Вопросы про гигиену для детей. Правила личной гигиены школьника: памятка для детей и родителей. Что делать, если…

Ф.Ф. Эрисман провел свою молодость в Швейцарии, служившей местом проведения первых двух конгрессов 1-ого интернационала: Женевского в 1866г. и Лозаннского в 1867 г. Вращался в кругу передовой революционной молодежи. Его жена, Н.П. Суслова, первая русская женщина- доктор медицины, состояла некоторое время членом русской секции 1-ого интернационала.

В одной из ранних работ Эрисмана, в учебнике «Профессиональная гигиена» 1877 г. содержится более 50 прямых и косвенных ссылок и указаний из 1 тома «Капитала» Маркса.

Не случайно этот труд не был переиздан, хотя получил высокую оценку современников, в частности Доброславина.

В этом труде Эрисман высказал идею изучении условий труда и быта фабрично-заводских рабочих, в последствии блестяще им осуществленную в виде санитарного обследования заводов и фабрик Московской губернии за 1879-1885 гг., заслужившего высокую оценку В.И. Ленина.

СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ШКОЛ Ф.Ф. ЭРИСМАНА И А.П. ДОБРОСЛАВИНА

В 2002 г. исполнилось 160 лет со дня рождения Алексия Петровича Доброславина и Федора Федоровича Эрисмана. Выдающихся ученых и общественных деятелей русской медицины, основоположников отечественной гигиены.

Несмотря на все различия этих двух ярких индивидуальностей, вряд ли можно считать простой случайностью совпадение их дат рождения, осень 1842 г. Близость этих дат говорит не только о том, что они сверстники, а о том, что они современники, деятели одной и той же эпохи, трудившиеся в одних и тех же исторических условиях, в один и тот же период.

Г.В. Хлопин писал об этом периоде, что если до1882 г. центр научной гигиены находился в Петербурге, в лице Доброславина, то с занятием Эрисманом кафедры гигиены в Московском университете этот центр постепенно переместился в Москву.

Не случайно Куркин, близкий друг и единомышленник великого русского врача-писателя А.П. Чехова, писал в своей автобиографии: «Родился в 1858г. за два года до Чехова», мастер санитарной и демографической статистики понимал исторический смысл такого совпадения.

Общность биографии двух гигиенистов заключается и в окончании их плодотворной деятельности. Доброславина на 47-м году жизни безвременно унес в могилу брюшной тиф, эндемический для царской столицы, Петербурга. Недаром Эрисман подсчитал, что одно улучшение канализации в Петербурге могло сохранить в год 8000 жизней. Главная водопроводная станция была открыта в Петербурге в 1863 г. Однако только в 1889 н. Были сооружены фильтры, а обеззараживание воды началось лишь в годы первой мировой войны.

Ф.Ф. Эрисмана в расцвете сил царское правительство насильно отстранило от работы в России, что явилось для него по существу гражданской смертью, несмотря на его энергичную и разностороннюю деятельность в последующие годы в Швейцарии; он сам ясно это сознавал и отмечал в своих письмах друзьям, оставшимся в России. Одна и та же историческая обстановка русской действительности оборвала кипучую и плодотворную деятельность первых русских гигиенистов, как оборвала она жизни Пушкина и Лермонтова.

Труды основоположников русской научной гигиены носят ярко выраженный характер; оба ученых придавали исключительное значение санитарно-статистическому методу, широко применяемого в своих исследованиях, пропагандировали в своих учебных руководствах.

И Доброславин, и Эрисман работали в передовых старейших учебных заведениях (МХА и МГУ), писали первые оригинальные русские учебники гигиены, отстаивали самостоятельное развитие гигиенической науки. Оба ведущих русских гигиениста были хорошо знакомы с постановкой вопроса гигиены за рубежом, работали в одно и то же время в лаборатории Петтенкофера и положительно оценивали деятельность этой передовой лаборатории по разработке методики разнообразных гигиенических исследований. Одна они ориентировались не на западноевропейские образцы, а исходили из условий русской действительности и опирались в своих трудах на изыскание отечественных ученых, создали самостоятельные прогрессивные научные школы. В этих школах получило развитие экспериментальное направление, широко популяризовались и применялись методы химии, физики, физиологии на базе специально созданных гигиенических лабораторий.

Будучи универсалистами в гигиене, с широким кругозором и большим научным размахом, представителями общей теоретической гигиены (каким был и Хлопин в первой четверти ХХ в.), они намечали пути дальнейшей дифференциации отраслей гигиенической науки: Доброславин - гигиены питания, военной гигиены, эпидемиологии; Эрисман - профессиональной гигиены, школьной, социальной гигиены и санитарной статистике. Сходными для них являются их практические начинания: оба они являлись инициаторами открытия первых в России санитарных станций. Занимавшихся преимущественно борьбой с фальсификацией продуктов питания, что в ту пору было исключительно важной и трудной задаче; в перечне их трудов имеются работы по питанию крестьянского населения особенно в голодные годы; оба они уделяли огромное внимание вопросам коммунального благоустройства, в первую очередь устройства водопроводов.

Оба они, как горячие патриоты, приняли участие в русско- турецкой войне 1877- 1878гг., проводили на фронте санитарные и противоэпидемические мероприятия.

Две первые гигиенические школы в России не вели борьбы и не противостояли друг другу. Им приходилось сотрудничать по общественным вопросам: например, на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей в полном согласии развивать идеи об унификации методов гигиенических исследований, быть избранными в комитет для подготовки конгресса по общественной гигиене.

В ряде работ Доброславина имеются ссылки на работы Эрисмана. Особенно интересными являются упоминания во 2 томе «Курса военной гигиены» о работе «нашего известного гигиениста доктора Эрисмана» на полях сражений по их дезинфекции, причем Доброславин с большой похвалой оценивает работу Эрисмана.

Оба виднейших русских гигиениста вынесли из военного опыта точку зрения на то, что основным объектом дезинфекции должны явиться не трупы на полях сражения, а госпиталя, где возникали эпидемические вспышки.

Наряду с экспериментальным методом Доброславин пропагандировал и применял санитарно- статистический метод; исключительно большое внимание уделял приложению и внедрению в жизнь гигиенических нормативов и результатов лабораторных исследований.

Однако, несмотря на общность взглядов и устремлений первых двух гигиенических школ в России, между деятельностью Эрисмана и Доброславина имелись значительные различия. Сущность их заключалась не только в том, что деятельности Эрисмана был неизменно присущ ярко выраженный общественный социально-гигиенический характер, что сделало Эрисмана особенно популярным, «властелином дум санитарных работников того времени», по выражению Сысина, а в трудах Доброславина и его школы более резко подчеркнута роль факторов внешней среды и санитарно-гигиенических мероприятий.

Беседа «Правила личной гигиены».

Задачи:

Раскрыть понятие «личная гигиена»;

Познакомить воспитанников с основными правилами личной гигиены;

Воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни.

1. Организационный момент. Введение в тему беседы.

(Отгадайте загадку)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель).

Воспитатель. Апрель, - это свежий воздух, время, когда пригревает солнышко. Апрель – прекрасный месяц не только для активной учебы, но и для укрепления здоровья. Не зря ежегодно 7 апреля на планете отмечается праздник «Всемирный день здоровья».

Что вам известно о здоровье?

Всемирный день здоровья – беседа.

Всероссийский день здоровья детей – ежегодно проводится в нашей стране 7 апреля. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье детей. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Здоровье - это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества, потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду и в школе. Обучаясь в школе, вы получаете научные знания, которые помогают ему лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать.

Здоровый образ жизни связан с выбором стиля жизни в отношении здоровья, что предполагает определенный уровень гигиенической культуры.

Личная гигиена . Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с новой темой. Прочитайте слова. (Личная гигиена школьника).

Как вы думаете, что значит «личная гигиена»?

- Правильно, личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте. Насколько это важно и необходимо, мы узнаем сегодня.

2. Чтение и анализ стихотворения М.Стельмах «Аист моется».

По воде под ивняком

Ходит аист босиком,

Потому что эта птица

По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,

На себя трясет росу.

И под душем серебристым

Моет шею чисто – чисто,

И не хнычет: «Ой, беда,

Ой, холодная вода

Что рассказал поэт про аиста?

А что такое, ребята, «тело»?

Чем покрыто наше тело?

Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях.

Кожа - надежная защита организма.

Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев. Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа защищает наше тело от болезней. Когда мы бегаем, нам становится жарко, на коже появляются капельки пота. На коже есть тонкий слой жира. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир, пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой, она перестает защищать наше тело. Грязная кожа может принести вред здоровью. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания.

Уход за кожей.

Главный способ ухода за кожей – мытье. Тогда с кожи удаляются пыль, жир, пот, микробы. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов.

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

Как правильно умываться.

При нормальной коже надо умываться ежедневно.

С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с

мылом обезжиривает кожу.

Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.

Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.

Надо умываться то горячей, то холодной водой.

После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться

Памятка

1.Подготовка к умыванию (мыло, полотенце).

2.Умываться лучше всего раздетым до пояса.

3.Сначала хорошо с мылом вымыть руки под струей воды, проверить чистоту ногтей.

4.Затем уже чистыми руками мыть лицо, уши, шею.

5. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем

Игра «Отгадай загадки»

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне. (Мыло)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовешь меня – бегу,

От болезней сберегу. (Вода)

Когда едим – они работают.

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят. (Зубы)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит.д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.

Стихотворение «Это полезно знать!»

Гигиену очень строго

Надо соблюдать всегда…

Под ногтями грязи много,

Хоть она и не видна.

Грязь микробами пугает;

Ох, коварные они!

Ведь от них заболевают

Люди в считанные дни.

Если руки моешь с мылом,

То микробы поскорей

Прячут под ногтями силу

И глядят из-под ногтей.

И бывают же на свете,

Словно выросли в лесу,

Непонятливые дети:

Ногти грязные грызут.

Не грызите ногти, дети,

Не тяните пальцы в рот.

Это правило, поверьте,

Лишь на пользу вам пойдет.

Ребята, я надеюсь, что всё, о чём мы с вами говорили, вы будите исполнять.

Викторина «Правила личной гигиены».

Вопрос № 1 Что такое личная гигиена?

Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

Вопрос № 2 Почему необходимо мыть руки перед едой?

Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.

Вопрос № 3 Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?

Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.

Вопрос № 4 Зачем надо коротко стричь ногти?

Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.

Вопрос № 5 Сколько раз в день необходимо умываться?

Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.

Вопрос № 6 Как часто нужно мыть все тело и голову?

Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.

Вопрос № 7 Как часто нужно мыть руки?

Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого за¬грязнения.

Вопрос № 8 Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?

Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.

Вопрос № 9 Как часто надо мыть ноги?

Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).

подростков. Основные проблемы
гигиены детей и подростков. Теоретические принципы
гигиенического нормирования в гигиене детей и
подростков в РК»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.
2.
3.
4.
Предмет гигиены детей и подростков, цели,
задачи, основные проблемы.
История развития гигиены детей и подростков.
Методы исследования, применяемые в гигиене
детей и подростков.
Теоретические принципы гигиенического
нормирования в гигиене детей и подростков в
РК.

1.Предмет и задачи гигиены детей и подростков

Гигиена детей и подростков - отрасль
профилактической медицины, изучающая
условия среды обитания и деятельности детей,
а также влияние этих условий на здоровье и
функциональное состояние растущего
организма и разрабатывающая научные
основы и практические меры, направленные
на сохранение и укрепление здоровья,
поддержку оптимального уровня функций и
благоприятного развития организма детей и
подростков.

Гигиена детей и подростков

изучает влияние различных факторов
окружающей среды на растущий организм
анализирует, оценивает и прогнозирует их
воздействие на растущий организм
разрабатывает гигиенические нормативы,
санитарно-гигиенические и санитарнопротивоэпидемические правила и нормы
обосновывает лечебно-профилактические и
оздоровительные мероприятия

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

как область практического здравоохранения
является частью органов Госсанэпиднадзора
носит государственный характер
строит всю свою деятельность на основе
научных разработок
отличается единством структуры управления
привлекает к активному участию в
санитарно-профилактической работе и
пропаганде гигиенических знаний
общественные организации, медицинских
работников и население.

Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические
знания и опыт
ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И
ПОДРОСТКОВ
КОММУНАЛЬНАЯ
ГИГИЕНА
ГИГИЕНА
ПИТАНИЯ
ГИГИЕНА
ТРУДА
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
ГИГИЕНА

Гигиена детей и подростков тесно связана с:

клиническими науками (педиатрия)
биологическими науками (в вопросах
профилактики инфекционных
заболеваний у детей)
педагогическими науками
техническими науками.

Отличие ГДиП от других гигиенических дисциплин
является возрастной гигиеной и осуществляет охрану здоровья
наиболее ранимой части населения
дети и подростки - особый контингент населения: они находятся
в своеобразных условиях воспитания и обучения, не
совпадающих с условиями профессиональной и общественной
жизни взрослых
организм детей и подростков не достиг еще полной зрелости, а
находится в процессе роста и развития
проблема роста и развития не встает ни перед одной другой
отраслью гигиены
организм детей и подростков в большей степени по сравнению
со взрослыми, подвержен влиянию как благоприятных, так и
неблагоприятных воздействий
внешние воздействия сказываются не только на его
функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень

Основные проблемы исследования и изучения в области Гигиены детей и подростков

здоровье детей и подростков;
гигиена учебно-воспитательного процесса и режима
дня;
гигиена физического воспитания;
гигиена трудового и профессионального обучения
подростков;
гигиена питания детей и подростков;
гигиенические основы проектирования,
строительства, благоустройства и оборудования

гигиеническое обучение и воспитание. Основы
формирования ЗОЖ детей и подростков;
медицинское и санитарно-эпидемиологическое
обеспечение детского и подросткового населения.

10. 2.История развития гигиены детей и подростков.

Гигиена детей и подростков ранее называлась
школьной гигиеной, поскольку общественное
воспитание осуществлялось только в школе, и речь
шла о гигиенических требованиях только к школе.
Как область медицинской науки гигиена детей и
подростков возникла в середине 19 века, когда была
установлена высокая частота среди школьников
«школьных болезней».

11.

Основы школьной гигиены уходят в далекое прошлое.
Еще в первобытном обществе проводились
организованные подвижные игры детей и подростков.
В Древней Греции физическое воспитание молодежи
носило государственный характер.
Элементы гигиены воспитания имеются в «Поучениях
Владимира Мономаха детям» в ХI веке и «Домострое» в XV, XVI веках, «Гражданстве обычаев детских»
Епифания Славинского в XVII веке.
Изучив и обобщив опыт древних, многие ученые
прошлого выдвигали свои теории воспитания и
обучения детей.
Многие из этих теорий основывались на базе народной
медицины, вобравшей в себя многовековой опыт
борьбы человека за существование.

12.

Уже в XIII веке при монастырских школах было
организовано питание учеников, в указах Петра I
отражена «медицина детская», а в 1721 г сподвижник
царя Феофан Прокопович поднимал вопросы режима
дня учеников и планировки школьных учреждений в
своем «Регламенте или уставе духовной коллегии».
До начала ХХ века школа в России была единственной
формой общественного воспитания, что и определило
название дисциплины «школьная гигиена». Однако и в
те времена она охватывала также и детей внешкольного
возраста, ввиду чего Ф.Ф.Эрисман предлагал называть
ее «гигиеной воспитания», т.к. в её задачи входило
обеспечение гиг.мероприятий, направленных на
предупреждение болезней, снижение заболеваемости
и укрепление здоровья подрастающего поколения в
процессе воспитания детей и подростков.

13. Вопросам гигиены детей и подростков уделяли внимание:

великий русский ученый М.В.Ломоносов
(регламенты для Московской академической
гимназии содержат рекомендации по организации и
режиму питания, распорядку дня и учебным
занятиям)
прогрессивные общественные деятели XVIII века, в
т.ч. И.И.Бецкой, И.И.Новиков, А.Н.Радищев
крупнейшие терапевты – Г.А.Захарьин, С.П.Боткин
педиатры - Н.И.Быстров, И.П.Гундобин и др.

14. ГУЛЬДРЕЙХ ФРИДРИХ ЭРИСМАН (1842-1915)

основоположник школьной гигиены
основной заслугой является
разработка вопросов, связанных с
изучением физического развития и
зрения детей
существенное внимание уделял
разработке гигиенических
требований к учебным занятиям,
планировке, естественному и
искусственному освещению
классных комнат
под его руководством были созданы
модели различных типов школьной
мебели, в т.ч. парты, являющейся
наиболее совершенной и в наши
дни.

15. Н.П.Гундобин (1860-1908гг)

известный педиатр
анатом
общественный деятель
изучив анатомофизиологические особенности
детей, обобщил исследования в
фундаментальном труде
«Особенности детского возраста»
(1906)
в работах Н.П.Гундобина
«Школьная гигиена» (1902),
«Гигиена детства» (1903),
«Современные задачи школьной
гигиены» (1907) большое место
занимают вопросы физического
воспитания, закаливания,
режима учебных занятий и др.

16. А.П.Доброславин (1842 - 1889)

основатель кафедры гигиены
Военно-медицинской академии в
Петербурге (1871)
основное внимание уделял
вопросам санитарного
благоустройства школ
поставил вопрос о переутомлении
учащихся вследствие чрезмерной
учебной нагрузки.
автор руководства «Гигиена. Курс
общественного здравоохранения»
(1889) с разделом школьной
гигиены, в котором освещены
гигиенические требования к
школьным зданиям и выбору
участков.

17.

Большое внимание вопросам школьной
гигиены уделяли и последователи и ученики
Ф.Ф.Эрисмана и А.П.Доброславина –
В.Е.Игнатьев, Г.В.Хлопин, Д.Д.Бекарюков,
а в конце ХIХ века – начале ХХ вв. – земские
и санитарные врачи – Ф.А.Касторский,
А.В.Мольков, А.Г.Ростовцев, Н.А.Семашко,
К.И.Шидловский, Н.И.Тезяков и др.

18. Мольков Альфред Владиславович (1870 - 1947)

Д.м.н., заслуженный деятель
науки РСФСР
земский врач
организатор санитарного
просвещения
Профессором А.В. Мольковым:
сформулированы цели и задачи
школьной гигиены
определены основные пути
научно-исследовательской и
педагогической работы в области
школьной гигиены
написаны первый учебник и
руководство к практическим
занятиям студентов по
школьной гигиене

19. Громбах Сергей Михайлович (1909 - 1987)

Д.м.н., профессор
один из организаторов НИИ гигиены
детей и подростков АМН СССР
сформулировал теоретические основы
различных разделов ГДиП:
гигиенические принципы
нормирования учебных и трудовых
нагрузок
Гиг. принципы нормирования
факторов окружающей среды в
детских и подростковых учреждениях
готовность детей к школе
гигиеническая оптимизация учебных
занятий
принципы комплексной оценки
состояния здоровья детей и
подростков.

20. Сердюковская Галина Николаевна

Д.м.н, профессор, член РАМН
один из организаторов НИИ гигиены детей и
подростков АМН СССР
провела исследования, позволившие научно
обосновать физиолого-гигиенические
принципы и подготовить санитарные нормы
и правила, регламентирующие все
многообразие деятельности и условий, в
которых они осуществляются подрастающим
поколением
впервые обратила внимание на проблемы
психического здоровья детей и подростков
провела комплексные исследования,
позволившие установить количественную
зависимость между состоянием здоровья детей
и климато-экологическими, социальногигиеническими и внутришкольными
факторами, выявить особенности
формирования заболеваемости детей и
подростков.

21.

В советский период школьная гигиена как
наука и область практического
здравоохранения полностью переросла в
гигиену детей и подростков и стала изучать
все возрастные группы детского населения,
охваченные общественными формами
воспитания и обучения.
Окончательно гигиеной детей и подростков
она стала именоваться с 1954г.

22.

Первая в СССР кафедра школьной гигиены была
организована в 1929 году А.В.Мольковым на базе
медицинского факультета Московского
университета.
В Казахстане впервые санитарно-гигиенический
факультет был открыт в 1943 году при АлмаАтинском государственном медицинском
институте.
В 1948 году была сформирована кафедра
школьной гигиены под руководством к.м.н.,
доцента Смирнова В.А.

23. 3.Методы исследований, применяемые в гигиене детей и подростков

Методы оценки факторов окружающей среды
Методы исследования, с помощью которых можно
выявить влияние на организм факторов окружающей
среды

24. Методы оценки факторов окружающей среды:

санитарное описание (метод широко используется при
изучении условий жизни в учреждениях для детей и
подростков. По результатам углубленного санитарного
обследования разрабатывается план мероприятий по
устранению недостатков и их отрицательного влияния на
здоровье детей и подростков и санитарные условия жизни;
физические методы исследования характеризуют
температуру, влажность, скорость движения, электрическое
состояние воздуха, естественное и искусственное освещения
детских и подростковых учреждений;
химические методы используются при изучении химического
состава воздуха детских и подростковых учреждений
(определение СО2 и других газов)
микробиологические методы применяются в области гигиены
детей и подростков при изучении микрофлоры воздуха в
помещениях детских учреждений, бак.загрязнения рук детей,
наличия патогенных микроорганизмов на игрушках,
учебниках и т.п.

25. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

Основным методом в гигиене детей и подростков является
метод естественного гигиенического эксперимента.
Он ставит своей целью в натурных или лабораторных
условиях изучить влияние различных факторов
окружающей среды на организм человека, т.е. изучают
воздействия окружающей среды в условиях воспитания и обучения
детей. Этот метод позволяет в условиях обычной жизни
детского учреждения наблюдать взаимодействие между
организмом и изучаемым фактором, влияние последнего
на организм детей, изменять его количественно и
качественно, а затем правильно нормировать.
Эпидемиологический метод – совокупность методик
изучения состояния здоровья населения под влиянием
различных эндогенных (генетические, возрастные) или
экзогенных (социальных, природных) факторов.
Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье
коллектива или же населения города, района, области
путем анализа определенных учетных и отчетных
медицинских документов, проведения медицинских
осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с
последующим расчетом показателей, характеризующих
здоровье населения.

26. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

Санитарно-статистические методы изучения здоровья
населения основываются на данных официальных
документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии
здоровья населения. Санитарная статистика широко
использует разнообразные методы математического анализа.
Клинические методы исследования широко используют для
оценки состояния здоровья населения, подвергающегося
воздействию различных факторов окружающей среды. Они
имеют существенное значение в ГДиП, поскольку дают
представление о нормальном или патологическом состоянии
организма, а так же характеризуют динамические сдвиги в
состоянии организма в ту или иную сторону, для оценки
состояния здоровья детских коллективов.

27. Методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды:

физиологические методы дают возможность выявить
реакции растущего организма на воздействия
внешней среды, как природной, так и социальной
(при изучении влияния физической нагрузки
применяются методы исследования состояния ССС
(пульс, давление), мышечной силы и выносливости,
газообмен с определением энерготрат; при изучении
влияния различных метеоусловий применяется
исследование теплового состояния организма детей
(температура тела, кожи на различных участках,
потоотделение).
психологические методы исследования применяются
особенно при изучении состояния утомления детей;
одним из этих методов является применение
различных корректурных проб, а также учет
количества сделанных детьми и подростками
ошибок при диктанте или решении арифметических
задач до и после производимой умственной работы.

28. 4.Теоретические принципы гигиенического нормирования в гигиене детей и подростков.

Нормирование в гигиене детей и подростков -
это научно обоснованное определение тех параметров
(или той интенсивности) воздействующих на
организм факторов, которые оказывают
благоприятное или безвредное влияние.
Влияние разных факторов на организм детей и
подростков определяется путем изучения его
ответных реакций. Большинство исследований носит
характер естественного эксперимента.
Следовательно, задачей гигиены является создание
наиболее благоприятных условий (факторов) для
взаимодействия организма ребенка со средой путем
гигиенического нормирования факторов окружающей
среды и выработки у организма способностей
максимальной адаптации к различным
воздействиям.

29. С.М.Громбах сформулировал основные принципы нормирования в гигиене детей и подростков, которые сводятся к следующему:

1.Обязательной предпосылкой допустимости (нормы)
воздействия любого фактора внешней среды служит
функциональная готовность (зрелость) растущего
организма к этому воздействию.
2.В связи с этим нормы в гигиене детей и подростков
непостоянны. Они меняются на различных возрастных
этапах. Смена норм должна происходить неодновременно
для различных факторов.
3.Задача гигиенического нормирования заключается в том,
чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и
обеспечить благоприятное развитие детей и подростков.
Воздействие факторов среды сказывается на
функциональном состоянии растущего организма не
только в момент их действия, но может оказать влияние
на процесс развития, определяя в дальнейшем состояние
здоровья и уровень функций взрослого человека.

30. Для гигиены детей и подростков характерны следующие принципы нормирования:

специфичность норм. В связи с особенностями
чувствительности развивающегося организма к большинству
факторов среды (и потребностью в них) для детей и
подростков по сравнению со взрослыми необходимы другие
нормы;
непостоянство (сменяемость)норм. В процессе возрастного
развития организм проходит ряд периодов, или стадий,
каждой из которых свойствен определенный, именно ей
присущий уровень чувствительности (потребности) к
воздействию различных факторов. Поэтому на протяжении
роста и развития гигиенические нормы непостоянны, они
сохраняют свое значение лишь в определенном возрастном
интервале и по окончании его заменяются новыми
(гигиенические нормы меняются с возрастом);
развивающая, тренирующая направленность норм.
Гигиеническое нормирование должно создавать такие
условия, которые не только обеспечивают оптимальное
взаимодействие организма с окружающей средой и
оптимальное его состояние в настоящий момент, но и
способствуют наилучшему развитию;
дифференциация гигиенических норм с учетом пола и
состояния здоровья растущего организма.

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш всегда был чистым и опрятным. Особенно сильно вопрос гигиены ребенка начинает волновать родителей, когда малыш идет в первый класс и становится более самостоятельным.

Именно поэтому многие мамы начинают беспокоиться: не забудет ли малыш помыть руки перед едой в школе, после физкультуры и посещения туалета, вовремя ли он покушает и выйдет из душного класса на перемену.

Сегодня мы расскажем об основных правилах гигиены первоклассника дома и в школе , а также о том, как привить малышу гигиенические навыки.

Немного о гигиене ребенка…

Как известно, полезные привычки формируются у детей достаточно долго. Именно поэтому приучить малыша ежедневно соблюдать правила личной гигиены бывает нелегко. Но стоит запастись терпением, и все-таки обучить ребенка регулярно чистить зубы, мыть руки, менять одежду и выполнять другие гигиенические процедуры. Эти навыки помогут малышу всегда быть здоровым.

Самый простой способ обучения ребенка гигиене - это собственный пример

Самый простой способ обучения ребенка гигиене - это собственный пример. Предложите ребенку чистить зубы утром и вечером вместе, чтобы малыш знал, что гигиена полости рта - это обязательная процедура не только для него, но и для родителей.

Также не лишним будет объяснить ребенку, зачем и мыть руки, рассказать ему о микробах, бактериях и болезнях, которые из-за них могут возникнуть. Можно подать ребенку эту информацию в игровой форме или же прочитать ему книги о чистоте, например «Мойдодыр».

Но! Делать все вышеизложенное необходимо куда раньше того времени, когда малыш пойдет в . К моменту первого похода в школу у ребенка уже должны быть сформированы основные гигиенические навыки. В период младшего школьного возраста задача родителей - контролировать то, как малыш следит за личной гигиеной , и помогать ребенку обучиться тем гигиеническим навыкам, которые он еще не освоил (навыки гигиены питания, гигиены труда).

Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «К школьному возрасту уже должны быть сформированы гигиенические навыки - мытье рук перед едой, после посещения туалета, при возвращении домой. В школу ребенку желательно давать по упаковке сухих и влажных салфеток, чтобы он мог и там следить за чистотой рук».

Важно! Навыки гигиены, приобретенные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому так важно заложить тягу к чистоте именно в детстве.

Каким именно гигиеническим навыкам должен обучиться ребенок к школьному возрасту, а какие навыки ему еще нужно будет освоить?

Правила гигиены первоклассника: что должен знать ребенок

Личная гигиена

К 6 годам малыш должен полностью освоить все процедуры личной гигиены. Он должен привыкнуть к ним, многие выполнять без помощи и напоминания родителей.

Гигиена ротовой полости. Детям в возрасте от 6 лет рекомендуется чистить зубы два раза в день с использованием пасты и своей зубной щетки утром после завтрака и вечером перед сном. После каждого приема пищи необходимо приучить малыша полоскать рот. К 6 годам большинство детей уже не забывают самостоятельно, без напоминания мамы.

Уход за волосами. Малыш 6 лет вполне может научиться расчесываться самостоятельно . Необходимо приучить ребенка делать это два раза в день, утром и вечером. Для этого у малыша должна быть личная расческа. Не лишним будет захватить расческу в школу. Если у девочки длинные волосы, лучше, если ей поможет мама расчесать волосы и сделать аккуратную прическу (косичку, хвостик). Что касается прически мальчиков - им рекомендуют подстригать волосы 1 раз в два месяца. Очень важно вовремя мыть голову. В зависимости от жирности волос, от 1 до 3 раз в неделю детским шампунем. Помыть голову малышу в этом возрасте должна помочь мама. Очень хорошо будет, если мама начнет обучать ребенка самостоятельно мыть голову.

Гигиена рук и ногтей. К шести годам ребенок должен четко помнить, что перед каждым приемом пищи, после посещения туалета, после возвращения с улицы. Об этом он не должен забывать и в школе. Желательно, чтобы в школе также была возможность помыть руки с мылом под проточной водой. Если такой возможности нет, дайте ребенку с собой влажные и сухие салфетки, пусть очищает руки с их помощью. Также примерно раз в неделю или чаще, в зависимости от особенностей малыша, мама должна подстригать ребенку ногти на руках.

Гигиена половых органов. Уже с 6 летнего возраста необходимо приучать малыша мыть половые органы один-два раза в день теплой водой с мылом. Для этих процедур у ребенка также должно быть отдельное полотенце.

Уход за телом. Рекомендуется детям в возрасте 6 лет купаться в ванной 1 раз в неделю и принимать душ каждый день вечером. Конечно, если малыш очень любит принимать ванну , а вас это не затрудняет, разрешите ему плескаться чаще - 2-3 раза в неделю. В летний период можно предложить ребенку принимать теплый душ и утром.

Гигиена одежды. Мама должна позаботиться о том, чтобы одежда ребенка была выстирана безопасным средством. А малыша стоит приучать к тому, что каждый день нужно менять нижнее белье и носки, а остальную одежду по мере загрязнения. Отличать эту самую меру также стоит научить ребенка. С шести лет можно постепенно учить малыша стирать свое нижнее белье и носки руками, это войдет в привычку, благодаря этому ребенок научится ценить чистоту.

Резко ухудшилось. Это явление вызвано несколькими причинами, одна из них - нарушение основ личной гигиены ребенком.

Правила, которые необходимо соблюдать в стенах дома

Школьника - это то, к чему должен стремиться каждый ребенок. Это то, к чему нужно приучать малыша с момента рождения! Чтобы ребенка не называли неряхой, родителям придется потрудиться над воспитанием чада в течение нескольких лет. Когда малыш подрастет, то уже без помощи мамы или папы самостоятельно будет умываться и чистить зубы.

Соблюдение школьника - важный момент в воспитании ребенка. Во-первых, родителю необходимо научить ребенка заправлять постель. Во-вторых, утром и вечером необходимо проветривать комнаты, где спят дети. Помните, что солнечный свет в течение 15 минут убивает микробы в воздухе и на поверхности пола и мебели. Поэтому незашторенные окна в солнечный день - отличная профилактика вирусных и инфекционных заболеваний. В-третьих, чистая посуда тоже является важным моментом в профилактике вирусных и инфекционных заболеваний.

Само собой, что чистку зубов и умывание по утрам и вечерам никто не отменял. Первоклассник должен выполнять эти процедуры самостоятельно! Убедите чадо, что обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены. Школьника уговорить несложно.

Как правильно мыть руки

К мытью рук перед приемом пищи и после прогулок на улице нас приучают с раннего детства. Но исследования показали, что 95% детей и взрослых не умеют делать этого правильно! Как вы думаете, с чем это связано? Все достаточно просто. Когда мы открываем воду из крана, то грязными пальцами касаемся ручки или вентиля. Микробы, обитающие на поверхности кожи, немедленно перемещаются на руки! Помыв руки с мылом, мы закрываем кран, трогая те самые вентиля, и пересаживаем бацилл обратно на чистые руки. Эффект и польза от такого мытья сводится практически к нулю.

Возникает логичный вопрос: «Как же тогда правильно мыть руки?». Тут все просто. Алгоритм тот же. Но в момент закрытия крана необходимо взять в руки салфетку, накрыть ею вентиль и повернуть его нужное количество раз. Если у вас кран «однорукий», тот тут еще проще. Закрываем его тыльной стороной ладони. И, конечно же, не забываем мыть руки с дезинфицирующим средством.

Лайфхак при чистке зубов

Кто был хотя бы один раз в жизни на приеме у стоматолога, наверняка запомнил овальное и чистое зеркало на ручке, в которое видишь результат работы дантиста. В детский стаканчик у раковины можно поставить такое же, только миниатюрных размеров.

Эта мера позволит малышу наблюдать за зубами во время их чистки, рассматривать, что происходит с дальними зубами, насколько хорошо они вычищены. Если выполнять эту процедуру регулярно и качественно, то посещение дантиста будет сведено к минимуму.

Если ребенок заболел!

Когда ребенок или взрослый болен простудой или гриппом, то нужно ужесточать правила личной гигиены школьника. Памятка рекомендует на период болезни каждому члену семьи иметь свои столовые приборы (кружки, тарелки, вилки и ложки). Проветривайте помещение и комнату больного как можно чаще. Как заболевшему, так и здоровым необходимо носить маски на лице. Если больной чихает или кашляет, то он просто обязан закрывать рот или нос платочком, когда делает это!

Правила личной гигиены школьника: памятка (кратко)

  1. Начинать и заканчивать день необходимо с чистки зубов.
  2. Выполнив зарядку, необходимо заправить постель и отодвинуть шторы, раскрыв окно.
  3. Подстригать ногти на руках и ногах нужно каждую неделю. Лучше всего делать это вечером в воскресенье перед началом учебной недели, а затем идти в душ.
  4. Каждый вечер необходимо подмываться, как девочкам, так и мальчикам - об этом гласят правила личной гигиены школьника.
  5. Памятка напоминает, что несколько раз в неделю нужно тереть тело намыленной мочалкой. Эта процедура смоет грязь и микробы с поверхности эпидермиса, а также удалит частички ороговевшей кожи.
  6. Детям мыть голову положено не больше 2 раз в неделю. При частых простудных заболеваниях разрешается уменьшить количество процедур.
  7. Каждое утро ребенок обязан надевать чистые отутюженные трусики и носки (колготки).
  8. В школьной столовой нельзя пить из чужого стакана, а также нельзя пользоваться чужими столовыми приборами.
  9. Не следует делиться сменной обувью.
  10. Известно, что школьники на уроках любят грызть колпачки на ручках, а также стирательные резинки на макушке карандаша. Делать этого категорически нельзя.
  11. Наличие собственной расчески у школьника поможет избежать заражения педикулезом.

Что делать, если….

Если чадо забывает соблюдать правила личной гигиены школьника, памятка ему придет на помощь. Она должна быть размножена и как можно чаще попадаться на глаза ребенку. Также родители обязаны строго придерживаться этих правил. Если ребенок будет видеть, как мама или папа соблюдает нормы гигиены, то и сам будет с радостью их выполнять, подражая любимым родителям.

Следите за чистотой, и ваш организм будет благодарить вас за этот труд крепким иммунитетом!