Замок Шомон-сюр-Луар во Франции: последняя обитель Дианы де Пуатье


Где находится : Долина Луары, 9 км к западу от Блуа.
Как работает : с середины марта по сентябрь 9.30-18.00; остальное время 10.00-17.00, кассы закрываются за 30 минут. Парк открыт ежедневно с 9.00 до заката солнца. В парке проводится Международный фестиваль парков (Festival International des Jardins).

Как добраться :
- на авто : ближайший населенный пункт Chaumont-sur-Loire. Дорога к замку начинается от перекрестка rue Village Neuf и rue du Marechal Leclerc (D751).
- на поезде : железнодорожная станция расположена в 2 км от замка на северном берегу реки. Проходящие поезда линии Орлеан - Тур. Из Блуа поезда ходят 8 раз в день, время в пути - 15 мин, цена билета 7 евро. Из Тура - 8 раз в день, 20 мин, 9 евро. Из Орлеана - 8 раз в день, 40 мин, 13 евро.

Туристический офис находится на rue du Marechal Leclerc.
Сайт


На что посмотреть : на возвышении между Блуа и Туром стоит укрепленный замок. Редко какой замок на Луаре расположен столь же красиво на Луаре, как Шомон. Его башни и стены возвышаются на террасе высокого берега реки, и с нее открывается широкая пейзажная панорама: до горизонта тянется лесной массив, широкой лентой, образуя многочисленные песчаные островки, блестит река. К самому замку ведет дорога через парк с густыми деревьями, лужайками и клумбами. Миновав парк, можно выйти к западному фасаду замка, самому старому в строении. Внизу под холмом расположилась небольшая деревушка. В романтическом воображении поэта Альфреда де Виньи этот пейзаж напоминал шляпу короля с черным плюмажем - намек на хвойные деревья около замка. Однако единственная хозяйка замка никогда не хотела жить в этих таинственных стенах.

Из истории .

Первым хозяином замка был некто Желдэн. Он был избавлен от необходимости оставить замок в наследство своей дочери Клер, так как в преклонном возрасте у него родился сын Жоффруа, отличавшийся необычайно женственным обликом. Несмотря на легендарную физическую силу, Жоффруа никогда не был женат, и его долгое время считали гермафродитом.


В Х веке граф из Блуа Эд I построил деревянную крепость, чтобы защитить местность Блуа от бесконечных вторжений графа Анжуйского Фулька Нерра. Нормандский рыцарь Гельдуэн, которому достался Шомон, сделал это крепостное сооружение еще более мощным. После того, как его внучатая племянница Дениз де Фужер вышла замуж за Сюльписа Амбуазского, замок на 5 веков перешел во владение семейства Амбуаз.

В 1465 году Людовик XI приказал сжечь и снести замок, чтобы наказать Пьера Амбуазского, восставшего против королевской власти в период «Лиги общественного блага». Вскоре после этого земли ему были возвращены. Пьер д"Амбуаз снес старую деревянную крепость и начал строить каменный замок. Строительство продолжалось при трех поколениях Амбуаз: Пьеру д"Амбуазу наследовал его сын Карл I (старший из 17 братьев!) и его внук Карл II, завершивший строительные работы, во время которых были выполненные скульптурные рельефы из двух переплетенных букв "С" - анаграмма имени Карла II (Charles) и его жены Екатерины (Catherine).

Архитектура


Суровый средневековый облик западного, наиболее раннего крыла здания был смягчен постепенным добавлением окон и антикизирующим влиянием итальянского Возрождения. Другие корпуса были построены в более позднюю эпоху и обнаруживают типично ренессансный стиль. Две мощные цилиндрические башни, фланкирующие вход с подъемным мостом, строились первоначально как феодальные донжоны. В эпоху Ренессанса их облик был изменен: пробиты широкие окна, остановлены каминные трубы и, что особенно интересно, на донжонах и прилегающих к ним стенах дворца размещен скульптурный фриз, мотивы которого имели эмблематическое значение. Так, например, гора в огненном пламени обозначала название замка, которое произошло от "chaud mont" - "горячая гора". (Возможна и другая этимология названия замка - "mont chauve", "лысая гора", что, видимо, правильнее, так как растительности на ней было мало).

Над въездными воротами помещен герб Франции с инициалами Людовика XII и его жены Анны Бретонской. Башни, стоящие по обе стороны от ворот, украшены геральдическими эмблемами Карла II д"Амбуаза и его дяди-кардинала Жоржа д"Амбуаза.

Этот последний был влиятельным лицом при дворе короля в качестве легата и первого министра. Хотя, невзирая на свои надежды, он и не был избран на святой престол после смерти Александра VI Борджиа, он сумел обеспечить блестящую карьеру своему племяннику Карлу II под покровительством французской Короны. Тот играл важную роль в государстве, способствуя восхождение на престол Людовика XII, и обладал большими средствами и правами, что и отразилось в характере возводимого замка.

Капелла готического стиля перестраивалась в XVII и XIX вв. В ее интерьерах сохранились цветные витражи и два деревянных панно работы немецких мастеров XV в. Апсиды капеллы, прилегая к одной из башен, выходят в сторону крутого берега реки.

Изначально композиция замка была замкнута со всех сторон, образуя четырехугольник, но в XVIII в. одна часть сносится, чтобы открыть вид на пейзаж с рекой. Фасады двора богато украшены орнаментальными мотивами, свидетельствующими о распространенности "итальянизмов", столь типичных для эпохи.

Замок соперниц

В 1560 году Шомон купила Екатерина Медичи . Вместе с ней в замок прибыл астролог Козимо Руджиери. Он жил в замке Шамбор, хотя официально его резиденция находилась в аббатстве Сен-Мае, в Бретани. Некоторые считали его шарлатаном и оккультистом, для других он был человеком, истинно преданным науке. В одной из башен находится обсерватория, где он часто совещался с королевой. По легенде, в ночи полнолуний Руджиери мог увидеть в волшебном зеркале, как долго Валуа удержат трон. Существует легенда, что Екатерина заранее узнала о трагической судьбе своих троих сыновей и о скором появлении Бурбонов на французском престоле. Известно, что Руджиери был замешан во многих политических и дворцовых интригах, даже против Екатерины, хоть та и предоставила в его распоряжение обсерватории во многих резиденциях. После одного из таких заговоров он был приговорен к галерам, а его соучастники Ла Моль и Коконнас были жестоко казнены. После освобождения он был вновь заключен в тюрьму - на этот раз по обвинению в наведении порчи на короля Генриха IV.

Комната астролога.

Сохранились покои Екатерины.

Фламандские гобелены.

Шомон не очень нравился Медичи, и когда ее муж Генрих II умер, она переселила сюда из Шенонсо фаворитку короля Диану де Пуатье , а сама переехала на ее место - уж очень ей нравился замок, который в 1547 году муж подарил своей любовнице.

По распоряжению Дианы де Пуатье в укрепленном въезде в замок и в его восточном крыле были сооружены дозорные площадки и навесные бойницы, украшенные ее эмблемой (не знаю, насколько корректно называть это женским геральдическим символом) - переплетенные буквы D, лук и колчан, охотничий рог, греческая буква «дельта» и полумесяц.

Но надолго Диана в замке не задержалась, предпочтя ссылку в замке Ане, где и умерла через 7 лет вдали от сплетен долины Луары.

После смерти Дианы замок сменил нескольких владельцев. Сначала Шомон перешел к виконту де Тюренн (из Оверни), затем к Шарлю де Бовилье, герцогу де Сен-Энян. Жак Ле Ре в XVIII в. пригласил из Италии знаменитого художника Нини Черрути (Nini Cerruti), который организовал здесь производство керамики , приносившее большой доход.

Несколько образцов медальонов, созданных Нини, и сейчас выставлено в замке. Ле Ре обогатился с помощью этого прибыльного дела, так как Нини изготовлял из глины Луары портреты знаменитых людей той эпохи.

В 1750 году замок приобретает Жак Донасьен Ле Рэ - будущий интендант парижского дома инвалидов. В годы революции ему удалось сохранить замок.

Уныние и меланхолия - главные черты господствовавшего в Европе с 1780 по 1850 годы литературного направления романтизма. Поэты и эстеты этого направления с давних времен тянулись к местам, мистическое действие которых соответствовало их романтическому идеалу.

"В этой старой крепости ютятся благородные духи ", - писал немецкий романтик Аделберг Шамиссо, отправившись в начале 19 века с немецким поэтом Аугустом Вильгеймом Шлегелем в Шомон, когда замок считался олицетворением французского романтизма.

Во времена I Империи Жермена де Сталь, дочь банкира Неккера, высланная Наполеоном на 40 лье от Парижа, укрылась в замке в окружении своих близких друзей. Именно при ней было снесено северное крыло - замок формально потерял оборонительное значение, зато открылся вид на Луару и на парк.

По замку

В 1875 году серьезные работы проводились в замке семейством Бруали - были построены роскошные конюшни с оригинальным угловым конусообразным павильоном.

Тогда же были проведены реставрационные работы и экстерьер и интерьер замка был украшен декором в стиле Ренессанса.

К сожалению, первоначальная обстановка интерьеров не сохранилась. Несколько ренессансных объектов прикладного искусства перенесено сюда из парижского музея Клюни. Это шпалеры, терракотовые медальоны скульптора Нини. Пол в одной из комнат выложен майоликовой плиткой. Яркая, блестящая поверхность изразцов, с сочными зелеными и синими красками, является настоящим украшением помещения.

Из необычных и интересных вещей внутри замка стоит отметить сундук для хранения ценных вещей с интереснейшим механизмом замка в крышке.

Кроме того, хранители замка интересно декорировали его интерьеры множеством цветов в разных колбах и вазах правильных геометрических форм, висящих в самых неожиданных местах.

Конюшни - главная достопримечательность Шомона.

Животные содержатся в прекрасных условиях. Летом можно совершить прогулку верхом или проехать в конном экипаже (20 мин, 6 евро) тенистыми аллеями парка, в котором растут прекрасные экземпляры ливанского кедра.

С 1938 года замок принадлежит государству, которое организовало проведение реставрационных и декоративных работ, давших возможность открыть замок для посетителей.

В долине реки Луары во Франции расположились большие и роскошные, небольшие, но уютные замки и дворцы, возведенные в разные эпохи и в самых разнообразных архитектурных стилях. Выделить среди них один из самых ярких и величественных просто не представляется возможным. В данном сообщении речь пойдет о замке Шомон-сюр-Луар,который был возведен еще в средние века между городами Амбуаз и всем хорошо известным Блуа .

Место, где сейчас расположен замок Шомон, было (да и сейчас есть) исключительно удачным с точки зрения фортификации, и поэтому еще в далеком X веке здесь, среди дремучих лесов, правящим в Блуа Эдом I была выстроена деревянная крепость. Ее хозяином стал норманнский рыцарь Желдэн, чья внучка Дениза впоследствии вышла замуж за Сюльписа I Амбуазского. На протяжении почти пяти веков после свадьбы этот замок принадлежал семейству правителей Амбуаза.

Владелец, выстроил на месте развалин новую, каменную цитадель, снести которую было бы уже не так просто. Подтверждением неприступности крепости Шомон-сюр-Луар является хотя бы то, что она дожила до наших дней

Первым было построено западное крыло — его отличает суровый средневековый облик и конструкция, направленная, в первую очередь, на максимальную обороноспособность, ведь в то время это качество было намного более важным, нежели внешний вид

Позднее каменная серость западного крыла была "разбавлена" веяниями эпохи Ренессанса. За время строительства замка Шомон-сюр-Луар сменилось три поколения семьи д"Амбуаз

Построенный в целях защиты луарской долины, предназначавшийся, в основном, для мужчин (главным образом для графов де Блуа, а в XVI веке для Пьера д"Амбуаза), Шомон, как правило, управлялся женщинами.

Медичи

С 1550 года замком Шомоном владела Екатерина Медичи Вместе с ней в замке жил и ее приближенный - астролог и оккультист Козимо Руджиери. Утверждали, что по ночам он занимается черной магией, а также отслеживает в волшебное зеркало грядущие судьбы Франции и ее королевского дома. Правда ли это или нет, неизвестно, однако для Руджиери в одной из башен дворца была устроена обсерватория для наблюдения за движением звезд и планет.

Комната астролога....мрачновата...

Она недолго пробудет в Шомоне, от которого у нее, однако, останутся самые ужасные воспоминания.

Дело в том, что как-то ночью здесь она примет астролога Рюжнери, который в зеркале покажет ей будущее: она увидит трех королей, трех своих сыновей, Франциска, Карла и Генриха, и узнает, сколько лет они будут править. Первый из них, Франциск II, умрет, не процарствовав и одного года.

Франциск I IИзабелла де Лимей
И сразу появится четвертый король: Генрих Наваррский, ненавистный Беарнец, который будет царствовать целых двадцать лет. Таким образом, Екатерина узнает, что ее мужское потомство, которым она так гордилась, просто вымрет.

Однако будучи прежде всего правительницей, она приложит все усилия, чтобы удержать государство

Именно в Шомоне, в том же 1560 году, она разработает один из многочисленных заговоров. На этот раз она поручает своей фрейлине, Изабелле де Лимей; соблазнить принца Конде, главу протестантов. Ее цель? — Помешать тому, чтобы Гавр, захваченный протестантами, попал в руки Елизаветы Английской.

Нежная Лимей с нежным сердцем, Нежной грацией и нежной речью, И нежным взглядом, сводящим меня с ума

Этими строчками Брантом набросал портрет, пожалуй, самого очаровательного создания того времени.

Людовик де Конде Карл IX

Людовик де Конде сразу сдается перед этой белокурой красавицей. Что касается Изабеллы, то, будучи влюбленной в одного ветрогона, она поначалу сопротивляется. Однако Конде требуется всего одна ночь, чтобы одержать полную победу: Изабелла не только забывает своего шалопая, но и сгорает от страсти к протестанту, от страсти, которая не замедлит принести свой плод. Округлившаяся талия будет удачно спрятана под широкими платьями, только входящими в моду. Однако неожиданное появление младенца на свет станет настоящей сенсацией.

Екатерина Медичи считает нужным представить Францию совсем юному королю Карлу IX и познакомить молодого монарха со своей страной. Для этого предпринимается нескончаемое путешествие длиной в год. А тем временем события разворачиваются следующим образом.

В Дижоне во время большого приема в старинном герцогском дворце, прямо в кабинете у мэра города, Изабелла производит на свет великолепного мальчугана, которого срочно сдают на руки хорошей и верной кормилице. Что касается молодой мамаши, то ее отправляют подумать в Кордильер д"Оксон над тем, что произошло, ибо все это выходит за рамки приличий.

«Увы, сердце мое, что я могу сделать для вас, хотя ваши беды делают меня самым несчастным человеком в мире», — пишет ей Конде. Когда Изабелла получает свободу, Конде уже без ума от Франсуазы де Монтренси-Ротлен, которая становится его женой. А репутация Нежной Лимей разбивается вдребезги.

По традиции она должна была отправиться в монастырь. Но при королеве-матери находится человек, который уже давно втайне обожает ее. Его зовут Сардини, он является одним из самых преданных людей Екатерины и, одновременно, самым могущественным казначеем во Франции. Жители Парижа хорошо его знают и распевают о нем такую песенку:

Маленькая сардинка сегодня — толстый кит. Вот как Франция раскармливает Мелкую итальянскую рыбешку…

Как бы там ни было, но Сардини — не урод и не глупец. Он не видит ничего предосудительного в том, чтобы завладеть, по выражению злых языков, «объедками» принца Конде. С благословения Екатерины он женится на Изабелле де Лимей и делает ее самой богатой женщиной Парижа. Изабелла царствует сначала в красивом особняке в квартале

Сен-Марсель, затем поселяется на улице Пюи-Шатель… и вскоре перебирается в королевский замок: Сардини покупает у наследников Дианы де Пуатье (экс-фаворитка всегда предпочитала ему Ане) замок Шомон, в котором он повстречался со своей возлюбленной в первый раз.

Сыновья Изабеллы, Александр и Поль, унаследуют по очереди замок, который до середины XVIII века пройдет через несколько знатных рук: Роффиньяк, Сент-Эньян, Бовилье…

Диана де Пуатье в костюме Динаы-охотницы

После смерти мужа, Екатерина Медичи отдала Шомон-сюр-Луар Диане де Пуатье в обмен на замок Шенонсо (а на деле просто выкинула фаворитку покойного Генриха II из замка). Хотя де Пуатье прожила здесь совсем недолго, в память о ней в замке осталась её комната и эмблема, составленная из рога, лука и колчана с её инициалами

Покои Пуатье

По распоряжению Дианы де Пуатье в укрепленном въезде в замок и в его восточном крыле были сооружены дозорные площадки и навесные бойницы, украшенные ее эмблемой (не знаю, насколько корректно называть это женским геральдическим символом) - переплетенные буквы D, лук и колчан, охотничий рог, греческая буква «дельта» и полумесяц



В 1750 году его владельцем станет Жан-Донатьен Ле Рэй, который вскоре будет зваться «Де Шомоном». Этот богатейший финансист, хозяин водных и лесных пространств Франции, основывает в Шомоне знаменитую фаянсовую фабрику. Но в основном Ле Рэй де Шомон занимается тем, что поддерживает довольно смелые отношения с Америкой. Крепкая дружба связывает его с Бенджамином Франклином, который по прибытию во Францию останавливается исключительно у де Шомона: иногда в великолепном особняке в Пасси, иногда в Шомоне.

Ле Рэй де Щомон Мадам де Сталь

Во время войны за независимость в Америке Ле Рэй де Шомон отдает, как впрочем и многие другие французы, огромную часть своего состояния. Эти долги вырастут в несколько миллионов золотом, однако никогда не будут возвращены.


Сын Жана-Донатьена купит американские земли и проведет там основную часть своей жизни. В 1810 году он одалживает Шомон своей подруге, Жермене де Сталь.

Замок пострадал во время проживания здесь мадам де Сталь, высланной Наполеоном из Парижа. Этой самой мадам по всей видимости лень было много передвигаться по замку, т.к. она приказала снести всё северное крыло для того, чтобы открыть вид на Луару и окружающий парк. Что тут можно сказать, разрушать — не строить…

Мадам де Сталь, которая в мае 1810 года остановилась здесь по пути из Америки. Здесь она должна была провести шесть месяцев, быть может, самых приятных из «десяти лет ссылки», которой ее «наградил» Наполеон.

Здесь она сразу же забыла об Америке. Сюда она привозит своих детей, их воспитателя, слуг, а также своих самых верных друзей: Джульетту Рекамье, Проспера де Баронта, Бенжамина Константа и Матье де Монморанси.

В то время как «Корина» пишет из Германии, в замке, который теперь всего лишь крепость, ведут довольно веселую жизнь. В честь крещения одного черного слуги устраивают пышный праздник в очаровательной часовне, где когда-то предавались молитвам Екатерина Медичи и Диана де Пуатье.

«Корина» много лет проводит в Шомоне, но ей бы очень хотелось вернуться в Париж, откуда ее выдворил Наполеон. Ее друзья приложили немало усилий, чтобы она могла занять подобающее место при императорском дворе. Но вместо этого мадам де Сталь получает приказ покинуть Францию… и Шомон.

После Ле Рэя Шомон примет следующих владельцев: барона д"Этшегуаена, графиню Воч, которая займется его реставрацией. Но последний и сказочный блеск придаст Шомону еще одна женщина.

В марте 1875 года молодая и богатая наследница Мария-Шарлотта Констанс Сей (внучка сахарозаводчика Луи Сея), обладая состоянием, сравнимым с состоянием Ротшильдов, приобретает замок и весь район Шомон.

Через несколько месяцев она выходит замуж за принца Генриха-Амадея де Брольи. С этого момента высокородная чета без устали занимается увеличением и украшением своих владений. Для этого они обращаются к архитектору Полю-Эрнесту Сансону, который реставрирует внешние стены замка, осовременивает интерьер (проводит электричество, центральное отопление, водопровод), а в 1877 году строит конюшни.


В 1884 году архитектор-пейзажист Анри Дюшен разбивает вокруг замка ландшафтный парк.

В 1903 году принц с принцессой снова обращаются к Полю-Эрнесту Сансону для того, чтобы он разработал проект образцовой фермы, в которой бы сочетались рационализм и модернизм. По причине высокой стоимости подобного проекта принц отдает предпочтение другому архитектору - Марселю Бойлю.

Марсель Бойль Мария-Шарлотта Констанс Сей

Во второй половине 1903 года Марсель Бойль приступает к выполнению работ по строительству фермы. Эти работы продляться целых 10 лет, но так и не будут завершены.
Благодаря приобретению лесов, ферм и земельных участков в 1917 году площадь района Шомон увеличилась практически в 2,5 раза и стала составлять 2500 гектар. Во владениях была обустроена целая сеть просек, протяженностью более 33 километров.

Сначала она завершает восстановительные работы и расширяет конюшни, для которых приобретает сказочно красивых лошадей, затем роскошно убирает комнаты, и вскоре в Шомоне начнется целая вереница грандиозных праздников. Литературно одаренная, артистичная, невероятно оригинальная, принцесса де Брольи без колебаний приглашает в Шомон Комеди-Франсез, театр Опера и большие оркестры


Она владела яхтой, всегда готовой перевезти ее в Индию, и специально отведенным для нее вагоном, в котором отправлялась в Париж. Ее стол — настоящее произведение искусства. А одну из башен замка она снабдила холодильной установкой.

Сахарная Принцесса отличается все большей и большей экстравагантностью - среди многочисленных историй, выделяется одна, связанная с любимой слонихой (подарок одного магараджи, влюбленного в принцессу). Слониха была на вольном выгуле в прилегающем садово-парковом ансамбле, но Принцесса решила, что ее Любимице нужен жених. Как ни странно, но в округе подходящего не оказалось (прим.- слоны не водятся в лесах Франции). Принцесса навела справки - ближайший жених обитал в Париже (200 км), но для Принцессы не существовало проблем - Слониху повезли знакомиться....жизнь- штука сложная...новоиспеченный жених слониху Принцессы проигнорировал, она впала в депрессию и умерла через несколько месяцев...такая вот грустная история Слонихи, предвосхитившая дальнейшее развитие событий..

После смерти своего принца, принцесса продолжает проматывать состояние, а в завершении всего, в 1930 году, в возрасте 73 лет, выходит замуж за еще одного принца (которому 42 года) - Луи-Фердинанда Орлеанского и Бурбонского, кузена короля Альфонса XIII, который, оправдывая имя дяди, помогает ей проматывать состояние. В 1938 году она продает государству замок Шомон, поставив таким образом своеобразную "точку" в "живой" истории замка, преобразованного в музей.




Помимо всего прочего, ей также пришлось расстаться со многими произведениями искусства. В 1938 году разоренная принцесса продает свои заметно уменьшившиеся владения (на тот момент их площадь составляла 21 гектар, включая замок, конюшни, ландшафтный парк, образцовую ферму) государству за 1 800 000 франков золотом.


Замок представляет собой массивное сооружение с четырьмя круглыми угловыми башнями, увенчанными конусовидными шпилями. Поскольку в 18 веке северная часть замка была разрушена, в настоящее время он имеет п-образную форму с внутренним двором, выходящим в сторону долины Луары.

В западном крыле замка расположена капелла, построенная на рубеже 15-16 веков.

Суровый средневековый облик западного, наиболее раннего крыла здания был смягчен постепенным добавлением окон и антикизирующим влиянием итальянского Возрождения. Другие корпуса были построены в более позднюю эпоху и обнаруживают типично ренессансный стиль.

Две мощные цилиндрические башни, фланкирующие вход с подъемным мостом, строились первоначально как феодальные донжоны. В эпоху Ренессанса их облик был изменен: пробиты широкие окна, остановлены каминные трубы и, что особенно интересно, на донжонах и прилегающих к ним стенах дворца размещен скульптурный фриз, мотивы которого имели эмблематическое значение. Так, например, гора в огненном пламени обозначала название замка, которое произошло от "chaud mont" - "горячая гора". (Возможна и другая этимология названия замка - "mont chauve", "лысая гора", что, видимо, правильнее, так как растительности на ней было мало).

Над въездными воротами помещен герб Франции с инициалами Людовика XII и его жены Анны Бретонской. Башни, стоящие по обе стороны от ворот, украшены геральдическими эмблемами Карла II д"Амбуаза и его дяди-кардинала Жоржа д"Амбуаза.


Среди помещений замка следует упомянуть так называемый Зал совета, полы которого покрыты удивительной по красоте разноцветной майоликовой плиткой 17 века..

Изначально композиция замка была замкнута со всех сторон, образуя четырехугольник, но в XVIII в. одна часть сносится, чтобы открыть вид на пейзаж с рекой. Фасады двора богато украшены орнаментальными мотивами, свидетельствующими о распространенности "итальянизмов", столь типичных для эпохи.

Тогда же были проведены реставрационные работы и экстерьер и интерьер замка был украшен декором в стиле Ренессанса.

К сожалению, первоначальная обстановка интерьеров не сохранилась. Несколько ренессансных объектов прикладного искусства перенесено сюда из парижского музея Клюни.




Это шпалеры, терракотовые медальоны скульптора Нини.

Пол в одной из комнат выложен майоликовой плиткой. Яркая, блестящая поверхность изразцов, с сочными зелеными и синими красками, является настоящим украшением помещения.

Плитка была приобретена супругами де Брогли в конце 19 века. Во время реставрационных работ, проводившихся в 2006 году, в зале была обнаружена отделка стен, относящаяся к 50-м годам 19 века

Из необычных и интересных вещей внутри замка стоит отметить сундук для хранения ценных вещей с интереснейшим механизмом замка в крышке.

Кроме того, хранители замка интересно декорировали его интерьеры множеством цветов в разных колбах и вазах правильных геометрических форм, висящих в самых неожиданных местах.

Примыкающий к замку английский пейзажный парк относится к концу 19 века. Его площадь составляет 21 гектар. Принцесса де Брогли, обожавшая животных, устроила в одном из уголков парка кладбище, где были похоронены ее любимые собаки и обезьянки. 18 могильных плит остаются в парке по сей день.

Шомон-сюр-Луар входит в список избранных замков Луары. Находится он примерно между Амбуазом и Блуа.


Первый замок на этом месте появился ещё в начале XV столетия (а возможно и раньше) — тогда он представлял собой деревянную конструкцию, впоследствии снесённую в 1465 году Людовиком XI в отместку Пьеру д"Амбуаз за вступление в Лигу народного блага.


Владелец, однако же, не растерялся и выстроил на месте развалин новую, каменную цитадель, снести которую было бы уже не так просто. Подтверждением неприступности крепости Шомон-сюр-Луар является хотя бы то, что она дожила до наших дней.


Первым было построено западное крыло — его отличает суровый средневековый облик и конструкция, направленная, в первую очередь, на максимальную обороноспособность, ведь в то время это качество было намного более важным, нежели внешний вид.

Позднее каменная серость западного крыла была "разбавлена" веяниями эпохи Ренессанса. За время строительства замка Шомон-сюр-Луар сменилось три поколения семьи д"Амбуаз.

В 1560 году замок купила Екатерина Медичи, в комнате которой, украшенной прекрасными гобеленами, можно побывать и сегодня. Кроме того, королева привезла с собой астролога Козимо Руджиери, который облюбовал одну из башен замка для наблюдения за ночным небом. Комната-обсерватория также сохранилась до наших дней.


После смерти мужа, Екатерина Медичи отдала Шомон-сюр-Луар Диане де Пуатье в обмен на замок Шенонсо (а на деле просто выкинула фаворитку покойного Генриха II из замка). Хотя де Пуатье прожила здесь совсем недолго, в память о ней в замке осталась её комната и эмблема, составленная из рога, лука и колчана с её инициалами.


После этого события Шомон-сюр-Луар стал часто менять владельцев. Ещё одним интересным событием в его истории является организованное в XVIII столетии Жаком Ле Ре (тогдашним владельцем замка) производство керамики, для которого специально был приглашён итальянский мастер Нини. Несколько созданных им образцов медальонов и сейчас выставлено в замке. Нини создавал керамические портреты знаменитостей той эпохи прямо из глины Луары, так что для Ле Ре это было чрезвычайно прибыльным делом.


Одна из комнат замка.


Замок пострадал во время проживания здесь мадам де Сталь, высланной Наполеоном из Парижа. Этой самой мадам по всей видимости лень было много передвигаться по замку, т.к. она приказала снести всё северное крыло для того, чтобы открыть вид на Луару и окружающий парк. Что тут можно сказать, разрушать — не строить…


Проживавшей здесь позже семье Бруали замок обязан появлением необычных конюшен с оригинальным угловым конусообразным павильоном.

Одна из башен вблизи.


А ещё на территории замка Шомон есть такая вот интересная лестница)


В 1938 году Шомон-сюр-Луар был выкуплен государством и, после проведения серьёзных реставрационных и декоративных работ, открыл свои массивные двери для посетителей.


Средневековый замок Шомон-сюр-Луар (château de Chaumont-sur-Loire) расположен в долине Луары между городами Амбуаз и Блуа. С 1840 года памятник архитектуры находится под защитой государства и международных организаций.

Хроника событий в X-XVII вв

В X в для зашиты от войск Ф. Нерры, герцога Анжу города Блуа его сюзерен граф Одо I велел построить надёжную крепость. В 1039 в результате брака между Сюльписом I Амбуазом и племянницей графа Шомона Д. Понлеву замок становится собственностью этой семьи, членам которой принадлежит около 500 лет.

В середине XV в. хозяин замка П. д’Амбуаз присоединился к восставшим против Людовика XI членам Лиги общественного блага. В 1461 году сторонники короля подожгли и захватили замок, но через 8 лет он был возвращен сыну мятежника Карлу I д’Амбуазу.

В 1469-1481 годах он восстанавливает замок и строит новый подъемный мост перед центральным въездом, размещенным между двумя круглыми башнями. Работы по строительству в замке продолжаются и в 1498-1510 годах, при этом его фасад приобретает типичные для Возрождения архитектурные формы.

В 1550 году хозяйкой Шомон-сюр-Луар становится Е. Медичи. В этом имении она принимает многих учёных и астрологов, среди которых можно назвать М. Нострадамуса и К. Руджери. Через несколько лет она вынуждает Д. де Пуатье обменять замок Шенонсо на дом около Амбуаза, где бывшая фаворитка короля проведёт два года.

Следующие 150 лет замок Шомон-сюр-Луар часто переходит из рук в руки, постепенно приходя в состояние упадка. Его хозяевами были герцог де Бульон, С. Сардини, семья Руфиньяк. В 1699 году его приобретает герцог Бевилье и восстанавливает былое великолепие замка. В 1700 году в нём останавливается герцог Анжуйский, направляющийся в Мадрид, чтобы занять трон Испании.

Мануфактура и место ссылки

В 1750 году замок принадлежит интенданту дома Инвалидов Ж. Д. де ла Ре, который открывает в нём мануфактуру по производству керамической плитки. Он приглашает известного мастера из Италии Д. Б. Нини, прославившегося созданием портретов из терракоты.

В конце XVII I в. Шомон-сюр-Луар посещает Б. Франклин, ищущий в Европе союзников в борьбе американских колоний за независимость от Англии. В 1810 году в замке ненадолго поселяется высланная из Парижа Наполеоном баронесса А. Ж. де Сталь. Здесь её посещают единомышленники по оппозиции к императору Б. Констан и Ж. Рекамье.

История поместья в XIX-XXI вв

В 1829 году для замка Шомон-сюр-Луар снова наступают сложные времена. В это время он принадлежит г-ну Д. Эшегойен, который приспосабливает его здания под сельскохозяйственную ферму. Через пять лет его приобретает граф Арамон, который вкладывает средства в реставрацию замка. Проведение работ поручено архитектору Ж. Морандьеру. Отделка интерьеров замка выполнена в стиле неоренессанса с декоративным оформлением каминов, обильными резные деревянные украшения, полами с сицилийской майоликой и витражами. После их завершения граф на основе своей коллекции открывает в замке музей средневекового искусства, экспонаты которого сейчас находятся в Кливленде (США).

В 1875 году владельцем замка становится принц А. А, де Брольи. Он приглашает для ремонта замка архитектора П. Э. Сансона. Его проект становится основой восстановительных работ и строительства самой роскошной в Европе конюшни с водопроводом и электрическим освещением.

Последующие несколько десятилетий замок снова становится центром светской жизни, но финансовые затруднения вынуждают наследницу принца продать в 1938 году Шомон-сюр-Луар государству. С 1992 года в замке проходит международный фестиваль садов, являющийся творческой лабораторией садово-паркового искусства и выставки современной живописи.

Замковый сад

Сад около замка Шомон-сюр-Луар намного моложе, чем здания усадьбы. Он создан в 1888 году ландшафтным художником А. Дюшаном после того, как с берега Луары были переселены жители двух деревень, перемещено кладбище и снесена старая церковь.

Сад разбит в английском стиле с множеством извилистых дорожек, образующих замысловатые узоры в виде эллипсов и спиралей. Пять из восьми основных аллей ведут к парадному входу в замок. Из более ранних насаждений сохранились только посадки липы, каштана и кедра.

На территории сада также находятся старая водонапорная башня, изящный деревенский мостик через овраг и собачье кладбище. На нём под могильными плитами с эпитафиями в стихах захоронено 12 домашних питомцев.

Как добраться

Адрес: Le château de Chaumont-sur-Loire, Chaumont-sur-Loire
Телефон: +33 2 54 20 99 22
Сайт: www.domaine-chaumont.fr
Время работы: 10:00-18:30

Цена билетов

  • Взрослый: 18 €
  • Льготный: 11.50 €
  • Детский: 6 €

О замке

Замок Шомон-на-Луаре (фр. chateau de Chaumont-sur-Loire) - это один из живописнейших замков долины реки Луары, расположенный между городами Блуа и Амбуаз.

Возведенный на скалистых отрогах Луары замок окружен вековыми лесами и представляет собой шедевр дворцовой архитектуры. Своим расположением Шомон-на-Луаре сильно напоминает находящийся неподалеку Амбуаз, и с террасы замка открывается великолепный вид на долину. Замок окружен красивым английским парком, который ежегодно принимает международный Фестиваль Садово-Паркового искусства.

Замок представляет собой традиционный образец романской архитектуры, чуть позже сглаженной и украшенной элементами стиля Ренессанс.

История замка Шомон-на-Луаре

Средневековая крепость появилась на этом месте еще в X веке по приказу Эда I, графа де Блуа, для защиты территории от нападений графа Анжуйского Фульквеса Нерра. В 1054 году Шомон становится владением семейства д’Амбуаз, которому и принадлежит на протяжении последующих пяти веков.

В 1465 году король Людовик XI решает наказать Пьера д’Амбуаз за восстание, и приказывает полностью уничтожить замок. Впоследствии, уже по другому королевскому приказу, замок отстраивают заново и возвращают прежним владельцам.

В середине шестнадцатого века Екатерина Медичи покупает замок и принимает здесь ученых и астрологов, в том числе великого Нострадамуса. После смерти своего мужа, короля Генриха Второго, она вынуждает его бывшую фаворитку Диану де Пуатье обменять принадлежащий герцогине замок Шенонсо на Шомон – вдовствующей королеве он просто больше нравился. В замке Шомон-на-Луаре Диана прожила несколько лет вплоть до своей смерти.

В память о Диане де Пуатье в замке осталась комната, украшенная ее эмблемой – охотничьим рогом, колчаном стрел (Диана – имя римской богини охоты), полумесяцами и инициалами герцогини.

После смерти внучки Дианы, Шарлотты де ла Марк, замок переходит в руки ее мужа, виконта Туреннского (д’Овернь).

В конце XVII века замок покупает герцог Бовийе – он немного модернизирует средневековые интерьеры и придает своему владению роскошь. Чуть позже в обновленном замке гостит герцог Анжуйский по пути в Испанию, королем которой ему предстоит стать. Наследник герцога Бовийе из-за долгов был вынужден продать замок, и его следующий владелец, докладчик Парламента Николя Бертен де Вожьен, разрушает северное крыло замка, возведенное еще д’Амбуазами, чтобы открыть вид на реку. Из-за этого Шамон окончательно утрачивает свое средневековое оборонное значение и превращается в резиденцию для отдыха и охоты.

Вопреки распространенной легенде, основатель американской демократии Бенджамин Франклин не жил в Шомоне-на-Луаре во время своего путешествия во Францию, но здесь совершенно точно останавливался его внук Темпл. К счастью, во время Великой Французской Революции замок почти не пострадал, хоть и перешел во владение революционного правительства.

В 1833 году замок приобретает граф д’Арамон и поручает работы по его реставрации Жюлю Морандьеру, который впоследствии руководил восстановлением и реставрацией расположенного неподалеку замка Блуа. Граф Арамон открывает в Шомоне музей средневекового искусства – гвоздем его коллекции были гобелены «Шамонская сюита», датированные шестнадцатым веком, которые сейчас находятся в Кливлендском музее Искусства.

Уникальный ландшафтный парк появился рядом с замком в конце девятнадцатого века трудами архитектора-пейзажиста Анри Дюшена.

Принц и Принцесса де Брольи, которые владели замком с 1875 года, после финансовых неурядиц вынуждены продать замок государству в 1938 году, и с тех пор Шомон-на-Луаре принадлежит Центральному Региону Пятой Республики.

Замок претерпел многочисленные реставрационные и восстановительные работы, и сейчас открыт для посещения.

Полезная информация

Контакты:

41150 Chaumont-sur-Loire

телефон: 02 54 20 99 22

e-mail: [email protected]

Международный Фестиваль Садово-Парковой Культуры проходит ежегодно в конце апреля. Темы семинаров и лекций можно заранее посмотреть на официальном сайте замка.

Была вторая половина дня. Солнце постоянно пряталось за облаками, словно устав от
напряжённых утренних трудов. Мне тоже хотелось покоя после 5-часового блуждания
по Шенонсо. Ноги гудели, в голове кавардак из дат-событий, кроватей-балдахинов,
люди-лица, портреты-камины..К чёрту всё! Хочу покоя и тишины! Но что-то внутри меня заставляло двигаться вперёд - я буквально слышала зов следующего замка.
Нет, даже не так: я точно ЗНАЛА, что должна ехать дальше! Поблизости от Шенонсо было
много других, не менее интересных замков, но я почему-то выбрала Шомон-сюр-Луар.
Как оказалось позже, само провидение влекло меня туда.

Мы ехали по сельской дороге, которая не позволяла разогнаться. В глазах всё ещё стоял Шенонсо.
Нет, я не знала на тот момент ни его истории, ни хитросплетений судеб Екатерины Медичи и Дианы
де Пуатье - я просто слушала свой внутренний голос и повиновалась ему. Под размеренные 50 км.
в час, глядя на проплывающие мимо виноградники, думалось лишь об одном: Всё в этом мире бренно.
Века пролетают, как день. И вот уже далёкие потомки взирают на следы ушедших эпох...
Так каков же ты, замок Шомон, что так зовёшь к себе? Что ты видел? Чему был свидетелем?


История замка Шомон-сюр-Луар .

Конец Х века. Междуусобным феодальным войнам нет конца. Именно в это время на свет появляется
Фульк III Нерра, граф Анжуйский, который уже в 15 лет заменил отца, встав во главе рода. С того момента, как Фульк Нерра взял себе графскую корону, вся долина стала содрогаться от ударов, которыми обменивались графы Анжу и Блуа. С приходом Фулька к власти начались тридцать три года, полные страданий и ужаса. Граф Анжуйский прослыл жестоким и коварным воином, не щадившим ни друзей, ни врагов. Не отличался он и галантным обращением с дамами: без особых церемоний силой овладевал каждой женщиной, что имела несчастье ему понравиться (графиня иль крестьянка -без разницы). На крики бедняжки и возмущение окружающих Фульк не обращал никакого внимания Патамушта нельзя быть красивой такой! . Своих жён он тоже не баловал: первая его жена, Адель, погибла при пожаре. Шептались, что именно её супруг устроил этот пожар, решив избавиться таким образом от надоевшей жены. Второй супруге, Хильдегард, так же не повезло: как-то раз Фульк решил устроить сцену ревности (якобы жена строила глазки конюху). Благородная женщина в ответ возмутилась: "В мои-то годы..как можно..Вы с дуба рухнули, мой господин!" Но Фульк просто схватил жену и выбросил в окно. Немногословный был мужик, никакой романтики, фуууу.

"Отчаянные времена требуют отчаянных мер". Мало было завоёвывать новые территории - их нужно
было ещё и защищать, и удерживать. Но с таким противником, как Фульк Нерра, по прозвищу Чёрный
Сокол, одними копьями и стратегией не обойдёшься. Именно поэтому началось усиленное возведение
различных оборонительных сооружений. К тому же периоду относится и первое упоминание о замке
Шомон-сюр-Луар. Основанный в 980 году графом Эдом I Блуаским, построившим здесь средневековое укрепление, первоначально Шомон играл роль форпоста на границе с Анжуйским графством, где владычествовал воинственный Фульк Нерра. Таким образом Эд I из своей сторожевой башни в Шомоне, на полпути между Амбуазом и Блуа, контролировал долину Луары (до устья Шера) и долину Бёврона.
В XI веке Шомон был подарен нормандскому рыцарю Гелдуэну, одному из из вассалов Блуа. Гелдуэн сражался вместе с графом при осаде Ланже, а затем служил его сыну Эду II, чем и заслужил такую благодарность. Получив крепость в подарок, Гелдуэн основательно укрепил её, ибо сам не раз осаждал
крепости и знал толк в хороших укреплениях. В весьма преклонном возрасте у этого славного рыцаря родился сын Жоффруа, которому замок и перешёл по наследству. Жоффруа обладал легендарной физической силой, но при этом отличался необычайно женственным обликом, за что и получил прозвище Пуэлла ("девица"). Его долгое время считали гермафродитом. Правда это или нет - не знаю, но женат он не был и потомства не оставил, а посему завещал Шомон своей внучатой племяннице Дениз де Фужер. В 1054 году она вышла замуж за Сульписа I Амбуазского, в результате чего замок почти на пять столетий перешел во владение могущественного рода д"Амбуаз.

Уго д"Амбуаз возвёл здесь каменный форт, заменив тем самым былые деревянные конструкции. Но в XII в. Тибальд V Блуа разрушил замок Сюльписа II, а сын последнего вновь его восстановил. В XIII в. Шомон переходил от отца к сыну, иногда - к дочери или племяннику. В XIV в., когда старшая ветвь семейства удержала за собой Амбуаз, Шомон был закреплён за младшей, под названием Шомон д"Амбуаз. Из этой ветви происходил Пьер I, участник Столетней войны, сражавшийся под командованием Жанны д’Арк под Орлеаном, но впоследствии выступивший против Людовика XI как один из вождей Лиги общественного блага. В 1465 году король сурово наказал его: разрушил и сжёг замок, конфисковал землю. В 1467 году Пьер д’Амбуаз вышел из Лиги общего блага и король помиловал Пьера, разрешив отстроить замок и даже субсидировал его восстановление. Королевская милость дала хорошие результаты: Пьер вместе со своей супругой Анной де Бюэй нажил 17 детей, которые составили верноподданную элиту Короне, Церкви и искусствам во времена Карла VIII, Людовика XII и Франциска I. По сути дела, история того замка Шомон-сюр-Луар, который мы видим сейчас, началась именно тогда, в XV веке.

Первоначально замок предназначался для оборонительных целей. Но со временем суровый средневековый облик западного, наиболее раннего крыла здания был смягчён постепенным добавлением окон и других элементов, присущих эпохе Возрождения.

Строительство продолжалось при трёх поколениях семьи Амбуаз: Пьеру д"Амбуаз наследовал его сын Карл I (старший из семнадцати братьев и любимец Людовика XI) и его внук Карл II, завершивший строительные работы, во время которых были выполнены скульптурные рельефы двух переплетенных букв "С", воспроизводившие монограммы его имени и имени его жены Екатерины. Рельефы украсили две главные въездные башни, фланкировавшие подъемный мост. Над въездными воротами мы можем видеть герб Франции с инициалами Людовика XII и его супруги Анны Бретанской; башни украшены также геральдическими эмблемами Карла II и его дяди-кардинала Жоржа I д"Амбуаз.

Этот кардинал был влиятельным лицом при дворе короля в качестве легата и первого министра.
В 1501 г. Карл II, племянник и наследник Карла I, вынужден был оставить Шомон для военной службы в Милане. Его дядя-кардинал въехал в замок и начал спешные работы: летом 1503 г. он принимал здесь Людовика XII с его двором. Карл I д"Амбуаз провёл в Милане больше времени, чем на берегах Луары, где и скончался в возрасте 38 лет. Его сын Жорж был убит в 1525 г. под Павией в возрасте 22 лет и далее замок оставался фамильной собственностью только по женской линии, вплоть до 1550 г.

Как я уже говорила ранее, замок Шомон-сюр-Луар на протяжении 500 лет принадлежал Амбуазскому дому. Но в 1550 году этот замок приобрела королева Екатерина Медичи. Деньги выложила огромные по тем временам - 120 тысяч ливров. Что её сподвигло на этот шаг? Не тот ли факт, что поблизости находился замок Шенонсо, подаренный её сопернице Диане де Пуатье королём? Впрочем, общеизвестно, что Екатерина Медичи была весьма суеверна и одержима гороскопами, а потому вместе с ней во Францию прибыл ещё один флорентиец - астролог Козимо Руджиери. Некоторые считали его шарлатаном и оккультистом, для других он был человеком, истинно преданным науке. Именно для него Екатерина обустроила несколько обсерваторий в разных частях Франции, и одну из них разместила впоследствии в одной из башен замка Шомон-сюр-Луар, где Руджиери часто совещался с королевой. Но Руджиери был не единственным астрологом, к услугам которого прибегала королева - в архивах французского замка Шатонёф-ла-Ферне библиотекарь обнаружил среди документов записки некоего Франсуа Кроза, приближённого королевы Екатерины Медичи. В них говорилось о визите Нострадамуса в замок Шомон.
В воспоминаниях, относящихся к 1587 и 1593 гг., Екатерина Медичи поведала, что было ей предсказано о судьбах королевского дома Валуа. В одном из покоев замка была установлена некая таинственная конструкция, привезённая Нострадамусом, которую королева называет "машиной". Об её устройстве она почти ничего не говорит, упоминая лишь какое-то вращающееся зеркало, в котором возникали неясные меняющиеся образы. Все происходило в полумраке. Каждый оборот зеркала соответствовал году.
Королева рассказывала о картинах будущего, смысл которых оказалось возможным понять уже после их свершения. "Там были картины каких - то празднеств, - вспоминала она, - огни пожаров и потоки крови - это была ночь Святого Варфоломея... Затем появилось смертное ложе - пышное, королевское... Лицо мужчины, но с женскими серьгами и ожерельями - это был Генрих III. Потом в зеркале появилась чья-то большая тень. Нострадамус не смог или не захотел ответить, кто это... Я больше не могла вынести напряжения и сказала магу, чтобы он остановил машину. Потом спросила, когда умру, какой смертью и кто будет её виновником. Он ответил уклончиво, предупредив, что следует опасаться Сен-Жермена..." С тех пор Екатерина ни разу не переступала порога резиденции в Сен-Жермене. Однако предсказание сбылось, хотя несколько странным образом: к ее смертному ложу был приглашен священник по имени... Сен Жермен.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Екатерина купила замок чисто для своих целей, чтобы отводить там душу, занимаясь делами, близкими её сердцу: заговоры, составление ядов, магические опыты, гороскопы и прочая чертовщина...Ну а чем ещё заняться приличной женщине, пока её муженёк развлекается с любовницей? Да, конечно замок сам по себе приносил хороший доход: по меньшей мере 4800 ливров в год, но суть покупки в том, что "тёмные" делишки творились в этом замке при Екатерине. Говаривали, что и "Варфоломеевскую ночь" она задумала именно в этих мрачных стенах. Но где там правда, где вымысел - бог его знает..Раз Екатерина покупала замок для своих целей, то вполне вероятно, что свидетелей всему происходившему там было мало (и жили они недолго, ага).

Как бы там ни было, но предсказания Нострадамуса сбывались. Об одном из этих пророчеств я уже рассказывала в прошлом посте: Роковой поединок и смерть короля Генриха II. Да, об этом предсказании знали все, включая королеву и короля. Но король не принял его всерьёз, а королева была не в силах отговорить своего супруга. Как часто мы слышим: "Предупреждён - значит вооружён", но как редко следуем даже собственной интуиции... Итог: "Le roi est mort! Vive le roi!" (Король умер - да здравствует король!).

Вот мы и подошли к тому моменту, с которого я начинала свой рассказ. Почему Шомон-сюр-Луар? Почему меня тянуло именно в этот замок? Почему сразу же, как только я вышла из ворот замка Шенонсо? Ответы я нашла позже, узнав историю двух этих замков. Оказалось, что я, то ли интуитивно, то ли каким-то мистическим образом, "шла по стопам" Дианы де Пуатье - от её восхода к закату. Да, именно так ассоциируются у меня эти два замка: Шенонсо - символ восхода, даже зенита её могущества и власти, Шомон - закат и угасание, конечный пункт в её противоборстве с королевой.

Кто читал мой предыдущий рассказ про Шенонсо, тот знает, каким драматичным был период правления Генриха II. Во всяком случае, драматичным для его супруги Екатерины Медичи. Не один десяток лет она была на вторых ролях, смиренно терпя любовницу своего мужа, наблюдая как она, любовница, прибирает к рукам не только сердце и разум короля, но также и власть, и казну государства. Стоит ли удивляться, что как только стало понятно, что король долго не проживёт, гнев Екатерины вырвался наружу? Этот вулкан из обид и боли слишком долго клокотал внутри гордой итальянки. Конечно же она первым делом подумала о сопернице! Наконец-то её руки развязаны! Если б она могла, то выцарапала бы глаза этой ненавистной Диане де Пуатье, применила всевозможные пытки и яды. Но короля этим не вернёшь, как не вернёшь прошедшие в унижениях годы молодости. Повсюду её окружали знаки любви её мужа к его фаворитке, главным символом которой был замок Шенонсо, подаренный Диане вопреки законам государства, запрещавшим отчуждать королевскую собственность. Вполне естественно что Екатерина захотела в первую очередь вернуть этот замок. И дело даже не принципах, хотя тогда передача драгоценностей после смерти суверена была традиционной: так, после кончины Франциска I герцогиня д’Этамп и королева Элеонора вернули то, чем временно владели при его жизни, а теперь сама Екатерина и Мария Стюарт внесли в королевскую казну имевшиеся у них драгоценности: право вновь отдать их в чьи бы то ни было руки принадлежало новому королю. Так было ли законным требование Екатерины вернуть всё награбленное подаренное королём? - Да, было. Но не так всё однозначно, на мой взгляд. Я женщина и сужу обо всём "со своей колокольни". Не думаю, что за 500 лет женское сердце претерпело какие-то существенные метаморфозы. Мы любим и страдаем одинаково. Спросите меня, как бы я поступила на месте Екатерины? - Отвечу: точно так же. И не потому, что есть какой-то закон, дающий мне на это право, отнюдь: мне бы просто хотелось какого-то возмездия, высшей справедливости и.. успокоения. Кто-то назовёт это местью? - Что ж, пусть будет так.

Итак, 1559 год. Король Генрих II умер. Королева требует от Дианы вернуть все драгоценности и замок Шенонсо, подаренные ей королём. Насчёт драгоценностей Диана спорить не стала, а вот по поводу Шенонсо упёрлась. Как я уже говорила, Диана была очень умной и дальновидной женщиной. Конечно же она понимала, что как только короля не станет, она лишится этого замка, ибо он по закону принадлежал Короне. И дамочка, что называется, подсуетилась, а король ей в этом помог.
Не буду утомлять вас деталями, скажу лишь, что они провернули своеобразную аферу, фиктивную куплю-продажу, благодаря которой Диана выступила как добропорядочная покупательница и получила права на Шенонсо как на частное владение, на сей раз ни в коей мере не отягощённое принадлежностью к королевскому домену. Кроме того, она затем потратила десять лет на тяжбы, чтобы исключить Шенонсо из числа королевских владений. Именно поэтому Екатерина не могла просто так отобрать Шенонсо у Дианы. Тогда Екатерина сменила тактику. Вместо того чтобы прибегнуть к конфискации, королева предложила обмен. За Шенонсо она отдавала Диане замок Шомон. Этот обмен был выгоден для Дианы: земли Шомона на треть превышали стоимость Шенонсо. А потому после очень недолгих переговоров соответствующий документ был подписан в замке Блуа в конце 1559 года. Утверждение договора состоялось в Шиньоне несколько позже - в мае 1560 года.
Впрочем, если верить Оноре де Бальзаку, испугавшись угроз королевы Диана сама предложила ей свои земли и свой замок в Шенонсо. Тогда Екатерина сказала в присутствии свидетелей: «Я не могу позабыть, что она была отрадой моего дорогого Генриха, мне стыдно принимать от неё что-нибудь даром, я дам ей взамен другое поместье и предлагаю ей Шомон-сюр-Луар».

Так или иначе, но именно Диана де Пуатье стала следующей владелицей замка Шомон-сюр-Луар. А Екатерина..Что ж, теряя деньги при этом обмене, королева-мать получала моральное удовлетворение, изгнав любовницу мужа и заняв замок, великолепно отделанный стараниями соперницы. Что до Дианы, то она и в архитектуру замка Шомон внесла свою лепту: по её распоряжению в укрепленном въезде в замок и в его восточном крыле были сооружены дозорные площадки и навесные бойницы, украшенные её эмблемой – переплетённые буквы D, лук и колчан, охотничий рог, греческая буква «дельта» и полумесяц.

Но надолго Диана в замке не задержалась, предпочтя ссылку в своём замке Анэ, где и умерла через 7 лет. Вот так и закончился спор двух великих женщин-соперниц. Замок же, согласно завещанию Дианы, достался её старшей дочери Франсуазе, герцогине де Буйон. Но потомки Дианы недолго владели замком Шомон - видимо, тень Екатерины Медичи продолжала нависать над его сводами.

Ещё в 1560 году, перед тем, как окончательно покинуть замок Шомон, Екатерина разработала в нём один из своих многочисленных заговоров. На этот раз она поручала своей фрейлине, Изабелле де Лимей, соблазнить принца Конде, главу протестантов, с которым у королевы шла вражда. Конде сразу влюбился в эту белокурую красавицу, Изабелла же поначалу сопротивлялась. Однако принцу хватило всего одной ночи, чтобы одержать полную победу - Изабелла сгорает от страсти к протестанту, от страсти, которая не замедлит принести свой плод. Округлившаяся талия будет удачно спрятана под широкими платьями, однако неожиданное появление младенца на свет станет настоящей сенсацией: в Дижоне во время большого приема в старинном герцогском дворце, прямо в кабинете у мэра города, Изабелла производит на свет мальчугана, которого срочно сдают на руки верной кормилице.
Конде к тому моменту уже влюблён в другую, а репутация нежной Лимей разбивается вдребезги. По традиции она должна была отправиться в монастырь. Но при королеве-матери находится человек, который уже давно втайне обожает Изабеллу. Его зовут Сципион Сардини, он является одним из самых преданных людей Екатерины и, одновременно, самым могущественным казначеем во Франции. Сардини - не урод и не глупец, и он не видит ничего предосудительного в том, чтобы завладеть, по выражению злых языков, «объедками» принца Конде. С благословения Екатерины он женится на Изабелле де Лимей и делает её самой богатой женщиной Парижа.
Вы спросите, друзья мои, при чём тут замок Шомон? - Отвечаю: именно здесь, в этом замке, Сардини впервые повстречался со своей возлюбленной Изабеллой, здесь он воспылал неугасающей страстью к ней. Вероятно, именно поэтому он и купил этот замок у наследников Дианы де Пуатье - в знак памяти о том, где всё начиналось. Вот так Изабелла де Лимей вместо монастыря оказалась хозяйкой королевского замка! Чудны дела твои, Господи...
Впоследствии сыновья Изабеллы, Александр и Поль, по очереди унаследовали замок Шомон. После них, до середины XVIII века, замок прошёл через несколько знатных рук: Роффиньяк, Сент-Эньян, Бовилье…
Но я не буду останавливаться на этих господах. Давайте лучше полюбуемся портретом той самой обворожительной Изабеллы де Лимей. Хмм, ну не знаю..как по мне, так это Гоша Куценко в чепчике. Странные каноны красоты были в средневековой Франции! Однако!

В эпоху Просвещения хозяином поместья стал Жак Донасьен Ле-Рей, который вскоре стал зваться «Де Шомоном». Во время борьбы американских колоний за независимость, он сочувствовал идеям американской революции, принимал в замке Бенджамина Франклина и выступал в роли посредника между американским посольством и французским королём.
В своём замке Шомон, приобретённом в 1750 году, он велел разрушить северное крыло и соорудить просторную террасу, откуда открывался один из прекрасных видов на Луару.

Ле-Рей также распорядился оборудовать в замке стекольную и гончарную мануфактуры, поручив руководство итальянскому скульптору, гравёру и керамисту Джованни Баттиста Нини (1717-1786 гг.) Работая в Шомоне в течение четырнадцати лет, мастер создал свои знаменитые терракотовые медальоны с профильными изображениями известных людей того времени, в том числе портреты Людовика XV, Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Бенжамина Франклина, а также портрет Вольтера, выполненный в 1781 году. В настоящее время произведений Нини сохранилось около 60. Часть из них экспонируется в замке Шомон-сюр-Луар, в покоях Екатерины Медичи.

Сын Жака-Донасьена купил американские земли и провёл там основную часть своей жизни. В 1810 году он одалживает Шомон своей подруге, известной писательнице Жермене де Сталь, которую Наполеон выслал из столицы с предписанием проживать в 40 лье от Парижа. Здесь она провела шесть месяцев, быть может, самых приятных из «десяти лет ссылки», которой её «наградил» Наполеон. Сюда она привезла своих детей, их воспитателя, слуг, а также своих самых верных друзей. В замке вели довольно весёлую жизнь, но ей бы очень хотелось вернуться в Париж, откуда её выдворил Наполеон. Друзья приложили немало усилий, чтобы она могла занять подобающее место при императорском дворе. Но вместо этого мадам де Сталь получает приказ покинуть Францию… и Шомон.

В эпоху Реставрации замком владели барон д"Эшегойен, граф д"Арамон и виконт Уолш. Но я не буду подробно останавливаться на этих господах, ибо впереди нас ждёт рассказ о весьма интересном периоде в истории замка Шомон, периоде, когда замок стал выделяться среди всех замков Луары.

Замок Шомон словно очнулся после многовековой спячки, ожил и,что называется, пережил вторую молодость. А всё благодаря новой (и последней) владелице замка - юной мадмуазель Марии-Шарлотте Сэй. Дед и отец этой 17-летней девушки сказочно разбогатели на сахаре. Дело в том, что Наполеон запретил ввозить сахар, и в Европе таким образом образовался небывалый ажиотаж вокруг этого продукта, который в основном поставлялся из южноамериканских колоний. Луи Сэй, дедушка Мари, быстро смекнул, что производство сахара из свеклы - настоящая золотая жила. И оказался прав, став миллионером-сахарозаводчиком.Сын продолжил его дело, но прожил недолго, оставив всё своё громадное состояние двум дочерям, младшей из которых и была Мария. Что хочет девушка в 17 лет? - Правильно: замок и замуж за принца. Так Мария и поступила: как-то раз,проезжая с сестрой мимо замка, восхищенная этим великолепием, она воскликнула: «Я хочу здесь жить!» . Через несколько дней она уже была полноправной хозяйкой этого шедевра архитектуры. За Шомон она, не моргнув глазом, выложила сумасшедшие по тем временам деньги - более 1,7 млн. франков (чтоб вам было более понятно - почти 100 млн. евро). Сделка состоялась 17 марта 1875 года. С этого момента и началась новая жизнь замка Шомон-сюр-Луар, жизнь, какой он не видывал до сих пор!

Граф д"Арамон, продавший замок Шомон молодой Марии Сей, всегда утверждал, что замок приносит несчастье. «Здесь всё всегда заканчивалось трагически, - говорил он. - Замок никогда не принадлежал одной семье больше, чем на протяжении одного поколения».

Будущая княгиня, знала ли она об этом в свои 17 лет, когда просила своих поверенных купить для неё это поместье? Конечно, знала. Вполне возможно даже, что тёмная сторона замка искушала её фантазию и возбуждала воображение. А что касается привидений, то им будут скорее рады! В том, что замок Шомон за несколько сотен лет обзавёлся привидениями, можно было не сомневаться:
Князь Жак де Брольи, сын княгини Марии, подробно описал историю похищения невинной молодой девушки, привезённой в Шомон (в X веке это была крепость) ужасным Фульком Нерра, графом д"Анжу, ассоциировавшимся долгое время у маленьких детей долины Луары с Синей бородой, о котором поведал Шарль Перро. Похищение, затем насилие, убийство, проклятие, посланное на Шомон..Не поэтому ли замок несколько раз разрушали-сжигали-отстраивали? Да, этот замок повидал немало!
Но, купив с завидной лёгкостью королевский замок, два месяца спустя, богатейшая наследница выходит замуж за князя Амадея де Брольи, о котором все говорили, что он «прекрасен, как ангел». Аристократ, потомок семьи академиков и маршалов, Анри Амадей де Брольи всегда носил военную форму, был красив собой и не нуждался в средствах, поскольку имел собственное имение.

Henri-Amédée de Broglie

Фантастическая, немного экстравагантная, но добрая и щедрая, Мария была в восторге от того, что стала княгиней, тайно сожалея в глубине души, что не имеет королевского титула. Она вовсе не была красавицей, но у неё был шарм, пикантность, ум и масса юмора.
В день своей свадьбы, подъезжая к церкви в закрытой карете своей сестры, маркизы де Бриссак, Мари, бросив взгляд на толпу приглашенных и любопытных, теснившуюся на ступеньках, повернулась к сестре и сказала: «Жанна, здесь слишком много народу, приедем завтра!»

В течение первых восьми лет брака у четы Брольи рождаются пятеро детей. Всё это время они неустанно заботятся и о замке: с помощью архитектора Эрнеста Сансона переделывают интерьеры замка в стиле неоренессанс, строят «английские» конюшни с водопроводом и электричеством. Наняв знаменитого ландшафтного архитектора Анри Дюшена в 1884 году разбивают великолепный парк. С этой целью они сносят множество ветхих домов, занимающих подступы к замку, переселив жителей на берег Луары. Кроме того, переносят поближе к замку и восстанавливает старую церковь. Стоимость всех работ превысила полмиллиона франков. В это время Марии всего лишь чуть более 20 лет!

Страсть этой женщины к пышности и роскоши не имела предела. Она устраивала головокружительные морские праздники на Луаре, приглашая в свой замок тысячи титулованных гостей. Она привозит в свой замок Парижскую оперу, всю труппу театра Комеди Франсез, приглашает писателей, артистов, художников, дипломатов, светских львов и всякого рода знаменитостей. У нее в друзьях числились Принц Уэльский, Изабелла II, королева Испании, персидский шах. Индийский махараджа подарил ей слона, который расхаживал по улицам поселка Шомон-сюр-Луар и вызывал восторг приезжающей публики.

Этого слона княгиня сама привезла из Индии на своей же яхте. К слону ещё "прилагался" погонщик слонов, чтобы тот заботился о животном, поскольку до этого во Франции не было привычки заводить в замках слонов. Поначалу слонёнок был размером с осла, но, вырастая, стал причинять много неудобств, а потому "друга семьи" пришлось отправить в парижский зоопарк.

Одним из развлечений была королевская охота в лесах, окружавших замок. С этой целью Мари выкупила территорию вокруг замка общей площадью около 2500 гектаров. Всё перечисленное, а также поле для гольфа, огромный вольер для псовой охоты позволяли ей соперничать с домами Ротшильда и роскошью президента Рамбуйе. Она слыла законодательницей в мире моды, часто ее портреты и наряды демонстрировались в модных парижских журналах.

"Пусть у меня нет королевского титула, но я буду жить, как королева!"- сказала себе когда-то Мари и всю жизнь придерживалась этого принципа. Впрочем, выражение "Точность - вежливость королей" было совсем не про неё, ибо княгиня была подвержена одному большому недостатку: она отличалась такой непунктуальностью, что приводила в отчаяние всех вокруг и, особенно, поваров. Шеф-повар, руководивший кухней княгини, давно уже привык к её опозданиям и потому готовил несколько одинаковых обедов, чтобы подать княгине в тот момент, когда она захочет присоединиться к своим гостям. Не подумайте, что речь шла о простом меню. Вот пример того, что этот артист приготовлял в нескольких экземплярах для гостей своей хозяйки:

Суп-пюре а ля рэн, Телятина а ля Марешаль, Лосось из Луары под зелёным соусом, Ножки косули с соусом из перца, Пюре из каштанов, Жареные павлины, Салат, Испанские артишоки, Шофруа из дроздов с виноградом, Трюфели, Мороженое с ананасами, Пирожные.

Мадам де Брольи жила в замке как минимум 6 месяцев в году, и всё это время у неё постоянно гостило около пятнадцати приглашённых, не считая гостей на уик-энд.
Княгиня не покидала постель раньше часа пополудни. Завтрак начинался на полчаса позднее. Обитатели замка научились по определенным признакам узнавать расположение духа хозяйки. Так, если она появлялась с мантильей на голове, это значило, что она не дала времени горничной причесать себя, и барометр показывал плохую погоду.

Полдник в Шомоне подавали в большой зале в 5 часов вечера (если княгиня не назначала его на 7) и длился ровно до 8 часов. Так как обед начинался в 8.30, то времени на переодевание практически не оставалось. Камеристки и камердинеры показывали чудеса ловкости. Затем все при полном параде, в больших декольте и бриллиантах, в черных фраках с жилетами и белыми галстуками ждали появления хозяйки дома: обед проходил по полному церемониалу, и не могло быть и речи, чтобы начать без неё. Обычно она опаздывала на час.

После обеда все отправлялись в салон пить кофе. Княгиня садилась в свое любимое кресло рядом с камином. В этот момент никому не разрешалось подходить к ней до того времени, пока она не подавала знак. Тот, кому, наконец, она делала знак, садился рядом с ней на маленький стул. Это всегда был мужчина, которому она любезно говорила: «Ну, дорогой друг, развлеките меня немного». После аудиенции княгиня переходила к игральному столику, и начиналась игра в бридж, длившаяся с полуночи до зари.

Но по воскресеньям хозяйка Шомон разыгрывала из себя королеву с еще большим апломбом. Это было связано с мессой, проходившей в часовне, где покоился кардинал д"Амбуаз. «Это была, - пишет один из свидетелей, - настоящая драма. Каждое воскресенье в 12.15 княгиня из своей кровати звонила священнику и говорила, что он может отправляться к алтарю. Мы, приглашенные, ждали мессы в часовне. Княгиня слушала мессу в полном одиночестве в ложе Екатерины Медичи. В 12.30 священник начинал мессу, бросая иногда быстрые взгляды на пустующую ложу. Дойдя до Евангелия и видя, что ложа все ещё пуста, он начинал медленно читать святые молитвы. Это продолжалось еще полчаса. Наконец слышался стук высоких каблуков по каменным плитам. Лакей открывал полог, и княгиня, еще непричесанная, с мантильей на голове, появлялась в ночной рубашке и халате, завернувшись в соболиную шубу. Она передавала лакею своего пекинеса, а взамен получала молитвенник, надевала пенсне и покашливанием объявляла о своем присутствии. Задремавший священник вскакивал, бросал взгляд на ложу, и месса продолжалась». Однажды граф д"Обидос, знатный португалец, близкий друг семьи, сказал княгине: «Вы единственная женщина, которая позволяет себе заставлять ждать Бога».

Однако настал день, когда княгиня узнала оборотную сторону медали. В 1905 году разразился финансовый кризис, повлёкший за собой разорение рафинадных заводов Сей. Благодаря умелому руководству князя Амадея личное состояние его жены удалось сохранить, но нужно было что-то решать. И наша роскошная хозяйка созвала семейный совет. После долгих обсуждений, княгиня подвела итог: «Так как нам нужно сократить расходы, я решила больше не подавать булочек с печёночным паштетом к полднику».

Как бы не были велики финансовые потери - речь шла о двадцати восьми миллионах золотом! - у мадам де Брольи было достаточное состояние, чтобы она могла вести полюбившуюся ей жизнь в окружении друзей. Однако, хоть она и была гостеприимна, не допускала, чтобы ей навязывались против её воли. История одной старой американки может служить горьким уроком:

В тот раз в Шомоне должны были принимать короля Португалии дона Карлоса, и княгиня прилагала все усилия, чтобы собрать вокруг него людей, которые могут сделать его пребывание в замке ещё более приятным. Она не пригласила миссис Моор, но американка принадлежала к той категории женщин, от которых так просто не отделаться. Миссис Моор взяла билеты до Тура и когда поезд подходил к маленькой станции Онзэн, обслуживавшей Шомон, она вдруг объявила, что ей стало плохо, сошла с поезда и приказала сообщить в замок, что ей нужна помощь.
Но княгиню не так легко было провести. Она приехала за больной, отвезла её в замок и уложила в постель. Оставив миссис Моор на попечительство своей верной камеристки, княгиня отдала строгий наказ: ни под каким предлогом и любой ценой нельзя было допустить, чтобы миссис Моор появилась в 8 часов в салоне. Приказ был исполнен самым точным образом: строго дозированная порция безобидного рвотного порошка лишила старую даму возможности предстать перед королем и сделать ему элегантный реверанс. На следующее утро миссис Моор в полном здравии и ярости покидала замок под ироничные сожаления своей хозяйки. Она была уверена, что ей подсыпали один из древних ядов Екатерины Медичи, хранившихся в её бывшей спальне.

Почти 40 лет длилась роскошная жизнь в замке Шомон. Это великолепное поместье не пострадало после объявления войны 1914 года, но не смогло перенести смерти князя в 1917 году, ведь только благодаря разумному и рачительному князю де Брольи замок процветал и оставался "на плаву". Княгиня же совершенно не умела экономить. Она привыкла к беззаботной жизни, а потому продолжала бездумно проматывать остатки своего состояния. Более того, через несколько лет после смерти супруга, в 1930 году, княгиня совершила безрассудный шаг. Всю Францию облетела весть: 73-летняя княгиня де Брогли выходит замуж за 42-летнего принца Орлеанского Луи-Фернандо.
Наконец-то сбылась последняя мечта Марии: она вышла замуж за королевское высочество, испанского инфанта! Судя по фотографии, довольны оба. Посмотрите на этих голубков: она довольна, что стала принцессой, а его хитрая моська не скрывает удовольствия кота, дорвавшегося до кучи денег сметаны.

Скандальные новости вокруг этого странного брака не утихали несколько лет. Неверный муж и бессовестный человек, Луи-Фернандо нанёс последние удары по состоянию экс-мадам де Брольи.
«Это была для Шомон настоящая катастрофа, - пишет графиня де Панж. - Всё было растрачено, продано, не осталось ничего от былого великолепия…». В конце-концов, и сам замок был выставлен на продажу. По этому поводу одна из американских газет даже опубликовала карикатуру:

В 1938 году замок Шомон купило государство, слишком толстокожее, чтобы верить в проклятья и привидения. Что же до Марии Сэй, то став королевским величеством, она не получила от этого никакой выгоды и умерла во время оккупации в 1943 году, в возрасте 86 лет, в скромной парижской квартире, оставшись практически без средств к существованию. Через два года её злополучный супруг последовал за ней.

Вот так и закончилась эта тысячелетняя история замка Шомон. История, в которой людские судьбы отражают всю историю Франции! "Ничто не вечно под луной"? Глядя на Шомон, на этого седого вояку, я уже сомневаюсь!

Ну что ж, друзьятки, с историей замка я вас познакомила, осталось провести экскурсию по замку,
но это уже в следующем посте. До встречи!