Каждый знаком со внутренним голосом. Рука помощи рядом. Ii. библейские примеры действия совести

Совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. Если человек всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести.

Ещё в древности философы и мудрецы размышляли об этом голосе: откуда он исходит и какова его природа? Выдвигались различные предположения и теории. Особые проблемы наличие этого голоса создавало философам и учёным «нового времени», которые видят в человеке существо только материальное и отрицают существование души.

Были дарвинисты, которые утверждали, что совесть — лишнее чувство, от которого следует избавиться. Интересно привести слова Гитлера, который, как известно, был одним из мыслителей социального дарвинизма (учение, согласно которому закономерности естественного отбора и борьбы за существование, действующие, по утверждению Чарлза Дарвина, в природе, распространяются и на человеческое общество): «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью» . И ещё заявил Гитлер: «Совесть — выдумка евреев».

Понятно, что невозможно достичь ясного понимания явлений духовных с помощью одних лишь предположений. Только Бог, знающий в точности сущность духовных явлений, может открыть её людям.

Источник голоса совести

Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, называемым совестью. Так откуда же он берётся?

Источник голоса совести — изначально добрая природа (душа) человека. Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому совесть принято называть голосом Божиим в человеке . Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития. При этом совесть присуща только «человеческому уровню», животные подвержены только своему инстинкту.

Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы — отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.

Совесть — способность человека к различению добра и зла, основа общечеловеческой нравственности.

Деградация совести

Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения .

Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей , и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Постепенно это привело к лицемерию, к оправданию человеческих грехов.

Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек,омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести.

Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся веру в Богочеловека Иисуса Христа.


Угрызения совести

Когда человек прислушивается к голосу своей совести - он видит, что эта совесть в нем говорит прежде всего, как судия, строгий и неподкупный, оценивающий все поступки и переживания человека. И часто бывает так, что какой-либо поступок выгоден человеку, или же вызвал одобрение у других людей, а в глубине души этот человек слышит голос совести: «это - не хорошо, это - грех...». Т.е. человек в глубине души чувствует это и страдает, жалеет о том, что сделал это. Это ощущение страдания и называется «угрызениями совести».

Когда мы поступаем хорошо, то испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести. Эти упреки совести иногда переходят в страшные терзания и муки, и могут довести человека до отчаяния или до потери душевного равновесия, если он не восстановит мир и спокойствие в совести через глубокое и искреннее покаяние...

Недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.).

Существует мнение, что отрыв от Творца — это корень всех страданий в мире, поэтому совесть это самое кошмарное и тягостное переживание человека.

Но совесть не ущемляет свободной воли человека . Она лишь указывает, что добро, и что зло, а дело человека склонить свою волю к первому или второму, получив от совести необходимую к тому информацию. За этот нравственный выбор человек несет ответственность.

Если человек не следит за своей совестью и не слушает её, то постепенно "его совесть покрывается слоем накипи, и он становится бесчувственным". Он грешит, и при этом у него словно не происходит ничего особенного. Человека, который усыпил свою совесть, заглушил её голос ложью и мраком упорного греха, часто называют бессовестным . Слово Божие таких упорных грешников называет людьми с сожженною совестью; их душевное состояние крайне опасно, и может оказаться гибельным для души.

Свобода совести

Свобода совести - это свобода морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.).

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина (1789), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций. Свобода совести в числе других свобод человека была провозглашена во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В 1981 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. В качестве конституционной свободы свобода совести закреплена в ст. 28 Конституции РФ.

Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием. Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения». Здесь существует подмена понятий - свобода совести подменяется свободой убеждений. Юридически, под свободой совести понимают право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии.

Однако многим претит понятие «свобода совести». Для формального обозначения возможности человека иметь любое убеждение собственно и должен служить термин «свобода убеждений», а для обозначения возможности исповедовать любую религию - термин «свобода вероисповедания». Понятие же «свобода совести» дискредитирует совесть как моральную категорию, ибо придает ей характер необязательности и нравственной безответственности.

Совесть — всеобщий нравственный закон

Совесть является внутренним нравственным законом каждого человека. Несомненно то, что нравственный закон вложен в самую природу человека. За это говорит несомненная всеобщность в человечестве понятий о нравственности. Через этот закон Бог руководит всею жизнью и деятельностью человека.

Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом.

Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей, христианин, мусульманин или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло.

Коротко говоря, совесть - голос Божий в человеке. Воля человека слушать этот голос или отвращаться от Него.

На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит апостол Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь. Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы — покрыть их (Лк. 23:30, Откр. 6:16). Преступник может избежать иного суда человеческого, но он никогда не избежит суда своей совести. Потому-то и страшит нас Страшный суд, что наша совесть, которая все наши дела знает, выступит нашим обличителем и обвинителем.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писаный Божественный закон, часто нарушают его, в то время как язычники, «не имущие (писаного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую» (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло.

Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мт. 7:12).

В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей — «что дышло: куда повернул, туда и вышло». Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон.

Однако письменный Закон был дан до определённого времени, о котором Господь изрёк пророчества через мужей веры: Иеремия 31:33 «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его , и буду им Богом, а они будут Моим народом » (То же сказано в Послании Евреям 8:10 и 10:16 ).
Это пророчество о времени, когда образ и подобие Божье будут восстановлены в человеке, и когда Закон Божий будет записан на скрижалях сердца, а совесть будет вновь стандартом Божественной нравственности.

II. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЯ СОВЕСТИ

Примеры действия совести, описанные в Библии

Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести.

Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7-10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1 Цар. 26 гл.) .Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Иоанн 8 гл.). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Иоанн 2 гл.).

Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).

Совесть Иосифа не позволила ему совершить грех прелюбодеяния с женой Потифара, но побудила его сказать во время искушения: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? » (Бытие 39:9 ).

1. Ветхозаветный взгляд на совесть
Слово «совесть» ни разу не используется в Ветхом Завете, однако само понятие о совести в нём присутствует. Как правило, Ветхий Завет ассоциирует совесть человека с его сердцем. Так, например, совесть царя Давида обличила его и подтолкнула к покаянию, когда он сделал исчисление народа, тем самым, нарушив повеление Господа: 2Царств 24:10 «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я , поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я» .
Мы также склонны считать, что такое ветхозаветное понятие как «Страх Господень» является ничем иным, как ветхозаветным представлением о чистой совести, побуждающей человека жить и поступать в соответствии с нравственными стандартами Закона Божия: Псалом 110:10 «Начало мудрости - страх Господень ; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его ».
Обратите внимание на взаимосвязь между страхом Господним и исполнением Закона Божия. Вот почему Слово Божье призывает человека позволить Божьему Закону влиять на формирование своей совести: Притчи 3:1-4 «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твоё; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, , и обретёшь милость и благоволение в очах Бога и людей ». Притчи 7:1-3 «Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Храни заповеди мои и живи, и учение моё, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего ».

III. БИБЛИЯ О ЧИСТОТЕ СОВЕСТИ
Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни » (Притчи 4:23).
Однако из Библии мы также узнаём о том, что «все согрешили и лишены славы Божьей » (Римлянам 3:23). Итак, мы все являемся грешниками, запятнавшими свою совесть грехом. Как же нам быть? Неужели мы навеки обречены?
Господь Бог, давший совесть, подсказывает нам, как можно её исцелить: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды » (1 Иоанна 1:9 ).
Наша совесть нуждается в очищении, но очистить её может только Иисус Христос: Евреям 9:13-14 «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному! »

Чистая совесть - залог духовного и физического здоровья!
Чистая совесть является источником внутренней радости и покоя, отсутствие которых негативно сказывается на психическом и физическом здоровье человека. Психиатры утверждают, что большинство их пациентов больны только потому, что не знают, как остановить угрызения совести.

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель
О совесть! Наших дел закон и обвинитель
Свидетель и судья!

Жуковский

Совесть... Как часто приходилось нам слышать такие слова "муки или угрызения совести", "совесть не позволяет" или "у этого человека нет совести"... Что же такое совесть? Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Наш личный опыт убеждает нас в том, что этот внутренний голос находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы - отдохнувшие, когда мы устали, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда мы поступили плохо.

Если гурия страстно целует в уста,
Если твой собеседник мудрее Христа,
Если лучше небесной Зухры музыкантша -
Все не в радость, коль совесть твоя не чиста!
(О.Хайям)

Совесть-способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков: одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых "угрызений совести". (Википедия)
В современном иврите совесть называют "мацпун" от слова "цафун" - "скрытое", потому что голос совести - внутренний, скрытый глубоко в сознании человека. Кроме того, слово "мацпун" связано со словом "мацпэн" (компас), потому что, подобно компасу, совесть указывает человеку направление, в котором он должен идти.
Тема "совести" не раз поднималась в русской литературе. В произведении А.С.Пушкина "Скупой рыцарь" есть такие слова:
"Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце:
Совесть - незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это - ведьма
От коей меркнут месяц и могилы"

И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А.С.Пушкин в драме "Борис Годунов", вкладывая в уста царя следующие слова: "Да жалок тот, в ком совесть нечиста"...
Иногда в человеке совесть как бы спит. О таких людях говорят, что у них нет совести. Стоит ли вообще поступать по совести? Как заметил Рыбников: "Одни имеют совесть, другие чего только не имеют". Но никогда не надо поступать против совести. Как сказал Сервантес: "Лучше краска на лице, чем пятно на сердце".

Ведь счастлив тот, то совести боится,
Кто обличеньем правды дорожит
Ведь от нее не спрятаться, не скрыться
Мы поступаем. Как она велит...

И в заключение я расскажу одну притчу, которая так и называется "Притча о совести".
-Я беден и слаб, - сказал как-то учитель своим ученикам, - но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг - найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
-Что делать нам? - спросили ученики. - Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи.
-Дети мои, - сказал учитель, - есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но,увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
-Мы молоды, - ответили ученики, - мы справимся! Нет ничего, чтобы мы не совершили ради тебя, учитель. Скажи же, как нам поступить, а мы будем повиноваться тебе.
-Вы сильны, - ответил учитель, для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где никто вас не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
-Отправимся прямо сейчас! - загалдели ученики.
Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
-Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
-Прости учитель! - ответил юноша. - Но твое предложение невыполнимо. Вот причина моего молчания.
-Почему невыполнимо?
-Да ведь нет такого места, где никто не увидит, - ответил ученик. - Даже, когда я совсем один, я сам вижу. А я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
Совесть - внутренняя чистота человека, вечное зеркало его разума. Чистая совесть - самое главное украшение человека.
Закончить статью мне хочется словами из прекрасного стихотворения Булата Окуджавы:

Совесть, благо, благородство и достоинство -
Вот оно святое ваше воинство,
Протяни ему свою ладонь
За него не страшно и в огонь
Лик его высок и удивителен
Посвяти ему свой краткий век,
Может и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек!

"Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть" (Б.Франклин)

Пусть ваша совесть всегда будет чиста!

Мирослава Криштал (Германия) {textmore}

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Текст изложения

(1)Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. (2)Это естественно. (3)Только вот как он находит своё место? (4)Какими путями идёт к нему? (5)Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? (6)Вопрос чрезвычайно важный.

(7)Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно. (8)Лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу": слов нет. (9)Себялюбцы вызывают чувство осуждения. (10)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (11)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. (12)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(13) Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (14)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (15)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.


Образец сжатого изложения

Каждый человек ищет место в жизни, что естественно. Только вот как он находит своё место и путь к нему? Какие моральные ценности важны для него? Вопросы чрезвычайно важные.

Многие не признаются в том, что из-за ложного чувства собственного достоинства мы иногда поступаем неправильно. Не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу". Себялюбцы осуждаются, однако не лучше и те, кто растрачивает своё достоинство напрасно. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он обязан проявить самолюбие, и сделать это непросто.

Истинная цена человека рано или поздно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый человек есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Слушать данное изложение и все остальные

Скачать текст подробного и сжатого изложения "Каждый человек ищет место в мире", аудиофайл

Яндекс.ДиректКурсы подготовки к ОГЭ по Русскомуразвитиецентр.рф →Курсы подготовки к ОГЭ по РусскомуСкидка 15%! Группы до 4 человек. Пробное тестирование = 0 руб. Гарантия результата.Забронировать скидкуБесплатное тестированиеРасценкиОтзывыПодробнее на развитиецентр.рф Скрыть объявлениеИзучение JavaScript с нуля!msk.itstep.org →Изучение JavaScript с нуля!Стань Java программистом. 100% практики. Удобный график. Записывайся!Условия поступленияНаши контактыОб академииФорма обученияПодробнее на msk.itstep.org Скрыть объявление

Блогер, журналист, теле- и радиоведущий, писатель

В истории с повсеместно воруемой из магазинов картонной Ольгой Бузовой всех интересует сама логика поветрия. Потому ли Бузову воруют, что она картонная? Или потому, что рекламирует чипсы? Или потому, что связана с «Домом-2»? Или потому, что это женщина, которая поет? А может, тут важен феномен эдакого шаловливого, кокетливого, напоказ выставленного, но при этом ненаказуемого воровства?

Мы привыкли во всем искать причинно-следственные связи: последние десять тысяч лет этот поиск вознаграждался щедро. История человеческой цивилизации — вообще история о том, как сапиенс ставил себе на службу открытые закономерности. Сила действия равна силе противодействия; что посеешь, то и пожнешь. Ну и так далее — во всех мыслимых вариантах. Все понимали, что человек, хорошо учившийся, а затем упорно трудившийся, почти гарантированно становился известным (по крайней мере, в своем кругу). Это касалось что профессоров, что певцов. А на тех, кто полагался лишь на удачу, случай, везение, смотрели как на дурачков (и правильно делали).

Так продолжалось вплоть до заката индустриальной эпохи. Постиндустриальная эпоха отодвинула ньютонову механику (действие — результат) в сторону. Информационная эра ввела в нашу жизнь механику практически квантовую, с ее неопределенностями и вероятностями. Теперь, как точно предсказал Энди Уорхол, каждый может рассчитывать на свои 15 минут славы. Почему? Да нипочему. Закономерностей больше нет. История с ворованной Бузовой может стать вирусной. А может, и не вирусной. А может и не стать…

Ну вот представьте себе китайский бильярд размером с Землю. Еще в индустриальную эпоху он работал как нормальный китайский бильярд. Выстреливал шарик, летел через тернии к звездам и попадал в лунку той или иной ценности. Или не попадал, если игрок был недостаточно тренирован. В том бильярде нельзя было выстрелить миллионом шариков сразу, потому что любая карьера строилась по экспертному принципу. Учеба, одобрение наставников, признание коллег — все это годы, отборы, отсеивания.

А теперь общее информационное пространство снабдило игровое поле массой разом бьющих катапульт. Миллионы шаров катятся по нашей планете, сталкиваются, отлетают, рикошетят. И некоторые непременно попадают в лунки славы. Многие — совсем ненадолго, потому что их вышибают новые шары. Где сегодня корейский певец PSY, под гангста-стайл которого колбасился весь мир пару лет назад? Куда делось поветрие танцевать в нижнем белье, введенное в вирусный оборот курсантами из Ульяновска (и готов ли кто установить связь между популярностью и Ульяновском, популярностью и нижним бельем?).

Очевидных закономерностей больше нет. В десятку самых богатых людей мира входят недоучки, выгнанные из университетов, — начиная с Билла Гейтса. А в музыкальные чарты — домохозяйки типа Сьюзан Бойл. И отсутствие внятных закономерностей — это главная закономерность нашей жизни. Грубо говоря, сегодня, если вы хотите преуспеть в бизнесе, глупо читать «Как заработать первый миллион» Довганя (хотя бы потому, что где он сам сегодня со своими вчерашними цветущими бизнесами?!) Но полезно почитать «Черного лебедя» Талеба — эта книга как раз о факторе непредсказуемости.

Значит ли это, что мы в новой системе случайностей, непредсказуемостей и неопределенностей не можем сделать никаких важных для себя выводов?

Вывод первый: будьте готовы к внезапной известности. Она может обрушиться на вас даже без ваших к тому усилий. Бузову сделала Бузовой не она сама, а те, кто ролики с ворованной Бузовой выложили в сеть. Вас тоже могут, условно говоря, своровать и выложить (и не факт, что вы от своего вида придете в восторг).

Вывод второй: если популярность все-таки пришла, разумно рассчитывать, что длиться она будет ровно 15 минут — и успеть за эти 15 минут перевести все полученные от случайной славы дивиденды в более надежные инструменты.

Вывод третий: не завидовать другим и не сетовать на судьбу, а «повезло» и «не повезло» воспринимать лишь как выигрыш (или проигрыш) в лотерее.

И, кстати, как квантовая физика не отменяет законы механики Ньютона, так и эпоха случайностей не отменяет старых добрых закономерностей, сводящихся к тому, что награда в общем и целом соответствуют уровню владения ремеслом. Просто уровень награды теперь не так высок, как прежде, да и ремесла отмирают куда чаще, чем раньше.

Но даже если вся жизнь промелькнет перед вашим внутренним взором и окажется, что в ней не было ни минутки славы, не расстраивайтесь: 15 минут раздаются порой и посмертно. Вам, конечно, под землей будет все равно. Но ваши внуки, поверьте, будут в совершенном восторге.

Дмитрий Губин