Общая характеристика классической школы и этапы её развития. Общая характеристика классической политической экономии. История экономических учений

Наряду с бихевиоризмом и гештальтпсихологией развивается психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939).

На первых порах Фрейд занимается лечением больных неврозами психическими расстройствами людей. Он пытается объяснить симптомы болезни динамикой нервных процессов. Однако ни в физиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, чтоб объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. А не зная причин, приходилось действовать вслепую.

И тогда Фрейд обратился к скрытым, глубинным слоям психики человека. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.

Фрейд совершил важное открытие, которое перевернуло традиционный взгляд на психику: в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления и влечения, нежели сознание и разум. Так, первостепенную роль в жизни человека играют сексуальные влечения, часто они и являются причинами нервных и душевных заболеваний. Но эти же влечения принимают участие в творчестве высших культурных ценностей человеческого духа.

Фрейд утверждает, что бессознательное уходит своими корнями в природную данность человеческого существа, Итак, Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно ей, в психике человека существуют три сферы: сознание – Я (эго), предсознание - Сверх-Я (суперэго) и бесознателъное – ОНО (ид).

Предсознание состоит из скрытых, или латентных, знаний. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Что касается сознания, то ему Фрейд отводил роль слуги бессознательного. Он даже говорит о том, что сознание бессильно перед бессознательными влечениями (при этом не надо забывать, Фрейд работал прежде всего с больными неврозами людьми, которые действительно не могли отвечать за свои поступки).

Сверх-Я – содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении человека, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно. Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, а Эго-идеал формирует из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов.

Сверх-Я не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется.

Сублимация - это пре­образование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энер­гия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психичес­кие болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конф­ликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологичес­кой защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого челове­ка, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу.


Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

1) вытеснение желаний - непроизвольное удаление неприят­ных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, пережи­ваний в тех или иных ситуациях из сознания в область бес­сознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окон­чательным, вытесненные мысли не теряют своей активнос­ти в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может не хватать для поддержа­ния деятельности и здоровья человека, в результате вытес нение часто является источником телесных заболеваний пси­хогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энер­гия подавленных желаний присутствует в теле человека, не­зависимо от его сознания, находит свое болезненное теле­сное выражение. Результатом подавления является демон­стративное безразличие к данной сфере реальности. Выде­ляют полное подавление - когда болезненные переживания настолько подавлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они,были в его жизни, но они косвенно вли­яют на его здоровье и поведение. Вытеснение - это частич­ное подавление, человек «сдерживает» переживания, стара­ется о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытесненные переживания «прорываются» в виде неожидан­ных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрицание - уход в фантазию, отрицание какого-либо со­бытия как «неправды». «Этого не может быть» - человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противо­речий в своих суждениях;

3) рационализация - бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, по­строение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют ис­тинной причине совершенного поступка, а истинная причи­на может человеком не осознаваться;

4) инверсия или противодействие - подмена действия, мыс­ли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диамет­рально противоположные поведение, мысли, чувства (напри­мер, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разоз­лить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5) проекция - бессознательная попытка избавиться от навяз­чивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписы­вание другому человеку своих собственных качеств, мыс­лей, чувств - т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что «некоторые евреи - обманщики», хотя фактически это мо­жет значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проек­ция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь дру­гому своих негативных личностных характеристик;

6) замещение - проявление эмоционального импульса пере­адресовывается от более угрожающего объекта или личнос­ти к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестрен­ку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собач­ка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно направлено против самого себя: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

7) изоляция - отделение угрожающей части ситуации от ос­тальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия - возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мыш­ления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не разви­вается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случаях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безопасный период своей жиз­ни, например в раннее детство, и регрессия приводит к поте­ре памяти о более поздних периодах жизни. Более «мягкие» проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), про­тиводействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Бессознательное (ОНО) регулируется двумя принципами: принципом удовольствия и принципом реальности. Это означает то, что бессознательно любой человек стремится прежде всего к получению удовольствия, но при этом должен считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности).

Те желания, которые человек не может удовлетворить, вытесняются (механизм вытеснения) и реализуются в фантазиях. Но такое подавленное и вытесненное желание человека продолжает существовать и ждет только первой возможности, чтобы сделаться активным.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и т. д.) и невротические симптомы.

В психоанализе был разработан целый ряд методов выявления бессознательных комплексов. Главные из них - это метод свободных ассоциаций (говорить все, что приходит в голову) и метод анализа снови­дений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, которая заключается в толковании слов или сновидений пациента.

Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.

Психоанализ получил развитие в лице Карла Юнга (1875-1961) и Альфреда Адлера (1870-1937).

Введение

Данная работа характеризует классическое направление в истории экономических учений. В ней рассматривается следующий круг вопросов: как в экономической науке трактуют термин "классическая политическая экономия"; какие этапы охватывает в своем развитии классическая политическая экономия; каковы особенности предмета и метода изучения "классической школы", а также основные экономические теории на четырех этапах развития классической школы политической экономии.

История экономических учений -- это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению "экономика".

Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов

Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. К их числу можно отнести методы: исторический, логической абстракции, системный.

Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория

Общая характеристика классического направления

Понятие "классическая политическая экономия" впервые использовал К. Маркс, который делил политэкономов на "классиков" и представителей "вульгарной" политической экономии. К классикам он относил У. Петти и последующих экономистов до Д. Рикардо, которые ставили своей целью выявить "действительные законы функционирования капиталистического общества". "Вульгарными" экономистами он называл Ж. - Б. Сэя и других экономистов, которые выступили на арену теоретических исследований в период, когда буржуазия Франции и Англии завоевала власть. После этого, по словам К. Маркса, "пробил смертный час научной буржуазной политической экономии", к периоду завоевания буржуазией политической власти (учение Дж. Милля К. Маркс называл "закатом буржуазной политической экономии")

Определение классической политической экономии

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую классической называют прежде всего за научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки.

В результате разложения меркантилизма и усиления нарастающей тенденции ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью "доиндустриальные условия" утратили былую значимость и возобладало "свободное частное предпринимательство". В современной зарубежной экономической литературе, отдавая должное достижениям классической политической экономии, не идеализируют их. Одновременно в системе экономического образования большинства стран мира выделение "классической школы" в качестве соответствующего раздела курса истории экономических учений осуществляется прежде всего с точки зрения присущих трудам ее авторов общих характерных признаков и черт. Такая позиция позволяет отнести к числу представителей классической политической экономии целый ряд ученых XIX столетия -- последователей знаменитого А.Смита.

Например, один из ведущих экономистов современности профессор Гарвардского университета Дж.К.Гэлбрейт в своей книге "Экономические теории и цели общества" считает, что "идеи А.Смита подверглись дальнейшему развитию Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом и в особенности Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы". В широко распространенном во многих странах учебнике "Экономикс" американского ученого, одного из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике П.Самуэльсона также утверждается, что Д.Рикардо и Дж.С.Милль, являясь "главными представителями классической школы... развили и усовершенствовали идеи Смита".

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ филиал ВЗФЭИ в г. Омске

Реферат

по истории экономических учений на тему:

Выполнила:

специальность

__________________________

Проверил:

Шумилов А.И.

Омск 2007 г.

1. Введение…………………………………………………………………………… с.3

2. Общая характеристика классической политической экономии……………….. с.4

2.1. Определение классической политической экономии………………... с.4

2.2. Этапы развития классической политической экономии……………... с.6

3. Основные представители классической политэкономии………………………. с.8

3.1. «Политическая арифметика» Уильяма. Петти..................................... с.8

3.2. Адам Смит: «Исследование о природе и причинах богатства народов»……………………………………………………………………….. с.9

3.3. Давид Рикардо: «Начала политической экономии»………………….. с.12

3.4. Трактат политической экономии Жана Батиста Сэя…………………. с.15

3.5. «Опыт о законе народонаселения» Томаса Роберта Мальтуса…….... с.17

4. Заключение………………………………………………………………………... с.19

5. Список использованной литературы…………………………………………….. с.21

Введение

Тема моего реферата кажется не актуальной на сегодняшний день. Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, ибо эти теории и взгляды «обросли ракушками» и потеряли свою значимость, а поэтому на знакомство с ними не следует терять времени.

Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов его не разделяют.

Цель моей работы заключается в том, чтобы охарактеризовать одно из направлений в истории экономических учений, а именно классическую политическую экономию: общие признаки, характеризующие данное направление, ее наиболее известных представителей и их вклад в экономическую науку.

Процессы, происходящие в экономике, «классики» представили в цельном, наиболее обогащенном виде как сферу взаимосвязанных законов и категорий, как логически стройную систему отношений.

Классическая школа заложила весомый фундамент экономической теории, открывший пути к дальнейшему совершенствованию, углублению и развитию.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы стремимся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

Общая характеристика классической политической экономии

Определение классической политической экономииии

Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции - концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Впервые термин “классическая политическая экономия” употребил один из ее завершителей К. Маркс, для того, чтобы показать ее специфическое место в “буржуазной политической экономии”. И состоит специфика, по Марксу, в том, что от У. Петти до Д. Рикардо в Англии и от П. Буагильбера до С. Сисмонди во Франции классическая политическая экономия “исследовала действительные производственные отношения буржуазного общества”.

В результате разложения меркантилизма и усиления нарастающей тенденции ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью “доиндустриальные условия” утратили былую значимость и возобладало “свободное частное предпринимательство”. Последнее, по словам П. Самуэльсона, привело “к условиям полного laissez faire (т. е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь), события начали принимать другой оборот”, и только “… с конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства”.

В действительности принцип “полного laissez faire” стал главным девизом нового направления экономической мысли - классической политической экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма.

В современной зарубежной экономической литературе, отдавая должное достижениям классической политической экономии, не идеализируют их. Одновременно в системе экономического образования большинства стран мира выделение “классической школы” в качестве соответствующего раздела курса истории экономических учений осуществляется прежде всего с точки зрения присущих трудам ее авторов общих характерных признаков и черт :

▪ акцент на анализе проблем производства и распределения материальных благ;

▪ выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования;

▪ ядро экономического анализа классиков - проблема ценности;

▪ все классики трактовали ценность как величину, определяемую производственными затратами;

▪ восприятие экономической системы как системы, аналогичной объектам исследования физики того времени (а точнее, механики). Это, в свою очередь, привело к следующим особенностями экономического анализа классической школы: убежденность в том, что в рыночном (капиталистическом) хозяйстве доминируют универсальные и объективные (экономические) законы; и игнорирование субъективно-психологических факторов хозяйственной жизни.

▪ недооценка роли денег и влияния сферы обращения на сферу производства. Деньги воспринимались классиками как техническое средство, помогающее облегчить обмен. Классики игнорировали роль денег как самого ликвидного средства сохранения ценности. Завершитель классической политической экономии Дж. С. Милль писал: «Короче говоря, вряд ли можно отыскать в общественном хозяйстве вещь более незначительную по своей важности, чем деньги, если не касаться при этом способа, которым экономятся время и труд»;

▪ большой акцент на изучении «законов движения», т.е. закономерностей тенденций, динамики, капиталистической экономики.

▪ отрицательное отношение (за редкими исключениями типа Дж. С. Милля) к активному вмешательству государства в экономику. Классики вслед за физиократами выступали за идеологию laissez-faire.

Этапы развития классической политической экономии

По общепринятой оценке классическая политическая экономия зародилась в конце XVII - начале XVIII в. в трудах У. Петти (Англия) и П. Буагильбера (Франция). Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Одна из них, марксистская, указывает на период первой четверти XIX в., и завершителями школы считаются английские ученые А. Смит и Д. Рикардо. По, наиболее распространенной в научном мире, классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С. Милля.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Первым представителем и прародителем классической школы следует считать английского экономиста У. Петти, которого Маркс назвал «отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики».

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами А. Смита. Его влияние сказалось не на одной школе

Третий этап эволюции классической школы приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи Смита подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. К представителям данного этапа относят Ж. Б. Сэя, англичан Д, Рикардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора, и др. Каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений довольно заметный след.

Четвертый завершающий этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в., в течение которого Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. С другой стороны, к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии названия “маржинализм” (конец XIX в.) и “институционализм” (начало XX в.).

Основные представители классической политэкономии

«Политическая арифметика» Уильяма Петти

Начало формированию классической школы положил Уильям Петти (1623-1687). Его называют основоположником статистики, человеком, высказавшим фрагментарно немало любопытных соображений и выводов, открывавшим путь к созданию экономической теории, экономической науки.

Петти интересовало не внешнее проявление, а сущность экономических процессов, он попытался «объяснить таинственную природу» налогов и их последствий, денежной ренты, ренты с земли, денег, истоков богатства. На его взгляд, предметом изучения политической экономии является прежде всего анализ проблем сферы производства, он считал что создание и приумножение богатства происходит исключительно в сфере материального производства.

В «Трактате о налогах и сборах» Петти заключает, что «существует определенная мера или пропорция денег, необходимых для ведения торговли станы». Излишек или недостаток денег против этой меры принесет ей вред. Уменьшение металлического содержания денег не может быть источником богатства.

В своих работах он рассмотрел, какие факторы участвуют в производстве продукции, создании богатства. Петти выделяет четыре фактора. Первые два – земля и труд – основные. Он считает, что «оценку всех предметов следовало бы привести к двум естественным знаменателям: к земле и труду, т.е. нам следовало бы говорить: стоимость корабля или сюртука равна стоимости такого-то и такого-то количества труда, потому что ведь оба – и корабль и сюртук – произведены землей и человеческим трудом».

Два других фактора, участвующих в создании продукта, не основные. Это квалификация, искусство работника и средства его труда – орудия, запасы и материалы. Они делают труд производительным. Но оба эти фактора не могут существовать самостоятельно, т.е. без труда и земли.

Таким образом, Петти рассматривал два мерила стоимости – труд и землю. Практически он исходил из того, что в любом виде труда есть нечто общее, позволяющее сравнивать все виды труда между собой.

У. Петти считал, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами.

Петти высказал ряд тезисов, в которых содержатся исходные положения теории стоимости. Стоимость имеют деньги. То количество денег, которые можно получить за продукт, определяют его стоимость. Определяют не прямо через затраты труда, а опосредованно через затраты на производство денег (серебра и золота), предлагаемых за данные продукты. Стоимость создает не всякий труд, а тот, который затрачивается на производство серебра.

Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У. Петти посредством унифицированного им по существу понятия “рента”. В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял ею такое понятие, как прибыль фермера.

За сто лет до А. Смита У. Петти предвосхитил и выдвинул многие идеи, которые позднее уточнил, привел в логический порядок, освободил от некоторых противоречий и непоследовательности А. Смит.

Адам Смит: «Исследование о природе и причинах богатства народов»

Адама Смита называют родоначальником классической школы. Именно А. Смит (1723-1790), профессор и систематик, кабинетный ученый и энциклопедически образованный исследователь, разработал и представил экономическую картину общества как систему.

Работа А. Смита «Богатство народов» - это не сборник рекомендаций, а труд, излагающий в систематизированном виде определенную концепцию. Он насыщен примерами, историческими аналогиями, ссылками на хозяйственную практику.

Трудовая теория стоимости

То, что Петти высказал в форме догадок, Адам Смит обосновал как систему, развернутую концепцию. «Богатство народа состоит не в одной земле, не в одних деньгах, а во всех вещах, которые пригодны для удовлетворения нашим потребностям и для увеличения наших жизненных наслаждений».

В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех – фермеров, ремесленников, моряков, торговцев, т.е. представителей различных видов труда и профессий. Источником богатства, создателем всех ценностей служит труд.

По Смиту, истинный создатель богатства – «годовой труд каждой нации», направляемый для годового потребления. По современной терминологии, это – валовой национальный продукт (ВНП).

Он проводит различие между теми видами труда, которые воплощаются в материальных вещах, и теми, которые подобно труду домашнего слуги представляют собой услугу, а услуги «исчезают в самый момент их оказания». Если труд полезен, это еще не означает, что он производителен.

Всякое богатство создается трудом, но продукты труда создаются не для себя, а для обмена («каждый человек живет обменом или становится в известной степени торговцем»). Смысл товарного общества состоит в том, что продукты производятся как товары для обмена. Дело не просто в том, что обмен товара на товар эквивалентен затраченному труду. Результат обмена взаимовыгоден.

О разделении труда и обмене

Людей связывает разделение труда. Оно делает обмен выгодным для его участников, а рыночное, товарное общество – эффективным. Покупая чужой труд, его покупатель экономит свой труд.

По Смиту, разделение труда играет самую важную роль в увеличении производительной силы труда и росте национального богатства. Чем глубже разделение труда, тем интенсивнее обмен.

«Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно». «Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся» - эти положения Смита часто цитируют комментаторы его работы.

«Невидимая рука» рыночных сил

Одна из ведущих идей «Богатства народов» - о «невидимой руке». Рыночная экономика не управляется из единого центра, не подчиняется одному общему замыслу. Тем не менее она функционирует по определенным правилам, следует известному порядку.

Парадокс или сущность рыночного механизма состоит в том, что частный интерес и стремление к собственной выгоде приносит пользу обществу, обеспечивает достижение общего блага. В рыночной экономике (в рыночном механизме) действует «невидимая рука» рыночных сил, рыночных механизмов, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции.

Два подхода к образованию стоимости

Рассматривая проблему ценообразования и сущность цены, Смит выдвинул два положения.

Первое гласит: цена товара определяется затраченным на него трудом. Данное положение, по его мнению, применимо в «примитивных обществах». И Смит выдвигает второе, согласно которому стоимость, а значит и цена складываются из затрат труда, прибыли, процента на капитал, земельной ренты, т.е. определяются издержками производства. Суть этих положений отражены на рисунке 1: первое положение в виде сплошной стрелки с надписью «Труд», а второе выражено с помощью пунктирных стрелок с надписями «Капитал» и «Земля».

Принцип экономической свободы

Смит считал, что рынок необходимо оградить от внешнего вмешательства. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает против излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритредерства, против протекционизма.

Роль государства, принципы налогообложения

Не отвергая полностью участие в экономической жизни и контроль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов.

Смит выделяет три функции, которые призвано выполнять государство: отправление правосудия, защита страны, устройство и содержание общественных учреждений.

Он также утверждает, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это предлагали физиократы, а на всех одинаково – на труд, на капитал и на землю.

Смит обосновывает принцип пропорционального разделения налогового бремени – по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков.

Считается, что три постулата Смита (анализ «экономического человека», «невидимая рука» рынка, богатство как целевая функция и объект экономических отношений) до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму Смита.

Давид Рикардо: «Начала политической экономии»

Давид Рикардо (1772-1823) стремился преодолеть непоследовательность отдельных положений, более четко обосновать другие положения, полнее развить третьи.

Рикардо фактически продолжил формирование основополагающих принципов классической школы политической экономии и вместе со Смитом считается ее родоначальником.

Основной труд Рикардо – «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Рикардо показал, что его, как и А. Смита, интересуют прежде всего неотвратимые экономические «законы», знание которых позволит управлять распределением создаваемых в сфере материального производства доходов.

Теория стоимости – позиция Рикардо

Отрицая смитовскую двойственную оценку этой категории, он безапелляционно настаивает на том, что только один фактор “труд” лежит в основе стоимости. Согласно его формулировке “стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд”.

Теория денег

Позиции Д. Рикардо по теории денег базировались на положениях, характерных для формы золотомонетного стандарта, согласно которому оговоренному законом количеству золота в отчеканенной для обращения монете подлежал свободный и гарантированный размен бумажных денег. С учетом этого автор “Начал” писал, что “ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей”. Кроме того, Д. Рикардо был сторонником количественной теории денег, увязывая изменение их стоимости как товаров с их (денег) количеством в обращении. Он также полагал, что “деньги служат всеобщим средством обмена между всеми цивилизованными странами и распределяются между ними в пропорциях, которые изменяются с каждым усовершенствованием в торговле и машинах, с каждым увеличением трудности добывания пищи и других предметов жизненной необходимости для растущего населения”. Наконец, по его мысли, деньги как товары при снижении своей стоимости обусловливают необходимость роста заработной платы, что в свою очередь “…неизменно сопровождается повышением цены товаров”.

Теория доходов

Теория доходов Д. Рикардо существенно обогатила классическую политическую экономию в части характеристики сущности ренты, прибыли и заработной платы.

Рикардо считал, что рента – результат не «щедрости» природы, а ее «бедности», недостатка богатых и плодородных участков земли. Источник ренты кроется в том, что земля является собственностью ее владельцев. Если бы воздух и вода «могли быть обращены в собственность» и имелись в ограниченном количестве, «то и они, подобно земле, давали бы ренту»,

Обосновывая процесс образования ренты, Рикардо ссылается на рост потребностей в сельскохозяйственных продуктах связанный с увеличением численности населения) и процесс вовлечения все новых и новых земель в сельскохозяйственный оборот.

Рента существует не только при переходе от лучших земель к худшим. Предпосылки, условия ее существования – различия в качестве, плодородии, местоположении земель, степени их возделанности. Рента может иметь место и в тех случаях, когда земля занята и требует все больших затрат труда и капитала. Рента всегда платится за пользование землей только потому, что количество земли не беспредельно, а качество ее неодинаково.

Теория ренты Рикардо имела практическое значение. Обосновываемые английским классиком положения и выводы были направлены против установления высоких пошлин на хлеб.

Теория ренты Рикардо помогает понять его трактовку взаимосвязей и тенденций основных доходов: заработной платы, прибыли, ренты.

В начале своего труда, в главе «О стоимости», Рикардо полемизировал со Смитом, считавшим, что повышение заработной платы приводит к изменению стоимости и цены производимых продуктов. Стоимость товара, говорил Рикардо, зависит не от величины вознаграждения за труд, а от количества труда, необходимого для производства товара; она обуславливается количеством труда, воплощенного в нем.

Рассматривая взаимосвязь между размерами прибыли и заработков рабочих, Рикардо приходит к заключению, что рост номинальной заработной платы ведет к снижению прибыли, ибо заработная плата и прибыль антагонистичны, находятся в обратном отношении друг к другу. «Повышение заработной платы не повышает цены товаров, но неизменно понижает прибыль». «Все что увеличивает заработную плату, необходимо уменьшает прибыль».

По мнению Рикардо, основная тенденция, характеризующая динамику доходов, состоит в следующем: с развитием общества реальная заработная плата остается неизменной, рента растет, а уровень прибыли падает.

Теория воспроизводства

Рикардо признавал “закон рынков Сэя”, т. е. догму о бескризисном и равновесном состоянии экономики при полной занятости. В частности, как бы в признание “закона Сэя” он писал: “Продукты всегда покупаются за продукты или услуги; деньги служат только мерилом, при помощи которого совершается этот обмен. Какой-нибудь товар может быть произведен в излишнем количестве, и рынок будет до такой степени переполнен, что не будет даже возмещен капитал, затраченный на этот товар. Но это не может случиться одновременно со всеми товарами”.

Теория «сравнительных издержек»

Рикардо была предложена теория «сравнительных издержек» (сравнительных преимуществ), которая стала теоретической основой политики «фритредерства» (свободной торговли) и в современных вариантах используется для обоснования и разработки так называемой политики «открытой экономики».

Общий смысл этой концепции состоит в том, что если правительства различных стран не налагают каких-либо ограничений на внешнюю торговлю друг с другом, экономика каждой страны начинает постепенно специализироваться на производстве тех товаров, изготовление которых требует меньших затрат рабочего времени. Свободная торговля позволяет странам потреблять не меньшее количество товаров, чем до специализации, минимизируя расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.

Являясь последователем Смита и Мальтуса, Рикардо внес существенный вклад в разработку и уточнение различных специфических проблем экономической теории.

Жан Батист сэй: «трактат политической экономии»

Ж.Б. Сэй (1767-1832) был крупнейшим представителем классической школы во Франции, коммерсант и предприниматель, ученый и профессор промышленной экономии – известен как популяризатор трудов основоположников классической школы, создатель собственной, субъективной концепции ценности (стоимости). Основная работа Ж.Б. Сэя - «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803).

Его концепции – в большей степени, чем концепции других классиков - приводили к заключению стабильности и непротиворечивости капиталистической экономики, за что удостоился наиболее яростной критики представителей многих еретических направлений в экономической науке - от марксистов до кейнсианцев.

Что является источником ценности?

Одним из исходных является положение Сэя об источнике ценности (стоимости) товаров и услуг. В отличие от А. Смита, который сводил источник доходов, в конечном счете, к труду (согласно трудовой теории стоимости), Сэй во главу угла ставит не трудовые затраты, а полезности: «полезность сообщает предметам ценность».

Согласно концепции Сэя критерием производительности служит полезность. Поэтому следует считать производительным труд ремесленников и труд фермеров, труд учителей и труд врачей.

Важна не материальная форма продукта, а важен результат деятельности. В итоге производственной деятельности услуга не обязательно должна принимать форму вещественного продукта.

Теория производственных факторов

Теория производственных факторов основывается на положении Сэя об определяющей роли полезности в формировании ценности благ и умножении богатства.

Ж. Б. Сэй первым из классиков четко и однозначно сформулировал идею о том, что ценность товара равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. сумме доходов владельцев производственных факторов, используемых при изготовлении данного товара. При этом, по Ж.Б. Сэю, каждый фактор производства участвует в процессе производства, оказывая свою услугу, а следовательно, вносит свой вклад в создание ценности товаров. Величина такого вклада определяется на рынке конкретного товара. Размер заработной платы характеризует вклад труда, размер процента - вклад капитала, размер земельной ренты - вклад земли. Предпринимательская прибыль сводится им к заработной плате высококвалифицированного труда, связанного с организацией производственной деятельности, т. е. эффективным комбинированием других факторов производства. Этому виду труда - труду предпринимателя - французский экономист придавал особое значение. Именно предприниматели обеспечивают предложение готовых товаров и предъявляют спрос на факторы производства, тем самым, давая занятость рабочей силе. Через них также осуществляется распределение богатства.

Закон рынков Сэя

В рамках своей теории рынков сбыта Сэй сформулировал закон, названный впоследствии его именем. Согласно теории рынков сбыта Сэя, «сбыт для продуктов создается самим производством», т.е. предложение порождает спрос. Это и есть две равнозначные формулировки закона Сэя.

Этот закон, в свою очередь, приводит к следующим следствиям:

▪ общее перепроизводство невозможно;

▪ то, что выгодно для отдельного хозяйствующего субъекта, выгодно для экономики в целом;

▪ импорт выгоден для экономики, поскольку оплачивается ее продуктами;

▪ те силы общества, которые потребляют, но не производят, разоряют экономику.

Теория рынков сбыта Сэя приводила к мысли о внутренней стабильности и устойчивости капиталистической экономики. Безработицу и спады производства следовало - на ее основе - трактовать как временные феномены, не имеющие долгосрочного значения. Данная точка зрения на макроэкономическую стабильность рыночной экономики была опровергнута только в 1930-е годы.

«опыт о законе народонаселения» томаса роберта мальтуса

Яркий, своеобразный вклад в экономическую науку внес представитель классической школы англичанин Т. Мальтус (1766-1834). Его основная работа – «Опыт о законе народонаселения» (1798).

Теория народонаселения

Наиболее важный вклад, внесенный представителем классической школы Т. Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику. Для экономической науки трактат Т. Мальтуса ценен теми аналитическими выводами, которые были впоследствии использованы другими теоретиками классической и некоторых других школ.

Английский священник и экономист Т. Мальтус в своем труде «Опыт о законе народонаселения» настойчиво убеждал, что население растет слишком высоким темпом – в геометрической прогрессии, а рост продовольствия не поспевает за ним, увеличиваясь лишь в арифметической прогрессии. Разрыв в темпах прироста населения и жизненны благ служит причиной бедности, помощь нуждающимся и беднякам не имеет смысла: это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

Из этой концепции вытекали два положения:

1) Трудящееся население само виновато в своем бедственном положении. Исправить условия жизни нельзя, ибо нельзя исправить, «отменить» законы природы;

2) Игнорируется тот факт, что с ростом жизненного уровня, улучшением материальных условий изменяются и демографические процессы, сокращается рождаемость. Главный упор делается на необходимость сократить рождаемость.

По Мальтусу, рост населения ограничивается только одним – нехваткой продуктов питания, страхом голода. А практика говорит о другом: рост жизненного уровня приводит к изменению демографической ситуации, сокращению рождаемости, сознательному планированию размеров семьи.

заключение

Классическая школа сложилась во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Экономисты классической школы, пришедшие на смену меркантилистам, внесли значительный вклад в становление основ экономической науки.

Классическая школа главным объектом изучения сделала сферу производства, а не обращения; раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества; доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами; выявила источники доходов всех слоев общества.

Новые концепции, положения, выводы в той или иной мере опираются на труды и разработки предшественников, на разработанную ими терминологию, систематизируют и упорядочивают накопленное ранее теоретическое богатство.

Классическая школа заложили весомый фундамент экономической теории, открывавший пути к дальнейшему совершенствованию, углублению и развитию.

Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.

Заслуги классической школы:

1. Главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения.

2. Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества.

3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

4. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Основными идеями классической политической экономии являются:

Человек рассматривается только как «экономический человек», у которого имеется лишь одно стремление - стремление к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культура, обычаи и т.п. не принимаются во внимание.

Все стороны, принимающие участие в экономической сделке, свободны и равны перед законом, так и в смысле дальновидности и предусмотрительности.

Каждый экономический субъект полностью осведомлён о ценах, прибылях, заработной плате и ренте на любом рынке как в данный момент, так и в будущем.

Рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов: труд и капитал могут мгновенно перемещаться в нужное место.

Эластичность численности рабочих по заработной плате не меньше единицы. Иначе говоря, всякое увеличение заработной платы ведёт к росту численности рабочей силы, а всякое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы.

Единственной целью капиталиста является максимизация прибыли на капитал.

На рынке труда имеет место абсолютная гибкость денежной заработной платы (её величина определяется только отношением между спросом и предложением на рынке труда).

Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.

Конкуренция должна быть совершенной, а экономика свободной от чрезмерного вмешательства государства. В этом случае «невидимая рука» рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.

Список использованной Литературы

1. Дадалко В.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М.: «Ураджай», «Интерпрессервис», 2001. -592 с.

2. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002. – 480.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

3. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2002. -456 с.

4. Войтов А.Г. История экономических учений. Краткий курс: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Дашков и К о », 2001. – 104 с.

5. Жан-Мари Альбертини, Ахмед Силем. «Понимать экономические теории». Маленький справочник больших течений, перевод с французского, - М., 1996.

7. Бартенев А., Экономические теории и школы, М., 1996.

8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994.

9. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2000.

10.Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Про­гресс, 1979.

11.Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономи­ка, 1995.

12.Кондратьев Н.Д. Избр. соч. М.: Экономика, 1993.

13.Негеши Т. История экономической теории. - М.: Аспект - пресс, 1995.

Классическая школа пришла на смену меркантилизму, дав начало развитию подлинно научной дисциплины и развернув действительно фундаментальные исследования проблем экономики свободной конкуренции. В противовес меркантилистской политике протекционизма была поставлена концепция экономического либерализма, соответствовавшая новым условиям хозяйствования, требующая снижения неоправданно высокой роли государства в экономике.

С развитием мануфактурного производства возникли новые источники прибыли, промышленный капитал вышел на первый план, и, по сути, оттеснил капитал, занятый в сфере обращения. Теоретики «классической школы» основным предметом своего исследования объявили сферу производства, выделив ее в качестве основы приумножения национального богатства.

До сих пор экономическая наука использует термин «классическая политическая экономия», а в любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Впервые понятие «классическая политическая экономия» в научный оборот ввел К. Маркс, связав начало классического периода с именами У. Петти и П. Буагильбера, а его завершение с именем Д. Рикардо. Однако в современной экономической литературе преобладает расширительная трактовка, согласно которой хронологические рамки этого периода гораздо шире. В число «классиков» входят имена таких экономистов, как Ж.-Б.Сей, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ф. Бастиа, Дж. Милль, К. Маркс. По мнению Дж. Кейнса, к классической политической экономии необходимо отнести и труды ученых первой половины XX в. А. Маршалла и А. Пигу – тех, кого называют «неоклассиками».

Ограничительная (марксистская) и расширительная трактовки в определении хронологических границ эволюции классической политической экономии отражают степень значимости идеологических и научных элементов теории для последователей. С определенной долей относительности можно выделить основные этапы в развитии классического направления.

Первый (начальный) этап формирования классической политической экономии (конец XVII в.) связан с появлением экономических воззрений У. Петти и П. Буагильбера, которые заложили основы критики меркантилистской системы протекционизма, дали новое объяснение природе богатства, перенеся свои исследования из сферы обращения в сферу материального производства. Достаточную известность во второй половине XVIII в. приобретает французское учение физиократов, идеи которых получили наиболее полное отражение в трудах Ф. Кенэ и А. Тюрго. С именем великого английского экономиста А. Смита связывают второй этап в развитии классической политической экономии. Его «Богатство народов» ознаменовало коренной сдвиг в эволюции экономической мысли. Разработанный им стройный понятийный аппарат и созданный комплекс взаимоувязанных теорий лег в основу трудов мыслителей следующих поколений. Третий этап охватывает практически всю первую половину XIX в., когда в ведущих европейских странах (Англии и Франции) окончательно утвердились капиталистические формы хозяйства, что привело к определенным социальным изменениям. Новые формы социального расслоения стали причиной появления в рамках классической школы буржуазного, мелкобуржуазного и социалистического течений. В этот период наибольший вклад в развитие экономических идей внесли теоретики, назвавшие себя учениками и последователями А. Смита. Среди них Д. Рикар-до, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.-Б.Сей, Ф. Бастиа, С. Сисмонди, Р. Оуэн и др. Четвертый (завершающий) этап приходится на вторую половину XIX в. Это этап обобщения достижений и систематизации основных категорий «классической школы» двумя крупными экономистами Дж. Миллем и К. Марксом.

11. А. Смит «Исследование…богатства народов»; основное содержание.

Произведение Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» имело огромное влияние на развитие политической экономии. Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на новые направления, продолжает развиваться до настоящего времени. Очень велико было и практическое влияние книги Смита на современное ему и последующее законодательство было весьма значительно. Объясняется это тем, что в «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит воспринял лучшие общественные идеи своего века и дал им талантливое истолкование; вооружившись против правительственной опеки и произвола, он сумел связать требование хозяйственной свободы с широким философским принципом целесообразности и тонким анализом основных свойств человеческой природы; не ограничиваясь отвлеченною аргументациею, он обнаружил в своем исследовании необыкновенное знание жизни и искусное умение освещать теоретические положения разнообразными фактами живой действительности.

В противоположность средневековому миросозерцанию, подчинявшему личность духовному и, светскому авторитету и требовавшему вмешательства власти во все отношения подданных для ограждения приобретенных прав и привилегий и установившихся обычаев, «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита ставит в центре хозяйственного общежития индивидуальную личность. Свойственное ей стремление к благосостоянию придает особый характер её хозяйственной деятельности, побуждая всегда стремиться к получению наибольших выгод при наименьших пожертвованиях. Благоприятный исход борьбы в хозяйственной деятельности индивидуума является, по мнению Смита, наиболее выгодным и для всего общества, благосостояние которого заключается в довольстве входящих в состав его единиц. И если свободная борьба интересов оказывается плодотворной, то естественным является требование невмешательства со стороны государства в хозяйственные отношения. Исходя из этих общих воззрений, Адам Смит дал в своем исследовании систематическую обработку вопросов современной теоретической экономии, экономической политики и финансовой науки.

Первые две книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящены общей системе экономической науки. Основное положение, которым начинается исследование, говорит, что источниками богатства нации является годичный продукт труда её членов. Эта трудовая теория стоимости сразу отметила различие между Адамом Смитом и точкой зрения меркантилистов и физиократов. Результаты труда тем значительнее, чем больше его производительность; последняя зависит от разделения труда; разделение труда в обществе вызывает потребность в обмене продуктов. Касаясь обмена, Смит переходит к понятию стоимости и, определив значение потребительной и меновой стоимости, обращается к вопросу о мериле стоимости и отвечает, что таким мерилом является труд, как не изменяющийся в своей собственной стоимости. Но обычным орудием мены, для определения стоимости, являются драгоценные металлы, весьма для того пригодные, ибо цена их мало колеблется; впрочем для сопоставления цен на большом протяжении времени лучшим мерилом сравнения служит хлеб. В состав цены годичного продукта производства, согласно Смиту, входят заработная плата, как вознаграждение за труд (первоначально она – единственный элемент), прибыль, принадлежащая собственникам капитала, и рента, возникающая с установлением частной собственности на землю. Исследуя причины повышения или понижения указанных частей цены товаров, Смит входит сначала в анализ естественной и рыночной цены и излагает закон колебания рыночных цен в зависимости от изменений спроса и предложения.

Вторая книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящена капиталу. Указав, что капитал есть та часть продукта, которая назначается для дальнейшего извлечения дохода, Адам Смит определяет содержание оборотного и основного капитала, и дальше входит в рассмотрение валового и чистого дохода нации и условий накопления капитала. При этом он говорит о производительном и непроизводительном труде, определяя первый как такой труд, который воплощается в материальных благах. Главным источником накопления капитала является бережливость, но важное значение имеет и увеличение производительности труда, и целесообразное применение капитала. В последнем отношении Смит предпочитает приложение капитала к земледелию, где «природа работает с человеком». Третья книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» содержит исторический очерк различных форм промышленности. Четвертая книга посвящена критике учений меркантилизма и физиократов и изложению взглядов Адама Смита на задачи государства в сфере народного хозяйства. Высказываясь вообще за свободу торговли, Смит, однако, одобряет навигационный акт и в ослаблении протекционизма советует соблюдать надлежащую осторожность. От общего требования невмешательства Смит отступает (в пятой книге) в вопросе о народном воспитании, горячо высказываясь за поддержание государством всех учреждений, полезных народу в культурном отношении. В последней книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» Смит излагает теорию налогов, формулирует общие начала правильного налогообложения и вслед за рассмотрением отдельных налогов подробно останавливается на вопросах переложения.

Отдельные вопросы, рассматриваемые Адамом Смитом в его исследовании о народном богатстве, обсуждались многими авторами до него, и среди меркантилистов XVII и первой половины XVIII столетия многие высказывали по частным поводам весьма основательные суждения. Но в этих ранних исследованиях нет сознания законосообразности общественных явлений, нет глубоких общих принципов, связующих воедино разрозненные положения. Этими чертами отличается «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита, но ими же характеризуется школа физиократов, несомненно имевшая на Смита заметное влияние. Не только общее положение о гармонии хозяйственных интересов и вытекающие из него требования свободы и невмешательства, но и некоторые частные исследования, как, например, о капитале, о стоимости и цене и др., получили уже в школе Кенэ надлежащую разработку. Есть известия, что Адам Смит сформулировал свои общие воззрения по экономическим вопросам еще в 1755. Отчасти они нашли выражение в его философском трактате «Теория нравственных чувств», но несомненно, что сближение с физиократами значительно укрепило его в собственных воззрениях, Во всяком случае, однако, за «Исследованием о природе и причинах богатства народов» Смита остается великая заслуга систематического исследования всей совокупности хозяйственных явлений на основании одного общего принципа – хозяйственного интереса личности.

Создав систему, Адам Смит, вместе с тем, основал школу, которой указал и предметы, подлежащие изучению, и приемы исследования. Ближайшие его последователи в Англии и других государствах остались верны его индивидуалистическому анализу общественных отношений, приуроченному исключительно почти к меновому хозяйству, его учению о невмешательстве в промышленную жизнь, его космополитической точке зрения, они усвоили его метод, придав дедуктивному приему исследования еще более абстрактный характер. Реакция, возникшая против классической школы,поколебала некоторые основные положения, установленные Смитом. Время, минувшее со времени выхода в свет «Исследования о природе и причинах богатства народов», прошло для науки не бесплодно, и основные учения Адама Смита получили или совершенно новую (о ренте, о капитале), или более полную и тщательную обработку (о стоимости, цене, о прибыли и заработной плате и др.). Но система и основные задачи науки о народном хозяйстве остаются до сего времени в том виде, как они установлены великим шотландским ученым.

РАННИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

В последней трети XV в. возникло экономическое учение, получившее названиемеркантилизм («мерканте» – итальянское слово, обозначающее купец, торговец). Такое название это у чение получило потому, что оно явилось теоретическим обоснованием экономической политики, защищаемой купцами и выражающей их интересы.

Меркантилизм первой трети XV – середины XVI в. получил название раннего меркантилизма. Его представителями были Стаффорд (Англия), Де Сантис, Г. Скаруффи (Италия).

Главное в раннем меркантилизме – обоснование политики, направленной на увеличение денежного богатства страны, поддержание активного денежного баланса и использование в этих целях запретительных мер. Так, в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, а денежные суммы, вырученные иностранцами от продажи чего-либо в данной стране, запрещалось вывозить за границу. Раннему меркантилизму было свойственно активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь.

Меркантилизм – первая теоретическая система, отражающая экономические отношения буржуазного общества на ранней ступени его развития. Система общественного разделения труда привела к тому, что натуральное хозяйство стало исчезать, товары производились для продажи, для удовлетворения потребностей рынка. Широкое распространение получили товарно-денежные отношения. Деньги пронизывают всю хозяйственную жизнь, создается впечатление, что они являются главной или даже единственной формой богатства, а накопление золота и серебра – главной задачей. Меркантилизм является монетарной системой, ограничивающей изучение экономических явлений сферой обращения.

ПОЗДНИЙ МЕРКАНТИЛИЗМ

Меркантилизм явился первой школой политической экономии и длительное время (с последней трети XV до конца XVII в.) занимал ведущее положение.

Поздний меркантилизм, возникновение которого обычно относят ко второй половине XVI в., имеет существенные отличия от раннего.

1. Поздний меркантилизм отказался от жестких требований раннего меркантилизма в отношении импорта товаров и вывоза денег. Если раньше вывоз золота и серебра рассматривался как крайне отрицательное явление и карался смертной казнью, то представитель зрелого меркантилизма – английский экономист Томас Мен (1571–1641) выступал против жесткой регламентации денежного обращения, был сторонником свободного вывоза денег, считая, что без такой свободы невозможно успешное развитие внешней торговли.

2. Для позднего меркантилизма характерно требование обеспечить активный торговый баланс на основе вывоза готовых изделий из своей страны, а также путем посреднической торговли. В связи с этим были сняты ограничения по вывозу денег за границу. Политика позднего меркантилизма была направлена на развитие промышленности, производство товаров для экспорта, использование активного протекционизма.

3. Определяющей функцией денег поздними меркантилистами признается функция средства обращения.

4. Значительное место в политике, защищаемой поздними меркантилистами, занимало создание монопольных торговых компаний, а также развитие флота и мореплавания. Политика позднего меркантилизма включала и захват колоний.

5. Если раньше меркантилисты богатство отождествляли с золотом и серебром как вещами, то поздние меркантилисты под богатством понимали избыток продуктов, т. е. наличие продуктов, превышающее потребности страны. Целью создания такого излишка была продажа его на внешнем рынке, превращение его в деньги. При этом поздние меркантилисты рассматривали деньги не только как средство обращения, но и как капитал.

6. Поздние меркантилисты отстаивали политику высокого налогообложения, что, по их мнению, позволяло аккумулировать в руках государства денежные средства, которые должны были использоваться для поддержания мануфактурного производства и в других целях. Несмотря на поддержку поздними меркантилистами производства, главный источник прибыли они видели в неэквивалентном обмене на внешнем рынке. Производительным они считали только труд, занятый в отраслях, работающих на экспорт и приносящих стране доход.

Меркантилисты отстаивали активное вмешательство государства в экономику. Меркантилизм сыграл прогрессивную роль в истории экономической мысли; он был идеологической основой перехода к рыночной капиталистической экономике. Однако, как отмечал Й. Шумпетер, меркантилизм «представлял собой не столько научное направление, сколько практическую политику, и порожденная им литература, будучи вторичным и побочным явлением, содержит в общем и целом только зачатки науки».

Главные представители позднего меркантилизма: Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Понятие «классическая политическая экономия» впервые использовал К. Маркс, который делил политэкономов на «классиков» и представителей «вульгарной» политической экономии. К классикам он относил У. Петти и последующих экономистов до Д. Рикардо, которые ставили своей целью выявить «действительные законы функционирования капиталистического общества». «Вульгарными» экономистами он называл Ж. – Б. Сэя и других экономистов, которые выступили на арену теоретических исследований в период, когда буржуазия Франции и Англии завоевала власть. После этого, по словам К. Маркса, «пробил смертный час научной буржуазной политической экономии», к периоду завоевания буржуазией политической власти (учение Дж. Милля К. Маркс называл «закатом буржуазной политической экономии»).

Понятие «классическая политическая экономия» используется с изменениями и в современных условиях – его временные рамки расширились. Теперь к классической политической экономии обычно относят и учение К. Маркса, и многих других экономистов различных направлений, включая и тех, кого называют «неоклассиками».

Критерии при выделении «классической политической политэкономии»

1. Подразумевается, что школа остается верной принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, и стараются наилучше доказать их, развить и даже исправить, но не изменяя в них того, что составляет их существо» (Ш. Жид, Ш. Рист).

К таким следует отнести (А. Смит, Д. Риккардо):

1. Трудовую теорию стоимости. 2. Признание того, что прибыль является результатом неоплаченного труда рабочих. 3. Признание источником земельной ренты вычет из продукта труда работников сельского хозяйства.

Указанные принципы можно дополнить и другими: перенос центра тяжести исследований из сферы обращения в сферу производства, деление общества на классы, разработку учения о производительном и непроизводительном труде и др.

Классическая школа политической экономии пришла на смену меркантилизму. Основателем классической политической экономии является У. Пети. И хотя Петти по некоторым вопросам еще стоял на позициях меркантилизма, его величайшей заслугой явилось то, что им были заложены основы трудовой теории стоимости. Его учение о ценах (их деление на рыночные, зависящие от спроса и предложения, и естественные, уровень которых зависит от затрат труда и которые лежат в основе рыночных цен) явилось краеугольным камнем теории трудовой стоимости.


Похожая информация.