С именем александра невского в истории руси. Святой благоверный князь александр невский (†1263). Накануне невского сражения

Александр Невский – новгородский князь и полководец. Князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263). Канонизирован Русской православной церковью. Традиционно считается российскими историками русским национальным героем, истинно христианским правителем, хранителем православной веры и свободы народа.

Детство и юность

Александр Ярославич Невский родился в городе Переславль-Залесский. Ярослав Всеволодович, отец Александра, был на момент рождения сына переяславским князем, а позже - великим князем Киевским и Владимирским. Ростислава Мстиславна, мать знаменитого полководца - торопецкая княжна. У Александра был старший брат Федор, который умер в 13-летнем возрасте, а также младшие братья Андрей, Михаил, Даниил, Константин, Ярослав, Афанасий и Василий. Кроме того, у будущего князя были сестры Мария и Ульяна.

В 4-летнем возрасте мальчик прошел в Спасо-Преображенском соборе обряд посвящения в воины и стал княжичем. В 1230 году отец посадил Александра вместе со старшим братом на княжение в Новгороде. Но через 3 года Федор умирает, а Александр остается единственным правопреемником княжества. В 1236 году Ярослав уезжает в Киев, затем во Владимир, а 15-летний княжич остается самостоятельно править Новгородом.

Первые походы

Биография Александра Невского тесно связана с войнами. Первый военный поход Александр предпринял вместе с отцом на Дерпт с целью отбить город у ливонцев. Сражение закончилось победой новгородцев. Затем началась война за Смоленск с литовцами, победа в которой осталась за Александром.


15 июля 1240 года состоялась Невская битва, знаменательная тем, что войска Александра без поддержки основной армии разбили лагерь шведов у устья реки Ижоры. Но новгородские бояре испугались возросшего влияния Александра. Представители знати с помощью различных каверз и подстрекательств добились того, что полководец уехал во Владимир к отцу. В это время немецкое войско совершило поход на Русь, захватывая псковские, изборские, вожские земли, рыцари взяли город Копорье. Армия противника вплотную приблизилась к Новгороду. Тогда новгородцы сами стали упрашивать князя вернуться.


В 1241 году Александр Невский прибыл в Новгород, затем освободил Псков, а 5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва - Ледовое побоище - на Чудском озере. Сражение проходило на замерзшем озере. Князь Александр применил тактическую хитрость, заманив рыцарей, облаченных в тяжелые доспехи, на тонкий пласт льда. Атаковавшая с флангов русская конница завершила разгром захватчиков. После этой битвы рыцарский орден отказался от всех недавних завоеваний, также новгородцам отошла и часть Латгалии.


Через 3 года Александр освободил Торжок, Торопец и Бежецк, захваченные войском Великого Княжества Литовского. Затем исключительно силами своего войска, без поддержки новгородцев и владимирцев, догнал и уничтожил остатки литовской армии, а на обратном пути разбил еще одно литовское военное соединение под Усвятом.

Правление

В 1247 году умирает Ярослав. Александр Невский становится Князем Киевским и Всея Руси. Но так как после татарского нашествия Киев потерял стратегическое значение, Александр туда не поехал, а остался жить в Новгороде.

В 1252 году Андрей и Ярослав, братья Александра, выступили против Орды, но татарские захватчики разбили защитников русской земли. Ярослав обосновался в Пскове, а Андрей был вынужден бежать в Швецию, поэтому княжество Владимирское перешло к Александру. Сразу после этого последовала новая война с литовцами и тевтонцами.


Роль Александра Невского в истории воспринимают неоднозначно. Новгородский князь постоянно вел сражения с западными войсками, но при этом преклонялся перед ханом Золотой Орды. Князь неоднократно ездил в Монгольскую империю почитать правителя, особенно поддерживал и союзников хана. В 1257 году даже самолично явился в Новгород с татарскими послами, чтобы выразить поддержку ордынцам.


Кроме того, сына Василия, который сопротивлялся нашествию татар, Александр сослал в Суздальскую землю, а на его место посадил 7-летнего Дмитрия. Такую политику князя в самой России часто называют предательской, поскольку сотрудничество с правителями Золотой Орды подавило сопротивление русских князей на многие годы вперед. Как политика Александра многие не воспринимают, но воином считают отменным, а подвиги не забывают.


В 1259 году Александр с помощью угроз татарского нашествия добился от новгородцев согласия на перепись населения и выплату ордынцам дани, чему русский народ сопротивлялся много лет. Это еще один факт из биографии Невского, который не радует сторонников князя.

Ледовое побоище

В конце августа 1240 года в псковскую землю вторглись крестоносцы Ливонского ордена. После кратковременной осады немецкие рыцари овладели Изборском. Затем защитники католической веры осадили Псков и заняли его при содействии изменников-бояр. Далее последовало вторжение в новгородскую землю.

По призыву Александра Невского на помощь новгородцам прибыли войска из Владимира и Суздаля под командованием князя Андрея, брата новгородского правителя. Соединенное новгородско-владимирское войско предприняло поход на псковскую землю и, отрезав дороги из Ливонии на Псков, штурмом завладело этим городом, а также Изборском.


После этого поражения ливонские рыцари, собрав большое войско, выступили к Псковскому и Чудскому озерам. Основу войска Ливонского ордена составляла тяжеловооруженная рыцарская конница, а также пехота, которая по численности многократно превосходила рыцарей. В апреле 1242 года произошло сражение, вошедшее в историю как Ледовое побоище.

Историки долгое время не могли определить точное место битвы, ведь гидрография Чудского озера часто менялась, но координаты сражения ученым позже все-таки удалось указать на карте. Эксперты сошлись во мнении, что более точно описывает битву Ливонская рифмованная хроника.


В «Рифмованной хронике» указано, что у Новгорода числилось большое количество стрелков, которые первыми приняли удар рыцарей. Рыцари построились «свиньей» – глубокой колонной, начинающейся тупым клином. Такое образование позволяло тяжеловооруженной рыцарской кавалерии наносить таранный удар по линии противника, ломать боевые порядки, но в этом случае подобная стратегия оказалась ошибочной.

Пока передовые отряды ливонцев пытались пробить плотный строй новгородской пехоты, княжеские дружины оставались на месте. Вскоре дружинники ударили по флангам неприятеля, сокрушая и смешивая ряды немецких войск. Новгородцы одержали решающую победу.


Некоторые историки утверждают, что рыцарские соединения состояли из 12-14 тыс. воинов, а ополчение новгородцев насчитывало 15-16 тыс. человек. Другие эксперты считают эти цифры непомерно завышенными.

Результат битвы решил исход войны. Орден заключил мир, отказавшись от завоеванных псковских и новгородских территорий. Эта битва сыграла огромную роль в истории, повлияла на развитие региона, сохранила свободу новгородцев.

Личная жизнь

Александр Невский женился в 1239 году, сразу после победы над литовцами под Смоленском. Супругой князя стала Александра, дочь Брячислава Полоцкого. Молодые венчались в храме святого Георгия в Торопце. Через год у них родился сын Василий.


Позже жена подарила Александру еще троих сыновей: Дмитрия, будущего князя новгородского, переяславского и владимирского, Андрея, который будет костромским, владимирским, новгородским и городецким князем, и Даниила, первого князя московского. Также у княжеской пары была дочь Евдокия, которая впоследствии вышла замуж за Константина Ростиславича Смоленского.

Смерть

В 1262 году Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться предотвратить намечавшийся татарский поход. Новое вторжение спровоцировали убийства собирателей дани в Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и Владимире. В Монгольской империи князь тяжело заболел, а на Русь вернулся уже умирающим.


По возвращению домой Александр Невский принимает торжественную клятву православных монахов под именем Алексия. Благодаря этому поступку, а также из-за регулярных отказов Римскому папству принимать католичество, великий князь Александр стал любимым князем русского духовенства. Более того, в 1543 году он был канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев.


Скончался Александр Невский 14 ноября 1263 года, похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году император приказал перезахоронить мощи святого князя в Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге. Памятник князю установлен на площади имени Александра Невского перед входом в Александро-Невскую Лавру. Этот монумент представлен на фото в исторических изданиях и журналах.


Известно, что часть мощей Александра Невского находится в Храме Александра Невского в Софии (Болгария), а также в Успенском соборе Владимира. В 2011 году образ с частицей мощей передали Александро-Невскому храму уральского села Шурала. Икону Святого благоверного князя Александра Невского часто можно встретить в российских храмах.

  • Основные военные победы князь Александр одержал в молодости. К моменту Невской битвы полководцу исполнилось 20 лет, а во время Ледового побоища князю было 22 года. Впоследствии Невского считали политиком и дипломатом, но больше все-таки военачальником. За всю жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.
  • Александр Невский – единственный светский православный правитель во всей Европе и на Руси, который не шел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти.

  • После смерти правителя появилась «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», литературное произведение агиографического жанра, созданное в 80-х годах XIII века. Предполагается, что составление «Жития Александра Невского» осуществлялось в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя.
  • Об Александре Невском часто снимают художественные фильмы. В 1938 году вышел самый известный фильм, получивший название «Александр Невский». Режиссером картины стал , а для хора и солистов с оркестром советским композитором создана кантата «Александр Невский».
  • В 2008 году состоялся конкурс «Имя России». Мероприятие организовали представители государственного телеканала «Россия» совместно с Институтом российской истории РАН и фондом «Общественное мнение».
  • Пользователи Сети выбирали «Имя России» из готового списка «пятисот великих деятелей страны». В результате конкурс едва не завершился скандалом, ведь лидирующую позицию занял . Организаторы заявили, что за коммунистического вождя отдали голоса «многочисленные спамеры». В итоге Александра Невского назвали официальным победителем. По мнению многих, именно фигура новгородского князя должна была устроить и православную общественность, и патриотов-славянофилов, а также просто любителей русской истории.

Невская битва - сражение между русскими и шведскими войсками на реке Неве. Целью вторжения шведов был захват устья реки Невы, что давало возможность овладеть важнейшим участком пути «из варяг в греки», находившимся под контролем Великого Новгорода. Воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам шведского войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции в условиях Батыева нашествия.

НОВГОРОДСКАЯ ПЕРВАЯ ЛЕТОПИСЬ СТАРШЕГО ИЗВОДА

Придоша Свѣи в силѣ велицѣ, и Мурмане, и Сумь, и ѣмь в кораблихъ множьство много зѣло; Свѣи съ княземь и съ пискупы своими; и сташа в Невѣ устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку и Новъгородъ и всю область Новгородьскую. Но еще преблагыи, премилостивыи человѣколюбець богъ ублюде ны и защити от иноплеменьникъ, яко всуе трудишася без божия повелѣния: приде бо вѣсть в Новъгородъ, яко Свѣи идуть къ Ладозѣ. Князь же Олександръ не умедли ни мало с новгородци и с ладожаны приде на ня, и побѣди я силою святыя Софья и молитвами владычица нашея богородица и приснодѣвица Мария, мѣсяца июля въ 15, на память святого Кюрика и Улиты, в недѣлю на Сборъ святыхъ отець 630, иже в Халкидонѣ; и ту бысть велика сѣча Свѣемъ. И ту убиенъ бысть воевода ихъ, именемь Спиридонъ; а инии творяху, яко и пискупъ убьенъ бысть ту же; и множество много ихъ паде; и накладше корабля два вятшихъ мужь, преже себе пустиша и к морю; а прокъ ихъ, ископавше яму, вметаша в ню бещисла; а инии мнози язвьни быша; и в ту нощь, не дождавше свѣта понедѣльника, посрамлени отъидоша.

Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, Намѣстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника, а всѣхъ 20 мужь с ладожаны, или мне, богь вѣстъ. Князь же Олександръ съ новгородци и с ладожаны придоша вси здрави въ своя си, схранени богомь и святою Софьею и молитвами всѣхъ святыхъ.

НАКАНУНЕ НЕВСКОГО СРАЖЕНИЯ

1238 г. стал переломным в судьбе Александра Ярославича. В битве с татарами на реке Сити решалась судьба не только великого князя, всей Русской земли, но и его отца, и его самого. После гибели Юрия Всеволодовича именно Ярослав Всеволодович, как старший в роду, стал великим князем владимирским. Александру отец определил все тот же Новгород. Тогда же, в 1238 г., семнадцатилетний Александр женился на княжне Прасковье, дочери полоцкого князя Брячислава. Тем самым Александр приобрел в лице полоцкого князя союзника на западных рубежах Руси. Венчание происходило на родине матери и деда, в городе Торопце, а свадебный обед состоялся дважды — в Торопце и в Новгороде. Александр демонстрировал свое уважение к городу, где он впервые вышел на самостоятельный княжеский путь.

Поворотными для Александра этот год и последующий были и в другом смысле. Нашествие татаро-монголов и жесточайшее разорение ими русских земель как бы подчеркнули уже давно развивающийся политический распад Руси, ее все возрастающую военную слабость. Разгром Батыем русских земель закономерно совпал с усилением агрессии против Руси всех ее соседей. Им казалось, что теперь стоит предпринять лишь небольшое усилие, и можно будет прибрать к своим рукам все, что осталось за чертой татаро-монгольского завоевания.

Литовцы захватили Смоленск, тевтонские рыцари, разорвав прежний мир, начали наступление на Псков. Сначала они овладели крепостью Изборск, а потом осадили и сам Псков. Взять его не удалось, но городские ворота открыли рыцарям их сторонники из числа псковского боярства. Одновременно датчане атаковали земли чуди (эстов) на берегу Финского залива, находившиеся под властью Новгорода. Последний оплот свободной и независимой еще Руси — новгородские земли — был поставлен на грань катастрофы. По существу, Александру Ярославичу и стоящему за его спиной великому князю противостоял блок западных стран, ударными силами которого были «слуги Божьи» из немецких земель. В тылу же лежала разоренная татарами Русь. Юный князь оказался в центре восточноевропейской политики. Наступал решающий этап борьбы русских за оставшиеся еще независимыми земли.

Первыми открытый удар по новгородским владениям нанесли давние враги Новгорода шведы. Они придали походу крестовый характер. Грузились на корабли под пение религиозных гимнов, католические священники благословили их в путь. В начале июля 1240 г. флот шведского короля Эрика Леспе направился к русским берегам. Во главе королевского войска стояли ярл Ульф Фаси и зять короля ярл Биргер. По некоторым данным, С обоими ярлами шло несколько тысяч человек Вскоре шведы бросили якоря в том месте, где река Ижора впадает в Неву. Здесь они раскинули свой стан и начали рыть боевые рвы, предполагая, видимо, закрепиться надолго и в дальнейшем заложить крепость, свой опорный пункт в ижорской земле, как они это уже сделали в землях еми и суми.

В древнем предании сохранилось обращение шведского вождя к новгородскому князю: «Если хочешь противиться мне, то я уже пришел. Приди и поклонись, проси милости, и дам ее, сколько захочу. А если воспротивишься, попленю и разорю всю и порабощу землю твою и будешь ты мне рабом и сыновья твои». Это был ультиматум. Шведы требовали от Новгорода безусловного повиновения. Они были убеждены в успехе своего предприятия. По их понятиям, сломленная татарами Русь не могла оказать им серьезного сопротивления. Однако события разворачивались вовсе не так, как предполагали шведские крестоносцы. Еще на входе в Неву их шнеки были замечены местными ижорскими дозорщиками. Ижорский старейшина Пелгусий тут же дал знать в Новгород о появлении противника и позднее сообщал Александру о месте пребывания и количестве шведов.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ВО ВРЕМЯ БИТВЫ

Сражавшийся во главе дружины переяславцев князь Александр Ярославич с высоты своего боевого коня сумел высмотреть «королевича» Биргера, защищенного мечами нескольких рыцарей. Русский ратоборец направил своего коня прямо на вражеского предводителя. Туда же развернулась и княжеская ближняя дружина.

«Королевич» Биргер как королевский полководец в ходе Невской битвы подтвердил, вне всякого сомнения, репутацию древнего рода Фолькунгов. В русских летописях нет упоминаний о его личной «шаткости» в проигранном сражении до той минуты, когда он получил тяжелое ранение в лицо. Биргер сумел сплотить вокруг себя личную дружину, часть рыцарей-крестоносцев и попытался отразить дружное нападение русской конницы.

То обстоятельство, что крестоносцы стали успешно отбиваться от нападавших на них русских конников у златоверхого шатра, и заставило князя Александра Ярославича усилить здесь натиск. В противном случае шведы, начавшие получать подкрепления со шнеков, могли отбить нападение и тогда исход битвы становился труднопредсказуемым.

О том часе летописец скажет: «Была брань крепка зело и сеча зла». В самый разгар яростной сечи сошлись два предводителя противоборствующих сил — новгородский князь и будущий правитель Шведского королевства Биргер. То был рыцарский поединок двух полководцев средневековья, от исхода которого зависело очень многое. Таким и изобразил его на своем историческом полотне замечательный художник Николай Рерих.

Девятнадцатилетний Александр Ярославич смело направил коня на выделявшегося в рядах рыцарей-крестоносцев закованного в латы Биргера, восседавшего на коне. И тот и другой славились искусностью в рукопашных единоборствах. Русские воины почти никогда не носили шлемов с забралами, оставляя лицо и глаза неприкрытыми. Только вертикальная стальная стрела предохраняла лицо от удара мечом или копьем. В рукопашном бою это давало большое преимущество, поскольку воин лучше видел поле битвы и своего противника. В таком шлеме бился на невских берегах и князь Александр Ярославич.

Ни биргеровские оруженосцы, ни ближние княжеские дружинники не стали мешать поединку двух военачальников. Умело отбив удар Биргера тяжелым копьем, новгородский князь изловчился и метко ударил своим копьем в смотровую щель опущенного забрала шлема предводителя шведов. Острие копья вонзилось в лицо «королевича» и кровь стала заливать ему лицо, глаза. Шведский полководец покачнулся в седле от удара, но на коне удержался.

Оруженосцы и слуги Биргера не дали русскому князю повторить удар. Они отбили тяжелораненого хозяина, рыцари-крестоносцы вновь сомкнули строй у златоверхого шатра и рукопашные схватки здесь продолжились. Биргера поспешили увести на флагманский шнек. Королевское войско осталось без испытанного предводителя. Ни ярл Ульф Фаси, ни воинственные католические епископы в рыцарских доспехах не смогли заменить его.

Русский летописец так описал рыцарский поединок новгородского князя Александра Ярославича и шведского полководца: «...Изби множество бещисленно их, и самому королеви возложити печать на лице острым своим копием».

О ЗНАЧЕНИИ НЕВСКОЙ ПОБЕДЫ

Потери новгородцев были весьма незначительны, всего с ладожанами двадцать человек. Так недорого обошлась славная победа! Нам невероятными представляются эти известия, «да и немудрено, — замечает историк, — им дивились современники и даже очевидцы». Но чего не может совершить беззаветная удаль и самоотверженная любовь к родине, одушевленная надеждой на небесную помощь! Успех русских много зависел от быстроты, неожиданности нападения. В страшном замешательстве и переполохе разноплеменные враги, обманувшись в своей надежде на богатую добычу и раздраженные неудачей, может быть, бросились избивать друг друга и продолжали кровопролитный бой между собою и на другом берегу Ижоры. Но более всего, без сомнения, победа зависела от личных достоинств вождя, который «бе побеждая везде, а непобедим николиже». Недаром современники и потомство дали Александру Ярославичу славное имя Невского. Его орлиный взгляд, его мудрая сообразительность, его юный энтузиазм и распорядительность во время боя, его геройская отвага и разумно принятые меры предосторожности, а главное — небесное содействие ему всего вернее обеспечили успех дела. Он сумел воодушевить войско и народ. Самая личность его производила чарующее впечатление на всех, кто его видел. Незадолго до славной Невской победы в Новгород приходил магистр ливонский Андрей Вельвен, «хотя видети мужество и дивный возраст блаженного Александра, якоже древле царица южская прииде к Соломону видети премудрость его. Подобно тому и сей Андрияш, яко узре святаго великаго князя Александра, зело удивился красоте лица его и чудному возрасту, наипаче же видя Богом дарованную ему премудрость и непременный разум, и не ведяше како нарещи его и в велице недоумении бысть. Егда же возвратился от него, и прииде восвояси, и начат о нем поведати со удивлением. Прошед, рече, многи страны и языки, и видех много цари и князи, и нигде же такова красотою и мужеством не обретох ни в царех царя, ни в князех князя, яко же великий князь Александр». Для объяснения тайны этого обаяния недостаточно указания только на отвагу и предусмотрительность. Одновременно с этими качествами в нем было нечто высшее, что неотразимо влекло к нему: на челе его сияла печать гения. Как яркий светильник, горел в нем явно для всех дар Божий. Этим-то даром Божиим все любовались в нем. Прибавим к этому его искреннее благочестие. Подобно слову Божию о Немвроде, он также был воин «пред Господом». Вдохновенный вождь, он умел вдохновлять народ и войско. Всего ярче отражается светлый образ невского героя в летописях, писанных большею частью современниками. Каким теплым чувством, каким, можно сказать, благоговением дышат их безыскусственные рассказы! «Как дерзну я, худой, недостойный и многогрешный, написать повесть об умном, кротком, смысленном и храбром великом князе Александре Ярославиче!» — восклицают они. Изображая его подвиги, они сравнивают его с Александром Великим, с Ахиллом, с Веспасианом — царем, пленившим землю иудейскую, с Сампсоном, с Давидом, по мудрости — с Соломоном. Это не риторическая прикраса. Все это подсказано глубоко искренним чувством. Подавленный страшным нашествием татар, русский народ инстинктивно искал утешения, отрады, жаждал того, что хотя несколько могло бы поднять и ободрить упавший дух, оживить надежды, показать ему, что не все еще погибло на святой Руси. И он нашел все это в лице Александра Ярославича. Со времени Невской победы он сделался светлой путеводной звездой, на которой с горячей любовью и упованием сосредоточил свои взоры русский народ. Он стал его славой, его надеждой, его утехой и гордостью. Притом он был еще так молод, так много предстояло ему еще впереди.

Римляне побеждены и посрамлены! — радостно восклицали новгородцы, — не свея, мурмане, сумь и емь — римляне и в этом выражении, в этом названии побежденных врагов римлянами народный инстинкт верно угадал смысл нашествия. Народ прозревал здесь посягательство Запада на русскую народность и веру. Здесь, на берегах Невы, со стороны русских дан был первый славный отпор грозному движению германства и латинства на православный Восток, на святую Русь.

ИСТОРИКИ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ

Н.М. Карамзин: «Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верило мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя Святого, ему данное, гораздо выразительнее Великого: ибо Великими называют обыкновенно счастливых: Александр же мог добродетелями своими только облегчить жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их во внешнем блеске государства.»

Н.И. Костомаров : «Духовенство более всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, уменье ладить с ним... и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигли бы его при всякой попытке к освобождению и независимости, — все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости... покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой».

С.М. Соловьев: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».

Жизнь и подвиги благоверного князя Александра Невского могут показаться изложенными довольно полно. О святом князе написано уже множество работ как церковного, так и светского характера, но, тем не менее, его личность всегда будет приковывать к себе внимание. Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.

Однако в последнее время в исторической науке наметилась иная тенденция: в 80-90-е годы прошлого столетия как в западноевропейской, так и в российской науке появились исторические труды, целью которых стало переосмысление значения для истории Руси политики и деятельности благоверного князя. Итогом этого стали идеи о том, что его подвиг не просто типичный, рядовой для воина-князя поступок, но и скорее роковая ошибка, предопределившая «не тот» путь развития средневековой Руси, а затем и России.

Моральные оценки в исторической науке неизбежны: оценивая прошлое, каждое поколение определяет свой дальнейший путь. Однако подобный «суд истории» бывает справедливым далеко не всегда. И, вопреки обвинениям, которые выдвигают подобные авторы, существуют неоспоримые факты, являющиеся свидетельствами истинности достоинств и трудов благоверного князя Александра Ярославича Невского. Одному из таких фактов - почитанию князя Александра в лике святого - и посвящена данная статья.

Но прежде, чем перейти к вопросу об истории прославления, необходимо сделать хотя бы краткий историографический обзор трудов, посвященных изучению и оценке деятельности святого князя Александра.

Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским» ; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» .

В целом же историки конца XVIII - начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского .

Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь .

Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского - гениального полководца и патриота - преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере .

Заметки, касающиеся собственно истории почитании князя Александра в качестве святого, встречаются в трудах многих исследователей. Однако пока нет ни одной монографии, непосредственно посвященной исследованию истории почитания благоверного князя Александра. Тем не менее, можно выделить следующие работы: Регинская Н.В., Цветков С.В. «Благоверный князь православной Руси - святой воин Александр Невский» ; Сурмина И.О. «Александр Невский в русской дореволюционной историографии» , а также статью Фритьона Беньямина Шенка «Русский герой или миф?» .

Среди первоисточников следует, прежде всего, указать на историко-агиографическую «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». «Повесть» дошла до нас в нескольких редакциях XIII-XVIII веков. Первая редакция была написана в стенах Владимирского Рождественского монастыря младшим современником Александра Невского не позже 1280-х годов. Первоначальное житие представляло собой панегирик в честь Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое произвела личность князя на современников. Житие состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств «самовидцев»; в конце был приписан плач по умершему, включавший и посмертное чудо с духовной грамотой. При этом последний эпизод являлся свидетельством безусловной святости князя, а весь текст жития говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига Александра.

В XV-XVI веках житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое содержание путем вставок из летописей. Различные версии жития дошли в составе летописных сводов и собраний житий святых .

Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве . Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. После того как митрополит поведал об увиденном народу, «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», - пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) . «Повесть о житии Александра Ярославича Невского» , написанная в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260 и 1280-ми годами, подтверждает предположение, что Александр уже вскоре после смерти почитался в регионе в качестве святого князя . В XIV-XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства . Известно чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников» . После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. «После 117-летнего пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными . Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы .

Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания .

В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого . Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра . В произведениях придворной истории (Степенная книга, Никоновская летопись) князь прославлен основателем рода Даниловичей .

Подъем почитания князя произошел в XVIII веке при Петре I. В 1710 году царь приказал воздвигнуть на месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240 году монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. Этим символическим актом Петр хотел прочно увязать память о своей собственной победе над шведами с памятью о триумфе Александра в Невской битве . В 1724 году первый русский император приказал, чтобы впредь святого больше не изображали как схимника и монаха, а только «в ризах великого князя» . Более того, Петр приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году). Именно в этот день в 1724 году произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Петр лично внес мощи святого князя, прибывшие по воде из Владимира, в построенную на территории Александро-Невской обители церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С этого момента князь был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы, а также великим предшественником Петра . После перенесения мощей Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23-го числа службе, отныне праздновать 30 августа» .

Таким образом, в XVIII столетии благоверный князь Александр предстает перед нами уже не как преподобный угодник Божий, но как прославленный князь и великий предок царской семьи. Связав имя святого Александра Невского с важнейшей в истории России датой - подписанием мирного договора со шведами, Петр I придал его почитанию государственный и политический характер. Уже после смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. А к 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница для мощей святого. На ее изготовление было истрачено 90 пудов чистого серебра - первой продукции «Колыванских рудокопен». В XIX веке три русских императора были соименны благоверному князю Александру, и тем самым подчеркивалась роль благоверного князя-воина как покровителя царствующего дома. Последнее обстоятельство во многом предопределило, почему во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и храмов .

В конце XVIII века, а окончательно уже в XIX веке под влиянием трудов светских историков личность Александра приобретает черты национального героя. В характерном возвышенном тоне писал об Александре Н.М. Карамзин, весьма достойно предстал князь в «Истории» С.М. Соловьева, и даже скептик Н.И. Костомаров, оценки которого часто носят весьма язвительный характер, для Александра сделал исключение и написал о нем в почти карамзинском духе .

Образ Александра Невского в XIX веке выделяется, во-первых, своим светским характером: в текстах русских историков святой предстает правителем русской земли; во-вторых, Александр превратился в исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации . Но эвакуация не была осуществлена.

После октябрьской революции 1917 года большевики в первые два десятилетия своего правления не принимали во внимание деятельность Александра Невского. На это было несколько причин: во-первых, он был святым и символом Православной Церкви; во-вторых, представителем монархического режима и правящего класса; в-третьих, русские прославляли его как национального героя. М.Н. Покровский и его ученик заклеймили князя как «приспешника новгородской торговой буржуазии» . В 1918-1920 годах большевики развернули яростную антирелигиозной кампанию, в ходе которой было вскрыто и разграблено около 70 святых мощей. В то время и диктатор «красного Петрограда» Г.Е. Зиновьев и его Комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей благоверного князя Александра, но Совет отказал из-за активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Г.Е. Зиновьеву удалось продвинуть в Петросовете постановление о вскрытии раки святого.

12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. Вскрытие мощей провели публично. Для этого были приглашены работники райкомов партии, коммунисты, представители воинских частей, общественность. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец . Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма. Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского» .

Александр Невский не был предан забвению только благодаря радикальному идеологическому повороту середины 1930-х, объявившему советский патриотизм новой пропагандистской доктриной. Наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью «реабилитирован» в 1937 году. Будучи до этого гонимым, теперь он стал выдающимся деятелем истории СССР . Одним из важнейших моментов этой «реабилитации» стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Он оказался до такой степени актуальным накануне войны, что не был допущен к показу. И лишь после начала Великой Отечественной войны он вышел на экраны страны .

Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны. В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова . В советской прессе было опубликовано значительное количество материалов, посвященных событиям 1242 года, целью которых были подъем и поддержание патриотического настроения в рядах красноармейцев и мирного населения .

Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского . А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути - восстановлении) ордена Александра Невского .

В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев - Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I . В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города. Эта волна гражданской популярности благоверного князя поддерживалась и Русской Православной Церковью. В годы войны ею были собраны пожертвования на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя князя воспринималось как символ борьбы с германской агрессией на русские земли. При этом во внимание было взято то, что новгородский князь, разбивший в 1242 году на льду Чудского озера рыцарей Тевтонского ордена, как никто другой подходил для советской пропаганды против фашистской Германии: «Гитлер, отважившийся напасть на СССР, будет разбит Красной Армией так же, как Александр Невский одолел рыцарей Тевтонского ордена в 1242 году» .

Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году. В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. Освящая усть-ижорскую землю, патриарх призвал помолиться за всех, кто погиб, защищая Родину. 750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленинграде в 1990 году. На месте битвы была восстановлена Александро-Невская церковь . О деятельности святого князя вспомнили и отечественные средства массовой информации. А празднования дней памяти Невской битвы и Чудского побоища теперь проводятся ежегодно и с привлечением клубов военно-исторической реконструкции.

В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни. Сведения о его жизни и деятельности, зафиксированные памятниками письменности, скупы, но в большинстве своем составлены свидетелями и очевидцами событий, поэтому они с интересом вновь и вновь читаются как специалистами, так и массовым читателем. К сожалению, далеко не все подробности жизни и деятельности князя Александра Невского нам известны.

Итак, в хронологии почитания святого в историческом времени можно выделить несколько этапов:

XIII-XIV века - новгородско-владимирский этап,

XIV-XVII века - московский этап,

XVIII век - 1920-е годы - петербургско-европейский этап,

1920-е - 1990-е годы - советский этап,

1990-е - 2010-е годы - православно-иконологический этап.

Отметим, что каждый из этапов почитания благоверного князя Александра связан с ключевыми периодами отечественной истории.

Из местночтимого владимирского святого князь Александр Невский в историческом времени стал небесным покровителем Российской империи. И в этом, без сомнения, мы видим особый Промысл Божий. Как отметил Г.В. Вернадский, «два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке - имели одну цель: сохранение Православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром» .

Вместо заключения

Как уже отмечалось выше, в настоящее время появляются работы, основной целью которых является пересмотр деятельности и самой личности Александра Ярославича с критической стороны. Мы не будем учитывать личный мистический опыт молитвы, но ответом на все выдвигаемые этими авторами аргументы для нас является то обстоятельство, что благоверный князь Александр Ярославич Невский - святой! Он был прославлен фактически сразу же после смерти. А это не может не являться свидетельством его богоугодной жизни. И даже если его канонизация была напрямую связана с тем, что, по мнению И.Н. Данилевского, «в глазах современников он оказался последним защитником Православия накануне ожидаемого конца света» , нужно отчетливо понимать, что святыми просто так не становятся. Святые - это люди, прославленные Самим Богом. И если Господу было угодно прославить в веках Своего угодника благоверного князя Александра Ярославича, то в этом есть глубокий смысл. Ибо, подражая святым, мы приближаемся к Богу. «Из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от дел мира - угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!»

Фактом остается то, что князь Александр всегда занимал и будет занимать важное место в исторической памяти народа. «Александр Невский - русский герой или миф?» - так звучит вопрос, на который пытаются ответить критики. А ответ на этот вопрос лежит в самом понимании слова «миф», в котором можно выделить два значения. Одно сводится к противопоставлению мифа и реальной истории. Согласно второму, миф имеет культурообразующий смысл, по нему выверяются базовые ценности общества и государства. Но сможем ли мы дать верный ответ на вопрос: «Что есть «реальная история»? Возможно ли ее объективное восприятие, восприятие вне чьих-либо интерпретаций, которые в итоге апеллируют к тем или иным мифам? Когда человек сомневается в целесообразности своего существования, при отсутствии противовеса это ведет к самоубийству. Когда нация сомневается в оправданности своего бытия, это приводит к ее вырождению. Ибо, как писал святитель Николай Сербский: «Всякий, желающий посрамить Бога, сам бывает посрамлен, а Богу предоставляет случай еще больше прославиться. И всякий, старающийся унизить праведника, в конце концов унижает себя, а праведника еще более возносит» . «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6: 2) - говорит нам апостол Павел. Над этими словами серьезно стоит задуматься критикам, ибо «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деян. 10: 15).

Гораздо больший интерес для нас представляет история распространения почитания святого. В разные эпохи существования государства Российского отношение к деятельности и личности великого князя Александра приобретало ту или иную окраску. До XVIII века мы видим Александра в чине преподобных. И хотя мы знаем, что общерусское почитание святого началось задолго до Петра, именно при Петре I Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых. Петр, заложивший новую столицу страны, усмотрел определенный символический смысл в том, что город был основан вблизи места, где в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил шведов. Петр нашел в князе Александре необходимый историко-религиозный пример, который, кроме прочего, почитался народом и Церковью, а в их поддержке царь нуждался при проведении реформ и возведении новой столицы. Как было замечено А.В. Карташевым, Александр нужен был Петру для соединения воедино небесного (старого церковного поклонения) и земного (притянутого Петром к современным ему реалиям) . Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время.

Ответ на вопрос современных исследователей: как объяснить тот феномен, что образ Александра Невского занимает прочное место в русской культурной памяти уже свыше семи столетий, несмотря на то, что трактовки данного образа на протяжении этого времени неоднократно и основательно менялись? - заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф. 7: 24-27). Камень же этот - Христос! «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16). И еще: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2: 7-8).

«Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев!» (Пс. 67: 36).

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!

Фритьон Беньямин Шенк . Русский герой или миф? С. 90–93.

Выдающийся полководец, герой Невской битвы и Ледового побоища, великий князь Александр Невский был мудрым правителем и опытным дипломатом. Политический путь, выбранный им, не позволил исчезнуть Руси, и на многие века определил вектор развития нашего государства.


Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года в Переяславле-Залесском. Он был прямым наследником великих Киевских князей, Владимира, Крестителя Руси и Ярослава Мудрого, среди его знаменитых предков Юрий Долгорукий и Всеволод Большое Гнездо.

Ко времени начала государственной деятельности Александра Невского положение Руси было катастрофическим. Нашествие монгольских кочевников в 1237-1238 годах нанесло колоссальный урон русским землям. Города и села были разорены, тысячи крестьян и ремесленников оказались в полоне, торговые связи между городами прекратились. Монголы поглотили восточных и южных соседей Руси – волжских болгар, половцев, печенегов, торков и берендеев. Подобная участь ожидала и русских.

В какой-то степени прежние структуры княжеской власти, с включением в состав Золотой Орды, удалось сохранить отцу Александра Ярославича, князю Ярославу Всеволодовичу. После его смерти продолжать эту линию пришлось уже его сыну Александру. Но кроме монгольского вопроса, князю предстояло решать немецкий вопрос.

«Вражда немецкого племени с славянским принадлежит к таким всемирным историческим явлениям, – по словам историка Николая Костомарова, – которых начало недоступно исследованию, потому что оно скрывается во мраке доисторических времен».

Ливонский орден, имевший своим покровителем одного из самого могущественного правителя Европы, папу Римского, в первой половине XIII века предпринял наступление на славянские земли. Это наступление не являлось простой попыткой одного государства расширить свою территорию за счет другого, это был настоящий крестовый поход, в котором участвовали рыцари со всей Европы, и который ставил своею целью политическое, культурное и религиозное порабощение Северо-Западной Руси.

Кроме Ливонского ордена, русским землям угрожали молодое Литовское государство и Швеция. Новгородское княжение Александра Ярославича пришлось именно на период серьезных внешнеполитических осложнений на северо-западе Руси. И появление князя на исторической сцене уже его современниками было расценено как провиденциальное.

«Без Божия повеления не было бы княжения его», – сообщает летопись.

Политическая интуиция молодого князя подсказала ему правильное решение, отказаться от призрачной помощи против монголов Запада, которую на определенных условиях предлагал папа Иннокентий IV. Было очевидно, что договоры с Западом не могут привести к положительному результату. В начале XIII века европейские правители обнажили свои истинные намерения, когда вместо освобождения от неверных Святой Земли, в 1204 году они захватили православный Константинополь.

Александр будет противостоять любым попыткам западных соседей воспользоваться монгольским нашествием и завладеть русскими землями. В 1240 году он разобьет шведов на Неве, и за эту блистательную победу получит наименование Невский, в 1241 году Александр Ярославич выбьет оккупантов из Копорья, в 1242 году – из Пскова и разгромит войско Ливонского ордена и Дерптского епископа на льду Чудского озера.

Как отмечает Костомаров, Александр Невский избавил русских от участи прибалтийских славян, покоренных немцами, и укрепил северо-западные рубежи Руси.

Обезопасив западные границы Руси, князь Александр Ярославич принялся за дела на востоке. Он четыре раза ездил в Орду, чтобы заручиться поддержкой хана. Военным способом восточный вопрос было решить невозможно, силы кочевников значительно превосходили силы русских, поэтому Александр Ярославич выбрал дипломатический путь.

«Своей осмотрительной политикой, – писал о князе Александре Невском, историк Владимир Пашуто, – он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».

Взвешенная политика Александра Невского уберегла русское православие от мутации – унии с Римом, позволила Церкви продолжить свою миссию на русских землях и даже за ее пределами, в 1261 году при посредничестве великого князя была образована даже Сарайская епархия с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды.

По оценке историка Георгия Вернадского, благодаря сохранившемуся православию «как нравственно-политической силы русского народа» было возможно возникновение Русского царства.

Русская Православная Церковь, высоко оценивая жизненный подвиг великого князя Александра Невского, прославила его в лике святых.

Александр Невский был очень одаренным политиком, полководцем и дипломатом. Первое помогло ему управлять русскими людьми так, чтобы сохранить, порой, их от самих себя, чтобы не спровоцировать монголо-татар к новым и новым погромным нашествиям. Талант полководца позволил Александру защитить Северо-Западные границы Руси от погрома и насильного внедрения католической веры Западом. Военные победы помогли ему в управлении русскими людьми. Ведь они потянулись за Александром, прислушались, доверились ему, вспомнив, какие победы во имя Руси, он совершил. Проявив себя величайшим дипломатом, он, во время своего княжения, обезопасил Русь от татарских погромов, заложил основы взаимоотношений с Ордой и, тем самым, положил начало пути к освобождению от монголо-татарского ига. Блестящий полководец, талантливый дипломат, искусный политик – все эти качества присущи Александру Невскому, что и подтверждается его историческими свершениями. Он одерживал победы там, где был необходим яркий талант (Невская битва, Ледовое побоище), он умело угадывал желания ордынцев, чтобы не дать им повода для погромных нападений на Русь. Он успокаивал ханов, если они решались на такие погромы (вспомним последствия попытки сбора дани ордынцами в некоторых городах, когда сборщики дани были перебиты гордыми русскими людьми). Ему также удавалось успокаивать русских людей, когда они перечили Золотой Орде и не выплачивали ей дань, что могло навлечь огромные неприятности на русскую землю, если бы не Александр Невский. Все это было мотивировано одной целью: спасти русский народ, русскую национальность от уничтожения. И Александру Невскому это удалось.

Многие не так глубоко, как Александр Невский, понимали сложившуюся ситуацию, осуждали его и называли угнетателем своего народа. Но Невский «угнетал» русских истинно ради для того, чтобы их окончательно не разбили. Если бы он не совершал так называемый некоторыми гнет, все новые и новые погромы обрушивались бы на русскую землю, и та, возможно, никогда бы уже не смогла восстановиться. Как выдающийся дипломат, Невский разглядел путь выживания для Руси в хитрой дипломатичной политике по отношению к монголо-татарам. И, как показало время, эта политика оказалась очень правильной.

Русь, при определении своих отношений к Орде заслугами Александра

сохранила власть своих князей, которые сделались, таким образом, посредниками между государством и ханами, ей предоставлена была неприкосновенность не только религиозных верований, но и даже церковного устройства, что преимущественно питало чувство народной самостоятельности; и наконец, Русь удержало за собою, как государство самостоятельное, право войны и мира без посредства Орды. Таким образом, Александр только одним умением вести переговоры, благоразумною настойчивостью и выжиданием времени достиг того, что Русь, совершенно покоренная монголами и решительно не имевшая сил им противиться, получила от своих могущественных повелителей, не поднимая оружия, права державы почти самостоятельной, то есть достигла того, чего не всегда добиваются другие народы, даже после упорной борьбы, и притом от повелителей не столь могущественных, какими были монголы в 13 столетии.

Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. – Спб: Юна, 1992., стр. 74.

Можем ли мы считать одним случайным совпадением то обстоятельство, что в самую трудную эпоху монгольского ига, в первое его двадцати пятилетие, когда характер тяготевшего над нами иноплеменного владычества только что определялся, когда только что намечались наши отношения к монголам, судьба Руси находилась в руках Александра? Нет. Александр заслонил и избавил наше отечество от конечного порабощения, сумел предотвратить новые страшные погромы и удержать татар вдали, не допустив их расселиться по Русской земле и завести свои порядки, что вся наша зависимость выразилась в виде внешней покорности и дани, что мы сохранили неприкосновенными свой родной язык, свое политическое устройство, свое управление и свой суд, что православная вера как была, так и осталась главной воспитательной силой русского народа, что благодаря этому мы сохранили возможность восстановления своих сил и дальнейшего их развития - всем этим мы в значительной степени обязаны деятельности Александра Невского, а это такая заслуга, которой Россия не забудет никогда!

Вечная похвала князю, который с изумительной, поистине гениальной проницательностью вовремя разгадал страшную опасность, угрожавшую нам с Запада, предпочел татарскую неволю, всевозможные унижения и тяжелые материальные жертвы, но в то же время мужественно встал на страже русской народности.

III. Образ Александра Невского глазами современника.

Политика Александра Невского вызывает много противоречий и рождает множество точек зрения на нее разных историков. А правильно ли в целом поступал Александр Невский? Выбрал ли он правильную политику действий, не выпустил ли из вида другой путь решения сложившихся проблем? Не преувеличил ли он некоторые опасности, и не свернул ли из-за этого на неправильный путь? Нельзя полностью и законченно ответить на эти и многие другие вопросы. События проходили очень давно, исторических источников мало, летописцев тоже мало, и они субъективны. Да и нельзя было тогда вести записи о событиях так полно, насколько это можно делать сейчас, по сравнению с прошлым. Тем не менее одно не вызывает сомнений: роль Александра Невского в истории России велика. События того времени являются источником появления новых идей, формирования особого русского менталитета, «русского характера». И Александр Невский выступает подсобником новых идей. Что же он делал в этом смысле? Путешествовал, анализировал, имел дело с большими массами населения, с желающими богатств ханами, с агрессивными западниками. Он видел дальше других и лучше других мог понять истинную суть событий для выработки плана достижения различных целей.

Договор с монголами. Как он повлиял на установление каких-то жизненных устоев и новых правил поведения? С одной стороны этот договор – союз, с другой стороны он привел к порабощению русской земли. С точки зрения Гумилева этот союз положил начало формированию новых этнических традиций в отношениях с народами Евразии.

Называли же русские хана Батыя «добрым ханом», относились же к его представителям по-доброму, без агрессии и недовольств.

Цель союза – сохранение общего Отечества. Хан помогал Невскому защищать границы Руси от западников, Александр же помогал Батыю удержать свое положение в Орде. Но если защищалось общее отечество, то почему многие современники Невского выступали против него? Были так недальновидны и глупы, не могли прочувствовать и понять реальную суть проблем?

В таком вопросе было бы неправильным формировать крайние точки зрения на поведение Александра Невского. Невский – предатель, Невский – великий благодетель Руси, не допустивший ни одного просчета – вот какие могут быть крайние точки зрения, или похожие на них. В каждой из них есть доля правды, но только доля. Столь категорично оценивать великого князя не позволяет малый объем исторической информации.

По моему мнению, политика Александра Невского по отношению к западникам (шведам, немцам, литовцам) была правильной. Существовало тогда два способа ведения политики: противостояние интервенции или же заключение союза. Заключение союза было очень притягательной идеей: сильные западные ордена предоставляют свои армии, чтобы избавились наконец русские люди от Ордынского ига.

_________________________________________________________________

Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. – Спб: Юна, 1992.,стр.74.

Одновременно подписание союза свело бы на нет хоть какое по силе сопротивление западникам, и они смогли бы творить на русской земле все, что бы ни захотели. Такая угроза «открытости» по отношению к Западу наводит на мысль, что Невский, одаренный полководец и дипломат, ни за что бы не стал заключать союза, а военным искусством и волей русскою прогнал западников подальше от русских границ. Думаю, такая политика противоборства была единственно правильной по отношению к Западу.

Другой и более сложный вопрос – Александр Невский и Орда. Для, нас, конечно, наиболее приемлимо и приятно считать Невского героем русской истории, считать, что его политика по отношению к Орде была примером выдающегося мастерства дипломатии. Но, отвлекаясь от собственных предпочтений можно легко предположить, что политика Александра Невского, наоборот, привела к закрепощению Руси. Существует такое мнение, что «На период пребывания Александра на великом княжении Владимирском приходится упорядочение системы монгольского владычества над Русью (перепись 1257 -1259 гг.)» Из-за этого Невского порой изображают чуть ли не виновником ордынского ига, называют его задушевным другом Батыя и Сартака. Так, по мнению американского историка Феннела получение Александром Великого княжения "знаменовало... начало новой эпохи подчинения Руси татарскому государству... Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев". Интересен взгляд на историю того периода времени изложенный в книге Л.Н. Гумилева “От Руси до России”. Отбросив сентиментальность в описании характеров и настроений

Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993., с.32.

Александра Невского, его противников и соратников, Гумилев довольно сжато описывает основные события в главе “Князь Александр и хан Батый”. Содержание же главы, на мой взгляд, не совсем соответствует ее названию, так как именно им там уделено крайне мало места. Основное внимание здесь сосредоточено на заслугах Александра перед русским народом, которые, по видению автора, выражаются в том, что умный и тонкий, сведущий и образованный, и вместе с тем никем, даже родными братьями, не понятый князь Александр “ осознал масштабы католической угрозы и сумел этой угрозе противопоставить союз Руси и монголов.” Здесь явно прослеживается односторонняя оценка событий и исключается возможность альтернативы других мотивов, которыми мог руководствоваться полководец.