Занимательные прописи цифр для дошкольников. Старые прописи, советские учебники, арифметика: скачать культуру бесплатно. Для обучения письму

Официальная демоверсия ОГЭ 2016 по иностранному языку, утверждено

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2016 г. (устная часть) следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2016 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2016 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по английскому языку, размещённом на сайте: www.fipi.ru.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по английскому языку.

Устная часть экзаменационной работы состоит из двух заданий по говорению: тематическое монологическое высказывание и комбинированный диалог. Время устного ответа - 6 минут на одного учащегося.

Письменная часть экзаменационной работы по английскому языку состоит из четырёх разделов, включающих в себя 33 задания.

На выполнение заданий письменной части экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут).

В разделе 1 (задания по аудированию) предлагается прослушать несколько текстов и выполнить 8 заданий на понимание прослушанных текстов. Рекомендуемое время на выполнение заданий данного раздела -30 минут.

Раздел 2 (задания по чтению) содержит 9 заданий на понимание прочитанных текстов. Рекомендуемое время на выполнение заданий раздела - 30 минут.

Раздел 3 (задания по грамматике и лексике) состоит из 15 заданий. Рекомендуемое время на выполнение заданий раздела - 30 минут.

Ответы к заданиям 3-8 и 10-17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 1, 2, 9, 18-32 записываются в виде последовательности цифр или слова (словосочетания) в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания разделов 1-3 зачеркните его и запишите рядом новый.

В разделе 4 (задание по письму) дано 1 задание, предлагающее написать личное письмо. Задание выполняется на отдельном листе. Рекомендуемое время на выполнение задания - 30 минут.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2016 году основного государственного экзамена
по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

1. Назначение КИМ для ОГЭ – оценить уровень языковой подготовки по иностранному языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной итоговой аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по иностранным языкам (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  2. Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы (Образование в документах и комментариях. М.: АСТ: Астрель, 2004). При разработке КИМ также учитываются:
    Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.
  3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, понимаемой как способность и готовность обучающихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом основного общего образования по иностранным языкам. Эта цель подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений обучающихся в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном языке.

Для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции у выпускников основной школы в экзаменационной работе ОГЭ предусматривается две части (письменная и устная) и используются различные типы заданий, направленных на проверку коммуникативных умений и языковых навыков.

Выполнение обучающимися совокупности представленных заданий позволяет оценить соответствие уровня их иноязычной подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, тому уровню, который определен стандартом основного общего образования по иностранным языкам. Данный уровень гарантирует возможность успешного продолжения обучения в средней школе.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Экзаменационная работа для проведения ОГЭ и КИМ ЕГЭ по иностранным языкам имеют общие объекты контроля (коммуникативные умения выпускников в аудировании, чтении, письменной речи и говорении, лексико-грамматические навыки) и некоторые общие элементы содержания.

Для проверки коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся в экзаменационных работах выпускников IX и XI классов используются одинаковые типы заданий (например, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом, задания на выбор и запись номера одного ответа из трех предложенных), а также реализуются единые подходы к оцениванию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности.

Вместе с тем ОГЭ и ЕГЭ различаются целями проведения, а КИМ ОГЭ и ЕГЭ различаются некоторыми проверяемыми элементами содержания, количеством и уровнем сложности заданий, продолжительностью экзамена, что обусловлено различным содержанием и условиями обучения иностранным языкам в основной и средней школе.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Экзаменационная работа состоит из двух частей:

  • письменной (разделы 1-4, включающие задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков выпускников);
  • устной (раздел 5, содержащий задания по говорению).

В КИМ по иностранным языкам включены задания разных форм:

  • 14 заданий с записью ответа в виде одной цифры: 6 заданий на проверку аудитивных умений выпускников (раздел 1 «Задания по аудированию») и 8 заданий на проверку умений выпускников в чтении (раздел 2 «Задания по чтению»);
  • 18 заданий с кратким ответом: 2 задания на проверку аудитивных умений, 1 задание на проверку умений в чтении и 15 заданий на проверку лексико-грамматических навыков выпускников IX классов. Ответ на задания с кратким ответом дается соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов или слова/словосочетания, записанного без пробелов и разделителей).
  • 3 задания с развернутым ответом: написание личного письма в разделе 4 «Задание по письменной речи»; тематическое монологическое высказывание и комбинированный диалог (раздел 5 «Задания по говорению»).

.............................

Приложение

к письму министерства

Место для возможного размещения наблюдателей за ходом проведения экзамена;

Часы в аудитории;

Звуковоспроизводящую аппаратуру.

В аудитории для выполнения устной части необходимо предусмотреть:

Средства цифровой аудиозаписи (например, компьютер или цифровой диктофон), достаточный объем памяти на жестком диске или съемных носителях для записи и хранения всех файлов устных ответов.

В ОУ-ППЭ необходимо пронумеровать не только аудитории для выполнения письменной части, но и аудитории для устного ответа. Первая цифра в номере аудитории для устного ответа должна соответствовать номеру аудитории, в которой выпускники выполняют письменную часть работы.

Например: из аудитории № 1 участники экзамена переходят в аудитории для устного ответа № 1 1Г, № 1 2Г, № 1 3Г, а из аудитории № 2 в аудитории для устного ответа № 2 1Г, № 2 2Г, № 2 3Г и т. п.

Не позднее, чем за сутки до проведения ГИА-9 технический специалист, в присутствии руководителя ОУ-ППЭ, проводит проверку готовности звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники в ОУ-ППЭ. По итогам проверки готовности технический специалист и руководитель ОУ-ППЭ составляют протокол готовности ОУ-ППЭ и приобщают его к документам экзамена.

Директор ОУ, обучающиеся которого будут сдавать экзамен,

за 2-3 дня до экзамена передает муниципальному координатору ГИА-9 папку, которая содержит:

Списки обучающихся на бумажном носителе для организаторов в аудитории;

Список обучающихся, имеющих хронические заболевания;

Тетрадные листы в клетку без штампа для черновиков письменной и устной частей экзамена, а также выполнения раздела 4 (письмо) в необходимом для обучающихся его ОУ количестве (с резервом);

Носители информации для записи результатов экзаменов по количеству аудиторий.

Руководитель ОУ-ППЭ накануне экзамена получает в МОУО нормативно-правовые документы, инструктивные и другие материалы, необходимые для функционирования ОУ-ППЭ, приказ о закреплении организаторов и технических специалистов за ОУ-ППЭ, списки обучающихся, прикрепленных к ОУ-ППЭ, списки обучающихся, имеющих хронические заболевания.

Организует проставление штампа школы, являющейся ОУ-ППЭ, на тетрадные листы в клетку для раздела 4 (письмо) и черновиков.

Представитель ТЭК накануне экзамена:

Проверяет готовность ОУ-ППЭ к проведению экзамена;

Получает в МОУО от координатора ГИА-9 пакеты с заданиями по иностранному языку и доставляет их в ОУ-ППЭ;

Обеспечивает конфиденциальность хранения материалов до момента выдачи выпускникам в аудиториях в день проведения экзамена;

Организует хранение экзаменационных материалов в опечатанном им лично сейфе , предоставленном школой, ключ от сейфа хранится у представителя ТЭК.

МОУО обеспечивает представителя ТЭК транспортом для доставки экзаменационных материалов в ОУ-ППЭ.

Допускается получение в МОУО и доставка пакетов с заданиями и в ОУ-ППЭ представителем ТЭК в день проведения экзамена.

Руководитель ОУ-ППЭ,

Представитель ТЭК,

Организаторы в аудитории для письменной части,

Организаторы, обеспечивающие порядок и проводящие инструктаж экзаменуемых в аудитории для ожидания;

1-2 организатора, обеспечивающие порядок в аудитории для подготовки;

Организаторы, обеспечивающие перемещение участников ГИА-9 во время устной части экзамена;

Дежурные организаторы у входа в аудитории для устного ответа;

Дежурные на этаже/этажах.

Технический специалист находится в начале экзамена в аудитории для выполнения письменной части экзамена, а затем в аудитории для устного ответа для обеспечения аудиозаписи, контроля за временем в ходе проведения устной части и сохранения файлов устных ответов участников экзамена.

В состав специалистов, занятых в проведении экзаменов не могут быть включены учителя, работающие в общеобразовательных учреждениях, выпускники которых сдают экзамен в данном ОУ-ППЭ.

Необходимо обеспечить организаторов и технических специалистов бейджами, с указанием вида деятельности : «организатор», «экзаменатор-собеседник», «экзаменатор-эксперт», «технический специалист» и т. д.

7. В день экзамена

Представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ:

Перед экзаменом случайным образом присваивает номер устной части, с которым экзаменуемый выполняет задания по говорению. В список выпускников вносят соответствующий номер задания по говорению, который будет использован при оценке и записи устной части экзаменационной работы. Необходимо сформировать единый список, включающий в себя ФИО выпускника, десятизначный шифр письменной работы и номер устной части. Номер устной части вносится в список перед экзаменом, а шифр письменной части по окончании экзамена.

После экзамена заполненный список представитель ТЭК закрывает в сейф, а в предметную комиссию направляют список, в котором указаны только десятизначный шифр письменной работы и номер устной части.

Номер устной работы участника экзамена предлагаем формировать из четырех цифр: первые две – номер аудитории для устной части, следующие две – номер устной части конкретного выпускника.

Например: экзаменуемый выполнял письменную часть экзамена в аудитории № 1, устную часть в аудитории № 12Г. Руководитель ОУ-ППЭ определил его устной работе 4 номер, соответственно номер участника экзамена для выполнения устной части – 1204.

Участник экзамена из аудитории №2, сдававший устную часть в аудитории № 23Г с номером устной работы – 15 имеет номер участника экзамена для выполнения устной части – 2315.

Необходимо заранее заготовить карточки с номерами устных работ. После того, как руководитель ОУ-ППЭ утром в день экзамена случайным образом присвоил номер устной части каждому экзаменуемому, карточки выдаются учащимся в аудиториях для письменной части.

Представитель ТЭК (с 9-00 до 9-20):

До 9-00 распределяет организаторов по аудиториям;

В 9-00 вскрывает сейф в присутствии организаторов в аудитории и руководителя ОУ-ППЭ;

Выдает необходимое количество пакетов организаторам по списку обучающихся, определенных в аудитории для сдачи экзамена, а также список с номерами для говорения;

Тетрадные листы для письма и черновиков со штампом школы, являющейся ОУ-ППЭ;

Проводит инструктаж с организаторами об их обязанностях.

с 9-30 до 9-50 в классной комнате, отведенной для проведения экзамена:

- организаторы в аудитории , (подготовленные организаторы из числа учителей, не ведущих преподавание предмета по которому проходит экзамен, действующие в соответствии с инструкцией), получив от представителя ТЭК запечатанные пакеты с экзаменационными материалами, списки с номерами, проштампованные листы для письма и черновиков, приносят их в аудиторию;

В аудитории готовят доску для проведения письменной части экзамена (образец оформления титульного листа);

Раскладывают на столы проштампованные листы для письма и черновиков.

Классный руководитель (представитель ОУ, определенный приказом по ОУ, обучающиеся которого сдают экзамены в данном ОУ-ППЭ)

с 9 -20 до во дворе школы:

Проводит по списку учет прибывших участников экзамена, проверяет наличие документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография участника экзамена);

Выясняет причины отсутствия участников экзамена, докладывает руководителю ОУ-ППЭ и представителю ТЭК о явке участников на экзамен;

При входе участников экзамена в ОУ-ППЭ, передает список организатору в аудитории (с отметкой об отсутствии участников экзамена) и после этого направляется в специально отведенное помещение во вспомогательной части ОУ-ППЭ для ожидания участников ГИА-9 до окончания экзамена.

Организаторы на входе

Пропускают участников экзамена в ОУ-ППЭ по предъявлению ими документа, удостоверяющего личность (паспорт, ученический билет или иной документ, в который вклеена фотография участников экзамена) в развернутом виде. В случае отсутствия документов классный руководитель (представитель ОУ, участники ГИА-9 которого сдают экзамен) подтверждает личность участников экзамена в письменном виде.

Организаторы в аудитории:

с 9 – 50 до 10-00

Принимают участников экзамена и сопровождают их к месту экзамена;

Сверяют со списком участников экзамена в аудитории;

Следят за рассадкой участников экзамена за парты;

Проверяют наличие школьных принадлежностей, необходимых для проведения экзамена;

Проводят инструктаж участников экзамена по процедуре проведения экзамена;

Напоминают участникам экзамена о недопустимости наличия и использования во время экзамена мобильных телефонов.

К началу экзамена в аудитории для письменной части находятся :

два организатора, технический специалист, экзаменатор-собеседник и экзаменаторы-эксперты (все должны быть с бейджами).

Организаторы в аудитории:

с 10-00 до 10-20

Вскрывают пакет с экзаменационными материалами, который содержит:
1. Диск для аудирования (технический специалист: устанавливает диск в аудитории для письменного экзамена в воспроизводящее устройство, включает аудиозапись, во время прослушивания вступительной части на русском языке регулирует громкость, ожидает окончания прослушивания всей записи (слушают 1 раз), выключает воспроизводящее устройство и уходит в аудиторию для говорения).

2. Задания по говорению для выпускников (8 шт. забирает экзаменатор-собеседник в аудиторию для говорения, 8 шт. остаются в пакете в аудитории, через 1,5 часа один из организаторов в аудитории передает их организатору из аудитории для подготовки).

3. Карточки для экзаменатора-собеседника (экзаменатор-собеседник получает их и направляется в аудиторию для говорения).

4. Карточки для экзаменатора-эксперта (экзаменатор-эксперт получает их и направляется в аудиторию для говорения).

После выхода учителей иностранного языка из пакета достают

5. Кимы для разделов 1-4 (организаторы в аудитории выдают выпускникам в аудитории).

Варианты экзаменационных заданий раздают таким образом, который исключает возможность выполнения одного варианта учащимися, сидящими рядом;

Знакомят участников экзамена с содержанием пакетов и инструкцией выполнения работы ;

Организуют заполнение участниками экзамена титульной части листа с заданиями, подписывание черновика (Ф. И.О., № школы, класс);

Заносят сведения о вскрытии пакетов с экзаменационными материалами в протокол проведения ГИА-9 в ОУ-ППЭ. В случае нехватки экзаменационных работ в пакете, организатор в аудитории информирует об этом члена ТЭК. Член ТЭК вскрывает резервный пакет с экзаменационными материалами и выдает недостающее количество материалов организатору в аудитории. Лишние экземпляры сдаются члену ТЭК по акту по окончании экзамена;

Указывают на доске время начала и окончания экзамена;

Каждому выпускнику выдают заранее заготовленную карточку с номером его работы по говорению (без фамилии).

Технический специалист

Включает звуковоспроизводящую аппаратуру в аудитории для проведения письменной части;

После окончания части 1 «Аудирование» (через 30 минут с начала письменной части экзамена) переходит в аудиторию для устного ответа, проводит проверку средств цифровой аудиозаписи и находится там до окончания экзамена.

8. В ходе экзамена

Письменная часть

Организаторы в аудитории :

Обеспечивают самостоятельность выполнения письменной части экзамена, которая выполняется участниками экзамена на листах с заданиями;

Регистрируют нарушения;

Фиксируют выход из аудитории;

Проверяют отметку участниками экзамена количества сделанных им исправлений в специально отведенном месте в экзаменационной работе;

Регистрируют в списке окончание работы каждого, проверяют комплектность экзаменационной работы,

Контролируют выход участников экзамена в аудиторию для ожидания устной части экзамена.

Выпускник, сдавший задания письменной части экзамена и перешедший в аудиторию для ожидания устной части экзамена в аудиторию для проведения письменной части не возвращается.

Организаторам запрещается во время экзамена давать пояснения по выполнению экзаменационной работы, ходить по классу во время звучания аудиозаписи (часть 1 «Аудирование»).

Организаторы на этажах обязаны обеспечивать контроль за передвижением и поведением лиц, находящихся в ОУ-ППЭ во время экзамена, порядком выхода участников экзамена из ОУ-ППЭ после экзамена, а также сопровождать участников экзамена, медицинского работника при их передвижении по ППЭ во время экзамена до пунктов назначения и обратно.

Организаторы на этажах в случае необходимости и по распоряжению руководителя ОУ-ППЭ могут заменять организаторов, прикрепленных к аудиториям.

После выполнения заданий письменной части участник экзамена в сопровождении организатора на этаже переходит в аудиторию для ожидания устной части экзамена.

По окончании письменной части экзамена организаторы в аудитории:

Складывают экзаменационные материалы учащихся, сверяют их количество со списком,

Передают представителю ТЭК по акту: экзаменационные работы, список класса, акт о вскрытии пакета с экзаменационными материалами.

Устная часть

Для обеспечения возможности объективного оценивания результатов экзамена по разделу «Говорение», а также рассмотрения апелляций необходимо оснастить каждую аудиторию для проведения устной части экзамена аппаратурой, которая обеспечивает качественную ЦИФРОВУЮ запись (т. е. создание файла, который можно хранить и воспроизводить на компьютере) и воспроизведение всего устного ответа участника экзамена.

Организация проведения и оценивания результатов устной части экзамена :

Во время проведения устной части экзамена присутствуют четыре специалиста: экзаменатор-собеседник, технический специалист и два экзаменатора-эксперта. Оценивание устного ответа осуществляется непосредственно во время ответа экзаменуемого независимо каждым из двух экзаменаторов-экспертов. Цифровая аудиозапись устного ответа осуществляется в обязательном порядке.

Если число экзаменуемых более 6 человек, то в каждой аудитории для устного ответа должно быть 2 экзаменатора-собеседника, которые меняются после каждых 6 участников ГИА-9.

В число экзаменаторов и организаторов в ОУ-ППЭ не включаются учителя, преподающие иностранный язык в школах в которых обучаются экзаменуемые.

Во время проведения устной части экзамена необходимо обеспечить правильное движение участников ГИА-9, чтобы те, кто сдал устную часть экзамена, не встречались с теми, кто ещё не приступал к сдаче экзамена. Во время устного ответа экзаменуемого в аудитории не должно быть других участников ГИА-9, готовящихся к ответу или ожидающих своей очереди для получения задания по говорению.

Руководитель ОУ-ППЭ непосредственно перед экзаменом публично случайным образом распределяет по аудиториям для устных ответов экзаменаторов-собеседников и экзаменаторов-экспертов.

Количество используемых аудиторий, а также привлекаемых организаторов и экзаменаторов определяется количеством участников ГИА-9 и требованиями настоящих рекомендаций.

1. Организаторы в аудитории в 10-00 вскрыли экзаменационные материалы как письменной, так и устной части экзамена.

Экзаменаторы-собеседники получают необходимый набор экзаменационных материалов (1 комплект карточек заданий С2, С3 для участников ГИА; 1 комплект заданий С2, С3 для экзаменатора-собеседника; 1 комплект карточек экзаменатора-собеседника; рекомендации для экзаменатора-собеседника). Затем каждый экзаменатор-собеседник в сопровождении технического специалиста относит выданные материалы в свою аудиторию для устного ответа и там знакомится с ними, а затем использует при проведении экзамена.

2. Карточки экзаменуемого (задания устной части по говорению С2, С3) выдаются участнику ГИА-9 в аудитории для подготовки. При переходе участника ГИА-9 в аудиторию для устного ответа карточки экзаменуемого остаются в аудитории для подготовки. Они используются следующими участниками ГИА-9 при подготовке к устному ответу.

3. В каждой аудитории для устного ответа на столе перед участником ГИА-9 должны лежать карточки заданий С2, С3. Во время ответа участник ГИА-9 может воспользоваться карточкой. По окончании ответа карточка остаётся в аудитории и может быть использована следующим участником.

4. Экзаменатор-собеседник осуществляет собеседование с участником ГИА-9 в соответствии с «Рекомендациями для экзаменатора-собеседника, проводящего устную часть экзамена» (Приложение 1).

5. Экзаменаторам-собеседникам, экзаменаторам-экспертам и техническим специалистам запрещается после вскрытия экзаменационных материалов пользоваться мобильными телефонами и другими средствами связи, а также выходить из аудиторий для устного ответа после начала подготовки участников ГИА-9 к устному ответу.

6. Организаторы, обеспечивающие порядок в аудитории для ожидания, проводят инструктаж в соответствии с «Инструкцией для участников ГИА-9 по устной части экзамена» (Приложение 3).

7. Организаторы устанавливают последовательность сдачи участниками ГИА-9 устной части экзамена (по желанию выпускников, в алфавитном порядке или по номерам, присвоенным устным ответам).

8. Организаторы, обеспечивающие перемещение участников ГИА-9, сопровождают их из аудитории для ожидания в аудиторию для подготовки. Возможно начинать устную часть экзамена до окончания времени письменной части в том случае, если в аудитории для ожидания уже есть выпускники и если экзаменаторы в аудитории для устного ответа готовы к работе.

9. На подготовку участника ГИА-9 к устному ответу должно отводиться не менее 10 (десяти) минут. Во время подготовки к устному ответу участники ГИА-9 могут делать записи на листе со штампом УО-ППЭ, а затем взять свои записи в аудиторию для ответа. По завершении подготовки участника ГИА-9 к устному ответу организаторам необходимо сопроводить его в одну из аудиторий для устных ответов. Для того чтобы избежать общения участников ГИА-9, следует воспользоваться рекомендуемым графиком проведения ГИА (в новой форме) по иностранным языкам (Приложение 7).

10. Войдя в аудиторию для устного ответа, участник ГИА-9 располагается на соответствующем месте и выполняет задания в паре с экзаменатором-собеседником.

11. В течение всего времени ответа экзаменуемого (кроме разминки) технический специалист осуществляет аудиозапись устного ответа, включая все реплики экзаменатора-собеседника, не выключая звукозаписывающее устройство и не используя режим «пауза». При любых сбоях в записи ответов процедура устного ответа должна быть приостановлена и начата заново после устранения неполадок в работе устройства аудиозаписи.

12. По окончании устного ответа технический специалист должен проверить, была ли успешно проведена запись устного ответа, сохранить файл с записью, присвоив ему индивидуальное имя файла (предпочтительно – индивидуальный номер устной части участника) и подготовить устройство к записи устного ответа следующего участника ГИА-9. Аудиозапись устного ответа каждого участника может быть сохранена в файл по окончании ответа данного участника. Возможен также вариант сохранения набора файлов с записями устных ответов на жестком диске или съемных носителях по окончании нескольких устных ответов.

13. Для повышения объективности экзамена файлам с аудиозаписями устных ответов участников могут быть присвоены специальные кодовые имена файлов. В этом случае организаторы обеспечивают хранение таблиц соответствия файлов фамилиям участников экзамена и их последующее использование при формировании массива окончательных результатов.

14. После окончания устной части экзамена Руководитель ОУ-ППЭ :

Обеспечивает формирование каталогов файлов с аудиозаписями устных ответов участников ГИА-9;

Собирает заполненные и подписанные экзаменаторами-экспертами схемы оценивания заданий С2, С3, протоколы оценивания;

Собирает все экзаменационные материалы, не допуская их выноса за пределы ОУ-ППЭ (задания, карточки экзаменатора-собеседника и т. п.).

Оценивание устной части экзаменационной работы. Выставление итоговой оценки

1. Оценивание заданий С2 и С3 осуществляется двумя экспертами-экзаменаторами, прошедшими обучение по оцениванию устных ответов учащихся. Эксперты-экзаменаторы оценивают ответ участника ГИА-9 в аудитории для устных ответов.

2. Перед началом оценивания работ экзаменаторы-эксперты знакомятся с экзаменационными материалами. Оценивание устного ответа участника проводят два экзаменатора-эксперта в соответствии с «Рекомендациями для экзаменатора-эксперта, оценивающего устные ответы участников ГИА-9» (Приложение 2), «Критериями оценивания выполнения заданий С2, С3» (Приложение 4), «Дополнительными схемами оценивания заданий С2, С3».

3. Каждый эксперт записывает выставленные баллы в дополнительные схемы оценивания устных ответов, после экзамена баллы суммируются и выставляются баллы за монологическое высказывание и участие в диалоге-расспросе (графа «Итого» в схемах оценивания заданий С2, С3).

4. Ответственный организатор заполняет «Протокол результатов оценивания заданий С2, С3» (Приложение 5). Итоговый балл за каждое задание получается как половина суммы баллов, выставленных экспертами. В случае получения дроби округление до целого значения производится в пользу участника ГИА-9. Максимальное количество баллов, которое участник ГИА-9 может получить за правильное выполнение заданий устной части –баллов – за монолог С2 и 9 баллов – за диалог С3). Итоговые баллы выставляются в «Итоговый протокол устной части ГИА-9» (Приложение 6).

9. По окончании экзамена:

Технический специалист

Совместно с организатором в аудитории убеждается в том, что информация записана корректно;

Запечатывает носитель информации в пакет и передает руководителю ОУ-ППЭ для сохранения в сейфе вплоть до получения окончательных результатов экзамена (не менее 30 дней).

Представитель ТЭК и руководитель ОУ-ППЭ:

Производят шифрование письменной части экзаменационных работ десятизначным шифром,

Титульные листы отделяют, вместе со списком, включающий в себя ФИО выпускника, десятизначный шифр письменной работы, номер устной части, запечатывают в пакеты, заверяют своими подписями и закрывают в сейф,

Закрывают в сейфе носитель информации из аудиторий для устного ответа,

Закрывают в сейф черновики,

После этого работа организаторов в аудитории завершена.

Представитель ТЭК

Принимает апелляции выпускников по порядку проведения экзамена;

Готовит для предметной комиссии список, в котором указаны только десятизначный шифр письменной работы и номер устной части.

Формирует папки с экзаменационными работами выпускников (по аудиториям) для проверки членами предметной комиссии территориальной экзаменационной комиссии;

Доставляет папку с экзаменационными работами, списками и апелляциями выпускников в территориальную предметную комиссию.

10. Предметная комиссия ТЭК работает в специально определенном пункте проверки экзаменационных работ. С учетом целесообразности возможна организация нескольких пунктов проверки экзаменационных работ. Все пункты проверки утверждаются приказом министерства образования и науки по представлению МОУО.

Количество членов предметной комиссии ТЭК на каждом пункте проверки определяется с учетом числа обучающихся IX классов общеобразовательных учреждений, принимая во внимание особенности конкретного предмета.

Председатель предметной комиссии ТЭК в установленном порядке получает ответы к экзаменационной работе, организует их тиражирование и передачу членам предметной комиссии. В случае наличия нескольких пунктов проверки экзаменационных работ в установленном порядке организует передачу ответов к экзаменационной работе во все пункты проверки.

Предметная комиссия ТЭК :

1-й день – день экзамена с 14-30, (после получения ответов к экзаменационной работе и критериев оценивания) или 2-й день с 9-00:

Организует проверку работ с оцениванием каждого задания и подсчетом баллов непосредственно в работе;

Заполняет протоколы (с шифрами вместо Ф. И.О.);

Сдает все работы председателю предметной комиссии ТЭК (заместителю председателя – в случае нескольких пунктов проверки);

Протоколы с шифрами работ вместо фамилий в 2-х экземплярах подписывает председатель предметной комиссии ТЭК, представитель ТЭК в ОУ-ППЭ и 2 члена предметной комиссии, проверявшие данную работу.

После проверки письменной части ГИА-9 (в новой форме) баллы, полученные за выполнение заданий устной и письменной части суммируются. Таким образом, определяется сумма баллов экзаменуемого за выполнение заданий всех разделов экзаменационной работы. Максимальный балл за выполнение экзаменационной работы, который может получить участник ГИА-9, – 70 баллов.

В случае нескольких пунктов проверки экзаменационных работ вместо председателя предметной комиссии ТЭК протокол подписывает заместитель председателя, обеспечивающий проверку экзаменационных работ в конкретном пункте проверки. По окончании проверки протоколы передаются председателю предметной комиссии ТЭК.

До утверждения результатов все проверенные экзаменационные работы, а также носители информации хранятся в пункте проверки работ в специально отведенном опечатанном сейфе (помещении). Ответственность за их сохранность несет председатель предметной комиссии ТЭК (заместитель, закрепленный за данным пунктом проверки).

Экзаменационные работы учащихся хранятся в предметной комиссии ТЭК в течение срока подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой). После проведения процедуры рассмотрения апелляций работы передаются на хранение в МОУО.

2-й день с 9-00 :

В МОУО проводится заседание ТЭК, на котором председатель предметной комиссии ТЭК докладывает об итогах экзамена по иностранному языку на основании протоколов экзамена с учетом установленной министерством образования и науки шкалы перевода баллов в оценки.

При большом числе обучающихся, сдающих предмет, возможно проведение ТЭК в более позднее время.

ТЭК утверждает протоколы результатов ГИА-9 по данному предмету и направляет их в МОУО.

Представитель ТЭК совместно с руководителем ОУ-ППЭ и представителями школ, учащиеся которых выполняли работу в данном ОУ-ППЭ, расшифровывают работы и заполняют протокол с указанием фамилии, имени и отчества обучающегося и баллов. Данный протокол подписывается председателем предметной комиссии ТЭК, представителем ТЭК и членами территориальной предметной комиссии, проверявшими работы выпускников.

В случае нескольких пунктов проверки экзаменационных работ вместо председателя предметной комиссии ТЭК протокол подписывает заместитель председателя, обеспечивающий проверку экзаменационных работ в конкретном пункте проверки. Протоколы передаются на хранение в МОУО и ОУ.

Директор ОУ, обучающиеся которого сдавали экзамен, обеспечивает оперативное ознакомление выпускников и их родителей с результатами экзамена.

В случае несогласия выпускника с выставленными баллами (отметкой), апелляция в трехдневный срок подается непосредственно в территориальную конфликтную комиссию либо директору общеобразовательного учреждения, в котором выпускник ознакомился с официальными результатами экзамена. Для выпускников, подавших апелляцию о несогласии с выставленными баллами (отметкой), основанием для аннулирования ранее выставленных баллов являются измененные протоколы ТЭК о результатах экзамена.

В целях объективного выставления итоговой отметки по предмету создается школьная аттестационная комиссия, которая начинает свою работу после завершения работы ТЭК.

Начальник отдела

общего образования

проводящего устную часть экзамена

1. До начала устной части экзамена экзаменатор-собеседник должен:

1.1. Прибыть в ОУ-ППЭ в указанное время (за 1,5 часа до начала устной части экзамена).

1 комплект заданий С2, С3 для экзаменатора-собеседника;

1.3. Сверить часы со всеми экзаменаторами.

1.4. Убедиться, что аудитория для устных ответов участников ГИА-9 соответствует установленным требованиям (наличие часов и устройства цифровой аудиозаписи ответов выпускников; отсутствие внешних шумов, мешающих проведению экзамена; соответствующая расстановка столов и стульев).

1.5. С помощью технического специалиста проверить техническое состояние устройства цифровой аудиозаписи, ознакомиться с порядком работы с данным устройством в режиме «запись» и провести контрольную запись и сохранение соответствующего файла в предусмотренный каталог на жестком диске или съемном носителе. При неисправности устройства цифровой аудиозаписи экзаменатор-собеседник обращается за помощью к ответственному экзаменатору, который координирует проведение устной части.

1.6. Тщательно изучить экзаменационные задания и карточки заданий С2, С3 для экзаменатора-собеседника; смоделировать речевые ситуации заданий.

1.7. Организовать рабочее место для проведения устной части экзамена:

Микрофон устройства цифровой записи ответа должен быть обращен в сторону участника ГИА-9;

Экзаменационные материалы располагаются в порядке, удобном для проведения собеседования (задание должно находиться на столе перед участником ГИА-9, по окончании собеседования участник ГИА-9 должен оставить задание на столе);

- участник ГИА должен сидеть так, чтобы не видеть экзаменатров-экспертов, оценивающих его ответы.

2. В ходе устной части экзамена экзаменатор-собеседник должен:

2.1. Начинать собеседование с разминки (Warm up), задавая указанные в карточке вопросы. Цифровая запись разминки производится для проверки работоспособности устройства звукозаписи. Результаты записи разминки в файл не сохраняются.

2.2. При записи устного ответа следует:

Перед началом устного ответа четко произнести индивидуальный номер устной части на русском языке;

По окончании устного ответа объявить об этом на языке, по которому проводится экзамен (после чего технический специалист должен нажать кнопку «стоп»).

2.3. За 30 секунд до истечения времени, отведенного на каждое задание, техническому специалисту следует подать экзаменатору-собеседнику условный сигнал, после которого он должен как можно более естественно закончить собеседование по заданию и перейти к выполнению следующего.

2.4. В случае отказа экзаменуемого от ответа его/ее отказ отвечать (на русском или иностранном языке) должен быть записан на звукозаписывающее устройство и храниться вместе с записями других ответов.

2.5. Меняться ролями с работающим в паре экзаменатором-собеседником рекомендуется после ответов каждых 6 участников ГИА-9.

3. По окончании устной части экзамена экзаменатор-собеседник должен:

3.1. Вместе с техническим специалистом сверить индивидуальные коды участников ГИА с названиями файлов аудиозаписи их ответов.

3.2. Сдать ответственному экзаменатору все экзаменационные материалы.

оценивающего устные ответы участников ГИА-9

1. До начала экзамена экзаменаторы-эксперты должны:

1.1. Прибыть в указанный ОУ-ППЭ строго в указанное время (за 1,5 часа до начала устной части экзамена).

1.2. Получить у организатора в аудитории следующие экзаменационные материалы:

1 комплект заданий С2, С3 для участников ГИА-9;

1 комплект карточек экзаменатора-собеседника к заданиям С2, С3;

1 экземпляр критериев оценки выполнения заданий С2, С3;

1 комплект дополнительных схем оценивания заданий С2, С3;

1.3. В аудитории для устных ответов выполнить предлагаемые задания вместе с экзаменатором-собеседником, чтобы лучше понять, на что следует обращать внимание при оценивании.

1.4. Организовать свое рабочее место.

2. В ходе устной части экзамена

экзаменатор-эксперт должен:

2.1. Оценивать ответы экзаменуемых по ходу собеседования, а не после, пользуясь критериями оценки выполнения заданий и проставляя баллы по критериям в дополнительных схемах оценивания каждого задания. В соответствующих графах схемы оценивания эксперт по ходу проверки может делать пометки, например: +, –, !, ?, v. В ходе устного ответа баллы по всем критериям не суммируются.

технический специалист должен:

2.2. Следить за временем и подавать условный сигнал экзаменатору-собеседнику за 30 секунд до истечения времени, отведенного на выполнение каждого задания.

2.3. Осуществлять цифровую аудиозапись ответов каждого участника ГИА-9.

2.4. Проверить, была ли успешно проведена запись устного ответа, сохранить файл с записью, присвоив ему индивидуальное имя файла (предпочтительно – индивидуальный номер устной части участника) и подготовить устройство к записи устного ответа следующего участника ГИА-

3. По окончании устной части экзамена экзаменатор-эксперт должен:

3.2. Сдать заполненные дополнительные схемы оценивания устных ответов участников ГИА-9 ответственному экзаменатору по устной части.

Приложение 3

Инструкция для участников устной части ГИА-9 (в новой форме)

по иностранным языкам

1. Проведение устной части ГИА-9 (в новой форме) по иностранным языкам требует строгого следования инструкциям в целях достижения максимальной объективности оценивания. Ваше перемещение во время устной части экзамена будет проходить согласно установленному расписанию через следующие помещения: аудитория для ожидания (в которой мы находимся), аудитория для подготовки к ответу на устной части экзамена, аудитория, в которой проходит собеседование с экзаменатором.

2. Организатор, обеспечивающий перемещение участников ГИА-9 во время экзамена, пригласит Вас из аудитории для ожидания в аудиторию для подготовки, где у Вас будет 10 минут на выполнение следующих действий:

– сесть за парту, где Вы можете ознакомиться с заданиями по устной части экзамена;

– прочесть и понять содержание двух заданий;

– при необходимости сделать записи для ответа на листе бумаги со штампом ОУ-ППЭ (записи можно делать на любом языке, они не оцениваются, но рекомендуется делать заметки на иностранном языке ).

3. Использовать словари или какие-либо другие справочные материалы НЕ разрешается .

4. По истечении отведенного на подготовку времени Вас пригласят в аудиторию для устного ответа. С собой Вы берете только лист со своими записями.

5. В аудитории для устного ответа находятся три экзаменатора. Один из них проводит с Вами собеседование, исполняя роль партнера по общению, два других экзаменатора не участвуют в беседе, они только оценивают Ваши ответы по специально разработанным критериям.

6. Перед началом выполнения заданий Вам будет предложено несколько вводных вопросов, ответы на которые не оцениваются (в течение 1–2 мин.)

7. Время выполнения каждого задания указано в этом задании. Предполагаемое время устного ответа не более 6 минут.

8. Ваше общение с экзаменатором-собеседником ограничивается только экзаменационными заданиями.

9. По окончании экзамена Вы должны покинуть ОУ-ППЭ. НЕ разрешается заходить в аудитории для ожидания и подготовки, общаться с участниками ГИА-9, не сдавшими экзамен. Хождение по ОУ-ППЭ запрещено.

Приложение 4

Критерии оценивания выполнения задания С2*

«Говорение. Монологическая речь»

(Максимум 6 баллов)

Решение коммуникативной задачи

Лексико-грамматическое оформление речи

Баллы

Задание выполнено полностью : цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полностью раскрыты все аспекты, указанные в задании, даны развёрнутые ответы на два дополнительных вопроса); социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения

Задание выполнено : цель общения достигнута, НО тема раскрыта не в полном объёме (аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; даны краткие ответы на два дополнительных вопроса); социокультурные знания в основном использованы в соответствии с ситуацией общения

Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется Разнообразный словарный запас и владение простыми и сложными грамматическими структурами, используются различные типы предложений. Лексико-грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 4 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимания)

Задание выполнено частично : цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объёме (не все аспекты, указанные в задании, раскрыты; дан ответ на один дополнительный вопрос, ИЛИ даны неточные ответы на два дополнительных вопроса); социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией общения

Используемый лексико-грамматический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче. Наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются простые грамматические структуры. Допускаются лексико-грамматические ошибки (не более 6 языковых ошибок)

Речь понятна : практически все звуки в потоке речи произносятся правильно: не допускаются фонема тические ошибки (меняющие значение высказывания); соблюдается правильный интонационный рисунок

Задание не выполнено: цель общения не достигнута

Недостаточный словарный запас, неправильное использование грамматических структур, многочисленные языковые ошибки не позволяют выполнить поставленную коммуникативную задачу

* Эксперты оценивают выполнение задания С2 по следующим критериям К5 К7 :

1) К5 : Решение коммуникативной задачи (содержание) 0–3 балла;

2) К6 : Лексико-грамматическое оформление речи 0–2 балла;

3) К7 : Произносительная сторона речи 0–1 балла.

При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи (содержание)» всё задание оценивается в

0 баллов.

В случае, если экзаменуемый читает текст, написанный во время подготовки к устному ответу, его ответ оценивается в 0 баллов.

Критерии оценивания выполнения задания С3**

«Говорение. Диалогическая речь»

(Максимум 9 баллов)

Решение

коммуникативной

задачи

Взаимодействие

с собеседником

Лексико-грам-матическое оформление речи

Произносительная сторона речи

Задание выполнено полностью : цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полностью раскрыты все аспекты, указанные в задании); социокультурные знания использованы в соответствии с ситуацией общения

Демонстрирует хорошие навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу; соблюдает очерёдность при обмене репликами; восстанавливает беседу в случае сбоя; является активным, заинтересованным собеседником; соблюдает нормы вежливости

Задание выполнено : цель общения достигнута, НО тема раскрыта не в полном объёме (аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью); социокультурные знания в основном использованы в соответствии с ситуацией общения

Демонстрирует навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать (в большинстве случаев) и закончить беседу; соблюдает очерёдность при обмене репликами; демонстрирует наличие проблемы в понимании собеседника; не всегда соблюдает нормы вежливости

Используемый лексико-граммати-ческий материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется большой словарный запас и владение разнообразными грамматическими структурами. Лексико-грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 3 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимания)

Задание выполнено частично : цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объёме (не все аспекты, указанные в задании, раскрыты); социокультурные знания мало использованы в соответствии с ситуацией общения

Демонстрирует несформирован-ность навыков и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, но не стремится поддержать беседу и зависит от помощи со стороны собеседника; в большинстве случаев не соблюдает нормы вежливости

Используемый

Лексико-грамматический материал в целом соответствует поставленной коммуникативной задаче.

Демонстрируется достаточный словарный запас, но наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются только простые грамматические структуры. Допускаются лексико-грамматические ошибки (не более 5 языковых ошибок)

Речь понятна :

практически все

звуки в потоке

произносятся

правильно: не

допускаются

фонематические

(меняющие

значение

высказывания);

соблюдается

правильный

интонационный

Задание не выполнено: цель общения не достигнута; тема не раскрыта; социокультурные знания не использованы в соответствии с ситуацией общения

Не может поддерживать беседу

Недостаточный словарный запас, неправильное использование грамматических структур, многочисленные языковые ошибки не позволяют выполнить поставленную коммуникатив-ную задачу

Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих звуков и многочисленных фонематических ошибок

** Эксперты оценивают выполнение задания С3 по критериям К8–К11 :

1) К8 : Решение коммуникативной задачи (содержание) – 0–3 балла;

2) К9 : Взаимодействие с собеседником – 0–3 балла;

3) К10 : Лексическое и грамматическое оформление речи – 0–2 балла;

4) К11 : Произносительная сторона речи – 0–1 балла.

При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи одержание)» всё задание оценивается в

0 баллов .

Приложение 5

Протокол результатов оценивания заданий С2, С3

(монологическое высказывание, диалог-расспрос)

_____________________________

Индивидуальный

номер работы участника ГИА-9

№ задания

Баллы, выставленные экспертом 1

Баллы, выставленные экспертом 2

Итоговые баллы, полученные участником ГИА за выполнение заданий С2, С3

Приложение 6

Итоговый протокол устной части ГИА-9 (в новой форме) по иностранным языкам

ОУ-ППЭ_________________________

Ф. И.О. организатора ГИА-9 по иностранным языкам

_____________________________

Индивидуальный

номер работы участника ГИА-9

Задание по говорению С2 - монолог

Задание по говорению С3 - диалог

Сумма первичных баллов за устную часть

Подпись организатора ГИА-9 по иностранным языкам

_________________________________


Приложение 7

Примерный график проведения ГИА-9 (в новой форме)

по иностранным языкам

График составлен в предположении, что экзамен проводится с использованием одной аудитории для устного ответа. При наличии нескольких аудиторий для устного ответа количество участников, одновременно готовящихся к устной части, соответственно увеличивается.

Ориентировочная пропускная способность одной аудитории для устного ответа – 4 участника в час.

Время начала и окончания подготовки и устных ответов участников указано из расчета:

Подготовка участника – 10 минут

Переход в аудиторию для устного ответа и разминка – 5 минут

Устный ответ – 6 минут

Сохранение файла с цифровой аудиозаписью ответа – 4 минуты

Действия

Время (час, мин)

окончание

Рассадка участников

Инструктаж участников,

раздача КИМов

Выполнение письменной части экзамена:

Инструктаж участников ГИА по проведению устной части экзамена

Выполнение устной части экзамена

№№ участников

Время нахождения в аудитории для подготовки

Время перехода и нахождения в аудитории для устного ответа

Начальник отдела

общего образования

Евгений

Коллектив педагогов - активистов общественной организации «Родительского Всероссийского Сопротивления» (РВС) - по просьбам родителей, недовольных существующими методиками преподавания в начальной школе, адаптировал к современным реалиям и переиздал в 2016 году учебник «Арифметики» для 1 класса авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляк.

Почему именно учебник Пчёлко? Прочитайте отзыв, который мы, Владимирское отделение РВС, получили от высококвалифицированного педагога начальных классов - Райковой Ларисы Николаевны, и который мы с её любезного позволения публикуем сегодня, и Вам сразу станет понятно - почему.+ Учебник «Арифметика» для 1 класса в 2-х частях /- «Новое издание»/ РВС, 2016 Передо мной лежит учебник «Арифметика» для 1 класса авторов А.С. Пчёлко и Г.Б. Поляк. Листаю страницы и чувствую: веет чем-то родным, добрым и очень знакомым. Ловлю себя на мысли, что это запах детства, и в памяти всплывают яркие картинки чудесной школьной жизни советской первоклассницы. Уже не помню, по каким учебникам математики мы учились в 1 классе в 1976 году, но почему-то картинки из «Арифметики» создают ощущение, что я видела это когда-то давно…+ Как педагог с 29-летним стажем преподавания в начальной школе могу сказать, что учебник «Арифметика» А.С. Пчёлко (далее УЧЕБНИК) выдержан в лучших традициях советской классической школы и нацелен на то, чтобы у детей сформировалась прочная арифметическая база, которая бы в дальнейшем способствовала становлению успешного математического образования ребёнка. Секрет учебника не в простоте, а в доступности, постепенности подачи материала. Кто-то скажет, что для современных детей этот учебник примитивен. Могу возразить по этому поводу: а кто сказал, что наши дети требуют сложностей, в которые мы их ввергаем с первых дней школьной жизни, произнося заумные слова и вводя ребёнка в непонятный мир абстрактной для него терминологии? Это мы, взрослые, почему-то решили за детей, что чем больше нового ребёнок узнает за урок, тем умнее он станет? А так ли это?…+ Не секрет, что порой, чтобы достичь высоких результатов, требуются элементарные средства и приёмы, а не что-то «сверх и архи». Вот и этот УЧЕБНИК способен помочь достичь детям значительных успехов в изучении математических наук, потому что обучение по нему строится с опорой на уже имеющийся опыт у детей и в соответствии с психическим и физиологическим развитием детей. Очень грамотным является и то, что авторы умело используют наглядно-образное мышление первоклассников и делают упор не только на наглядность учебника, но и на предметы и явления, окружающие ребёнка в повседневной жизни. А задания по типу: «Покажи столько палочек, сколько нарисовано мешков», «Положи столько кружков, сколько нарисовано огурцов», «Нарисуй столько, сколько…», «Составь из палочек такую фигуру…» не только разнообразят урок, но делают его деятельным и деятельностным, повышают мотивационный аспект обучения, снижают порог утомляемости младших школьников.+ УЧЕБНИК достаточно насыщен задачами, которые от урока к уроку усложняются от простых до составных, что позволяет на практике реализовывать принцип доступности «от простого к сложному». Все тексты задач основаны на жизненном опыте ребёнка и содержат в себе большой потенциал для реализации воспитательной стороны в урочной деятельности, например: «Брат помог сестре делать палочки для счёта…» - взаимовыручка, помощь другу, сотрудничество, дружба и т. д., или «На поляне росли 4 берёзы, осенью посадили ещё столько же…» - экология, трудолюбие, озеленение, бережное отношение к природе и т. д. Учащиеся постепенно учатся решать задачи, рассуждать, доказывать правильность решения, составлять обратные задачи, абстрагировать и изъясняться при помощи математических терминов. УЧЕБНИК действительно хороший инструмент и в руках опытного педагога может сделать серьёзный прорыв в формировании математического образования младших школьников и стать достойным конкурентом для других учебников по математике, но… есть один момент, который может некоторых обеспокоить: а как же будет формироваться геометрическая база младших школьников, ведь всевозможные контрольные, самостоятельные и проверочные работы включают в себя и геометрический материал? Для себя я непременно нашла бы ответ, потому что формировать геометрическую составляющую математического образования можно не только в урочной, но и во внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью реализации ФГОС НОО, поэтому с удовольствием предложила бы детям факультатив «Наглядная геометрия» Т.В. Жильцовой и А.А. Обуховой.+ В заключение хочу сказать:+ «Дорогая «АРИФМЕТИКА»! Добро пожаловать в современную школу!» Л.Н. Райкова, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г. Меленки Владимирской области+ Послушайте также, что рассказали об этом учебнике те, кто работал над возрождением «Арифметики», имея своей целью возрождение классического образования в нашей стране, на семинаре-презентации, прошедшем 20.10.2016 в г. Дубна. Видео можно посмотреть по этой ссылке.

А прочитать выступление одной из участников проекта - по этой.+ Конечно, энтузиасты РВС, мечтающие вернуть в российскую школу классическое отечественное образование, на одном учебнике останавливаться не собираются. Сейчас идёт напряжённая работа по подготовке к изданию всей гаммы учебников для начальной школы. О её результатах можно будет узнать на сайте РВС. Как говорил В.В. Маяковский, «работа адова будет сделана и делается уже». Если Вы болеете душой за образование наших детей, присоединяйтесь. Работа идёт на общественных началах.+ Галина Соловьева, РВС