Что такое прикладная культурология. Культурология. Учебное пособие для вузов. Функции прикладной культурологии

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология

1. Теоретические исследования в культурологии

Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методикиэкспери-ментальной проверки теоретических построений и многое другое. Не затрагивая иных аспектов теоретической культурологии, рассмотрим основные понятия, или категории, используемые культурологической наукой. Данные категории составля ют фундаментальную основу теоретической культурологии. Естественно, они связаны со всеми элементами культурологических теорий.

Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Особое значение для культурологической мысли имеет понятие «цивилизация», во многом близкое по значению к понятию «культура».

Отметим и понятия, которые чаще, чем другие, встречаются в языке теоретической культурологии.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурные архетипы – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в какой-либо культуре или типе культур (восточном, западном и др.). Понятие «архетип» стало широко известно благодаря работам одного из классиков психоанализа – К.Г. Юнга. В настоящее время оно используется в самых разных значениях, иногда далеких от учения Юнга.

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

«Парадигма» культурологии. Это понятие ввел американский историк науки Т. Кун. Он обозначил им классическую научную разработку, которая становится образцом для дальнейших научных исследований (например, механика Ньютона), основой научной традиции. Время от времени из-за накапливания не вписывающихся в классическую теорию фактов происходит смена парадигм – научная революция.

Теория Куна в определенной мере применима и к истории развития культурологии. Как смену парадигм можно рассматривать переход от концепций универсальной (всемирной, общечеловеческой) культуры к теории локальных цивилизаций, исследованиям в рамках цивилизационного подхода. Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (т. е. понятийный) аппарат, как и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, новых научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику. Так, с появлением в 70-80-х гг. XX в. постмодернизма в язык культурологов вошли такие понятия, как: «симу-лякр», «деконструкция», «виртуальность», «ризома» (особый тип ненаправленного развития, развития «во все стороны») и др. Теоретические исследования в культурологии постоянно стимулируются творческим обменом между этой наукой и социологией, антропологией, лингвистикой, историей, философией и другими гуманитарными науками.

Теории культуры опираются на серьезную фактическую базу и имеют целый ряд практических применений. Все это позволяет теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.

2. Прикладные исследования в культурологии

В культурологической науке можно выделить исследования фундаментального теоретического характера, конкретного теоретического характера, экспериментального или направленного на сбор научного материала характера (по типу «полевых» исследований в этнографии), а также ряд промежуточных между ними форм научной работы.

Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Приведем в качестве примеров некоторые из них.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

В последние годы культурология стала основой процесса т. н. «куль-турологизации» российского образования, т. е. насыщения программ школ и вузов культурологической информацией.

Цель культурологизации образования – помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в самой России, так и во всем мире.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации, т. е. «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему.

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Теории социокультурного развития в культурологии являются прекрасной основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие.

В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лот-мана и ряда других авторов.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания, в силу чего он может быть назван дескриптивно-герменевтическим.

Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная реконструкция культурно-исторического процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании , т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур , в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить только к системе знания. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Раздел III Практическая культурология

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 6. Культурология как наука о культуре 1. Культура как предмет культурологииСлово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).Во всех случаях раннего

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов,

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Из книги Демон театральности автора Евреинов Николай Николаевич

Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача В основе прогнозирования дальнейшей динамики России должен лежать прогноз развертывания модифицированного инверсионного цикла, возможность качественных сдвигов в этом цикле, его дальнейшей модификации. Еще более

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную); их ждут новые задачи практического

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

1. Информационно-политическая повестка дня: теоретическая модель Что такое информационно-политическая повестка дня? Теория установления, или формирования, повестки дня (Agenda-Setting Theory) описывает воздействие масс-медиа, заставляющее индивидов считать некоторые явления и

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

Из книги автора

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

Из книги автора

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

Гл. 3. Прикладная антропология в действии

Из книги автора

3.1. Прикладная антропология: что это такое? Определение специфики прикладной антропологии, ее соотношения с «неприкладными» исследованиями до сих пор является проблемой, далекой от решения. Оценка итогов прикладной деятельности британских социальных антропологов

Лекция 2. Структура и состав современного культурологического знания

История охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития. В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а выявлением закономерностей их возникновения и познанием самих принципов развития культуры.

Культурология может быть структурирована по специфическим целям, предметным областям и уровням познания и обобщения. Здесь прежде всего имеет место разделение культурологии на:

· фундаментальную, изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т.п.;

· прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта.

Фундаментальную культурологию, в свою очередь, можно разделить на следующие разделы:

1. онтология культуры (определение и социальные функции культуры);

2. гносеология культуры (внутренняя структура и методология);

3. морфология культуры (структура);

4. семантика (символы, знаки, образы, языки, тексты);

5. антропология (человек как производитель и потребитель культуры);

6. социология (социальная стратифицированность культуры);

7. социальная динамика (генезис, изменение основных типов).

Прикладная культурология выполняет несколько практических задач, связанных с прогнозированием и регулированием актуальных культурных процессов, разработкой основных направлений культурной политики:

· функционирование институтов культуры (пример : реформа русского языка);

· задачи социокультурного взаимодействия (пример : межнациональные отношения в России и США);

· охрана и использование культурного наследия (пример : передача соборов и монастырей православной церкви).

· исследует организацию и технологии культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры.

2. Структура современной культурологии. Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить также следующие структурные части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

С одной стороны, все они в определенном смысле существуют и как самостоятельные дисциплины, взаимодействуя с целым рядом других научных дисциплин, опираясь на их фактический материал, методы исследования, а также выработанные в них и апробированные практикой и историей подходы. С другой стороны, они естественным образом составляют целостную систему знаний культурологии, которая органически соединяет их способы и методы познания культурных явлений, свойственные им подходы к рассмотрению происхождения и культурной специфики таковых.



Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате. Она изучает содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. вырабатываются критерии для понимания культурных явлений, в том числе впервые возникающих и не имеющих исторической традиции истолкования. Теория культуры исследует теоретические проблемы конкретного бытования культуры в обществе в разнообразии ее проявлений,

Таким образом, мы видим, что культурология в своем разделе теории культуры изучает культурные феномены и сам феномен культуры, во-первых, в единстве и целостности культурного пространства как такового, его структуры и содержания, в закономерностях его собственной внутренней жизни; во-вторых, в отношениях феномена культуры с человеком и миром. Для этого вырабатываются и используются специальные категории и понятия, в которых фиксируется сложное содержание культурных явлений, их развитие и изменение, и делается это присущими культурологии путями, методами и средствами.

Реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов находится в центре внимания истории культуры. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни; исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.).

История культуры позволяет увидеть преемственность культурных форм и то новое содержание, которое вносится развитием культурного контекста, культурных реалий и отношений. История культуры помогает понять истоки становления современных культурных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей. Именно история культуры позволяет увидеть всю культуру как непрерывный процесс, в котором человек постепенно очеловечивает и самого себя, и весь мир, и в то же время увидеть саму культуру как воплощение развития определенных исторических закономерностей и как некую целостность, обладающую собственными внутренними законами и логикой развития. Именно культурно-исторический подход позволяет выделять и анализировать динамику культурного движения, духовную общность людей, выявлять тенденции развития культурных явлений и целых культур.

Практическое значение культурологии. Основные направления прикладной культурологии. Знание о культуре и проблемы управления ее развитием. Важнейшие сферы современной социокультурной активности. Взаимодействие различных культур и субкультур. Экология культуры. Инновационный потенциал прикладной культурологии.

Значение и основные направления прикладной культурологии

Наука как форма познавательной деятельности разделяется на фундаментальную, теоретическую и прикладную, практическую. Обе части взаимосвязаны друг с другом, но относительно автономны. Каждая отрасль естественных, общественных, гуманитарных наук имеет в своем составе эти две части. Социальная ценность науки определяется как ее теоретическими разработками, так и применением на практике. Совершенствование техники основано на достижениях в физике, химии, математике. Медицинская практика использует фундаментальные разработки генетики, биологии. Экономика базируется на закономерностях рынка, торгового обмена, потреблении. В гуманитарных науках связь между теоретическими и прикладными исследованиями имеет свою специфику. Археология открывает новые страницы истории культуры, этнография, социальная и культурная антропология способствуют пониманию особенностей образа жизни, ментальности, духовного мира разных народов и этносов. Перечисление аспектов связи теории с практикой можно продолжить, важно подчеркнуть всеобщность и необходимость соединения науки с практикой, учитывая специфику и особенности каждой науки.

Прикладная культурология включает совокупность методов, процедур, технологий, ориентированных на достижение практических перемен в различных сферах культурной жизни. Она неразрывно связана со всеми теоретическими разделами культурологии, но направлена на внедрение и изменение реальности. Прикладная культурология имеет ориентацию на перспективу, предлагая проекты модернизации культуры, более эффективных форм духовного развития личности, совершенствования деятельности социаДьно-культурных институтов, образования и воспитания. Прикладная культурология определяет возможность применения специалистов - культурологов, подготовленных в системе образования.

Прикладная культурология имеет несколько направлений активных действий.

  • 1. Применение и использование основных теоретических позиций в междисциплинарных исследованиях: социологии, социальной и культурной антропологии, этнологии, социальной психологии, истории, искусствознании и других гуманитарных науках.
  • 2. Разработка и проектирование развития инфраструктуры региональной культуры с учетом территориальных, исторических, национально-этнических, демографических, социально-экономических условий и особенностей, взаимодействия центра и периферии, столицы и провинции, больших и малых городов, городских и сельских поселений.
  • 3. Проектирование основных направлений процесса глобализации, развития межкультурных коммуникаций, представление российской культуры на международном уровне, взаимодействие с национальными культурами зарубежных стран.
  • 4. Культурологические аспекты в практической деятельности телевидения, прессы, Интернета, театров, кинотеатров, выставок, галерей, музеев, центров досуга и других социальных институтов.
  • 5. Воспитание и формирование духовного мира личности, организация педагогической деятельности, разработка программ обучения истории мировой и отечественной культуры в рахзичных учебных заведениях и в свободное время.
  • 6. Эмпирические культурологические исследования, направленные на разрешение социальных и культурных проблем в различных сферах экономической, политической, профессиональной, религиозной, семейной, художественной, повседневной культуры.
  • 7. Проектирование и прогнозирование развития культуры на федеральном и региональном уровне, разработка стратегии и методов культурной политики.
  • 8. Проведение культурологической экспертизы национальных проектов развития образования, социального обеспечения, внедрения инноваций в различные сферы культуры.
  • 9. Проектирование развития межэтнических отношений, сохранения и развития культуры малочисленных народов, воспитание толерантности.
  • 10. Развитие экологической культуры и сохранение культурного наследия, формирование общественного мнения по проблемам экологии, обновления исторического центра городов, сохранения природных заповедников.

И. Культурологическое обоснование развития туризма и межкультурных коммуникаций, освоение достижений мировой и отечественной культуры, развитие интереса к другим культурам и толерантности.

  • 12. Развитие культуры менеджмента, корпоративной культуры предприятий, банков, офисов и организаций.
  • 13. Внедрение культурологического анализа в рекламную деятельность и организацию связи с общественностью (publik relations ), формирование общественного мнения по актуальным проблемам культуры.
  • 14. Разработка программ, направленных на снижение факторов риска в жизни человека и формирование здорового образа жизни (уменьшение дорожно-транспортных происшествий, алкоголизма, наркомании, азартных игр, компьютерной игромании).
  • 15. Культурологическое обоснование развития физической культуры и спорта, воспитания культуры тела и духа, использования методов традиционной российской и восточной культуры, народной медицины и культурных практик повседневной жизни.
  • 16. Разработка теоретических и методологических оснований культурной политики государства.

Перечисленные направления представляют лишь наиболее очевидные сферы практической культурологии и по мере развития науки, подготовки специалистов они будут дополняться и расширяться. Именно так происходило в становлении социологии и этнологии, социальной и культурной антропологии, психологии и педагогике. В последние годы особенно стремительно развивается практическая психология, специалисты принимают участие в преодолении межнациональных конфликтов и экстремальных ситуаций, разрешении семейных проблем и межличностных отношений. Возможно, по аналогии с психологией было бы точнее называть прикладную культурологию - практической культурологией. Это предложение может стать предметом обсуждения.

Эмпирические исследования в прикладной культурологии включают теоретическое обоснование проблемы, определение причин возникновения, тенденции развития, противоречия, которые привели к напряжению и конфликту, возникновению негативных явлений, снижающих позитивный потенциал культуры. Эти позиции составляют теоретическую основу исследовательского проекта. В него органично включается гипотеза, предшествующая организации и проведению исследования. Она формулируется как вероятностное предположение о разрешении проблемы и потому обретает статус лидирующей теории, получающей проверку, подтверждение или опровержение на основе проводимого эмпирического исследования. Как известно, не только положительный, но и отрицательный результат, полученный в процессе эксперимента, тоже имеет практическое значение. Теоретическая и методологическая обоснованность - важная составная часть прикладных эмпирических исследований. Именно эта часть в значительной степени обеспечивает культурологическую грамотность эмпирического исследования, обеспечивая стратегию проведения, достоверное описание и объяснение, сопоставление полученных данных с другими подобными экспериментами.

Прикладная культурология опирается на принцип целостности культуры как системы, изучает во взаимосвязи все явления, факты, события в пространстве жизненного мира. Этот подход отражает методологическое положение теоретического обоснования программы исследования. В научном дискурсе выявление проблемной ситуации составляет основной смысл, своеобразное «знание о незнании». Практические рекомендации, направленные на разрешение проблемы, являются результатом культурологического исследования. Эмпирический уровень научного познания предполагает определение соответствующих методов сбора и обработки конкретной информации, проведение наблюдения и измерения, организацию эксперимента, моделирование исторической динамики культурных процессов. Важно иметь в виду, что проведение эмпирического исследования весьма трудоемкое дело, требующее особой тщательности и ответственного отношения. Собирание и обобщение фактов в любой сфере культуры не может быть самоцелью или представлять хаотическое нагромождение сведений, лишенное смысловой конструкции. Это лишь компрометирует исследование.

Прикладная культурология - перспективная инновационная область научного знания, обеспечивающая успешное проведение модернизации и трансформации современного российского общества и культуры. В процессе исследований она выполняет познавательную, диагностическую, эмпирическую, организационную, творческую и управленческую функции. Все это требует включения в практические проекты таких разделов, как прогнозирование и планирование предстоящих перемен, использование социальных технологий, методические рекомендации специалистам- практикам.

В настоящее время она активно развивается, в ее структуре возникают самостоятельные направления, связанные с совершенствованием деятельности социальных институтов, развитием культуры в регионах, формированием духовных потребностей личности. Прикладные исследования имеют междисциплинарный характер, используют достижения социологии культуры, социальной и культурной антропологии, этнографии, социальной психологии, педагогики и социально-культурной деятельности, межкультурной коммуникации, семиотики и лингвокультурологии, региональной культурологии, конфликтологии.

Междисциплинарные связи прикладной культурологии лишь подчеркивают необходимость объединения усилий гуманитарных наук в решении главной цели прикладной культурологии - вовлечения человека в мир культуры, развития духовного потенциала личности. Это сложный и длительный процесс, зависящий как от состояния культуры общества, культурной среды и обстоятельств жизни человека, объективных возможностей реализации его потенциалов, так и отличных интересов, стремлений, мотивов, желаний, установок и настроений отдельного человека. Согласование объективных и субъективных факторов, создание благоприятной культурной среды для самореализации личности и воспитание человека, стремящегося освоить культурный мир, приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры, внести творческий вклад в ее развитие, - такова важнейшая задача прикладной культурологии. Она не просто ставит цели, но располагает комплексом механизмов и социально-культурных технологий, обеспечивающих реализацию этих задач. Было бы неверным считать, что только прикладная культурология ответственна за вовлечение человека в культуру. Эта задача непосильна для одной науки.

Прикладная культурология вносит вклад в успешное приобщение личности к отечественной и мировой культуре, развитие интересов и духовного мира. Организация культурной среды и современные технологии могут способствовать повышению культурного уровня общества, преодолению негативных тенденций. В современном обществе стремительно развиваются две тенденции: групповые, коллективные формы приобщения к культуре и индивидуальные интересы. Многие люди избегают групповых форм досуга, предпочитают собственные интересы и увлечения. Ориентация на коллективные формы должна органично дополняться индивидуальными ценностными ориентациями. Функцию приобщения личности к культуре выполняют многие социальные объединения. Семья и семейные традиции, школа и система образования, группы сверстников и друзья, культурная атмосфера и духовный климат большого и малого города, стереотипы и требования профессиональной корпоративной культуры, насыщенность городской среды различными учреждениями культуры, памятные места исторических событий и культурное наследие - все это оказывает влияние на формирование духовной культуры личности. Свободное развитие человека должно опираться на многообразие интересов и потребностей личности, а социально-культурные технологий способствуют их реализации.

Однако, несмотря на все усилия многих учреждений культуры, существует общая озабоченность и неудовлетворенность состоянием культуры российского общества. Снижение уровня повседневной культуры, засорение русского языка сленгом и иностранной терминологией, сквернословие, нарушение элементарных норм общения, распространение криминала, коррупции, невежества, пренебрежения к историческому и культурному наследию, разрушение семейных отношений и многое другое требуют объединения усилий ученых, педагогов, практиков для решения этих проблем. Примитивность вкусов, ограниченность культурных интересов, небрежность и неопрятность внешнего облика, агрессивность поведения и грубость, пьянство и наркомания, цинизм и хулиганство стали симптомами кризиса российской культуры. Эти проблемы постоянно обсуждаются в общественном мнении, личном общении и было бы неверным считать ответственной за все недостатки лишь прикладную культурологию. Они подчеркивают сложность и неоднозначность социальной проблемы вовлечения личности в культуру.

Прикладная культурология предоставляет свои социально-культурные технологии и методы, благодаря которым человек реализует свои интересы. Особенность современной культуры состоит в динамичном увеличении культурной среды, расширении культурных контактов, издании новинок литературы, организации концертов, художественных выставок и многого другого. Эта ситуация имеет и негативное влияние на человека. Он убеждается в невозможности «объять необъятное», возникает необходимость самоограничения и специализации в освоении культуры. Это требует социальной и педагогической помощи, совета, иначе человек теряет ориентиры, духовный мир становится более примитивным, приобщение к культуре поверхностной. Идеал гармоничного развития остается отдаленной мечтой. Не менее опасным является враждебное отношение к культуре, презрение к культурному наследию как устарелому, пренебрежение нормами повседневного общения, уважения достоинства личности. Необходимо всемерно использовать возможности прикладной культурологии, чтобы изменить ситуацию, способствовать преодолению негативных тенденций.

Одним из первых исследователей прикладной культурологии как научной дисциплины и практики социально-культурной деятельности является доктор культурологии, профессор М. А. Ариарский . Концепция развития прикладной культурологии поддержана Российской академией образования. Автору присуждено звание лауреата первой премии конкурса научных проектов Северо-Западного отделения РАН в номинации «Фундаментальные исследования».

  • См.: Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научногоосмысления. СПб., 2008; Он же. Прикладная культурология. 2-е иэд. СПб., 2001.

В зависимости от уровня познания и обобщения различаются теоретическая и прикладная культурология.

Теоретическая культурология - это область культурологической науки, которая разрабатывает основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в ее теоретическом и историческом аспекте.

В рамках теоретической культурологии могут быть выделены ряд предметных направлений: социальная и культурная антропология, историческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика.

Прикладная культурология - это совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического

знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях. Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практическое использование результатов познания, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, которые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленческой деятельности, а также программирование и планирование конкретных сторон практики, способных изменяться в нужном направлении под действием набора преобразователей, в частности управленческих мер. Все это делает неотъемлемым компонентом Культурологии прикладной (помимо теорий и познавательных принципов) такие элементы знания, как совокупность социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, предназначенных для специалистов и практических работников разных областей социальной деятельности.

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально -личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической деятельности требует перехода специалистов и управленческих работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы пове

дения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.

Литература

Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.

3.5 Методы культурологических исследований

Методы культурологических исследований - это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры. Поскольку культурология является интегративной областью знания, вбирающей в себя результаты исследования ряда смежных наук, постольку культурологический анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, в том числе и заимствованных из смежных дисциплин. При этом в процессе культурологического анализа методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурологического плана. Все это дает основание говорить о том, что в процессе культурологического исследования методы смежных дисциплин претерпевают определенную трансформацию.

Признание интегративного характера культурологических методов исследования не снимает проблемы выявления особенностей методологии культурологического познания. Эта особенность вытекает из признания факта, что культурология является ярко выраженной гуманитарной дисциплиной и, следовательно, на нее распространяются все особенности методологии «наук о духе». Выражаясь словами Г. Риккерта, методы культурологии принадлежат к «идеографическим методам», или методам «понимания» (В.Дильтей). С точки зрения этого подхода, познание культурно-исторической реальности, «Сферы духа» - принципиально отличается от познания мира природы. Мир природы можно постичь с помощью объяснения. Мир культуры только с помощью понимания - непосредственного переживания исторической реальности, вживания во внутренний смысл явлений и ценностей, что так или иначе связано с направленной ценностной позицией.

На базе понимающей концепции была разработана методология постижения культурно-исторических процессов - герменевтика. Герменевтика (от гр. пегшепеиисБ - разъясняю, истолковываю) как искусство и учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности, возникла еще в античную эпоху. В современ

ной культурологии - это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности. Основу такого подхода к герменевтике заложили В. Дильтей и Х.-Г. Гадамер. С их точки зрения, носителем понимания исторических образований, явлений культуры является язык. Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений» (В. Дильтей) способствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей, их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни или реконструируемой эпохи.

«Идеографические» методы, или методология «понимания», в большей степени способна отражать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похожее-непохожее, трудновыразимое, уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью сложно определить форму самой изменчивости или целостности. Для анализа социокультурной динамики, выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и т.п. в культурологии широко применяются методологические установки и конкретные приемы анализа экономического, социологического, политологического исследования: структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос (анкетирование и интервьюирование), изучение текстов методом контент - анализа и т. д. Только умелое сочетание всех методологических установок и приемов позволяет дать адекватную картину культурно-исторического процесса.

Литература

1.Культурология [Текст] / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.

Цель прикладной культурологии – посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:

Приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;

Формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности;

Создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;

Усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;

Удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;

Регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить:

1) выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов;

2) получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;

3) разработку принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управлении, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности;

4) формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне;

5) определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений (образования, культуры, досуга, здравоохранения, спорта и т.д.), выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры;

6) разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров социально-культурной сферы.

ФУНКЦИИ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ:

Научно-методическая - методологическое обоснование созидающего потенциала социально-культурной деятельности и методическое обеспечение процесса его реализации;

Политико-проективная - правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение социально-культурной деятельности; социокультурное проектирование;

Культуроохранительная - обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе "человек - природа";

Культуросозидающая - разработка и реализация механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизации, социализации, инкультурации, индивидуализации), формирования разносторонне развитой, духовно богатой личности;

Культуротворческая - научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информационное общество XXI века и различные формы социально-культурного творчества;

Взаимообогащающая - выявление принципов реализации духовного потенциала общения; разработка методики вовлечения личности в систему социальных коммуникаций, восприятия человека человеком; формирование культуры делового и межличностного общения;

Культуроориентирующая - раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга; внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.

4. Культурно-просветительная работа в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. К.-п. р. является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола.

Под термином «К.-п. р.» понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает К.-п. р. в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком смысле понятием К.-п. р. охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.

Становление и развитие К.-п. р. как самостоятельной области идеологической деятельности начались после победы Октябрьской революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы К.-п. р. определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистической партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Ленин рассматривал К.-п. р. как часть партийного дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Советского государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в ноябре 1920 Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет), объединившего функции партийного и государственного руководства этой областью. Значительный вклад в разработку теории и практики К.-п. р. внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 - Главполитпросветом.

В дальнейшем по мере роста и совершенствования К.-п. р., создания многообразной сети культурно-просветительных учреждений механизм руководства К.-п. р. соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее министерствах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален и домов культуры, управления библиотек и т. п. С 1945 руководство К.-л. р. передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 в министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик.

К.-п. р. в СССР имеет следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы К.-п. р. постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду с такими традиционными формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются народные университеты, кинолектории, любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в К.-п. р. занимает художественная самодеятельность; с 60-х гг. начала развиваться её высшая форма - народные театры. В 1971 в СССР работали 133 тыс. клубных учреждений, 128,6 тыс. массовых библиотек (с общим фондом 1366,1 млн. экземпляр книг и журналов), 553 профессиональных театра (свыше 114 млн. посещении), 1173 музея (свыше 110 млн. посещений), 157,1 тыс. киноустановок (4656 млн. посещений киносеансов). В клубных учреждениях за 1970 проведено 5273 тыс. лекций и докладов (присутствовало свыше 477 млн. человек), дано 2334 тыс. спектаклей и концертов силами художественной самодеятельности (присутствовало 417,4 млн. человек), работали 440 тыс. кружков (6951 тыс. участников); в 1970 насчитывалось около 16 тыс. народных университетов с 3218 тыс. слушателей.