Розин введение в культурологию. Культурология. Современная молодежная субкультура и музыка

Российской Федерации в качестве учебника для вузов

Гардарики

Рецензенты:

доктор философских наук Е.Н. Шапинская; кандидат философских наук О.И. Горяинова

Розин В.М.

Р64 Культурология: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 462 с.

ISBN 5-8297-0134-0 (в пер.)

Содержит обзор культурологии как научной дисциплины (основные направления, характеристики предмета, концепции культурологии, проблемы и дилеммы), образцы культурологического изучения, методологические основания культурологии. В отличие от первого издания (М., 1999) существенно расширено и проанализировано понятие личности, рассмотрены подходы к ее изучению, генезис личности в пространстве культуры. Заключительная глава посвящена культурологическому анализу музыки. В приложении приводятся определения понятия культуры и краткие сведения о культурологических школах.

Для студентов высших учебных заведений, а также всех, кого интересует природа и эволюция культуры и личности.

УДК 008 (075.8) ББК 71.0

В оформлении переплета использован фрагмент живописной композиции В. Кандинского (1920-е гг.)

Предисловие

Современная трактовка целей и содержания образования через знание и познание ставит школу в сложную ситуацию: объем знаний и число дисциплин растут значительно быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования. Школа оказывается перед дилеммой: учить небольшой части знаний и предметов из тех, которые реально созданы в культуре, или набирать фрагменты из разных предметов и дисциплин (и то, и другое не решают проблему современного образования). Попытки выделить так называемые основы наук, или базисные знания, пока также не удаются. Кроме того «знающий человек» не всегда способный и понимающий, а хороший специалист часто ограничен в личностном плане.

Каким же, если учитывать эти моменты, должен быть учебник культурологии нового поколения? Вероятно, в нем не надо стремиться изложить все, что мы знаем о культуре (культурах) или о культурологии. Да это и невозможно. Хотя культурология относительно молодая научная дисциплина (первые исследования культуры относятся ко второй половине XIX столетия), тем не менее в ней накоплен огромный объем знаний. Выход из подобных ситуаций был намечен в рамках методической школы, которая в России в конце XIX в. была очень сильна. Важны не столько знания, утверждали представители этой школы, а развитие мышления и способностей. «Известно, - писал, например, относительно преподавания геометрии методист В. Латышев, - что все приемы мышления сводятся к ограниченному числу основных и что количество различных способностей также невелико. Наконец, различные приемы мышления встречаются в одном и том же предмете, значит, занятие одним из них должно подготовить к другим. Разве мы не убеждены в том, что общее образование должно сделать ученика способным ко всякой умственной работе?» .

А вот как ставит вопрос Л. Ионин, написавший прекрасное учебное пособие по социологии культуры. «Как культура в целом представляет собой многообразное, многослойное явление, так и учебник по социологии культуры не может не быть своего рода введением в междисциплинарное исследование» . Поясняя дальше, что под этим нужно понимать, Ионин пишет: «В настоящей работе при всем желании не удастся исчерпывающе осветить развитие каждой из наук о культуре, которые, как уже было сказано, к тому же прихотливо переплетаются друг с другом. Поэтому в историческом обзоре мы остановимся скорее не на развитии дисциплин, а на смене глобальных парадигм видения культуры. Смена парадигм - это нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигм - это смена отношений к объект) 1 исследования, предполагающая изменение исследовательских методов, целей исследования, угла зрения на предмет, а часто и вообще смена самого предмета исследования» . К сказанному добавим следующее.

Современный учебник по культурологии, вероятно, должен решать две основные задачи: помочь педагогу и студенту войти, погрузиться в реальность культурологической работы (почувствовать эту реальность) и вооружить его средствами для ориентации и деятельности в этой реальности. Поэтому не имеет смысла излагать культурологические теории или представления сами по себе как некую информацию. Зато необходимо указать основные создаваемые и используемые в культурологии подходы и методы, охарактеризовать их назначение и границы, дать своеобразный путеводитель по культурологии как неоднородной сложной дисциплине.

Исходя из такого понимания, я и попытался построить материал. Начинается учебник не с традиционного объяснения предмета и понятия культуры, а с изложения трех доступных образцов культурологического исследования. Думаю, это поможет еще до всякого понимания (рефлексии) предмета культурологии почувствовать, что это такое. Затем будут предложены первый анализ и обозрение предмета культурологии. На этой основе можно будет сделать следующий шаг: охарактеризовать основные проблемы и альтернативы, возникшие к настоящему времени в культурологии. В свою очередь такой анализ позволит обсудить методологические основания культурологии и то, как в разных направлениях культурологии понимается культура. Но чтобы читатель смог опереться на эмпирический материал, предварительно будут представлены исследования этапов формирования культуры древнего мира, а также основных этапов формирования личности в культуре. Заключительная глава посвящена культурологическому анализу музыки; приложения содержат определения понятия культуры, а также краткие сведения о культурологических школах.

Статьи в журналах:

  • Vadim Rozin The Moscow Methodological Circle: Its Main Ideas and Evolution // Journal Social Epistemology. A Journal of Knowledge, Culture and Policy Volume 31, 2017 - Issue 1 : Russian Philosophy of Science Guest Editor: Ilya Kasavin . Pages 78-92.
  • http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/02691728.2016.1227395 (Web of Science, научная статья).
  • Розин В.М. Типы, строение и концептуализация науки // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 89-100. (Web of Science, РИНЦ, научная статья, ВАК)
  • Розин В.М.Технология как вызов времени (изучение, понятие и типы технологий) // Philosophy and Cosmology. Научный журнал. 2017. Т. 19. (Web of Science, РИНЦ, научная статья)
  • Розин В.М. Методологическая концепция онтологии социальных наук // Философия, методология и история науки. 2016. Т. 2. N 2. С. 43-54. ISSN 2413-3809. (вышла в 2017). (РИНЦ, научная статья)
  • Розин В.М. О возможности построения гуманитарной технологии // Идеи и идеалы 2017. N 1 (31). С. 9-22. DOI:10.17212/2075-0862-2017-1.1-9-22
  • Розин В.М. Один из механизмов становления творчества и видения новой реальности // Современное образование. — 2017. - № 1. - С. 161-171. DOI: 10.7256/2409-8736.2017.1.21688. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/pp/article_21688.html . (РИНЦ, ВАК, научная статья)
  • Розин В.М. Становление и природа проектирования // Тренды и управление. — 2017. - № 1. - С.61-74. DOI: 10.7256/2454-0730.2017.1.22326. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/ptu/article_22326.html . (РИНЦ, ВАК, научная статья)
  • Розин В.М. Построение оснований мышления и логики: программы Г.Лейбница и Д.Гильберта // Идеи и идеалы. 2017. N 2. С. 36-46. DOI:10.17212/2075-0862-2017-2.1-36-46. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
  • Розин В.М. К проблеме демаркации социологии и социальных наук // Идеи и идеалы. 2017. N 3, Том 2. С. 3-17. DOI:10.17212/2075-0862-2017-3.2-3-17. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
  • Р озин В. М. От смысла текста к смыслу жизни человека в культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2(76). С. 18-25. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
  • Розин В.М. Дискурс и типы будущего // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 52. N 2. С. 137-153. (РИНЦ, ВАК, научная статья)
  • Розин В.М. Общие цели и условия проектирования современной городской среды // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тез. Докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 3-7 апреля 2017 г. Т. 2. МАРХИ. С. 503-505. Тир. 500. (РИНЦ, научная статья).

Книги и учебники:

  • Розин В.М. Проектирование и программирование. Методологическое исследование. Замысел. Разработка. Реализация. Исторический и социальный контекст. М.: ЛЕНАНД, 2018. 160 с.
  • Розин В.М. Психическое заболевание как тренд развития личности и состояние культуры. М.: ЛЕНАНД, 2018. 240 с.
  • Розин В.М. Возобновление методологии. Открытые письма, адресованные последователям Московского методологического кружка. М.: ЛЕНАНД, 2017. 384 с. ISBN 978-5-9710-4107-8
  • Давыдов А.П., Розин В.М. Спор о медиации. Раскол в России и медиация как стратегия его преодоления. М.: ЛЕНАНД, 2017. 288 с. ISBN 978-5-9710-4294-5
  • Розин В.М. Природа. Понятие и этапы развития в европейской культуре. М., 2017. 240 с. ISBN 978-5-9710-4596-0
  • Розин В.М. Исследования-этюды по философии науки. Монография. Йошкар-Ола. ПГТУ, 2017. 356 с. ISBN 978 -5-8158-1843-9
  • Розин В.М. Новая концепция истории. История как образ жизни личности, социальный дискурс и наука. - М.: ЛЕНАНД, 2017. 208 с. ISBN 978-5-9710-4764-3
  • Розин В.М. Психология в фокусе методологии и философии науки . - М.: ЛЕНАНД, 2017. 432 с. ISBN 978-5-9710-4740-7 Техника и технология: от каменных орудий до Интернета и роботов: монография. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. - 280 с.
  • Розин В.М. Философия права: Генезис права. Особенности юридического мышления. Преступная личность. - М., ЛЕНАНД, 2016. - 256 с.
  • Розин В.М. Природа социальности: Проблемы методологии и онтологии социальных наук. М.: ЛЕНАНД, 2016.
  • Розин В.М. Гуманитарные исследования. Искусство и человек в истории, культуре и современности. М.: ЛЕНАНД, 2015.
  • Розин В.М. Философско-педагогические этюды. Изд. ПГТУ. Йошкар-Ола, 2015.
  • Розин В.М. Конституирование и природа индивидуализации (вторая философско-навигационная книга для тьюторов). Москва-Тверь «СФК - офис». 2014.
  • Розин В.М. Мышление: сущность и развитие. Концепции мышления. Роль мыслящей личности. Циклы развития мышления. М.: ЛЕНАНД, 2014.
  • Розин В.М. Логика и методология. От «Аналитик» Аристотеля к «Логико-философскому трактату» Л. Витгенштейна. М.: ЛЕНАНД, 2014.
  • Розин В.М. Эволюция инженерной и проектной деятельности и мысли. Инженерия: становление, развитие, типология. Изд. : ЛЕНАРД. 2013.
  • Розин В.М. Три мироощущения и пути жизни. Философское осмысление религии, эзотерики и рационализма. Йошкар-Ола. ПГТУ, 2013.
  • Розин В.М. Становление и особенности социальных институтов. Культурно-исторический и методологический анализ (в печати, книга). М., 2013.
  • Розин В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности. Ленанд. М., 2012.
  • Розин В.М. Управление в мировом и российских трендах. М.: ЛИБКОМ, 2012. (совместно с Л.Г.Голубковой).
  • Розин В.М. Техника и социальность. Философские различения и концепции. М, 2012.
  • Розин В.М. Философия субъективности. М.: АПК и ППРО, 2011.
  • Розин В.М. Концепция здоровья. Изд. МГМСУ. М., 2011.
  • Розин В.М. Природа любви и сексуальности. Этюды-исследования. Lambert Academic Publishing. Saarbrucken, Germany, 2011.
  • Розин В.М. Метаморфозы российского менталитета. Философские этюды. Изд. URSS. М., 2011.
  • Розин В.М. Природа и генезис европейского искусства (философский и культурно-исторический анализ). М., 2011.
  • Розин В.М. Основные этапы формирования права в Западной Европе и России. Культурно-исторический и философский анализ. 181 с. LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken, Germany 2011.
  • Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. М., 2001.
  • Розин В.М. Научные исследования и схемы в Московском методологическом кружке. М., 2011.
  • Розин В.М. Девиантная и нормальная личность. Различение и демаркация. Lambert Academic Publishing. Saarbrucken, Germany, 2010.
  • Розин В.М. Феноменология и феноменологическая психотерапия: претензии, концептуализация, реальный подход и работа. Lambert Academic Publishing. Saarbrucken, Germany, (Германия), 2010.
  • Розин В.М. Исследование социального развития, качества жизни и общественных потребностей (контрапункт социально-философского и методологического дискурсов). Чебоксары, 2010. (совместно с Г. Калининой и Т. Сильвестровой).
  • Розин В.М. Философия управления. Йошкар-Ола, 2010. (совместно с Л.Г. Голубковой).
  • Розин В.М. Методологические основания психологии. Елец, 2010.
  • Розин В.М. Приобщение к философии: Новый педагогический опыт (Составитель и один из авторов В.М.Розин). М., URSS. 2009.
  • Розин В.М. Традиционная и современная философия. М., URSS, ИФ РАН. 2009.
  • Розин В.М. Феномен множественной личности: По материалам книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана». М.: Книжный дом «ЛИБКОМ», 2008.
  • Розин В.М. Наука: происхождение, развитие, типология, новая концептуализация. Изд. НПО. «МОДЭК». М., 2008.
  • Розин В.М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М.: Книжный дом «ЛИБКОМ», 2008.
  • Розин В.М. Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы. Таганрог, 2007. (совместно с А.К.Юровым, П.Н. Виноградовым).
  • Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. МПСИ. М., 2007.
  • Розин В.М. Методология: предпосылки, становление, современное состояние. М., 2006.
  • Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. М., 2007.
  • Розин В.М. Демаркация науки и религии. Анализ учения Эмануэля Сведенборга. М., 2007.
  • Розин В.М. Мышление и творчество. М., 2006.
  • Розин В.М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы . МПСИ. М., 2006.
  • Розин В.М. Разговор технария и гуманитария в поезде «Томск-Москва» о философии и не только о ней. Томск, 2005 (совместно с Б.И.Кудриным).
  • Розин В.М. Лайтман М. Каббала в контексте истории и современности. УРСС. М., 2005.
  • Розин В.М. Античная культура. Этюды-исследования. МПСИ РАО. М., 2005.
  • Розин В.М. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. МПСИ РАО М., 2005 (книга).
  • Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. Второе. УРСС. М. 2004.
  • Розин В.М. Психология личности (концепции, проблемы, генезис). ЕГУ. Елец, 2004.
  • Розин В.М. Личность и ее изучение. УРСС. М., 2004.
  • Розин В.М. Предпосылки и особенности античной культуры. ИФРАН. М., 2004.
  • Розин В.М. Теория культуры. NOTA BENE. М., 2004.
  • Розин В.М. Право, власть, гражданское общество. «Адилет» Алматы, 2003.
  • Розин В.М. Генезис права . NOTA BENE. М., 2003.
  • Розин В.М. Культурология. Учебник. «Гардарики». Второе издание. М., 2003
  • Розин В.М. Проникновение в мышление. УРСС М., 2002.
  • Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста . М., 2002.
  • Розин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека . М., 2001.
  • Розин В.М. Философия техники . М., 2001.
  • Розин В.М. Семиотические исследования . М., 2001.
  • Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления . М., 2000.
  • Розин В.М. Философия образования. (совм. с С.К.Булдаковым). М., 1999.
  • Розин В.М. Разговор технария и гуманитария в поезде "Лена-Москва" о философии техники и не только о ней. М., 1999. (совм. с Б.И.Кудриным)
  • Розин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и во взглядах на половое воспитание . М., 1999. "Логос", "Высшая школа".
  • Розин В.М. Беседы о реальности и сновидения Марка Вадимова. (Методологический роман). М., УРСС, 1998.
  • Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения. М., УРСС, 1998.
  • Розин В.М. Культурология. (Учебник). М., ФОРУМ-ИНФРА-М. 1998
  • Розин В.М. Горохов В. Г. Введение в философию техники. М., ИНФРА-М, 1998.
  • Розин В.М. Психология: теория и практика. М.: Форум 1997.
  • Розин В.М. Введение в культурологию . М.: Форум. 1997.
  • Розин В.М. Горохов В. Г. Философия техники: история и современность / Розин В. М., В.Г. Горохов, И.Ю. Алексеева, О.В. Аронсон, М., 1997.
  • Розин В.М., Ладыжец Н. С. Социально-педагогические аспекты развития регионального университета // Розин В.М., Н.С.Ладыжец, Л.А.Сабурова// Социально-культурные аспекты регионального университета. Ижевск, 1996
  • Розин В.М. Юридическое мышление в исторической и современной перспективе. Тольятти, 1996.
  • Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир . М., 1996 (книга)
  • Розин В.М. Шапинский И. Природа любви. М., 1993
  • Розин В.М. Судьба молодой семьи. Московский рабочий. М., 1990.
  • Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук . Красноярск. 1989

Учебные пособия:

  • Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. Учебное пособие. (2007);
  • Розин В.М. Психология: наука и практика: учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.01.-Психология). (2005);
  • Розин В.М. Человек культурный: Введение в антропологию: Учебно-методическое пособие. (2003)
  • Розин В.М. Культурология. Учебник. 2-е изд. (2003)
  • Розин В.М. Психология для юристов. М.: Форум. 1997
  • Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: РОУ, 1994
  • Розин В.М. Введение в культурологию // Международная педагогическая академия. М., 1994

Культурология. Розин В.М.

ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 6
1. КАК ЕГИПЕТСКИЕ ЖРЕЦЫ ПРИШЛИ К ИДЕЕ ПИРАМИДЫ 6
2. ЭКОНОМИКА С КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 17
3. ДВЕ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА 30
4. ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗЦОВ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, 45
ГЛАВА ВТОРАЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРЕДМЕТ 47
1. ОБЩАЯ ПАНОРАМА 47
2. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 50
3. ДИЛЕММЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 55
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. КОНЦЕПЦИИ (ПАРАДИГМЫ) КУЛЬТУРОЛОГИИ 60
1.ЭВОЛЮЦИОНИСТСКАЯ, ПАРАДИГМА 60
2. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ 62
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 67
4. ФУНКЦИОНАЛИСТСКАЯ ПАРАДИГМА 71
5. СТРУКТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 73
6. ПАРАДИГМА ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ 76
7. ПАРАДИГМА ПОСТМОДЕРНА 79
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ГЕНЕЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ОТ «ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА» ДО АНТИЧНОГО ПОЛИСА) 84
1. СЕМИОТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА 84
2. КУЛЬТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 87
3. АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 94
4. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦАРСТВ 108
5. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 116
6. ЗАКАТ ВЕЛИКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ЗАРОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 120
7. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА 123
8. ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 145
ГЛАВА ПЯТАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ 148
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ 148
2. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 150
3. ТРЕХСЛОЙНАЯ СХЕМА НАУКИ 158
4. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ И ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОДЫ 166
5. ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД В КУЛЬТУРОЛОГИИ 171
6. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 173
7. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА 176
8. КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 178
9. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 182
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ 189
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛИЧНОСТЬ» И «ИНДИВИД» 189
3. КОНЦЕПЦИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ ПО М. ФУКО 202
4. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ, ЛИЧНОСТЬ-КУЛЬТУРА 212
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ 216
6. ЧЕЛОВЕК - СЕМИОТИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО 218
7. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ 228
8. ОБРАТНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ НА КУЛЬТУРУ 235
9. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИЧНОСТИ 240
10.РЕНЕССАНСНАЯ ЛИЧНОСТЬ 255
11. ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ» В РАБОТАХ И. КАНТА 259
12. КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИЧНОСТИ 261
13. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ 264
14. ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКОГО ПОДХОДА 272
15. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ М. ФУКО 275
16. ОТ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ К ЛИЧНОСТИ «ВОЗМОЖНОЙ» 285
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНЫХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК 296
1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ШКОЛЫ) 296
2. ОБЪЯСНЕНИЕ Л. ИОНИНЫМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 307
3. ПОНИМАНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ 312
4. ПРИРОДА И СМЫСЛ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 320
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫИ ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 333
1. ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ 333
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МУЗЫКОВЕДЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Э. КУРТА И Б. АСАФЬЕВА 343
3. МУЗЫКА НА РУБЕЖЕ XXI В. 352
4. ИСКУССТВО КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ И «ПОСТАВ» 359
ПРИЛОЖЕНИЯ 374
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ 374
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ШКОЛЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 377
ЛИТЕРАТУРА 382

Музыка как вид искусства. 1. Розин В.М. Культурология: Учебник

1. Розин В.М

2. Зильберквит М.А . Мир музыки. М., 1988.

3. Виды искусства в социалистической художественной культуре. М., 1984.

4. Олейник М .А . Проблема музыкальной коммуникации в современной культуре // Философия и общество. 2009. № 1.

5. Букетова Т.А. Музыкальные поля видения и артикуляции в историко-культурных пространствах рубежа ХХ века // Философия и общество. 2003. № 4.

6. Козлова О.Д. Вариации на тему искусства: Учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. Пермь, 2007.

«Могучая кучка»

1. Третьякова Л .С

2. Добровинский Р.Г

3. Орлова А.А . Мусоргский в Петербурге. Л., 1974.

4. Кунин И.Ф

5. Гнилов В .Г . Вклад славянских композиторов в развитие музыкальной культуры Европы (XIX – XX вв.) // Вопросы истории. 2006. №8.

С.А. Бородин

1. Дианин С.А. Бородин. М., 1960 .

2. Дубровинский Р.Г . Композитор, ищущий неизвестности. М., 1978.

М.П. Мусоргский

1. Абызова Е.Н. Модест Петрович Мусоргский. М., 1986.

2. Орлова А.А. Мусоргский в Петербурге. Л., 1974.

3. Культурология . История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Н.А. Римский-Корсаков

1. Курин И.Ф . Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., 1983.

2. Третьякова Л.С . Молодая музыкальная Россия. М., 1985.

С.В. Рахманинов

1. Алексеев А.Д . С.В. Рахманинов. М., 1954.

2. Энтелис Л.А.

3. Гнилов В .Г . Вклад славянских композиторов в развитие музыкальной культуры Европы (XIX – XX вв.) // Вопросы истории. 2006. № 8.

Д.Д. Шостакович

1. Грум-Гржимайло Т.Н. О Шостаковиче. М., 1990.

2. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов ХХ века. Л., 1975.

Ф.И. Шаляпин

1. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. Пермь, 1961.

2. Петелин В . Восхождение: Документальное повествование о молодом Шаляпине // Москва. 1989. № 3-5.

Современная молодежная субкультура и музыка

1. Розин В.М . Культурология: Учебник. М., 2004. Гл. 8.

2. Культурология . ХХ век: Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 1998.

3. Воробьева Т. История ансамбля «Битлз». Л., 1990.

4. Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: Размышления о неформальном дви­жении. М., 1989.

5. Кукаркин А.В . Буржуазная массовая культура. М., 1985.

6. Музыка

7. Троицкий А.К

8. Федоров Е.В.

Русский рок

1. Розин В.М . Культурология: Учебник. М., 2004.

2. Федоров Е.В. Рок в нескольких лицах. М., 1989.

3. Троицкий А.К . Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии. М., 1990.

4. Музыка и общение молодежи. М., 1985.

5. Культурология . ХХ век:Энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. С.Я. Левит. М., 1998.

Тема 8. ТЕАТР И КИНО ХIХ – ХХI ВЕКОВ

План семинара

1. Специфика театрального искусства. Развитие отечественного театра в ХIХ – ХХI вв.

2. Кинематограф. Отечественное киноискусство.

Цель настоящего пособия - познакомить читателя с реальностью культурологической работы. В настоящем учебном пособии освещены основные культурологические направления и концепции, дан анализ предмета культурологии, рассмотрены актуальные проблемы данной научной дисциплины. В пособии также раскрыты методологические основания культурологии (этапы становления науки, философия и история культуры и т.д.), представлены исследования этапов формирования культуры древнего мира и основные этапы формирования личности в культуре. В заключительной главе пособия проведен культурологический анализ музыки. Приложения, размещенные в учебном пособии, содержат определения понятия культуры, а также краткие сведения о культурологических школах.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.