Начало великой отечественной войны. образование антигитлеровской коалиции и политика ее участников по основным проблемам ведения войны. Начало создания антигитлеровской коалиции

Формирование антигитлеровской коалиции не было единовременным актом, оно осуществлялось постепенно в ходе вооруженной борьбы с агрессорами.

Успехи гитлеровской Германии на европейском театре военных действий в немалой степени были обусловлены расколом антигитлеровских сил.

Национальный эгоизм правящих кругов, традиционные противоречия должны были отступить перед признанием необходимости единения во имя избавления от угрозы гитлеровской диктатуры. Это понимали наиболее здравомыслящие политики в правительствах Великобритании и США.

Вступление СССР в войну явилось поворотным пунктом в ходе второй мировой войны и придало ей подлинно освободительный характер со стороны народов, воевавших против гитлеровской Германии. Тем самым Советский Союз облегчил народам Европы борьбу против немецких оккупантов. Отечественная война Советского Союза воодушевила народы оккупированной Европы и прежде всего славянские народы на борьбу против фашистских захватчиков. Стремясь помочь этим народам, Советское правительство 18 июля 1941 года заключило с правительством Чехословакии и 30 июня с правительством Польши о совместной борьбе против Германии и создания для этой цели на территории СССР чехословацких и польских частей. 22 июля было подписано соглашение СССР с Югославией о взаимной помощи в войне против Германии. Как только стало известно о нападении Германии на СССР, У. Черчилль выступил по радио, выразив Советскому Союзу поддержку правительства и народов Великобритании и, заверив что Великобритания окажет «России и русскому народу всю помощь, которую только сможет». Накануне своего выступления он объяснил друзьям:

«Если бы Гитлер вторгся в ад, я по меньшей мере, благожелательно отозвался бы о сатане в палате общин».

В заявлении правительства США 23 июня 1941г. говорилось, что «любая борьба против гитлеризма, независимо от ее происхождения, ускоряет конец нынешних германских руководителей..... Гитлеровские Армии главная опасность сегодня для американского континента». Советское правительство 3июля 1941г. выразило уверенность, что «В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки... Наша война за свободу нашего отечества сольётся с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов....»

Сигналы из Лондона и Вашингтона были правильно оценены в Москве.

Характерные для Сталина антианглийские предрассудки и предубеждения против У. Черчилля должны были уйти на второй план.

Начало юридическому оформлению антигитлеровской коалиции положило советско - английское соглашение 1941г. (12 июля Москва), в котором стороны обязались «оказывать помощь и поддержку друг другу всякого рода», а так же не вести с Германией переговоров и не заключать перемирия или мирного договора без обоюдного согласия.

В условиях, когда Красная Армия в результате кровопролитных боев и отступления теряла технику, вооружение, продовольственные запасы и не было возможности в короткие сроки их восполнять, серьезно встал вопрос о военных поставках в СССР. Черчилль считал, что важно «всячески поддерживать решимость России продолжать сопротивление», а сторонники оказания помощи СССР в США исходили из того, что «Советский Союз воюет вместо нас и за нас».

В ходе визита в Советский Союз личного представителя президента США Г. Гопкинса между СССР и США была достигнута договоренность о продлении на (на год) торгового соглашения; в тот же день и.о. Гос. Секретаря США С. Уоллес известил советское посольство, что правительство США «решило оказать все осуществимое экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооруженной агрессии».

В соответствии с советско-английскими соглашениями о товарообороте, кредите и клиринге (16 августа 1941 г. Москва) СССР получил кредит в 10 млн. фунтов стерлингов сроком на пять лет. В августе 1941г. в Архангельск прибыл первый караван из шести английских и одного советского судна, доставивший из Великобритании военные грузы.

На встрече в Москве Сталин заявил представителям Великобритании и США, занимавшимися поставками по ленд-лизу (так называлась система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия союзникам по антигитлеровской коалиции), что в первую очередь Советский Союз нуждается в танках, противотанковых орудиях, средних бомбардировщиках, истребителях и другой военной технике. В первое время оплата поставок со стороны СССР производилась золотом, затем США предоставили нашей стране беспроцентный займ в 1 млрд. долл. Для их финансирования.

На лондонской конференции 1941г. СССР определил стоящие перед антигитлеровской коалицией цели и задачи, а также выразил согласие с основными принципами Атлантической хартии, излагавшей в общей форме цели Великобритании и США во второй мировой войне и послевоенном устройстве мира. Декларация Советского правительства и Атлантическая хартия явились важными документами в деле формирования антигитлеровской коалиции.

Значительную роль в развитии антигитлеровского военно-политического сотрудничества сыграла подписанная 1 января 1942г. декларация 26 государств (Вашингтонская декларация), находившихся в состоянии войны с агрессорами. В ней содержалось обязательство каждого из подписавших его правительств употребить все свои ресурсы военные и экономические, против тех членов фашистско- милитаристского блока, с которыми данный участник декларации находится в войне. Каждое правительство взяло обязательство сотрудничать с другими участниками декларации и не заключать сепаратного перемирия или мира с противником.

Процесс создания коалиции завершился подписанием в мае - июне 1942г. двусторонних договоров о союзе в войне против гитлеровской германии и ее союзников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны.

Почему же капиталистические государства не только пошли на сближение с СССР, но и в составе антигитлеровской коалиции действовали в течение всей войны? Произошло это прежде всего потому, что и США, и Англия, и другие государства Запада в ходе второй мировой войны были сами заинтересованы в таком союзнике. В документе, подготовленном для Рузвельта накануне крымской конференции, говорилось: «Мы должны иметь поддержку Советского Союза для разгрома Германии. Мы отчаянно нуждаемся в Советском Союзе для войны с Японией по завершению войны в Европе.» А британский премьер, несмотря на классовую ненависть к СССР, вынужден был откровенно заявить, что необходимо «проталкивать помощь России,» поскольку «ни одно другое капиталовложение не может принести более высокий военный дивиденд.» Этими обстоятельствами а также готовностью буржуазных правительств сотрудничать с СССР в значительной мере определялся характер взаимодействий в рамках антигитлеровской коалиции.

Координация политической и военной деятельности главных участников антигитлеровской коалиции осуществлялась по дипломатическим каналам, путем прямой переписки глав государств, двусторонних и трехсторонних встреч руководящих деятелей трех стран.

За годы войны состоялись три конференции с участием глав правительств: Тегеранская в 1943г., Крымская (Ялтинская) и Берлинская

(Потсдамская) в 1945г. На первых двух СССР, США и Англию представляли И. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль, на Берлинской- И.В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль.

антигитлеровский коалиция ялтинский конференция

22 июня 1941г. Германия нападает на СС. Войну СС объявили – Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия. Болгария – не объявляла.

Нападение по утвержденному Гитлером плану «Барбаросса». Следовало выделить для нападения 190 дивизий.

3 группы войск: центр – самая сильная, через Беларусь на Смоленск и Москву. Гитлер назначил 7 ноября 1941г. – парад в Москве.

Север – взять Ленинград, Прибалтику.

Юг – через Украину к Киеву.

План «блау» - «голубой» - предполагал, что теплого времени будет достаточно для разгрома СС.

Красная армия в начале войны терпит огромное поражение. Причины:

1) На Германию уже работала почти вся Европа. Она отработала на практике тактику ведения боевых действий. Ей удалась молниеносная война – блиц-крик.

2) Грубые ошибки руководства СС (Сталина). Ведь Сталина предупреждали, что надо быть готовыми, но он считал, что полная боеготовность может спровоцировать Германию на войну. Однако было грубое нарушение немецкими самолетами воздушного пространства СС. Еще до войны в Брест прибыл эшелон полный немецкими солдатами. Сталин пытался избежать войны. Но 21 июня в субботу – был дан приказ о полной боевой готовности – за 2,5 часа до нападения. Появлялись версии, что СС готовил примитивную войну, хотел нанести предупредительный удар по Германии и союзникам (версия Суворова).

3) Ослабли вооруженные силы СС – массовые репрессии. Около 42 тыс. командиров было репрессировано. 85% командиров красной армии имело стаж командования менее1 года. Только 7% - имело высшее военное образование. Командование боялось брать на себя ответственность. Сталин обезглавил Красную армию.

Советская армия в декабре 41г. – контрнаступление под Москвой. Враг был отброшен. Эта битва очень важна. Т.к. 1) развеян миф о непобедимости германской армии, 2) сорван блиц-крик, немцы зимой воевать не готовились, 3) вселена уверенность в людей, как в СС, так и в других государствах.

В войну вступают США.

США объявили войну Японии, германии и т.д. резко расширились масштабы 2 мировой войны.

Формируется антифашистская коалиция. 12 июля 1941г. СС и Великобритания подписали договор, по которому:

1) Стороны окажут друг другу всякую помощь в войне против общего врага. 2) они не будут подписывать сепаратного двустороннего мирного договора с противником.

2) Июль – август СС нормализует отношения с Чехословакией, Польшей. Договор о совместном ведении войны. СС разрешил на своей территории формировать польские и чехословацкие дивизии.

Август 1941г. – Великобритания и США подписали документ – Атлантическая хартия. Там установлены принципы международных отношений. Не признавались территориальные захваты силой. К ним присоединился СС.

США, Великобритания и СС вступили в переговоры о поставке СС продовольствия, оружия и др.

7 ноября 41г. – США подарок СС. Распространение на СС ленд-лиза – президент получил право давать взаймы в кредит, в аренду оружие, продукты питания и др., тем странам, которые укрепляют оборону США.

1 января 1942г. – 26 государств подписали в Вашингтоне Декларацию объединенных наций. По которой участники коалиции будут вести войну до победного конца, и не будут подписывать сепаратного мира с врагом. Это было юридическое оформление антифашистской коалиции. Создался военно-политический союз государств и народов борющихся с агрессором.

Май-июнь 42г. СС и Великобритания, после США заключили договоры о сотрудничестве, по которым страны объединяли усилия в борьбе против общего врага. Эти договоры завершили создание антифашистской коалиции.

Фашистской Германии и роломно, без объявления войны напала

Ее сателлитов на СССР. г ^ ^ ^

Изменение характера на Советский Союз.

Вместе с ней против

©торой мировой войны СССР выступили Италия, Румыния,

Финляндия, Венгрия, Словакия; о разрыве дипломатических отнсішений с Советским Союзом заявило коллаборационистское правительство Виши.

На советско-германском фронте было сосредоточено 190 дивизий Германии и ее союзников, в том числе «голубая дивизия» «франкистской Испании. Они имели на вооружении 4,3 тыс. танков, 47,2 тыс. орудий и минометов, около 5,3 тыс. боевых самолетов.

Готовясь к нападению на СССР, Германия создала огромный военный и экономический потенциал. На службу агрессии были поставлены почти 6,5 тыс. промышленных предприятий, захваченных гитлеровцами в европейских странах. В результате разгрома Франции была устранена опасность ведения войны на два фронта. Движение Сопротивления европейских народов, попавших в фашистскую кабалу, только еще начинало развертываться. На грани военного поражения оказалась Великобритания в результате проводившейся ее правящими кругами политики «умиротворения» агрессоров. Как отмечал У. Черчилль, события «оказались более ужасными, чем кто-либо мог предвидеть». Соединенные Штаты стремились избежать вооруженного столкновения с Германией и Японией, хотя и продолжали помогать Великобритании наращивать военно-экономическую мощь.

Фашистские правители Германии поставили перед собой цель стереть с лица земли Советский Союз, стоявший на их пути к достижению мирового господства. Речь шла не только об аван тюристических планах разгрома крупнейшей военной державы, какой являлся СССР, но и об уничтожении нового общественного строя - социализма, ликвидации завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, лишении советского народа государственной самостоятельности. По планам нацистских главарей, территория СССР подлежала насильственной германизации и расчленению, а советские люди - физическому истреблению или порабощению. Тем самым начавшаяся совет- ско-германская война с самого начала приобрела характер острейшего классового столкновения между социализмом и империализмом, в котором речь шла о судьбе нашей Родины, будущем мировой цивилизации, дела социального прогресса.

Главари «третьего рейха» рассчитывали на то, что Советский Союз окажется в полной военно-политической изоляции и что классовые антагонизмы воспрепятствуют объединению его усилий с США и Великобританией, антикоммунизм правящих кругов которых был хорошо известен в Берлине. 18 июля 1941 г. министр иностранных дел Италии Чиано записал в своем дневнике: «Гитлер вступил в войну, надеясь, что его борьба против большевизма скорее всего подтолкнет англосаксонские страны к окончанию конфликта». В этом заключался крупнейший стратегический просчет нацистов, исходивший из недооценки остроты межимпериалистических противоречий.

Планом «Барбаросса» предусматривалось молниеносное наступление вермахта в глубь территории СССР, окружение и уничтожение главных сил Красной Армии, с тем чтобы «воспрепятствовать своевременному отходу боеспособных сил противника и уничтожить их западнее линии Днепр - Двина». Разгром Советского Союза в результате гитлеровского блицкрига планировалось завершить до зимы 1941/42 года. Для осуществления этого плана были созданы три армейские группы: «Север», «Центр», «Юг».

После завершения «русской кампании» намечалось высвободившиеся войска использовать для нападения через Закавказье на Средний Восток и вторжение на Британские острова. После осуществления территориальных захватов в Старом Свете должен был наступить черед Соединенных Штатов.

Советское руководство до последнего момента делало все возможное, чтобы предотвратить войну с фашистской Германией. Располагая данными о планируемом вторжении, оно в апреле - июне 1941 года предприняло дополнительные срочные меры для повышения мобилизационной готовности Советского государства и его Вооруженных Сил. Из внутренних округов к западным границам страны выдвигались пять общевойсковых армий, стрелковые соединения пополнялись контингентами призывных возрастов. В широких масштабах было развернуто строительство укрепленных районов и аэродромов. Активно шло перевооружение армий новыми видами оружия. Производственные мощности со ветского танкостроения к лету 1941 года в полтора раза превышали германские. Исключительно важное значение для укрепления обороноспособности СССР имело создание новых военных предприятий в восточных районах страны. Но, к сожалению, не все намеченное удалось осуществить. В войсках еще оставалась устаревшая техника, ощущалась нехватка новых видов оружия.

Одной из причин неудач на фронте в первые месяцы Великой Отечественной войны являлся допущенный просчет в отношении конкретных сроков нападения фашистской Германии на СССР. Несмотря на отданную 21 июня Наркоматом обороны директиву командованию западных военных округов, не были приведены в полную боевую готовность приграничные войска первого эшелона.

Имели место также определенные иллюзии в отношении действенности предпринимаемых дипломатических попыток отсрочить наступление войны. И хотя возможности дипломатического маневрирования к июню 1941 года, по существу, были исчерпаны, И. В. Сталин продолжал настаивать на решении этой задачи средствами дипломатии. 14

июня 1941 г. в советской печати было опубликовано сообщение ТАСС, текст которого днем раньше был вручен наркомом иностранных дел В. М. Молотовым германскому послу в Москве Шуленбургу. В сообщении говорилось, что появление в иностранной печати слухов о «близости войны между СССР и Германией» лишено каких-либо оснований и что СССР и Германия неуклонно соблюдали и соблюдают положения советско-германского договора 1939 года. Сообщение ТАСС категорически опровергало слухи о том, будто и СССР готовится к войне с Германией, как лживые и провокационные. Однако в Берлине не дали ответа на сообщение ТАСС, не было оно опубликовано и на страницах германской печати, что ясно говорило об агрессивных намерениях главарей «третьего рейха». 21

июня вечером Советское правительство сделало еще одну попытку удержать Германию от нападения на СССР, предложив ей вступить в переговоры на предмет урегулирования спорных вопросов. Германский посол был приглашен в НКИД, где его ознакомили с содержанием советской ноты по поводу имевших место многочисленных нарушений советской границы германскими самолетами. Советскому послу в Берлине было поручено вручить аналогичную ноту германскому министру иностранных дел Риббентропу. Перед германским послом в Москве был поставлен ряд вопросов, касающихся состояния советско-германских отношений. В частности, советское руководство интересовало: в чем заключается недовольство Германии в отношении СССР, если таковое имеется; чем объясняется усиленное распространение слухов о близкой войне между Германией и СССР? С советской стороны был задан также вопрос о причинах массового отъезда из Москвы сотрудников германского посольства и членов их семей. Однако Шуленбург ушел от ответа на поставленные вопросы. «Я сказал, - сообщал он в Берлин после своего визита к наркому, - что не мог ответить на его вопросы, так как не располагал необходимой информацией».

Глубокой ночью 22 июня в 0 часов 40 минут советскому послу в Берлине была направлена телеграмма, в которой сообщалось

о содержании беседы наркома с Шуленбургом и поручалось встретиться с Риббентропом или его заместителем и поставить перед ним те же вопросы. Выполнить это поручение послу не пришлось. Через несколько часов фашистская Германия, разорвав пакт о ненападении, вероломно напала на СССР. Для Советского государства кончилось время мирной дипломатии, наступила пора дипломатии военной.

Вступление Советского Союза во вторую мировую войну явилось фактором мирового значения как для последующего хода и исхода войны с фашизмом, так и для всего дальнейшего общественного развития. Выше говорилось, что с вступлением в войну СССР она окончательно приобрела антифашистский, справедливый, освободительный характер. Священная борьба Советского Союза против гитлеровской агрессии стала мощным фактором сплочения всех антифашистских миролюбивых сил. Несмотря на все предпринятые усилия, международной реакции не удалось развязать мировой конфликт на классовой основе как «крестовый поход» всех империалистических держав против первого в мире социалистического государства. По признанию английского историка Б. Питта, вступление Советского Союза в войну явилось «поворотным пунктом» в борьбе народов против фашизма. Великая Отечественная война Советского Союза против фашистской Германии коренным образом изменила военно-поли- тическую обстановку в мире, открыла новый период второй мировой войны. 22

июня в 12 часов дня с обращением к советскому народу по поручению правительства СССР выступил заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров и нарком иностранных дел В. М. Молотов. В обращении подчеркивалось, что эта война навязана советскому народу «кликой кровожадных фашистских правителей Германии», и содержался призыв к мобилизации всех сил народа на отпор врагу, к сплочению вокруг Коммунистической партии. Обращение заканчивалось историческими словами, ставшими лозунгом советских людей в борьбе с агрессорами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

В связи с началом войны под руководством ЦК ВКП(б) была разработана широкая программа перестройки деятельности партии и жизни советского народа на военный лад. Эта программа была изложена в директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партийным, советским организациям прифронтовых областей. В ней указывались конкретные пути и способы дости жения победы над немецко-фашистскими захватчиками и превращения Страны Советов в единый боевой лагерь. В документе подчеркивалось, что речь идет о жизни и смерти Советского государства, о том, останутся ли народы Советского Союза свободными или впадут в порабощение. «Все для фронта, все для победы!»- этот лозунг стал определять все стороны жизни советского народа.

В целях централизации политического, государственного и военного руководства постановлением ЦК ВКП(б), Президиума Верховного Совета СССР и Совнаркома СССР от 30 июня 1941

г. был учрежден чрезвычайный орган - Государственный комитет обороны (ГКО) под председательством И. В. Сталина. ГКО был наделен всей полнотой власти в государстве и осуществлял руководство напряженной работой по переводу экономики на военные рельсы, укреплению боевой мощи Красной Армии и организации решительного отпора врагу. Еще 23 июня 1941 г. для стратегического руководства боевыми действиями была сформирована Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР, позднее преобразованная в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК).

С первых дней Великой Отечественной войны советско-германский фронт стал главным и решающим фронтом второй мировой войны. От исхода сражений здесь зависела судьба войны в целом. Коммунистическая партия подняла народ на решительную борьбу с коварным врагом, осуществляла руководство многогранной деятельностью по мобилизации материальных и духовных ресурсов Советского государства, используя огромные преимущества социалистического строя. Многое зависело также от той международной обстановки, в которой разворачивалась борьба советского народа против фашистской агрессии. Перед советской внешней политикой встали новые ответственные и важные задачи.

С первых дней Великой Отечественной вой- Внешнеполитические ны главные усилия советской дипломатии цели СССР во второй

мировой войне были направлены на создание и укрепление

широкой антифашистской коалиции государств, противостоящих блоку держав-агрессоров. Со всей остротой была поставлена практическая задача объединить усилия государств с различным общественным строем в борьбе против общей угрозы.

То, чего не удалось осуществить перед войной в силу классовой ограниченности руководителей западных держав, стало возможным в новых исторических условиях. Объективные предпосылки организации коллективного отпора агрессорам складывались благоприятные. Вступление в войну Советского Союза резко активизировало все антифашистские силы. Война всколыхнула народные массы, подняла их на бой с фашизмом, усилила демократические настроения в странах - потенциальных союзниках СССР. Действия стран «оси» затрагивали жизненные интересы правящих кругов Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Межимпериалистические противоречия были непримиримыми.

Цели Советского Союза во второй мировой войне были сформулированы в Обращении Председателя ГКО И. В. Сталина к советскому народу 3 июля 1941 г. В Обращении содержалась глубокая оценка Отечественной войны как всенародной войн^і с фашистскими поработителями и указывалось, что ее целью «является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма». Далее говорилось: «В этой освободительной войне мы не будем одинокими. В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки, в том числе в лице германского народа, порабощенного гитлеровскими заправилами. Наша война за свободу нашего отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демократические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу, против порабощения и угрозы порабощения со стороны фашистских армий Гитлера».

Основные цели Советского Союза во второй мировой войне - разгром агрессоров, освобождение народов Европы, возвращение им свободы и независимости - определяли и его конкретные внешнеполитические задачи. Перед советской дипломатией встала задача создать максимально благоприятные международные условия для завоевания победы над врагом прежде всего путем создания боеспособной антигитлеровской коалиции. В беседе с английским послом в Москве Крипсом 8 июля 1941 г. И. В. Сталин подчеркнул: «Коалиции нужно противопоставить коалицию, а не изоляцию». Прежде всего необходимо было добиться открытия второго фронта в Европе путем высадки на континенте англо-американских войск, с тем чтобы заставить Германию вести войну на два фронта. Решение этой задачи облегчило бы положение Советского Союза и ускорило бы достижение победы над фашизмом.

Важное значение имела также задача привлечения дополнительных ресурсов из США и Великобритании в форме поставок вооружений, снаряжения, стратегического сырья и оборудования, в которых испытывали потребность фронт и тыл. Кроме того, что касается США, которые вплоть до декабря 1941 года являлись невоюющей страной, эти поставки открывали возможность для установления с ними союзнических отношений. Кроме того, необходимо было не допустить вовлечения в войну против СССР новых стран, прежде всего Японии, связанной с Германией тройственным пактом, а также Турции и Ирана.

Советское правительство неоднократно подчеркивало, что оно стремится к восстановлению суверенных прав народов, оказавшихся временно под игом фашизма, к утверждению принци пов невмешательства в их внутренние дела и беспрепятственного осуществления ими права на самоопределение.

Демократические, освободительные, справедливые цели советской внешней политики были глубоко созвучны антифашистским настроениям народов. Согласно опросу общественного мнения, проведенного в США сразу же после начала гитлеровского нашествия на СССР, 72% американцев высказались за победу Советского Союза и только 4% желали победы Германии. Трудящиеся многих стран, верные принципам пролетарского интернационализма, через свои массовые организации выступали за установление единства действий с Советским Союзом, требовали от правящих кругов более активного участия в войне на стороне СССР. Во главе движения рабочего класса в поддержку Советского Союза стояли коммунистические партии. Нараставшие выступления трудящихся капиталистических стран в поддержку СССР являлись массовой базой формирования антигитлеровской коалиции - военно-политического союза государств и народов.

Реакция Великобритании Правители нацистской Германии, совер-

и США на нападение шив агрессию против СССР, делали став-

фашистскбй Германии ку на его международную изоляцию. Не

на СССР понимая, что обстановка в мире коренным

образом изменилась, они все еще рассчитывали гальванизировать в Великобритании и США «мюнхенские» настроения и в этих целях вновь пускали в ход затасканный жупел «красной опасности». В этом духе, в частности, было выдержано обращение Гитлера к германскому народу, зачитанное 22 июня 1941 г. по радио и опубликованное в печати США и Великобритании, в котором развивалась насквозь лживая мысль о «превентивном» характере войны против СССР с целью отвести от Европы угрозу «советского большевизма».

Курсу СССР на сплочение всех антифашистских сил противостояла линия гитлеровской дипломатии на их разобщение. По сути дела, вопрос заключался в том, какие противоречия в мировой политике - классовые или межимпериалистические - возобладают. В правящих кругах США и Великобритании не было единства мнений в отношении оценки фашистской угрозы и необходимости сотрудничества с СССР с точки зрения национальных интересов своих стран. Активно вели себя сторонники мюнхенской политики, которые ставили на одну доску фашизм и коммунизм и предлагали держаться в стороне от советско-германского конфликта.

Выражением этих взглядов явились заявления в Великобритании министра авиационной промышленности Д. Мур-Брабазо- на, а в США - сенатора от штата Миссури, будущего президента Г. Трумэна. Д. Мур-Брабазон заявил: «Пусть Германия и СССР истощат друг друга, в конце войны Англия станет хозяином положения в Европе». Г. Трумэн предлагал: «Если мы уви- дим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше». Эти взгляды, выражавшие ненависть империалистической реакции к первой в мире стране социализма и ее стремление использовать мировую войну к собственной выгоде, в той или иной степени определяли настроения в правящих кругах США и Великобритании на протяжении всей войны.

Вместе с тем по мере нарастания фашистской угрозы для национальных интересов США и Великобритании постепенно усиливались более реалистические настроения, выразители которых высказывались в пользу налаживания сотрудничества с СССР. Эти настроения определялись прежде всего экономическими интересами монополистического капитала США и Великобритании. Угроза национальной безопасности США и Великобритании со стороны держав «оси», мощное движение прогрессивной общественности в поддержку Советского Союза и другие объективные факторы вынудили руководителей этих стран пойти на создание антигитлеровской коалиции с участием СССР. Именно поэтому сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР официальные представители Великобритании и США - премьер-министр У. Черчилль и президент Ф. Рузвельт - выступили с заявлениями об осуждении агрессии и о готовности оказать Советскому Союзу необходимую помощь.

Вечером 22 июня по радио с речью выступил У. Черчилль. Напомнив, что «за последние двадцать пять лет не было более последовательного противника коммунизма, чем он», британский премьер-министр тем не менее решительно заявил, что любое государство, которое борется против Германии, включая Россию, получит английскую помощь. «Поэтому опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам», - подчеркнул он. Это заявление означало, что Великобритания не собирается идти на сепаратный мир с Германией, чего добивались, желая обезопасить Германию с тыла, гитлеровские эмиссары накануне «восточного похода». В беседе, состоявшейся в тот же день с советским послом, А. Иден подчеркнул, что «ни о каком мире с Гитлером не может быть и речи». В Лондоне испытывали нескрываемое облегчение: опасность, нависшая над Британскими островами, по крайней мере на время устранена.

Сложнее обстояло дело с официальной реакцией в Вашингтоне. США формально не участвовали в войне, в стране были сильны изоляционистские настроения. Хотя американская общественность была возбуждена сообщением о вторжении Гитлера в Россию, Белый дом первое время хранил молчание. Советский посол в Вашингтоне К. А. Уманский сообщал в НКИД 22 июня: «Рузвельт, правительственный лагерь в целом и рузвельтовское большинство в конгрессе заняли сегодня по вопросам германско го нападения на нас молчаливую, выжидательную позицию... Перспектива победы немцев для него (Рузвельта) неприемлема, ибо угрожает Англии и в конечном счете планам США, перспектива же нашей слишком сокрушительной победы и влияния на всю Европу его пугает с классовых позиций. Весь Рузвельт и его политика состоят сейчас из зигзагов между этими противоречиями. А запасы классовой ненависти к нам в США очень велики».

Только на следующий день заместителю государственного секретаря С. Уэллесу было поручено сделать официальное заявление от имени американского правительства. В нем также высказывалось отрицательное отношение США к коммунизму, но вместе с тем нападение Германии на Советский Союз расценивалось как «вероломное» и подчеркивалось, что «любая борьба против гитлеризма», из какого бы источника она не исходила, будет способствовать обороне и безопасности Соединенных Штатов. О конкретной поддержке Советского Союза в заявлении не было сказано ни слова, как, впрочем, не уточнялось и в выступлении президента Рузвельта на пресс-конференции 24 июня, какую помощь США намерены были оказать Советскому Союзу.

Заявления руководителей Великобритании и США были тщательно скоординированы между собой по тону и содержанию и не оставляли никаких сомнений в том, что первая реакция в Лондоне и Вашингтоне на начавшуюся советско-германскую войну означала провал расчетов Гитлера и его сообщников на внешнеполитическую изоляцию СССР и благожелательный нейтралитет англосаксонских держав. Не содержа в себе никаких конкретных обязательств, сделанные заявления, тем не менее, достаточно ясно говорили, что дорога к образованию антигитлеровской коалиции была открыта.

Советское правительство предприняло прак- Начало создания анти- ТИЧЄские шаги к установлению союзниче- гитлеровскои коалиции ских отношений с Великобританией и США,

стараясь придать складывающейся коалиции максимально действенный и эффективный характер. Антигитлеровская коалиция явилась результатом осуществления ленинской идеи сотрудничества государств с различным общественным строем в специфических условиях военного времени. В послании У. Черчиллю от 23

ноября 1941 г. глава Советского правительства отмечал, что «различие в характере государственного строя СССР, с одной стороны, и Великобритании и США, с другой стороны, не должно и не может помешать нам в благоприятном решении коренных вопросов об обеспечении нашей взаимной безопасности и законных интересов».

В своих дипломатических усилиях Советское правительство исходило из необходимости скорейшего юридического оформления складывающейся коалиции путем принятия сторонами конкретных обязательств. Наиболее активно военно-политическое и экономическое сотрудничество в первое время налаживалось в отношениях СССР с Великобританией. 12

июля 1941 г. в Москве было подписано Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии. В двух пунктах соглашения содержались обязательства сторон оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в войне против гитлеровской Германии и на протяжении всей войны не вести переговоров и не заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия. Соглашение вступило в силу с момента его подписания.

Имея в виду определение конкретных форм и способов оказания взаимной помощи, СССР и Великобритания заключили в августе 1941 года соглашение о товарообороте, кредите и клиринге. Соглашению предшествовал визит в Великобританию советской военной делегации во главе с генералом Ф. И. Голиковым для решения вопросов оказания Англией военно-технической помощи СССР. На основе подписанного соглашения английское правительство предоставило СССР 3-процентный заем на сумму 10

млн. ф. ст. сроком на пять лет. В сентябре 1941 года английское правительство приняло решение оказывать помощь Советскому Союзу на условиях, аналогичных ленд-лизу.

Медленнее налаживалось советско-американское сотрудничество. В Вашингтоне явно выжидали, сумеет ли Советский Союз выдержать натиск фашистских полчищ, и не спешили с оказанием ему обещанной помощи, ограничившись заявлением о размораживании советских фондов в США и неприменении к СССР «закона о нейтралитете», что давало ему возможность приобретать в США за наличный расчет военные материалы, а американским судам - право захода в советские порты. В июле в СССР было отправлено из США военных грузов лишь на 6,5 млн. долл.

Чтобы рассеять сомнения в правящих кругах США в отношении решимости Советского Союза противостоять агрессии, в Вашингтон в конце июля была также направлена советская военная делегация во главе с генералом Ф. И. Голиковым, которая вела переговоры с американскими должностными лицами, включая президента Рузвельта, на предмет организации американских военных поставок в СССР. Переговоры протекали в трудной обстановке: сказывалось стремление американского правительства затянуть решение вопроса до прояснения ситуации на восточном фронте, выдвигались различного рода «предварительные условия».

Важное значение для развития советско-американского сотрудничества имел состоявшийся в конце июля 1941 года визит в СССР Г. Гопкинса - близкого друга и советника президента Рузвельта. Кроме официальной цели - изучения потребностей Советского Союза в американских военных поставках, поездка должна была помочь руководству США через своего представи теля ознакомиться с положением дел на советско-германском фронте. В ходе переговоров в Москве 30-31 июля с И. В. Сталиным и другими советскими руководителями Г. Гопкинс пришел к выводу, что война принимает упорный и затяжной характер и что советский народ мобилизует все силы и средства на отпор врагу. В своем отчете в Белый дом он писал: «Я очень уверен в отношении этого фронта. Моральное состояние населения исключительно высокое. Здесь существует безусловная решимость победить».

Вместе с тем американский представитель уклонился от принятия конкретных обязательств по оказанию помощи СССР военными материалами.

Руководствуясь инструкциями президента, он также дал понять, что США не намерены на этом этапе вступать в войну и дорожат своим статусом нейтральной державы. Одним из результатов переговоров явилась достигнутая договоренность о созыве конференции представителей СССР, США и Великобритании для рассмотрения вопроса об оказании взаимной помощи.

США отказались принять советское предложение о предоставлении СССР кредита или займа на сумму 500 млн. долл. с оплатой в течение пяти лет после войны для покрытия советских заказов. 15 августа было подписано соглашение, по которому СССР получал кредит в 10 млн. долл. под обязательство передать американскому казначейству около 10 т золота.

Советское правительство стремилось создать как можно более широкий фронт борьбы с фашизмом, объединить в нем все страны, находившиеся в состоянии войны с гитлеровской Германией. 18

июля 1941 г. в Лондоне было заключено соглашение с эмигрантским правительством Чехословакии о взаимной помощи и поддержке в войне против гитлеровской Германии. Советское правительство согласилось на создание чехословацких воинских частей на территории СССР, которые должны были действовать на советско-германском фронте под руководством Советского Верховного Командования. 27 сентября эта договоренность была закреплена особым военным соглашением между верховными командованиями двух стран.

Соглашение между правительствами СССР и ЧСР имело большое значение для возрождения Чехословакии как суверенного государства и признания недействительности мюнхенского сговора. Решительно осудив выдачу Чехословакии Гитлеру западными державами накануне войны, СССР теперь установил союзнические отношения с ней, создав благоприятные условия для восстановления ее государственности и активизации ее участия в совместной борьбе с фашизмом. Что касается Великобритании, то она лишь в августе 1942 года официально отказалась от своей подписи под мюнхенским диктатом, оставив в то же время открытым вопрос о признании домюнхенских границ Чехословакии.

Труднее оказалось достичь договоренности с польским эмигрантским правительством во главе с генералом Сикорским. В ходе этих переговоров, начавшихся 5 июля 1941 г. в Лондоне, польская сторона попыталась выдвинуть притязания на Западную Украину и Западную Белоруссию. Советское правительство отказалось рассматривать этот вопрос. В результате переговоров 30 июля было подписано соглашение, первый пункт которого гласил: «Правительство СССР признает советско-германские договоры 1939 г. касательно территориальных перемен в Польше утратившими силу. Польское правительство заявляет, что Польша не связана никаким соглашением с какой-либо третьей стороной, направленным против Советского Союза». Стороны договорились о восстановлении дипломатических отношений и обязались оказывать друг другу поддержку в войне против гитлеровской Германии. Советское правительство дало согласие на сформирование на территории СССР польской армии, определив ее первоначальную численность в 30 тыс. человек. 4

декабря 1941 г. в результате состоявшихся в Москве переговоров между И. В. Сталиным и генералом Сикорским была подписана Советско-польская декларация о дружбе и взаимной помощи. Стороны заявили, что они совместно с другими союзниками будут вести войну до полной победы и окончательного уничтожения фашистских захватчиков. В декларации также подчеркивалось, что в мирное время основой взаимоотношений двух стран будут добрососедское сотрудничество, дружба и обоюдное честное выполнение принятых обязательств.

Советско-польская декларация примечательна, кроме того, тем, что в ней впервые четко проводилась мысль о необходимости создания после войны международной организации безопасности. Обеспечение прочного и справедливого мира, указывалось в документе, «может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз».

Итогом переговоров явилась также договоренность об увеличении численности формируемой на территории СССР польской армии до 96 тыс. человек, которая, как подчеркивалось, будет вести войну с фашистскими захватчиками «рука об руку с советскими войсками». Польскому правительству были предоставлены два займа на оснащение армии в сумме 365 млн. рублей, а также налажено снабжение формируемых польских частей вооружением, снаряжением и продовольствием.

Советское правительство внимательно следило за развитием движения «Свободная Франция», Национальный комитет которого возглавлял генерал де Голль, отмечало его растущее влияние и важность более активного привлечения его к совместной антифашистской борьбе. После начала Великой Отечественной войны сложились благоприятные условия для установления официальных контактов между Советским Союзом и движением «Сво бодная Франция». Генерал де Голль хорошо понимал, какое значение для возрождения Франции в качестве великой державы имели помощь и поддержка со стороны Советского Союза, тем более что Великобритания и особенно США отводили Франции после войны второстепенную роль и рассчитывали прежде всего прибрать к рукам французские колонии.

В конце июня 1941 года представители де Голля в Лондоне и Анкаре посетили послов СССР в этих странах и поставили вопрос «об установлении тех или иных официальных отношений между Советским правительством и движением „Свободная Франция”». Французские представители конкретно указывали, что их организация хотела бы установить военное сотрудничество с СССР.

26 сентября 1941 г. Советское правительство уведомило генерала де Голля, что признает его руководителем «всех свободных французов» и готово «оказать свободным французам всестороннюю помощь и содействие в общей борьбе с гитлеровской Германией и ее союзниками». С советской стороны была также выражена твердая решимость после «победы над общим врагом обеспечить полное восстановление независимости и величия Франции».

В ответном послании де Голль выражал благодарность Советскому правительству и со своей стороны обязался «бороться на стороне СССР и его союзников до достижения окончательной победы над общим врагом», а также оказать СССР в этой борьбе всестороннюю помощь всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

Так началось становление антигитлеровской коалиции, вдохновителем и организатором которой был СССР. Используя объективные условия, ненависть народов к фашизму, нарастание освободительной борьбы порабощенных народов, понимание буржуазными правительствами необходимости сотрудничества с СССР, Советский Союз наряду с гигантскими усилиями на фронте и в тылу обеспечивал прочные международные позиции в борьбе с фашизмом, воодушевлял и организовывал все антифашистские, демократические силы.

Совместные меры СССР 0 растущей координации действий глав-

и Великобритании по ных участников антигитлеровской коали-

ликвидации фашистских ции свидетельствовали совместные меро-

происков в Иране приятия СССР и Великобритании, пред

принятые в отношении Ирана.

Перед нападением на Советский Союз фашистская Германия стремилась превратить Иран в свой укрепленный плацдарм. В стране насаждалась нацистская идеология. Немецкие советники активно проникали в государственный аппарат и в армию Ирана, руководили строительством предприятий и дорог.

После нападения на СССР активность гитлеровцев в Иране резко усилилась. Иран стал наводняться многочисленными агентами германской разведки, гестапо, пропагандистских служб. На территории Ирана готовились диверсионные и террористические группы для засылки в СССР, создавались склады оружия и боеприпасов.

Советское правительство в нотах, направленных правительству Ирана в июле-августе 1941 года, требовало пресечения подрывной и шпионской деятельности германских агентов в Иране. Аналогичные представления были сделаны иранскому правительству Великобританией. Однако прогермански настроенный шах Ирана Реза Пехлеви отказался удовлетворить законные требования СССР и Великобритании.

В такой ситуации СССР и Великобритания по инициативе английского правительства были вынуждены принять совместные меры с целью предотвратить использование территории Ирана фашистскими государствами: временно ввести в Иран советские и английские войска. 25

августа Советское правительство направило иранскому правительству ноту, в которой заявлялось, что СССР в целях самообороны и в соответствии со ст. 6 советско-иранского договора 1921 года решил временно ввести войска на территорию Ирана. «Принимаемые Советским Правительством военные меры,- указывалось в ноте, - направлены исключительно только против опасности, созданной враждебной деятельностью немцев в Иране. Как только эта опасность, угрожающая интересам Ирана и СССР, будет устранена, Советское Правительство... немедленно выведет советские войска из пределов Ирана». В тот же день советские и британские войска вступили на территорию Ирана.

Совместные действия СССР и Великобритании предотвратили замышлявшееся нападение на СССР с территории Ирана, позволили освободить Иран от немецкой агентуры. Союзники приобрели дополнительные коммуникации для снабжения Советского Союза - морской и железнодорожный пути от Персидского залива до Каспийского моря.

8 сентября 1941 г. Советский Союз и Великобритания подписали с иранскими представителями соглашение, по которому определялась численность войск союзников на территории Ирана, а иранское правительство обязалось содействовать транспортировке через страну военных грузов союзных держав. В соответствии с соглашением иранские власти должны были закрыть все центры фашистской деятельности. Однако Реза-шах, подстрекаемый из Берлина, пытался саботировать это соглашение. В связи с этим союзники были вынуждены ввести войска и в Тегеран. 16 сентября Реза-шах отрекся от престола в пользу сына- Мохаммеда Реза Пехлеви. 29

января 1942 г. СССР, Великобритания и Иран заключили в Тегеране договор о союзе. В соответствии с договором СССР и Великобритания обязались уважать территориальную целост ность, суверенитет и политическую независимость Ирана, защищать его от агрессии. Иран обязался сотрудничать с союзными государствами, обеспечивая им возможность пользования коммуникациями, проходящими по его территории. СССР и Великобритания обязывались вывести войска из Ирана не позднее шести месяцев после окончания войны с Германией и ее сателлитами.

Подписанный советско-англо-иранский договор обеспечил сотрудничество Ирана с государствами антигитлеровской коалиции и окончательно лишил фашистских главарей надежды на превращение этой страны в свой плацдарм для нападения на Советский Союз с юга.

Коренным образом изменившаяся между-

Формулирование общих народная обстановка в результате вступ- целей антигитлеровской г „ ^ ^

коалиции ления в воину Советского Союза, выдви

нутые СССР 3 июля демократические цели и принципы ведения войны заставили руководителей США и Великобритании теснее скоординировать внешнюю политику своих государств. В этих целях в середине августа 1941 года было намечено провести двустороннюю англо-американскую встречу в"бухте Арджентия (остров Ньюфаундленд), вошедшую в историю как Атлантическая конференция. Это была первая встреча в ряду последующих встреч в годы войны Ф. Рузвельта и У. Черчилля, руководителей двух ведущих капиталистических держав - членов антигитлеровской коалиции, в которых Советский Союз не был приглашен принять участие.

На конференции было заслушано сообщение вернувшегося из Москвы Гопкинса. По результатам обсуждения этого сообщения было подготовлено и направлено совместное англо-американское послание И. В. Сталину. В этом послании Рузвельт и Черчилль заявили о готовности оказать СССР помощь военными материалами и предлагали созвать в Москве совещание для обсуждения вопросов распределения «наших общих ресурсов».

В принятой 14 августа по окончании встречи Атлантической хартии провозглашались достаточно расплывчатые принципы ведения войны и организации послевоенного мира, отдававшие традиционную дань буржуазному пацифизму и антифашистским настроениям демократической общественности. В частности, говорилось, что Англия и США не стремятся к территориальным или иным приобретениям и не согласятся на какие-либо территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов. Подчеркивалось, что стороны уважают право всех народов избирать свою форму правления и стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые лишены этого насильственным путем. Провозглашалось право великих и малых народов иметь доступ на равных основаниях к торговле и к мировым источникам сырья. В хартии говорилось, что после окон чательного уничтожения нацистской Германии Англия и США надеются на установление мира, который даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы всю свою жизнь не знать ни страха, ни нужды. Указывалось также, что в послевоенном мире все государства и народы должны будут отказаться от применения силы, должны быть избавлены от бремени вооружения. Что же касается тех государств, которые «угрожают или могут угрожать агрессией», то они должны быть разоружены «впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности».

Вместе с тем ряд положений Атлантической хартии с точки зрения СССР носил явно неудовлетворительный характер. Так, в документе не была четко сформулирована основная задача участников борьбы против фашизма, которая заключалась в объединении всех их усилий и ресурсов для полного и быстрейшего освобождения стран, оккупированных гитлеровцами. Пункт 3

В ходе подготовки хартии, а также в ходе работы конференции в целом проявились англо-американские противоречия по вопросу о месте каждой из них в послевоенном устройстве мира. Предлагая включить в хартию такие принципы, как «свобода торговли», «равные возможности», США пытались добиться доступа к богатым рынкам и сырьевым источникам колониальных владений Британской империи. Не случайно эти предложения вызвали возражения Черчилля, в результате которых в хартию были внесены оговорки о том, что эти принципы будут осуществляться «с соблюдением существующих обязательств».

Авторам Атлантической хартии послевоенный мир видился англо-американским миром. Поэтому проявленное ими демонстративное стремление отстранить Советский Союз от участия в решении крупнейших политических вопросов вызвало негодование в Москве. Советское правительство отказалось участвовать в межсоюзнической конференции в Лондоне, назначенной на 27 августа, хотя и не имело принципиальных возражений против положений хартии. В телеграмме советскому послу в Лондоне нарком разъяснил, что Советский Союз не может просто присоединиться к англо-американской декларации «хотя бы потому, что наши товарищи страшно раздражены тем, что СССР хотят превратить в бесплатное приложение других держав».

Преподав предметный урок союзникам, Советское правительство в интересах сплочения антигитлеровской коалиции согласилось принять участие в перенесенной на сентябрь межсоюзнической конференции в Лондоне с- целью согласования Атлантической хартии с другими странами, борющимися против фашизма. В конференции принимали участие представители СССР, Вели кобритании, Бельгии, Чехословакии, Люксембурга и движения «Свободная Франция».

Представитель СССР огласил на конференции декларацию Советского правительства, которая ясно определяла позицию СССР относительно целей в войне и послевоенного устройства мира: уничтожение расовой исключительности; равноправие наций и неприкосновенность государственной территории; освобождение порабощенных наций и восстановление их суверенитета; экономическая помощь потерпевшим нациям и содействие им в деле достижения материального благополучия; восстановление демократических свобод; уничтожение фашистского режима. Советский Союз вновь высказался за коллективные действия против агрессоров, за разоружение, за мирные и добрососедские отношения со всеми странами, за помощь жертвам агрессии.

В декларации выражалось согласие с основными принципами Атлантической хартии, но делалась существенная оговорка, что их практическое осуществление «неизбежно должно будет сообразоваться с обстоятельствами, нуждами и историческими особенностями той или иной страны».

Выдвинутая Советским правительством программа антигитлеровской" коалиции, принципы послевоенного устройства мира соответствовали интересам всего прогрессивного человечества и нашли поддержку всех свободолюбивых народов.

С 29 сентября по 1 октября 1941 г. в Московская конференция Москве проходила конференция предста- о военных поставках « * ^ттт*

вителеи СССР, Великобритании и США

по вопросам оказания взаимной военно-экономической помощи.

Конференция состоялась в момент, когда Советские Вооруженные Силы вели тяжелые оборонительные бои с немецко-фа- шистскими захватчиками по всей линии огромного фронта, протянувшегося от Балтики до Черного моря. К осени 1941 года гитлеровская Германия оккупировала территорию СССР, в два раза превышающую размеры Франции. Войскам противника удалось продвинуться в глубь территории Советского Союза на 600-850 км, к концу сентября они находились в 300 км от Москвы. Тяжелая обстановка на фронте в первые месяцы Великой Отечественной войны создавала неблагоприятные военно-политические условия, в которых приходилось действовать советской дипломатии.

Несмотря на многочисленные заявления, англо-американские союзники не торопились оказать помощь СССР, выжидая исхода летне-осенней кампании. В первые три тяжелых месяца войны союзники практически не поставляли Советскому Союзу вооружения и материалов. Лишь убедившись, что гитлеровский план «молниеносной войны» потерпел крах, союзные правительства приступили к конкретному обсуждению с СССР вопросов оказания взаимной военно-экономической помощи в войне с Германией.

Союзники на Московской конференции были представлены видным американским политическим деятелем А. Гарриманом и министром снабжения британского правительства лордом Би- вербруком. Каждый из них имел директивы своего правительства, определяющие линию поведения на переговорах. Так, в директивах Бивербруку Черчилль поручал добиваться, чтобы поставки Советскому Союзу велись «почти исключительно за счет американских ресурсов». При этом основную часть поставок английский премьер считал возможным осуществить только в 1943 году.

Правительство Рузвельта исходило из понимания того, что* Советский Союз являлся единственной реальной силой, противостоящей германской агрессии, а поэтому ему следовало оказать военно-экономическую помощь. Как отмечал в своих воспоминаниях А. Гарриман, это решение было «всего-навсего осознанием американских эгоистических интересов».

В результате терпеливой дипломатической работы удалось согласовать основной документ конференции и секретный протокол о поставках. Ежемесячно Советский Союз должен был получать 400 самолетов, 500 танков (при заявке на 1100), 152 зенитных орудия (при заявке на 300), около 140 противотанковых орудий (при заявке 300), 2 тыс. т алюминия (при заявке 4

тыс. т) и другие военные грузы. Значительная часть советских заказов была временно оставлена без согласования. В свою очередь, СССР обязался поставлять Англии и США некоторое необходимое им для военного производства сырье. Таким образом, предусматривалось, что помощь будет двусторонней.

Советское правительство высоко оценило итоги Московской конференции. 13 октября 1941 г. нарком иностранных дел сообщал временному поверенному в делах СССР в США А. А. Громыко: «Конференция трех держав прошла и закончилась в общем успешно... И если по ряду вопросов (например, по станкам и некоторому другому оборудованию и сырью) пока не были установлены точные размеры и сроки, то и мы не считали нужным уточнять все эти детали, чтобы не затягивать конференцию, считая важным подчеркнуть политический эффект соглашения быстротой работы конференции».

Правительство США с 1 ноября 1941 г. распространило на СССР действие закона о передаче военных материалов взаймы или в аренду (ленд-лиз) и объявило о предоставлении СССР беспроцентного займа в 1 млрд. долл. для финансирования поставок. В самый напряженный для Советского Союза период Великой Отечественной войны военные поставки союзников составляли ничтожную долю собственных советских усилий и, естественно, не могли оказать сколько-нибудь заметного влияния на* ход сражений на советско-германском фронте. Подписанный в Москве протокол о поставках был выполнен лишь на 40%.

После нападения фашистской Германии на ВТОРОГО *оонТКРЫТИИ Советский Союз она оказалась в состоянии ^Европе в 1941агоду войны и на Востоке, и на Западе. Фактически же война шла только на одном фронте- советско-германском. На СССР легла основная тяжесть борьбы с блоком государств-агрессоров. Вместе с тем союзники, и прежде всего Великобритания, располагали реальными возможностями для объединения с Советским Союзом военных усилий на европейском континенте. К осени 1941 года на Британских островах были полностью отмобилизованы 33 дивизии с частями усиления. Британские войска были обеспечены вооружением и боевой техникой как за счет военного производства своей страны, так и промышленности США. По выпуску самолетов и некоторых других видов вооружения Англия уже в это время обогнала Германию.

Проблема второго фронта - узловая проблема в отношениях СССР с союзниками - стала предметом обсуждения между Советским и английским правительствами уже в июле 1941 года. Вскоре после подписания советско-английского соглашения о совместных действиях в войне против Германии глава Советского правительства направил английскому премьер-министру первое личное послание, в котором официально поднял вопрос об открытии второго фронта. В послании подчеркивалось, что «военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция) и на Севере (Арктика)». Советское правительство справедливо указывало на то, что «легче всего создать такой фронт именно теперь, когда силы Гитлера отвлечены на Восток и когда Гитлер еще не успел закрепить за собой занятые на Востоке позиции».

Ознакомившись с текстом послания Советского правительства, Черчилль заявил, что попытка установить сколько-нибудь прочный фронт на севере Франции является «нереальной». Единственное, что обещал английский премьер, так это то, что «воздушные налеты на Германию будут продолжаться со все возрастающей мощью».

Как следовало из беседы Черчилля с советским послом в Лондоне, состоявшейся в конце августа 1941 года, второй фронт мыслился англичанам скорее где-то на Ближнем Востоке, чем во Франции. Во время беседы английский премьер вновь повторил, что считает второй фронт на Западе в настоящий момент невозможным. Он выразил сомнение, что такой фронт станет возможным и весной 1942 года, если только за зиму не обнаружится, что Германия близка к внутреннему краху.

Таким образом, переговоры между СССР и Великобританией летом 1941 года по проблемам второго фронта результатов не дали. Советское руководство трезво оценивало сложившуюся ситуацию. 30 августа 1941 г. И. В. Сталин в телеграмме послу И. М. Майскому так охарактеризовал позицию английского правительства в вопросе о втором фронте. «По сути дела, - отмечал он, - английское правительство своей пассивно-выжидательной политикой помогает гитлеровцам. Гитлеровцы хотят бить своих противников поодиночке - сегодня русских, завтра англичан. То обстоятельство, что Англия нам аплодирует, а немцев ругает последними словами, нисколько не меняет дела. Понимают ли это англичане? Я думаю, что понимают. Чего же хотят они? Они хотят, кажется, нашего ослабления. Если это предположение правильно, нам надо быть осторожными в отношении англичан».

В сентябре 1941 года, когда военное положение СССР серьезно осложнилось, Советское правительство сочло необходимым вновь поставить перед английским правительством вопрос об открытии второго фронта. В послании Сталина, направленном Черчиллю 3 сентября, подчеркивалось, что гитлеровская Германия перебросила на восточный фронт более 30-34 свежих пехотных дивизий, большое количество танков, самолетов и активизировала действия 46 дивизий своих союзников, в результате чего Советский Союз потерял больше половины Украины и враг оказался у ворот Ленинграда. Советский Союз, указывалось в послании, поставлен перед смертельной опасностью, и существует только один выход из такого положения - «создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30-40 немецких дивизий». Но английское правительство по-прежнему не проявляло желания облегчить положение СССР.

В вопросе об открытии второго фронта в Европе наглядно проявилась империалистическая сущность политики правящих кругов Великобритании, а затем и США. Позиция западных держав определялась не военными, а политическими соображениями. Войну против Германии они хотели вести таким образом, чтобы в течение длительного времени наращивать собственную военную мощь, предоставляя Советскому Союзу одному выдерживать всю тяжесть борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников по агрессии.

Убедившись в конце 1941 года, что главные силы фашистской Германии глубоко увязли в тяжелых боях под Москвой, Лондон начал разрабатывать курс на преимущественное использование британских вооруженных сил в районе Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья, представляющих собой сферу особых интересов Великобритании. Согласно этим планам, военные действия с основными сухопутными силами Германии, находившимися на европейском континенте, возлагались полностью на СССР. Американские правящие круги в целом разделяли британские стратегические планы.

§ 2. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка жизни страны на военный лад.Глава четвертая РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. (1941-1945)

  • Приложение 3 (к стр. 24) Нормативные акты, принятые в период Великой Отечественной войны, направленные на защиту жилищных прав военнослужащих
  • ОБРАЗОВАНИЕ СЕФЕВИДСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В XVI в. НАЧАЛО ВОЙНЫ С ТУРЦИЕЙ
  • § 18. АНТИФАШИСТСКАЯ КОАЛИЦИЯ И ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ОЧАГОВ ВОЙНЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И В ЕВРОПЕ. БОРЬБА СССР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ, ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ , военно-политический союз государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939–45 против агрессивного блока нацистской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов.

    В конце 1941 в состоянии войны с блоком агрессоров находились (оккупированные страны представлены правительствами в изгнании): Албания, Великобритания и её доминионы (Австралия, Индия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз), Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Доминиканская Республика, Китай, Коста-Рика, Куба, Люксембург, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Панама, Польша, Сальвадор, СССР, США, Филиппины, Чехословакия, Эфиопия, Югославия. Во 2-й пол. 1942 в войну против держав «оси» и их союзников вступили Бразилия и Мексика, в 1943 – Боливия, Ирак, Иран, Колумбия, Чили, в 1944 – Либерия. После февр. 1945 к антигитлеровской коалиции присоединились Аргентина, Венесуэла, Египет, Ливан, Парагвай, Перу, Саудовская Аравия, Турция, Уругвай. Войну державам «оси» объявили также входившие ранее в состав агрессивного блока Италия (в 1943), Болгария, Венгрия и Румыния (в 1944), Финляндия (в 1945). К моменту окончания военных действий с Японией (сент. 1945) в состоянии войны со странами фаш. блока находилось 56 государств.

    Основные участники антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритания. Сов. Союзу принадлежит решающая роль в разгроме Германии и её союзников. Существенный вклад в достижение победы над общим врагом внесли США и Великобритания. Вооружённые силы двух других великих держав – Франции и Китая также участвовали в разгроме фаш. блока. В военных действиях принимали участие войска: Австралии, Албании, Бельгии, Бразилии, Индии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, Филиппин, Чехословакии, Эфиопии, Югославии и др. Отдельные государства антигитлеровской коалиции помогали основным её участникам главным образом поставками стратегического сырья. Боевым союзником антигитлеровской коалиции являлось движение Сопротивления.

    Первым шагом на пути формирования антигитлеровской коалиции стало подписание президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14.8.1941 Атлантической хартии. В документе провозглашалась необходимость уничтожения нацистской тирании и разоружения агрессора. Обе стороны заявили о своём отказе от территориальных и прочих приобретений; о недопустимости территориальных изменений без согласия на то заинтересованных народов; обязались уважать право народов избирать себе форму правления и добиваться восстановления суверенитета и самоуправления тех народов, лишенных этого насильственным путём. Шагами к формированию антигитлеровской коалиции послужили заявления Черчилля (22.6.1941) и Рузвельта (24.6.1941) о поддержке СССР в войне против Германии и выступление по радио председателя Государственного Комитета Обороны СССР И.В. Сталина (3.7.1941).

    12.7.1941 в Москве подписано соглашение между СССР и Великобританией. Стороны обязывались оказывать друг другу всякого рода помощь и поддержку в войне против Германии и не вести с ней переговоров, не заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия. Соглашение вступало в силу с момента подписания и не подлежало ратификации. Оно явилось первым межправительственным документом, зафиксировавшим начало формирования антигитлеровской коалиции.

    Считая чрезвычайно важным расширить коалицию, сов. правительство 18 – 30 июля 1941 предложило правительствам Чехословакии и Польши, находившимся в Лондоне, заключить соглашение о совместной борьбе с общим врагом. В сент. 1941 в Лондоне состоялась конференция представителей СССР, Бельгии, Чехословакии, Греции, Польши, Нидерландов, Норвегии, Югославии, Люксембурга и Национального комитета «Свободная Франция». Согласившись с основными принципами Атлантической хартии, сов. правительство подчеркнуло в своем заявлении настоятельную необходимость концентрации всех экономических и военных ресурсов свободолюбивых народов и правильного их распределения в целях быстрого и окончательного освобождения Европы от фаш. гнета. На конференции была оглашена декларация сов. правительства, в которой впервые формулировались цели и задачи антигитлеровской коалиции.

    26.9.1941 сов. правительство признало Ш. де Голля «как руководителя всех свободных французов, где бы они ни находились», заявило о своей готовности «оказать свободным французам всестороннюю помощь и содействие в общей борьбе с гитлеровской Германией и её союзниками». Как председатель Национального комитета «Свободная Франция» де Голль обязался «бороться на стороне СССР и его союзников до достижения окончательной победы» и оказать Сов. Союзу помощь и содействие всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

    С 29.9 по 1.10.1941 в Москве прошла конференция представителей трёх держав, на которой был подписан протокол о взаимных военных поставках на период 1.10.1941 – 30.6.1942. США и Великобритания обязались поставлять в СССР ежемесячно 400 самолётов, 500 танков, зенитные и противотанковые орудия, алюминий, др. материалы и продовольствие. Советская сторона в свою очередь обязалась поставлять крупные партии сырья для военного производства. США осуществляли поставки на основе закона о ленд-лизе, а Великобритания – на основе соглашения о взаимных поставках, кредите и порядке платежей от 16.8.1941.

    1.01.1942 в Вашингтоне (после официального вступления США в войну) подписана Декларация 26 государств, известная как «Декларация Объединённых Наций». Её участники обязались использовать все свои экономические и военные ресурсы для борьбы против фаш. блока, сотрудничать друг с другом и не заключать со странами этого блока сепаратного перемирия или мира. В Лондоне 26 мая подписан сов.-англ. договор о союзе в войне против фаш. Германии и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после завершения войны сроком на 20 лет. Стороны обязались: принять все меры к тому, чтобы сделать невозможным повторение агрессии; оказать военную и др. взаимную помощь, если одна из сторон снова будет вовлечена в военные действия с Германией или её союзниками; не стремиться к территориальным приобретениям и не вмешиваться во внутренние дела др. государств; не заключать никаких союзов и не принимать участия в коалициях, направленных против др. стороны.

    11.6.1942 в Вашингтоне заключено сов.-амер. соглашение о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии нацистской Германии. Этот документ завершал юридическое оформление союзных отношений между главными участниками антигитлеровской коалиции США и СССР обязались продолжать взаимное снабжение и обмен военными материалами, услугами и информацией, уточнив общие условия и порядок взаимопомощи и взаиморасчётов.

    На Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в окт. 1943 по инициативе Сов. Союза была принята декларация об Италии, предусматривавшая восстановление национальной независимости этой страны и предоставление её народу демократических свобод. Там же союзники приняли декларацию об Австрии, определив её будущее в качестве свободной и независимой страны. Международно-правовые основы для судебного преследования и наказания военных преступников закладывала декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, позже подписанная Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем.

    Внутри антигитлеровской коалиции существовали противоречия между политической линией СССР и позицией западных держав по ряду вопросов ведения войны и решения послевоенных проблем (см. Тегеранская конференция 1943 ). Особенно это проявилось в процессе реализации договоренностей об открытии второго фронта. Вырабатывавшаяся в ходе переговоров и конференций руководителей стран антигитлеровской коалиции коалиционная стратегия способствовала разгрому армий блока агрессоров.

    Продолжая углублять союзнические связи в рамках антигитлеровской коалиции , СССР 12.12.1943 заключил Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией, 11.4.1945 – с Югославией, 21.4.1945 – с Польской Республикой.

    На укрепление антифашистского фронта, принятие решений, способствующих достижению быстрейшей победы в войне, и разработку принципов послевоенного устройства мира, была направлена деятельность созданной в дек. 1943 Европейской консультативной комиссии (ЕКК) – постоянно действующего органа из представителей трёх ведущих держав антигитлеровской коалиции (находилась в Лондоне, с нояб. 1944 в качестве четвёртого члена ЕКК приглашён представитель Франции). ЕКК подготовила и представила согласованные рекомендации по вопросам послевоенной судьбы Германии и её сателлитов. Постоянно действующим органом ведущих держав антигитлеровской коалиции был также созданный в окт. 1943 Консультативный совет по вопросам Италии (находился в Алжире).

    В антигитлеровской коалиции проявлялись разногласия и относительно целей войны, по мере завершения которой этот вопрос приобретал все большую остроту. Для СССР цели войны заключались в полном разгроме нацизма, освобождении сов. территории и территории оккупированных стран Европы, установлении прочного мира и в полном исключении возможности новой нем. агрессии. Вместе с тем руководство Сов. Союза считало для этого необходимым не только провести демилитаризацию и демократизацию послевоенной Германии, но и обеспечить определяющее сов. влияние в восточноевропейских странах, добиваться установления в них общественного устройства, подобного существовавшему в СССР. США и Великобритания также стремились к устранению фаш. режимов, однако при этом они намеревались ослабить Германию, а в странах Восточной Европы восстановить довоенное политическое устройство.

    На Крымской (Ялтинской) конференции 1945 руководители трёх ведущих держав антигитлеровской коалиции огласились с тем, что «через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Сов. Союз вступит в войну против Японии на стороне союзников».

    В отношении Франции Сов. Союз занимал твердую позицию поддержки Национального комитета «Свободная Франция». 23.10.1944 западные союзники совместно с СССР заявили о признании его в качестве французского Временного правительства.

    На Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 германский вопрос был решен в целом в демократическом духе, с учётом интересов всех народов, в т.ч. и немецкого.

    Правительства стран антигитлеровской коалиции , стремясь к упрочению сотрудничества, прилагали немалые усилия к урегулированию возникавших разногласий, шли в необходимых случаях на компромиссы. Несмотря на трудности и препятствия, антигитлеровская коалиция в основном успешно справлялась со своими задачами на протяжении всей войны, вплоть до победы над нацистской Германией и милитаристской Японией.

    Крупным успехом ведущих держав антигитлеровской коалиции явилось создание ООН. Подготовка мирных договоров с Италией, Болгарией, Венгрией, Румынией и Финляндией, начатая на совещании министров иностранных дел Великобритании, СССР и США в Москве 16–26.12.1945 завершилось их подписанием в 1947. Совещание также учредило Дальневосточную комиссию, которой надлежало сформулировать политическую линию выполнения Японией обязательств капитуляции, а также Союзный совет для Японии. Стороны пришли к согласию о выводе из Китая советских и американских войск в кратчайшие сроки.

    Ведущие государства антигитлеровской коалиции рассматривали сложившееся во время войны сотрудничество как перспективное и долговременное. Однако в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, которые обусловлены политикой как правительств США и Великобритании, так и руководства СССР, это сотрудничество в послевоенные годы сменилось жесткой конфронтацией между Востоком и Западом. Начавшаяся крупномасштабная гонка вооружений, провозглашённая Черчиллем в 1946 политика «холодной войны» означали фактически конец антигитлеровской коалиции .

    Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

    Понимание опасности фашистского порабощения отодвинуло традиционные противоречия и подвигло ведущих политиков времени к объединению усилий в борьбе против фашизма. Сразу после начала агрессии правительства Англии и США выступили с заявлениями о поддержке СССР. Уинстон Черчилль выступил с речью, в которой гарантировал поддержку СССР правительством и народом Великобритании. В заявлении правительства США от 23 июня 1941 г. говорилось, что фашизм является главной опасностью для американского континента.

    Начало формирования антигитлеровской коалиции было положено переговорами между СССР, Великобританией и США, которые завершились подписанием советско-английского соглашения о сотрудничестве 12 июля 1941 г. Соглашение сформировало два основных принципа коалиции: помощь и поддержка всякого рода в войне против Германии, а также отказ от ведения переговоров или заключения перемирия и Сепаратного мира.

    16 августа 1941 г. было заключено экономическое соглашение о торговле и кредитах. Союзники СССР обязались поставлять в нашу страну вооружение и продовольствие (поставки по ленд-лизу). Совместными усилиями было оказано давление на Турцию и Афганистан, чтобы добиться от этих стран нейтралитета. Была проведена оккупация Ирана.

    Одним из основных шагов в создании антигитлеровской коалиции стало подписание 1 января 1942 г. (по инициативе США) Декларации Объединенных Наций о борьбе против агрессора.

    В основу соглашения легла Атлантическая хартия. Декларацию поддержали 20 стран.

    Основной проблемой антигитлеровской коалиции явились разногласия между союзниками о сроках открытия второго фронта. Впервые этот вопрос обсуждался во время визита Молотова в Лондон и Вашингтон. Однако союзники ограничились боевыми действиями в Северной Африке и высадке войск на Сицилии. Окончательно этот вопрос был решен в ходе встречи глав союзных держав в Тегеране в ноябре-декабре 1943 г.

    В договоренности между Сталиным, президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем был определен срок открытия второго фронта, а также обсуждались проблемы послевоенного обустройства Европы.

    Одним из важнейших этапов в укреплении антигитлеровской коалиции стала Крымская конференция глав союзных государств, которая прошла в Ялте в феврале 1945 г.

    Перед началом этой конференции по приказу Сталина было развернуто мощное наступление на фронтах.

    Используя этот фактор и сыграв на противоречиях между союзниками, Сталину удалось добиться подтверждения границ Польши по «линии Керзона», принятия решения о передаче СССР Восточной Пруссии и Кенигсберга.

    Было принято решение о полном разоружении Германии, а также были определены размеры репарации. Союзники решили взять под контроль военную промышленность Германии, запретили нацистскую партию.

    Германия была разделена на четыре оккупационные зоны между США, СССР, Англией и Францией. На конференции было принято секретное соглашение, по которому СССР обязался объявить войну Японии.

    17 июля 1945 г. состоялась конференция глав государств антигитлеровской коалиции в Потсдаме. Решались вопросы послевоенного устройства. Во главе делегации СССР был Сталин, американской делегации - Трумэн, английской - Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, его сменил Клемент Эттли).

    СССР потребовал увеличения репараций и переноса границ Польши по линии Одер-Нейсе, на что получил согласие. Участники конференции приняли решение предать Международному суду нацистских преступников.

    Выполняя взятые на себя союзнические обязательства, 8 августа 1945 г. СССР денонсировал договор о нейтралитете с Японией и объявил ей войну.