Интегрированный урок химия физика по теме глюкоза. Конспект урока по химии "глюкоза, ее строение и свойства". Реакции брожения глюкозы
Презентация опыта работы воспитателя ДОУ детского сада комбинированного вида № 99
Тема: "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром.
Цель опыта: При знакомстве с предметным миром развивать у старших дошкольников познавательно-речевые способности.
Задачи опыта:
1. Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с предметным миром, его изменением человеком.
2. Познавательно-речевое развитие дошкольника в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование у него представлений о предметном мире, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах учения, жизни, труда.
3. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, развивать "ручную умелость", стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
4. Формировать представления детей о предметном мире региона: романовской игрушке и предметным миром хохломы.
Актуальность опыта: В предметном мире материализован многовековой опыт человечества, с которым необходимо знакомить ребенка. Несмотря на имеющуюся методическую литературу по ознакомлению с предметным миром, отсутствует целостный, системный подход в ознакомлении с предметным миром, отсутствует интеграция образовательных областей, что сейчас особенно важно с внедрением ФГТ в образовательный процесс. Совершенно отсутствует региональный компонент, в ходе которого можно знакомить старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром. Поэтому первоначально выбранную мною тему "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром" я дополнила с опорой на региональный компонент.
Новизна опыта : Разработана целостная система работы с детьми, включающая в себя перспективно-тематическое планирование по развитию познавательно-речевой деятельности при формировании представлений о предметном мире с интеграцией образовательных областей, которая предусматривает разные формы работы с детьми: наглядное моделирование, работу по схемам, алгоритмам по составлению описания предметов, технологические карты при выполнении операций с предметами. Разработала конспекты интегрированных занятий, проектной деятельности , формы работы вне занятий для детей старшего дошкольного возраста. Вместе с родителями провела работу по созданию уголков творчества Липецкой области , семейных традиций, связанных с предметным миром (прялки, рушники).
При составлении перспективного комплексно-тематического плана и в процессе работы я использовала методическую литературу:
ü Бондаренко «Дидактические игры в детском саду". М., "Просвещение", 1969.
ü "Что было до: Игры-путешествия в прошлое предметов" М., ТЦ "Сфера", 2000.
ü "Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников". М., ТЦ "Сфера, 2000.
ü Новоселова С. "Развивающая предметно-игровая среда детства"
ü ДВ № 4, 2010 г.
В доступной и интересной для дошкольников форме можно знакомить с историей предметов и вещей, открывая для них активное взаимодействие человека с окружающей средой и предметным миром, активно развивая познавательно-речевые способности. Поэтому я решила выбрать для своей работы тему "Познавательно-речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с предметным миром".
Я начала активно создавать предметно-развивающую среду: приобрела необходимый наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры, игрушки, подобрала энциклопедическую, детскую художественную литературу . В группе с помощью родителей создала уголок народного быта и уголок творчества ремесел Липецкого края (романовская игрушка, предметы хохломы «Липецкие узоры»).
Подобрала мультфильмы, в которых не только закреплялись бы знания о предметном мире, но и на примере героев мультфильмов воспитывались бы нравственные черты.
Обогатив предметно-развивающее пространство, начала составлять перспективный комплексно-тематический план работы, включающий в себя основные мероприятия по ознакомлению с предметным миром с учетом регионального компонента, требований ФГТ.
В перспективно-тематическом плане постаралась предусмотреть интеграцию образовательных областей при ознакомлении детей с предметным миром, проектную, художественную и конструктивную деятельность, проведение сюжетно-ролевых игр. Учеными доказано, чем больше анализаторов участвует в познании, тем глубже результативность усвоения материала. Реализация плана служила основой целостного, системного подхода к ознакомлению дошкольников с предметным миром.
Выработала методику поэтапного погружения детей в среду предметного мира. При знакомстве с новым предметом я учила детей:
Наблюдению за предметом;
Обследованию предмета;
Выявлению сенсорных эталонов (цвету, форме, размере, материалу, из которого он изготовлен);
Выявлению свойств и качеств предмета (опыты);
Решение речевых задач: дидактические игры на активизацию словаря, формирование грамматических форм, развития связной речи: составление описательного рассказа о предмете (с применением схемы, моделирования) составление творческого рассказа о предмете
Организация художественного творчества: рисунки, лепка, конструирования о предмете;
Организация сюжетно-ролевой игры;
Организация выставок рисунков, поделок, театрализованной деятельности, развлечений;
Работа с родителями.
Свойства и качества предмета можно исследовать в экспериментальной деятельности, в которой не только развивается логическое мышление, но и активно решаются речевые задачи: активно развивается словарь, умение строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). В процессе ознакомления с предметами у детей формируется диалогическая и монологическая речь. Вместе с детьми проводили опыты, используя тактильные, слуховые, зрительные, вкусовые ощущения.
Но основе ознакомления детей с темой «В мире одежда» я расскажу, как осуществлялся этот целостный подход. При знакомстве с одеждой дети формировали новые представления о ней, прежде всего, в ходе виртуальной экскурсии с помощью мультимедийных технологий, ее разнообразием, функцией и назначением, деталями одежды, цветом ткани, разнообразием материалов. Затем с детьми была проведена экскурсия в "Ателье", магазин "Одежда". Были проведены опыты, дети учились распознавать ткань на ощупь "Какая ткань гладкая, какая ворсистая и т. д?", "Какая ткань быстрее мнется?", «Какая ткань быстрее намокает», помогающие детям самостоятельно убедиться в свойствах и качествах предметов, самостоятельно сделать выводы и умозаключения.
Дети составляли описательные творческие рассказы об одежде.
Рисовали одежду, конструировали для кукол платья, платки. Дети охотно играли в сюжетно-ролевые игры "Магазин одежды", "Ателье", потому что кругозор детей значительно расширился. Была проведена проектная деятельность " В мире одежды". Предметы имеют историю возникновения предметов, и я старалась с помощью мультимедийных технологий познакомить детей с историей возникновения одежды. При этом старалась подчеркнуть творческое начало человека, сформировать чувство уважения к человеку и результату его труда, бережное отношение к вещам, предметному миру. В НОД дети познакомились с историей возникновения одежды с помощью мультимедийных технологий, с тем, кто шьет одежду на основе опыта детей.
Для родителей была организована выставка рисунков об одежде, проведены консультации "Как знакомить детей с одеждой", предложен вопросник, по которому родители могли и дома формировать представления детей об одежде и формировать практические навыки – стирать кукольное белье, платочки, носочки. В режимных моментах проводились физкультминутки по теме "Одежда", тренинги "Постирай кукольное белье", "Почисти одежду", проводились досуги "Вечер загадок об одежде"
Такой целостный, системный подход к теме "В мире одежды" помог детям не только сформировать представления об одежде на высоком уровне, но и способствовал развитию речевых и художественных способностей и возникновению познавательной мотивации к предметному миру.
Закрепление представлений детей о предметном мире проводила в центрах предметно-развивающей среды. В уголке книги рассматривали иллюстрации по темам, которые изучались с детьми, читали книги, сказки. В уголке художественного творчества дети лепили посуду, рисовали и украшали одежду, изготовляли игрушки, конструировали мебель, здания, транспорт. В учебном центре считали игрушки, посуду, раскладывали ее по размеру, измеряли ткань, измеряли, сколько стаканов воды войдет в кувшин, вазу. В центре науки повторяли опыты, которые я с ними проводила. Таким образом, в интеграции образовательных областей познания, коммуникации, здоровья, социализации, чтения художественной литературы, художественного творчества создавался целостный и системный подход в ознакомлении дошкольников с предметным миром.
В режимных моментах, в тренингах дети активно взаимодействовали с предметами (складывали одежду, убирали и мыли игрушки, кукольную посуду, стирали кукольную одежду), сравнивали и обобщали предметы.
В НОД и режимных моментах старалась сформировать умение детей составлению описательных рассказов о предметах с использованием моделирования. Учила детей составлять сказки о предметах, в этих сказках дети проявляли фантазию, речевое творчество.
Так при знакомстве с посудой дети составляли сказки. Для примера привожу сказку, которую сочинила Акимова Настя.
Добрая ложка.
Жила-была столовая ложка. Стало ей скучно, и решила она найти себе друзей. Повстречалась ей чашка на столе, стали они дружить. Ложка размешивала сахар в чашке, но ей быстро надоело это занятие. Она отправилась дальше. Ложка встретила тарелку, на которой лежала котлета. Котлету ломать было трудно и неудобно, и ложка поспешила дальше. Вдруг она увидела глубокую красивую тарелку, в которой был налит вкусный суп. За столом сидел грустный мальчик. Мальчик очень обрадовался, когда увидел ложку. Ложка помогла ему съесть суп. С тех пор они стали настоящими друзьями.
Эмоционально насыщенный материал о предметном мире вызывает эмоциональный подъем у дошкольников, чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда человека. У дошкольников формируется чувство уважения к человеку и результату его труда, бережное отношение к вещам, к предметному миру. Такой материал из истории предметов, вещей я использовала с применением мультимедийных технологий. Они ярко, наглядно рассказывали детям историю возникновения всех предметов: зубной щетки, посуды, мебели, одежды, жилища.
Эмоциональные впечатления дети получали и при просмотре мультфильмов, где наглядно решались нравственные проблемы. При просмотре мультфильма "Старая игрушка" ставилась нравственная проблема, как поступить со старой игрушкой – выбросить или обновить и сохранить.
При ознакомлении с предметным миром старалась обогащать содержание художественной деятельности в соответствии с задачами познавательного интереса к теме, поддерживала стремление детей к самостоятельному созданию фантазийных дизайнерских работ (мебельного, костюмного и др.), используя разные техники и материалы с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
Использование конструирования и художественного труда помогало мне вызвать любопытство, живой интерес, желание войти в предметный мир, научиться самому создавать вещи предметного мира.
К теме по знакомству с предметным миром привлекала родителей, старших братьев и сестер. Вместе со взрослыми и детьми в группе создавала коллекции предметов: народных, романовских игрушек, предметов хохломы.
Вместе с родителями дети начали собирать свои коллекции. Капустин В. начал собирать коллекцию монет, Оля Т. – марки, Максим В. – модели автомобилей. Они приносили свои коллекции в детский сад и рассказывали детям о предметах своих коллекций. При собирании коллекции дети обогащали свой кругозор о предметах, делились своими знаниями со своими сверстниками, то есть появилась познавательная мотивация, любознательность.
Проводила для родителей консультации "Как знакомить детей с бытовой техникой ", "Как знакомить с одеждой", предлагала им вопросники. Организовывала выставки рисунков, поделок. Дети совместно с родителями совершали экскурсии в музей народно-прикладного искусства, в краеведческий музей. Активная работа способствовала возникновению интереса к данной проблеме родителей, они охотно включались в процесс ознакомления детей с предметным миром, это помогало детям сохранять устойчивый познавательный интерес и развивать в общении с родителями речевые навыки.
Таким образом, ознакомление детей с предметным миром с интеграцией всех образовательных областей помогло мне сформировать устойчивый познавательный интерес к предметному миру и коммуникативные навыки. Дети могут составить описательные рассказы и сказки о предмете, активно участвуют в диалоге, у них развита доказательная, рассудительная речь.
Дошкольники познакомились с предметами регионального уровня – романовской игрушкой, предметами хохломы «Липецкие узоры». Научились лепить романовские игрушки, рисовать по мотивам «Липецкие узоры».
Но самым главным достижением я считаю практические умения, которые приобрели дети в процессе ознакомления с предметным миром. Девочки охотно помогают маме мыть посуду, сервировать стол, готовить бутерброды, салаты, винегреты . Мальчики помогают пылесосить, моют свою обувь, чистят ее.
Диагностика показала, что дети на высоком уровне овладели представлениями о предметном мире. На высоком уровне – 40% детей, на среднем – 60 %.
(Диаграмма)
У детей сформировался высокий уровень речевых навыков. Составлением описательных рассказов овладели все дети: на высоком уровне –24 %, на среднем уровне – 76%. (Диаграмма)
Творческие рассказы могут последовательно составлять на высоком уровне – 19%., на среднем уровне – 67 %, на низком – 14 %. (Диаграмма)
Диагностика формирования представлений
о предметном мире
Диагностика умения детей составлять
творческие рассказы о предметах
«Мы маленькие волшебники»
Творческая презентация
Опыта работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста воспитателя МБДОУ детский сад №10
Г.Вязьма
Будкиной Елены Сергеевны
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Будкина Елена Сергеевна
Воспитатель МБДОУ ЦРР
Детский сад №10
Мой девиз в работе:
Чувствовать, познавать, творить вместе с детьми!
«… Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне….»
Цель моей работы:
Формирование у детей художественных способностей в изобразительной деятельности, посредством методов нетрадиционного рисования.
Цели и задачи:
- Способствовать снятию детских страхов;
- Развивать уверенность в своих силах;
- Развивать пространственное мышление;
- Учить детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждать детей к творческим поискам и решениям;
- Учить детей работать с разнообразным материалом;
- Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи
Воздействие художественного творчества
на развитие ребенка
Нацеленность на успех
Экспериментирова-
Заинтересованность
Стимулирование
Открытие возможностей
Решение проблем
Творческая фантазия
Инициатива
Отношение к собственному миру
Развитие качеств творческой личности Развитие детской самостоятельности
Самомотивация Энтузиазм
Терпение Аккуратность
Умение работать по одному или в группе
Творчество
Интеллект
Языковое развитие
Личные качества
Цветовое восприятие
Развитие творческого воображения, наглядно образного мышления
Цвет
Дизайн
Обследование
прикосновение
Ожидаемый результат
- В процессе рисования дети познакомятся с нетрадиционными техниками изображения.
- Овладеют приемами работы с разным художественными материалами.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах.
- Разовьется наблюдательность, смелость и свобода детского восприятия и мышления.
- Рука ребенка постепенно подготовится к письму.
- Положительное влияние рисования для гиперактивных, закомлексованных, агрессивных детей.
Развивающая среда
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Мини-музей
« Скульптуры малых форм»
«Художественная мастерская»
для самостоятельной художественной деятельности детей
Группа наша хороша
И нарядна и светла
Мини-мастерская
Стена творчества
Нетрадиционные способы изображения в рисовании
Рисование по сырому
Рисование крупами
Рисунок своими
руками (рисование пальцами
и ладошками)
Ниткография
Рисование штампом,
тычковое рисование,
оттиск
Способы
изображения
Монотипия
И другое
Граттаж
Игры с кляксами
(Кляксография)
Рисование расческой,
зубной щеткой
Рисунок капустным
листом
Совместная деятельность воспитателя и детей
Беседы с детьми
Заниматься будем мы,
многому научимся
Выставки детских рисунков
Упражнения
Показ способа изображения
Наблюдение на природе
Рассматривание книжных иллюстраций, сравнение их
Любознательны мы очень,
с нами не соскучишься
Художественно-развивающие, дидактические игры
Рисование и комментирование
Прогулки, наблюдения за окружающим миром
НОД фронтальная
Подгрупповая
Использование пальчиковых или сенсорных игр с детьми
На своих занятиях я стараюсь активизировать внимание ребят, стараюсь заинтересовать их, увлечь, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов, такими стимулами могут быть:
- Игра, которая является основным видом деятельности
- Сюрпризный момент
- Музыкальное сопровождение
Работа над творческими проектами
Семейный конкурс
«Все елки
в гости к нам»
В изобразительной деятельности уровень творчества ребенка зависит от богатства впечатлений, которые дети получат в процессе знакомства с изобразительными произведениями, от участия в праздниках, развлечениях и т.д. С целью вовлечения родителей и детей в интересное дело в группе прошел творческий семейный конкурс «Все елки в гости к нам».
«Вот она, елочка наша!...»
Коллективная работа детей с использованием пальцевой живописи
Наши руки-
Не для скуки
стенгазеты
Кляксография
Жила-была маленькая клякса, и решила она отправиться в необыкновенное путешествие. А что с ней произойдет дальше, знают только маленькие волшебники…
« Пластилиновые картины» (рисование пластилином)
Рисование пластилином – увлекательное и полезное занятие. Хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовое восприятие, воображение.
Участие в выставках
«Мой город «Вязьма»
«Осенняя ярмарка»
«Я рисую штрихом»
Мастер-класс с родителями и детьми на тему
«Обучение с увлечением
За детским творчеством стоит большой напряженный труд педагога. Пусть нам, взрослым, сопутствуют ощущения детской пытливых мыслей, детских переживаний, детского своеобразия.
И как напоминание пусть звучат прекрасные слова Б.Н. Никитина:
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и,
помогая,… думайте сами».
«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Маленькие дети любознательны и часто «докучают» взрослых вопросами. Те взрослые, которые отмахиваются от вопросов ребенка, совершают непоправимое: они задерживают его умственное развитие, тормозят духовный рост.
Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Одним из направлений моей работы явилось изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в свою практику.
Профессор Российской академии образования Н. Н. Поддъяков говорил: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка», «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью полного познания и освоения».
Работая по программе «Радуга», я обратила внимание, что несмотря на то, что в дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим (он пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку), а в первые три года единственным познанием мира, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана не полно. В методических рекомендациях к программе запланирована экспериментальная деятельность, но она не удовлетворяет исследовательскую потребность ребенка.
Задачи: 1.Учить детей устанавливать причинно- следственные связи 2.Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.) 3.Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления 4.Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Работу экспериментальной деятельности построила, учитывая следующие принципы: 1.«Позитивный центризм» - отбор знаний наиболее актуальных для ребенка данного возраста 2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса 3.Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психических особенностей, возможностей и интересов 4.Рациональное сочетание разных видов деятельности 5. Деятельный подход
Формы работы: 1.Наблюдение 2.Эвристическая беседа 3.Создание опорных схем 4.Проведение опытов с водой, воздухом, с сыпучими, несыпучими материалами, семенами, бумагой и т. д. 5.Создание группового дневника по экспериментированию для фиксирования результатов наблюдения и опыта 6.Использование художественного слова
Методы и приемы: 1.Объяснительно-иллюстративный: приемы - беседа, сообщение, объяснение, показ действий 2.Метод проблемного изложения: приемы – постановка проблемы, создание проблемной ситуации, рассказ, поиск, анализ полученного результата, умение анализировать, выделять главное
Методы и приемы: 3. Частично-поисковый: приемы – эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра, частичный эксперимент 4. Исследовательский метод: приемы – анализ, оценка, эксперимент, самостоятельное выдвижение гипотезы, обобщение по проблеме в целом
Реализовать поставленные задачи в полной мере можно только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью проводились консультации на тему: «Развитие творческой, исследовательской активности в процессе детского экспериментирования», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей». В дни открытых дверей родители имели возможность участвовать в экспериментировании, что вызывало большую заинтересованность у детей. Взрослые помогли в оборудовании и пополнении необходимыми материалами уголков экспериментирования.
Вывод: Главное достоинство экспериментирования, в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.
МБДОУ «Юринский детский сад «Теремок»
Творческая презентация
воспитателя Великановой Юлии Николаевны
Методическая тема
Развитие пространственных представлений дошкольников на основе методики Р.И.Бардиной «Схематизация»
Цель:
Формирование пространственных представлений дошкольников.
Задачи:
- Изучить опыт выдающихся педагогов в области формирования пространственных представлений дошкольников.
- Определить возможность использования методики «Схематизация» не только в рамках диагностики в работе с детьми подготовительной группы.
Теоретические основы
- Литвак А.Г., Сорокина В.М., Головина Т.П. - Лурия А.Р и его последователи; - Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.
Р.И.Бардина, «Схематизация»
Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления, содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого «пути» при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
Этапы работы:
- Знакомство с дидактическим пособием; - коллективная работа на занятиях; - индивидуальная работа детей.
Варианты игр:
«Что изменилось?»
«Какого домика не стало?»
«В гости к зайчику»
Вывод:
Методика Р.И.Бардиной «Схематизация» развивает способности ребенка свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Это является важным условием для успешного усвоения детьми знаний и умений в школе.
Мои студенты, работающие в нашем ДОУ.
Вязьмина Надежда Евгеньевна, закончила Оршанский ПК им.И.К.Глушкова, воспитатель с сентября 2015
Рязанова Юлия Константиновна воспитатель с апреля 2013 года
Желаем успехов
и творчества
в работе с детьми