Пономарев методология научных исследований. Методология научного исследования. Методология и методы научного исследования

Учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. поли-техн. ун-та, 2014. - 186 с. — ISBN 978-5-398-01216-3.Изложены основы методологии научного исследования, рассмотрены различные уровни научного познания. Освещены этапы проведения научно-исследовательских работ, включая выбор направления исследования, постановку научно-технической проблемы, проведение теоретических и экспериментальных исследований, рекомендации по оформлению результатов научной работы. Также рассмотрены основы изобретательского творчества, патентный поиск и примерный план магистерской диссертации.
Соответствует требованиям ФГОС ВПО направления подготовки 270800.68 - «Строительство» магистерская программа «Подземное и городское строительство». Соответствует содержанию дисциплины «Методология научных исследований».
Предназначено для систематизации и углубления знаний студентов в ходе подготовки к зачету.Содержание .
Методологические основы научного знания .
Определение науки.
Наука и другие формы освоения действительности.
Основные этапы развития науки.
Понятие о научном знании.
Методы научного познания.
Этические и эстетические основания методологии.
Выбор направления научного исследования. Постановка научно-технической проблемы и этапы научно-исследовательской работы .
Методы выбора и цели направления научного исследования.
Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы.
Актуальность и научная новизна исследования.
Выдвижение рабочей гипотезы.
Поиск, накопление и обработка научной информации .
Документальные источники информации.
Анализ документов.
Поиск и накопление научной информации.
Электронные формы информационных ресурсов.
Обработка научной информации, её фиксация и хранение.
Теоретические и экспериментальные исследования .
Методы и особенности теоретических исследований.
Структура и модели теоретического исследования.
Общие сведения об экспериментальных исследованиях.
Методика и планирование эксперимента.
Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований.
Организация рабочего места экспериментатора.
Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента.
Обработка результатов экспериментальных исследований .
Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях.
Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности.
Методы графической обработки результатов измерений.
Оформление результатов научного исследования.
Устное представление информации.
Изложение и аргументация выводов научной работы.
Понятие и структура магистерской диссертации .
Понятие и признаки магистерской диссертации.
Структура магистерской диссертации.
Формулирование цели и задач исследования.
Основы изобретательского творчества .
Общие сведения.
Объекты изобретения.
Условия патентоспособности изобретения.
Условия патентоспособности полезной модели.
Условия патентоспособности промышленного образца.
Патентный поиск.
Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности .
Структурная организация научного коллектива и методы управления научными исследованиями.
Основные принципы организации деятельности научного коллектива.
Методы сплочения научного коллектива.
Психологические аспекты взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Особенности научной деятельности.
Роль науки в современном обществе .
Социальные функции науки.
Наука и нравственность.
Противоречия в науке и в практике.

1. Понятие методологии и методики научных исследований.

2. Методология теоретических исследований.

3. Основы методологии исследований эмпирического уровня.

4. Познавательные приемы и формы научных исследований.

1. Понятие методологии и методики научных исследований

Процесс познания, как основа любого научного исследования, является сложным и требует концептуального подхода на основе определенной методологии.

Методология происходит от греческого слова menthoges - познание и logos - учение. Итак, это учения об исследовательских приемах, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии является сложным и в разных литературных источниках поясняется по-разному. В многих зарубежных литературных источниках понятия методологии и исследовательских приемов не разграничиваются. Отечественные научные работники методологию рассматривают как учение о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Наиболее целесообразным является определение методологии как теории исследовательских приемов, создание научных концепций, как системы знаний о теории науки или системы исследовательских приемов. По определению авторов учебника "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" В.Шейко и Н.Кушнаренко, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Итак, в этом определении точно сформулированные основные функции методологии, которые сводятся к следующего:

Определение способов получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;

Определение определенного пути, на котором достигается научно-исследовательская цель;

Обеспечение всестороннего получения информации относительно процесса или явления, которое изучается;

Введение новой информации к фонду теории науки;

Уточнение, обогащение, систематизация сроков и понятий в науке;

Создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитического инструмента научного познания.

Методология - это наука о структуре, логическую организацию, средства и методы деятельности вообще. Обычно под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, которая представляет собой совокупность теоретических положений о принципах построения, формы и способы научно-познавательной деятельности.

Методологию можно рассматривать и как определенную систему основоположных идей.

Совокупность методов, которые применяются при проведении научных исследований в границах той или другой науки, составляют ее методологию. Это понятие имеет два значения: во-первых, методология - это совокупность средств, методов, приемов, которые применяют в определенной науке, во-вторых, это область знаний, которая изучает средства, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности человека.

Итак, методология - философское учение о методах познания и преобразование действительности, использование принципов мировоззрения в процессе познания и практики.

Развитие методологии - одна с сторон развития науки в целом. Любое научное открытие имеет не только предметный, а и методологическое содержание, поскольку это связан с критическим переосмыслением существующего аппарата понятий, предпосылок и подходов к интерпретации объекта, явления, которое изучается.

Методология - это совокупность правил определения понятий, вывод одних знаний из других, методов, приемов, операций научного исследования во всех областях науки и на всех этапах исследования.

Ныне методология выступает как отдельная научная дисциплина, которая изучает технологию проведения научных исследований; описание и анализ этапов исследований и ряд других проблем.

Методология - это учения о системе научных принципов и способов исследовательской деятельности. Она включает фундаментальные, общенаучные принципы, которые служит ее основой, конкретно научные принципы, которые лежат в основе теории той или другой дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач.

Главная цель методологии науки - изучение и анализ методов, средств, приемов, с помощью которых получают новые знания в науке как на эмпирическому, так и теоретическому уровнях познание. Методология - это схема, план решения поставленных задач научного исследования.

Методология научного исследования рассматривает наиболее существенные особенности и признаки исследовательских приемов, раскрывает их за общностью и глубиной анализа. Например, изучая конкретные способы проведения эксперимента, наблюдений, измерение, методология науки выделяет те признаки, которые присущий любому эксперименту.

Наиболее важным для методологии науки является определение проблемы, построение предмета исследования и научной теории, проверки истинности результатов.

Осмыслением методов научного познания, разработкой его методологии занимались выдающиеся ученые как минувшего, так и настоящего времени: Аристотель, Ф. Бекон, Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. Ломоносов, Ч. Дарвин, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Ейнштейн, Н. Бор, Ю. Дрогобыч и прочие.

В период античной культуры появились первые ростки методологии получение новых знаний. Так, старинные греки наиболее целесообразным способом открытия новых истин признавали дискуссии, в результате которых обнаруживались противоречие о предмете обсуждения, противоречивость трактований, которые разрешало отстаивать ненадежные и маловероятные догадки.

Формирование основных идей методологии науки началось в эпоху Возрождения, чему в значительной мере оказывали содействие успехи в природоведении и начало размежевания философии и специальных наук - как фундаментальных и прикладных. В связи с этим особого значения приобрели исследовательские приемы, которые являются составной частью познавательного процесса и сыграют важную роль в науке.

В структуре науки все научные дисциплины, которые образовывают систему наук, делятся натры основные группы: естественные, гуманитарные и технические науки.

Разные научные дисциплины отличаются одна от одной не только характером и содержанием объекта изучения, а и специфическими, так называемыми конкретными научными методами. В науке от категории, исследовательских приемов и обобщения часто зависят конечные результаты исследования в целом.

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы требует определенной методики исследования. Методика - это учения об особенностях применения отдельного метода или системы методов. Методика является системной совокупностью приемов исследования, это система правил использования методов, приемов и техники исследования. Если эта совокупность строго последовательная от начала исследования и к получению результатов, то это называется алгоритмом. Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы - это благоустроенная система, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведения операций с теоретическим и практическим материалом в определенной последовательности.

Создание научной методологии и методики исследований является большой победой человеческого ума.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

ÁÁÊ 72â6ÿ73

Рецензенты: Г. А. Дмитренко, ä-ð экон. наук, проф. Н. П. Лукашевич, ä-ð филос. наук, проф. В. И. Судаков, ä-ð социол. наук, проф.

Одобрено Ученым советом Межрегиональной Академии управления персоналом (протокол ¹ 9 от 28.10.03)

Баскаков А. Я., Туленков Н. В.

Б27 Методология научного исследования: Учеб. пособие. - 2-å изд., испр. - К.: МАУП, 2004. - 216 с.: ил. - Библиогр.: с. 208–212.

ISBN 966-608-441-4

В пособии рассматривается актуальная, сложная и недостаточно разработанная проблема методологии научно-исследовательской деятельности по организации и изучению явлений и процессов реальной действительности. Анализируются проблемы логики и методологии научного исследования, вопросы типологии методов научного познания, диалектика процесса науч- ного исследования, основные методы, способы и приемы эмпирического и теоретического уровней познания, а также методика и технология их практического использования в научно-исследовательской и практической деятельности.

Для аспирантов, преподавателей и студентов, специализирующихся в области экономики, менеджмента, социологии, социальной работы, психологии, политологии, правоведения и культурологии, а также для всех, кто интересуется актуальными вопросами современной логики и методологии научного исследования.

ÁÁÊ 72â6ÿ73

ISBN 966-608-441-4

© А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков, 2002

© А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков, 2004, испр.

© Межрегиональная Академия управления персоналом (МАУП), 2004

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в эпоху коренных преобразований, меняющих социальную картину мира, движущие силы развития общественного производства. Существенную роль в этих процессах играет наука. За минувшее столетие ее значение в жизни общества неизмеримо возросло. Она превратилась в непосредственную производительную силу общества, в важный элемент социально-экономического и технического прогресса, в важнейшее средство социального управления. Применение достижений науки позволило человечеству ускоренными темпами развивать материальное и духовное производство, создавать материальные и духовные ценности. Сама же наука при этом превратилась в огромный и сложный социальный организм. В этих условиях вопросы дальнейшего развития науки, упорядочения системы научных знаний, повышения эффективности научных исследований приобрели принципиально новое значение с позиций не только самой науки, но и общественной практики.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих ускорение науч- ных исследований, является дальнейшая разработка теории и методологии научного познания и исследования, что объясняется, с одной стороны, потребностями современного научно-технического и социального прогресса общества, а с другой - усложнением самого процесса научного познания и исследования и, кроме этого, дальнейшей дифференциацией и интеграцией научного знания.

Эти существенные изменения ведут к возрастанию научной роли философии как общемировоззренческой, общетеоретической и общеметодологической научной дисциплины. Вместе с тем опыт современного развития науки показывает, что философия только собственными силами не в состоянии выполнить сложные задачи синтеза и методологической обработки всей системы научного знания. Наблюдается заметное усложнение и расширение исследования проблем методологии научного познания. С одной стороны, сейчас каждая научная дисциплина осуществляет первичный синтез специаль-

ных знаний, осмысливает ее взаимодействие со смежными дисциплинами, участвует в разработке общих проблем теории и методологии научного исследования. С другой стороны, в рамках философии наряду с разработкой общей теории диалектики, логики и методологии научного познания все интенсивнее исследуются теоретико-методо- логические проблемы естествознания, техники, обществоведения.

Разработка проблем методологии научного познания осуществляется в двух основных направлениях - субъективной и объективной диалектики. В первом случае исследуются всеобщие теоретические и логико-гносеологические основы методологии научного исследования. Во втором случае объектом изучения являются предметы и явления реальной действительности и логика познания в этом отношении должна определяться исходя из специфики объекта и задач его исследования.

Исходя из данных положений, в пособии в обобщенном виде анализируются общетеоретические, логико-гносеологические и логикометодологические основы научного исследования, а также определяются логика, технология и методика процесса научного познания, основные уровни и методы научного исследования.

При изложении конкретного учебного материала авторы опирались на опубликованные в последние годы работы отечественных и зарубежных исследователей.

Главы 1–7 написаны А. Я. Баскаковым, главы 11–17 Н. В. Туленковым, а главы 8–10, введение и заключение - совместно.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ

МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. СУЩНОСТЬ ОБЫДЕННОГО И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Приступая к рассмотрению философских основ методологии науч- ного исследования, необходимо прежде всего уточнить, что же следует понимать под обыденным и научным познанием окружающей нас объективной реальности.

Существует многообразие как способов, так и форм познавательной деятельности человека, благодаря которым окружающий нас природный и социальный мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого или сердцем верующего человека, но и чувствами или слухом музыканта. Его можно еще воспринимать и глазами художника или скульптора, да и просто с позиций рядового человека.

В настоящее время основной формой познания реальной или окружающей нас действительности является, как правило, научное познание. Однако кроме научного - есть и обыденное познание.

Следует заметить, что обыденное познание, которое иногда называют еще “повседневным” или “житейским”, доступно всякому нормальному современному человеку. Все дело в том, что в обыденном познании находят отражение как ближайшие, так и непосредственные условия существования людей - природная среда, быт, экономические, политические, социальные и иные явления и процессы, в которые каждый современный человек включен каждодневно и непосредственно. Ядром такого обыденного познания является прежде всего здравый смысл, включающий элементарные и “верные” сведе-

ния или знания о реальном природном или социальном мире. Кроме того, обыденное познание включает в себя и элементы общественной психологии, а также опытные и производственные знания людей. Эти знания приобретаются человеком, как правило, в ходе повседневной жизни и служат целям более эффективной ориентации в мире

è практической деятельности. Например, каждому человеку необходимо знать, что вода при нагревании до 100° С закипает, а к оголенному электропроводу притрагиваться опасно.

Таким образом, обыденное познание позволяет современному че- ловеку не только приобретать простейшие знания о реальном мире, но и вырабатывать убеждения, идеалы. Оно как бы “схватывает” простейшие, лежащие на поверхности связи и отношения реальной действительности. Например, если птицы летают низко над землей - к дождю, если в лесу много красной рябины - к холодной зиме. В рамках повседневного познания люди в состоянии приходить

è к более глубоким обобщениям и выводам, касающимся их отношения к другим людям, социальным группам, политическому строю, государству и т. д. При этом обыденное познание, особенно современного человека, может содержать и элементы научных знаний. И тем не менее, обыденное познание развивается и функционирует стихийно.

 отличие от обыденного научное познание протекает в основном не стихийно, а целенаправленно и по сути представляет собой науч- ное исследование, имеющее определенную природу, структуру и особенности. Научное познание или исследование, таким образом, позволяет человеку приобретать истинные знания о наиболее важных аспектах изучаемых объектов, явлений или процессов, а также о существенных признаках, свойствах, связях и отношениях предметов и явлений действительности. Его результаты выступают, как правило, в виде системы понятий, категорий, законов или теорий .

Одним словом, научное познание нацелено прежде всего на полу- чение объективного и истинного знания об изучаемом объекте, явлении или процессе и не допускает пристрастного и тенденциозного отношения к ним. Для научного познания окружающий мир предстает как реальность, данная человеку в его чувственных и логических образах. Основная задача научного познания состоит в выявлении объективных законов окружающей действительности - природных, социальных, а также законов самого познания и мышления. Этим

è обусловливается ориентация исследователя главным образом на

общие, существенные свойства предметов и явлений и выражение их в системе абстракций. Иначе придется констатировать фактическое отсутствие науки, ибо само понятие научности предполагает прежде всего открытие законов, а также углубление в сущность изучаемых явлений.

Главной целью и высшей ценностью научного познания является открытие объективной истины, которая достигается преимущественно с помощью рациональных средств и методов, конечно, не без активного участия живого созерцания. Отсюда характерной чертой научного познания по содержанию является его объективность, предполагающая устранение по возможности всех субъективных аспектов. Вместе с тем надо иметь в виду и то, что активность субъекта познания, его конструктивно-критическое отношение к действительности - важнейшее условие и предпосылка научного познания.

Наряду с этим основной функцией научного познания или исследования является прежде всего обслуживание нужд и потребностей практики. Ведь наука в значительно большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, или, другими словами, быть “руководством к действию” по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен следующей формулой: “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать практически” не только в настоящем, но и в будущем. Например, постановка научных проблем и их решение в рамках фундаментальных исследований теоретической физики способствовали открытию законов электромагнитного поля и предсказанию электромагнитных волн, открытию законов деления атомных ядер и квантовых законов изучения атомов при переходе электронов из одного энергетического уровня на другой. Эти важные теоретические достижения заложили концептуальную основу для будущих прикладных инженерно-технических исследований и разработок, внедрение в производство которых, в свою очередь, значительно революционизировало технику и технологию, т. е. способствовало созданию современной радиоэлектронной аппаратуры, атомных электростанций и лазерных установок.

Кроме того, в гносеологическом плане научное познание или исследование выступает еще и как сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих стройную систему идеальных форм и логических образов, закрепленных прежде всего в языке -

естественном или - что более характерно - искусственном (например, в виде математических символов, химических формул и т. д.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но и непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, т. е. формирует в соответствии со своими нормами и принципами. Такой процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - это не только процесс ее развития, но еще и важный показатель научности познания.

Вместе с тем научное познание всегда осуществляется с помощью различных методов исследования, представляющих собой определенные способы, приемы и процедуры, которыми должен владеть и уметь пользоваться субъект познания в процессе научного исследования. В процессе научного познания применяются также различные приборы, инструменты и другое “научное оборудование”, зачастую достаточно сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелефоны, ракетно-космическая техника и многое другое). Кроме того, для науки в значительно большей мере, чем для других форм познания характерно использование и таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, методы математического, диалектического, системного и кибернетического анализа, а также другие общенаучные приемы и методы, о которых речь пойдет дальше.

Научное познание всегда носит системный характер. Дело в том, что наука не только добывает знания и регистрирует их с помощью различных методов, но и стремится объяснить их посредством существующих гипотез, законов и теорий. Эта отличительная особенность научного познания или исследования позволяет лучше понять систематический, последовательный и контролируемый характер научного знания, которому присущи строгая доказательность и обоснованность полученных результатов, а также достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений и вероятностных суждений. В этой связи важнейшее значение приобретают логикометодологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование ими своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной научной методологии выделяют различные критерии научности. Кроме названных, к ним можно отнести такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечи- вость и опытная проверяемость, воспроизводимость и открытость

для критики, свобода от предвзятости и др. Научное познание как любое иное социальное явление имеет свою определенную и достаточно сложную структуру, которая выражается в диалектическом единстве устойчивых взаимосвязей составляющих ее элементов. К основным структурным элементам научного познания относятся субъект познания, объект научного исследования, средства и методы научного познания. При ином срезе научного познания можно выделить и такие его структурные элементы, как эмпирический и теорети- ческий уровни научного исследования, постановка научных проблем

è гипотез, а также формулировки различных научных законов, принципов и теорий.

Научное познание имеет также свои идеалы и нормы, которые выступают как совокупность определенных ценностей, концептуальных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основное предназначение - организация и регуляция процесса научного исследования, а также ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической науки к неклассической) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь объемом познания, его спецификой, а их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте. Целостное единство норм и идеалов научного познания, доминирующих на определенном этапе развития науки, выражает, таким образом, понятие “стиль мышления”. Он выполняет в научном познании регулятивную функцию и всегда носит многослойный, ценностный характер. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-истори- ческой форме. Чаще всего различают классический, неоклассический

è постнеоклассический (современный) стили научного мышления. Наконец, научное познание требует особой подготовки субъекта

познания, в ходе которой он осваивает основные средства научного исследования, обучается приемам и методам их применения. Включе- ние субъекта познания в научную деятельность предполагает и усвоение определенной системы ценностных ориентаций и целевых установок. Одной из основных целевых установок научной деятельности является ориентация ученого (исследователя) на поиск прежде всего объективной истины, которая воспринимается последним как самая

высшая ценность науки. Эта установка воплощается в ряде идеалов и нормативов научного познания. Не менее важную роль в научном познании и исследовании играет также установка на постоянный рост научного знания и получение нового знания, выражающаяся в системе нормативных требований к научному творчеству, которые и направлены на формирование ученых и специалистов. В свою оче- редь, потребность в качественной подготовке субъектов познания обусловливает создание особых специализированных научно-обра- зовательных организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных научных кадров.

Таким образом, характеризуя природу научного познания, можно выделить следующие его основные признаки: предметность, объективность, системность и истинность научного знания; выход научного познания за рамки обыденного опыта и изучение им объектов с целью необходимости практического применения полученных знаний, так как наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практику и практическую деятельность людей.

Глава 2. ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ И МЕТОДОЛОГИИ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

По мере увеличения объема и масштабов научных знаний, а также углубления научного познания в раскрытии законов и закономерностей функционирования реального природного и социального мира все очевиднее становится стремление ученых проанализировать приемы и способы, с помощью которых приобретаются знания. На заре античной культуры монополия на исследование проблем познания вообще и научного познания в частности всецело принадлежала философии. И это не случайно, ибо в то время наука еще в значительной мере не отделяла себя от философии. Даже на рубеже ÕVI–XVII вв., когда сформировалось экспериментальное естествознание, исследованием различных проблем методологии познания занимались в основном философы, хотя наибольший вклад в этот период был сделан теми из них, которые одновременно с философией занимались и другими специальными отраслями научного знания (Галилей, Декарт, Ньютон, Лейбниц и др.).

Под методом понимается совокупность операций и приемов, с помощью которых практически и теоретически можно изучить и освоить действительность. Благодаря методу человек вооружается системой правил, принципов и требований, используя которые, он может добиться и достичь поставленной цели. Владея тем или иным методом, человек может разобраться в том, в какой последовательности и каким образом совершать определенные действия для решения той или иной задачи.

Изучением методов уже длительное время занимается целая область знаний - методология научного исследования. В переводе с греческого понятие «методология» так и переводится - «учение о методах». Основы современной методологии были заложены еще в науке Нового времени. Так, в Древнем Египте геометрия являлась формой нормативных предписаний, с помощью которых определяли последовательность процедур по измерению земельных наделов. Изучением методологии занимались и такие ученые, как Платон, Сократ, Аристотель.

Занимаясь изучением закономерностей человеческой методология научного исследования вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Самой главной задачей методологии является изучение различных исследования, таких, как происхождение, сущность, эффективность и др.

Методология научного исследования состоит из следующих уровней:

1. Конкретонаучная методология - делает упор на методики проведения исследования и технические приемы.

2. Общенаучная методология - представляет собой учение о методах, принципах и формах знания, которые функционируют в различных науках. Здесь выделяются (эксперимент, наблюдение) и общелогические методы (анализ, индукция, синтез и т.д.).

3. Философская методология - включает философские положения, способы, идеи, которые можно использовать для познания во всех науках. Говоря о нашем времени, то этот уровень практически не используется.

Понятие научного исследования, исходя из современной методологии, включает в себя следующее:

· Наличие объекта исследования;

· Разработка методов, выявление фактов, формулирование гипотез, выяснение причин;

· Четкое разделение гипотезы и установленных фактов;

· Прогнозирование и объяснения явлений и фактов.

Цель научного исследования - это конечный результат, полученный после его проведения. И если каждый метод используются для достижения определенных целей, то методология в целом призвана решить следующие задачи:

1. Выявление и осмысление движущихся сил, оснований, предпосылок, закономерности функционирования познавательной деятельности, научного знания.

2. Организация проектно-конструкторской деятельности, проведение ее анализа и критики.

Помимо этого, современная методология преследует такие цели, как:

3. Изучение реальности и обогащение методологического инструментария.

4. Нахождения связи между мышлением человека и его реальностью.

5. Нахождение связи и взаимосвязи в мыслительной действительности и деятельности, в практике познания.

6. Выработка нового отношения и понимания к символическим системам познания.

7. Преодоление универсальности конкретнонаучного мышления и натурализма филосовского.

Методология научного исследования - это не просто набор научных методов, а настоящая система, элементы которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом. С другой стороны, ей нельзя приписывать главенствующее положение. Несмотря на то, что методология включает в себя и глубину воображения, и гибкость ума, и развитость фантазии, а также силу и интуицию, она всего лишь вспомогательный фактор творческого развития человека.

Изложены основы методологии научного исследования, рассмотрены различные уровни научного познания. Освещены этапы проведения научно-исследовательских работ, включая выбор направления исследования, постановку научно-технической проблемы, проведение теоретических и экспериментальных исследований, рекомендации по оформлению результатов научной работы. Также рассмотрены основы изобретательского творчества, патентный поиск и примерный план магистерской диссертации.
Соответствует требованиям ФГОС ВПО направления подготовки 270800.68 - «Строительство» магистерская программа «Подземное и городское строительство». Соответствует содержанию дисциплины «Методология научных исследований».
Предназначено для систематизации и углубления знаний студентов в ходе подготовки к зачету.

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ .
1.1. Определение науки
Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука является важнейшей составляющей духовной культуры. Она характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:
- совокупность объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;
- деятельность, направленная на получение новых достоверных знаний;
- совокупность социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие познания и знания.
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания: математики, физики, биологии и т.д.
Целью науки является получение знаний о субъективном и объективном мире.
Задачами науки являются:
- собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
- обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
- систематизация полученных знаний;

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Глава 1. Методологические основы научного знания.
1.1. Определение науки.
1.2. Наука и другие формы освоения действительности.
1.3. Основные этапы развития науки.
1.4. Понятие о научном знании.
1.5. Методы научного познания.
1.6. Этические и эстетические основания методологии.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 2. Выбор направления научного исследования.
Постановка научно-технической проблемы и этапы научно-исследовательской работы.
2.1. Методы выбора и цели направления научного исследования.
2.2. Постановка научно-технической проблемы. Этапы научно-исследовательской работы.
2.3. Актуальность и научная новизна исследования.
2.4. Выдвижение рабочей гипотезы. Вопросы для самоконтроля.
Глава 3. Поиск, накопление и обработка научной информации.
3.1. Документальные источники информации.
3.2. Анализ документов.
3.3. Поиск и накопление научной информации.
3.4. Электронные формы информационных ресурсов.
3.5. Обработка научной информации, её фиксация и хранение. Вопросы для самоконтроля.
Глава 4. Теоретические и экспериментальные исследования.
4.1. Методы и особенности теоретических исследований.
4.2. Структура и модели теоретического исследования.
4.3. Общие сведения об экспериментальных исследованиях.
4.4. Методика и планирование эксперимента.
4.5. Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований.
4.6. Организация рабочего места экспериментатора.
4.7. Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 5. Обработка результатов экспериментальных исследований.
5.1. Основы теории случайных ошибок и методов оценки случайных погрешностей в измерениях.
5.2. Интервальная оценка измерений с помощью доверительной вероятности.
5.3. Методы графической обработки результатов измерений.
5.4. Оформление результатов научного исследования.
5.5. Устное представление информации.
5.6. Изложение и аргументация выводов научной работы.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 6. Понятие и структура магистерской диссертации.
6.1. Понятие и признаки магистерской диссертации.
6.2. Структура магистерской диссертации.
6.3. Формулирование цели и задач исследования.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 7. Основы изобретательского творчества.
7.1. Общие сведения.
7.2. Объекты изобретения.
7.3. Условия патентоспособности изобретения.
7.4. Условия патентоспособности полезной модели.
7.5. Условия патентоспособности промышленного образца.
7.6. Патентный поиск.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 8. Организация научного коллектива. Особенности научной деятельности.
8.1. Структурная организация научного коллектива и методы управления научными исследованиями.
8.2. Основные принципы организации деятельности научного коллектива.
8.3. Методы сплочения научного коллектива.
8.4. Психологические аспекты взаимоотношений руководителя и подчиненного.
8.5. Особенности научной деятельности.
Вопросы для самоконтроля.
Глава 9. Роль науки в современном обществе.
9.1. Социальные функции науки.
9.2. Наука и нравственность.
9.3. Противоречия в науке и в практике.
Вопросы для самоконтроля.
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методология научных исследований, учебное пособие, Пономарев А.Б., Пикулева Э.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.