Какие бывают формы предметов. Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур. О форме и геометрических фигурах

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Исходным содержанием понятия о форме являются реальные предметы окружающей действительности.

Форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета , которое помогает отличать один предмет от другого.

Человечеством создана система эталонов для обозначения форм конкретных предметов . Это система геометрических фигур.

Группировка геометрических фигур может быть представлена следующим образом:

Плоские и объемные,

Имеющие углы и не имеющие их, т. е. округлые,

Различающиеся по внешним признакам.

Таким образом, геометрические фигуры выступают образцами, эталонами формы реальных предметов или их частей.

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира , удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм , в том, «что на что похоже». В результате происходит уподобление одного предмета другому по форме (похож на огурчик, как окошечко) и т. д.

Классификация геометрических фигур строится как на чувственной, так и логической основе . Восприятие ребенком окружающих предметов на первых порах, как показали специальные исследования, не означает выделения формы. Вначале выступает сам предмет, и только потом — его форма.

В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности людей .

Форма воспринимается зрительно-осязательно-двигательным путем . Ознакомление детей с формой предметов всегда было в центре внимания психологов, педагогов и методистов прошлого и настоящего.

ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.

Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте .

Воспринимая форму , ребенок выделяет предмет из других , узнает и называет его , группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами .

Параллельно или вслед за этим ребенок познает геометрические фигуры , выделяя прежде их форму , а затем — структуру .

В познании геометрических фигур детьми дошкольного возраста принято выделять три этапа :

В 3-4 года геометрические фигуры воспринимаются как целые и различаются детьми в основном по форме;

В 4—5 лет геометрические фигуры воспринимаются аналитически, их свойства и структуру дети устанавливают эмпирически (опытным путем);

В 5—6 лет геометрические фигуры дети воспринимают в определенной взаимосвязи по структуре, свойствам, осознают их общность.

В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства — длительный и сложный.

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2—3-Х ЛЕТ основной опознавательный признак фигуры поверхность, плоскость . Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят рукой по плоскости , как бы пытаясь обнаружить предметную основу.

В этом возрасте дети выделяют среди других и называют отдельные геометрические фигуры , пользуясь словами «кружок », «кубик », «шарик ».

Или сравнивают форму реального предмета с геометрической и пользуются выражениями «Это — как кубик», «Это — как платочек».

Как правило , они «опредмечивают » геометрические фигуры , называя их «крышей », «платочком », «огурцом » и т. д.

Освоение формы предметов и геометрических фигур проходит в этом возрасте в активной деятельности. Дети кладут один кубик на другой, сооружая башню, укладывают предметы в машины; катают фигуры, перекладывают; составляют ряды.

ДЕТИ 3—4-Х ЛЕТ начинают отличать геометрические фигуры от предметов , выделяя их форму . Называя фигуры, говорят: «Треугольник — как крыша», «Платочек — как квадратик».

Дети обследуют фигуры осязательно-двигательным путем , стараясь провести рукой по контуру . При этом охотно проговаривают понравившиеся им слова, выражения. Начинают воспринимать структурные элементы геометрических фигур: углы, стороны . При восприятии фигур абстрагируются от цвета, размера , выделяя их форму .

Однако зрительное восприятие ребенка остается беглым , его взгляд не сосредоточивается на контуре или плоскости . В силу этого дети часто путают похожие фигуры: овал и круг, прямоугольник и квадрат.

ДЕТИ 4—5 ЛЕТ успешно обследуют геометрические фигуры , проводя указательным пальцем по контуру. При этом они, как правило, называют структурные компоненты : вершины, стороны, углы. Прослеживают движением руки линии, образующие углы ; обнаруживают точки пересечения линий . Обследование становится точным и результативным .

Как правило, в этом возрасте у детей складываются образы фигур эталонные представления о них . Они начинают успешно определять сходства и различия форм предметов с геометрическими фигурами; пользоваться сложившимися у них эталонами с целью определения любой неизвестной формы; отображать формы в продуктивной деятельности.

В 5—6 ЛЕТ дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры . Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу , выделяют виды фигур , классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.

В старшем дошкольном возрасте преобладает зрительное распознавание фигур и их отличительных признаков , словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур .

Итак, восприятие формы ребенком дошкольного возраста осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.

Например, круглая — нет углов; четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины.

Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. 230
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометрического материала.
Чтобы знать, чему и как обучать детей на разных этапах их развития, надо прежде всего проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы любого предмета, в том числе и фигуры, а затем пути дальнейшего развития геометрических представлений и элементарного геометрического мышления и, далее, как совершается переход от чувственного восприятия формы к ее логическому осознанию.
Известно, что грудной ребенок по форме бутылочки узнает ту, из которой он пьет молоко, а в последние месяцы первого года жизни ясно обнаруживается тенденция к отделению одних предметов от других и выделению фигуры из фона. Контур предмета есть то общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.
Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся прежде всего захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным. Отсюда следует вывод о необходимости руководить развитием перцептивных действий двухлетних детей. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребенка начинают интересовать различные признаки предмета, в том числе и форма. Однако он еще долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов.
Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. «Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов — геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.
Когда ребенок начинает различать геометрические фигуры? Экспериментальные данные Л. А. Венгера показали, что такой возможностью обладают дети 3—4 месяцев. Сосредоточение взгляда на новой фигуре — свидетельство этому.
Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигуру по
образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4—5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.
Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, овал — яичком, треугольник — парусом или крышей, прямоугольник — окошечком и т. п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр — как стакан, треугольник — как крыша и т. п. И наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко — это шар, тарелка, блюдце, колесо круглой формы, а платок квадратный и т. п.).
Познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание я ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).
В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними.(«У куба есть квадраты», «У бруса — прямоугольники, у цилиндра — круги» и т. д.).
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.
Сенсорное восприятие формы предметов, геометрических фигур, их распознавание и обозначение словом в условиях систематического обучения детей значительно возрастают. Так, по данным Т. Игнатовой, 90% детей 4 лет на ощупь определяли и называли найденную ими в мешочке геометрическую фигуру, в то время как до обучения лишь 47% детей 3—4 лет выполняли это задание и только 7,5% детей могли назвать геометрическую фигуру.
Поэтому задача первого этапа обучения детей 3—4 лет — это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Второй этап обучения детей 5—6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».
Выясняя геометрические представления младших школьников, еще не обучавшихся элементарным геометрическим знаниям, А. М. Пышкало, А. А. Столяр приходят к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.
Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.
На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.
На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.
Аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры, так и между рядом фигур. Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия (С. Л. Рубинштейн).
Дети все отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами, видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами.
Усваивают дети и зависимость между числом сторон, углов и названиями фигур («Треугольник называется так, потому что у него три угла»; «Прямоугольник называется так, потому что у него все углы прямые»). Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры: «Это шестиугольник, это пятиугольник, многоугольник, потому что у него много углов — 3, 4, 5, 6, 8 и больше может быть, тогда он похож уже на круг».
Усвоение принципа обозначения фигур словом формирует у детей общий подход к любой новой фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.
Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).
Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.
Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

1 класс Горячев___________________

Урок № 2.

Тема: «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ»

Цели: научить определять форму предметов, группировать предметы по форме, выявлять закономерность в группировании предметов по форме.

Оборудование: принести любые, легко описываемые по признакам предметы, например: кусочек сахара, плитку шоколада, деревянную или пластмассовую линейку, однотонную учениче­скую тетрадь и т. п.; любые предметы для сравнения по парам, на­пример: монета и пуговица, одинаковые по размеру, два цветных карандаша, 2 мяча и т. п.; задание для игры «Ребус».

Ход урока

    Проверка домашнего задания 8 в тетради.

Ученики перечисляют предметы, «собранные» в первый ме­шок, и выделяют их общий признак. Аналогично перечисляются предметы, собранные во второй мешок.

Учитель выясняет, с раскрашиванием каких предметов возник­ли сложности (скорее всего, это машина) и как ученики справились с ними (машина должна быть или серой, или зеленой). (Серые предметы, зеленые предметы.)

II . Повторение.

III . Изучение нового материала.

Признаки предметов. Форма

Учитель предлагает рассмотреть форму предметов. Учитель поясняет, что предметы вокруг нас имеют сложную форму, поэто­му мы будем изучать только простые формы, то есть формы гео­метрических фигур.

Ученики должны назвать и изобразить на доске основные гео­метрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб и т. п.

    Игра «Назови форму!» (с мячом).

Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик воз­вращает мяч учителю с ответом, какой формы названный предмет.

Примеры: колесо - круглое, дверь - прямоугольная, крыша дома - треугольная, книга - прямоугольная, солнце - круглое, ли­мон - овальный и т. п.

    Задание 9 в тетради.

Ученики должны пофантазировать, придумать, на что похожа каждая фигура, и дорисовать ее так, чтобы получилась картинка. Необходимо дать возможность представить результат своей работы как можно большему количеству учеников. Некоторые из них можно нарисовать на доске.

    Задание 10 в тетради. Ключ:

а) круглое колесо - круглые часы,

б) прямоугольный конверт - прямоугольная тетрадь,

в) овальная картина - овальное зеркало.

Ученики должны соединить линиями разных цветов одинако­вые по форме предметы. Вызванный ученик проговаривает назва­ние каждого предмета и его форму, после этого формируются пары.

    Игра «Что такой формы?».

Учитель называет любую форму и предлагает детям назвать как можно больше предметов этой формы. Примеры:

    Круг - тарелка, часы, компас, колесо и т. п.

    Квадрат - кубик, коробка, песочница и т. п.

    Овал - зеркало, яйцо, лимон, груша и т.п.

    Прямоугольник - конверт, картина, пенал, тетрадь, книга и т. п.
    Выигрывает тот ученик, кто последний назвал предмет данной

    Задание 11 в тетради.

Ученики должны раскрасить фигуры, из которых состоит, рису­нок, определенным цветом. При выполнении этого задания вы­званный ученик комментирует: «Солнце круглое, раскрашиваем желтым цветом. Облака овальные, раскрашиваем синим цветом». Можно подытожить выполнение этого задания вопросами: «Какие части Картинки имеют квадратную форму? (Окна.) Прямоуголь­ную? (Дверь, труба, дом.)».

    Задание 12*в тетради.

Ученики должны сравнить три торта, дорисовать недостающие фигуры и раскрасить так, чтобы торты стали одинаковыми

    Задание 13* в тетради. Ключ:

а) треугольники,

в) квадраты.

Ученики должны определить общий признак у фигур в каждой группе. Для этого необходимо перечислить эти фигуры. Фигуры в первой группе можно проговорить вслух: «В первой группе изо­бражен синий треугольник, белый треугольник, серый треугольник, черный треугольник. В первой группе все треугольники». Скорее всего, вторая и третья группы не вызовут затруднений, достаточно проговорить вывод.

    Задание 14 в тетради.

Ученики должны зачеркнуть лишний предмет в каждой группе.

а) Ученикам необходимо перечислить предметы в группе, на­зывая их форму (колесо - круглое, часы - круглые, монета - круг­лая, компас - круглый, пуговица - круглая, книга - прямоугольная). Почти все предметы в группе круглые. Книга мешает назвать об­щую форму всех предметов, ее необходимо вычеркнуть.

б*) Ученики должны обратить внимание на форму и цвет каж­дой фигуры.* Один из вариантов решения - вычеркнуть красный прямоугольник, так как все остальные фигуры синие. Второй вари­ант - лишний круг, остальные фигуры с углами. Если второй вари­ант решения не прозвучал, учитель должен подвести ребят к нему, задавая наводящие вопросы («А может быть, лишним...»).

    Задание 15 в тетради.

Ключ: красный круглый шарик.

Ученики должны дорисовать ослику Иа-Иа шар и раскрасить его подходящим цветом.

Для этого необходимо определить цвет шарика и его форму. Все шарики у героев красные, значит, и шарик Иа-Иа должен быть красным. Форма шариков чередуется, поэтому необходимо прого­ворить: «У Винни круглый шар, у Совы - овальный шар, у Кролика -круглый, у Пятачка - овальный, у Иа-Иа... круглыш.

IV . Итоги урока.

Назовите, какой формы могут быть предметы.

    Игра «Ребус».

Учитель демонстрирует ребятам последовательность фигур с буквами и просит прочитать имена ребят. Одно имя записано в треугольниках, второе - в кругах, а третье - в квадратах.

Можно на доске подготовить фигуры для записи имен.

    Загадки, задачи-шутки (см. Приложение 1, с. 139-140).

Домашнее задание.

    Задание 16 в тетради.

Ученики должны раскрасить все треугольники коричневым цветом, а остальные фигуры - голубым цветом. В результате полу­чится картина.

Именно в этой возрастной группе формируются доста­точно определенные знания о форме предметов и геометри­ческих фигурах как эталонах формы.Дети учатся различать шар,куб, квадрат,круг, треугольник,пользуясь приемами обследования этих фигур с помощью тактильно-двигатель­ного и зрительного анализаторов.Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элемен­тами строительного материала:кубиками,кирпичиками,пластинами,призмами, брусками.

Разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах(фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностямфигур:«Что это? Какого цвета шары?Какой из них меньше?»

По заданию воспитателя один ребенок берет в руки ма­ленький шар, а другой- большой. Дети передают шары по кругу:маленький шар догоняет большой шар. Потом на­правление движения меняется.В процессе таких игр уточня­ются особенности шара - он круглый,у него нет углов,его можно катить.Дети сравнивают шары разных цветов и раз­меров.Тем самым воспитатель подводит их к выводу о том,что форма не зависит от цвета и размера предмета.

Аналогично уточняются и обобщаются знания о кубе.Малыши берут куб в руки, стараясь прокатить его.Он не катится.У куба есть углы и грани,он устойчиво стоит на столе,полу. Из кубов можно строить домики, столбики,ставя один куб на другой.

Самые важные моменты при ознакомлении с формой - зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, раз-

нообразные практические действия, развивающие сенсорные способности детей. Обследование детьми формы предмета включает такие действия: показ (демонстрация) геометри­ческой фигуры, обследование с помощью конкретных прак­тических (обводятся по контуру) действий; сравнение фи­гур, разных по цвету и размеру; сравнение геометрических фигур с предметами, схожими по форме; закрепление осо­бенностей геометрической фигуры во время рисования, леп­ки, аппликации.

В организации работы по ознакомлению с формой предмета значительное место занимает показ (демонстра­ция) самой фигуры, а также способов ее обследования. Вос­питатель учит детей при обследовании предмета держать его в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру. Чтобы ребята лучше выделяли особенности геометрических фигур, модели следует сравнивать попарно: шар и куб, круг и квадрат, куб и квадрат. Фигуры обязатель­но нужно брать разные по размеру и цвету, чтобы их легче было воспринимать на ощупь, находить по образцу, а в зак­лючение - правильно называть их отличительные признаки (рис. 18).

в мешочке аналогичную той, которая стоит на столе, и по­казывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, вос­питатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру). Можно и левой рукой помогать. При повторном проведении игры уве­личивается количество геометрических фигур.

В играх «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото» дети упражняются в со­ставлении формы предметов по геометрическим образцам. Такие задания трудны, но в целом доступны им. Они разви­вают у детей способность анализировать окружающую обста­новку, абстрагироваться при обозначении формы предметов. Ребенок, воспринимая эстамп, который висит на стене пе­ред ним, отвлекается от сюжета картины, а выделяет лишь форму рамки (квадрата).

Такие геометрические фигуры, как круг и квадрат, ис­пользуются на занятиях по математике как раздаточный ма­териал.

Дети этого возраста при проведении соответствующей це­ленаправленной работы с ними могут анализировать слож­ные формы. Так, они создают орнамент из цветных геомет­рических фигур. При этом анализируют рисунок, вьщеляют в нем отдельные геометрические фигуры, обследуют их по контуру, называют, а потом отображают этот рисунок.

В свободное от занятий время ребята данной возрастной группы очень любят игры с разрезными картинками, моза­икой, строительным материалом.

Упражнения для самопроверки

Для развития у дошкольников навыков обследования фор­мы предмета и накапливания соответствующих представле­ний организуются разные дидактические игры и упражне­ния. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Вол­шебный мешочек», «Домино фигур» и др.

В игре «Волшебный мешочек» воспитатель учит детей вы­бирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе раз­мещаются знакомые им геометрические фигуры, и в мешо­чек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети на­зывают их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит

У детей четвертого года жизни фор­мируются определенные знания о форме предметов и... фигурах как... формы. Дети учатся различать шар и куб,..., квадрат и

Главным в обучении является прием... этих фигур... и зрительным способом. Зна­чительное место в этом процессе занима­ет... (демонстрация) самой..., а также по­каз... его обследования.

Для развития у детей навыков обследо­вания... предметов и накапливания соот­ветствующих... организуются разные игры и упражнения.

геометрических эталонах круг треугольник обследования тактильно-двига­тельным показ фигуры способов

формы представлений

Введение ...…………………………………………………………………………2-3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников предстовления о форме ……………………………………………………………..

1.1 Форма как математическое понятие…………………………………………4

1.2. Психологические особенности восприятия дошкольниками формы…….4-7

1.3. Педагогические аспекты формирования предстовлений о форме………..7-9

Глава 2 . Задачи –головоломки, дидактические игры как средство формирований о форме предметов ……………………………………………………………………………….

2.1. Значение дидактических игр и упражнений в формировании у дошкольников предстовлений о форме…………………………………………………………..10-14

2.2. Классифйикационная характеристика дидактически х игр геометрического содержания…………………………………………………………………………14-15

2.3. Специфика проведения геометрических игр с детьми дошкольного возраста …................................................................................................................15-18

2.4. Задачи- головоломки в формирование геометрического видения дошкольников……………………………………………………………………..18-19

Глава3. Эксперементальное подтверждение эффективности использования дидактических игр и упражнений для закрепления знаний о геометрических фигурах и развития геометрического видения у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….20-24

Заключение………………………………………………………………………..25

Литература………………………………………………………………………...26-27

Приложение………………………………………………………………………..28-35

Введение

Актуальность курсового исследования в этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А.Михайлова, Л.С. Метлина.

Целью исследования является изучить влияние задач-головоломок,дидактических игр на развитие представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования представлений у детей о форме.



2. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.

3. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников

4. Рассмотреть значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов

5. Разработать систему развивающих дидактических игр по формирование элементарных математических представлений у дошкольников

6. Выявить возможности задач-головоломок, дидактических игр в развитии представлений о форме предметов.

7. Выявить эффективность влияния системы развивающих дидактических игр на формирование элементарных представленийо форме.

Проблемой исследования стал вопрос каково влияние задач-головоломок на развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений о форме предметов.

Объект исследования :процесс развития представлений о форме предметов у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования :развивающие дидактические игры а также задачи-головоломки как средство формирования элементарных представлений у детей о форме. Через задачи – головоломки,дидактические игры на занятиях математикой,а так же в режимныхмоментах как со всеми детьми,так и в индивидуальной работе с ними

Гипотеза исследования -предпологаю проверить какое на самом деле влеяние несет предмет иследования на обьект.Какой уровень развития представлений о форме предметов у средних дошкольников

зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно

от применения задач-головоломок и дидактических игр.Если при проведении занятий по математике для детей группы использовать систему развивающих дидактических игр,головоломок то это приведёт к повышению уровня элементарных математических представлений о форме.

Опытно-эксперементальная база

Теоретическая значимость

Практическая значимость

Новизна исследования.

Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников представлений о форме

Формирование начальных знаний детей о форме предметов должно осуществляться так, что бы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике.Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей. Одними из таких формами является обучение детей с помощью дидактических игр и задач-головоломок. Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата,выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра и игры головоломки помогут ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме.

Форма как математическое понятие

Понятие о форме предмета появляется через те реальные предметы, которые окружают нас в действительности. Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Это естественно, так как форма - это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.