Как поступить в театральное. Как лучше подготовиться к поступлению в театральное. Обучение актерскому мастерству задача не простая

Поступить в театральный вуз трудно, там всегда большой конкурс, даже в провинциальных на моей памяти было по 10-20 человек на маесто, а уж в Мск... Выбирать, какой лучше, нет смысла: этим вы только снижаете свои шансы на успех. Поступайте во все, которые сумеете охавтить за одну вступительную кампанию, выбирать будете в конце, если поступите сразу в несколько. Сначала все пробуются в московские вузы. В некоторых провинциальных вузах специально делается допнабор в августе, чтобы слетевшие с последних туров в Москве успели поступить. Ближайший к Мск - Ярославский.

Что касается чтецкой программы и тд... Конечно, если есть возможность поучиться на подкурсах, это несколько повышает ваши шансы на успех. С другой стороны, истоии про людей, зашедших на прослушивание по дороге в магазин и взятых прямиком на конкурс (так называется послежний тур отбора), тоже не редкость. Такие люди в первую очередь берут тем, что относятся к результату легко, не заморачиваются, не зажимаются, ведут себя нагло и тем выделяются на фоне трясущихся и заикающихся от волнения кандидатов, с детства мечтавших посвятить себя искусству. Тем не менее, мой совет не ехать "на дурачка". Во-первых, описанные выше ситуации происходят преимущественно с юношами: их меньше в разы, для девушек конкуренция беспощадная. Во-вторых, даже если вы щедро одарены и созданы для театра, в ситуации прослушивания вам нужно это продемонстрировать в очень сжатый срок, как в рекламном ролике, чтобы замылившийся за день глаз отборщика мгновенно загорелся и выделил вас из толпы. Если вы до сих пор никак с театром не соприкасались, то найдите себе опытного рептитора (актера), которых подскажет вам, как выгоднее себя подать, какой выбрать репертуар (отрывок, стихи, басни или что там сейчас слушают). Где-то вас могут попросить спеть (будьте к этому готовы), если у вас есть какие-то дополнительные умения - музыкальные, танцевальные, спортивные - подготовьте короткий номер, который их при случае выгодно продемонстрирует. Но не лезьте с вашими шпагатами и сальто, пока вас о них не спросят. Это раздражает.

Что еще в ваших силах? Проинформируйте себя о мастерах, набирющих курсы в год вашего поступления. Сходите (съездите) на выпускные спектакли, там вы увидите, кого они набрали в прошлый раз))) Прикиньте, похожи ли вы на кого-то из студентов (это подскажет вам, в каком "амплуа" вам выгоднее выступить на показе). Часто мастера сознательно или бессознательно выбирают одни и те же типажи и из сентиментальных соображений как минимум обратят на вас внимание, если вы напомните им кого-то с прошлого курса. Но это уже лирика. Кстати, многие театральные абитуриенты поступают не с первого, а со второго и третьего раза, что говорит о немаловажной роли опыта в этом деле. Но не забывайте, что с возрастом ваши шансы понижаются: в 20 - 21 год вам могут заявить, что вы уже "старая".

И последнее: не зацикливайтесь на этом. Поступить в театральный институт еще значит стать звездой сцены. Конкуренция в актерской среде колоссальная, ежегодно пять московскх вузов выпускают каждый по 20-30-40-50 человек, из них в хорошие театры попадают единицы. Плюс из провинции тоже льется нескончаемый поток безработных... провинциальный театр - место для бессребреников с крепкими нервами. Кинематограф наш, простите, в плачевном состоянии, в Голливуд вы вряд ли попадете... короче говоря, подумайте несколько раз, стоит ли оно того, но если труба зовет, тогда езжайте и пробуйте. Учиться в театральном институте невероятно увлекательно. Такой веселой и насыщенной студенческой жизни не будет больше нигде (это вам не пять лет за партой сидеть). Но учтите, что и расслабляться много не придется. С первых курсов беспощадно отчисляют бездельников. Занятия начинаются утром и заканчиваются вечером. Курс станет вашей семьей, мастерство и сценречь - личной жизнью. Театральный вуз - секта, среда фанатиков. Если вы готовы к этому - тогда удачи. И да, оно того стоит.

Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

Они или есть, или их нет…

(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

Юрий Андреевич ответил:

«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.

Как поступить в театральный вуз или высшее училище - вопрос, мучащий тысячи талантливых людей, стремящихся реализовать свой творческий потенциал на сценах великих театров и в кинематографе. Однако, это весьма сложная задача, требующая полной самоотдачи и осознания того, что с первого раза конкурс не проходили даже самые знаменитые артисты. Поступление в театральный институт совершенно отличается от поступления в любой другой вуз. Баллы по ЕГЭ здесь играют самую последнюю роль, поскольку основное внимание уделяется результатам творческих экзаменов. Чем же должен поразить абитуриент своих экзаменаторов?

Критерии отбора кандидатов в театральный вуз

Что нужно, чтобы поступить в театральный и какими качествами должен обладать поступающий? Во время проведения творческого конкурса педагоги оценивают абитуриентов по ряду основных параметров, среди которых:

  1. Образование . В театральный вуз могут поступить только абитуриенты, окончившие 11 классов либо выпускники техникумов и колледжей.
  2. Возраст . Как правило, возраст не имеет значения, но все-таки чаще всего экзаменаторы отдают предпочтение более молодому поколению.
  3. Внешние данные . Это один из самых важных критериев, который никак не подразумевает красивое лицо. Будущий актер должен обладать яркой, запоминающейся внешностью, иметь свою изюминку, способную поразить сердца зрителей. Это может быть и своеобразная мимика, или глубинный проникновенный взгляд, или же смешные черты, присущие комику.
  4. Сценическое обаяние . Также не следует путать с внешностью и красотой. Под этим понятием подразумевается та харизма и талант, благодаря которым людям интересно наблюдать за артистом, любоваться им. Именно за счет этих качеств абитуриент может зарекомендовать себя в качестве перспективного актера.
  5. Чувство ритма . Известно, что актер должен быть талантлив абсолютно в любом направлении. На сцене ему приходится и петь, и участвовать в танцевальных номерах, поэтому будущий артист немыслим без чувства ритма, которое также очень важно для постановки правильной дикции.
  6. Внутренняя эмоциональность . Здесь педагоги оценивают способность поступающего задеть своей игрой зрителя, вызвать в нем эмоциональный всплеск и смешанные чувства, заставить поверить его в действительность происходящего.

Если вы отвечаете данным критериям, то ваши шансы поступить на актерский в театральный вуз значительно возрастают. Однако, важно помнить, что на творческих конкурсах отсеивается множество талантливых личностей, поэтому будьте готовы к тому, что вам не раз придется доказывать свое мастерство.

Отборочные туры при поступлении

Чтобы понять, как поступить в театральное высшее училище, необходимо проанализировать экзаменационную процедуру, которая состоит из трех этапов.

Первый этап

Вам необходимо сдать ЕГЭ и предоставить его результаты в приемную комиссию вуза. Для поступления в театральный обязательными предметами являются русский язык и литература.

Второй этап

На этом этапе предстоит пройти внутреннее испытание коллоквиум, представляющий собой собеседование, на котором вам будут задавать различные вопросы, например, такие как:

  1. Почему вы хотите поступить в театральный вуз?
  2. Понимаете ли вы суть профессии?
  3. Почему вы решили стать артистом?
  4. Каким актером вы себя видите?

Необходимо вкратце рассказать о себе, о своем детстве и отрочестве, о том, как вы осознали свою потребность в творчестве. Основной целью такой процедуры является раскрытие не столько культурологических и искусствоведческих познаний, сколько нравственных и этических сторон абитуриента.

Третий этап

Вам будет предложено пройти три творческих испытания, которые являются наиважнейшим этапом при поступлении в театральный. При вынесении своего вердикта экзаменаторы в первую очередь руководствуются результатами именно этого испытания, которое включает в себя три задания:

  • речь,
  • актерское мастерство,
  • танцы и вокал.

Рассмотрим каждый из творческих экзаменов подробнее:

  1. Речь . К данному испытанию абитуриент должен подготовить и заучить несколько отрывков из прозы, басни, пьесы или стихотворения. Во время экзамена вас попросят рассказать отрывок на ваш выбор, но при этом педагогам может не приглянуться зачитываемый вами фрагмент. Именно для этого стоить подготовить сразу несколько произведений, чтобы при необходимости зачитать другой кусок. Здесь проверяется ваша дикция, голос, умение подать материал зрителю.
  2. Актерское мастерство . Данное испытание предполагает постановку этюда: обычно в нем принимают участие 2-3 человека. Комиссия допускает любые темы для зарисовок, то есть можно использовать как сюжет из известного произведения, так и ситуацию из повседневной жизни.
  3. Танцы и вокал . Поступающие заранее должны подготовить вокальные и танцевальные номера. Для песенного экзамена лучше всего выбрать классический романс либо знаменитое произведение из советского кино. Опыт бывших абитуриентов показывает, что комиссия скептически относится к современному репертуару. Также вам необходимо заблаговременно придумать танцевальный номер.

Итак, ЕГЭ, собеседование и три творческих экзамена, это то, что нужно для поступления в театральный на актерское искусство.

Как поступить на режиссера

Процесс поступления на режиссерский факультет несколько отличается от актерского отделения. Будущим режиссерам предлагается пройти пять этапов:

Экзамены по таким дисциплинам, как литература и русский язык (формат ЕГЭ).

  1. Актерское мастерство (практическое испытание). На данном этапе поступающий должен зачитать несколько произведений различной направленности. Здесь также проверяются импровизационные способности к игре в сценических этюдах, ощущение ритма и музыкальность.
  2. Практическая режиссура . Абитуриенты должны поставить этюд на предлагаемую тему. В качестве темы может выступать классическое произведение или музыкальная зарисовка. В импровизированной постановке принимают участие абитуриенты-актеры. На этом испытании комиссия проверяет изобретательность, инициативность, вкус и фантазию будущих режиссеров.
  3. Письменная работа . Темой данного задания может стать план постановки определенной сцены или пьесы. Могут потребовать составить указания актерскому составу, композитору и художнику.
  4. Коллоквиум . Предполагает оценку знаний абитуриента в области режиссуры, культуры, театральной критики и мировой драматургии. Здесь проверяются интеллектуальные способности абитуриентов и их навыки к образному мышлению.

Если вы уж твердо решили поступать в театральный, то начинайте готовиться за год или за два до предполагаемой попытки. Готовиться к поступлению можно как с репетитором, так и самостоятельно. Обязательно много читайте одной школьной литературной программы недостаточно.

Помните, что заниматься театральной деятельностью по расписанию нельзя. Театром занимаются всегда или не занимаются вовсе.

Привлекают ежегодно тысячи абитуриентов со всех уголков России. Поступить в один из них непросто. Об этом свидетельствуют истории из жизни выдающихся актеров и режиссеров, которым в свое время удалось стать студентами престижных театральных вузов лишь со второй или третьей попытки. А сколько их еще, непризнанных талантов, которым так и не удалось получить пропуск в мир искусства?

Тема сегодняшней статьи - театральные институты Москвы. Мы приведем список самых престижных столичных вузов, выпускающих актеров и режиссеров. Расскажем о том, как поступить в театральный институт в Москве, и о том, какие трудности обычно возникают на пути абитуриентов.

Существует перечень вузов, в которые попасть желает каждый школьник, мечтающий об актерской карьере. Театральные вузы есть во многих городах, но когда речь заходит о профессии, связанной с кинематографом и театром, вспоминаются ГИТИС, училище им. Щепкина. Ведь это лучшие театральные институты Москвы.

Список вузов

Среди учебных заведений, о которых идет речь в этой статье, есть и академии, и училища, и институты. Некоторые из них называются театральными, будто их выпускники могут трудиться исключительно в храме Мельпомены. В названии одного из них присутствует слово "кинематография", словно те, кто получил диплом этого вуза, всю жизнь проведут на съемочной площадке. В действительности же особенного отличия между ними нет. Их можно отнести к одной категории - театральные институты Москвы.

Стоит сказать, что нет гарантии того, что студент одного из этих учебных заведений станет известным, востребованным актером. Как нет уверенности в том, что слава способна осчастливить человека. Но не будем отвлекаться на философские темы, а назовем лучшие театральные институты Москвы:

  • ГИТИС;
  • училище им. Щепкина;
  • училище им. Щукина;
  • школа-студия МХАТ;
  • ВГИК.

Российский университет театрального искусства

Это самый крупный театральный вуз в Европе. Девушки и юноши, грезящие сценой, стремятся попасть в первую очередь именно сюда. История ГИТИСа начинается в конце девятнадцатого века. Преподавание ведется по всем специальностям, которые только существуют в сценическом мире. ГИТИС выпускает режиссеров драмы, эстрады и цирка. Обучение ведется также по специальностям "балетмейстер", "театровед", "сценограф".

В ГИТИСе восемь факультетов: актерский, режиссерский, театроведческий, балетмейстерский, продюсерский. Также здесь есть факультеты эстрадного искусства, музыкального театра, сценографии.

Среди педагогов ГИТИСа немало выдающихся актеров и режиссеров. Пожалуй, это лучший театральный институт в Москве.

ГИТИС: как поступить

Самый большой наплыв абитуриентов ежегодно переживает именно этот институт. На актерский факультет подать документы может выпускник общеобразовательной школы до двадцати пяти лет. предполагает наличие жизненного опыта. А потому здесь возрастной ценз увеличен до тридцати пяти лет.

Поскольку большинство абитуриентов мечтают о или режиссера, рассмотрим условия приема на факультетах, которые готовят именно этих специалистов. И в первом, и во втором случае потенциальные студенты проходят творческий отбор. На актерском факультете он проходит в три этапа. На режиссерском - в четыре.

Будущий актер на первом этапе отборочного тура читает перед членами приемной комиссии стихотворение, басню и отрывок из прозы. Причиной неудач абитуриентов нередко является неправильно подобранное произведение. Отрывок следует подбирать так, чтобы он соответствовал внутреннему состоянию, внешнему облику. Совсем не гармонично будет звучать монолог Тараса Бульбы из уст субтильного юноши. А абитуриенту, обладающему редким комическим даром, не стоит входить в образ Ромео. Следует также учесть, что члены приемной комиссии могут дать непростое задание. Придется импровизировать, подключив свой жизненный опыт, наблюдательность, способность быстро реагировать.

Случай из жизни

Юрий Никулин - великий клоун - несколько лет театральных институтов, в том числе и ГИТИСа. Ни в один из вузов, список которых приведен выше, его так и не взяли. Но в своей книге воспоминаний он рассказал об одном интересном случае, свидетелем которого он стал на вступительных экзаменах.

Одну из абитуриенток попросили сыграть воровку. Девушка отреагировала весьма странно. Она принялась возмущаться, подбежала к столу, за которым восседали члены приемной комиссии, и выкрикнув: "Как вы можете? Ведь я комсомолка!" - выбежала в слезах за дверь. И только спустя минуту один из педагогов заметил пропажу своих часов. В этот момент вернулась "обиженная" абитуриентка и вернула часы со словами: "Я справилась с вашим заданием?"

Заключительный этап

Тем, кто удачно прошел первый этап, предстоит продемонстрировать сценическую речь и подтвердить свои знания из области истории театрального искусства. И только после этого испытания по русскому языку и литературе.

Будущие режиссеры также сдают устный экзамен по теории режиссуры. Независимо от того, какую специальность выбрал абитуриент, для поступления ему недостаточно таланта. Нужны и теоретические знания. А для того чтобы их получить, следует много читать литературы, посвященной театральному и режиссерскому искусству.

Высшее театральное училище им. Щепкина

На актерский факультет этого института прием проходит в четыре этапа. Первый представляет собой отборочную консультацию. Так же как и в других театральных вузах, поступающие готовят несколько отрывков как из поэтических, так и из прозаических произведений. При успешном прохождении абитуриенты допускаются ко второму этапу. Здесь им тоже предстоит продемонстрировать артистическое мастерство с помощью чтения литературных произведений. Но отбор во втором туре более жесткий. Учитываются способности абитуриента, широта его артистического диапазона. Третий этап представляет собой устный экзамен по теории театрального искусства.

Другие вузы

Прием в училище им. Щукина и школу-студию МХАТ происходит по той же схеме: оценка актерского мастерства, коллоквиум. Именно поэтому многие абитуриенты подают документы в несколько вузов и читают в ГИТИСе те же произведения, что, например, и в училище им. Щепкина.

Таков прием в После 9 класса поступить можно в следующие учебные заведения:

  • Государственное училище музыкального и эстрадного искусства;
  • Государственный театральный колледж им. Филатова;
  • Московский областной колледж искусств.

Театральный институт им. Б.Щукина – представитель вахтанговской школы мастерства актера, которая была основан в ноябре 1913 года группой студентов как любительская театральная студия. В качестве руководителя был приглашен молодой актер МХТ, ученик Станиславского, Евгений Багратионович Вахтангов. Весной 1914 года прошла премьера спектакля студийцов «Усадьба Ланиных», которая закончилась провалом, в ответ на который Е.Б. Вахтангов сказал «Давайте учиться!». 23 октября 1914 он преподал студийцам первый урок по системе Станиславского. Этот день считается днем основания Института им. Б.Щукина. Студия Вахтангова совмещала в себе школу и экспериментальную лабораторию и носила название одного из арбатских переулков, в котором тогда располагалась, - «мансуровская». В 1926 году студия получила название Театра им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нем театральной школой, которая в 1932 стала средним специальным театральным заведением. В 1939 году ей присвоено имя актера, любимого ученика Е.Вахтангова, Бориса Щукина. В 1945 году школа получила статус Высшего учебного заведения и с этого момента известна как Высшее театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

На время экзаменов общежитие не предоставляется.

Существует возрастное ограничение:

  • девушки - до 22 лет,
  • молодые люди - до 24 лет.

Срок обучения - 4 года.

Социальные льготы и гарантии

  • стипендия назначается на общих основаниях;
  • иногородним предоставляется общежитие;
  • отсрочка от армии на время учебы.

Отличительная особенность «Щуки» (так училище обычно называют в театральных кругах) это то, что её педагоги - всегда, вот уже на протяжении восьми десятков лет, - её же выпускники. Так сохраняется театральная традиция и культура преподавания.

В училище два факультета.

На актерском, основном факультете обучение продолжается 4 года, существует только дневное отделение.

Студенты получают специальную и общеобразовательную подготовку.

Среди специальных дисциплин:

  • мастерство актера,
  • сценическая речь,
  • вокал,
  • художественное чтение,
  • сценическое движение,
  • танец,
  • фехтование,
  • ритмика,
  • этикет.

Общеобразовательные дисциплины:

  • философия,
  • иностранные языки,
  • история театра, литературы, изобразительного искусства и музыки.

На заключительном этапе обучения студенты играют свои дипломные спектакли.

С 1959 в училище существует режиссерский факультет, на нем дневное и заочное отделения, учебный процесс продолжается 5 лет.

Небольшие, как правило 5–6 человек, режиссерские группы очного отделения создаются при актерских курсах, и студенты-режиссеры сразу же привлекаются к практической работе со студентами-актерами.

Заочные курсы предназначены для тех, кто уже работает в театре или возглавляет театральную студию или школу, но не имеет диплома театрального режиссера.

Программа обучения режиссеров, помимо дисциплин актерского факультета, включает:

  • теорию и практику режиссуры,
  • основы режиссерского анализа драматургии,
  • экономику театрального дела,
  • начала сценографии, музыкального оформления спектаклей.

Заканчивается обучение дипломным спектаклем, который может быть поставлен в любом театре страны.

При училище действует учебный театр.

Прием в Театрального института им. Б.Щукина проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе.