовительной группе детского сада, я познакомила с ним родителей, рассказала для чего это необходимо нашим детям и попросила их помочь мне в этой работе и прежде всего в приобретении необходимого материала. Таким образом были приобретены альбомы для каждого ребенка, линейки обычные и фигурные, лекала и простые карандаши.

На первом занятии мы с детьми договорились, что в этих альбомах можно будет делать рисунки только с помощью линеек и рисунки не закрашивать, а только штриховать. Линейками дети пользовались и раньше в свободной деятельности, но понятие штриховки для них было новым. Поэтому на первом занятии мы просто нарисовали дом с забором, то есть рисунок сам был легким, но большое внимание уделили штриховке. Правила штриховки запомнить не трудно, но нарушать их не разрешается, если хочешь, чтобы работа твоя получилась аккуратной, красивой. Штриховать следует только в заданном направлении, не заходить за контур рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами. Вначале многие дети не понимали, почему надо штриховать только сверху вниз или справа налево, но потом поняли, что иначе не видно предыдущий штрих, а, следовательно, расстояние между ними не будет одинаковым. Понимание этого очень важно, так как в нашей группе 15% детей, у которых ведущей рукой является левая и для них правила направления штриховки изменяются. Но когда дети поняли, что выбор направления штриховки не случаен и почему надо штриховать так, а не иначе, проблем с выбором направления штрихов больше не было.

Из опыта своей работы могу сказать, что штриховкой увлекаются сразу все дети, делают это с удовольствием и часто сами просят начертить рисунок, если что-то пропустили и не смогли нарисовать вместе со всеми. Но со всеми детьми я занималась штриховкой 2-3 раза в неделю, чтобы поддерживался постоянный интерес и не было перегрузки. От занятия к занятию можно было наблюдать, как меньше ломаются карандаши, уверенней становится рука у ребенка. В.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее, поэтому с первых занятий для меня стало незыблемым правилом: если ребенок хочет что-то добавить в свой рисунок или изменить что-то в образце - это его полное право и эта инициатива мной всегда поощрялась.

Проведя таким образом 2-3 занятия с использованием обычной линейки и убедившись, что детьми усвоены правила штриховки, я показала, как пользоваться фигурными линейками. Внесение фигурных линеек на занятие очень разнообразило работы детей, активизировало творческие способности. И если на первых занятиях штриховкой дети, в основном, строго придерживались образца воспитателя, то теперь большинство детей старались внести что-то свое, а так как фантазии ребенка границ нет, то от занятия к занятию рисунки детей становились все более интересными, разнообразными, несмотря на то, что образец был дан один. В каждой работе можно было отметить что-то свое, индивидуальное и это очень радовало ребят, интерес к штриховке не ослабевал, а только усиливался. Очень помогало и то, что все работы детей были в альбомах. Ребята всегда перед занятием просматривали свои ранние работы и сами отмечали, какие неровные штрихи были на первых рисунках и как они становились ровнее, с одинаковыми промежутками в следующих работах. И это было действительно так. Если на первых занятиях руки у детей уставали довольно быстро, мускулы пальцев были слабы и в них не было необходимой для этой работы координации, то от занятии к занятию расходящиеся во все стороны и выходящие за контур штрихи становились все более твердыми, строго держались в границах, приобреталась уверенность штриха. С помощью фигурных линеек дети могли уже составить практически любую смысловую композицию: космос, морские просторы, транспорт, сказочные персонажи, всевозможные роботы и трансформеры - все это находило место в рисунках детей. Но дети уже овладели приемами штрихования по линейке и тогда я предложила вниманию детей штрихование по фигурным линейкам, то есть круглые формы и предложила штриховать круглыми штрихами. На этом этапе я стала учить детей пользоваться лекалами. Дети научились хорошо обводить геометрические фигуры, составлять из них композиции, штриховать параллельными отрезками и теперь могли приступить к работе с лекалами. Методы и приемы обучения остались прежними: показ образца воспитателя с объяснением,а затем работа детей, но уже со своими добавками, изменениями, дополнениями вновь усвоенной техники рисования. Работа с лекалами - один из самых сложных этапов в работе со штриховкой. И вначале мы пользовались лекалами лишь исключительно для штрихования, а не для создания каких-то новых фигур, но и это поначалу оказалось сложным. И тогда на помощь пришли родители. Я предложила ребятам сделать общую работу под названием «Цветной город». Дети дома с родителями чертили и штриховали дома, транспорт, деревья, приносили работы в детский сад, затем вырезали и помещали на общий лист. Ребята гордились своими работами, а многие родители были удивлены, увидев, насколько уверенно их ребенок пользуется линейками и сами стали учить детей штриховать волнистыми, круговыми линиями, полуовалами и пользоваться лекалами при подобной штриховке. Но при составлении композиции «Цветной город» работы с лекалами можно было избежать, потому что составление этой композиции не требует наличия круглых форм (по лекалам чертились только деревья).Тогда через некоторое время я предложила детям сделать совместную работу «Морские просторы».Туловища рыб в основном овальной формы и здесь без лекал обойтись было трудно, поэтому многие родители объяснили детям принцип работы с лекалами. Дети друг другу показывали и рассказывали, как с помощью лекал у них получились такие необычные рыбы, а я радовалась, что в очередной раз родители помогли мне в моей работе с детьми. Причем, в лексикон детей прочно вошло слово «симметричный», которое кто-то объяснил из родителей своему ребенку, а он передал другим. Нельзя не сказать и о том, что далеко не все родители сразу охотно приняли участие в коллективной работе, но я поощряла их активность, отмечая это на собраниях, вывешивая в раздевалке объявления-молнии с благодарностью, и во второй коллективной композиции участие приняли все родители. Многие из них приобрели подобные линейки и для рисования детей дома.

На данном этапе штриховки мы с детьми стали пользоваться цветными карандашами, что способствовало новому витку поднятия творческого интереса у детей. По опыту работы я поняла, что на ранних этапах работы нельзя предлагать цветные карандаши, чтобы внимание детей не переключалось с основного: правильным способам штрихования, а когда правильное штрихование доходит почти до автоматизма, можно вносить цветные карандаши и рисунки детей заиграют новыми красками.

Таким образом совершенствовался мускульный аппарат детей и теперь можно вплотную подойти к упражнениям, благодаря которым обучение письму в первом классе не будет вызывать негативных эмоций. Мы начали штриховать рисунки элементами букв: волнистыми линиями, петельками, мелкими кружками. Этот метод позволяет не только эффективно тренировать пальцы, но в дальнейшем при обучении письму значительно облегчит работу по соединению букв. Каждый последующий этап в данной работе с детьми,вносил что-то новое, интересное и раннее неизведанное детьми и, благодаря этому, интерес у детей к штриховке не пропадает в течение всего года, они гордятся своими альбомами, с радостью демонстрируют свои новые рисунки родителям и с удовольствием занимаются штриховкой по вечерам, самостоятельно придумывают новые композиции.

Хочется сказать и о том, что само рисование по линейке очень легко интегрируется с другими видами занимательной деятельности. Так очень удобно составлять схемы на занятиях логикой, конструированием, математикой, а чтение сказок вдохновляет детей на рисование и штрихование сказочных персонажей.

Подводя итог данной работы по обучению штриховке в подготовительной группе, хочется отметить, что благодаря этому методу, рука ребенка подготовлена к обучению письму. Дети овладевают подготовительным механизмом письма, а,следовательно, психологическая нагрузка в процессе обучения письму будет снята, изнурительное обучение письму в первом классе станет интересным. Отслеживая успеваемость детей прошлого выпуска, занимавшихся штриховкой в детском саду, можно отметить, что трудностей с обучением письму дети не испытывали, процесс обучения протекал без психологических перегрузок, дети быстро научились писать красиво. А если ребенок в первом классе учится легко и с удовольствием, значит задача воспитателя подготовительной группы детского сада по подготовке ребенка к школе выполнена и ребенок приобрел знания и умения, обеспечивающие ему успешное обучение.



ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКА

Шульдешова О. В. г. Орёл

Речь бывает – устная и письменная. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком. Исходя из определения, данногоН.Г. Агарковой графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

Таким образом, логопедическое обследование, связанное с проблемами нарушения речи, включает обследование графомоторных навыков.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой так же отмечается, что низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности – затрудняют овладение графическим навыком письма.

Графический навык осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет еще слабо развита мелкая мускулатура кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Процесс письма включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Трудности овладения графомоторными навыками – явление в наши дни нередкое, они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позже, отчетливо проявляясь при повышении требований и усложнении формы письменных заданий: от написания букв, слогов к написанию более сложных предложений.

ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ШКОЛЬНИКА

Обследование школьников, страдающих нарушениями письма при нормальном интеллекте, слухе, зрении, без выраженных аффективных расстройств, которое включало:

Серия I. Обследование возможностей обводки.

Задание № 1. Обводка геометрических фигур.

Процедура проведения задания: предлагается обводить геометрические фигуры:

а) круги б) квадраты.

Задание № 2. Обводка линий.

Процедура проведения задания: предлагается обвести линии: - волнистые; - ломаные.

Варианты выполнения заданий:

    в произвольном (умеренном) ритме,

    в ускоренном темпе,

    под заданный ритм.

Каждый вариант имеет три версии выполнения:

    по пунктирам,

    по точкам,

    по готовому контуру.

Особенности: в течение всей серии исследователь постоянно контролирует, отрывает ли карандаш от бумаги, не вертит ли лист. При выполнении задания, в котором даны направления движения, необходимо фиксировать, сохраняет ли испытуемый направление, откуда начинает рисовать.

Параметры оценки:

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер;

    изменён размер 1-2-х элементов;

    размер всего узора сильно изменён, не соответствует образцу.

    Координаторные характеристики:

    линии чёткие, ровные, не выходят за границы строки;

    линии неровные, есть незначительный выход за границы строки;

    линии кривые, сильно выходят за границы строки.

    выдержан заданный ритм;

    не выдержан ритм; однажды сбивается с ритма: выполнение задания не возможно.

    выдержан заданный темп;

    темп не выдержан.

    Устойчивость программы:

    выполнение

    отклонения от намеченной структуры;

    полностью нарушена структура.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    Сила нажима:

Задание № 3. Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов (линий изогнутых под разными углами в различном направлении).

Процедура проведения: предлагается обвести по пунктирному контуру сложную фигуру. Задание выполняется в одном режиме.

Инструкция: «Обводи фигуру так, как указывает стрелка».

Параметры оценки.

    контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.

    при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва;

    при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок;

    при проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки;

    при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.

Так же оцениваются:

Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия II. Обследование возможностей штриховки.

Задание №1. Штриховка геометрических фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать контур простых фигур (круг, квадрат, треугольник).

Задание № 2. Штриховка сложных фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать фигуры со сложным контуром (гриб, звезда, машина).

Варианты выполнения:

    Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».

    Штриховка в ускоренном темпе.

Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».

    Штриховка под заданный ритм (под счёт).

Каждый вариант имеет 2 версии выполнения:

    по пунктиру;

    по линии.

Каждая версия выполняется в трёх позициях:

В вертикально,

Горизонтально,

Диагонально (под углом 45˚).

Параметры оценки:

    Метрические характеристики.

    нет выхода линий за границы контура рисунка;

    однократный выход за пределы границ контура;

    не выдержаны границы рисунка.

    Координаторные характеристики.

    линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;

    линии неровные, есть отклонения линии

    линии кривые,

    Оценка результатов для 1 и 3 вариантов:

    выполняет задание под заданный ритм;

    однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;

    не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма не возможно дальнейшее выполнение задания.

    Оценка результатов для 2-го варианта:

    выполняет задание под заданный темп;

    с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;

    с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия III Обследование возможности копирования.

Задания выполняются в одном режиме, сначала одной рукой, затем другой рукой. Время выполнения – 1 минута.

Задание № 1. Копирование узора.

Процедура проведения: предлагается рисовать узор, составленного из двух сменяющихся звеньев.

Инструкция: «Я сейчас начну рисовать узор. Продолжай его до конца сточки, не отрывая ручку от бумаги. А теперь сделай то же самое левой рукой».

Параметры оценки.

    Устойчивость программы:

    в соответствии с намеченной структурой;

    с отклонениями от намеченной структуры;

    полностью нарушается структура.

    Возможность переключения с одного элемента программы на другой.

Оценивается по количеству персевераторных ошибок на строке:

    не более 1 ошибки;

    2-3 ошибки;

    4 и более ошибок.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Задание № 2. Копирование сложной фигуры.

Процедура проведения: предлагается скопировать трёхмерное изображением домика.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Я тебе покажу мою фигуру. Её не трогай, а свой лист можешь поворачивать, если тебе понадобится».

Задание № 3. Копирование букв и цифр.

Процедура проведения: предлагается скопировать буквы и цифры:

Инструкция: «Срисуй все буквы и цифры, написанные на моём листе. Свой лист не поворачивай».

Параметры оценки (для каждой руки):

    Стратегия деятельности

    последовательная;

    непоследовательная стратегия;

    хаотичная стратегия.

    Устойчивость программы:

    в соответствии с намеченной структурой;

    происходят отклонения от намеченной структуры;

    структура не выдержана.

    Контроль собственной деятельности:

    отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),

    наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;

    отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер и пропорции;

    размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции некоторых элементов;

    размер сильно изменён, не соответствует образцу, пропорции не выдержаны.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия IV. Обследование самостоятельного рисования.

Задание. Рисунок « Снеговик».

Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется 2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.

Инструкция: «Нарисуй снеговика». Параметры оценки (для каждой руки):

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер и сохранены пропорции;

    размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;

    размер сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.

    Топические (локальные) характеристики.

    все детали сохранены, их расположение не нарушено;

    пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

    пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

    Стратегия выполнения.

    последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы), которая потом последовательно заполняется деталями;

    непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;

    хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.

    Скорость выполнения: (умеренная; низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания; низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания).

    Сила нажима (нажим нормальной (средней) силы; усиленный нажим или слабый нажим).

Серия I. Обследование возможностей обводки

Задание № 1. Обводка геометрических фигур

Задание № 2. Обводка линий

Серия II. Обследование возможностей штриховки

Задание №1. Штриховка геометрических фигур

Задание № 2. Штриховка сложных фигур

Серия III Обследование возможности копирования


Задание № 3. Копирование букв и цифр

Б В Г Е З И К Р С Ч Ь Э Я 2 3 4 5 6 7 9

_____________________________________________________________________________

Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если «поставить руку», но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку - не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок.
Итак берем карандаш вот так.

Есть два направления упражнений - на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха
Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро - мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона
Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.


После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.



В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники