3 категория деятельности в психологии. Деятельность как категория в психологии. Основные моменты теории деятельности Леонтьева

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Специфика, отличие деятельности человека от деятельности животных заключается в: 1) ее активном, творческом, продуктивном, созидательном характере; 2) культурном характере (обусловленность культурой); 3) том, что она преобразует самого человека и его жизнь; 4) необходимости обучения и воспитания. Отличается Д. и от поведения. Поведение не целенаправленно, спонтанно, хаотично, пассивно. Деятельность – наоборот. Основные характеристики Д. – мотив, цель, предмет, структура, средства. В структуре деятельности обычно выделяют действия и операции. Действие имеет свою цель, операция есть способ осуществления действия. Действия бывают рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые. Рефлекторных действий вне инстинктивных не существует: собственно рефлекторны только движения, включающиеся в различные действия. Инстинктивные действия в собственном смысле слова, т.е. действия, которые не только исходят из органических импульсов, но и осуществляются независимо от сознательного контроля, наблюдаются лишь в раннем детстве (как-то: сосание); в жизни взрослого человека они роли не играют. Таким образом, при изучении поведения человека приходится иметь дело с двумя видами собственно действий (в отличие от движений) – с волевыми и импульсивными. Основной механизм импульсивного действия – аффективная разрядка. Основной механизм волевого – волевое усилие, опосредованное целью.
Вклад Выготского в разработку теории деятельности заключался в создании учения об общественно-историческом характере развития психики человека, в котором показано, что деятельность, соответственно, влияет на развитие психики (например, теория "зоны ближайшего развития").
Вклад С.Л. Рубинштейна заключался в разработке теории связи сознания и деятельности. Принцип единства сознания и деятельности заключается в том, что деятельность и сознание обусловливают друг друга и формируют друг друга: сознание формируется в деятельности, деятельность формирует сознание.
Вклад А.Н. Леонтьева: разработка учения о строении деятельности. Деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.
Проблема соотношения внешней и внутренней деятельности: "Поскольку внутренние психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и о внутреннем действии" (Рубинштейн). Было экспериментально доказано, что внутренние, т.е. психические, процессы, называемые высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований, направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно психическую (интериоризация). С другой стороны, ни один ВПП не протекает как чисто внутренний и обязательно включает в себя внешние, обычно двигательные, звенья (например, речевая деятельность без действия моторики горла невозможна).
В целом же обращение к деятельности как присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (образ, действие, мотив, отношение, личность), которые образуют внутренне связанную систему.

Д. является одним из фундаментальных понятий в отечественной психологии и рассматривается в качестве психологической категории.

В отечественной психологии деятельность определяют как специфический вид человеческой активности направленный на творческое преобразование совершенствованием действительности и самого себя.

В отличие от активности животного, Д. человека носит продуктивный характер Д. всегда целенаправленно активна. По сложившейся в психологии традиции, под поведением понимают внешние проявления психической Д.человека

Психол. теория Д. начала разрабатываться в 20-х-начале 30х г. (Л. С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Ф. Ломов). Психологические теории деятельности основываются на философии диалектического материализма – теории К. Маркса, ее главный для психологии тезис – не сознание определяет бытие, Д., а наоборот, бытие, Д. человека определяет его сознание. Философское открытие Маркса состоит в том, что познание не существует вне жизненного процесса, который по своей природе своей есть процесс материальный, практический. Отражение действительности возникает в процессе развития реальных связей познающих людей с окружающим их человеческим миром, этими связями определяется и в свою очередь оказывает обратное влияние на их развитие.

Рубинштейн С.Л.: сущность данного подхода – субъект, в своих деяниях, в актах своей творческой, субъективной деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому, тем, что он делает можно определять то, что он есть.

С точки зрения Рубинштейна - Д. характеризуется субъективностью (Д.всегда осуществляется личностью как субъектом), содержательностью, реальностью, предметностью. Кроме того, Д.носит творческий и развивающий характер, сознательный и целенаправленный.

1935г. – 40 г Рубинштейн выделяет внутри Д. разноплановые компоненты движение –действие – операция – поступок, в разрешении их взаимных связей с целями мотивами и условиями Д. В центре этих компонентов находится действие, которое является единицей психологии, действие всегда целенаправленно и сознательно, целью является конкретный результат. Соотношение целей с условиями в которых ее предстоит реализовать определяет задача, которая должна быть действием.



Составными частями действия являются операции, которые необходимы для достижения результата составляющего цель конкретного действия.

Всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений. Более или менее осознанные побуждения выступают как мотив, то или иное побуждение становится для человека мотивом действия через соотнесение его с целью, также как с другой стороны, объект на который направляется действие, и который побуждает к нему становятся целью действия через соотнесение с мотивом. Мотивы и цели Д.носят обобщающий, интегрирующий характер проистекают из потребности их интересов.

Действие, которое воспринимается и осознается действующим субъектом как общественный акт, как проявления субъекта, которое выражает отношение субъекта к другим людям – это поступок (особая форма действия).

Виды действий - рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые.

Специфически человеческим видом является волевое действие, т.е. сознат. акт, направленное на осуществление определенной цели.

Движения - это механизмы, посредством которых осуществляются действия, выражающие поведение, движения человека направлены на предмет, на орудие как средства труда.

Виды Д. – труд, игра, учение.

Труд – сознательная целенаправленная Д., которая направляется на осуществление результата, до действия данного в представлении трудящегося и регулирующаяся волей в соответствии с ее сознательной целью.

Игра – осмысленная Д, которая разрешает противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограниченностью его оперативных запросов.

А.Н. Леонтьев: Д. это активный, целенаправленный, содержательный процесс, в ходе которого человек целенаправленно осуществляет действия с предметным миром рассматривая предметную Д. как процесс внутри которого возникает психическое. Д присуща как человеку, так и животному, но у животных как жизнедеятельность.

Четко различая внешнюю Д. и внутреннюю Д. Внешняя Д чувственно предметная, материальная Внутренняя Д.- Д по оперированию образами представлениями о внешней среде, т.е. идеальная Д - больше сознания; т.к. формируется на основе внешней деятельности.

Процесс перехода внешней предметной Д. во внутреннюю Д. – интериоризация.

Переход от внутренней психи. Д. к внешней Д.- экстериоризация.

В роли субъекта в деятельности могут выступать индивид группа. Становление субъекта Д. осуществляется тогда когда человек овладевает содержанием Д.

Строение Д.- потребности - мотив –Д

Анализ любой Д. начинается с анализа предметного содержания потребности и мотива, т.е. определенному мотиву и потребности соответствует определенный вид Д.

Потребность – состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне человека. Переживаемая человеком потребность побуждает человека к Д., к поиску предмета ее удовлетворения.предмет потребности это действительный мотив (форма проявления потребности) на основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различным видам Д. и наоборот

Одна и та же Д. вызывается различными мотивами и потребностями

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Которая будет осуществляться в тех или иных условиях, требует выполнения действия по поиску предмета отвечающего мотиву и удовлетворяющего потребность.

Цель - представляемый результат Д.

Действия как составная часть Д. любая Д осуществляется в форме действий / цели действий.

Способы осуществления действия операции – это преобразования действия ставшие способом осуществления других более сложных операций мало осознающихся/ совсем не осознающихся, в отличии от действий.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий Гальперина:

Проявления активности субъекта – действия. Действия внешние (предмет.,матер.,) и внутренние (психич., идеальные).

Совокупность внешних действий образует внеш., предмет.Д . а совокупность внутр. –психич. Д.

Психическая Д.- это единая совокупность умственных действий. Внутренние умственные действия есть интериоризованные, ставшие идеальными предмет действие.

Интериоризация – процесс формирования психики из материального это процесс индивидуального присваивания социального результатом являются образы понятия и вообще знания.

Процесс формирования умственных действий по этапам.

1. этап составления предварительного представления о задании образование ориентировочной основы действия – главная задача и главное содержание этого этапа при выполнении действия это ориентирующая основа, определяет процесс ориентировки в задании

2. Материализация мысленных свойств и отношений вещей, нужно подвергнуть действия сложной обработке;

2.1 развернуть (т.е. показать все его операции в их взаимных связях;

2.2 выделить те свойства объекта, которые нужны для выполнения этого действия, т.е. обобщить его, когда это будет достигнуто, некоторые операции действия начинают сокращаться

3. после достижения наивысшей материализованной формы (наиболее обобщенной сокращенной и достаточно освоенной), действие отрывает от его последней внешней опоры это этап перенесения действия в план громкой речи без опоры на предмет. Речь есть форма предметного действия.

4. перенесение громко речевого действия во внутренний план заканчивается этот этап свободным проговариванием действия целиком – про себя. Звуковая форма речи становится представлением, звуковым образом слова.первой формой собственного умственного действия оказывается четко развернутая речь про себя.

5. сокращение самой речевой формулы. Внешняя речь начинает превращаться во внутреннюю. Так Предметное действие оказавшись в разных формах внешней речи в конце концов становится актом внутренней речи.

Подход Б.Ф. Ломова

Индивид как субъект Д. В Д. формируется развивается проявляется так / иначе вся совокупность процессов состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. Д. Как детерминанта совокупности психических процессов и свойств субъекта; психическое как фактор Д.

Структура любой Д. едина – она включает внешнюю и внутреннюю

Основные образующие Д.:

Мотив, цель, планирование, Д, переработка текущей информации, оперативный образ, принятие решения, действие проверка результатов и коррекция действия. Вектор «мотив –цель «является ведущим регулятором Д. определяющим строение и динамику всех др. ее составляющих. Каждая новая цель приводит к изменению мотивационной сферы, что создает возможность постановки новой цели.

Цель как образ выступает в качестве предпосылки определяющей начало Д.. Образ-цель – это специфическое явление опережающего отражения. В плане Д отражающаяся стратегия и тактика на основе объективных и субъективных условий выполняемой Д.

Информация о текущем состоянии предметов.

Идеальное специализированное отражение преобразуемого в Д. предмета, складывающаяся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненная задаче этого действия – оперативный образ. Рассогласование между оперативным образом и образом целью определяет направление поиска решения в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их проверка и оценка те принятие решения, конкретные действия.

В ходе выполнения Д. совершаются переходы действий с реальными предметами в действия с идеальными и наоборот.

Философские предпосылки введения понятия деятельности (Д) в психологию:

1. Гегель даёт принципу Д (характеристика абсолютного духа, связанная с имманентной потребностью в самоизменении) структурно развёрнутое выражение через категории цели, средства, результата . «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений ».

2. Маркс видел специфику человеческой Д в её производственном характере, в труде . Воздействуя на внешнюю природу, человек изменяет свою собственную природу (АНЛ: «люди в своей общественной по своей природе Д производят и своё сознание»). «Продукт труда есть труд, закреплённый в предмете, это естьопредмечивание труда ». «Каждое из человеческих отношений к миру – зрение, слух, обоняние, хотение, Д,– все органы его индивидуальности являются в своём предметном отношении, в своём отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности». Критика предшествующего материализма: предмет и действительность берутся в форме объекта или созерцания, а не как человеческая Д, практика.

Теоретико-методологические предпосылки теории деятельности (ТД):

· Преодоление постулата непосредственности путём введения категории предметной Д – «специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Юдин). (Постулат непосредственности описал Узнадзе как гипотезу непосредственности, «при принятии которой поведение осуществляется помимо соучастия субъекта, личности как конкретной целостности»).

· Идея Д как единство процессов отражения и преобразования действительности

· Идея единства «внешних» и «внутренних » форм Д и формирование «внутреннего» через интериоризацию «внешнего»

· Идея единства субъективного и объективного , индивидуального и социального в Д и через Д

· Историко-генетический принцип анализа , реализующий системный подход в смысле Маркса. (Системный анализ есть анализ движения, порождающего явления, т.е. раскрытие субстанции этих явлений, их сущности)

(АНЛ) Деятельность – «молярная единица индивидуального бытия человека, осуществляющая то или иное жизненное его отношение, т.е. целостная, неаддитивная система, обладающая многоуровневой организацией».

Узнадзе (ученик Вундта): «Всякая активность есть отношения субъекта к действительности», «Активность имеет всегда предметный характер», «Воздействуя на него непосредственно, действительность настраивает человека к действию по отношению к предмету – на этой основе субъект развёртывает целесообразные акты поведения». Поведение у Узнадзе «интенционально, предметно, молярно». Установка – механизм стабилизации Д. Установки: смысловые, целевые, операциональные, и уровень психофизиологических механизмов – реализаторов установки.

Блонский видел задачу психологии в изучении поведения. Что он вкладывал в это понятие? Поведение – это действие, поступок. «Общественное производство является базисом, на котором основывается поведение человечества. Марксистская т.зр.». не бихевиорист: в предмет психологии должны включаться все факторы, обуславливающие поведение . «Поведение индивидуума есть функция поведения окружающего общества».

Басов в 1926 году ввёл в пси понятие ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ввёл представление о специфическом строении, принципиальной планомерности и целенаправленности Д.

ЛСВ. «Сознаваемость нами нашей психики выводится из действенного характера наших реакций». Говорил о «своеобразии активного трудового приспособления человеком природы к себе, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде».Пиаже ЛСВ критикует за «отсутствие практической деятельности ребёнка», отрыв от практики при социализации. Перекличка с Марксом : «предметы окружающего мира как бы требуют от нас известных действий». Перекличка с АНЛ : «человеческая личность представляет собой иерархию деятельностей, из которых далеко не все сопряжены с сознанием» + понятие «ведущий тип Д» (применительно к игре в дошкольном возрасте). ЛСВ критикует Левина за противопоставление двух «сортов» Д: мышления и реальной Д в актуальной ситуации и говорит, что есть два единства динамических функций : мышление и реальная Д.

Рубинштейн критиковал АНЛ за теорию и периодизацию развития психики и за рассмотрение Д как исходного понятия. «Поскольку Д выступает в качестве взаимоотношения между субъектом Д и окружающим миром, нельзя объявить Д ведущей и определяющей». «В действительности действие и Д – практически материальные процессы, которые определяются не психологическими критериями». Рубинштейн рассматривал Д и бытие отдельно, несвязно. В конце 50х, позиция смягчается. Пишет, что «основным способом существование психического является его существование в качестве процесса, в качестве Д». Различает Д и процесс. «Д – процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру». «Психология изучает не только психическую Д, но и психические процессы». «При объяснении любых психических явлений личность выступает как связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Возникает мысль о способе существования психического в качестве Д.

Вехи ТД по Леонтьеву

К началу 1940 годов:

1. Практическая Д ребёнка , реализующая отношение ребёнка к действительности, есть формирующая сила его сознания. В Д – единство субъекта и действительности

2. Главное противопоставление – не «внешнее» и «внутреннее», а«образ» и «процесс» . Образ отстаёт от процесса. Овладеть орудием, значением = процессом, операцией.

3. Предмет психологии Д субъекта по отношению к действительности, опосредованная отображением этой действительности . Отображение = переживание. Т.е., пси изучает, как действительность становится переживанием субъекта.

4. Д структурна . Образующие: субъект, предмет, мотив, средство, задача . Это непсихологические понятия. Корреляты: для продукта – цель, для мотива – потребность, для средства и способа действия – значение, для задачи – намерение. Единицы Д – Д, действие, операция.

5. Разделение типов Д : игра, труд, …, формы Д: практическая, теоретическая.

6. Д - высшая форма жизнедеятельности .

7. Формы переживания суть формы переживания смысла Д.

8. Проблема личности – проблема взаимосвязи деятельностей. Переход от «действовать, чтобы удовлетворять потребности» к «удовлетворять потребности, чтобы действовать, чтобы делать дело своей жизни».

9. Генезис действий связан с расчленением совместной производственной Д людей и т.о. осознания цели действия, способа и орудия. Фаза подготовки, фаза осуществления. Условие этого отражения – язык.

К 60м годам («Проблемы развития психики»):

1. Д - процесс, осуществляющий жизнь субъекта

2. Развитие Д приводит к возникновению психического отражения реальности

3. Д - процесс, переводящий отражаемое в отражение

4. Психическое отражение опосредует Д и управляет ею

5. Психическое отражение у человека кристаллизуется в продуктах Д.

К 70м годам («ДСЛ»)

1. Сознание - система внутренней регуляции процессов Д.

2. Психическое отражение реальности - её субъективный образ

3. Д входит в предмет психологии своей особой функцией – полагания субъекта в предметной действительности и её преобразования в форму субъективности

4. Повторение за ЛСВ идеи об интериоризации ВПФ. Интериоризация – процесс формирования внутреннего «плана сознания».

5. Главное различение: не внешнего мира и мира внутренних явлений (Декарт – Локк), а предметная реальность и Д субъекта.

6. Личность – иерархия Дтей и их мотивов. Личность человека (в отличие от индивида) порождается Д.

Гальперин. Попытка понять отношение между внутренней и внешней Д привела к формированию гипотезы поэтапного формирования умственных действий . Психическая Д - результат перенесения внешних материальных действий в план отражения – в план восприятия, представлений и понятий. Формирование ориентировочной основы действия – главная задача и содержание первого этапа формирования действия. «Система отражённых форм предметного действия составляет конкретное содержание психической Д, скрытой за разными психическими явлениями». В дискуссии 1969 г. Гальперин указывал, что в ТД выпадает операциональная сторона Д ; показано, что действие влияет на формирование психических образований, но не показано, как именно . «Отсутствие психологической теории о предметном, операциональном содержании Д коренилось в неопределённом «классическом» представлении о предмете психологии.

9. Деятельность как родовое качество человека и конституирующая характеристика специфики и особенностей его психологии и "механизмов" психического развития.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека отличается от активности животных тем, что 1)она носит продуктивный, творческий, созидательный характер, а у активности животных потребительская основа; 2) она преобразует его самого; 3)связана с предметами материальной и духовной культуры.

Исходным вариантом деятельности, наиболее простым по своей структуре, будет неопосредствованный вариант взаимодействия организма со средой. Последующее развитие (и, соответственно, усложнение) деятельности связано с изменением ее структуры - возникновением опосредствованных форм. Спецификой труда как истинно человеческой деятельности в отличие от деятельности животных является то, что это «процесс, опосредствованный орудием и вместе с тем опосредованный общественно». Акцент ставился на втором факторе - коллективном характере деятельности. Также важна роль разделения труда, появляющегося у человека. Третья стадия – когда не орудие, совершенствующее, увеличивающее возможности органов, и не другой член сообщества, а орудие, замещающее этого другого является специфическим человеческим способом опосредствования деятельности. Таким образом, описание основных стадий эволюции деятельности должно быть дополнено еще одним, качественно новым этапом, во время которого структура деятельности обогатилась третьим опосредствующим звеном - орудиями, функция которых в отличие от естественных орудий предыдущего этапа заключается в замещении других представителей сообщества и, следовательно, в вытеснении общественного опосредствования. Структура психической деятельности на третьем этапе качественно отлична от строения деятельности предшествующих стадий, характерных для мира животных, и универсальна для всех представителей человечества. Специфичным для деятельности человека также является ее творческий характер. Описание деятельности, специфичной для человека, может быть дополнено и новыми отношениями. Например, последовательное развитие деятельности связано не только с введением новых опосредствующих звеньев, но и с преобразованиями субъекта и объекта.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Значение философского этапа развития психологии в становлении психологической науки.

2. Суть кризиса психологии на рубеже 19-20 веков.

3. Роль и значение бихевиоризма для развития современной психологии.

4. Структурность психики в гештальтпсихологии.

5. Роль бессознательного в психоанализе.

6. Гуманистическая точка зрения на развитие личности.

7. Когнитивная психология как психология познания

8. Становление и развитие психологии в России.

ЛИТЕРАТУРА

Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994г. книга I.

Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Ярошевского М.Г.

Гриншпун М.Б. Введение в психологию. М.: Международная пед. академия, 1994г.

Соколова С.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука 1994г.

Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону,1994г.

Слободчиков В.И,.Исаев Е.И. Психология человека М.: Школа –Пресс, 1995г.

Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В.,.Ярошевского М.Г. М.: Политиздат,1985 г.

Рогов Е.И. Общая психология М.: Владос,1995г.

Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. М.: Международная педагогическая академия, 1995г.

Петровский Ярошевский А.,М. История психологии, М.,1994г.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Наука, 1994г.

Сеченов И.М Психология поведения М.: 1995г.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., Прогресс 1992г.

Предпосылки деятельностного подхода в отечественной психологии. Категория деятельности в психологии. Потребности и мотивы деятельности. Структура деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Освоение деятельности. Виды деятельности.

Существует разный отсчет времени возникновения детельностного подхода.

Деятельностный подход в психологии нельзя представить себе без упоминания имен С.Л Рубенштейна и А.Н. Леонтьева. Еще в 1922 году в статье “Принцип творческой самодеятельности” С.Л Рубенштейн сформулировал принципы деятельности, в то время как в советской психологии 20-30гг. господствовал “недеятельностный подход”.

Другие авторы, наоборот, считают, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели как раз работы Л.С. Выготского на рубеже 20-30-х годов, параллельно шел другой процесс введения категории деятельности в психологию в произведениях С.Л. Рубинштейна (1934г).

По оценкам некоторых исследователей, первым понятие “деятельность” в психологию ввёл М. Я. Басов.

Анализ первой функции был начат работами Л. С. Выготского и С.Л Рубенштейна, в дальнейшем он был продолжен А. Н. Леонтьевым, А.Ф. Лурия, В. В. Давыдовым и другими.



Предпосылки деятельностного подхода.

1. В 20-е годы новая деятельностная парадигма была вариантом конкретного ответа на вопрос о новой методологии психологии. Выготский писал в своей работе “Исторический смысл психологического кризиса”: “В психологии происходит не борьба воззрений, даже не борьба течений или направлений внутри одной науки, а борьба разных наук”. И Выготский предлагает создать новую психологию, и поэтому основной работой для психологов в то время должна была стать методологическая работа.

2. Сдвиг тематики становящейся советской психологии с довольно абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов трудовой деятельности и психических процесс в ней.

3. Неизбежное в тех исторических условиях обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности играет важную роль.

Психологическое изучение деятельности в качестве особого предмета (вторая функция) также было начато Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, но особенно интенсивно в течении многих лет оно проводилось А. Н. Леонтьев и его последователями. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще».

Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками, ее общественная сущность является предметом общественных наук, ее физиологические механизмы – предметом физиологии, психология изучает техническую сторону деятельности.

Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н. Леонтьева и представителями его научной школы.

Деятельность – это фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

Как подчёркивал А. Н. Леонтьев, основной характеристикой деятельности является её предметность. Выражение “беспредметная деятельность” лишено всякого смысла. Деятельность может казаться беспредметной, но научное исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета.

Деятельность – категория общественно-историческая. Любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любой индивид – с другими людьми. Деятельность, в том числе и индивидуальная, является одной из основный форм реализации общественных отношений. Виды деятельности, существующие в данном обществе, определяются уровнем развития его производительных сил и системой сложившихся общественных отношений.

С точки зрения А.Н. Леонтьева деятельность-это реальная связь субъекта с объектом, в котором необходимым образом включена психика. Выполняя ту или иную деятельность, человек должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в ее процессе у него возникают различные эмоции, проявляются волевые качества; формируются отношения и т.д. Деятельность, при которой человек не воспринимает, не мыслит, не переживает, такая деятельность просто не может существовать. Если у человека нет побуждающих к деятельности мотивов, если он не имеет цели, если он не воспринимает тех предметов или моделей, с которыми или при помощи которых он действует, если он не помнить, что и как надо делать, то деятельность не состоится. Таким образом, в деятельности формируется, проявляется так или иначе проявляется система психических процессов, состояний и свойств человека

Потребности и мотивы деятельности

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности. Потребности человека можно разделить по происхождению и предмету.

1. По своему происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Неудовлетворение естественных потребностей ведёт к гибели человека или его вырождению. Объекты культурных потребностей включают в себя как предметы, служащие для удовлетворения естественных потребностей, так и предметы, необходимые для участия в общественной жизни. Неудовлетворение культурных потребностей вызывает социальную смерть.

2. По предмету выделяют материальные, связанные с предметом материальной культуры и духовные, выделяющие зависимость от продуктов общественного сознания.

Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

Однако сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности, а в лучшем случае может стать причиной инстинктивного или импульсивного поведения.

Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета его удовлетворения. Предмет потребности есть её действительный мотив.

Мотив-форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Функции мотивов:

1) Побудительная – источник активности;

Рассматривая поведение человека необходимо выяснить мотивы поступков, так как это позволяет судить о случайности или закономерности для человека данного поступка, позволяет предвидеть возможность его повторения и предотвращения.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. К осознанным относятся интересы, идеалы; существенным мотивом поведения является убеждения. Убеждение-система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений - это знание об окружающем мире природы и общества и их определённое понимание. А внутреннее организованная и упорядоченная система воззрений есть мировоззрение. К неосознанным мотивам относится установка, влечение стереотипы.

Мотивация -это совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведение.

Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели. Цель -это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Структура деятельности

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней.

1) Уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности).

2) Уровень действий.

3) Уровень операций.

Действие – это относительно законченная часть деятельности, которая имеет свою самостоятельную цель, подчиненную цели деятельности, но не имеет своего собственного мотива. Таким образом, действие в структуре деятельности человека носит произвольный характер.

Ещё одна подструктура деятельности человека – операции Леонтьев определял операции как способ осуществления деятельности.

Большинство операций являются результатом обучения, овладение общественно выработанным способам действие.

Операции первоначально выступают в качестве осознаваемого целенаправленного действия, однако не всякая операция является сознательной.

Внешняя и внутренняя деятельность.

Разрабатывая теорию деятельности А. Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность -это чувственно предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, взглядами, представлениями о предметах.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологию термином «интериоризация». Интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход от внутренней деятельности к внешней. Такой переход называется экстериоризация .

Освоение деятельности.

Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называется автоматизацией.

Образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически

выполняемые компоненты сознательной деятельности человека называются навыками.

С физиологической стороны навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом.

Благодаря частичной автоматизации действия по мере формирования навыка изменяются следующие приёмы:

1. Изменяется приёмы исполнения движений. Ряд частных движений, которые до этого совершались изолированно сливаются в единый акт, в одно сложное движение; устраняются лишние движения, появляется совмещение, т. е. Одновременное выполнение движений обеими руками (ногами).

2. Изменяются приёмы сенсорного контроля под действиями, когда зрительный контроль под выполнением движения заменяется мускульным (печатанье на машинке).

3. Изменяются приёмы центрального регулирования действия. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится на обстановку и результаты действий. Некоторые расчёты, решения и другие интеллектуальные операции начинают осуществляться быстро и слитно,(интуитивно). Внутренняя подготовка к следующим движениям происходит уже во время осуществления предшествующих, что резко сокращает время реакции.

В формировании навыка выделяют четыре основных этапа: ознакомительный, аналитический, синтетический, автоматизация.

1. Ознакомительный этап, который характеризуется осмыслением действий и ознакомлением с приёмами их выполнения.

2. Аналитический-овладением отдельных элементов действий.

3. Синтетический-объединение элементов в целостное действие.

4. Автоматизация-упражнение, с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятию напряжения.

Таким образом, навыки образуются в результате упражнений, т. е. целенаправленных и систематических повторений действий.

Навыки, приобретённые человеком, влияют на формирование новых навыков это влияние может быть как положительным, (перенос), так и отрицательным (интерференция). Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Под интерференцией понимают обычна тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков или снижают их эффективность.

Навык может быть сформирован через показ, объяснение, через сочетание показа и объяснение.

Умение -это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умение всегда опираются на знания. По своей сути умения-это экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия.

Формирование умений происходит различными путями, например, путём подражания, но обычно его сводят к двум формам.

1. Обучающийся имеет определённые знания, предлагаются задача на их рациональное применение и человек сам ищет их решения, т. е. это обучение «путём проб и ошибок». Этот путь наименее эффективный, хотя и более распространённый.

2. Обучающий управляет психической деятельностью учащегося с ориентирами отбора признаков и операций, организует деятельность учащегося по переработке и использованию полученной информации для решения поставленных задач. Этот путь сейчас интенсивно разрабатывается в педагогической психологии.

Привычки -это действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью. Основное отличие от навыки заключается в том, что навык-это умение совершать автоматизировано те или иные операции, а привычка-это потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Как и навыки, привычки могут быть полезными и вредными.

Пути формирования привычек:

n через подражание;

n в результате многократного повторения;

n через сознательные целенаправленные усилия, например, путём положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

Виды деятельности.

Всё многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трём основным видам: игра, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности),по организации, по особенностям мотивации. Активность ребёнка под влиянием воспитательных воздействий, принимает формы сознательной, целенаправленной деятельности. Уже в первые годы жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. На каждом возрастном этапе развития определенный вид деятельности формирует психику человека. Такой вид деятельности называется ведущим видом деятельности.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.

2. Место навыков и умений в структуре деятельности.

3. Психологический анализ привычек людей.

4. Охарактеризовать виды человеческой деятельности и их классификация.

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва: Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека Москва: Школа - Пресс 1995г.

Краткий словарь системы психологических понятий / Сост. Платонов К.К. Москва: Высшая школа, 1995г.

Конюхов Н.М. Словарь-справочник по психологии. Москва, 1996.

Общая психология / Под ред. Петровского А.В.. М: Просвещение, 1976.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии) - философская и

общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. - это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: «Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества» (П . А . Флоренский ). В самом общем смысле Д. можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э . Г . Юдин ). Д. меняет и преобразует и действующего индивида.

В контексте научного мышления понятие Д. полифункционально. Юдин выделил 5 его функций: 1) Д. как объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира; 2) Д. как предмет объективного научного исследования, т. е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии со спецификой ее задач и совокупностью ее понятий; 3) Д. как предмет управления - то, что подлежит организации в систему функционирования и/или развития на основе фиксированных принципов; 4) Д. как предмет проектирования, т. е. выявление способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов Д.; 5) Д. как ценность в различных системах культуры .

Д. в той или иной мере выступает в психологии во всех перечисленных Юдиным ипостасях. В сов. психологии доминировало рассмотрение Д. в качестве объяснительного принципа всей психической жизни, что существенно ограничивало пространство психологической мысли: лишь частично затрагивалась проблематика человек и мир, бытие и сознание , душа и дух , созерцание и вчувствование, свободное действие и свободная воля . Погружение в это пространство поможет сказать и новое слово о Д.

Всеобщая структура Д. включает, в себя цель, средство, результат и сам процесс Д.

Целесообразный характер Д. приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле - не только как совокупность самых различных форм сознания, но и как множество его внутренних регулятивов (потребностей , мотивов , установок, ценностей и т. д.). Лишь с т. зр. характеристики всеобщей структуры Д. имеет смысл т. н. методологический принцип единства сознания и Д. В приводимых ниже схемах Д. как раз переменными являются ее более или менее осознаваемые регулятивы и задаваемые сознанием общие цели и смыслы.

Психологами предложено большое число концептуальных схем Д., выходящих за пределы классической триады: цель, средство, результат; и за пределы схемы А . Н . Леонтьева , в которой Д., действию, операции поставлены в соответствие мотив , цель, условие. В схеме С . Л . Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка; в схеме В . В . Давыдова - потребность, мотив, задача, способ действия. При этом разные компоненты несут разную функциональную нагрузку на уровнях Д., действия и операции. В схеме Г . П . Щедровицкого , анализировавшего мыследеятельность, присутствуют: цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт. В схеме О. А. Конопкина, изучавшего саморегуляцию Д., имеются: цель, модель условий, программа, критерий успеха, информация о результатах, решение о коррекции. Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества. В схеме Г. В. Суходольского: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка. Наконец, В. Э. Мильман, рассмотревший многие схемы Д., предлагает свой вариант: потребность, мотив, объект, цель, условия среды, средства, состав, контроль, оценка, продукт.

Перечисленные схемы приведены не для того, чтобы дать пространство для выбора одной из них. Они трудно различимы, хотя и существенно неполны. В них лишь косвенно присутствуют аффективно-личностные компоненты, состояния напряженности, тревожности, меры значимости, смыслы, ценности и пр. Преобладают мотивационно-целевые и оперативно-технические компоненты Д. Т. о., теоретическое воспроизведение Д. не только схематично, но и существенно неполно. Объяснение состоит в том, что изучалась не Д. в целом, а ее основная единица: изучались действия, входящие в состав Д. и вырванные в целях изучения из контекста Д. Юдин справедливо заметил, что квинтэссенцией психологической теории Д. оказалось знание о действиях. О правоте его говорит и то, что размышления ее создателей о действии значительно интересней и содержательней, чем о Д. Сказанное относится не только к изучению Д. как таковой, как некоторого инварианта, но и к изучению отдельных видов Д. напр., общения , игры , учения , труда. Они крайне редко рассматривались в полном объеме. Преобладало изучение компонентов. Да и сама ситуация исследования Д. накладывает на нее и на испытуемого такие ограничения, что Д. перестает отвечать ее исходному смыслообразу как свободной Д., т. е. когда есть свобода в постановке цели, выборе или создании средств и т. д.

Психология и психологи имеют дело с навязанными или заданными, вынужденными формами Д.; еще чаще - с зародышевыми видами Д., ее эмбрионами, напр., когда речь идет о ведущей Д . общения у младенца или о ведущей Д. учения у младших школьников. Они заслуживают скорее наименования «пра-деятельность» (Б. Г. Мещеряков). Сказанное вовсе не умаляет реальных достижений, имеющихся в рамках деятельностного подхода. Однако о психологической теории Д. говорить преждевременно. Более адекватно говорить о психологической проекции категории Д. на психологию. При этом взят лишь один из вариантов этой категории - гегелевско-марксовый - и оставлены в стороне др. варианты, напр., праксеология, прагматизм, философская антропология (А. Гелен).

Психологи пока шли от Д. к психике, к сознанию и личности, пытаясь их понять, привлекая категорию Д. Но ведь последняя сама нуждается в понимании и объяснении с т. зр. психологии. А по пути от сознания, личности, души и духа к Д. психология делает лишь первые робкие шаги. Необходимо преодолеть устоявшийся схематизм сознания психологов, что предметная Д., якобы лишенная модуса психического, погружаясь извне внутрь рождает психику или становится психической. В свое время Ч. Шеррингтон искал место памяти и предвидения в действии , а не в мозге , не внутри. Аналогично, Рубинштейн предполагал, что действие в зачатке содержит все элементы психологии, включая эмоции. Д. и действие насыщены когнитивными и аффективно-личностными компонентами, которые слабо отражены в приведенных выше схемах.

Бедность психологической интерпретации Д. не безобидна. Дело даже не в том, что с помощью одного абстрактного и скудного по содержанию понятия объясняются др., более содержательные. Кажущаяся простота Д. создает иллюзию легкости ее проектирования, программирования и управления: поставил цель, предоставил средства, задал результат, создал соответствующую социальную ситуацию, или контекст , достижения цели, установил правила-нормы , организовал сообщество, разделил обязанности между участниками, внушил «обманы путеводные», пообещал вознаграждение (или запугал) - «замотивировал», назвал организованное сообщество группой , коллективом, орденом, партией, классом, «собором со всеми» - и успех гарантирован. Конечно, для успеха нужен еще талантливый режиссер, лидер, вождь, менеджер, секреты Д. которого, впрочем, остаются его секретами. Иллюзия простоты усугубляется также представлением участников подобного предприятия как безличных функционеров, не имеющих собственного Я , являющихся органами Д. Отсюда один шаг до бессубъектной Д., до «человеческого фактора» , «человеческого материала», «пушечного мяса» и т. п. На такой «пустяк», как свободная Д. свободной личности, можно не обращать внимания. Только несвободная Д. м. б. объектом проектирования, поэтому о нем следует говорить более корректно и осторожно, чтобы административный восторг не опережал знания о проектируемом, программируемом, управляемом объекте. Человеку свойственно протестовать, когда его используют глупо. Жизнь , живое, личностное упорно сопротивляются не только концептуализации и схематизации, но и проектированию. Д. - это органическая система, и, как таковая, сама создает недостающие ей органы и отторгает искусственные, когда последние противоречат ее органике, ее внутренней форме. С. Л. Франк отличал внешнюю организацию общественной жизни (Д. - одна из ее форм) от внутренней органичности. Он писал, что все органическое, живое, живущее внутренним единством не м. б. организовано. Единство и оформленность не извне налагаются на раздробленность и бесформенность частей, а действуют в них самих, изнутри пронизывая их и имманентно присутствуя в их внутренней жизни. Можно сказать, что это максималистская т. зр., но не более, чем внешне навязываемое, назначаемое, напр. единство сознания и Д. Следует напомнить, что тоталитарные режимы накопили большой опыт внешней организации и «проектирования» жизни и Д. народных масс, манипулирования их сознанием, но и они не могли бы достичь успеха. Эти режимы (напр., в СССР и Германии) не имели претензий к психологическим исследованиям (теориям) Д. Их агрессию вызывали психологические исследования сознания.