Площадь тверской заставы. Сокращенная вдвое парковка. Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы

«Маленькая ложь, рождает большое недоверие».
Статья Юрия Шаповалова

Многие кто бывал в Москве, были на площади Белорусского вокзала, место очень интересное, в одну сторону - ул. Тверская, с Триумфальной площадью и памятником на ней Маяковскому, в другую сторону Ленинградский проспект, вокруг много разных интересных архитектурных памятников. Большинство из них заслуженно стали «визитной карточкой Москвы».
Например: сам Белорусский вокзал:

И вот казалось бы, что ещё нужно для полного счастья. Вот она история, вот они остатки памятников. Живи и наслаждайся.

Главное верь тому, что написано в официальной истории, и радуйся. Но мы же научены. Доверяй, но проверяй. Давайте вместе рассмотрим, что там сфотографировано и написано. Справедливо на первом месте размещена эта фотография:

: Что за конструкции на башнях слева и у башни у колокольни справа на фото? Каков функционал?

Наверное, она самая ранняя из всех. Нет ещё автомобилей, повозки везут пассажиров и «товары». На месте будущего Второго часового завода Слава ещё построен Храм, Хотя, возможно, что они практически одногодки с другим фото:

Датировки, которые указаны на ресурсе под фотографиями, вполне могут быть ошибочны, или преднамеренно искажены. Конечно же не самим Автором, а теми, кто их «датировал».

Вот описание «Площади» с указанного Ресурса:
«Сама площадь появилась при строительстве заставы Камер-Коллежского вала в 1742 году. По сути это была юридическая граница Москвы, где облагались пошлиной ввозимые в столицу товары. Камер-Коллегия - это старое название налогового органа. Она то в то время и определяла таможенную границу города.
Позже таможенные функции валов были упразднены и введен обычный паспортный контроль.
В 1814 году в честь победы над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года была возведена деревянная Триумфальная Арка.
В 1837 архитектор Бове строит на площади Новые Триумфальные Ворота и площадь переименовывается в Площадь Новых Триумфальных Ворот которые простояли там вплоть до 1936 года.
В 1870 г. открывается Смоленский вокзал (сейчас Белорусский) А уже в 1899 первая появляется первая линия электрического трамвая. Позднее на площади достроили трамвайный круг.

Пока все нормально, вопросов нет. Ещё раз прочитайте последний абзац. Обратите внимание, что в 1899 году появился трамвай. На одном из фото мы видим ему подтверждение. Правда вагончик трамвая тянет лошадь, хотя провода электричества над трамвайными путями уже есть. На другом, есть какие-то столбы посреди Путепровода, но не очень понятно, «трамвайные» они, или нет. Возможно освещение. Кстати посмотрите на Ширину древней «Ленинградки» - ничем не уже нынешней. Первое фото очень важное – на нем отражен Путепровод. Вспоминаем дату запуска трамвая – 1899 год. Все вроде бы пока нормально. Сама площадь и даже арка на ней, выглядят очень органично. Трамвай запущен, круговое движение его организовано. А немного раньше, в 1870-м году Вокзал построили, под «Путепроводом» ЖД рельсы проложили, надо же поездам к вокзалу и обратно без помех подъезжать? Думаю что время, в которое построили Вокзал, должно совпадать со временем, когда построили площадь, возможно даже Триумфальную арку на ней и, конечно же, неотъемлемую её часть «Тверской путепровод». (Кстати раньше его называли «Брестский виадук»).

Вот как он выглядит сегодня: Вид в сторону «Центра»:

Вид со стороны Вокзала:

Арки для ЖД путей:

А теперь самая главная фотография, ради которой я все это затеял:

Посмотрите внимательно на табличку: Построен в 1904 году.
И вот официальная версия строительства «Путепровода»:

История возникновения Тверского путепровода.

«Необходимость в строительстве Тверского путепровода появилась еще в 1870 году, когда была пущена соединительная ветка между Александровской (Смоленское направление) и Николаевской (Санкт-Петербургское) железными дорогами. Тогда же был построен первый Брестский вокзал (ныне Белорусский). Поначалу Петербургское шоссе пересекало эту соединительную ветку посредством шлагбаума, что создавало немалые транспортные трудности. К поездам тогда ещё не привыкли, паровозы пугали как лошадей, так и людей. Поэтому в 1904 году архитектор Иван Иванович Струков одновременно со строительством нового Брестского вокзала начинает возведение крупного моста - Тверского путепровода, основная цель которого - развести движение поездов и транспортных потоков Петербургского шоссе в разных уровнях. Струков решает предать Тверскому путепроводу красивый романтичный образ, как это происходило в те годы в Европе. За основу он взял постройки О. Ритта для Берлинской и О. Вагнера для Венской железной дороги. Тверской путепровод был задуман в образе морского причала, декорированного башенками-маяками. Низ целиком облицован тёмным красным гранитом. Ему был противопоставлен лёгкий, ажурный, светлый верх, украшенный кованными ограждениями и фонарями. Верх моста сделан из бетона, оштукатурен с добавлением мраморного песка. Тверской путепровод строился восемь лет. И он сразу прижился и даже стал визитной карточкой при въезде в центр города. Мост прекрасно вписался в окружающую застройку, а его декоративные башенки перекликались с симметричными корпусами кордегардий, образуя единый ансамбль с Триумфальными воротами. Площадь Белорусского вокзала после возведения Тверского путепровода стала на то время одной из самых красивых в Москве»

Т.е. согласно ОИ, в 1870-м году, построили Вокзал, и уже через 30 лет, появилась необходимость его перестроить. С 1903 по 1912 годы построили новый вокзал, а вместе с ним и новый путепровод. Не смотря на то, что фотография в России существовала задолго до 1900 года, никому не пришло в голову сфотографировать факт строительства «Вокзала». Только художники работали «фотоаппаратами»:

Вот как якобы - выглядела Площадь в 18-м веке. Москва – «Большая Деревня»….

Не знаю как Вам, а мне лично официальная версия не очень нравится. То есть в ней все вроде бы сходится, (Если считать что трамваи вначале ходили «без путепровода», а потом все пришлось перестроить немного), и если принять во внимание, что в архитектуре Белорусского вокзала нет ничего «Античного». И огромную шатровую крышу могли запросто построить, и что в гранитных блоках, из которых сложен Путепровод, нет ничего необычного. Особенно в геометрии блоков «Подпорных» колонн. И то, что Триумфальная арка стояла на своем месте задолго до строительства этих двух «Красот», и что Вокзал пристроили к площади потом, и через ЖД пути пропускали через шлагбаум, постоянно пугая лошадей паровозами. И то, что Путепровод построили только через 30 лет после вокзала….

Но только вот другие факты, Московской архитектуры, говорят, что не все так однозначно в зданиях Москвы. И то, что город, который был практически «уничтожен» (согласно ОИ) страшным пожаром 1812-го года, буквально за несколько десятков лет, пережив страшную войну 1812-го года, Крымскую войну, (Два страшных неурожайных года «Без ЛЕТА» - в 1815-1816 годов), сумел построить ТЫСЯЧИ прекраснейших чудеснейших МЕГА сооружений, не имея ни строительных кранов, ни технологий. … Но это уже совсем другая история.

А вот как выглядит здание с другой стороны Площади:

Это же здание, вход со стороны Площади. Конечно же – вход в «Цокольный этаж»,

Конечно же, тогда всё так строили. И окна в подвале тоже должны быть обязательно, что же это за подвал, без входа и без полноценных окон. Это только в конце 19-го века, додумались строить Первый этаж на «первом этаже». И минимум полуметровый цоколь-фундамент над землей возводить. А до этого всегда в землю закапывали. Думаю вслед за Архитектурой Санкт-Петербурга, настало время более внимательно изучить и архитектуру Москвы.

Этот же дом, на углу Площади и 1-й Брестской улицы. Прекрасный подвал с окнами.

Кстати, на эту же тему: «ПОЧЕМУ-ТО», недавно, уже было принято решение о реконструкции Площади Белорусского вокзала, «ПУТЕМ ЗАМЕНЫ ТВЕРСКОГО ПУТЕПРОВОДА», на более современный. Никак не могут современные архитекторы Москвы вписать это «допотопное», древнее строение в современные требования. И никакие возмущения граждан, не хотят принимать во внимание. Нужно снести и все тут. Не знаю как Вам, но думаю, что дело тут не в «транспортной необходимости». Просто кому-то очень не нравится, это явно не вписывающиеся в каноны официальной истории, прекраснейшее архитектурное строение. И чтобы не было лишних вопросов, решили его просто демонтировать. Нет Строения, нет вопросов, нет проблем.

Удачи и Разума.
***

: От себя добавлю, что техника строительства мостов, путепроводов в те времена была широко распространена. Это хорошо видно в тоннелях и мостах Кругобайкальской ЖД. Там объем выбранного камня и уложенных блоков сопоставим со строительством пирамид Гизы.


Я не вижу не одной соскладированной кучи/палеты готовых блоков. Ведь, что-то должно остаться даже если объект закончен.


И даже здесь, где работа только начинается по монтажу блочных опор мостов. Но если присмотреться – на строительных лесах виден ящик, соразмерный с блоками, как опалубка. Но, ни заготовок каменных масс, ни самих готовых каменных блоков не видно.

Фотографий

И был ли это полностью натуральный камень – у меня сомнения. Взгляните на эти фотографии строительства Транссиба:


Может быть – это литые блоки?

Один из самых необычных музеев Москвы расположен в исторической части города, в бывшем доходном доме, который с конца ХIХ века принадлежал купцу Кузьме Колупаеву.

Здесь, неподалеку от Бутырской тюрьмы, по соседству с полицейским участком, в дни Первой российской революции 1905-1907 годов находилась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета «Рабочий». Она работала под прикрытием магазина «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».

Это единственная в России нелегальная типография, которая так и не была обнаружена царской полицией по причине высокого профессионализма конспираторов.

Музей существует с 1924 года. Его организаторами были те, кто в свое время создавал тайную типографию и работал в ней. Именно поэтому экспозиция с необычайной точностью воспроизводит все детали давно ушедшего прошлого.

Мемориально-музейный комплекс состоит из интерьеров торгового зала, квартиры управляющего магазином. В подвале лавки, замаскированном под склад, на глубине трех метров, была вырыта «пещера». В этой части экспозиции можно увидеть реконструированную подпольную типографию с печатной машиной «Американка».

Музей дает представление не только об условиях и обстановке, в которой работали подпольщики, но и жизни и быте московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX – начала XX века. В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные памятным датам российской истории.

Также в музее демонстрируются игровые фильмы «Американка» (СССР, 1930 год) и «Дом на Лесной» (СССР, 1980 год).

Многие кто бывал в Москве, были на площади Белорусского вокзала, место очень интересное, в одну сторону – ул. Тверская, с Триумфальной площадью и памятником на ней Маяковскому, в другую сторону Ленинградский проспект, вокруг много разных интересных архитектурных памятников. Большинство из них заслуженно стали «визитной карточкой Москвы».
Например: сам Белорусский вокзал:

И вот казалось бы, что ещё нужно для полного счастья. Вот она история, вот они остатки памятников. Живи и наслаждайся.

Главное верь тому, что написано в официальной истории, и радуйся. Но мы же научены. Доверяй, но проверяй. Давайте вместе рассмотрим, что там сфотографировано и написано. Справедливо на первом месте размещена эта фотография:


: Что за конструкции на башнях слева и у башни у колокольни справа на фото? Каков функционал?

Наверное, она самая ранняя из всех. Нет ещё автомобилей, повозки везут пассажиров и «товары». На месте будущего Второго часового завода Слава ещё построен Храм, Хотя, возможно, что они практически одногодки с другим фото:


Датировки, которые указаны на ресурсе под фотографиями, вполне могут быть ошибочны, или преднамеренно искажены. Конечно же не самим Автором, а теми, кто их «датировал».

Вот описание «Площади» с указанного Ресурса:
«Сама площадь появилась при строительстве заставы Камер-Коллежского вала в 1742 году. По сути это была юридическая граница Москвы, где облагались пошлиной ввозимые в столицу товары. Камер-Коллегия – это старое название налогового органа. Она то в то время и определяла таможенную границу города.
Позже таможенные функции валов были упразднены и введен обычный паспортный контроль.
В 1814 году в честь победы над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года была возведена деревянная Триумфальная Арка.
В 1837 архитектор Бове строит на площади Новые Триумфальные Ворота и площадь переименовывается в Площадь Новых Триумфальных Ворот которые простояли там вплоть до 1936 года.
В 1870 г. открывается Смоленский вокзал (сейчас Белорусский) А уже в 1899 первая появляется первая линия электрического трамвая. Позднее на площади достроили трамвайный круг.

Пока все нормально, вопросов нет. Ещё раз прочитайте последний абзац. Обратите внимание, что в 1899 году появился трамвай. На одном из фото мы видим ему подтверждение. Правда вагончик трамвая тянет лошадь, хотя провода электричества над трамвайными путями уже есть. На другом, есть какие-то столбы посреди Путепровода, но не очень понятно, «трамвайные» они, или нет. Возможно освещение. Кстати посмотрите на Ширину древней «Ленинградки» – ничем не уже нынешней. Первое фото очень важное – на нем отражен Путепровод. Вспоминаем дату запуска трамвая – 1899 год. Все вроде бы пока нормально. Сама площадь и даже арка на ней, выглядят очень органично. Трамвай запущен, круговое движение его организовано. А немного раньше, в 1870-м году Вокзал построили, под «Путепроводом» ЖД рельсы проложили, надо же поездам к вокзалу и обратно без помех подъезжать? Думаю что время, в которое построили Вокзал, должно совпадать со временем, когда построили площадь, возможно даже Триумфальную арку на ней и, конечно же, неотъемлемую её часть «Тверской путепровод». (Кстати раньше его называли «Брестский виадук»).

Вот как он выглядит сегодня: Вид в сторону «Центра»:

Вид со стороны Вокзала:

Арки для ЖД путей:

А теперь самая главная фотография, ради которой я все это затеял:

Посмотрите внимательно на табличку: Построен в 1904 году.
И вот официальная версия строительства «Путепровода»:

История возникновения Тверского путепровода.

«Необходимость в строительстве Тверского путепровода появилась еще в 1870 году, когда была пущена соединительная ветка между Александровской (Смоленское направление) и Николаевской (Санкт-Петербургское) железными дорогами. Тогда же был построен первый Брестский вокзал (ныне Белорусский). Поначалу Петербургское шоссе пересекало эту соединительную ветку посредством шлагбаума, что создавало немалые транспортные трудности. К поездам тогда ещё не привыкли, паровозы пугали как лошадей, так и людей. Поэтому в 1904 году архитектор Иван Иванович Струков одновременно со строительством нового Брестского вокзала начинает возведение крупного моста – Тверского путепровода, основная цель которого – развести движение поездов и транспортных потоков Петербургского шоссе в разных уровнях. Струков решает предать Тверскому путепроводу красивый романтичный образ, как это происходило в те годы в Европе. За основу он взял постройки О. Ритта для Берлинской и О. Вагнера для Венской железной дороги. Тверской путепровод был задуман в образе морского причала, декорированного башенками-маяками. Низ целиком облицован тёмным красным гранитом. Ему был противопоставлен лёгкий, ажурный, светлый верх, украшенный кованными ограждениями и фонарями. Верх моста сделан из бетона, оштукатурен с добавлением мраморного песка. Тверской путепровод строился восемь лет. И он сразу прижился и даже стал визитной карточкой при въезде в центр города. Мост прекрасно вписался в окружающую застройку, а его декоративные башенки перекликались с симметричными корпусами кордегардий, образуя единый ансамбль с Триумфальными воротами. Площадь Белорусского вокзала после возведения Тверского путепровода стала на то время одной из самых красивых в Москве»

Т.е. согласно ОИ, в 1870-м году, построили Вокзал, и уже через 30 лет, появилась необходимость его перестроить. С 1903 по 1912 годы построили новый вокзал, а вместе с ним и новый путепровод. Не смотря на то, что фотография в России существовала задолго до 1900 года, никому не пришло в голову сфотографировать факт строительства «Вокзала». Только художники работали «фотоаппаратами»:


Вот как якобы – выглядела Площадь в 18-м веке. Москва – «Большая Деревня»….

Не знаю как Вам, а мне лично официальная версия не очень нравится. То есть в ней все вроде бы сходится, (Если считать что трамваи вначале ходили «без путепровода», а потом все пришлось перестроить немного), и если принять во внимание, что в архитектуре Белорусского вокзала нет ничего «Античного». И огромную шатровую крышу могли запросто построить, и что в гранитных блоках, из которых сложен Путепровод, нет ничего необычного. Особенно в геометрии блоков «Подпорных» колонн. И то, что Триумфальная арка стояла на своем месте задолго до строительства этих двух «Красот», и что Вокзал пристроили к площади потом, и через ЖД пути пропускали через шлагбаум, постоянно пугая лошадей паровозами. И то, что Путепровод построили только через 30 лет после вокзала….

Но только вот другие факты, Московской архитектуры, говорят, что не все так однозначно в зданиях Москвы. И то, что город, который был практически «уничтожен» (согласно ОИ) страшным пожаром 1812-го года, буквально за несколько десятков лет, пережив страшную войну 1812-го года, Крымскую войну, (Два страшных неурожайных года «Без ЛЕТА» – в 1815-1816 годов), сумел построить ТЫСЯЧИ прекраснейших чудеснейших МЕГА сооружений, не имея ни строительных кранов, ни технологий. … Но это уже совсем другая история.

А вот как выглядит здание с другой стороны Площади:


Это же здание, вход со стороны Площади. Конечно же – вход в «Цокольный этаж»,


Конечно же, тогда всё так строили. И окна в подвале тоже должны быть обязательно, что же это за подвал, без входа и без полноценных окон. Это только в конце 19-го века, додумались строить Первый этаж на «первом этаже». И минимум полуметровый цоколь-фундамент над землей возводить. А до этого всегда в землю закапывали. Думаю вслед за Архитектурой Санкт-Петербурга, настало время более внимательно изучить и архитектуру Москвы.


Этот же дом, на углу Площади и 1-й Брестской улицы. Прекрасный подвал с окнами.

Кстати, на эту же тему: «ПОЧЕМУ-ТО», недавно, уже было принято решение о реконструкции Площади Белорусского вокзала, «ПУТЕМ ЗАМЕНЫ ТВЕРСКОГО ПУТЕПРОВОДА», на более современный. Никак не могут современные архитекторы Москвы вписать это «допотопное», древнее строение в современные требования. И никакие возмущения граждан, не хотят принимать во внимание. Нужно снести и все тут. Не знаю как Вам, но думаю, что дело тут не в «транспортной необходимости». Просто кому-то очень не нравится, это явно не вписывающиеся в каноны официальной истории, прекраснейшее архитектурное строение. И чтобы не было лишних вопросов, решили его просто демонтировать. Нет Строения, нет вопросов, нет проблем.

Удачи и Разума.
***

Площадь Тверской заставы расположена между 1-й Тверской-Ямской, 1-й и 2-й Брестскими и Лесной улицами, Грузинским и Бутырским Валом и Ленинградским проспектом.

В том месте, где сейчас расположена эта площадь с Белорусским вокзалом, в 1742 году заканчивалась Москва. Для таможенного контроля Камер-коллегия возвела земляной вал и поставила шлагбаум, две караульни-кордергардии и отряд солдат, проверяющих «подорожные» документы. Застава назывались соответственно направлению проходившей дороги — Тверская.

Вокруг селились ямщики. Слобода быстро обрастала дворами и Тверскими-Ямскими улицами, пока почтовые кареты и дилижансы не потеснили ямщиков. Петербургский тракт был дорогой загруженной. Обозы, тройки, кибитки-сидейки и телеги-скоровозы выстраивались вереницей перед шлагбаумом.

Через Тверскую заставу возвращались в столицу воинские части русской армии. В XVIII веке в России, как и в Европе, утвердилась античная традиция ставить триумфальные арки для встречи победителей. Впервые такие ворота появились на Триумфальной площади — на пересечении Тверской улицы и Садового кольца была старая граница города. Триумфальную арку у Тверских ворот построили в 1814 году для встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над Наполеоном. Сначала арка была деревянная, а в 1834 году ее заменили новой, из камня и чугуна, с шестеркой коней в колеснице Славы, венчающей грандиозное сооружение, выполненное по проекту знаменитого архитектора О.И.Бове. Площадь сразу приобрела необыкновенно парадный вид, и ее стали называть площадью Новых Триумфальных Ворот. В 1936 году, в ходе реконструкции площади, Триумфальные ворота разобрали (с 1968 года они стоят у Поклонной горы), и до 1990 года площадь именовали площадью Белорусского вокзала.

Вокзал открылся в 1870 году, он был шестым в столице. Первоначально он назывался Смоленским, когда железную дорогу продлили до Бреста — Брестским, а когда старое здание вокзала было перестроено по проекту архитектора И.И. Струкова в нынешнее — его наименовали Александровским. Белорусским он стал только в мае1936 года.

Развитие транспорта постоянно изменяло облик площади. В 1872 году здесь появилась конка, в 1899 пошел электрический трамвай и на площади образовался трамвайный круг. В 1904 году началось строительство моста-путепровода через железную дорогу. Для этого проекта Иван Иванович Струков изучил самые известные в мире и лучшие на то время аналогичные сооружения. Он выбрал романтический образ — мост с декоративными башенками, газовыми фонарями, кованым ограждением и выразительной гранитной облицовкой стал настоящим украшением площади.

К тому времени уже были снесены все укрепления Камер-Коллежского вала, на освободившейся территории строили доходные дома, трактиры, лавки, гостиницы. В 1914 году начинается возведение старообрядческого храма Николы Чудотворца (архитектор А.М. Гуржиенко). Строительство закончилось в 1921 году, в 1935 храм был закрыт. Богослужения здесь возобновились в 1995 году.

В 1950 году на площади был разбит сквер, в 1951 в нем установили памятник Максиму Горькому (скульпторы И.Д. Шадр, В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская). Бронзовая скульптура изображала писателя с тростью в руках, в распахнутом пальто — прибывшим из Италии на Белорусский вокзал и взволнованным встречей с москвичами, приветствовавшими его возвращение на Родину. В связи с реконструкцией площади в 2008 году памятник перенесли в Парк скульптур у Центрального дома художников.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

На площади находятся Белорусский вокзал , станции метро «Белорусская» Кольцевой линии и «Белорусская» Замоскворецкой линии , Тверской путепровод .

Площадь Тверская Застава

Площадь Тверская Застава. Вид со стороны ул. Лесная
Общая информация
Страна Россия
Город Москва
Округ ЦАО
Район Тверской
Метро 02 Белорусская ,
05 Белорусская
Прежние названия пл. Новых Триумфальных Ворот, пл. Белорусского Вокзала
Почтовый индекс 125047

Территория площади и фрагменты прилегающих кварталов включены в охранную зону объектов культурного наследия , отдельные здания получили статус памятников .

Происхождение названия

История

В 1814 году на площади строится деревянная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над французским войсками.

В XIX веке сносятся укрепления Камер-Коллежского вала, около площади строятся дешёвые доходные дома с лавками, трактирами и мастерскими на первых этажах .

В 1914 году на территории примыкающего к площади со стороны Бутырского вала квартала по проекту А. М. Гуржиенко начинается строительство старообрядческого храма .

В 1932 году площадь переименована в площадь Белорусского Вокзала .

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года , под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Были разобраны кордегардии и Триумфальные ворота, последние планировалось вновь установить после завершения реконструкции площади , но сделано этого не было - только в 1968 году арка была воссоздана у Поклонной горы . В 1945-1946 годах по проекту архитекторов Н. И. Ермолина и И. Л. Ройтенберга был реконструирован Тверской путепровод - под ним устроили сквозной проезд .

В 1950-х годах на месте разобранного строительного квартала был разбит сквер, в центре которого был установлен памятник Максиму Горькому .

В 1990 году площади возвращено название Тверская Застава . Площадь застраивается множеством торговых ларьков.

В 2002 году проводится конкурс на проект реконструкции площади .

В 2007 году началась реконструкция площади, строительство подземного торгового центра и парковки. Инвестор строительства - «Автостоянка Тверская застава», заказчик - «Стройинком К». Объём инвестиций - около 300 млн долларов. Проектировщики - ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова .

В 2011 году проект остановлен. От планов строительства торгового центра решено отказаться . Памятник Горькому перенесен в парк Музеон и был возвращен на свое историческое место лишь 31 июля 2017 года.