От чего люди испытывают радость. Радость – это внешнее проявление любви, или что значит “Всегда радуйтесь!”. Смотреть запись про эмоциональный интеллект

2. Положительные эмоции

Интерес


Их всего две: интерес и радость. Они проявляются в выраженном виде в творческом труде и в любви. Только в творческом труде преобладает интерес, а радость является как бы наградой за успехи в труде. В любви же наоборот: для того, чтобы извлечь большую радость, надо немного потрудиться.

Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Заинтересованный человек выглядит так, как будто од прислушивается или присматривается. Интерес, как указывает американский психолог К. Изард, является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта.

Интерес способствует развитию последнего и позволяет индивиду заниматься какой-либо деятельностью или вырабатывать навыки, пока он ими не овладел. Это единственная эмоция, которая позволяет выполнять повседневную работу должным образом. Интерес помогает завязывать и поддерживать дружеские отношения, а также сохранять брачный союз. Если супруги интересуют друг друга как личности и как сексуальные партнеры, то их брак счастливый. Но следует отметить, что интерес возбуждается незнакомым. Поэтому муж и жена должны постоянно меняться, причем в лучшую сторону, т. е. необходим постоянный личностный рост.

Вот как оценивает значение интереса известный психолог Ф. Томкинс: «Интерес является необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятий, но и для поддержания бодрствования. Действительно, бессонница может возникнуть не только при беспокоящем отрицательном чувстве, но и устойчивом интенсивном возбуждении. Без интереса мышление было бы серьезно нарушено. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей мере, чем разрушение ткани мозга (выделено мною. — М. Л.). Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса».

Прочитайте эту цитату еще раз и запомните: отсутствие интереса разрушает мозг! Без постоянного интереса не может возникнуть представления об объекте со сложными свойствами.

Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Ребенок не может заниматься предметом, которым не интересуется. «Он может запомнить факты, чтобы избежать позора поражения, но такое обучение не будет эффективным. Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий подход в данной области, он должен быть глубоко захвачен ею, — пишет Изард, — а это может быть обеспечено сильным интересом. Если постижение глубин предмета становится для ребенка жизненно необходимым, постоянное стремление выйти за пределы существующих знаний станет для него волнующим приключением». Продолжительный прогресс возможен лишь там, где действия стимулируются интересом и поиском.

Интерес играет важную роль в развитии творчества. «Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее, — писал психолог А. Маслоу, — живет только в настоящем. Она полностью погружена в предмет, очарована и поглощена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предметом своих занятий».

А. Маслоу говорит о двух фазах творчества: первичной и вторичной. Для первой характерны импровизация и воодушевление, а также интенсивный интерес. Вторая — разработка исходного вдохновения. Эта фаза требует дисциплины и тяжелой работы. Практически все люди пережили первую фазу, но не у всех хватило сил для второй. Прошло время, и выяснилось, что кто-то другой воплотил его идею в жизнь, прославился и получил материальные блага. Многие утешают себя тем, что они еще раньше пришли к этой идее. Не стоит этого делать! Маслоу указывал: «...взлеты и вдохновение дешево стоят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы». Последняя очень часто сопровождается разочарованием, подавленностью. И только сила устойчивого интереса позволяет их преодолеть.

Эмоция интереса сопровождается оптимальным функционированием всех органов и систем. Человека, испытывающего интерес, можно сравнить с автомобилем, который со скоростью 90 км в час едет по гладкой дороге, что приводит к минимальным расходам топлива, снашиванию ходовой части и максимальному пробегу. Однако и у него есть недостаток. При длительном устойчивом интересе можно «загнать» себя. Вспомните, как с неослабевающим интересом вы могли всю ночь читать захватывающий детектив, не чувствуя сонливости. Но ведь на другой день продуктивность вашей работы снижалась.

Радость


Радость нельзя вызвать произвольно. Это не переживание, за которым можно гнаться и которого можно добиться. Достигнутый успех не всегда приводит к ней. Мои читатели, когда вы окончили школу, было ли у вас чувство радости? А когда окончили институт? У многих, верно, возникло чувство облегчения, а может быть, и тревоги: «Что будет дальше?» Нередко и повышение по службе сопровождается не радостью, а страхом перед новой ответственностью и поражением. Но как вы были рады, когда, тяготясь одиночеством в чужом городе, неожиданно встретили малознакомого вам человека, с которым практически не общались дома! И сразу на лице появилась улыбка радости.

Радость — не чувство удовольствия, не веселье, хотя она может быть связана с последним. В наиболее чистой форме радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды (радость — побочный продукт).

Гимн радости пропела К. Изард: «Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость... сопровождается удовлетворенностью Окружающим и всем миром».

Некоторые ученые считают, что на другом полюсе радости находятся боль, страх, страдание. Как указывает Томкинс, радость возникает тогда, когда уменьшается стимуляция нервной системы. Когда малыша подбрасывают, у него возникает страх, а когда ловят — чувство радости. Люди, которые не могут испытывать чувство радости напрямую от интересного творческого труда, выбирают профессии, связанные с повышенной опасностью (альпинисты, монтажники, высотники, моряки и т. п.). Когда им удается избежать опасности, у них возникает чувство радости.

Многие невротичные натуры получают радость, видя чужие страдания. Для того чтобы ближе наблюдать их, они готовы оказать бескорыстную помощь. Часто эти люди сами неблагополучны. Их девиз: «Для себя ничего не могу сделать, а за другого глотку перегрызу». О таких людях писал Ф. Ницше: «Сострадательные натуры, всегда готовые помочь в несчастье, редко способные одновременно и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, они не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое неудовольствие».

Ученые утверждают, что очень трудно говорить о причинах радости, поскольку ее переживание не обязательно следует из какой-то ситуации или действия. Это скорее побочный продукт правильно организованной деятельности. Радость может возникать от упражнений, улучшающих физические возможности, при еде, питье, которые удовлетворяют голод и жажду, или вследствие чего-то, что уменьшает гнев, отвращение, презрение, страх или стыд. Но самое главное — радость появляется на различных этапах творческой работы, при открытии, при завершающем творческом достижении и при триумфе.

Радость может возникнуть при узнавании чего-то знакомого. Для радости это то же самое, что новизна для интереса. Знакомые и друзья обновляют ваш интерес к себе, проявляя себя с новой стороны, а это приводит к более глубокому узнаванию человека, приносящего радость. В длительной дружбе и любви этот цикл продолжается до бесконечности.

А. Шопенгауэр считал радость «наличной монетой счастья». Поэтому всякий раз, когда в нас появляется веселость, мы должны идти ей навстречу; она не может появиться не вовремя. «...Что нам могут дать серьезные занятия — это еще вопрос, тогда как веселость нам приносит непосредственную выгоду». Следует только избегать той радости, которую ученый Шехтель назвал магической. Во время этого кратковременного переживания все обещает быть прекрасным и совершенным. Происходит «магическая трансформация мира». Человек, испытывающий магическую радость, рассматривает удовлетворение желания не как результат собственных усилий, а как подарок судьбы. Он ведет себя так, будто все его желания уже стали действительностью. Это положение иллюстрируется известным анекдотом, где мужчина, решивший, что он выиграет по лотерейному билету машину, вступил в конфликт со своим сыном по поводу того, кто и где будет сидеть в машине. Так как к согласию они не пришли, то папаша выгнал сына из машины и только потом вспомнил, что машины у них пока еще нет.

Поскольку при магической радости возникает чувство исключительности, подчеркивает Шехтель, оно может вызвать напряжение в отношениях с другими и чувство изоляции. Нам приходится видеть проявление этой магической радости у студентов, чувствующих себя уже докторами наук, у актеров, считающих себя звездами! Люди, стоящие в очереди за дефицитным товаром, часто ведут себя так, как будто его уже приобрели. Если вдруг товар им не достается, они переживают это так, словно имели его и потеряли.

Реальная радость основывается не на пассивном предвосхищении событий. Она обнаруживается в любой повседневной деятельности. Как гласит восточная мудрость, «задача каждого человека — прожить свое простое будничное так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости». У некоторых людей весь процесс жизни связан с радостью. Они наслаждаются уже тем, что живут. Такие люди идут по жизни более медленно и спокойно. Радость усиливает отзывчивость и, как считает Томкинс, обеспечивает социальное взаимодействие. Повторяющаяся радость увеличивает устойчивость человека к стрессам, помогает ему справиться с болью, быть уверенным и мужественным. Интенсивный интерес держит в напряжении. Неизбежные барьеры, стоящие на пути к достижению целей, могут вызвать страх и гнев; неудачи и необходимость ловчить, приспосабливаться — стыд, чувство вины. Радость же успокаивает человека.

Комбинация интереса и радости является основой любви. К человеку, являющемуся источником длительного интереса и радости, развивается сильная привязанность. Радость окрашивает весь мир в более яркие краски. Он видится сквозь розовые очки, а человек в радости становится уверенным, устойчивым и великодушным. Только от такого и можно принимать помощь. Интеллектуальная работа при наличии интереса сама по себе приносит радость. Но если возникает переутомление, то замедление интеллектуальной работы, вызванное радостью, создает наиболее благоприятные условия для отдыха и восстановления сил.

Счастье — не синоним радости, но эти понятия тесно связаны. Счастливый радуется чащб, чем несчастный. Счастливые люди более успешны в жизни, уверены в себе, оптимистичны. Их действия последовательны, целенаправленны и результативны. Они получают удовлетворение от процесса труда, а не только от его результата, и радость от межличностных отношений, будь то дружба или любовь. Они более способны делать то, что должна делать нормальная личность по 3. Фрейду: любить и работать. Переживая радость, люди наслаждаются мигом, а не критикуют его.

Что же мешает радоваться? Устаревшие правила и инструкции, иерархизированные отношения между людьми, догматизм в отношении воспитания детей и секса. Все то, что Э. Берн называет Родителем. Если нет больших материальных лишений, грубых телесных повреждений, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью.

Как же добиться радости? Есть два пути: один путь — приспособить к себе мир, переделав его и перевоспитав всех людей. Это путь в никуда. По нему идут все невротики. Они готовы переделать всех и вся, но только не себя. Второй путь — приспособиться к миру и переделать себя. Это путь здоровья. Можно избегать холода, жары, поднятия тяжестей, а можно закаляться, тренироваться и получать удовлетворение от тех же факторов. Можно отгородиться от людей и не испытывать их «уколов», а можно обучиться технике общения и получать радость от него.

Связь между интересом и радостью


«Делу — время, а потехе — час» — гласит народная мудрость. В Библии четко указано соотношение труда и отдыха — 6:1. Шесть дней надо с интересом работать и один день с радостью отдыхать.

К чему же приводит ситуация, когда личность питается одним интересом?

Вспомним историю моего больного М. (III глава первой части). Он жил только интересом в работе и не получал радости от общения с друзьями. И чем больше он занимался, тем больше в своем развитии отрывался от сверстников и, следовательно, тем меньше у него было шансов приобрести товарищей и испытать радость общения. Результат — глубокая депрессия.

А теперь противоположный пример.

«...Упорный труд ему был тошен», — говорит о своем герое А. С. Пушкин. Онегину оставалась только радость. Легче всего ее получить в развлечениях и общении с противоположным полом. Поэтому все свои душевные силы Онегин направил на любовь. И, конечно, наступил момент, когда «в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут — мигом утешался, изменят — рад был отдохнуть».

Мне представляется природа донжуанизма следующим образом. Эмоция интереса, как уже говорилось ранее, возникает в процессе творческого труда, который, таким образом, является жизненной потребностью человека. Лучше и легче всего это достигается в профессиональной деятельности. Для Онегина развлечения и любовь становятся как бы профессией. С ростом «квалификации» следующая победа дается ему все легче и легче. Для интереса всегда нужно что-то новое, отсюда — частая смена предмета любви. Постепенно искусство обольщения сводится к автоматизму (это уже не творческий труд), слава начинает идти впереди героя. Онегин понимает, что в любви счастья ему не достигнуть. «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас...» — говорит он Татьяне, любовь которой получил вообще без каких-либо усилий со своей стороны.

Он начинает путешествовать, но и здесь его ждут разочарование, скука и тоска:

...И путешествия ему,
Как все на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.

...Татьяной занят был одной.
Не этой девочкой несмелой,
Влюбленной, бедной и простой,
Но равнодушною княгиней,
Но неприступною богиней...
...К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень...

Любовь ли руководит героем? Конечно, нет! Возможность получить удовлетворение в труде и тем самым укрепить свое «Я». Это как раз и поняла Татьяна. Именно поэтому она отказала Онегину во взаимности, а не потому, что не решилась бросить вызов обществу.

...Онегин сохнет — и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.

Перед нами — четкая клиническая картина реактивной депрессии, которая нередко заканчивается самоубийством. Однако Онегин к врачам не идет, а пишет письмо Татьяне. Послушайте, что пишет он:

Когда бы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог...

Такое письмо может вызвать только жалость, а не любовь, и, естественно, он получает отказ.

Как видим, у Онегина все складывается хорошо (красив, умен, богат, здоров, образован), но он глубоко несчастен. Воистину справедлива восточная мудрость, что «все счастья и все несчастья находятся в собственной голове». И если человек хочет что-то изменить в своей жизни, прежде всего надо перестроить самого себя (об этом подробно рассказано в первой части книги «Алгоритм удачи»).

А есть ли среди нас евгении онегины? Есть, и сколько угодно. Причину я вижу в нашей образовательной системе, рассчитанной на тупиц. Способные дети без труда получают свои четверки и даже пятерки, посредственности же зарабатывают их упорным трудом. Наши евгении онегины нерастраченную в школе творческую энергию тратят на удовольствия. Когда жизнь сталкивает их с настоящими трудностями, некоторые из них заболевают депрессивными неврозами, как герой Пушкина, некоторые начинают принимать алкоголь и наркотики. Любой врач-нарколог знает, как много погибших талантов в среде алкоголиков и наркоманов!

Итак, эмоции интереса и радости в пропорции 6:1 должны являться основной нашей эмоциональной пищей. Главный источник интереса — свободный, творческий труд (он же приносит и свою порцию радости), а радости — любовь, но для того чтобы она пришла, надо изрядно и творчески потрудиться. Дефицит интереса, так же как и дефицит радости, приводит к депрессии.

██ ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь - штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

Почему же, до сих пор, столько вопросов по поводу того, как именно называется та, или иная эмоция. Почему даже простая улыбка, так, по разному выглядит у представителей разных культур, даже не смотря на то, что в основе лежит все та же структура эмоции Радость.

Все дело в том, что эмоциям люди обучаются. Эмоции частично наследуются, но в остальном, человек всю жизнь обучается и переобучается эмоциям. И обучение той или иной эмоции происходит по разному в разных культурах. Наша культура - не исключение. Даже в одной, отдельно взятой культуре, обучение эмоциям зависят от того, в какой субкультурной среде растёт ребёнок. Ребёнок, который в процессе взросления, будет обучен только определённому спектру эмоций, необходимых для выживания в этой субкультуре. Так формируются индивидуальные различия в эмоциях, характеризующиеся появлением устойчивых взаимосвязей Радости с другими эмоциями. Так у эмоций появляются дополнительные эмоции-комментарии, регулирующие их выражение, отображение и дальнейшие предпринимаемые действия.


Например, у русских, эмоция Радость, устойчиво проявляется во взаимосвязи с эмоцией Печаль и\или Страх. Что легко можно обнаружить подобное отношение к Радости в пословицах, хранящих вековую мудрость: «Смеётся тот, кто смеётся последним», «Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд», «В чем живёт смех, в том и грех», «Встарь люди бывали умней, а ныне веселей», «Кто смешлив, тот и слезлив», «Смех без причины - признак дурачины», «Сильный смех приводит к несчастью», и т.д. Что касается других культур - у них, вполне может быть, что Радость входит в устойчивые взаимосвязи с другими эмоциями, что вполне закономерно, так как культуры и образ жизни отличается разительно.

Социальная функция Радости

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и младенцем, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радость и здоровье

Некоторые эмоции, при определенных условиях, способны привести к серьезным заболеваниям. Например Печаль - к депрессии, Отвращение к шизофрении и т.д. Радость, в отличии от остальных, не приводит к заболеваниям. Наоборот, часто именно Радость способствует ускорению процесса выздоровления. Ни одно из серьезных психических расстройств не вызывается непосредственно эмоцией Радости. Наверное, все мы совершали в детстве глупости, дурачились, заливались смехом на уроке. Такой смех, конечно, мешает учебному процессу, но вряд ли может служить поводом для особого беспокойства.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Бытует мнение, что мазохисты испытывают удовольствие от боли, что ощущение боли доставляет им радость, это не так . Мазохизм, несомненно, связан с нарушениями отдельных эмоций, но Радость не является одной из них. Возможно, мазохист причиняет себе боль, удовлетворяя потребность в самонаказании, порожденную эмоцией Вины. <Удовольствие>, получаемое мазохистом от ощущения боли, может быть не чем иным, как чувством облегчения, которое вызывается ослаблением чувства вины. Вполне вероятно, что именно эмоция Вины порождает у мазохиста потребность испытать боль при половом акте или искать иные способы навредить себе.

Целенаправленное обучение эмоции Радость

Как это ни удивительно, но эмоция Радость НЕ МОЖЕТ быть непосредственным результатом волевого усилия или целью деятельности. Т.е. Радость не может быть вызвана намеренно или запланированно. Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата. Человек не может вызвать радость сознательным усилием, но он может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещает ему радость. Упорство и настойчивость в освоении каких-то навыков, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы, и именно это чувство является источником радости. Но мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость, а для того, чтобы выполнить свою работу, освоить новые навыки, повысить свое мастерство, завершить начатое дело. Мы работаем потому, что нам интересно работать, а радость выступает как побочный продукт достигнутого успеха.

Почему так происходит?
Если у взрослого человека эмоция радости не поддается планированию, то у младенца и у маленького ребенка она может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка - это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека.

Процесс развития эмоции Радость, протекает у ребёнка несколько иначе, чем процесс развития других эмоций. Родители не могут непосредственно «обучить» ребёнка эмоции Радость, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущего его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребёнка, вовлекая его в игры, способствующие пробуждению у него эмоции Радость, одновременно показывая её собой, своим поведением, своей мимикой. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребёнка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. В дальнейшем, эти переживания радости и будут определять способность «противостоять» страхам и депрессиям и будут определять способность и желание обучаться.

Препятствия стоящие на пути к переживанию радости

Считается, что способность к эмоции Радость предопределена генетически. На эту тему существуют и противоположные мнения. Мы считаем, что обучение Радости возможно на любом периоде, в независимости от мнения некоторых учёных. Однако, заметим, что болезни, недомогания и плохая физическая форма являются значительным препятствием на пути к обучению эмоции Радость. Ну какая может быть Радость, если ты себя плохо чувствуешь или что-нибудь болит?!

Нужно признать, что различные культуры и субкультуры предоставляют человеку разные возможности для переживания Радости. Экономические, социальные и культурные условия, порождающие у людей скуку, усталость и недовольство, в буквальном смысле вынуждающие людей бороться за выживание, способствуют не ресурсным эмоциональным переживаниям препятствующим развитию эмоции радость, и возникновению у неё устойчивой взаимосвязи с эмоциями, ведущими к НЕ ресурсу: сужению возможности дальнейшего выбора.

Перечислим препятствия на пути самореализации, подстерегающие человека буквально на каждом шагу, преграждающие путь к Радости:


  1. Одна из самых распространенных преград порождена способом организации социальных институтов. Многочисленные правила и инструкции, чрезмерный контроль подавляют творческую активность человека, поощряют посредственность и серость.

  2. Поверхностные, безличные, чрезмерно иерархизированные отношения между людьми.

  3. Догматичный подход к воспитанию детей, к вопросам секса и религии затрудняют процесс самопознания, мешают развитию самодоверия.

  4. Размытость представлений о мужественности и женственности, неопределенность половых ролей также препятствует самопознанию и самореализации.

  5. Помимо вышеперечисленных препятствий, относящихся к сфере личностного и социального функционирования, препятствием на пути самореализации и радости может стать плохое физическое состояние человека. Физически неполноценный человек ограничен в возможностях самореализации и в связанных с нею переживаниях.

  6. Недостаток сна или нарушение цикла бодрствования и сна. За чередование режимов бодрствования и сна отвечает эпифиз, или шишковидная железа, расположенная в центре мозга. Так, при свете дня она вырабатывает серотонин — вещество, называемое гормоном удовольствия, или гормоном счастья. Если серотонина достаточно — у нас хорошее настроение и жизнь нам в радость. А если недостаточно — возникает апатия, угнетенность и подавленность, депрессия или, наоборот, повышенная агрессивность, раздражительность, тревожность и беспокойство. А вот когда за окном темнеет, эпифиз начинает вырабатывать другой гормон — мелатонин, который и отвечает за здоровый полноценный сон. Темнота (желательно полная) и ночь — вот два важнейших условия для нормального сна. Вырабатываясь лишь в темное время суток, мелатонин не только обладает снотворным действием, но еще способствует восстановлению организма: приводит в норму нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему. А еще он обладает омолаживающим действием и помогает продлить нашу жизнь.

Но если радость не может быть запланирована и гарантирована, то что в таком случае можно предпринять, чтобы наши дети почаще испытывали радостные переживания? Главное, что каждый из вас может и должен сделать для своего ребенка - это помочь ему обрести чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности и привязанности к родителям не только создает благоприятную почву для развития исследовательской активности, но и служит прямым или косвенным источником радостных переживаний. Радостные улыбки родителей всегда находят отклик у ребенка, вызывают у него ответную улыбку. Чувствуя себя в безопасности, ребенок активно исследует мир, ежеминутно совершает открытия, осваивает новые навыки, и эти достижения вызывают у него радость.

Обучение (социализация) Радости

Как и в случае с другими эмоциями, переживание радости по своей сути одинаково у детей и у взрослых. Если нам удастся представить, как переживает радость младенец, то мы, вероятно, сможем лучше понять суть истинно радостного переживания взрослого человека. Переживание радости младенца можно охарактеризовать как чувство удовольствия, хотя это удовольствие отлично от сенсорного удовольствия. Чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радующими взор красками. Все эти раздражители могут лишь способствовать возникновению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Тем не менее радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Поскольку радостное переживание можно рассматривать в качестве побочного продукта деятельности, направленной на достижение некой эмоционально значимой цели то и обучение эмоции Радость выступает как неожиданный бонус к социальному развитию ребёнка. Ребёнок легко усваивает, чего бояться, что вызывает Гнев, Отвращение, Презрение, однако Радости так не возможно обучиться. Как же происходит обучение Радости?

Радость и Интерес

Часто, родители, развивают эмоцию Радость через развитие эмоции, сходной со структурой Радости - эмоции Интереса - показывая ему разнообразные предметы, посещая с ним новые места, знакомя его с новыми людьми, привлекая его внимание к новым свойствам знакомых предметам, помогая по-новому увидеть их. Но этого бывает недостаточно для возникновения эмоции радость.

Так, например, часто родители берут детей в цирк, в надежде, что дрессированные звери, воздушные гимнасты и клоуны обрадуют ребёнка и когда такого не происходит, очень удивляются тому, что детям часто жалко зверей, над которыми издеваются на потеху толпе, а клоуны вообще способы напугать на всю жизнь, особенно, если люди, играющие по гримом сами не имеют доступа к эмоции Радость.

Но иногда, когда удаётся получить бонусом Радость, проявляя интерес, тогда образуется взаимосвязь «Радость - Интерес», при котором структура эмоции Интерес складывается со структурой эмоции Радость по правилам Математики Эмоций.

В любом случае, для того что бы человек «научился» какой-то эмоции, он должен хотя бы раз её испытать, должен узнать, какой триггер лежит в основе этой эмоции. Если родители сами способны к переживанию Радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг триггеров Радости достаточно широк и разнообразен, то ребёнок легко и самостоятельно смоделирует способность радоваться и сформирует радостное мировосприятие.

Обучение Радости через Улыбку

Считается, что реакция улыбки является врождённой и универсальной. Наблюдения за младенцами, показали, что даже новорождённые спонтанно и рефлекторно способны изображать на лице сокращения мышц, морфологически напоминающие улыбку. Высокий женский голос вызывает у З-недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на любое человеческое лицо, если лицо этого человека находится на расстоянии до полуметра от его лица и если этот человек кивает ему. К пятой неделе, сам по себе звук высокого тона перестаёт вызывать такую реакцию, но к тому времени малыш уже способен реагировать на него звуковым ответом и к этому возрасту, в качестве триггеров, способных вызвать ответную реакцию улыбки начинают выступать различные визуальные стимулы, в том числе, вид человеческие лица.

На ряду, с появлением на лице улыбки, можно наблюдать увеличение активности у ребёнка: появлением генерализованных движений с попеременным сгибанием, разгибанием конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и учащением моргания.
Подводя итоги:


  • взрослый может вызвать ресурсную реакцию у ребёнка, просто обеспечивая его визуальными и аудиальными стимулами и тем самым развивая у него способность к визуальной концентрации;

  • своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца создает условия для ресурсного эмоционального развития;

  • ресурсные поддерживающие младенца эмоции способствуют развитию длительной и устойчивой визуальной концентрации

Смех и Радость

Ребёнок начинает смеяться в возрасте 5-9 недель. По крайней мере, большинство взрослых, расценивают голосовые реакции 5-недельных младенцев, записанные на магнитофон, как смех. Смех, как правило, связан с радостным переживанием, которое отлично от простого чувственного удовольствия так как удовольствие от сосания, само по себе не вызывает у ребёнка смеха. Для того, что бы вызвать смех у ребёнка, использовались различные стимулы, которые можно разбить на 4 категории:

  1. звуковые (например, высокий пронзительный голос)

  2. тактильные (например, целование ребёнка в животик)

  3. социальные (например, игра с ребёнком в прятки)

  4. визуальные (например, ползающая по полу мать)

Неоднократно наблюдалось, что младенец, когда плачет, откидывается назад и отворачивается от стимула, а когда смеётся - сохраняет ориентацию на стимул, тянется к нему, желая продления смешной ситуации и тогда, мать или воспитатель скорее склонны повторить ситуацию, тем самым давая ребёнку возможность исследовать ситуацию. Игры, вызывающие у ребёнка смех, выполняют две функции, способствуя развитию у него, общей системы ожидания и приобретению ребёнком опыта того, что человек, своими действиями, иногда экспрессивным поведением, влияет на действия других.

Плачущий ребёнок побуждает мать проявить заботу о нем, успокоить его точно так же как в прошлый раз, в то время, когда попытки матери рассмешить ребёнка, вовлечь его в игру, остаются безуспешными, ребёнок своей безучастностью прекращает игру, побуждая мать искать новые стимулы для возбуждения. Таким образом, именно ребёнок своим плачем или смехом инициирует поведение, связанное со взаимодействием матери и ребёнка, что является отличным способом обучения ребёнка эмоции Радости и прочно связывает с ней смех.

Юмор и Радость

Юмор, в лучших его проявлениях, связан с эмоцией Радость, но в тех случаях, когда его острие направленно в адрес других людей, он может сопровождаться Гневом, или Презрением, как при насмешке, или Отвращением, если направлен на другую культуру или субкультуру, так же возможно его сопровождение чувством вины.

Пробуждающие смех игры в младенческом возрасте создают предпосылки для развития чувства юмора; в конечном итоге способность к пониманию чувства юмора зависит от того, насколько гармоничным было ранее развитие человека, насколько свободно он мог выражать те внезапные вспышки радости, которыми сопровождаются некоторые когнитивно-аффективные процессы. Интересный факт, что следовое возбуждение как от положительных (в частности, сексуальных), так и от отрицательных (вызывающих страдание, страх) стимулов улучшает последующее понимание карикатур и шуток.

Мужчины и женщины по разному воспринимают юмор и то, над чем смеются люди. Женщины, при виде смеющихся людей становятся более экспрессивными и гораздо выше оценивают предложенные им карикатуры. У мужчин, же наблюдения за смеющимися людьми приводит к более чёткой дифференциации хороших и плохих карикатур.
Т.е. женщины более восприимчивы к экспрессивным реакциям, к «смеху людей на вечеринке» как к таковым, а мужчины - к содержанию и «больше смеются над шутками, сопровождающими учебный процесс».

Радость и когнитивные процессы

Любое ощущение покажется вам гораздо более приятным в радости, нежели чем в Печали или при переживании любой другой не ресурсной эмоции. В Радости розы - краснее, фиалки - голубее, солнце - ярче, даже дождь, который при других обстоятельствах стал бы помехой, бодрит или наоборот, успокаивает Вас. Именно в Радости, мы воспринимает мир «сквозь розовые очки»
Эти изменения в восприятии, вызванные эмоцией Радости, повышают порог возникновения не ресурсных состояний, делает человека уверенным, терпимым и великодушным. Тогда и любые проблемы отступают и становятся разрешимыми.

Однако, эмоция Радость во взаимосвязи с когнитивными процессами, вполне может привести к снижению продуктивности мышления. Если решение стоящей перед человеком задачи требует усилий и упорного труда, то в Радости человек вполне может её просто забыть, так и оставив ее неразрешимой. Такой парадоксальный характер взаимосвязи «Радость - когнитивный процесс» проявляется в некоторых ситуациях, снижением мотивации и сказываясь на скорости достижения.

Радость и формирование зависимости

Взаимосвязь «Радость - когнитивный процесс» вполне может стать дезадаптивной сформировав зависимость получения ресурсных эмоций с каким-либо объектом, вызывающим сенсорное удовольствии, при условии, что этот объект становится единственным или основным источником получения ресурсных эмоций.
Зависимость сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предметам окружения; человек может привыкнуть к любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке и т.д. Однако, зависимость, в отличии от привычки, представляет собой гипертрофированную и сложно-обратимую привязанность. Кстати, этим ползьзуются в БНЛП при вербовке и формировании созависимостей.
Формирование психологической зависимости происходит при непосредственном участии эмоций Радость и Интереса.

Можно выделить два условия формирования зависимости:


  • Физическое или воображаемое присутствие объекта должно вызывать у человека сильную Радость или Возбуждение;

  • Отсутствие объекта или возможное отсутствие объекта в будущем, должно вызывать у человека сильную не ресурсную эмоцию.

Кроме не ресурсных зависимостей, приводящих к нежелательным изменениям или к асоциальному поведению, существуют социально одобряемые зависимости; такие как, привычка постоянно учиться, путешествовать, заниматься саморазвитием, заниматься спортом, постоянным творчеством и т.д.

В следующей статье, я расскажу о "Логике эмоции Радость"
Т.е. о том, как думает, как принимает решения, как видит окружающий мир, как действует человек, испытывающий эмоцию Радость.

В психологии существуют различные классификации эмоций, но в чем бы не заключались отличия между ними, есть эмоции, которые выделяют все исследователи, причисляя их к базовым. Это гнев, радость, страх, удивление и др. Это - своего рода «цвета спектра», при смешивании которых в различных пропорциях образуются все другие оттенки. Мы подробно рассмотрим две из них - гнев и радость.

Гнев

Основной причиной гнева является фрустрация (лат. frustratio - «обман, расстройство, крушение планов») - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникшими на пути к достижению цели. Основной особенностью фрустрирующей ситуации является то, что она неподвластна нашему контролю. Обстоятельства непреодолимой силы, разрушившие наши надежды, лишившие нас возможности удовлетворить свою потребность, могут быть как реальными, так и воображаемыми, но чувства, которые мы испытываем, одинаково реальны и в том и в другом случае.

Младенец, не получивший необходимой ему материнской ласки, подросток, лишенный одобрения со стороны значимых для него сверстников, менеджер, рассчитывавший на повышение, но в последний момент обойденный более ретивым коллегой, - все они испытывают фрустрацию, то есть чувство бессилия, невозможности добиться желаемого. И одной из самых частых эмоциональных реакций в таких ситуациях является гнев.

Ситуации, в которых человек не может достигнуть желаемой цели, возможны самые разные. Могут существовать объективные внешние препятствия; бывают случаи, когда сам человек не обладает какими-то необходимыми свойствами или возможностями для достижения желаемой цели (например, ему очень хочется водить автомобиль, по у пего слабое зрение, плохая координация и очень высокая тревожность); передки и ситуации, когда человек просто не может выбрать среди нескольких целей одну, чтобы направить все усилия на ее достижение. Все такие ситуации являются фрустрирующими, и каждая из них может вызвать эмоцию гнева.

Психолог К. Левин описал три основных типа внутриличностных конфликтов, в основе которых лежит проблема достижения цели, а следствием является фрустрация. В зависимости от типа конфликта фрустрация бывает более или менее сильной.

Конфликт положительных равнозначных возможностей . Самое наглядное (и одно из самых известных) описании этого конфликта дал французский философ Жан Буридан: наверняка вам знакомо выражение «буриданов осел» это несчастное животное обречено на голодную смерть, поскольку при наличии двух одинаковых охапок сена, расположенных на равном расстоянии от него, оно не в силах выбрать, какую из них предпочтительнее съесть.

К сожалению, и для такого высокоразвитого существа, каким является человек, необходимость выбрать лишь одну из одинаково привлекательных целей (при том, что обе одновременно осуществить невозможно), зачастую приводит к фрустрации, хотя (по сравнению с другими конфликтами) и не очень сильной.

Типичный пример такой ситуации - решение, на что израсходовать имеющуюся в вашем распоряжении сумму денег. Вы можете потратить на выбор какое-то время, попереживать из-за того, что у вас нет возможности осуществить все желания сразу, но в конце концов, решившись и получив что-то желаемое, вы все-таки испытаете удовлетворение.

Конфликт равнозначных отрицательных возможностей . В отличие от вышерассмотренной ситуации «буриданова осла», необходимость выбирать меньшее из двух зол чревата весьма сильной фрустрацией. Предположим, начальство на работе ставит вас перед выбором: вы должны взять на себя дополнительные обязанности или вам сократят зарплату. Вас не устраивает ни то, ни другое; помимо выбора из двух зол возможен и третий вариант - бегство, т. е. в данном случае - увольнение. Но что бы вы в итоге ни выбрали, вы будете ощущать бессилие от того, что вас принудили, поставили в безвыходное положение, и одной из самых ярких эмоций наверняка станет гнев, направленный на начальника (а может быть, и на самого себя - если вы склонны именно себя винить за то, что оказались в этой ситуации, не сумев отстоять свои интересы).

Конфликт положительно-отрицательных возможностей . Это наиболее распространенный тип внутреннего конфликта - проблема выбора, возникающая перед каждым из нас ежедневно. В большинстве случаев наши цели имеют и позитивные, и негативные стороны. Если вы согласитесь поработать сверхурочно, то получите хорошую премию - но в ближайшие недели будете сильно уставать и не сможете проводить вечера с семьей. Если возьмете ипотечный кредит — станете счастливым обладателем отдельной квартиры, но при этом в течение многих лет будете ежемесячно выплачивать значительные суммы денег.

Примеры можно приводить бесконечно, поскольку именно из таких вот выборов и состоит вся наша жизнь. Нам приходится взвешивать «за» и «против», даже когда мы выбираем утром одежду или заходим в супермаркет. Но если ежедневные бытовые решения обычно не вызывают сильных переживаний, то необходимость совершить серьезный выбор, который будет во многом определять ваше ближайшее или отдаленное будущее, может привести к столь же серьезной фрустрации.

Гнев - сильная эмоция, но, хотя это и может показаться парадоксальным, далеко не всегда осознаваемая. В силу того, что в целом гнев является эмоцией неодобряемой, большинство из нас совсем не умеют с ним обращаться: мы с детства приучены подавлять это «нехорошее» чувство и потому с испытываемым нами гневом все время происходят разнообразные превращения. Гнев «маскируется», точнее, мы принимаем его признаки за выражение каких-то других переживаний: думаем, что тревожимся, беспокоимся, стыдимся - а на самом деле гневаемся, по бессознательно.

Другой вариант - «маскируется» не сам гнев, а причина, его вызвавшая. Ведь ситуация фрустрации, вызвавшая гнев, - безвыходная, мы ничего не можем в ней изменить и злимся именно от бессилия и отчаяния. Одним из вариантов психологической защиты в этом случае может стать перенесение эмоций на что-то другое: мы будем злиться не на начальника на работе (выплеснуть свой гнев на него - вариант неприемлемый), а на собственного ребенка, который разбросал по комнате игрушки: он виноват, плохо себя ведет, нуждается в воспитании и исправлении - словом, тут можно и позволить себе побушевать, и найти якобы приемлемое основание для своего гнева. Наконец, еще один вариант - загнать гнев внутрь, обратить его на самого себя: это путь развития невроза или психосоматических заболеваний (таких, например, как артериальная гипертензия или язва желудка).

Гнев является столь порицаемой в обществе эмоцией, поскольку одно из основных внешних его проявлений в поведении - это . Агрессивное поведение может иметь самые разные формы: крайний, экстремальный вариант - физическое насилие, но гораздо чаще встречается агрессия вербальная, и тут разнообразие тоже велико - от криков и громогласной ругани до раздраженных споров и мелочных придирок. Так же велико и разнообразие форм самоагрессии, т. е. саморазрушительного поведения. Объединяет все эти формы поведения, часто совсем не похожие внешне, цель - причинить вред (моральный или физический, себе или другому), уничтожить то, что мы считаем причиной гнева, препятствием к достижению цели или виновником нарушения наших планов.

Конечно, разные люди очень по-разному проявляют гнев и агрессию. Исследователи пока не могут однозначно ответить на вопрос, является ли склонность к агрессии наследственным свойством или приобретается в процессе развития личности. Точнее, как и всегда, значение имеют оба фактора, но вот как именно они сочетаются, какие именно компоненты агрессивности обусловлены генетически, как происходит формирование агрессивного поведения в ходе развития - все это представляет почти безграничное поле для психологических исследований.

Например, психологи изучают механизмы научения агрессивному поведению. Исследования показали, что один из путей - научения на собственном опыте. Представим себе, что однажды именно помогло человеку избавиться от переживания гнева и фрустрации. Если этот путь оказался действенным еще несколько раз, то повышается вероятность того, что и в дальнейшем человек будет вести себя агрессивно - поскольку это оказалось эффективным средством разрешения его внутреннего конфликта.

Кроме того, люди учатся агрессивному поведению и на примере других людей - прежде всего это относится, конечно, к детям. Доказано, что дети, которых воспитывают агрессивные взрослые, проявляют большую склонность к агрессии, чем те, кто был воспитан в миролюбивой атмосфере.

Общепринято мнение, что на детей огромное влияние оказывают многочисленные телепередачи, фильмы и компьютерные игры со сценами агрессии: мол, насмотревшись подобных картин, дети и сами начинают вести себя агрессивно. Между тем, наука пока не может однозначно подтвердить это убеждение. Психологи проводят множество исследований и экспериментов, посвященных данной проблеме (изучая как детское, так и взрослое поведение), но результаты неоднозначны: далеко не все из них подтверждают негативное влияние просмотренных боевиков на поведение зрителей. Некоторые ученые полагают, что такие фильмы, наоборот, позволяют зрителям избавиться от внутреннего напряжения и освобождают их от потребности выражать агрессию в реальных действиях. Во всяком случае, достоверно доказано: если ребенок растет в конфликтной семье, где родители агрессивно общаются и с ним, и друг с другом, но при этом запрещают ему смотреть агрессивные фильмы и играть в соответствующие компьютерные игры, то такой ребенок все равно будет вести себя более агрессивно, чем тот, который имеет возможность смотреть «злые» фильмы, но при этом воспитывается в атмосфере сотрудничества и доброжелательности.

Как справиться с гневом

Мы можем выражать эмоции прямо и косвенно. Прямое выражение гнева позволяет сбросить напряжение и может принести незамедлительное удовлетворение.

Мы часто слышим, что гнев нельзя подавлять, что для сохранения душевного здоровья эмоции необходимо выражать свободно и открыто. Но каждому понятно, что на практике это невозможно: если вы злитесь, потому что у вас не завелась машина, вы вполне можете позволить себе пнуть ногой колесо и витиевато выругаться - в этом случае свободное выражение эмоций действительно допустимо. Но если причиной гнева стало неадекватное поведение другого участника дорожного движения, и вы беретесь за монтировку, чтобы дать выход своим чувствам, - это, согласитесь, далеко не лучший вариант действий.

В этом случае мы обычно выражаем свой гнев косвенно. Можно просто потопать ногами и поругаться, но очень часто люди переносят гнев с вызвавшего его объекта на другой, более безопасный: выше мы упоминали об этом, приводя в пример человека, который не позволяет себе накричать на разозлившего его начальника, но выплескивает эмоции дома па якобы провинившегося ребенка.

Но есть и еще один способ: как известно, профилактика всегда эффективнее лечения, и во многих случаях в нашей власти просто не дать развиться эмоции гнева.

Осознав причину гнева, ее иногда оказывается возможно устранить. Если вас раздражает толпа хохочущих подростков в вагоне метро, вы ведь можете и не глотать готовые сорваться с языка гневные замечания, а просто перейти в соседний вагон и в свое удовольствие читать детектив, вместо того чтобы накручивать себя, размышляя о нравах современной молодежи.

К сожалению, гораздо чаще причина гнева не поддается устранению. Однако существуют методы, помогающие взять под контроль собственное раздражение, неприязнь и гнев: не подавить уже развившиеся эмоции, а постараться изменить свое отношение к ситуации таким образом, чтобы ощущения фрустрации и гнева не возникало.

Вот один из возможных методов контроля над гневом:

  1. Осознайте, испытываете ли вы на самом деле гнев. Возможно, на самом деле это страх, стресс, стыд или усталость.
  2. Попробуйте встать на место человека, вызвавшего ваш гнев, увидеть ситуацию его глазами.
  3. Обдумайте сложившуюся ситуацию, попробуйте поговорить с собой в позитивном тоне. Возможно, вы увидите в этой ситуации что-то смешное. Чувство юмора - очень эффективное средство даже против сильного гнева.
  4. Выслушайте своего противника.
  5. Когда настанет ваша очередь говорить, попытайтесь почувствовать уважение и положительный интерес к противнику: стремитесь привлечь его на свою сторону, а не «победить», унизив и подчинив насильно.
  6. Старайтесь не отвлекаться от той темы, которую обсуждаете: стоит вам погрузиться в воспоминания о прежних обидах и претензиях, как контролировать свое эмоциональное состояние станет значительно труднее. Соблюдайте но возможности принцип: за один раз - одна проблема.

Обращайте внимание на свое физическое состояние, научитесь определять изменения в своем самочувствии, которые служат признаками гнева. Почувствовав эти «симптомы», остановитесь, сосчитайте до десяти, контролируя ровное и глубокое дыхание, чтобы успокоиться. Если есть такая возможность, давайте выход гневу посредством физических упражнений. При интенсивных переживаниях в организме вырабатывается дополнительная энергия, которую желательно использовать - и лучше всего именно в форме здоровой физической активности.

Освоите несложный комплекс релаксационных упражнений: это могут быть дыхательные приемы или упражнения на мышечную релаксацию, построенные на чередовании напряжения и расслабления самых разных мышц тела.

Радость

Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.

Как и другие базовые эмоции, радость - преходящее, временное переживание. Более длительное ощущение радости принято называть счастьем, хотя и неспециалисту понятно, что счастье - нечто намного большее, чем просто «хорошее настроение и ощущение удовольствия».

Порой может показаться, что психологи все свое внимание уделяют только проблемам - исследуют всевозможные отклонения, нарушения, ищут способы их коррекции. Это не так. Ведь если цель практической психологии - помочь человеку стать более счастливым, то нужно не только представлять себе все препятствия на пути к этой цели, но и, так сказать, пункт назначения. Иными словами, нужно знать, что это такое - человек счастливый. Так что изучение счастья, особенностей душевно благополучных, гармоничных людей - это очень значимая часть психологической науки.

Например, американский психолог Фридман изучал связь между ощущением счастья и стилем жизни человека. Он исходил из предпосылки, что радость - эмоция кратковременная, а на протяжении длительного периода ее может испытывать только тот человек, который ощущает общую удовлетворенность жизнью и душевный покой.

Так, если вы выиграете миллион в лотерею, это еще не дает гарантию того, что отныне вы будете счастливым человеком: чувство радости в момент выигрыша и некоторое время после него будет, конечно, неописуемо сильным, но дальнейшие ваши реакции и настроение будут зависеть от ваших личностных особенностей и от того, какой стиль жизни уже был привычен вам к моменту выигрыша. Если вы человек тревожный, постоянно испытывающий стрессы, то внезапное богатство после первой эйфории, вероятно, лишь усилит вашу тревожность - ведь конфликты, связанные с выбором и достижением целей, останутся при вас.

Фридман задействовал в своем исследовании огромное число опрошенных - около ста тысяч человек! Если вы полагаете, что столь масштабные изыскания позволили ему открыть формулу счастья - увы, мы вынуждены вас разочаровать. Результаты исследования могут даже показаться вполне банальными. Например, Фридман обнаружил, что деньги не являются гарантией счастья, хотя и имеют значение: по достижении определенного уровня благосостояния дальнейшее повышение доходов уже не делает людей более счастливыми. Не было выявлено зависимости ощущения счастья от возраста или принадлежности к какой-то определенной религии, но в целом оказалось, что более удовлетворенными жизнью являются люди, обладающие активными религиозными убеждениями. Также в исследовании Фридмана был показан тот факт, что в большинстве своем супружеские пары чувствуют себя более счастливыми, чем холостяки и люди, живущие в «гражданском браке».

Итак, эмоция радости - меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия. Последнее приносят нам простые чувственные ощущения - например, вкусовые или осязательные. Удовольствие совсем не обязательно сопровождается переживанием радости. Согласитесь, вкусный ужин доставляет большое удовольствие, но мы редко говорим, что радуемся ему.

Как правило, люди довольно хорошо представляют себе, что именно может принести им удовольствие (и, соответственно, что его не доставляет). Эмоция радости отличается от ощущения удовольствия, в частности, тем, что она гораздо более неуловима: определить, что именно принесет человеку радость, каким-то образом «запланировать» радостное переживание удается далеко не всегда. Когда нам хочется получить удовольствие, мы покупаем себе шоколадку или отправляемся за город, чтобы поваляться на пляже под ласковым солнышком, но, согласитесь, «организовать» радость - задача намного более трудная.

Как предполагают некоторые психологи, радость - это, как правило, не прямое следствие наших действий, а, скорее, некий побочный продукт стремления к цели.

У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека. Первая младенческая улыбка - это улыбка радости, которую ребенок испытывает, когда видит лицо матери (или других взрослых). Психологи называют эту улыбку «социальной», поскольку она появляется при общении людьми, а не в ответ на какие-то внутренние раздражители. И тот факт, что первая радость в жизни любого человека связана с другими людьми, подтверждает, что наиболее надежным источником радости для нас являются отношения с окружающими.

Чуть позже, по мере развития ребенка, у него появляется и другой источник радости: он испытывает эту эмоцию, когда ему удается чего-то добиться - дотянуться до игрушки, построить высокую башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде и не упасть, получить самую главную роль в спектакле на детском утреннике… Словом, одним из основных источников радости становится радость от достижения. Кстати, исследования показывают, что радость переживается человеком острее и ярче, если ей предшествовали неудачи. Преодоление препятствий, как реальных, так даже и воображаемых, приносит большую радость.

Итак, позитивное взаимодействие с людьми , удача в достижении цели, в преодолении препятствий - вот основные источники радости. Эта эмоция тесно связана с чувством самоудовлетворения, самоуважения, уверенности в себе. С другой стороны, испытывая радость, человек распространяет хорошее отношение к себе и на окружающий его мир.

Как мы уже отметили, радость нельзя запланировать и достичь ее намеренно, т.е. нельзя поставить перед собой цель - испытать радость - и достичь этой цели сознательным усилием. Но зато мы можем ставить перед собой цели, достижение которых будет сопровождаться переживанием радости. Это различие достаточно важно, хотя, возможно, и неочевидно. Но осознать его нужно, потому что если мы будем просто стремиться к радости, нас поджидает разочарование.

Люди работают, чего-то добиваются, прилагают усилия и преодолевают препятствия, учатся, приобретают новые навыки, налаживают отношения с другими людьми… Все это не для того, чтобы «порадоваться», а потому, что им интересно то дело, которым они заняты, или потому, что они считают необходимым заканчивать начатое дело, стремятся повысить уровень мастерства, приобрести знания, добиться материального благополучия и т. д.

Достижение поставленных целей вознаграждается чувством успеха, реализации, воплощения своих возможностей и способностей - и очень ценным побочным продуктом этого чувства является радость. Таким образом, не имея возможности вызывать эмоцию радости преднамеренно, человек все же властен строить свою жизнь таким образом, чтобы переживать ее чаще.

В прошлой статье я затронула тему . Сегодня мы поговорим о радости как о проявлении счастья .

Жизнь человека в полной мере зависит от его личного мировоззрения и имеет свойство складывается именно так, как он думает, а не иначе. Верный признак счастливого человека – истинность его взгляда на жизнь. И проявляется это тогда, когда человек бесконечно движется навстречу себе, то есть, ведет неустанную работу над своим внутренним «Я».

И все люди без исключения хотят быть счастливыми, радоваться жизни, солнцу, всему живому. По крайней мере, они так говорят… А как же все происходит на самом деле?

Многие сами и закрывают, своими же руками, умение радоваться , а значит, быть счастливыми . Они могут изображать радость , а искры в сердце нет. Где искренность? Ее просто нет, а это уже не радость. Мало кто умеет радоваться себе и своим успехам, пусть даже самым маленьким, а уж радоваться успехам других и вовсе разучились.

Я думаю так, если со мной рядом оказался истинно счастливый человек, излучающий радость, проявляя свое внутреннее счастье — это знак мне. Я радуюсь, что Вселенная посылает мне таких людей, это значит, что радость живет и в моем сердце, счастье течет по моим жилам, как сверкающий ручеек, дарующий множество позитивных эмоций.

Ну, а если рядом угрюмый, унылый или раздражающийся человек, то задумываюсь – что происходит с моим внутренним миром? В связи с чем мне посланы эти эмоции и чувства, наверно они спрятались в моей душе и предательски сидят там, готовые выскочить в неподходящую минуту? Нам всем бывает над чем потрудиться. Главное, не уходить от себя, прислушаться…

Многие из нас накрепко забыли, для чего мы пришли в эту жизнь. Да, именно, для того, чтобы быть радостными , проявляя счастье. Но люди оказываются не готовыми к этому, придумывая себе кризисы и проблемы. На мы с мужем рассказывали о, так называемых, кризисах семейной жизни. Я психолог и с уверенностью утверждаю, что жизнь без кризисов возможна! И не обязательно расти надо через кризисы, расти можно и без них. От всей души желаю вам верить в это.

В чем же проявляется готовность человека быть счастливым?

Может это парадокс, но готовность номер один заключается в том, чтобы на себя за свое несчастье, потому что некоторые люди счастливы в своем несчастье, они просто лелеют и холят его.

Следующий шаг – понять, что человек сам держит себя в состоянии несчастья и уныния и может сам самостоятельно выйти из него.

Третий шаг – увидеть, как много вокруг ресурсов для счастья , понять, что сам человек, ограничивающий себя в радости быть счастливым, счастлив по своей природе. Найти в этом опору и расти, .

Ни в коем случае не ограничивать себя в удовлетворении материальных потребностей. Такое счастье как раз приводит к кризисам. Глубочайшее понимание радости , как проявления счастья заключается в наслаждении жизнью, которое как раз помогает с легкостью выйти из состояния уныния, которое является искусственным чувством, я считаю, не присущим человеку по его природе.

Счастье светится изнутри, когда мы умеем , ближних, все живое вокруг и быть любимыми.

Но определение счастья не должно быть ограничено каким – либо определением. Оно разное, оно имеет разнообразные оттенки для каждого из нас, оно искрится разными огоньками. Но можно сказать лишь одно – счастье является бесконечной дорогой к себе. И чем чаще мы будем отдавать себе отчет каждого нашего действия и противодействия, мы обязательно вспомним хорошо забытое действие — излучать Свету внутреннюю радость — чувство, в котором проявляется счастье .

Это были мои размышления о прочитанном в книге Анатолия Некрасова «Истоки».

Обстоятельства сложились так, что именно статью о радости как проявления счастья я написала накануне Крещения. Поздравляю вас с этим Волшебным Таинством! И помните, живут в нашей душе и они имеют свойства материализовываться!

Радости и счастья вам, дорогие мои читатели!

Очень скоро состоится наш новый вебинар. О теме и дате его проведения я сообщу дополнительно.

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Радость

Радость

Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия (Квинн В. Н. Прикладная психология. СПб., 1999).

Как и другие базовые эмоции, радость – преходящее, временное переживание. Более длительное ощущение радости принято называть счастьем, хотя и неспециалисту понятно, что счастье – нечто намного большее, чем просто «хорошее настроение и ощущение удовольствия».

Порой может показаться, что психологи все свое внимание уделяют только проблемам – исследуют всевозможные отклонения, нарушения, ищут способы их коррекции. Это не так. Ведь если цель практической психологии – помочь человеку стать более счастливым, то нужно не только представлять себе все препятствия на пути к этой цели, но и, так сказать, пункт назначения. Иными словами, нужно знать, что же это такое – человек счастливый. Так что изучение счастья, особенностей душевно благополучных, гармоничных людей – это очень значимая часть психологической науки.

Например, американский психолог Фридман изучал связь между ощущением счастья и стилем жизни человека. Он исходил из предпосылки, что радость – эмоция кратковременная, а на протяжении длительного периода ее может испытывать только тот человек, который ощущает общую удовлетворенность жизнью и душевный покой.

Так, если вы выиграете миллион в лотерею, это еще не дает гарантию того, что отныне вы будете счастливым человеком: чувство радости в момент выигрыша и некоторое время после него будет, конечно, неописуемо сильным, но дальнейшие ваши реакции и настроение будут зависеть от ваших личностных особенностей и от того, какой стиль жизни уже был привычен вам к моменту выигрыша. Если вы человек тревожный, постоянно испытывающий стрессы, то внезапное богатство после первой эйфории, вероятно, лишь усилит вашу тревожность – ведь конфликты, связанные с выбором и достижением целей, останутся при вас.

Фридман задействовал в своем исследовании огромное число опрошенных – около ста тысяч человек! Если вы полагаете, что столь масштабные изыскания позволили ему открыть формулу счастья – увы, мы вынуждены вас разочаровать. Результаты исследования могут даже показаться вполне банальными. Например, Фридман обнаружил, что деньги не являются гарантией счастья, хотя и имеют значение: по достижении определенного уровня благосостояния дальнейшее повышение доходов уже не делает людей более счастливыми. Не было выявлено зависимости ощущения счастья от возраста или принадлежности к какой-то определенной религии, но в целом оказалось, что более удовлетворенными жизнью являются люди, обладающие активными религиозными убеждениями. Также в исследовании Фридмана был показан тот факт, что в большинстве своем супружеские пары чувствуют себя более счастливыми, чем холостяки и люди, живущие в «гражданском браке».

Итак, эмоция радости – меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия. Последнее приносят нам простые чувственные ощущения – например, вкусовые или осязательные. Удовольствие совсем не обязательно сопровождается переживанием радости. Согласитесь, вкусный ужин доставляет большое удовольствие, но мы редко говорим, что радуемся ему.

Как правило, люди довольно хорошо представляют себе, что именно может принести им удовольствие (и, соответственно, что его не доставляет). Эмоция радости отличается от ощущения удовольствия, в частности, тем, что она гораздо более неуловима: определить, что именно принесет человеку радость, каким-то образом «запланировать» радостное переживание удается далеко не всегда. Когда нам хочется получить удовольствие, мы покупаем себе шоколадку или отправляемся за город, чтобы поваляться на пляже под ласковым солнышком, но, согласитесь, «организовать» радость – задача намного более трудная.

Как предполагают некоторые психологи, радость – это, как правило, не прямое следствие наших действий, а, скорее, некий побочный продукт стремления к цели.

У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека. Первая младенческая улыбка – это улыбка радости, которую ребенок испытывает, когда видит лицо матери (или других взрослых). Психологи называют эту улыбку «социальной», поскольку она появляется при общении людьми, а не в ответ на какие-то внутренние раздражители. И тот факт, что первая радость в жизни любого человека связана с другими людьми, подтверждает, что наиболее надежным источником радости для нас являются отношения с окружающими.

Чуть позже, по мере развития ребенка, у него появляется и другой источник радости: он испытывает эту эмоцию, когда ему удается чего-то добиться – дотянуться до игрушки, построить высокую башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде и не упасть, получить самую главную роль в спектакле на детском утреннике… Словом, одним из основных источников радости становится радость от достижения. Кстати, исследования показывают, что радость переживается человеком острее и ярче, если ей предшествовали неудачи. Преодоление препятствий, как реальных, так даже и воображаемых, приносит большую радость.

Итак, позитивное взаимодействие с людьми, удача в достижении цели, в преодолении препятствий – вот основные источники радости. Эта эмоция тесно связана с чувством самоудовлетворения, самоуважения, уверенности в себе. С другой стороны, испытывая радость, человек распространяет хорошее отношение к себе и на окружающий его мир.

Радость обостряет восприимчивость к миру, позволяет нам восхищаться и наслаждаться им. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях. Он склонен скорее получать удовольствие от объекта, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмыслять его. Он воспринимает объект таким, каков он есть, не стремясь улучшить или изменить его. Радость заставляет человека с особой остротой ощутить свое единство с миром. Радость – это не просто позитивное отношение к миру и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру.

Как мы уже отметили, радость нельзя запланировать и достичь ее намеренно, т. е. нельзя поставить перед собой цель – испытать радость – и достичь этой цели сознательным усилием. Но зато мы можем ставить перед собой цели, достижение которых будет сопровождаться переживанием радости. Это различие достаточно важно, хотя, возможно, и неочевидно. Но осознать его нужно, потому что если мы будем просто стремиться к радости, нас поджидает разочарование.

Люди работают, чего-то добиваются, прилагают усилия и преодолевают препятствия, учатся, приобретают новые навыки, налаживают отношения с другими людьми… Все это не для того, чтобы «порадоваться», а потому, что им интересно то дело, которым они заняты, или потому, что они считают необходимым заканчивать начатое дело, стремятся повысить уровень мастерства, приобрести знания, добиться материального благополучия и т. д.

Достижение поставленных целей вознаграждается чувством успеха, реализации, воплощения своих возможностей и способностей – и очень ценным побочным продуктом этого чувства является радость. Таким образом, не имея возможности вызывать эмоцию радости преднамеренно, человек все же властен строить свою жизнь таким образом, чтобы переживать ее чаще.

«Истинно радостное переживание не вызывается непосредственно, с помощью волевого усилия, оно не может быть целью человеческой деятельности. Однако каждый из нас может выяснить для себя, что именно доставляет ему радость. Чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть те препятствия, которые делают невозможным радостное переживание, должен поставить перед собой некую цель и устремиться к ней. Достижение этой цели или даже сам процесс ее достижения может принести человеку радость» (Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999).

Из книги Конфликты в семье автора Курпатов Андрей Владимирович

ГДЕ ОНА, РАДОСТЬ ЖИЗНИ? Мне 28 лет, я уже 10 лет замужем. У меня двое сыновей: старшему 7, младшему 2 года. У меня хороший, заботливый муж, он любит меня и детей, интересная работа и нормальное материальное положение. Со стороны моя жизнь кажется мечтой для многих женщин. Когда я

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Радость Сильно радоваться достижениям не нужно в принципе. Обычно же как пишут во всех этих книженциях по психологии: «надо радоваться, надо быть позитивным!». Подарили рулон туалетной бумаги - радуйся как придурок!Как показывает практика, такие хронические оптимисты

Из книги Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать автора Козлов Николай Иванович

Радость каждого дня Если питаться день за днем одной полезной и калорийной гречкой, душа все-таки попросит разнообразия – или хотя бы немного специй. Эффективнее всего работает тот, кто делает это с Радостью. Для визуалов это Яркость жизни. Для кинестетиков – Вкусность.А

Из книги Узнай лжеца по выражению лица автора Экман Пол

ГЛАВА 7. Радость

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Радость Радость – это одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц – скуловых. Сокращаясь, они оттягивают и слегка приподнимают уголки рта.Настоящая искренняя улыбка обычно

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Не гасите мою радость Дорогие друзья, учителя-коллеги!Я радостен, и, пожалуйста, не гасите мою радость, а если можете, умножьте ее.Я радостен, потому что открыл для себя Сокровенную Педагогику, Педагогику Классики и зову вас, чтобы вам тоже досталась радость.Это так же, как

Из книги Пробуй – получится! [Когда вы в последний раз что-то делали впервые?] автора Годин Сет

Радость ошибки В торговом центре Pike Place Market в Сиэтле до сих пор существует первая кофейня Starbucks. Хотя выглядит она необычно. У нее другой логотип, другое внутреннее устройство.Оказывается, первоначально в Starbucks не продавали кофе.Там продавали кофе в зернах, рассыпные чаи и

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Радость Эта эмоция знакома нам, к счастью, ничуть не меньше, чем гнев, но дать ей научное определение, как ни странно, намного труднее. Примерно ее можно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия (Квинн В. Н.

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Радость Характерной особенностью нашего общества является тот факт, что в области негативных эмоций проводится гораздо больше научных изысканий, чем в области позитивных. В прошлом ученых в основном интересовали болезненные психические состояния, а не то, что делает

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Радость говорить «да» В конечном итоге слово «нет» оказывается очень позитивным.Время, силы и деньги - те драгоценные ресурсы, которые вы должны расходовать максимально разумно. Чем больше этих ресурсов будет затрачено на то, что представляется важным именно вам, тем

Из книги За пределами одиночества автора Маркова Надежда Дмитриевна

Счастье не в радость Дальше ее жизнь была похожей на калейдоскоп, в котором одни стеклышки заменялись другими. Роскошная женщина, с красотой и божественным телом Афродиты, с водопадом золотых волос, спускающихся ниже пояса, она притягивала мужчин, словно магнит. Но все

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Страсть и радость Стоит лишь научиться созидательно конфликтовать, как происходят удивительные вещи: отношения, которые казались неудовлетворительными или увядающими, начинают по-настоящему волновать. А вскоре они становятся более радостными, легкими и сексуальными.

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Радость Единственная из всех первичных эмоций, которую люди стремятся испытывать снова и снова. Так же как гнев, тревога или печаль, радость не может существовать сама по себе, она есть результат удовлетворенного желания и поэтому противостоит им. Как и другие эмоции,

Из книги Мамамания. Простые истины, или Воспитание с любовью автора Попова-Яковлева Евгения

Радость возвращения Однажды, много лет назад, я вернулась в Москву из какой-то коротенькой южной поездки. Москва встречала дождем и порывистым ветром, зарождающимися бесконечными пробками и неприветливым персоналом аэропорта. Я тогда подумала: почему, когда мы