Интегрированный урок химия физика по теме глюкоза. Конспект урока по химии "глюкоза, ее строение и свойства". III. Изучение новой темы

Урок химии в 10 классе

Тема урока: « Глюкоза, ее строение и свойства ».

Урок проводится по технологии деятельностного обучения с использованием эвристического, объяснительно-иллюстративного и экспериментального методов обучения.

Системно- деятельностная технология обучения в химии является одной из актуальных методик развития учащихся. Поэтому на уроках очень важны способы организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности учащихся. Но результативна она лишь тогда, когда обучающиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы, объясняющие противоречие, причины явлений.

Правильно поставленная система деятельностного обучения позволяет рациональными педагогическими средствами целенаправленно развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся, т. к. в процессе обучения активно приобретаются не только конкретные знания по предмету, но и знания о средствах их наиболее эффективного усвоения и применения.

Давно известно, что знания, добытые собственным трудом, намного прочнее и ценнее, чем знания, предложенные учителем в готовом виде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Углеводы. Моносахариды. Глюкоза.

Урок по органической химии.

Урок химии в 10 классе

Тема урока: « Глюкоза, ее строение и свойства ».

Урок проводится по технологии деятельностного обучения с использованием эвристического, объяснительно-иллюстративного и экспериментального методов обучения.

Системно- деятельностная технология обучения в химии является одной из актуальных методик развития учащихся. Поэтому на уроках очень важны способы организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности учащихся. Но результативна она лишь тогда, когда обучающиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы, объясняющие противоречие, причины явлений.

Правильно поставленная система деятельностного обучения позволяет рациональными педагогическими средствами целенаправленно развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся, т. к. в процессе обучения активно приобретаются не только конкретные знания по предмету, но и знания о средствах их наиболее эффективного усвоения и применения.

Давно известно, что знания, добытые собственным трудом, намного прочнее и ценнее, чем знания, предложенные учителем в готовом виде.

Урок построен так, чтобы обеспечить формирование познавательного интереса учащихся, продемонстрировать красоту процесса познания, почувствовать радость от результатов проведенных опытов, создать положительное эмоциональное отношение к учебе.

Роль учителя при этом в том, что он - организатор этого взаимодействия, он управляет процессом познания.

На уроке активно используется компьютерная среда (презентация темы, иллюстрации, задания для самообучения). Назначение этих материалов в обеспечении большей наглядности и доказательности.

При составлении урока уделено внимание здоровью учащихся. В урок включены эмоциональные разрядки, игровые моменты, смена видов деятельности. Снять утомление позволяет двигательная активность, организация работы в группах.

Нравственная атмосфера урока предполагает психологический комфорт, педагогическое сотрудничество.

В качестве девиза можно взять слова Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: закрепить знания о кислородсодержащих органических соединениях и их взаимосвязи. Сформировать умение предсказывать строение молекулы вещества исходя из его химических свойств (второе положение теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова).

Задачи обучения.

О. Закрепить методику решения задач на вывод молекулярной формулы вещества, умение различать и доказывать класс органических соединений по их функциональным группам. Спрогнозировать и опытным путем выявить химические свойства глюкозы как альдегидоспирта. Вывести ее структурные формулы. Записать химические уравнения реакций.

В. Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни. Посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность, эстетические качества при оформлении конспекта.

Р. Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу. Умение наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутрипредметные и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Развивать коммуникативные компетентности учащихся.

Методы обучения: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: фронтальная беседа, практическая работа, обобщение.

Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Оборудование урока: 1)Лабораторное оборудование: спиртовка , штатив с пробирками, пробиркодержатель, спички, стеклянные палочки;

2) Реактивы: глюкоза (тв.), раствор 40%, лакмус, раствор нашатырного спирта, нитрата серебра, сульфата меди (II), гидроксида калия или натрия, вода, уксусная кислота, карбонат натрия, фуксинсернистая кислота.

3) Технологическая карта учащегося; конспект-урок (печатная основа для самостоятельной работы учащихся на уроке); тест; презентация; мультимедийный проектор; видеоопыты.

Ход урока.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Мы продолжаем изучение класса кислородсодержащих органических соединений, который называется - углеводы.

Расширяя знания об углеводах, начнем знакомство с моносахаридами, в молекулах которых может содержаться от четырех до десяти атомов углерода. Сегодня мы на 45 минут станем исследователями. У нас работает три экспертные исследовательские группы. Цель – в ходе экспериментальной работы исследовать строение и свойства одного из важнейших углеводов.

Оценка работы учащихся на уроке – самооценка – работа с оценочной таблицей.

II.Актуализация знаний учащихся.

Тест.

1. Расположите вещества в порядке возрастания числа атомов углерода в составе молекулы:

А. Сахарозы

Б. Глюкозы

В. Рибозы (ВБА)

2. Тетрозы, пентозы, гексозы – это:

А. Дисахариды

Б. Моносахариды

В. Полисахариды (Б)

3. Самый сладкий моносахарид:

А. Глюкоза

Б. Фруктоза

В. Рибоза (Б)

4. Какой из моносахаридов содержится в крови человека?

А. Рибоза

Б. Дезоксирибоза

В. Глюкоза

Г. Фруктоза (В)

5. Углевод, который предотвращает свертывание крови:

А. Рибоза

Б. Фруктоза

В. Гепарин (В)

III. Определение темы, постановка задач урока.

Учитель: Химия-наука, изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет химическое вещество. Но не любое, а то, формулу которого вы вывели, решая домашнюю задачу к этому уроку:

Определите формулу органического соединения, состоящего из углерода (массовая доля 40%), кислорода (массовая доля 53,33%) и водорода (массовая доля 6,67%), если относительная плотность паров этого вещества по воздуху составляет 6,207. Может ли это соединение относиться к классу углеводов?

Назовите ответ домашней задачи. С 6 Н 12 О 6 .

Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза-

Углеводов всех не счесть.

Главная средь них – глюкоза,

И о ней пойдет здесь речь.

Задание группам : вспомните, чем же глюкоза вам знакома?

Работа проходит в форме мозгового штурма (кто больше вспомнит!).

Обсуждение результатов работы учащихся.

Вопрос: А чем же она нам не знакома? (обсуждение ответов учащихся)

Какова тема нашего урока?

Что мы с вами должны сегодня сделать на уроке? Каковы задачи урока?

  1. Выяснить строение глюкозы;
  2. Предсказать свойства глюкозы, исходя из ее строения;
  3. Узнать физические и химические свойства глюкозы;
  4. Расширить и систематизировать свои знания об углеводах;
  5. Совершенствовать навыки химического эксперимента.

Учитель записывает на доске тему урока:

« Глюкоза, ее строение и свойства».

Какими источниками информации и вспомогательными средствами мы можем воспользоваться на уроке?

С чего мы должны начать свою работу?

IV. Постановка проблемы:

Итак, глюкоза – «знакомая незнакомка», ее эмпирическая формула С 6 Н 12 О 6 . Вопрос: По классификации какое это соединение?

А по строению?

Если глюкоза - кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся выдвигают гипотезу:

А) молекула глюкозы может содержать функциональные группы атомов – ОН, одну или несколько.

Б) альдегидную группу -СНО

В) карбоксильную группу -СООН

Учащиеся с помощью учителя согласовывают тему урока, выбирают способ , строят план достижения цели и определяют средства её достижения.

Принимается решение проверить гипотезу экспериментально.

Учитель напоминает учащимся о соблюдении правил техники безопасности.

VI. Решение проблемы.

Задание для учащихся всех групп .

Данные исследования занесите в опорный конспект (печатную основу для самостоятельной работы учащихся) и кратко доложите.

Задание 2 для группы №1 .

Глюкоза (раствор) + Cu(OH) →

Задание 2 для группы №2 .

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 2 для группы №3 .

CuSO + NaOH →

Глюкоза (раствор) + Cu(OH)

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в опорном конспекте).

Запишите структурную формулу глюкозы:

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

Теперь, зная строение глюкозы, ее структурную формулу, мы можем спрогнозировать химические свойства глюкозы исходя из ее строения (свойства многоатомных спиртов – взаимодействие с гидроксидом меди (II), реакции этерификации; свойства альдегидов – окисление (реакции «серебряного» и «медного» зеркала), реакции присоединения (гидрирование) и особые, специфические, свойства глюкозы, т. к. согласно третьему положению теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга, изменяя свойства вещества в целом).

Изучить новый материал предлагаем учащимся самостоятельно. В связи с этим группы учащихся получают следующие задания:

Задание 3 для группы №1 .

Задание 3 для группы №2 .

Задание 3 для группы №3 .

Представитель каждой группы докладывает о выполнении задания.

Время выполнения 5 минут.

Отчет о результатах выполнения задания. Выступление представителей.

VII. Закрепление, контроль знаний.

Тест «Проверь себя»

  1. При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II):

Б.Выделяется газ

2. Продукт каталитического гидрирования глюкозы:

А.Ксилит

Б.Сорбит

В.Глюкозид

Г.Динамит.

3. Какой тип брожения углеводов существует?

А.Маслянокислое

Б.Молочнокислое

В.Спиртовое

Г.Все предыдущие ответы верны.

4. При спиртовом брожении образуется

А.Спирт

Б.Спирт, углекислый газ

В.Спирт, водород

Г.Спирт, углекислый газ, водород.

5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Чем различаются альфа- и бетта- формы глюкозы?

А.Наличием цикла

Б.Размером цикла

В.Расположением гидроксогруппы при первом атоме углерода

Г.Числом атомов кислорода в цикле.

7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

А.Cu(OH) 2

Б.FeCl 3

В.Br 2

Г.CuO.

VIII. Домашнее задание:

Дополнительно: задачи 9 и 10

IX. Подведение итогов.

Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы и сдают их учителю.

X. Рефлексия.

Учитель:

Какая задача стояла перед вами на уроке?

Что было сегодня необычного на уроке?

Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?

Что вы взяли для себя с данного урока?

Каков результат нашего урока?

Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.

Список используемой литературы:

  1. Габриелян О. С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.: учебник для 10 класса (профильный уровень). М. Дрофа, 2011.
  2. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.
  3. Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Настольная книга учителя химии. 10 класс. М. «Блик и К» 2001.
  4. Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.Дрофа, 2003.
  5. Журнал химия в школе, 2002 № 5.
  6. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.: Химия. Органическая химия. 10 класс (базовый уровень). М. : Просвещение, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Технологическая карта

Группа №1 Тема урока:

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №1 . Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Задание 2 для группы №1 . Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения реакций: CuSO+ NaOH →

Глюкоза (раствор) + Cu(OH) →

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №1 . Работа с учебником (стр. 207 – 208). Изучите динамическое равновесие в водном растворе глюкозы, а также циклические формы глюкозы. Запишите циклические формы альфа- и бета-глюкозы в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 23; вопросы 1,2,3,5,6,8

Дополнительно: задачи 9,10

Технологическая карта

Группа №2 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №2 . Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите в печатную основу для самостоятельной работы учащихся и кратко доложите.

Задание для группы №2 . Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + AgO

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №2 . Работа с учебником «Химия 10» (авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г. (стр. 135(в таблице) ; стр.134). Изучите нахождение глюкозы в природе и ее специфические свойства (брожение). Уравнения соответствующих химических реакций запишите в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 23; вопросы 1,2,3,5,6,8

Дополнительно: задачи 9,10

Технологическая карта

Группа №3 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №3. Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите в печатную основу для самостоятельной работы учащихся и кратко доложите.

Задание 2 для группы №3 . Проведите исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH).

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

CuSO + NaOH →

Глюкоза (раствор) + Cu(OH)

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №3 . Работа с учебником (стр.206, 210-211) , а также с учебником «Химия 10»(авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г.; стр.134). Ознакомьтесь с получением глюкозы и ее применением. Уравнения соответствующих химических реакций запишите в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 23; вопросы 1,2,3,5,6,8

Дополнительно: задачи 9,10

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Таблица группового оценивания.

Группа №

Проверка домашнего задания (задача; тест)

Теоретическая часть (работа в группе; работа у доски; дополнения)

Экспериментальная часть

Тест «Проверь себя»

Общий балл

№1

№2

№3

Примечание: Данная таблица должна быть увеличена и зафиксирована на доске. Учитель во время ответов учащихся ставит плюсы группам, согласно критериям; к концу урока определяется группа, набравшая наибольшее количество плюсов.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каринская средняя общеобразовательная школа

Урок на тему

ГЛЮКОЗА, СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА

Выполнила учитель химии Варламова Г.И.

Урок по теме: «Глюкоза, строение, свойства»

Цель:

○ изучить строение глюкозы, выделить её особые свойства и научить самостоятельно составлять уравнения реакций.

Оборудование:

Интерактивная доска

●Цифровой материал

Раздаточный материал (задача на карточке)

●Таблицы

●Реактивы: глюкоза, виноград или яблоко, NaOH, CuSO 4 .

●Оборудование для опытов: штатив с пробирками, спички, сухое горючее, держатель для пробирок, асбестовая сетка.

Технологии: ИКТ, интегрированное обучение, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение.

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

II.Актуализация прежних знаний.

● Разминка

Вступительное слово учителя

1.Какие классы кислородосодержащих органических веществ мы изучили?

На доске прикреплены таблички с названиями классов кислородосодержащих веществ:

1)Спирты одноатомные

2)Спирты многоатомные

3)Альдегиды

4)Кетоны

5)Карбоновые кислоты

6)Простые эфиры

7)Сложные эфиры

8)Жиры

9)Фенолы

2.Какой класс веществ содержит карбоксильную группу?

3.Какой класс веществ содержит гидроксильную группу?

4.Какой класс веществ содержит альдегидную группу?

5.Какой класс веществ содержит карбонильную группу?

6.В каких классах веществ радикалы соединяются через кислород?

7.При помощи какого реактива можно определить альдегидную группу?

8.При помощи какого реактива можно определить многоатомные спирты?

(Формулы веществ показаны на интерактивной доске)

CuO KMnO 4 Br 2 Ag 2 O Cu (OH) 2 FeCl 3

Мы с вами начали изучать новый класс органических соединений – углеводы.

Запишите общую формулу углеводов на доске.

На какие группы делятся все углеводы?

Во время фронтального опроса один ученик выполняет задание по карточке: записать по одному примеру кислородосодержащих органических веществ каждого класса.

8. Задача. Установите формулу вещества, если при сгорании 0,9г его выделилось 1,32г СО 2 и 0,54 г Н 2 О. Известно, что молекулярная масса его равна 180.

Учащиеся решают задачу в тетради и на доске.

III. Основная часть урока.

На доске – тема урока: «Глюкоза, строение, свойства». Учащиеся записывают её в тетрадь.

Учитель : О чём говорит наличие шести атомов кислорода? Какие функциональные группы можно предположить у глюкозы?

На доске запись структурной формулы глюкозы.

Учитель демонстрирует учащимся образец глюкозы.

Учащиеся сами описывают физические свойства глюкозы:

Глюкоза – это твёрдое бесцветное кристаллическое вещество, имеет сладкий вкус. Хорошо растворяется в воде.

А каким реактивом можно сразу же определить альдегидные и спиртовые группы?

На интерактивной доске смотрим видеоопыты:

  1. «Определение качественного состава глюкозы при помощи реакции «серебряного зеркала»
  2. «Определение качественного состава глюкозы при помощи гидроксида меди(II)

Задание (лабораторный опыт):

Докажите, что в состав винограда входит глюкоза.

Учащиеся самостоятельно проводят эксперимент.

Перед проведением лабораторной работы учитель проводит инструктаж по технике безопасности по работе с нагревательными приборами и обращению со щелочами.

Учитель : Строение глюкозы мы установили. Теперь запишем уравнения проведённых реакций на доске.

Учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций на доске и в тетради.

А для чего нужна глюкоза? Какое значение в природе она играет?

Презентация учащегося по теме «Значение глюкозы в природе»

IV.Домашнее задание.

Параграф 23. Упр. 1.

V.Формирование умений и навыков.

Размышление-загадка.

Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трёхатомный спирт, сойдя с полочки, подошёл к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: «Что вы делаете, зачем берёте чужое, это же мой распознаватель!».

«Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор, - промолвил Метаналь, - это же моё вещество».

Вопросы: ●Кто из них был прав?

●О каком веществе они спорили?

●Как разрешить этот спор?

Задания:

  1. Напишите формулы всех веществ, участвующих в споре.
  2. Напишите формулу вещества, о котором шёл спор.
  3. Запишите уравнения возможных реакций.

Назарова Алена Михайловна

СШ № 2 п. Бестобе

Тема: «Глюкоза. Химические свойства, применение, биологическое значение

11 класс

Тип урока. Комбинированный урок.

Цели урока: создание условий для выявления особенностей строения, физических и химических свойств глюкозы;

Задачи:

Образовательные: – изучить строение глюкозы; закрепить знания учащихся о зависимости химических свойств от строения; применение и биологическая роль на основе проведения опытов и компьютерной презентации; показать взаимосвязь химических свойств и функций углеводов в физиологических процессах,

Развивающая: развивать информационно-познавательную компетентность учащихся; развивать навыки по написанию уравнений химических реакций и химическую речь, способность аргументировано отвечать на вопросы; формировать интеллектуальные умения: мыслить, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру труда, культуру речи; воспитывать коллективизм, самостоятельность; способствовать сотрудничеству учащихся друг с другом; воспитание нравственных качеств, на примере научных открытий и личных качеств учёных; расширить и углубить кругозор об углеводах; способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент

Методы обучения:

1. По характеру познавательной деятельности: исследовательский.

2. По виду источников знаний: словесно-наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, штатив с пробирками, спиртовка, опорный конспект "Глюкоза" . образовательный интернет-ресурс: http//school-collection.edu.ru/collection/ Реактивы: глюкоза (раствор), гидроксид натрия (20% раствор), сульфат меди (II) (2% раствор), уксусная кислота (раствор), аммиачный раствор оксида серебра.

План урока

1.Организационный момент. Приветствие учителя

2.Проверка домашнего задания

3.Актуализация опорных знаний. Формирование совместно с учащимися темы и цели изучаемого материала. Мотивация учащихся к её усвоению

4. Выполняют опыты, афишируют результаты

5. Закрепление. Контроль

6. Рефлексия. Подведение итогов

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Химия - наука изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего урока будет химическое вещество. Какая же польза для каждого из нас от этого урока?

Возможность совершенствовать навыки химического эксперимента;

Расширить, систематизировать свои знания об углеводах;

Возможность совершенствовать навыки решения задач по химии.

2. Воспроизведение опорных знаний по теме: "Углеводы".

Фронтальный опрос: слайд № 1

1.Что вам известно из курса химии и биологии об углеводах?

Первые исследованные представители этого класса соответствовали формуле С n 2 О) m Объясните?

2. Какие соединения называют углеводами?

3. Какие химические элементы входят в состав углеводов?

4. Альдегиды? Спирты? Общая формула?

5. Фотосинтез. Составьте уравнение фотосинтеза, в чем его сущность? Слайд 2,3

6.. Классификация углеводов? Слайд 3, 4,5,6

3. Актуализация опорных знаний, восприятие и осмысление новой информации.

Решим задачу: Вещество в пробирке имеет следующий качественный состав: W ( C ) = 40% W ( H ) = 6,7 % W ( O ) = 53,3 %

Молекулярная масса неизвестного вещества 180 г/моль.

Найдите формулу неизвестного вещества? ( С 6 Н 12 О 6 ) слайд 7.8

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего занятия?

Верно, сегодня мы будем изучать группу одних из самых важных компонентов пищи, без которых немыслима наша жизнь – моносахариды, а точнее, глюкозу, и немного коснемся её изомеров.

Формулируем тему вместе с учащимися. Слайд 9

На доске 3 колонки

Знаю

Незнаю

Хочу узнать

Давайте заполним их.

В группах обсудите и скажите: что вы знаете по этой теме, а чего не знаете, но могли бы сегодня узнать?

Таким образом, что мы сегодня должны вспомнить, а может быть, и углубить знания по данным вопросам?

Какие вопросы мы должны изучить? Формулируют цель Слайд10,11

Обратиться к колонке “Знаю”, Обратиться к колонке “Не знаю”

Составляем примерный план изучения темы Слайд 12

Посмотрите на формулу? Слайд 13

Какие функциональные группы вы видите?

Обращаю внимание на необходимость установления связи между строением, свойствами и применением.

Какие качественные реакции характерны для данных функциональных групп? Слайд14

Сейчас мы экспериментально проверим, присутствуют ли данные функциональные группы в молекуле глюкозы. Перед вами – продукты, содержащие глюкозу. Проверьте их на наличие данных функциональных групп. (1и 3 группа альдегидную, 2 и 4 группа гидроксильную)

Напоминаем правила Техники Безопасности.

Проверяем результаты опытов. Что у вас получилось? Что говорят о составе глюкозы результаты опыта?

Мы выяснили, что глюкоза содержит альдегидную и спиртовые группы и помним, что глюкоза является гексозой? Значит, она является альдегидоспиртом.

Реакции глюкозы как многоатомного спирта:

Лабораторный опыт №1

а) Взаимодействие с Cu(OH) 2 - качественная реакция на многоатомные спирты; слайд 15, 16

Цель: подтвердить наличие в составе молекулы глюкозы гидроксильных групп.

Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)?

Глюкоза + свежеосажденный Cu(OH) 2 = ярко-синий раствор глюконата меди (II); слайд 17

б) Взаимодействие глюкозы с карбоновыми кислотами. Реакция этерификации (демонстрационный эксперимент);

Глюкоза + карбоновые кислоты = сложные эфиры;

Реакции глюкозы как альдегида:

Лабораторный опыт №2

а) Реакция окисления Cu(OH) 2 при нагрев. - качественная реакция на альдегиды; слайд 13

Реактивы: раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), раствор глюкозы.

Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция глюкозы с Cu(OH) 2 при нагревании.

Лабораторный опыт №3 слайд 14

б) Окисление. Реакция "серебряного зеркала";

Цель: подтвердить наличие в составе молекулы глюкозы альдегидной группы.

Реактивы: раствор глюкозы, аммиачный раствор оксида серебра.

Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция "серебряного зеркала".

в) Восстановление. Реакция гидрирования; (в/ф)

Мы выяснили, что глюкоза содержит альдегидную и спиртовые группы и помним, что глюкоза является гексозой? Значит, она является альдегидоспиртом. Слайд 18

5 группа запишет и объяснит специфические свойства глюкозы

Реакции брожения: спиртовое, молочнокислое, маслянокислое. Слайд 19

Назовите еще один простой сахар, который мы уже упоминали, изомер глюкозы, фруктоза. Группа С = О называется кетоновой. Фруктоза является кетоноспиртом, поэтому в реакцию “серебряного зеркала” она не вступает. Входит, в основном, в состав меда и фруктов. Слайд 20

Существует ещё один вид изомерии глюкозы. Это циклические формы, ά– и β-формы. Слайд 21,22,23

О них мы послушаем сообщение, которое приготовили ребята заранее.

В циклической форме находится вся кристаллическая глюкоза, причем около 70% – в β-форме. В ά– форме находится растворенная глюкоза.

Какие моносахариды, кроме глюкозы, вы еще знаете из курса физиологии питания? Где они содержатся? Слайд 24

Физические свойства. Опишите пожалуйста. Давайте посмотрим что получилось. Слайд 25

Выберите названия моносахаридов, назовите формулы. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название материала, используемого в медицине. Слайд 26,27

Физминутка для глаз слайд 28,29

Применение глюкозы слайд 30

При переходе к слайду "Применение глюкозы" обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета.

В кондитерской промышленности (мягкие конфеты, мармелад, торты);

В пищевой промышленности (соки, ликеры, безалкогольные напитки, в производстве мороженного - увеличивает его твердость, в хлебопечении - улучшает брожение, замедляет очерствение);

В медицине (витамин С, сорбит);

В ветеринарии;

В текстильной промышленности (производство вискозы).

Биологическое значение глюкозы слайд 31, 32

При переходе к слайду "Биологическое значение глюкозы" обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета.

Одна из основных функций глюкозы в живых организмах - обеспечение их энергией. При окислении 1 грамма углеводов выделяется 4,1 ккал энергии и 0,4 грамма воды;

Пластическая роль - участвует в построении костей, клеток, ферментов;

Скелетным мышцам глюкоза нужна для "запуска";

Нервные клетки, в том числе и клетки головного мозга работают только на глюкозе;

В крови содержится 100-110 мг глюкозы, от концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови.

4. Закрепление

Работа с учебником стр. 121 № 7

1. Сколько граммов глюкозы необходимо для окисления гидроксида меди(2), если в результате реакции образовалось 160 г. оксида меди (1) ?

2.Напишите уравнения химических реакций, позволяющих осуществить следующие превращения (работа в парах)

СН 4 СО 2 С 6 Н 12 О 6 С 2 Н 5 ОН С 2 Н 4 С 2 Н 5 С l С 4 Н 10

3.Знание химических свойств. Слайд 33,34

Контроль Тестирование слайд 35

1 .Превращение носит название

С 6 Н 12 О 6 → 2 СН 3 – СН – СООН

ОН

1) молочнокислое брожение глюкозы 2) окисление глюкоз ы

3) деструкция сахарозы 4) спиртовое брожение глюкозы

2. Глюкоза относится к

1) полисахаридам 2) дисахаридам 3) олигосахаридам 4) моносахаридам

3 .Глюкоза относится к моносахаридам группы

4.Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене

1) фруктоза 2) сахароза 3) крахмал 4) глюкоза

5 .В какой из предложенных групп все вещества являются углеводами:

1) сахароза, целлюлоза, муравьиная кислота

2) ацетат натрия, уксусная кислота, тринитроцеллюлоза

3) диэтиловый эфир, ацетат калия, этиленгликоль

4) глюкоза, крахмал, целлюлоза

Самоконтроль слайд 3 6

Рефлексия слайд 37

Подумайте и дайте ответ на вопросы:

1. Какие вопросы вызвали у Вас лично затруднение,

2. Какие задания выполнять было проще всего?

3. Что нового узнали Вы сегодня на уроке?

Домашнее задание слайд 38

§ 22 (с. 115 - 121) Упр 9 с 121 упр. 8 (с. 121) *

Сделать презентацию по темам: слайд 39

1 . Почему сахара сладкие?

    Настоящий мёд или подделка?

3. Белок, спасающий от смерти.

Благодарю всех за работу! И еще один момент. Послушайте весьма интересный отрывок из книги В. Пикуля “Нечистая сила” .

Как вы думаете, почему Григорий Распутин не умер от цианистого калия? Версий много. Но с давних пор при опасности отравления цианидами рекомендовали держать во рту кусочек сахара. Ученые доказали, что глюкоза при взаимодействии с цианидами образует нетоксичные соединения – циангидриды калия. Вы знали об этом? Мы еще раз убедились, что химия – наука чрезвычайно полезная как в профессиональном, так и во многих других планах, даже в сохранении собственной жизни. Поэтому желаю дальнейших успехов в её изучении. Говорят свои версии слайд 41

Подведение итогов урока

Список литературы.

1.Р.Н. Жумадилова, С.К. Алимжанова Химия-11,ОГН Алматы «Мектеп» 2007.

2.Н.Н. Нурахметов, Н.А. Заграничная Химия рабочая тетрадь Алматы «Мектеп» 2009 стр 90-98

3.А. Темирбулатова, Н.Нурахметов Химия -11, ЕМЦ Алматы «Мектеп» 2007

4. Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Органическая химия. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М. "Оникс 21 век" "Мир и Образование" 2006г.

5.Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. - М. "Блик и КО" 2005г.

6.Дьячков П. Тесты. Химия (8 -11 классы). - М. АСТ "Астрель", "Олимп" 2000г.

7.Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. Учебное пособие. - М. "Аквариум" 2002г.

8.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. - М. "Издательство новая волна" 2002г.

Образовательный интернет-ресурс: http//school-collection.edu.ru/collection/

Урок по органической химии

в 10 классе

Учитель химии первой

квалификационной категории

Тарасова Ольга Геннадьевна

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока:

Цель урока:

Задачи обучения.

Методы обучения:

Формы обучения:

Принципы обучения:

спиртовка

2) Реактивы: II

Ход урока.

    Мотивирование к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.

Притча Сократа:

«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

Что ты делаешь?

Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

Дети говорят о том, что приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы узнать что то новое.

    Определение темы, постановка задач урока.

Химия-наука, изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет химическое вещество. Но не любое, а то, формулу которого вы выведите, решая домашнюю задачу.

Определите формулу органического соединения, состоящего из углерода (массовая доля 40%), кислорода (массовая доля 53,33%) и водорода (массовая доля 6,67%), если относительная плотность паров этого вещества по воздуху составляет 6,207. Назовите ответ задачи. С 6 Н 12 О 6 .

Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза-

Углеводов всех не счесть.

Главная средь них – глюкоза,

И о ней пойдет здесь речь.

Учитель записывает на доске тему урока:

« Глюкоза, ее строение и свойства».

вспомните, чем же глюкоза вам знакома?

Работа проходит в форме мозгового штурма (кто больше вспомнит!).

Обсуждение результатов работы учащихся.

Вопрос: А чем же она нам не знакома? (обсуждение ответов учащихся)

Какова тема нашего урока?

Что мы с вами должны сегодня сделать на уроке? Каковы задачи урока?

    Выяснить строение глюкозы;

    Предсказать свойства глюкозы, исходя из ее строения;

    Узнать физические и химические свойства глюкозы;

    Расширить и систематизировать свои знания об углеводах;

    Совершенствовать навыки химического эксперимента.

Какими источниками информации и вспомогательными средствами мы можем воспользоваться на уроке?

С чего мы должны начать свою работу?

I II . Постановка проблемы:

Итак, глюкоза – «знакомая незнакомка», ее эмпирическая формула С 6 Н 12 О 6 . Вопрос: По классификации какое это соединение?

А по строению?

Если глюкоза - кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

IV . Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся выдвигают гипотезу:

А) молекула глюкозы может содержать функциональные группы атомов – ОН, одну или несколько.

Б) альдегидную группу -СНО

В) карбоксильную группу -СООН

Учащиеся с помощью учителя согласовывают тему урока, выбирают способ , строят план достижения цели и определяют средства её достижения.

Принимается решение проверить гипотезу экспериментально.

Учитель напоминает учащимся о соблюдении правил техники безопасности.

V . Решение проблемы.

Задание для учащихся всех групп .

Данные исследования занесите в опорный конспект (печатную основу для самостоятельной работы учащихся) и кратко доложите.

Задание 2 для группы №1 .

II II

Напишите уравнения реакций

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Задание 2 для группы №2 .

AgO

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 2 для группы №3 . Cu (OH ) .

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции?

Напишите уравнение реакции:

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт (запись в опорном конспекте).

Запишите структурную формулу глюкозы:

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

Теперь, зная строение глюкозы, ее структурную формулу, мы можем спрогнозировать химические свойства глюкозы исходя из ее строения (свойства многоатомных спиртов – взаимодействие с гидроксидом меди (II ), реакции этерификации; свойства альдегидов – окисление (реакции «серебряного» и «медного» зеркала), реакции присоединения (гидрирование) и особые, специфические, свойства глюкозы, т. к. согласно третьему положению теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга, изменяя свойства вещества в целом).

Изучить новый материал предлагаем учащимся самостоятельно. В связи с этим группы учащихся получают следующие задания:

Задание 3 для группы №1 .

Задание 3 для группы №2

Задание 3 для группы №3 Работа с учебником. Изучите циклические формы глюкозы. Запишите циклические формы альфа- и бета-глюкозы в опорный конспект.

Представитель каждой группы докладывает о выполнении задания.

Время выполнения 5 минут.

Отчет о результатах выполнения задания. Выступление представителей.

VI .Закрепление, контроль знаний.

Тест «Проверь себя»

    При взаимодействии раствора глюкозы с гидроксидом меди (II ) без нагревания

Б.Выделяется газ

2 На производстве глюкозу получают гидролизом

А крахмала

Б. целлюлозы

В. сахарозы

Г. рибозы

3. Какой тип брожения углеводов существует?

А.Маслянокислое

Б.Молочнокислое

В.Спиртовое

Г.Все предыдущие ответы верны.

4. При спиртовом брожении образуется

А.Спирт

Б.Спирт, углекислый газ

В.Спирт, водород

Г.Спирт, углекислый газ, водород.

5. При нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра:

А.Образуется ярко-синий раствор

Б.Выделяется газ

В.Выпадает красно-бурый осадок

Г.На стенках пробирки образуется серебряный налет.

6. Чем различаются альфа- и бетта- формы глюкозы?

А.Наличием цикла

Б.Размером цикла

В.Расположением гидроксогруппы при первом атоме углерода

Г.Числом атомов кислорода в цикле.

7. Качественной реакцией на глюкозу является реакция с:

А. Cu (OH ) 2

Б. FeCl 3

В. Br 2

Г. CuO .

VII . Домашнее задание:

Параграф 31; тестовые задания

VIII . Подведение итогов.

Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы и сдают их учителю.

IX . Рефлексия.

Учитель:

-- Какая задача стояла перед вами на уроке?

-- Что было сегодня необычного на уроке?

-- Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?

--Что вы взяли для себя с данного урока?

-- Каков результат нашего урока?

Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.

Список используемой литературы:

    Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.

    Габриелян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.Дрофа, 2003.

    Журнал химия в школе, 2002 № 5.

    Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.: Химия. Органическая химия. 10 класс (базовый уровень). М. : Просвещение, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Технологическая карта

Группа №1 Тема урока :

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №1 . Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Задание 2 для группы №1 . Исследуйте принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок гидроксида меди (II ) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Напишите уравнения реакций:

Глюкоза (раствор) + Cu (OH )

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №1 . Работа с учебником «Химия 10»(авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г.;). Ознакомьтесь с получением глюкозы (стр 149) и ее применением (стр 151) Уравнения соответствующих химических реакций запишите в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 31, тесты

Технологическая карта

Группа №2 Тема урока : «Глюкоза, ее строение и свойства».

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №2 . Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите в печатную основу для самостоятельной работы учащихся и кратко доложите.

Задание для группы №2 . Исследуйте принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

В пробирку, содержащую 1-2 мл глюкозы, прилейте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Наличием какой функциональной группы обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции: глюкоза (раствор) + AgO

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Данные исследования занесите в опорный конспект и кратко доложите.

Задание 3 для группы №2 Работа с учебником «Химия 10» (авторы Рудзитис Г.Е.; Фельдман Ф.Г. (в таблице) ; Изучите нахождение глюкозы в природе (стр 147) и ее специфические свойства (брожение таблица стр 150)). Уравнения соответствующих химических реакций запишите в опорный конспект.

4. Домашнее задание: Параграф 31, тесты

Технологическая карта

Группа №3 Тема урока : «Глюкоза, ее строение и свойства».

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Задание 1 для группы №3. Исследуйте физические свойства глюкозы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора. Для этого опустите индикаторную бумагу в раствор глюкозы.

Данные исследования занесите в печатную основу для самостоятельной работы учащихся и кратко доложите.

Задание 2 для группы №3 . Проведите исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu (OH ) .

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы и 2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II ). Что наблюдаете? К полученному раствору аккуратно добавьте 1 мл воды и нагрейте на пламени спиртовки пробирку, укрепив ее наклонно так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора (см. рисунок на стр.304 учебника). Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции:

    Домашнее задание: Параграф 31, тестирование

Самоанализ

урока по органической химии

в 10 классе

« Глюкоза, ее строение и свойства »

Учитель химии первой

квалификационной категории

Тарасова Ольга Геннадьевна

В качестве девиза можно взять слова Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цель урока: закрепить знания о кислородсодержащих органических соединениях и их взаимосвязи. Сформировать умение предсказывать строение молекулы вещества исходя из его химических свойств (второе положение теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова).

Задачи обучения.

О. Закрепить методику решения задач на вывод молекулярной формулы вещества, умение различать и доказывать класс органических соединений по их функциональным группам. Спрогнозировать и опытным путем выявить химические свойства глюкозы как альдегидоспирта. Вывести ее структурные формулы. Записать химические уравнения реакций.

В. Воспитать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни. Посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность, эстетические качества при оформлении конспекта.

Р. Развивать умение формировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу. Умение наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, выделять внутрипредметные и межпредметные связи. Делать выводы, развивать доказательную речь, используя химическую терминологию. Развивать коммуникативные компетентности учащихся.

Методы обучения: проблемно-исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: фронтальная беседа, практическая работа, обобщение.

Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Оборудование урока: 1)Лабораторное оборудование: спиртовка , штатив с пробирками, пробиркодержатель, спички, стеклянные палочки;

2) Реактивы: глюкоза (тв.), раствор 40%, лакмус, раствор нашатырного спирта, нитрата серебра, сульфата меди (II ), гидроксида калия или натрия, вода, уксусная кислота, карбонат натрия, фуксинсернистая кислота.

3) Технологическая карта учащегося; конспект-урок (печатная основа для самостоятельной работы учащихся на уроке); тест; презентация; мультимедийный проектор; видеоопыты.

Урок проводится по технологии деятельностного обучения с использованием эвристического, объяснительно-иллюстративного и экспериментального методов обучения.

Системно- деятельностная технология обучения в химии является одной из актуальных методик развития учащихся. Поэтому на уроках очень важны способы организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности учащихся. Но результативна она лишь тогда, когда обучающиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, а также умением выдвигать гипотезы, объясняющие противоречие, причины явлений.

Правильно поставленная система деятельностного обучения позволяет рациональными педагогическими средствами целенаправленно развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся, т. к. в процессе обучения активно приобретаются не только конкретные знания по предмету, но и знания о средствах их наиболее эффективного усвоения и применения.

Давно известно, что знания, добытые собственным трудом, намного прочнее и ценнее, чем знания, предложенные учителем в готовом виде.

Урок построен так, чтобы обеспечить формирование познавательного интереса учащихся, продемонстрировать красоту процесса познания, почувствовать радость от результатов проведенных опытов, создать положительное эмоциональное отношение к учебе.

Роль учителя при этом в том, что он - организатор этого взаимодействия, он управляет процессом познания.

На уроке активно используется компьютерная среда (презентация темы, иллюстрации, задания для самообучения). Назначение этих материалов в обеспечении большей наглядности и доказательности.

При составлении урока уделено внимание здоровью учащихся. В урок включены эмоциональные разрядки, игровые моменты, смена видов деятельности. Снять утомление позволяет двигательная активность, организация работы в группах.

Нравственная атмосфера урока предполагает психологический комфорт, педагогическое сотрудничество.

CH 2 OH-(CHOH) 4 -CHO+H 2 → CH 2 OH-(CHOH) 4 — CH 2 OH

Сорбит

Г. Специфические свойства глюкозы:

Спиртовое брожение :

C 6 H 12 O 6 → 2 CO 2 +2 C 2 H 5 OH

Молочно-кислое брожение:

C 6 H 12 O 6 → 2 CH 3 CH ( OH )- COOH

Масляно- кислое брожение:

C 6 H 12 O 6 C 3 H 7 COOH +2 H 2 +2 CO 2

Лимонно- кислое брожение :

COOH

C 6 H 12 O 6 +3,O”→ HOOC- CH 2 — C –CH 2 -COOH+H 2 O

COOH

Д. Получение глюкозы:

Первый синтез простейших углеводов из формальдегида в присутствии гидроксида кальция был проведён А.М.Бутлеровым в 1861 году.

O Ca(OH) 2

6H — C C 6 H 12 O 6

H

Гидролиз крахмала H 2 SO 4

(C 6 H 10 O 5 )n + nH 2 O nC 6 H 12 O 6

В природе глюкоза образуется в процессе фотосинтеза

6 CO 2 + 6 H 2 O C 6 H 12 O 6 + 6 O 2

IV . Закрепление

V .Дом.задание стр 226-233. Оценка

Самоанализ урока по химии в 11 классе по теме «Химические свойства глюкозы. Спиртовое и молочнокислое брожение. Применение глюкозы

Задачи урока :

Образовательные:Установить структуру глюкозы, изучить её физические и химические свойства.

Воспитательные: Воспитать у учащихся целостное представление об окружающем их мире; воспитать в них трепетное отношение к природе;

Развивающие: Развить у учащихся внимание, логическое мышление, память.

Тип урока : Усвоение новых знаний.

Методы обучения : словесный, наглядный

Формы обучения : коллективная (фронтальная), индивидуальная.

Оборудование : интерактивная доска, слайды

План урока:

Мотивационно-ориентационный

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала

Оценочно-результативный этап

Ход урока :

I . Мотивационно-ориентационный

Приветствие учителя. Сообщение темы и задачи урока.

II . Содержательно-деятельностный этап

Актуализация опорных знаний (мотивация на учебную деятельность, повторение материала)

Проверка домашнего задания проводится в виде фронтального опроса.

III . Изучение нового материала проводится по следующему плану

А.Биологическое значение глюкозы.

Использование слайдов презентации №3,4

Б.Применение глюкозы

Использование слайдов презентации №5,6

В. Структурная формула глюкозы

Применение глюкозы

Использование слайдов презентации №7,8

Г. Специфические свойства глюкозы

Использование слайдов презентации №9,10

Д. Получение глюкозы

Использование слайдов презентации №11-13

Ученики активно слушают и делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы учителя.

IV . Первичное осмысление, систематизация и закрепление полученных новых знаний

V . Оценочно-результативный этап

Подведение итогов

Домашнее задание