Тевтонский орден был создан. Ян Матейко. Воины Польши и ВКЛ. Госпиталь под стенами Акры

Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода (1189–1192 гг.). Его полное латинское название – «Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum» («Орден дома святой Марии Тевтонской»), немецкое – «Deutscher Order» – «Немецкий орден».

Члены этого немецкого католического духовно‑рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью зависели от папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь власти тех государей, на территории которых находились их владения.

Цель монашеского подвига, подчеркивают христианские богословы, – достижение действием Божией благодати духовной чистоты, беспорочности и полного предания себя воле Божией через аскетический подвиг, совершаемый каждодневно в течение всей жизни.

Однако уже в период образования Тевтонского военно‑монашеского ордена редко кто относился всерьез к тому, что монах должен лишать себя радостей земной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь благодати Духа Святого.

В 1198 году орден был учрежден папой Иннокентием III, а в 1221 году папа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет и индульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров.

Зловещую роль сыграл Тевтонский орден при завоевании Прибалтики и Пруссии. Примерно с 1215 г. по инициативе папы римского Иннокентия III германские феодалы форсируют проникновение на восточное побережье Балтийского моря под предлогом христианизации языческого племени пруссов. Еще в 1201 году епископ Альберт основал город Ригу и учредил с благословения того же Иннокентия III духовно‑рыцарский орден меченосцев, или Ливонский орден. С тех пор в Прибалтику стали стекаться рыцари со всей Европы. Развернулись кровавые операции по обращению в христианство местного населения (племен куров, пруссов, ливов, эстов).

В 1226 году по договору гроссмейстера Тевтонского ордена Германа фон Зальца с польским удельным князем Конрадом Мазовецким «для защиты Мазовии от пруссов и литовцев» орден получил Хелминьскую землю и, перенеся свою деятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов – группы племен, издревле населявших южное побережье Балтийского моря между нижним течением рек Вислы и Немана.

Немецкий писатель Август Коцебу, известный монархист, которого невозможно обвинить в симпатиях к славянам, писал о тевтонских рыцарях: «Нельзя без содрогания читать описания всех зверств, которые крестоносцы совершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще в конце XIV столетия, когда Пруссия была полностью покорена и усмирена, великий магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всём крестьянам его епископства» (Коцебу А Древняя история Пруссии. Рига, 1808).

За неполные 50 лет Тевтонский орден в ходе истребительных войн покорил все прусские земли. От Польши была оторвана не только Хелминьская земля, но и Восточное Поморье. Постоянными объектами экспансии тевтонцев стали Добжинская земля и даже Куявия (раннефеодальное государственное образование восточнославянских племен Среднего Приднепровья). Крестоносцы представляли также большую угрозу для Литвы и северо‑западных русских земель. Под постоянным натиском ордена была и западная часть литовской Жемайтии (Жмуди).

В 1261 году после поражения тевтонских рыцарей в сражении с литовцами пруссы подняли восстание против крестоносцев. Выступления пруссов прокатились по всей Прибалтике, и только в 1283 году ордену удалось окончательно покорить это гордое и свободолюбивое племя.

Чтобы удержать господство над Прибалтикой, тевтонцы продолжали беспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им малейшее сопротивление. Вот, например, как описывает «Хроника Ливонии» поход крестоносных завоевателей: «И разделилось войско по всем дорогам и деревням, и перебили они повсюду много народа, и преследовали врагов по соседним областям, и захватили из них женщин и детей в плен, и, наконец, сошлись вместе у замка. На следующий и на третий день, обходя все кругом, разоряли и сжигали, что находили, а коней и бесчисленное множество скота угнали с собой… Многие язычники, спасшиеся бегством в леса или на морской лед, погибли, замерзши от холода» (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. 2‑е изд. И. – Л., 1938, с.124–125).

В 1236 году большое войско тевтонцев вторглось в ливонские земли, предав их огню и железу. Но рыцарей опрокинули воины объединенного Литовского государства.

Через год после этого события Тевтонский орден объединился с Ливонским орденом. Магистру тевтонцев (получившему титул великого магистра – гроссмейстера) подчинился магистр Ливонского ордена (который в дальнейшем стал называться ландмейстером). Объединив таким образом свои силы, германские рыцари стали готовиться к новому «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»).

У Тевтонского ордена были могущественные покровители: папа римский и германский император, которые всегда поддерживали крестоносцев во всех их столкновениях не только с недавней языческой Литвой, но и с давно уже христианизированной Польшей.

Вступив в союз со шведскими феодалами, Тевтонский орден стал угрожать Пскову и Новгороду. «Укорим словень‑ский язык» – таков, по словам летописца, был лозунг тевтонцев. Римские папы давно стремились к мировому господству, и особенно манила их Русь с ее неисчислимыми богатствами. Поработив ливов, эстов и пруссов руками тевтонцев, католическая церковь протянула свои щупальца и к Руси.

В июле 1240 года в Финском заливе неожиданно появилась шведская флотилия, которая, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Утром 15 июля русское войско под водительством новгородского князя Александра Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом разгромило их. В этой знаменитой битве, за победу в которой Александр был назван «Невским», русский князь, как повествует летопись, «самому королю возложи печать на лице острым своим мечом».

Борьба со шведскими захватчиками была, однако, лишь составной частью обороны Руси. Тевтонские рыцари в 1240 году с помощью датских феодалов захватили город Изборск, а затем и Псков, после чего появились вблизи Новгорода. Александр Невский разбил рыцарей под Псковом, вторгся в их владения, «землю ордена пожже и повоева, и полона много взя, а иных иссече». А 5 апреля 1242 года произошла историческая битва против тевтонцев на Чудском озере, получившая название Ледового побоища, в ходе которого одних только рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев попало в плен. «И бысть та сече зла и велика, и треск от копий ломления и звук от мечного сечения… и не бе видети льду, покрыто бо все есть кровию».

Победа над тевтонцами на Чудском озере имела огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Благодаря Ледовому побоищу был положен предел грабительскому продвижению тевтонцев на Восток.

Конец XIV–начало XV века были временем расцвета военного могущества тевтонского ордена, получившего большую помощь от западно‑европейских феодалов и папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединились польские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом, с одной стороны, и Польшей и Литвой – с другой, вновь вспыхнула война, получившая название Великой. Решающая роль между армией Тевтонского ордена и польско‑литовско‑русскими войсками произошла 15 июля 1410 года под Грюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы – Таннен‑бергом).

Под предводительством великого князя Литовского Витау‑таса были разгромлены основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансии немецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет. Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Уль‑рих фон Юнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, что была сломлена военная и политическая мощь тевтонцев, развеяны их планы господства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться от нанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у папы и у вселенских соборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитет католической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городов Тевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться от политической самостоятельности.

По Торунскому миру 1466 года Польша получила обратно поморские земли с Гданьском, Кульмскую землю и часть Пруссии. Остальные земли, оставшиеся за орденом, стали вассальными владениями Польши. Гроссмейстер тевтонцев обязался приносить присягу польскому королю и лишался права самостоятельно заключать союзы и объявлять войну.

В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулись интересные события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев Альбрехт Гогенцоллерн въехал в Краков – столицу Польши в белом плаще «священного воинства», украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал с Польшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии, находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. По этому договору все старые привилегии, которыми пользовались тевтонцы, утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставались в силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехт принес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525 года родилось новое государство.

Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовала Пруссия.

В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачами в Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называться хохмейстером), а вскоре де‑факто и в Германии, хотя официальные орденские власти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельность только после окончания второй мировой войны, ибо братья‑рыцари преследовались при нацизме.

Государство, основанное немцами в Балтийском крае, достигло своих естественных пределов: с севера и запада море, с востока и юга сильные народы, т.е. Русь и Литва. Казалось, для него наступила пора мирного внутреннего развития. Но не так было на самом деле. Внешние враги грозили со всех сторон. Датский король нисколько не думал покинуть своих притязаний на Эстонию; Новгородская Русь ждала только удобного случая воротить свои потери; на юге возникало опасное для немцев литовское могущество; покоренные племена сдерживались от восстаний только страхом жестокого возмездия. А между тем прилив крестоносцев из Германии постепенно уменьшался, и ливонские немцы должны были довольствоваться почти одними собственными средствами в борьбе с окружающими врагами. Со смертью же епископа Альберта сошел с исторической сцены тот ум и та железная воля, которые еще держали в единении разнообразный состав нового государства. После Альберта орден Меченосцев уже явно стремился стать выше своего ленного господина, Рижского епископа, и обратить завоеванный край в свое непосредственное владение, т.е. поставить Ливонию к себе в те же отношения, в каких находилась тогда Пруссия к Ордену Тевтонских рыцарей. Отсюда естественно, почему Ливонский орден начал искать опоры с этой стороны. Едва Альберт успел отойти в вечность, как магистр Вольквин отправил послов к гроссмейстеру Тевтонского ордена Герману Зальца с предложением тесного союза и даже слияния двух соседних орденов.

Завоевание Пруссии поляками, когда-то начатое Болеславом Храбрым и некоторыми из его преемников, было утрачено во время раздробления Польши на уделы и внутренних неурядиц. Мало того, сами польские области начали страдать от вторжений и грабежей соседних пруссов, и князья польские, выступавшие против язычников, нередко терпели от них поражения. Вместе с тем долгое время оставались тщетными попытки миссионеров продолжать дело, начатое Войтехом и Бруном; некоторые из них нашли в Пруссии также мучительную смерть. Только два века спустя после этих двух, апостолов, т.е. в начале XIII столетия, удалось одному монаху из Данцигского цистерцианского монастыря, по имени Христиану основать христианскую общину в прусской Кульмии, которая лежала на правой стороне Вислы и вдавалась клином между славянами Польши и Померании. Этот Христиан до некоторой степени имел для Пруссии то же значение, какое Альберт Буксгевден для Ливонии. Знаменитый папа Иннокентий III возвел его в достоинство прусского епископа, поручил его покровительству архиепископа Гнезненского, а также князей Польши и Померании, и вообще оказал утверждению католической церкви в Пруссии такую же деятельную, искусную поддержку, как и в Ливонии.

В соседней польской области Мазовии княжил тогда Конрад, младший сын Казимира Справедливого, не отличавшийся никакими доблестями. Пользуясь его слабостью, пруссы усилили нападение на его земли. Вместо мужественной обороны Конрад стал откупаться от их набегов. По этому поводу рассказывают даже следующую черту. Однажды, не имея средств удовлетворить жадности грабителей, он зазвал к себе на пир своих вельмож с женами и детьми, во время пира велел тайком забрать коней и верхние одежды гостей и все это отослать пруссакам. При таких обстоятельствах малодушный Конрад охотно последовал совету епископа Христиана и добровольно водворил в своей земле злейших врагов славянства, немцев. Мысль о том подали успехи только что основанного в Ливонии ордена Меченосцев. Сначала Конрад и Христиан, с разрешения папы, попытались основать свой собственный орден для борьбы с язычниками. Их орден получил во владение замок Добрынь на Висле и право на половину всех земель, которые завоюет в Пруссии. Но он оказался слишком слаб для такой задачи и вскоре потерпел от пруссов столь сильное поражение, что не смел более выступать за стены своего замка. Тогда Конрад, по совету с Христианом и некоторыми из польских епископов и вельмож, решил призвать для укрощения свирепых соседей орден Тевтонский.

История Тевтонского ордена до прибытия в Прибалтику

Герман фон Зальца. Скульптура в замке Мальборк

Этот орден был основан немцами незадолго до того времени в Палестине, в честь Богоматери, по примеру итальянских иоаннитов и французских тамплиеров. Он принял на себя монашеские обеты с обязательством ходить за больными и сражаться с неверными. Правда, его подвиги в Палестине мало помогли Иерусалимскому королевству; зато он был наделен разными владениями в Германии и Италии. Значение его много поднялось, благодаря в особенности гроссмейстеру Герману Зальца, который умел снискать одинаковое уважение и Фридриха II Гогенштауфена, и противников его, т. е. римских пап. В 1225 году прибыли к нему в Южную Италию послы князя Мазовецкого и предложили Ордену переселиться в области Кульмскую и Любавскую под условием войны с прусскими язычниками. Такое предложение, конечно, не могло не понравиться гроссмейстеру; но он не спешил своим согласием, наученный опытом. Около того времени угорский король Андрей II точно так же призвал тевтонских рыцарей для борьбы с Половцами и дал ордену во владение Область Трансильвании; но потом, заметив опасность, которая грозила от водворения военной и властолюбивой немецкой дружины, он поспешил удалить тевтонов из своего королевства. Очевидно, угры обладали большим инстинктом самосохранения, нежели поляки.

Тевтонский гроссмейстер не столько заботился о крещении язычников, сколько имел в виду основать собственное независимое княжество. Он начал с того, что испросил ордену у императора Фридриха грамоту на полное владение Кульмскою землею и всеми будущими завоеваниями в Пруссии; ибо по тогдашним немецким понятиям и самая Польша считалась леном Германской империи. Зальца хотел поставить будущее княжество под непосредственное верховенство империи, а никак не Польши. Затем он вступил в продолжительные переговоры с Конрадом Мазовецким об условиях перенесения ордене в Кульмскую область. Плодом этих переговоров был целый ряд актов и грамот, которыми недальновидный польский князь предоставил тевтонам разные права и привилегии. Только в 1228 году впервые на границах Польши и Пруссии явился значительный отряд тевтонских рыцарей под начальством провинциального магистра Германа Балка, чтобы принять Кульмскую землю во владение ордена. Прежде нежели приступить к борьбе с язычниками, немцы и тут продолжали свои переговоры с Конрадом, пока договором 1230 года не получили от него подтверждения на вечное, безусловное владение данной областью. В то же время они постарались обеспечить себя от притязаний помянутого епископа прусского Христиана, который думал, что Тевтонский орден будет находиться к нему в таких же отношениях, в каких Ливонский – к епископу Рижскому. На первое время орден признал ленные права епископа на Кульмскую землю и обязался платить ему за нее небольшую дань. Благоприятный для ордена случай вскоре помог ему совсем освободиться от этих ленных отношений. Епископ Христиан с небольшой свитой неосторожно углубился в землю язычников для проповеди Евангелия и был захвачен в плен, в котором томился около девяти лет. Ловкий Герман Зальца, остававшийся в Италии и оттуда управлявший делами ордена, склонил папу Григория IX признать прусские владения Тевтонов непосредственным духовным леном папского престола, чем устранялись притязания Кульмского епископа. Кроме того, с согласия папы остатки Добрынских рыцарей и их имения были включены в Тевтонский орден. В этом краю, так же как в земле балтийских и полабских славян, католическая церковь явилась главной союзницей германизации.

Рыцари Тевтонского ордена в Пруссии

Верховный покровитель ордена папа усердно призывал крестоносцев из соседних стран, Польши, Померании, Гольштинии, Готланда и др., к общей борьбе с прусскими язычниками и даровал этим крестоносцам такие же привилегии и отпущение грехов, как и тем, которые отправлялись в Палестину. Его призыв не остался без ответа. В Западной и Средней Европе того времени еще была сильна вера, что ничто так не угодно Богу, как обращение язычников в христианство, хотя бы посредством меча и огня, и что это самое верное средство смыть с себя все прошлые грехи. Тевтонские рыцари начали завоевание и насильственное крещение Пруссии с помощью соседних католических государей, приводивших крестоносные дружины, особенно с помощью славянских князей Польши и Поморья, которые более, чем немцы, работали в пользу германизации. Каждый свой шаг рыцари закрепляли построением каменных замков и, прежде всего, конечно, постарались завладеть нижним течением Вислы. Здесь первой орденской твердыней явился Торунь, за ним последовали Xельмно (Кульм), Мариенвердер, Эльбинг и т.д. Пруссы оборонялись упорно, но не могли устоять против новой силы, пользующейся превосходством военного искусства, вооружения, единства действий и вообще отлично организованной. Чтобы еще более упрочить свое владычество, вместе с построением крепостей орден деятельно водворял немецкую колонизацию, вызывая для того переселенцев в свои города, наделяя их торговыми и промышленными льготами и, кроме того, раздавая участки земли на ленных правах переселенцам военного сословия. Для утверждения новой веры Немцы особенное внимание обращали на юное поколение: они старались захватывать детей и отправляли их в Германию, где последние и получали воспитание на руках духовенства с тем, чтобы, воротясь на родину, быть усердными миссионерами католичества и германизации. При завоевании Пруссии повторялись почти те же жестокости, опустошения и закрепощение туземцев, какие мы видели при завоевании Ливонии и Эстонии.

К этому-то Тевтонскому, или Прусскому, ордену обратился ливонский магистр Вольквин с предложением соединить свои силы и отправил для того послов в Италию к гроссмейстеру. Но первое предложение было сделано еще в то время, когда Тевтонский орден едва водворился в Кульмской области и только начинал свою завоевательную деятельность. Ливония отделялась от него еще независимыми литовскими племенами; соединение двух рыцарских орденов могло повести за собою и соединение их врагов для общего отпора. Герман Зальца пока благоразумно отклонил предложение, но не отнял надежды. Спустя несколько лет переговоры о соединении возобновились, и в Марбурге – главном германском приюте тевтонов – происходило совещание орденского капитула в присутствии послов Вольквина. Здесь большинство тевтонов высказалось против соединения. Их орден состоял преимущественно из членов старых дворянских родов, из людей закаленных, благочестивых, гордых своими обетами и суровой дисциплиной; тогда как ряды Меченосцев наполнялись сыновьями бременских и других нижненемецких торгашей, разнообразными искателями приключений и добычи, людьми лишними у себя на родине. В Германию уже проникла молва об их распутной жизни и таком деспотическом обращении с туземцами, которое делало для последних ненавистным само христианство и заставляло иногда возвращаться к язычеству. Тевтоны свысока смотрели на Меченосцев и опасались унизить свой орден таким товариществом. Из Марбурга дело перенесено опять в Италию на рассмотрение гроссмейстера. Герман Зальца на этот раз оказался более расположенным к соединению и представил вопрос о нем на разрешение папы Григория IX.

Между тем случилось событие, которое ускорило это дело. Магистр Вольквин с сильным войском предпринял поход в глушь литовских земель. Литовцы скрытно собрались в окрестных лесах, откуда выступили внезапно и окружили немцев со всех сторон. Отчаянная битва произошла в день Маврикия в сентябре 1236 г. Тщетно рыцари восклицали: "Вперед, с помощью св. Маврикия!" Они потерпели полное поражение. Сам магистр Вольквин, сорок восемь орденских рыцарей и множество вольных крестоносцев остались на месте битвы. Орден спасся только тем, что Литва не воспользовалась своей победой и вместо движения в Ливонию обратилась против Руси. После того Меченосцы усилили свои просьбы о соединении, которое наконец и было совершено их послами с соизволения Григория IX в его резиденции Витербо, в мае 1237 года. Ливонские рыцари приняли устав Тевтонского ордена; они должны были переменить свой орденский плащ с красным мечом на тевтонскую белую мантию с черным крестом на левом плече.

Наместник Зальца в Пруссии Герман Балк назначен первым областным магистром (ландмейстером) в Ливонию. Одним из первых его деяний здесь было заключение договора с Вольдемаром II. В споре между орденом й Датским королем за Эстонию папа склонился в сторону короля, и гроссмейстер уступил. По заключенному договору орден возвратил Дании прибрежные Финскому заливу области Веррию с городом Везенбергом и Гаррию с Ревелем. В последнем городе Вальдемар поставил особого епископа для своих эстонских владений. Но он уже не был в силах вытеснить отсюда немецких рыцарей, получивших от ордена земли и разные привилегии. Напротив, чтобы привлечь на свою сторону это военное сословие, он старался удовлетворить его жадность и властолюбие новыми привилегиями и правами на закрепощение туземцев. Вообще датское владычество просуществовало в том краю еще около столетия, но не пустило глубоких корней. Герман Балк восстановил значение Меченосцев удачной войной с соседней Новгородской Русью. Но вскоре и он, и сам гроссмейстер Зальца скончались (1239 г.).

Совместные войны Тевтонского и Ливонского орденов в Прибалтике

Дела соединенного ордена пошли хуже. Он должен был бороться в одно время с Русью, Литвой и бывшим своим союзником – поморским князем Святополком. Особенно чувствительные поражения понес новый ливонский ландмейстер Фон Хеймбург от русского героя Александра Невского. К этим поражениям присоединилось еще отчаянное восстание куронов и земгалов. Оба племени, как мы видели, довольно легко подчинились немецкому владычеству и приняли к себе священников. Но скоро они убедились, что обещания миссионеров оставить в покое их имущество и личную свободу были только пустыми словами, что немецкое владычество и немецкое христианство означали всякого рода поборы и притеснения. Пользуясь стесненным положением ордена, Куроны восстали; они умертвили своего епископа и тех священников, которых успели захватить в свои руки, прогнали или перебили поселившихся между ними немцев и заключили союз с литовским князем Миндовгом. За ними восстали и земгалы.

Подавить это восстание удалось Дитриху фон Грюнингену, которого новый тевтонский гроссмейстер Генрих фон Гогенлоэ назначил ландмейстером в Ливонию и снабдил значительными военными средствами. Суровый, энергичный Грюнинген с огнем и мечом прошел землю куронов и страшными опустошениями принудил их просить мира. Они уже успели было воротиться к своим старым богам, но теперь принуждены были выдать заложников и вновь совершить обряд крещения (1244). В следующем году война возобновилась, когда на помощь угнетенным пришел с литовским войском Миндовг. Однако в решительной битве на высотах Амботенских он потерпел поражение.

Завоевания Тевтонского ордена в Прибалтике. Карта

Покорив вновь Куронию и Земгалию, немцы утвердили здесь свое владычество укреплением старых туземных городов и построением новых каменных замков на окраинах и внутри страны во всех важнейших пунктах. Таким образом, возникли: Виндава, на устье реки того же имени, Пильтен, выше на правом берегу той же реки, еще выше – Гольдинген на левом берегу ее, против того места, где она образует живописный водопад; далее Донданген и Ангернминде на северной окраине Куронии; Газенпот, Гробин и вновь укрепленный Амботен на юге, на пределах с Литвой и пр. Некоторые из этих замков сделались резиденцией комтуров и фогтов, т.е. орденских или епископских наместников, снабженных достаточной вооруженной силой для поддержания покорности в своих округах. В Земгалии около того времени являются немецкие крепости Зельбург на левом прибрежье Двины и Бауске – на пограничье с Литвой, при слиянии Муса с Мемелем. Это слияние образует реку Аа (Семигальскую, или Куронскую), на левом берегу которой, среди низменной местности, вскоре положено основание Митавского замка. При новом завоевании Куронов и Земгалов они уже были лишены тех прав, которые обещаны им первоначальными договорами. Немцы воспользовались восстанием, чтобы поработить их окончательно, т.е. обратить в такое же крепостное состояние, какое уже было водворено в Ливонии и Эстонии. Таким образом, Ливонский орден благодаря соединению с Тевтонским успел упрочить бывшее дотоле шатким немецкое владычество в Балтийском крае, отбить враждебных соседей и совершенно закрепостить туземные народы. С помощью того же соединения он почти достиг цели и других своих стремлений: стал в более независимые отношения к епископской власти и вообще к духовенству, признавая над собой только верховную, весьма отдаленную власть императора и папы. Но его борьба с епископами, затихшая во время внешней опасности, впоследствии возобновилась из-за спорных ленов, доходов и разных привилегий.

В этой борьбе весьма видное место получил город Рига. Благодаря выгодному положению на большом торговом пути, а также тесным связям с Готландом и нижненемецкими городами, Рига быстро начала расти и богатеть. Епископы рижские, вскоре получившие архиепископский титул, награждали значительных граждан за разные услуги ленами, или поземельными участками, в окрестной области, а самый город наделяли такими привилегиями, что он получил почти полное внутреннее самоуправление. Это городское самоуправление Риги устроилось по образцу ее митрополии, Бремена, и сосредоточилось в руках двух гильдий, большой, или купеческой, и малой, или ремесленной. Рядом с ними возникла еще третья гильдия, под именем Черноголовых; в нее первоначально принимались только неженатые граждане, отличившиеся в войнах с туземными язычниками, и это учреждение сделалось ядром собственной вооруженной силы города. Кроме своей гражданской милиции, он нередко держал у себя и наемные отряды. Располагая значительными военными средствами, Рига имела возможность оказывать своему архиепископу весьма действенную помощь в его борьбе с орденом и до некоторой степени уравновешивать силы этих двух соперников. Значение ее поднялось еще более, когда она вступила в знаменитый Ганзейский союз .

Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода(1189 - 1192 гг.). Его полное латинское название - "Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum" ("Орден дома святой Марии Тевтонской"), немецкое -"Deutscher Order" - "Немецкий орден". Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью зависели от папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь властитех государей, на территории которых находились их владения. Цель монашеского подвига, подчеркивают христианские богословы, -достижение действием Божией благодати духовной чистоты, беспорочности и полного предания себя воле Божией через аскетический подвиг, совершаемыйкаждодневно в течение всей жизни. Однако уже в период образования Тевтонского военно-монашеского орденаредко кто относился всерьез к тому, что монах должен лишать себя радостейземной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь благодати Духа Святого. В 1198 году орден был учрежден папой Иннокентием III, а в 1221 годупапа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет ииндульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров. Зловещую роль сыграл Тевтонский орден при завоевании Прибалтики иПруссии. Примерно с 1215 г. по инициативе папы римского Иннокентия IIIгерманские феодалы форсируют проникновение на восточное побережьеБалтийского моря под предлогом христианизации языческого племени пруссов.Еще в 1201 году епископ Альберт основал город Ригу и учредил с благословениятого же Иннокентия III духовно-рыцарский орден меченосцев, или Ливонскийорден. С тех пор в Прибалтику стали стекаться рыцари со всей Европы. Развернулись кровавые операции по обращению в христианство местногонаселения (племен куров, пруссов, ливов, эстов). В 1226 году по договору гроссмейстера Тевтонского ордена Германа фонЗальца с польским удельным князем Конрадом Мазовецким " для защиты Мазовии отпруссов и литовцев" орден получил Хелминьскую землю и, перенеся своюдеятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов - группы племен,издревле населявших южное побережье Балтийского моря между нижним течениемрек Вислы и Немана. Немецкий писатель Август Коцебу, известный монархист, которогоневозможно обвинить в симпатиях к славянам, писал о тевтонских рыцарях:"Нельзя без содрогания читать описания всех зверств, которые крестоносцысовершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще в концеXIV столетия, когда Пруссия была полностью покорена и усмирена, великиймагистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всём крестьянам егоепископства" (Коцебу А Древняя история Пруссии. Рига, 1808). За неполные 50 лет Тевтонский орден в ходе истребительных войн покорилвсе прусские земли. От Польши была оторвана не только Хелминьская земля, нои Восточное Поморье. Постоянными объектами экспансии тевтонцев сталиДобжинская земля и даже Куявия (раннефеодальное государственное образованиевосточнославянских племен Среднего Приднепровья). Крестоносцы представлялитакже большую угрозу для Литвы и северо-западных русских земель. Подпостоянным натиском ордена была и западная часть литовской Жемайтии (Жмуди). В 1261 году после поражения тевтонских рыцарей в сражении с литовцамипруссы подняли восстание против крестоносцев. Выступления пруссовпрокатились по всей Прибалтике, и только в 1283 году ордену удалосьокончательно покорить это гордое и свободолюбивое племя. Чтобы удержать господство над Прибалтикой, тевтонцы продолжалибеспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им малейшее сопротивление.Вот, например, как описывает "Хроника Ливонии" поход крестоносныхзавоевателей: "И разделилось войско по всем дорогам и деревням, и перебилиони повсюду много народа, и преследовали врагов по соседним областям, изахватили из них женщин и детей в плен, и, наконец, сошлись вместе у замка.На следующий и на третий день, обходя все кругом, разоряли и сжигали, чтонаходили, а коней и бесчисленное множество скота угнали с собой... Многиеязычники, спасшиеся бегством в леса или на морской лед, погибли, замерзши отхолода" (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. 2-е изд. И. - Л., 1938, с.124 -125). В 1236 году большое войско тевтонцев вторглось в ливонские земли,предав их огню и железу. Но рыцарей опрокинули воины объединенногоЛитовского государства. Через год после этого события Тевтонский орден объединился с Ливонскиморденом. Магистру тевтонцев (получившему титул великого магистра -гроссмейстера) подчинился магистр Ливонского ордена (который в дальнейшем стал называться ландмейстером). Объединив таким образом свои силы,германские рыцари стали готовиться к новому "Дранг нах Остен" ("Натиск на Восток"). У Тевтонского ордена были могущественные покровители: папа римский игерманский император, которые всегда поддерживали крестоносцев во всех ихстолкновениях не только с недавней языческой Литвой, но и с давно ужехристианизированной Польшей. Вступив в союз со шведскими феодалами, Тевтонский орден стал угрожатьПскову и Новгороду. "Укорим словеньский язык" - таков, по словам летописца,был лозунг тевтонцев. Римские папы давно стремились к мировому господству, иособенно манила их Русь с ее неисчислимыми богатствами. Поработив ливов,эстов и пруссов руками тевтонцев, католическая церковь протянула своищупальца и к Руси. В июле 1240 года в Финском заливе неожиданно появилась шведская флотилия, которая, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Утром 15 июлярусское войско под водительством новгородского князя Александра Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом разгромило их. В этой знаменитойбитве, за победу в которой Александр был назван "Невским", русский князь,как повествует летопись, "самому королю возложи печать на лице острым своиммечом". Борьба со шведскими захватчиками была, однако, лишь составной частьюобороны Руси. Тевтонские рыцари в 1240 году с помощью датских феодаловзахватили город Изборск, а затем и Псков, после чего появились вблизиНовгорода. Александр Невский разбил рыцарей под Псковом, вторгся в ихвладения, "землю ордена пожже и повоева, и полона много взя, а иных иссече".А 5 апреля 1242 года произошла историческая битва против тевтонцев наЧудском озере, получившая название Ледового побоища, в ходе которого однихтолько рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев попало в плен. "И бысть та сечезла и велика, и треск от копий ломления и звук от мечного сечения... и не бевидети льду, покрыто бо все есть кровию". Победа над тевтонцами на Чудском озере имела огромное значение длядальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы.Благодаря Ледовому побоищу был положен предел грабительскому продвижениютевтонцев на Восток. Конец XIV - начало XV века были временем расцвета военного могуществатевтонского ордена, получившего большую помощь от западно-европейскихфеодалов и папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединилисьпольские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом,с одной стороны, и Польшей и Литвой - с другой, вновь вспыхнула война,получившая название Великой. Решающая роль между армией Тевтонского ордена ипольско-литовско-русскими войсками произошла 15 июля 1410 года подГрюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы -Таннен-бергом). Под предводительством великого князя Литовского Витау-таса былиразгромлены основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансиинемецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет.Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Уль-рих фонЮнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, чтобыла сломлена военная и политическая мощь тевтонцев, развеяны их планыгосподства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться отнанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у папы и у вселенскихсоборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитеткатолической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городовТевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться отполитической самостоятельности. По Торунскому миру 1466 года Польша получила обратно поморские земли сГданьском, Кульмскую землю и часть Пруссии. Остальные земли, оставшиеся заорденом, стали вассальными владениями Польши. Гроссмейстер тевтонцевобязался приносить присягу польскому королю и лишался права самостоятельнозаключать союзы и объявлять войну. В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулисьинтересные события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев АльбрехтГогенцоллерн въехал в Краков - столицу Польши в белом плаще "священноговоинства", украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал сПольшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии,находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. Поэтому договору все старые привилегии, которыми пользовались тевтонцы,утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставалисьв силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехтпринес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525года родилось новое государство. Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовалаПруссия. В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачамив Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называтьсяхохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии, хотя официальные орденскиевласти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельностьтолько после окончания второй мировой войны, ибо братья-рыцарипреследовались при нацизме.

Небольшим кружком богатых немцев с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали называться братьями св. Марии Тевтонской.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Поднялось восстание. Положение Тевтонского ордена было шаткое, тем более, что Христиан к этому времени был выкуплен из плена и заявил притязания на владения ордена; но папа поддерживал орден, а Христиан скоро умер.

Положение ордена было критическое. Тщетно папы Урбан IV и Климент IV взывали о помощи ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы «одолеть воскресшее в Пруссии чудовище прежнего идолослужения»; но поход его был неудачен.

Было основано много замков и городов Эльбинг , Мариенвердер [Квидзын], Мариенбург , Гольдинген [Кулдига], Виндава [Вентспилс], Митава [Елгава] и т.д. Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земле, частью в городах; города получили право самоуправления (магдебургское, любекское); прибыло много и германских дворян; местное население обратили в крепостное состояние и обращались с ним ужасно - оно было вне закона.

Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет - с по . К началу XIV в. Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию; даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена и здесь стоял цветущий г.

Тевтонский орден не отказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена в свою очередь объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошительная война между орденом и Литвой , а затем Польшей .

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

По другим данным - в 1198 г.

Название «Тевтонский орден» россиян прежде всего заставляет вспомнить о событиях 1242 года, когда немецкие рыцари, столкнувшись с дружиной князя Александра Невского и потерпев поражение, ушли на дно Чудского озера под тяжестью собственных доспехов.

На самом деле Ледовое побоище — это лишь небольшой фрагмент из обширной истории рыцарского ордена, в течение трёх веков существовавшего как полноценное европейское государство.

Госпиталь под стенами Акры

История Тевтонского ордена началась в 1189 году, когда германский император Фридрих Барбаросса со своей армией принял участие в Третьем крестовом походе.

В конце августа 1189 года армия германского императора осадила сирийскую крепость Акра — древнейший город, основанный приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры.

В период осады купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.

Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской».

13 июля 1191 года после почти двухлетней осады Акра была взята, и полевой госпиталь перебрался в город, существуя уже на правах госпитального монастыря.

Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. В 1193 году всё тот же Ги де Лузиньян возлагает на госпиталь охрану и оборону одного из укреплений Акры в случае вражеского нападения.

«Помогать — Защищать — Исцелять»

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской.

Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Задачами ордена провозглашаются:

  • защита немецких рыцарей;
  • лечение раненых и больных крестоносцев;
  • борьба с врагами Католической церкви.

Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять».

С этого момента орден очень быстро обзаводится собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности становятся основными.

Членство в ордене, представляющем собой военно-религиозное сообщество, становится чрезвычайно престижным среди европейских феодалов. И хотя резиденция главы ордена (гроссмайстера) располагается в Акре, его владения стремительно растут и в Европе — за счёт земель, подаренных монархами, а также владений феодалов, становящихся членами ордена.

Тевтонский орден, членами которого должны были быть рыцари немецкой крови, что, правда, не всегда соблюдалось, очень быстро набрал силу, встав в один ряд с созданными ранее орденами тамплиеров и госпитальеров.

Уставы ордена разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета — бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими.

В отличие от рыцарей, которые сначала должны были доказать своё благородное происхождение, священники освобождались от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении религиозных служб, причащении рыцарей и больных в больницах и участии в войнах в качестве медиков.

Рыцари жили вместе, спали в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели ограниченную сумму денег. Они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми.

Глава ордена, как и другие его руководители, был избираем, а его права ограничены рыцарями — членами ордена.

Завоевание Пруссии

Четвёртый гроссмайстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца был человеком с недюжинным аналитическим умом. За несколько десятилетий до окончательного краха государства крестоносцев на Ближнем Востоке он понял, что будущего у Тевтонского ордена в этих краях нет, и стал предпринимать усилия по переносу основной его деятельности в Европу.

Несколько попыток закрепиться в Европе не увенчались успехом, но упрямый гроссмайстер был настойчив и довёл задуманное до конца.

В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого .

Тевтонские рыцари, начав войну против прусских язычников в 1232 году, использовали следующую тактику — они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побеждённые использовались в качестве союзников в последующих войнах.

На занятых землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

Прусская знать, оказавшись под властью рыцарей и становясь их союзниками, постепенно принимала христианство. Постепенно происходило и онемечивание прусских племён — немецкий язык, без которого невозможна было успешная карьера в государстве Тевтонского ордена, вытеснял прусские наречия.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден, поглощавший и включавший в свой состав аналогичные более мелкие образования, превратился в целое государство.

Натиск на Восток

На рубеже 1230-х - 1240-х годов Тевтонский орден предпринимает попытку расширить границы своих владений на Восток за счёт покорения ослабленных русских земель, только что переживших нашествие Батыя. Рыцари ордена намерены привести местное население, исповедующее православие, под духовную власть Рима.

С 1240 по 1242 годы рыцари Тевтонского ордена вели территориальную экспансию на псковских и новгородских землях, захватив Изборск и Псков. Эти территориальные поползновения завершились битвой на Чудском озере 5 апреля 1242 года, результаты которой всем хорошо известны.

Несмотря на эту неудачу, влияние ордена продолжало расти. Тевтонский орден вёл отчаянную борьбу за территории с Великим княжеством Литовским, контролировавшим в XIII-XIV веках и большую часть русских земель. В XIV веке орден совершил более сотни походов в Литву, стремясь подчинить её своему влиянию.

Подобная активность Тевтонского ордена в Европе объясняется тем, что его деятельность на Ближнем Востоке завершилась в мае 1291 года, после захвата Акры армией султана Египта.

В 1386 году литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона, что привело к созданию личной унии — объединения двух государств (Польши и Великого княжества Литовского) под властью одной короны. Впоследствии личная уния приведёт и к созданию полноценного объединённого государства — Речи Посполитой.

Роковой Грюнвальд

Для Тевтонского ордена, претендовавшего на литовские земли, польско-литовская уния был весьма серьёзной угрозой.

В 1409 году между орденом и новым государственным объединением вспыхнула война, причиной которой были старые обиды. Польша и Литва, пользуясь восстанием в Жемойтской земле, ранее принадлежавшей Княжеству Литовскому, решили попытаться отвоевать территории, ранее захваченные рыцарями ордена.

Апофеозом этой войны стала Грюнвальдская битва, произошедшая 15 июля 1410 года. Это сражение, ставшее одним из крупнейших и важнейших в истории средневековой Европы, закончилось разгромом войска Тевтонского ордена. Важную роль в этой битве сыграли полки русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского, проявившие в критические минуты мужество и стойкость.

Поражение для Тевтонского ордена оказалось сокрушительным: из 25-тысячного войска 8000 были убиты, около 14 000 попали в плен. Среди убитых оказалось практически всё военное руководство ордена, а также его рыцарская элита.

И хотя война в целом завершилась в 1411 году на относительно мягких для Тевтонского ордена условиях, его могущество было подорвано. Уничтожение его непобедимой армии практически свело на нет его влияние.

«Магистр-расстрига»

Огромные материальные потери, необходимость выплаты контрибуции и выкупа пленных рыцарей заставляли Тевтонский орден вводить новые налоги на подконтрольных территориях, что вызвало возмущение населения. В марте 1440 года представители мелкопоместного дворянства и ганзейских городов с территории Орденского государства организовали Прусскую конфедерацию, чтобы сбросить господство тевтонских рыцарей. В феврале 1454 года Прусская конфедерация обратилась к польскому королю Казимиру IV с просьбой о поддержке их революции и включении Пруссии в состав Польши. Король согласился, что стало причиной начала Тринадцатилетней войны, известной также как «Война городов». Итогом этой войны стало превращение западной части бывших владений ордена в польскую провинцию Королевская Пруссия, а оставшаяся восточная часть владений ордена стала вассалом польского монарха.

Закат великой истории Тевтонского ордена растянулся ещё на несколько десятилетий и был весьма плачевным для хранителей его традиций. Последний гроссмайстер, или Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн , разочаровавшийся в его идеалах, в 1525 году перешёл из католицизма в лютеранство, сложил с себя полномочия главы ордена, объявив о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену.

Это решение было принято с одобрения короля Польши, вассалом которого являлся магистр ордена.

На прежних территориях было образовано герцогство Пруссия во главе с «магистром-расстригой». Это герцогство стало первым государством Европы, религией которого стал протестантизм, несмотря на то, что оно оставалась в вассальной зависимости от католической Польши.

Сёстры вместо братьев

Утративший своё влияние Тевтонский орден тем не менее сохранил под контролем некоторые территории и официально просуществовал до 1809 года, когда был распущен в период наполеоновских войн.

Орден был возрождён в 1834 году в Австрии при поддержке императора Франца I . О военных и политических амбициях речь больше не шла — Тевтонский орден вернулся к помощи больным и благотворительной деятельности.

Военные же традиции ордена бережно хранили в Пруссии, где даже был учреждён орден «Железный крест», напрямую восходящий к символике тевтонцев.

После прихода в Германии к власти нацистов началось восхваление военной истории ордена, в первую очередь его попыток покорения земель на востоке Европы. При этом на священников настоящего Тевтонского ордена, сосредоточенных на благотворительности, начались гонения.

После окончания Второй мировой войны благотворительная деятельность ордена была продолжена. Его нынешняя резиденция располагается в Вене. В резиденции собраны уникальные исторические архивы по деятельности Тевтонского ордена, оказавшего огромное влияние на историю Европы.

Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена, составляют не братья, а сёстры.