Вестник древней истории 1952 04. Вестник древней истории (18 выпусков). Обстоятельства непреодолимой силы

Достоинство, назначение произведения, способ его выражения значения не имеет. Оно может быть обнародованным и необнародованным, выраженным как письменно, так и устно (например, публично исполнено или произнесено), или в иной объективной форме - объемно-пространственной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи.

Самые распространенные объекты авторских прав: литературные, драматические, сценарные, хореографические, музыкальные произведения, фотографии, фильмы, произведения архитектуры, переводы, сборники (как результат составительства), программы для ЭВМ (перечень открыт), независимо от их регистрации и соблюдения каких-либо формальностей. По желанию правообладателя возможно проведение регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

Официальные документы, законы, судебные решения, государственная символика, фольклор, информационные сообщения не защищаются авторским правом.

1.​ Личные неимущественные права

​ право на неприкосновенность произведения и защита его от искажений - не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение его при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

​ право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить или дать согласие на действия, которые впервые сделают его доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и др.

2.​ Исключительное право на произведение

Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после чего произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любыми лицами.

3. Иные права

​ право на вознаграждение за служебное произведение,

​ право на отзыв - право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения об этом;

​ право следования - право на часть цены оригинала при публичной продаже;

​ право доступа к произведениям изобразительного искусства - право требовать у собственника оригинала возможность создания копии.

1. автор - гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Если произведение - результат совместного творческого труда, то граждане признаются соавторами (как, например, братья А. и Б. Стругацкие).

2. правообладатель - физическое или юридическое лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Изначально правообладатель - это автор. Но поскольку исключительное право может переходить к другим лицам по договору или иным основаниям, то гражданин, чьим творческим трудом создано произведение, останется автором, а правообладателем будет другое лицо (гражданин, организация), к которому перешло исключительное право.

1.​ Гражданско-правовые

​ Признание права

Можно защищать как личные неимущественные права, так и исключительное право.

В частности, признание авторства может использоваться как самостоятельный путь защиты, либо наряду с другими, как необходимое условие для достижения успеха при их применении. Иногда без доказывания права авторства невозможно предъявление и иных требований.

Пример из судебной практики: Истцом заявлены требования о признании отсутствующим у ответчика авторского права на бланки медицинской карты и сертификата о профилактических прививках. В удовлетворении требования отказано, так как на авторство дизайна спорной полиграфической продукции претендует третье лицо. При этом, истцом, не заявляющим своего авторства на спорные бланки, избран ненадлежащий способ защиты права. (Постановление Федерального АС Уральского округа от 02.07.2013 N Ф09-5928/13 по делу N Ф09-4277/2012).

Способ 1.Прибегнуть к презумпции авторства.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается его автором, если не доказано иное. Однако, если авторство оспаривается, способ будет явно слабоват, и возникнет необходимость прибегнуть к иным вариантам доказывания.

Способ 2. Предоставление доказательств авторства.

А именно - любых документов и информации, которые подтверждают создание произведения творческим трудом именно данного лица - наброски, черновики, переписка, договоры, исходные материалы, документы о депонировании произведения, свидетельские показания и т.д.

Способ 3. Назначение экспертизы.

Сложно, дорого, не быстро.

Могут быть применены лингвистическая, компьютерная, речеведческая, искусствоведческая и иные виды экспертиз. Они будут решать вопрос о сходстве, тождестве, различиях произведений. Имеем в виду, что подтверждение тождества образца и спорного произведения будет иметь доказательственное значение лишь в том случае, если право авторства на образец не вызывает сомнений. Также перед экспертом можно поставить вопрос, является ли произведение результатом переработки или оно самобытно и т.п.

​ Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторского права

В общем-то, это задача каждого из способов. Поэтому данный способ имеет общий характер.

​ Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения

Требования предъявляются к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут их пресечь. Самый распространенный пример - требование о запрете распространения контрафактных экземпляров или о запрете использования произведения любым способом.

​ Компенсация морального вреда

Претерпевать моральный вред могут только физические лица, в связи с чем данный способ защиты подходит только для граждан. Статья 151 Гражданского кодекса определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, которые причинены действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации должны учитываться требования разумности и справедливости.

Пример из судебной практики. Истец ссылается на то, что ответчик, разместив на своем сайте фотографию истца, осуществил неправомерное использование его произведения, поскольку согласия на такое размещение истец ответчику не давал. Требование частично удовлетворено. Ответчик допустил нарушение исключительного права истца на произведение, а также нарушение личных авторских прав истца в отношении принадлежащего ему произведения, однако истец не представил суду подтверждений значительности своих нравственных страданий по поводу допущенного ответчиком нарушения его личных авторских прав. (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.1015 по делу № 33-13414).

​ Публикация решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя

​ Возмещение убытков

Требование предъявляется к лицу, неправомерно использовавшему произведение без заключения лицензионного договора с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему исключительное право, что причинило ущерб, привело к упущенной выгоде.

​ Изъятие контрафакта

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

​ Выплата компенсации

У правообладателя есть альтернатива - при нарушении исключительного права в качестве способа защиты выбрать либо возмещение убытков, либо выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Не так давно были внесены изменения в п. 3 ст. 1252 ГК РФ, позволяющие суду снизить общий размер компенсации ниже низшего предела (10 тыс. руб.). Такое правомочие суд может реализовать при условии, что одним действием нарушены права сразу на несколько результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат одному и тому же правообладателю. Обращаем внимание, что суд может снизить итоговый размер компенсации не более, чем на пятьдесят процентовминимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

Поскольку доказывать размер убытков достаточно сложно, выплата компенсации очень популярный и распространенный метод.

2.​ Использование технических средств и копирайта

В самом общем смысле можно говорить о самозащите права.

Это использование технологий, технических устройств или их компонентов, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих совершение третьими лицами действий, которые нарушают авторские права.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы "C" в окружности;

имени или наименования правообладателя;

Этому знаку (копирайту) придается исключительно информационное значение. Его наличие не доказывает авторство, не свидетельствует о регистрации авторских прав, а предупреждает о их наличии.

3.​ Административно-правовые способы

Условием привлечения к такому виду ответственности является преследование виновным лицом цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение авторских прав.

В качестве административного правонарушения норма указанной статьи называет также ввоз, продажу, сдачу в прокат, иное незаконное использование экземпляров произведений, если они являются контрафактными либо на них указана ложная информация об изготовителях, местах производства, правообладателях.

С помощью указанных мер ответственности можно защититься от присвоения авторства, принуждения к соавторству и других нарушений.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к уголовной ответственности

Уголовная ответственность установлена ст. 146 УК РФ:

​ За плагиат (присвоение авторства),

причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.), в том числе, объявление себя автором чужого произведения, выпуск его под своим именем, издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания последних;

​ За незаконное использование объектов авторского права,

совершенное в крупном размере, в том числе: воспроизведение, продажа, прокат, публичный показ, обнародование, распространение в сети Интернет, перевод, переработка, модификация и иные действия, совершенные на бездоговорной основе;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров произведений

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

5.​ Привлечение нарушителя к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Можно использовать такой способ только в случае, если вы осуществляете предпринимательскую деятельность. Одним из проявлений недобросовестной конкуренции будет продажа, обмен или иное введение вашим конкурентом в оборот товара с нарушением авторских прав.

В этом случае можно обратиться с заявлением в управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ), которая обладает полномочиями по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Установленные размеры штрафов на недобросовестную конкуренцию достаточно весомы - для юридических лиц штраф составит от ста до пятисот тысяч рублей.

В связи с чем, данный способ защиты может оказаться весьма эффективным в борьбе с недобросовестным конкурентом.

6.​ Регистрация и депонирование

В течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных правообладатель может по своему желанию зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте).

Депонирование произведения представляет собой процедуру, при которой лицо, заявляющее об авторстве конкретного произведения, предъявляет его в организацию, осуществляющую депонирование и получает документ, содержащий информацию о предъявленном произведении и дате предъявления.

Какая-либо проверка авторства не производится, поэтому
поэтому указанный документ удостоверяет лишь то, что в указанное время указанное лицо подало заявку о депонировании, владело экземпляром произведения и утверждало свое авторство на него.

Услуги по депонированию произведений предлагают многие организации.

Нужно помнить, что полученные свидетельства в случае наличия судебного спора об авторстве не будут весомым доказательством. Для доказывания своего права придется прибегнуть к одному из способов, указанных нами выше, в том числе, предъявить доказательства создания и работы над произведением.

Речь идет о круге лиц, кто вправе воспользоваться вышеуказанными способами защиты.

Кроме авторов и иных правообладателей, это, например, организации по управлению правами на коллективной основе. Права авторов музыкальных произведений, к примеру, защищает Российское авторское общество.

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 Гражданского кодекса), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Территория защиты

В 1995 году Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений - ключевому международному соглашению в этой области. Участниками конвенции являются 167 стран, администрируется Всемирной организацией интеллектуальной собственности . Произведения российских авторов охраняются во всех государствах, присоединившихся к Бернской конвенции, в соответствии с законодательством соответствующего государства, равно как произведения иностранных авторов подлежат правовой охране в нашей стране.

Как нам кажется, за последние годы наша страна значительно продвинулась в вопросах защиты авторских прав, борьбы с «пиратством». Хотя, несомненно, есть пути для совершенствования. Растет уровень правосознания в гражданском обществе, связанный с охраной авторских прав. Полагаем, что арсенал средств защиты прав авторов и иных правообладателей достаточно широк и предоставляет определенный уровень защиты при условии их своевременного и правильного использования.

в объективном смысле - совокупность норм гражданского права (гражданско-правовой институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

в субъективном смысле - это субъективное право автора или иного правообладателя по использованию произведения науки, литературы или искусства.

  • являются результатом творческой деятельности;
  • существуют в какой-либо объективной форме.

Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства. В литературе указывается, что показателем творческого характера служит новизна либо оригинальность произведения. Об оригинальности как признаке творческого характера свидетельствует и арбитражная практика. Если произведение содержит как оригинальные, так и неоригинальные элементы, то на последние исключительные права автора не распространяются.

Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию — выраженности в какой-либо объективной форме.

ГК РФ (п. 3 ст. 1259) предусматривает примерный перечень объективных форм произведения:

  • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);
  • устная (публичное произнесение, исполнение и т. п.);
  • звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.);
  • объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и др.).

Данный перечень не является исчерпывающим, может дополняться с учетом развития науки и искусства.

Как правило, объективная форма произведения выражается с помощью материальных носителей (бумага, дискета, видеокассета, холст и др.). В связи с этим следует отметить, что на материальный носитель может существовать и в большинстве случаев существует вещное право — право собственности, не зависящее от авторских прав на произведение, выраженное в этом носителе.

Авторские права на произведение возникают независимо от того, было оно обнародовано или нет (п. 3 ст. 1259). Под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Формами обнародования произведения являются его опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир и т. п.

В законе (п. 1 ст. 1259) дается лишь примерный перечень объектов авторского права, в том числе: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические, сценарные, музыкальные, хореографические произведения и пантомимы; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические карты и др., планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и другим наукам.

Производными являются самостоятельные произведения, органически связанные с другими произведениями и служащие их внешней формой (обзоры, переводы, аннотации, рефераты, резюме, обработки, инсценировки, аранжировки и иные переработки произведений науки, литературы и искусства).

Составными произведениями являются произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов (сборники, антологии, базы данных).

Объектами авторского права не являются: официальные документы (законы, судебные решения, иные судебные и административные документы и их официальные переводы); государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. п.); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (п. 6 ст. 1259).

Авторское право не распространяется также на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты (п. 5 ст. 1259). Данное положение имеет очень большое значение, поскольку в соответствии с ним объектом правовой охраны выступают элементы не содержания, а формы произведения. Например, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык, художественные образы, последовательность изложения, а к элементам содержания — тема, сюжет, идейные достоинства и т. п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает.

Соответственно автор произведения не приобретает исключительных прав на использование темы, сюжета и т. п. Другие лица могут, используя тот же сюжет, тему, создать собственное независимое произведение. Такое произведение не будет носить производный характер.

В соответствии со ст. 1256 ГК РФ авторское право распространяется на все обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства их авторов и их правопреемников. На обнародованные либо необнародованные произведения, находящиеся за пределами России, авторское право признается только за авторами — гражданами РФ и их правопреемниками. За гражданами других государств авторское право на такие произведения признается в соответствии с международными договорами РФ. СССР (и Россия как его правопреемник) является участником ряда двусторонних соглашений по взаимной охране права интеллектуальной собственности либо только авторского права (в частности, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и Китаем). Такими соглашениями для авторов — граждан договаривающегося государства устанавливается национальный правовой режим.

Произведение также считается обнародованным путем опубликования в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные нрава по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.

Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации. Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.

Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование произведения, в соответствии со ст. 1271 Г К РФ вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права (так называемый «копирайт»), помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, () Коллектив авторов, 2008).

Проставление знака «копирайт» не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как обладание правами или признание прав за лицом, чей «копирайт» указан в книге). Знак охраны призван лишь оповещать возможных пользователей об обладателе исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые опубликовано.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Автору сборника и других составных произведений (составителю) в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составитсль- ство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий в соответствии с п. 7 ст. 1260 принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1 ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ, закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства) — п. 1 ст. 1265 ГК РФ; право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя) — п. 2 ст. 1265; право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование) - ст. 1268 ГК РФ; право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений (право на неприкосновенность произведения) — ст. 1266 ГК РФ.

Автор в соответствии со ст. 1269 ГК РФ имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений, программ для ЭВМ, произведений, вошедших в сложный объект, данные правила не применяются.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

  • воспроизводить произведение, т. е. изготавливать экземпляры произведения (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения путем продажи или иного отчуждения (право на распространение);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • импортировать оригинал и экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт);
  • осуществлять прокат оригинала или экземпляров произведения (право на прокат);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение, переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на перевод или иную переработку);
  • право на практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта (право на практическую реализацию);
  • право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения , если иное не предусмотрено в договоре (ст. 1294 ГК РФ).

Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Автор произведения изобразительного искусства также вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения (так называемое право доступа) - ст. 1292 ГК РФ. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

В соответствии со ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный сап он, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.

Указанное право является неотчуждаемым и переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права.

Ограничения авторских прав

Закон с учетом принципа сочетания частных интересов автора и общественных интересов устанавливает возможность определенного ограничения исключительных авторских прав.

Прежде всего следует отметить, что в соответствии со ст. 1273 ГК РФ допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение в личных целях правомерно обнародованного произведения. Данное правило не применяется к воспроизведению произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; воспроизведению баз данных или существенных частей из них; воспроизведению программ для ЭВМ; репродуцированию книг (полностью) и нотных текстов; видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; воспроизведению аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

ГК РФ предусмотрен и ряд других случаев использования произведения без согласия автора и выплаты ему вознаграждения (ст. 1274-1280). В частности, допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
  • воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;
  • воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-то- чечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

Существуют и иные ограничения, в том числе предусматривающие выплату авторского вознаграждения.

Срок действия авторского права

В соответствии со ст.1281 ГК РФ исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общее правило о сроке действия авторского права.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лег после смерти последнего автора, пережившего других соавторов, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок действия прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на четыре года.

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории РФ никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т. п.).

Оригинальное название: Вестник древней истории
Год выпуска: 1937-2011
Жанр: Периодика, журнал, археология, история
Выпущено: СССР, Россия, Москва, ОГИЗ, Мысль, Наука, РАН
Язык: Русский

Описание: Вестник древней истории (общепринятое сокращение - ВДИ, англ. Journal of Ancient History) - важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук. Журнал выходит с 1937 г. (регулярно - с 1946 г.); ежегодно выпускается четыре номера. Каждые пять лет печатается номер с указателем вышедших за это время публикаций. В «Вестнике древней истории» публикуются не только научные статьи, но и источники, рецензии на выходящие в свет работы отечественных и зарубежных авторов, биографические материалы, посвященные видным специалистам по древней истории, и т.д.

Доп. Информация

ISSN: 0321-0391

Главные редакторы:

Сванидзе А. С. (с 1937 года)
Мишулин А. В. (с 1938 по 1948 годы)
Машкин Н. А. (с 1949 по 1950 годы и.о. отв. редактора)
Киселёв С. В. (с 1950 по 1962 годы)
Струве В. В. (с 1962 по 1965 годы)
Утченко С. Л. (с 1966 по 1976 годы)
Удальцова З. В. (с 1978 по 1987 годы)
Бонгард-Левин Г. М. (до 30 сентября 2008 года)
Иванчик А.И. (с 10 марта 2009 года)

Нажмите чтобы закрыть спойлер: Доп. Информация

Знаете ли вы

Журнал публикует оригинальные научные статьи по всем областям древней истории, классической и древневосточной филологии и археологии античной и древневосточных цивилизаций, на русском, английском, французском и немецком языках. Главной целью издания журнала является информирование научной общественности о новых результатах и достижениях, относящихся к области интересов журнала, и всемерное способствование развитию исследований в области классической и восточной древности.

Основными разделами журнала являются:
Научные статьи. Главный раздел журнала. Включает оригинальные научные статьи по тематике журнала.
Публикации. Включает публикации новых археологических, эпиграфических, нумизматических и других памятников.
Дискуссии и обсуждения. Включает дискуссионные материалы и обсуждения спорных тем.
Из истории науки. Включает публикацию архивных материалов и статей, посвященных истории исследований в области древней истории и смежных дисциплин.
Критика и библиография. Включает научные рецензии, обзоры литературы и т.д.
Научная жизнь. Включает отчеты о конференциях, круглых столах и других событиях научной жизни.
Включает материалы к юбилеям, поздравления, некрологи и т.д.
Приложение. Включает комментированные издания и переводы древних источников.

Кроме того, в журнал включаются и иные разделы (тематические круглые столы, «Древние цивилзации: новые открытия», «В музейных собраниях мира»).

Нажмите чтобы закрыть спойлер: Знаете ли вы

Формат: PDF, DjVu
Качество: Отсканированные страницы (OCR)
Размеры листа: ~ 160x250 мм
Количество страниц: 157 x ~250

Публикует исследовательские статьи, рецензии, критику и библиографию по древней истории, хронику научной жизни. В разделе "Приложения" даются русские переводы древних источников.

Архив научных статейиз журнала «Вестник древней истории»

  • ETUDES PONTIQUES. HISTOIRE, HISTORIOGRAPHIE ET SITES ARCHEOLOGIQUES DU BASSIN DE LA MER NOIRE. P. BURGUNDER (ED.). LAUSANNE: UNIVERSITE, 2012. 366 P., 40 PL. H. T

    БАТАСОВА А.В. - 2015 г.

  • G. FRAME. THE ARCHIVE OF MUSEZIB-MARDUK SON OF KIRIBTU AND DESCENDANT OF SIN-NASIR. A LANDOWNER AND PROPERTY DEVELOPER AT URUK IN THE SEVENTH CENTURY BC. (BABYLONISCHE ARCHIVE. BD 5). DRESDEN, 2013. XXII+242 P

    ДАНДАМАЕВ М.А. - 2015 г.

  • H.-P. FRANCFORT. L’ART OUBLIE DES LAPIDAIRES DE LA BACTRIANE AUX EPOQUES ACHEMENIDE ET HELLENISTIQUE. PARIS: DE BOCCARD, 2013. 207 P

    КОШЕЛЕНКО Г.А. - 2015 г.

  • H.J. KIM. THE HUNS, ROME AND THE BIRTH OF EUROPE. CAMBRIDGE: CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 2013. VIII, 338 P., MAPS

    ХЕРКЕ Г. - 2015 г.

  • IANUS MEDIUS (ДЕНЕЖНАЯ БИРЖА НА РИМСКОМ ФОРУМЕ В I В. ДО Н.Э. - I В. Н.Э.)

    САЙКО МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ - 2015 г.

    В статье сделана попытка уточнить местонахождение денежной биржи на Римском форуме, которая там функционировала в эпоху Поздней республики и Ранней империи. Из источников известно, что эта биржа располагалась рядом с оградой храма Кастора, неподалеку от «священного колодца» (Puteal Libonis) и арки среднего Януса (Ianus medius). Если расположение первых двух не вызывает сомнения у исследователей, то относительно месторасположения Ianus medius в работах отдельных исследователей высказываются различные, часто взаимоисключающие точки зрения. В статье на основе анализа письменных источников определяется точное местонахождение Ianus medius и, соответственно, денежной биржи.

  • K. NARLOCH. RZYMSKIE HEłMY Z ZASłONAMI. OśWIęCIM: WYDAWNICTWO NAPOLEON V, 2012. 115 S., 25

    НЕГИН А.Е. - 2015 г.

  • MṢALYĀNŪTHĀ 3. ИОАНН ЗЛАТОУСТ В АНТИОХИИ, ДВИЖЕНИЕ АКИМИТОВ И ВОПРОС О СОДЕРЖАНИИ «МЕССАЛИАНСКОЙ ЕРЕСИ»

    МУРАВЬЕВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - 2015 г.

    В статье рассматривается роль сирийского аскетического движения «мессалианства» в трех конфликтах в грекоязычной церковной среде IV - начала V вв. Первый конфликт греков с сирийцами на почве аскетизма произошел в Каппадокии в 370-х годах. Второй конфликт связан с Иоанном Златоустом, учеником сирийца Иулиана Савы, у которого учился и вождь «мессалиан» Адельфий. Третий эпизод связан с акимитами и их вождем Александром. Мессалианский феномен - не есть «ересь», но отражение этого конфликта в глазах писателей-ересиологов.

  • PJ. KOSMIN. THE LAND OF THE ELEPHANT KINGS: SPACE, TERRITORY AND IDEOLOGY IN THE SELEUCID EMPIRE. CAMBR. (MASS.)-L.: HARVARD UNIVERSITY PRESS, 2014. 423 P

    СМИРНОВ С.В. - 2015 г.

  • XVI ЖЕБЕЛЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (29-31 ОКТЯБРЯ 2014 Г.)

    КУЛИШОВА О.В., ФРОЛОВ Э.Д. - 2015 г.

  • «ВЕЛИКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ» В СПАРТЕ И ОБЩЕГРЕЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

    В статье рассматривается проблема датировки и интерпретации «великого землетрясения» в Спарте в середине 460-х годов до н.э. Автор отвергает «раннюю» датировку землетрясения, которая основана на неверной интерпретации сообщений Фукидида и Диодора. Очевидна связь между землетрясением465/464 г. и спартанской oliganthropia, однако степень влияния природной катастрофы - предмет дискуссии. «Великое землетрясение» в Спарте дало толчок кампании помощи одних греческих городов-государств другому полису. Помощь, оказанная Спарте Афинами, Эгиной, Платеями и другими полисами, была примером общегреческой сословной солидарности граждан, направленной против восстания зависимого населения (илотов). Первый случай международной «гуманитарной» помощи после природной катастрофы - это помощь, оказанная Родосу для ликвидации последствий землетрясения в конце III в. до н.э.

  • «ВЗЯТИЕ МИЛЕТА» ФРИНИХА: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ

    ЗАБУДСКАЯ ЯНА ЛЕОНИДОВНА - 2015 г.

    В статье рассматриваются проблемы, возникающие при изучении античных свидетельств о «Взятии Милета» Фриниха: вопросы датировки, политическая подоплека, причины постигшего драматурга наказания, несоответствие названия принципам озаглавливания в греческой драме. Уточняется понимание сообщения Геродота (единственный источник о постановке Фриниха, на который опираются другие авторы): синтаксические особенности текста не исключают, что Геродот приводит не название, а описывает фабулу. Это означает, что «Взятие Милета» как название нужно приводить с осторожностью.

  • «КРУГЛЫЙ СТОЛ», ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ А.Е. ПАРШИКОВА (1940-1984) (САМАРА, 11 ОКТЯБРЯ 2014 Г.)

    КУЗЬМИН Ю.Н. - 2015 г.

  • «Я НАХОЖУСЬ ТЕПЕРЬ В ТОМ ЖЕ ПОЛОЖЕНИИ, ЧТО И ВЫ.» (ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ РУССКОГО И БЕРЛИНСКОГО ТУРФАНСКОГО КОМИТЕТОВ)

    БУХАРИН МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ - 2015 г.

    В статье публикуются новые документы, касающиеся истории изучения Восточного Туркестана: фрагменты переписки В.В. Радлова и Р. Пишеля, ряд протоколов заседаний Русского комитета, а также в виде Приложения ранее неизвестная заметка В.В. Бартольда.

  • А ПОСЛЕ БЫЛА ВОЙНА: ДИСКУССИЯ 1940 ГОДА О ХАРАКТЕРЕ КРИТО-МИКЕНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    КАРПЮК СЕРГЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - 2015 г.

    В статье рассматривается важное событие в истории изучения древности в СССР - обсуждение главы В.С. Сергеева для «Всемирной истории», которое вылилось в острую дискуссию о характере крито-микенской цивилизации (Москва, АН СССР, март 1940 г.). Большинство участников дискуссии высказались против отстаиваемых Б.Л. Богаевским взглядов на крито- микенское общество как общество по своей природе первобытнообщинное, признав его близким по типу к раннерабовладельческим обществам Древнего Востока. Дискуссия обозначила окончательный отказ от социологизаторских взглядов 1920-30-х годов и поворот к «предвоенной стабильности» в исторической науке о древности: безоговорочное признание «генеральной линии», выраженной в «Кратком курсе истории ВКП(б)», давало возможность советским историкам сравнительно спокойно заниматься конкретно-историческими исследованиями.

    Статья посвящена вопросам взаимосвязи исторического творчества и исследовательского таланта А.В. Мишулина, с одной стороны, и его концепции восстания Спартака - с другой. Автор подчеркивает, что слова Сталина о «революции рабов» имели свое гипнотическое воздействие (С.Л. Утченко) преимущественно на историков древности (и не столь сильно на медиевистов), потому что именно антиковеды сами были близки к теории такого рода. Для Мишулина и его Спартака эта теория стала чем-то вроде откровения, но оно имело ограниченное воздействие на его талант. Мишулин не был значительным историком и не стал им. Он отличался слишком прямолинейным видением истории, а потому его труды произвели лишь кратковременный эффект в советской историографии.

  • СУРИКОВА ИГОРЬ ЕВГЕНЬЕВИЧ - 2015 г.