Курсы повышения квалификации для учителей школы. Курсы повышения квалификации. Курсы обучения для педагогических работников

Степень MBA нужна тем, кто планирует получить новые навыки и знания в сфере управления бизнесом, а также добиться продвижения по карьерной лестнице или увеличения зарплаты. Одним словом, повысить свою ценность на рынке труда.

По статистике, проведенной Российской лигой МВА в 2014 году, 83% получивших бизнес-образование считают, что оно помогло им получить полезные знания и навыки. По 5% довольны новыми связями и знакомствами, а также полученным авторитетом в глазах работодателя. 3% уверены, что главное в MBA – престижный диплом.

Нередко работодатели указывают степень MBA обязательным пунктом в требованиях к соискателям на руководительские должности или пишут о «преимуществе кандидатов с дипломом MBA». Уровень зарплаты на таких позициях начинается от 100 тыс. рублей.

Согласно недавнему исследованию американской компании Graduate Management Admission Council (GMAC), 59% выпускников бизнес-школ получают предложение о работе сразу же после окончания обучения. В компании также назвали отрасли, где чаще всего требуются специалисты с бизнес-образованием: финансы и бухгалтерский учет, налогообложение, сфера услуг и производства. Кроме того, по данным GMAC, 9 из 10 выпускников уверены, что бизнес-образование дало им возможность больше зарабатывать.

В другом ежегодном исследовании QS, посвященном возврату инвестиций в программы full-time MBA в Европе, эксперты пришли к выводу, что в среднем выпускники с европейским дипломом MBA окупают затраты на свое образование в течение 30 месяцев, а рост уровня их дохода составляет 85%.

Таким образом, степень MBA весьма востребована на современном рынке труда и обыкновенно окупается спустя достаточно короткий промежуток времени. Специалисты, выбравшие это дополнительное профессиональное образование, получают осязаемые результаты в сфере личностного роста, увеличения заработка и новых карьерных достижений.

Ключевая причина, почему MBA

С момента своего появления в конце 19-го века программа MBA ставит своей главной задачей ориентацию на практику.

Учебные планы программ MBA разработаны так, чтобы студенты применяли свои знания или сразу после окончания обучения (если речь идет о программах full-time), или даже во время обучения (если это модульные или part-time-программы).

Что касается самих знаний, то образовательный процесс очень близок к реальному бизнесу: двухгодичные MBA зачастую предполагают оплачиваемые стажировки, студенты разбирают бизнес-кейсы и исследуют рынок, нередко с привлечением практикующих специалистов из области бизнеса. Они же, как правило, читают лекции и проводят семинары, мастер-классы и тренинги.

Другие преимущества

Согласно опросам, большинство выпускников бизнес-школ США, Европы и Азии сходятся во мнении о том, что во время учебы они получили:

  1. весь спектр необходимых знаний для бизнеса;
  2. полное представление о картине взаимодействия ключевых бизнес-процессов;
  3. полезные бизнес-контакты (нетворкинг).

1. Знания для бизнеса

Знания и навыки, которые вы получите на программе MBA, относятся к разнообразным областям современного бизнеса. Ядро программы составляют предметы, развивающие ключевые навыки для бизнеса: аналитическое мышление (бухгалтерский учет, экономическая политика, исследование операций, статистика и т.д.), профессиональные навыки (финансовый менеджмент, HR-менеджмент, управление операциями и т.д.) и этику (деловая этика, корпоративное управление и т.д.). В обучение также входит большое число дополнительных курсов, у каждой школы свой набор таких дисциплин – международные финансы, предпринимательство, управление проектами, искусство ведения переговоров и т.д.

Тем не менее, существует такая точка зрения, что ценность МВА состоит «не в умении решить любую проблему, а в знании, где искать ее решение и кому задать вопрос». И – в продолжение темы: «В целом бизнес-школы почти не дают новых знаний, а структурируют уже имеющиеся. Но зато делают это первоклассно».

2. Ключевые бизнес-процессы

Для того чтобы стать настоящим профессионалом в менеджменте, необходимо обладать глубокими знаниями бизнес-процессов – иметь широкое и четкое представление о том, из каких мероприятий и задач складывается бизнес.

Профильное образование дает возможность получить наиболее полное представление о производстве продукта или услуги. После окончания обучения по программе MBA вы будете видеть работу всей вашей организации как единой системы. Многие выпускники, отмечая этот момент, характеризуют его как «изменение мировоззрения».

3. Нетворкинг

Нетворкинг (от англ. net – «сеть» и work, работать) – это способность устанавливать полезные связи для получения пользы в обычной жизни и в бизнесе. При должном подходе нетворкинг принесет интересные предложения о работе и выгодные сделки.

Во время обучения в бизнес-школе вы окунетесь в высокопрофессиональное бизнес-сообщество, поэтому умейте это использовать. Среди ваших одногруппников и преподавателей будет огромное количество практикующих бизнес-профессионалов, знакомство с которыми может пригодиться вам еще не раз. Больше половины выпускников MBA уверены, что приобретенные контакты – самый значимый результат бизнес-образования.

Сначала пара слов про термины. MBA (master of business administration или мастер делового администрирования) - это степень магистра в экономике и менеджменте. Соответственно образование MBA - это обучение, которое позволяет получить такую степень.

Про образование MBA говорят много разных вещей. МБА может в разы повысить зарплату, дает возможность получить должность топ-менеджера, свободно выбирать работу на рынке труда… Так ли это? Давайте разберемся.

Откуда MBA родом

Изначально программы MBA появились в США примерно в начале 20-го века. Задача такого обучения была готовить управленцев высшего звена для нужд бизнеса. МБА очень быстро стала стандартом обучения топ-менеджеров и брендом на американском рынке труда. Отчасти это произошло из-за высокого качества образования, отчасти из-за высоких требований к учащимся и жесткой системы отбора. В США трудно поступить на МБА и далеко не каждого возьмут учиться несмотря на высокую стоимость обучения.

MBA - это практическое обучение

Изюминка бизнес образования MBA - это практическая подготовка, работа с реальными кейсами и решение задач, с которыми сталкивались реальные компании. Соответственно преподаватели тоже практики, консультанты или действующие руководители и директора компаний.

Именно по этой причине так не обучают в вузах при получении первого высшего образования. Там практически нет преподавателей, которые занимаются или занимались бизнесом.

Помимо разбора кейсов процесс обучения включает бизнес игры, тренинги, семинары, разработку собственных проектов и их защиту, а также постоянную командную работу. Конечно, состав занятий различается в зависимости от формата обучения (очного, заочного, дистанционного).

MBA, второе высшее, магистратура - что выбрать?

Часто люди задаются вопросом: «что выбрать, MBA, второе высшее образование или магистратуру? ». Практический подход - это сильное отличие МБА от второго высшего и магистратуры. Слушатели MBA должны иметь опыт работы и навыки управления бизнесом. Магистратура и второе высшее, напротив, ориентированы на теоретическую подготовку студентов.

Второй аргумент в пользу MBA - хороший преподавательский состав . Вообще хочется сказать, что бизнес обучение лучше выбирать не по престижу школы или университета, а по уровню преподавателей. Чем они сильнее, тем сильнее учебная программа. Престиж диплома - дело второе.

Какое бывает обучение MBA

Есть много различных программ MBA и вот основные виды:

  • EMBA (Executive MBA), ориентированное только на топ-менеджеров.
  • Full-time MBA - дневное, очное обучение. Особой популярностью не пользуется, т.к. при таком обучении невозможно совмещать работу и учебу.
  • Part-time MBA - очно-заочное обучение, которое позволяет легко совмещать работу и учебу. Занятия могут проходить вечером, в выходные (например, 2 раза в будни по вечерам и один целый выходной или два полных выходных дня) или иметь модульную систему (например, 4 полных дня в месяц).
  • Дистанционное обучение MBA - формат, предполагающий удаленное обучение. Подобный формат сейчас набирает популярность, хотя и имеет свои плюсы и минусы.
  • Mini-MBA - это не сокращенное MBA, а просто курс подготовки менеджеров, рассчитанный, как правило, на 6 месяцев. Сейчас такое обучение очень популярно, т.к. занимает немного времени, стоит существенно дешевле и имеет хороший преподавательский состав.

Специализации программ MBA

Учебные программы могут быть общего и отраслевого плана. В обоих вариантах идет подготовка руководителей общего плана, но во втором случае дается чуть больше материала по некому профилю.

  • MBA Start (General Management), которая является неким базовым образованием для менеджера любого уровня.
  • MBA Professional. Узко специализированные (маркетинг, управление персоналом, продажи…) или отраслевые программы (логистика, HoReCa, ритейл, производство, строительство и многое другое).

Зачем нужно MBA

Есть несколько преимуществ, которые дает образование MBA:

  • Практические навыки и знания. MBA - это кейсы из реального бизнеса, общение с директорами корпораций, современная подача материала, домашние практические задания. Все это делает МБА хорошим вложением в себя и свою карьеру.
  • Обмен опытом с коллегами по учебе. Возможно, это даже важнейший момент подобного бизнес-образования.
  • Связи и знакомства . В процессе обучения можно встретиться с интересными и активными людьми (как учениками, так и преподавателями).
  • Расширение кругозора . MBA включает в себя все аспекты управления бизнесом: руководство, маркетинг, продажи, HR, управление проектами и многое другое. Процесс обучения ориентирован не на узкую заточку менеджеров, а на подготовку специалистов, умеющих думать и принимать решения в различных ситуациях.
  • MBA может упростить поиск работы . Например, сейчас на hh.ru находится 98 вакансий в Москве, в которых написано, что МБА - это существенный плюс для кандидата.

Стоимость программ MBA в России колеблется примерно от 30 тысяч рублей (за дистанционное обучение mini-MBA) до 1,5 миллионов рублей и выше (за полноценную 2-годичную программу МБА). Однако подобные вложения в себя вполне себя окупают, т.к. поднимают менеджеров на новую планку развития.

Увеличится ли доход после прохождения MBA?

Образование MBA не столько увеличивает доход, сколько повышает квалификацию управленца и помогает ему продвинуться по карьерной лестнице. Такое повышение неизбежно повысит заработок. Специалисты называют цифры роста заработка в районе 30-70%.

Опыт важнее диплома

Несмотря на все плюсы MBA, опыт работы всегда важнее. МБА - это не панацея от всех бед и все вопросы оно не решит. Любой работодатель сначала всегда оценивает опыт, достижения и уровень компаний, в которых работал кандидата, а уже после смотрит на образование и дипломы.

Говоря образно, MBA - это удобная и современная удочка, с помощью которой можно поймать много рыбы. Однако ловить эту рыбу придется самостоятельно.

Если вы не обладаете навыками вдумчивого чтения деловой литературы и способностью самостоятельно понимать прочитанное и превращать в инструменты собственного стратегического процесса, и вам не жаль 60 000 евро, то можно и нужно идти учиться по программе MBA .

На высшую квалификационную ступень в области профессионального менеджмента обычно готовы шагнуть люди, которые созрели не только в моральном и профессиональном планах, но и финансово.

Что такое MBA

Родина современной модели бизнес-образования - США. Бизнес-школы, где можно получить степень MBA - мастера делового администрирования (Master of Business Administration) - создаются в основном при университетах. Программы MBA бывают двух видов: одни готовят управленцев по специализациям, другие - менеджеров широкого профиля.

В набор общих дисциплин входят экономика, менеджмент, маркетинг и управление финансами. Обучение построено, в основном, на изучении конкретных бизнес-ситуаций - кейсов. Стоимость обучения варьируется от 20 000 до 60 000 евро, в зависимости от срока (1 или 2 года) и формы обучения.

Ежегодно известные издания с мировым именем, такие как Financial Times и US News, публикуют рейтинги популярности бизнес-школ.

Российские студенты заинтересованы в поступлении в Insead, LBS, Stanford, Chicago Booth, IE Business School, Wharton, Kellogg и Harvard. Лидеры российского бизнес-образования - МИРБИС, Высшая Школа Бизнеса МГУ им. Ломоносова, Московская школа управления Сколково.

«Самые известные и престижные вузы, преподающие MBA-программы, конечно, находятся за границей. Российские школы пока только перенимают их опыт», - комментирует ситуацию Лора Буромская, руководитель отдела рекрутмента московского офиса холдинга АНКОР .

В условиях экономического спада резко увеличилось число заявок на онлайн-программы МВА.

Зачем это нужно?

1. МВА - это повышение капитализации профессии.
2. Неотъемлемая часть обучения - деловые связи (networking). Учиться на МВА идут в основном для того, чтобы выйти на нужные контакты в бизнес-среде, получить возможность поучаствовать в каком-нибудь интересном проекте.
3. Кроме того, обучение в бизнес-школе дает глубинное видение законов функционирования бизнеса и понимание отдельных бизнес-процессов.

А кто студенты?

Большинство студентов (80%), пришедших за МВА-образованием - это либо собственники бизнеса, либо топ-менеджеры. Остальная часть - это молодые люди, для которых важен сам факт наличия диплома МВА.

«...МВА - не цель, это только инструмент, который в последнее время получают все кому не лень. Что изрядно подпортило репутацию МВА как программы. Наличие МВА не делает человека универсальным, и не повышает резко его стоимость как кандидата. Это все мифы. Кстати, бесцельно получать МВА ради самой корочки - это страшный моветон», - говорит руководитель отдела по поиску и подбору постоянного персонала кадрового агентства Coleman Services Андрей Чулахваров.

Очевидно, что МВА действительно сложно применить, не управляя финансовыми потоками и стратегией компании.

Опыт первичен - диплом вторичен

Не спорим, диплом МВА способен украсить любую трудовую книжку. Однако, главными критериями при отборе кандидата на вакансию топ-менеджера по-прежнему остается опыт работы в компаниях с высоким уровнем корпоративной культуры и высокими управленческими стандартами, а также пройденный карьерный путь.

«MBA нужен только тем, от кого ожидается General Management (то есть генеральные директора). Да и то, при выборе между кандидатом, который имеет успешный профессиональный опыт, и тем, у кого есть MBA, выберут первого. Для серьезных работодателей МВА значительной роли не играет и воспринимается как преимущество, не более того. Для тех, кто пишет «наличие МВА критично» - это показатель незрелости и непонимания целей...», - говорит Андрей Чулахваров.

Но и у этого правила есть исключения.

«Наличие MBA может быть достаточно важным и даже необходимым для кандидатов, претендующих на руководящие позиции, к таким соискателям работодатели действительно могут предъявлять это требование. По популярности чаще можно встретить MBA-образование среди менеджеров финансового/банковского сегмента, общего менеджмента или, в последнее время, стратегического. Но пока нет достоверной информации по эффективности использования такого образования или явной статистики спроса на кандидатов, имеющих степень MBA. Такие требования стали появляться, например, для бизнес-ассистентов при работе с топ-менеджерами и учредителями, поскольку они вовлечены в деятельность всей компании, и им важно понимать особенности бизнес-процессов в организации. Или для функциональных менеджеров при реорганизациях в компаниях», - комментирует Лора Буромская .

Плюсы и минусы

Налицо противоречие: директора сетуют на отсутствие квалифицированных управленцев, готовых взять на себя ответственность, но в тоже время боятся доверить менеджеру с дипломом МВА самостоятельный фронт работ.

Эффект от бизнес-образования есть тогда, когда руководство компании открыто к принятию мирового опыта. Со своей стороны менеджер должен уметь не ломать уже сложившуюся бизнес-среду.

О рисках работодателя говорит Лора Буромская :

«Разумеется, выпускники MBA способны стимулировать позитивные изменения в бизнесе: они знакомы с новейшими достижениями в своей области, у них шире кругозор. Важно только помнить, что теоретические знания и практический опыт - это не одно и тоже. Для работодателя эти знания могут легко превратиться в большую проблему, когда новый сотрудник начнет давать бесконечные "умные" советы, вместо того, чтобы решать конкретные задачи. Кроме того, взять такого человека в качестве руководителя тоже риск. Его решения, базируясь только на теоретической подготовке, могут оказаться ошибочными, что отразится на всем коллективе и на результатах работы компании».

Отличие российского МВА от западного

По мнению самих студентов от бизнеса, лучше, конечно, учиться в западных бизнес-школах - и качество преподавания выше, и преподаватели, по большей части, - практики.

Зато, по причине кризиса, в российских бизнес-школах наборы студентов сильно упали, и, поэтому, требования к вступительным экзаменам стали менее жесткими.

Вот комментарий Лоры Буромской : «МВА в России пока молод и носит более академический характер по сравнению с западными странами. В России это связано со сложностью в привлечении грамотных педагогов из бизнеса. Помимо этого, поступить в западную школу намного сложнее, чем в российскую, так как иностранное образование требует значительно больше, чем просто заплатить деньги, - высокий конкурс, внедрение в новую культурную среду, полная погруженность. В отличие от российского, где конкурс зачастую символичен, и отбор идет скорее по материальному и языковому фактору. Отчасти еще и поэтому западное образование у нас ценится выше.

Но важно отметить, что западное обучение очень оторвано от реалий нашего рынка. Люди, проучившиеся за границей несколько лет и вернувшиеся в Россию, совсем не знают рыночную ситуацию. У российских школ такой проблемы нет, и в этом их главное преимущество».

Наталья Шишкина

На определенной ступени карьеры многие начинают задумываться о получении степени MBA. Часто у них возникают одни и те же вопросы: нужно ли это? Где это сделать - в России или за рубежом? Оценят ли российские работодатели?

Екатерина Илащук, руководитель отдела обучения компании AT Consulting , ответила на все вопросы и рассказала, кому действительно стоит получить степень.

Короткая история

Не все готовы тратить два года на повышение квалификации, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена хотят получать информацию, которая будет полезна здесь и сейчас. Поэтому они все чаще выбирают модульные программы либо ищут решения, позволяющие проходить обучение, минимально отвлекаясь от работы.

Модульные программы предполагают получение необходимых навыков для решения актуальных задач за короткие сроки. Получается, на чаше весов, с одной стороны, большой дорогой сложный продукт MBA, а с другой - короткие модульные программы, позволяющие быстро продвинуться дальше.

Российская или зарубежная школа?

Что касается географии, то все большей популярностью пользуются российские учебные заведения. Всего несколько лет назад все стремились получить «печать» стандарта качества западного MBA-образования. Затем постепенно стали открываться совместные проекты - филиалы иностранных школ, из которых выросли российские.

Пока отечественное бизнес-образование не может похвастаться большим выбором программ, но оно активно развивается, и у него есть ряд преимуществ.

Например, возможность совмещать учебу с работой, в отличие от западного MBA. Получение зарубежного бизнес-образования предполагает выход из рабочего процесса, что не всегда удобно. Кроме того, наши школы хорошо понимают специфику отечественного рынка, а получать в России дешевле, чем на Западе. Российские школы независимы от курса иностранной валюты.

В конечном итоге не так важно, выберете ли вы российскую или зарубежную программу. Главное - это практическая польза и те цели, которые вы перед собой ставите.

Личный опыт

Одна из популярных бизнес-школ в России - это «Сколково». Например, мы отправляли туда наших сотрудников на обучение, они оставили о ней хорошие отзывы. Программа стоит около 700 тысяч рублей и состоит из четырех модулей, по несколько дней каждый.

Дипломы MBA в нашей компании есть в основном у топ-менеджеров - у кого-то западные, у кого-то российские. Этот момент мы обсуждаем с каждым сотрудником индивидуально и исходя из этого подбираем необходимый курс.

Понятно, что сразу же оценить результаты MBA не получится. У программ пролонгированный эффект. Но точно могу сказать, что смысл в них есть. Развивая одного сотрудника, мы развиваем всю компанию. передают знания своим подчиненным, и повышается эффективность работы всего коллектива. За последние пять лет MBA в нашей компании получили три сотрудника.

Мои советы тем, кто решил получить MBA:

  • выбирайте подходящую программу;
  • взвешивайте все «за» и «против»;
  • изучайте состав преподавателей;
  • познакомьтесь с будущими сокурсниками. Необходимо понять, интересно ли будет обменяться с ними кейсами;
  • оцените возможность совмещения с работой (если это важно).