Интегрированный урок химия физика по теме глюкоза. Конспект урока по химии "глюкоза, ее строение и свойства". Реакции брожения глюкозы

Презентация опыта работы воспитателя ДОУ детского сада комбинированного вида № 99

Тема: "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром.

Цель опыта: При знакомстве с предметным миром развивать у старших дошкольников познавательно-речевые способности.

Задачи опыта:

1. Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с предметным миром, его изменением человеком.

2. Познавательно-речевое развитие дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование у него представлений о предметном мире, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах учения, жизни, труда.

3. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, развивать "ручную умелость", стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

4. Формировать представления детей о предметном мире региона: романовской игрушке и предметным миром хохломы.

Актуальность опыта: В предметном мире материализован многовековой опыт человечества, с которым необходимо знакомить ребенка. Несмотря на имеющуюся методическую литературу по ознакомлению с предметным миром, отсутствует целостный, системный подход в ознакомлении с предметным миром, отсутствует интеграция образовательных областей, что сейчас особенно важно с внедрением ФГТ в образовательный процесс. Совершенно отсутствует региональный компонент, в ходе которого можно знакомить старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром. Поэтому первоначально выбранную мною тему "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром" я дополнила с опорой на региональный компонент.

Новизна опыта : Разработана целостная система работы с детьми, включающая в себя перспективно-тематическое планирование по развитию познавательно-речевой деятельности при формировании представлений о предметном мире с интеграцией образовательных областей, которая предусматривает разные формы работы с детьми: наглядное моделирование, работу по схемам, алгоритмам по составлению описания предметов, технологические карты при выполнении операций с предметами. Разработала конспекты интегрированных занятий, проектной деятельности , формы работы вне занятий для детей старшего дошкольного возраста. Вместе с родителями провела работу по созданию уголков творчества Липецкой области , семейных традиций, связанных с предметным миром (прялки, рушники).

При составлении перспективного комплексно-тематического плана и в процессе работы я использовала методическую литературу:

ü Бондаренко «Дидактические игры в детском саду". М., "Просвещение", 1969.

ü "Что было до: Игры-путешествия в прошлое предметов" М., ТЦ "Сфера", 2000.

ü "Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников". М., ТЦ "Сфера, 2000.

ü Новоселова С. "Развивающая предметно-игровая среда детства"

ü ДВ № 4, 2010 г.

В доступной и интересной для дошкольников форме можно знакомить с историей предметов и вещей, открывая для них активное взаимодействие человека с окружающей средой и предметным миром, активно развивая познавательно-речевые способности. Поэтому я решила выбрать для своей работы тему "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром".

Я начала активно создавать предметно-развивающую среду: приобрела необходимый наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры, игрушки, подобрала энциклопедическую, детскую художественную литературу . В группе с помощью родителей создала уголок народного быта и уголок творчества ремесел Липецкого края (романовская игрушка, предметы хохломы «Липецкие узоры»).

Подобрала мультфильмы, в которых не только закреплялись бы знания о предметном мире, но и на примере героев мультфильмов воспитывались бы нравственные черты.

Обогатив предметно-развивающее пространство, начала составлять перспективный комплексно-тематический план работы, включающий в себя основные мероприятия по ознакомлению с предметным миром с учетом регионального компонента, требований ФГТ.

В перспективно-тематическом плане постаралась предусмотреть интеграцию образовательных областей при ознакомлении детей с предметным миром, проектную, художественную и конструктивную деятельность, проведение сюжетно-ролевых игр. Учеными доказано, чем больше анализаторов участвует в познании, тем глубже результативность усвоения материала. Реализация плана служила основой целостного, системного подхода к ознакомлению дошкольников с предметным миром.

Выработала методику поэтапного погружения детей в среду предметного мира. При знакомстве с новым предметом я учила детей:

Наблюдению за предметом;

Обследованию предмета;

Выявлению сенсорных эталонов (цвету, форме, размере, материалу, из которого он изготовлен);

Выявлению свойств и качеств предмета (опыты);

Решение речевых задач: дидактические игры на активизацию словаря, формирование грамматических форм, развития связной речи: составление описательного рассказа о предмете (с применением схемы, моделирования) составление творческого рассказа о предмете

Организация художественного творчества: рисунки, лепка, конструирования о предмете;

Организация сюжетно-ролевой игры;

Организация выставок рисунков, поделок, театрализованной деятельности, развлечений;

Работа с родителями.

Свойства и качества предмета можно исследовать в экспериментальной деятельности, в которой не только развивается логическое мышление, но и активно решаются речевые задачи: активно развивается словарь, умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). В процессе ознакомления с предметами у детей формируется диалогическая и монологическая речь. Вместе с детьми проводили опыты, используя тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые ощущения.

Но основе ознакомления детей с темой «В мире одежда» я расскажу, как осуществлялся этот целостный подход. При знакомстве с одеждой дети формировали новые представления о ней, прежде всего, в ходе виртуальной экскурсии с помощью мультимедийных технологий, ее разнообразием, функцией и назначением, деталями одежды, цветом ткани, разнообразием материалов. Затем с детьми была проведена экскурсия в "Ателье", магазин "Одежда". Были проведены опыты, дети учились распознавать ткань на ощупь "Какая ткань гладкая, какая ворсистая и т. д?", "Какая ткань быстрее мнется?", «Какая ткань быстрее намокает», помогающие детям самостоятельно убедиться в свойствах и качествах предметов, самостоятельно сделать выводы и умозаключения.

Дети составляли описательные творческие рассказы об одежде.

Рисовали одежду, конструировали для кукол платья, платки. Дети охотно играли в сюжетно-ролевые игры "Магазин одежды", "Ателье", потому что кругозор детей значительно расширился. Была проведена проектная деятельность " В мире одежды". Предметы имеют историю возникновения предметов, и я старалась с помощью мультимедийных технологий познакомить детей с историей возникновения одежды. При этом старалась подчеркнуть творческое начало человека, сформировать чувство уважения к человеку и результату его труда, бережное отношение к вещам, предметному миру. В НОД дети познакомились с историей возникновения одежды с помощью мультимедийных технологий, с тем, кто шьет одежду на основе опыта детей.

Для родителей была организована выставка рисунков об одежде, проведены консультации "Как знакомить детей с одеждой", предложен вопросник, по которому родители могли и дома формировать представления детей об одежде и формировать практические навыки – стирать кукольное белье, платочки, носочки. В режимных моментах проводились физкультминутки по теме "Одежда", тренинги "Постирай кукольное белье", "Почисти одежду", проводились досуги "Вечер загадок об одежде"

Такой целостный, системный подход к теме "В мире одежды" помог детям не только сформировать представления об одежде на высоком уровне, но и способствовал развитию речевых и художественных способностей и возникновению познавательной мотивации к предметному миру.

Закрепление представлений детей о предметном мире проводила в центрах предметно-развивающей среды. В уголке книги рассматривали иллюстрации по темам, которые изучались с детьми, читали книги, сказки. В уголке художественного творчества дети лепили посуду, рисовали и украшали одежду, изготовляли игрушки, конструировали мебель, здания, транспорт. В учебном центре считали игрушки, посуду, раскладывали ее по размеру, измеряли ткань, измеряли, сколько стаканов воды войдет в кувшин, вазу. В центре науки повторяли опыты, которые я с ними проводила. Таким образом, в интеграции образовательных областей познания, коммуникации, здоровья, социализации, чтения художественной литературы, художественного творчества создавался целостный и системный подход в ознакомлении дошкольников с предметным миром.

В режимных моментах, в тренингах дети активно взаимодействовали с предметами (складывали одежду, убирали и мыли игрушки, кукольную посуду, стирали кукольную одежду), сравнивали и обобщали предметы.

В НОД и режимных моментах старалась сформировать умение детей составлению описательных рассказов о предметах с использованием моделирования. Учила детей составлять сказки о предметах, в этих сказках дети проявляли фантазию, речевое творчество.

Так при знакомстве с посудой дети составляли сказки. Для примера привожу сказку, которую сочинила Акимова Настя.

Добрая ложка.

Жила-была столовая ложка. Стало ей скучно, и решила она найти себе друзей. Повстречалась ей чашка на столе, стали они дружить. Ложка размешивала сахар в чашке, но ей быстро надоело это занятие. Она отправилась дальше. Ложка встретила тарелку, на которой лежала котлета. Котлету ломать было трудно и неудобно, и ложка поспешила дальше. Вдруг она увидела глубокую красивую тарелку, в которой был налит вкусный суп. За столом сидел грустный мальчик. Мальчик очень обрадовался, когда увидел ложку. Ложка помогла ему съесть суп. С тех пор они стали настоящими друзьями.

Эмоционально насыщенный материал о предметном мире вызывает эмоциональный подъем у дошкольников, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда человека. У дошкольников формируется чувство уважения к человеку и результату его труда, бережное отношение к вещам, к предметному миру. Такой материал из истории предметов, вещей я использовала с применением мультимедийных технологий. Они ярко, наглядно рассказывали детям историю возникновения всех предметов: зубной щетки, посуды, мебели, одежды, жилища.

Эмоциональные впечатления дети получали и при просмотре мультфильмов, где наглядно решались нравственные проблемы. При просмотре мультфильма "Старая игрушка" ставилась нравственная проблема, как поступить со старой игрушкой – выбросить или обновить и сохранить.

При ознакомлении с предметным миром старалась обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного интереса к теме, поддерживала стремление детей к самостоятельному созданию фантазийных дизайнерских работ (мебельного, костюмного и др.), используя разные техники и материалы с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Использование конструирования и художественного труда помогало мне вызвать любопытство, живой интерес, желание войти в предметный мир, научиться самому создавать вещи предметного мира.

К теме по знакомству с предметным миром привлекала родителей, старших братьев и сестер. Вместе со взрослыми и детьми в группе создавала коллекции предметов: народных, романовских игрушек, предметов хохломы.

Вместе с родителями дети начали собирать свои коллекции. Капустин В. начал собирать коллекцию монет, Оля Т. – марки, Максим В. – модели автомобилей. Они приносили свои коллекции в детский сад и рассказывали детям о предметах своих коллекций. При собирании коллекции дети обогащали свой кругозор о предметах, делились своими знаниями со своими сверстниками, то есть появилась познавательная мотивация, любознательность.

Проводила для родителей консультации "Как знакомить детей с бытовой техникой ", "Как знакомить с одеждой", предлагала им вопросники. Организовывала выставки рисунков, поделок. Дети совместно с родителями совершали экскурсии в музей народно-прикладного искусства, в краеведческий музей. Активная работа способствовала возникновению интереса к данной проблеме родителей, они охотно включались в процесс ознакомления детей с предметным миром, это помогало детям сохранять устойчивый познавательный интерес и развивать в общении с родителями речевые навыки.

Таким образом, ознакомление детей с предметным миром с интеграцией всех образовательных областей помогло мне сформировать устойчивый познавательный интерес к предметному миру и коммуникативные навыки. Дети могут составить описательные рассказы и сказки о предмете, активно участвуют в диалоге, у них развита доказательная, рассудительная речь.

Дошкольники познакомились с предметами регионального уровня – романовской игрушкой, предметами хохломы «Липецкие узоры». Научились лепить романовские игрушки, рисовать по мотивам «Липецкие узоры».

Но самым главным достижением я считаю практические умения, которые приобрели дети в процессе ознакомления с предметным миром. Девочки охотно помогают маме мыть посуду, сервировать стол, готовить бутерброды, салаты, винегреты . Мальчики помогают пылесосить, моют свою обувь, чистят ее.

Диагностика показала, что дети на высоком уровне овладели представлениями о предметном мире. На высоком уровне – 40% детей, на среднем – 60 %.

(Диаграмма)

У детей сформировался высокий уровень речевых навыков. Составлением описательных рассказов овладели все дети: на высоком уровне –24 %, на среднем уровне – 76%. (Диаграмма)

Творческие рассказы могут последовательно составлять на высоком уровне – 19%., на среднем уровне – 67 %, на низком – 14 %. (Диаграмма)

Диагностика формирования представлений
о предметном мире

Диагностика умения детей составлять

творческие рассказы о предметах


«Мы маленькие волшебники»

Творческая презентация

Опыта работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста воспитателя МБДОУ детский сад №10

Г.Вязьма

Будкиной Елены Сергеевны


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Василий Александрович Сухомлинский


Будкина Елена Сергеевна

Воспитатель МБДОУ ЦРР

Детский сад №10

Мой девиз в работе:

Чувствовать, познавать, творить вместе с детьми!


«… Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне….»


Цель моей работы:

Формирование у детей художественных способностей в изобразительной деятельности, посредством методов нетрадиционного рисования.


Цели и задачи:

  • Способствовать снятию детских страхов;
  • Развивать уверенность в своих силах;
  • Развивать пространственное мышление;
  • Учить детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждать детей к творческим поискам и решениям;
  • Учить детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи


Воздействие художественного творчества

на развитие ребенка

Нацеленность на успех

Экспериментирова-

Заинтересованность

Стимулирование

Открытие возможностей

Решение проблем

Творческая фантазия

Инициатива

Отношение к собственному миру

Развитие качеств творческой личности Развитие детской самостоятельности

Самомотивация Энтузиазм

Терпение Аккуратность

Умение работать по одному или в группе

Творчество

Интеллект

Языковое развитие

Личные качества

Цветовое восприятие

Развитие творческого воображения, наглядно образного мышления

Цвет

Дизайн

Обследование

прикосновение


Ожидаемый результат

  • В процессе рисования дети познакомятся с нетрадиционными техниками изображения.
  • Овладеют приемами работы с разным художественными материалами.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах.
  • Разовьется наблюдательность, смелость и свобода детского восприятия и мышления.
  • Рука ребенка постепенно подготовится к письму.
  • Положительное влияние рисования для гиперактивных, закомлексованных, агрессивных детей.

Развивающая среда

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Мини-музей

« Скульптуры малых форм»

«Художественная мастерская»

для самостоятельной художественной деятельности детей


Группа наша хороша

И нарядна и светла

Мини-мастерская

Стена творчества


Нетрадиционные способы изображения в рисовании

Рисование по сырому

Рисование крупами

Рисунок своими

руками (рисование пальцами

и ладошками)

Ниткография

Рисование штампом,

тычковое рисование,

оттиск

Способы

изображения

Монотипия

И другое

Граттаж

Игры с кляксами

(Кляксография)

Рисование расческой,

зубной щеткой

Рисунок капустным

листом


Совместная деятельность воспитателя и детей

Беседы с детьми

Заниматься будем мы,

многому научимся

Выставки детских рисунков

Упражнения

Показ способа изображения

Наблюдение на природе


Рассматривание книжных иллюстраций, сравнение их

Любознательны мы очень,

с нами не соскучишься

Художественно-развивающие, дидактические игры

Рисование и комментирование


Прогулки, наблюдения за окружающим миром

НОД фронтальная

Подгрупповая

Использование пальчиковых или сенсорных игр с детьми


На своих занятиях я стараюсь активизировать внимание ребят, стараюсь заинтересовать их, увлечь, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов, такими стимулами могут быть:

  • Игра, которая является основным видом деятельности
  • Сюрпризный момент
  • Музыкальное сопровождение

Работа над творческими проектами

Семейный конкурс

«Все елки

в гости к нам»


В изобразительной деятельности уровень творчества ребенка зависит от богатства впечатлений, которые дети получат в процессе знакомства с изобразительными произведениями, от участия в праздниках, развлечениях и т.д. С целью вовлечения родителей и детей в интересное дело в группе прошел творческий семейный конкурс «Все елки в гости к нам».


«Вот она, елочка наша!...»

Коллективная работа детей с использованием пальцевой живописи



Наши руки-

Не для скуки


стенгазеты





Кляксография

Жила-была маленькая клякса, и решила она отправиться в необыкновенное путешествие. А что с ней произойдет дальше, знают только маленькие волшебники…



« Пластилиновые картины» (рисование пластилином)

Рисование пластилином – увлекательное и полезное занятие. Хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовое восприятие, воображение.







Участие в выставках

«Мой город «Вязьма»

«Осенняя ярмарка»

«Я рисую штрихом»


Мастер-класс с родителями и детьми на тему

«Обучение с увлечением


За детским творчеством стоит большой напряженный труд педагога. Пусть нам, взрослым, сопутствуют ощущения детской пытливых мыслей, детских переживаний, детского своеобразия.

И как напоминание пусть звучат прекрасные слова Б.Н. Никитина:

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,

но… не опаздывайте и,

помогая,… думайте сами».





«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Маленькие дети любознательны и часто «докучают» взрослых вопросами. Те взрослые, которые отмахиваются от вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственное развитие, тормозят духовный рост.


Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Одним из направлений моей работы явилось изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в свою практику.


Профессор Российской академии образования Н. Н. Поддъяков говорил: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью полного познания и освоения».


Работая по программе «Радуга», я обратила внимание, что несмотря на то, что в дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим (он пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку), а в первые три года единственным познанием мира, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. В методических рекомендациях к программе запланирована экспериментальная деятельность, но она не удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка.




Задачи: 1.Учить детей устанавливать причинно- следственные связи 2.Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.) 3.Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления 4.Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.


Работу экспериментальной деятельности построила, учитывая следующие принципы: 1.«Позитивный центризм» - отбор знаний наиболее актуальных для ребенка данного возраста 2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса 3.Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психических особенностей, возможностей и интересов 4.Рациональное сочетание разных видов деятельности 5. Деятельный подход


Формы работы: 1.Наблюдение 2.Эвристическая беседа 3.Создание опорных схем 4.Проведение опытов с водой, воздухом, с сыпучими, несыпучими материалами, семенами, бумагой и т. д. 5.Создание группового дневника по экспериментированию для фиксирования результатов наблюдения и опыта 6.Использование художественного слова


Методы и приемы: 1.Объяснительно-иллюстративный: приемы - беседа, сообщение, объяснение, показ действий 2.Метод проблемного изложения: приемы – постановка проблемы, создание проблемной ситуации, рассказ, поиск, анализ полученного результата, умение анализировать, выделять главное


Методы и приемы: 3. Частично-поисковый: приемы – эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра, частичный эксперимент 4. Исследовательский метод: приемы – анализ, оценка, эксперимент, самостоятельное выдвижение гипотезы, обобщение по проблеме в целом


Реализовать поставленные задачи в полной мере можно только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью проводились консультации на тему: «Развитие творческой, исследовательской активности в процессе детского экспериментирования», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей». В дни открытых дверей родители имели возможность участвовать в экспериментировании, что вызывало большую заинтересованность у детей. Взрослые помогли в оборудовании и пополнении необходимыми материалами уголков экспериментирования.




Вывод: Главное достоинство экспериментирования, в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.

МБДОУ «Юринский детский сад «Теремок»

Творческая презентация

воспитателя Великановой Юлии Николаевны



Методическая тема

Развитие пространственных представлений дошкольников на основе методики Р.И.Бардиной «Схематизация»


Цель:

Формирование пространственных представлений дошкольников.

Задачи:

  • Изучить опыт выдающихся педагогов в области формирования пространственных представлений дошкольников.
  • Определить возможность использования методики «Схематизация» не только в рамках диагностики в работе с детьми подготовительной группы.

Теоретические основы

- Литвак А.Г., Сорокина В.М., Головина Т.П. - Лурия А.Р и его последователи; - Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.


Р.И.Бардина, «Схематизация»

Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления, содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого «пути» при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.




Этапы работы:

- Знакомство с дидактическим пособием; - коллективная работа на занятиях; - индивидуальная работа детей.


Варианты игр:

«Что изменилось?»

«Какого домика не стало?»

«В гости к зайчику»


Вывод:

Методика Р.И.Бардиной «Схематизация» развивает способности ребенка свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Это является важным условием для успешного усвоения детьми знаний и умений в школе.



Мои студенты, работающие в нашем ДОУ.

Вязьмина Надежда Евгеньевна, закончила Оршанский ПК им.И.К.Глушкова, воспитатель с сентября 2015

Рязанова Юлия Константиновна воспитатель с апреля 2013 года



Желаем успехов

и творчества

в работе с детьми