Оживление либерального движения. а) из либеральных реформ позже других проводи­лась. Тема: «Общественное движение»

Опубликование «положений» о крестьянской реформе вызвало полное разочарование в радикальных кругах дворян. О половинчатости крестьянской реформы 1861 г. высказались известный российский революционный демократ Н. Чернышевский, находящиеся в эмиграции А. Герцен и Н. Огарев, а так же белорусский революционер, поэт и публицист Викентий Константин Калиновский, который, воспользовавшись крестьянским недовольством, действуя совместно с поляками, поднял в 1863 - 1864 гг. в Белоруссии крестьянское восстание, пытаясь придать ему статус национально-освободительного движения против российского господства.

Крестьянские волнения в 1861 - 1863 гг. вызвали подъем антиправительственных выступлений студенчества. Студенты Казани в 1861 г. сразу же после расстрела крестьян в селе Бездна демонстративно организовали панихиду по Антону Петрову и его погибшим единомышленникам, на которой с речью выступил историк-демократ А. Щапов. Он выразил уверенность, что кровавая жертва в селе Бездна «воззовет народ к восстанию и свободе» и высказал мысль о введении в России конституционного строя. Первые уличные демонстрации студентов отмечались в Петербурге и Москве.

В это же время усилилась деятельность оппозиционного царскому правительству дворянства, ядро которого составляли революционные демократы во главе с Н. Чернышевским. С июля 1861 г. стал распространяться нелегальный печатный листок «Великорусе» и другие прокламации. В них выставлялось требование освобождения крестьян с землей, введения в стране демократического строя и предоставления полной свободы и независимости народам России. В сентябре того же года в России появилась напечатанная в лондонской типографии Герцена прокламация Шелгунова и Михайлова «К молодому поколению». Она призывала молодежь к организации революционных кружков и выдвигала широкую программу борьбы за свержение самодержавного строя и установление демократических порядков. В первой половине 1862 г. организатор революционного студенчества в Москве Зайчневский написал прокламацию «Молодая Россия», в которой выдвигался лозунг создания «демократической республики Русской».

В конце 1861 г. в России возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого являлся общепризнанный глава революционно-демократического лагеря Н. Г. Чернышевский. Общество «Земля и воля» было связано с эмигрантами Герценом и Огаревым; в руководящее ядро его входили близкие единомышлен­ники Чернышевского - братья Николай и Александр Серно-Соловьевичи, Н. Обручев, А. Слепцов, В. Курочкин, Н. Утин и др. В программе «Земли и воли» говорилось о созыве бессословного народного собрания, о праве ка­ждого на землю, самоуправлении крестьянских общин, выборности правительства.

Правительство Александра II вынуждено было против революционно-демократического лагеря провести репрессии. 7 июля 1862 г. арестовывается Н.Чернышевский, вскоре такая же участь постигла Н. Серно-Соловьевича, видного революционного деятеля армянского народа М. Налбандяна и ряд других революционных деятелей, обвиненных в связях с «лондонскими пропагандистами».. Было запрещено издание журнала «Современник», пропагандирующего революционно-демократиче­ские идеи.

Национально-освободительные восстания в Польше, Белоруссии и Литве в 1863 - 1864 гг. оживили деятельность «Земли и воли». Общество вступило в союз с партией «Красных» и выпустило прокламации с призывом поддержать эти восстания. Герцен выступает в «Колоколе» в защиту независимости Польши, а также высказывается за самоопределение народов Литвы, Белоруссии и Украины.

В это же самое время в Поволжье группа казанских студентов задумала поднять восстание, чтобы отвлечь силы российских войск от подавления восстания в западных губерниях, однако их замысел был раскрыт, и участники «казанского заговора» расстреляны.

Западники и славянофилы, напуганные широким размахом крестьянских волнений и национально-освободительных восстаний в ряде российских колоний, объединившись после реформы 1861 г. в либеральный лагерь, отмежевались от революционно-демократического движения в стране и полностью поддержали реакционную политику царского правительства. Либералы фактически стали на позиции «крепостников». Либерал-западник К. Кавелин публично заявлял, что представительное правление для России является «бессмысленной мечтой», что русский народ якобы «не дорос» до конституции.

После длительного периода реформ, испытывая на себе давление недовольных дворян-ретроградов, Александр II постепенно начал свертывать реформирование. После подавления Польского восстания 1863-1864 гг. реакционный характер правления "Александра-освободителя" усилился. Прогрессивная часть российского общества опасалась возвращения крепостного права, пусть даже в измененном виде.

Половинчатый характер крестьянской реформы 1861 г. явился причиной дальнейшего развития и распространения в России освободительного движения. С 60-70-х гг. XIX в. ведущую роль в освободительном движении в России начинают играть уже не дворяне, а разночинцы (выходцы из средних сословий, дети чиновников, священников, мещан). Господствующей идеологией разночинского этапа освободительного движения (1861-1895) стало народничество.

Народничество - общественное движение 60-90-х гг. XIX в., пропагандировавшее и пытавшееся реализовать в России идеи крестьянского утопического социализма, предполагавшее переход к социализму через посредство крестьянской общины, минуя капитализм. Основные идеи русского крестьянского социализма были изложены в работах А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, являвшихся основоположниками идеологии народничества.

В 70-х - начале 80-х гг. главным направлением в народничестве было революционное народничество, считавшее основным средством достижения социальной справедливости крестьянскую революцию. В нем сложилось три течения: "бунтарское" (идеолог - дворянин, профессиональный революционер, один из основоположников анархизма М.А. Бакунин), выдвигавшее требование организации немедленного и всеобщего крестьянского восстания; "пропагандистское" (идеолог - публицист и социолог, сын помещика П.Л. Лавров), отстаивавшее необходимость ведения длительной пропаганды в народе с целью его подготовки к социалистической революции; и "заговорщическое" (идеолог - публицист, участник студенческого движения 60-х гг.П.Н. Ткачев), предлагавшее идею захвата верховной власти узкой группой революционеров с целью проведения социалистических преобразований.

Под влиянием агитации теоретиков революционного народничества в середине 70-х гг. XIX в. началось стихийное "хождение в народ" (1874 - 1879) - массовое посещение народниками, революционно настроенной молодежью, сельской местности с целью пропаганды социалистической революции среди крестьян. Однако крестьяне не откликнулись на призывы ко всеобщему бунту и революционному свержению самодержавия. Первые опыты "хождения в народ" были неудачны и привели к массовым арестам народников.

Во второй половине 70-х гг. XIX в. для координации деятельности отдельных народнических кружков стали создаваться организации народников. Первой такой организацией стала основанная в декабре 1876 г. "Земля и воля" (лидеры - А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др.), продолжавшая безуспешные попытки вести социалистическую пропаганду среди крестьян. Расхождения по тактическим вопросам привели к расколу этой организации в 1879 г. на "Народную волю" (лидеры - А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.), боровшуюся с царизмом методом индивидуального террора (организации покушений на императора и высших чиновников), и "Черный передел" (лидеры - Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.), члены которого оставались на пропагандистских позициях и продолжали еще некоторое время практику "хождения в народ". Убийство императора Александра II 1 марта 1881 г., организованное "Народной волей", привело к ужесточению репрессий и свертыванию деятельности "Народной воли" и "Черного передела".3 апреля 1881 г. Петербург был обклеен правительственными объявлениями: "Сегодня, 3 апреля, в 9 часов будут подвергнуты смертной казни через повешение государственные преступники: дворянка Софья Перовская, сын священника Николай Кибальчич, мещанин Николай Рысаков, крестьяне Андрей Желябов и Тимофей Михайлов." Народовольцы - организаторы убийства царя были казнены. В начале 80-х гг. XIX в. большинство лидеров революционного народничества были арестованы или оказались за рубежом.

Либеральное движение . Либеральное движение, сложившееся еще в первой половине XIX в. и выразившееся в тот период в движениях западников и славянофилов, в 60-90-х гг. XIX в. продолжало развиваться на основе идей западничества и европейской либеральной идеологии. Определенное влияние на него оказала и деятельность славянофилов. С особой силой либеральное движение развернулось в период подготовки крестьянской реформы и проектов других буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Либералы (историки и юристы К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.) поддерживали реформы, проводившиеся правительством Александра II, выступали за свободу слова, печати, неприкосновенность личности, отмену сословных привилегий, независимость суда, развитие местного самоуправления.

Деятельность либералов выражалась в работе в комитетах по подготовке крестьянской реформы, подаче правительству ходатайств о проведении либеральных преобразований, выступлениях в печати. Либеральное движение в России во второй половине XIX в. выступало противником революции, выдвигая требование либеральных реформ, проводимых правительством "сверху" при минимальном участии народа.

Важное значение для развития либерального движения имело земское движение, сложившееся после проведения земской реформы 1864 г., создавшей органы местного самоуправления - земства, и выступавшее за расширение прав земств, создание общеземских представительных органов, принятие конституции. В 1879 г. состоялся первый нелегальный общеземский съезд, объединивший наиболее радикально настроенных представителей земского либерального движения. Съезд принял решение о необходимости распространения в обществе конституционных идей, обсуждал возможность создания тайного общества, однако серьезных практических последствий деятельность съезда не имела.

Центрами формирования либерального движения 60-90-х гг. XIX в. кроме земств были университеты, новые суды, либеральная печать, одним из наиболее известных изданий которой был ежемесячный умеренно-либеральный журнал "Вестник Европы" (1866-1912).

Рабочее движение появилось в России в 60-е гг. XIX в. в связи с процессом формирования фабрично-заводского пролетариата. Первоначально оно имело стихийный и неорганизованный характер. Во многих случаях рабочие ограничивались пассивными формами борьбы (подача прошений администрации фабрик, царским властям, бегство с заводов). На начальном этапе своего развития, в 60-80-е гг., рабочее движение выдвигало в основном экономические требования: повышение заработной платы, ограничение продолжительности рабочего дня, улучшение условий труда.

Первые политические организации рабочих, возникшие под влиянием народников ("Южнороссийский союз рабочих" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1879)), были быстро разгромлены полицией и не оказали заметного влияния на развитие идеологии рабочего движения.

Поражение революционного народничества привели к переходу части народников на марксистские позиции: в 1883 г. в Женеве лидерами народнической организации "Черный передел" Г.В. Плехановым, В.И. Засулич и др. была основана группа "Освобождение труда", поставившая своей целью пропаганду в России марксизма.

К концу века усилилось организованное рабочее движение. Основной формой борьбы рабочего движения в 60-80-е гг. была стачка. В 80-е гг. стачечное движение начинает принимать массовый и организованный характер. Крупнейшей стачкой рабочих в 60-80-е гг. XIX в. была Морозовская стачка в городе Орехово-Зуево, произошедшая в 1885 г. на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова. Из 11 000 работающих на предприятии здесь бастовало около 8000 человек. Морозовская мануфактура славилась своей изощренной системой штрафов, за 1882-1884 гг. заработная плата на ней снижалась 5 раз. С каждого заработанного рубля вычиталось в виде штрафов от 30 до 50 копеек.

Стачка началась 7 января стихийными выступлениями рабочих, которые разгромили фабричную лавку, квартиры администрации, фабричные помещения. Однако ее руководители (П.А. Моисеенко и др.) смогли придать стачке организованный характер: рабочими были сформулированы требования, которые они вручили приехавшему на фабрику владимирскому губернатору. Администрация на уступки не пошла - по личному указанию Александра III начались аресты, предприятие оцепили войска, рабочих загоняли на работу штыками. Однако полностью работа на предприятии возобновилась только в конце января. Организаторы забастовки были отданы под суд. Однако суд присяжных, ознакомившись с положением рабочих, вынужден был их оправдать.

Подъем рабочего стачечного движения в конце XIX в. заставил правительство пойти на некоторые уступки и привел к созданию рабочего законодательства, ограничившего использование женского и детского труда, размеры штрафов, создавшего государственную фабрично-заводскую инспекцию, в которую рабочие могли жаловаться на нарушение своих прав.

Контрреформы Александра III. После эпохи великих реформ 1860-1870-х гг. страна вступила в следующий период своей истории, получивший название периода контрреформ Александра III. При Александре III многие преобразования, проведенные в правление его отца Александра II, не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно урезаны. Александр III был уверен во вредности системы широких прав и свобод, считая это провоцированием общественных потрясений. Немалую роль в этом сыграло усиление революционного народнического движения, вылившееся в убийство Александра II.

Новый русский император был не самым демократичным и просвещенным человеком среди коронованных особ. Александр III не получил в свое время необходимого образовательного минимума, полагавшегося наследнику престола, так как, будучи лишь вторым сыном Александра II, готовился к военно-инженерной службе, а не к царствованию. При большом росте (193 см) и необычайной физической силе император отличался удивительной выдержкой и самообладанием.

Образ Александра III различными историками трактуется по-разному, часто ему приписывали невежество и даже откровенную тупость, обвиняли царя и в трусости. Сторонники этой трактовки указывали на то, что царь плохо знал русскую грамматику, всю жизнь жил чужими идеями, доверяясь сановникам-администраторам, после убийства отца спрятался на долгие годы в Михайловском дворце (замке) и т.д. Другая сторона утверждала: царь был образован, знал иностранные языки, был умен и храбр. Будучи цесаревичем, лично участвовал в боевых действиях в ходе русско-турецкой войны (в 1877 г.). Во время крушения в 1888 г. царского поезда Александр III спас свою семью, вытащив домочадцев из-под обломков вагона. В политических взглядах императора преобладало стремление к стабильности в обществе, что многие исследователи определяют как консерватизм.

Правил страной Александр III недолго - 13 лет (1881-1894), рано скончавшись от длительной болезни - нефрита. Причиной болезни послужила, видимо, колоссальная физическая нагрузка, которую ему пришлось выдержать во время упомянутого выше железнодорожного инцидента. Крыша вагона во время крушения поезда начала падать на сидевшее за обеденным столом семейство царя. Александр вынужден был держать ее на вытянутых руках. В последующие годы болезнь усугубилась по иной причине. Начальник охраны императора П.А. Черевин оставил после себя дневники, из которых следует, что царь постоянно и неумеренно употреблял спиртное.

крепостное право россия реформа

Извечная проблема российской политики - борьба реформ и контрреформ - довольно ярко проявилась в царствовании Александра III. Проводниками обеих политических линий стали в это время, соответственно, С.Ю. Витте и К.П. Победоносцев.

С.Ю. Витте был министром финансов России (1892-1903) и наиболее яркой фигурой среди реформаторов на стыке двух столетий. Его основным устремлением было, по собственным словам Витте, дать России такое же "промышленное совершеннолетие, в какое уже вступают Соединенные Штаты Северной Америки". При нем Россия имела мощные банковскую и налоговую системы, была интегрирована в мировую экономику, а рубль в 1897 г. стал конвертируемым. Государственный сектор в экономике был достаточно велик (100% оборонных заводов, 70% железных дорог, 30% земель). Многое из перечисленного имело место уже после смерти Александра III, но основы этого пути были заложены именно при нем. Подобные сдвиги в экономическом курсе страны не могли не встретить сопротивления в консервативном окружении царя. Главным оппонентом Витте был Победоносцев.

При Александре III Витте ввел государственную винную монополию, что существенно укрепило бюджет страны и дало финансовые средства для начала проведения других реформ. Искусный дипломат, Витте умел находить общий язык с самим К.П. Победоносцевым, от которого очень многое в те годы зависело.

К.П. Победоносцев занимал кафедру гражданского права в Московском университете и был воспитателем сначала Александра III, а затем и Николая II (преподавал им законоведение). С 1868 г. - сенатор, с 1872 г. - член Государственного совета, а с 1880 по 1905 г. - обер-прокурор Святейшего Синода. Эти должности, особенно последняя, позволяли Победоносцеву активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, а положение воспитателя императора еще более расширяло его возможности. Их он использовал в полной мере, особенно в первые годы правления Александра III.

Главной своей задачей Победоносцев видел ликвидацию либеральных установлений, введенных Александром II, защиту политического курса от проникновения социалистических идей. Витте, отдавая должное образованности и талантам этого политика, называл Победоносцева одним из "столпов консерватизма".

Александр III, стремившийся окружить себя преданными и умными администраторами, отдал предпочтение хорошо знакомому с юности царедворцу и сразу поручил ему составление царского манифеста. Манифест от 25 апреля 1881 г. провозгласил программу нового царствования - курс на контрреформы и упрочение самодержавия. В основу политического курса были положены идеи неограниченной монархии, крайнего национализма и воинствующего православия.

После написания этого документа Победоносцев сконцентрировал в своих руках управление страной, начал тормозить и даже откровенно торпедировать либеральные реформы, жестоко преследовать свободомыслие, либеральную прессу, публицистов и писателей. Именно он начал гонения на Л.Н. Толстого, излагавшего тогда в философских публикациях идею "Бога в душе" или "Бога без церкви", и добился публичного отлучения великого писателя от церкви. Наиболее яростным преследователем народовольцев был все тот же Победоносцев.

"Ангел-хранитель трона", как современники называли К.П. Победоносцева, не был ни лакеем, ни карьеристом. Он служил "за идею" и делал это последовательно и упорно, борясь за укрепление страны через упрочение самодержавия. Во многом он помешал Витте в проведении прогрессивных экономических и политических преобразований при Александре III и стал идеологом основных контрреформ того времени.

В стране распространялся административный произвол, деятельность политической полиции достигла невероятного размаха и законодательно начал закрепляться возврат к феодально-крепостническим порядкам. Практически сразу после убийства народовольцами Александра II новый император сделал первый шаг в контрреформах - издал "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" (1881). Этот документ предоставлял губернаторам право объявлять в губерниях чрезвычайное положение, без суда и следствия и в обход существующих законов проводить аресты, закрывать печатные органы, прекращать деятельность общественных организаций. "Положение" продлевалось каждые три года вплоть до 1917 г.

Одной из важнейших контрреформ 80-90-х гг. явилось принятое в 1889 г. положение о земских участковых начальниках (крестьянская контрреформа), имевшее целью восстановить административную и судебную власть помещиков над крестьянством, утерянную ими после крестьянской реформы 1861 г. Земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из числа помещиков, потомственных дворян, получали право контроля и надзора за органами крестьянского самоуправления, право производить аресты, применять телесные наказания, отменять решения сельских сходов и выборных должностных лиц. К земским начальникам переходили функции мировых судей, а сами мировые суды отныне упразднялись.

В 1890 г. вышло "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" (земская контрреформа). Согласно этому документу, изменялась система выборов в земские органы. Первая избирательная курия стала включать только дворян, число гласных от нее увеличивалось. Число гласных от второй курии уменьшалось, имущественный ценз повышался. Крестьянские сходы выбирали теперь лишь кандидатов в гласные. Список кандидатов рассматривался на съездах земских начальников и в окончательном виде утверждался губернатором.

"Городовое положение", вышедшее в 1892 г. (городская контрреформа), повысило имущественный ценз для избирателей на выборах в органы городского самоуправления, около половины избирателей лишилось своих избирательных прав, городские головы и члены управы переводились в разряд государственных служащих и, следовательно, попадали под полный контроль администрации.

Политика контрреформ 80-90-х гг. способствовала замедлению социально-политического развития страны, но не смогла полностью ликвидировать результаты буржуазных преобразований 60-70-х гг.

Последовательно проводя контрреформы, подготавливаемые Победоносцевым, Александр III все больше начинает понимать необходимость поступательного движения в экономической и политической областях. Он все чаще обращается к Витте, и в недрах контрреформистского правления начинают готовиться грядущие реформы. Витте в "Воспоминаниях" пишет, что царь начал торопить его с подготовкой закона об ответственности фабрикантов перед рабочими. "Надо идти вперед, надо создавать, - говорил царь, убеждая не поддаваться влиянию Победоносцева и его сторонников. - Я уже давно перестал принимать во внимание их советы".

Александр III вошел в историю как "Александр-миротворец", т.к. при нем Россия совершенно не вела войн. Миротворческая идея, которой он руководствовался, выражалась в дипломатических усилиях по обеспечению гарантированного мира на Европейском континенте. "Силою и войною нельзя утверждать прочных и продолжительных союзов", - говорил Александр III. В мире позиция России была оценена по достоинству. "Счастливо человечество и русский народ, что император Александр III крепко держался идеи всеобщего мира и считал осуществление этой идеи своей первой и наибольшей обязанностью", - писала тогда лондонская "Таймс". Однако в ходе осуществления миротворческой дипломатии России пришлось и многим поступиться. Так, Александр III уничтожил достижения предыдущего царствования на Балканах. В дальневосточном регионе при нем уже назревал конфликт с Японией. Во время правления Александра III происходит постепенное ухудшение и российско-германских отношений. Одновременно Россия идет на сближение с Францией, которое закончилось заключением франко-русского союза (1891-1893). Миротворчество оборачивалось нарастающей дестабилизацией отношений России с целым рядом стран, что впоследствии привело к войнам.

М ногомиллионное крестьянство России встретило великую реформу 1861 г. взрывом негодования. Получив волю почти без земли, крестьяне отказывались верить случившемуся, говорили: "Нас надули! Воли без земли не бывает!" "Минута разочарования", которую предвидел Александр II, растянулась на годы и вылилась в небывалый подъем крестьянского движения.

Формы протеста крестьян были различными. Очень многие не верили в подлинность царских "Положений 19 февраля", полагая, что они подложны, подменены барами, которые-де настоящую царскую грамоту утаили. Иные толмачи из крестьян доказывали, что в царских "Положениях" есть статья, предписывающая пороть всякого, кто прочтет помещичью фальшивку и поверит ей. В качестве же истинных, "взаправских" "Положений" ходили по рукам поддельные манифесты с такими пунктами: "Во время жатвы на работу к помещику не ходите, пусть убирает хлеб со своим семейством" - и даже: "Помещику оставляется земли пахотной участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего".

Пока шли толки о настоящих и фальшивых "Положениях", крестьяне почти повсеместно отказывались работать на помещиков и повиноваться властям, а местами, особенно в первые месяцы после 19 февраля, когда еще свежо было разочарование в реформе, поднимались на восстания. Самые сильные из них вспыхнули в Пензенской и Казанской губерниях. В апреле 1861 г. взбунтовались крестьяне Чембарского и Керенского уездов Пензенской губернии. Центр, "самый корень бунта", ло словам губернатора, был в деревне Кандеевка. Бунт охватил до 14 тыс. бывших крепостных и вошел в историю под названием "Кандеевское восстание" как самый громкий протест крестьян против реформы 1861 г. /227/ Многотысячные толпы кандеевских бунтарей с красным знаменем разъезжали тогда на телегах по деревням Пензенской и соседней Тамбовской губерний, всюду провозглашая: "Земля вся наша! На оброк не хотим, работать на помещика не станем!" Крестьянский вожак Леонтий Егорцев не уставал повторять, что царь направил крестьянам "взаправскую" грамоту с полным освобождением их от помещиков, но помещики ее перехватили, после чего царь через него, Егорцева, приказал: "Всем крестьянам выбиваться от помещиков на волю силою, и если кто до Святой Пасхи не отобьется, тот будет, анафема, проклят".

Бывалый, испытавший все тяготы крепостной жизни, розги, тюрьму и бега, 65-летний Егорцев еще до появления в Кандеевке, по розыскным данным, "назвался великим князем Константином Павловичем (давно, за 30 лет до того, умершим.- Н.Т. ) и возмутил крестьян разных имений" на границе Пензенщины и Тамбовщины. Восставшие крестьяне боготворили Егорцева. Все окрестные села присылали за ним тройки, а наиболее восторженные почитатели водили его под руки и носили за ним скамейку.

Кандеевское восстание было разгромлено 18 апреля (как раз под "Святую Пасху") регулярными войсками под командованием флигель-адъютанта царской свиты А.М. Дренякина. Десятки крестьян были убиты и ранены, сотни - выпороты и отправлены в Сибирь на каторгу и поселение. Самому Егорцеву удалось скрыться (крестьяне бесстрашно шли под пули и на дыбу, но его не выдавали). Впрочем, через месяц, в мае 1861 г., этот колоритный вожак крестьянской вольницы умер.

Одновременно с Кандеевским разгорелось другое восстание крестьян - в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Здесь тоже выдвинулся авторитетный вожак, своеобразный идеолог восстания - молодой бездненский крестьянин Антон Петрович Сидоров, вошедший в историю как Антон Петров. Он толковал "Положения 19 февраля" желательно для крестьянства, т.е. вкладывал в них смысл, противоположный тому, который они в себе заключали: не нужно повиноваться властям, платить оброк и ходить на барщину, а надо гнать помещиков с крестьянской земли; "помещику земля - горы да долы, овраги да дороги и песок да камни, лесу ему ни прута; переступит он шаг со своей земли - гони его добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду".

Крестьяне стекались к Петрову толпами и приступили даже по его указанию к смене местных властей. Когда в Бездну прибыли карательные войска под командованием флигель-адъютанта графа А.С. Апраксина, крестьяне, предусмотрительно удалив /228/ из села женщин, горой встали на защиту Петрова и не хотели его выдавать. Казанское дворянство, напуганное восстанием, объявило Антона Петрова "вторым Пугачевым" и требовало от Апраксина решительных мер. Апраксин пустил в ход оружие. Больше 350 крестьян были убиты и ранены. Антон Петров вышел к солдатам с текстом "Положений 19 февраля" над головой.

Александр II на донесении Апраксина о расстреле бездненских крестьян пометил: "Не могу не одобрить действий гр. Апраксина". Антона Петрова царь повелел "судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно", предрешив тем самым осуждение Петрова на смертную казнь. 17 апреля Петров был приговорен к расстрелу и 19-го казнен.

Менее значительные, чем Кандеевское и Бездненское, но тоже многолюдные и упорные выступления крестьян против реформы 1861 г. прошли во многих великорусских, а также украинских и белорусских губерниях. Иные из них властям удалось подавить только силами войск. Так, 15 мая в с. Самуйлове Гжатского уезда на Смоленщине войска атаковали двухтысячную толпу крестьянских бунтарей, которые, как это засвидетельствовано в официальном акте, "с неистовым энтузиазмом бросились на солдат, обнаружив намерение отнять у них ружья", причем погибли 22 крестьянина. Железом и кровью усмирили каратели и крестьян с. Рудни Камышинского уезда Саратовской губернии, где в роли главного усмирителя выступил еще один флигель-адъютант - Янковский.

1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г. Вот сравнительные данные о количестве крестьянских волнений:

1861 г. - 1859
1862 г. - 844
1863 г. - 509

Показательно, что до объявления реформы, с 1 января по 5 марта 1861 г., было всего 11 волнений, а с 5 марта до конца года - 1848. Большую цифру даст только 1905 год.

Небывалый за все XIX столетие размах крестьянского движения 1861-1863 гг. обнаружил его слабости, очевидные даже для современников. Оно было стихийным, без четкого руководства и организации (такие вожаки и даже "идеологи", как Леонтий Егорцев и Антон Петров, являлись исключениями). Крестьяне руководствовались наивными (зачастую царистскими) иллюзиями. Наконец, движение было локальным, захватив спорадически /229/ тысячи деревень, тогда как сотни тысяч других (иногда соседних) оставались покорными.

Тем не менее царизм с немалым трудом подавил сопротивление крестьян, отрядив против них кроме войск внутренней стражи еще 64 пехотных и 16 кавалерийских полков регулярной армии. Александр II явно обременял карательными функциями своих флигель-адъютантов. Герцен поэтому иронически предложил ему выбить по случаю освобождения крестьян от крепостного права такую медаль: с одной стороны венок из розог, связанных флигель-адъютантским аксельбантом, а с другой - надпись: "Сим освобождаю!" Лишь с конца 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль:

1864 г. - 156 волнений
1867 г. - 68
1865 г. - 135
1868 г. - 60
1866 г. - 91

"Гидра мятежа", как говорили при царском дворе, была раздавлена.

Это вовсе не означало, что российское крестьянство примирилось с реформой 1861 г. Либеральный публицист Ф.П. Еленев (Скалдин) и в конце 60-х годов свидетельствовал о "всеобщем между крестьянами ожидании новой или чистой воли", Крестьянская масса полнилась слухами о грядущем переделе земель и продолжала борьбу за свое право на жизнь хотя бы с минимальным достатком. Крестьяне разных губерний в жалостливых прошениях к министру юстиции К.И. Палену, министру внутренних дел А.Е. Тимашеву и к самому царю взывали о наделении "где-либо землею", о замене неудобных земель удобными, об ограждении от произвола властей. Губернаторы доносили министру внутренних дел, а министр - царю о все новых формах протеста крестьян против их экономического удушения. Почти повсеместно крестьяне отказывались вносить непосильные выкупные платежи, многочисленные - оброчные, подушные, земские, мирские, штрафные и прочие - сборы. С 1870 г. они стали отказываться даже от наделов из-за несоответствия между их доходностью и установленными за них платежами. Пермские крестьяне образовали особую "секту неплательщиков", которая объявила греховным взыскание с трудящегося люда непомерных налогов. Все это держало российскую деревню пореформенных лет в состоянии хронической напряженности, чреватой новыми бунтами.

Хотя материальное (как и правовое) положение российского крестьянства после 1861 г. стало лучше, чем до реформы, оно оставалось еще для цивилизованной страны, великой державы нетерпимым. Достаточно сказать, что крестьяне и после освобождения большей частью жили в "курных" (или "черных") избах. Колоритно описал их крестьянский сын, народник Е.Е. Лазарев /230/ (прототип Набатова в романе Л.Н. Толстого "Воскресение"). Дым в такой избе "из печного чела должен был валить прямо вверх к потолку, наполняя собою всю избу чуть не до самого пола, и выходить в отворенную дверь (а летом и в окна) наружу. Так было летом, так было и зимой. Вследствие этого по утрам, во время топки печи, обитатели этих жилищ ходили обыкновенно согнувшись, со слезами на глазах, кряхтели, пыхтели и откашливались, глотая время от времени чистый воздух близ самого пола". Это называлось "топить по-черному". В таких избах крестьяне жили многолюдными семьями, а зимой "к двуногому населению приобщалось население четвероногое - телята и ягнята, к которым по утрам и вечерам приходили их матери покормить молоком. Коровы-новотелы морозной зимой по утрам сами являлись в избу доиться, протискиваясь сквозь узкие сенные и избные двери с бесцеремонностью исконных членов семьи...".

Тем временем формировался и вступал в борьбу за свои права рабочий класс. В условиях его жизни и даже в характере и способах борьбы было много общего с положением крестьянства. Рабочие 60-х годов еще сохраняли тесные связи с деревней. Статистические обследования трех промышленных уездов Московской губернии показали, что 14,1 % рабочих с 18 лет и 11,9 % в возрасте с 14 до 18 лет уходили сезонно на полевые работы. Так называемые сельские работники, выполнявшие на фабриках и заводах подсобные операции, стремились к тому, чтобы получить достаточный для пропитания надел и уйти с предприятия.

Бедствовали рабочие не меньше (если не больше), чем крестьяне. До 1897 г. рабочий день в промышленности не был нормирован и, как правило, составлял 13-15 часов, а порой доходил и до 19-ти (как на машиностроительном заводе Струве в Москве). При этом рабочие трудились в антисанитарных условиях, без элементарной техники безопасности. "Как-то мои друзья ткачи повели меня на фабрику во время работы. Боже мой! Какой это ад! - вспоминал очевидец об одной из петербургских фабрик.- В ткацкой с непривычки нет возможности за грохотом машины слышать в двух шагах от человека не только то, что он говорит, но и кричит. Воздух невозможный, жара и духота, вонь от людского пота и от масла, которым смазывают станки; от хлопковой пыли, носящейся в воздухе, получается своеобразный вид мглы <...> Стоять приходится неизбежно, так как сидеть не полагается, да и сесть, кроме подоконника, негде, а на подоконнике сидеть нельзя - "свет застишь" - не дозволяется. Я пробыл на фабрике не более двух часов и вышел оттуда очумелый, с головной болью".

Ткачи этой фабрики работали, стоя, по крайней мере, на обеих ногах. А вот свидетельство рабочего Кренгольмской мануфактуры в Нарве В.Г. Герасимова: "На работу нас поднимали в 4 часа утра. Я работал на ватерных машинах, и мне приходилось /231/ стоять все время на одной ноге, что было очень утомительно. Этот адский труд продолжался до 8 часов вечера". Труд в таких условиях был тем более "адским", что рабочих заставляли выполнять запредельные нормы выработки. Так, мастеровые железнодорожных депо в Калуге жаловались, что хозяева задавали им такие "уроки", каких "не в состоянии выработать лошадь".

Тяжкими "уроками" молодые российские капиталисты душили не только взрослых мужчин, но и детей, и женщин. Женский труд широко эксплуатировался в легкой промышленности (в Петербурге 70-х годов женщины составляли 42,6 % рабочих, занятых на обработке волокнистых веществ) и применялся даже в металлургии. Дети же и подростки с 10-12 лет (иногда и с 8-ми) работали буквально всюду. По данным 70-х годов, на Ижевском оружейном заводе несовершеннолетние в возрасте от 10 до 18 лет составляли 25 % всех рабочих, а на тверской фабрике Морозова - 43 %. Газета "Русские ведомости" в 1879 г. так писала о труде малолетних на фабриках г. Серпухова Московской губернии: "Положение детей, из-за 4-5-рублевого жалованья обреченных на изнурительную 12-часовую работу, в высшей степени печальное. К сожалению, эти изможденные, бледные, с воспаленными глазами существа, погибающие физически и нравственно, до сих пор еще не пользуются в надлежащей степени защитой со стороны закона. А между тем эта юная рабочая сила представляет весьма солидный процент всех сил, занятых на местных фабриках; так, на одной фабрике г. Коншина работают до 400 детей".

Оплата столь тяжкого труда рабочих в первые десятилетия после "великих реформ" была грошовой. Спорадическое повышение заработной платы далеко отставало от роста цен. М.И. Туган-Барановский приводил такие данные по одному из крупнейших в России Иваново-Вознесенскому промышленному району: зарплата за все виды труда повысилась к началу 80-х годов сравнительно с концом 50-х на 15-50 %, а цена ржаного хлеба - на 100%, масла - на 83%, мяса -почти на 220%.

Мало того, существенную часть (до половины!) и без того жалкой заработной платы хозяин отбирал у рабочего в виде штрафов. До того как был принят в 1886 г. закон о штрафах, предприниматели штрафовали рабочих безудержно и цинично. Например, "Общие условия найма" в "расчетной книжке", которую выдавала своим рабочим контора ситценабивной мануфактуры Лопатина во Владимирской губернии, гласили: "На работу фабричные и мастеровые обоего пола и всякого возраста должны являться не позже десяти минут после звонка под опасением записи в сей расчетной книжке взыскания с них той /232/ платы, которая причитается им за целый рабочий день". Итак, за 11 минут опоздания полагалось отработать бесплатно весь день! Из других пунктов тех же "условий" явствует, что хозяин мог штрафовать рабочего по всякому поводу, а за "дурное поведение" в любое время уволить. Разумеется, под мотивировку "дурное поведение" хозяин мог подвести любого из неугодных ему работников.

Адский труд при грошовой оплате не позволял рабочим обеспечить себе хотя бы элементарное человеческое существование. Жили они со своими семьями нищенски, большей частью в бараках и казармах, мало подходивших "даже для стойла коровы или лошади, не только для человеческого жилища", или в подвалах вроде того, который описан инспектором земской управы Петербургского уезда, обследовавшей жилищные условия столичного пролетариата за 1878 г.: "Представляя из себя углубление в землю не менее 2 аршин, он (подвал.- Н.Т. ) постоянно заливается если не водою, то жидкостью из расположенного по соседству отхожего места, так что сгнившие доски, составляющие пол, буквально плавают, несмотря на то что жильцы его усердно занимаются осушением своей квартиры, ежедневно вычерпывая по нескольку ведер. В таком-то помещении при содержании 5 1/3 куб. сажен убийственного самого по себе воздуха я нашел до 10 жильцов, из которых 6 малолетних". В.В. Берви-Флеровский, досконально изучивший положение российских рабочих 60-х годов, пришел к выводу: условия жизни рабочего "таковы, что он должен отказаться или от существования, или от достоинства человеческого".

Все это заставляло рабочих критически размышлять о своем положении. Василий Герасимов свидетельствовал: "Я часто задумывался над этими фактами, проводя параллель между условиями, окружавшими нас, и условиями, при которых жили наши хозяева-фабриканты, питающиеся нашей кровью, заедающие нашу жизнь в буквальном смысле этого слова. Я сознавал ненормальность, несправедливость этого порядка вещей <...> Я только не знал, как выйти из этого положения".

Первые шаги рабочего движения в России после 1861 г. были сравнительно робкими (жалобы, "покорнейшие прошения", побеги, иногда бунты и стачки), но отличались пролетарской направленностью - против штрафов и непосильных "уроков", за сокращение рабочего дня и увеличение зарплаты. Некоторые из них заключали в себе уже и симптомы политического протеста. Так, рабочие Людиновского завода Мальцева в Калужской губернии говорили на дознании, что заводовладелец мстил им за то, что они не ходили к нему с хлебом-солью в честь объявления реформы 1861 г. По мере того как рабочие все сильнее разочаровывались в /233/ последствиях "великих реформ", их борьба нарастала: если за 60-е годы подсчитано 51 выступление рабочих (стачек и волнений), то за 70-е - уже 329.

Царское правительство с тревогой следило за протестами рабочих и пыталось успокоить их видимостью попечительства, не обижая при этом, однако, и фабрикантов. Характерен такой пример: в июле 1869 г. московские власти запретили работы на фабриках и заводах в праздничные дни, передав окончательное решение по этому вопросу фабрикантам, а те решили все оставить по-старому.

В тех же случаях, когда рабочие прибегали к "беспорядкам", к стачке или бунту, царизм помогал хозяевам давить недовольных беспощадно. "Зачинщики" и "вожаки" заковывались в кандалы и отправлялись в остроги (как на Людиновском заводе Мальцева в апреле 1861 г.), приговаривались к наказанию плетьми и ссылке в каторжные работы (как на Лысвенском заводе Пермской губернии той же весною). Трудового законодательства до середины 80-х годов в России вообще не было, а существующие законы ограждали права не рабочих, а их хозяев. Стачка, как и "бунт против власти верховной", считалась государственным преступлением, и за участие в ней рабочие подлежали уголовному и административному преследованию. Символичным для 70-х годов было заявление начальника полиции рабочим петербургских мастерских Главного общества российских железных дорог в ответ на их экономические требования: "У всех своя должность: поп служит обедню, доктор лечит, а я приехал вас душить <...> Я знаю, что у вас есть человек десять или двадцать зачинщиков. Я их вырву у вас, вырву - в Сибирь сошлю. А захочу - 100 человек пошлю в Сибирь!"[. См.: Туган-Барановкий М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1938. Т. 1.С. 349.

. Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России. М., 1938. С. 442.

Община. 1878. N° 3-4. С. 27, 28.

Рабочее движение в России в XIX в. Сб. док. и мат-лов. М., 1950. Т. 2 Ч. 1. С.


Причины роста революционного движения После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось и революционное движение. Это было вызвано несколькими причинами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния.


Поиски ориентиров Идейным вождем революционного движения в России в конце 50- х начале 60- х гг. стал редактор петербургского журнала « Современник » Н. Г. Чернышевский. Искусно обходя цензуру, он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об « общинном » социализме, ратовал за создание революционной организации.


Идеи « общинного » социализма А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70- х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.


Михаил Александрович Бакунин () Бакунин уповал на стихийный народный бунт против самодержавия, даже если он будет, как писал Пушкин, « бессмысленный и беспощадный ». Русский народ он считал изначально народом - бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция « умственный пролетариат ». Обращаясь к молодежи, Бакунин писал: « Бросайте же скорее этот мир, обреченный на гибель, бросайте эти университеты, академии, школы, ступайте в народ, чтобы стать « повивальной бабкой » самоосвобождения народного, спасителем народных сил и усилий ».


Петр Лаврович Лавров () Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые « критически мыслящие личности », имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет « оплатить » свой « долг народу ». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.


Петр Никитич Ткачев () В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была « расшатать » существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.


Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

8­18,19 тест №1 "Революционное народничество"
А Выберите один правильный ответ:
1. Идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй
половине XIX в. - это:
1) реформизм 3) социализм 2) марксизм 4) народничество
2. Усиление революционного движения после реформы 1861 г. было
обусловлено:
1) устранением сословных перегородок
2) ослабление политического режима в пореформенной России
3) умеренностью реформ и непоследовательностью властей при их
проведении
4) увеличением численности и влияния «разночинцев»
3. Основы идеологии народничества были заложены в 50­е гг.:
1) М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым
2) П. Н. Ткачевым, М. А. Бакуниным
3) А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским
4) Г. В. Плехановым, С. Л. Перовской
4. Одной из причин усиления революционного движения в России после
крестьянской реформы 1861г. стало
1) получение личной свободы крепостными крестьянами
2) недовольство дворян решением освободить крестьян от крепостной
зависимости
3) сохранение Александром II на ведущих государственных постах многих
деятелей дореформенного времени
4) разочарование крестьян, оставшихся в положении временнообязанных
5. Идейный вождь революционного движения в России в конце 50­х ­ начале
60­х гг.XIX века Н.Г. Чернышевский в своих статьях выступал
1) за расширение прав и свобод граждан
2) за свободу предпринимательской деятельности
3) за сохранение старых порядков
4) за крестьянскую революцию, создание революционной организации
6. Идеологом пропагандистского направления в народничестве являлся
1) М. Бакунин 2) П. Лавров 3) П. Ткачев 4) А. Герцен

Часть В.
11. Установите соответствие между идеологами и направлением в
народничестве
Идеолог
А) М.А. Бакунин
Б) П.Л.Лавров
В) П.Н.Ткачев
Направление
1) пропагандистское
2) заговорщическое
3) бунтарское
2. Расположите в хронологической последовательности события
А) выделение в идеологии народничества основных идейных направлений:
пропагандистское, бунтарское, заговорщическое
Б) убийство императора Александра II
В) возникновение в Петербурге организации «Земля и воля»
Г) отмена крепостного права
3. Назовите положения, являющиеся основными идеями революционного
народничества
1) Отмена крепостного права (реформа).
2) Капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое «сверху».
3) Будущее России ­ социализм, минуя капитализм.
4) Россия – конституционная монархия. Гарантия прав и свобод.
5) Власть царя не ограничена. Монарх считается с мнением народа.
6) Ячейка социализма в стране – крестьянская община.
7) Всеобщий контроль государства за всеми сферами жизни общества.
8) У России особый путь исторического развития.

4. Назовите исторических личностей, являющихся идеологами
революционного народничества
1) Н.Бухарин 2) П.Ткачев 3) А.Герцен
4) М.Бакунин 5) П.Лавров 6) Н.Огарев
5.Прочтите отрывок из текста и определите, о каком
направлении в народничестве в нём говорится?
«Крестьянство не способно самостоятельно осуществить
революцию. Революция должна принять форму переворота,
который совершит строго законспирированная организация
революционеров, члены которой прошли строгий отбор и
подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта