Что относится к социальным катастрофам. Социальные катастрофы. Смотреть что такое "социальная катастрофа" в других словарях

Причиной физической и умственной деградации молодых людей является страшная нищета, царящая в стране, развал школьного образования как системы, обучавшей и прививавшей навыки общения. Каждое новое поколение в нашей стране менее развито умственно и культурно, чем предыдущее. В нынешних условиях изменить ситуацию невозможно.

Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий

С каждым днём молодёжь в России всё больше и больше деградирует – и физически, и духовно.

Согласно статистическим данным, только 10% выпускников школ относительно здоровы. Остальные, к сожалению, имеют те или иные заболевания. В разы подскочили показатели заболеваемости среди подростков – онкозаболевания, ожирение, болезни сердца, болезни крови, сахарный диабет, нервные заболевания.

Физическое развитие тоже серьёзно ухудшилось – в среднем мальчики стали весить на 1,3 кг меньше, девочки – на 1,6 кг, рост детей в среднем уменьшился на 2 см за последние 20 лет.

Смертность среди подростков в России в 3–5 раз больше, чем в Европе. Среди её причин – алкоголь, наркотики, курение, социально опасное окружение, суициды, анорексия (в основном среди девушек).

За последние 15 лет резко сократилось число браков среди молодёжи, но резко выросло число разводов. Увеличилось число гражданских браков и внебрачных (чаще случайных) половых связей. В возрасте до 17 лет более 60% подростков уже имели опыт половой жизни.

Более 80 % старшеклассников регулярно используют матерную брань в разговорах со сверстниками, и более половины из них – даже в разговорах со взрослыми (учителями, родителями…).

Подростки регулярно питаются неполноценной пищей, не доедают фруктов и овощей, недополучают животные белки, витамины – здесь уже виной бедность и нищета подавляющего числа родителей.

«Сегодня чудовищный контраст между богатыми и бедными. Дети богатых сыты и здоровы, они не идут в армию, они уезжают учиться за границу, в самые престижные учебные заведения, а в армию попадают дети чрезвычайно нуждающихся людей. Наша страна богата нефтью, но бедна здоровьем своих граждан »,–говорит член Общественной палаты РФ, правозащитница и писатель Алла Гербер .

Три года назад старшеклассники из России по итогам международного тестирования по чтению и математике показали результаты ниже среднего уровня. Тестирование проводилось под эгидой «Организации экономического развития и сотрудничества » в 58 странах среди 15-летних школьников.

Первое место в понимании текста заняли школьники из Южной Кореи, лучшими в математике оказались учащиеся из Тайваня. Второе место по математике и в понимании текста заняли финские школьники, третье по тем же позициям – старшеклассники из Гонконга. Наши остались далеко позади , хотя ещё недавно, пару десятилетий назад, мы гордились образованием.

Эксперты считают, что причиной таких результатов является недостаточное финансирование образования. А также снижение требований к ученикам, направленность школ на хорошую сдачу ЕГЭ в ущерб получению большего количества знаний.

Большинство старшеклассников не умеют пользоваться родным языком правильно. При выполнении письменных работ подростки допускают большое количество ошибок и употреблений заимствованных иностранных слов, язык таких работ беден и примитивен. В этом частично виновато телевидение.

Каждое четвёртое слово в передачах – иностранное, каждое третье – сниженная лексика… А ведь не секрет, что современная молодёжь огромное количество времени проводит или за экраном телевизора, или за клавиатурой компьютера (и они не посещают сайты русского языка или мировых музеев– интересы в сети совсем другие).

И ведь это заметно по расходам бюджета на образование. В России тратится всего 4%, по сравнению с Южной Кореей (20%), Японией (14%), Финляндией (18%) – это мизер.

Однако проблема не только в образовании. В России, по последним подсчётам, более 1 миллиона бездомных детей. Они не имеют доступа ни к какому уровню образования, и элементарная грамотность – уже огромное достижение для них. Вырастая, они криминализируются, пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, преступников…

Средний возраст злоупотребляющих алкоголем снизился до 11 лет! А это значит, что уже дети 6–7 лет зачастую употребляют алкоголь. Что тут говорить, если на улицах города зачастую можно увидеть родителей, которые на глазах у своего трёхлетнего малыша пьют пиво (выходной же) – а затем…. Угощают ребёнка! Или когда в реанимацию привозят двухлетнего ребёнка, случайно выпившего содержимое бутылки вина, которая стояла в холодильнике…

Но алкоголизм – это удел бедных слоёв населения. Обеспеченные дети предпочитают наркотики. В стране уже сейчас более 6 миллионов наркоманов, причём большинство из них – молодые люди.

«Многие исследователи отмечают, что полным ходом идёт деградация населения страны – физическая, умственная, нравственная. В России процесс физической деградации человека усиливается нищетой, плохими условиями жизни, отсутствием жизненных перспектив. Сознание детей меняется. Огромное количество детей, проживающих в нищете или социально-неблагополучной обстановке, теряет собственное "я" »– говорит кандидат психолого-педагогических наук, автор книг по социальной психологии Ирина Дементьева .

Если ли выход из данной ситуации? Да, есть, но его, честно говоря, неприемлет большинство: людям кажется, что в таком случае будут нарушены их суверенные права.

Конечно, речь не идёт об исламизации российского общества – хотя это было бы реальным спасением и для российской политики, и для экономики, и для граждан… Выдвижение в правительство действительно способных людей даст устойчивую систему, экономика без процентов даст возможность покупки жилья практически всем группам населения, исламский принцип абсолютной важности и значимости образования даст новый толчок к его развитию. Показателен в этом смысле пример Малайзии. Понять, что алкоголь, наркотики и разврат – это зло, не так уж и сложно, гораздо сложнее принять этот образ «человека без недостатков» внутри себя.

Речь идёт в целом о возрождении российского общества на совершенно другой качественной основе, с учётом духовности, приоритетом нравственных качеств.

В чём смысл валютных прибылей, если из них не финансируются ни образование, ни здравоохранение, ни все социальные программы? Или они нужны исключительно для того, чтобы сделать богатых ещё богаче, а бедных – ещё беднее? Большой разрыв классового состава государства – это всегда предвестник социального кризиса. А если так – не перерастёт ли «арабская весна» в «российскую осень», как это предсказывают аналитики Запада?

Смирнов В. О., Социальные катастрофы, как элемент

Гунькина И. Ю.

экологического риска

Крымский научный центр НАНУ и МОНУ, г. Симферополь

Таврический Национальный Университет имени В. И. Вернадского,

г. Симферополь

e-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены социальные катастрофы, как элемент экологического риска, приведены примеры.

Выявлены причины формирования катастроф. Дана классификация социальных рисков.

Ключевые слова: социальный риск, социальная катастрофа, ущерб.

Социальная катастрофа – скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии.

Социальные катастрофы являются элементом экологического риска, это можно обосновать тем, что формирование опасных и чрезвычайных ситуаций – это результат определенной совокупности факторов риска, порождаемых соответствующими источниками.

Целью работы было провести анализ социальных катастроф, как составляющей экологического риска.

При написании работы были поставлены следующие задачи:

Провести анализ литературных источников по вопросам рассмотрения социальных катастроф;

Произвести классификацию рисков;



Рассмотреть примеры проявления социальных рисков в рамках системы экологических рисков.

С поступательным развитием человеческого общества усложняются взаимосвязи между людьми, группами людей, странами. С одной стороны, развивается миролюбивое сотрудничество, взаимопонимание, с другой – обостряются противоречия экономического, этнического, религиозного, идеологического характера. Неравенство между группами стран, увеличиваясь с каждым годом, приводит к возникновению социальных конфликтов, принимающих характер социальных катастроф.

Предпосылкой формированию конфликтов является социальная напряженность. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени. Напряженность может быть вызвана отнюдь не только стремлением достичь какой-либо цели, но и разного рода ошибками или некомпетентностью лидеров. Кроме того, обычное состояние людей может резко измениться из-за воздействия не подконтрольных человеку сил природы: изменения климата, истощения ресурсов, землетрясения и т.д. Наиболее общие предпосылки напряженности – это устойчивая и длительное время неразрешаемая ситуация рассогласования между потребностями, интересами, социальными ожиданиями всей массы или значительной части населения и мерой их фактического удовлетворения, приводящая к накоплению недовольства, усилению агрессивности отдельных групп и категорий людей, нарастанию психической усталости и раздражительности большинства.

Среди самых давних социальных противоречий было военное соперничество за территории, ресурсы, власть. История войн – это всегда несчастья, потери, ущерб. В ХХ веке масштабы военных столкновений превратились в чудовищные катастрофы, по своим последствиям часто превосходящие природные смерчи, тайфуны, извержения вулканов и др. Все чаще отмечаются новые опасности, вызываемые военными столкновениями. Они развиваются в условиях глобализированного мира, усиливающего их воздействие на жителей разных регионов планеты. Обычные риски, связанные с военной службой, значительно увеличиваются при организации международных военных операций.

Примеры последних лет – участие международных сил в «горячих точках» планеты, в операциях по «поддержке демократического порядка» и т.п. Ситуация осложняется еще и тем, что общее ухудшение здоровья населения сказывается на снижении как физического, так и душевного состояния военнослужащих (в армии США, принимающей участие в войнах в районе Персидского залива, каждый десятый служащий имеет отклонения в психическом здоровье).

Социальная и политическая неустойчивость приводит к изменениям социального устройства государств, которые все чаще происходят путем военных переворотов и революций. Почти всегда они сопровождаются миграциями, потерей рабочих мест, трансформацией социальных норм жизни и по своим последствиям становятся, действительно, катастрофическими.

В современном информационном обществе развитие интернета, формирование социальных сетей и вовлечение в них огромных масс людей, организаций создает новые опасности, которые связаны, например, с утечкой конфиденциальной информации (политической, военной, финансовой, личной).

Безусловно, риск потерять необходимую информацию может привести к социальным катастрофам в виде биржевого краха, финансового кризиса и т.п.

Даже самые обыкновенные нововведения в повседневную жизнь людей в глобализированном мире из небольших, простых опасностей часто перерастают в социальные катастрофы и увеличивают риски заболеваний. Достаточно вспомнить повсеместно распространяемые телепрограммы с фильмами-«ужастиками», вызывающими массовые психические заболевания не только у детей, широкое использование в быту химических веществ (стиральных порошков, чистящих средств, косметических и фармацевтических препаратов, синтетической одежды, стимулирующих аллергию, отравления грибковым заболеваниям) и т.п. Новые возникающие опасности представляют, несомненно, угрозу, чреваты своей неопределенностью и требуют изучения и оценки возможных новых рисков для здоровья людей.

Социальное, экономическое и политическое развитие общества, развитие техники, классовое и сословное разделение, рост социальной и экологической напряженности, обострение военного соперничества между странами, развитие новых форм товарно-денежных отношений и др. привели к многообразию опасностей, увеличению их катастрофических проявлений и соответственно, большому разнообразию критериев оценки ситуаций и риска.

Рис.1. Схема-классификация социальных рисков

Риски, связанные с террористическими актами, стали уже привычными. Терроризм – это один из наиболее жестоких методов политического экстремизма. Резко увеличилась вероятность оказаться жертвой теракта в любом месте, в любое время. После гибели почти 3 тыс. человек 11 сентября 2001 г. в США, мир стал развиваться по новым правилам. Известные, выработанные десятилетиями, общепринятые этические нормы жизни, помогавшие людям избегать многих социальных опасностей, оказались не готовыми противостоять угрозе терроризма. Логически трудно установить хоть какиенибудь закономерности: это и нападения на предприятия, захват посольств, угон самолетов, кражи с целью шантажа, захват заложников, политические убийства, взрывы и убийства в местах массового скопления людей, заражение населенных пунктов и распространение источников инфекций (сибирская язва, бубонная чума и др.), умышленные поджоги и др. Риск стать жертвой теракта существует в метро, поездах, самолетах, жилых домах, кафе…

Другие виды социальных опасностей, создающих угрозу здоровью и жизни людей, связаны:

С физическим насилием (разбой, бандитизм, насилие, захват заложников),

С использованием веществ, разрушающих организм (наркомания, алкоголизм, курение),

С психическим воздействием на человека (шантаж, воровство),

С болезнями (СПИД) и др.

Помимо того, что многие социальные факторы стимулируют катастрофические ситуации и являются источниками социальных рисков, они влияют на интенсивность природных и техногенных катастроф.

Подобного рода классификации необходимы с различных позиций:

С позиции исследования источников возникновения рисков, разработки необходимых мероприятий для предотвращения, компенсации, ограничения возникающих условий риска;

С позиций создания целенаправленных организационных структур, ответственных за проведение системы мероприятий или формирования определенной политики предотвращения рисков;

С позиций реализации мероприятий, связанных с устранением последствий событий (аварий, катастроф и т.д.), свершившихся вследствие недостаточной надежности систем, ошибочных решений или слабой прогнозируемостью природных ситуаций.

Особенно это касается уровня социально-экономического развития, продолжающегося роста численности населения планеты и процессов урбанизации. Так, отмечается дифференцированная подверженность жителей различных стран природным катастрофическим явлениям, которая тесно связана с уровнем социально-экономического развития стран (табл. 1). В соответствии с классификацией Мирового банка, все страны мира по их валовому национальному продукту разделяют на три группы: с низким доходом (валовой годовой национальный продукт, приходящийся на одного человека, менее 635 долл. в год), средним доходом (от 635 до 7910 долл.) и высоким доходом (более 7910 долл. в год на человека). По данным на 1992 г., в странах с низким, средним и высоким доходами проживало соответственно 3127, 1401 и 817 млн. человек, а суммарная величина валового национального продукта составляла 1097, 3474 и 16920 млрд. долл.

Анализ уязвимости трех групп стран с разным уровнем социально-экономического развития показывает, что наибольший социальный риск (гибель и увечье людей) характерен для стран с наиболее низким уровнем развития. На страны первой группы (с низким доходом), население которых составляет 58% всего населения Земли, приходится 88% погибших и 92% всех пострадавших людей от природных катастроф в мире за период 1965-1992 гг. Общее количество погибших и пострадавших в странах с низким доходом в 5.8 раза больше, чем в странах со средним доходом, и в 45.2 раза больше, чем в странах с высоким доходом.

–  –  –

Абсолютные значения экономических потерь значительно больше в развитых странах, что объясняется высокой концентрацией богатств в этих странах. В то же время отношение прямых потерь к объему валового национального продукта свидетельствует о том, что наибольшие относительные потери наблюдаются у стран с низким доходом. У стран со средним доходом это отношение в 2 раза, а у стран с высоким доходом - в 5.5 раза ниже. Таким образом, экономический ущерб от природных катастроф, так же как и социальный ущерб, наиболее тяжелым бременем ложится на экономику бедных стран.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что последствия природных катастроф тесно связаны с социально-экономическими факторами: продолжающийся рост бедности в развивающихся странах является одной из причин повышения уязвимости человеческого общества.

–  –  –

1. Маньяков В. Д. Безопасность общества и человека в современном мире / Маньяков В. Д. - Политехника, 2005. - 551 с.

2. Оценка экологических опасностей и рисков. Учебное пособие. / Боков В.А., Багрова Л.А., Тихонов А.С., Смирнов В.О. – Симферополь: «ДОЛЯ», 2012. – 248 с.

Анотація. В.О. Смірнов, І.Ю. Гунькина Соціальні катастрофи, як елемент екологічного ризику.

Розглянуто соціальні катастрофи, як елемент екологічного ризику, наведені приклади. Виявлено причини формування катастроф. Дана класифікація соціальних ризиків.

Ключові слова: соціальний ризик, соціальна катастрофа, збиток.

Abstract. V.O. Smirnov, I.Y. Gunkina Social catastrophes, as an element of environmental risk. Considered social catastrophes as an element of environmental risk. There are examples. Identified the causes the formation of disasters. The classification of social risks is given.

Keywords: social risk, social disaster, detriment.

–  –  –

Похожие работы:

«033 KORTRAPPORT / BRIEF REPORT NORSK POLARINSTITUTT 2015 Alice M. Trevail, Susanne Khn & Geir W. Gabrielsen The State of Marine Microplastic Pollution in the Arctic Kortrapport / Brief Report no. 033 Alice M. Trevail, Susanne Khn & Geir W. Gabrielsen The State of Marine Microplastic Pollution in the Arctic The Norwegian Polar Institute is Norway’s central governmental institution for management-related research, mapping and environmental monitoring in the Arctic and the Antarctic. The...»

«Владимир Пастухов Как я похудел на 34 килограмма за 1 год и 4 месяца © 2015 VladimirPastukhov.ru Предисловие Меня зовут Владимир Пастухов. Мой вес до начала похудения 102.5 килограмма, вес после 68.5 килограмм. Фото «до» и «после» вы можете увидеть на моей страничке ВКонтакте http://vk.com/vladimirpastukhov или в Инстаграм http://instagram.com/vpastukh Сразу скажу, что я не претендую, чтобы мой метод стал истиной в последней инстанции. Я лишь описал свой опыт, в первую очередь, для своих друзей...»

«УДК 519.2 Приложение ветвящихся случайных процессов в квантовой оптике.II Душутин Н.К. ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» Аннотация: Излагаются методы теории ветвящихся случайных процессов с непрерывным временем, применяемые в задачах квантовой оптики со счетным числом фотонов. Обсуждается методы решения системы дифференциально-разностных уравнений для переходных вероятностей в различных частных случаях, а также свойства соответствующих решений. Ключевые слова: методы теории...»

«1 А.В. Стародубцев, А.С.Макарычев, А.А.Захаров Андрей Стародубцев. В рамках данного доклада я представляю основные результаты проекта «К новой модели российского федерализма: взгляд из регионов». В качестве авторов соответствующего доклада указаны три человека, хотя, конечно, честно было бы написать порядка двух десятков фамилий тех людей, которые участвовали в проекте Горбачев-Фонда. Однако именно трое: Андрей Макарычев из Свободного университете в Берлине, Андрей Захаров из журнала...»

«УДК 613.8 ББК 57.01 Ф86 Оформление Дизайн-студия «Дикобраз» Перевод с английского И. Мищенко Подписано в печать 24.01.06. Формат 84x108/32. Гарнитура «Ньютон». Бумага газетная. Усл. печ. л. 17,64. Доп. тираж 3 000 экз. Заказ № 6236 Перевод издания Secrets of Western Sex Magic: Magical Energy and Gnostic Тгапсе Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 - книги, брошюры Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.001056.03.05 от 10.03.2005 г. Фрейтер, У. Д. Ф86...»



2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии. Например, античность рассматривает эволюцию как последовательность всемирных катастроф, ритмически уничтожающих космос и расчищающих место для нового цикла; христианство выдвигает идею второго пришествия Мессии, когда наступит конец времен и через Страшный Суд преображенное человечество войдет в совершенное бытие. В 19 в. в рамках геологии и биологии (Ж. Кювье) формируется теория катастроф, рассматривающая историю планеты как серию глобальных катастроф, сопровождающихся гибелью всего живого и внезапным возникновением качественно иных его форм. Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия. Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие "одряхления" системы на клеточном уровне. Важно учитывать, что глубинная причина СК. потенциально связана с трансформациями духовных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и "в тоске смертельной мечется толпа" (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при утверждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской цивилизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обостряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К С.К. ведут попытки осуществить различного рода утопии, претендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально-люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и уравнительности. Теоретически такой способ социального действия обосновывается в различных радикалистских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей созидательности тотального разрушения существующего общества. Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур - традиционной и европейской, их неслияемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность русской истории. Возможны различные формы СК. Наиболее наглядно катастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оправдывают С.К. как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформациям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что революционные катастрофы - результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фундаментальных духовно-нравственных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее катастрофа, что и показал опыт коммунистических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что "пусковой крючок" разрушения может быть весьма незначительным, но, разразившись, катастрофа приобретает свою логику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие. Один из наиболее оптимальных способов предупреждения С.К. заключен в "социальной инженерии" (Поппер), т.е. методе своевременных постепенных и частичных изменений, реформ, учитывающих человеческую природу и подвергающихся постоянной проверке и корректировке с целью недопущения накопления ошибок. Однако в условиях "аномальных" социальных систем, долгое время не учитывавших принцип обратной связи, этот метод во многом не срабатывал. Попытки реформировать тоталитарные режимы приводят к ухудшению положения, росту сопротивления и чаще всего завершаются катастрофой. Катастрофически возникшие системы и уйти с исторической арены могут только аналогичным путем. Как показывает математическое моделирование "перестроек", наиболее эффективным для аномальных социальных систем является метод "шоковой терапии", в единстве с возвращением к глубинным основаниям культуры. При всей своей болезненности такой разовый катастрофический сдвиг с перспективной точки зрения значительно эффективнее, чем перманентная катастрофа, угнетающая и разлагающая жизненный потенциал личности.

– скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии. Например, античность рассматривает эволюцию как последовательность всемирных катастроф, ритмически уничтожающих космос и расчищающих место для нового цикла; христианство выдвигает идею второго пришествия Мессии, когда наступит конец времен и через Страшный Суд преображенное человечество войдет в совершенное бытие. В 19 в. в рамках геологии и биологии (Ж. Кювье) формируется теория катастроф, рассматривающая историю планеты как серию глобальных катастроф, сопровождающихся гибелью всего живого и внезапным возникновением качественно иных его форм. Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия. Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие «одряхления» системы на клеточном уровне. Важно учитывать, что глубинная причина СК. потенциально связана с трансформациями духовных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и «в тоске смертельной мечется толпа» (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при утверждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской цивилизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обостряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К С.К. ведут попытки осуществить различного рода утопии, претендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально-люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и уравнительности. Теоретически такой способ социального действия обосновывается в различных радикалистских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей сози-дательности тотального разрушения существующего общества. Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур – традиционной и европейской, их неслияемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность русской истории. Возможны различные формы СК. Наиболее наглядно катастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оправдывают С.К. как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформациям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что революционные катастрофы – результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фундаментальных духовно-нравственных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее катастрофа, что и показал опыт коммунистических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что «пусковой крючок» разрушения может быть весьма незначительным, но, разразившись, катастрофа приобретает свою логику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие. Один из наиболее оптимальных способов предупреждения С.К. заключен в «социальной инженерии» (Поппер), т.е. методе своевременных постепенных и частичных изменений, реформ, учитывающих человеческую природу и подвергающихся постоянной проверке и корректировке с целью недопущения накопления ошибок. Однако в условиях «аномальных» социальных систем, долгое время не учитывавших принцип обратной связи, этот метод во многом не срабатывал. Попытки реформировать тоталитарные режимы приводят к ухудшению положения, росту сопротивления и чаще всего завершаются катастрофой. Катастрофически возникшие системы и уйти с исторической арены могут только аналогичным путем. Как показывает математическое моделирование «перестроек», наиболее эффективным для аномальных социальных систем является метод «шоковой терапии», в единстве с возвращением к глубинным основаниям культуры. При всей своей болезненности такой разовый катастрофический сдвиг с перспективной точки зрения значительно эффективнее, чем перманентная катастрофа, угнетающая и разлагающая жизненный потенциал личности.

источник: Философский словарь, Грицанов

141 руб


Объективизм. Философия Айн Рэнд

Предлагаемая книга - первое всестороннее изложение философии Айн Рэнд, предпринятое ее последователем и наследником Леонардом Пейкоффом. Л.Пейкофф - автор книг The Ominous Parallels и "Объективизм: философия Айн Рэнд".
Объективизм, известный теперь во всем мире, пользуется особенной популярностью на своей родине, в Америке. Во многом потому, что Айн Рэнд впервые сделала философию доступной и понятной для простого обывателя, связав сложнейшие идеи с реальной жизнью. Айн Рэнд абсолютно чужды идеи коллективизма и жертвенности, она проповедует, что разум - единственное орудие познания и единственное руководство к действию, а главная цель человека в жизни - добиваться личного счастья, не жертвуя собой ради других. Личное благополучие она ставит превыше интересов государства. Разумный эгоизм для нее - источник прогресса человечества. А капитализм - высшее достижение людского разума.
Идеи Айн Рэнд всегда вызывали много споров - от полного отрицания к необычайному восхвалению. В любом случае эта книга позволяет задуматься о ценности человеческой личности, преобразующей мир.

195 руб


Camera lucida. Комментарий к фотографии

"Сатега lucida. Комментарий к фотографии" (1980) Ролана Барта - одно из первых фундаментальных исследований природы фотографии и одновременно оммаж покойной матери автора. Интерес к случайно попавшей в руки фотографии 1870 года вызвал у Барта желание узнать, благодаря какому существенному признаку фотография выделяется из всей совокупности изображений. Задавшись вопросом классификации, систематизации фотографий, философ выстраивает собственную феноменологию, вводя понятия Studium и Punсtum. Studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, Punсtum - сугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотоизображением.

335 руб


Археология знания

Книга выдающегося французского философа Мишеля Фуко "Археология знания" занимает в его наследии особое место. Изданная в 1969 году, она выражает изменившееся мироощущение французского интеллектуала после "майской революции", а если говорить о личной истории Фуко, - завершает "археологическую эпоху" его творчества и открывает новое направление исследований. В этой работе Фуко пытается ответить на следующие вопросы: какой тип феноменов может стать объектом дискурса истины? кто может занять позицию говорящего субъекта? каким образом возникают новые совокупности элементов, которые мы называем "научными теориями"? Фуко не создает здесь очередной вариант "истории идей", а стремится исследовать те соответствия, которые существуют между различными речевыми практиками и "внеязыковыми структурами повседневности", то есть экономическими, социальными и политическими условиями производства самого знания.
Во втором издании устранены некоторые неточности перевода, добавлен словарь личных имен.

Книга адресована всем, кто интересуется современной философией.

615 руб


СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА - скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой древности, воплощаясь в различных вариантах эсхатологии. Например, античность рассматривает эволюцию как последовательность всемирных катастроф, ритмически уничтожающих космос и расчищающих место для нового цикла; христианство выдвигает идею второго пришествия Мессии, когда наступит конец времен и через Страшный Суд преображенное человечество войдет в совершенное бытие. В 19 в. в рамках геологии и биологии (Ж. Кювье) формируется теория катастроф, рассматривающая историю планеты как серию глобальных катастроф, сопровождающихся гибелью всего живого и внезапным возникновением качественно иных его форм. Современная теория катастроф бурно развивается с 70-х 20 в. в форме универсального математического метода исследования любых скачкообразных переходов (Р. Том, Пригожин); их причин и путей установления нового равновесия. Катастрофа возникает как результат синхронизации различных кризисов, аккумуляции огромного числа ошибок, которые долгое время не исправляются, как следствие "одряхления" системы на клеточном уровне. Важно учитывать, что глубинная причина СК. потенциально связана с трансформациями духовных оснований общества, их размывании и смене миросозерцаний, когда складывается катастрофическое сознание и "в тоске смертельной мечется толпа" (А. Ахматова). Подобное сознание усиливается при утверждении в обществе идеи разрыва с прежней культурной традицией (а такие тенденции весьма характерны для генотипа европейской цивилизации), с глубинами религиозного сознания, в которых, как показывает опыт, укоренены положительные начала общественной жизни. Обостряется изначально присущее человеку (в силу наличия у него свободы выбора) чувство страха, чем вызывается желание найти быстрые и простые, а потому неэффективные, пути выхода из резко меняющейся ситуации. К С.К. ведут попытки осуществить различного рода утопии, претендующие на знание будущего; закономерный крах утопий резко обостряет катастрофическое сознание. Тенденция к катастрофизму сознания характерна для маргинально-люмпенских, плебейских социальных слоев, неукорененных в культурных традициях и склонных к нигилизму и максимализму, упрощению и уравнительности. Теоретически такой способ социального действия обосновывается в различных радикалистских концепциях, например, в анархизме с его проповедью люмпенского бунта, идеей сози-дательности тотального разрушения существующего общества. Необходимо также учитывать и национальные особенности. Скажем, характерное для России наложение двух культур - традиционной и европейской, их неслияемость и постоянный раскол во многом обусловили катастрофичность русской истории. Возможны различные формы СК. Наиболее наглядно катастрофы выражаются в социальных революциях (что отмечалось в трудах Франка, Сорокина, Бердяева и др.). Хотя теории революции оправдывают С.К. как способ достижения лучшего общества, на самом деле революция ведет к его деградации, к возвращению назад, массовому безумию общества, к деформациям человеческого поведения. В то же время нужно учитывать, что революционные катастрофы - результат длительного подавления не находящих выхода творческих сил социума, задержки назревших социальных изменений. Однако, соединившись с катастрофическим сознанием, революция ведет к антропологической катастрофе в форме разрушения фундаментальных духовно-нравственных основ жизни людей. И чем радикальнее революция, тем сильнее катастрофа, что и показал опыт коммунистических революций 20 в., выявивших также, в полном соответствии с теорией катастроф, что "пусковой крючок" разрушения может быть весьма незначительным, но, разразившись, катастрофа приобретает свою логику движения, в ходе которого стихийно через множество страданий людей и глубочайшие потрясения складывается некое новое социальное равновесие. Один из наиболее оптимальных способов предупреждения С.К. заключен в "социальной инженерии" (Поппер), т.е. методе своевременных постепенных и частичных изменений, реформ, учитывающих человеческую природу и подвергающихся постоянной проверке и корректировке с целью недопущения накопления ошибок. Однако в условиях "аномальных" социальных систем, долгое время не учитывавших принцип обратной связи, этот метод во многом не срабатывал. Попытки реформировать тоталитарные режимы приводят к ухудшению положения, росту сопротивления и чаще всего завершаются катастрофой. Катастрофически возникшие системы и уйти с исторической арены могут только аналогичным путем. Как показывает математическое моделирование "перестроек", наиболее эффективным для аномальных социальных систем является метод "шоковой терапии", в единстве с возвращением к глубинным основаниям культуры. При всей своей болезненности такой разовый катастрофический сдвиг с перспективной точки зрения значительно эффективнее, чем перманентная катастрофа, угнетающая и разлагающая жизненный потенциал личности. Г.Я. Миненков

  • Deus ex machina - Deus ex machina (лат.) - часто употребляемое, в ироническом смысле, выражение, означающее неожиданную, не вытекающую из хода событий развязку в драме, романе и обыденной жизни. В дословном переводе D....
  • Дилювий - Дилювий (diluvium - потоп). - В прежнее время, в эпоху господства в геологии теории внезапных катастроф и переворотов, во время которых коренным образом изменялась форма земной поверхности и уничтожал...
  • Социальные движения - Социальные движения - В широком смысле все движения, происходящие в обществе, могут быть названы С. движениями, но в исторической науке под этим словом разумеются лишь движения, совершающиеся в извест...
  • - ИСТОЧНИКИ ПРАВА объективная форма выражения права. Термин в научный оборот ввел Тит Ливии при характеристике Законов XII таблиц (см. Двенадцати таблиц законы). В юридической науке принято выделять И...
  • ДЖЕМС (ДЖЕЙМС) ВИЛЬЯМ (УИЛЬЯМ) - ДЖЕМС (ДЖЕЙМС) ВИЛЬЯМ (УИЛЬЯМ) (James , 1842-1910) - амер. психолог и философ, один из основателей философии прагматизма и функционализма как направления в психологии. Не удовлетворенный элементарист...
  • НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ (англ. norms ; от лат. norma - мерило; руководство; правило, закон; образец) - конвенциональные (т. е. принятые в определенной группе или общности) правила, предписывающие или запр...
  • СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД(в психологии) - СРАВНИТЕЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД(в психологии) (англ. comparative method) - путь изучения закономерностей психической деятельности посредством сравнения качественно определенных ступеней или фаз ее...
  • ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО коммерческая организация в форме акционерного общества с разделенным на доли, вклады ее учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вк...
  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений, организаций, а тж. граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и ст...
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их инт...
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ пограничная между социологией и психологией область, исследующая переживания и основанные на них способы поведения индивида в социальных союзах, т.е. в сообществах, а также психо...