Росси годы жизни. Карьера Росси после смерти Павла I. Другие работы К.И. Росси

Когда говорим о красоте Петербурга, то чаще всего вспоминаем Дворцовую площадь, площадь Искусств, площадь Декабристов (Сенатскую), ансамбль площади Островского, улицу Зодчего Росси. Именно здесь мы ощущаем неповторимый архитектурный облик Петербурга. Все эти архитектурные ансамбли созданы выдающимся петербургским архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Росси родился в 1777 году в артистической семье, где любили и почитали искусство. Его родители - прославленная в Европе балетная пара - были приглашены в Петербург, где нашли свою вторую родину. Проживала семья в Павловске. С юных лет Карл Росси учился у архитектора В. Бренны. В те времена Бренна работал в Павловске под руководством Ч. Камерона и в Гатчине у В. Баженова. Молодой Росси непосредственно на практике соприкасался с творчеством ведущих мастеров того времени, учился у них. Он внимательно присматривался к творениям ведущих зодчих, старался проникнуть в тайны их мастерства. Так в кругу лучших мастеров, непосредственно участвуя в чрезвычайно ответственных работах, Росси получал практическое художественное и архитектурное образование.

В 1796 году, вскоре после восшествия на престол Павла I, Бренна становится первым архитектором императорского двора и ему поручаются все более ответственные работы, а самое главное - строительство новой императорской резиденции - Михайловского замка. В столь крупных работах Бренна, конечно, не мог обойтись без своего талантливого ученика. По просьбе Бренны молодого Росси приняли на службу в Кабинет - учреждение, которое ведало строительством и ремонтом всех правительственных зданий и дворцов. 30 декабря 1796 г. специальным указом Росси зачислен в Кабинет «с чином губернского секретаря и состоянием при архитекторе Бренна помощником». Вскоре ему было присвоено звание «архитектурного помощника» с удвоением денежного оклада. Однако не только поддержка Бренны, а прежде всего талант и огромное трудолюбие, которое отмечали все современники, проложили молодому архитектору дорогу в жизни. Точно не известно, чем конкретно Росси занимался на строительстве Михайловского замка, но участие его в строительстве сомнению не подлежит.

После смерти Павла I Бренна получает отставку. Вместе с ним из Кабинета увольняют и его помощника Росси. Однако уже через неделю его снова зачисляют в штат Кабинета и спустя некоторое время увеличивают денежное содержание. В 1802 году Бренна уезжает за границу. Вместе с ним для совершенствования образования едет и Росси. За границей Росси посетил ряд европейских стран, был в Париже, успешно занимался во Флорентийской академии в Италии, изучал величественную архитектуру Древнего Рима и эпохи Возрождения, а также теоретические трактаты зодчих того времени. В 1805 году молодой архитектор возвращается в Петербург. Он полон творческих сил, мечтает о произведениях монументальных и грандиозных.
В марте 1806 году Карлу Ивановичу присваивают звание архитектора и увеличивают оклад до 2000 рублей. Но, несмотря на официальное признание его талантов, сколь-либо ответственных работ в столице ему не поручают. Росси успешно проектирует и строит здание театра на Арбатской площади в Москве, и вскоре его переводят в бывшую столицу. В Москве тридцатилетний Росси начинает самостоятельную практическую архитектурную деятельность. Там сразу оценили талантливого и трудолюбивого молодого зодчего, и вскоре его так характеризуют высшему начальству: «по вкусу своему и прилежанию он обещает со временем быть лучшим архитектором в России». В Москве Росси становится ведущим зодчим. Именно там он приобретает первый практический опыт градостроительных преобразований. К сожалению, ни одно из сооружений не сохранилось - все они пострадали или были уничтожены во время пожара Москвы в 1812 году.

В начале 1809 года Росси поручают реконструкцию путевого дворца в Твери, и он на несколько лет переезжает в этот губернский город. Переделка дворца была связана с переездом в Тверь сестры Александра I Екатерины Павловны, вышедшей замуж за принца Ольденбургского, который был назначен Тверским, Новгородским и Ярославским генерал-губернатором. Став административным центром трех губерний и местом обитания членов царской семьи, город обретает новую жизнь, а в его архитектурной биографии наступает период расцвета, связанный с творчеством Росси.

Одновременно со строительством в Твери Росси выполняет работы для Ярославля, Рыбинска и других городов.
Началась Отечественная война 1812 года. Все силы страны были направлены на борьбу с Наполеоном. троительство прекратилось практически повсюду. В 1814 году Росси возвращается в Петербург. Но именно в Твери он сформировался как мастер градостроительного искусства. А в Петербурге талант зодчего заблистал в полную силу.

Петербург 1814 года - это столица могущественного государства, победившего наполеоновскую армию. С триумфом возвращаются из Парижа русские войска. В городе и пригородах начинается бурное строительство, возводятся новые общественные и административные здания, строятся и реконструируются дворцы для членов императорской семьи. Росси принял самое деятельное участие в этих работах, а затем и возглавил их. 1816-1832 годах - самый блестящий и необычайно плодотворный период деятельности зодчего, период, когда им были созданы все наиболее известные его творения, вошедшие в золотую сокровищницу русской и мировой архитектуры и принесшие Росси заслуженную славу. В 1816 году он становится первым придворным архитектором, а вскоре членом организованного тогда Комитета строений и гидравлических работ.

Этот Комитет определял всю архитектурно-градостроительную политику Петербурга, его еще называли «Комитетом красоты». Росси стал там признанным лидером. Ему поручают наиболее ответственные работы. Именно он реконструирует и отделывает крупнейшие дворцы, создает новые дворцово-парковые комплексы. Он возводит многочисленные постройки в парке Павловска, жилые и казенные дома в этом городе, отделывает ряд помещений Павловского дворца, работает также в Гатчине и Ораниенбауме.

В Петербурге реконструирует усадьбу Аничкова дворца, строит там служебные корпуса и павильоны, реконструирует сам дворец и отделывает его интерьеры. С блестящим мастерством отделывает Росси интерьеры Зимнего дворца, в том числе и знаменитую Военную галерею 1812 года. Он создает удивительной красоты дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове. Восхищение вызывает созданный архитектором ансамбль Михайловского дворца.

Зодчий реконструирует Дворцовую площадь, превратив ее в одну из красивейших в мире, преображает Сенатскую, создает Суворовскую и Румянцевскую площади. Росси строит и крупнейшие административные здания северной столицы: здание Главного штаба и министерства иностранных дел и финансов с его знаменитой Триумфальной аркой - памятником Отечественной войны 1812 года, министерства внутренних дел и народного образования, проектирует здания Сената и Синода. Росси создает уникальный театральный ансамбль площади Александрийского театра, включающего здание Публичной библиотеки (сейчас Российская национальная библиотека) - ныне площадь Островского.

Росси реконструирует территорию Михайловского замка, его Манеж и службы, превратив замкнутый в себе комплекс в прекрасный, открытый городу ансамбль. Он проектирует единую архитектурную застройку целых улиц и площадей, возводит много сооружений. Работы у архитектора так много, что он отклоняет предложение участвовать в конкурсе на проект храма Христа Спасителя в Москве.

Честность, принципиальность и бескорыстие Росси были общеизвестны. Ему доверялись огромные суммы на строительство, которыми Карл Иванович лично распоряжался. И никогда он не стремился извлечь из этого выгоду для себя. Более шестидесяти миллионов рублей - невиданная по тем временам сумма - прошло через его руки, и ни один рубль из этой суммы не стал источником его обогащения. Громадные заказы были предметом зависти, и против Росси всегда плелись интриги. Это было одной из причин того, что талантом и трудолюбием архитектора широко пользовались, но продвигать его не стремились, и официальная оценка заслуг Росси совершенно не соответствовала его заслугам. Росси до последних дней оставался в невысокой должности коллежского советника, коим был еще в Твери. В 1822 году Флорентийская академия присвоила Росси звание профессора, но ни академиком, ни профессором русской императорской Академии художеств ведущего зодчего Петербурга так и не сделали. Но Росси к этому и не стремился. Главным делом его жизни была архитектура.

Денег Росси всегда не хватало, у него была большая семья, на ее содержание уходило все заработанное. Более того, несмотря на обилие заказов архитектор всегда находился в долгах. Мечта Росси построить свой дом, иметь своегнездо так и не сбылась. На ее воплощение всегда не хватало ни времени, ни денег.
Интриги и недоброжелатели сделали свое дело. В 1832 году, в самом расцвете своей творческой карьеры, но изнуренный напряженной работой, конфликтами с начальством и давнишней болезнью, чувствуя невозможность продолжать работу в создавшихся невыносимых условиях, Росси подает в отставку. Отставка знаменитого зодчего была принята без возражений, и архитектор был официально «уволен от всех занятий».
Никогда не прося ничего для себя, Росси не забывал о людях, которые с ним работали, и всегда старался, чтобы их заслуги были оценены.

После выхода в отставку Росси продолжает работать. Он создает проект застройки Михайловской улицы, раскрывающей ансамбль площади к Невскому проспекту. Официально уволенный, он привлекается как эксперт в различные комиссии, занимается ремонтом Таврического дворца. В 1849 году зодчему поручают ремонт построенного им же Александрийского театра. Работы уже завершались, когда Росси, заразившись холерой, свирепствовавшей тогда в Петербурге, заболел и скончался. Это случилось 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у семьи знаменитого архитектора не было. Пришлось обратиться за государственным пособием. Только после длительных хлопот несовершеннолетним детям архитектора, которые остались без средств к существованию, была назначена пенсия. Похоронен Росси на Волковском кладбище. В 1940 году его прах был перенесен в музей-некрополь Александро-Невской лавры.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете.
Всеволод Рождественский

Архитектор; род. в 1775 г., умер 6 го апреля 1849 г. Биография этого выдающегося строителя стольких замечательных Петербургских зданий очень мало известна. Мы знаем только, что он занимал должность главного архитектора при строениях Кабинета Его… … Большая биографическая энциклопедия

- (1775 1849), русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806… … Художественная энциклопедия

Росси Карл Иванович - (1775—1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать ‒ итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802‒03 учился в… … Большая советская энциклопедия

- (1775 1849) российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819 25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним,… … Большой Энциклопедический словарь

- (1775 1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор «Кабинета… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Росси (Карл Иванович, 1775 1849) архитектор итальянец, трудившийся в России. В 1795 году поступил на службу в адмиралтейскую коллегию архитектурии; был помощником архитектора Бренля, вместе с которым, вероятно, принимал участие в сооружении… … Биографический словарь

- (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (бывший Михайловский дворец, 1819 25) с площадью Искусств и Михайловской улицей… … Энциклопедический словарь

Росси, Карл Иванович - К.И. Росси. Портрет работы Б.Ш. Митуара. РОССИ Карл Иванович (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Дворцовая площадь с зданиями и аркой … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карл Иванович Росси итал. Carlo di Giovanni Rossi Годы жизни Гражданство … Википедия

Книги

  • Павловск , . Павловский парк, дворец и павильоны, созданные талантли­вой плеядой выдающихся архитекторов, скульпторов, худож­ников и тысячами безымянных крепостных мастеров, являются редким по…
  • Агонизирующая столица , Шерих Дмитрий Юрьевич. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…
  • Агонизирующая столица. Как Петербург противостоял семи страшнейшим эпидемиям холеры , Дмитрий Шерих. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…

После Отечественной войны 1812 года и победы над армией Наполеона в русской архитектуре стремительно развивалась тема военного триумфа. Подъем позднего классицизма, или стиля ампир, воплощавшего могущество Российской империи, выразился в торжественной парадности архитектуры, монументальном величии и выразительности скульптурного декора. Это было время взлета петербургского градостроительства, когда создавались грандиозные ансамбли и проводилось целенаправленное преобразование городской среды.

В последнее десятилетие правления Александра I и в начале царствования Николая I крупнейшим зодчим Российской империи был Карл Иванович Росси, создавший уникальное в мировом градостроительном искусстве созвездие архитектурных ансамблей в центре Петербурга. Его искусство открывает важный этап развития русской архитектуры. Итальянец по происхождению, он начал свою деятельность под руководством соотечественника В. Бренны, профессионально сформировавшись в столице. Творчеству Росси свойственен широкий диапазон: он прокладывал улицы и устраивал площади, возводил административные здания, дворцы и павильоны, оформлял интерьеры и разрабатывал мебель. Но прежде всего он был градостроителем, непревзойденным мастером архитектурного ансамбля. Всем известные крупные общественные здания Александрий-ского театра, Публичной библиотеки, Главного штаба, Сената и Синода, ряда министерств, комплексы Михайловского и Елагина дворцов представляют многогранные приемы композиции и прогрессивные градостроительные идеи зодчего, далеко опередившие свою эпоху. Росси сделал творческий вклад и в застройку Москвы, Твери, Рыбинска, Новгорода, Торжка, Бежецка, Кашина. Велика его роль в развитии «образцового» (типового) проектирования для городов .

Карл Иванович Росси родился 18 декабря 1777 года в Неаполе. Его мать Г. Росси и отчим Ш. Ле Пик — знаменитая в Европе балетная пара — вместе с сыном переехали в Россию и с 1780-х годов жили в Павловске, выступая на сцене петербургских театров и Павловского дворца. Учился Росси у придворного архитектора Павла I, художника-декоратора В. Бренны. Тот привлекал талантливого ученика, а затем и помощника, к живописно-декоративным работам и отделке интерьеров в Павловском и Гатчинском дворцах, предоставляя Карлу возможность обучения у Ч. Камерона искусству прорисовки тончайших деталей. Трудясь под руковод-ством В. Баженова (который осуществлял для императора проект Михайловского замка и под началом которого в тот момент находились Бренна и его помощник), Росси перенимал у него широкие градостроительные идеи. Под таким влиянием формировались художественное мировоззрение и архитектурное мастерство юноши. Уже в середине 1795 года он был настолько подготовлен, что смог поступить в Адмиралтейское ведомство чертежником в чине сержанта, а через несколько месяцев, 1 января 1796 года, был произведен в прапорщики. По просьбе Бренны Росси переводят 30 декабря 1796 года с чином губернского секретаря в так называемый Кабинет Его Величества. С этим событием и связано удачное начало практической деятельности молодого архитектора. Он был назначен помощником при своем наставнике благодаря таланту и необычайному трудолюбию, которое отмечали все современники. В Кабинете, ведавшем строительством и реконструкцией дворцов и правительственных зданий, зодчий непрерывно служил 36 лет, до конца 1832 года.

Проекты раннего периода творчества Росси — «Памятник великим людям», Триумфальная арка, предметы прикладного искусства — отличаются пышной декоративностью и влиянием композиционных приемов Бренны. Уже в них ощущается стремление автора к синтезу искусств, эмоциональности и идейной насыщенности архитектуры. Выразительность и напряженность первым сооружениям Росси придает прием контраста спокойных поверхностей стен и скульптурного декора высокого рельефа, ставший впоследствии для зодчего типичным. Последующим его произведениям присуща яркая творческая индивидуальность, более строгое проектное решение.

С конца 1796 года Росси, как помощник Бренны, участвует в строительстве комплекса Михайловского замка (не путать с Михайловским дворцом — самостоятельным творением Карла Ивановича). Основные его усилия были направлены на отделку интерьеров и проектирование деталей фасадов. Ему также принадлежат исполненные после окончания работ великолепные отчетные чертежи, изданные затем в виде гравюр. Им же с высоким графическим мастерством выполнены альбомы миниатюрных чертежей планов, фасадов и разрезов замка, служебных корпусов. Четырехлетний успешный труд Росси на эпохальном тогда строительстве был высоко оценен его учителем, ходатайствовавшим в 1799 году о награждении своего подопечного и повышении его в чине.

После смерти Павла I карьера Бренны окончилась так же внезапно, как и началась. Это отразилось и на судьбе его помощника. При вступлении на престол Александр I полностью заменил людей, окружавших отца, и поэтому 7 мая 1801 года повелел отпустить Росси из Кабинета. Но через неделю поступает новый приказ — оставить его на службе. Спустя несколько месяцев зодчий получил повышение в чине и стал архитектурным помощником 10-го класса.

В 1802 году Росси и Бренна по традиции того времени были отправлены за границу на два года для совершенствования образования. В 1803 году после пожара в Павловском дворце Карл Иванович был вызван из Парижа в Россию. Он выполнил альбом рисунков предметов убранства дворцовых помещений для вдовствующей императрицы Марии Федоровны и другие работы и снова уехал. По дороге в Италию зодчий посетил ряд европейских стран. Довелось ему изучать памятники Античности и итальянского Возрождения во Флоренции и Риме. Грандиозные размеры и совершенство пропорций творений ушедших эпох произвели на него неизгладимое впечатление, отразившееся впоследствии в его проектах.

В сентябре 1805 года Росси уже один возвратился в Петербург, а Бренна так и остался в Европе. Теперь Карлу Ивановичу предстояло самостоятельно строить карьеру. В рапорте начальству он просил «за успехи в науках» присвоить ему звание архитектора.

Петербург с большими открытыми площадями и прямыми проспектами, столь отличными от узких извилистых улиц средневековых западноевропейских городов, вновь поразил и очаровал Росси. За несколько лет его отсутствия А. Воронихин, Т. де Томон, Дж. Кваренги во многом изменили город на Неве. Обладая практическим опытом благодаря строительству Михайловского замка, вдохновленный мощью и красотой сооружений Древнего Рима, Карл Иванович мечтал создать в столице впечатляющие, грандиозные произведения. Он жаждал кипучей деятельности, был охвачен энтузиазмом и творческим горением. К этим годам относится его первый градостроительный проект по преобразованию центра Петербурга — мощное триумфальное сооружение, которое соединяло бы Дворцовую и Галерную набережные, разобщенные тогда верфью Адмиралтейства. Интересное предложение формирования ансамбля парадной набережной было пронизано темой патриотизма и отмечено начальником Кабинета Д. Гурьевым и императором Александром I, но из-за чрезмерной грандиозности не было осуществлено. В марте 1806 года за «познанья» Росси «по архитектурной части», искусство «в рисовании» и десятилетнюю службу ему официально присваивается звание архитектора. Однако самостоятельных работ в Петербурге ему все же не поручают. Карл Иванович, как подчиненный главного архитектора Кабинета Л. Руска, участвовал в составлении «образцовых» планов жилых домов, которые были изданы в виде альбомов в 1809-1812 годах.

В те же годы Росси поручают проектирование театра на Арбатской площади в Москве. Увлеченный этим интересным и ответственным заданием, он в 1807 году начал строительство и завершил все работы к торжественному открытию театра в апреле 1808 года. До наших дней он не сохранился, но успех первого московского творения зодчего был настолько велик, что по просьбе главнокомандующего Кремлевской экспедиции П. Валуева Карла Ивановича, «известного своими талантами», перевели в Первопрестольную. В то время экспедиция осуществляла строительство и ремонт правительственных зданий и дворцов в старой столице и подведомственных ей провинциальных городах. Поручаемые Росси одна за другой работы выполнялись им с большим искусством. Так в 30 лет он начинает самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Карл Иванович становится ведущим архитектором Кремлевской экспедиции. Московское общество приняло нового зодчего более чем радушно. Такое отношение, столь отличное от холодной чопорности при царском дворе, вдохновляло его в творчестве.

В 1808-1811 годах в Кремле проводилась реставрация разрушенных стен и башен, благоустраивалась территория и возводились новые здания. Росси принимал в этом самое деятельное участие и как автор ряда проектов, и как руководитель. Для обеспечения работ квалифицированными мастерами была создана «Чертежная», вскоре преобразованная в архитектурную школу, в которой преподавал и Карл Иванович. Именно здесь он подготовил себе прекрасных помощников: О. Бове, Н. Ткачева и 3. Дыльдина.

В Москве Росси впервые участвовал в градостроительных преобразованиях, и эта деятельность привлекла его широтой и многогранностью. Он был покорен также красотой Кремля и древнерусскими церквями, что наметило в его творчестве тенденцию, параллельную классической направленности, — воспроизведение русских национальных архитектурных форм. Проектируя в 1809 году Екатерининскую церковь Вознесенского монастыря и венчание кремлевской Никольской башни, зодчий трактует их в своеобразных формах национальной русской архитектуры — русской, или ложной, готики. Однако это пример творческого подражания, а не освоения традиций русской архитектуры. Классическая направленность становится определяющей в искусстве Росси, что подтверждается стилем основных произведений московского, а затем тверского периодов.

К работам в Твери Карл Иванович приступает в 1809 году, начиная с реконструкции построенного М. Казаковым во второй половине XVIII века путевого дворца, который теперь должен был стать резиденцией дочери Павла I и ее супруга, принца Ольденбургского. Утвержденный проект Росси осуществил за три месяца, видоизменив фасады, заново парадно отделав интерьеры, реконструировав придворную усадьбу и служебные корпуса. Переделка дворца так понравилась принцу и Екатерине Павловне, что архитектор получил еще ряд заказов и по усадьбе, и в городе, начав бурную деятельность в Твери. Екатерина Павловна, боясь потерять мастера, стремилась сделать его не только придворным зодчим, но и главным архитектором Твери и подведомственных ей городов. Росси привлекают в городской комитет по благоустройству, организованный в 1809 году, и, несмотря на то, что там был свой главный архитектор, итальянец фактически возглавил эту организацию.

В те годы Тверь, ставшая административным центром трех губерний: Тверской, Новгородской и Ярославской — и местом пребывания членов царской семьи, интенсивно застраивалась. В комплексе с работами по планировке и благоустройству центральной части Твери зодчий проектировал административные, торговые, лечебные и другие общественные здания, соборы и храмы, театр, десятки одно- и двухэтажных жилых домов. Для Рыбинска он продумал серию жилых домов, биржу и другие торговые строения. Одновременно в Бежецке возводились торговые ряды. Для Торжка в 1811 году он спроектировал Спасо-Преображенский собор, который был реализован в 1817-1822 годах под руководством И. Мокшева. Для Старицы Росси построил присутственные места, для Кашина — жилые дома, на Мариинском канале — больницу. Все сооружения были задуманы зодчим в единых классицистических формах с почти лишенными декоративного убранства фасадами, а также с учетом скромных возможностей провинциальных городов. По окончании строительных работ мастер составил «Альбом отчетных чертежей», включавший 49 жилых и общественных зданий. За успешные работы в Твери Карл Иванович был награжден в 1812 году чином коллежского советника и орденом Владимира IV степени.

Архитектурные достоинства проектов жилых домов, выполненных искусной рукой Росси, послужили основанием для включения их в гравированные альбомы «образцовых» фасадов, изданных в Петербурге. Их обязательно использовали при строительстве во всех городах России.

Практика в Москве и провинциальных городах была серьезной градостроительной школой для Росси. Именно здесь из мастера декоративно-прикладного искусства сформировался архитектор-градостроитель с большим опытом.

В связи с началом Отечественной войны 1812 года активная деятельность Росси оборвалась. Вернувшись в Петербург в 1814 году, известный к тому времени архитектор не сразу получил работу, которая соответствовала бы его таланту и навыкам. Начиная карьеру заново, уже в третий раз, он рисовал вазы, торшеры, люстры для фарфорового и стеклянного заводов, куда был определен из Кабинета на место умершего архитектора Т. де Томона. Здесь Росси трудился до 1819 года, не прекращая деятельности в Кабинете; в 1819-м он попросил освободить себя от должности на заводах в связи с возложенными на него многочисленными крупными проектами. Одновременно в 1814 году Росси возобновляет отделку Эрмитажного театра, в 1816 году проектирует интерьеры церкви и кабинета в варшавском замке Александра I.

В 1814 году Карл Иванович является и главным архитектором Павловска, хорошо ему знакомого и любимого с детства. Там первой его работой была пристройка к Розовому павильону А. Воронихина Большого (Танцевального) зала для торжественного приема гвардейских полков, вернувшихся с победой из Парижа. К этим же событиям был составлен проект парадного одноэтажного здания с колоннадами. В Павловском дворце Росси возвел знаменитую библиотеку и отделал ряд помещений. Для парка он спроектировал ротонду, Большой трельяж («Зеленую беседку»), павильон Любви, павильон Росси (названный так позднее), павильон Марии и парковые чугунные сооружения: триумфальные ворота, ограда въездной площади, мост через Славянку, фонари, скамьи и вазы. Зодчий создал в Павловском парке своеобразный комплекс в национальных формах русской архитектуры — деревню Глазово (до наших дней не сохранилась).

Для Павловска Росси, подходивший к застройке города всесторонне, как и в Твери, составил серию «образцовых» проектов жилых домов, оград и ворот к ним. Работал он и для Гатчины: спроектировал ансамбль училища и церкви для слепых.

После триумфального возвращения русских войск из Парижа необычайно возрос международный престиж России. Это вызвало у царского правительства стремление сделать Санкт-Петербург — молодую столицу могущественной империи — городом, по красоте и величию превосходящим все столицы мира. Началось бурное строительство в городе и пригородных царских резиденциях. Возводились крупные административные и общественные здания, реконструировались и строились дворцы для членов императорской семьи. Эти работы в период с 1816 по 1832 год возглавлял Росси; то время стало самым ярким и необычайно плодотворным для его творчества, когда им были созданы крупнейшие, всемирно известные произведения.

В мае 1816 года был организован Комитет для строений и гидравлических работ, который руководил архитектурно-строительной деятельностью и определял градостроительную политику в столице. В его состав был введен и Росси, незадолго до этого определенный Кабинетом «на службу ко двору» с помощниками Дыльдиным и Ткачевым. Зодчий стал заниматься преобразованием центра города, проектируя ансамбли новых площадей, реконструируя и разрабатывая крупные общественные здания. Все предложения обсуждались на заседаниях Комитета, а затем представлялись на утверждение царю, не жаловавшему Росси из-за недворянского происхождения мастера. Ведущие архитекторы Петербурга Росси, Стасов, Михайлов и инженер Базен совместно разработали очень важный законодательный документ — «Проект о каменных и деревянных строениях в Петербурге», утвержденный лишь в 1830 году из-за противодействия частных застройщиков.

Труден был путь Росси к славе — теперь его талант и мастерство получили признание. Он стал первым архитектором императорского двора и градостроительного комитета, а по существу — главным архитектором столицы России. Одну за другой на него возлагают самые ответственные и значительные задачи.

С 1817 по 1819 год Росси занимался реконструкцией комплекса Аничкова дворца под резиденцию брата императора — Николая Павловича (будущего царя Николая 1).Этара6отасталаего блестящим архитектурноградостроительным дебютом в Петербурге, привлекшим всеобщее внимание. К тому же периоду относятся создание Румянцевской и Суворовской площадей, новая отделка парадных анфилад Зимнего дворца, ремонт и новая отделка интерьеров в Таврическом дворце, проект реконструкции Дворцовой площади, здания Главного штаба и министерств на ней, Кабинета у Синего моста, проекты Михайловского и Елагина дворцово-парковых комплексов, бесчисленные рисунки предметов прикладного искусства.

В первой половине 1820-х годов зодчий вел грандиозное строительство на Дворцовой площади, возводил ансамбли Михайловского и Елагина дворцов, реконструировал комплекс Инженерного замка, руководил работами в Павловске и Гатчине, проектировал реконструкцию Екатерининского института, Большого и Биржевого гостиных дворов, павильон-библиотеку в Суханове, под Москвой, и многое другое.

В конце 1820-х — начале 1830-х годов Росси проектировал и застраивал целую систему из улиц и площадей театрального ансамбля, в который входят здания Александрийского театра, Императорской публичной библиотеки, министерств народного просвещения и внутренних дел. В это же время он создал планы реконструкции Сенатской площади и зданий Сената и Синода; завершил отделку сооружений на Дворцовой площади, спроектировав на ней театр, а у Адмиралтейства — спуск к Неве; выполнил в Зимнем дворце знаменитую Галерею 1812 года; участвовал в проектировании застройки стрелки Васильевского острова; перестраивал «собственную» дачу Николая I на Каменном острове, пристань и «Грот» («Кофейный домик») в Летнем саду; создавал иконостасы для Казанского и Троицкого соборов, Турецкую баню в Царском Селе; участвовал в конкурсе на план перестройки Большого гостиного двора.

В связи со смертью Александра I в ноябре 1825 года зодчий занимался оформлением всех «печальных комиссий» — пышных похорон императора, продумав все вплоть до украшения церквей. Росси был неизменным участником экспертиз крупнейших сооружений, в том числе Исаакиевского и Троицкого соборов.

Если ранним работам Карла Ивановича присуща излишняя помпезность, а для сооружений тверского периода характерны градостроительный подход и почти полное отсутствие декоративного убранства, то в произведениях поры расцвета творчества уже органично сочетается и то, и другое. Гений зодчего, его мастерство засверкали с предельной яркостью, появилась отточенность архитектурного языка, виртуозность рисунка. Вписанность в окружающую среду — городскую застройку или естественный ландшафт — становится отличительной чертой творений Росси. Каждое произведение создавалось не само по себе, а с учетом конкретного окружения и назначения, и именно это определяло его архитектурный образ. Сначала мастер создавал ансамбли площадей, затем — ансамбли из одной площади и окружающих ее улиц, потом системы площадей и улиц и в итоге — грандиозную и стройную систему ансамблей городского центра. Им были застроены или преобразованы 12 площадей и 13 улиц в центре Петербурга, украсивших весь город. А кроме того, Росси — автор удивительных по красоте интерьеров, где каждая архитектурная деталь, живопись, лепка, мебель, предметы декоративного убранства — все подчинено единой художественной идее, и именно этим достигался столь сильный эстетический эффект.

Успех зодчего подтолкнул правительство отметить его заслуги. В 1818 году Росси был награжден орденом Анны II степени, а в 1821 году — алмазными знаками к нему. В 1825 году за строительство Михайловского дворца, признанного иностранцами лучшим в Европе, архитектору был присужден орден Владимира III степени, в 1829 году — знак за 30-летнюю службу. О творениях Росси с восхищением писали в отечественной и зарубежной прессе. В 1822 году Академия художеств избрала Карла Ивановича почетным академиком, а в 1828 году Флорентийская академия присвоила ему звание профессора I степени. При этом у мастера были сложные взаимоотношения с начальством из-за независимого характера и принципиальности. Его новаторские технические предложения встречались в штыки архитекторами-конкурентами и руководителями во главе с Николаем I. Конфликты возникали при каждом крупном строительстве.

После торжественного открытия Александрийского театра 31 августа 1832 года Росси, изнуренный напряженным трудом, давно преследовавшей его болезнью и конфликтами, подал в отставку. Двадцать восьмого октября 1832 года он был уволен «от всех занятий», и в 55-летнем возрасте ушел на пенсию, не закончив полностью два крупнейших ансамбля: окружения Михайловского дворца и Александрийского театрального комплекса. В последние 17 лет жизни Росси продолжал проектную и строительную деятельность, а также часто привлекался в качестве эксперта. Им спроектированы два симметричных корпуса в глубине театральной площади, застройка Михайловской улицы, театральная школа, несколько вариантов перепланировки окружения Инженерного замка и застройки Инженерной улицы, реконструкция Адмиралтейства. В 1838-1841 годах он возводил колокольню Юрьева монастыря в Новгороде. Последней работой Росси был ремонт зрительного зала Александрийского театра, во время которого он заразился холерой, после чего умер в страшных мучениях 6 апреля 1849 года.

Произведения Карла Ивановича Росси во многом стали источником вдохновения для западноевропейских архитекторов, что свидетельствует о ведущей роли русского градостроительного искусства и русского зодчества в первой трети XIX века.

Основные этапы творчества Росси

Проект Триумфальной арки 1790-е Санкт-Петербург, Россия
1790-е Павловск, Россия
Участие в реконструкции дворцово-паркового комплекса 1790-е Гатчина, Россия
Участие в строительстве комплекса Михайловского замка 1796-1800 Санкт-Петербург, Россия
Проект триумфального сооружения, соединяющего Дворцовую и Галерную набережные 1805-1806 Санкт-Петербург, Россия
Театр на Арбатской площади 1806-1807 Москва, Россия
Реставрации стен и башен, благоустройство территории в Кремле 1808-1811 Москва, Россия
Оружейная палата в Кремле, предназначенная для музея 1808-1811 Москва, Россия
Церковь Св. Екатерины Воскресенского монастыря в Кремле 1809-1817 Москва, Россия
Реконструкция путевого дворца для Ольденбургских 1809 Тверь, Россия
Планировка и благоустройство центральной части Твери, строи-тельство театра, административных, торговых и жилых зданий 1809-1811 Тверь, Россия
Биржа, торговые ряды и серия двух- и трехэтажных домов 1809-1811 Рыбинск, Россия
Торговые ряды 1809-1811 Бежецк, Россия
Проект Спасо-Преображенского собора 1811 Торжок, Россия
Пристройка Большого зала к Розовому павильону 1814 Павловск, Россия
Библиотека и отделка помещений в Павловском дворце 1814-1815 Павловск, Россия
Парковые сооружения: ротонда, Большой трельяж («Зеленая беседка»), павильон Любви, павильон Росси, павильон Марии и малые парковые сооружения 1814-1815 Павловск, Россия
Деревня Глазово в дворцовом парке 1814-1815 Павловск, Россия

Перепланировка усадьбы, павильоны иограда Аничковского дворца

1816-1818 Санкт-Петербург, Россия
Планировочные решения района площади Островского и Черны-шева 1816-1827 Санкт-Петербург, Россия
Серия проектов реконструкции районов и кварталов 1817 Санкт-Петербург, Россия
Ремонт и интерьеры Таврического дворца 1817-1819 Санкт-Петербург, Россия
«Кабинет» у Синего моста 1817-1819 Санкт-Петербург, Россия
Суворовская площадь 1818 Санкт-Петербург, Россия
Перенос Румянцевского обелиска с Марсова поля на площадь Васильевского острова с изменением его композиции 1818 Санкт-Петербург, Россия
Марсово поле 1818 Санкт-Петербург, Россия
1818-1822 Санкт-Петербург, Россия
1819-1834 Санкт-Петербург, Россия
1819-1829 Санкт-Петербург, Россия
Реконструкция Екатерининского института 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Большой и Биржевой Гостиные дворы 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Реконструкция района Михайловского замка и включение его в новую систему городских улиц и площадей 1820-е Санкт-Петербург, Россия
Военная галерея Зимнего дворца 1826 Санкт-Петербург, Россия
1828-1834 Санкт-Петербург, Россия
1829-1834 Санкт-Петербург, Россия
«Собственная» дача Николая I на Каменном острове кон. 1820-х - нач. 1830-х Санкт-Петербург, Россия
Участие в проектировании застройки стрелки Васильевского острова кон. 1820-х - нач. 1830-х Санкт-Петербург, Россия
Колокольня Юрьева монастыря 1838-1841 Великий Новгород, Россия
Ремонт зрительного зала Александрийского театра 1849 Санкт-Петербург, Россия

Росси Карл Иванович - (Карл Иванович) (Rossi, Carlo di Giovanni) (1775-1849), архитектор, крупнейший зодчий русского ампира. Родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775; был сыном итальянской балерины Г.Росси.

Постигал архитектуру на практике, работая под началом В.Ф.Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803-1804 учился в Италии. По возвращении в Россию был назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, затем архитектором «Кабинета Его Величества» (1806), а в 1809 - «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготические Екатерининская церковь и надстройка кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось.

Любил он простоту и линий постоянство,
Взыскательной служил и точной красоте,
Столице севера дал пышное убранство,
Был славой вознесен и умер в нищете. (В. Рождественский о Росси)

Росси Карл Иванович

В 1809 обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М.Ф.Казаковым (1763), отделав его великолепным внутренним декором. В эти годы интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения, занимаясь планировкой в целом.

В 1815 возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска (деревня Глазово с домами в виде народных изб, библиотека дворца и другие постройки 1815-1826, в большинстве своем, однако, до нас не дошедшие), создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818-1822), - с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Но главной сферой его творческой деятельности стала собственно городская, а не природная среда.

Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, оптимально выразили это имперское величие.

В 1819 Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818-1827 и изнутри; правда, из интерьеров сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 В.П.Стасовым). На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы - между Невским проспектом и Марсовым полем - послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819-1825; ныне - Русский музей).

Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсового поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816-1818); преображая территорию от Невского до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828-1834 Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне улица зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали площади Театральная и Чернышева.

Последний из крупных ансамблей был выстроен на Сенатской площади; проекты Росси (реализованные в 1829-1834 архитектором А.Е.Штаубертом) определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, - тем самым была завершена система трех парадных площадей центра города (Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской).

Творениям Росси - помимо их градостроительного значения - присуща и удивительная декоративная цельность: как в мощных, строго продуманных архитектурных акцентах экстерьеров с их мощными колоннами и рустовкой, а также скульптурным убранством (с Росси сотрудничали ваятели В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, исполнившие скульптурный декор арки Главного штаба и Александринского театра), так и во внутреннем дизайне. Порою сам Росси - как это было в Белоколонном зале Михайловского дворца - рисовал эскизы интерьерных росписей и рельефов, мебели и осветительных приборов, тем самым добиваясь характерной для ампира универсальной цельности стиля.

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi) - один из наиболее выдающихся архитекторов XIX века, работавший в жанре русского ампира.

Загадка происхождения Росси

Достоверных данных о месте рождения будущего гениального архитектора, увы, нет. Согласно самой распространенной точке зрения, Карл Росси родился 18 декабря 1775 года в Неаполе в семье дворянина Джованни Росси. Некоторые специалисты называют местом рождения Росси Петербург , а также ставят под сомнение благородное происхождение архитектора, мотивируя это тем, что настоящий его отец неизвестен. Тем не менее, вопреки домыслам и слухам, Карл Росси до сих пор считается одним из самых известных итальянских выходцев, оставившим после себя богатое архитектурное наследство.

При этом никто не подвергает сомнению, что юный Карл с раннего детства был вовлечен в мир искусства. Его матерью была знаменитая балерина Гертруда Росси, которая во время правления Екатерины Второй была приглашена работать в Петербург. Современники оставляли о ней самые восторженные отзывы. К примеру, Ф. Ф. Вигель говорил, что «это была первая танцовщица на Петербургском театре». Карла воспитывал отчим - танцовщик и балетмейстер Шарль Ле Пик. Неудивительно, что мальчик, выросший в среде, столь тесно связанной с искусством, рано обнаружил в себе артистическое дарование. Между тем, именно его семья была ответственна за то, что Карл оказался в Петербурге. Отчим Карла получил приглашение возглавлять балет Петербургской Императорской труппы, и его жена Гертруда, благодаря выдающемуся балетному мастерству, тоже была желанной гостьей при театре столицы. Так в 1786 году юный Карл Росси оказался в России . Здесь же Карло Джованни превратился в Карла Ивановича - имя отца было переделано на русский маневр.

Карл Росси в России

Несмотря на то, что дата приезда Карла Ивановича в Россию тоже служит предметом дискуссий и споров, можно с уверенностью сказать, что его семья почти сразу же обосновалась на Театральной площади. Карл тогда совершенно не знал русского языка, и потому его отправили в школу при немецкой церкви Святого Петра, где он успешно начал обучение.

По меркам эпохи семья Росси пользовалась огромным уважением. Чего стоит одна лишь честь преподавать танцы императорским детям, а ведь Шарль де Пик успешно справлялся с поставленной перед ним задачей и снискал уважение императрицы и будущего наследника престола - Павла Первого , который в благодарность за уроки подарил семье дачу в Павловске . Можно сказать, что Карлу Росси повезло во всех отношениях: заботливые родители, которые, несмотря на занятость, находили время для сына, хороший материальный достаток, спокойная жизнь в Павловске, где на званых обедах и ужинах часто бывали представители высшей петербургской интеллигенции: Жуковский , Крылов и др.

Вскоре семья сблизилась со своим соседом, которым оказался известный архитектор Винченцо Бренна. Вскоре выяснилось, что маленький Росси проявляет активный интерес не только к техническим наукам, но и к архитектуре. Во многом это была заслуга Петербурга, в котором он жил: впечатленный грандиозными постройками, Росси раз и навсегда определил для себя свое будущее. Успехи, которые мальчик делал в искусстве рисования, еще больше укрепили его в уверенности, что он нашел свое призвание. Родители только поддерживали его выбор. Более того, когда встал вопрос о том, кто будет учителем архитектуры для сына, первой же кандидатурой стал Винченцо Бренна, с которым у семьи к тому времени сложились прекрасные отношения. По некоторым данным, Карл даже переехал в дом к своему учителю, чтобы дольше и усерднее заниматься своим будущим ремеслом.

В 1795 году коляска, в которой ехал Бренна, опрокинулась, и архитектор сломал руку. Дальнейшая работа с чертежами была исключена. Бренне потребовался помощник, и он, ни секунды не колеблясь, предложил эту роль Росси. Так неудача Бренны превратилась в счастливый случай для его подопечного.

Выдающиеся работы

Конечно, нельзя говорить о том, что карьерой Росси был полностью обязан своему покровителю. В конце концов, даже самое могущественное заступничество никогда не позволило бы Карлу Ивановичу оставить такой заметный след в истории, если бы он не обладал по-настоящему большим дарованием. Тем не менее, именно покровительство Бренны помогло Росси на старте его архитектурной карьеры. В 1795 году Росси оказался на службе в Адмиралтейском ведомстве, а уже спустя четыре года стал архитекторским помощником. При этом следует заметить, что способности Росси полностью оправдывали его стремительный карьерный прорыв. Благодаря относящимся к тому периоду чертежам, можно уверенно сказать, что Карл демонстрировал выдающееся композиционное и графическое мастерство. Вскоре ему на деле удастся продемонстрировать свое дарование.

Осенью 1796 года после смерти Екатерины Великой на престол взошел ее сын, Павел I. В первые же дни своего царствования новый государь издал указ о строительстве дворца для своего личного там проживания. Место и название были выбраны тут же: сад Летнего дворца, где Павел появился на свет, а название «Михайловский» замок получил в честь архистратига Михаила. Поскольку работу надлежало выполнить в кратчайшие сроки, назначенный на должность архитектора Баженов , поспешил отказаться от нее, опасаясь не справиться. Тогда проектировщиком замка назначили Бренну, который дал свое согласие, но работать со сломанной рукой не мог, поэтому чертежи за него делал все тот же неизменный помощник, Карл Росси. Параллельно с работой над замком Бренна по поручению Павла Первого переделывал интерьеры в Зимнем дворце, достраивал здание Исаакиевского собора , занимался проектами в Гатчине и на Каменном острове. Усердие и исполнительность юного архитектора не остались незамеченными. Помимо полученного в 1796 году чина губернского секретаря, Росси мог похвастаться приличным доходом. По завершении всех вышеуказанных работ молодой архитектор получал жалование в размере 600 рублей в год.

Карьера Росси после смерти Павла I

Успешное осуществление всех вышеуказанных проектов вкупе с покровительственным отношением императора открывало перед Росси практически любые двери. Молодой архитектор, доказавший свой талант всему Петербургу, мог рассчитывать на самые крупные и интересные заказы. Увы, многим из его планов было не дано осуществиться по воле рока. В марте 1801 года Павел I был убит заговорщиками в Михайловском замке - том самом, чертежи которого столь старательно выполнял Росси. Замок, в котором Павел планировал жить до глубокой старости, стал его обителью всего на месяц.

Сразу же после убийства императора Винченцо Бренна был отстранен от всех дел, а вскоре и его юного помощника ждала участь быть уволенным. Для Бренны это был огромный удар. Обиженный архитектор немедленно подал прошение на отъезд из России. Несмотря на то, что Росси вскоре после этого опять был принят на государственную службу, а потом и получил чин коллежского секретаря, он принял решение уехать со своим наставником.

Таким образом, в 1802 году Росси уехал в Италию для того, чтобы продолжить там образование. Первым местом для посещения был выбран Рим, что не могло не сказаться на Росси: древний город, вобравший в себя целый сонм архитектурных стилей, оказал огромное влияние на юного творца. Особенно Росси интересовала гармония частей и целого, в осуществлении чего так преуспели античные мастера. За два года в Италии Росси проходил стажировки в Риме, Флоренции (он проходил обучение во Флорентийской Академии) и других городах, после чего наконец вернулся в Петербург.

По возвращении у Росси созрел проект перестройки набережной у . В этом в первую очередь заслуга римских построек: взяв их за образец, Росси предложил возвести над каналами мосты, под которыми могли бы проходить корабли. Помимо этого, над мостами должна была также проходить дорога. Для того времени проект был не просто смелым, а грандиозным. Возможно, поэтому план Росси не нашел одобрения ни у государя, ни в среде его коллег, некоторые из которых, вероятно, опасались увидеть в лице Росси сильного конкурента. Отказ вовсе не заставил Росси отказаться от своих амбициозных планов. За два года в Италии он смоделировал массу идей, сделал сотни зарисовок и эскизов и намеревался во что бы то ни стало воплотить их в жизнь. В итоге через несколько лет Росси отправляется в Москву , чтобы заниматься там строительством и ремонтом правительственных зданий - как в Кремле , так и по всему городу.

Известно, что работа Росси в Москве была очень плодотворной. Заслугами Росси можно считать строительство Екатерининской церкви в Вознесенском монастыре, Арбатского театра, а также планирование и застройку Твери . К сожалению, московские проекты Росси не сохранились до нашего времени.

В 1815 году Росси вернулся в Петербург. Привычка продуктивно работать никогда не покидала его на протяжении всего творческого пути. Впрочем, вернее, наверно, сказать, что Росси просто не мог перестать творить - слишком сильна была его привязанность к своему делу, слишком предан он был своим чертежам и рисункам. Поэтому и в Петербурге он не изменял своим традициям, с необыкновенным рвением принявшись разительно менять облик города.

С 1819 по 1829 гг. Росси завершил ансамбль Дворцовой площади. Здесь архитектор построил здание Главного Штаба и изменил направление Большой Морской улицы. Росси, бесспорно, можно назвать одним из самых смелых архитекторов своего времени - он не боялся вводить новые, никем еще не опробованные приемы. К примеру, именно его заслугой можно считать появление металлических перекрытий. Росси стал новатором городского зодчества, придав облику Петербурга масштабность столицы. Творения Росси не только качественно изменили панораму Петербурга, но и возвысили имя зодчего на международной арене.

Последние годы

Блестящая карьера Росси подходила к закату. Силы постепенно покидали архитектора, ему, как и всем на склоне лет хотелось покоя. В 1832 году он подал прошение об отставке, которое было принято. Тем не менее, поработать на императора Росси придется еще не раз - в том же, 1832 году был открыт Александринский театр, который же спустя 15 лет зодчему придется реставрировать. А в 1837 году Росси снова окажется у дел, когда его позовут заниматься реконструкцией Эрмитажа . В России просто не было мастера лучше, которому могли бы доверить подобную работу.

Вспоминая, какую грандиозную прижизненную славу снискал себе зодчий, трудно поверить, что на старости лет он окажется на грани нищеты. Отстроенный им Петербург, увы, совершенно забыл заслуги великого архитектора. В 1846 году в семье Росси случилось большое горе - скончалась его вторая супруга. Всего Карл Иванович был женат дважды, и от двух браков у него осталось десять детей. Содержать их, кроме престарелого отца, здоровье которого стремительно ухудшалось, было некому. Поэтому Росси, вместо спокойной старости, о которой он мечтал, вынужден был перебиваться случайными заработками и, давясь унижением, писать письма в императорские кабинеты, прося помочь ему материально. Последние годы жизни Росси прошли по адресу Набережная реки Фонтанки, 185. В ту пору этот район считался очень дешевым, поэтому Росси и снимал здесь жилье. Скудной пенсии (ряд источников и вовсе утверждает, что зодчий на старости лет не удостоился даже пособия) не хватало даже на оплату жилья, поэтому Росси ко всему прочему торговал билетами в ложу на втором ярусе Александринского театра.

Именно нужда сподвигла его в 1849 согласиться реставрировать театр, который он когда-то строил, тогда искренне веря, что это последнее, что от него потребуется. Но императорская администрация понимала, что без опыта Росси ей не обойтись, и потому пригласила его возглавить работы по восстановлению облика здания. Как оказалось, театр сыграл в жизни Карла Ивановича роковую роль.

В 1849 году в Петербурге началась эпидемия холеры. Несколько рабочих тоже заболели. Заразился и сам Росси. И без того хрупкое здоровье архитектора пошатнулось окончательно: старый и немощный, он не смог бороться с болезнью.
Карл Иванович Росси скончался 6 апреля 1849 года. Денег на похороны у его детей не было, поэтому им пришлось обратиться к императору для того, чтобы получить средства на оплату достойного погребения отца. Тем не менее, похороны были тихими, и Росси упокоился на Волковском лютеранском кладбище рядом со своей второй женой. В 1940 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры.