Люди отказавшиеся от цивилизации. Люди, годами избегавшие жизни в цивилизации. Дом этого мальчика, точнее говоря, хижина, где он живет со своим отцом, находится неподалеку в Пиренеях. Они также ведут изолированный образ жизни в хижине, обходясь без электр

18.04.2012

Дауншифтинг – протест или сознательный выбор?

Это шипящее неудобное слово буржуйского происхождения часто вызывает недоумение: при чем тут даун? И что такое шифтинг? Новая болезнь? Заразная? На самом деле все гораздо безопасней. Дауншифтинг в переносном, философском смысле означает ничто иное, как жизнь ради себя и своих детей, отказ от чужих целей, добровольное отречение от собственных достижений, успеха и подъема по карьерной лестнице во имя внутренней гармонии, во благо природного развития семьи.

Диоклетиан и Лев Толстой как пионеры движения дауншифтинга

Английское слово «downshifting» в дословном переводе значит как замедление какого-то начатого процесса, либо переключение коробки передач автомобиля на пониженную скорость. «Down» - вниз и «shift» - переключение, перестановка. Дауншифтерами стали именовать тех людей, которые, достигнув определенных заметных успехов в карьере, заняв серьезное место в общественной иерархии, добровольно отказывались от благ цивилизации. Движение дауншифтеров зародилось на рубеже ХХ-XXI веков в странах Запада и в США, перекинулось на Россию. Однако дауншифтеров с российским флагом можно перечесть по пальцам: в основном это знаменитости крупных мегаполисов, которых общество потребления завело в духовный тупик.

Однако история хранит массу исторических примеров подобных сценариев поведения, когда человек, достигнув серьезных успехов, вдруг отказывался от почестей и регалий и начинал заниматься внутренним строением пути к собственной гармонии.

Римский император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (245-313 гг), внедривший доминат как форму правления в Древнем Риме, с абсолютной монархической властью, которую историки стали именовать возвращением золотого века, добровольно отказался от трона. Остаток жизни он провел в уединении, выращивая капусту в своем поместье в Иллирии. Все полномочия император сложил после двадцати лет напряженнейшего труда на римском троне. Это при нем Рим стал мощной державой, это именно он, некогда простой солдат, восстановил мир на границах государства. Знаменитая фраза бывшего императора, вошедшая во все учебники истории о том, что «если бы его последователи знали, какую капусту он выращивает, они не стали бы просить его вернуться на трон», подкупает своей искренностью и наивностью. Трудно представить местных руководителей современности, добровольно отказавшихся от власти и переехавших на дачу для занятий огородничеством.

Граф Лев Толстой стал основоположником еще одного родственного течения дауншифтеров - опрощения. Это выбор простой жизни, связанный с отказом от благ цивилизации, от тех преимуществ, которые дает урбанизация. Его отъезд в Ясную Поляну после глубокого философского внутреннего кризиса, повлекшего отлучение от русской церкви, стал началом жизни классика русской литературы по образу и подобию простого крестьянина.

Хиппи, пластиковые панки, приверженцы нью-эйдж, религии нового века - все это параллельные истоки движения дауншифтинга, протестующие против идеалов общества потребления.

Преимущества и недостатки дауншифтинга

Если работа мешает наслаждаться жизнью, от карьеры нужно отказаться - такой принцип пропагандируют дауншифтеры всех стран мира. Со стороны отказ от рабского труда, уход от цивилизации можно воспринимать как проявление лени, оправдание безделья, поиска смысла жизни, следование моде и так далее. При этом свободный выбор каждого человека имеет право на уважение и существование.

Псевдодауншифтеры, которые бросают убыточный бизнес, начатое дело незаконченным, сдают дом, квартиру в аренду, оставляя, таким образом, пути к отступлению, не могут в полной мере претендовать на истинный статус «барина». Дауншифтинг не зря называют «барской болезнью»: осознать бесцельность существования в беге по замкнутому кругу могут позволить себе далеко не все.

Самым весомым преимуществом дауншифтинга принято считать свободу - от приказов начальников, от пресса общественного строя, от стрессов, связанных с гонкой за место под солнцем, за фальшивыми ценностями. Путь к личной свободе чаще всего начинается с какого-то интересного путешествия в экзотические страны, где хочется остаться. Именно в такие моменты и приходит мысль бросить привычный уклад жизни в большом городе и уйти от дел, либо заняться фрилансом, дистанционным бизнесом и так далее.

Недостатками даунфиштинга можно назвать отсутствие вектора: кто-то находит средства к существованию и вечным путешествиям, а кто-то становится бродягой, и даже бомжом. Уезжая из крупных городов, разрывая связь с друзьями, родными, многие дауншифтеры начинают скучать по прежней жизни, им не хватает общения с единомышленниками. Уединение может сыграть злую шутку: мало кто из дауншифтеров собирается стать отшельником.

Отсутствие бесперебойного источника дохода - еще одно слабое место нового движения. Кто-то решает финансовый вопрос с помощью сдачи в аренду своей квартиры, кто-то ищет клиентов на новом месте, а кто-то живет на проценты от накоплений. Однако совсем без работы обойтись удается далеко не всем. Даже полный отказ от денег (радикальные течения дауншифтеров) предполагает натуральный обмен за какую-то услугу. Потому беспечно лежать на диване и мечтать о гармонии и мире не удастся: удовлетворять биологические потребности необходимо, на все нужны средства.

Как становятся дауншифтерами

Становятся дауншифтерами не сразу и не вдруг: прежде чем от чего-то отказаться, это что-то нужно иметь. Потому сначала люди добиваются солидного положения в обществе, скалачивают значительное состояние, при этом теряют в вечной спешке истинные ценности. Затем накапливается критическая масса внутреннего недовольства, отсутствует гармония, невозможно реализовать высокие цели. И лишь после всего этого бросают всё и «записываются» в дауншифтеры, начинают жить ради себя и своей семьи.

Найти баланс между отказом от прежней жизни и новой реальностью, удовлетворяюшей на все сто процентов, удается не всем и не сразу. Уходят в дауншифтеры люди, у которых произошел глубокий кризис, произошла переоценка ценностей, которых угнетал страх, зависть, обиды, то есть глубокие разрушительные негативные эмоции. Быстрая смена приоритетов чревата серьезной внутренней ломкой.

Со стороны дауншифтер воспринимается как ненормальный: кому в голову придет оставить престижную работу и уехать в «глушь, в Саратов», хотя этот город на Волге со времен Александра Грибоедова давно приобрел статус крупного города, наложив стрессовый отпечаток цивилизации на многих местных жителей.

Можно много рассуждать на тему слабости или силы в проявлении дауншифтинга, однако расстановка приоритетов в жизненной иерархии ценностей у каждого своя. Нужно быть довольно смелым человеком, чтобы все бросить, отказаться от привычного уклада жизни, в корне поменять привычки.

Причинами дауншифтинга могут стать следующие:

Боязнь брать ответственность на себя на прежнем месте работы;

Признание собственной некомпетентности, непрофессионализма;

Влияние экономической нестабильности;

Частые стрессы;

Семейные неурядицы.

Какими бывают дауншифтеры

Первый тип дауншифтеров представляет собой бывшего успешного бизнесмена, состоятельного человека, блестящего топ-менеджера крупной западной компании, который сменил шум офиса на звенящую тишину лесов, деревень или восточных стран. Эти люди неинтересны обществу, о них не принято говорить много и часто. В свое время о мультимиллионере Германе Стерлигове и его радикальной «выходке» писали и говорили все СМИ. Владелец товарной биржи «Алиса», богатейший человек России в 2004 году уехал в Московскую область со всей семьей и стал вести натуральное хозяйство, создал благотворительное общество «Слобода». Сейчас заметки о Стерлигове появляются в печати все реже и реже.

Второй тип дауншифтера - неуживчивый офисный клерк, которого уволили за несносный характер. В полной мере назвать их истинными дауншифтерами невозможно: у них нет всех тех благ, от которых можно отказаться. Однако именно так они сами себя позиционируют. Для противников движения дауншифтинга именно эти неудачники и являются ярким примером «заразной болезни».

Третий тип - фрилансеры, которые нашли себя в свободном творчестве, которые могут позволить иметь работу по гибкому графику, без обязательного посещения офиса. Их тоже нельзя полностью отнести к настоящим даунфиштерам, хотя есть очень много общего между этими двумя типами людей.

Иногда дауншифтеров неверно именуют эскапистами, приписывая им желание уйти от реального мира в мир иллюзий. В чистом виде трудно встретить стопроцентного дауншифтера. Чаще всего в каждом таком «отказнике» намешано множество типов, стремящихся к рекреации, то есть к оздоровлению души и тела, с целью полного восстановления работоспособности и возвращения к истокам.

Географические особенности дауншифтинга

Региональные различия дауншифтинга особенно ярко проявляются в зависимости от географических широт. В России это явление практически всегда означает переселение в деревенскую глушь или отъезд в другую страну, где нет стрессов, спешки и погони за призрачными ценностями, навязанными цивилизацией. В Индии, в штате Гоа, появились целые коммуны русских дауншифтеров, а местное население оказывает услуги, рассчитанные только на них. Это течение называется гоа-синдромом, или гоашифтером.

Австралийские и английские дауншифтеры делают упор на экологическую составляющую, их можно назвать «зелеными», поскольку они ратуют за экономию энергии, употребление в пищу чистых органических продуктов, за переработку мусора и очищение планеты от него.

Японские подростки и молодежь, которые живут на иждивении родственников, при этом добровольно отказываются от общества в целом, именуются хикикомори (в переводе «острая социальная изоляция»). Закрываясь в отдельной комнате на полгода или даже несколько лет, эти молодые люди не имеют никакой работы, заработка. В полной мере назвать их дауншифтерами можно с натяжкой, однако добровольный отказ от благ цивилизации роднит эти два мировых направления. В США таких людей именуют «basement dwellers», в дословном переводе «подвальные обитатели».

Как правило, дауншифтерами становятся жители крупных мегаполисов ведущих мировых держав, отравленные цивилизацией. Трудно представить себе такого человека из развивающейся страны, которому нужно выживать, бороться за свое существование и кормить семью.

Бунтари или философы?

…Местечко Утриш под Анапой — один из самых молодых курортов черноморского побережья. Оно состоит из четырёх лагун, когда-то входивших в состав закрытого государственного заказника. Теперь его протяжённые песчаные пляжи и кипарисовые леса облюбовали уставшие от повседневных проблем горожане, которые приезжают сюда в отпуск, на лето или… навсегда.

Утриш — это чистейшее море, каменистый пляж, можжевеловые леса и горы. Фото из личного архива путешественников

Четыре лагуны свободы

«Утришан», как сами себя называют жители местечка, видно уже на анапском автовокзале. От обычных курортников их отличают тяжёлые рюкзаки с большим количеством походной экипировки и сильно усталый вид. Они торопятся на маршрутку, которая отвезёт их за 27 километров от Анапы, в посёлок Большой Утриш. Далее — путь на морском такси: если нет шторма, моторки возят любителей дикой природы с утра и до позднего вечера. Завсегдатаи и новички Утриша ещё на берегу определяются, на какой из четырёх лагун им остановиться. Первая, самая большая и близкая к цивилизации, привлекает неопытных путешественников. С неё недалеко ходить в посёлок за провизией и питьевой водой. Вторая лагуна — для семейных отдыхающих с детьми. Третья — тусовка современных хиппи, дауншифтеров и любителей йоги. В четвёртой останавливаются редко, потому что там нет леса, только скалы, полоска пляжа и море.

Утриш — это не просто курорт для «дикарей», а своеобразное место встречи людей, которые решили отказаться от ценностей социума, карьеры и материальных благ и жить для себя. Корреспондент АиФ.ru пообщался с некоторыми из них, чтобы выяснить — как действительно изменилась их жизнь?

Разрисованные камни с подобными надписями можно встретить на лагунах практически на каждом шагу. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

Ева: «Нет денег, и я счастлива!»

Еве — 42 года. Её прическа — дредлоки. Летом из одежды на женщине только набедренная повязка. Ева рассказывает, что уже 17 зим провела на Утрише, и утверждает, что лучшей жизни для себя не представляет.

— Я выросла в Санкт-Петербурге. Закончила медицинский университет по специальности «детский хирург-онколог». Работала в больнице, вышла замуж. Муж у меня был военным. Погиб во вторую чеченскую кампанию. Осталась одна с пятью детьми, — Ева тяжело вздыхает, молчит… Затем продолжает: «Беда одна не приходит… После похорон мужа попала в серьёзную аварию. Мою легковую машину сбил грузовик. Получила переломы обеих ног, травмы таза и позвоночника. Врачи собрали меня, можно сказать, по частям. Но жить я после гибели супруга и появившихся проблем со здоровьем не хотела. Была в депрессии, перестала работать, не занималась детьми… Об Утрише знала по рассказам. Почему-то меня потянуло сюда. Брат помог добраться до места. Я, наверное, была ненормальная, потому что приехала поздней осенью и осталась тут жить. Было тяжело. Очень скоро я познакомилась с пожилой женщиной из посёлка Малый Утриш. Она разбиралась в травах, называла себя знахаркой. Она забрала меня к себе домой, лечила какими-то отварами и настоями. Мы с ней много разговаривали. Можно сказать, после этого я и вернулась к обычной жизни. Уехала обратно в Питер, стала работать. Но моё сердце всё равно осталось на Утрише. Первое время я приезжала сюда на некоторое время, отдыхала в летние отпуска и зимние каникулы. А когда дети закончили школу, как говорится, плюнула на всё и уехала жить в можжевеловые леса навсегда.

История Евы кажется неправдоподобной. Успешный медицинский работник, многодетная мать, и вдруг… бросила всё и стала жить «дикарём». Да и выглядит она гораздо моложе своих лет, грамотно разговаривает, любит детей и животных.

— У меня мало одежды, нет сотового телефона и продуктовых запасов. Почти никогда нет денег. Но я счастлива тем, что я имею, — уверяет Ева. — Энергетика настоящей природы, моря, леса даёт мне больше, чем все блага мира.

Как старожил Утриша, Ева следит за порядком: заставляет отдыхающих убирать мешки с мусором, устраивает нешуточные скандалы тем, кто осмеливается срубить для разведения костра сухие ветки «краснокнижного» можжевельника.

— Ты можешь мне не верить, — говорит Ева, — но я всегда остро чувствую, когда здешним деревьям делают больно. У меня ломит руки и ноги, выкручивает поясницу, я могу слечь с дикой головной болью просто оттого, что кто-то из отдыхающих обидел мой лес.

Ева утверждает, что старое дерево можжевельника, которое на Утрише называют Лотосом, дарит ей спокойствие. Фото: АиФ/ Яна Топоркова

С мая до середины октября Ева живёт на берегу моря. Затем перемещается в горы «на зимовье» — так называются хижины, в которых коренные «утришане» проводят холодные месяцы года.

— Зимой нас остаётся человек 10-12. Мы все по-соседски поддерживаем друг друга, — рассказывает Ева. — Раз в месяц беру рюкзак, одеваюсь потеплее и иду по каменистому пляжу до посёлка Большой Утриш, там сажусь на автобус до Анапы и на городском рынке покупаю себе всё необходимое для жизни.

Где Ева берёт деньги, остаётся загадкой. Так же, как и то, общается ли она со своими детьми, где они сейчас, чем занимаются, навещают ли её. Впрочем, под сомнение можно поставить и слова Евы о её возрасте, количестве лет, которые она прожила на природе. Женщина старательно делает вид, что не слышит моих уточняющих вопросов, и настойчиво переводит разговор на свои любимые можжевелово-фисташковые леса, глубокое синее море и чистый воздух, которые сделали её счастливой.

Антон: «Чувствую себя нужным»

С Антоном мы встретились на «большой земле», а точнее — около посёлка Большой Утриш, куда молодой человек выбрался на заработки.

— Я сам из Тюменской области. Об Утрише узнал полгода назад. Автостопом добрался сюда и живу уже два месяца. Приехал с одним рюкзаком за плечами. А теперь уже у меня есть всё, что нужно для жизни на берегу моря, — палатка, посуда. И даже какая-никакая работа, чтобы деньги водились.

Антону 25 лет. Он сидел в тюрьме по трём статьям — за кражу, угон и разбой. Парень жалуется, что на «большой земле» не может найти работу. По специальности он автослесарь, но все его судимости напрямую связаны с машинами, поэтому трудиться в автомастерских он не сможет ещё несколько лет.

— А больше меня никуда не берут, — разводит руками молодой человек. — Зато на Утрише я помогаю людям — собираю заявки каждое утро и езжу в посёлок за покупками, помогаю неопытным туристам разжигать костёр. Когда есть настроение, поём с пацанами песни под гитару на поселковой набережной. Люди дают нам деньги за хорошую музыку.

Каждый день большой костёр на третьей лагуне собирает местных жителей. Фото из личного архива путешественников

Антон рассказывает, что всю жизнь никому не был нужен. Родители не занимались его воспитанием. Жена, которая родила ему сына, оказалась предательницей и теперь не разрешает мальчику видеться с отцом. Работу найти сложно.

— Утриш дал всё, чего мне недоставало для счастья, — говорит Антон, — за несколько месяцев у меня появились друзья из многих городов России. Люди рады моей помощи: они приглашают меня на завтрак, обед и ужин, просят спеть для них. Я раньше не знал, что где-то в мире есть место, где я смогу найти себя.

Антон проведёт зиму в Краснодаре у приятелей с Утриша, а весной вернётся на третью лагуну, как он рассчитывает, уже навсегда.

Неправильных жизней нет

Истории Евы и Антона необычны. Возможно, кто-то восхитится силой их духа, а кто-то, наоборот, сочтёт безответственными… Может, они пошли по наиболее лёгкому пути отказа от проблем, с которыми обычные люди сталкиваются ежедневно? Психолог бизнес-центра «Авалон» Сергей Федченко пояснил, почему не стоит скептически относиться к людям, которые отказались от традиционных социальных ценностей:

— Правильных и неправильных жизней нет. Ева и Антон взамен забот, которыми ежедневно озадачивало их общество, выбрали жизнь на Утрише. Избрали для себя то существование, которое сделало их нужными миру, а значит, счастливыми. Оба они прошли непростой жизненный путь, хлебнули немало лишений и горя. Не считаю их бомжами или сломленными людьми. Я вижу в этих молодых мужчине и женщине интерес ко всему, что их окружает, стремление к гармонии и неприятие современного темпа жизни.

У каждого из нас на выбор жизненного пути влияют воспитание и обстоятельства. Одни будут строить карьеру, создавать семью и поднимать детей. Другие — встречать рассвет на берегу моря, следить за чистотой леса и учить друзей разводить костры. У каждого свои представления о счастье, и все они правильные.

Последние семь лет семья Тужилиных из Иркутской области обходится без газа, электричества, телефона, телевизора и полноценного жилья - их дом недавно сгорел. Однако Лариса и Сергей и в этом усмотрели положительный момент - мол, избавились от всего лишнего.

Проверив время, я поняла, что иду по лесу полтора часа. А по уверениям городских знакомых Тужилиных, дорога от шоссе до места «дислокации» отшельников обычно занимает максимум час. «Не на ту тропинку свернула!» Рука автоматически дёрнулась к мобильнику, но он оказался вещью бесполезной - связь не работала. Окончательно впасть в панику я не успела, потому что через четверть часа тайга расступилась и я оказалась... на кухне Тужилиных.

За встречу пьём... сурицу

Под открытым небом стояла печка. Рядом копошилась женщина. Я кашлянула, ожидая поймать удивлённый взгляд, - о визите корреспондента «АиФ» Тужилиным сообщить никто не мог. Но оказалось, что у семьи свои «источники». «К нам утром сойка прилетала, всё вокруг кружила, - сказала Лариса. - Мы и догадались, что пожалуют гости».
Лариса скрылась за деревьями и вернулась с бутылкой в руке: «Давайте за встречу выпьем сурицы!» Потом разлила в кружки жидкость, которая пенилась, как шампанское. Заметив, с каким сомнением я поглядываю на напиток, добавила: «Он безалкогольный. Делается из родниковой воды, мёда и лесных трав». Бутылочку усидели за полчаса, и Лариса пошла за следующей, а Сергей поинтересовался: «Долго пешком добирались?» - «Полтора часа». - «Для первого раза результат отличный. Пространство вас приняло, не стало уводить в сторону».

Тужилины свято верят, что окружающая природа хранит их от плохих людей. В контактах с незнакомыми пара избирательна и со мной разоткровенничалась лишь благодаря той самой сойке: «Лес рассказал, что ты не злой человек».

...явился брат фашиста

Впрочем, супруги не всегда столь трепетно относились к природе. «Мы ведь городские, - сказал Сергей. - В начале 90-х годов решили стать фермерами. Землю, 17 га, выделили в глуши. Но мы сумели развернуться. Урожай «КамАЗами» вывозили. Правда, пользовались удобрениями. Пока не прозрели...»

Их жизнь изменила одна встреча, вернее, лекция. Сухонький старичок через переводчика рассказывал на немецком языке, что во сне ему явился брат, погибший в нашей стране на войне, и сказал: «Я чувствую вину перед русским народом. Сделай для него что-то хорошее». Гость, оказавшийся... всемирно известным учёным-биодинамиком (наука об экологическом земледелии. - Прим. авт.) Бернадом Хаком, за два часа перевернул сознание Сергея и Ларисы.

На следующий день на ферме Сергей попросил работников настроиться на работу с землёй, внушая, что к ней надо относиться с благоговением. Когда же «барин» запретил материться, мол, от негативной энергии будет плохой урожай, мужики покрутили пальцем у виска и пошли искать другого хозяина.

А Тужилины продали всю технику. Сельхоздеятельность свернули - решили, что земле после всех удобрений надо отдыхать лет семь. Лишь для себя продолжали выращивать овощи да ещё завели пасеку. Мёд Тужилины не только едят, но ещё чистят им зубы и моют голову. А одежду стирают только хозяйственным мылом.

Пожар - к счастью

Новая жизненная философия научила семью видеть в несчастье радость. Даже в пожаре. Позапрошлой зимой Лариса с Сергеем отправились в Иркутск на заседание клуба приверженцев биодинамики. Вернувшись, увидели горку пепла на месте двухэтажного дома.

Причитать не стали. Из глины и деревянных чурбаков соорудили жилище круглой формы, как у древних славян. В нём благополучно пережили нынешней зимой 40-градусный мороз. Пожар уничтожил и движок, который из 30-метровой скважины откачивал для семьи воду. «И мы поняли, что не нужна нам эта «несозревшая» вода, - говорит Лариса. - Теперь ходим за водой к роднику, от дома это метров 200». Оттуда они берут воду для приготовления пищи, стирки и поливки огорода.

Вслед за пожаром супруги попали в автоаварию. Машина почти всмятку, а они - живы-здоровы. И опять Тужилины распознали в этом особый промысел - мол, машина с философией экологии не шибко вяжется.

Не все одобряют их стиль жизни. «Люди видят только материальное. Но не замечают, что у нас прекрасная семья, три дочери, которые разделяют наши взгляды, - говорит Сергей. - Мы ни от кого и ни от чего не зависим. Помните, у вас в Москве электричество отключили - и началась паника? А нам, уж поверьте, никакие катаклизмы не страшны».

Мария Позднякова, Иркутская обл. - Москва


Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

С самого момента рождения все - родители, школа, СМИ - учат нас, что успех это понятие материальное. Счастье, удовольствие и отношения стоят на втором месте после уровня дохода. Поскольку наша культура больше всего ценит успех, отражаемый на банковском счете, мы живем в мире, которым правит доллар.

Рабство начинается тогда, когда твоя работа перестает давать тебе финансовую свободу и становится способом самосохранения.

Большинство людей одержимы своими материальными целями, они проводят всю жизнь в попытках выплатить кредиты за очередную покупку и оплатить счета, которые накопились за прошедшие годы. Могу предположить, что даже вы, читающие эти строки, работаете по 9 часов 5 дней в неделю, и вас от этого уже тошнит. Возможно, вы попали в психологическую ловушку мира чисел и материальных забот и хотите освободиться от ментального рабства.

Мне не нужно знать вашу конкретную ситуацию. Истина в том, что большое количество людей, читающих это, уже сыты по горло долгами, долгими часами работы и рекламой, заставляющей их покупать вещи, которые им не нужны. Хорошая новость в том, что хотя вы живете в потребительском обществе, это не значит, что вы должны прожить всю жизнь как потребитель.

Вот три способа, как можно освободиться от власти вещей.

1) Вы - не белка в колесе

Где написано, что нужно работать по 9 часов в день с понедельника по пятницу? Кто сказал, что мы должны закончить школу и сразу найти работу на полный день? Кто решил, что мы должны провести лучшие годы жизни постоянно работая, а на пенсию можем выйти только в 55 или 65 лет?

Вам не нужно делать то, что говорит общество, и вам не нужно делать то, что велят родители. Если вы устали от бесконечного бега в колесе, просто оставьте его. Никто не приставит вам пистолет к виску, вынуждая проводить по 40 часов в неделю на работе, которая вам не нравится. Но нужно платить по счетам, верно? Это приводит нас к следующему пункту.

2) Не живите, чтобы кого-то впечатлить

Единственная причина, по которой мы вынуждены работать 40 часов в неделю, состоит в том, что мы покупаем вещи, которые нам не нужны, на деньги, которых у нас нет, чтобы впечатлить окружающих. Потому что нас научили, что успех и ценность определяется материальными вещами; мы считаем, что нужно накапливать столько имущества, сколько возможно. Если вы сократите свои расходы наполовину, то увидите, что вам этого вполне хватает, а работать для этого будете только половину того времени, что сейчас.

Вам на самом деле нужны деньги на новую машину, или вы можете купить подержанную? Действительно ли вам нужно жить в огромном доме, оснащенном по последнему слову техники? Вам на самом деле нужен этот новый телевизор? Или эти брендовые шмотки? Или новейший iPhone? Или навороченный ноутбук?

Очень часто мы становимся рабами по собственной воле, потому что хотим выглядеть успешными в глазах других людей. Мы измеряем свое чувство собственного достоинства тем, как мы выглядим на фоне других людей. Так дети на площадке говорят друг другу: «Мой папа сможет побить твоего папу», а взрослые говорят: «Мой дом больше и красивее твоего».

Вы видите, что некоторые люди так и не вырастают из этого песочнического менталитета. И из-за этого многие живут от зарплаты до зарплаты. Желание удовлетворить свой эгоизм в конечном счете ставит нас в рабскую зависимость от денег и крадет наше счастье. Это подводит нас к следующему пункту.

3) Перешагните через материальное

Не сравнивайте себя с другими людьми по количеству вещей, которыми вы обладаете, по стилю жизни, который вы ведете. Главным критерием для оценки должны быть ваши отношения с Богом. Вы испытываете духовную полноту? Вы ощущаете мир и целостность внутри себя? Если нет, как это может называться успехом?

Когда вы откроете в себе то, что глубже, чем все материальное, материальный мир станет для вас шуткой. Как только вы во время размышлений или наблюдения за природой проникнете в это бесконечное пространство благодати и мира, вам больше не нужно будет продолжать бесконечную погоню за материальной прибылью.

И культура, которая говорит нам, что успех измеряется материальными вещами, также является самой несчастной, толстой, измученной и погрязшей по уши в долгах культурой в мире. На сегодняшний день среди причин смерти в США самоубийство стоит на 10 месте . Я подозреваю, что львиная доля страдающих от депрессии - это люди, воспитанные в тупиковом обществе - мелочном, скучном, движимом потреблением, духовно пустым и порабощенным куском бумаги.

Вам не обязательно быть рабом денег и вещей. Будьте смелым. Откажитесь от бега в колесе, живите по средствам, знайте, когда нужно что-то урезать, и начните практиковать молитву и размышление, чтобы открыть себя для нового мира возможностей, о которых вы раньше даже не подозревали.

Десятки лет в непроходимых джунглях, в глухой Тайге и в горах Аляски… А вам слабо?

40 лет во вьетнамских джунглях

Во времена Вьетнамской войны, когда бомба убила жену и двоих его сыновей, сорокадвухлетний вьетнамец Хо Ван Танн убежал в джунгли вместе с единственным оставшимся в живых двухлетним сыном. Там оба и остались жить на ближайшие 40 лет, и даже известия от родственников об окончании войны не заставили отшельника-отца вернуться обратно в жестокий мир людей.

Совсем недавно – в августе 2013 год – рабочие из соседней деревни обнаружили джунглях сорокадвухлетнего мужчину и его престарелого отца. Они уже слабо понимали местный язык, были истощены и выглядели абсолютными дикарями.

Все эти годы они жили в простецкой хижине и питались, в основном, лишь кореньями, кукурузой и дикими плодами.


Так как состояние старика-отца вызывало опасение, после обнаружения он был отправлен в больницу. Обоим мужчинам теперь предстоит попытка социализации в современном обществе.

Семья Лыковых: жизнь в глухой Тайге


В свое время эта история занимала первые полосы всех советских газет. В 1978 году геологи во время одной из экспедиций в удаленном уголке Тайги вместо минеральных залежей обнаружили семью из шести человек, которая жила в лесу вот уже сорок лет.
Карп Лыков и его семья были староверами. Еще во времена революции многие староверы бежали в Сибирь, спасаясь от преследования коммунистов; одними из таких беженцев были и Лыковы. В 1936 году произошла трагедия: брат Лыкова-старшего был расстрелян. Спасаясь от сталинских репрессий, семейство бежало в лес…
Со своими скромными пожитками Лыковы уходили все дальше и дальше от общества, остановившись лишь в паре сотен километров от границы с Монголией. Муж, жена и четверо их детей (двое были рождены уже в Тайге) жили лишь тем, что выращивали или отлавливали в охоте. Они нередко голодали; мать семейства умерла от истощения в 1961 году после того, так в очередной раз отдала свою порцию еды детям.

Лыковы и слыхом не слыхивали ни о полетах на Луну, ни даже о Великой отечественной войне. Такие мелочи современного мира, как целлофановые пакеты, приводили их в полный восторг. За все эти годы младшие дети начали говорить на диалекте, в котором лишь с трудом возможно было опознать русский язык. После того, как геологи вошли с Лыковыми в контакт, члены семьи мало-помалу начали им доверять, однако, будучи глубоко религиозными, они отказались покидать свой оторванный от общества дом.

В течение нескольких последующих лет трое из четверых детей умерли. Двое скончались от проблем с почками, вызванными долгими годами недоедания. Третьего убила пневмония; от медицинской помощи он наотрез отказался. Отец их умер в 1988 году.


Агафья Лыкова, последняя из семьи, все еще живет на том же месте в полном одиночестве. Сейчас ей почти семьдесят лет, и за всю свою жизнь она ни разу не покидала пределов своего родного таежного края.

Японский партизан, который так и не сдал позиции


В далеком 1944 году японская армия отправила лейтенанта Хироо Оноду и несколько других отрядов на малонаселенный Филиппинский остров Лубанг, чтобы вести партизанскую войну. И, хотя довольно скоро после этого Вторая мировая война была окончена, ни Оноде, ни его людям об этом не сообщили, и они так и остались жить и воевать среди джунглей на тридцать лет вперед.

В октябре 1945 года японское правительство попыталось оповестить о конце солдат, прятавшихся в глубоких дебрях, однако Онода и его сотоварищи приняли новостные газеты и листовки, сбрасываемые с пролетавших самолетов, за вражескую пропаганду. И, хотя они прочитали все новости до последнего слова, они решили не сдаваться до тех пор, пока не получат приказ от своего главнокомандующего. И, хотя на их поиски были направлены отряды, обнаружить партизан так и не удалось.

За долгие годы все соратники Оноды умерли, а один из них решил сдаться и тайком скрылся. Следующие двадцать лет Онода жил в одиночестве, став легендой среди японских и филиппинских солдат, уверенных в его смерти.

В 1974 году его случайно встретил молодой путешественник Норио Сузуки. Он попытался убедить несгибаемого солдата лично в том, что война окончена, но Онода ему так и не поверил.
Сузуки пришлось разыскать главнокомандующего Онодо и организовать между ними встречу. Когда Онодо узнал правду, он был потрясен до глубины души. Властями Японии он был провозглашен герои, и он был прощен за убийства филиппинцев, которые он совершал, находясь на острове. Однако влиться в современное японское общество Оноде так и не удалось. В итоге он переехал жить в Бразилию, где ведет уединенную тихую жизнь и по сей день.

Последний из племени в джунглях Амазонки


Почти двадцать лет назад в бразильских джунглях был обнаружен одинокий индеец, который, судя по всему, являлся последним представителем своего племени. Попытки властей вступить с ним в контакт окончились неудачей: индеец без колебаний выпустил стрелу в грудь одного из спасателей. Надо сказать, что и ранее стремления интегрировать индейцев в общество, как правило, проваливались и заканчивались ранними смертями амазонских дикарей.
В итоге власти провозгласили участок земли в пятидесяти километрах вокруг места его жительства неприкосновенным. Мужчина, которому сейчас должно быть за сорок лет, все еще ведет одинокую изолированную жизнь среди джунглей.

30 лет в горах Аляски


После долгих лет службы в военном флоте и работы в качестве механика американец Ричард Проеннеке избрал довольно необычный способ отдыхать на пенсии. Он выстроил хижину высоко в горах Аляски, в живописном месте под названием Твин Лейкс. Там он прожил почти тридцать лет – вплоть до самой своей смерти.
Надо отметить, что отшельник не до конца отрезал себя от внешнего мира: несколько раз он совершал длительное путешествие в штат Айову, к своим родственникам. Однако большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве в дикой глуши. Он охотился, рыбачил и изучал природу, открыв в себе прирожденного натуралиста.
Эпизоды своей отшельнической жизни Проеннеке записывал на пленку, которая в последствии была смонтирована в серию документальных фильмов «Один в диких условиях». Его записи были адаптированы под несколько книг, и, кроме того, он написал несколько важных статей в области метеорологии и биологии.