Ночные ведьмы женщины на вов. «Ночные ведьмы»: истории трех легенд. Художественный фильм В небе "ночные ведьмы"

Другого такого полка не было.

Это единственный в мире целиком женский авиационный полк.

Раньше собирались дважды в год - 2 мая и 8 ноября. В этом году из полка было всего два человека...

1941 год. Герой СССР Марина Раскова пытается попасть на фронт. И когда очередной раз получает отказ, обращается непосредственно к Сталину с предложением создать женский авиационный полк с целью использования опытных авиаторов-женщин. И вот 8 октября 1941 года выходит приказ Сталина №099 о создании женских авиаполков.

Марина Раскова, 1941 год

В Академии им. Жуковского начинается формирование женских полков. Но Москва - уже прифронтовой город. И формирование переводится в г. Энгельс,рядом с Саратовом, где располагается одна из авиашкол.

"Ты помнишь, родная, октябрьские ночи,
Тревожные дни под Москвой,
Когда, не смыкая усталые очи,
Она сохраняла свой гордый покой.
Мы крепче в те дни полюбили столицу,
Она нам казалась прекрасней в сто крат,
Кругом дорогие суровые лица,
И каждый москвич - словно друг или брат.

В тяжелое время мы с ней расставались,
Стреляли зенитки, ревел паровоз,
Священною местью глаза наполнялись,
Но в наших глазах не увидели слёз.

Потом мы в теплушке семь дней коротали,
Грызя сухари, запивали водой.
Часы, как минуты, у нас пролетали,
Кругом были песни, задор молодой.

С какою охотой учиться мы стали,
По десять уроков и два строевой,
А в зимние ночи почти и не спали,
Их трудной учебе отдав боевой"

Из поэмы Глафиры Кашириной, погибшей в 1943 году на Кубани...

Глафира Каширина, Энгельс

Формируются три полка - истребительный, бомбардировочный и легко-бомбардировочный полк. В первые два идут наиболее опытные лётчицы, а техники и вооруженцы набираются из мужчин, уже знакомых с этими самолётами. Третий полк, на учебных самолётах У-2, полностью женский. Штурманов набирают в основном из студенток технических вузов, лётчицы - с опытом полётов до войны. Обучение ускоренное, по 10-12 часов в сутки. Уже в феврале планируется вылететь на фронт, но из-за гибели двух экипажей при посадке в сложных погодных условиях вылет откладывают до мая.

И вот наконец - фронт.

Комиссар полка Е. Рачкевич, командиры эскадрилий Е.Никулина и С.Амосова, комиссары эскадрилий К.Карпунина и И.Дрягина, командир полка Е.Бершанская

"Полк прибыл на фронт в трудное время. В южной части Донбасса, на рубеже реки Миус, шли ожесточенные бои. Фашистские дивизии рвались к донским пере-правам...
Вначале девушки совершали только ознакомительные полеты... привыкали к фронтовой обстановке.
И вот из штаба дивизии пришел боевой приказ: "В ночь на 8 июня полк должен бомбить скопление войск противника в пункте "Шахта №1".
... Поравнявшись с полковником Поповым, Бершанская доложила о выполнении задания и, не спеша, видимо желая, чтобы каждое слово дошло до нас, стала рассказывать, как протекал полет.
Потом Бершанская и Бурзаева попали в окружение подруг.
- Ну как? Как там? - спрашивали мы.
- Ничего, девушки. Не так страшен черт, как его малюют. Будем бить фашистов!"
Из книги М.П.Чечневой "Боевые подруги мои"

Лётный состав полка

Из боевого донесения
"...В ночь на 28 июня 1942 г. экипаж Никулиной - Рудневой производил бомбометание по мотомехчастям и живой силе противника в п. Покровское, в результате чего экипаж был обстрелян зенитной артиллерией и схвачен шестью прожекторами. Умелым маневром пилотирования вышли из лучей прожекторов и зенитного обстрела, прямым попаданием поразили цель, вызвав три очага пожара."

Постановка боевой задачи

“...И вот наш маленький деревянный бомбовоз с полотняными крыльями с трудом карабкается вверх, в небо.
..Скорость - 100 км в час, потолок - две тысячи метров, броня - фанера с перкалью, вооружение - дерзость...
Но По-2 стал незаменим на войне, особенно при поражении точечных целей.”
Из книги О.Т.Голубевой-Терес “Ночные рейды советских летчиц”

На взлёт! (Кадр из кинохроники)

Экипаж Н.Ульяненко и Е.Носаль получает боевое задание от командира полка Бершанской

Штурманы. Станица Ассиновская, 1942 год.

Экипаж Тани Макаровой и Веры Белик. Погибли в 1944 году в Польше.

Нина Худякова и Лиза Тимченко

Ольга Фетисова и Ирина Дрягина

На полёты. Весенняя распутица. Кубань, 1943 год.

Полк летал с "аэродрома подскока" - максимально близко расположенного к линии фронта. На этот аэродром лётчицы добирались на грузовиках.

Лётчица Рая Аронова у своего самолёта

Вооруженцы вставляют взрыватели в бомбы

К самолёту подвешивались 4 бомбы по 50 или 2 по 100 кг. За сутки девушки подвешивали каждая по несколько тонн бомб, так как самолёты вылетали с интервалом в пять минут...

Вручение Гвардейского знамени полку.

На фронте встать в ряды передовые
Была для нас задача не легка.
Боритесь, девушки, подруги боевые
За славу женского гвардейского полка!
Вперед лети
С огнем в груди.
Пусть знамя гвардии алеет впереди.
Врага найди,
В цель попади,
Фашистам от расплаты не уйти!
Из "Гимна полка" Наталии Меклин

В минуты отдыха

Два экипажа

У колодца

Все три кадра сняты в станице Ивановской неподалёку от Геленджика перед штурмом Новороссийска.

"Когда началось наступление на Новороссийск, то в помощь наземным войскам и десанту морской пехоты направлялась авиация, в том числе 8 экипажей из нашего полка.
...Маршрут проходил над морем, или над горами и ущельями. Каждый экипаж успевал за ночь сделать 6 -10 боевых вылетов. Аэродром находился близко от передовой, в зоне, достижимой для корабельной артиллерии противника.
...Опыт боёв за освобождение Новороссийска, опыт совместной работы наземных войск и ночных бомбардировщиков очень пригодился при форсировании Керченского пролива, при создании плацдарма уже на Крымском берегу, а потом и на Одере, и на Висле"
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой "Нас называли ночными ведьмами"

Командир эскадрильи 47-го ШАП ВВС ЧФ М.Е.Ефимов и зам. командира полка С.Амосова обсуждают задачу поддержки десанта

Зам.командира полка С.Амосова ставит задачу экипажам, выделенным для поддержки
десанта в районе Новороссийска. Сентябрь 1943 г.

"Наступила последняя ночь перед штурмом Новороссийска, ночь с 15 на 16 сентября. Получив боевую задачу, летчики вырулили на старт.
...Всю ночь самолёты подавляли очаги сопротивления противника, и уже на рассвете поступил приказ: разбомбить штаб фашистских войск, расположенный в центре Новороссийска у городской площади, и экипажи полетели вновь. Штаб был уничтожен."
Из книги И.Ракобольской, Н.Кравцовой"Нас называли ночными ведьмами"
"За время штурма Новороссийска группа Амосовой совершила 233 боевых вылета. Командование наградило летчиц, штурманов,техников и вооруженцев орденами и медалями.
16 сентября Новороссийск был освобожден, и Голубая линия оказалась прорванной на участке Новороссийск-Молдаванская. Началось быстрое изгнание фашистов с Таманского полуострова."
Из книги М.Чечневой "Небо остается нашим"


Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова.

Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле, снабжая их продовольствием и одеждой, почтой. В то же время немцы на Голубой линии яростно сопротивлялись, огонь был очень плотным. В одном из вылетов в небе на глазах подруг сгорели четыре экипажа...

"...В этот момент впереди зажглись прожекторы и сразу поймали самолёт, летевший перед нами. В перекрестье лучей По-2 был похож на серебристого мотылька, запутавшегося в паутине.
...И снова побежали голубые огоньки - прямо в перекрестье. Пламя охватило самолёт, и он стал падать, оставляя за собой извилистую полоску дыма.
Отвалилось горящее крыло, и вскоре По-2 упал на землю, взорвавшись...
...В эту ночь сгорели над целью четыре наших По-2. Восемь девушек..."
И.Ракобольская, Н.Кравцова "Нас называли ночными ведьмами"

"11 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии, прорвав оборону противника в районе Керчи, рванулись на соединение с частями 4-го Украинского фронта. Ночью полк наносил массированные удары по отступавшим колоннам гитлеровцев. Мы произвели рекордное количество вылетов - 194 и сбросили на врага около 25 тысяч килограммов бомб.
На другой день получили приказ перебазироваться в Крым."
М.П.Чечнева "Небо остается нашим"

Маршал К.А.Вершинин вручает полку орден Красного Знамени за бои по освобождению Феодосии.

Полк построен для вручения наград

"Мы бомбили Багерово и Тархан.
...Руднева вылетела проверять молодую лётчицу Панну Прокофьеву.
У Жени это был 645 боевой вылет. Самолёт сразу поймали несколько прожекторов. Вероятно, снаряд попал в бензобак, так как машина падала, объятая пламенем. От огня воспламенились ракеты, и из кабины во все стороны летели снопы разноцветных огней.
Все, кто летал в ту ночь, видели эту страшную картину..."
М.П.Чечнева "Небо остаётся нашим"

"Рассказала ты чудесную сказку,
И сама ты на сказку похожа!
В нашей жизни, простой и суровой
Ты, как солнечный зайчик весной.
Поглядишь, улыбнёшься ласково,
и глаза засмеются тоже,
Словно чистое небо майское,
Синей искристой бирюзой!"
Стихи Гали Докутович,
посвящённые Жене Рудневой



Панна Прокопьева и Женя Руднева

Женя училась на мехмате МГУ, занималась астрономией, была одной из самых способных студенток. Мечтала изучать звёзды...

Одна из малых планет в поясе астероидов носит название "Евгения Руднева".

После освобождения Крыма полк получает приказ перебазироваться в Белоруссию.

Белоруссия, местечко близ Гродно.
Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова

Польша. Полк построен для вручения наград.

Здесь я немного отступлю от истории, памятуя о любителях фотографии. Эта фотография - средняя часть снимка 9х12, обнаруженного мной в альбоме Бершанской. Я отсканировала его с разрешением 1200. Затем распечатала на двух листах 20х30. Потом на двух листах 30х45. А потом... - вы не поверите! Для музея полка было сделано фото длиной 2 метра! И все лица читались! Вот это была оптика!!!

Фрагмент дальнего конца фотографии

Возвращаюсь к рассказу.

Полк с боями двигался на запад. Полёты продолжались...

Польша. На полёты.

Зима 1944-45 года. Н.Меклин, Р.Аронова, Е.Рябова.

Кстати, если кто помнит фильм "В небе ночные ведьмы" - то поставила его Наталья Меклин (по мужу Кравцова). Она также написала несколько книг. Интересную книгу о поездке в 60-х по местам боёв написала и Раиса Аронова. Ну, а третья здесь - моя мама, Екатерина Рябова.

Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам.

А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ. Фото, конечно постановочное. Но полёты-то были ещё настоящие...

Два фото из альбома командира полка Евдокии Бершанской.

Берлин взят!

Боевая работа закончена.

Полк готовится к перелёту в Москву для участия в Параде Победы.

К сожалению, перкалевые самолётики на парад не пустили... Но признали, что они достойны памятника из чистого золота!..

Евдокия Бершанская и Лариса Розанова

Марина Чечнева и Екатерина Рябова

Руфина Гашева и Наталья Меклин

Прощание со знаменем полка. Полк расформирован, знамя передаётся в музей.

Из "Краткой справки по истории полка":

Всего за время боевой работы полк имел 22 благодарности лично и в составе дивизий.

Всего за время пребывания на фронте полком произведено 24 672 боевых самолетовылета ночью с налетом 29 678 часов.

Сброшено бомбового груза – 2 902 980 кг. По далеко не полным данным, уничтожено и повреждено:

17 переправ;

9 ж.д.эшелонов;

2 ж.д. станции;

26 складов с боеприпасами и горючим;

12 цистерн с горючим;

176 автомашин;

86 огневых точек;

11 прожекторов

Вызвано 811 очагов пожара,

1092 взрыва большой силы.

Награждены орденами и медалями Союза СССР весь полк, из них: Героев Советского Союза – 23"

И уже в 90-е годы ещё две однополчанки, представленные к званию Героя, но не получившие его, стали Героями России.

За три года боёв полк потерял 32 девушки. Их имена:

Лилия Тормосина

Надежда Комогорцева

Анна Малахова

Мария Виноградова

март 1942 года.

Любовь Ольховская

Вера Тарасова

июнь 1942 года.

Антонина Ефимова

декабрь 1942 года.

Валентина Ступина

Полина Макогон

Лидия Свистунова

Юлия Пашкова

Евдокия Носаль

Прасковья Белкина

Тамара Фролова

Людмила Масленникова

весна-лето 1943 года.

Анна Высоцкая

Галина Докутович

Софья Рогова

Евгения Сухорукова

Валентина Полунина

Глафира Каширина

Евгения Крутова

Елена Саликова

август 1943 года. Голубая линия

Таисия Володина

Анна Бондарева

Панна Прокофьева

Евгения Руднева

Любовь Варакина

весна 1944 года.

Татьяна Макарова

Вера Белик

август 1944 года. Польша.

Леля Санфирова

декабрь 1944 года.

Анна Колокольникова

1945 год. Германия.

Вечная им память!

Когда на боевом аэродроме
В кромешной тьме заметные едва,
В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе
Рулят на старт знакомые У-2,
Когда зенитки гневные на страже
Стоят у нас - на стыке двух морей,
Когда в поход уходят экипажи
Моей страны любимых дочерей,
Я, как вчера, сегодня вижу снова,
Как в небе пролетают высоко
Амосова, Никулина, Смирнова,
И Руднева, и Белик, и Пасько.
... Друзья мои! Попробуйте измерьте
Величье славы, вставшей в полный рост.
Они летят дорогою в бессмертье
Дорогой ясных путеводных звёзд.
Они летят - и день, что нынче начат,
Сияньем солнца их согреет вновь.
Пусть им всегда сопутствует удача
И Родины великая любовь.
Из стихотворения Б.Ласкина "Бессмертие"

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».

Марина Раскова

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Другая героиня из этой отважной троицы женщина-максималист — Полина Осипенко. Человек удивительной судьбы, чей пример наглядно показывает, как можно своим упорством и трудом добиться любых целей. Не поступив в Качинскую лётную школу, Полина не отчаялась и устроилась работать в столовую для пилотов. Тренировочные полеты происходили на нескольких площадках. Регулярно к 12 часам на фанерном У-2 доставляли завтраки для пилотов. На этих бипланах будущая прославленная летчица как раз и получала свои первые навыки.

Поворотный момент в судьбе Полины случился в тот момент, когда К. Е. Ворошилов однажды посетил Качинское училище. Немного расхрабрившись, летчица обратилась с просьбой к военачальнику, чтобы ее зачислили в учебное заведение. И ее приняли вопреки установленным правилам. Окончив летное училище, Полина зачислилась в авиационную часть. Там она совершенствовала свои навыки так же упорно и настойчиво, как когда-то в колхозе была ударницей труда и ставила сельскохозяйственные рекорды.

В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, установив свой первый мировой рекорд. До нее так высоко не поднималась ни одна женщина в мире! Дальше были другие достижения, в том числе и легендарный беспересадочный перелет Москва — Дальний Восток, после которого ее наградили званием Героя Советского Союза. В мае 1939 года уже в звании майора Полина Осипенко при загадочных обстоятельствах погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Подробности гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова неизвестны до сегодняшнего дня.


Полина Осипенко

В отличие от Полины Осипенко, чей славный путь трагически оборвался в 1939-м, и Марины Расковой, погибшей в 1943-м, Валентина Гризодубова прожила до 1993 года. Валентина с детства была привязана к небу: еще ребенком она летала на аэроплане вместе с отцом, авиаконструктором, летчиком и изобретателем. С малых лет судьба Валентины Гризодубовой была предопределена.

Поступив в Харьковский технологический институт, Валентина все еще грезит мечтой стать летчицей, и она добивается приема у наркома С. Орджоникидзе. Благодаря его содействию 4 ноября 1928 г. она зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончив обучение за три месяца, Гризодубова далее поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа, а затем в 1929 году в школу летчиков-инструкторов в Пензе, по окончании которой была направлена инструктором в Тушино, где до 1934 года подготовила 36 летчиков.

Она по праву была назначена командиром самого известного женского экипажа страны, ее лидерские качества проявились не только в рекордном авиаперелете Москва — Дальний Восток, но и во время Великой Отечественной войны. В 1942 году Валентине Степановне поручили комплектование целого авиационного полка, состоявшего исключительно из мужчин-летчиков. В активе полковника Гризодубовой более 200 боевых вылетов, в том числе ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставка за линию фронта боеприпасов и военных грузов.


Валентина Гризодубова

После войны у Гризодубовой сложилась блестящая карьера, которая пришлась на, пожалуй, лучшее время советского авиастроения, чьими наработками мы пользуемся по сей день. В жизни Валентина Степановна была прекрасным отзывчивым человеком, готовым на большие поступки ради несправедливо обиженных. По утверждению ее приемного сына, именно она заступилась за репрессированного в 1939 году С. П. Королева и позволила ему освободиться досрочно в 1944 году с дальнейшим назначением на должность главного конструктора по летным испытаниям.

Весь советский народ внёс свой вклад в победу над нацистской Германией. Мужчины и сражались с врагом лицом к лицу, женщины, подростки и старики пытались по мере своих сил организовывать снабжение, сельское хозяйство и работу тыла в целом. Но были и исключения из этого правила. Уникальные исключения.

В 1941 году, в городе Энгельс под личную ответственность старшего лейтенанта госбезопасности Марины Расковой был основан 46 гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, который в будущем окрестили «Ночными ведьмами «. Для этого Марине пришлось использовать свои личные ресурсы и личное знакомство со Сталиным. Никто особо не рассчитывал на успех, однако дали «добро» и обеспечили необходимой техникой.

В чём, собственно, состоял план. Используя бесшумные и практически незаметные для радаров самолёты У-2, нагруженные бомбами по самое «не могу», девушки под покровом ночи подлетали к позициям немцев и вываливали на их головы взрывоопасные сюрпризы. Задумка хорошая, но, как потом показала практика — почти самоубийственная. Дело в том, что У-2 — УЧЕБНЫЙ устаревший биплан, сделанный из фанеры, который мог развивать скорость не более 120 км/час. То есть если заметят — могут даже из пистолета-пулемёта сбить, не говоря уж о более мощном оружии. Плюс девушки поначалу принципиально не брали с собой парашюты в целях увеличения боекомплекта.

То есть представьте. Зима 1943 года. Мороз минус тридцать, немцы еще успешно сопротивляются, а ты, поздней ночью, практически без освещения, поднимаешь в воздух медленную машину, похожую на деревянный гроб и нагруженную бомбами, летишь за линию фронта, чудом находишь врага, и не привлекая внимания часовых вываливаешь на них всё, что взял. Ах да, автосброса и прицела тоже нет — только импровизированные устройства. А потом ещё вернуться надо. И сесть. Ночью. Без освещения. Повторить 12 раз. Обычная февральская ночь.

Разумеется, потери были. Из 115 дам, которые попали на фронт 27 мая 1942 года, погибло 32 человека. Кого-то сбили на подлёте к противнику, кто-то разбился неудачно приземляясь в полной темноте, кого-то сбили ночные истребители противника, между прочим, специально созданные для борьбы с «ночными ведьмами» . После войны комиссар полка Евдокия Рачкевич на деньги собранные полком объездила все места катастроф и отыскала останки всех своих погибших подруг. Так что никто из «Ночных ведьм «не пропал без вести и не лежит непонятно где.

«Ночные ведьмы » — единственное подразделение, которое полностью состояло из девушек, даже технический и обслуживающий персонал. И если вы думаете, что только лётчицам было тяжело, представьте, каково было девушкам цеплять к крыльям самолёта в лютый мороз бомбы под сто килограмм весом. А потом ремонтировать простреленные насквозь фюзеляжи.

Как уже упоминалось, первоначально в составе «Ночных ведьм » было 115 человек, которые летали на 20 машинах. Потом количество машин увеличилось до 40. А общее количество военнослужащих 46 гвардейского бомбардировочного полка составляло 265 человек. Было проведено более 23 тысяч боевых вылетов и уничтожено огромное количество элементов инфраструктуры противника. . И всё это в абсолютно самоубийственных условиях. Немцы боялись «ночных ведьм » до одури — придумали устрашающее название, специально создали ночной истребительный полк, чтобы хоть как-то им можно было противостоять. Пару раз у них это получалось. 23 лётчицы были награждены званием Героя Советского Союза.

У меня у самого дед был лётчиком. Гражданской авиации, правда, но рассказов я от него в своё время наслушался. И про полёты в грозу, и про посадку в экстремальных условиях, и про аварийные ситуации. Это было страшно, да. Но не идёт ни в какое сравнение с тем, что ежедневно переживали эти девушки. И если это не настоящий героизм, то я не знаю кого вообще можно тогда называть героями. Так что да, «Ночные ведьмы » навсегда вписаны на страницы героической истории России.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

46-й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46-й гвардейский нбап, «ночные ведьмы») - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.41 г. Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена старший лейтенант Евдокия Бершанская, летчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намёком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. Формирование, обучение и слаживание полка проводилось в городе Энгельс. 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов. 23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек - большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Полк вошёл в состав 218-й ночной бомбардировочной авиадивизии. Первый боевой вылет состоялся 12 июня 1942 года.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

У-2 или По-2 - многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Николаевича Поликарпова в 1928 году. Один из самых массовых самолётов в мире. Коллектив, возглавляемый Н. Н. Поликарповым, выпустил в январе 1928 года новый опытный самолет У-2 (учебный-второй). Его опробовал в воздухе М. М. Громов, затем проверяли еще несколько летчиков-испытателей. С началом Великой Отечественной войны производство У-2 организовано на авиазаводе № 387. Имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг. Вес пустого самолета в учебном варианте - 635-656 кг, в других - до 750 кг; взлетный - от 890 до 1100 кг, с бомбами - до 1400 кг. Скорость максимальная - от 130 до 150 км/час, крейсерская - 100-120 км/час, посадочная - 60-70 км/час, потолок - 3800 м, разбег и пробег - 100-150 м. После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин.

7 слайд

Описание слайда:

Боевой самолет ПО-2, на котором летали бомбить фашистов экипажи полка "Ночные ведьмы«. Мы вылетали до рассвета, лететь до цели пол часа. Прожектора бывает нас и не засветят? Бывают в жизни чудеса... А в этот раз не так вот получилось, прожектор небо осветил... И первою упала Ольга, тянула сколько было сил. А вот и Ленка задымилась, ложась на левое крыло... До леса пять минут полета, дай бог, чтоб ей бы повезло... Я отбомбилась, все как надо было... И смерть с косой кого-то унесла. Простите Фрау если это Ваши дети, Но только их никто сюда не звал... Я кружку спирта пила на рассвете... И бормотала я в хмельном бреду - Зачем, зачем так глупо умирают дети... Какой же гад придумал ту Войну??? Так много фильмов о войне и так мало. Так мало снято о женщинах, девушках, девочках, красивых и юных, ушедших в вечность. Летчицы и зенитчицы, снайперы и пулеметчицы, разведчицы и санитарки. Девушки, девочки, девчонки... Смотришь на военные фотографии – какие же они были красивые и отчаянные. Как они хотели жить и любить, танцевать вальс и растить детей. За них живем мы, значит должны помнить. Обязаны! Помнить и не позволить забыть нашим детям и внукам, ведь мы последние, кто видел и слышал их живыми... Юные прекрасные, отважные девушки. В те трагические дни самоотверженность казалась им естественным делом. Общая для всех судьба страны – стала для них важнее собственной жизни. Н. Меклин

8 слайд

Описание слайда:

За годы войны 29 Героев - женщин были летчицы. Особенно прославился 46-й гвардейский Таманский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени ночной бомбардировочный полк, который был укомплектован только женскими экипажами. С самого начала своего существования и до конца войны женский полк представлял собой единый, крепко спаянный коллектив, в котором всегда присутствовал дух боевой дружбы, здорового соревнования и горячего патриотизма. В этом большая заслуга командира полка подполковника Евдокии Давыдовны Бершанской, которая личным примером, умелым руководством и просто в силу своих человеческих качеств, завоевала авторитет и уважение своих подчиненных. Это облегчало ей командование таким необычным полком. Много сделали для укрепления дисциплины и боевого духа комиссар полка подполковник Евдокия Яковлевна Рачкевич и парторг полка капитан Мария Ивановна Рунт... Мария Ивановна Рунт (1912-1992) - летчик-бомбардировщик, парторг полка, гвардии капитан. Кандидат филологических наук. Евдокия Яковлевна Рачкевич (девичья фамилия Андрийчук; 1907-1975) - заместитель командира полка по политической части (комиссар) Евдоки́я Давы́довна Бочаро́ва (в девичестве Карабу́т, по первому мужу Берша́нская), (6 февраля 1913 г. ,Добровольное(Ставропольский край), - 16 сентября 1982 г., Москва) - командир 46-го гвардейского полка.

9 слайд

Описание слайда:

«Численность 588-го авиационного полка Бершанской первоначально составляла 115 человек. В основном это были совсем молодые девушки - 17-22 лет, которые, тем не менее, очень хотели внести свой вклад в победу над гитлеровскими оккупантами. Среди них было много студенток - преимущественно, факультетов точных наук - физического, механико-математического, на штурманов отправляли девушек с географического факультета. Подразумевалось, что знания, полученные ими в гражданских вузах, облегчат усвоение военных предметов и останется лишь обучить будущих летчик, штурманов, техников и механиков практическим предметам, связанным с управлением и обслуживанием самолетов. «Студентки из разных вузов Москвы были зачислены в штурманскую группу. Поселили нас в доме спорта и опять на двухэтажных кроватях. И началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая морзянку и строевую подготовку, а по вечерам надо было готовиться к следующему дню. Дисциплина в части была очень жесткая» - вспоминает Ирина Ракобольская (Ракобольская И., Кравцова Н. «Нас называли ночными ведьмами.» Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. - 2-е издание, дополненное. - М.: Издательство МГУ, 2005). Командир женского авиаполка Е.Д. Бершанская ставит боевую задачу своим летчицам. При освобождении Таманского полуострова стрелков-гвардейцев 2-й дивизии с воздуха прикрывал авиационный женский полк - 46-й гвардейский Таманский…

10 слайд

Описание слайда:

Серафи́ма Тара́совна Амо́сова (20августа 1914 года - 17 декабря 1992 года) - заместитель командира по лётной части, гвардии майор. Евгения Максимовна Руднева (1920-1944) - штурман полка, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза. Лариса Николаевна Розанова (Литвинова) (6 декабря 1918 года - 5 октября 1997 года) - штурман полка, гвардии капитан. Герой Советского Союза.

11 слайд

Описание слайда:

в 1942 году - была назначена начальником штаба 588-го авиаполка(в дальнейшем - 46-го Гвардейского полка. Ракобольская Ири́на Вячесла́вовна Ирина Ракобольская ушла на фронт студенткой четвертого курса физфака МГУ. Попала в авиагруппу 122 к Марине Расковой. И вскоре штурман Ракобольская стала начальником штаба 46-го Гвардейского полка. - Дунькин полк нас называли, - рассказывает Ирина Вячеславовна. - По имени командира полка Евдокии Бершанской. - Обидно было? - Очень. Совсем плохо к нам мужчины поначалу относились. Когда нас впервые принял командующий 4-й Воздушной армией генерал Вершинин, я думаю, в душе он хохотал над нами. Я пришла к нему с документами, но, как потом выяснилось, оформлены они были неправильно, на каком-то огромном рулоне ватмана. Вершинин ничего не сказал, даже виду не показал. 4-я армия тогда только создавалась, и один из первых полков, который он получил, был наш полк. А мы еще ничего не умели, не знали, что такое зенитный обстрел, ни разу не летали в прожекторах, понятия не имели, что во второй кабине можно возить еще двух человек. Но, несмотря на это, Вершинин к нам отнесся очень серьезно.

12 слайд

Описание слайда:

Старший инженер полка Озеркова Софья День за днём (точнее, ночь от ночи) наращивали удары по немецко - фашистским захватчикам лётчицы 588-го полка. С наступлением темноты и до рассвета летели бомбы на головы врагов. До лета 1944 года экипажи летали без парашютов, предпочитая вместо них брать с собой лишние 20 килограммов бомб. Маленький У-2 наводил ужас на врага, и уже в 1942 году за каждый сбитый "кукурузник" немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали Железным Крестом и выплачивали 2 000 марок. За время войны численность личного состава полка возросла со 115 до 190 человек, а количество боевых машин - от 20 до 45 самолётов. Полк закончил боевой путь, имея 36 боевых самолётов. В ходе сражений совершенствовалась боевая выучка и лётное мастерство девушек. В феврале 1945 года ЦК ВЛКСМ наградил комсомольскую организацию полка Почётной грамотой. В ходе войны 46-й Гвардейский Таманский ночной лёгкобомбардировочный авиаполк был преобразован из 2-эскадрильного в полк 3-эскадрильного, а затем и 4-эскадрильного состава. Данная перестройка, которая способствовала усилению ударов по врагу, вызвала потребность в пополнении новыми кадрами лётчиков, техников и вооруженцев. Эта задача была успешно решена. В ходе войны полк получил в качестве пополнения 95 человек. Из них и главным образом из числа лиц прежнего состава непосредственно в боевой обстановке собственными силами было обучено 36 лётчиков, 35 штурманов и 8 авиамехаников. Кроме того, специалисты этого профиля прибыли в полк и в составе указанного пополнения. Ряд штурманов был переучен на лётчиков, а механики и вооруженцы освоили специальность штурманов. Каждый боевой вылет был испытанием воли, мужества, преданности нашей Родине. На пути ко многим целям тихоходный и лишённый броневой защиты У-2 враг встречал плотным зенитным огнём. От лётчиц требовалось подлинное искусство, мастерство и настойчивость, чтобы прорвать завесу огня и выполнить боевое задание. Полк потерял от вражеского огня 28 самолётов, 13 лётчиков и 10 штурманов. Среди погибших командиры эскадрилий О. А. Санфирова, П. А. Макогон, Л. Ольховская, командир звена Т. Макарова, штурман полка Е. М. Руднева, штурманы эскадрилий В. Тарасова и Л. Свистунова. В числе погибших Герои Советского Союза Е. И. Носаль, О. А. Санфирова, В. Л. Белик, Подготовка к полёту

13 слайд

Описание слайда:

Евдокия Давыдовна Бершанская (1913-1982) - командир женского 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка (НЛБАП, с 1943 года - 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк). Единственная среди женщин награждена полководческим орденом Суворова (III степени) . Мария Васильевна Смирнова (1920-2002) - командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. К августу 1944 года совершила 805 ночных боевых вылетов. 26.10.1944 удостоена звания Героя Советского Союза. Полина Владимировна Гельман (1919-2005) - начальник связи авиационной эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. К маю 1945 года, как штурман самолета По-2, совершила 860 боевых вылетов. 15.05.1946 удостоена звания Героя Советского Союза. 8.02.1943 г. 588 НБАП, которым командовала Е.Д. Бершанская, первым в дивизии стал гвардейским и получил наименование 46 гвардейский НБАП. Командир 46-го гвардейского НБАП Евдокия Давыдовна Бершанская (1918-1982), руководя полком, сумела доказать скептикам, что женская авиачасть имеет право на существование и может воевать наравне с мужскими частями, а порой - и успешнее их. «В боевой истории авиации едва ли есть такой другой пример, когда бы часть, личный состав которой не прошел почти никакой военной подготовки, сумела в такой короткий срок завоевать столь широкую боевую славу... ...Бодрость и жизнерадостность никогда не покидали полк. Вызывает удивление, что суровые лишения и трудности никогда не удручали людей, их как бы не замечали. Но самое главное, чем выделялся женский авиаполк, - это бесстрашием и героизмом. Это было настолько массовым явлением, что в полку к этому привыкли, как к чему-то само собой разумеющемуся...» Воспоминания комиссара 218-й авиадивизии генерал-майора ГОРБУНОВА.

14 слайд

Описание слайда:

С первого и до последнего дня существования нашего полка им командовала Евдокия Бершанская (Бочарова). Пришла она в полк опытной летчицей, с десятилетним стажем в гражданской авиации. Нам, тогда девчонкам, было от 17 до 23 лет, а Евдокия Давыдовна была старше на десяток лет. Волевая, мужественная, она в то же время была удивительно женственной. Если предстояла особо сложная операция, первой вылетала Евдокия Давыдовна. 25 Героев Советского Союза и России выросли в нашем полку. А у командира этой героической части такого звания нет! Нам кажется, 60-летие Победы - отличный повод восстановить справедливость. Герои Советского Союза Полина ГЕЛЬМАН, Наталья МЕКЛИН-КРАВЦОВА, Надежда ПОПОВА, Нина РАСПОПОВА; начштаба полка Ирина РАКОБОЛЬСКАЯ НАШ 46-й гвардейский Таманский орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени авиаполк был единственным в мире женским подразделением ночных бомбардировщиков. Мы летали на маленьких «фанерных» бипланах По-2. Скорость - 120–140 км/ч. А ежели случался сильный встречный ветер, самолет зависал в воздухе. Зато наши машины были легкоуправляемы, над целью пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы, уничтожая технику, склады, штабы, переправы. Возили мы и необычные грузы: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, мешки с почтой. Подчас это была невероятно трудная, прямо-таки ювелирная работа. Вот, например, в Эльтигене - это рыбацкий поселок в Крыму - наши десантники занимали крошечный кусок земли, простреливаемый противником. Нам надо было в кромешной темноте найти школьный двор, снизиться до 50, а иногда до 30 метров, очень точно сбросить груз и успеть крикнуть нашим: «Полундра! Патроны привезли!» А по тебе еще немцы стреляют… За длинные осенние и зимние ночи экипажи совершали по 8–10, а то и по 12–15 боевых вылетов. Более трех миллионов килограммов бомб сбросили мы на врага за 24 тысячи с лишним боевых вылетов. Современные авиаторы, наверное, не поверят, но небольшие бомбы - термитные, осветительные - штурманы возили… у себя на коленках! И сбрасывали их руками через борт самолета. Понятно, много бомб По-2 поднять не мог. Сила этих самолетиков была в другом: сбрасывали они свой груз с исключительной точностью. Конечно, маленькие бомбочки не всегда причиняли противнику серьезный ущерб. Зато мы каждую ночь держали немцев в напряжении, не давали спать. Однажды терпение их командования лопнуло - с Западного фронта были переброшены двухмоторные ночные истребители «Мессершмитт −110». Эту ночь на 1 августа 1943 г. мы не забудем никогда. Тогда за несколько часов немецкий ночной охотник сжег над Таманью четыре наших самолета, погибли 8 девушек. С таким противником мы столкнулись впервые, но быстро научились его распознавать. Если в районе цели работают прожектора, но молчит зенитная артиллерия, значит, где-то рядом барражирует немецкий «ночник». Средство спасения от них было только одно: летать как можно ниже. На малые высоты скоростные истребители по понятным причинам соваться опасались. Но и мы старались не опускаться ниже 300 метров - был риск получить «в брюхо» осколки собственных бомб. Несмотря на чисто женский коллектив, уже через два-три месяца по эффективности боевой работы мы сравнялись с мужскими частями. А еще через полгода наш полк первым в дивизии стал гвардейским. Справа налево - командир полка Е.Д. Бершанская, комиссар эскадрильи И.В. Дрягина, комиссар эскадрильи Ксения Карпулина, командир эскадрильи С.Т.Амосова, командир эскадрильи Е. А. Никулина и комиссар полка Е. Я.Рачкевич...

15 слайд

Описание слайда:

Первыми вылетели на боевое задание 3 экипажа - командира полка Е. Д. Бершанской со штурманом полка Софьей Бурзаевой и командиров эскадрилий Серафимы Амосовой со штурманом Ларисой Розановой и Любови Ольховской со штурманом Верой Тарасовой. Их провожал весь полк. Это было 8 июня 1942 года. На головы врагов упали первые бомбы с надписью "За Родину!" Лётчицы, маневрируя в ночном небе, прорвали завесу зенитного огня и выполнили задание. Однако разрывом вражеского снаряда экипаж Л. Ольховской и В. Тарасовой был тяжело ранен, пытался дотянуть до своего аэродрома, но вынужден был сделать посадку. Жители нашли их мёртвыми. На место погибших командиром эскадрильи назначили отличную лётчицу Дину Никулину и штурманом - бывшую студентку астрономического факультета МГУ Женю Рудневу. Накануне первого боевого вылета многие девушки, в том числе Дина Никулина и Женя Руднева, подали заявления с просьбой о приёме в ряды Коммунистической партии. На следующую ночь в воздух поднялся весь 588-й полк - 20 экипажей. Первый массированный налёт на врага посвящался памяти погибших боевых подруг. Некоторое время спустя пришел самолет Амосовой. Третьего самолета не было. Прошли все сроки, когда по самым оптимистическим расчетам горючее в самолете Ольховской должно было кончиться. Мы поняли, что случилась беда. Первая боевая потеря... Что же случилось с Любой Ольховской и Верой Тарасовой? Почти двадцать три года мы ничего не знали. В начале 1965 года до командира полка дошло письмо, в котором жители поселка Софьино-Бродского обратились в редакцию газеты «Правда». В письме сообщалось, что примерно в середине июня 1942 года ночью в стороне города Снежного они слышали разрывы бомб, а потом видели стрельбу по самолету. Утром около поселка нашли сбитый самолет По-2. В передней кабине сидела, склонив голову на борт, красивая темно-русая девушка в летном комбинезоне. Во второй кабине находилась другая девушка - лицо круглое, чуть вздернутый нос. Обе были мертвы. Жители поселка тайком похоронили летчиц. Теперь, когда страна готовилась отметить 20-летие победы над фашистской Германией, жители решили выяснить имена погибших. Не было никакого сомнения, что речь шла о Любе Ольховской и Вере Тарасовой. Комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич стала собираться в дорогу... 8 мая 1965 года при огромном стечении народа состоялись похороны. Прах погибших летчиц перенесли из безымянной могилы на городскую площадь Снежного. Среди множества венков на новой могиле были венки от однополчан...» Памятник на могилеЛ.Ольховскойи В.Тарасовой в городе Снежном (Донбасс)

16 слайд

Описание слайда:

12 июня 1942 года состоялся первый вылет полка, а 8 февраля 1943 года ему было присвоено почетное звание гвардейского полка. Боевой путь полка проходил в 1942 г. - в Ростовской области, Ставропольском крае, Северной Осетии. В 1943 участвовал в прорыве обороны противника, освобождении Новороссийска, позже - поддерживал десантные операции на Керченском полуострове, освобождение Крыма и Севастополя. В июне-июле 1944 г. полк освобождал Белоруссию, в августе 1944 г. - Польшу, в январе 1945 г. - Восточную Пруссию. Апрель 1945 г. летчицы полка встречали на Одере, где прорывали оборону противника. В течение трех лет войны полк не уходил на переформирование, его состав оставался женским, хотя он и входил в более крупное «мужское» авиационное соединение - 325-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию, некоторое время - во 2-ю гвардейскую ночную бомбардировочную авиационную дивизию (в мае 1944 г., во время боевых действий по освобождению Крымского полуострова). Полк летал на бомбардировщиках По-2. В начале войны в полку было 20 самолетов, в разгар боевых действий - 45, а победу полк встречал с 35 машинами. В октябре 1943 года командующий Воздушной армией, генерал К.А. Вершинин выступая на общем собрании полка, сказал слова, которые ветераны части помнят до сих пор. - Вы самые красивые девушки в мире, - говорил Вершинин, - потому что красота ваша заключается не в накрашенных губах и бровях, а в том прекрасном душевном порыве, с которым вы ведёте борьбу за счастье и свободу нашей Родины. Нельзя равнодушно смотреть, как маленькие, хрупкие девушки поднимают для маскировки самолёта целые деревья, как лётчицы мастерски управляют самолётом, как девушки - вооруженцы подвешивают бомбы, которые тяжелее их собственного веса. Ваша работа очень нелёгкая, но и благодарная...

17 слайд

Описание слайда:

Механики на аэродроме. Лето 1943 г Инженер полка С.Озеркова беседует с механиками Три штурмана полка: Соня Бурзаева, Женя Руднева, Лариса Розанова. 1942 год.

18 слайд

Описание слайда:

Приказом НКО СССР № 64 от 8 февраля 1943 года, за мужество и героизм личного состава, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, полку было присвоено почётное звание «Гвардейский» и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Командир полка Е.Д. Бершанская принимает гвардейское знамя. 10 июня 1943 года, ст. Ивановская Знаменосец полка Наташа Меклин (Кравцова).

19 слайд

Описание слайда:

Станица Пашковская. Памятник летчицам Е. Носаль, П.Макагон,Л. Свистуновой, Ю. Пашковой Памятник на могиле О. Санфировой.Гродно За войну погибли 32 девушки из нашего полка. Горели и падали наши подруги на территории, занятой неприятелем. Население тайком от оккупантов хоронило их под неприметными табличками «Здесь покоится неизвестная летчица» - документов с собой мы не брали. Памятник Герою Советского Союза ОльгеСанфировой

20 слайд

Описание слайда:

В октябре 1943 года гитлеровцы были сброшены с Таманского полуострова. За активное участие в боях за Тамань 9 октября 1943 г. женский полк ночных бомбардировщиков получил наименование «Таманский» Более 250 девушек полка были награждены орденами и медалями. Памятник летчицам полка в поселке Пересыпь. Здесь похоронены Тая Володина и Аня Бондарева

21 слайд

Описание слайда:

Дина Никулина, Женя Руднева, Наташа Меклин, Ирина Себрова. Ивановская 1943 год. Т. Сумарокова, Г. Беспалова,Н. Меклин,Е.Рябова,М. Смирнова,Т. Макарова, М. Чечнева. Герои Советского Союза Марина Чечнёва и Екатерина Рябова Эскадрилья построена. Докладывает командир 2 эскадрильи Амосова. Ассиновская 1942 год

22 слайд

Описание слайда:

Полк, в котором одновременно с боевыми действиями непрерывно обучали и вводили в строй новых летчиков и штурманов, и в результате его состав удвоился, несмотря на потери. Полк, для которого строили деревянные взлетные полосы, в котором обслуживали полеты бригадным методом. Мне кажется, что такого полка больше не было. А уж женского - не было точно! Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Ведь для того чтобы женщина окончила летную школу или аэроклуб, она должна была обладать подлинной влюбленностью в небо, страстью к полетам. Тогда она могла стать инструктором аэроклуба, командиром отряда, пилотом пассажирского лайнера. А штурманами у них стали в основном студентки вузов - математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине. Они быстро освоили новую специальность и внесли в полк особую атмосферу: в краткие перерывы между боями проводились философские и тактические конференции, выпускались литературные журналы, писались стихи... Штурманом полка и штурманами трех эскадрилий были студентки мехмата МГУ, начальник штаба и начальник оперативного отдела - тоже студентки Московского университета. И всех нас объединяли особый азарт, взаимное уважение и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин... Фашисты называли их "ночными ведьмами". Французские летчики легендарного авиаполка "Нормандия - Неман" галантно - "прелестными колдуньями". Наши бойцы и командиры - "добрыми феями" и "небесными ангелами". Белоруссия, местечко близ Гродно. Будущие Герои Советского Союза Т.Макарова, В.Белик, П.Гельман, Е.Рябова, Е.Никулина, Н.Попова

23 слайд

Описание слайда:

24 апреля 1944 года за участие в освобождении Феодосии полк был награждён орденом Красного Знамени. 22 раза полк отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. За освобождение Белоруссии полк был награждён орденом Суворова III степени. Восемь раз Москва салютовала частям, среди которых назывался и полк подполковника Бершанской.

24 слайд

Описание слайда:

Памятник У-2 в Мытищах Германия, район Штеттина. Зам. командира полка Е.Никулина ставит задачу экипажам. А экипажи уже а парадных платьях, сшитых на заказ.

25 слайд

Описание слайда:

За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза: Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна - 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна - 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна - 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна - 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна - 968 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна - 628 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна - 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года. Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна - 760 боевых вылетов. Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна - 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны. Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна - 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы. Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна - 790 боевых вылетов. Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна - 852 боевых вылета. Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна - 805 боевых вылетов. Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна - 793 боевых вылета. Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна - 645 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна - 890 боевых вылетов. Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна- 630 боевых вылетов. Награждена посмертно. Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна- 1004 боевых вылета. Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна - 950 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Хусаиновна - 780 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна - 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна - 926 боевых вылетов. Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна - 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года. В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка: Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна - 680 боевых вылетов. Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна - 725 боевых вылетов. Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица: Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз – более 300 боевых вылетов.

26 слайд

Описание слайда:

Эскадрилья построена. Докладывает командир 2 эскадрильи Амосова. Ассиновская 942 г. Евдокия Давыдовна Бершанская ставит боевую задачу. 1943 год. За время войны полк нанёс громадный урон живой силе и технике врага. Отважные лётчицы произвели 23 672 боевых вылета ночью и сбросили на головы врагов 2 902 980 кг бомбового груза, 26 000 ампул с горючей жидкостью. По далеко не полным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 очагов пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окружённым войскам лётчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолёты 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка находились в боевых полётах 28 676 часов, иными словами, 1191 полные сутки без перерыва. Это был большой вклад советских патриоток в дело разгрома врага. Новороссийск взят! Пляшут Катя Рябова и Нина Данилова. Девушки не только бомбили, но и осуществляли поддержку десантников на Малой земле

27 слайд

Немцы называли их «ночными ведьмами», а маршал Рокоссовский — легендами. Маршал был уверен, что летчицы дойдут до Берлина, и оказался прав. Тихоходные ночные бомбардировщики ПО-2 «ночных ведьм» бомбили немцев, невзирая на погодные условия и все средства ПВО, а за штурвалом неизменно находилась женщина. О самых результативных асах 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка — в материале «Защищать Россию».

Ирина Себрова, Наталья Меклин, Евгения Жигуленко. Они служили в легендарном женском авиаполку Марины Расковой (46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк), и их фронтовые биографии во многом похожи. Каждая из них была увлечена авиацией и с первых дней Великой Отечественной стремилась на фронт, у каждой были три года войны и путь от Кавказа до Германии. Даже звания Героев Советского Союза летчицы получили в один день — 23 февраля 1945 года.

Но вместе с тем, подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц около 1000 вылетов и десятки тонн сброшенных на вражеские позиции бомб. И это на деревянных бипланах ПО-2 , которые создавались никак не для военных целей и немецким силам противовоздушной обороны мало чем могли ответить!

«Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. (…) бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета», — вспоминала после войны летчица Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина Себрова, 1004 боевых вылета

«Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов» — писали в книге «Нас называли ночными ведьмами» сослуживицы летчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. И у девушки были аргументы — уже тогда, в октябре 1941-го, Себрова была опытной летчицей: окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

Боевым крещением для бомбардировщиц стали бои в районе Донбасса в мае 42-го. На легких бомбардировщиках ПО-2 , невзирая на погоду, они совершали по несколько боевых вылетов за ночь. Так проходили фронтовые будни Ирины, так набирался опыт.

«Летное дело любит, в полетах внимательна, выдержана, требовательна к себе, дисциплинирована», — говорилось в характеристике Себровой.

Вскоре стало понятно, что для девушки нет невыполнимых задач: сплошной туман, дождь, отсутствие видимости, горы, вражеские прожекторы и зенитки — любые сложности были ей нипочем.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».

Орден Ленина и золотую Звезду Героя летчица получила 23 февраля 1945 года за 792 боевых вылета. До конца войны и блестящего результата в 1000 самолетовылетов (1000-1008 — количество разнится в зависимости от источника; 1000 указано в представлении к ордену Красного Знамени от 15.06.1945) оставалось меньше трех месяцев…

Наталья Меклин (Кравцова), 980 боевых вылетов

Наталья росла на Украине, в Киеве и Харькове. Там окончила школу и аэроклуб, а в 1941-м переехала в Москву и поступила в Московский авиационный институт.

Началась война, и девушка вместе с другими студентами отправилась на строительство оборонительных укреплений под Брянском. Вернувшись в столицу, записалась, как и другие будущие «ночные ведьмы», в женскую авиационную часть Марины Расковой, окончила Энгельсскую военную школу пилотов, а в мае 42-го попала на фронт.

Была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев.

Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

Является смелым бесстрашным летчиком. Все свои силы, все свое боевое мастерство отдает выполнению боевых заданий, — говорится в представлении к главной награде страны. — Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава.

После войны Наталья Кравцова (фамилия мужа) писала повести и рассказы о Великой Отечественной. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Евгения Жигуленко, 968 боевых вылетов

«Немцы называли нас „ночными ведьмами“, а ведьмам было всего от 15 до 27 лет» — писала в воспоминаниях Евгения Жигуленко.

Ей был 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт в сформированный Мариной Расковой 46-й ночной бомбардировочный авиаполк.

Первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку.

В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

«…Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», — шутила Жигуленко.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб!

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе „ночные ведьмы“» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.