Социальная антропология (курс лекций). Любовь в жизни человека

АНТРОПОЛОГИЯ

(КУРС ЛЕКЦИЙ)

Часть первая. Социальное бытие культуры


  • Предисловие

  • Тема 1. Социальная антропология как исследовательская и учебная дисциплина
  • Тема 2. Антропогенез. Вехи исторической и культурной эволюции человека

  • Тема 3. Социокультурный процесс

  • Тема 4. Культура повседневности

  • Тема 5. Человеческое разнообразие и стратификация общества

  • Тема 6. Этнос и этнокультура

  • Тема 7. Социализация и инкультурация индивида. Девиантное поведение
Часть вторая. Бытие человека в культуре

  • Предисловие

  • Тема 1. Общество как субъективная реальность

  • Тема 2. Жизненная среда и экология человека

  • Тема 3. Труд в жизни людей. «Человек умелый» - homo faber

  • Тема 4. Мир знания. «Человек разумный» - homo sapiens

  • Тема 5. Мир любви. «Человек любящий» - homo amoris

  • Тема 6. Мир борьбы. «Человек агрессивный» - homo agressius

  • Тема 7. Мир игры. «Человек играющий» - homo ludens

  • Тема 8. Проблема смерти человека в разных культурах

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
^

СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ


КУЛЬТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Антропология в целом, как известно, изучает происхождение и историческую эволюцию человека. Существуют такие вполне сложившиеся отдельные ее направления, как физическая антропология, включающая в себя палеонтологию, учение об антропогенезе и морфологию человека, и философская антропология, исследующая общую природу человека в соотношении с его миром. Относительно недавно стала складываться и третья ветвь антропологии - социальная, или культурная, антропология, которая формируется на базе достижений прежде всего этнографии и этнической антропологии. Концептуальное се оформление, превращение в науку происходит сейчас, на наших глазах.

Известно, что человека изучают свыше двухсот наук, и каждая из них находит в нем свой предмет. Понятно также, что для гуманитарных наук общим объектом является не столько сам человек, сколько человек, взятый в соотношении с его социальным и природным окружением. Так, философия изучает соотношение «человек и мир", социология - "личность и общество», социальная психология - «личность и группа», психология - «индивид и его личность», социальная экология - «человек и природа», этнопсихология - «индивид и этнос», психоанализ - «индивид и социальная жизнь» и т.д.

Социальная (культурная) антропология исследует вопросы взаимодействия человека с культурой, в рамках которой он существует и действует. Иными словами, она изучает человека через призму его культуры. Следовательно, в рамках соотношения «человек - культура» ее интересует человек как природное существо, становление его личности в истории и конкретной социальной среде, типичные ситуации его взаимоотношений с другими людьми, принадлежащими как к «своей», так и к иной культуре, отклонения его поведения и деятельности от принятых в данной культуре ценностно-нормативных координат и т.д. Это - микроуровень социальной жизни.

Однако понимание повседневной культуры человека невозможно без уяснения принципиальных положений о культуре вообще, ее функций, факторов развития, взаимодействия культур, развития символических систем и т.д. Эти вопросы изучает культурология. Но она исследует культуру так, как политэкономия изучает экономику, политология - политику, медицина - болезни человека и т.д., т.е. как области, обязанные своим происхождением и развитием активности человека, но рассматриваемые вне самого человека. Социальная же антропология пытается исследовать самого человека в соотношении с продуктом его же активности - культурой, стремится соединить социальное и культурное, изучить факторы, механизмы и степени оснащенности тех или иных социальных процессов культурными атрибутами: ценностями, нормами, образцами и т.д. Иначе говоря, она ставит цель интегрировать вокруг человека знания прежде всего по социологии, культурологии, психологии и этнографии 1 .

Однако на этом пути исследователя ожидают большие трудности. Возникает необходимость преодоления традиции «растаскивания» человека по разным наукам путем синтеза их достижений в единые концептуально оформленные линии. Такое требование ставится и самой действительностью - людям необходимы знания о человеке для повседневной жизни. Во многом здесь господствуют либо суррогаты знаний, либо лишь собственный опыт самого индивида, что ведет в большинстве случаев к жизненным ошибкам. Кроме того, необходимо преодолеть слишком большую разноголосицу в понимании культуры как социального явления - многие под ней понимают лишь продукцию художественной и научной сфер. Между тем речь должна идти о глубинных основах жизнедеятельности миллионов людей.

Все эти трудности теоретического характера, стоящие на пути развития (социальной) культурной антропологии как исследовательской и учебной дисциплины, постепенно преодолеваются 2 . Предлагаемый курс (1-я часть) лекций по социальной антропологии был прочитан впервые в МГУ на 3-м курсе социологического факультета в 1994 г. и встретил одобрение студентов и коллег. Это побудило автора к его изданию.

Целевая установка курса задумана следующим образом.

1. Наметившееся начало перехода нашего общества от «социоцентрического» к «человекоцентрическому» означает постепенный отказ от господствующей у нас позитивистской социологии, изучающей в основном лишь функции и эволюцию деперсонифицированных структур общества. Поскольку общество в своей основе является продуктом взаимодействия людей, теоретическое невнимание к человеку как к источнику формирования и функционирования всех социальных, экономических и политических структур и процессов лишает социологию возможности проявлять свою прогностическую функцию (события последних лет еще раз показали, что революции совершают не абстрактные законы, а люди). Поэтому социальная (культурная) антропология впервые включается в структуру социологии как учебной дисциплины. Культурантропологические знания помогают анализировать общество как сложную социокультурную систему.

2. Человек рассматривается в аспектах «человек - культура» и «человек - человек в различных культурах». При этом человек понимается и как индивид, и как группа («общественный человек»), и как личность (культурная составляющая человека), и как родовое существо («совокупный человек»). Конкретное применение термина зависит от контекста: такое расширение понятия «человек» позволяет повысить эвристические возможности основного термина и в то же время сохранить содержание категории «человек» на всех уровнях обобщения. Проблемное же поле культуры ограничивается антропологическим пониманием культуры прежде всего как ценностно упорядоченного и социально отобранного жизненного и профессионального опыта множества людей.

Курс лекций ставит целью привитие студентам навыков по интегрированию понятий человека и его культуры в одно целое, синтезу их в этой ключевой единице анализа.

3. Основное внимание уделяется культуре повседневной жизнедеятельности как первичной основе всякой культуры (профессиональной, политической, эстетическо-художественной и т.д.). В современных условиях усилилось их взаимопроникновение. Содержание курса может явиться основой для обучения студентов применению методов прикладной социологии в исследовании деятельности собственно культурных институтов (науки, искусства, системы образования) и их влияния на повседневную культуру народа (этот раздел будет изложен во второй части курса лекций).

4. Предлагаемый курс систематизирует знания студентов о человеке, полученные в процессе изучения гуманитарных дисциплин (психологии, социальной психологии, демографии, истории, литературы и т.д.), усиливает гуманистические функции социологии, содействует процессу гуманитаризации университетского образования.

Курс вооружает студентов и практическими знаниями о человеческом взаимодействии и межкультурном общении. Вступление нашего общества на путь социального расслоения и жесткой конкуренции требует вооружения студентов знаниями и умениями для жизненной борьбы.

5. Знания, которые дает настоящий курс лекций, могут быть использованы при работе с кадрами, в ходе деловых контактов представителей различных культур, при решении вопросов национальной и культурной политики государства, а также в сфере социальной поддержки человека, в социальной работе.

^ Тема 1

Социальная антропологая как исследовательская

и учебная дисциплина

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Социальная антропология
Лекция 1 - 2

Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос -- человек; логос -- наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла “Антропология, или рассуждение о человеческой природе”, содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение Касмана “Антропологическая психология, или учение о человеческой душе” и вслед за ней 2-я часть -- “О строении человеческого тела в методическом описании”.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение -- как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.

Французские энциклопедисты придавали термину “антропология” очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы XVIII -- начала XIX в., в частности Кант, включали в антропологию главным образом вопросы психологии. В течение XIX в. и до сего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем.

В советской науке принято строгое разделение терминов “антропология”, “этнография”, “археология”. Под археологией понимают науку, изучающую историческое прошлое человечества по вещественным источникам, под этнографией -- отрасль истории, исследующую все стороны культуры и быта ныне живущих народов, происхождение этих народов, историю их расселения, передвижения и культурно-исторических взаимоотношений. Антропология же изучает вариации физического типа человека во времени и в пространстве.

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Постепенное накопление антропологических сведений -- данных по анатомии человека, о физических особенностях пародов различных областей земли, общетеоретических представлений о происхождении человека -- началось с древнейших времен.

· Этнография (пер. с греч. племя, народ) или этнология (народовед.) - наука изучает бытность и культ особенностей народов мира.

· Этнос- происхождение народов. Этнография - расселение народов. Философия - изучаете наиболее общие законы общества и познания.

· Культурология - изучение функции культуры, факторы развития, взаимодействия культуры, развитие символических систем.

· Антропология - культура как показатель развития человека.

Задача антропологии -- проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественноисторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского университета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только "с антропологией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто человеческих, если можно так выразиться, т. е. касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его существования".

Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом. Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

Само собой разумеется, эти краткие характеристики не следует понимать так, что морфология изучает человека вне времени и пространства, расоведение -- вне эпохи, а раздел антропогенеза -- вне территории. Конечно, и для проблемы антропогенеза важно знание места происхождения человека; точно так же для расоведения необходимо исследование истории возникновения рас и их родословной и, наконец, для морфологии существенна связь открываемых ею закономерностей изменчивости с фактами, дошедшими из далекого прошлого человечества, с одной стороны, и из различных областей распространения людей в настоящем -- с другой. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза -- это изучение процесса становления человека и прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков; в разделе морфологии главная проблема -- исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “механизмов” формообразования; и, наконец, в разделе расоведения основной целью является отыскание тех причин, которые объясняют распространение рас человека на поверхности Земли.

Раздел морфологии состоит из: 1) мерологии (от греческого “мерос” -- часть), изучающей вариации отдельных органов человека и отдельных тканей, а также их взаимную связь, и 2) соматологии (от греческого “сома” -- тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Важным подразделом соматологии является та отрасль антропологии, которая ставит своей задачей установление стандартов или норм размеров человеческого тела, т. е. наиболее часто встречающихся комбинаций размеров, и разрабатывает методы расчета, позволяющие установить, как часто встречаются те или иные уклонения от этих комбинаций. Антропология тем самым дает возможность организовать на вполне научной основе массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы, перчатки, мебель и т. д.), что особенно важно в условиях плановой организации народного хозяйства. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, а также вариаций телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.

Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела морфологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология человека. Существенно отметить различия между нормальной анатомией и морфологией. Нормальная анатомия изучает человека как некоторый обобщенный тип и дает суммарную характеристику “среднего” человека. Морфология же сосредоточивает свое внимание на вариациях типа и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих уклонений от среднего типа.

В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Раздел антропогенеза включает: 1) приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян, 2) эволюционную анатомию человека, 3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека. Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических -- геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических -- археология палеолита; из наук философских -- психология.

Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию расовых типов, распространение их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменений расовых типов. В числе смежных дисциплин, с которыми особенно тесно соприкасается расоведение, следует назвать из круга биологических наук -- генетику и биометрию, а из наук социально-исторических -- археологию позднего палеолита и последующих эпох, этнографию, языкознание и историю. Термины “расоведение” и “этническая антропология” нередко употребляются как равнозначные. Строго говоря, этническая антропология -- только часть расоведения, изучающая антропологический состав народов мира и проблему этногенеза. Антропология в целом, а в особенности разделы , посвященные проблеме происхождения человека и его рас, с самого зарождения знания о природе человека были ареной жестокой идеологической борьбы между материалистической наукой, с одной стороны, и идеалистическим и метафизическим мировоззрением -- с другой.

В основе антропологической методики лежит антропометрия, или измерение размеров человеческого тела. Необходимость количественной характеристики вытекает из того, что все размеры обнаруживают непрерывную изменчивость, причем, как правило, пределы колебаний размеров одной какой-либо группы людей заходят за пределы колебаний другой. Это явление, называемое “трансгрессивной изменчивостью”, очевидно, приводит к необходимости числовых определений. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию -- измерение костей скелета, краниометрию -- измерение черепа.

В широком смысле слова антропометрия включает в себя и антропоскопию. т. е. методику “описательной” или “качественной” характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков. В антропологии подробно разработаны определенные приемы измерений, которые необходимо соблюдать с полной точностью, без чего результаты исследований ненадежны сами по себе и несравнимы с измерениями других исследователей. Чтобы добиться наиболее точных определений “описательных” или “качественных” признаков, в антропологии получили широкое применение всевозможные шкалы, например, шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде муляжей губ, носа, глазной области, ушной раковины и т. д. Основная цель разработки и использования шкал и эталонов заключается в сохранении единого (“мирового”) масштаба оценки баллами тех признаков, которые не поддаются непосредственному измерению. Основы современных антропологических методов были заложены работами известного французского антрополога, анатома и хирурга Поля Брока (1824--1880), который в 60-- 70-х годах прошлого столетия разработал подробные программы проведения антропологических исследований, предложил ряд приборов и инструментов для измерения человеческого тела, составил таблицы определения пигментации и т. д.

Значительное усовершенствование и расширение эта методика получила в трудах Рудольфа Мартина (1864--1925). Его трехтомное руководство “Учебник антропологии в систематическом изложении” дает подробное изложение приемов антропометрического и антропоскопического исследования и сводку цифровых данных по вариациям отдельных соматологических, остеологических и краниологических признаков. Антропологическая методика Мартина с теми или иными модификациями получила самое широкое признание и применение, равно как и различный усовершенствованный им основной антропометрический инструментарий. Для определения роста и пропорций тела применяется металлический штанговый составной антропометр Мартина; для измерения головы и лица, а равно и при краниометрических исследованиях употребляются скользящий и толстотный циркули также системы Мартина.

При измерении углов на черепе пользуются приставным гониометром Моллисона, укрепленным на ножке скользящего циркуля. Существует значительный набор специальных инструментов: штативы для укрепления черепов, мандибулометр для измерения нижней челюсти, координатные циркули для измерения глубинных размеров, доски для измерения длинных костей и т. д.

Для получения надежных результатов при антропологических исследованиях требуется соблюдение ряда общих и специальных условий. Важнейшее из них -- строгое следование установленным приемам измерений и принятым инструкциям. Достаточно даже незначительного уклонения от определения той или иной антропометрической точки или нарушения в установке измеряемого, чтобы полученные результаты оказались несравнимыми с другими.

Казалось бы, что определение такого простого по технике измерения признака, как длина тела, не требует особой унификации. Однако опыт показал, что измерения одного и того же субъекта дают различные цифры в зависимости от того, производилось ли обследование утром или вечером, стоял ли измеряемый в напряженной позе или непринужденно и от других причин.

Все эти приемы антропологических исследований составляют предмет специального курса антропологии -- антропометрии. Большое применение в антропологии получили методы вариационно-статистической обработки материалов измерений; с помощью этих методов определяется наиболее представительная, т. е. чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, размах вариаций, статистическая реальность различий между группами, степень их близости между собой и т. д. В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроизведения объекта или элементов его структуры, т. е. его размеров и формы. Таковы методы графического воспроизведения контуров тела, черепа; специальные приемы антропологического фотографирования; пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков; получение отпечатков рельефа кожи, приготовление мазков крови и ряд других методов.

Основываясь на философии диалектического и исторического материализма, антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. “Как бы то ни было, изучая сравнительную физиологию, -- писал Ф. Энгельс К. Марксу 14 июля 1858 г., -- начинаешь испытывать величайшее презрение к идеалистическому возвеличению человека над всем прочим зверьем. На каждом шагу натыкаешься на полнейшее совпадение строения человека со строением остальных млекопитающих; в основных чертах это совпадение замечается у всех позвоночных и даже -- в более скрытой форме -- у насекомых, ракообразных, червей и т. д.”. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает и механистическое отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса биологических закономерностей в человеческое общество.

Отрасли антропологии

Прикладная антропология. Одна из особенностей антропологии ее постоянно растущее участие в жизни человека, ее соучастие в решении вопросов, которые выдвигает наша действительность... Трудно найти науку, данные которой так преданно и стойко, на протяжении целых столетий служили бы человеку. С результатами исследований антропологов мы сталкиваемся буквально каждый день, на каждом шагу.Решение задач прикладной антропологии такое же древнее, как сам человек, с тех пор, как наш далекий предок стал изготовлять и пользоваться орудиями труда и предметами быта. Какое построить жилище, как создать удобные стулья и парты, как оборудовать рабочее место на заводе, у станка, сшить пальто, смастерить лодку или оборудовать концертный зал -- вот далеко не полный список вопросов, которые решает прикладная антропология.

Физиологическая антропология. Четверть века назад, и августе 1964 г., в Москве состоялся VII Всемирный конгресс антропологических и этнографических наук. Этот международный форум собрал тысячи ученых из многих стран мира, среди которых были всемирно известные: А. Валуа, Р. Кенигсвальд, Тур Хейердал, Ф. Тобйис, Г. Дебец, В. Бунак и др. Но, очевидно, самым примечательным в работе конгресса было официальное утверждение нового направления в антропологии, получившего правомерный статус научной дисциплины -- физиологической антропологии.

Границы исследований физиологической антропологии настолько широки, так тесно связана ее проблематика с такими биологическими науками, как физиология, биохимия, медицинская генетика, что нередко ее просто называют биологией человека.

Она изучает функциональные особенности тех структур, которые составляют предмет изучения морфологии, а с расоведением она связана потому, что физиологические признаки организма варьируют в различных сочетаниях среди множества людей, принадлежащих к разным расам и живущих в разнообразных природно-географических зонах. Физиологическая антропология связана с генетикой человека, с исследованном таких признаков, наследственная обусловленность которых хороню известна. Это группы крови, сывороточные белки и ферменты, вкусовая чувствительность, состав ушной серы, цветовая слепота. Это и изучение функциональных связей человеческих популяций с окружающей средой, другими словами, адаптация человека к различным природно-климатическим условиям и многое другое.

Возрастная антропология. Вопросы возрастной антропологии находятся в центре внимания ученых, этот раздел морфологии стал как бы «модным» в последние годы. Увеличилось число исследований, которые посвящены изучению роста и развития детей определенного возраста (от 1 года и до 18 лет), динамике физического развитии современного человека от рождения и до старости в связи с изменениями социальной среды и демографическими показателями. Антропологи работают над проблемой детских конституций, так как конституциональная типология применительно к детям практически не разработана, динамика процессов роста во многом связаны с типом телосложения у ребенка. С этой проблемой связаны вопросы о влиянии повышенной физической нагрузки на развитие и формирование организма в широком возрастном аспекте: взаимосвязь конституциональных типов и пропорции тела, соотношение биологического возраста и конституции.

Спортивная антропология. В наше время возросло значение такого направления общей антропологии, как спортивная антропология. Она изучает закономерности морфологических и функциональных изменении, происходящих в организме человека под влиянием спортивной деятельности. Основной ее метод -- метод антропометрии или соматометрии -- измерений живого человека.

Проблемы, стоящие перед исследователями, работающими в этой области, актуальны и многогранны. Для их решения необходимы опыт, знания не только в своей области, но и смежных дисциплин, таких, как анатомия и физиология, генетика и психология, биометрия, биофизика.

Бурно развивающаяся наука о происхождении человека отодвигает все дальше и дальше в прошлое точку отсчета в эволюции наших предков.

Антропология интересуется буквально всем: строением зубов, рельефом кожи, цветом волос и глаз, ростом, весом и формой головы; кто ближайший из родственников человека, в каких местах нашей планеты шло формирование расовых подразделений, почему у жителей высокогорья выше уровень гемоглобина, чем у живущих в равнинных районах, чем объяснить процесс акселерации у детей и подростков и удивительный биохимический полиморфизм человеческих популяций и т.д.

В наше время , без знаний антропологии не мыслима ни медицина, ни археология, ни социология, ни, тем более, психология.

Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно -- в конце XVIII -- в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Переходы от одной социально-экономической формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о “назначении” человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

При нынешней специализации и объёме знаний охватить одному человеку все эти отрасли практически невозможно. Если даже сузить круг до культурной или социальной антропологии, то и тут не всё ясно. Нелегко установить различны ли социальная и культурная антропология или тождественны (то есть просто в США предпочитают называть эту отрасль культурной, а в Англии - социальной, а по сути речь идёт о социокультурной антропологии).

Если эти дисциплины тождественны, составляя социокультурную антропологию, то традиционно примерно тем же, что сводится к этой дисциплине на западе, в России занимаются этнография и этнология, вдобавок понимаемые то как одно и то же, то как разные дисциплины (описательная и объяснительная). Да и на западе термин «этнология» употребителен, и обозначаемая им наука мало отличается от социокультурной антропологии.

Примерно об одном и том же пишут те, кто называют свою дисциплину этнологией или этнографией, и те, кто считает себя специалистом по культурной антропологии. Если же социальная и культурная антропология различны, то очень трудно отделить первую от культурологии, а вторую - от социологии.

По одной точке зрения, отличие этих отраслей антропологии от таких отраслей наук, как культурология и социология, состоит в том, что антропологические дисциплины по традиции сосредоточены на изучении колониальных и отсталых народов, а те науки - современных цивилизованных обществ. По другой точке зрения, которой придерживаюсь я, модель для понимания представляет физическая антропология, в предмете которой нет никаких неясностей. Как и анатомия с физиологией, она изучает человеческое тело, но отличается от анатомии и физиологии тем, что те изучают норму в противоположность патологии , а антропология изучает вариативность человечества, множественность форм.

Подобно этому можно понять и отличие социокультурной антропологии от культурологии, социологии, да и этнологии. Они изучают норму, а социокультурная антропология изучает вариативность культуры, общества и этноса. В этом смысле она очень близка (если не тождественна) сравнительной культурологии, социологии и этнологии. Такое понимание раздвигает кругозор и расширяет классификационные схемы антрополога на современные формы. В известном смысле эта наука релятивистская по своей природе. Но и традиционная точка зрения имеет вес, да и смысл: ведь она входит как часть в сравнительную науку, придавая ей эволюционную глубину. Из этого понимания надо исходить при построении антропологического образования. Коль скоро антропология сравнительная наука, ясно, что базу для неё должно составить множество языков и культур. Антрополог - это, прежде всего, полиглот и интернационалист. Владение языками даёт ему не только возможность свободно освоить обширную литературу, но и позволяет лучше понять разнообразие ментальностей. Коль скоро антропология охватывает биологические аспекты изучения человечества, она должна владеть англоязычным понятием science, - то есть строгими методами, математическими в своей основе. Одно из последних открытий в антропологии - карты распределения генетических структур в популяциях мира, позволяющие реконструировать древние миграции. Эти карты составлены на основе математической обработки множества анализов ДНК. Да и социология, если ее рассматривать как сравнительную социологию, принадлежит к тому же циклу наук. Дополнительную строгость вносят технические средства современной науки - компьютеры с их сугубо логическим языком. И компьютерное дело, и основы логики и математики образуют устои антропологического образования. Однако в антропологии есть и гуманитарный аспект. Он связан, во-первых, с тем, что антропология изучает не только социум, но и культуру, не только её общие законы, но и конкретные проявления, а они уникальны. Уникальные явления трудно сравнить иначе, чем оценочно, с точки зрения личных и коллективных духовных ценностей, намерений, целей. Но гуманитарный подход не означает расплывчатости и произвольности решений. В проблемах антропологии, её исходный релятивизм невозможно решать математическими методами, но и упование только на интуицию не годится. Чтобы гуманитарный аспект антропологии был научным, он требует серьёзных размышлений над критериями и определение исходных принципов. Требует ответственного выбора. Поэтому в антропологическом образовании видное место должны занять предметы, вырабатывающие широту кругозора, самостоятельность суждений и интеллигентное отношение к ценностям. Это литература, искусство, их критика и история человеческой мысли. Это участие в общественных движениях страны и мира, в социальной и культурной практике. Наконец, в антропологии есть ещё один аспект. Будучи наукой сравнительной и релятивистской, она, естественно, связана с изучением развития, прогресса, эволюции, а, стало быть, истории. Историческая антропология - это французская и русская традиция. Интересуясь уникальными явлениями, такая антропология видит в истории ключ к их оценке. Историю она воспринимает в её наиболее развёрнутом и протяженном виде - с самых её истоков. Это аспект, который обслуживается археологией и этнографией - аспект, которому археология придаёт фундированность, а этнография - жизненность.

С каждым годом антропология обогащается новыми методическими приемами, заимствованными из других биологических дисциплин -- физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для изучения изменчивости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.

В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определенно закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий и т. п. Задача антропологов -- изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

Антропология

1. Антропология – наука о человеке. Задачи и объект исследования. Методы антропологии. Связь с другими науками.

Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Принято разграничивать:

археологию (ископаемые останки)

этнографию (культуру и быт народов)

антропология (происхождение и эволюцию физ. Организации человека и рас)

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина.

Предметом изучения антропологии является человек. Антропология тесно связана с рядом биологических и общественных наук.

Антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза.

Антропология отвергает идеалистическое противопоставление человека природе. Вместе с этим передовая антропология столь же решительно отвергает полное отождествление человека и животных. Антропология может правильно отразить закономерности в развитии человека лишь в том случае, если она будет руководствоваться идеей о качественном своеобразии человека, о недопустимости переноса био­логических закономерностей в человеческое общество.

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.

МЕТОДЫ:

палеонтологический – проследить становление хомо сапиенс, выявить причины гоминизации.

анатомо-морфологический – установление сходства и различий между особями, популяциями, расами.

группа антропометрических методов – измерение тела. По тому объекту, кото­рый служит предметом измерения, различают:

соматометрию – измерение живого человека

остеометрию - измерение костей скелета

краниометрию - измерение черепа.

антропоско пию – методику описательной характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков.

В антропометрии находят применение разнообразные способы воспроиз­ведения размеров и формы объекта:

метод графического воспроизведения контуров тела, черепа

1 специальные приемы антропологического фотографирования

2 пластическое воспроизведение формы с помощью изготовления слепков

3 получение отпечатков рельефа кожи

Большое применение в антропологии получили методы статистической обработки материалов, с помощью которых определяется чаще всего встречающаяся в исследуемой группе величина признака, а так же сопоставляются данные между разными группами. Для получения надежных результатов требуется соблюдать правила, учитывать возрастные изменения, патологические нарушения. Широкое применение получили всевозможные шкалы (высокая точность, возможность сравнивать результаты разных исследователей).

2. Традиционные разделы антропологии, их хар-ка.

Антропология – (от греч. антропос – человек + логос – наука) наука о человеке. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Морфология изучает характер индивидуальной изменчивости человека и особенности его физической организации возникающие:

    в связи с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно

    в связи с яв­лениями полового диморфизма

    под влиянием раз­личных условий жизни и труда.

Морфология изучает строение человеческого тела в целом, устанавливает стандарты или нормы размеров человеческого тела, стремится постигнуть причины уклонений от среднего типа. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, и связи телосложения с физиологическими особенностями организма.

Главная проблема в разделе морфологии - исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “меха­низмов” формообразования.

Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех измене­ниях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология чело­века и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза - это изучение процесса становления чело­века и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков.

Расоведение изучает сходства и различия между расами человека. Расоведение, или этническая антропология, изучает:

    причины и историю расообразования

    классификацию расовых типов

    распространение их по территории Земли

    закономерности изменений расо­вых типов.

3. Антропогенез. Положение человека в общей системе природы. Черты, доказывающие принадлежность человека к каждой систематической группе.

Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех измене­ниях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология чело­века и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза - это изучение процесса становления чело­века и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков. Антропогенез неотделим от социогенеза.

В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших прима­тов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становле­ния человека современного типа.

Раздел антропогенеза включает:

1) приматоведение, т. е. изучение со­временных и ископаемых обезьян и полуобезьян,

2) эволюционную анатомию человека,

3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека.

Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являют­ся: из наук естественно-исторических - геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических - археология палеолита; из наук философских - психоло­гия.

Надцарство эукариоты

Царство животные

Подцаство многоклеточные

Раздел двустроннесиметричные

Тип хордовые

Подтип позвоночные

Класс млекопитающие

Отряд приматы

Семейство гоминиды

Род люди, вид человек разумный.

Черты строения человека, общие с позвоночными

1. внyтpeнний скелет, растущий вместе с ростом организма. Скелет служит для поддержания и защиты мягких частей тела;

2. человек, как и все позвоночные, имеет трубчатое строениe центральной нервной системы.

3. постоянным хвостом обладают все позвоночные во взрослом или зародышевом (человек) состоянии. Эмбрион человека и таких же бесхвостых человекообразных обезьян. обладает настоящим хвостом, построенным из ряда сегментов;

4. человек обладает двумя парами конечностей.

5. рот закрывается посредством нижней челюсти.

6. дыхательный аппарат позвоночных возникает в области глотки.

7. сердце всех позвоночных лежит на вентральной стороне тела, как и сердце человека. У беспозвоночных сердце лежит на дорсальной стороне;

8. замкнутая кровеносная система. Кровь, приводимая в движение сердцем, течет по сложной системе замкнутых трубок, называемых артериями, венами, капиллярами. У беспозвоночных в большинстве случаев имеется незамкнутая система, т.е. такая, в которой кровь свободно выходит в окружающее пространство - в кровяные пазухи или синусы, из которых кровь вновь возвращается в сосуды;

9. эритроциты крови позвоночных содержат гемоглобин, способный переносить кислород от легких к тканям. У беспозвоночных гемоглобин, если он имеется, растворен в плазме крови.

10. кожа позвоночных построена из многих слоев клеток, распадающихся на собственно кожу и эпидермис. У беспозвоночных собственно кожи нет, а имеется лишь эпидермис.

Черты строения человека, общие с млекопитающими

Важнейшим преимуществом млекопитающих было обладание постоянной температурой тела, независимой от колебаний температуры окружающей среды. Эта особенность позволила им расселиться в умеренных поясах земного шара. проникнуть и в сухие пустыни, и в холодные области Приполярья. Развитие мозга было другим, не менее важным преимуществом млекопитающих. Вся эволюция млекопитающих характеризуется прогрессивным развитием центральной нервной системы. Развитие мозга определило прогрессивный характер эволюции млекопитающих и позволило их формам приспособляться к весьма разнообразным условиям жизни.

Человек обладает всеми отличительными признаками класса млекопитающих:

1) волосяным покровом, который у некоторых видов млекопитающих редуцирован, иногда даже в большей мере, чем у человека (например, киты, дельфины);

2) потовыми и сальными железами в коже;

3) диафрагмой, или грудобрюшной преградой, построенной из поперечно-полосатой мышечной ткани;

5) двумя поколениями зубов - молочными и постоянными, прорезывающимися в определенном порядке в точно фиксированные сроки; у низших позвоночных зубы имеются в неопределенном количестве;

6) семью шейными позвонками, что имеет место у всех млекопитающих, за небольшими исключениями;

7) сочленением черепа с позвоночником посредством двух мыщелков затылочной кости; у птиц и реПТ}Iлий череп причленяется при помощи одного затылочного мыщелка;

8) наличием костного мозга внутри костей; трубчатые кости птиц полые, содержащие воздух, кроме участков губчатого вещества, в котором имеется костный мозг;

9) безъядерными эритроцитами; у остальных позвоночных эритроциты содержат ядра;

10) способом причленения нижней челюсти к черепу при посредстве чешуи височной. кости, тогда как у низших позвоночных это сочленение осуществляется при посредстве более сложной конструкции;

11) наличием в полости среднего уха трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка вместо одной косточки у рептилий и птиц;

12) наличием наружного уха (ушной раковины в виде кожной складки, поддерживаемой хрящом);

13) наличием оформленных губ и мускулистых щек, чего нет у других классов позвоночных;

14) присутствием молочных желез, обладающих сосками.

15) Характерная биологическая черта млекопитающих живорождение. Оно неразрывно связано с продолжительным вынашиванием плода в теле матери и развитием ряда специальных приспособлений для этого.

Черты строения человека, общие приматами

    пятипалая конечность, противопоставлен пятый палец, подвижная кисть и плечевой сустав. Способность к хватательным движениям

    редуцированная зубная система, как следствие уменьшение лицевой части по сравнению с мозговой.

    развитие органов чувств

    хорошая координация

    стадная жизнь, 1-2 детеныша, 2 молочные железы.

Черты строения человека, отличные от примат

    более короткие пальцы, высокий свод стопы, мощные кости голени, развита икроножная мускулатура и ягодичная, позвоночник имеет два изгиба.

    увеличение мозга и развитие его (больше борозд, теменная и лобная развиты сильно),

    способность к речи, особое строение гортани, более мощные голосовые связки

    общее уменьшение лицевого отдела, и увеличение мозгового, высокий лоб, не выступающие надбровные дуги, нижняя челюсть меньше, есть подбородочный выступ

редукция волосяного покрова.

- 52.77 Кб

1. Понятие “антропология”. Место антропологии среди других наук.

Антропология –наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Принято разграничивать:

археологию (ископаемые останки)

этнографию (культуру и быт народов)

антропология (происхождение и эволюцию физ. Организации человека и рас)

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина.

Предметом изучения антропологии является человек. Антропология тесно связана с рядом биологических и общественных наук.

Антропологию нельзя поставить в один ряд с частными разделами зоологии, поскольку жизнь человека может протекать только в условиях общества. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой по сути единый процесс антропосоциогенеза. .

Основной задачей антропологии является изучение процесса перехода зависимости развития животного предка человека от биологических факторов к социальным.

палеонтологический – проследить становление хомо сапиенс, выявить причины гоминизации.

анатомо-морфологический – установление сходства и различий между особями, популяциями, расами.

группа антропометрических методов – измерение тела. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают:

соматометрию – измерение живого человека

остеометрию - измерение костей скелета

краниометрию - измерение черепа.

антропоскопию – методику описательной характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужины и ряд других признаков.

2. Разделы антропологической науки

Антропология – (от греч. антропос – человек + логос – наука) наука о человеке. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение.

Морфология изучает характер индивидуальной изменчивости человека и особенности его физической организации возникающие:

  • в связи с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно
  • в связи с явлениями полового диморфизма
  • под влиянием различных условий жизни и труда.

Морфология изучает строение человеческого тела в целом, устанавливает стандарты или нормы размеров человеческого тела, стремится постигнуть причины уклонений от среднего типа. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, и связи телосложения с физиологическими особенностями организма.

Главная проблема в разделе морфологии - исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “механизмов” формообразования.

Антропогенез сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в филогенезе. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени и пространстве. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза - это изучение процесса становления человека и, прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков.

В разделе антропогенеза рассматриваются вопросы о месте человека в системе животного мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда в происхождении человека, выделения стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека современного типа.

Раздел антропогенеза включает:

1) приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян,

2) эволюционную анатомию человека,

3) палеоантропологию, т. е. изучение ископаемых форм человека.

Необходимыми вспомогательными дисциплинами для этого раздела являются: из наук естественно-исторических - геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности; из наук социально-исторических - археология палеолита; из наук философских - психология.

Расоведение изучает сходства и различия между расами человека. Расоведение, или этническая антропология, изучает:

    • причины и историю расообразования
    • классификацию расовых типов
    • распространение их по территории Земли

закономерности изменений расовых типов

3. Антропометрия как метод антропологических исследований.

Антропометрия (от греч. Ανθρωπος - человек и μετρεω - мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.

В зависимости от объекта исследования различают соматометрию (измерение живого человека), краниометрию (измерение черепа), остеометрию (измерение костей скелета). К антропометрии относят также антропоскопию - качественную (описательную) характеристику форм частей тела, формы головы, черт лица, пигментации кожи, волос, радужной оболочки глаз и т. п.

Потребность в антропометрических исследованиях обуславливается большой изменчивостью размеров тела человека. Пределы колебания размеров людей одной группы, как правило, заходят за пределы колебаний размеров людей другой группы. Это трансгрессивная изменчивость, которая обусловливает необходимость количественных определений. Результаты антропометрических измерений сравниваются по специально разработанным правилам, которые основываются на принципах вариационной статистики.

Антропометрические методы имеют большое значение в прикладной антропологии; до широкого внедрения идентификации по отпечаткам пальцев антропометрия использовалась в криминалистике для идентификации людей (так называемый «Бетрильонаж»).

4. Антропоскопия как метод антропологических исследований.

(Антропо- + греч. skopeō рассматривать, исследовать)

совокупность методических приемов описания особенностей строения тела человека, основанная на оценке в баллах степени выраженности отдельных признаков.

Антропоскопия применяется в тех случаях, когда измерительная техника еще не разработана или сложна. Некоторые особенности удобно оценивать согласно установленной шкале или схеме: пигментация покровов, цвет радужной оболочки глаза, развитие волосяного покрова и т. п. Методом антропоскопии описываются такие признаки, как форма спины (прямая, сутулая), форма грудной клетки (плоская, цилиндрическая, коническая), форма живота (впалый, прямой, выдающийся). Для описания цвета кожи Р. Мартин предложил шкалу из 12 оттенков; В. В. Бунак разработал цветовую таблицу для описания цвета радужной оболочки глаза.

Пример практического использования методов антропосконии в судебной медицине и криминалистике - составление словесного портрета. Методы антропоскопии и антропометрии могут дополнить друг друга.

5. Этапы истории антропологии. Антропологические наблюдения в древности и

средневековье. История становления и развития антропологических учений.
Зачатки антропологических знаний о человеке возникли уже в античной философии. Родоначальник учения о человеке – Сократ. Для античной философии было важно выделить признак, отличающий человека от животных. 3 точки зрения на сущность человека (свойства, которые выделяют данное явление среди других):
1. Сократ и его ученик Анаксагор: сущность человека проявляется в том, что у него есть подвижная рука для трудовой деятельности.
2. Исократ: сущность человека в том, что он обладает способностью к речи.
3. Платон и Аристотель: сущность человека в том, что он способен к интеллектуальной абстрактно-логической деятельности, которая развивается ещё у кроманьонцев в виде религиозных обрядов, первобытного искусства. Животным же присущи только простейшие черты интеллектуальной деятельности.
Аристотель закладывает основы изучения животного мира и высказывает идею «лестницы» всех живых существ от более низких к более высшим. Он выделил 3 уровня биологической организации: растение (физиологические процессы), животное (психика и мыслительные процессы), человек (интеллектуальная деятельность и нравственность).
Второй центр развития антропологии – Древний Египет. Развитие анатомии (мумификация).
Третий центр – Китай и Вавилон.
В Средневековье развитие антропологии было заморожено, так как доминировала идея божественной предопределённости. С точки зрения отцов церкви биологическая природа человека двойственна:
Он является самым совершенным животным. Он создан в особый день творения, наделён разумом и речью. Но в процессе грехопадения природа человека оказалась испорченной, и его психическая природа подвержена страстям. Человек занимает промежуточное положение между животными и божественными существами. Цель человека – приблизиться к Богу. Католицизм вводит идею об индивидуальной ответственности за свои грехи. Православие предлагает человеку 2 пути: к богу и к животным, человек сам выбирает свой путь. Православие предполагает коллективную ответственность людей друг за друга.
Дальнейшее развитие антропологии в эпоху Возрождения опирается на опыт античности, латынь становится общеевропейским языком. Однако античность опирается на опыт наблюдения, а деятели Возрождения проводят антропологические исследования трупов и способствуют бурному развитию анатомии. Прорыв – изменение естественнонаучной картины мира. До Эпохи Возрождения была геоцентрическая примитивная картина мира. Доказана шарообразность Земли, её вращение вокруг Солнца и множественность миров во Вселенной.

6. Развитие антропологических представлений в новое время. Формирование

антропологии как самостоятельной науки.

Формирование антропологии происходит в конце 18 – начале 19 века. Расцвет – середина 19 века.
Источники возникновения антропологии как биологической науки:
1. Кругосветные экспедиции 15-16 века (Колумб, Васко де Гама, 18 век: Кук). Они впервые познакомили европейцев с человекообразными обезьянами в Африке и с новыми колониальными народами и культурами. Путешествия стали эмпирической базой теоретической антропологии. Начинает развиваться теория рас. На основе собранного материала обосновывается идея близости предков человека к животным и, прежде всего, обезьянам.
2. Ч. Дарвин, книга «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859). Она привлекла внимание учёных на проблему происхождения и развития человека как биологического и общественного существа, то есть к проблемам антропогенеза.
3. В середине 19 века антропология развивается как биологическая наука. Она исследовала: 1. биологическую природу человека 2. его происхождение 3. положение в животном мире 4. биологические типы человека, зависящие от места проживания, климата, пола, возраста, особенностей труда. К концу 19 века антропология проходит период институализации и выступает как единство теории рас, теорий анатомического строения человека и теорий антропогенеза.
Изначально антропология использовала методы антропометрии, то есть замерялись органы человека и сопоставлялись с биологическими типами (так возникла теория рас). Также сопоставлялись и останки древних людей с современным человеком. На основе этого реконструировалась история развития человечества. Появление термина «антропология» происходит значительно раньше – 1596 год (книга Отто Гасмана – «Антропология»).
4. Развитие антропологии в середине 19 века. Огромный интерес к проблеме возникновения человека и теории рас привёл к возникновению антропологических обществ:
a. Париж, 1859 год. При этом обществе создан антропологический музей и организованы курсы по её изучению.
b. В 1863 году антропологическое общество возникает в Лондоне.
c. В 1864 году в Москве открыт антропологический отдел общества естествознания.
d. 80-х годах возникают несколько обществ в Германии и Италии. Целью этих обществ стала организация археологических и этнографических экспедиций. Эти экспедиции имели своей целью изучение колониальных народов, особенностей их культуры и быта, развитие теории рас, поиск останков. Практические задачи: разработка эффективных моделей управления колониальными территориями.
В начале XX века была разработана концепция негласного управления, когда управленческие задачи основаны на культурных традициях, особенностях социальной организации колониальных народов. В рамках биологической антропологии формируется социальная. Её цели:
* исследование первобытных колониальных народов и их социокультурной организации. Под первобытными народами американские и английские антропологи – Льюис Генри Морган, Эдуард Тейлор – понимали такой тип общества и культуры, который сохранил социальную стабильность за счёт традиций и непотребительского отношения к природе. Первобытное общество основано на сопричастности человека и природы. Ему противопоставляется европейское, сформировавшее свой цивилизационный облик за счёт покорения природы. Важным было исследование первобытных народов с точки зрения выстраивания эволюции человека, общества и культуры. Для того, чтобы построить эволюцию человека:
1. доказать универсальность человека, установить сходство людей разных стран, континентов.
2. Выявить законы развития человека как биосоциального существа.
3. выделить этапы данного развития
Это классический эволюционизм, линейно-стадиальный подход, был распространён в середине 19 века. Л.Г. Морган выделяет 3 этапа развития человека и культуры: 1. дикость 2. варварство 3. цивилизация. Критерий выделения этапов – материальная культура. Переход от дикости к варварству – при овладении гончарным ремеслом, а от варварства к цивилизации – обработка железа. Через эти этапы проходит любое общество, по Моргану. Но это не так, это не универсально. В 19 веке в контексте антропологии формируется социальная антропология. В конце 19 – начале 20 века формируется социально-философская антропология, исследующая проблемы взаимосвязи человека и общества.

7. Развитие антропологии в России.

Развитие антропологии в России было подготовлено трудами К. Бэра, известного как основателя отечественной эмбриологии и вместе с тем как крупнейшего исследователя- антрополога. Еще в 20-х годах XIX в. К. Бэр развивал взгляды о влиянии зон обитания на формирование расовых различий, он придерживался мнения о происхождении человечества из общего корня, Бэр предложил методику и программу краниологических исследований, которые были приняты на первом конгрессе антропологов в Геттингене в 1861 г., опубликовал ряд работ по изучению черепов, исследовал краниологический тип курганного населения России.
Значительное влияние на развитие антропологии в России оказали взгляды революционных демократов: А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, стоявших на позициях борьбы с расовыми теориями.
Большой вклад в антропологию внёс русский учёный Н.Н. Миклухо-Маклай. На основе изучения живущих в первобытных условиях темнокожих племён островов Тихого океана он собрал доказательства равноценности человеческих рас и общности их происхождения. Пятнадцать месяцев (1871-1872) прожил ученый среди дикого племени и был первым европейцем, которого они признали; в дальнейшем он еще два раза посетил этот район (1876, 1883), названный в честь его Берегом Маклая. Несмотря на непривычный климат, тяжелые приступы тропической лихорадки и бытовые трудности, ученый собрал ценнейший антропологический материал. Он до¬казал, что представления об особых «примитивных» признаках темнокожих племен являются ложными. Н. Н. Миклухо-Маклай умер в возрасте 42-х лет. Его труды полностью были напечатаны при Советской власти. Имя ученого было присвоено Институту этнографии Академии наук СССР.
Видным антропологом был профессор Московского университета А. П. Богданов - инициатор создания первого в России антропологического общества. В антропологической литературе в то время господствовал взгляд, что форма черепа (деление на долихо-и брахицефалов) должна быть положена в основу антропологической классификации. А. П. Богданов при решении этих вопросов стоял на строго научных объективных позициях: «Не брахицефалия или долихоцефалия дает право народу на уважение, не курганные предки, каково бы ни было их происхождение, могут унизить или возвысить русский народ и ход его истории».
После Октябрьской революции перед антропологией открылись новые пути развития: уже в первые годы Советской власти по инициативе Д. Н. Анучина были созданы кафедра антропологии при Московском университете и Научно-исследовательский институт антропологии. Начали проводиться фундаментальные исследования по вопросам антропогенеза (Неструх, Рогинский, Гинзбург, Якимов). Изучению антропологического состава населения СССР были посвящены работы В.В. Бунака (область Поволжья) и Л. П. Николаева (Украина). Изучаются также вопросы конституции человека (Черноруцкий, Богомолец, Чтецов и др.). Получили дальнейшее развитие прогрессивные традиции отечественной антропологии по борьбе с расизмом.

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Антропологии"