Конспект урока на тему социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Выяснить опасения и основные ожидания учеников

План: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Отличие человека от животного. 3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. 4. Роль труда в антропогенезе. 5. Происхождение мышления и речи. 6.Социогенез. 7. Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху 8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. 9. Культурогенез 10. Возникновение мифологических представлений. 11. Мифология как первичная форма духовного производства 12. Бинарная природа человека. 13. Проблема природы и культуры


1. Человек как результат биологической и социальной эволюции Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos человек и genesis происхождение).


Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. Религиозная теория Теория палеовизита Естественно-научные (материалистические) теории Ч. Дарвин () английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории Ф. Энгельс () социальный мыслитель, политический деятель Божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке. Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Главная причина появления человека труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность сущность человека.


Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы. Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.



2. Основные отличия человека от животного Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­ пользовать их как средство производства материальных благ. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.


3. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. Теория антропогенеза базируется на симиальной (от лат. «симиа» – обезьяна) гипотезе Ч. Дарвина о происхождении человека от древней человекообразной обезьяны. Полагают, что гоминидная (человеческая) линия эволюции отделилась от общего с обезьянами ствола 7–8 млн. лет назад, а древнейшие представители рода человек («Гомо») появились не позднее 2 млн. лет назад. Обычно выделяют 4 стадии развития человека: австралопитековые, архантропы, палеоантропы, неоантропы.


4. Роль труда в антропогенезе. Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами. Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.




8. Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. Экзога́миа запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) или локального (например, община) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен: необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственниками (Л. Г. Морган и др.); стремлением расширить социальные контакты и завязать отношения с другими коллективами (Э. Тайлор, А. М. Золотарёв, К. Леви-Стросс); необходимостью установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Толстов, Ю. И. Семёнов). Термин введён английским исследователем брачно- семейных отношений первобытного общества Дж. Макленнаном. Положение женщин.


9. Культурогенез Культурогенез: становление культуры в первобытном обществе. Характерные черты первобытной культуры: Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры. Формирование культурных универсалий. Первоначальное единство материальной и духовной деятельности и их последующее разделение. Эволюция материальной культуры. Формирование первобытных верований и их значение в жизни людей. Тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, анимизм – общее и особенное. Зарождение морали. Табу и ритуалы как первые регуляторы общественных отношений. Внеличностный характер первобытной морали. Эволюция, основные виды и функции первобытного искусства.


Искусство - это такое изображение мира, которое волнует людей, пробуждает в их сознании глубокие чувства и переживания. Во-первых, искусство это упорный труд. Все прекрасные вещи созданы умом и руками людей. Во-вторых, искусство это постоянные раздумья над тем, как устроен мир, как меняются природа и общество. В-третьих, искусство учит людей понимать, что такое добро и красота. В-четвертых, искусство - способ для людей обменяться чувствами и переживаниями друг с другом.


10. Возникновение мифологических представлений. В первобытной родовой общине человек не только жил и трудился бок о бок с сородичами. Искусство тоже создавалось всеми совместно. Как имущество было общим, так и искусство принадлежало всем. Конечно, в дружной и сплоченной общине сознание людей было единым и нераздельным. И живопись, и устные легенды, и музыка были связаны с верой в богов, с обучением и воспитанием молодежи. Ученые назвали все это вместе взятое мифом.


11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифология (от греч. mifos предание, сказание и logos слово, понятие, учение) форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.


11. Мифология как первичная форма духовного производства Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев многообразны. Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения.


12. Бинарная природа человека. Бинарная природа человека. Двойственная (бинарная) природа человека проявляется в том, что каждый член человеческого общества может рассматриваться с двух сторон. Во-первых, человек является биологическим существом, обладающим естественными потребностями в еде, питье, продолжении рода, безопасности. Человеку, рассматриваемому с этой точки зрения, присущи врожденные инстинкты, в нем генетически заложены качества, создающие его неповторимость и индивидуальность. С этой точки зрения человек отличается от животного только тем, что он способен обучаться, изменять свое поведение путем взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, человек постоянно развивает свое мышление, индивидуальный характер, знание об окружающей среде посредством общения с другими людьми. Без влияния других людей индивид остается на уровне животного, не может стать полноправным членом человеческого общества. Следовательно, человек может также рассматриваться как существо общественное, которое формируется через нахождение в человеческом обществе, через связи с другими индивидами.


Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность. Личность 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Наиболее часто встречается понятие индивид. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек. Индивид (от лат. individuum неделимый, неразделенный) это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей). Индивидуальность это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.). Личность (от лат. persona особа) это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Кулиева Евгения Евгеньевна
Преподаватель истории и обществознания
Черткова Нина Ивановна
Преподаватель химии и биологии
ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

Методическая разработка интегрированного урока по теме «Человек как биосоциальное существо» для студентов 2 курса (16 лет)

Цели урока:

1. Обучающая - на основе учебного материала двух предметов раскрыть социальную
и биологическую сущность человека, показать его отличия от
животных.
2. Развивающая - продолжить развитие навыков логического мышления, анализа,
умения делать выводы.

3.Воспитательная - способствовать формированию у студентов целостной картины мира
на основе диалога двух наук.

Методическая цель - формирование научного мировоззрения на основе применения
передовых педагогических технологий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Технология: проблемная, развивающая, информационно- компьютерная

Форма урока: диалог двух наук

Межпредметные связи: биология, обществознание

Материально-техническое
обеспечение:

1. Иллюстрации и рисунки.
2. Мультимедийный проектор и экран.
3. Интерактивная игра «Стань самим собой».
4. Логические задания на закрепление нового материала.
5. Два эпиграфа к теме урока.

С Т Р У К Т У Р А У Р О К А:

Вступительное слово преподавателя:
приветствие, мотивация учебной деятельности через
осознание учащимися значимости получаемых знаний,
сообщение темы урока, постановка целей и задач урока,
информация о форме проведения урока.

2 мин.
Организация деятельности учащихся по изучению нового материала:
1. Происхождение человека и его биологическая
сущность.
2. Социальная сущность человека.
3. Мышление и речь.

30 мин.
Интерактивная игра «Стань самим собой». 5 мин.
Закрепление материала. 6 мин.
Подведение итогов урока и заключительное слово преподавателя.
2 мин.

Х О Д У Р О К А

«Человек - это двуногое животное без перьев»
Платон

« Человек без ног все же остается человеком,
а петух без перьев человеком не становится»
Б. Паскаль
Ⅰ. Вступительное слово преподавателя.

Сегодня мы проводим интегрированный урок по теме «Человек как биосоциальное существо».
Наш урок будет построен в форме диалога двух наук - биологии и обществознания, потому что каждая из них рассматривает вопрос о сущности человека, его отличие от животных. Объединив эти сведения, мы можем получить полную информацию по данной теме урока.
В качестве эпиграфа к нашему уроку мы взяли следующие высказывания великих людей.
(на экране появляются два эпиграфа)
Как видите, они отличаются по смыслу. Наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что такое человек? Какой эпиграф более точно отражает сущность человека?
Ⅱ. Организация деятельности учащихся по изучению нового материала.
Давайте послушаем, как биология отвечает на этот вопрос, и предоставим слово преподавателю биологии.

1. Теории о происхождении человека и его биологическая сущность
Преподаватель биологии
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: откуда мы взялись?
Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле.
Вопрос: Какие вы знаете теории о происхождении человека?
(о сотворении человека богом, о космических пришельцах)

В настоящее время наиболее известны следующие теории:
1. Теория творения (креационизм)
2. Теория внешнего вмешательства.
3. Эволюционная теория.
(слайд на экране)

Теория творения утверждает, что человек сотворен Богом из небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины.
(на экране слайд «Адам и Ева»)
Теория внешнего вмешательства говорит о том, что появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Земле в доисторическое время.
(на экране слайд)
Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
Эволюционная теория имеет обширный набор разнообразных доказательств - археологических, генетических, культурных и других.
Колыбелью человечества является Северо-Восточная Африка.
Согласно этой теории основные стадии эволюции человека следующие:
1. Австралопитек (слайд)
2. Питекантроп - представитель древнейших людей (слайд)
3. Неандерталец - представитель древних людей (слайд)
4. Кроманьонец - представитель первых современных людей (слайд)
5. Homo sapiens - человек разумный (слайд)

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало освобождение передних конечностей и возникновение прямохождения. Свободные верхние конечности дали возможность использовать палки, камни, а потом изготавливать первые орудия труда. (слайд)
Развивался и увеличивался мозг.
Итак, человек - это творение природы. Он имеет биологические потребности: дышать, спать, питаться. Наше тело, мозг принадлежат природе. Следовательно, человек - существо биологическое.
Это проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании многих процессов в его организме.

2. Социальная сущность человека
Преподаватель обществознания
Еще великие мыслители прошлого пришли к выводу, что человек - это существо социальное, что в переводе с латинского означает общественное.
Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе, в семье, где его учат жить, дают ему необходимые навыки и знания об окружающем мире.
Вопрос: Вы, вероятно, слышали о детях, которые выросли среди животных. Что вы можете сказать о них?
(Они не умеют ходить, не говорят, и издают звуки, как животные)

Действительно, эти дети, выросшие среди зверей, не умеют ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться разными предметами. Они не способны мыслить как люди. Среди людей они вели себя как пойманные животные.
Важнейшим условием превращения животного предка в человека стал коллективный труд.
Вопрос: Что заставляло первобытных людей объединяться и вместе трудиться?
(Сложные природные условия, охота на крупных зверей, поиск жилищ и др.)
(показ слайда)
В процессе общения у людей стали формироваться новые человеческие качества - мышление и речь.

3. Мышление и речь.
(показ слайда на экране)
Способность мыслить развивалась вместе с развитием мозга. Благодаря мышлению, человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создает то, что природа не производит. В первую очередь, он создает орудия труда, которые ему необходимы для обеспечения жизнедеятельности.
Но вначале он думает, представляет себе, какую цель он хочет достичь, а потом будет трудиться, чтобы воплотить задуманное.
Животные тоже создают нечто новое, но в чем их отличие от человека?
Подумайте над вопросом.
Вопрос: Паук плетет паутину - сеть, чтобы добыть себе пищу. Человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. В чем отличие между ними?
Ответ: У паука срабатывает врожденный инстинкт, но ничего другого он делать не может. А человек сначала обдумывает свои действия, а потом делает.
Вопрос: Тогда что можно сказать о деятельности человека?
Ответ: Деятельность человека имеет целенаправленный характер: сначала он создает нечто новое в мыслях, а потом реализует задуманное на практике.

Вопрос: С чем связано появление речи?
Ответ: Люди хотели рассказать друг другу о чем-то новом, что узнали или увидели, чему научились. Сначала это были какие-то жесты, звуки, а потом появились первые слова, т.е. язык.
Таким образом, потребность людей в общении, коллективный труд привели к появлению языка. Постепенно развивалась человеческая речь, которая помогала обмениваться информацией, передавать накопленные знания детям.
Между мышлением и языком существует тесная связь, их невозможно отделить друг от друга.

4. Как человек себя реализует?
Способности и дарования каждого человека развиваются и реализуются в процессе деятельности.
Различают следующие виды деятельности:
1. Игровая деятельность

Вопрос: Что вы понимаете под игровой деятельностью?
Ответ: Дети, когда играют, повторяют действия старших и тем самым приобретают первый опыт человеческой деятельности. Игра учит их думать, ставить цели, искать средства достижения этих целей.

2. Учебная деятельность

Вопрос: Каково значение учебной деятельности?
Ответ: В процессе учебы дети приобретают необходимые знания, навыки и умения, развиваются дальше мышление и речь, раскрываются творческие способности детей, приобретается профессия.

3. Трудовая деятельность

Вопрос: Какова роль трудовой деятельности в жизни человека?
Ответ: Она составляет основу жизни общества, здесь создаются все материальные блага, необходимые для жизни человека.
Вопрос: А какие виды трудовой деятельности вы можете назвать?
Ответ: Трудовая деятельность бывает производственная, государственная, военная, политическая, интеллектуальная и др.
Итак, в деятельности человек преобразует окружающий мир, преодолевает трудности, добивается поставленных задач.

Интерактивная игра «Стань самим собой»
Для того, чтобы более наглядно представить то, о чем мы говорили, я предлагаю вам сыграть в игру «Стать самим собой».
(на экране игра)
На основании данной игры мы еще раз убедились в том, что в процессе своего развития человек не только научился делать необходимые ему орудия труда, действовать в различных ситуациях, но и передавать полученные знания другим людям.

Закрепление материала.
Преподаватель: Мы закончили рассмотрение новой темы, и теперь я хочу вам задать вопросы.
В чем заключается сущность человека?
(Человек - это биологическое существо, но он также и социальное существо)
А что его отличает от животных?
(Он владеет мышлением и речью, он умеет делать орудия труда).
Я прошу вас открыть конспекты и записать главные выводы по теме нашего урока.

1. Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы, но резко выделяется среди всех живых организмов на Земле.
2. Его становление и развитие неразрывно связано с обществом, в котором он живет.
В этом заключается его общественная или социальная сущность.
3. В отличие от других живых существ человек способен производить и использовать орудия труда, обладает мышлением и речью, способен к целенаправленной деятельности.

Для того, чтобы узнать, насколько вы уяснили данную тему, я предлагаю вам выполнить три логических задания (студентам раздают листы с заданием)

Логические задания:

Задание 1. Установите соответствие между данными понятиями и определениями:

Биосоциальное в человек становится человеком, лишь
человеке вступая в общественные отношения,
в общении с другими людьми

Социальное в анатомические и физиологические
человеке качества человека

Биологическое в единство анатомического, физио-
человеке логического и общественного

Задание 2. Выберите процессы, относящиеся к деятельности человека и подчеркните:

А/ изготовление стола;
б/ сон;
в/ приготовление варенья;
г/ сбор ягод;
д/ обрывание ветвей у дерева.

Задание 3. Укажите правильное определение понятия «деятельность» и подчеркните:

А/ изменение природы через воздействие;
б/ целенаправленнее преобразование мира;
в/ преобразование объектов с целью создания нового объекта, которого нет в
природе

Вы должны подписать свою работу, сдать, а потом мы вместе определим, какие ответы правильные.
(После того, как студенты сдали работы, на экране появляются задания с правильными ответами).
Теперь вы можете сами проверить, как вы справились с заданием.

Подведение итогов урока и заключительное слово преподавателя

Мы закончили наш интегрированный урок. Но давайте вернемся к эпиграфам. Какой же из них более точно отражает сущность человека? Конечно, второй, потому что человек отличается от животных мышлением, речью, способностью к труду. И даже без ног он будет оставаться человеком.
Я благодарю вас за активное участие и надеюсь, что урок вам понравился.

Список литературы
1. Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2012.
2. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М., 2005.
3 .Учебник «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень». Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. - М., 2013.
4. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание»- ЗАО «Новый диск», 2004.

Тема урока Сущность человека как проблема философии

Цель урока: формирование у учащихся осознания необходимости духовно-нравственных ориентиров и их роли в жизни и деятельности человека.

Задачи урока:

1. образовательные:

Выяснить сущность понятий и терминов: «человек», «субъект», «деятельность», «мышление», «язык», «философская антропология», «субъектность», «философия жизни»;

Ознакомить с социальной сущностью деятельности человека;

Выяснить роль и значение мышления в жизни человека;

2. развивающие:

Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме,

Сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

Участвовать в дискуссии, работать с документами;

3. воспитательные:

Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

I. Организационный момент

Однажды великий философ Древне Греции Диоген Синопский (4в. До н.э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. Он внимательно всматривался в лица людей. На вопрос горожан, что он делает. Диоген отвечал «Ищу человека». Что тем самым хотел сказать философ.

(ответы обучающихся).

Что найти совершенного человека, который бы полностью отвечал этому званию практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь».

С древнейших времен мудрецы пытались познать сущность и глубину внутреннего мира человека, но эти попытки оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для «препарирования» на исследовательском столе точной науки. Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности. И тому подтверждение - наш урок.

Тема урока: «Сущность человека как проблема философии». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Великая тайна - человек.

2. Человек - биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

II. Новый материал

«Человек есть мера всех вещей», - так сказал греческий философ Протагор. Что за мера? В чем и как она проявляется? Почему существует так много характеристик человека? Попытаемся приоткрыть завесу этой проблемы.

1. Великая тайна - человек

«Человек - самое сложное и загадочное существо во всей Вселенной», - так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.

Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия.

Приведите примеры, подтверждающие позицию пессимистов.

Другое направление (оптимисты) веруют в то, что человек существо духовное, наделенное сознанием, стремящийся к истине. Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы», «Человек - это звучит гордо!»

Приведите примеры, подтверждающие позицию оптимистов.

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука - философская антропология.

Беседа с обучающимися:

Как вы думаете, чем она отличается от общей, биологической антропологии?

К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

(По ходу объяснения учителя на доске и в тетрадях появляется схема.)

Великая тайна - человек. Что нам о нем известно?

Работа с учебником стр.82 Найдите ответы на вопросы и заполните пропуски в схеме.

    ↓Главное родовое отличие человека – …. (орудийная деятельность)

↓2. Второе отличие - …… (способность абстрактно мыслить)

↓3. Человек способен непрерывно осваивать …. (культуру с каждым новым поколением, т. е. происходит социализация человека)

Итак, Время зарождения философской антропологии - XIX в.

Причины зарождения:

Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум

Работа в группах.

1 вариант выясняет взгляды И. Канта на сущность человека, 2-вариант – Л. Фейербаха.

Затем по 1 представителю от группы защищают свою позицию.

Появляется схема.

Представители философской антропологии

Концепция философской антропологии:

Работа с учебником стр.83, найдите 5 основных положений философской антропологии.

Ответы учеников.

Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

Их единство и образует сущность человека.

Вывод учителя:

Итак, человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.

Закрепим, изученное работой с документом. Перед вами отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства», внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли –энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.

Вопросы к тексту.

    Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.

    Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?

    В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.

Учитель обобщает, суждение Л.Фейербаха о сущности человека неельзя считать полным исчерпывающим для понимания…

Итак, переходим к 2 ?.

2. Человек - биосоциальная система

Организована работа с учебником и фронтальная беседа с классом.

Прочитайте внимательно п. 2 § 8.и ответьте на вопросы?

Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

Какие два начала сочетаются в человеке?

Какие понятия нам необходимы для понимания сущности человека.

понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ,

Учащиеся находят значение, записывают термины.

Задание: составьте предложение с термином по выбору.

РАБОТА С ТЕРМИНАМИ

Дайте характеристику одному из ключевых собирательных терминов философии - субъект.

Что такое «человеческая субъективность»?

Дайте полное определение понятию «человек».

Таким образом, мы выяснили, что:

3. Социальная сущность деятельности

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Чтобы лучше понять, что такое «человеческая деятельность», проанализируем это понятие.

Первое, деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.

Второе, деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.

Третье, деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Таким образом, деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргументируйте свой ответ.

Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.

Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.

Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык

Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:

Деятельность.

Мышление.

Как вы думаете, связаны ли они между собой. И если да, то каким образом.

Проанализируем первую цепочку:

Мышление ⇔ Деятельность

Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность. Это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к примеру.

Послушайте притчу. Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды старец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: «Иди вперед, иди вперед!»

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

Как вы поняли смысл притчи?

Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление Речь

Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.

Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.

Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

Итак, речь – орудие мышление. Несмотря на то, что есть разные способы передачи информации – мимика, жесты, письменность и др., речь – слово есть главный инструмент передачи информации, общения (коммуникации). Значение слова трудно переоценить Давайте вспомним пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты о величие слова, языка…

Учащиеся называют известные им пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты.

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..

(Вадим Шефнер)

Словом: надо думать. (- Дмитрий Писарев)

Сначала преврати свою жизнь в слово,

а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. (- Юрий Ханон).

Язык - одежда мыслей. С. Джонсон.

Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? (Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.

Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.

Человеку свойственно меняться.

Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)

III. Итог урока

Что вы узнали о философской антропологии?

Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

В чем проявляется социальная деятельность человека?

Как соотносятся между собой мышление и деятельность?

Раскройте взаимосвязь языка и мышления.

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 8, выполните задания.

РЕФЛЕКСИЯ.

За окном осень, по словам А.С. Пушкина «Очей очарование». Перед вами листья желтого, зеленого и красного цвета. Оцените свою работу на уроке с помощью листов, которые необходимо прикрепить на дерево на доске

Желтый –

АНАЛИЗ УРОКА.

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;

Формирование современных представлений о сущности человека;

метапредметных:

Умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров - социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;

Понимание междисциплинарного характера проблемы человека;

предметных:

Владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;

Осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;

Уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.

Задачи занятия:

1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;

2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: Глава 3. «Деятельность - способ существования людей», Глава5 «Личность» и др.

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и практический методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.

На протяжении урока учащиеся работали с понятием «сущность человека». Применяя его в различных аспектах, педагог направляет ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно. Учитывая общий достаточно высокий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого – воспроизводящего уровня до творческого г). На этапе закрепления урока осуществлялось повтерение изученного учебного материала, проводилась работа по систематизации знаний учащихся с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия.

Для того, чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается в качестве домашнего задания написать творческую работу, эссе

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Предмет: Обществознание

Класс: 10

Продолжительность урока: 45 минут

Методическая информация

Тема урока : Биосоциальная сущность человека

Тип урока: Комбинированный

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:

Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных мероприятий. Дети в основном доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки. Инициативность, активность, живой оклик на новые дела, творческие начинания.

Цели урока/ занятия/ мероприятия:

Раскрыть взаимосвязь биологического и социального компонентов человеческой сущности.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия:

1. Актуализировать знания учащихся по теме.

2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий «личность» , «индивид», «индивидуальность».

3. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

4. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

5. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.

6. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

7. Организовать работу в парах.

8. Организовать работу в группах.

ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:

Актуализируют: представления о важности процесса социализации дл формирования личности.

Приобретут: представление о структуре человека как совокупности биологических и социальных черт.

Закрепят: знания и представления о том, что такое человек.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Отличие человека от животного. Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита. Роль труда в антропогенезе. Происхождение мышления и речи. Социогенез. Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза. Культурогенез Возникновение мифологических представлений. Мифология как первичная форма духовного производства Бинарная природа человека. Проблема природы и культуры

Ход урока

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие «Речевка»

Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.

2 мин

Тексты речевок выдаются учителем на перемене три варианта на каждый ряд. Каждый ряд должен скооординированно и дружно прочитать свою речевку.

Речевка 1:

«Человек – это звучит гордо»

Речевка 2:

«Труд сделал из обезьяны человека»

Речевка 3:

«Личностью не рождаются - личностью становятся»

Погружение в тему

Определение целей урока

5 минут

3х3

После того, как дети озвучили свои речевки, плавно переходим к цели урока.

Для начала нам нужно определить, чем человек отличается от животного и то, чем походит на него. Пожалуйста, подумайте и назовите по три отличия и сходства человека и животного.

Задание выдается на весь класс. Опрос проводится выборочно, по одному отличию или сходству с ученика. Предложенные варианты обсуждаются.

Делается вывод о том, что основными отличиями человека от животного являются: мышление, речь, способность к творчеству, а сходствами: биологическое строение, физиология, рефлексы, инстинкты.

Определение опасений и ожиданий учащихся

Выяснить опасения и основные ожидания учеников

3 минуты

После того, как ученики вместе с учителем определили основные отличия и сходства, необходимо узнать их ожидания и опасения относительно урока, нового материала. Для этого им предлагается игра «Я». Суть заключается в том, что каждый ученик готовит ответ на вопрос: "Чего вы опасаетесь/чего ждете". Ответ дается учеником в форме: "Я жду…" или/и "Я опасаюсь…". От каждого ученика должен быть получен один и/или по одному ответу на каждый вопрос. После того, как ответят желающие ученики, проводится краткий анализ ответов и дается обобщающий итог.

Фаза 2 «»

Закрепление изученного (обсуждение д/з)

Закрепить проеденный материал, касающийся основных теорий происхождения человека

«Перекрестный-опрос»

5 минут

После подведения итогов игры «Я», детям задается ряд вопросов об основных теориях происхождения человека.

Задача: Повторить основные теории происхождения человека

Вопросы:

    Как называется наш биологический вид?

    Назовите два вида разумных существ, живших на Земле до нас? (Homo habiles , Неандерталец)

    Какие теории происхождения человека вы знаете?

    Какая теория принята современной наукой?

    Кратко опишите теорию эволюции.

После опроса учителя , детям предлагается разбиться на команды по рядам. Каждая команда придумывает два вопроса по одному для других команд. По очереди ученики задают друг другу свои вопросы. Побеждает команда, ответившая на большинство вопросов верно.

Инпут

Раскрыть важность процесса социализации для формирования человеческой личности.

«Закрытый показ»

18 минут

После опроса домашнего задания, частью которого являлся просмотр документального фильма о детях-маугли, начинается демонстрация наиболее важных фрагментов этого фильма с комментариями учителя. Затем ученикам задается ряд вопросов :

1.Почему никто из детей-маугли не умел говорить в тот момент, когда был пойман?

2. Как вы думаете, почему никто из детей-маугли, уже после того, как попал в человеческое общество, так и не смог научиться человеческой речи и освоить нормы поведения в обществе?

3. Как вы считаете, какие меры нужно было принять людям, чтобы обучить обнаруженных детей человеческому языку и поведению?

На основе просмотра фильма и его обсуждения делается вывод о том, что человек может стать «человеком» в полном смысле этого слова, только в процессе социализации – общения и обучения в обществе других людей. Дается представление о таких понятиях как – индивид - биологическая сущность человека; индивидуальность – особенности отличающие человека от других людей; личность – сумма социально значимых качеств человека. Ученики должны подойти к выводу о том, что сформированные вне общества дети-маугли были развиты как индивиды и даже приобрели частичную индивидуальность, но без социализации так и не смогли сформироваться как личности.

Проработка темы

Проработка учебного материала

Закрепить значение и содержание рассматриваемых терминов

«Терминологические карточки»

4 минуты

Подготовленные учителем карточки с терминами и определениями, которые рассматриваются на данном уроке, а так же, термины, которые относятся к другим темам курса обществознания выводятся на интерактивную доску, из всех представленных, дети должны выбрать, какие термины относятся к изучаемой теме, остальные - лишние, будут удаляться с экрана после того, как их несоответствие озвучат ученики.
Список терминов : социализация , экономический рост, личность , воспитание , демократия, индивид , неандерталец , акция, облигация, эволюция , индивидуальность .

На данном этапе закрепляются полученные в ходе урока знания и повторяется терминология.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.

«Согласен - не согласен»

5 минут

Тем терминам, которые остались на доске после предыдущего задания, учителем даются определения. Услышав верное определение термина, дети должны высоко поднять руки и два раза хлопнуть в ладоши. Если определение дано неверно, дети должны завести руки за спину и так же хлопнуть в ладоши два раза.

Термины и определения:

    Социализация – процесс усвоения человеком культурных норм и стереотипов поведения в обществе. (верно)

    Личность – человек как биологический организм. (неверно)

    Воспитание часть процесса социализации, отвечающая за первичное усвоение культурных норм.

    Индивид – человек как отдельный представитель своего вида. (верно)

    Неандерталец – представитель нашего вида Homo sapiens . (неверно)

    Эволюция – процесс постепенного развития живой природы от низших форм к высшим. (верное)

    Индивидуальность – отличительные особенности конкретного человека. (верно)

Рефлексия

Подвести итог урока, и на уровне образа зафиксировать основной вывод

«Творческий рисунок»

5 минут

Завершающим этапом урока является творческий рисунок, при помощи которого, ученик должен закрепить пройденный материал не только на понятийном, но и на образном уровне. Используя подготовленные канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки и т.п.) ученикам дается задание нарисовать основные отличия человека от животного.

Итогом урока должно стать то, что ученики получат развернутое научное представление о формировании человека, осознать важность правильной и максимально полной социализации, влияние этого процесса на формирование личности. Ученики должны свободно владеть основной терминологией по теме и использовать ее в верном смысловом контексте.

Домашнее задание

Повторить изученные термины для терминологического диктанта.

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”

Задачи:

Образовательные:

  • Дать характеристику понятиям индивид, индивидуальность, личность;
  • Выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности

Развивающие:

  • Способствовать развитию умений работы с текстом учебника, анализа и обобщения
  • предложенного материала

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.
  • Человек, подходы к его изучению.
  • Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека)
  • Личность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: ИТ, метод проблемного обучения

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность

Домашнее задание: параграф 2, написать эссе на тему “Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Обучающиеся зачитывают стихотворения на предложенную тему

Фронтальный опрос по пройденным темам

Примерные вопросы:

1. Что такое общество?

2. Какие сферы общественной жизни вы знаете?

3. Взаимосвязаны ли сферы общественной жизни (примеры)

3. Вводная беседа

Объявление темы урока

Постановка цели урока: охарактеризовать понятия: человек, индивид, личность, выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

4. Человек, подходы к его изучению.

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Биология, генетика, медицина, психология, история, социология – вот лишь некоторые из них. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека и общества еще много спорного и неизвестного.

Первый человек появился на Земле примерно 2,5 – 3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество.

Давайте разберем понятие “человек”. Кто же такой человек? (ответы обучающихся)

Человек – целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества.

Существует достаточно много теорий происхождения человека. Познакомимся с некоторыми из них.

Основные теории происхождения человека

1. До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова “кун” (“будь”). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Первого человека Бог создал из праха земного, “из звонкой глины”. Бог “сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу”.

В иудаизме Бог – творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) – из своих могучих рук, вайшьев (земледельцев) – из своего живота, а шудр (слуг) – из запыленных ступней. Это четыре основные касты индийского общества.

Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.

2. Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным явлениям – все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO – английской аббревиатуры НЛО). Суть теории – предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.

Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке, на египетских пирамидах, на стенах шумерских храмов обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли.

Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч.Дарвина и Ф.Энгельса.

К началу XIX века в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория , и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 году он опубликовал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора…”. Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции – естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.

Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. В своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф.Энгельс сделал вывод: “Труд сделал из обезьяны человека”. Именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, сложились разнообразные формы общности людей.

Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности.

Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 году русским биологом И.И.Мечниковым в книге “Этюды о природе человека”. Мечников пишет: “Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего “урода” не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как “необыкновенное” дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей… Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей… Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями… Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному явлению”.

Широкого распространения в то время теория аномалии не получила. Но в 60-е годы XX века ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционизировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.

Т.о., загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.

Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? (ответы обучающихся)

Тем не менее можно выделить два подхода к изучению человека.

Несомненно, человек – удивительное и безмерно интересное существо. Издавна человек пытался узнать свою природу, сущность.

Заполнение таблицы “Философские поиски сущности человека” (работа с текстом учебника)

Философские системы Высказывания о сущности человека
1. Древняя философия Востока Человек – часть природы

Человек – часть Великой Триады

2. Философия античности Человек – духовно-телесное существо

Человек – мера всего

Природа человека определяется его душой и телом

3. Христианская философия средневековья Человек – образ и подобие Бога
4. Философия эпохи Возрождения Красота человека сообразна красоте божественной

Творческие возможности человека безграничны

5. Философия XVII века “Я мыслю, значит, я существую” Р.Декарт
6. Философия эпохи Просвещения Человек – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
7. Философия И.Канта Человек – существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе.
8. Гуманистическая философия XIX века Введение в науку понятий индивидуальность и личность.

Можно предположить, что данная таблица не является законченной, т.к. поиски сущности человека продолжаются.

4. Индивид и индивидуальность

Как часто о человеке заметно, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он – индивидуальность!”. Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.

1.отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

2. человек – как один из людей.

Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. С греческого “атом” - индивид.

Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Примеры: Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли.

5. Личность. Понятие “личность” неразрывно связано с общественными свойствами человека.

Личность –

1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Подходы к изучению личности:

1. Через сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики: а) личность – активный участник своих действий;

б) оценка другими людьми личности человека в соответствии с нормами;

в) самооценка.

2. Через набор функций, ролей.

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них.

Таким образом, понятие “личность” связано с понятием “общество”.

6. Подведение итогов.

Итак, в ходе уроков мы познакомились с понятиями человек, индивид, личность, выявили соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

7. Рефлексия. Работа с основными понятиями.

1. На знание термина “индивид”

Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

б) деятель;

в) индивид;

г) человек;

д) личность.

2. На знание основных признаков, характеризующих личность:

Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

а) победитель конкурса эрудитов;

б) человек высокого роста;

в) “душа” коллектива;

г) готов придти на помощь в любую минуту

8. Выставление оценок, объявление домашнего задания.