Разбор глагола не. Как сделать морфологический разбор глагола: схема и примеры. Морфологический разбор глагола «разглядываю»
Что называется многоугольником? Виды многоугольников. МНОГОУГОЛЬНИК, плоская геометрическая фигура с тремя или более сторонами, пересекающимися в трех или более точках (вершинах). Определение. Многоугольник - это геометрическая фигура, ограниченная со всех сторон замкнутой ломаной линией, состоящая из трех и более отрезков (звеньев). Треугольник безусловно является многоугольником. А многоугольник — это фигура, у которой от пяти углов и больше.
Определение. Четырехугольник - это плоская геометрическая фигура, состоящая из четырех точек (вершин четырехугольника) и четырех последовательно соединяющих их отрезков (сторон четырехугольника).
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые. Они называются в соответствии с числом сторон или вершин: ТРЕУГОЛЬНИК (трехсторонний); ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК (четырехсторонний); ПЯТИУГОЛЬНИК (пятисторонний) и т.д. В элементарной геометрии М. называется фигура,ограниченная прямыми линиями, называемыми сторонами. Точки, в которыхстороны пересекаются, называются вершинами. У многоугольника углов больше, чем три. Так принято или условлено.
Треугольник — он и есть треугольник. И четырехугольник тоже не многоугольник, да и четырехугольником не зовется — это либо квадрат, либо ромб, либо трапеция. Тот факт многоугольник с тремя сторонами и тремя углами имеет собственное название «треугольник» не лишает его статуса многоугольника.
Смотреть что такое «МНОГОУГОЛЬНИК» в других словарях:
Мы узнаем, что эта фигура ограничена замкнутой ломаной, которая в свою очередь бывает простой, замкнутой. Поговорим о том, что многоугольники бывают плоскими, правильными, выпуклыми. Кто не слышал о загадочном Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты? А ведь знакомый нам с детства треугольник таит в себе немало интересного и загадочного.
Хотя конечно фигура, состоящая из трёх углов тоже может считаться многоугольником
Но для характеристики фигуры этого не достаточно. Ломаной А1А2…Аn называется фигура, которая состоит из точек А1,А2,…Аn и соединяющих их отрезков А1А2, А2А3,…. Простая замкнутая ломаная называется многоугольником, если ее соседние звенья не лежат на одной прямой (рис.5). Подставьте в слове “многоугольник” вместо части “много” конкретное число, например 3. Вы получите треугольник. Заметим, что, сколько углов, столько и сторон, поэтому эти фигуры вполне можно было бы назвать и многосторонниками.
Пусть А1А2…А n – данный выпуклый многоугольник и n>3. Проведем в нем (из одной вершины) диагонали
Сумма углов каждого треугольника равна 1800, а число этих треугольников n – 2. Поэтому сумма углов выпуклого n – угольника А1А2…А n равна 1800* (n — 2). Теорема доказана. Внешним углом выпуклого многоугольника при данной вершине называется угол, смежный внутреннему углу многоугольника при этой вершине.
В четырехугольнике, проведите прямую так, чтобы она разделила его на три треугольника
У четырехугольника никогда на одной прямой не лежат три вершины. Слово “многоугольник” указывает на то, что у всех фигур этого семейства “много углов”. Ломаная называется простой, если она не имеет самопересечений (рис.2,3).
Длиной ломаной называется сумма длин ее звеньев (рис.4). В случае n=3 теорема справедлива. Так что квадрат можно назвать по-другому – правильным четырехугольником. Такие фигуры давно интересовали мастеров, украшавших здания.
Число вершин равняется числусторон. Ломаная называется замкнутой, если у нее концы совпадают. Из них получались красивые узоры, например на паркете. Наша пятиконечная звезда – правильная пятиугольная звезда.
Но не из всех правильных многоугольников можно было сложить паркет. Рассмотрим подробнее два вида многоугольников: треугольник и четырехугольник. Многоугольник у которого все внутренние углы равны называется правильным. Многоугольники называются в соответствии с числом его сторон или вершин.
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. |
|||
Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: |
|||
Постоянные морфологические признаки: |
|||
вид (совершенный, несовершенный); |
|||
возвратность (невозвратный, возвратный); |
|||
переходность (переходный, непереходный); |
|||
Непостоянные морфологические признаки: |
|||
наклонение ; |
|||
время (в изъявительном наклонении); |
|||
число ; |
|||
лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); |
|||
род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения). |
|||
Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
Любишь
что делаешь?
Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.
Кататься
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Охарактеризуйте глагол как часть речи. Дайте понятие о спрягаемых и неспрягаемых глагольных формах. Из выделенных предложений выберите все глагольные формы и определите, какие из них являются спрягаемыми, а какие – неспрягаемыми.
Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает действие, состояние, отношение: писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться. Классификация глаголов В зависимости от вида совершенного вида, несовершенного вида. По переходности переходные, непереходные. По возвратности возвратные, невозвратные. По типу изменения 1-го спряжения, 2-го спряжения, разноспрягаемые, особоспрягаемые. По характеру действующего лица
Изменение глаголов Глаголы изменяютсяпо наклонениям , которых три: изъявительное :Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение ; условное (сослагательное) :Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп - жил бы в Сочи ; повелительное :Семь раз отмерь - один отрежь; Век живи - век учись. В изъявительном наклонении глаголы изменяютсяпо временам , которых три: настоящее :Светит месяц, светит ясный; Поёт зима, аукает, мохнатый снег баюкает; прошедшее :В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе на третье в ночь; будущее :Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в поря поведём корабли. В настоящем и будущем времени глаголы изменяютсяпо лицами и числам (спрягаются) : пишу - пишешь - пишет - пишем - пишете - пишут; прочитаю - прочитаешь - прочитает - прочитаем - прочитаете - прочитают; буду писать - будешь писать - будет писать - будем писать - будете писать - будут писать. В прошедшем времени глаголы изменяютсяпо числам , а в единственном числе -по родам : писал - писала - писало - писали; прочитал - прочитала - прочитало - прочитали. Начальная форма глагола - инфинитив (неопределённая форма глагола) :гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь. Среди форм глагола выделяются спрягаемые (формы наклонений), неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие). |
Произведите морфологический анализ слова занимала .
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делала?
Н. ф. – занимать . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) прошедшего времени; 3) единственного числа.
Подготовьте фрагмент урока русского языка, иллюстрирующие приемы анализа явления переходности в системе частей речи на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте явление переходности в системе частей речи как способ пополнения лексико-грамматических разрядов слов. Разработайте творческие задания, демонстрирующие текстообразующую роль глагола в повествовательных текстах, покажите методику их проведения в школе на основе психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите принадлежность выделенных слов к определённой части речи, произведите морфологический анализ слова миленьком .
Цель урока:
1) дать понятие о явлениях переходности в системе частей речи.
2) научить различать переход одной части речи в другие.
3) отработка умения находить.
Ход урока
1. Учитель:
12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.
На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.
План морфологического разбора глагола
Часть речи: глагол ;
Вопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.
Общее значение: действие предмета.
Морфологические признаки:
Начальная (неопределенная) форма;
Постоянные признаки : вид, переходность, возвратность, спряжение;
Непостоянные признаки : наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).
Синтаксическая роль
Схема 1. Непостоянные признаки глагола
Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .
Морфологический разбор глагола
Увидите - глагол;
I. (что сделаете?) увидите ;
Н.ф. - увидеть ;
II. Пост. - сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;
Непост. - изъявит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.
III. Вы (что сделаете?) увидите.
Некоторые трудности в морфологическом разборе глагола
Трудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.
Например: Если бы я завтра приехал , то обязательно пришел бы на день рождения.
Я буду всегда вас помнить .
Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).
повелит. накл. изъявит. накл.
Сравните: Учите правила основательно. - Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Глагол как часть речи. СРЯ ().
- Спряжение глаголов ().
- Культура письменной речи. Правописание глаголов ().
- Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов ().
- Дидактические материалы. Раздел «Глагол» ().
- Стилистическое использование глаголов в художественной речи ().
Домашнее задание
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел ...
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.