Социология простыми словами. Социология. В узком смысле под предметом социологии понимают

Содержание статьи

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность , действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда ), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону , Аристотелю . Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо , Шарль Луи Монтескье , Вольтер , Дени Дидро , представители утопической мысли – Томас Мор , Томмазо Кампанелла , Клод Анри Сен-Симон , Шарль Фурье , Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

Основные вехи развития социологии.

С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа : Г.Тард, Г.Лебон , Ф.Теннис, Н.К.Михайловский , Н.И.Кареев , Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова , отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс , Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов , В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве , А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский . В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление , представленное Н.М.Коркуновым , Л.И.Петражицким , П.И.Новгородцевым , Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным , которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.

Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма , немецких исследователей М.Вебера , Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето , Г.Моска, У.Дильтеем , П.А.Сорокиным , З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии , который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм . Во Франции его развивали М.Фуко , К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм , который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.

Теории социального конфликта.

В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Бихевиоризм.

Творческий импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности. ().

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Феноменологическая социология.

Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А.Шюца. В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается социологии знания , то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология , основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат:понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса , риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса . Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора , которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле , о социальном капитале и социальном пространстве .

Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта , под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни , которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия . Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального , переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей . Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл , который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность , в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

И, наконец, реальное сознание отражает общественные противоречия, широкую гамму повседневных иллюзий, нередко очень близких по своей сути к обыденному сознанию . «...Взятое... как совокупность обыденных переживаний, то есть всех тех горестей и радостей, надежд и разочарований, из которых складывается повседневная жизнь, это обыденное сознание оказывается сплошным беспокойством, по сравнению с которым научное и философское сознание представляются чем-то вроде атараксии [душевного спокойствия] мыслителей эпохи эллинизма». (Т.И.Ойзерман, 1967)

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

1) знания, убеждения, отношение (когда социолог выясняет, что люди знают, насколько они информированы, насколько «научно» их понимание);

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения , главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Вторым базовым понятием социологии является деятельность, поведение людей, которые выступают ступенью реализации всех или отдельных компонентов реально функционирующего общественного сознания .Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обуславливают друг друга, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга и конфликтуют между собой. Поэтому их нужно анализировать в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Компоненты сознания (знания, идеи, мотивы, ценности, установки ) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей. Не секрет, что общественные намерения, желания, ориентации по тем или иным причинам не всегда реализуются в поступках, в акциях, в реальных делах. Поэтому для социологии важно познать формы и методы «превращения общественного сознания в общественную силу» (К.Маркс). Процесс реализации прогностической функции социологии, живое сознание и поведение – гораздо более богатые по содержанию специфические состояния общественной жизни, в которых переплетаются как научные знания, суждения и умозаключения, так и стихийное, продиктованное практическим опытом, непосредственное восприятие действительности и соответствующее ему действие . Иначе говоря, живое, практическое сознание и поведение – это реально функционирующая общественная жизнь во всем сложном переплетении как закономерных связей и отношений, так и случайных, единичных, а иногда и противоположных социальному прогрессу взглядов, идей и представлений. Именно такой подход позволяет объяснить на языке социологии многие процессы, выявить общее, присущее им не только во всех сферах общественной жизни, но и в условиях различных социально-экономических систем. В этой связи уместно привести характеристику социологии, данную П.А.Сорокиным как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных» (1928).

И, наконец, третий компонент предмета социологии – среда или конкретные социально-экономические , социально-политические и социально-культурные условия , олицетворяющие все виды общественной макро-, мезо- и микросреды. Социолог призван учитывать «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке , переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. О том, что творцом и движущей силой развития этого общества является сознание и поведение людей, говорит и такое образное выражение, приписываемое английскому историку и философу Т.Карлейлю : «Революции происходят не на баррикадах – они проходят в умах и сердцах людей».

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1.Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология , которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией .

2.Эмпирическая социология , которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований.Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных ) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии , то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, ксоциальной жизни , следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относитсясоциология управления . Она связана с использованием особого класса задач - механизма регулирования социальных процессов - и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых,наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории , предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие - прикладных, третьи - теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

В-третьих, наряду с обобщающими (системными ) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции , объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные ), основные и частные (конкретные ).

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни , так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Ж.Т.Тощенко

Литература:

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии . М., 1960
Вебер М. Избр. соч . М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории . Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество . М., 1992
Бурдье П. Социология политики . М., 1993
Американская социологическая мысль . М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции . //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология . М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию . М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений . М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ . М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология . М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология . Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего . Очерки социологии . М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности . М., 1998
Гидденс Э. Социология . М., 1999
Социология в России . – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология . – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии . М., 2001
Социология . – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология . Общий курс. М., 2003



Слово "социология" происходит от латинского "societas" (общество) и греческого слова "hoyos" (учение). Из этого следует, что социология - изучающая общество. Предлагаем вам поближе познакомиться с этой интересной областью знания.

Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие "социология" в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт - человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его - 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология - это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 - начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни - 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Институционализация социологии в России

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология - это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей - политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Теории конфликтов

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название - теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его - движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник - власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово "интеракция" переводится как "взаимодействие"). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания - ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология - наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир - сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации - идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология - это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель - осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает "Вестник Института социологии" - научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление "социология".

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ . Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат.societas - общество и греч.logos — учение).

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития , которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Трудовое поведение

Трудовые коллективы

Социология занятости

Рынок труда и занятости, экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда

Социально-профессиональные группы, занятые любым видом труда: социальные организации, способствующие трудоустройству

Социология безработицы

Безработица как социальное явление и социально-экономический процесс, ее последствия

Безработные, социальные организации, занимающиеся трудоустройством безработных

Социология управления

Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия

Личность руководителя и подчиненного, социальные организации разных форм собственности

Социология города

Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан

Горожане как социально-территориальная общность

Социология села

Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия

Сельские жители как социально -территориальная общность

Социология предпринимательства

Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия

Предприниматели как новый элемент социальной структуры

Социология маркетинга

Маркетинг как вил социально-экономической деятельности по формированию запросов. социальной базы, поведения потребителей и продвижению товаров

Потребитель и его потребительские ориентации

Социология страхования

Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка

Страховые компании и личность в ролевых функциях страховщика и страхователя

Социология финансово-банковской сферы

Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия

Финансовые институты, социально-профессиональные группы и пользователи финансового рынка

Региональная социология

Взаимодействие регионов и центра как целостной системы

Регион как социально-территориальная общность, отличающаяся своими материальными, социально-экономическими и социокультурными особенностями

Социология домохозяйств

Деятельность членов домохозяйства по организации своего быта и жизнеобеспечения

Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены

Учитывая динамичное развитие финансового рынка, в целом рынка товаров и услуг, можно предположить, что процесс «атомизации» социологии продолжится и появятся новые частные социологические теории (например, социология риска, социология рынка и т.д.). Однако этот процесс не может быть бесконечен и должен опираться на институциональное и научно обоснованное выделение предмета и объекта новых частных социологических теорий.

Предмет социологии

Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).

Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.

Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.

По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.

Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.

Объект социологии

Истинное понимание особенности науки, ее системного качества раскрывается только в определении ее предмета. Объект же любой науки, как правило, присутствует в этом определении в своей данности как исходная предпосылка. Если речь идет об обще- ствознании, то для всех наук, входящих в его структуру, объектом является общество. Для всех естественных наук этим объектом будет природа. Другого в действительности просто не существует.

Что же касается конкретного научного исследования или каких- либо его отраслевых направлений, то независимо от того, в какой области оно проводится, «разведение» объекта и предмета исследования, их определение является обязательной процедурой, без которой сам исследовательский процесс просто не может начаться. Однако и здесь также следует признать факт их обоюдного объективного бытия.

Что же представляет собой предмет социологии как науки? Несмотря на то, что он исторически постоянно развивался, углублялось его содержание, уточнялись границы, это не меняло, однако, его истинной природы — быть объективной реальностью, выраженной в виде теоретической конструкции. Конг, например, этим предметом считал научное познание общества вообще. Дюркгейм в качестве такового выделял понятие «социального факта», являющегося продуктом коллективного сознания, истинно указывающего на социальное качество. Вебер предмет социологии видел в понятии социального действия, наделяя социальность свойством сознательности. Сорокин расширил трактовку предмета до понятия «социального взаимодействия» и вытекающих отсюда следствий и т.д. Таким образом, понимание предмета науки складывалось постепенно, в ходе его эволюции. Он и сегодня активно обсуждается и уточняется.

Суммируя многообразие взглядов по этому вопросу, можно сделать вывод, что предметом социологии является научное изучение социальных отношении как совместных и сознательных форм жизнедеятельности людей во всем их многообразии и развитии.

Категория «социальное» в этом определении является субстанциональной, раскрывающей существенное содержание и глубину самого предмета социологии. Включение в определение признака «научное изучение» освобождает от необходимости «перегружать» его какой-либо подробной номенклатурой. Научное изучение обязательно в соответствии со статусом науки, се целями и задачами, выработанными в ходе исторического развития; оно требует рассматривать свой предмет во всех проявлениях, именно изучать факты, связи, процессы, структуры, причины, взаимодействия, закономерности, противоречия и т.д. и т.п. Это означает необходимость исследования социальности во всех формах материального и духовного бытия, в любом контексте историческою пространства, времени и масштаба. Такова всеобщая логика любого познавательного процесса, любого научного знания, в том числе и социологического.

Поскольку общество является не простой механической конструкцией, а сложной системой человеческих отношений, то постижение всего их богатства и разнообразия невозможно в рамках какой-либо одной науки. Именно поэтому общество изучается целой совокупностью общественных наук, каждая из которых выделяет в этом объекте (обществе) свою область, свою специфику, свое качество, другими словами, свой предмет, сосредоточиваясь и специализируясь на нем. Экономические отношения, например, изучаются политической экономией, политические — политологией, правовые — целым рядом юридических дисциплин и т.д. Для каждой из этих наук предмет исследования существует объективно, реально, а не только в сознании исследователя. Однако эти отношения, при всем их многообразии и специфике, во-первых, находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а во-вторых, и это самое главное, все они по сути являются отношениями социальными, то есть различными формами и видами совместной и сознательной жизнедеятельности людей. Таким образом, социология, изучая их, является интегральной наукой, методологией и теорией общество- знания, так как изучает то общее, что выражает их единство, — их системное (социальное) качество.

При всем многообразии проблем, которые решает теоретическая социология, на наш взгляд, особо следует отметить проблему общественно-исторического прогресса. Она красной нитью проходит через всю историю социологии. В каждом социологическом учении или направлении она по-разному трактуется, но неизменно присутствует. Однако впервые в мировой социологии она была конкретно сформулирована социологами П.Лавровым и М. Ковалевским. Без идеи прогресса нет и не может быть социологии, подчеркивал М. Ковалевский. Если социология не указывает направления движения общества к прогрессу, не формулирует общественные идеалы и национальную идею, то она превращается в пустую болтовню, констатирует Лавров.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА 4
1.1. Понятие общества, его структура и функции 4
1.2. Общество как целостная социокультурная система 10
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ 16
2.1. Понятие общественной системы 16
2.2. Новые явления в мировом общественном развитии 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Введение

В социологии понятие общество имеет более широкое, универ­сальное содержание и сущность. Если в обыденном определении об­щества отмечалось взаимодействие индивидов, складывающиеся между ними взаимосвязи и отношения, то в определении социологии общес­тво - совокупность всех способов взаимодействия и форм объедине­ния людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Современное общество - это система, состоящая из отдельных уровней социальных общностей.

При изучении любого феномена важно не только выделить его характерные черты, отличающие его от других социальных образова­ний, но и показать многообразие его проявления, развития в реальной жизни. Даже поверхностный взгляд позволяет охватить мно­гокрасочную картину современных обществ. Отличия проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, полити­ческий строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (Уровень стабильности, степень социальной интеграции, возможнос­ти для самореализации личности).

Целью работы является изучение обществас точки зрения социологии как социокультурной системы.

Задачами работы стали:

Изучить понятие общества и основные подходы в социологии к данному понятию;

Изучить структурную организацию общества;

Исследовать типологию общественных систем.

ГЛАВА 1. Сущность, структура и функции общества

1.1. Понятие общества, его структура и функции

Общество - совокупность людей, объеди­ненных конкретными интересами, потребностями, либо взаимными сим­патиями, либо видом деятельности. Это обыденное определение.

Общество - структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т. п.) общения, предстающий как исторически опреде­ленная целостность или относительно самостоятельный элемент (ас­пект, момент и т. п.) устойчивой целостности.

Основным важным признаком общества есть территория, на кото­рой консолидиризуются социальные связи. Планета представила воз­можность многим общностям людей найти свою экологическую ячейку для обеспечения удовлетворения жизненных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом.

Территория-основа социального пространства, в котором скла­дываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсив­ность внутренних связей - второй признак, отличительная черта об­щества. Коллективное сознание, наличие общей воли, препятствую­щей развитию губительной силы человеческого эгоизма, Эмиль Дюр­кгейм считал основой устойчивости и единства общества. Именно благодаря фундаментальным ценностям, усваиваемым большинством на­селения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм сов­местной жизнедеятельности, и сохраняется общество, считает социо­лог Роберт Мертон, а американский социолог Эдвард Шилз убежден, что общество существует только под воздействием "общей воли, обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру".

В начале зарождения общества людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимовлечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и под­держки. И Фердинанд Теннис называет общество, базирующееся на родстве и соседстве, на взаимном влечении друг к другу, общиной. Но системой межличностного взаимодействия не могла больше поддер­живаться устойчивость связей между людьми по мере роста населе­ния. Социальные структуры становятся основным стабилизирующим фактором общества.

Под структурой в социологии понимаются устойчивые со­циальные образования, связи, отношения: социальные общности, со­циальные институты и т. п. Они-то и осуществляют жизненно важные для общества цели и задачи. Ведь в обществе постоянно или в тече­ние длительного периода существуют и функционируют: институты собственности или государства, социальные общности, слои интелли­генции или профессиональная роль судьи и т. п., хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование социальных структур, сме­няются неоднократно.

В процессе развития общества и складывались социальные структуры, выступая результатом закрепления устойчивых взаимодей­ствий и отношений, возникающих на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Именно относительное постоянство и функцио­нальная целесообразность социальных структур и способствует ус­тойчивости общества. Каждая структура регламентирует и воспроиз­водит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Инсти­тут финансов и средств регулирует обмен товаров, институт семьи - брачные отношения, социально-профессиональные общности поддержи­вают разделение труда. В совокупности они обеспечивают преем­ственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.


УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и социологии труда

Реферат
на тему: Личность с точки зрения социологии: понятие, структура, типы

Выполнила студентка А.Н. Сусла
4 курс, УЭФ, ЗЭП

Проверил
преподаватель А.А. Первачук

Минск, 2010

Содержание
Введение 3
1. Понятие личности в социологии 4
2. Макросоциологический уровень анализа личности 7
3. Взаимодействие личности и общества 8
4. Заключение 9

Введение
Человек выступает в качестве исходной клеточки социальной структуры. Поэтому его изучение и определение его природы, потребностей и желаний представляет для социологии огромный интерес.
Как известно, объектом социологии является общество, состоящее из социальных институтов, организаций, групп. Объектом социологического исследования выступают также и люди. Социологов интересуют мнения, мотивы поступков, жизненные планы, ценностные ориентации, цели деятельности и многое другое, что выражает личность современного человека. В сообществах животных нет социализации. Она возможна только в человеческом обществе. Социализация - это процесс превращения человека из индивида в личность.
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм – законов.

1. Понятие личности в социологии

Понятие «личность» следует отличать от близких по содержанию понятий «человек» и «индивид».Когда мы говорим «человек», подразумеваем конкретный биологический вид - homo sapiens (человек разумный). Слово «индивид» используется для обозначения конкретного представителя этого вида. Индивид - это единица человеческого рода.
Личность - социальная характеристика индивида. В социологии понятие личности рассматривается, во-первых, в связи с взаимодействием индивидов с конкретными малыми или большими социальными общностями (класс, нация, трудовой коллектив и др.), и, во-вторых, с позиций социальных особенностей индивида, определяемых его интересами, потребностями, ценностными ориентациями.
Становление личности, ее развитие можно представить лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой - каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т.е. выступает в роли субъекта этих отношений. Процесс взаимодействия личности с социальной средой характеризуют две ее типичные формы:
1) адаптация , т.е. пассивное приспособление индивида к окружающей действительности;
2) интеграция - активное взаимодействие личности со средой, когда не только среда влияет на личность, но и личность участвует в ее формировании /3, с. 89/.
Каждая личность уникальна, не похожа на других. Эта уникальность вытекает из тех условий, в которых формировалось социальное «Я» индивида на протяжении всей его жизни, а также персональными качествами, связанными с физическими особенностями, способностями, склонностями, которые в значительной степени детерминированы генетическими, наследственными факторами.
Однако социология личности исследует личность не как уникальное, неповторимое явление. Этим занимаются педагогика, психология и другие науки, ориентированные на поведение конкретных индивидов.
Социологов интересует личность как социальная общность: личность студента, учителя, рабочего, т.е. типологизированная личность, которая отражает то общее, чем отличаются конкретные социальные группы людей с точки зрения их личностных характеристик. Например, студенты факультета физического воспитания отличаются от студентов других факультетов по уровню физического развития, склонности к активным формам времяпрепровождения и другим характерным признакам.Процесс приобщения личности как объекта общественных отношений к окружающим ее социальным нормам и ценностям принято называть - социализация. Развитие индивидуальных качеств личности как субъекта общественных отношений обозначают в социологии понятием - «индивидуализация».Воспитание личности можно определить:
во-первых, как сложный и длительный процесс приобщения ее к социальным нормам и ценностям, присущим тому или иному обществу в конкретных исторических условиях (т.е. социализация);
во-вторых, как развитие индивидуальных способностей и возможностей каждой личности в интересах данного общества, отдельных социальных групп, самой личности (индивидуализация).
Если в воспитании личности ребенка преобладает индивидуализация, сформируется индивидуалист, ориентированный на жесткий эгоцентризм, пренебрежение к коллективным интересам. Доминирование в процессе воспитания элементов социализации над индивидуализацией тоже не желательно: получится конформист, чрезмерно зависимый от окружающих людей, не способный самостоятельно принимать решения.Иначе говоря, две стороны в воспитании личности (индивидуализация и социализация) должны быть гармонично сбалансированы. А это трудно сделать без опоры на социологическую науку, без использования методов конкретных социологических исследований.
Характер взаимоотношений личности с окружающей средой в значительной мере определяет ее социальный статус и выполняемые социальные роли.
Социальный статус (от лат. status: состояние дел, положение) - это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.
Социальный престиж (от франц. prestige: обаяние, очарование) - оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данной системе общественных отношений.
Статус человека зависит от объективных факторов (размер заработной платы, наличие материальных благ, качества жизни, характер и содержание труда) и субъективных показателей (личностные особенности, стиль поведения, уровень образования и квалификации). Статус бывает:
¦ наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);
¦ приобретенный, достигаемый личностью в соответствии с ее выбором, усилиями, заслугами.
Подразделяют статусы и по другим критериям. Например:
¦ естественный статус - связан с биологическими признаками (статус мужчины и женщины, ребенка и взрослого неодинаков);
¦ профессионально-правовой статус - имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.
Обычно у человека несколько статусов. Он может иметь одновременно статус инженера, отца своих детей, водителя личного автомобиля, грибника-любителя. Однако только один интегральный статус определяет его положение в обществе, связанный, как правило, с профессией, должностью, размером дохода. Владение собственностью обычно повышает социальный статус, но не всегда. Титулованные, но бедные дворяне всегда имели более высокий статус, чем богатые торговцы. Президент страны - более престижная социальная роль, чем миллионер. В основе статуса может находиться и этническая принадлежность человека.
Социальная роль (от франц. role: социальная функция) - модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Она адекватна комплексу ожиданий, связанных с поведением конкретного лица в социальной группе. Например, роль учителя предполагает ответы на вопросы: каким должен быть учитель, каким вы его ожидаете увидеть? Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли на протяжении всей жизни.Роли бывают постоянные, т.е. существовать длительное время (например, роль матери), и временные, выполняемые в течение короткого периода (например, роль гостеприимного хозяина). Однако это деление часто носит условный характер: мать могут лишить родительских прав, а гостеприимство по отношению к близким людям не исключается на протяжении всей жизни .
К социальным ролям могут быть одновременно применены две разные оценки их содержания: ролевые ожидания, т.е. точка зрения на ту или иную роль со стороны окружающих людей, и ролевое поведение, состоящее из конкретных действий конкретного индивида, с позиций его убеждений. Иногда роли могут быть несовместимые (скажем, роль студентки и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт, который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки. В социологии используют и такое понятие, как ролевая напряженность - несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии, несмотря на религиозные заповеди, благословляет солдат на убийство).

2. Макросоциологический уровень анализа личности (типы личностей)

В социологии сформулировано ряд теорий личности. И характерно то, что все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального в личности). В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека возможна лишь через государство. Естественно, сильное государство - благо для граждан. А все, что содействует укреплению государства, но отвечает интересам общества и есть реальным гарантом свободы. Такой взгляд в соотношении личности и государства берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и справедливость. Интересы государства - превыше всего. Но наиболее выразительно высказался Георг Гегель, считавший, что личность свободная потому, что государство есть высшей формой и воплощением свободы. Такую же философскую основу имеют и взгляды Никколо Макиавелли, считавшего укрепление государства и его власти воплощением разумного в человеческом.

3. Взаимодействие личности и общества
Условия среды, положение в системе социальных связей и внутренние своеобразия определяют личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выбор. Связь и взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Иначе говоря, каждый человек исполняет определенные социальные функции как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в социальном взаимодействии: врач - лечит, педагог - учит, воспитывает, шофер - водит автомашину, предприниматель - распоряжается и организует производство и т. п. В социологии мотивы личности определяются психологическим ее состоянием и характером влияния внешней среды (осознанные или неосознанные мотивы).
Политическое поведение - разновидность социальной активности личности, действия которой носят мотивированный характер и выражают реализацию ею своих политических статусов. Интерес - одна из важнейших движущих сил поведения и деятельности любого социального субъекта, будь-то личность, нация, класс, общество и т. п. Интерес органически связан с потребностями личности или социальных общностей. Но если потребности сосредотачиваются, прежде всего, на удовлетворение, на определенную совокупность жизненных средств, то интерес направлен на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Субъективное отношение к таким социальным условиям, институтам, нормам, ситуациям, их одобрение или осуждение, стремление их сохранить или уничтожить, и есть не что иное как интерес личности (отсюда ясно, почему перемещение личности из одной социальной общности в другую изменяет ее социальные интересы).В основе ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ценностей и ценностных ориентации личности лежат потребности и интересы. Ценность - особое общественное отношение, вследствие чего потребности и интересы человека или социальной общности, слоя, группы переносятся на лицо вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства. Ценностями личности выступают предметы человеческих стремлений, влечений, желаний, явления, процессы, факты действительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставить его действовать определенно. Ценностные ориентации - это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами их достижения и потому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Установка - это общие ориентации личности на определенные объекты, предшествующие действию и выражающие предрасположенность действовать определенно.
Заключение
В результате представленного материала можно сделать следующие выводы.
1. Становление личности, ее развитие можно представить лишь в постоянном контакте и тесном взаимодействии с окружающей социальной средой. Иначе говоря, личность может выступать одновременно и объектом, и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность. Здесь она проявляется в качестве объекта этих отношений. С другой - каждая личность способна, так или иначе, влиять на социальные отношения, видоизменяя их, т.е. выступает в роли субъекта этих отношений.
и т.д.................