Шамова т и опережающее управление. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе - файл n1.doc. Состояние современного образования

(Документ)

  • Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами (Документ)
  • Давыденко Л.Н. Экономическая теория (Документ)
  • WinCC BPC. Базовое управление процессом. Руководство (Документ)
  • Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Том 2 (Документ)
  • Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том (Документ)
  • Бизнес-план по созданию группы АФК на базе учреждения инвалидов (Документ)
  • Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Том 1 (Документ)
  • Дипломный проект - Управление процессом создания новой продукции на предприятии (Дипломная работа)
  • Василевская И.В. Управление качеством (Документ)
  • Стальнов А.Ф., Фомин А.И. Операционные системы. Учебное пособие (Документ)
  • Антикризисное управление. Шпаргалка (Документ)
  • n1.doc

    Авторы: Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко
    Управление образовательным процессом в адаптивной школе /М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
    Сканировано: Подмазина А.С.
    В практико-ориентированной монографии рассматриваются вопро­сы содержания деятельности адаптивной школы, освещаются проблемы содержания и организации образовательного процесса в адаптивной шко­ле, раскрываются механизмы управления школой и образовательным процессом на рефлексивной основе. Книга предназначена для руководи­телей школ: директоров, заместителей директора, заведующих методиче­скими кафедрами, руководителей методических объединений, а также для учителей.

    Введение

    Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

    1.1. Состояние современного образования


        1. Глобальные кризисы мирового сообщества и образование

        2. Цели современного образования
    1.2. Сущность адаптивной школы

    1.2.1 «Адаптация», «социальная адаптация»...«адаптивная школа»

    1.2.2. Школа для личностей

    1.2.3. Вариативные модели адаптивной школы

    1.3. Философия адаптивной школы

    1.3.1. Идея синергетического подхода

    1.3.2. Идея гуманитарно-культурологического подхода

    1.3.3. Идея личностно-деятельностного подхода

    1.3.4 Идея рефлексивного подхода

    1.3.5. Идея диалогического подхода

    1.3.6. Идея открытости образовательной среды

    1.3.7. Идея творчества

    1.3.8. Идея приоритета положительной обратной связи

    1.3.9. Идея интегративности образования

    1.4 . Функции адаптивной школы

    1.4.1. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся

    1.4.2. Ориентационная функция

    1.4.3. Реабилитационная функция

    1.4.4. Коррекционная функция

    1.4.5. Стимулирующая функция

    1.4.6. Пропедевтическая функция

    1.4.7. Кооперационная функция

    Литература к 1 главе
    ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В АДАПТИВНОЙ ШКОЛЕ НА РЕФЛЕКСИВНОЙ ОСНОВЕ

    2.1. Управление: традиции и новации

    2.1.1. Управление – это…

    2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление

    2.1.3. Подходы к конструированию технологии управления

    Образовательным процессом

    2.1.4. Рефлексивное управление

    2.2. Образовательный процесс в адаптивной школе

    2.2.1. Сущность образовательного процесса

    2.2.2. Образовательный процесс как педагогическая система

    2.3. Моделирование содержания образовательного процесса

    2.3.1. Построение содержания образовательного процесса на

    Уровне школы

    2.3.2 Моделирование содержания образования на уровне

    Учебного предмета

    2.3.3. Требования к разработке и корректировке образовательной

    Программы

    2.4. Управление образовательным процессом на основе

    технологических карт учителя

    2.4.1. Конструирование учителем образовательного процесса в

    Форме технологической карты

    2.4.2. Технологическая карта как основа управления учителем

    Учебной деятельностью учащихся

    2.4.3. Технологическая карта - основа управления школьником

    Своей учебно-познавательной деятельностью

    2.4.4. Технологическая карта - основа управления образо­вательным процессом руководителем школы

    2.5. Конструирование образовательного процесса на учебном

    занятии

    2.5.1 Цели современного учебного занятия

    2.5.2 Типология учебных занятий

    2.5.3 Линейная и разветвленная макроструктура учебного занятия

    2.5.4 Конструирование учебного занятия. Опорная карта

    Для конструирования учебного занятия

    2.6. Реальный образовательный процесс

    2.7. Качество образовательного процесса

    2 8. Образовательный мониторинг

    Литература
    ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    3.1. Классификация современных образовательных технологий

    3.2. Технологии традиционной школы

    3.2.1 Технология уровневого обучения

    3.2.3 Технология модульного обучения

    3.3. Технологии «школы развития»

    3.3.1 Технология проектного обучения

    3.3.2 Дальтон-технология

    3.3.3 Технология развития критического мышления учащихся

    3.4. Технологии «школы социализации»

    Литература

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1. Программа развития средней школы № 34 г. Белгорода

    Приложение 2. Программа развития начальной школы № 51 г. Белгорода

    Приложение 3. Фрагмент образовательной программы Веселолопанского адаптивного учебно-воспитательного комплекса


    5

    125
    129
    140
    145
    149
    150
    153
    160
    161
    162

    319
    319
    341
    374

    Будущее уже наступило.

    Роберт Юнг

    ВВЕДЕНИЕ

    Этa практико-ориентированная монография имеет отношение ко всем, кто желает войти в курс основных проблем массовой общеобразовательной школы и осмыслить подходы к их решению. Авторы хотели бы, чтобы она помогла руководителям школ, учителям сориентироваться в тенденциях развития образования и на основе их анализа построить педагогический процесс в школе в целом и на конкретном уроке; позволила каждому выработать собственные способы взаимодействия с учащимися и их родителями. Поскольку ведущие тенденции образования в мире связаны с идеей создания условий для развития личности, то предпосылки преобразований массовой школы мы будем искать в осознании и принятии как равных целей жизни и целей образования.

    Необходимость гуманизации общественной жизни обусловила проблему самореализации личности, проявления ее сущностных сил. Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, являющаяся внутренним стимулом человеческой деятельности. Первостепенное значение имеет социально-прогрессивный тип самореализации личности, выражающийся в стремлении самореализации себя как части социума.Создание условий для развития личности, способной к такому типу самореализации - основная задача современной школы.

    В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни. Практическая деятельность школ изобилует разнообразными попытками создания образовательной среды, способствующей самореализации уча­щихся: появление образовательных учреждений (гимназий, лицеев, авторских школ), обеспечивающих повышенный уровень образования; введение профильного обучения, решающего, прежде всего, проблему про­фессионального самоопределения обучающихся; включение учащихся в работу творческих объединений на основе учета их познавательных интересов и др.

    Подобные нововведения, несомненно, позволяют в той или иной степени решать проблемы самореализации школьника в образовательном процессе. Однако в целом современная школа мало продвинулась в ре­шении отмеченной проблемы. Обострились старые противоречия, свя­занные с несоответствием доминирования целевых установок на высокое качество знаний, умений, навыков и личностным развитием учащихся. Появились новые - обусловленные потребностью сделать школу для всех

    5
    учащихся более гуманной и привлекательной, в то время как массовое образовательное учреждение продолжает оставаться в большей степени авторитарным, способствующим становлению инфантильной, конформистски ориентированной личности, являющимся гибельным для творческого самопроявления личности учащегося, и учителя.

    Изменения, происходящие в школе, касаются в основном лишь учебного процесса. Тем самым создается искусственное разделение обра­зовательного процесса на учебную и внеучебную деятельность с приори­тетным совершенствованием учебной.

    Обеспечение реализации потребности личности школьника в само­определении и самореализации требует осуществления в школе личностно-ориентированного подхода. Однако, как показывает анализ практиче­ской деятельности общеобразовательных учреждений, он чаще деклари­руется, чем реально выполняется. Реализация такого подхода в содержа­нии образования сводится в основном к введению гуманитарных курсов (историко-философских, филолого-лингвистических, психологических), практически не связанных с традиционными учебными дисциплинами. В то же время без переструктурирования содержания традиционных школьных предметов дополнительные курсы (чаще всего одночасовые в неделю) приводят, как правило, к перегрузке учащихся.

    Более сложная ситуация наблюдается сегодня в организации обра­зовательного процесса и на уровне школы, и на уровне отдельного клас­са: большинство учителей оказались практически не подготовленными к реализации личностно-ориентированного подхода. Руководители школ констатируют, что в учебном процессе по-прежнему доминируют вер­бальные монологические воздействия на учащихся, слабо активизируют­ся личностные функции (мотивация, рефлексия, самоопределение и др.) школьника, преобладают фронтальные формы обучения, воспитательная практика характеризуется эпизодичностью общешкольных мероприятий.

    В своей принципиальной основе современная общеобразовательная школа остается неизменной - слабо социально и личностно-ориентированной.

    В поиске направлений совершенствования массового общеобразо­вательного учреждения значительная роль, на наш взгляд, принадлежит идее построения адаптивной школы, учитывающей возможности всех учащихся, ориентированной на удовлетворение их разнообразных позна­вательных потребностей и интересов, обеспечивающей условия для их жизненного самоопределения и самореализации. Обогащение новыми идеями моделирования содержания, организации педагогического про­цесса и управления им в адаптивной школе (самой массовой на сего­дняшний день) позволит решить проблему создания целостной образова-

    6
    тельной системы. Отметим, что все общеобразовательные учреждения являются по своей сути адаптивными. Акцентирование внимания на массовой школе как адаптивной обусловлено сложностями образовательного процесса именно в массовом общеобразовательном учреждении, в котором существующие проблемы подготовки детей и юношества приобрели особо острый характер.

    В пособии дается общая характеристика образовательных систем, действующих в нашей стране, и управления ими; особое внимание уделено школе; глубоко раскрыта сущность образовательного процесса.
    Пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений всех уровней; будет полезно работникам системы дополнительного профессионального образования.

    ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ КАК СИСТЕМА.
    Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества.

    Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов диктует новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Вот почему образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях.

    В связи с этим остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России, охватывающей все звенья, начиная от дошкольных учреждений и кончая высшими учебными заведениями.
    Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.

    Идея непрерывности образования, с одной стороны, это условие, а с другой - важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие 5
    Глава 1. Общая характеристика управления образованием в РОССИИ 6
    §1. Образование в РОССИИ как система 6
    §2. Органы управления образованием 9
    §3. Системный подход - методологическая основа управления образовательным учрежден нем 17
    §4. Школа как социально-педагогическая система 25
    Глава 2. Внутри школьное управление как система 32
    §1. Общая характеристика внутри школьного управления 32
    §2. Основное содержание практической управленческой деятельности 47
    §3. Управление инновационными процессами в школе 136
    Глава 3. Управление образовательным процессом в школе 162
    §1. Образовательный процесс как система 162
    §2. Учебное занятие как система 168
    §3. Управление качествам результатов образовательного процесса 183
    §4. Образовательные технологии 189
    Глава 4. Управление развитием воспитательных систем в образовательном учреждении 198
    §1. Основные затруднения в практике 196
    §2. Уровне нос управление воспитательными системами 203
    §3. Адаптивная воспитательная система 209
    §4. Развитие школьного самоуправления 220
    §5. Методика измерения уровня воспитанности учащихся 231
    §6. Этапы развития адаптивной воспитательной системы 243
    §7. Взаимодействие семьи и школы 249
    Приложения 258
    Приложение 1. Учебная программа курса Управление образе нательными системами» .258
    Приложение 2. Программа курса «Управление образовательным процессом в школе» 263
    Приложение 3. Программа курса «Управление развитием воспитательных систем в образовательном учреждении 264
    Приложение 4. Модель примерного плана работы школы по конечным результатам 269
    Приложение 5. Стержневые линии курса алгебры 300
    Приложение 6. Математика. 1 класс; 2 класс; 3 класс 303
    Приложение 7. Проекты; «Питьевая вода: хлорировать, озонировать или...?, «Наш пруд» 311.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Управление образовательными системами, Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать файл № 1 - pdf
    Скачать файл № 2 - doc
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    Татьяна Ивановна Шамова - основоположник научной школы Управления образовательными системами

    Т.И. Шамова в 1947 г. с отличием окончила физико-математический факультет Новосибирского государственного педагогического института. 12 лет работала в школе учителем, завучем, директором. Затем работала директором Новосибирского института усовершенствования учителей. В 1966 г. защитила кандидатскую диссертацию «Организация познавательных действий учащихся в условиях проблемного обучения (на материале предметов естественно-математического цикла)». С 1969 г. была переведена в Москву заместителем директора по научной работе научноисследовательского института школ Министерства просвещения РСФСР. В течение трех лет с 1978 г. работала заместителем главного редактора журнала «Советская педагогика». В 1978 г. в диссертационном совете при Московском государственного педагогического института (МГПИ) защитила докторскую диссертацию «Проблема активизации учения школьников (дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении)».

    В 1982 г. Татьяна Ивановна была назначена деканом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МГПИ. Под руководством Т.И. Шамовой факультет и кафедра

    научных основ управления школой стали ведущим научно-методическим и учебным центром системы дополнительного образования, где обучаются, повышают квалификацию и проходят переподготовку все категории руководителей образовательных учреждений России. В 1992 году по инициативе и под непосредственным руководством Т.И. Шамовой открывается первая в России магистратура по подготовке менеджеров образования, дающая возможность получения управленцами полноценного профессионального управленческого образования. В 1993 г. Т.И. Шамова была избрана член-корреспондентом Российской академии образования, в 1998 г присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2000 г. Приказом Министерства образования РФ Татьяна Ивановна была удостоена медали «К.Д. Ушинский» В 2004 г. Татьяна Ивановна была удостоена медали «В.А. Сухомлинский», на которой написано: «Сердце отдаю детям».

    За сорок лет существования научной школы под руководством Татьяны Ивановны и её учеников было защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций, в которых теоретически обосновывались исследовательский, рефлексивный, проблемно-функциональный, программно-целевой, кластерный и другие прогрессивные подходы управления образованием. Научная школа Татьяны Ивановны Шамовой имеет известность, научную репутацию, высокий исследовательский уровень научных работ, деятельность школы проверена временем. Все современные учебники педагогики обязательно уделяют достойное внимание концепции активизации учебной деятельности Т.И. Шамовой, рассматривающей активность как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. В историю отечественной теории внутришкольного управления Татьяна Ивановна Шамова вошла как уникальный автор самой стройной и целостной концепции управленческого

    цикла. Разработка и внедрение соответствующего научно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений всех уровней, создание современных моделей управления, оптимизация содержания и форм качественного функционирования системы повышения квалификации работников образования являются основными направлениями научной школы Т.И. Шамовой.

    Основные научные публикации: «Активизация учения школьников» (1976, 1979, 2004 гг.), «Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления» (1983, 2009 гг., в соавторстве с Ю.А. Конаржевским), «Исследовательский подход в управлении школой» (1992, 2004 гг.), «Менеджмент в управлении школой» (1995 г.), «Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление (2005 г., в соавторстве с Г.Н. Шибановой), «Управление образовательными системами» (2005-2011 гг., в соавторстве Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибановой), «Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода» (2006 г., в соавторстве с Г.Н. Подчалимовой, А.Н. Худиным), «Избранное» (2004 г.), «Избранные труды» (2009 г.), «Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения» (2010 г., в соавторстве с С.Г. Воровщиковым, М.М. Новожиловой) и др.

    Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы по усвоению информации, отражающей состояние научных знаний в области управления образовательными системами разного вида. Раскрывается сущность образовательного процесса, характеризуются современные педагогические технологии. Материал представлен модульными блоками, что позволяет использовать книги для самообразования.
    Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть полезно преподавателям и руководителям начального профессионального и среднего образования, системы повышения квалификации педагогических работников, студентам педколледжей.

    Особенно острой проблема целей стала в связи с применением на практике идей технологического подхода к организации процесса обучения.

    Педагогические цели - идеальный, сознательно планируемый образ результата образовательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Педагогические средства выступают не только как причина результата, но и как фактор, детерминирующий саму цель.

    Результат, фиксированный в целях, выражается в сдвигах, изменениях, которые происходят в знаниях, умениях, личностных качествах, характере учащихся, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    Модульная программа 1 «Общая характеристика образовательных систем» 5
    М-0. Комплексная дидактическая цель 5
    М-1. Системный подход в педагогике 5
    М-2. Образовательные системы 6
    М-3. ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ 10
    Модульная программа 2. «Образовательный процесс как динамическая система» - 11
    М-0. Комплексная дидактическая цель 11
    M-1 Входной контроль _ 11
    М-2. Целостный образовательный процесс 15
    М-3. Цели образовательного процесса 27
    М-4. Содержание общего образования 37
    М-5. Методы осуществления образовательного процесса 51
    М-6. «Формы организации образовательного процесса 60
    М-7. Выходной контроль 74
    Модульная программа 3. «Дидактические системы» 76
    М-0. Комплексная дидактическая цель 76
    M-1 Процесс обучения как система 76
    М-2. Сущность, содержание и структура учения 88
    М-3. Дидактические концепции 99
    М-4. Учебное занятие как целостная педагогическая система 119
    Модульная программа 4. «Воспитательная система» 172
    М-1. Сущность, содержание и структура воспитательной системы 173
    М-2. Развитие ученического коллектива 186
    М-3. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся (воспитание родителей) 215
    Модульная программа 5. «Управление образовательными системами» 232
    М-0. Комплексная дидактическая цель 232
    М-1. Характеристика управленческой деятельности 232
    М-2. Управление образовательным процессом 237
    М-3. Управление развитием воспитательной системы 242
    М-4. Управление учением как самоуправляемой системой 248
    М-5. Управление качеством образовательных систем 266
    Модульная программа 6. «Управление учебной деятельностью обучающихся в различных образовательных технологиях» 294
    М-0. Комплексная дидактическая цель 294
    М-1. Типы обучения 294
    М-2. Образовательные технологии 301
    М-3. Резюме (обобщение) 349
    М-4. Выходной контроль 354
    Приложения 366.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Управление образовательными системами, Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать djvu
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Шибанова Г.Н.; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 384 с.

    В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия «система». При этом выделяются два основных подхода к ее формулированию: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними.

    В.А.Якунин обосновывает несостоятельность второго подхода . Эта несостоятельность заключается в том, что имеется принципиальное отличие множества от системы: при формировании множества исходными являются элементы, а для системы генетически первичным является признак целостности. Для системы элементы заранее не задаются, они выбираются самим исследователем. Причем каждый объект допускает возможность различных его сечений в соответствии с определенными критериями. Вместе с тем в обоих подходах просматривается инвариантный признак, а именно: идея взаимодействия множества частей, элементов и интеграция их в целое.

    Прежде чем привести определение понятия "система", предлагаем рассмотреть основмме признаки объектов, которые можно отнести ^ системам.

    Ведущий отечественный теоретик-системщик В.Г.Афанасьев выделяет следующие признаки системы.

    Наличие составных элементов (компонентов, частей), из которых образуется система. Элемент - это минимальная единица, обладающая основными свойствами данной системы и имеющая предел делимости в ее рамках. Минимально допустимое число элементов в системе - два.

    Наличие структуры, т.е. определенных связей и отношений между элементами. Связь - это такое взаимодействие, при котором изменение одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. В свою очередь меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между отдельными компонентами к между компонентом и всей системой в целом. Способ связи между элементами определяет структуру системы.

    Наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов, образующих систему. Интегративность - это результат, получаемый от взаимодействия элементов.

    Наличие функциональныххарактеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.

    Целеустремленность системы. Каждая система создается для достижения определенной цели. В связи с этим функции ее компонентов должны соответствовать цели и функции всей системы. Следует отметить, что данное свойство является специфичным для биологических и особенно социальных систем.

    Наличие коммуникативных свойств, которые проявляются в двух формах: 1) во взаимодействии с внешней средой (среда - это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животное, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную, природно-экологическую среду); 2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.

    Наличие историчности, преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего в системе и ее компонентах.

    Наличие управления. Этот признак, так же как и целеустремленность, является специфическим для систем биологического и социального происхождения. Существует ряд других признаков.

    Среди перечисленных признаков выделяются те, что определяют уровень целостности (качество) системы, который зависит от: а) целеустремленности, т.е. связи всех элементов с целью; б) полноты набора компонентов; в) тесноты взаимосвязи и числа связей между элементами системы; г) полноты функционирования всех элементов системы.

    Перечисленные (прежде всего - главные) признаки являются основанием для формулирования понятия "система". Итак, под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

    Кроме того, в психологической и педагогической литературе появилось понятие «процессная система". По мнению В.С.Лазарева, процесс-пая система-совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи.

    Графически процессная система представлена на схеме 1."Вход" определяется совокупностью элементов, благодаря соединению которых протекает процесс и которые в этом процессе претерпевают изменения.

    "Выходом" называется результат (продукт) процесса. «Выход" делится на основной и побочный.

    "Процесс" определяется отношением между входом и выходом. В любой системе можно выделить три вида процессов: основной, обеспечивающие и управления. Основной процесс преобразует вход системы в основной выход. Обеспечивающие процессы преобразуют входы системы во входы основного процесса, или выходы основного процесса во входы последующих систем. Управление (обратная связь) обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путем изменения входа.

    Ограничение определяется совокупностью норм и правил, устанавливающих требования большей системы к выходу данной системы.

    В соответствии с представленным пониманием системысистемный подход есть направление методологии научного познания и социальной практики, а основе которого лежит рассмотрение обьектов как систем; данный подход ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [З].

    В настоящее время системный подход претендует на выделение в особую теоретическую науку-"системологию", или «общую теорию систем».

    Среди многих видов социальных систем имеются педагогические системы. Одним из первых системный подход в педагогике стал использовать Ф.Ф.Королев.

    По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами.

    Педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы . Следует отметить и их динамичность, проявляющуюся в постоянной изменчивости.

    Под педагогической системой понимается "социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности .

    Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система. В нем можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему.

    Ей свойственна также открытость, т.е. любознательность, способность культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности других народов. Имя этой черте менталитета - народность.

    Третья отличительная черта - патриотизм русского народа, т. е. любовь к Отчизне, малой и большой Родине; терпение к внутренним, но не к внешним угнетателям; признание необходимости сильной державной власти. Эту особенность можно назвать державностью.

    Итак, три понятия - духовность, народность, державность - составляют особенность русского менталитета. Выстроены они в определенной логической схеме: духовность определяет направленность личности: народность - отношения человека с обществом; державность - отношения человека и государства, общества и государства.

    Усвоение модульной программы поможет вам:

    уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию ребенка;

    ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы.

    СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    1. Понятие воспитательной системы, ее признаки

    Термин "воспитательная система" предложен А.Т.Куракиным и П И. Новиковой.

    В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А.Караковским, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. Исследователи объясняют по-мление феномена воспитательной системы объективными причинами. Именно: «В современном интенсивно меняющемся мире... неуклонно появляются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и дифференциация. В результате возникают разного рода противоречия. Распадаются на целостные образования, в то же время разрозненные явления, деистам процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различно рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. Они проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации }