Самые крупные города беларуси. Гомельская область. Карта Гомельской области. Беларусь - Гомельская область. Светлогорск, Гомельская область

В сентябре около 1 миллиона учеников пойдут в учебные заведения Беларуси, причем многие из них не являются гражданами этой страны. Официальными для изучения в этих учреждениях Беларуси приняты два языка – это белорусский и русский. Связи России и Беларуси всегда были крепки.

Дошкольная система образования призвана подготовить детей к обучению в школе, дать им старт в мир знаний. Примерно за год до школы в группах детских садов проводятся подготовительные занятия для малышей, с целью безболезненного перехода их на следующий год в школу. К 6-ти годам дети начинают получать школьный курс, который, в зависимости от уровня (базовый и средний) продлиться 9 либо 11 лет.

После 9-ти лет обучения можно выбрать несколько путей развития своего будущего: среднее образование в школе, ПТУ или колледж, где можно получить достаточно престижное образование. В ПТУ дается не только профессия, но и среднее образование по типовой школьной программе. Главным документом, подтверждающим обучение, является аттестат о среднем, средне специальном или средне профессиональном образовании. Любой из этих документов является основным для поступления в ВУЗ. Высшее образование является крайней ступенькой в образовательной системе страны. Именно из ВУЗов выходят самые лучшие специалисты. Качество подготовки и обучения в Беларуси очень высокое, так как государство уделяет ему немало внимания.

Высшее образование в Беларуси находится на очень высоком уровне и охватывает в процентном отношении к выпускникам школ очень значительную часть. Данные показатели стали возможными благодаря доступности учебных заведений в стране. Получать научные знания студенты приходят как в государственные высшие заведения, так и частные. Всего в Беларуси насчитывается 50 ВУЗов. Частные учебные заведения подразделяются на классическую систему, академии, институты и колледжи, выпускающие специалистов уровня высшего образования. Также частный ВУЗ может быть узко профильной направленности. В Беларуси частных высших учреждений не боятся, так как обучение в них контролируется и на всех этапах поддерживается государственными структурами.

Форма обучения может быть выбрана студентом при поступлении. Существует полная дневная форма обучения, вечерняя, удобная для студентов, которые имеют работу и заочная для студентов, например, из другого города. Дневная форма обучения, как правило, длиться в течение 5-ти лет. Студенты, выбравшие эту систему обучения, при успешной учебе могут рассчитывать на государственную поддержку в виде стипендии. Во всех ВУЗах, не зависимо от принадлежности государству или частным лицам, выдается государственный образец диплома. Подчинение всех ВУЗов страны идет Министерству образования Беларуси.

В высших учебных заведениях обучаются также и иностранные граждане, но в основном, на платной основе. Плата в различных заведениях не одинакова и зависит от специальности и формы обучения. Поступить в ВУЗ Беларуси иностранному гражданину не сложно. Главное надо обратиться в понравившийся и предоставить определенный пакет документов, а именно:

  • анкета по образцу ВУЗа;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о рождении, заверенная нотариусом;
  • аттестат, с вкладышем оценок по изученным предметам или их заверенные копии;
  • медицинские документы, направленные на удостоверение возможности, проживания студента на территории Беларуси (подходит ли климат). Документы должны быть выданы медицинским учреждением страны постоянного проживания абитуриента.

При приеме в ВУЗ студент все копии предоставленных документов должен заменить подледниками и предоставить стандартные фото для документов. Конечно же, обучение на территории страны невозможно без получения визы Беларуси. Еще одним требованием ВУЗов при поступлении, является предоставление медицинской справки о том, что студент не болеет ВИЧ инфекцией.

Документы на прием в институт студент отдает лично. Белорусские законы в системе образования достаточно лояльны и позволяют подавать документы в ВУЗ даже на иностранных языках, например: немецкий, испанский или английский, правда в таких случаях может потребоваться перевод, заверенный нотариусом.

Если студент, приехавший учится в страну, не владеет русским и белорусским языками, ему, скорее всего, придется дополнительно пройти курс обучения, примерно в течение года. Обычно такой работой занимаются сами ВУЗы в рамках общей подготовки к поступлению абитуриентов. Конечно, проходить обучение языкам не обязательно в Беларуси. Русским студентам проще всего поступить в ВУЗы в этой стране.

Программы обучения предусматривают многие нюансы. К примеру, обеспечение иногородних студентов жильем происходит в каждом учебном заведении с помощью специального отдела. Иностранным студентам этот же отдел помогает найти жилье и получить разрешение на проживание на территории страны. Чаще всего за высшими учебными заведениями закреплены студенческие общежития. Такой вид жилплощади достаточно дешево обходиться студентам, хотя проживание там достаточно уютно и комфортно.

В Беларуси более 4000 дошкольных учреждений (ясли, детские сады, подготовительные школьные группы, детские учреждения семейного типа), которые посещают почти полмиллиона детей (67%).

Программа обучения детей включает родной язык, культуру, народные традиции. Расходы на пребывание детей в дошкольных учреждениях на 88% дотируются государством.

Общее среднее образование является базовым и включает уровни:

· начальная школа (1-4 класс),

· второй уровень (5-9 класс),

· третий уровень (10-11 класс).

Второй и третий уровень завершаются сдачей экзаменов и выдачей сертификатов об общем среднем образовании. Школьное образование начинается с 6-летнего возраста. В Беларуси более 4,5 тысяч общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В настоящее время система школьного образования подвергается реформе, устанавливающей12-летний полный курс общеобразовательной школы (с возможностью выпуска после 10 класса). Для детей с особенностями физического и психического развития действуют вспомогательные и специальные школы. Выпускники второго и третьего уровня имеют возможность продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях (колледжи, техникумы). Поступление в высшие учебные заведения проводится только после окончания полного общеобразовательного курса на основе экзаменов.

В Беларуси 42 государственных и 13 негосударственных высших учебных заведения - Университеты, Академии, институты, в которых обучаются более 260 тысяч студентов по 230 специальностям.

Старейшими образовательными центрами являются Белорусская Сельскохозяйственная Академия, Белорусский, Могилевский и Витебский Государственные Университеты, Белорусская Политехническая Академия, Витебская Ветеринарно-Медицинская Академия. Высшее образование можно получить как на платной, так и на бесплатной основе.

Беларусь приняла мировые стандарты высшего образования, первой ступенью которого является бакалавриат, второй - магистратура. Наиболее одаренные студенты имеют возможность заниматься наукой, поступая в аспирантуру или являясь соискателями.

Принцип непрерывного образования предполагает повышение квалификации после завершения высшего образования; в Беларуси 130 учебных заведений занимаются постдипломным образованием, которым ежегодно охвачены 450 тысяч человек.

Наука

Национальная академия наук Беларуси является высшей государственной научной организацией республики, при государственной поддержке созданы и функционируют Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), Фонд информатизации Республики Беларусь.

В настоящее время в Беларуси функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тысяч человек, в их числе более 830 докторов наук и 3690 кандидатов наук.

В республике традиционно преобладают исследования и разработки в области технических наук. Приоритетными направлениями научно-технического развития являются также машиностроение, информатизация, лекарства и медицина, экология, сельское хозяйство, развитие перспективных научных исследований и разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых материалов с особыми свойствами, методов технической диагностики, химического синтеза веществ, селекции растений, биотехнологий, способов обработки информации, специальной вычислительной техники.

В республике создана национальная патентная система. В 2002 году зарегистрировано 688 патентов на изобретения и 86 патентов на промышленные образцы. Ежегодно белорусские организации патентуют за рубежом 100 - 120 изобретений, при этом более 90% из них в России.

Углубляется взаимодействие с такими международными организациями, как Международная ассоциация по сотрудничеству с учеными из новых независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Международным научно-техническим центром (МНТЦ), Международным центром научно-технической информации (МЦНТИ), Объединенным институтом ядерных исследований, Европейской организации ядерных исследований (Швейцария), Научным комитетом НАТО, SCOPES и другими.

Приоритетным в сфере науки является сотрудничество с Россией в рамках Союза Беларуси и России и странами СНГ.

Экономика

Валюта – белорусский рубль

Беларусь считается одним из самых экономически развитых государств СНГ (бывшего СССР).

По промышленным запасам калийных солей Беларусь занимает одно из первых мест в Европе. Сегодня добываемые в шахтах Солигорска удобрения остаются важнейшей стратегической продукцией страны - они приносят значительную часть экспортной прибыли.

Разведанные запасы нефти невелики: республика сейчас добывает около 2 миллионов тонн в год.

В экономике доминируют несколько холдингов-монстров - производственные объединения «Белнефтехим», «Белэнерго», «Белтрансгаз» и т. д. Доля частного сектора в ВВП не превышает 25%, а на один «Белнефтехим» приходится 45% всей экспортной выручки Белоруссии. Структура промышленности особенных изменений не претерпела - с белорусских конвейеров по-прежнему сходят трактора и самосвалы, но революционных технологий в их производство не внедрено. Рост производительности труда отстает от темпов роста зарплаты, а иностранные инвестиции (главным образом российские) практически не играют роли - 1% ВВП. Единственный скачок в 2002 г. ($450 млн) был связан со строительством ветки газопровода Ямал - Европа. Есть новые производства, работающие на экспорт, но стране без больших природных ресурсов для модернизации этого явно недостаточно. По показателю ВВП на душу населения (по паритетам покупательной способности) страна уступает России, Литве и Польше, но превосходит Украину и - едва ли не вдвое - соседнюю Смоленскую область. Так что же определяет рост белорусской экономики? Белоруссия, несмотря на практически полную зависимость от внешних поставок энергии, стала одной из немногих европейских стран, выигравших от роста мировых цен на нефть. В наследство от СССР Белоруссия получила два современных нефтеперерабатывающих завода - Мозырский и Новополоцкий. Белоруссия сумела быстро отреагировать на возрастающий спрос рынка на нефтепродукты - мощности были частично модернизированы (при участии российской «Славнефти»), а объем перерабатываемой нефти стал ежегодно возрастать. В физическом выражении этот объем вырос с 11,9 млн т в 2001 г. до порядка 20 млн т в 2006 г. Нефтепродукты стали и основной статьей экспорта Белоруссии. В долларовом выражении экспорт нефтепродуктов с 2002 по 2006 г. вырос в 4,7 раза и составил $7,5 млрд. Доля нефтепродуктов в общем товарном экспорте страны в 2006 г. составит 40%. Здесь стоит отметить, что экспорт всех товаров за вычетом нефтепродуктов в 2004-2005 гг. не изменился. По предварительным данным на 2006 г., общий объем белорусского экспорта вновь возрастет, но в значительной мере прирост опять будет базироваться на увеличении экспорта нефтепродуктов.

Национальное образование Республики Беларусь традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа.

Свидетельством достигнутых результатов являются досрочное выполнение Республикой Беларусь ряда Целей развития тысячелетия, высокий уровень человеческого развития, обеспечение политической и социально-экономической стабильности в стране.

Выбор курса на создание социального государства позволил определить верную стратегию ее функционирования и развития. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,7%), охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения (98%). По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира.


Каждый третий житель республики учится.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых:

государственно-общественный характер управления;

обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;

повышение качества образования для каждого.

Приоритетными также являются задачи обеспечения функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В стране функционируют почти 10 тысяч учреждений образования, представляющих все его уровни, в которых обучение и воспитание более 2,0 млн. детей, учащихся и студентов обеспечивают около 445 тыс. работников.

Приняты социальные стандарты в области образования и обеспечивается их выполнение. Создана развитая система социальной поддержки обучающихся.

На образовательную систему в последние годы государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.

В 1991–2011 гг. национальная система образования развивалась и развивается в соответствии с Программами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., 2006–2010гг. и 2011-2015 гг., а также принятой в 2004 г. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). НСУР-2020 – программный документ, определяющий перспективные направления и прогнозные показатели развития страны с учетом достигнутых результатов и глобальных тенденций мирового развития. В НСУР-2020 главное внимание уделено реализации «Повестки дня на XXI век», определенной Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (сентябрь, 2000 г.), Политической декларации и Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь, 2002 г.), других международных соглашений.

Республика Беларусь располагает эффективной нормативной правовой базой, регулирующей общественные отношения в сфере образования. Правовую основу отрасли составляют Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь ”Об образовании“ (1991), ”О профессионально-техническом образовании“ (2003), ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“ (2004), ”Об общем среднем образовании“ (2006), ”О высшем образовании“ (2007).

Важным событием для системы образования стало принятие 13 января 2011 года Кодекса Республики Беларусь об образовании. Тем самым, впервые в стране решена задача кодификации общественных отношений в сфере образования, сформирована самостоятельная отрасль права – образовательного. Уточнена структура национальной системы образования. Обновлены название и содержание уровней образования.

Существенно обновлена материальная база: осуществлено строительство почти 300 новых объектов образования, капитально отремонтировано 1/3 учреждений образования от общей их численности. Компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе стали не просто доступными, но и привычными.

Создана национальная система учебного книгоиздания. С 2006 по 2010 гг. на издание учебников и учебных пособий только для общеобразовательных учреждений из государственного бюджета было выделено 96,2 млрд. рублей ($35 млн.), издано 843 наименования учебников и учебных пособий, 192 наименования учебно-методических пособий.

Функционирование и развитие системы образования Республики Беларусь

Дошкольное образование

Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста (до 6 лет) в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Достигнутый уровень охвата детей дошкольными учреждениями является одним из самых высоких среди стран СНГ (71,4%), при этом охват детей от 3 до 6 лет еще более высокий – 93,3 %, в том числе в сельской местности – 68,7 %. Обеспечен полный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.

Доступность дошкольного образования сохраняется за счет развития многофункциональной сети дошкольных учреждений, внедрения новых форм организации дошкольного образования в соответствии с запросами родителей.

В настоящее время в республике функционируют 104 дошкольных центра развития ребенка (в 2006 г. – 70), 87 санаторных учреждений дошкольного образования (в 2006 г. – 59), 981 детский сад – школа (в 2006 г. – 815), 2518 групп кратковременного пребывания (в 2006 г. – 111). Созданы условия для предоставления качественных образовательных услуг детям с особенностями психофизического развития: работают 376 групп интегрированного воспитания и обучения (в 2006 г. – 173).

Процесс воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обеспечивают 51,4 тыс. педагогов (в 2006 г. – 50,4 тыс.). Сохраняется позитивная тенденция повышения их образовательного уровня: за последние 5 лет на 6,6 % увеличилось число педагогов с высшим образованием, что составляет 49,4 %. от общей их численности

С целью дальнейшего устойчивого развития системы дошкольного образования Правительством Республики Беларусь принята Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 гг., предусматривающая: оптимизацию сети учреждений дошкольного образования, формирование здоровьесберегающей системы в учреждениях дошкольного образования, повышение качества услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста, преодоление различий в материально-техническом обеспечении учреждений дошкольного образования и воспитания, повышение социального статуса работников системы дошкольного образования.

Общее среднее образование

Общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень - начальное образование (I – IV классы);

II ступень - базовое образование (V – IX классы);

III ступень - среднее образование (X – XI классы, в вечерних
школах –X – XII классы, вечерние классы – X – XII классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

В 2011 году в республике функционируют 3 516 общеобразовательных учреждений. В сельских населенных пунктах – 2 265 (64,4%); городских – 1 251 (35,6%). В общеобразовательных учреждениях обучаются 940 360 учащихся. В сельских населенных пунктах – 220 158 учащихся (23,4%), городских – 720 202 учащихся (76,6%).

В соответствии с демографической ситуацией и потребностью регионов осуществляется оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений. При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографические факторы региона.

Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях организован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.

В общеобразовательных учреждениях обязательными для изучения являются два государственных языка – белорусский и русский, а также один из иностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский или китайский.

Обеспечены права граждан, которые относятся к национальным меньшинствам, изучать родной язык, культуру и традиции своего народа, (граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотрены кроме обязательных предметов (74%) факультативные занятия (26%). Факультативные занятия проводятся по желанию учащихся в группах по 3–5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможность осваивать учебные программы на повышенном уровне. В этих целях создана и развивается сеть гимназий и лицеев (212 гимназий и 29 лицеев).

Уровень образования, его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокий. В копилке международных наград белорусских школьников, завоеванных за последних пять лет, 123 медали, из них 15 золотых и 48 серебряных.

Специальное образование

Специальное образование - обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования. Специальное образование включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Большое внимание в Республике Беларусь уделяется обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.

Определены правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и принятым в 2004 году Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» государство не только признает, но и гарантирует каждому ребенку право на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и состоянием здоровья. Обновлено содержание специального образования. Принят образовательный стандарт «Специальное образование (основные нормативы и требования)», и предметные стандарты, создан банк данных детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, в котором содержатся сведения о 127 тысяч детей.

В 143 центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь около 7 тыс. детей с особенностями психофизического развития, в том числе с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Более 1 тыс. детей с особенностями психофизического развития охвачены ранней комплексной медико-педагогической помощью.

В дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах по месту жительства детей открыты группы и классы интегрированного обучения, специальные классы, пункты коррекционно-педагогической помощи. В систему общего среднего образования интегрировано 62%% от общего количества детей с особенностями психофизического развития, получающих специальное образование. С целью повышения социальной защищенности выпускников с особенностями психофизического развития с 2005 г. учреждения образования осуществляют их психолого-педагогическое сопровождение на протяжении двух лет после окончания учебного заведения.

Профессионально-техническое образование

Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, его профессиональное становление, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием, служащего с профессионально-техническим образованием.

В настоящее время в стране функционируют 211 учреждений профессионально-технического образования, в которых обучаются свыше 75 тыс. учащихся. Ведется подготовка по 100 специальностям, включающим более 300 профессий.

В системе профессионально-технического образования реализуется уже третья по счету утвержденная Правительством государственная программа, обеспечивающая комплексное решение вопросов подготовки кадров, укрепление материальной базы учреждений образования.

В целях обеспечения потребности наукоемких, высокотехнологичных производств в квалифицированных кадрах рабочих в 2012 году подготовлено 21,3 тыс. человек (43,0% от общего выпуска) с повышенным (4 и выше разряд) уровнем квалификации. 97,8% выпускников направлены на работу в организации.

Система профтехобразования своевременно реагирует на структурные изменения в протребности кадров. Это происходит за счет тесных связей с организациями-заказчиками, прижде всего, за счет договорной системы подготовки, а также за счет формирования заказа государственными органами управления на подготовку рабочих на пятилетний период. Этот заказ, а также другие важные показатели отражены в Государственной программе развития профессионально-технического образования на 2011-2015 годы. В настоящее время более 90,0% молодых рабочих в системе профтехобразования подготавливается по договорам.

Среднее специальное образование

Среднее специальное образование - уровень основного образования, направленный на развитие личности учащегося, курсанта, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста (рабочего) со средним специальным образованием.

В отраслях экономики и социальной сферы занято свыше 900 тыс. работников со средним специальным образованием (23% от общего количества работающего населения).

В настоящее время в республике действуют 121 учреждение среднего специального образования государственной формы собственности и 11 учреждений частной формы собственности. Общее количество учащихся в учреждениях среднего специального образования составляет 167,6 тыс. человек.

За 2006-2010 гг. для отраслей экономики и социальной сферы подготовлено 216 тыс. специалистов со средним специальным образованием.

В рамках Государственной программы развития среднего специального образования создана система прогнозирования потребности отраслей экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах, определен порядок формирования заказа на подготовку кадров с ответственностью отраслей и регионов, разработаны образовательные стандарты по всем специальностям, оптимизирована структура подготовки кадров, повысилась адресность подготовки, улучшились показатели трудоустройства выпускников.

Высшее образование

Высшее образование – уровень основного образования, обеспечивающий подготовку квалифицированных специалистов, развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности.

Высшее образование включает две ступени:

Первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалиста, обладающего фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учетом присвоенной квалификации и на обучение в магистратуре;

Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает углубленную подготовку специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы, завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации.

В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 45 государственных и 10 частных учреждений высшего образования. Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 438 специальностей высшего образования первой ступени, 192 специальности второй ступени высшего образования. За 2006-2010 гг. для отраслей экономики и социальной сферы подготовлено 302,2 тыс. специалистов с высшим образованием. Обучение организовано в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения.

За последние пять лет контингент студентов увеличился с 396,4 тыс. человек (2006 г.) до 442,9 тыс. человек (2010 г.), или 467 студентов на 10 тыс. граждан. Соотношение преподавательского состава и студентов при организации образовательного процесса – 1:10.

Важное направление сотрудничества вузов с заказчиками - создание на предприятиях с высокотехнологичным производством учебно-научно-производственных комплексов и филиалов кафедр вузов. Лидерами в создании таких структур на производстве являются ведущие вузы. Так, Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники на профильных предприятиях открыто 17 филиалов кафедр университета, в том числе на НПО «Интеграл», Белорусский национальный технический университет в проектных организациях и на производстве создал 56 филиалов кафедр.

В целях обеспечения повышения качества образования, усиления контроля на всех этапах подготовки рабочих (служащих), специалистов ведется работа по созданию систем управления качеством образования на основе международного стандарта ИСО 9001.

За успехи в подготовке кадров высшей квалификации учреждениям образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» и «Белорусский государственный технологический университет» в 2010 году присужден Почетный государственный флаг Республики Беларусь.

Послевузовское образование

Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований.

Послевузовское образование подразделяется на две ступени:

аспирантура (адъюнктура) – первая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук;

докторантура – вторая ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук.

На 1 января 2011 г. в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру), обучались 4 725 человек, в т.ч. 2730 (57,8%) – на дневной форме, 1995 (42,2%) – на заочной форме. В 37 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, обучались 98 докторантов.

Отраслевая структура аспирантуры: общественные и гуманитарные науки – 46,5%, технические – 18,7%, естественные – 14,1%, медицинские – 10%, сельскохозяйственные науки – 4,6%.

Отраслевая структура докторантуры: общественные и гуманитарные науки – 42,8%, технические – 17,3%, естественные – 17,3%, медицинские – 13,2%, сельскохозяйственные науки – 4,1%..

К 2015 г. планируется увеличение приема докторантов на 86,1%, причем более 60% приема будет осуществляться в сфере высокотехнологичных дисциплин.

Научно-исследовательская деятельность

Ядро научно-технического потенциала Беларуси составляют коллективы государственных научных организаций различной отраслевой и ведомственной принадлежности, а также учреждений системы высшего образования.

За последние 5 лет вклад вузовской науки в развитие экономики страны стал более значительным. В 2010 г. вузами Министерства образования Республики Беларусь выполнялись 735 (42%) из 1766 заданий 39 государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований. В более чем в половине из них (54%) вузы были головными организациями-исполнителями.

Университеты сотрудничают с более чем 300 предприятиями республики. Сформирован и ежегодно обновляется перечень проблем и задач технологического и экономического характера промышленных предприятий (т.н. «Задачник от промышленности»).

Эффективным направлением развития инновационной деятельности в университетах страны является создание бизнес-структур (технопарков, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов). В настоящее время в системе Министерства образования функционируют 7 технопарков, 2 инновационных центра, 9 центров трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга научно-исследовательских разработок и региональные маркетинговые центры.

Вклад вузовской науки в развитие инновационной экономики страны подтверждается фактом роста объемов средств, полученных от реализации научно-технической продукции на внешних рынках. В 2010 г. объемы превысили $5 млн, рост к 2009 г. – 16%, а к уровню 2005 г. – более чем в 2 раза. Экспорт научно-технической продукции осуществлялся более чем в 30 стран зарубежья.

Белорусские университеты поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 58-ми стран мира в рамках более 700 договоров.

В рамках создания и развития инновационной инфраструктуры в 2010 году созданы научно-технологические парки при Витебском технологическом и Полоцком государственном университетах, центр трансфера технологий при Международном государственном экологическом университете им. А.Д.Сахарова, совместные белорусско-китайский инновационный центр в г. Харбине и белорусско-китайский технопарк в г. Чаньчуне.

В перспективе, наряду с опережающей подготовкой кадров, готовых к инновационной деятельности, университеты должны стать центрами научно-инновационной деятельности, обеспечить интеграцию высшего образования, науки и производства, создание и развитие инновационной инфраструктуры для внедрения и экспорта собственных научно-технических разработок.

Дополнительное образование детей и учащейся молодежи, воспитательная и социальная работа

Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на развитие личности воспитанника, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

В учреждениях внешкольного воспитания и обучения функционирует разветвленная сеть объединений по интересам (кружки, секции, студии), основными направлениями деятельности которых являются: развитие природных способностей обучающихся, углубление знаний и развитие познавательных интересов, культивирование здорового образа жизни, физическая культура и спорт.

В учреждениях образования созданы условия для сочетания учебы и занятий различными видами спорта. В системе образования насчитывается 134 специализированных учебно-спортивных учреждения, в которых занимается почти 70 тыс. человек (5,6% от общего числа обучающихся), созданы специализированные по спорту классы.

Проводится системная работа по оздоровлению и санаторно-курортному лечению детей и учащейся молодежи. Особая забота государства – дети, пострадавшие от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ежегодно дети этой категории обеспечиваются санаторно-курортным лечением и оздоровлением за счет средств республиканского бюджета.

В стране создан механизм, позволяющий в должной мере обеспечивать охрану детства, защиту детей от ненадлежащих условий жизни и воспитания.

Проводится активная работа по расширению семейных форм устройства детей на воспитание, в результате которой количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, сократилось на 60%. На 30% (с 74 в 2005 г. до 52 в 2010 г.) сократилось количество интернатных учреждений

Социальную помощь детям и семьям, реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и признанных нуждающимися в государственной защите, оказывают 142 социально-педагогических учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты).

Системно реализуется государственная молодежная политика. В декабре 2009 года принят Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики». Достигнуты позитивные результаты в решении таких социально значимых проблем молодежи, как трудоустройство и временная занятость, поддержка молодой семьи и социально незащищенных слоев молодежи. Предоставлена реальная возможность участия молодежи в принятии социально значимых государственных и управленческих решений.

Дополнительное образование взрослых

Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие слушателя, стажера и удовлетворение их познавательных потребностей.

Повышение квалификации, стажировку и переподготовку кадров в республике обеспечивают свыше 390 учреждений образования.

Ежегодно профессиональным обучением, повышением квалификации, стажировкой и переподготовкой охвачено более 550 тыс. работников (около 14% от общего количества всех работников республики).

Непрерывное профессиональное обучение осуществляется по 5,5 тыс. профессий рабочих (служащих).

Повышение квалификации руководящих работников и специалистов осуществляется по всем профилям (направлениям) образования. Переподготовка кадров с высшим и средним специальным образованием осуществляется по 360 специальностям.

Важным направлением работы является организация обучения высвобождающегося, безработного и незанятого населения, в том числе и обучение незанятой молодежи. На базе учреждений образования и специализированных учебных центров с учетом потребностей рынка труда, ежегодно проходит обучение свыше 26 тыс. безработных с последующим трудоустройством.

Целью развития системы дополнительного образования взрослых является реализация принципа ”Образование через всю жизнь“. В предстоящие пять лет будет создана гибкая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития страны. Система дополнительного образования взрослых будет развиваться на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, интеграции профессионального образования, науки и производства.

Международное сотрудничество

Республика Беларусь является стороной многих международных договоров и соглашений, активным участником и инициатором обсуждения проблем, затрагивающих глобальные вопросы развития человеческого общества в постиндустриальную эпоху, в том числе Лиссабонской конвенции 1997 г. о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, ведет работу по присоединению страны к Европейскому пространству высшего образования (Болонский процесс).

Беларусь предпринимает конкретные шаги для осуществления дальнейшей интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство, сохраняя свою национальную и культурную идентичность.

Стабильно расширяется признанная практика ”академической мобильности“. Установлено тесное сотрудничество с такими международными организациями как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ДААД, Европейский фонд образования. Реализуются международные программы Темпус, Тасис, Эразмус Мундус, Молодежь в действии. Взаимообмен студентами и преподавателями достигает около 16 тысяч человек в год. Действует гибкая система приема на обучение иностранных граждан, которая полностью учитывает их интересы и запросы в специальностях. Для иностранных граждан, не владеющих русским языком, существует возможность обучения на подготовительном отделении.

Количество иностранных граждан, обучающихся в вузах страны, за последние 5 лет выросло более чем в два раза и в настоящее время превысило 10 тыс. человек. При этом развивается взаимовыгодное сотрудничество не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья (заключено свыше 60 международных соглашений).

Наиболее крупными научными партнерами вузов являются Россия, Венесуэла, Индия, Китай, Казахстан, Швейцария, Германия.География поставок научно-технической продукции охватывает Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и др.

На сегодня Беларусь – это высокоразвитое государство, которое не отстает от европейских стран. Уровень грамотности людей довольно высок и сейчас составляет 99%. Процент населения со средним, средним профессиональным образованием - 98%. Сейчас образование в Беларуси хорошо финансируется. В этом плане страна не уступает европейским державам. В этом развитом государстве есть больше 8 тысяч средних, высших и специальных учебных учреждений, в которых обучается около 3 миллионов людей.

Система образования Республики Беларусь

Министерство образования республики Беларусь позволило людям бесплатно получать основное, дополнительное и специальное образование. Это соответствует всем международным стандартам.

По уровню образования Беларусь заняло 21 место, после европейских высокоразвитых стран. Рейтинг составила международная Программа развития ООН.

Образование в Беларуси сейчас имеет довольно высокий уровень, об этом свидетельствует то, что это государство в 2015 году приняли в Европейское пространство высшего образования.

Профессионально-техническое и среднее специальное образование

Министерство образования республики Беларусь позаботилось о профессионально-техническом и среднем специальном обучении, которое отлично функционирует еще со времен СССР, чего нельзя сказать о странах СНГ. Белорусский опыт использует множество стран, в которые входит даже Россия. В республике функционирует около 200 колледжей, которые ежегодно выпускают 35 тысяч человек по различным специальностям. Среднее специальное образование в Беларуси дают возможность получить 130 учреждений, которые ежегодно готовят 40 тысяч человек. Колледжи в Беларуси имеют отличную техническую базу, благодаря которой через пару лет оттуда выходят квалифицированные специалисты.

На сегодняшний день очень много человек уходит из школы после 9 класса и идет получить специальное среднее образование. Лучшие заведения, в которых это возможно сделать, - колледжи.

Колледжи

В Беларуси в колледжи можно поступить гражданам этой страны, иностранцам и людям без гражданства с 17 лет, если они имеют среднее образование.

Разрешено совмещать обучение в колледжи с обучением в другом заведении.

Принимают в колледжи Беларуси по результатам вступительных экзаменов, которые содержат тесты по нескольким предметам. Их должны определить и составить преподаватели этого заведения.

В колледжи Беларуси зачисляют по конкурсу, лучших определят вступительные экзамены или результаты собеседования.

Вступительные экзамены будут осуществлять по указу ректора, то есть он должен решить, где будет это проводиться, в какое время и когда необходимо нести документы на зачисление.

Прием абитуриентов

Чтобы абитуриента зачислили в колледж, ему необходимо в указанный срок принести необходимые бумаги. Как правило, это документ о среднем образовании, паспорт, медицинское заключение, документ, который подтверждает, что вы закончили подготовительные курсы (необязательно), 6 фотографий и заявление на имя ректора, которое необходимо будет написать уже в самом колледже.

Без вступительных экзаменов могут поступить на бюджет:

  • Победители международных олимпиад.
  • Победители различных региональных конкурсов.
  • Абитуриенты, которые имеют среднее образование с медалью.
  • Дети-сироты.
  • Люди, которые окончили кадетское училище.

Популярные колледжи Беларуси

На сегодняшний день самыми популярными являются Минский колледж предпринимательства, Минский архитектурно-строительный колледж и Минский колледж бизнеса и права. Именно они занимают лидирующие места по рейтингу из 300 учреждений по всей Беларуси. Конечно, поступить туда будет довольно сложно, но если вы нацелены на это, учитесь, старайтесь, и у вас обязательно все получится.

Высшее образование

Высшее образование в Беларуси дает возможность получить 52 учреждения, из которых 9 находятся в частной собственности. Ежегодно они готовят около 70 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Специалистов готовят по 16 профилям, которые включают 350 специальностей как первой, так и второй степеней. В республике высшее образование можно получить на очной и заочной формах обучения.

Высшие учебные заведения дают возможность выбрать язык, на котором будет проходить образовательный процесс. Это может быть белорусский, русский или английский для иностранцев. В стране есть 120 организаций, которые имеют аспирантуру, и 60 заведений, в которых присутствует докторантура, где и готовят научных работников.

Высшие учебные заведения в Беларуси сотрудничают со предприятиями страны и с международными компаниями. Таким, например, является Белорусский государственный университет. После его окончания студентам должны предложить работу, это огромный плюс, если учесть высокий уровень безработицы. Стоит отметить педагогические вузы в Беларуси, благодаря которым ежегодно появляется около 10 тысяч талантливых педагогов, а государство помогает им в трудоустройстве.

Высшее образование для иностранных граждан

Для иностранцев, которые собираются поступать в высшие учебные заведения, но не имеют гражданства, в Беларуси существуют отдельные правила. Получить образование иностранцы могут:

  • За счет государства или платно – это соответствует всем международным договорам.
  • На платную основу – иностранные граждане могут поступить в вуз после итоговой аттестации, когда освоят образовательную программу.
  • Еще один вариант поступления на платную основу состоит в том, что будет проведено собеседование, где иностранец должен показать уровень владения белорусским или русским языком.

Стоимость высшего образования

Во время вступительной компании каждый абитуриент хочет поступить на бюджет. Но мест гораздо меньше, чем желающих их занять. Те люди, которые не смогли пройти на бюджет, могут воспользоваться платной формой обучения. Как правило, в разных вузах – разная стоимость образования.

На сегодня самым дорогим высшим учебным заведениям в Беларуси считается Белорусский государственный университет. Студентам, которые обучаются в нем, необходимо заплатить в среднем 63 000 рублей в год. А самые высокие цены на факультете международных отношений. Как ни странно, в Беларуси сейчас это считается самой популярной специальностью.

Второе место занимает Белорусский государственный экономический университет. Стоимость обучения в данном заведении обойдется в среднем в 47 000 рублей в год.

Замыкает тройку лидеров Гомельский государственный университет. За год обучения в этом престижном вузе необходимо заплатить около 46 000 рублей.

Самое дешевое образование можно встретить, как правило, в непрестижных вузах, один из которых - Частный институт управления и предпринимательства, где цена на всех специальностях почти одинаковая и составляет 16 000 рублей за год обучения. Рядом с ним идет Институт предпринимательской деятельности, в котором за год обучения необходимо будет заплатить около 16 500 рублей. В этом высшем учебном заведении стоимость обучения на всех специальностях одинаковая.

Если рассмотреть все белорусские вузы, то в среднем оплата за обучение составляет 28 000-37 000 рублей. К примеру, педагогические вузы Беларуси принимают студентов на платной основе, если они готовы заплатить 35 000 рублей. За все время обучения студенту, который учится на платно, необходимо заплатить более 140 000 рублей.