Сущность и структура взаимодействия. В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия. Можно выделить три основные формы взаимодействия

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

— это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;
  • оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

  • обладать психикой и органами чувств , т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
  • участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли , т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, и даже в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

  • физическое;
  • вербальное, или словесное;
  • невербальное (мимика, жесты);
  • мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность , мотивированность, ориентированность на другого человека .

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
  • (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
  • политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
  • профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
  • демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
  • религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
  • обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
  • обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  • обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, в социальной психологии на Западе большое распространение получила так называемая "теория социального действия", в которой в различных вариантах описывался индивидуальный акт действия. К этой идее обращались и социологии: В. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и социальные психологии: Янг, Фримен и др. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, их воздействие друг на друга и как следствие этого, их изменения. Задача всегда формировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Социолог Т. Парсонс попытался наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. Поиск Парсонса идёт в направлении, противоположном тому, в котором описывается это явление в советской психологии (структура человеческой деятельности, затем внутри её в качестве компонентов выделяются действия (и далее операции)). Структура отдельного действия задаётся структурой общей деятельности.

У Парсонса же: в основе деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, в её широком проявлении, она - результат единичных действий. Начинается же всё с единичного действия, как некого "элементарного акта", из них затем складываются системы действий. Каждый акт берётся сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, элементами которой выступают: а) деятель; б) "другой" (объект, на которой направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие); г) ценности (которые преследует каждый участник); д) ситуация, в которой совершается действие. Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении "другого" деятель развивает систему ориентаций и ожиданий, которые определены как стремление к достижению цели, так и учётом вероятных реакций другого. Выделяют 5 пар таких ориентаций.

Схема действия Парсонса настолько абстрактна, что непригодна ни для теоретического анализа, ни для экспериментальной практики. Методологически некорректен здесь сам принцип - выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задаётся содержанием совместной деятельности в целом. Начинать анализ поэтому надо с содержания совместной деятельности, а от него идти к структуре отдельных индивидуальных действий. Направление же, предложенное Парсонсом, приводит к психологизации общественных отношений, так как в нём всё богатство совместной деятельности выводится из психологии индивида.



Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. Взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. Для него центральное понятие при описании социального поведения - понятие социальной связи. Она может быть представлена, как последовательное осуществление: а) пространственного контакта; б) психического контакта (по Щепаньскому - это взаимная заинтересованность); в) социального контакта (здесь это совместная деятельность); г) взаимодействия ("систематически постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнёра"); д) социальные отношения (взаимно сопряжённых систем действий). Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не являются слишком строгим: пространственный и психический контакт в этой схеме выступает в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и поэтому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия " социального контакта", понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, дорога к изучению его содержательной стороны открыта. Однако нестрогость схемы снижает её возможности для познания структуры взаимодействия.

Критический анализ классификации типов взаимодействия Р. Бейлса.

В социальной психологии предпринимались многочисленные попытки построения классификации типов взаимодействия. Наиболее распространённой является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на 2 противоположных вида: кооперация и конкуренция. Различные авторы обозначают эти 2 понятия различными терминами (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция и т.д.). В данном случае анализируются такие проявления взаимодействия, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" и взаимодействия "расшатывающую" совместную деятельность, препятствующие ей.

Выделение 2-х полярных типов взаимодействия играет определённую положительную роль в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такое дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия недостаточно для экспериментальной практики. Поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода- выделить более "мелкие" типы взаимодействий, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единиц наблюдения. Одна из наиболее известных попыток такого рода принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. До создания своей схемы он с помощью метода наблюдения фиксировал реальные проявления взаимодействия в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Список видов взаимодействий насчитывал ~ 82 наименования. Бейлс "свёл" наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи 4 категорий:

1. область позитивных эмоций;

2. область негативных эмоций;

3. область решения проблем;

4. область постановки этих проблем.

Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по этим 4 рубрикам:

1. область позитивных эмоций:

а) солидарность,

б) снятие напряжения,

в) согласие.

2. область решения проблем:

г) предложение, указание,

д) мнение

е) ориентация других.

3. область постановки проблем:

ж) просьба об информации,

з) просьба высказать мнение,

и) просьба об указании.

4. область негативных эмоций:

к) несогласие,

л) создание напряжённости,

м) демонстрация антагонизма.

Получившиеся 12 групп были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот необходимый минимум, который необходим для учёта всех возможных видов взаимодействия, с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Критика схемы Бейлса.

1. в ней не приводится никакого логического обоснования существования именно 12 возможных групп характеристик, равным образом как и определение именно 4 (а не 3, 5 и т.д.) категорий;

2. в предложенном перечне взаимодействий нет единого основания, по которому они были бы выделены;

3. главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большое значение, состоит в том, что в ней снова полностью опущена характеристика содержания общей групповой деятельности, то есть схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.

Следует отметить, что закономерности межличностного взаимодействия с 60-х годов ХХ века находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных психологов. Результаты их исследований легли в основу ряда соответствующих научных теорий.

Проблема закономерностей и содержания межличностного взаимодействия в отечественной психологии (Андреева Г.М., Донцов А.И., Петровский Л.А. и др.) исследуется преимущественно в рамках социального взаимодействия, в котором поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов. При этом, взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия в группе может быть как симметричной (равной), так и несимметричной. В последнем случае одна из сторон сильнее влияет на другую. В этом случае выделяются одно- и двухстороннюю интеракции (личностное взаимодействие в социальной группе), каждая из которых может охватывать как все сферы человеческой деятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности (локальная интеракция). В независимых секторах интеракции военнослужащие могут и не оказывать никакого влияния друг на друга.

В рассматриваемом подходе отечественной психологии также выделяются организованные и неорганизованные взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей. Неорганизованная интеракция возникает в том случае, когда от- ношения и ценности военнослужащих находятся в аморфном состоянии – их права, обязанности, функции и социальные позиции не определены.

Наиболее популярными зарубежными подходами к рассматриваемой проблеме являются три теории - обмена, символического интеракционизма и психоаналитическая теория.

Теория обмена (Дж.Хоманс, П.Блау) рассматривает социальное поведение как взаимодействие людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом. Они могут быть объяснены положениями, основанными на психологическом бихевиоризме. Согласно его основам, поведение человека подчинено основному правилу: чем чаще социальное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремиться производить это действие. Если человек ожидает положительный, нужный для него результат от взаимодействия с другими людьми, то контакт продолжается. В то же время авторы теории считают, что социальная связь (межличностное взаимодействие) устанавливается и поддерживается, только если она соответствует личностной целесообразности и плата за нее не превышает вознаграждения; если достигнута взаимная согласованность и единство критериев платы и вознаграждения всех участников социального взаимодействия. При этом если одна из сторон ущемлена, то она будет стремиться пересмотреть эти связи и отрегулировать их заново. В противном случае создаются условия для конфликта.

Теория символического интеракционизма (Дж.Мид, Г.Блумер) исходит из того, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Она рассматривает взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают и осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интеракционисты подчеркивают, что речь выступает главным фактором человеческого взаимодействия. Она имеет символическую природу и любой языковой символ (слово) выступает частным значением, возникшим в результате единичного взаимодействия и имеющим договорную природу. Сходное понимание слов, жестов и других символов облегчает взаимодействие, позволяет правильно интерпретировать поведение друг друга. В этом случае люди корректируют свои действия, приспосабливают собственное поведение к действиям других и стремятся видеть себя глазами группы.

Психоаналитическая теория (З.Фрейд) предполагает, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт и люди невольно применяют те понятия, которые усвоили в раннем детстве. Автор теории считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли их родители. В таких ситуациях люди как бы возвращаются к более ранней стадии своего развития. И если их взаимодействие первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы.

Рассмотренные психологические основы формирования коллектива в результате установления между его членами межличностных контактов и последующего межличностного взаимодействия, создают необходимые условия для его изучения уже как непосредственно социально-психологического явления. Однако, учитывая интересующую нас сферу, главное внимание нами по-прежнему будет сосредоточено на его психологическом аспекте.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей. Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы: субъекты этой связи, предмет связи, характеризующий содержание связей; механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.

Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает.

Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия.

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.

Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.

Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни. Под термином «социальная связь» обозначается вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места, времени во имя достижения конкретных целей. Социальные связи - это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями процессами окружающего мира. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической, экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или шире, социально - психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия», включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Самое главное в социальном взаимодействии - это содержательная сторона, раскрывающаяся через характер и способ социального взаимодействия. Они же обуславливаются индивидуальным свойствами и качествами взаимодействующих сторон. В основном они зависят от ценностных ориентации людей, существующих социальных норм и обыденного опыта.

Социальные отношения. Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах. Социальные отношения - это относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общностей в обществе, потому что это всегда отношения равенства - неравенства, справедливости- несправедливости, господства - подчинения.

Социальные группы: принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня- поселок);

Степень ограничения функционирования социальных групп в строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. д.).

Типы педагогического взаимодействия.

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации. В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак.

1. По субъекту и объект- субъекту: личность – личность (ученик – ученик, педагог – ученик, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, класс – класс, ученический коллектив – педагогический коллектив и т.д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.

Кроме этого выделяют случайное или преднамеренное , частное или публичное, длительное или кратковременное, вербальное или невербальное взаимодействие, продуктивное и непродуктивное. Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон. Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости. Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным. В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение. Убеждение выступает как метод формирования осознанных потребностей, побуждающих личность действовать в соответствии с принятыми в обществе и культивируемыми в данной социальной группе ценностями и нормами жизнедеятельности.Особенностью внушения являются его направленность не на логику и разум личности, не на его готовность мыслить и рассуждать, а на получение распоряжений, инструкций к действию. Внушенная авторитарным учителем установка может стать основой оценки, которую учащиеся будут давать друг другу. Внушение в педагогическом процессе должно использоваться очень корректно. Оно может происходить через мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы личности, активизируя их. С внушением тесно связано подражание.

Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражал, осознавал, что это действие и мысли производны от действий и мыслей педагога. Следует обратить внимание на то, что категория педагогического взаимодействия учитывает личностные характеристики взаимодействующих субъектов и обеспечивает как освоение социальных навыков, так и взаимопреобразование на принципах доверия и творчества паритетности и сотрудничества.

Все типы взаимодействия взаимосвязаны , они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга. В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

В школьной практике воспитание не всегда строится на основе взаимодействия, учитель достаточно часто выбирает не демократическое (взаимодействующее), а авторитарно подавляющее поведение. Источниками такого поведения являются: иерархическая организация большинства государственных и общественных структур; собственный опыт воспитания; попытка компенсации чувства неполноценности и неуверенности педагога и др.

Характер и уровень педагогического взаимодействия во многом определяются отношением педагога к воспитанникам, которое обусловлено их эталонными представлениями, ценностями и потребностями и вызывает у них соответствующее эмоциональное отношение. Принято выделять следующие основные стили педагогического отношения.

1. Активно-положительный. Этот стиль характеризуется тем, что учитель проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя наиболее высоко оценивают положительные качества учащихся, поскольку они убеждены, что у каждого ученика есть достоинства, которые при соответствующих условиях можно раскрыть и развить. Давая индивидуальные характеристики своим ученикам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги.

2. Ситуативный. Педагогу, придерживающемуся такого стиля, свойственна эмоциональная нестабильность. Он подвержен влиянию конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к ученикам. Такой учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы или неопределенны.

3. Пассивно-положительный. Учителю свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с учащимися преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой.

4. Активно-отрицательный. Отношения учителя с учащимися характеризуются явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, акцентирует их недостатки. Похвала как метод воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает ученика; часто делает замечания.

5. Пассивно-отрицательный. Учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении с учениками. Возмущения их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и к неудачам учеников.